Восстановление экономики после войны. Великая стройка - восстановление советской промышленности после вов

Великая отечественная война нанесла сильнейший удар по народному хозяйству СССР.

После ВОВ в СССР был осуществлен поиск модели социально-экономического развития в рамках Командно-Административной Системы. После ВОВ была сохранен тоталитарный режим, во время правления Н. С. Хрущева тоталитаризм был сменен авторитаризмом и всем известной хрущевской оттепелью, времена Брежнева тоже можно считать авторитаризмом, его время называют «развитым социализмом».

В марте 1946г. Верховным советом СССР был утверждён четвёртый пятилетний план восстановления и развития народного хоз-ва страны на 1946-1950гг. Приоритетным направлением оставался преимущественный рост тяжёлой индустрии и на её основе остальных отраслей экономики СССР. В связи с дальнейшим обострением международной обстановки планы корректировались в сторону усиления финансирования тяжелой индустрии - основы оборонного могущества.

Развитие эк СССР после ВМВ можно рассматривать с трех аспетов: промышленности, с. Х., финасов

1. Промышленность – тяжелое состояние после войны (но 1948 - индекс пром производства превзошел довоенный уровень, этому способствовали репарации из Германии, Румынии, Венгрии, Финляндии.). В 1946г. Произошёл ощутимый спал военного производства, но уже с 1947г. Наблюдался постоянный подъём отдельных отраслей военно-промышленного комплекса (ВПК) Значительный рост тяжёлой индустрии и модернизация ВПК потребовали концентрации ограниченных ресурсов за счёт сокращения инвестиций в с/х, лёгкую промышленность и социальную сферу. Снова был предложен курс на индустриализацию, который ставил в ущерб легкую промышленность, сх и соц сферу. 1950ые гг –объем легкой промышленности был ниже довоенного

  1. СХ – крайне тяжелое состояние после войны. Во время войны расширились Личные подсобные хозяйства крестьян, но практически сразу по завершении войны вышло постановление ЦК об их сокращении. В сх сохранились низкие заготовительные цены, завышенные планы поставок, низкая плата за трудодень и отсутствие колхозной демократии, у колхозников так и не было паспортов
  2. Денежная реформа 1947, отмена карточек на продовольственные и промышленные товары

1 новый рубль = 10 старым (изъятие из обращения 0,9 денежной массы). Отмена карточной системы перебои в снабжении хлебом и появились пропуска в магазинах. Чиновники нажились на ден. Реформе, цены выросли, а зарплаты, стипендии, пенсии остались прежними

Государство продолжило практику использования принудительного труда, ярким выражением которой являлись система ГУЛАГа, система оплаты по трудодням, ограничение перемещения жителей села из-за отсутствия у них паспортов, жёстких картельных мер за нарушение трудовой дисциплины и т.д.

Вывод: тяжелая промышленность восстановилась быстрее всего после ВМВ. СХ, легкая промышленность так и оставились в тяжелом состоянии еще долгие годы. Денежная реформа и отмена карточной системы оказались очень противоречивыми преобразованиями как денежной, так и социальной сферы.

Введение

После победы в Великой Отечественной войне и капитуляции Японии 3 сентября 1945 г. начался совершенно новый период в жизни советского государства. В 1945 г. Победа породила в народе надежды на лучшую жизнь, ослабление пресса тоталитарного государства на личность, ликвидацию его наиболее одиозных издержек. Открывалась потенциальная возможность перемен в политическом режиме, экономике, культуре.

Советский Союз представлял собой победоносную, но полностью разрушенную страну. Для того, чтобы выиграть величайшую в истории войну, пришлось понести потери, которые превышали потери врага и вообще потери любой нации в любой войне. Только усилиями миллионов можно было поднять из руин разрушенные города, заводы, восстановить инфраструктуру. Этот период не может не волновать нас - граждан сегодняшней России, т.к. поколение наших родителей являются детьми тех трудных лет. торговля реформа власть культура

Восстановление экономики

Состояние экономики СССР после окончания войны

Победа над фашизмом досталась СССР дорогой ценой. Военный ураган несколько лет бушевал над основными районами наиболее развитой части Советского Союза. Удару подверглись большинство промышленных центров на европейской части страны. В пламени войны оказались и все основные житницы -- Украина, Северный Кавказ, значительная часть Поволжья. Разрушено было так много, что восстановление могло занять многие годы, а то и десятилетия.

Война обернулась для СССР огромными людскими и материальными потерями. Она унесла почти 27 млн. человеческих жизней. Было разрушено 1710 городов и поселков городского типа, уничтожено 70 тыс. сел и деревень, взорвано и выведено из строя 31850 заводов и фабрик,1135 шахт,65 тыс. км железнодорожных путей. Посевные площади сократились на 36,8 млн. га. Страна потеряла примерно одну треть своего национального богатства.

В условиях перехода от войны к миру встали вопросы о путях дальнейшего развития экономики страны, о ее структуре и системе управления. Речь шла не только о конверсии военного производства, но и о целесообразности сохранения сложившейся модели экономики. Во многом она формировалась в условиях чрезвычайной обстановки тридцатых годов. Война еще более усилила эту «чрезвычайность» характера экономики и наложили отпечаток на ее структуру и систему организации. Годы войны выявили сильные черты существовавшей модели экономики, и в частности, очень высокие мобилизационные возможности, способность в короткие сроки наладить массовое производство высококлассного вооружения и обеспечить необходимыми ресурсами армию, ВПК за счет перенапряжения остальных секторов экономики. Но война также со всей силой подчеркнула и слабости советской экономики: высокий удельный вес ручного труда, низкие производительность и качество невоенной продукции. То, что было терпимо в мирное, довоенное время, теперь требовало кардинального решения.

Речь шла о том, нужно ли возвращаться к довоенной модели экономики с ее гипертрофированными военными отраслями, строжайшей централизацией, беспредельной плановостью в определении деятельности каждого предприятия, полным отсутствием каких-либо элементов рыночного обмена, жестким контролем за работой администрации.

Послевоенный период потребовал перестроить тип работы государственных органов для решения двух противоречивых задач: конверсии огромного военно-промышленного комплекса, который сложился в ходе войны, с целью быстрейшей модернизации хозяйства; создания двух принципиально новых систем оружия, гарантирующих безопасность страны - ядерного оружия и неуязвимых средств его доставки (баллистических ракет). Работа большого числа ведомств стала объединяться в межотраслевые целевые программы. Это был качественно новый тип государственного управления, хотя изменялась не столько структура органов, сколько функции. Эти изменения меньше заметны, нежели структурные, но государство есть система, и процесс в ней не менее важен, чем структура.

Конверсия военной промышленности была проведена быстро, повысив технический уровень гражданских отраслей (и тем самым, позволив затем перейти к созданию новых военных производств). Наркомат боеприпасов был перестроен в Наркомат сельскохозяйственного машиностроения. Наркомат минометного вооружения в Наркомат машиностроения и приборостроения, Наркомат танковой промышленности в Наркомат транспортного машиностроения и т.д. (в 1946 г. наркоматы стали именоваться министерствами).

В результате массовой эвакуации промышленности на восток и разрушения во время оккупации и боевых действий в европейской части 32 тыс. промышленных предприятий сильно изменилась экономическая география страны. Сразу после войны началась соответствующая реорганизация системы управления - в него наряду с отраслевым стали вводить территориальный принцип. Смысл был в приближении органов управления к предприятиям, ради чего происходило разукрупнение министерств: во время войны их было 25, а в 1947 г. стало 34. Например, угледобычей стали теперь управлять Наркомат угольной промышленности западных районов и Наркомат угольной промышленности восточных районов. Аналогично был разделен Наркомат нефтяной промышленности.

На этой волне среди хозяйственных руководителей, экономистов стали появляться стремления к реорганизации системы управления экономикой, к смягчению тех ее сторон, которые сдерживали инициативу и самостоятельность предприятий, и в частности, к ослаблению пут сверхцентрализации.

Анализируя сложившуюся экономическую систему, отдельные ученые и промышленники предлагали осуществить преобразования в духе НЭПа: при преобладающем господстве государственного сектора официально допустить частный сектор, охватывающий в первую очередь сферу обслуживания, мелкое производство. Смешанная экономика, естественно, использовала рыночные отношения.

Объяснение подобных настроений можно искать в той обстановке, которая сложилась во время войны. Экономика страны во время войны, быт населения, организация работы местных органов власти приобрели своеобразные черты. С переводом работы основных отраслей промышленности для обеспечения нужд фронта, резко сократился выпуск мирной продукции обеспечением жизни населения, снабжением его самыми необходимыми товарами и услугами стали заниматься преимущественно местные власти, организуя мелкое производство, привлекая к выпуску необходимых товаров кустарей и ремесленников. В результате получила развитие кустарная промышленность, оживилась частная торговля и не только продуктами питания, но промышленными товарами. Централизованным же снабжением была охвачена лишь небольшая часть населения.

Война приучила к определенной самостоятельности и инициативе многих руководителей всех уровней. После войны местные власти предпринимают попытки развернуть производство товаров для населения уже не только на мелких кустарных мастерских, но и на крупных заводах, подчиненных непосредственно центральным министерствам. Совет Министров Российской Федерации вместе с руководством Ленинградской области в 1947 г организовали в городе ярмарку, на которой предприятия не только России, но и Украины, Белоруссии, Казахстана и других республик, продавали не нужные им материалы. Ярмарка открыла возможности установления самостоятельных экономических связей между промышленными предприятиями, минуя центр. Она в известной мере содействовала расширению сферы действий рыночных отношений (несколько лет спустя организаторы этой ярмарки поплатились жизнью за проявленную инициативу).

Надежды на преобразования в области управления экономикой оказались несбыточными. С конца 40-х годов был взят курс на усиление прежних административно-командных методов руководства, на дальнейшее развитие существовавшей модели экономики.

Для понимания причин такого решения надо иметь в виду двойное предназначение промышленности России. Ее высокие мобилизационные возможности в годы войны объяснялись во многом тем, что экономика с самого начала была ориентирована на работу в военных условиях. Все заводы, которые создавались в предвоенные годы, имели одновременно гражданский профиль и военный. Таким образом, вопрос о модели экономики должен был обязательно затрагивать и этот ключевой аспект. Предстояло решить, будет ли экономика действительно гражданской или как прежде, остается двуликим Янусом: мирной на словах и военной по существу.

Решающей стала позиция Сталина - все попытки перемен в этой области наталкивались на его имперские амбиции. В результате советская экономика возвращалась к милитаристической модели со всеми присущими ей недостатками.

Также в этот период встал вопрос: что такое советская система хозяйства (она называлась социализм, но это - чисто условное понятие, не отвечающее на вопрос). До окончания войны жизнь ставила столь четкие и срочные задачи, что большой потребности в теории не было. Теперь надо было понять смысл плана, товара, денег и рынка в экономике СССР.

Чувствуя, что вопрос сложен и готового ответа в марксизме нет, Сталин, сколько мог, оттягивал издание учебника по политэкономии социализма. В 1952 г. он опубликовал важную работу «Экономические проблемы социализма в СССР», где осторожно, не вступая в полемику с марксизмом, дал понимание советской экономики как нерыночного хозяйства отличной от Запада ("капитализма") цивилизации. Иное толкование было невозможно.

К восстановлению хозяйства страна приступила еще в год войны, когда в 1943г. было принято специальное партийно-правительственное постановление "О неотложных мерах по восстановлению хозяйства в районах, освобожденных от немецкой оккупации". Колоссальными усилиями советских людей к концу войны в этих районах удалось восстановить промышленное производство на треть от уровня 1940 г. Освобожденные районы в 1944 г. дали свыше половины общегосударственных заготовок зерна, четверть скота и птицы, около трети молочных продуктов.

Однако как центральная задача восстановления встала перед страной лишь после окончания войны.

В конце мая 1945 г. Государственный Комитет Обороны постановил перевести часть оборонных предприятий на выпуск товаров для населения. Несколько позднее был принят закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава армии. Эти постановления ознаменовали начавшийся переход Советского Союза к мирному строительству. В сентябре 1945 г. был упразднен ГКО. Все функции по управлению страной сосредоточились в руках Совета Народных Комиссаров (в марте 1946 г. преобразован в Совет министров СССР).

Были осуществлены меры, направленные на возобновление нормального труда на предприятиях и в учреждениях. Отменялись обязательные сверхурочные работы, восстанавливался 8-часовой рабочий день и ежегодные оплачиваемые отпуска. Был рассмотрен бюджет на III и IV кварталы 1945 г. и на 1946 год. Сокращались ассигнования на военные нужды и увеличивались расходы на развитие гражданских отраслей экономики. Перестройка народного хозяйства и общественной жизни применительно к условиям мирного времени завершилась в основном в 1946 г. В марте 1946 г. Верховный совет СССР утвердил план восстановления и развития народного хозяйства на 1946-1950 гг. Основная задача пятилетнего плана заключалась в том, чтобы восстановить районы страны, подвергавшиеся оккупации, достичь довоенного уровня развития промышленности и сельского хозяйства, а затем превзойти их. План предусматривал первоочередное развитие отраслей тяжелой и оборонной промышленности. Сюда направлялись значительные финансовые средства, материальные и трудовые ресурсы. Намечались освоение новых угольных районов, расширение металлургической базы на востоке страны. Одним из условий выполнения плановых заданий выдвигалось максимальное использование научно-технического прогресса.

1946 год явился наиболее трудным в послевоенном развитии промышленности. Для переключения предприятий на выпуск гражданской продукции менялись технология производства, создавалось новое оборудование, велась переподготовка кадров. В соответствии с пятилетним планом развернулись восстановительные работы на Украине, в Белоруссии, Молдавии. Возрождалась угольная промышленность Донбасса. Была восстановлена «Запорожсталь», вступил в строй Днепрогэс. Одновременно велось строительство новых и реконструкция действующих заводов и фабрик. За пятилетие было восстановлено и вновь сооружено свыше 6,2 тыс. промышленных предприятий. 1 Особенно большое внимание уделялось развитию металлургии, машиностроения, топливно-энергетического и военно-промышленного комплексов. Были заложены основы атомной энергетики и радиоэлектронной промышленности. Новые гиганты индустрии возникли на Урале, в Сибири, в республиках Закавказья и Средней Азии (Усть-Каменогорский свинцово-цинковый комбинат, Кутаисский автомобильный завод). Вступил в строй первый в стране дальний газопровод Саратов - Москва. Начали действовать Рыбинская и Сухумская гидроэлектростанции.

Предприятия оснащались новой технологией. Увеличилась механизация трудоемких процессов в черной металлургии и угольной промышленности. Продолжилась электрификация производства. Электровооруженность труда в промышленности к концу пятилетки в полтора раза превзошла уровень 1940 г.

Большой объем индустриальных работ был осуществлен в республиках и областях, включенных в состав СССР накануне второй мировой войны. В западных областях Украины, в республиках Прибалтики были созданы новые промышленные отрасли, в частности, газовая и автомобильная, металлообрабатывающая и электротехническая. Торфяная промышленность и электроэнергетика получили развитие в Западной Белоруссии.

Работы по восстановлению промышленности были в основном завершены в 1948 г. Но на отдельных предприятиях металлургии они продолжались еще и в начале 50-х годов. Массовый производственный героизм советских людей, выразившийся в многочисленных трудовых починах (внедрение скоростных методов работы, движение за экономию металла и высокое качество продукции, движение многостаночников и др.), способствовал успешному выполнению плановых заданий. К концу пятилетки уровень промышленного производства на 73% превысил довоенный. Однако приоритетное развитие тяжелой индустрии, перераспределение в ее пользу средств из легкой и пищевой отраслей привели к дальнейшей деформации структуры промышленности в сторону увеличения производства продукции группы «А».

Восстановление промышленности и транспорта, новое индустриальное строительство привели и к росту численности рабочего класса.

После войны страна находилась в разрухе, и остро встал вопрос выбора пути хозяйственного развития. Альтернативой могли бы стать рыночные реформы, но существующая политическая система не была готова к этому шагу. Директивная экономика все еще сохраняла тот мобилизационный характер, который был присущ ей в годы первых пятилеток и в годы войны. Миллионы людей организованно направлялись на восстановление Днепрогэса, металлургических заводов Криворожья, шахт Донбасса, а также на строительство новых заводов, гидроэлектростанций и т.д.

Развитие экономики СССР упиралось в ее чрезмерную централизацию. Все экономические вопросы, большие и малые, решались только в центре, а местные хозяйственные органы были строго ограничены в решении любых дел. Основные материальные и денежные ресурсы, необходимые для выполнения плановых заданий, распределялись через большое количество бюрократических инстанций. Ведомственная разобщенность, бесхозяйственность и неразбериха приводили к постоянным простоям на производстве, штурмовщине, огромным материальным издержкам, абсурдным транспортным перевозкам из края в край необъятной страны.

Советский Союз получил с Германии репарации на сумму 4,3 млрд. долл. В счет репараций из Германии и других побежденных стран в Советский Союз вывозилось промышленное оборудование, включая даже целые заводские комплексы. Однако толком распорядиться этим богатством советская экономика так и не смогла из-за общей бесхозяйственности, а ценное оборудование, станки и пр. постепенно превращались в металлолом. В СССР трудились 1,5 млн. немецких и 0,5 млн. японских военнопленных. Кроме того, в системе ГУЛАЙ в этот период содержалось примерно 8-9 млн. заключенных, чей труд практически не оплачивался.

Размежевание мира на два враждебных лагеря имело негативные последствия для экономики страны. С 1945 по 1950 г. на 35% сократился внешнеторговый оборот с западными странами, что заметно сказывалось на советской экономике, лишенной новой техники и передовых технологий. Вот почему в середине 1950-х гг. Советский Союз оказался перед необходимостью глубоких социально-экономических и политических перемен. Поскольку путь прогрессивных изменений политического характера был заблокирован, сузившись до возможных (и то не очень серьезных) поправок на либерализацию, наиболее конструктивные идеи, появившиеся в первые послевоенные годы, касались не политики, а сферы экономики. Центральный Комитет ВКП (б) рассматривал различные предложения экономистов на этот счет. Среди них - рукопись “Послевоенная отечественная экономика”, принадлежащая С.Д. Александру. Суть его предложений сводилась к следующему:

  • · преобразование государственных предприятий в акционерные или паевые товарищества, в которых держателями акций выступают сами рабочие и служащие, а управляет полномочный выборный совет акционеров;
  • · децентрализация снабжения предприятий сырьем и материалами путем создания районных и областных промснабов вместо снабсбытов при наркоматах и главках;
  • · отмена системы гос. заготовок сельскохозяйственной продукции, предоставление колхозам и совхозам права свободной продажи на рынке;
  • · реформа денежной системы с учетом золотого паритета;
  • · ликвидация государственной торговли и передача ее функций торговым кооперативам и паевым товариществам.

Эти идеи можно рассматривать в качестве основ новой экономической модели, построенной на принципах рынка и частичного разгосударствления экономики, - весьма смелой и прогрессивной для того времени. Правда, идеям С.Д. Александера пришлось разделить участь других радикальных проектов, они были отнесены к категории “вредных” и списаны в “архив”.

Центр, несмотря на известные колебания, в принципиальных вопросах, касающихся основ построения экономической и политической моделей развития, сохранял стойкую приверженность прежнему курсу. Поэтому центр был восприимчив лишь к тем идеям, которые не затрагивали основ несущей конструкции, т.е. не покушались на исключительную роль государства в вопросах управления, финансового обеспечения, контроля и не противоречили главным постулатам идеологии.

Первая попытка реформирования командно-административной системы тесно связана с окончанием в марте 1953 г. сталинского периода в истории СССР, когда управление страной сосредоточилось в руках трех политиков: Председателя Совета Министров Г.М. Маленкова, министра внутренних дел Л.П. Берии и секретаря ЦК КПСС Н.С. Хрущева. Между ними разгорелась борьба за единоличную власть, в ходе которой каждый из них рассчитывал на поддержку партийно-государственной номенклатуры. Этот новый слой советского общества (секретари ЦК республиканских компартий, обкомов, крайкомов и др.) готов был поддержать одного из этих руководителей страны при условии предоставления ему большей самостоятельности в решении местных вопросов и, главное, гарантий личной безопасности, прекращения политических “чисток” и репрессий.

При соблюдении этих условий номенклатура была готова согласиться на реформы в определенных пределах, дальше которых она не могла и, не хотела идти. В ходе реформ предстояло реорганизовать или упразднить систему ГУЛАГа, стимулировать развитие аграрного сектора экономики, провести преобразования в социальной сфере, снизить напряжение постоянной “мобилизационности” в решении хозяйственных проблем и в поисках внутренних и внешних врагов.

Вследствие сложной борьбы на политическом “Олимпе” к власти пришел поддержанный номенклатурой Н.С. Хрущев, стремительно оттеснивший своих соперников. В 1953 г. был арестован и расстрелян Л, Берия по абсурдному обвинению в “сотрудничестве с империалистическими разведками” и “заговоре с целью восстановления господства буржуазии”. В январе 1955 г. подал в вынужденную отставку Г. Маленков. В 1957 г. была изгнана из высшего руководства “антипартийная группа” в составе Г. Маленкова, Л. Кагановича, В. Молотова и др. Хрущев, будучи первым секретарем ЦК КПСС, в 1958 г. стал еще и Председателем Совета Министров СССР.

Политические изменения в СССР требовалось закрепить изменениями и в экономике. Выступая в августе 1953 г. на сессии Верховного Совета СССР, Г.М. Маленков четко сформулировал основные направления экономической политики: резкий подъем производства товаров народного потребления, крупные инвестиции в отрасли легкой промышленности. Такой коренной поворот, казалось бы, навсегда должен был изменить принципиальные ориентиры развития советской экономики, устоявшиеся в предыдущие десятилетия.

Но этого, как показала история развития страны, не произошло. После войны несколько раз проводились различные административные реформы, но они не вносили коренных изменений в сущность планово-административной системы. В середине 1950-х годов были предприняты попытки отказа от применения мобилизационных мер при решении хозяйственных проблем. Через несколько лет стало ясно, что эта задача является неразрешимой для советской экономики, поскольку экономические стимулы развития были несовместимы с командной системой. По-прежнему нужно было организовывать массы людей для выполнения различных проектов. В качестве примеров можно привести призывы к молодежи участвовать в освоении целины, в возведении грандиозных “строек коммунизма” в Сибири и на Дальнем Востоке.

В качестве примера не очень продуманной реформы можно привести попытку перестроить управление по территориальному признаку (1957). В ходе этой реформы были упразднены многие отраслевые союзные министерства, а взамен появились территориальные советы народного хозяйства (совнархозы). Не были затронуты данной перестройкой лишь министерства, ведавшие военным производством, министерство обороны, иностранных и внутренних дел и некоторые другие. Таким образом, была сделана попытка децентрализации управления.

Всего в стране было создано 105 экономических административных районов, в том числе 70 в РСФСР, 11 - на Украине, 9 - в Казахстане, 4 - в Узбекистане, а в остальных республиках - по одному совнархозу. В функциях Госплана СССР осталось лишь общее планирование и координация территориально-отраслевых планов, распределение между союзными республиками важнейших фондов.

Первые результаты реформы управления были вполне успешными. Так, уже в 1958 г., т.е. через год после ее начала, прирост национального дохода составил 12,4% (по сравнению с 7% в 1957). Возросли масштабы производственной специализации и межотраслевого кооперирования, ускорился процесс создания и внедрения новой техники в производство. Но, по мнению специалистов, полученный эффект - следствие не только самой перестройки. Дело также в том, что на какой-то период предприятия оказались “бесхозными” (когда министерства фактически уже не функционировали, а совнархозы еще не сформировались), и именно в этот период они стали работать заметно продуктивнее, не ощущая никакого руководства “сверху”. Но как только сложилась новая система управления, прежние негативные явления в экономике стали усиливаться. Более того, появились новые моменты: местничество, более жесткое администрирование, постоянно растущая “своя”, местная бюрократия.

И хотя внешне новая, “совнархозовская” система управления существенно отличалась от прежней, “министерской”, ее суть оставалась той же. Сохранялся прежний принцип распределения сырья, продукции, тот же диктат поставщика по отношению к потребителю. Экономические рычаги просто не могли стать определяющими в условиях абсолютного господства командно-административной системы.

Все реорганизации, в конечном итоге, не приводили к заметным успехам. Более того, если в 1951-1955 гг. промышленное производство увеличилось на 85%, сельскохозяйственное - на 20,5%, а в 1956-1960 соответственно на 64,3 и 30% (причем рост сельскохозяйственной продукции шел, в основном, за счет освоения новых земель), то в 1961-1965 эти цифры стали снижаться и составили 51 и 11%

Итак, центробежные силы заметно ослабили экономический потенциал страны, многие совнархозы оказались неспособными к решению крупных производственных задач. Уже в 1959 г. началось укрупнение совнархозов: более слабые стали присоединяться к более мощным (по аналогии с укрупнением колхозов). Центростремительная тенденция оказалась более сильной. Достаточно скоро восстановилась прежняя иерархическая структура в экономике страны.

Ученые экономисты и практические работники пытались разрабатывать новые подходы к экономическому развитию страны, особенно в области долгосрочного планирования и прогнозирования, определения стратегических макроэкономических целей. Но эти разработки не были рассчитаны на быструю отдачу, поэтому им не уделялось достаточного внимания. Руководству страны нужны были реальные результаты в настоящее время, а посему все силы направлялись на бесконечные корректировки текущих планов. Например, так и не был составлен детальный план на пятую пятилетку (1951-1955), а в качестве отправного документа, направлявшего работу всей экономики в течение пяти лет, стали Директивы XIX съезда партии. Это были всего лишь контуры пятилетки, но конкретного плана не существовало. Такая же ситуация сложилась и с шестым пятилетним планом (1956-1960).

Традиционно слабым было так называемое низовое планирование, т.е. составление планов на уровне предприятий. Низовые плановые задания часто корректировались, поэтому план превращался в чисто номинальный документ, имеющий непосредственное отношение лишь к процессу начисления заработной платы и премиальных выплат, которые зависели от процента выполнения и перевыполнения плана.

Поскольку, как отмечалось выше, планы постоянно корректировались, то выполнялись (или точнее не выполнялись) совсем не те планы, которые принимались вначале планового периода (года, пятилетки). Госплан “торговался” с министерствами, министерства - с предприятиями насчет того, какой план они могли бы выполнить при имеющихся ресурсах. Но поставки ресурсов под такой план все равно срывались, и снова начинались “торги” по цифрам плана, по величине поставок и т.д.

Все это подтверждает вывод о том, что советская экономика зависела в большей степени не от грамотных экономических разработок, а от политических решений, постоянно меняющихся в прямо противоположных направлениях и заводящих чаще всего в тупик. В стране осуществлялись бесплодные попытки улучшить структуру государственного аппарата, наделить министров, начальников главков, директоров предприятий новыми правами или, наоборот, ограничить их полномочия, разделить существующие плановые органы и создать новые и т.п. Таких “реформ” в 1950-1960-х годах было немало, но ни одна из них не принесла реального улучшения в работу командной системы.

В основном, при определении приоритетов послевоенного экономического развития, при разработке четвертого пятилетнего плана - плана восстановления - руководство страны фактически вернулось к довоенной модели развития экономики и довоенным методам проведения экономической политики. Это значит, что развитие промышленности, в первую очередь тяжелой, должно было осуществляться не только в ущерб интересам аграрной экономики и сферы потребления (т.е. в результате соответствующего распределения бюджетных средств), но и во многом за их счет, т.к. продолжалась предвоенная политика “перекачки” средств из аграрного сектора в промышленный (отсюда, например, беспрецедентное повышение налогов на крестьянство в послевоенный период)

Сегодня на уроке мы поговорим о методах восстановления экономики СССР после войны, о развитии науки и проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере, а также узнаем, что такое репарация, депортация и советское экономическое чудо

Кроме этого, руководство Советского Союза во главе со Сталиным понимало, что народ-победитель, переживший страшную войну, должен жить лучше, поэтому это было еще одной задачей восстановления экономики.

Советская экономика была восстановлена к 1950-1951 гг., хотя некоторые ученые утверждают, что это произошло раньше, в 1947 г., когда были отменены продовольственные карточки (рис. 2) и снабжение населения стало происходить на вполне приличном уровне.

Рис. 2. Карточка на хлеб (1941 г.) ()

Этому способствовал героический труд мирного населения. После войны были отменены сверхурочные и возвращены 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, однако все административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство сохранялись до 1953 г. Кроме этого, был принят четвертый пятилетний план - качественный и сбалансированный план, по которому было удобно восстанавливать экономику (рис. 3).

Рис. 3. Агитационный плакат (1948 г.) ()

Главой Госплана в этот период был Н.А. Вознесенский (рис. 4). Известно, что плановая система хозяйства неплохо подходит для развивающейся экономики.

Рис. 4. Н. А. Вознесенский ()

В период с 1945 по 1947 гг. прошли демобилизация военных и возвращение угнанных в Германию пленных. Все эти люди стали рабочей силой, с помощью которой также восстанавливалась советская промышленность. Вместе с этим использовался и труд заключенных ГУЛАГа, которыми в послевоенный период были не столько советские граждане, сколько военнопленные немцы, венгры, румыны, японцы и др. (рис. 5).

Рис. 5. Работа заключенных ГУЛАГа ()

Кроме этого, по условиям Ялтинской и Потсдамской конференции (рис. 6) Советский Союз имел право на репарации , т. е. на выплаты со стороны фашистской Германии.

Рис. 6. Участники Ялтинской конференции 1945 г. ()

В Потсдаме наши союзники (Англия и Америка) предложили Советскому Союзу воспользоваться материальной базой своей зоны оккупации (Восточная Германия), поэтому станки, заводы и другие материальные ценности вывозились в большом объеме. Мнения историков на этот счет расходятся: одни считают, что вывозилось достаточно много, и этого сильно помогло в восстановлении, другие же утверждают, что серьезную помощь репарационные выплаты не оказали.

В этот период происходило развитие науки . Был осуществлен прорыв в некоторых областях, например знаменитый атомный прорыв - создание атомной бомбы - под руководством Л.П. Берии и И.В. Курчатова (рис. 7) с научной стороны.

Рис. 7. И.В. Курчатов ()

В целом те отрасли, которые были каким-то образов связаны с военной промышленностью, например, авиастроение, производство ракет, пусковых установок, автомобилей и т. д. после войны развивались достаточно хорошо.

Итак, можно сказать, что к 1950 году промышленность СССР в целом была восстановлена. Повышался и уровень жизни. Отражением этого в социальной сфере стала ликвидация карточной системы и уникальная для всей нашей истории ХХ в. ситуация с понижением цен. Каждую весну 1947-1950 гг. объявлялось о понижении цен . Психологический эффект от этой меры был огромен (рис. 8).

Рис. 8. Сравнительная таблица цен 1947 и 1953 гг. ()

На самом же деле, цены оставались чуть выше, чем в 1940 году, а зарплата - чуть меньше, но плановое ежегодное понижение цен вспоминается пожилыми людьми до сих пор.

Гигантские проблемы были в нашем сельском хозяйстве . Его восстановление в послевоенный период - процесс довольно сложный. Это было связано и с тем, что большее количество скота было убито или съедено, и с тем, что мужчины не хотели возвращаться в село (рис. 9).

Рис. 9. Деревня во время оккупации фашистами ()

Основной урон трудового населения понесла именно советская деревня, в которой оставались практически только женщины и дети. Именно деревня стала в 20-30-х гг. источником средств для индустриализации, но в послевоенный период она быть этим источником не могла. Советская власть пыталась повысить уровень жизни деревни, и в первую очередь за счет укрупнения колхозов и улучшения качества обработки. Но 1946-1948 гг. - это период природных катаклизмов (засуха, наводнение) и голода. Поэтому в таких условиях деревня жила еще хуже. В деревне административные и уголовные наказания сохранялись до 1951 года, в котором продовольственная ситуация в стране была более-менее решена и потребность в массовом наказании резко сократилась.

С 1947 начинаются попытки улучшения сельского хозяйства с помощью науки и научного прогресса. Так, например, вокруг полей создавались лесозащитные полосы, которые должны были оборонять посевы от ветров и холода; проводилось принудительное лесо- и травосеяние с целью укрепления почвы и т. д.

Рис. 10. Коллективизация ()

С 1946 года проводилась массовая коллективизация (рис. 10) в новоприсоединенных районах: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика. Несмотря на то что коллективизация в этих регионах проходила медленнее и мягче, к противникам этого процесса или советской власти применялось насильственное переселение - депортация .

Итак, благодаря героическому труду и энтузиазму советского народа, умелой политики власти, плану и развитию науки к началу 1950-х гг. советская экономика была восстановлена и по некоторым подсчетам даже опережала показатели довоенной промышленности (рис. 11).

Рис. 11. Восстановление СССР силами трудоспособного населения ()

Таким образом, можно говорить о советском экономическом чуде , которое было достигнуто большой ценой и требовало доработок. Потому что оставались еще нерешенными даже до середины 50-х гг. проблемы в сельском хозяйстве и социальной сфере: миллионы советских граждан продолжали жить в бараках и землянках.

Домашнее задание

Расскажите о развитии науки в СССР в 1945-1953 гг.

Расскажите о проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере в СССР в послевоенный период.

Подготовьте доклад о восстановлении советской экономики в 1945-1953 гг.

Список литературы

  1. История. Россия в ХХ - начале ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / А.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.: ил.
  2. История России: 9 кл.: учеб. для учащ. общеобразов. учрежд. / В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  3. История России. ХХ - начало ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2010. - 318, с.: ил.
  1. Ru-history.com ().
  2. Protown.ru ().
  3. Biofile.ru ().

Сегодня на уроке мы поговорим о методах восстановления экономики СССР после войны, о развитии науки и проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере, а также узнаем, что такое репарация, депортация и советское экономическое чудо

Кроме этого, руководство Советского Союза во главе со Сталиным понимало, что народ-победитель, переживший страшную войну, должен жить лучше, поэтому это было еще одной задачей восстановления экономики.

Советская экономика была восстановлена к 1950-1951 гг., хотя некоторые ученые утверждают, что это произошло раньше, в 1947 г., когда были отменены продовольственные карточки (рис. 2) и снабжение населения стало происходить на вполне приличном уровне.

Рис. 2. Карточка на хлеб (1941 г.) ()

Этому способствовал героический труд мирного населения. После войны были отменены сверхурочные и возвращены 8-часовой рабочий день, отпуска, бюллетени, однако все административные и уголовные наказания за прогулы, опоздания, бракодельство сохранялись до 1953 г. Кроме этого, был принят четвертый пятилетний план - качественный и сбалансированный план, по которому было удобно восстанавливать экономику (рис. 3).

Рис. 3. Агитационный плакат (1948 г.) ()

Главой Госплана в этот период был Н.А. Вознесенский (рис. 4). Известно, что плановая система хозяйства неплохо подходит для развивающейся экономики.

Рис. 4. Н. А. Вознесенский ()

В период с 1945 по 1947 гг. прошли демобилизация военных и возвращение угнанных в Германию пленных. Все эти люди стали рабочей силой, с помощью которой также восстанавливалась советская промышленность. Вместе с этим использовался и труд заключенных ГУЛАГа, которыми в послевоенный период были не столько советские граждане, сколько военнопленные немцы, венгры, румыны, японцы и др. (рис. 5).

Рис. 5. Работа заключенных ГУЛАГа ()

Кроме этого, по условиям Ялтинской и Потсдамской конференции (рис. 6) Советский Союз имел право на репарации , т. е. на выплаты со стороны фашистской Германии.

Рис. 6. Участники Ялтинской конференции 1945 г. ()

В Потсдаме наши союзники (Англия и Америка) предложили Советскому Союзу воспользоваться материальной базой своей зоны оккупации (Восточная Германия), поэтому станки, заводы и другие материальные ценности вывозились в большом объеме. Мнения историков на этот счет расходятся: одни считают, что вывозилось достаточно много, и этого сильно помогло в восстановлении, другие же утверждают, что серьезную помощь репарационные выплаты не оказали.

В этот период происходило развитие науки . Был осуществлен прорыв в некоторых областях, например знаменитый атомный прорыв - создание атомной бомбы - под руководством Л.П. Берии и И.В. Курчатова (рис. 7) с научной стороны.

Рис. 7. И.В. Курчатов ()

В целом те отрасли, которые были каким-то образов связаны с военной промышленностью, например, авиастроение, производство ракет, пусковых установок, автомобилей и т. д. после войны развивались достаточно хорошо.

Итак, можно сказать, что к 1950 году промышленность СССР в целом была восстановлена. Повышался и уровень жизни. Отражением этого в социальной сфере стала ликвидация карточной системы и уникальная для всей нашей истории ХХ в. ситуация с понижением цен. Каждую весну 1947-1950 гг. объявлялось о понижении цен . Психологический эффект от этой меры был огромен (рис. 8).

Рис. 8. Сравнительная таблица цен 1947 и 1953 гг. ()

На самом же деле, цены оставались чуть выше, чем в 1940 году, а зарплата - чуть меньше, но плановое ежегодное понижение цен вспоминается пожилыми людьми до сих пор.

Гигантские проблемы были в нашем сельском хозяйстве . Его восстановление в послевоенный период - процесс довольно сложный. Это было связано и с тем, что большее количество скота было убито или съедено, и с тем, что мужчины не хотели возвращаться в село (рис. 9).

Рис. 9. Деревня во время оккупации фашистами ()

Основной урон трудового населения понесла именно советская деревня, в которой оставались практически только женщины и дети. Именно деревня стала в 20-30-х гг. источником средств для индустриализации, но в послевоенный период она быть этим источником не могла. Советская власть пыталась повысить уровень жизни деревни, и в первую очередь за счет укрупнения колхозов и улучшения качества обработки. Но 1946-1948 гг. - это период природных катаклизмов (засуха, наводнение) и голода. Поэтому в таких условиях деревня жила еще хуже. В деревне административные и уголовные наказания сохранялись до 1951 года, в котором продовольственная ситуация в стране была более-менее решена и потребность в массовом наказании резко сократилась.

С 1947 начинаются попытки улучшения сельского хозяйства с помощью науки и научного прогресса. Так, например, вокруг полей создавались лесозащитные полосы, которые должны были оборонять посевы от ветров и холода; проводилось принудительное лесо- и травосеяние с целью укрепления почвы и т. д.

Рис. 10. Коллективизация ()

С 1946 года проводилась массовая коллективизация (рис. 10) в новоприсоединенных районах: Западная Украина, Западная Белоруссия, Прибалтика. Несмотря на то что коллективизация в этих регионах проходила медленнее и мягче, к противникам этого процесса или советской власти применялось насильственное переселение - депортация .

Итак, благодаря героическому труду и энтузиазму советского народа, умелой политики власти, плану и развитию науки к началу 1950-х гг. советская экономика была восстановлена и по некоторым подсчетам даже опережала показатели довоенной промышленности (рис. 11).

Рис. 11. Восстановление СССР силами трудоспособного населения ()

Таким образом, можно говорить о советском экономическом чуде , которое было достигнуто большой ценой и требовало доработок. Потому что оставались еще нерешенными даже до середины 50-х гг. проблемы в сельском хозяйстве и социальной сфере: миллионы советских граждан продолжали жить в бараках и землянках.

Домашнее задание

Расскажите о развитии науки в СССР в 1945-1953 гг.

Расскажите о проблемах в сельском хозяйстве и социальной сфере в СССР в послевоенный период.

Подготовьте доклад о восстановлении советской экономики в 1945-1953 гг.

Список литературы

  1. История. Россия в ХХ - начале ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / А.А. Данилов. - М.: Просвещение, 2011. - 224 с.: ил.
  2. История России: 9 кл.: учеб. для учащ. общеобразов. учрежд. / В.С. Измозик, О.Н. Журавлева, С.Н. Рудник. - М.: Вентана-Граф, 2012. - 352 с.: ил.
  3. История России. ХХ - начало ХІХ века. 9 кл.: учеб. для общеобразов. учрежд. / О.В. Волобуев, В.В. Журавлев, А.П. Ненароков, А.Т. Степанищев. - М.: Дрофа, 2010. - 318, с.: ил.
  1. Ru-history.com ().
  2. Protown.ru ().
  3. Biofile.ru ().

Великая Отечественная война советского народа (1941-1945) являлась составной частью Второй мировой войны. Советские Вооруженные Силы отстояли свободу и независимость Родины.

Однако цена победы советского народа над фашизмом была огромной. Война унесла (по приблизительным подсчетам) свыше 27 млн. жизней наших сограждан, в том числе свыше 11 млн. воинов на фронте. За годы войны погибли, умерли от ран, пропали без вести более 1 млн. человек командного состава. В тылу врага и на оккупированных территориях погибли около 4 млн. партизан и подпольщиков. В фашистской неволе оказались около 6 млн. советских граждан. СССР потерял 30% своего национального богатства. Оккупанты разрушили 1710 советских городов и поселков, свыше 70 тыс. сел и деревень, 32 тыс. промышленных предприятий, 98 тыс. колхозов и 2 тыс. совхозов, 6 тыс. больниц, 82 тыс. школ, 334 вуза, 427 музеев, 43 тыс. библиотек. Только прямой материальный ущерб (в ценах 1941 г.) составил 679 млрд. рублей, а общие расходы – 1890 млрд. рублей.

В 1945 г. перед страной с населением в 160 млн. человек встала небывало сложная задача: в кратчайшие сроки восстановить разрушенное войной хозяйство, возродить экономику оккупированных территорий, быстрыми темпами перевести промышленные предприятия на мирные рельсы.

Прежде всего необходимо было провести демобилизацию огромной армии, которая к концу войны насчитывала 11,4 млн. человек. 23 июня 1945 г. был принят Закон о демобилизации тринадцати возрастов личного состава Советских Вооруженных Сил. Процесс демобилизации завершился в основном в 1948 г. Всего из армии было уволено 8,5 млн. человек.

Одновременно проводилась репатриация советских граждан, оказавшихся в фашистском плену или угнанных на работу в Германию. К концу 1945 г. в СССР возвратилось свыше 5,2 млн. человек, многие из которых стали так называемыми спецпереселенцами или «пораженными в правах». 4 сентября 1945 г. в стране было отменено чрезвычайное военное положение, возобновлены отпуска, восстановлен 8 часовой рабочий день. Большинство демобилизованных военнослужащих направлялись на восстановление промышленных объектов, а также в сельское хозяйство – колхозы, совхозы и МТС, где количество трудоспособных работников к 1946 г. было на 30% ниже довоенного уровня, а валовое производство упало на 40%.

Процесс перехода от военной экономики к мирной был чрезвычайно сложным. Он требовал определения новых народнохозяйственных пропорций, перевода предприятий на выпуск продукции народного потребления, который был совершенно свернут в годы войны, перераспределения материальных, финансовых и людских ресурсов между отраслями хозяйства и экономическими районами с учетом возникновения в период войны совершенно новых промышленных районов на Урале, в Сибири и Средней Азии. Исходя из сложившихся условий, первая сессия Верховного Совета СССР 18 марта 1946 г. утвердила план четвертой пятилетки (1946-1950).

Особенно тяжелым было положение тех территорий страны, где велись боевые действия и где был установлен режим оккупации. До войны в этих районах проживало 88 млн. человек, или 45,5% всего населения СССР, здесь выплавлялось 68% чугуна, 58%; стали, 57% проката черных металлов, добывалось 63% угля, производилось более половины сельскохозяйственной продукции. После освобождения промышленность и сельское хозяйство этих территорий функционировали менее чем наполовину. Это являлось одной из причин того, что к концу войны резко снизилось производство продукции во всех отраслях народного хозяйства. Выплавка чугуна в 1945 г. по сравнению с 1940 г. снизилась с 14,9 до 8,8 млн. т., стали с 18,3 до 12,3 млн. т., производство хлопчатобумажных тканей сократилось более чем в 2 раза, кожаной обуви – в 3, сахара – почти в 5 раз, а производство предметов потребления в целом составило лишь 59% довоенного уровня.

В результате сокращения посевных площадей почти на 1/3 и снижения урожайности в 1945 г. зерна было собрано в 2 раза меньше, чем в 1940 г., сахарной свеклы и подсолнечника – в 3 раза, картофеля почти на 1/3, хлопка – сырца – почти в 2 раза. Уменьшилась количественно и предельно износилась сельскохозяйственная техника. Крупнейшие заводы сельхозмашиностроения – Сталинградский и Харьковский тракторные, Ростсельмаш и другие оказались почти полностью разрушенными.

Сельскохозяйственная продукция в целом сократилась в 1945 г. по сравнению с довоенным 1940 г. на 60%. Глубочайший кризис, который переживало сельское хозяйство, усугубила засуха 1946 г., поразившая наиболее плодородные регионы страны – Поволжье, Северный Кавказ, Центральночерноземную область, Украину и Молдавию.

Трудностями сопровождались также единовременный процесс восстановления промышленности и ее конверсии. Если в 1945 г. валовая продукция промышленности составляла 92% от уровня 1940 г., то в 1946 г. этот показатель снизился до 77%. Однако выход был найден: с одной стороны, сохранялся военно-промышленный комплекс, что обеспечивало трудоустройство основной массы демобилизованных, а с другой – интенсивно развивались отрасли легкой промышленности, что обеспечивало высокий процент накопления. За счет него и частично за счет конверсии военного производства быстро росли объемы гражданского машиностроения.

В годы четвертой пятилетки было восстановлено и построено вновь около 6200 крупных промышленных предприятий. На 25% повысилась производительность труда в промышленности по сравнению с довоенным 1940 г. В целом по стране довоенный уровень промышленного производства был достигнут в 1948 г., а в 1950 г. превзойден на 73%. Уже в 1946 г. был перекрыт уровень 1946 г. по производству электроэнергии, в 1947 г. - угля, в 1948 г. – стали. Одновременно происходило техническое перевооружение восстанавливаемых предприятий, в основном за счет трофейного оборудования, полученного из Германии по репарациям (на общую сумму 4,3 млрд. долларов). В результате восстановлена металлургическая и топливно-энергетическая база страны. Задача восстановления разрушенных в годы войны предприятий была в основном решена к 1951 г. В 1949 г. мощность тракторного парка сельского хозяйства превзошла довоенный уровень.

К концу четвертой пятилетки частично были преодолены тяжелые последствия войны и в сельском хозяйстве. Его валовая продукция в 1950 г. составила 97% от довоенного уровня, были восстановлены важнейшие отрасли землевладения. Мяса, молока, шерсти и яиц было произведено больше, чем до войны. Однако главная часть государственных вложений приходилась на восстановление промышленности. Помощь государства колхозникам выражалась лишь в поставках сельхозтехники, за которую они расплачивались сельхозпродукцией. Кроме того, крестьянство было обложено непосильными денежными и натуральными налогами, а плановые государственные закупки производились по крайне низким ценам, значительно ниже себестоимости. Таким образом, подъем сельскохозяйственного производства был достигнут в значительной степени за счет очередного ограбления крестьянства.

К 1950 г. в основном был восстановлен железнодорожный транспорт, но сооружение новых железнодорожных магистралей, в том числе такой крупной, как Южно-Сибирская, шло медленно.

В послевоенные годы несколько вырос уровень жизни советских людей в городах. В декабре 1947 г. была отменена карточная система распределения продовольственных и промышленных товаров. Одновременно была проведена денежная реформа, произведен обмен старых денег на новые из расчета 10 рублей старых денег на 1 рубль новых.

Реформа оздоровила финансовую систему, но отрицательно сказалась на благосостоянии широких слоев населения. После 1947 г. происходило понижение розничных цен в городах. За период с 1947 г. по 1950 г. они снижались пять раз. В 1950 г. цены были ниже на 43%, чем в 1947 г. Росли и общественные фонды потребления, в том числе суммы отчислений на социальное страхование, пособие одиноким и многодетным матерям, стипендии учащимся. Однако все это достигалось в основном за счет выкачивания все новых и новых средств из деревни.

Контрольные вопросы:

      Какой ущерб был нанесен стране в годы войны (людские и материальные потери)?

      Как происходило восстановление промышленности? Выясните причины дефицита продукции и весьма ограниченного ассортимента продуктов питания

      Как Вы оцениваете социально-экономическое положение сельского населения?

      Как происходило восстановление совхозов и колхозов? Почему было проведено укрупнение последних?

      Каковы итоги восстановления и развития народного хозяйства СССР? Приведите примеры из истории Башкортостана