Уровень газификации в России, стоит ли ждать изменений? Минус газификация всей страны.

Президент РФ В. Путин:
«Принципиальный вопрос - газификация. Поддерживаю инициативу компании «Газпром» по реализации масштабной программы газификации страны. В нее должно быть вложено не менее 35 миллиардов рублей в ближайшие три года. Такая программа особенно необходима сельским территориям страны. При этом улучшение жизни на селе, развитие агропромышленного производства считаю, безусловно, приоритетным».
(Из выступления на встрече с членами Правительства, руководством Федерального Собрания и членами президиума Государственного совета,
5 сентября 2005 года)
Первый заместитель председателя Правительства Д. Медведев:
«В ближайшее время на совещании в «Газпроме» мы рассмотрим программу газификации страны, которая будет в предстоящие три года реализована в регионах России».
(Выступление на заседании Совета при Президенте Российской Федерации по реализации приоритетных национальных проектов,
29 ноября 2005 года)
113

«Газпром» серьезно подготовился к реализации своей очередной государственной задачи - программы газификации субъектов РФ. Объемы беспрецедентны, сроки очень напряженные. Новая инициатива «Газпрома» - расширенная газификация населенных пунктов, квартир, домов, социальных объектов - будет всячески поддержана на федеральном уровне и, я уверен, на региональном уровне. Сегодня мы дали старт еще одному корпоративному проекту национального масштаба».
«Программа газификации - это пример плодотворного партнерства государства и бизнеса в решении самых насущных проблем россиян lt;...gt; Мы довольно часто говорим о сотрудничестве бизнеса и власти. В данном случае это не просто разговоры, а реальная программа действий».
(Выступление на совещании по газификации регионов РФ в Новом Уренгое, 16 декабря 2005 года) мая 2005 года в Самаре прошла научно-практическая конференция «Региональная политика в газовой отрасли», в которой приняли участие представители Госдумы, Министерства регионального развития РФ, руководители крупнейших газовых компаний страны.
Основным пунктом принятой на конференции резолюции стало утверждение, что России необходима единая программа газификации регионов и единая концепция развития газовой отрасли. октября 2005 года состоялось заседание Комиссии по региональной политике ОАО «Газпром», которое провел руководитель комиссии, заместитель председателя правления
114

компании Александр Рязанов. На заседании были рассмотрены предварительные итоги выполнения Программы газификации регионов РФ в 2005 году и принципы ее формирования на 2006 год.
Комиссия рекомендовала ООО «Межрегионгаз» и ОАО «Газпромрегионгаз» при формировании проекта программы газификации ОАО «Газпром» на 2006 год, наряду с предложениями федеральных органов власти и положениями Концепции участия «Газпрома» в газификации российских регионов, в каждом конкретном случае обратить особое внимание на: состояние оплаты текущих поставок и погашения имеющейся задолженности за поставленный в регион газ; уровень газификации региона; наличие Генеральной схемы газификации и договора о газификации между ОАО «Газпром» и администрацией субъекта РФ.
В настоящее время уровень газификации природным газом составляет в России 53%, в т. ч. в городах - 60%, сельской местности - 34%.
Общее количество газифицированных квартир и домовладений превышает 28,7 млн.
Для поставок газа на внутренний рынок построено и находится в эксплуатации более 3,5 тыс. газопроводов-отводов протяженностью свыше 40 тыс. км и около 430 тыс. км газораспределительных сетей.
Регионы газифицированы крайне неравномерно. В некоторых регионах России уровень газификации уже сейчас приближается к 100%, в первую очередь в Татарстане и Башкирии, но большинство территорий далеки от этого показателя. К примеру, в довольно благополучной Нижегородской области он равен 70%. В Сибирском федеральном округе снабжение природным газом домов, коммунально-бытовых и про-
115

мышленных предприятий в городах и поселках городского типа составляет 4,9%, в сельской местности - 1,7%.
В России создана разветвленная сеть магистральных и распределительных газопроводов общей протяженностью свыше 520 тыс. км, которая обеспечивает поставки газа почти в 1,5 тыс. городов и поселков городского типа, а также в 19,7 тыс. сельских населенных пунктов. Ежегодно на селе вводится в действие по 10-12 тыс. км распределительных газовых сетей.
Поставки газа на внутренний рынок в среднем составляют 53% от общего объема продаж. Однако отсутствие единой программы газификации страны и органов исполнительной власти, ответственных за газификацию регионов, региональной политики газоснабжения на государственном уровне привело к тому, что значительная часть субъектов Российской Федерации, включая регионы Восточной Сибири, Дальнего Востока и Северо-Запада, не газифицированы при наличии ресурсов природного и попутного (нефтяного) газа.
Финансовые средства, ежегодно предусматриваемые в федеральном и региональных бюджетах, разобщены по разным статьям и программам, во многих регионах не используются возможности включения инвестиционных составляющих в тарифы газораспределительных организаций.
Открытое акционерное общество «Газпром» - крупнейшая газовая компания мира, занимающаяся геологоразведкой и добычей газа, его транспортировкой и переработкой, а также реализацией газа в России и за ее пределами.
Государство является крупнейшим акционером «Газпрома» - на его долю приходится 38,37% акций компании. «Газпром» располагает самыми богатыми в мире запасами природного газа. Его доля в мировых запасах газа составляет 16%, в российских - почти 60%. Разведанные запасы газа «Газпрома» оцениваются в 28,8 трлн. куб. м.
116

За последние 4 года за счет собственных средств «Газпром» построил 4800 км распределительных газопроводов.
Объем финансирования только строительства новых трубопроводов рос быстрыми темпами: с 1,2 млрд. рублей в 2003 году до 2,7 млрд. в 2004 году и почти 5 млрд. рублей в нынешнем году. Причем на 2005 год в планы газификации «Газпрома» попали 40 регионов вместо 34, значившихся в планах прошлого года. По плану газовый гигант тратит на газификацию около 8-10 млрд. рублей в год.
16 декабря 2005 года на совещании по газификации регионов РФ в Новом Уренгое первый заместитель председателя Правительства РФ, председатель совета директоров ОАО «Газпром» Дмитрий Медведев поднял вопрос реализации социального проекта федерального значения - новой программы «Газпрома» по газификации регионов России.
Новая программа газификации регионов, разработанная ОАО «Газпром», должна стать весьма крупным социальным проектом, «органически связанным с реализацией существующих национальных приоритетов».
Программа предусматривает: газификацию более 1120 населенных пунктов. В результате ее реализации повысится уровень жизни почти 11 млн. человек. Дополнительно будут газифицированы 20 тыс. больниц, детских садов и школ; в течение 2-3 лет необходимо поднять средний уровень газификации в России до 60%, в том числе в городах - до 66%, в сельской местности - до 42%; на программу в общей сложности выделяется 35 млрд. рублей, из них 5 млрд. рублей в 2006 году.
За последние 3 года на развитие газоснабжения и газификации регионов РФ «Газпромом» было направлено 11,5 млрд. руб.
117

Для обеспечения программы газификации потребуется добывать дополнительно 9 млрд. куб. м газа ежегодно, в том числе 4,4 млрд. куб. м - для коммунально-бытовых потребителей.
Для начала работы программы необходимо усиление работы по подготовке к газификации - в ряде регионов эта работа находится лишь на начальной стадии. Со стороны администраций регионов необходима активизация работы по погашению имеющейся задолженности за поставленный газ, поскольку полная и своевременная оплата поставок является главным условием бесперебойного обеспечения природным газом потребителей регионов.
Среди федеральных округов наибольшую задолженность имеет Южный федеральный округ. Важной составляющей эффективной работы по газификации регионов является совершенствование деятельности региональных газораспределительных систем, входящих в систему «Газпрома», путем поэтапного объединения газораспределительных организаций в общую структуру в рамках отдельных субъектов РФ.
Необходимо упорядочить нормы потребления природного газа населением, которые зачастую отличаются в пределах одной климатической зоны более чем в 3 раза.
«Газпром» рассчитывает на деловое и конструктивное сотрудничество с администрациями субъектов РФ, на их помощь в оперативном решении вопросов, связанных с принятием постановлений о начале проектирования и строительства, оформлением актов выбора газотранспортных трасс и отвода земель, получением технических условий и согласований.
В регионах должны быть приняты дополнительные меры по форсированию подготовки потребителей к приему газа, чтобы построенные дорогостоящие объекты газификации не простаивали из-за неготовности потребителей. Одновременно с увеличением объемов поставок должна быть усиле-
118

на работа на местах по энергосбережению и повышению эффективности использования газа, а на федеральном уровне - по формированию рациональной ценовой и тарифной политики в сфере распределения и поставок газа.
Реализация программы газификации на 2005-2007 годы позволит газифицировать 3851 тыс. квартир и домовладении, из них в городах - 2673 тыс., в сельской местности - 1178 тыс., перевести на природный газ около 20 тыс. коммунально-бытовых предприятий (больницы, детские сады, школы и т. д.), более 5 тыс. сельских и поселковых отопительных котельных, более 500 сельскохозяйственных предприятий. За время действия программы должно быть построено более 12 тыс. км новых газопроводов.
Программы ОАО «Газпром» по газификации регионов РФ формируются на современных методологических принципах.
В их основе - Генеральные схемы газоснабжения и газификации, разработанные с учетом оптимизации структуры региональных топливно-энергетических балансов и учитывающие социальную значимость потребителей. В Генеральных схемах предусматривается вовлечение в хозяйственный оборот местных ресурсов, реализация имеющегося потенциала энергосбережения в сфере потребления газа, максимальное использование современных технических решений, материалов и строительных технологий.

Уровень газификации России - тема сложная. Ее используют как символ неспособности власти наладить цивилизованную жизнь во многих регионах страны. Причем районы без газа есть как в труднодоступных частях нашей Родины, так и в Московской области.

Газификация России в процентах

Не газифицированы поселки, находящиеся в регионах добычи газа. На июдь 2016 года газификация России составляла 66%.

Уровень газификации европейских стран более 90%, как и Армении, например. Украина газифицирована на 72%.

В 1991 году страна была газифицирована на 40%, Медведев в 2009-ом обещал провести газ в каждый поселок до 2015 года. Почему не получилось и как вообще происходит этот процесс?

Газификация страны лежит на структурах Газпрома - до границ поселков, Газпром финансирует проектно-изыскательские и строительные работы. Внутрипоселковые газопроводы строит администрация поселения за счет бюджетных и иных привлеченных ею средств. Газпром считает, что полностью выполняет свои обязательства, а программа газификации рассчитана не до 2015 года, а до 2020-го.

Но критики справедливо полагают, что Газпром теряет интерес к финансированию этого проекта (естественно, выгоднее газ продавать заграничным потребителям), темпы строительства газопроводов с каждым годом уменьшаются. Проект газификации России убыточен: цена за газ для России и для заграницы разная, к тому же потребители России должны огромную сумму - чуть меньше 200 миллиардов рублей! Это сопоставимо с инвестициями в газификацию вообще - с 2005 года около 500 миллиардов денег Газпрома и бюджетов субъектов. Получается, что неплательщики должны половину этой суммы.

Недогазификацию Сибири объясняют доступностью угля. Тем не менее, со строительством "Силы Сибири" обещают ситуацию исправить.

Программа газификации Московской области до 2020 года

Программа газификации Московской области доступна на на карте или списком. Там же есть калькулятор стоимости технологического присоединения дома к сетям газораспределения. И тут подходим к следующему барьеру для всеобщей газификации: в Подмосковье это очень-очень дорого! Дешевле дровами топить. При подсчете всех расходов получится, что стоить это удовольствие для владельца частного дома будет не то что за 100 тысяч рублей - все двести! и дороже. Зависит от метража, объема потребляемого газа, стоимости оборудования и его качества (практично объединяться с соседями - выйдет дешевле).

Пишут, что за границей власти помогают населению оплатить часть расходов или выдают дешевые кредиты. На совещании правительства по вопросам газоснабжения летом прошедшего года вопрос об этом не поднимался, или не поднимался в присутствии прессы. Меры по улучшению ситуации касаются юрлиц и субъектов, отсутствия синхронности в их работе. Ведь строительство газопровода - это труд газовиков плюс готовность принять его и продолжить во стороны городов и поселков, ждущих голубое топливо.

Когда мы слышим слова «деревня» или «село», нам тот час представляются старенькие домики с покошенными крышами, поля, заросшие сорняком, отсутствие дорог, постоянные перебои с электричеством, колодцы с ключевой водой и бабушки, сидящие на лавочках вдоль столетних заборов, якобы заботящихся об их безопасности и безопасности их скудного хозяйства.

Чтобы изменить стереотипы малых населённых пунктов в XXI веке, требуется внедрение на их территориях инновационных энергоэффективных нересурсоёмких экологичных технологий, позволяющих с избытком обеспечить хозяйство жителей таких территорий и их самих достаточным потенциалом для модернизации, улучшения и развития «жизни на селе».

Немаловажным критерием внедряемых инноваций должен стать принцип экономической эффективности эксплуатации и производства конечного продукта.

Таким образом, мы приходим к тому, что главными задачами Государства в настоящий период должны стать:

  • развитие и организация инфраструктуры;

Когда мы говорим об инфраструктуре, мы должны учитывать весь необходимый для современной жизни и ведения бизнеса спектр ресурсов.

Ключевыми здесь должны стать :

  • газификация,
  • электрификация,
  • водоснабжение,
  • водоотведение,
  • телефонизация,
  • Интернет,
  • дороги.

Развитие инфраструктуры значительным образом повлияет, в том числе, и на улучшение инвестиционного климата для того, чтобы регион или населённый пункт стал более инвест-привлекательным.

Но без установления специальных налоговых режимов или особых экономических зон, решение столь сложного вопроса считаю не возможным! Необходимо дать все возможности отечественному инвестору организовывать и развивать бизнес в экономически неэффективных неразвитых регионах, привлекать свежую рабочую силу, осуществлять идею социального развития региона.

Каждый здравомыслящий человек понимает, что первостепенным критерием развития инфраструктуры региона является показатель газификации данного региона. От того, в каждом ли малом населённом пункте есть газ, напрямую зависит – есть ли там более или менее цивилизованная «жизнь».

В отсутствие газификации деревни и села погибают – жители покидают свои дома в поисках «нормальной» жизни, достойной уровня XXI века. Остаются лишь те, кто принял решение «доживать свой век здесь», а зачастую это люди, которые защищали нашу Родину - те, о ком Государство обязано позаботиться в первую очередь!

Ярким примером беспрецедентной безответственности Государства и несовершенства Российского законодательства, может стать деревня Кощейково, расположенная на 43-ем километре трассы «Холмогоры», вошедшая в состав городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области.

По настоящее время деревня не газифицирована. Совет депутатов городского поселения Лесной в 2010 году выдели 2 млн. рублей на проектно-изыскательские работы по газификации данной деревни, которые были выполнены. Проект прошёл экспертизу с положительным заключением ГАУ МО «Мособлэкспертиза» № 50-1-5-0135-11 от 16.02.2011г., после чего в Топливно-энергетический комитет Московской области было направлено письмо Администрации Пушкинского муниципального района с просьбой о включении деревни Кощейково в программу Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2012 годы».

28.06.2011 года за № 1/12-2590 в адрес руководителя Администрации Пушкинского муниципального района пришёл ответ, в котором сообщается, что деревня Кощейково не включена в Программу по причине недостаточного количества постоянно зарегистрированных жителей.

В ответ на наше обращение на имя Заместителя Председателя Правительства Московской области о газификации д. Кощейково городского поселения «Лесной» Пушкинского муниципального района Московской области (Исх. № 39 от 22.03.2012г.) Топливно-энергетический комитет Московской области (в воём письме № 10/2741 от 16.04.2012) сообщает, что согласно реализуемой в настоящее время на территории Московской области Программы Правительства Московской области «Газификация населённых пунктов Московской области на 2005-2013 годы», утвержденной постановлением Правительства Московской области от 20.12.2004 № 778/50, предусмотрено строительство газопроводов высокого давления к населённым пунктам с количеством постоянно зарегистрированных жителей от 200 человек.

По данным Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Московской области количество постоянно зарегистрированных жителей в д. Кощейково составляет 26 человек, в связи с чем газификация деревни не предусмотрена вышеуказанным нормативным правовым актом.

В случае с деревней Кощейково есть готовый проект, положительное заключение ГАУ МО «Мособлэкспертиза», фактическая необходимость газификации домов, где постоянно прописаны 26 человек, а постоянно проживают 82 семьи, но нет возможности бюджета городского поселения «Лесной» и бюджета Пушкинского муниципального района профинансировать работы по газификации.

Стоит обратить внимание, что обсуждаемая проблема - это проблема не только Пушкинского муниципального района, но и ряда других районов Московской области, и России в целом.

Замечу, что проблема газификации имеет большую социальную важность и способствует снятию социальной напряжённости среди населения. Также отмечу, что газификация малых населенных пунктов (таких, как деревня Кощейково) позволит развивать территории малых деревень, сделать их более привлекательными в инвестиционном плане для малоэтажного строительства, развития индивидуального жилищного строительства и, в конечном счете, будет способствовать улучшению качества жизни и росту сельского населения в России.

Таким образом, в деревне Кощейково решить вопрос газификации можно лишь двумя способами:

  • Изыскать возможность выделения бюджетом Московской области городскому поселению Лесной Пушкинского муниципального района целевых средств (субсидий) в сумме 12 млн. рублей для завершения мероприятий по газификации деревни Кощейково.
  • Внести изменения в концепцию формирования Перечня мероприятий по газификации сельских населенных пунктов в Московской области в 2007-2014 годах, утвержденную Постановлением Правительства Московской области от 30.08.2006 № 837/33 «О мероприятиях по газификации сельских населённых пунктов в Московской области в 2007-2014 годах» (в части изменения ценза – числа постоянно зарегистрированных жителей с 200 человек до 25 человек).

Андрей Одинцов , депутат Совета депутатов городского поселения Лесной Пушкинского муниципального района Московской области, участник проекта «Я - Депутат»

Десять российских регионов в рамках масштабной программы газификации полностью выполняют обязательства и вовремя подключают потребителей к газу, еще 14 регионов сильно отстают от плана, а пять вовсе его игнорируют. Это Хабаровский и Ставропольский края, Дагестан, Карачаево-Черкесия и Камчатка. Остальные более или менее идут по графику.

Об этом сообщил гендиректор "Газпром межрегионгаза" Кирилл Селезнев, рассказывая об итогах программы 2005-2017 годов. В этом году в программе участвует чуть меньше регионов - не 68, а 66. При этом пересматривать ее и брать на себя обязательства по строительству внутрипоселковых газопроводов, домовой разводки и прочего поставщик не будет: Селезнев напомнил, что компания и регионы четко разграничили сферы ответственности, когда были еще в начале пути. "Газпром" подводит трубу к границе населенного пункта, а дальше наступает зона ответственности местной администрации.

"Газпром" проводит масштабную программу газификации регионов с середины 2005 года. За это время построено более 30 тысяч километров газопроводов, подведенных более чем к четырем тысячам населенных пунктов. Компания строит межпоселковые газопроводы, а администрация города - уличные распределительные сети, готовя к приему газа как население, так и котельные.

Если в 2005 году страна была газифицирована примерно наполовину, то к началу 2018 года - на 68,1 процента. За это время в строительство межпоселковых труб вложено почти 325 миллиардов рублей. В этом году - еще 36,7 миллиарда. Сюда не входят средства, вложенные региональными администрациями для внутрипоселковых газопроводов.

С ростом газификации в прошлом году объемы продаж газа на внутреннем рынке тоже повысились - на семь процентов (до 229,9 миллиарда кубометров), но в этом году, скорее всего, объемы немного упадут - до 222 миллиардов кубометров, допустил Селезнев. В структуре потребителей газа наибольшая доля приходится на электроэнергетический сектор - более 30 процентов, на втором месте - население (примерно пятая часть). Кто, по прогнозу, снизит потребление, пока неясно.

По оценкам поставщика, темпы газификации тормозит рост просроченной задолженности потребителей за уже поставленный газ. Условно самые дисциплинированные - электроэнергетики и бюджетные учреждения, чьи долги к началу мая оказались наиболее низкими - около 16 миллиардов рублей. Больше всего задолжали теплоснабжающие организации и население - в сумме более ста миллиардов рублей. Существенный долг - у Приморья, Центрального и Северо-Кавказского округов. Пытаясь повысить собираемость платежей, поставщик газа действует и через правоохранительные органы. Примечательно, что после рассылки уведомлений с требованием погасить долг потребители оплатили почти десять миллиардов рублей.

Долги потребителей тормозят темпы газификации России

Более десяти процентов просроченной задолженности по всей стране приходится на трех крупных потребителей: подведомственные организации, Центральную ТЭЦ в Новокузнецке и "Тверскую генерацию". При этом, например, если долг структур минобороны за прошлый год снизился на 6,3 процента - до менее шести миллиардов рублей, то два других должника нарастили долг на 21 и 52 процента соответственно - суммарно почти до семи миллиардов рублей. Среди юрлиц число отключенных за долги снизилось на четверть, среди физлиц - осталось неизменным.

Одновременно с обустройством месторождений и строительством магистральных газопроводов проходит и развитие снабжения субъектов. Фото с сайта www.gazprom.ru

Не будет преувеличением сказать, что по исходным данным топливно-энергетические ресурсы России огромны. В стране, занимающей 13% планеты, но заселенной менее чем 3% населения мира сосредоточено свыше 34% мировых запасов газа и 13% нефти, прогнозные запасы угля составляют 4 трлн т. По совокупному производству энергоресурсов страна входит в первую пятерку мира: в 2012 году получено 1700 млн т у.т. всех видов энергоресурсов, российский газ обеспечивает треть потребностей европейского рынка, примерно 130-145 млрд куб. м, транзит в Европу из стран Центральной Азии – 50 млрд куб. м.

По мнению экспертов, энергоемкость мирового ВВП снизится к 2035 году на 36%, но спрос на энергоносители увеличится на 41%. Индия и Китай обгонят Европу по суммарному энергопотреблению.

Объем поставок природного газа (ПГ) к 2035 году достигнет 500 млрд куб. м. Россия останется самым крупным поставщиком энергоресурсов, ее экспорт равен 736 млн т н.э. Газ сохранит лидирующую роль в энергобалансе – 50% (сейчас 54%).

Соотношение экспорта и внутреннего потребления

Россия сталкивается с острой конкуренцией в континентальной структуре потребления газа. Это по большей части связано с появлением новых вариантов газовых поставок, включая подводные газопроводы из Северной Африки и СПГ из Катара. Вместе с тем Россия потребляет столько же газа, сколько Германия, Франция, Италия, Япония, Китай и Индия, вместе взятые. На экспорт идет только 30% добычи – по сравнению с 96% у Норвегии. Структура нашего газового баланса напоминает узбекскую и иранскую (см. табл. 1).

Напротив, Россию во многих отношениях можно назвать страной природного газа. По данным компании ВР, в 2008-м у нас было произведено больше этого топлива, чем в любой другой стране, – 602 млрд куб. м, или 19,6% мировой добычи. На втором месте США (582 млрд куб. м), все остальные страны сильно отстают.

По доказанным запасам газа Россия – мировой лидер, причем с большим отрывом: на конец 2008 года они составляли 43,3 трлн куб. м против, например, 6,7 трлн у США. Запасы свыше 10 трлн куб. м газа помимо России имеют лишь две страны – Иран (29,6 трлн) и Катар (25,5 трлн).

Для России газ является основным топливом: его доля в потреблении первичной энергии составляет 55,2%. Среди развитых стран такой высокой доли газа в топливном балансе не имеет ни одна газодобывающая страна: в Великобритании его доля в балансе 40%, в Нидерландах – 38%, в Канаде – 27%, в США – 26%, а в Норвегии с ее преобладанием гидроэнергетики – всего лишь 9%. Россия ежегодно сжигает и перерабатывает 420 млрд куб. м газа, уступая по этому показателю только США.

Большинство стран, богатых газом, экспортируют не менее 40% от объемов своей добычи. Для Алжира, Катара и Туркмении эта доля превышает 70%, а Норвегия вывозит 96% добываемого газа (см. табл. 1).

Иран, Саудовская Аравия, ОАЭ не экспортируют природный газ и сами потребляют практически 100% своей добычи. Отчасти такой расклад обусловлен отсутствием удобных соседей-потребителей, к которым можно протянуть газопроводы, однако в Катаре наладили на мировом уровне экспорт сжиженного природного газа (СПГ) танкерами.

Конкуренция на европейском рынке газа усилится, а это означает, что наша страна может рассчитывать только на энергетические ресурсы тех стран, логистика которых делает невыгодным поставки топлива в Северную и Центральную Европу, главный регион – потребитель энергии.

Страны Центрально-Азиатского региона и Каспийско-Черноморского региона владеют существенными запасами природного газа: 12% мировых – 22 трлн куб. м (для сравнения, в России 32,6 трлн куб. м). Уже сейчас они являются крупными экспортерами газа в Европу и страны СНГ: природный газ ЦАР минимум на 10–15% дешевле для потребителей, чем газ Ближнего Востока и Северной Европы, и на 30–35% – чем тюменский газ.

Проектируются трассы газопроводов через Каспийское море. Главная цель была исключить Украину из газоснабжения Европы и направить туда потоки туркменского газа. ЕС добился остановки этого проекта, поскольку он не соответствовал критериям демонополизации, а именно – разделению финансов потребителей энергии и поставщиков.

За газовый рынок юга Европы конкурируют Северная Африка и потенциально Израиль, с одной стороны, и Россия плюс страны Центральной Азии и Иран – с другой. Сравнение логично проводить по критерию протяженности газопроводов и сложности маршрутов.

Объем газа из этих стран, намеченного к поставке на уровне 2020 года, – 10 млрд куб. м в год, что составляет 2% от ежегодного потребления Европы, равного 560 млрд куб. м. Для сравнения: «Газпром» продает Европе в 15 раз больше.

Расширение доли голубого топлива в энергобалансе субъектов

Одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов «Газпром» развивал газоснабжение и газификацию субъектов РФ. Принимая Россию за 100%, удельный вес затрат на газификацию по округам выглядит следующим образом: Центральный – 35%, Приволжский – 32%, Северо-Западный – 11%, Уральский – 6%, Сибирский – 2% и Дальневосточный – 1%.

Приоритеты финансирования газификации следующие: полная оплата текущих поставок газа потребителями в регионе и погашение задолженности за ранее поставленный газ; обеспечение экономической эффективности строящихся объектов газификации и готовности потребителей к приему газа; загрузка отводов и газораспределительных станций (ГРС); внедрение энергосберегающих технологий.

Вложенные средства позволили обеспечить строительство 1300 газопроводов (протяженность более 18,5 тыс. км); газификацию 2,5 тыс. населенных пунктов; перевод на газовое топливо 3 тыс. котельных; подключение к местным газовым коммуникациям до 600 тыс. домовладений и квартир. В 2014 году было завершено строительство 221 объекта газификации в 49 субъектах РФ, построено 23 межпоселковых газопровода, завершено строительство 244 межпоселковых газопроводов общей протяженностью до 2,5 тыс. км. Однако уровень газификации природным газом к началу 2015 года составил только 63,2% в среднем по России (в городах – 70%, в сельской местности – менее 50%).

Структура потребителей газа в России существенно отличается от европейских стран. Этот перекос связан с климатическими и географическими факторами и с так называемой газовой паузой, которая началась в нашей стране в 70-х годах прошлого века. Суть ее состояла в активном наращивании потребления газа энергетикой для модернизации мощностей генерации, работавшей на угле. В результате экономика быстро «привыкла» к дешевому газу, и по мере экономического роста в последние несколько лет его потребление стало еще быстрее нарастать.

В дальнейшем структура потребителей будет больше походить на европейскую, но основную лепту будут вносить не социальные нагрузки, а промышленные предприятия. Доля потребления энергетикой снизится, но в абсолютных значениях останется примерно на уровне 2005 года, а возможно, даже несколько меньше. В абсолютном выражении потребление газового топлива будет оставаться на высоком уровне по следующим причинам: газ сложно заменить (сложное транспортное плечо для угольной отрасли, нехватка запасов урана, невыгодность использования мазута); несмотря на рост тарифов, газ будет оставаться достаточно дешевым. По-настоящему механизмы межтопливной конкуренции могут заработать после 2020 года; стоимость строительства энергоустановок на газе существенно ниже, чем на других видах топлива; энергобаланс России не критически перекошен в сторону газа. Мнение, что Россия потребляет слишком много газа, не соответствует действительному положению: темпы роста потребления за последние 10 лет существенно отставали от общемировых.

Структура и объемы потребления газа по отраслям на 2010 год следующие: промышленность – 150 млрд куб. м (30%), энергетика – 180 млрд куб. м (36%), население – 120 млрд куб. м (24%), коммунально-бытовое хозяйство – 50 млрд куб. м (10%), прочие – 40 млрд куб. м (8%). Программа газификации регионов РФ начиная с 2011 года наряду с сетевой рассматривает возможность автономной газификации. Начата реализация проектов по автономной газификации сжиженным природным газом (СПГ) в Сибири и на Дальнем Востоке.

На всем пути развития газовой отрасли одновременно с обустройством газовых месторождений, строительством магистральных газопроводов развивались программы газификации субъектов Российской Федерации.

Объемы инвестиций в новое строительство предусматриваются там, где по итогам работы в отчетном году администрациями была успешно выполнена подготовка потребителей к приему газа. В регионах же, где администрации не выполняют обязательств, инвестиции выделяются только на производство работ по уже начатым строительством объектам. Выделение инвестиций на строительство новых объектов предусматривается только после завершения подготовки потребителей. Программа газификации регионов РФ предусматривает выделение бюджетных средств (проектно-изыскательские работы, разработки и корректировки генеральных схем газоснабжения и газификации и строительства газораспределительных сетей в 65 субъектах РФ), которые структурируются на три группы: первая группа – регионы с развитой системой газопроводов и возможность подключения к Единой системе газоснабжения (ЕСГ), что обеспечит их газификацию преимущественно сетевым природным газом; вторая группа – субъекты РФ, в которых существует местная система газоснабжения, обособленная от ЕСГ, или есть газовые (газоконденсатные) месторождения, поэтому их газификация будет проводиться за счет создания или развития уже имеющихся собственных систем газоснабжения, подключения к системам соседних краев и областей; третья группа – регионы, газификация которых возможна только автономным способом. Проекты по автономной газификации сжиженным природным газом предназначены в первую очередь для Сибири и Дальнего Востока.

Регионы Сибири и Дальнего Востока занимают 66% территории России, составляют в совокупности 11,3 млн кв. км. Здесь сосредоточены основные запасы нефти, газа, угля, леса, рудных и нерудных ископаемых, а также гидроресурсов. В то же время в большинстве регионов весьма суровые климатические условия. Ввиду этих обстоятельств Сибирь и Дальний Восток имеют малую плотность населения (там проживают всего 28 млн человек – 18,8% от общего населения РФ). Для эффективного развития промышленного производства, сельского хозяйства и освоения столь обширных территорий имеется значительная потребность в трудовых ресурсах. Решающим фактором привлечения населения для дальнейшего проживания в эти регионы является создание инженерной и социальной инфраструктуры регионов; комплексная газификация городов и сельских поселений.

В Сибирском и Дальневосточном федеральных округах газифицировано сетевым природным газом свыше 560 тыс. квартир и индивидуальных домостроений (около 35% используют газ для отопления). В системе жилищно-коммунального хозяйства и в качестве автономных источников теплоснабжения природный газ использует свыше 600 различных котельных. Реализация Федеральной программы газификации Восточной Сибири и Дальнего Востока с развитием сети магистральных газопроводов и ГРС, а также реализация региональных программ от действующих газопроводов, безусловно, дают положительные результаты. Ежегодно газифицируется 40–50 тыс. квартир и индивидуальных домостроений, на природный газ переводится свыше 100 котельных.

Вместе с тем в 12 из 28 субъектов восточнее Урала отсутствует газоснабжение сетевым природным газом. В республиках Бурятия, Тыва, Хакасия, Забайкальском крае и ряде других регионов где полностью, а где частично отсутствует в ближайшие годы возможность газификации сетевым природным газом.

Согласно действующим схемам газификации, от магистральных газопроводов в 35% общего жилого фонда и в коммунальных отопительных котельных возможна только автономная газификация. Для автономной газификации возможно использовать: компримированный (сжатый) природный газ (КПГ); сжиженный природный газ (СПГ); сжиженный углеводородный газ (СУГ). Производство и газоснабжение СПГ – сложный процесс, для которого необходимо иметь специальные заводы по сжижению, транспорт для перевозки, установки по регазификации, хранилища СПГ непосредственно на объектах газоснабжения.

Автономная газификация является одним из важнейших факторов повышения эффективности экономики и улучшения условий проживания населения значительной части регионов и поселений Сибири и Дальнего Востока, отдаленных от систем газоснабжения сетевым природным газом. Региональные программы газификации должны формироваться с учетом газификации отдаленных поселений автономно от систем газоснабжения природного сетевого газа, включая развитие всей инженерной инфраструктуры.

В целях стимулирования развития автономной газификации необходимо установить государственное регулирование по поставкам и ценообразованию на всех уровнях до конечных потребителей на КПГ, СПГ, СУГ по подобию сетевого природного газа. Для достижения 100% газификации необходимо:

– обеспечить достаточное и долгосрочное финансирование строительства газораспределительных систем и разводку газовых магистралей непосредственно на объектах потребителя, включая частное домовладение. Это облегчит участь дотационных регионов, число которых в России значительно;

– рассматривать автономную газификацию комплексно в связи со строительством дорог, массовым переводом различных транспортных средств на сжиженный и сжатый газ и развитием транспортных средств большой грузоподъемности, не зависящих от наличия дорог, например строительство грузовых дирижаблей.

Выполнение таких сложных программ возможно, если диверсифицировать бюджетное финансирование программ регионального газифицирования. Для этого используются принципы проектного финансирования. Последнее широко применяется в США и странах Евросоюза для капиталоемких и длительных по реализации проектов. Структура и условия привлечения заемных средств примерно таковы: 15–20% должны составлять собственные средства инициатора; 80–85% – на основе экспортного проектного финансирования за счет ресурсов одного или нескольких западных банков; объем кредитов от 5 млн евро и выше; процентная ставка по кредиту, включая страхование, – 5,0–6,5%; срок предоставления кредита – 5–10 лет.

Выводы

Итак, реализация задачи полной газификации регионов России сопряжена со значительными трудностями. К объективным относятся географическая специфика нашей страны, прежде всего ее протяженность и недостаточно развитые транспортные коммуникации, но также и низкая разведанность на обширных территориях малых и средних месторождений углеводородов регионального значения. К субъективным – несовершенство управленческих моделей, чрезмерная централизация и монополизм газовой отрасли. Требуется критически пересмотреть отечественный и мировой опыт газификации территорий и приоритеты инвестиций в газоснабжении. В первоочередном порядке рационализировать условия присоединения к газоснабженческим структурам предприятий малого и среднего бизнеса, а также муниципалитетов малых населенных пунктов.