Почему в июле платим за отопление. Почему мы столько платим за отопление

В современных условиях бюджет любой российской семьи постоянно подвергается различным нагрузка и испытаниям. Существенная часть заработной платы всегда отводится на оплату коммунальных услуг, стоимость которых неуклонно растет с каждым годом. Именно поэтому люди стараются найти способы экономии. В связи с этим россиян часто волнует вопрос, почему летом приходится платить за отопление, если тепло поставляется в квартиры только в холодное время года? Многих такая ситуация заставляет думать, что коммунальщики хитрят и наживаются на населении, но так ли это?


Нередко люди, видя летом счет за отопление, сразу решают идти в суд. На самом деле не стоит сразу прибегать к столь радикальным мерам, изначально следует попытаться все выяснить и уладить конфликты мирным путем. И только в ситуации, когда ваши конституционные свободы действительно нарушены, а права ущемлены, нужно просить защиты в судебных инстанциях. Но прежде чем составлять судебный иск, убедитесь, что плату за отопление летом взимают действительно незаконно.

Методика расчета

Чтобы понять, не обманывает ли вас коммунальная служба или управляющая компания, ведающая распределением платежек, нужно знать, как рассчитать сумму к оплате, какие тарифы действуют и когда гражданам положены скидки. Сегодня существует несколько формул для расчета. Какую применить конкретно в вашем случае, зависит от ряда внешних факторов и обстоятельств, например, проживаете вы в многоквартирном или частном доме, установлен общий или индивидуальный прибор учета ресурса и т. д. Иногда случается так, что в доме вообще нет счетчика, в подобной ситуации размеры платежей будут рассчитываться по нормативам.

В 2013 году в силу вступили поправки к законодательству, согласно которым за отсутствие счетчика тепла в помещении в формулах будут использоваться повышенные коэффициенты. В 2019 году при расчете оплаты за отопление умножать придется на коэффициент 1,6.

Стоит отметить, что мы платим за тепло за прошедший отопительный период. Общую сумму за потребление ресурсов разбивают на 12 месяцев. Эта схема напоминает рассрочку. Данная мера была введена, чтобы снизить финансовую нагрузку для граждан. По какой бы формуле не проводился расчет (по нормативу, индивидуальному или общедомовому счетчику), всегда приходится учитывать установленный тариф. Он не меняется в течение года, но изменения могут произойти при смене расчетного периода. На тарификацию влияет множество факторов, а именно:

  • средняя температура воздуха на улице за отопительный сезон и последние пять лет;
  • вид электроносителя;
  • показатель средней заработной платы в регионе и т. д.

Если рассматривать многоквартирный дом с общим счетчиком, то за тепло здесь платят по-особенному. Общий счет за потребление тепла всеми жильцами получает управляющая компания. Именно в УК идет дальнейшее распределение платежек, в которых сумма оплаты пропорциональна размеру жилой площади. При этом сумма получается несколько усредненная, что не всегда выгодно, ведь соседи могут пользоваться всевозможным мощным оборудованием, а сумма в конечном итоге будет разделена между всеми жильцами. В связи с этим все больше россиян стремятся сделать индивидуальный счетчик учета тепла. Но установка такого прибора требует ряда условий, а именно счетчики должны стоять во всех квартирах МКД, а само здание оснащено общим прибором учета потребления ресурса.

Как сэкономить

Когда мы сталкиваемся с платежкой за отопление летом, напрашивается вопрос, надо ли платить или это какая-то ошибка? Компетентные специалисты в данной отрасли отмечают, что это не обман и не ошибка. Существует два варианта оплаты. По умолчанию для россиян используется следующий. Всю сумму расходов за прошедший отопительный сезон разбивают в равных частях на следующий год. Общий счет будет оплачиваться по частям, и таким образом, гражданам удастся снизить финансовую нагрузку при оплате коммунальных счетов.

Мы также можем воспользоваться и другим решением. Закон разрешает платить за тепло только в тот промежуток времени, когда им пользуются, но для этого надо знать некоторые нюансы. Чтобы использовать подобный алгоритм, следует обратиться в коммунальную службу с целью заключения индивидуального договора. Прежде чем идти к коммунальщикам и требовать заключения договора с персональными условиями оплаты, нужно все внимательно продумать и оценить перспективы. Этот вариант позволит сократить время оплаты, но сумма ежемесячного платежа во время отопительного сезона будет гораздо выше. Иногда повышение составляет 70%.


Какое бы мы решение не приняли, нужно помнить, что общая сумма расходов за тепло будет одинаковой. Некоторые граждане хотят сэкономить настолько, что прибегают к мошенническим действиям и накруткой приборов учета. Следует понимать, что данные действия носят противоправный характер, и грозят административным взысканием, т. е. штрафом. Чтобы снизить затраты по платежке за отопление, надо сократить потребление тепла, и сделать это можно собственными усилиями. Мы рекомендуем прибегнуть к таким вариантам, как:
  • установка пластиковых окон с герметичными стеклопакетами (общая экономия тепла 40%);
  • утепление стен и пола (экономия составит до 50%);
  • использование отражающих элементов за батареей (расход тепла снизится на 5-15%).

Это самые распространенные, доступные и эффективные решения. Вообще, сократить потребление тепла можно, если предпринять комплекс мер и заранее защитить помещение от выветривания и проникновения холодного воздуха.
https://www.youtube.com/watch?v=mLtFkGwcz90

Согласно 354-му Постановлению Правительства РФ, владельцы многоквартирных домов получили ряд преимуществ, касающихся оплаты потребления ЖК услуг. Например, граждане имеют право обратиться с заявлением, содержащим требование выполнить перерасчет за отопление. Знание своих прав и выполнение обязанностей поможет потребителю избежать конфликтных ситуаций с поставщиком услуг, и вести самостоятельный контроль потребления и оплаты.

Долгое время проверка и перерасчет оплаты за потребление коммунальных благ проводились только в случаях, обязывающих потребителей доплачивать за предоставленные услуги. Конституционные права граждан РФ грубо нарушались. На самом деле, исполнитель может выполнять перерасчет за отопление каждый год в удобное для него время. Для перерасчета используют установленные формулы и правила.

Корректировка оплаты

Ежегодная корректировка оплаты за поставляемые услуги должна обязательно проводиться поставщиком. Если таковая не проводилась, жилец имеет право требовать проведения перерасчета.

Стоимость услуг отопления – одна из самых больших статей расхода за потребление услуг ЖКХ. Понятное желание каждого потребителя – сэкономить.

Собственники квартир многоквартирных домов оплачивают поставку тепла из расчета за каждый м 2 в период сентябрь – май. Сумма формируется произведением установленного регионального тарифа на общую площадь квартиры.

Если в помещении не установлены приборы учета теплопотребления, расчет оплаты проводит организация-поставщик услуги. Порядок расчета установлен Постановлением Правительства РФ.

Для потребителей более выгоден и прозрачен учет услуг по общедомовому счетчику. Именно показания прибора учета позволяют контролировать расход потребления и понимать, почему происходит колебание ежемесячной суммы оплаты.

Выявленная при перерасчете разница между суммой, полученной с потребителя и суммой, выплаченной ресурсоснабжающей организации, возвращается домовладельцу. Перерасчет оплаты за теплопоставку проводят, вне зависимости от наличия приборов учета в помещении.

Обратившись с требованием перерасчета, стоит помнить, что этот процесс охватывает весь период сезона отопления. Некоторые компании идут на хитрость, проводя перерасчет только за месяц май, когда теплопоставка была прекращена.

Перерасчет в пользу поставщика

Невыполнение оговоренных обязанностей потребителем дает право компании-поставщику произвести самостоятельный перерасчет в сторону увеличения суммы оплаты. Именно факт нарушения потребления тепла (игнорирование сроков поверки, повреждение пломб счетчика, несанкционированное нарушение целостности трубопровода) определяет формулу перерасчета.

Повреждение пломбы на счетчике ведет к перерасчету оплаты по нормативам потребления с учетом количества, проживающих человек на обозначенной жилплощади. Несанкционированная врезка или иное самостоятельное вмешательство, нарушающее целостность функционирования учета прибора также проводится на основании общих нормативов. Кроме того, подобные действия со стороны потребителя могут иметь более серьезные последствия. Например, применение административных санкций.

Перерасчет в пользу потребителя в 2018-2019 году

Исходя из положений нового постановления, можно отметить ряд нарушений со стороны поставщика, которые являются основанием для проведения перерасчета оплаты за поставку тепла:

  • в период теплопотребления температура помещения не должна быть ниже 18°С (угловое помещение 20°С);
  • в регионах со среднесуточной температурой ниже -31°С, общепринятые показатели увеличивают на 2°С;
  • время аварийного прекращения теплопоставки не должно быть больше 16 часов единовременно и 24 часов суммарно за месяц (если во время отключения температура помещения была выше 12°С перерасчет не производят);
  • установленные нормы температурного режима допускают отклонения ±4° (понижение температуры допустимо только в ночное время не больше чем на 3°).

Отклонение от вышеуказанных норм служит основанием для перерасчета теплопотребления.

То есть основанием для перерасчета является:

Основанием для перерасчета может стать и длительное отсутствие потребителей в квартире.

Что потребуется

Перед тем как обратиться с требованием перерасчета в управляющую компанию, нужно подготовить следующую информацию:

  • квитанции об оплате теплопотребления за период перерасчета (если квитанция была утеряна, ее может заменить выписка от соответствующей организации);
  • запросить в управляющей компании карточки теплоучета;
  • информация о площади помещения и общий метраж всех жилых и нежилых комнат многоквартирного дома.

Чтобы зафиксировать оказание некачественных услуг, управляющая компания осуществляет проверку помещения. Если представители компании проигнорировали просьбу о проведении экспертизы, проверку проводят самостоятельно. Все необходимые измерения, подтверждающие нарушения, совершают в присутствии двух свидетелей и фиксируют данные в акте:

  • дата, время, показатели температуры в помещении;
  • период отсутствия или нарушения теплопоставки.

Зафиксированные временные показатели в акте являются началом отчета периода нарушения. После составленный документ передают в управляющую компанию.

Доказательством длительного отсутствия жильца в помещении могут стать:

  • транспортные билеты и счета;
  • командировочные листы;
  • больничные выписки;
  • документ о временной регистрации в другом месте;
  • копия загранпаспорта с отметками въезда и выезда;
  • выписка садово-дачного товарищества.

Порядок и сроки

Потребитель передает заявление с требованием перерасчета услуг подачи тепла за время его отсутствия в соответствующую организацию не позже окончания месячного срока с момента прибытия. Расчет происходит по строго установленному порядку. Управляющая компания рассматривает акты при подаче заявления на перерасчет, который будет проведен на 6 месяцев.

Стоимость отопления жилья — одна из самых весомых составляющих счетов, которые мы оплачиваем за жилищно-коммунальные услуги. Неудивительно поэтому, что среди частых вопросов, возникающих у потребителей коммунальных услуг, важное место занимает порядок начисления платы за подачу тепла в наши дома. Поднять эту тему вновь мы решили в связи с утратой силы Правилами предоставления коммунальных услуг гражданам, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 мая 2006 года № 307, и принятием нового документа от 29 июня 2016 года № 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства РФ по вопросам предоставления коммунальных услуг». Начиная с 1 июля 2016 года, был изменен порядок расчета платы за отопление, поэтому на страницах МГ мы разберем, откуда возьмутся конкретные цифры в графе «отопление» в 2017 году.

На сегодня расчеты за тепловую энергию могут осуществляться одним из двух способов :

Конкретный способ выбирается Правительством Москвы не чаще одного раза в год в срок до 1 октября текущего года и реализуется принятое решение только в следующем году: с 1 июля при переходе на равномерную оплату в течение года, либо с первого дня отопительного сезона при переходе на оплату, соответственно, в отопительный период.

На 2017 год Правительством города сохранен равномерный способ внесения оплаты за отопление на территории Москвы, исключая Троицкий и Новомосковский округа . Однако для ТиНАО действует тот же порядок расчетов .

Жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше жильцов тех домов, где такой счетчик установлен.

Рассмотрим четыре типовых случая, в соответствии с которыми начисляется плата за подачу тепла в наши дома.

Случай 1. Дом не оборудован общедомовым прибором учета (ОПУ), при этом техническая возможность его установки отсутствует. В основном это касается старого жилого фонда. Здесь расчет осуществляется по следующей формуле:

Случай 2 . Дом не оборудован ОПУ, но при этом техническая возможность его установки имеется (жилой фонд, где по разным причинам до сих пор не установлен общедомовой прибор учета тепловой энергии). В данном случае расчет ведется следующим образом:

Как видно из приведенной формулы, жильцы домов, до сих пор не оборудованных общедомовым прибором учета тепловой энергии, в 2017 году будут платить в 1,5 раза больше домов, где такой счетчик установлен. В соответствии с Федеральным Законом № 261-ФЗ «Об энергоснабжении и повышении энергетической эффективности», общие счетчики должны быть установлены во всех многоквартирных домах до 1 июля 2012 года, затем этот срок был продлен, тем не менее, на сегодняшний день даже в Москве не все дома оборудованы ими. Специальный повышающий коэффициент должен стимулировать собственников жилья принимать меры, чтобы в их домах такие счетчики появились. Однако, например, в поселении Сосенское ОПУ ставятся в старом жилом фонде в рамках долгосрочной целевой программы за счет средств местного бюджета.

Случай 3. В доме имеется ОПУ, но не все помещения оборудованы индивидуальными приборами учета тепла (ИПУ). Под этот случай попадает подавляющее число домов, построенных после введения в действие закона «Об энергосбережении», когда установка общедомовых счетчиков стала обязанностью застройщиков. В этом примере расчет осуществляется по следующей формуле:

Один раз в год производится корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления, по формуле:

В данном случае управляющая компания в течение года равномерно начисляет оплату согласно нормативу или среднему фактическому потреблению за прошлый год, а по прошествии года производит перерасчет на основании показаний общедомового счетчика. При этом перерасчет может быть как в меньшую, так и в большую сторону в зависимости от того, насколько был холодным и продолжительным отопительный сезон, а также от экономности расходования тепла собственниками, в т. ч. в местах общего пользования.

Случай 4. Дом оборудован ОПУ и все помещения дома также оборудованы ИПУ. Данный случай в основном относится к новостройкам с горизонтальной разводкой системы отопления, которая позволяет установить счетчик тепла отдельно на каждую квартиру. Расчет будет осуществляться по следующей формуле:

Корректировка платы за отопление, исходя из фактического потребления (один раз в год):

Отдельно надо отметить, что для применения схемы расчета № 4 все жилые и нежилые помещения в многоквартирном доме должны быть оборудованы счетчиками. При этом все счетчики должны находиться в исправном состоянии, пройти поверку в установленные сроки (1 раз в 4 года), а также должны быть введены в эксплуатацию с привлечением управляющей компании. Такое положение делает фактически невозможным оплату по индивидуальным счетчикам тепла, поскольку достаточно одного неработающего или не прошедшего поверку прибора, чтобы расчет производился уже по схеме № 3.

Правительством принято решение сохранить на 2017 год равномерную оплату за потребление тепла в многоквартирных домах.

Итак, мы рассмотрели 4 типовых случая оплаты тепловой энергии, с которым сталкиваются собственники многоквартирных жилых домов (особняком стоят многоквартирные дома, где в состав общего имущества входит собственная котельная и где собственники платят не за тепловую энергию, а, как правило, за газ, который используется для подогрева воды). Как можно заметить, согласно поправкам в федеральное законодательство, теперь столичное Правительство определяет, как москвичи будут платить за отопление: равномерно в течение года или только в отопительный период. Пока принято решение сохранить оплату равномерно в течение 12 месяцев. Можно предположить, что это связано с желанием равномерно распределить нагрузку на семейные бюджеты (в первую очередь малообеспеченных граждан). Если, скажем, годовая оплата за отопление составляет 12000 рублей и эта сумма распределяется равномерно в течение года, то ежемесячная нагрузка на бюджет составит 1000 руб. Если же оплата происходит только в отопительный период, который в нашем регионе составляет 5-6 месяцев, то расходы на отопление в этот период возрастают в 2 раза, хотя и исчезают совсем в остальное время года.

Нормативные документы:

1. В соответствии с пунктом 42.1 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов (утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

2. Пункт 2 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

3. Постановление Правительства Москвы от 29.09.2016 N 629-ПП «О сохранении равномерного порядка внесения платы за коммунальную услугу по отоплению на территории города Москвы и внесении изменений в постановление Правительства Москвы от 11 января 1994 г. N 41».

4. Пункт 3 постановления Правительства РФ от 29.06.2016 N 603 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации по вопросам предоставления коммунальных услуг».

5. Пункт 2(1), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

6. Пункт 2(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

7. Пункт 3(2), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

8. Пункт 3(3), приложения 2 Постановления Правительства РФ от 06.05.2011 N 354 (ред. от 29.06.2016) «О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» (вместе с «Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов»).

Вопросы, связанные с оплатой коммунальных услуг, всегда актуальны. По причине отсутствия времени мы привыкли отдавать свои деньги за тепло, воду и свет «не глядя». Времени на разборки нет, зато есть управляющие компании, ТСЖ, которые точно знают, что и как нужно делать. Многие жители МКД свято верят в то, что нет смысла «перечить» местным органам самоуправления и управляющим организациям. Подавляющее большинство потребителей считают, что в любом случае, управляющие компании или ТСЖ контролируются органами государственного, жилищного надзора, которые для этого созданы, – поэтому и нет смысла в «лишних движениях», тем более «войнах».

Вы когда-нибудь задумывались о том, почему некоторые платят за отопление в многоквартирных домах равномерно в течение года, а другие – отдают деньги только в отопительный сезон? Почему так происходит и кто выбирает способ оплаты?

На самом деле это не управляющие компании и даже не ТСЖ диктуют, каким образом платить за отопление. Действующее жилищное законодательство допускает два способа оплаты:

– только в отопительный период

– в течение календарного года равномерными суммами

Необходимо уточнить, что общая сумма за год, независимо от способа оплаты, одинакова. Чтобы наглядно убедиться в законности такого порядка, нужно обратиться к конкретным законам. В данном случае это Постановление Правительства РФ от 06 мая 2011 года, №354. Здесь показательным выступает пункт № 42, в котором четко оговаривается, что способ оплаты коммунальной услуги определяет орган государственной власти субъекта Российской Федерации.

Многие считают, что органы государственной власти не являются единственными лицами, которые могут определять правила оплаты за тепло, газ или электричество. Однако в действительности органы госвласти – это единственные регуляторы в отношении выбора способа оплаты за отопление.

Окончательным подтверждением этого факта выступает Постановление Правительства от 26 июня 2016 года № 603:

«2. Установить, что органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе принять в отношении всех или отдельных муниципальных образований, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, решение об изменении способа осуществления потребителями оплаты коммунальной услуги по отоплению (в течение отопительного периода или равномерно в течение календарного года). Указанное решение принимается не чаще одного раза в год в срок до 1 октября и подлежит опубликованию на официальном сайте органа государственной власти субъекта Российской Федерации в информационно-телекоммуникационной сети “Интернет” в течение 5 рабочих дней со дня его принятия».