Чем отличается аудит от внутреннего контроля. Разница между аудитом и ревизией

В основной массе должностные лица, принимающие решения на проверки и простые исполнители не видят разницы между ревизором и аудитором. Однако, существенное отличие ревизии и аудита заключается в целях, задачах и методах их достижения.

Ревизия отличается от аудита по нескольким критериям:

1. По целям:

  • целью ревизии является выявление и оценка недостатков в работе предприятий с целью их искоренения и профилактики, сохранения активов, выявление узких мест бизнес процессов;
  • целью аудита является выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности Клиента;

2. По практическим задачам:
Задача ревизии:

  • выявление злоупотреблений, хищений, недостач, упущенной выгоды, аффилированности, конфликта интересов, и т.д.;
  • контроль сохранности и целевого использования активов;
  • проверка достоверности, правомерности и обоснованности управленческой (финансовой) отчетности;
  • проверка наличия письменных инструкций и нормативных документов, регламентирующих деятельность должностных лиц, бизнес процессов, и степень их выполнения;
  • выявление фактов (явлений) негативного, неэффективного ведения хозяйственной деятельности.

Задача аудита:

  • проверка бухгалтерской (налоговой) отчетности на соответствие федеральному законодательству.

3. По объектам:

  • объект ревизионной проверки – соблюдение интересов Собственника, сохранность имущества (без учета расчетов по налогам и сборам).
  • объектом аудита является система учета и отчетности, (порядок исчисления и уплаты налогов).

4. По типу выборки:

  • ревизия в зависимости от решения Клиента носит сплошной, или выборочный характер.
  • при обязательном аудите — выборочная проверка; при инициативном (зависит от решения Клиента) — сплошная или выборочная.

5. По частоте проведения:

  • ревизия – по усмотрению Клиента.
  • аудит — обязательный 1 раза в год, инициативный по усмотрению Клиента;

6. По результатам:

  • результатом ревизионной проверки является Акт ревизии, предназначенный для Собственника бизнеса.
  • результатом обязательного и добровольного аудита — является аудиторское Заключение, сформированное для третьих лиц (сторонних пользователей финансовой бухгалтерской отчетности) и Отчет для Клиента.
  • в Акт ревизии указываются суммы выявленных нарушений, злоупотреблений, причиненного ущерба, лица их допустившие и предложения по предотвращению выявленных нарушений;
  • в Отчете аудитора указываются несоответствия формирования бухгалтерской (налоговой) отчетности требованиям федерального законодательства.

8. По порядку проведения инвентаризации активов:

  • ревизору известны способы хищения и сокрытия недостачи активов, а так же механизм их выявления;
  • аудитор , в основном, не проводит инвентаризации, а лишь присутствует (если инвентаризация проведена без аудитора, может выборочно проверить, либо сделать соответствующую оговорку в Заключении).

9. По обязательности:

  • ревизия носит исключительно добровольный характер (инициатива Собственника);
  • аудит носит обязательный характер при достижении определенных показателей отчетности, в иных случаях осуществляется добровольно.

10.По плановости:

  • ревизия носит как плановый, так и внезапный характер;
  • аудит всегда планируется.

В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля.

Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля.

Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами.

Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

Отсутствие законодательно закрепленного определения «ревизии» на практике приводит к тому, что понятие «ревизия» часто отождествляют с понятием «аудит».

Отличие ревизии от аудита

1) Цель ревизии – проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

4)Обязанность ревизора – определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора – представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

http://referats.inform-online.ru/buhuchet_audit_10_p18.shtml

Понятие аудита значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления.

Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность.

Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.

Правовое регулирование ревизии и аудита также разное.

Аудит как независимая форма контроля добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия.

Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией, они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения.

Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур.

Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.

Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

Объекты аудита могут быть различными по составу и структуре, принадлежностью к различным сферам деятельности, по другим характеристикам. К объектам аудита, в частности, относят:

– Учредительные документы организации (предприятия), которые определяют отношения относительно регулирования ее (его) финансовой деятельности, формирования и изменения уставного капитала;

– Расчеты по оплате труда;

– Ресурсы – средства и предметы труда, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, материальные активы;

– Хозяйственные процессы – экономические процессы внедрения новой техники, обеспечения рабочей силой, материально-техническое обеспечение, техническое, энергетическое и хозяйственное обслуживание, основное и вспомогательное производство и обеспечение финансовыми ресурсами и др.;

– Экономические результаты деятельности;

– Организационные формы управления;

– Методы управления – системы стимулирования, хозрасчет;

– Функции управления – планирование, учет, контроль, экономический анализ и регулирование, стимулирование и др.

Необходимо различать объекты, состояние которых оценивается в прошлом, настоящем и будущем времени.

Прошлый состояние объекта аудита оценивается тогда, когда необходимо иметь заключение о достоверности бухгалтерской отчетности и целесообразность хозяйственных операций, эффективность использования ресурсов.

Фактический (настоящее) состояние объектов оценивают во время проверки наличия материальных ценностей и денежных средств, то есть когда выясняют реальное состояние бухгалтерского учета, систем планирования и стимулирования.

Оценка будущего состояния объекта – результат аудиторского исследования проблем совершенствования соответствующих сторон системы управления.

Отнесение объектов к конкретной группы часто зависит от задач, которые решает аудитор. Если он оценивает состояние бухгалтерского учета с точки зрения достоверности отчетности, тогда учет рассматривается в настоящем времени, но если аудитор исследовать его с целью улучшения, то он будет определять будущее состояние.

http://top-audit.info/page.php?t=1&p=7

Источник: https://megaobuchalka.ru/4/14157.html

Отличие ревизии от аудита

ТЕМА 3. Организация контрольно-ревизионной работы

Независимый финансовый контроль

Договорные отношения между хозяйствующими субъектами по использованию имущества, денежных средств, проведению коммерче­ских операций и осуществлению инвестиций строятся на базе инфор­мации о результатах деятельности, финансовом положении организа­ций и соблюдении ими законодательства.

Эта информация является основой для принятия решений заинтересованными пользователями, в т.ч.

руководством, участниками и собственниками имущества экономического субъекта͵ реальными и потенциальными инвестора­ми, работниками и заказчиками, органами власти и общественностью в целом, в связи с этим от ее качества зависят последствия реализации таких решений.

Потребность в подтверждении достоверности бухгалтерской от­четности как единственного источника информации для внешних пользователœей независимыми экспертами возникает в связи с тем, что:

1) бухгалтерская отчетность должна быть подвержена искажени­ям в силу некомпетентности или пристрастности ее составителœей;

2) собственники, прежде всœего коллективные собственники (ак­ционеры, пайщики), а также кредиторы лишены возможности самостоятельно убедиться в том, что всœе многочисленные операции законны и правильно отражены в отчетности, поскольку обычно не имеют и доступа у учетным записям, ни соответствующего опыта.

Существуют два противоположных подхода к управлению орга­низацией: структурный и процессный.

При структурном подходе строится управление из различных ком­бинаций линœейной и функциональной подчинœенности. Линœейная су­бординация - директор, главный инженер, начальник цеха, мастер.
Размещено на реф.рф
Функциональная зависимость - главный экономист, начальник планового отдела, экономист цеха. Взаимодействие работников в таких орга­низациях осуществляется через должностных лиц.

По иному обстоит дело при процессном подходе. Он ориентирован не на организационную структуру, а на бизнес-процессы. Как правило, основу для классификации бизнес-процессов составляют четыре базо­вые категории:

1) основные бизнес-процессы;

2) обеспечивающие бизнес-процессы;

3) бизнес-процессы развития;

4) бизнес-процессы управления.

Основные бизнес-процессы ориентированы на производство продук­ции или оказание услуг, представляющих ценность для клиента͵ и обес­печивают получение доходов для организации.

Обеспечивающими бизнес-процессами являются вспомогательные процессы, предназначенные для обеспечения выполнения базовых бизнес-процессов.

Бизнес-процессы развития включают в себя проектирование, стра­тегическое планирование и т.д.

Бизнес-процессы управления основаны на выделœении систем управ­ленческих действий по работе с документами.

Элементом любой системы управления является контроль. Кон­троль нужен как при структурном, так и при процессном построении системы управления. Потребность в ревизиях более четко выражена в организациях, в которых система управления построена преимуще­ственно структурно.

Цель ревизии - проверка обоснованности и целœе­сообразности действий должностных лиц приемами и методами, ха­рактерными для ревизии. Потребность в аудиторских проверках наи­более актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

Аудитор по до­кументам выявляет отклонения в действиях работников при выполне­нии операций конкретного бизнес-процесса. Сегодня наиболее распространен аудит процесса составления бухгалтерской и на­логовой отчетности.

Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По ито­гам работы ревизора бывают собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материаль­ной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес-процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил -ведения процессов или ужесточения требований к их соблю­дению.

Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регла­ментирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.

Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, а аудитор - бухгалтерскую и финансовую отчетность. Обязанность ре­визора состоит в определœении обоснованности и целœесообразности дей­ствий должностных лиц, а аудитора - в представлении квалифициро­ванного мнения об отчетности организации.

Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных дей­ствий и нарушения действующего законодательства. По ее итогам при­нимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

В ходе аудита проверяется соот­ветствие процессов нормам и правилам, определœенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами.

По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, при­нимаются решения об изменении процессов в учетном органе и дви­жении первичных документов.

Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может вы­сказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

Отличие ревизии от аудита – понятие и виды. Классификация и особенности категории “Отличие ревизии от аудита” 2014, 2015.

  • – Отличие ревизии от аудита

    Отличие ревизии от аудита Тема 7. Ревизия, аудит и судебно-бухгалтерская экспертиза Контрольные вопросы 1. Какова роль и в чем сущность ревизии как формы экономи­ческого контроля? 2. Какие цели и задачи поставлены перед ревизией? 3…. [читать подробнее].

  • – Отличие ревизии от аудита
  • – Отличие ревизии от аудита

    Классификация ревизий По принципу организации ревизии классифицируются на пла­новые и внеплановые. Плановыми называются ревизии, выполняе­мые в сроки, установленные планом контрольно-ревизионной ра­боты на текущий год. Ревизии, не предусмотренные… [читать подробнее].

  • Источник: http://referatwork.ru/category/proizvodstvo/view/323749_otlichie_revizii_ot_audita

    Отличия аудита от ревизии – Энциклопедия по экономике

    Отличия аудита от ревизии

    Отличие аудита от ревизии

    Осуществляется замена юридического фундамента хозяйствования (административное право все в большей степени уступает праву гражданскому, основанному не на приказах, а на договорах, т.е. на равенстве сторон). Это одно из важнейших отличий аудита от ревизии.

    Обеспечивается потенциальная возможность утверждения равноправия и добросовестности в выборе партнера, т.е. вертикальные связи все в большей степени заменяются горизонтальными. Одно из важнейших отличий аудита от ревизии, кстати, состоит в том, что обе стороны (аудитор и его клиент) вправе выбирать друг друга.

    Отличие аудита от ревизии можно представить следующим образом  

    Существует несколько критериев отличия аудита от ревизии.

    Отличие внешнего аудита от ревизии

    Отличие внешнего аудита от ревизии……………………………………………………………………….59

    Отсутствие учета затрат на осуществление ревизий (в отличие от аудита). Практика ревизий, в особенности ведомственных, была обширна, но не отличалась особой результативностью, а затраты на их проведение не обсчитывались вовсе.

    Крупные недостачи и злоупотребления нередко годами носили латентную форму и не вскрывались инвентаризациями и проверками, пока отдельные из них (недостаточно завуалированные в учете) не достигали особо крупных размеров.
     ) наиболее типичные ошибки, допускаемые руководителями и учетным персоналом едва ли не по каждому участку финансово-хозяйственной, страховой и банковской деятельности.

    Такие исследования и публикации, безусловно, нужны, поскольку они оказывают существенную помощь аудиторам в их практической работе на объектах вместе с тем сущности аудита, его важнейших аспектов и коренных отличий от ревизии они в ряде случаев не раскрывают.

    В отличие от внешнего независимого аудита внутренний является неотъемлемой частью общей системы управленческого контроля. В связи с этим он имеет особенности в организации планирования работы, осуществлении аудиторских процедур и оформлении материалов проверок.

    Например, объектом внешнего аудита в основном являются финансовая отчетность и ее достоверность, а при внутреннем аудите комплексно проверяются все стороны деятельности экономического субъекта.

    В своей деятельности внешние аудиторы руководствуются законоположениями и стандартами, заданиями, оговоренными в договоре с клиентом, а внутренние аудиторы основывают работу на целях, определенных руководством и инструкцией по проведению ревизий.

    Результаты проверки внешних аудиторов оформляют аудиторским отчетом, а внутренних – актом документальной ревизии.

    Таким образом, понятие внутреннего аудита в России пока мало чем практически отличается от хорошо известного нам понятия ведомственной ревизии. Сейчас в наших условиях между ними почти можно ставить знак равенства.

    В международной практике внутренние аудиторы выполняют более широкий круг работ, а отчитываются непосредственно перед вышестоящим руководством.

    Обычно они имеют прямые связи с аудиторским комитетом, правлением директоров и другими управленческими подразделениями.

    Ревизия в той чисто административно-командной форме, когда она резко и явно отличается от аудита, по нашему мнению, за годы перестройки и реформ постепенно утратила свое значение, хотя и не исчезла.

    Весь кадровый потенциал бывших ведомственных и вневедомственных контролеров и ревизоров переквалифицировался на работу по другим специальностям часть из них, естественно, работает в аудиторских организациях.

    Поэтому и нынешний отечественный аудит не может быть свободен от родимых пятен традиционной отечественной ревизии.

    Ревизия. Обследование финансовой, хозяйственной или организационно-хозяйственной деятельности предприятия с целью проверки правильности и законности его действий. Отличается от аудита тем, что назначается только в приказном порядке вышестоящими органами, а также отсутствием консультирования со стороны аудитора.

    Переход к рыночным отношениям привел к появлению в России аудита бухгалтерской отчетности. Поначалу многим отечественным специалистам казалось, что аудит мало чем отличается от разнообразных финансовых проверок, к которым руководители предприятий и бухгалтеры привыкли еще с советских времен.

    Однако выяснилось, что важная особенность аудита - соблюдение определенных формальных процедур планирование работы, ее документирование, поиск аудиторских доказательств и т.п.

    Именно соблюдение определенных формальных моментов позволяет аудиторам брать на себя ответственность, высказывая профессиональное мнение о том, достоверна ли бухгалтерская отчетность их клиента.

    Этим аудит отличается от всякого рода ревизий, целью которых ставился поиск и перечисление как можно большего количества (зачастую мелких и не очень серьезных) нарушений, отмеченных проверяющими, а не оценка достоверности подготовленной клиентом отчетности в целом.

    Пользователями результатов работы аудиторских фирм являются многие государственные органы в отличие от результатов работы ревизионных органов, которые зачастую создаются только на время проведения проверки. Роль и значение внешнего аудита многограннее и намного шире, чем ревизии, что подтверждено вышеперечисленными признаками.

    Задача ревизии - устранение недостатков и искоренение зла задача аудита - сокращение недостатков и ограничение зла ревизор прежде всего стремится к установлению законности, аудитор - к выяснению истины.

    Отсюда ревизор хочет добиться необходимой точности данных, а аудитор довольствуется приблизительностью ревизор желает максимальной гласности сохранение профессиональной тайны - первая заповедь аудитора.

    Клиент не выбирает ревизора, который, опираясь на административное право, выражает вертикальные связи, он глаза и уши администратора аудитора клиент выбирает сам, их отношения регулируются гражданским правом, выражающим горизонтальные связи ревизору зарплату выдает руководитель, хотя начисляет ее бухгалтер, а выплачивает кассир, оплата аудитора зависит от договора с клиентом. Есть много других отличий, но и названных достаточно, чтобы сделать минимум один вывод ревизия существовала всегда, аудит - следствие развития акционерных обществ. Он не отменяет, а дополняет ревизию. В сущности, то, что раньше называлось внутрихозяйственным контролем, теперь стали называть внутренним аудитом, а специалиста, приглашенного со стороны, - внешним аудитором, Независимо от того, идет ли речь о внешнем или внутреннем аудиторе, чтобы понять дела проверяемых лиц, аудитор должен быть компетентнее их, ибо только это позволит ему понять действия клиента, раскрыть смысл изучаемых фактов хозяйственной жизни и психологию людей, их осуществивших, так как понимание есть в первую очередь вживание в мир противоречивых интересов лиц, участвующих в хозяйственных процессах. Но это вживание предполагает и формирует мнение аудитора. В определенном смысле это торжество идей Парменида (540-470 гг. до н.э.), который приводил четкое различие между знанием и мнением. Отсюда следует, что знание - главная забота аудитора, а за мнение, изложенное в аудиторском заключении, платит клиент. Но это мнение вызывает определенные последствия и, может быть, поэтому аудитор стал средством, обеспечивающим доверие к отчетности и в определенной степени гарантирующим добропорядочность отношений, складывающихся между лицами, участвующими в хозяйственных процессах.

    Источник: http://economy-ru.info/info/123460/

    Общие черты и различия между аудитом и ревизией

    Общие черты ревизии и аудита являются следствием того, что и ревизия, и аудит - это формы последующего контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций.

    Однако между аудитом и ревизией имеются значительные отличия

    Аудит – независимая экспертиза, составления б/у, фин.отчетности, бух. балансов.

    Ревизия – система контрольных действий, осуществляемых ревизионной группой или ревизором за деятельностью подведомственных предприятий, при которой устанавливается законность, достоверность, экономическая целесообразность совершаемых хозяйственных операций, правильность действий должностных лиц, участвующих в их проведении.

    Аудитор – лицо, проверяющее состояние фин.-хоз. деятельности за определенный период времени. Аудитор отличается от ревизора: 1. по своей сущности: аудитор – независимая проверка, ревизор – за счет государства. 2. по проверке документов: аудит – выборочно, ревизия – все. 3. аудит – подтвердить достоверность отчета, ревизия – найти ошибку. 4.

    аудит – заключение делает, ревизия – акт. Аудит гораздо шире, чем ревизия и контроль, т.к. он обеспечивает не только проверку достоверности фин. показателей, но и разработку предложений по оптимизации хоз. деятельности. Выступает как экспертиза ведения бизнеса. А/д.

    включает оказание различных услуг: ведение (восстановление) учета, консультации, организации обучения и т.д. В отличие от судебно-бух. экспертизы, аудит осущ-ся независимо, в т.ч. может привлекаться в качестве эксперта при проведении суд.-бух. экспертизы. Однако есть у них и существенные точки соприкосновения.

    Аудиторская проверка, и ревизия являются методами финансового контроля – неотъемлемой части системы управления. И аудитор, и ревизор решают по существу одну задачу – они должны установить законность проведенных операций и действий.

    Поэтому и ревизия, и аудиторская проверка осуществляются с учетом некоторых общих принципов, без соблюдения которых контроль не может выполнять свои функции.

    К таким принципам относятся: – законность; -объективность; -независимость; – разграничение функций и полномочий между различными органами финансового контроля; -подотчетность органов финансового контроля; -гласность. Теперь о том, как работают аудитор и ревизор. Начиная работу на проверяемом объекте, аудитор обращается к таким источникам, как учредительные, регистрационные и собственные руководящие, инструктивные документы организации. Он изучает, анализирует, проверяет бухгалтерскую и статистическую отчетность, проекты, планы, сметы, договоры, контракты, материалы внутреннего аудита и налоговых проверок, использует информацию, полученную лично при осмотре организации, ее подразделений, участков, складов, а также в беседах с работниками.

    Организция аудита в РБ.

    Аудиторская деятельность в современных условиях осуществляется на основании Закона «Об аудиторской деятельности», с национальными стандартами аудита, разрабатываемыми Минфинансов в форме правил аудиторской деятельности.

    аудиторская деятельность – предпринимательская дея-ть по независимой проверке бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности и других документов организаций, их обособленных подразделений, хозяйственных групп, банковских групп, банковских холдингов, простых товариществ, ИП, а при необходимости и (или) по проверке их деятельности, которая должна отражаться в бухгалтерской отчетности, в целях выражения мнения о достоверности бухгалтерской отчетности и соответствии совершенных финансовых операций законодательству.

    Субъектами аудиторской деятельности являются аудиторы и аудиторские организации. аудитором является физическое лицо, имеющее высшее экони (или) юридическое образование и стаж работы по соответствующей специальности не менее трех лет, а также отвечающее квалификационным требованиям, установленным законодательством к аудиторам, и имеющее квалификационный аттестат аудитора.

    дополнительно необходимо наличие лицензии на осуществление аудиторской деятельности в банковской системе, выданной НБРБ, а для проведения внешнего аудита страховых организаций – дополнительно лицензии на осуществление аудиторской деятельности в страховании. Аудитор имеет право осуществлять аудиторскую деятельность в качестве сотрудника аудиторской организации, а также в качестве аудитора – индивидуального предпринимателя.

    Аудиторская деятельность может осуществляться и аудиторскими организациями. Аудиторская организация – коммерческая организация, осуществляющая аудиторскую деятельность и оказывающая сопутствующие аудиту услуги. Руководителем аудиторской фирмы может быть любое физическое лицо, имеющее квалификационный аттестат аудитора.

    Аудиторская орг осуществляет свою деятельность на основании лицензии на осуществление ауд Дея-и, выданной Министерством финансов Республики Беларусь.

    Лицо, имеющее судимость, не погашенную или не снятую в установленном законом порядке, не имеет права заниматься аудиторской деятельностью.

    аудит организаций и ИП, в бух отчетности и других документах которых содержатся сведения, составляющие государственную тайну, может проводиться только аудиторскими организациями, которые не имеют в уставном фонде собственности или доли собственности, принадлежащих иностранным физическим лицам и (или) иностранным международным организациям, государствам, имеют допуск к проведению работ, связанных с использованием сведений, составляющих государственную тайну, полученные в порядке, установленном законодательством.

    Обязательное условие для осуществления аудиторской деятельности – включение всех субъектов аудита в Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций со дня принятия решения Министерством финансов о выдаче лицензии.

    Аудиторы и аудиторские организации при осуществлении своих функций руководствуются нормативными документами и инструктивными материалами, регулирующими порядок организации и ведения бухгалтерского учета, составления отчетности.

    16. Гос.регул-е аудита в РБ

    В соответствии с законодательством Республики Беларусь, государственное регулирование аудиторской деятельности осуществляется Президентом, Советом Министров, Мин финансов, НБ и иными госу органами имеющими на это полномочия.

    Для выполнения задач связанных с государственным регулированием аудиторской деятельности, обязанности по государственному регулированию аудита возложены на Министерство финансов Республики Беларусь. В его составе с 8 октября 1998 г. Создано Главное управление аудита. Ныне – Управление аудита.

    Президент Республики Беларусь устанавливает общий порядок государственного регулирования аудиторской деятельности в Республике Беларусь.

    Сейчас аудиторская деятельность регулируется соответствующим Законом. В данном Законе определяются организации, которые должны проводить обязательный аудит.

    В соответствии с данной статьёй Министерство финансов: разрабатывает методологию аудита; принимает нормативные правовые акты в области осуществления аудиторской деятельности; проводит аттестацию аудиторов; осуществляет в пределах своей компетенции разъяснение законодательства об аудиторской деятельности; осуществляет контроль за соблюдением аудиторскими организациями и аудиторами – ИП законодательства об осуществлении аудиторской Дея-ти, лицензионных требований и условий; ведет Государственный реестр аудиторов и аудиторских организаций в установленном им порядке. Для выполнения этих функций в составе Министерства финансов образовано Управление аудита. Для качественного выполнения функций в Министерстве финансов создан Методологический совет по аудиторской деятельности. Аудиторская деятельность подлежит лицензированию . Лицензируемая аудиторская деятельность осуществляется физическими лицами и аудиторскими организациями. Лицензии выдаются сроком на 5 лет. Далее возможно продление на 5 лет. Лицензированию предшествует аттестация физических лиц претендующих на получение квалификационного аттестата аудитора. Квалификационные аттестаты выдаются Министерством финансов физическим лицам после сдачи ими квалификационных экзаменов, а также юридическим лицам – после собеседования.Министерством финансов разработано Положение о квалификационной комиссии и квалификационных экзаменах.Первый экзамен проводится по следующим разделам программы: бухгалтерский учет и отчетность, анализ хозяйственной деятельности, внешнеэкономическая деятельность и валютные операции, ценные бумаги и рынок ценных бумаг, налоги и другие обязательные платежи, государственные целевые бюджетные фонды. Второй экзамен по программе: порядок осуществления аудиторской деятельности, правила аудиторской деятельности, методика проведения аудиторских проверок и оказания аудиторских услуг, основы правового регулирования имущественных и трудовых отношений, разгосударствление и приватизация государственного имущества, ценообразование в Республике Беларусь.

    Финансовый контроль - проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций, требований законодательства, норм и правил, установленных государством, собственниками. Это одна из функций управления.

    Финансовый контроль по уровню подразделяется на государственный, внутрихозяйственный и независимый (аудит).

    Государственный финансовый контроль осуществляется государственными органами или от имени государства в целях обеспечения единой государственной финансовой политики и финансовых интересов государства и его граждан. Его основным направлением является исполнение государственного бюджета.

    Внутрихозяйственный (внутренний) контроль - это система постоянного наблюдения и проверки работы предприятия, организованного им самим в целях оценки обоснованности и эффективности принятых управленческих решений, выявления отклонений и неблагоприятных ситуаций, своевременного информирования руководства для принятия решений по устранению, снижению рисков его деятельности и управлению ими. Может быть организован в виде внутреннего аудита, ревизионных комиссий и т.п.

    Независимый контроль - аудит, осуществляемый внешними независимыми специалистами, направленный на выражение мнения о достоверности бухгалтерской отчетности.

    По форме контроля выделяются: ревизия, судебно-бухгалтерская экспертиза, аудит.

    Ревизия - метод контроля финансово-хозяйственной деятельности предприятия со стороны исполнительного вышестоящего органа с целью сохранности активов проверяемого предприятия, пресечения и профилактики злоупотреблений.

    Основными задачами ревизии являются:

    1. проверка сохранности имущества и эффективности его использования;

    2. выявление злоупотреблений, условий их возникновения и разработка мероприятий по их предупреждению;

    3. проверка исполнительской дисциплины и оценка эффективности деятельности управленческого персонала организации;

    4. исследование систем внутреннего контроля, выявление их узких мест;

    5. правильность ведения бухгалтерского учета и т.д.

    Основные отличия ревизии от аудита состоят в следующем.

    Ревизия выявляет ответственность должностного лица, проверяет финансовую и хозяйственную деятельность, выявляет лиц, виновных в нарушении, злоупотреблении, причины нарушений. По итогам принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия. Ревизор имеет право высказывать обоснованное мнение о должностных лицах. Аудит выявляет отклонения, слабые стороны в бизнес-процессах организации, проверяется бухгалтерская (финансовая) отчетность. По результатам аудита принимаются решения о корректировке бизнес-процессов. Этические нормы аудита не позволяют высказывать свое мнение о должностных лицах и определять их виновность. Аудит - коммерческая деятельность, основанная на заключении договора. Оплачивает аудит клиент или по его согласию орган, нуждающийся в получении аудиторского заключения. Ревизия осуществляется на основе законов, инструкций, приказов вышестоящих или государственных органов. Платит вышестоящее звено или государственный орган.

    Судебно-бухгалтерская экспертиза осуществляется по требованию следственных или судебных органов.

    В зависимости от приемов и способов контроля и системы контрольных процедур различают аудит, ревизию, судебно-бухгалтерскую экспертизу. Они являет составными элементами финансово-хозяйственного контроля. Аудит, ревизия и судебно-бухгалтерская экспертиза рассматривают один предмет (хозяйственно-финансовую деятельность организаций), а также используют совместные методические приемы и процедуры контроля. Объектами контроля для них являются одинаковые источники информации, законодательные и нормативно-инструктивные акты по вопросам финансово-хозяйственного контроля, первичная учетная документация, регистры бухгалтерского финансового и управленческого учета, финансовая отчетность хозяйничающих субъектов. Совместное для них также и то, что они обосновываются свои выводы документально проверенными доказательствами.

    Вместе с тем между аудитом, ревизией и судебно-бухгалтерской экспертизой существуют отличия.

    Отсутствие законодательно закрепленного определения «ревизии» на практике приводит к тому, что понятие «ревизия» часто отождествляют с понятием «аудит».

    Отличие ревизии от аудита

    1) Цель ревизии - проверка обоснованности и целесообразности действий должностных лиц приемами и методами, характерными для ревизии.

    Потребность в аудиторских проверках наиболее актуальна в организациях, в которых работники действуют строго в соответствии с утвержденными бизнес-процессами.

    Аудитор по документам выявляет отклонения в действиях работников при выполнении операций конкретного бизнес процесса.

    2) Ревизор выявляет ответственность должностного лица. По итогам работы ревизора могут быть собраны материалы для принятия решения о соответствии лица занимаемой должности, его материальной и уголовной ответственности. Аудитор выявляет слабые стороны бизнес процессов. По итогам его работы ставится задача изменения правил ведения процессов или ужесточения требований к их соблюдению.

    Специальных нормативных документов, где прописывались бы требования к действиям ревизора, нет. Деятельность аудитора регламентирована специальными документами, которые получили название стандартов аудиторской деятельности.



    3) Ревизор проверяет финансовую и хозяйственную деятельность. Аудитор проверяет бухгалтерскую и финансовую отчетность.

    4)Обязанность ревизора - определить обоснованность и целесообразность действий должностных лиц. Обязанность аудитора - представить квалифицированное мнение об отчетности организации.

    5) Ревизия выявляет виновных лиц и причины неэффективных действий и нарушения законодательства. По итогам ревизии принимаются решения о мерах дисциплинарного воздействия, возможна передача дел в следственные органы.

    В ходе аудита проверяется соответствие процессов нормам и правилам, определенным положениями по бухгалтерскому учету (ПБУ) и другими нормативными документами. По аудиторским документам, содержащим отрицательное мнение, принимаются решения об изменении процессов в учетном органе и движении первичных документов.

    Этические нормы аудита запрещают высказывать свое мнение о должностных лицах, определять их виновность. Ревизор может высказать строго обоснованное мнение о должностных лицах.

    http://referats.inform-online.ru/buhuchet_audit_10_p18.shtml

    Понятие аудита значительно шире понятий ревизии и контроля. Аудит обеспечивает не только проверку достоверности финансовых показателей, но и разработку предложений по оптимизации хозяйственной деятельности с целью рационализации расходов и увеличения прибыли. Аудит можно определить как своеобразную экспертизу бизнеса.

    Общим между аудитом и ревизией прежде всего является то, что они проводятся на основе документально проверенных показателей. Однако между ними есть и существенные отличия, которые можно рассматривать с их сущностью, целями, характером, правовым регулированием, объектами, связями, принципу оплаты работы, практическими задачами и результатами.

    Ревизия проводится на основании приказов государственных органов управления. Главной задачей государственной контрольно-ревизионной службы является осуществление государственного контроля за расходованием средств и материальных ценностей, их сохранением, состоянием и достоверностью бухгалтерского учета и отчетности в министерствах и других центральных органах исполнительной власти, государственных комитетах, государственных фондах, бюджетных учреждениях, а также на предприятиях и в организациях, которые получают (получали) средства из бюджетов всех уровней, разработка предложений по устранению выявленных недостатков и нарушений и предотвращению их в дальнейшем.

    Аудит является видом предпринимательской деятельности, тогда как ревизия представляет собой исполнительную деятельность. Контрольно-ревизионный аппарат и аудиторы используют во время проверки финансово-хозяйственной деятельности предприятий одинаковые методические приемы, источники информации, в частности, законодательные и нормативно-правовые акты, первичные документы и регистры бухгалтерского учета, баланс и отчетность.

    Правовое регулирование ревизии и аудита также разное.

    Аудит как независимая форма контроля добровольно выбирается владельцем, который формулирует вопросы, на которые аудиторы должны дать обоснованные выводы для дальнейшего усовершенствования работы предприятия.

    Кредиторы, акционеры, учредители, владельцы ценных бумаг и другие субъекты заинтересованы, чтобы проверка достоверности отчетности была проведена надлежащим образом, чтобы правильно были начислены и уплачены налоги в бюджет, ибо в этом случае, если будут конфликтные ситуации с налоговой администрацией, они будут иметь надежная защита в лице аудитора или аудиторской фирмы.

    Аудит отличается от ревизии не только целями, но и организационными формами проведения. Аудит выполняют независимые аудиторские фирмы или лица, осуществляющие частную предпринимательскую деятельность, имеют сертификат и включены в Национальный реестр на проведение аудита, причем на платной основе по договорам с администрацией различных предпринимательских структур. Аудитор и аудиторские фирмы несут ответственность перед внешними потребителями (акционерами, кредиторами) относительно качества сделанного заключения в соответствии с заключенным договором и действующим законодательством.

    Существенным отличием аудита от ревизии является не только перечень выявленных недостатков, но и подробные инструкции аудитора относительно того, как их исправлять.

    Объекты аудита могут быть различными по составу и структуре, принадлежностью к различным сферам деятельности, по другим характеристикам. К объектам аудита, в частности, относят:

    Учредительные документы организации (предприятия), которые определяют отношения относительно регулирования ее (его) финансовой деятельности, формирования и изменения уставного капитала;

    Расчеты по оплате труда;

    Ресурсы - средства и предметы труда, трудовые ресурсы, финансовые ресурсы, материальные активы;

    Хозяйственные процессы - экономические процессы внедрения новой техники, обеспечения рабочей силой, материально-техническое обеспечение, техническое, энергетическое и хозяйственное обслуживание, основное и вспомогательное производство и обеспечение финансовыми ресурсами и др.;

    Экономические результаты деятельности;

    Организационные формы управления;

    Методы управления - системы стимулирования, хозрасчет;

    Функции управления - планирование, учет, контроль, экономический анализ и регулирование, стимулирование и др.

    Необходимо различать объекты, состояние которых оценивается в прошлом, настоящем и будущем времени.

    Прошлый состояние объекта аудита оценивается тогда, когда необходимо иметь заключение о достоверности бухгалтерской отчетности и целесообразность хозяйственных операций, эффективность использования ресурсов.

    Фактический (настоящее) состояние объектов оценивают во время проверки наличия материальных ценностей и денежных средств, то есть когда выясняют реальное состояние бухгалтерского учета, систем планирования и стимулирования.

    Оценка будущего состояния объекта - результат аудиторского исследования проблем совершенствования соответствующих сторон системы управления.

    Отнесение объектов к конкретной группы часто зависит от задач, которые решает аудитор. Если он оценивает состояние бухгалтерского учета с точки зрения достоверности отчетности, тогда учет рассматривается в настоящем времени, но если аудитор исследовать его с целью улучшения, то он будет определять будущее состояние.

    http://top-audit.info/page.php?t=1&p=7

    Каждый человек хотя бы раз в жизни слышал такие слова как аудит или ревизия. Большинство людей считает, что эти понятия идентичны, а потому они преследуют одинаковые цели. Однако профессионалы финансовой сферы знают основные отличия, которые существенным образом разделяют эти два понятия. Попробуем и мы разобраться в этом вопросе более подробно.

    Определение

    Аудит представляет собой оценку деятельности компании с разных сторон, таких как финансовая, производственная, техническая, проектная, энергетическая, ресурсная. Таким образом, существует несколько направлений аудита, каждое из которых сосредоточено на оценке определенной сферы деятельности предприятия. Аудиторскую деятельность проводят внешние специализированные аудиторские фирмы и контролирующие органы, сотрудники которых обязаны иметь профессиональное образование и соответствующий опыт работы. По итогам проведения анализа составляется аудиторское заключение по установленному образцу.

    Ревизия является частью финансового аудита, основная цель которой — проверить законность проводимых финансовых операций в компании и их правильное отражение на счетах бухгалтерского учета. Ревизию проводят как независимые контролирующие органы, так и сотрудники, входящие в штат компании. Анализу подвергаются первичные бухгалтерские документы, денежные средства, имущество, ценные бумаги, разнообразные формы отчетности. Ревизия, проводимая собственными силами компании, позволяет выявить и устранить в будущем недостатки, которые возникают в ходе осуществления сотрудниками своей работы. Эта деятельность способна повысить эффективность внутреннего контроля на предприятии.

    Сравнение

    Таким образом, можно сказать, что аудит является более широким понятием, нежели ревизия. Он затрагивает все сферы компании, а его результаты отражают общую картину деятельности фирмы. В итоге они могут повлиять на стратегические решения, принимаемые руководством, например, на изменение политики компании, внедрение современных технологий энергосбережения, привлечение к работе высококвалифицированных специалистов, разработку новых проектов. Ревизия обладает узконаправленным действием, изучая лишь финансовую сторону. Ее результаты могут быть использованы при принятии решений об имуществе и обязательствах компании, разработке финансовой политики, устранении ошибок, возникших при ведении бухгалтерского учета и составлении отчетности.

    Выводы сайт

    1. Аудит представляет собой более широкую деятельность, ревизия же является лишь его составной частью;
    2. Аудит проводится только внешними специалистами, в то время как ревизия может быть осуществлена и сотрудниками компании, например, бухгалтерами или товароведами;
    3. Результаты ревизии могут входить в отчет о проводимой аудиторской проверке, в то время как результаты аудита в отчете по ревизии никак не отражаются.