Turning Torso в Мальме (Швеция): информация, фото, история. Небоскреб «Поворачивающийся торс» в Швеции

Очень необычное сооружение, получившее странное имя Turning Torso (Поворачивающийся Торс), подарил шведскому городу Малме архитектор Сантьяго Калатрава, автор скульптуры «Скрученный торс». Именно эта скульптура натолкнула главу компании HSB Дж. Орбэка на мысль, что неплохо было бы выстроить небоскреб аналогичной формы. После долгих переговоров маэстро взялся за работу над проектом.

Конструкция небоскреба выполнена из девяти сегментов, по пять этажей каждый. Каждый из кубов повернут на несколько градусов по часовой стрелке. Верхний куб по отношению к нижнему развернулся на 90°. Этажи имеют форму пятиугольника с вертикальным ядром. Поддерживает конструкцию внешний стальной каркас.

Два нижних этажа отведены под офисы, в остальных семи разместились роскошные частные апартаменты. В доме есть абсолютно все – от прачечной до винного погреба. Неудивительно, что аренда самой «дешевой» квартиры обходится ежемесячно в 1400 евро. Путешествуя по Швеции, обязательно заезжайте в Малме полюбоваться роскошным Поворачивающимся Торсом.

Объект: жилой дом с офисами – Небоскреб «Поворачивающийся торс» (Turning Torso)
Расположение: Lilla Varvsgatan, 14, Western Harbour, Мальмо, Швеция
Заказчик: HSB Malm ö Ek F ör
Застройщик: HSB Malm ö and NCC Construction Malm ö
Архитектурное бюро: Santiago Calatrava SA, Цюрих/Валенсия
Дизайн интерьера: Samark Arkitektur & Design AB
Генподрядчик: NCC Construction
Фасады: Grupo Folcra Edificacion SA, Испания
Стальная внешняя конструкция: Emesa, Испания
Проектирование: 1999–2001 гг.
Строительство: 14 февраля 2001 г. – 28 августа 2005 г.
Площадь застройки, кв. м: около 500
Общая площадь квартир, кв. м: 13 500
Общая площадь офисной части, кв. м: 4000

Нижние два этажа в «Поворачивающемся торсе» занимают офисы. На остальных разместились 147 роскошных квартир. В этом доме есть все: автостоянка, прачечная, конференц-залы и даже винный погреб

Прообразом здания Калатравы стала скульптура Twisting Torso, которую он создал еще в 1991 году. Это была скрученная прямоугольная призма, разделенная на несколько блоков. Ее верхнее поворачивалось относительно нижнего на 90°. Придумана она архитектором исключительно как художественный образ, как упражнение в пластике. Но жизнь сложилась так, что скульптуру увидел Джонни Орбак, руководитель одной из девелоперских компаний Мальмо. Именно ему пришла идея создания на основе этой скульптуры жилого здания.

Застройщик Turning Torso был знаком с одноименной скульптурой Калатравы, представляющей набор сегментов, изгибающихся по спирали вокруг ствола, и потому попросил автора воссоздать эту форму в виде небоскреба в Мальмё, Швеция. После успеха этого архитектурного проекта Калатраву пригласили проектировать 610-метровый Чикаго-Спайр (нач. 2007), однако работы были приостановлены в связи с экономическим кризисом.

Надо отметить, что Сантьяго Калатрава не сразу согласился на предложение HSB Malmö. Тем не менее, сегодня мы можем увидеть 54-этажный результат безумной идеи Орбака.

Испанец по рождению, Сантьяго Калатрава (1951-) обучался в Швейцарии. Все его творения отличаются динамичностью. Окончив учебу в Валенсии и Цюрихе, в 1981 году он основал собственную компанию.

Первоначальную известность ему принесли экспрессивные скульптурные мосты, такие как Мост Аламильо (1992) в Севилье и Кампо-Волантин (1997) в Бильбао. Архитектор является автором пластичных сооружений более крупного масштаба, включая Монжуик-скую телебашню (1992), приуроченную к Олимпийским играм в Барселоне, и пристройку к Художественному музею Милуоки (2001) с гигантским солнцезащитным экраном размером с крыло Боинга-747. В основе творений Калатравы лежат произведения искусства – картины и скульптуры. Примером тому может служить дизайн небоскреба Turning Torso, вызывающий в памяти скульптуру из белого мрамора Кала-травы с одноименным названием.

После проектирования многочисленных общественных зданий Сантьяго Калатраве, наконец, удалось построить жилой дом. Он появился в шведском городе Мальмо, на родине жены архитектора. Первый раз проект был представлен мировой общественности в нью-йоркском МоМА на выставке . Здание, похожее на закрученную тянучку, возвышается над Оресундским районом на зависть жителям Копенгагена, живущим через пролив. Раньше в Скандинавии самым высоким жилым зданием являлось Domus Vista в Копенгагене.

ТАНЦУЮЩИЙ У МОРЯ

В переводе с английского Turning Torso означает «поворачивающееся туловище». Кроме этой скульптуры у Калатравы было и «бегущее туловище» (Running Torso), представляющее собой те же кубы, но вытянувшиеся по диагонали. Сама тема человеческого тела присутствует во многих работах архитектора.

Так, проект железнодорожного вокзала в Люцерне сопровождается эскизом лежащего изогнувшегося женского тела, а известную телебашню в Барселоне предварял эскиз с изображением человека, стоящего на коленях и держащего в согнутых руках чашу. Новой башне и впрямь не откажешь в изяществе балерины. Большинство произведений Калатравы завораживают зрителя тем, как он умудряется придать столько изысканности и чувственности тоннам грубого бетона и металла. Наверное, именно эта способность позволила испанскому инженеру стать всемирно признанным архитектором. По всей видимости, инженерное мастерство сыграло роль и при получении данного заказа. Так же, как и сложнейшие мосты, сделавшие знаменитым их создателя, небоскреб – сооружение в первую очередь инженерное.

При переработке скульптуры в полноценное здание структура несколько изменилась, так, например, кубы превратились в пятигранные призмы. Девять таких блоков (именно это количество элементов позволяло создать поворот верхнего основания относительно нижнего на 90° без особых изменений на отдельном этаже) крепятся к центральному железобетонному ядру, внутри которого расположены лифты и лестницы.

Центральный несущий ствол имеет переменную толщину, плавно уменьшающуюся к вершине. Поэтажно возводились часть ствола с лестницей и лифтовыми шахтами и монолитная плита перекрытия, внутри которой были заложены металлические консольные балки. На каждый этаж уходило не меньше 10 дней. Перекрытия под каждым блоком усилены, их толщина меняется от почти метра у ствола до 40 см с внешней стороны, благодаря этому они выполняют роль аутригеров.

Колонны по периметру здания передают на это усиленное перекрытие часть нагрузок от вышележащих, что позволило сократить толщину межэтажных плит до 27 см. При этом верхние перекрытия каждого блока поддерживаются стальными балками, связанными с внешней стальной изогнутой колонной. Этот сваренный «хребет» служит дополнительной
поддержкой здания и ограничивает амплитуду колебания его вершины под порывами ветра, работая как стабилизатор. Принятые меры позволили добиться отклонения вершины от вертикали максимум на 30 см.

Общий вес металлической структуры составляет приблизительно 820 т. 20 горизонтальных и 18 диагональных стержней связывают стальную колонну, монолитные перекрытия и центральный ствол в единую конструктивную систему. Все нагрузки передаются на усиленные фундаменты, которые не только заглублены на 15 м в землю, но еще и врезаны на 3 м в скальное основание.

Бетонный 57-этажный небоскреб достигает в высоту 190 м и насчитывает 147 апартаментов с 5 лифтами. Дизайн представляет собой девять пятиугольных сегментов по 5 этажей каждый, вращающихся вокруг «ядра» здания. Два нижних этажа отведены под офисное пространство.

Непросто проходило само возведение здания – мешали холода, ветер (работы останавливали при ветре 20 м/с), короткий световой день, непривычными оказались и сами масштабы задачи. Бюджет строительства превысил затраты города для вложений в развитие школ, парков и дорог за год. Только аренда 2 высотных кранов (высотой 212 м и грузоподъемностью 12,5 т) стоила по $123 000 за каждый. При этом даже краны не могли справиться с подъемом диагональных стоек внешней металлической структуры и некоторых плит облицовки. Для их монтажа использовались специальные подъемники, обычно применяемые шахтерами. А при монтаже самого крана однажды упала верхняя секция.

При создании бетонной подушки фундамента Turning Torso потребовались 72 бетономешалки, работавшие на протяжении 60 часов. Учитывая, что водители должны были работать посменно, что стало понятно в последний момент, задействовали чуть ли не всех водителей бетономешалок этой части Швеции. Процесс заливки бетона моделировался на компьютере, чтобы соблюсти оптимальное соотношение прочности и температуры уже уложенного бетона с консистенцией следующего слоя. Несколько раз во время производства работ приходилось увеличивать и так не малый бюджет.

Подорожал фасад, улучшились кухни, бюро Калатравы ошиблось в расчетах – количество металла для внутреннего каркаса пришлось увеличить почти в два с половиной раза. Прибывшие из Испании секции внешнего «хребта» пришлось на месте переваривать, заводские узлы не выдерживали нагрузки. Десятидневная забастовка электриков по всей стране, задержав работы, удорожила строительство на $1,2 млн. Каждый 5-этажный блок, общей площадью – 2000 кв. м, является своеобразной субструктурой, зданием в здании. Пространство между кубами используется для технических целей, включая обслуживание фасада.

Кстати, застройщику, который на данный момент эксплуатирует здание, пришлось включить в пакет услуг, предоставляемых всем жильцам, мытье окон. Для этого на крыше установлен кран. Тут открывается лишь каждое второе окно и не больше, чем на 10 см. Дело в том, что любой предмет, выпавший с верхнего этажа, за время падения наберет скорость от 150 до 200 км/ч, что смертельно опасно для человека, прогуливающегося внизу. По той же причине здесь нет балконов, кроме технических. Также, для того чтобы избежать несчастных случаев, вокруг дома организован обширный бассейн с водой. Лаконичность силуэта требовала простоты фасадных решений – фасад навесной. Окна были встроены в навесные блоки в заводских условиях, этим объясняется некоторая «топорность», единственная их особенность – наклонные вертикальные стойки.

Подобно другим архитекторам, от Фрэнка Ллойда Райта до Фрэнка Гери, раздвинувших границы дизайна, вклад Калатравы в архитектуру является предметом горячих споров. В его недавнем проекте Оперный дом Валенсии (2008), по словам очевидцев, уже слезает краска, а конструкция низкокачественная.

В здании всего 152 квартиры, они размещены в 7 верхних кубах. Все они сдаются в аренду, хотя сначала предполагалась продажа (сейчас владельцем всего здания является застройщик). Площадь самой маленькой квартиры, однокомнатной, составляет 45 кв. м, а самая большая квартира – пятикомнатная (190 кв. м). На каждом этаже – от одной до пяти квартир. Разновидностей планировки – 23, во всех за основу принят принцип перетекающих пространств: большинство дверных проемов выполнены во всю высоту этажа; в больших квартирах применены раздвижные перегородки; везде кухни раскрываются в гостиную (на границе размещена обеденная зона).

Разрабатывая планировки, архитекторы исходили из необходимости разместить гостиные с учетом лучшего вида из окна. Несмотря на разнообразие планировок, все они просты, особых изобретений здесь не обнаруживается. И хотя избалованного москвича или жителя другого мегаполиса может порадовать наличие окон во всех ванных комнатах, может он найти также и недочеты вроде входа в единственный санузел через спальню. Столь скромные во всех отношениях планировки квартир Turning Torso объясняются не скромным опытом в жилищном строительстве архитекторов, а спецификой скандинавских представлений о престижном жилье.


Turning Torso Building, Malmo, Sweden.
В Мальмё, третьем по величине городе на юге Швеции, есть потрясающе фотогеничная башня Turniung Torso, которую не обошли вниманием скай-дайверы:) Еще этот город является воротами в Данию с самым длинным в Европе мостом над проливом Эрсунн. Эта статья о двух уникальных инженерно-технических и архитектурных сооружениях.

Мальмё - третий по величине город Швеции. Расположен в южной провинции Сконе. Один из старейших и наиболее индустриализованных городов Скандинавии. Основан в XIII веке. Долгое время принадлежал Дании. На жд вокзале автомобиль можно оставить на многоуровневой парковке бесплатно и отправиться на поезде в столицу Дании Коппенгаген.

Автомат по продаже жд билетов предложил две опции по добиранию в Коппенгаген - через мост и паромом через Хельсинборг (нужно сделать огромный крюк).

Эресуннский мост - совмещенный мост-тоннель, включающий 2-путную железную дорогу и 4-полосную автомагистраль через пролив Эресунн. Это самая длинная совмещенная дорога и железнодорожный мост в Европе, соединяющие столицу Дании Копенгаген и шведский город Мальмё.

Мост длиной 7845 м покрывает половину расстояния между Швецией и датским островом Амагер. Граница между двумя странами находится в 5,3 км от шведского берега. Конструкция моста имеет массу 82000 тонн, несет два железнодорожных пути и четыре полосы движения на горизонтальной балке, идущей вдоль всей длины моста. На обоих подходах к 3-вантовым секциям каждые 140 м балка опирается на бетонные опоры. 2 пары свободно стоящих несущих пилонов высотой 204 м позволяют осуществлять судоходство в створе основного пролета, имеющего высоту 57 м. Несмотря на это, большинство судов предпочитают проходить через пролив беспрепятственно - над тоннелем. Длина основного вантового пролета - 490 метров. Балка и вантовая конструкция была выбрана, чтобы обеспечить необходимую жесткость для выполнения тяжелых железнодорожных перевозок.

Остров Пеберхольм

Мост соединяется с тоннелем на искусственном острове, названном Пеберхольм (Перец-остров). С характерным юмором датчане выбрали имя для дополнения соседнего естественного острова Сальтхольм (Соль-остров) на севере. Они также сделали Пеберхольм природным заповедником. Насыпанный из скал и пород во время дноуглубительных работ при строительстве моста и тоннеля, остров Пеберхольм составляет примерно 4 км в длину со средней шириной 500 метров.

Тоннель Drogden

Соединение между искусственным островом Peberholm и искусственным полуостровом Каструп на острове Амагер - ближайшей населенной части Дании - осуществляется через тоннель Drogden (Drogdentunnelen). Длина тоннеля 4050 метров складывается из 3510 метров подводного тоннеля и 270 метров порталов на каждом конце. Тоннель изготовлен из 20 сборных железобетонных сегментов (55000 тонн каждый) и объединен в канале, вырытом в морском дне. 2 трубы в тоннеле несут железнодорожные пути; еще 2 несут автодороги, а меньшая пятая труба предназначена для чрезвычайных ситуаций. Трубы расположены бок о бок. Причиной несения дополнительных расходов и преодоления сложностей строительства тоннеля, а не другой части моста было стремление избежать препятствий для самолетов расположенного недалеко аэропорта Копенгагена и обеспечение свободного прохода для судов.

Вид на мост и остров Поберхольм, где начинается тоннель из Коппенгагена:

и несколько кадров из Мальмё:

Ну а визитной карточкой самого Мальмё считается небоскреб Turning Torso. Вид из поезда с моста над проливом Эрсунн:

Здание спроектировано испанским архитектором Сантьяго Калатрава и официально открыто 27 августа 2005 года. Высота пятидесятичетырёхэтажного здания составляет 190 метров. По завершении строительства оно стало самым высоким жилым зданием Скандинавии и вторым по высоте в Европе после 264-метрового здания Триумф-Палас в Москве. Прототипом конструкции здания послужила скульптура Сантьяго Калатрава «Twisting Torso» (англ. Закрученный Торс).

Рядом находится арт-галлерея:

Небоскреб Turning Torso является обыкновенным жилым домом в 54 этажа и, к сожалению, не доступно для публичного посещения. А зря... очень хотелось попасть на его крышу. Хотя по данным Вики, с 2009 года по определенной договоренности такие посещения возможны в летние месяцы, а табличка у входа в подъезд ясно и четко говорила о противоположном.

Для посещения же крыши проще всего стать скай-давером... RedBull не остался в стороне!
18 августа 2006 года австрийский скайдайвер Felix Baumgartner выпрыгнул из вертолета с парашютом и приземлился прямо на крышу здания Turning Torso. Затем он спрыгнул со здания вниз на землю и удачно приземлился.

Turning Torso (”Закрученный торс”) – небоскреб в шведском городе Мальмё, стоящий на берегу пролива Эресунд. Официально открытое 27 августа 2005 года здание стало символом этого небольшого города, привлекая как все более увеличивающийся поток туристов, так и возрастающие инвестиции в развитие целого региона Швеции.

Архитектором будущего небоскреба стал испанец Сантьяго Калатрава, зарекомендовавший себя как изысканный, оригинальный мастер, обладающий своим, узнаваемым почерком. Идея построить такую закрученную башню пришла в 1999 году в голову Джонни Орбаку, ставшему позднее руководителем Шведской домостроительной ассоциации (HSB), затеявшей грандиозную стройку. Калатрава поначалу не решался воплощать в жизнь столь смелую идею, но после повторного обращения взялся за дело.
В результате получилось крайне необычное здание, ставшее, к тому же, вторым по высоте в Европе, после 264-метровой московской башни Триумф-Палас.


54 этажа и 190 метров высоты Turning Torso поделены на девять блоков, в каждом из которых – по пять этажей. Блоки – это сегменты пятиугольной формы, повернутые вокруг вертикального стержня, имеющие надежное закрепление стальной структурой. В результате, сегменты постепенно поворачиваются по часовой стрелке, и самый верхний “повёрнут” на 90 градусов относительно первого этажа.

Каждый этаж состоит из нерегулярной пятиугольной формы, вращающейся вокруг вертикального стержня, который поддерживается внешней стальной структурой. Два нижних сегмента предназначены под офисы. В сегментах с третьего по девятый находятся 147 роскошных квартир

Организаторы европейской выставки жилья Во01 в Мальмё 2001 года связались с Калатравой с предложением спроектировать временный павильон для выставки. В то же время ему было предложено построить для выставки какой-нибудь необычный небоскрёб, после чего начались дискуссии относительно дизайна нового здания

Джонни Орбак, экс-президент и Председатель Совета разработчиков совместной ассоциации жилья HSB в Мальмё, позже стал самым главным человеком в компании и утверждал, что увидел скульптуру Twisting Torso в 1999 году и что он сам связался с Калатравой, чтобы попросить его спроектировать здание, используя в качестве примера ту самую скульптуру. Постройка началась летом 2001 года

Одной из причин для строительства было также и то, что небоскрёб Turning Torso должен был стать главным ориентиром в Мальмё – вместо демонтированного в 2002 году 138-метрового подъёмного крана Kockumskranen, некогда расположенного в Мальмской верфи и служившего ориентиром в Мальмё с момента своего возведения в 1973 году и до момента демонтажа летом 2002го. Этот кран мог переносить за раз по полторы тысячи тонн груза и был использован при строительстве 75 кораблей. Kockumskranen был продан корейцам за 1 доллар в связи с банкростсвом датской компании Burmeister & Wain; корейцы даже прозвали его “Слёзы Мальмё” - из-за того, что жители Мальмё плакали при виде того, что их кран уплывает вдаль) Turning Torso расположился менее чем в километре от места, где некогда стоял Kockumskranen. Местные политические деятели посчитали важным сделать что-то для жителей, взамен бывшему символу города - какой-нибудь новый символ, который было бы видно отовсюду

Поскольку является частным жилым зданием - доступ к нему широкой общественности закрыт

В центре башни высотой 190 метров (623 футов) функционируют пять лифтов. Решение KONE -высокоскоростные лифты KONE Alta™ развивают скорость 5 м/с (1000 футов в минуту). Они размещены таким образом, чтобы регулировать пассажиропотоки к офисам, переговорным и квартирам. Один из лифтов оборудован для работы в аварийных ситуациях и используется как пожарный лифт. В ходе строительных работ использовалось специальное решение KONE - KONE JumpLift™. Эта разработка уникальна: высота подъема лифта растет вместе с высотой здания. Таким образом, лифт может использоваться для перемещения оборудования и людей на этапе строительства здания.

Сантьяго Калатрава — личность, как известно синтетическая. Архитектор -признанный лидер направления, которое часто называют «романтическим хай-тэком», хотя если вспомнить его ВСЕ-Place, вспомнится и готическая архитектура. Как бы то ни было, Калатрава — единственный современный скульптор, проектирующий мосты, и единственный современный проектировщик мостов, всерьез занимающийся скульптурой. Может быть, потому, что такая комбинация никого, кроме Калатравы, не привлекает. Да и зачем она нужна ему самому? Возможно затем, чтобы решать пространственные задачи, не замыкаясь в тесных профессиональных рамках. Во всяком случае, история шведского небоскреба Turning Torso свидетельствует о том, что «отвлеченное» формотворчество — внутренняя потребность, которая сегодня иногда превращается в социальный заказ.

Одного взгляда достаточно, чтобы понять, почему Шведская домостроительная ассоциация (HSB) гордится небоскребом под названием TurningTorso. Его по праву считают самым амбициозным современным шведским сооружением. Помимо звучного общественного резонанса, башня принесла своим строителям престижную премию на прошлогодней международной ярмарке в Каннах.

Примечательно, что реальное здание «выросло» из концептуальной скульптуры, придуманной архитектором Саньтяго Калатрава еще в 1996 году. Образ динамичного человеческого торса, охваченного движением, напоминающем об античном метателе дисков, Калатрава создал с помощью сдвинутых друг относительно друга кубов. Бывший президент HSB наткнулся на фотографию этого смелого произведения современного искусства и загорелся идеей превратить его в архитектурный объект. Не откладывая дело в долгий ящик, бизнесмен отправился в Швейцарию, где и провел с автором переговоры – как теперь очевидно, весьма успешные.

Жилой комплекс высотой 190 м, возведенный в третьем по величине городе Швеции, состоит из девяти кубических объемов. Внизу, на площади 4000 м.кв. в нем предполагается разместить офисные помещения, а верхние 40 этажей и 13500 м.кв. займут 147 квартир. Точнее говоря – апартаментов в полном смысле слова. Во-первых, помимо личных покоев, обитатели дома смогут наслаждаться общественным пространством, включающим в себя винный погреб, конференц-зал, джакузи, спортивный зал и, конечно же, видовую площадку. А во вторых, им будет обеспечен разнообразный сервис, от уборки помещений до курьерского обслуживания – словом, развитый социализм для богатых.

Разумеется, пафосный характер небоскреба повлиял на выбор строительных материалов и конструкций, а неординарное архитектурное решение потребовало от строителей высокой мобилизации. В частности, крыша Turning Torso представляет собой исключительно сложную конструкцию, состоящую из множества деталей. При этом шведский климат, с одной стороны, предъявляет к кровле весьма высокие требования, а с другой – осложняет процесс монтажа. Впрочем, в области производства гидроизоляционных материалов Швеция за последние 5 лет достигла значительного прогресса, так что задача решалась за счет отечественных ресурсов. Компания Montak , отвечавшая за крышу будущего чуда архитектуры и технологии, использовала резино-битумные мембраны, которые производятся на юге страны, на заводе Trelleborg. Производители без ложной скромности называют их «Роллс-Ройсами среди мембран» и утверждают, что «ноу хау» — так называемый SBS-модифицированный битум обеспечивает кровле непревзойденные специфические характеристики. Аббревиатура SBS расшифровывается как «стирол – бутадиен –стирол» и модифицированный с помощью разработанной на основе этих веществ добавки битум обеспечивает покрытию особую прочность. Что подкрепляется как результатами испытаний, так и гарантией длиной в 15 лет.

В целом можно сказать, что Turning Torso представляет собой пример рационального подхода к процессу глобализации. По существу, идеи испанского архитектора и амбиции местного бизнеса были использованы не только для масштабного «пиара» возможностей Швеции, но и в качестве стимула для развития национальной стройиндустрии. В выигрыше остались все, не исключая Калатраву – ревнивые американцы заказали ему башню Turning Torso -2, почти такую же, только повыше.