Промышленность Южно-Африканской республики (ЮАР). Проблема "далекого угля": чем грозят Украине поставки из ЮАР и США

Африка исключительно богата природными ископаемыми. Она является одним из главных поставщиков руд черных и цветных металлов для мировой металлургической промышленности. Континент может похвастаться залежами графита, месторождениями нефти и природного газа и относительно небольшими залежами угля.

И все же главным сокровищем Африки являются залежи золота и ювелирных алмазов. Кроме того, на материке есть залежи урановых руд, содержание урана в которых достигает 0,3%.

Особенности рельефа Африки и их влияние на месторождения полезных ископаемых

Процессы орудения недр Африканского континента происходили в докембрийский период, а также в начале палеозоя. А поскольку древний фундамент материковой платформы поднимался на поверхность в южных частях и в районе Экваториальной Африки, то именно там сосредоточены все важнейшие места залегания рудных ископаемых.

Метамофрозы в слоях древних архейских и протерозойских плит в различных районах материка привели к образованию залежей хромитов в Южной Родезии, медной руды в районе ЮАР, вольфрама и олова в Нигерии, а также графита на Мадагаскаре и марганца в Гане.


В результате протекания гидротермальных процессов в недрах материка на территории Западной Африки образовались залежи золота. Золотой рудой магматического происхождения богата ЮАР.

Африка столь богата алмазами, что даже один из видов алмазных трубок - кимберлит - получил название по имени африканской провинции Кимберли, где впервые была обнаружена трубка данного вида. Кимберлитовые трубки - это, так называемые, коренные месторождения алмазов, образованных из графита, который долгое время находился под давлением глубоко в пластах Земли (на глубине от 100 до 200 км), был модифицирован в алмаз и вынесен на поверхность магмой во время вулканических извержений.

Виды полезных ископаемых Африки


Горючие полезные ископаемые

Уголь (месторождения в ЮАР). Образуется из частей древних растений, является одним из важнейших энергетических ресурсов на сегодняшний день.

Нефть (месторождения в Ливии, Алжире и Нигерии). Относится к ископаемому топливу, имеет маслянистую жидкую структуру, состоит из углеводородов различной массы. Высоко ценится в мире.

Руды черных металлов

Марганцевые руды (месторождения в ЮАР). Используются в качестве добавки к железным сплавам для придания им твердости и прочности, для производства легированного чугуна и стали.

Хромитовые руды (месторождения в ЮАР). Из хромитов добывают хром, который является незаменимым компонентом нержавеющих и жаропрочных суперсплавов.

Титаномагнетиновые руды (месторождения в ЮАР). Руды, в состав которых входит ванадий - наиболее редкий черный металл. Используется для производства марочных сплавов стали и чугуна.

Руды цветных металлов

Алюминий (месторождения бокситов в Камеруне). Имеет широкое применение благодаря легкости, высокой тепло- и электропроводимости, устойчивости к коррозии. Самый распространенный металл в земной коре.

Медь (залежи в медном поясе Республики Конго и Замбии). Самый ценный среди цветных металлов. Используется в энерготехнической промышленности, в машиностроении, а также при производстве различных сплавов.

Свинец (ЮАР). Входит в состав таких минералов, как церуссит, галенит, англизит и др. Широко применяется в автомобильной, электротехнической, электронной и военной промышленности.

Никель (ЮАР). Используется для производства никилевой стали, в качестве покрытия различных металлических сплавов, при изготовлении монет и т.д. В земной коре представлен только в составе различных руд.

Кобальт (Республика Конго и Замбия). Используется для изготовления сплавов высокой прочности и при производстве мощных магнитов.

Олово. Большая часть олова добывается из минерала касситерита (оловянного камня). Металл безопасен, устойчив к коррозии и нетоксичен, поэтому применяется, в основном, в качестве покрытия.

Сурьма (Республика Конго). Содержится преимущественно в рудном минерале антимоните. Применяется для изготовления антипиренов - составов, понижающих горючесть различных материалов.

Руды благородных металлов

Золото (ЮАР). Драгоценный металл, используемый в ювелирной и других отраслях промышленности. Встречается в составе руды, а также в чистом виде в водных источниках.

Платина и платиноиды (ЮАР). Является наиболее редким и дорогостоящим среди драгоценных металлов. Ценится благодаря своей тугоплавкости, высокой стойкости к коррозии и окислению, большой прочности и электропроводимости.

Руды редких и радиоактивных металлов

На Африканском континенте имеются месторождения минеральных руд, из которых добывают ниобий (север Нигерии), тантал (Египет), цезий (Зимбабве и Намибия), радиоактивный уран (Намибия и ЮАР).

Алмазы

Самые известные среди драгоценных камней. Очень ценятся в качестве ювелирных украшений, а также имеют широкое применение в промышленности благодаря своей твердости.

Ресурсы и месторождения

Рассмотрим кратко наиболее крупные месторождения полезных ископаемых Африки. Континент считается ведущим поставщиком золота, платины и алмазов. Первое место в мире по добыче золота и платины принадлежит ЮАР (на 2011 год в стране было добыто 198 т золота и 151 т платины). Также крупные месторождения данных металлов находятся в Зимбабве, Гане, Республике Конго и Мали. Замбии принадлежит первенство по добыче меди в мире, также Замбия вместе с Конго ведут по месторождениям кобальта.

В недрах ЮАР сосредоточены бесценные запасы минералов: 91% мирового запаса марганцевых руд, 58% хромитовых руд и 50% залежей ванадия. В Камеруне находится 3,8% мирового запаса алюминия.

Наиболее богатые месторождения алмазов расположены в ЮАР, Зимбабве, Намибии и Анголе. Примечательно, что 100% алмазов, добываемых в Намибии, имеют ювелирную ценность.

Большие нефтяные месторождения есть в Алжире (15 место в мире), Ливии, Нигерии и Египте. Северное побережье континента богато железными, марганцевыми и свинцово-цинковыми рудами.

Из-за военных действий на Донбассе Украина столкнулась с угля, что привело к веерным в разных регионах страны. Чтобы покрыть дефицит, государство законтрактовало 1 млн тонн угля из ЮАР и ведет переговоры с поставщиками австралийского и новозеландского угля.

В сентябре был подписан первый контракт на поставку 1 млн тонн угля из ЮАР. Покупателем этого угля будет государственная компания Укринтерэнерго, которая на сегодня украинской электроэнергии в аннексированный Крым.

Компания уже объявила тендер на транспортировку 1 млн тонн угля. В тендерной документации говорится, что ежемесячно порты будут получать около 250 000 тонн угля из ЮАР. "Ожидаем 15-19 октября первые три судна. Придется переводить цену на условия DDP, чтобы продавец оплатил доставку, - рассказал 23 сентября журналистам глава Укринтерэнерго Владимир Зиневич. - Это, конечно же, будет дороже из-за НДС, но других вариантов у нас пока нет". Подробности контракта и поставщика африканского угля ни Минэнерго, ни Укринтерэнерго не раскрывают.

Чиновник в Минэнерго на правах анонимности сообщил ЛІГАБізнесІнформ , что контракт на поставку угля из ЮАР подписан с компанией Steel Mont Trading Ltd, зарегистрированной в Лондоне.

Steel Mont Trading с 1993 года торгует сталью, ферросплавами, строительными материалами, сельхозпродукцией. Представительства компании находятся в Украине, ОАЭ, Индии, Германии, Турции и России.

Глава Steel Mont Trading Хардип Берри подтвердил ЛІГАБізнесІнформ подписание контракта на поставку в Украину 1 млн тонн южноафриканского угля, но не стал раскрывать его подробности. "Сумма контракта на поставку южноафриканского угля составляет более $90 млн. Договор предусматривает поставку угольной продукции по $92-95 за тонну (без НДС) в порту на условиях DDP, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ чиновник в Минэнерго. - Первое судно должно прийти в порт Южный через 10-15 дней".

"С учетом перевалки и транспортировки по железной дороге этот уголь обойдется для ТЭС в $107-109 за тонну без НДС", - говорит аналитик CASE Украина Евгений Дубогрыз.

В 2013 году Донбассэнерго покупала энергетический уголь по 695 гривен за тонну, что по старому курсу НБУ составляет $87.

Сейчас уголь из ЮАР можно купить и подешевле. "Спотовые цены на энергетический уголь из ЮАР с поставкой в ноябре сегодня составляют $73,5 за тонну, а с поставкой в октябре - $70 на условиях FOB (без уплаты пошлин и растаможки), - рассказывает Дубогрыз. - С учетом затрат на перевозку около $10 за тонну этот уголь может стоить в украинском порту около $80-83 за тонну без таможенных затрат и комиссии посредника".

Другие альтернативы

Поставок из ЮАР не хватит, чтобы обеспечить украинские ТЭС углем в отопительный период. Поэтому частные компании начали самостоятельно искать альтернативные источники поставок угля.

Еще в начале сентября энергогенерирующая компания Донбассэнерго (эксплуатирует Славянскую и Старобешевскую ТЭС) начала импорт угля из России. "Учитывая сложившуюся ситуацию, Донбассэнерго подписала контракт на поставку для нужд Старобешевской ТЭС 100 000 тонн угля марки "П" российского происхождения по цене $80 за тонну (без растаможки. - Ред. ), - говорится в сообщении Донбассэнерго. - Дополнительно компания прорабатывает возможность импорта в 100 000 тонн угля марки "П" из США по цене $100".

Крупнейший энергохолдинг Украины ДТЭК (25% в объеме производства электроэнергии в Украине) также начал поставлять уголь из России. С августа поставки идут на Криворожскую, Приднепровскую и Луганскую ТЭС.

"Эти объемы идут через Харьковскую область. Сейчас энергетический уголь можно купить в России по $70-75 в зависимости от качества, - рассказал ЛІГАБізнесІнформ
чиновник в Минэнерго. - А если покупать со склада, его стоимость составит и вовсе менее $50 за тонну".

Еще одним продавцом угля вполне может стать Австралия. Сейчас стоимость австралийского энергетического угля составляет менее $70 за тонну.

"Дефицит угля вполне можно закрыть за счет импортных поставок, - считает Дубогрыз. - Сейчас на мировом рынке профицит угля, что приводит к снижению цен на угольную продукцию".

Поставки угля из США и ЮАР будут продолжаться до тех пор, пока Киев сможет переплачивать за них по политическим соображениям. Нынешнего объема импорта угля пока недостаточно для прохождения отопительного сезона, но Киев, вероятно, вновь рассчитывает на мягкую зиму, предполагает руководитель аналитического управления Фонда национальной энергетической безопасности Александр Пасечник.

Уголь из ЮАР и США

На Украину прибыло четвертое судно из ЮАР с партией угля антрацитовой группы в 80 тысяч тонн. Судно Panamax Semiramis пришвартовалось в порту «Южный», который в сентябре планирует принять еще шесть судов с углем «общим объемом более 530 тысяч тонн».

«Киев фактически срывает подготовку к отопительному сезону. Появление американского и южноафриканского угля представляют собой попытки уйти от российского и донбасского угля через диверсификацию поставок. Понятно, что в коммерческом плане такой подход является убыточным. Что касается объемов поставок, то их тоже пока недостаточно. Как долго Киев сможет переплачивать по политическим соображениям за так называемый «далекий уголь» - это большой вопрос.

Параллельно сохраняется проблема с газом - объемов наполнения подземных хранилищ еще недостаточно, и газотранспортная система требует серьезных затрат на ремонт. Киев же, вероятно, рассчитывает на мягкую зиму, поэтому говорить о готовности к текущему осенне-зимнему периоду преждевременно», - объясняет ФБА «Экономика сегодня» эксперт.

Последствия переплаты за уголь

Как ранее рассказал нам ведущий эксперт Фонда Национальной энергетической безопасности Станислав Митрахович, закупки Украиной угля в США следует воспринимать , которые демонстрирует лояльность киевских властей. В то же время этот политический жест способен оказать крайне негативное влияние на украинскую экономику – росту безработицы, снижению конкурентоспособности местной промышленности и скачку тарифов.

«Сегодня на Украине наблюдается перманентный рост тарифов, причем индексации происходят с большой частотой, что приводит к деградации промышленного сектора. Как известно, энергетическая составляющая играет довольно большое значение в развитии и конкурентоспособности промышленной продукции. А раз тарифы продолжат расти, то и продукция украинской промышленности продолжит дорожать, что повлечет за собой проигрыш на рынке конкурентам.

Сегодня промышленный комплекс Украины и так недоразвит, но из-за дорогого угля он продолжит деградировать. Самое же главное, что украинские власти до сих пор не в состоянии выработать последовательный подход к проведению своей энергетической политики. Сначала они стремились уходить от газа, путем его замещения углем. Потом начали уходить от угля и перестраивать мощности опять на газ. А теперь ищут баланс, но найти его не могут - по всем направлениям очевидны коммерческие потери и переплаты, которые в конечном счете сказываются на потребителях энергоресурсов», - резюмирует Александр Пасечник.

Угольная промышленность - наиболее старая отрасль в топливной промышленности мира. По содержанию углерода уголь подразделяется на каменный и бурый. Бурый уголь, как менее качественный, используется, главным образом, как топ­ливо в электроэнергетике. Каменный уголь помимо электро­энергетики находит применение как технологическое топливо в металлургической промышленности. Доля технологического угля в потреблении постепенно снижается из-за изменения технологий производства металлов. Частично уголь является сырьем в химической промышленности.

География ресурсов угля . Угольные месторождения имеются практически во всех регионах мира, но в размещении их существует своя специфика: главный угленосный пояс про­ходит через северное полушарие.

Три страны - США, Китай и Россия - сосредоточивают около 40% мировых прогнозных ресурсов угля. Кроме этих стран значительными ресурсами угля располагают Канада, Великобритания, ФРГ, Польша, Украина, Казахстан, Индия и некоторые другие стра­ны. В южном полушарии запасами угля располагают ЮАР, Австралия, Ботсвана. Самым бедным континентом является Южная Америка, здесь уголь есть в Колумбии, Бразилии.

В структуре мировых запасов большая часть приходится на долю каменного угля (до 3/4). Прогнозные мировые запасы угля оцениваются в 11 трлн. т, доказанные - в 2,4 трлн. т.

Доказанные запасы угля по ряду стран (1997 г.)

География добычи угля. Мировая добыча угля в 1997 г. составила 4,8 млрд. т, по сравнению с 1990 г. увеличение составило более 1 млрд. т.

Основные угольные бассейны Китая располагаются на се­веро-востоке страны. В США большая часть угля добывается в Аппалачском бассейне, но активное освоение начинается на западе стра­ны. Первое место по добыче угля среди штатов при­надлежит Вайомингу. В России главным бассейном по добыче угля стал Кузнецкий. Значи­тельное количество угля добывается в Канско-Ачинском бас­сейне, Печорском, Иркутском, Южно-Якутском. Основные прогнозные запасы угля сосредоточены в таких бассейнах, как Ленский, Таймырский, Тунгусский, освоение которых не производится. Состояние угольной промышленности России на сегодняшний день позволяет предположить, что в ближай­шем будущем вряд ли удастся остановить падение добычи угля.

В Европе среди важнейших бассейнов можно назвать такие, как Рурский в Германии, Верхнесилезский в Польше, Остравско-Карвинский в Чехии.

В послевоенный период в связи с быстрым замещением угля на нефть во многих странах произошло сокращение до­бычи угля. После энергетического кризиса начала 70-х годов начинается «реабилитация» угольной промышлен­ности, возросла добыча угля в США, к началу 80-х годов стабилизировалась добыча угля в Западной Европе. В этот период особую роль в угольной промышленности мира начи­нают играть такие страны, как ЮАР, Австралия и Канада. В этих странах наблюдается стабильный рост добы­чи угля, который продолжается и в настоящее время. Причи­нами роста добычи угля в ЮАР являются наличие значитель­ных запасов угля (крупнейший бассейн - Ричардс-Бей), от­сутствие собственных ресурсов нефти и газа, наличие дешевой рабочей силы, а также ориентация экономики на экспорт угля. Самый дешевый уголь по себестоимости в Австралии - бассейн Ньюкасл находится недалеко от побережья, располагает коксующимися высококачественными угля­ми, добывается открытым способом.

Рост добычи угля в Канаде объясняется, в первую очередь, интересом со стороны Японии. В Канаде в последние годы осваиваются угольные ресурсы западных провинций, где создан ряд совместных с Японией шахт. Наблюдается рост добычи угля в развивающихся странах, например в Индии, Индонезии. В Западной Европе в 90-е годы добыча угля начинает падать из-за конкуренции дешевого экспортного угля.

Динамика добычи угля ведущими странами в 1990 и 1997 гг., млн. т

Австралия

Германия

География потребления угля . Главная особенность со­стоит в том, что до 90% угля потребляется на месте и только 10% поступает на мировой рынок. В 1996 г. на мировой рынок поступило около 500 млн. т угля. В географии торговли углем можно отметить следующие изменения: на первое место по экспорту вышла Австралия, много угля экспортируют также ЮАР, Канада, Поль­ша. В 70-е годы на экспорт поступал, главным образом, коксующийся уголь. С обострением энергетического кризиса в последние годы, а также с изменением технологий в черной металлургии в структуре экспорта возрастает доля угля, кото­рый используется в основном в энергетике. Основная часть угля перевозится морским путем.

Лидером по закупке угля уже на протяжении многих лет остается Япония, она ввозит около 130 млн. т. Уголь поступает сюда в основном из Австралии, а также из Канады, США, ЮАР, России. Крупными импортерами угля становятся евро­пейские страны. Например, Германия, хотя и располагает собственными ресурсами, в последние годы увеличивает импорт угля из-за возрастания себестоимости добычи собственного (сто­имость экспортируемого угля из ЮАР, Австралии процентов на 30 ниже собственного). Из развивающихся стран значитель­ное количество угля ввозит Южная Корея, промышленность которой развивается «по японскому» пути.

В перспективе ожидается дальнейший рост добычи и по­требления угля в мире. При этом необходимо отметить, что, несмотря на наличие крупных запасов и прогнозируемое уве­личение добычи, дальнейшее развитие мировой угольной про­мышленности может быть ограничено из-за неблагоприятного воздействия на окружающую среду. Необходимо со­здание экологически чистых технологий использования угля.

Зиневич: уголь из ЮАР сожгли без проблем

Проблема с дефицитом угля, возникшая в середине уходящего года, нова для Украины. Компании "Укринтерэнерго" пришлось взять на себя роль пионера и начать проект по диверсификации импорта энергетического угля в страну. Впрочем, дело это оказалось наказуемым. Любомира Ремажевская © Дело

Скандал вокруг импорта угля из ЮАР несколько утих в СМИ, но в профессиональной среде споры вокруг качества поставленного "Центрэнерго" сырья продолжаются. В том числе и в суде. Бывший директор компании "Укринтерэнерго" Владимир Зиневич, находящийся сейчас под следствием по делу о южноафриканском угле, рассказал о подробностях контракта с компанией Steel Mont Trading, из-за которого его обвинили в растрате средств в особо крупных размерах, а государство оказалось на грани погружения во тьму. Правда, под запись отвечать на вопрос, за что же его теперь преследуют, Зиневич отказался. Но, исходя из истории ниже, причина точно не в качестве угля.

Владимир Олегович, каким образом "Укринтерэнерго" вышло на компанию Steel Mont Trading?

С этой компанией мы начали проводить переговоры еще в конце весны 2014 года, когда были намерены выйти на экспортный рынок антрацита из-за профицита данного вида угля в Украине на тот момент. К сожалению, позже ситуация, как мы знаем, изменилась, и эта марка угля для Украины стала дефицитом. И когда начиналась кампания по поиску партнеров в импорте угля, Steel Mont Trading был одной из десятка компаний, которые сделали нам свое предложение.

Вы обнародовали ранее предложения других компаний, и только эта согласилась на самые оптимальные параметры. Почему?

Не очень корректно задавать мне вопрос, почему поставщик пошел на такие условия, но с моей точки зрения, для относительно небольшой компании, такой как Steel Mont Trading, иметь такой контракт - это всегда возможность заявиться на новом рынке. Тем более, учитывая, что Украина впервые собиралась импортировать сырье и открывала серьезные возможности для компании-поставщика.

Нам было очень сложно обеспечить выполнение контракта при дефиците финансовых ресурсов в столь короткий промежуток времени. Антрацитовые угли - очень дефицитный продукт, и обычно компании, которые занимаются поставками этого сырья, заключают долгосрочные контракты на фиксированные объемы на год вперед. Только в этом случае добывающая компания имеет четкую перспективу и может планировать свою деятельность.

Наша ситуация оказалась крайне сложной - нам понадобилось приобрести большой объем антрацита именно в середине года и в достаточно короткий промежуток времени обеспечить поставку одного миллиона тонн. Нужно понимать, что миллион тонн - это очень много, особенно для бизнеса перевозки морскими судами. Для сравнения скажу, что ЮАР экспортирует всего 3 млн тонн антрацита в год.

Какие задачи стояли перед "Укринтерэнерго" в тот момент?

Нам необходимо было решить три основные задачи: найти уголь надлежащего качества по приемлемой цене, структурировать сделку с точки зрения финансирования и найти опытного партнера, который смог бы нас провести через все "подводные камни" в бизнес-составляющей импорта угля. Ведь мы были украинскими пионерами в поставках энергетических марок угля в страну.

Steel Mont Trading, работающий на мировом рынке более 10 лет и имеющий годовой оборот $400 млн (при уставном капитале $2 млн), помог ответить на все вопросы, в которых у Украины не было опыта. Они пошли на уступки и познакомили нашу компанию с теми южноафриканскими поставщиками, которые добывают ресурс, подходящий нам по качеству.

Я лично ездил встречаться с руководителями ЮАРовских шахт и обсуждал вопросы качества и логистики. Мне нужно было самому разобраться во всех нюансах и деталях. Наши поставщики - публичные компании, которые торгуют на южноафриканской бирже и не допустят собственных репутационных рисков.
Как решался вопрос с обеспечением оплаты грузов?

Денег, чтобы иметь двухмесячный оборот (с момента погрузки угля в порту до момента его разгрузки в Украине), у "Укринтерэнерго" не было, и банки не могли обеспечить нас достаточным объемом финансовых ресурсов. Государство (я имею в виду бюджет) тоже не готово было нам помочь с кредитованием.

У нас был очень узкий коридор - кредит в банке, собственные средства либо капитал, который готов предоставить трейдер. Мы использовали все возможные варианты. "Укринтерэнерго" имело кредитную линию в Укргазбанке, которую мы задействовали для этого проекта - на 200 млн гривень, но этого было недостаточно для обеспечения сделки. Объем оборотного капитала должен был составлять не менее $50 млн.

В таком случае как "образовалась" предоплата в 20%?

Мы оценили свои финансовые ресурсы и возможности по предоплате своими средствами для обеспечения логистики, и в буквальном смысле уговорили контрагентов выйти на сумму в 20%. А 80% они должны были профинансировать за счет собственных ресурсов.

Некоторые эксперты обвиняют Steel Mont Trading в использовании неспециализированного терминала в порту Richards Bay. Мол, именно это привело к проблемам с качеством угля.

Это неправда! Так могут рассуждать люди, которые не понимают, о чем говорят, и никогда не были в порту Richards Bay. Единственная возможность осуществлять отгрузки антрацитовых марок углей в порту Richards Bay был Dry Bulk Terminal. Другой высокотехнологичный угольный терминал, который действует в этом порту - это почти частный клуб. Им оперируют 4 крупнейших мировых компании в сфере добычи и торговли полезными ископаемыми - Glencore Xtrata, BHP Billiton, Rio Tinto и Mercury. Однако там хранятся угли газовой группы, а смешение углей антрацитовой и газовой групп на складах весьма нежелательно.

Кроме того, использование этого терминала было расписано уже на год вперед. А антрацитовые угли отгружаются исключительно из Dry Bulk Terminal. Использование другого порта, Durban, было экономически нецелесообразно по причине невозможности погрузки крупнотоннажных судов.

Сам южноафриканский уголь не столь дорогой, особенно в той качественной категории, которую в итоге закупила Украина. Откуда стоимость в $86?

На шахтах в ЮАР уголь стоит $25-30. Транспортировка его осуществляется в основном автотранспортом - железнодорожная инфраструктура в ЮАР слабо развита и потому очень дорогая. Перевозка с шахты до порта стоит $20-22, перевалка в порту - $12. При этом для номинации судна в порту RBDBT 80% твоего груза уже должно находится на складах в порту, и только в этом случае у вас есть возможность заказать дату подхода судна не менее чем через 2 недели.

Порт - это бутылочное горлышко всего процесса. В месяц порт может выпустить всего 12-15 судов, из которых 3 были нашими. Можете представить, какой объем грузоперевалки в порту Украина забирала на себя? Это был очень серьезный контракт для ЮАР, и посол ЮАР Кристиан Бассон в Украине оказывал нам личное содействие в реализации этого контракта.

Кроме того, фрахт - также очень сложный и специфический бизнес. Новичкам практически нереально оказаться в нем. Если вам нужно получить судно прямо сейчас, вы получите его дорого, а вот через 3 месяца - пожалуйста, держите скидку. Все друг друга знают, и договариваться порой очень тяжело. Если бы это была не пожарная ситуация, возможно, фрахт был бы дешевле. Кроме того, на каждом судне у нас получался недогруз около 10 тысяч тонн по причине ограничения, выставляемого украинскими портами на осадку судов. Первое судно дешевле чем за $24 на тонне никто не хотел давать, потому что в тот момент в Украине велись активные боевые действия и стоял вопрос, будет ли Мариуполь украинским городом. "Везти в Украину? Куда? Там же война, мы туда не пойдем!". Все мировые страховые компании сняли страховку на заход судов в акваторию нашей страны, и владельцу груза приходилось докупать страховку самому.

А в Украине логистические проблемы были? Помнится, у вас незаконченный тендер по транспортировке был…

У нас логистика оказалось значительно проще. У нас не было никаких проблем ни с ТИСом, ни с Ильичевском, если не считать ограничений с максимально допустимой осадкой судов. Мы планировали пускать суда в эти порты "по шахматке" (одно судно в один порт, следующее - в другой), и все получилось.

Проблема была в железной дороге. У "Укрзализныци" не хватало вагонов. Это понятно - у них есть свои планы по перевозке грузов. Уже после третьего судна, когда более-менее наладилась система, эта проблема начала исчезать. Я уверен, что в случае продолжения работы она исчезла бы и вовсе.

С какими проблемами вам довелось столкнуться в течение оформления контракта?

В ЮАР не понимали, зачем нам нужен настолько низколетучий уголь. Такого угля, как нам нужен, в ЮАР очень мало. Нам пришлось отсеять тех производителей, у которых подходят все остальные параметры кроме выхода летучих веществ. Среди тех, что остались, нам надо было найти производителей, уголь которых имел температуру плавления золы (AFT) наиболее приближенную к требованию украинских электростанций.

Стоит отметить, что уголь в ЮАР более тугоплавкий, и найти ископаемые, полностью соответствующие замене украинских антрацитов, невозможно. У Украины не было просто опыта использования углей с другими показателями, ведь многие станции строились с учетом поставок угля с близлежащей шахты, соответственно и "затачивались" под параметры производимого ею угля. А морфология полезных ископаемых в каждом регионе разная.

Главная идея - найти альтернативу и диверсифицировать поставки угля в страну в условиях ненадежности поставок из России. Даже если вы привезете высококачественные угли из Австралии, оборудование наших ТЭС потребует его смешивания с более бедным углем в какой-то пропорции. Смешивание - это норма для угольного бизнеса, в частности и для энергетики в целом, ведь только при помощи шихтования можно получить необходимые параметры угольной смеси. Самое главное, чтобы этот продукт был топливом для котла, и из него можно было произвести киловатт-час.

При этом нельзя сравнивать цену и качество российского угля и любого другого угля из других стран. Российская логистика дешевле. Оказалось же, что мы можем вести торг только в части стоимости угля на шахте. Грубо говоря, $25 и $27 стоимости - это не $2, а 10% разницы для шахтеров. И такие скидки могли быть выделены только под долгосрочные контракты не менее одного года. У нас не было годового контракта, и мы не были готовы его заключать.

Была ли возможность найти другого поставщика?

Я считаю, что сделка была структурирована и проведена идеально - с учетом исходных условий на тот момент. Если бы у нас был миллиард долларов и полгода времени, можно было бы выкручивать руки любому поставщику.

Дешевле предложений на рынке по углю не было, и Украина на тот момент была драйвером спроса. Это рынок! Спрос рождает предложение. Если бы было лучше, кто-то бы уже привез этот уголь. В Перу нам, например, предложили покупать уголь по $234 за тонну.

Есть информация, что "Укринтерэнерго" не смогло выкупить четвертое судно из-за ранее появившихся проблем с валютой.

Мы не могли купить валюту, это правда. Мы покупали по $50 тысяч в день. Это - капля в море при тех суммах, которые нам были нужны.

Некоторые эксперты намекают на нечистоплотность выбранной компании-инспектора - Incolab.

Incolab - датская компания, у нее есть офисы по всему миру. У нас не было никаких оснований не доверять репутации международных независимых инспекторов. Один сертификат эта компания дает в порту погрузки, другой - в порту разгрузки. Эта два документа должны в итоге иметь не более 2% отклонений. Сертификаты качества угля, пришедшего в Украину, находятся в пределах погрешности.

Если у вас сделка связана с международной морской торговлей судовыми партиями, то международный стандарт ИСО предусматривает оценку качества угля по транспортному средству в целом, в данном случае - судну. Уголь грузится неоднородно; в течение погрузки берется 10 промежуточных лотов (замеров), и в результате получается один сертификат в среднем по судну. Образцы угля можно отбирать только из движущегося потока в порту, но не из стационарно лежащей кучи. Вопрос отбора проб - ключевой. Инспекционные компании отбирают арбитражные пробы, запечатывают их в колбы и используют в случае спорных вопросах между покупателем и продавцом. На этом рынке работает не так много компаний - все международные, имеющие соответствующие аккредитации и репутацию.

В то же время по украинским ГОСТам транспортным средством является железнодорожный вагон, а не все судно. А теперь представьте - уголь идет в судне, потом лежит в порту, потом попадает в вагоны и идет на электростанцию. Он за это время слеживается и набирает влагу. И результаты могут отличатся от тех, которые взяты в порту при погрузке и на электростанции. Это абсолютно нормально!

Что касается международных сертификатов, то грузовладелец получает их только на 7-10-й день пути судна и определяет, соответствует ли груз заданным в контракте параметрам. Подмешать что-либо в этот уголь нет возможности ни у покупателя, ни у портовиков, ни у трейдера. Лабораторные пробы берутся возле судна для того, чтобы потом не было возможности предъявить претензии сторонам. Мы в данной ситуации руководствуемся морским правом, а не местными правилами.

Иногда эксперты отмечают, что контракт со Steel Mont плох низкой калорийностью угля, которую закупило "Укринтерэнерго". Почему рассматривались именно заданные параметры, а не более высокоэнергетическое сырье?

Если бы мы покупали уголь с более высокой калорийностью, мы бы получили около $20 в плюс к нынешней цене. Эта тысяча килокалорий стоит этих денег? Не уверен. У нас идет российский высококалорийный уголь, плюс есть еще некоторые украинские угли - можно шихтовать для достижения необходимых показателей и получается нормальное топливо. И это было доказано в процессе его использования.

Были ли проблемы со сжиганием угля на Трипольской и Змиевской станции? Говорят, приходилось поливать уголь мазутом, чтобы он горел. Это из-за его плохого качества?

Никаких проблем со сжиганием топлива не было. Мы специально нанимали институт, который разработал технологию сжигания южноафриканского угля и подобрал наиболее эффективные режимы его использования. В самом начале - на пилотной стадии эксплуатации данного угля, на станциях его сжигали в смеси с более высококалорийным российским углем.

Понятно, что это новый продукт, поэтому его сжигали сначала в пропорции 1:2, потом - 1:1, а впоследствии перешли на 100% использование угля из ЮАР без каких-либо сторонних добавок, и все было нормально. Думаю, лучшим показателем в данном случае являются склады электростанций - сейчас они пусты, что свидетельствует, что этот уголь сгорел без проблем.

Есть разные типы сделок - торгуют по золе и влаге, либо же по калорийности. Для нас калорийность - важный фактор, но выход летучих веществ для нас был более важен. Мы же покупали не концентрат, а рядовой уголь, необогащенный продукт.

Почему?

В ЮАР не так много обогатительных фабрик. После обогащения мы бы получили из 250 тыс. тонн около 60-70 тыс. тонн, потому что на обогащении мы бы получили уголь калорийностью в 6000+ ккал, но вот незадача: 5500 или 5200 ккал нам тоже подойдет для сжигания, с учетом российского угля. Процесс обогащения при этом стоит $12 на тонне без учета логистики.

Сейчас Украина может получить нового поставщика - Казахстан. Чем будет отличаться сырье из этой страны от углей из ЮАР?

Я не понимаю, зачем обсуждать вопрос импорта угля из Казахстана, если они смогут поставлять нам угли марки "СС" - слабоспекающиеся, а не антрацит? Содержание летучих веществ там в два раза превышает необходимые нам показатели. То же касается и Польши - их угли украинским станциям не подходят. В объемах, которые нам необходимы, мы можем покупать уголь в РФ, США, Австралии, Китае, ЮАР. Вьетнам - возможно, но у него действует 30% пошлина на экспорт угля, да и сейчас они нетто-импортер угля. Кроме того, поставка возможна только судами по 30-40 тысяч тонн из-за отсутствия глубоководных портов, что значительно удорожает фрахт и, как следствие, конечную цену продукта.

Однако по международным индексам сырье, которое вы закупали, стоит дешевле.

Украинский уголь традиционно стоил без дотаций $100 за тонну. Почему год назад никто не смотрел на международные индексы?

Контракт был подписан, диверсификация обеспечена. Если бы поставки продолжались, думаю, многих веерных отключений удалось бы избежать. Говорят - уголь плохой, не горит, не с чем его смешвать. Добавьте тогда немного газа - все равно это экономнее, чем переводить станции полностью на газ. Перевод на газ приведет к значительному удорожанию электроэнергии. А говорить, что смешивание для углей - это из-за плохого угля, то же самое, что говорить, что коктейль делают из-за того, что плохой ликер.

Поможет ли Украине импорт электроэнергии из РФ?

Отчасти это снимет проблему дефицита электроэнергии в системе, но не даст возможности избежать веерных отключений полностью. Учитывая дефицит мощности в энергосистеме Украины в 6 ГВт, импорт электроэнергии может снизить его до 4,5 ГВт. России интересно обеспечить экспорт для стабильности поставок в Крым. Так что политики в этом вопросе куда больше. Нам нужно покупать низколетучие антрациты где только возможно, чтобы обеспечить баланс электроэнергии в системе и пережить столько трудный для страны период.