Функциональные сферы экономики. Стимулирование продвижения товаров из сферы производства в сферу потребления

Экономика общества - совокупность сложившихся отношений в следующих сферах: производство, распределение, обмен и потребление разнообразных благ. Среди различных видов деятельности человека именно на экономику возложена особая миссия. Она непосредственно связана с основополагающим условием жизни человека - удовлетворением его потребностей.

Экономика подразделяется на четыре взаимоувязанных и взаимозависимых сферы: производство, распределение, обмен и потребление.

* Производство. Так называется процесс создания благ. Производство в свою очередь подразделяется на сферу создания материальных благ и на сферу нематериального производства.

К сфере материального производства следует отнести промышленность, строительство, лесное и сельское хозяйство и прочие алогичные виды деятельности.

К сфере нематериального производства, относят пассажирский транспорт, ЖКХ, образование, здравоохранение и так далее.

Каждая из производственных сфер подразделяется на отрасли, включающие в себя предприятия (организации), объединенные общностью результата производства, применяемой технологии, используемых основных средств и подготовкой кадров.

  • * Распределение. Произведённый товар распределяется между членами общества. Процесс распределения обеспечивается объёмом благ, созданных производителями и участием в процессе государственных учреждений. Например, органов соцзащиты населения или налоговых органов. Так должно обеспечиваться поддержание принципа социальной справедливости в обществе:
    • 1. материальные блага должны быть распределены с учетом вклада человека в жизнь общества;
    • 2. общество должно проявлять заботу о членах, которые не могут трудится по причинам болезни, старости и прочее.
  • * Обмен. По сути, обмен является процессом купли-продажи благ, поскольку происходит обмен денег на товар, а товара на деньги. В процессе участвует эквивалент, который способен сохранить паритет сторон в сделке. И, хотя каждая страна применяет в качестве такого эквивалента денежные знаки, мировым эквивалентом принято считать золото. От уровня золотого запаса страны зависит ценность её денежных знаков (обеспечение золотом). Таким образом, если обмен осуществляется с помощью денег - «купля-продажа»; существует прямой продуктообмен - бартер.
  • * Потребление. Блага, которые были изготовлены в ходе производства, в сфере потребления удовлетворяют потребности членов общества. При этом товары, поступающие в сферу потребления, могут быть опять использованы в сфере производства. Например, станки. Или товары могут из экономической сферы перейти в социальную или бытовую сферу. Например, товары народного потребления.

Динамическими операторами сферы производства являются накопители ресурсов (интегралы) - операторы 1 и 2. Оператор 1 моделирует создание рабочих мест (процесс экстенсивного развития), а оператор 2 - потенциал производительности фондов, т.е. установленного оборудования (процесс интенсивного развития). Повышение уровня сигналов на выходе операторов 1 и 2 обусловливается потоками накопления с выхода оператора 3 (для экстенсивного развития) и с выхода оператора 4 (для интенсивного развития). Разделение инве-стиционного потока ресурсов (с выхода оператора 5) на потоки для экстенсивного и интенсивного развития выполняется в результате экзогенного (ручного) изменения доли ресурсов (оператор 27) от 0 до 1.
Поток продукции V (для данной модели поток ВВП с выхода оператора 8), произведенной в сфере производства, при помощи операторов 5, 6 и 29 делится на два: поток потребления М и инвестиционный поток N.
Поток произведенной продукции V формируется оператором 8. Блок операторов 8-11 предназначен для моделирования статической характеристики V = f(Rrpyfla), которая приведена на рис. 3.4 сверху (сфера производства). Форма этой характе-ристики меняется в зависимости от значений сигналов с выхода оператора 15 (производительность оборудования) и с выхода оператора 14 (величина производствен-


j ных фондов, в модели - количество рабочих мест). Место рабочей точки на изменяющихся статических характеристиках определяется величиной потока используемого труда (операторы 16 и 17).
Для моделирования изменений числа рабочих мест используются операторы 1,14,13, 26 и 28. Оператор 26 задает начальное число рабочих мест, оператор 14 суммирует эту величину с сигналом с выхода оператора 1, где интегрируются положительный, инвестиционный, поток с оператора 3 и отрицательный, амортизационный, с выхода оператора 28 с заданным коэффициентом амортизации производственных фондов. С помощью оператора 13 формируется нелинейный аморти-зационный поток (квадратичная зависимость), реализующий гипотезу: чем интенсивнее используются производственные фонды, тем в большей степени происходит их амортизация. Следует отметить, что указанная гипотеза не обоснована статистическими исследованиями и применяется в данной модели лишь для иллюстрации возможных вариантов нелинейных зависимостей.
Аналогично моделированию объемов производственных фондов выполняется моделирование их производительности (операторы 2,15,12, 24 и 25). Реализация гипотезы о том, что рост производительности оборудования (интенсивное развитие) обходится дороже, чем создание новых рабочих мест (экстенсивное развитие), требует, чтобы коэффициент передачи К1 оператора 1 был больше коэффи-циента К2 оператора 2.

Все отрасли народного хозяйства делятся на две большие сферы: производственную и непроизводственную. Существование организаций, относящихся ко второй группе (культура, образование, бытовое обслуживание, управление) невозможно без успешного развития предприятий первой.

Отрасли производственной сферы: определение

Относятся к этой части народного хозяйства предприятия, осуществляющие деятельность, направленную на создание материальных благ. Также организации данной группы производят их сортировку, перемещение и т. д. Точное определение производственной сферы звучит следующим образом: «Совокупность предприятий, изготавливающих вещественный продукт и оказывающих материальные услуги».

Общая классификация

В развитии народного хозяйства играет весьма заметную роль. Именно относящиеся к ней предприятия создают национальный доход и условия для развития нематериального производства. Существуют следующие основные отрасли производственной сферы:

  • промышленность,
  • сельское хозяйство,
  • строительство,
  • транспорт,
  • торговля и общественное питание,
  • материально-техническое обеспечение.

Промышленность

К этой отрасли относятся предприятия, занятые добычей и переработкой сырья, изготовлением оборудования, производством энергии, потребительских товаров, а также другие подобные организации, являющиеся основной частью такой области, как производственная сфера. Отрасли хозяйства, относящиеся к промышленности, подразделяются на:


Все промышленные предприятия классифицируются на две большие группы:

  • Добывающую - рудники, карьеры, прииски, скважины.
  • Перерабатывающую - комбинаты, заводы, мастерские.

Сельское хозяйство

Это также очень важная область экономики государства, попадающая под определение «производственная сфера». Отрасли хозяйства данной направленности отвечают прежде всего за выпуск и частичную переработку пищевых продуктов. Подразделяется они на две группы: животноводство и растениеводство. В структуру первой входят предприятия, занимающиеся:

  • Скотоводством . Выращивание крупного и мелкого скота позволяет обеспечить население такими важными продуктами питания, как мясо и молоко.
  • Свиноводством . Предприятия этой группы поставляют на рынок сало и мясо.
  • Звероводством . Из шкурок мелких животных в основном производятся носильные вещи. Очень большой процент этой продукции идет на экспорт.
  • Птицеводством . этой группы поставляют на рынок диетическое мясо, яйца и перо.

К растениеводству относятся такие подотрасли, как:

  • Выращивание зерновых. Это самая важная подотрасль сельского хозяйства, наиболее развитая у нас в стране. Сельскохозяйственные предприятия этой группы производственной сферы занимаются выращивание пшеницы, ржи, ячменя, овса, проса и т. д. От того, насколько эффективно будет развита эта отрасль зависит степень обеспеченности населения такими важными продуктами, как хлеб, мука, крупы.
  • Овощеводство . Этот род деятельности у нас в стране осуществляют в основном мелкие и средние организации, а также фермерские хозяйства.
  • Плодоводство и виноградарство. Развито в основном в южных регионах страны. Сельскохозяйственные предприятия этой группы поставляют на рынок фрукты и вина.

Относятся к растениеводству и такие подотрасли, как картофелеводство, льноводство, бахчеводство и т. д.

Транспорт

Организации этой области народного хозяйства отвечают за перевозку сырья, полуфабрикатов и готовой продукции. Входят в нее следующие отрасли производственной сферы:


Под индустриальным производством понимается выпуск про­дукции с применением машин и механизмов. Оно делится на тяжелую индустрию (производство средств производства) и лег­кую индустрию (производство предметов потребления).

Ведущей отраслью тяжелой индустрии становится маши­ностроение. Кроме машиностроения тяже­лую индустрию представляют электроэнергетика, металлургия, судо­строение и другие.

Технологический процесс индустриального производства можно представить в виде схемы: «Добыча сырья -> Разработка технологического процесса для конкретного производства -> Изготовление отдельных деталей -> Сборка -> Готовая продук­ция «Реализация».

Профессии индустриального производства: токари, фрезеровщики, сверловщики, шлифовщики, наладчики, слесари, техники-технологи, инженеры-конструкторы, контролеры и т. д.

Агропромышленный комплекс (АПК) – совокупность сельскохозяйственной отрасли народного хозяйства и связанных с ней технологически, экономически и организационно промышленных предприятий транспорта, связи, энерго- и водоснабжения – всего около 80 отраслей. Основная цель их совместной деятельности – обеспечение населения пищевыми продуктами и товарами, вырабатываемыми из с/х сырья. Сферы АПК: фондообразующие отрасли – с/х машиностроение, производство удобрений, кормов, сельское строительство и др.; сельское хозяйство – растениеводство, животноводство, ветеринарная служба, агрохимическая служба; переработка, хранение и реализация с/х продукции – заготовительная отрасль, пищевая и частично легкая промышленность, торговля, общественное питание.

Техпроцесс АПК: производство с/х продукции-> хранение -> переработка-> транспортировка и реализация с/х продукции. Основными отраслями с/хозяйства являются земледелие и животноводство. Профессии в сфере АПК: агроном, селекционер, тракторист, комбайнер, зверовод, пчеловод, зооинженер и т.д.

Легкая и пищевая промышленность – обеспечивает население тканями, обувью, одеждой и продуктами питания. Профессии: ткач, прядильщик, швея, закройщик, тестовод, кондитер, бисквитчик и т.д.

Торговля – обеспечивает обращение товара, их движение из сферы производства в сферу потребления. Предприятия торговли: магазины, универсамы, торговые комплексы, склад-магазин и т.п. Профессии: продавец продовольственных товаров, контролер – кассир, коммерческий агент и т.д.

Предприятия общественного питания производят и реализуют кулинарную продукцию, организуют питание. Типы предприятий общественного питания: ресторан, кафе, бар, столовая и т. д. Профессии: бармен, повар, технолог общественного питания и.т.д.

Стр.
I. Теоретические основы курса
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль - это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

Земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

Капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

Труд (физические и умственные способности людей);

Предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).


Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

V
I


I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»


Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
Транспорт общего пользования Транспорт организаций и частных лиц
железнодорожный морской речной автомобильный воздушный трубопроводный отраслей материального производства организаций сферы обслуживания и управления населенных пунктов
промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др. торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др. городской общественный и частных лиц

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает. Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).