Перепись населения - это что такое? Первые переписи населения. Всероссийская перепись населения: искажение этнической реальности

19 декабря 2011 года в московском пресс-центре «РИА Новости» прошел Круглый стол "Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года. Оценки и прогнозы экспертов".

16 декабря Росстат обнародовал первые итоги Всероссийской переписи населения 2010 года, полученные в результате автоматизированной обработки материалов переписи. Какие оценки и прогнозы даст экспертное сообщество по итогам переписи?

Участниками Круглого стола стали:

Руководитель Федеральной службы государственной статистики Александр Суринов;

Заместитель директора Института этологии и антропологии РАН Владимир Зорин;

Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. Ломоносова Валерий Елизаров;

Директор Социологического центра Российской академии государственной службы (РАГС) при президенте РФ Владимир Бойков.

Россия в цифрах

При переписи населения 2010 года было учтено 142,9 человек постоянного населения России, 90 тысяч граждан РФ, находящихся за рубежом и 489 тысяч человек, являющихся гражданами других государств и находящихся в нашей стране временно. По сравнению с переписью 2002 г. года численность населения России уменьшилась на 2, 3 млн человек, в том числе в городских населенных пунктах - на 1, 1 млн человек, в сельской местности- на 1, 2 млн человек. Сокращение численности населения происходило более высокими темпами, чем в предыдущий межпереписной период. Этому способствовала продолжающаяся естественная убыль населения и сокращение миграционного прироста.

Численность городского населения - 105, 3 млн человек, сельского - 37, 6 млн человек. Соотношение горожан и сельских жителей составило в 2010 г.74% и 26% соответственно.

Население России проживает в 2386 городских населенных пунктах и 134 тыс сельских населенных пунктах. Сократилось число сельских населенных пунктов, а так же уменьшилось число городов-миллионников, из их числа выпала Пермь. Зато все остальные миллионники, кроме Нижнего Новгорода, увеличили свое население.

В межпереписной период численность населения выросла только в Центральном и Северо-Кавказском федеральных округах. Самыми населенными федеральными округами являются Центральный, Приволжский и Сибирский.

По данным переписи населения 2010 года, численность женщин превышает численность мужчин на 10, 8 млн человек. В 2002 г. году это превышение составляло 10, 0 млн человек. Ухудшение соотношения полов происходит из-за высокой смертности мужчин трудоспособных возрастов. На 1000 мужчин в 2010 году приходилось 1163 женщины, в 2002 г. - 1147.

По данным переписи 2010 преобладание численности женщин над численностью мужчин отмечается с 30 летнего возраста (в 2002 г. - с 33 летнего).

Средний возраст жителей страны увеличился на 1, 3года и составил 39 лет (в 2002 г. - 37,7лет).

Численность населения старше трудоспособного возраста выросла на 1, 9 млн человек (6, 5%).

Число детей и подростков сократилось на 3, 2 млн человек, но рост рождаемости в последние годы привел к увеличению почти на 20% в этой возрастной группе числа детей в возрасте до 8 лет.

Численность населения в трудоспособном возрасте за межпереписной период сократилась на 1 млн человек - 1, 1%. Половину населения трудоспособного возраста составили лица старше 35 лет.

Число супружеских пар по данным переписи составило 33 млн (в 2002 г.- 34 млн). Из общего числа супружеских пар состояли в незарегистрированном браке в 2002 г.- почти 10%. Среднее число рожденных детей уменьшилось в расчете на 1000 женщин с 1513 в 2002 г. до 1469 в 2010.

Более половины женщин (54%) при рождении первого ребенка были в возрасте 20-24 года, примерно 20% моложе этого возраста и лишь 7% в возрасте 30 лет и выше.

В 2010 насчитывалось 22 наиболее многочисленные национальности, численность которых превышала 400 тысяч человек.

В 2010 владение русским языком указали 138 млн человек (в 2002 г. -142млн человек).

Численность граждан РФ составила 137, 9 млн человек, 99, 4% лиц, указавших гражданство, 0, 7 млн человек имеют гражданство других государств и 0, 2 млн человек- лица без гражданства, 79 тыс человек имеют два гражданства.

Образование основное общее и выше имеют 91% населения России в возрасте от15 лет.

Почти 60% из них имеют профессиональное образование. Из общего числа лиц с высшим образованием степень бакалавра имеют 1, 1 млн человек (4, 3%) специалиста 25, 1 млн человек, (93%) магистра - 0, 6 млн человек (2, 3 %).

Среди специалистов с высшим образованием 707 тысяч человек имеют послевузовское образование (в 2002 г.- 369 тысяч человек). В России насчитывается 596 тысяч кандидатов науки и 124 тысячи докторов наук.

Уменьшилось с 0, 5% в 2002 г. году до 0,3 % доля неграмотного населения в возрасте от 10 лет.

Впервые результаты переписи доступны каждому россиянину. Подробнее с цифрами, полученными в 2010 году можно ознакомиться на сайте переписи 2010.

А если устанете от цифр, там же можно поиграть в онлайн - игру «Помоги переписчику» .

Что за цифрами

Как же прокомментировали полученные данные эксперты?

По словам Владимира Зорина , заместителя директора Института этологии и антропологии РАН, механизмы переписи с каждым ее проведением совершенствуются. Это дает возможность получать более точный результат. И во время переписи 2010 года очень многие данные были получены впервые, например, впервые подсчитано количество глухонемых, использующих русскую азбуку, выяснилось, что их 21 тысяча человек. Впервые посчитали количество кандидатов и докторов наук. Владимир Зорин отметил, что основные прогнозы экспертов оправдались, причем многие цифры оказались более оптимистичными, чем ожидалось. Сохранился общий баланс народов, населяющих Российскую Федерацию, уменьшилось почему-то только число украинцев. Кроме того, как и предполагалось, национальная палитра России стала богаче, чем прежде. Среди трудовых мигрантов, кроме представителей ближнего зарубежья, появились граждане стран Азии, Южной Америки, Африки и Океании. На территории нашей страны сейчас проживают около 190 народов (в 2002 г. в России жили представители 182 народов).

Комментарии оставьте профессионалам

Специалисты, присутствовавшие на круглом столе, считают, что право комментировать данные переписи нужно предоставить профессионалам, только они смогут оценить, как выглядят эти данные на фоне общемировых тенденций. Участники круглого стола призывали журналистов не делать поспешных выводов о том, «Россия стареет и вымирает», на основе цифр, полученных в ходе переписи.

Говорить о «вымирании» по мнению участников круглого стола вообще не стоит, вымирание это эмоциональный термин, а что касается русского населения в России, то его число держится на уровне около 90 % и не уменьшается.

Цифры рождаемости во всем мире снижаются вместе с ростом урбанизации, чем выше урбанизация, тем меньше рождаемость. Что касается снижения среднего возраста населения, это тоже общемировая тенденция. Причем Россия не лидер этого процесса, а наоборот - аутсайдер, среди развитых стран «моложе» только население Америки, средний возраст которого 36, 9 лет. Для сравнения, средний возраст японцев - 44 года, итальянцев - 43, 2 года, шведов - 40, 7лет.

Что касается соотношения женщин и мужчин, фокус в том, что в России мальчиков традиционно рождается больше чем девочек. На 100 девочек рождается примерно 106 мальчиков. Эта цифра довольно стабильна, в отличие от Китая и Индии, где пропорции сильно изменились в пользу мальчиков. На Российском брачном рынке среди молодых дефицита мужчин нет, даже наблюдается некоторый избыток женихов. Проблемы начинаются позже. Смертность среди мужчин больше, поэтому примерно к 30 годам количество мужчин и женщин выравнивается, а к 40 летнему возрасту женщин становится больше, чем мужчин.

Хоббиты, эльфы, сибиряки

По правилам переписи гражданин может указывать любую информацию о себе, если вы в графе национальность напишите «кривич» или «древлянин», никто вас за руку не схватит.

Поэтому среди итогов переписи есть и некоторые данные, которые, формально относятся к статистике, и даже позволяют определить динамику процесса. Только во что это за процесс, специалисты пока не поняли.

По сравнению с прошлой переписью населения в России существенно возросла численность эльфов, в 2002 году было 44 эльфа, сейчас - 263 эльфа. А вот число резко хоббитов сократилось. Специалисты надеются разобраться с этими цифрами, сейчас они анализируют жилищные условия, уровень образования, семейное положение и географическое распредиление представителей этих категорий населения России.

Среди отвечавших на вопросы анкеты встречаются так же «русские евреи», «якутские татары», «сибиряки». В прошлую перепись число сибиряков было около 30, а сейчас их стало больше тысячи. Имеются также гномы, варяги, готы и другие редкие самоназвания жителей России.

Но, разумеется не ради подсчета хоббитов была организована перепись. Полученные цифры помогут скорректировать бюджет страны, определить ее демографическую и миграционную политику. Массив данных полученных в результате переписи 2010 года огромен. Многие этих цифр специалисты будут обрабатывать до следующей переписи, и тогда у них снова появится материал для сравнения.

Ведь чтобы успешно управлять населением, надо это население знать. Об этом говорил еще создатель демографии, Джон Браун.

Похоже, неспроста публикация цифр по последней переписи населения все время откладывалась. Нужно было время, чтобы как-то подретушировать крайне печальные показатели.

Наконец, публикация произошла. И что мы видим? Что число жителей России, сравнительно с 2002 годом, укоротилось на 2.31 млн. человек. Количество русских уменьшилось на 4.87 млн. человек. Что это значит?

Печаль первая.

Что русские вымирают значительно быстрее, нежели иное население России, в принципе, общеизвестно. Однако цифры 2.31 и 4.87 млн. человек, это отнюдь не цифра покойников за последние 9 лет. Это разница между усопшими и родившимися. То есть, если в России за этот период родилось, скажем, 10 миллионов младенцев, то умерло 12.31 миллионов человек. И если родилось 10 миллионов русских младенцев, то умерло 14.87 миллионов русских людей. Не зря, выходит, кричит Жирик со всех трибун, что русские – вымирают. Получается, что так оно и есть.

Сейчас, по сообщениям Росстата, в стане 142.857 миллионов человек. Людей, указавших гражданство – 137.9 млн. человек. Русских среди них – 111 млн. Это с учетом 7 миллионов русских, приехавших в Россию за последние полтора десятилетия из бывших союзных республик.

Печаль вторая.

Усиленными темпами сокращается сельское население России. Здесь имеются в виду не люди, которые покинули село, а граждане, которые умерли. Это, по преимуществу, старики и старухи. Село вымирает значительно быстрее, нежели город.

Помимо вымирания людей, вымирают села и деревни. Число их, по сравнению, опять-таки, с 2002 годом, сократилось на катастрофическую цифру - 8500. И фактически, и юридически. Юридически значит, что эти населенные пункты прекратили свое существование официально. И еще 19400 деревень и сел (!) умерли фактически. Но юридически еще существуют, хотя в них уже абсолютно никто не проживает.

Печаль третья

Несмотря на «работающий» материнский капитал, за означенный период снизилось количество рождений детей на одну женщину. Если в 2002 году одна женщина рожала 1.53 статистических ребенка, то в 2010-2011 годах только 1.47. Для простого же воспроизводства населения, то есть, чтобы цифра населяющих страну граждан не менялась и оставалась стабильной, такой коэффициент необходим в размерах, как минимум, 2.2.

Печаль четвертая

Тенденция к сокращению мужчин относительно числа женщин продолжает усиливаться. Мужчин к 2010 году стало еще на 0.7 млн. меньше, нежели женщин. Теперь женщин в России уже на 11 млн. больше, чем мужчин. И песенка, в которой поется, что по статистике на десять девчонок приходится девять ребят, стала не актуальной. Поскольку на 10 девчонок теперь приходится только 8 парней.

Прочие «достижения»

Россия заняла 175-е место во всем мире по уровню безопасности проживания в ней людей.

Мы скатились на 159 место в мире по наличию прав и свобод.

По продолжительности жизни мы занимаем лишь 129-е место в мире, пропустив вперед себя Гайану и Боливию.

По доходам на душу населения мы занимаем 97 место в мире, и с нами начинают соперничать уже Индия и Китай.

За чертой бедности в настоящее время живет более 40 процентов россиян.

Зато мы занимаем 3-е место в мире по распространению и наличию детского порно. 2-е место по числу преступлений со смертельным исходом на душу населения и по уровню бюрократических препон. И 1-е место по количеству брошенных детей и абортов, числу разводов и самоубийств среди пожилых людей и подростков, и темпам роста долларовых миллиардеров.

Введение

В 2010 г. в России состоялась одиннадцатая в отечественной истории всеобщая перепись населения. Основной тур переписи прошёл с 14 по 25 октября 2010 года, в отдельных местах перепись проводилась с 1 апреля по 20 декабря 2010 года. Цель переписной кампании – сбор сопоставимых сведений о всех лицах, находящихся на дату проведения переписи на территории Российской Федерации.

В соответствии с Федеральным Законом №8-ФЗ «О Всероссийской переписи населения», переписному учету подлежат: граждане Российской Федерации, иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на дату Всероссийской переписи населения на территории Российской Федерации (Статья 4). Иными словами, закон обязывает организаторов и исполнителей этого важнейшего социолого-статистического мероприятия произвести соответствующую фиксацию всех лиц, находящихся на установленный момент времени на территории Российской Федерации. Учет всех без исключения лиц, независимо от гражданства, срока пребывания и правового положения, крайне важен как минимум по трем причинам. Во-первых, такой подход дает возможность установить достоверную численность наличного населения в стране на конкретный момент времени. Во-вторых, таким образом осуществляется получение важных сведений о масштабах внешней миграции. В-третьих, охват максимально широкой совокупности, включая иностранных граждан и лиц без гражданства, дает более точный этнический портрет исследуемого населения.

Перепись населения, по устойчивому выражению демографов, является своего рода фотографией населения, дающей общее представление о его социально-демографических и прочих характеристиках на конкретный момент времени. Однако, качество проведения последней российской переписи, а, собственно, и ее итоги вызывают резонные сомнения. Так, многие исследователи задаются вопросом относительно достоверности данных по целому ряду параметров, касающихся численности населения, внутренней и внешней миграции, этнического и конфессионального состава населения.

Анализ итогов последней переписи российского населения говорит, с одной стороны, о неполноте охвата коренного населения, с другой – о недооценке масштабов внешней миграции, влияющей прямым образом на численность населения, его национальный и конфессиональный состав, половозрастную структуру и т. д.

По всей видимости, научная методология, уровень организации и социолого-статистический инструментарий, применявшийся во время переписи, не соответствуют современным требованиям. Об этом говорят не только простые граждане и многочисленные публикации в СМИ, но и авторитетные социологические службы.

Масштабы недоучета во время проведения Всероссийской переписи населения 2010 г.

Опрос россиян, проведенный 22–25 октября 2010 г. Левада-центром, зафиксировал лишь 67% респондентов, которые были переписаны лично. В средних и крупных городах – 78% и 73% соответственно. Еще 17% респондентов были переписаны со слов родных. При этом 13% опрошенных заявили, что вообще не были переписаны. Более того, в Москве, где по неофициальным данным проживает около 10 % всего населения, эта доля составила 24%.

Схожие выводы продемонстрировал социологический опрос по аналогичной тематике, проведенный 30–31 октября 2010 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ). Согласно результатам исследования, 65% респондентов заявили, что были опрошены лично. По сравнению с предыдущей переписью 2002 г. этот показатель снизился на 11%. Еще 22% опрошенных участвовали в переписи опосредованно со слов родных. И, наконец, доля тех, кто совсем не был переписан, составила 11% .

Экстраполируя результаты приведенных социологических опросов на общероссийскую ситуацию, следует признать, что в поле зрения переписчиков не попали от 15,6 млн. до 18,45 млн. человек . Впрочем, как будет показано ниже, даже эти шокирующие оценки могут быть далеко не полными.

Несмотря на существенное увеличение финансирования по сравнению с переписью 2002 г. – с 4,8 до 16,5 млрд. рублей, ожидаемого улучшения сбора данных в ходе последней переписи так и не произошло. Наоборот, доля тех, кто, согласно данным ВЦИОМ, не был переписан, выросла более чем в два раза – с 5 до 11%. Глава Росстата Александр Суринов был вынужден признать наличие как минимум 3,6 млн. граждан, которых переписчикам не удалось опросить. А. Суринов также признал, что число отказавшихся и тех, кого переписчики не застали дома, по сравнению с предыдущей переписью выросло в 2,4 раза – с 1,5 млн. до 3,6 млн. человек.

Между тем результаты вышеприведенных опросов, возможно, не до конца отражают глубину и масштаб проблемы. По данным специального опроса, проведенного 26–27 октября 2010 г. известным медиа-холдингом РБК, в последней переписи населения не принимали участия более 53% читателей этого СМИ, принявших участие в опросе. При этом важно отметить, что в указанном исследовании приняли участие 13 000 человек, что более чем в 8 раз превышает число респондентов, участвовавших в вышеуказанных опросах ВЦИОМ и Левада-центра (1600 человек).

К сожалению, в публикации, посвященной итогам социологического опроса РБК, не сообщается – соблюдались ли при опросе основные требования репрезентативности по географическим, половозрастным, профессиональным и прочим критериям. Однако, можно предположить, что читательская аудитория РБК, исходя из делового профиля издания, представлена наиболее активной частью российского общества и сосредоточена в крупных городах страны с особо выраженным присутствием в двух крупнейших городах – Москве и Санкт-Петербурге.

Аналогичным образом, исследовательский центр рекрутингового портала SuperJob, проведя опрос 8000 человек во всех федеральных округах, обнародовал результаты исследования, согласно которым о своем неучастии в переписи завили 20% респондентов . Из тех, кто был переписан, 53% утверждают, что предоставили информацию переписчикам самостоятельно, еще 27 % сообщили, что данные о них были предоставлены родственниками.

Как отмечают авторы данного исследования, аудитория, в которой проводился опрос, была представлена экономически активными гражданами. Примечательно, что наибольшая доля тех, кто заявил о своем неучастии в переписи, наблюдалась в среде респондентов из Центрального (ЦФО) и Северо-Западного федерального округов (СЗФО) – 32 %. Отметим, что именно ЦФО, в состав которого входит Москва и другие крупные города, является самым населенным (37 млн. человек) и наиболее привлекательным для внутренней и внешней миграции. Совокупное население двух указанных федеральных округов составляло на момент проведения переписи более 50 млн. человек или 35% от общей численности населения страны.

Эти данные перекликаются с результатами вышеупомянутого опроса ВЦИОМ, согласно которому наибольший скептицизм в отношении результатов переписи (уровень недоверия – 43%) выразили жители двух самых населенных городов России, – Москвы и Санкт-Петербурга, расположенных, соответственно, в ЦФО и СЗФО.

В числе причин, по которым люди не смогли принять участия в переписи, отмечаются различные обстоятельства: кого-то не застали дома; кто-то сознательно отказался от участия и т. п. Немало и тех, кто не попал в поле зрения статистической службы и даже не знал о проходящем статистическом мероприятии.

Столь высокий процент недоучета говорит, с одной стороны, о плохой организации переписи, с другой – о низком уровне доверия граждан к государственным институтам. На недостаточную мотивацию быть переписанным повлияли страх раскрытия личной информации и боязнь столкнуться с разного рода мошенниками, которые могли проникнуть в жилище под видом переписчиков. К сожалению, такие случаи имели место.

У самих переписчиков тоже не было достаточных стимулов для добросовестного опроса граждан. Значительную долю из них составляли студенты, от которых нередко звучали жалобы о принудительном характере их привлечения в качестве переписчиков, низкой оплате труда, навязываемых «сверху» действиях по фальсификации переписных данных.

Между тем не полный охват переписью всего населения – далеко не единственная проблема. Как оказалось, далеко не все, кого все-таки удалось опросить в рамках переписи, были до конца откровенны. Около 4% (5,6 млн.) переписанных не указали своей национальности. В процентном сравнении с переписью 2002 г. уклонение от ответа на данный вопрос возросло почти в четыре раза.

Эксперты особо отмечают недоучет мигрантов и представителей асоциальных групп населения. Пожалуй, наиболее масштабным был недоучет приезжих из других государств. Из итогов Всероссийской переписи населения 2010 г. (ВПН-2010) следует вывод о необъективной оценке численности представителей нетитульных национальностей, о чем будет неоднократно сказано ниже.

Одним из множества доказательств несоответствия итогов переписи реальному положению дел могут служить сведения о национальном составе города Москвы. По этому поводу в итогах ВПН-2010 г. утверждается, что доля русских в Москве составила 91,6%, а доля всего восточно-славянского населения (русских, украинцев, белорусов) составляет 93,4%. Иначе говоря, в итогах последней переписи утверждается, что по сравнению с переписью 1989 года доля русских в столице заметно увеличилась, а доля восточных славян сохранилась на том же уровне. По результатам переписи 1989 г. оказалось, что в Москве проживало 89,7% русских, и 93,4% восточных славян (русских, украинцев, белорусов).

Против таких, мягко говоря, странных выводов свидетельствует сразу несколько обстоятельств.

Во-первых, Москва на протяжении всего постсоветского периода является основным центром миграционного притяжения для приезжих из стран СНГ и других государств. Даже беглый взгляд на улицы любого района столицы опровергает статистические данные о столь значительном преобладании славян.

Во-вторых, обе последние российские переписи проходили в стране, которая переживает процесс интенсивной депопуляции, т. е. численного сокращения населения вследствие отрицательного баланса рождаемости и смертности. С 1992 г. естественная убыль коренного населения РФ, большинство которого формируют русские, превысила 13 млн. человек. При этом в самой Москве депопуляция началась еще с конца 1980-х гг. Только за период с 1994 по 2003 гг. естественная убыль столичного населения составила 622 тыс. человек . Рост населения Москвы за межпереписной период (с 8,75 млн. человек в 1989 г. до 11,5 млн. человек в 2010 г.) носил преимущественно миграционный характер.

В-третьих, среди коренных жителей Москвы, как и в целом среди этнически русских, за весь рассматриваемый период наблюдались одни из самых низких в стране показателей рождаемости. Более того, в статистику московской рождаемости часто попадали дети жителей Подмосковья и многочисленных мигрантов из стран ближнего и дальнего зарубежья, рожденные в московских роддомах.

Безусловно, в числе многочисленных мигрантов, устремившихся в Москву, было и немало русских, украинцев и белорусов, но инокультурный миграционный потенциал значительно превышал и превышает потенциал внутренней миграции русских, их репатриации из стран СНГ и внешней миграции комплементарных мигрантов из Украины и Белоруссии.

Все вышеуказанные факторы, на наш взгляд, отрицают саму возможность сохранения численных пропорций и долевого соотношения русских, находящихся в Москве, на стабильном уровне. Еще более сомнительна возможность их абсолютного и относительного роста. При наблюдаемой в течение двух последних десятилетий стремительной инокультурной миграции, исчисляемой миллионами приезжих, население Москвы однозначно подверглось радикальным трансформациям этнического и конфессионального состава. Очевидно, что произошедшие изменения меняли соотношение мигрантов и коренных жителей далеко не в пользу последних.

Далее в нашей статье предлагается критически осмыслить правомерность некоторых итогов двух последних переписей населения посредством анализа численных оценок трех этнических групп (китайцев, армян и таджиков), представители которых уже продолжительное время активно мигрируют на территорию Российской Федерации. Выбор этнических групп был осуществлен произвольно. Похожую картину даст рассмотрение любых других этнических групп, участвовавших в массовой миграции на территорию нашей страны, но недооцененных в рамках переписных мероприятий.

В качестве вспомогательного оценочного компонента для сопоставления с экспертными расчетами по всем трем этническим группам были использованы данные о ежегодных суммах денежных переводов из России в страны исхода иммигрантов.

Китайцы

Как следует из данных переписи 2010г., в России проживает 28 943 китайца, что на 5 634 человека меньше, чем было зафиксировано предыдущей переписью (2002 г.). До настоящего времени нам не удалось обнаружить ни одной экспертной оценки, подтверждающей эту цифру.

Набор альтернативных оценок, претендующих на определение численности китайских мигрантов в России, весьма разнообразен. Чаще всего говорится о 200–400 тыс. китайцев на всей территории России. Сразу заметим, что, несмотря на регулярный миграционный приток из КНР в Россию, указанные цифры тиражируется в научных статьях и СМИ в неизменном виде уже более 10 лет. Впервые эти данные были представлены широкой аудитории еще в июле 2000 г. в публикации В. Гельбраса «Китайцы в России (журнал «Эксперт») и с тех пор «кочуют» из публикации в публикацию. Как ни странно, но эмпирической основой для приведенной выше экспертной оценки является скромный, как в количественном, так и в географическом отношении, социологический опрос, проведенный в 1998–1999 гг. и охвативший всего 757 китайских мигрантов в Москве, Хабаровске, Владивостоке и Уссурийске. При этом автор опроса и полученных в ходе его проведения оценок пишет об их приблизительности. По мнению Е. С. Вакуленко и В. В. Цимайло, оценка В. Гельбраса не учитывала незаконные пересечения гражданами Китая российской границы, а также проникновение на территорию РФ через Казахстан, граница с которым у обоих государств была открыта.

В обширном исследовании российского специалиста А. Г. Ларина, посвященном «китайскому вопросу», сообщается об отсутствии надлежащего учета внешних мигрантов и расхождениях в данных различных ведомств. Там же называются оценки численности китайцев на 2004 г. и 2007 г. со стороны высоко позиционированных отечественных управленцев (бывшего зам. главы администрации президента С. Э. Приходько и ответственного сотрудника МИД РФ К. В. Внукова), не превышающие 150–200 тыс. человек. .

В то же время динамика межстрановых перемещений в направлении Китай–Россия характеризовалась интенсивной тенденцией к росту. Согласно данным официальной статистики, в течение 2000–2008 гг. общее число прибывших из КНР в РФ на ПМЖ, в служебную командировку, в качестве предпринимателей, туристов, по приглашениям, транзитом увеличилось с 493,8 тыс. человек до 815,5 тыс. человек, или в 1,7 раза. Особенно был заметен рост въезжающих в Российскую Федерацию из КНР с частными целями. Так, по данным Федеральной пограничной службы России, в период с 2000 по 2008 г. число частных поездок в РФ из Китая возросло в 13 раз.

Текущая миграционная статистика, по крайней мере, открытая появилась далеко не сразу после начала массовой миграции извне. По имеющимся данным текущего учета, приток миграции из КНР за 1999–2008 гг. составил 205,9 тыс. человек. Однако, имеются резонные сомнения в полноте учета, с одной стороны, а с другой – справедливое замечание А. Г. Ларина об отсутствии необходимой информации о китайских мигрантах, въехавших в Россию, до начала их подсчета. Заметим также, что, по мнению руководителя Центра социальной демографии и экономической социологии ИСПИ РАН С. В. Рязанцева, для такой сильно локализованной этнической группы как китайцы, недоучет во время переписи населения мог составить – до 90%.

Подвергая серьезному сомнению данные двух последних переписей, отметим, что только в 2007 г. и только по контрактам в России работали 228,8 тыс. китайских граждан.

Примечательно, что в сообщениях китайских СМИ за 2006 г. можно прочесть о «порядка миллиона китайцев», которые въехали на российский Дальний Восток с начала 80-х годов прошедшего столетия. Близкую оценку (более 1 млн. человек) в 2003 г. озвучил представитель крупнейшей международной системы, осуществляющей трансграничные денежные переводы, региональный представитель Western Union по Восточной Европе Курт Маркс. Он также отметил высокую заинтересованность его компании в предоставлении услуг китайским мигрантам по причине их численного роста в РФ и значительного финансового потенциала.

О миллионной численности говорится и в публикациях отечественных исследователей Н. Ныровой (2004 г.) и М. Пальникова (2008 г.). По этому поводу ведущий научный сотрудник ИНИОН РАН М. Пальников, пишет следующее: «Для текущего десятилетия можно встретить оценки со значительно большим разбросом – от 300–500 тыс. до 1 млн. человек. Если минимальный предел вызывает недоумение, то максимальный в принципе соответствует общему тренду: с начала XXI века отмечается неуклонный рост числа легальных трудовых мигрантов из Китая».

В конце 1990-х г. должностные лица МВД неоднократно заявляли о растущей “миграционной экспансии” китайцев на Дальнем Востоке. По их словам, присутствие нелегальных китайских мигрантов возросло здесь с 300 тысяч человек в начале 1994 года до 2 миллионов весной 1997 года. Можно, конечно, усомниться в точности данных МВД. Однако, на наш взгляд, больше оснований для сомнений дают данные двух последних переписей и экспертные оценки, оперирующие значениями 150–200 тыс. Между тем трудно не согласиться с тем фактом, что весь постсоветский период внутренние социально-экономические условия и целый ряд сопутствующих обстоятельств в обеих странах способствовали возрастанию числа китайских мигрантов на территории России.

Пожалуй, самой высокой оценкой численности китайцев в России является цифра 8 млн., которую прежде озвучил доктор экономики Дипломатической академии мира при ЮНЕСКО Е. Гильбо. Полагаем, что данная цифра вполне достижима в некотором будущем, но в настоящий момент, вероятнее всего, является завышенной.

График 1. Динамика численности китайцев в Российской Федерации, по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Как известно, на изменения в целевой аудитории, в т. ч. на трансформации этнического состава, очень чутко реагирует бизнес. Существует даже специальный термин – «этнический маркетинг». В данном контексте особенно ощутимо повышенное внимание к китайским мигрантам со стороны операторов систем денежных переводов.

Уже в 2003 г. известная международная платежная система Western Union, вслед за действиями своих прямых конкурентов, объявила о введении новых тарифов для денежного коридора Россия–Китай. Шкала тарифов была упрощена, а диапазон – расширен. При этом в некоторых диапазонах снижение оказалось весьма существенным – до 45%. Комментируя это решение президент «Вестерн Юнион ДП Восток» Курт Маркс заявил следующее: «Переводы между Россией и Китаем – это один из коридоров, имеющих значительный потенциал роста. Количество мигрантов из КНР в Россию постоянно увеличивается, и, по нашим данным, потребность китайских мигрантов в переводе денег крайне высока. В России проживает более 1 млн. китайцев, большей части которых необходимо пересылать деньги оставшимся на родине родственникам. Так, за девять месяцев этого года, с января по сентябрь, рост числа транзакций в коридоре Россия–Китай превысил 70%».

В вышеприведенном комментарии заслуживают особого внимания три обстоятельства. Во-первых, оправдавшийся прогноз Курта Маркса относительно роста объемов денежных переводов из России в Китай. Во-вторых, утверждение об увеличении в России числа мигрантов из КНР. В-третьих, не совпадающая с официальными цифрами и многими экспертными оценками заявленная численность китайцев в России (более 1 млн.). Полагаем, трудно переоценить осведомленность предпринимателей международного уровня о количественных и качественных характеристиках целевой группы. Как правило, подобным маркетинговым мероприятиям предшествуют тщательные исследования, на которые у бизнес-сообщества гораздо больше средств, чем у представителей современной российской науки. Собственно, в одном из интервью топ-менеджер Western Union прямо говорит о том, что «компания тщательно изучает поведение потребителей наших услуг и общую ситуацию на рынке».

График 2. Денежные переводы из России в Китай (млн. долларов)

Источник: http://www.cbr.ru

По данным Центрального Банка РФ с 2006 по 2012 гг., можно констатировать более чем трехкратный рост общей суммы денежных переводов из России в Китай (График 2). Только за указанные семь лет, по которым имеются необходимые данные, в указанном направлении было отправлено почти 3,5 млрд. долларов США. Существенный рост данного показателя был отмечен и непосредственно в год проведения последней переписи населения. По данным системы CONTACT, в коридоре Россия–Китай наблюдается устойчивая тенденция увеличения объема денежных переводов. В 2010 г. рост объема переводов составил 120% по отношению к 2009 г. Лишь в кризисном 2009 г. многолетняя тенденция роста денежного оттока была временно нарушена. Впрочем, даже в условиях экономического кризиса объем переводов в 2009 г. превышал соответствующий показатель в 2007 г. (398,8 млн. против 374,4 млн. долл.).

Однако, несмотря на столь значительные суммы, важно учитывать их неполноту. На сегодня сложно просчитать какая доля приходится на отток средств по неофициальным каналам. Называется диапазон от 40 до 60%. Например, по данным ИА «Росбалт» на 2006 г., 60% от объема денежных переводов в Китай поступило, минуя официальные каналы.

Выше уже отмечалась способность бизнес-сегмента оперативно реагировать на изменения этнической структуры общества. В этой связи хотелось бы отметить появление в 2005 г. «этнических» коммерческих предложений у известного сотового оператора «Билайн». Приведем выдержку из пресс-релиза Красноярского филиала ОАО «Вымпелком» (торговый знак «Билайн»), опубликованного в феврале 2007 г. на деловом портале «Красноярск.Биз.»: «…в канун нового года по китайскому календарю тарифные предложения «Билайн» были переведены на китайский язык специально для многочисленных представителей китайской диаспоры, проживающих в Красноярском крае… Мы стараемся сделать услуги сети «Билайн» еще более доступными для наших абонентов. Тарифные предложения, переведенные на иероглифы, помогут разобраться и выбрать каждому человеку оптимальный вариант использования услуг сотовой связи. …Для нашей Компании это не первый опыт взаимодействия с диаспорами. Так, в 2005 году был переведен на китайский ряд предложений для южноуральского китайского культурного центра. Эта практика будет продолжена».

Исходя из вышесказанного, целесообразно подвергнуть критическому осмыслению как данные о численности китайцев в рамках двух последних переписей, так и доминирующие экспертные оценки, варьирующие в диапазоне от 200 до 500 тыс. В данном случае более обоснованными и реалистичными представляются численные значения, называемые китайской стороной, некоторыми отечественными экспертами и представителями бизнес-сообщества, ориентированного на работу с данной категорией мигрантов. На фоне стремительного роста объема денежных переводов из России в Китай наиболее достоверными из всего оценочного массива представляются те расчеты, согласно которым на момент переписи 2010 г. в Российской Федерации находилось не менее 1 млн. этнических китайцев.

Армяне

Представителям армянской нации исторически свойственна высокая пространственная мобильность. Этот факт подтверждает хотя бы наличие в Москве и многих крупных городах многочисленных армянских диаспор, образованных многие века тому назад. В силу множества обстоятельств, к которым следует отнести факты массового геноцида армян, стихийные бедствия, межнациональные противостояния и целый комплекс социально-экономических причин, в сегодняшней Армении проживает гораздо меньше армян, чем за ее пределами. Вследствие многих иммиграционных волн в настоящий момент в Армении проживает около 3 млн. человек , в то время как за ее пределами – около 7 млн. человек.

Едва ли правомерно утверждать (как это делается в итогах последней переписи) о численности армян в России, равной 1,182 млн. Такая оценка фактически означает, что за межпереписной период с 2002 по 2010 гг. численное присутствие армян на территории РФ увеличилось лишь на 52 тысячи человек, что в условиях интенсивных иммиграционных потоков из Армении совершенно не соответствует действительности. Как утверждает Д. Богоявленский, разница в численности армян, зафиксированная в течение межпереписного периода (2002 – 2010 гг.), вполне вписывается в динамику естественного прироста , наблюдавшегося в рамках армянской общины в данные годы. Иными словами, в итогах переписи фактически не учтен имевший место миграционный прирост.

Такая оценка выглядит тем более неадекватной на фоне существенного роста армянского населения в России за период между переписями 1989 и 2002 гг. – с 530 тыс. до 1130 тыс. человек, т. е. на 600 тыс. за 12 лет. Даже официальные лица Армении, для которых свойственно преуменьшать масштабы иммиграции из страны, утверждают о значительном оттоке населения в течение всего периода независимости страны.

Начнем с оценок, которыми оперирует миграционное ведомство Армении. В 2010 г., за три месяца до проведения в России очередной переписи населения, начальник государственной миграционной службы Армении Гагик Еганян оценивал численность армянской эмиграции в диапазоне от 1 до 1,2 млн. человек. При этом Еганян, отмечал, что миграция из Армении носит одновекторный характер в сторону России, на долю которой приходится 94% трудовых армянских мигрантов. Доминирующий российский вектор, составляющий от 84,5 до 97% в общем миграционном потоке из Армении, подтверждают и многие эксперты (А. Минасян, А. Погосян, Л. Геворгян, Т. Хакобян и др.).

При этом важно учитывать, что для армянских властей характерны более сдержанные оценки эмиграции из страны. Такая позиция связана, в том числе с политической необходимостью демонстрации обороноспособности и социальной стабильности на фоне перманентного политического конфликта с Азербайджаном. «Предсказания массового исхода населения только льют воду на мельницу неприятеля» – заявил президент Армении Серж Саргсян на заседании кабинета министров 20 июля 2011 г.

В то же время, согласно авторитетному зарубежному источнику “The World Factbook” (разработчик-составитель – ЦРУ США), в мировом миграционном рейтинге по показателю т. н. чистой иммиграции (баланс иммиграции и эмиграции), Армения занимает 197 место из 222 стран. Уточним, что нижние позиции рейтинга занимают страны, в которых наблюдается отрицательная миграционная динамика. Из постсоветских стран более удручающее положение в миграционной сфере, чем в Армении (– 5,88 / 1000 чел.) наблюдается только в Киргизии (– 6,16 / 1000 чел.) и Молдове (– 9,8 / 1000 чел).

Для получения более объективной информации предлагаем взглянуть на ситуацию глазами армянских независимых экспертов, которые, с одной стороны, будучи этническими армянами, изучали вопрос «изнутри», с другой – являются квалифицированными специалистами, не ограниченными политическими обстоятельствами.

По мнению исследователя армянской диаспоры В. Курдумяна, динамика роста численности армянского населения в России выглядела следующим образом: в 1989 г. число армян в России составляло 532 тыс., в 1994 г. – 1,8, млн., в 2003 г. – 2,2 млн., в 2007 г. – 2,5 млн. армян. Аналогичная оценка была озвучена и на высшем правительственном уровне в России. Так, в конце 2004 года бывший премьер-министр РФ Михаил Фрадков заявил следующее: «Использовать армянскую диаспору России – 2,5 млн. чел. – это колоссальный потенциал…»

По данным другого специалиста В. Ходжакяна, эмиграция из Армении достигла значительных масштабов уже к 1996 г. Экспертная оценка академика В. Ходжакяна (1996 г.) была получена с помощью специально разработанной методологии, основанной на учете особенностей траектории изменения уровня рождаемости населения республики, согласно которой суммарная величина отрицательного остатка внешней миграции составила 1,5 млн. человек. Обратим особое внимание, что речь идет об «отрицательном остатке», то есть о балансе между прибывшими и выбывшими. Следовательно, конечное число эмигрировавших из Армении к 1996 г. превышало 1,5 млн. чел., из которых согласно вышеприведенным данным, от 84,5 до 97% выехали в Российскую Федерацию.

Более низкие, но все-таки впечатляющие оценки дает В. Ходжабекян, определяя валовый объем эмиграции из Армении к 1997 г. в районе 1 млн. человек.

Государственные данные за сопоставимый период оказались значительно ниже. Так, по результатам исследования проведенного армянским Министерством статистики, государственного регистра и анализа, суммарная величина отрицательного сальдо внешней миграции Армении за 1991–1998 гг. составила: “(…) 760-780 тыс. человек, из которых только 610 тысяч являлись постоянными жителями республики”. Подчеркнем, что и в этом случае, судя по терминологии авторов, речь идет не о конечных цифрах выехавших, а о разнице между миграционным оттоком и миграционным притоком. Следовательно, число выехавших из Армении только в 1991–1998 гг. даже по заниженным данным, которые в силу указанных ранее причин характерны для государственных ведомств, превышает 760 тыс. человек.

Возвращаясь к масштабам эмиграции из Армении в период, непосредственно предшествующий Всероссийской переписи населения 2010 г., уместно привести данные исследования «Миграция в странах СНГ» (авторы – М. Денисенко, О. Чудиновских). Согласно его результатам, отток населения из Армении за период с 2000 по 2009 гг. составил 668 тыс. человек. По данным Всемирного банка по состоянию на 2010 г., численность эмигрировавших из Армении составляла 870,2 тыс. человек. Главным устремлением армянских мигрантов все эти годы была, как и прежде, Российская Федерация.

Учитывая особую духовную связь с традиционной религией, которая свойственна армянам за пределами материнского государства, и наличие тесных контактов диаспоры с приходами Армянской Апостольской Церкви, целесообразно обратить внимание на мнение религиозных лидеров. По этому поводу Католикос Армении Арам Первый говорит следующее: «Сегодня в России проживает около 2 млн. армян. Армяне всегда принимали участие в жизни России, этому подтверждение – сама история. Дружба между нашими странами существует издавна».

Максимальные оценки численного присутствия армян в России приводятся в интернет-энциклопедии Википедия. В одной из версий соответствующего раздела под названием «Армяне в России» была указана цифра 3 500 000.

График 3. Динамика численности армян в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

Денежные переводы

Косвенно о численном росте армянской иммиграции за последнее десятилетие может свидетельствовать и динамика денежных переводов (График 4). Объем денежных трансфертов вырос в 1,9 раза в 2006-2010 гг. и в 2,7 раза – за период с 2006 по 2012 гг. Причем рост объема денежных переводов в 2,3 раза был зафиксирован уже в 2006–2008 гг., после чего эта динамика была временно скорректирована кризисными тенденциями в российской экономике.

Впрочем, несмотря на имевший место финансовый кризис, итоговые суммы личных трансфертов из России в Армению, начиная с 2007 г. были близки или существенно превышал 1 млрд. долларов США (График 4). К примеру, в 2009 г. объем денежных переводов, поступивших в Армению из-за рубежа (в основном из России), составлял 9% от ВВП этой страны. При этом необходимо учитывать, что далеко не все средства, отправляемые (вывозимые) мигрантами на родину попадают в соответствующую статистику. По обследованию Национальной статистической службы, 40% денежных переводов поступали в Армению в виде банковских переводов, около 27,5% – через друзей/родственников, 18,3% – через операторов денежных переводов.

График 4. Денежные переводы из России в Армению (млн. долларов)

Источник: Центральный Банк Российской Федерации. http://www.cbr.ru

Таким образом, приходится констатировать весьма широкий разброс оценок, характеризующих численное присутствие армян в России. Показательно, что даже самые сдержанные расчеты независимых специалистов демонстрируют гораздо более высокую численность армян в России, чем сообщается в итогах последней российской переписи. По самым осторожным оценкам, исходящим из явно заниженных данных государственных органов Армении, в России на момент проведения последней переписи находились около 2 млн. армян, что на 800 тыс. человек превышает цифры, заявленные в ее итогах. Однако, более близкой к реальности, на наш взгляд, является численность армянских мигрантов в диапазоне между 2,2 и 2,7 млн. человек.

Таджики

Относительно данной этнической группы в итогах ВПН-2010 сообщается, что ее численность на момент проведения переписи составляла 200 303 человека. Ниже будет показано, что и в этом случае результаты последней переписи нельзя считать достоверными.

Массовая таджикская миграция в Россию – явление далеко не новое. Миграционная ситуация в Таджикистане стала меняться еще в начале 1990-х гг. под воздействием гражданского военного конфликта (1992–1997 гг.), приведшего к многочисленным человеческим потерям и появлению беженцев и вынужденных переселенцев.

Резкий всплеск трудовой миграции среди граждан Таджикистана стал заметен в 1999 г. Затем миграционная ситуация несколько стабилизировалась, но в 2004 г. был отмечен новый подъем миграционной активности. С 2003 по 2005 гг. социологи отмечали почти трехкратный рост респондентов, сообщавших о выезде за рубеж с целью заработка. При этом, начиная с 1995 г. иммиграционный поток из Таджикистана все больше фокусировался на России. В силу долговременного отсутствия широких перспектив на рынках труда соседних стран, Россия становилась основной страной-реципиентом для выходцев из Таджикистана. Если в 2001 г. в РФ работали 84%, то в 2004 г. – 97,6% мигрантов из Таджикистана. В 2007 г. почти таджикских 37% домохозяйств отправляли на работу за рубеж одного и более мигрантов. По другим данным, к 2007 г. 40% домохозяйств в Таджикистане получали денежные переводы от ближайших родственников, работавших в России. К этому времени объем трудовой миграции оценивался в 700 тыс. человек, что является одной из минимальных границ в оценочном диапазоне относительно данной группы мигрантов.

Еще в начале 2000-х гг. эмиграция из страны получила в Таджикистане официальное одобрение властей. На административно-правовом уровне полезность миграции объяснялась наличием огромного числа безработных, которые в 2000 г. составляли 16,8% экономически активного населения. С точки зрения Правительства Таджикистана, трудовая миграция продиктована необходимостью смягчения социальной напряженности, обусловленной незанятостью экономически активного населения и интересами получения дополнительных валютных поступлений в бюджет страны за счет налогов от прибылей фирм-посредников.

Согласно заявлению президента Таджикистана Эмомали Рахмона, в России живут около 1 млн. таджиков. В комментарии таджикского президента по поводу приведенной цифры, вероятно, речь идет исключительно о таджикских гражданах и возвратной трудовой миграции последнего времени: «Около 1 млн. таджикских мигрантов живут и работают в России… А куда они еще в регионе могут поехать? Они работают и помогают своим семьям, а также помогают экономике своей страны». Исходя из логики высказывания, в эту цифру не входят те, кто давно переехал в РФ на постоянное место жительство и получил гражданство. Данное предположение подтверждает оценка миграционной ситуации главой представительства ФМС РФ в Таджикистане Виктором Себелевым. По его словам, в настоящее время на территории России проживают свыше 1 млн. граждан Таджикистана.

В качестве независимых оценок, отражающих современные масштабы таджикской иммиграции в Россию, таджикские эксперты указывают цифры от 600 тысяч до 1,5 млн. По данным правозащитной организации «Таджикские трудовые мигранты», за последние 20 лет больше 1 млн. выходцев из Таджикистана получили российское гражданство. Часть из них справедливо отнести к категории репатриантов – этнически русских и в целом славян, переехавших в Россию. Однако, здесь важно учитывать и тот факт, что по переписи населения 1989 г. в Таджикской ССР проживали не более 440 тыс. восточных славян (русских, украинцев и белорусов). Даже, если допустить, что все они выехали в Россию и стали российскими гражданами, то с учетом естественного прироста/убыли среди славян и присутствия в этом миграционном потоке представителей других этнических групп (немцев, татар и др.) едва ли правомерно утверждать об оттоке нетаджикского населения, численно превышающего 500 тыс. человек.

График 5. Динамика численности таджиков в Российской Федерации по переписям 1979, 1989, 2002, 2010 гг.

По расчетам руководителя упомянутой выше правозащитной организации Каромата Шарипова, в России постоянно находится не менее 1,2 млн. человек, приехавших из Таджикистана. Близкие цифры называют и представители соответствующих органов страны исхода: по данным Миграционной службы Таджикистана на 2011 г., на территории РФ проживает 1 032 620 граждан Таджикистана. При этом, по мнению К. Шарипова, такой социальный слой как таджикские мигранты является очень эластичным по своим количественным параметрам – в результате сезонных колебаний в отдельные периоды численность приезжих из Таджикистана возрастает до 2 млн. человек.

Согласно данным миграционного учета, в Россию в течение одного года въезжает в шесть раз больше таджикских граждан, чем все таджикское население России, зафиксированное в рамках последней переписи. По словам директора ФМС РФ Константина Ромодановского, в 2009 году 1 миллион 288 тысяч граждан Таджикистана пересекли государственную границу РФ. Часть данной миграции носит временный возвратный характер, однако многие трудовые мигранты остаются в России и со временем перевозят сюда свои семьи.

Во время написания данной статьи нам попались интересные данные по прибытию иностранных граждан в г. Екатеринбург через аэропорт «Кольцово» за 2008 г. и 2011 г. (Графики 6 и 7). Согласно авиа-статистике, только в указанном аэропорту всего за один 2008 год было зарегистрировано прибытие 51,7 тысяч граждан Таджикистана, а в 2011 г. численность мигрантов из этой группы составила 47,2 тысячи человек. Подчеркнем, что речь идет лишь о годовом интервале и о численности мигрантов из Таджикистана, прибывших лишь в один из 83 субъектов Российской Федерации.

График 6. Въезд иностранных граждан и лиц без гражданства через аэропорт «Кольцово» в 2008 г.

В октябре 2010 года в России пройдет Всероссийская перепись населения.

Предыдущая перепись состоялась в октябре 2002 г. Ее результаты были исключительно важны для корректировки социально-экономической политики государства, включая обоснование разработки приоритетных национальных проектов, а также для оценки демографической ситуации, планирования бюджетов всех уровней. Сопоставление данных предыдущей и предстоящей переписей населения станет основанием для принятия дальнейших мер в социальной и экономической сферах.

ОСНОВНЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ ПЕРЕПИСИ

Согласно Федеральному закону «О Всероссийской переписи населения» от 25 января 2002 г. № 8-ФЗ Всероссийская перепись населения является основным источником формирования государственных информационных ресурсов, касающихся численности и структуры населения, его распределения по территории Российской Федерации в сочетании с социально-экономическими характеристиками, национальным и языковым составом населения, его образовательным уровнем.
Для мониторинга демографических процессов, оценки эффективности мер демографической политики и перспектив России в этом вопросе необходимо надежное информационное обеспечение. Существующая в России система получения данных о населении состоит из трех взаимосвязанных компонентов:

Переписей населения
- текущего учета демографических событий (рождений, смертей, браков и разводов) и текущего учета миграции (случаев перемены постоянного места жительства)
- выборочных регулярных и единовременных обследований населения.

Ключевыми и наиболее информативными источниками по-прежнему остаются всеобщие переписи населения. Например, по данным переписи 2002 года в стране оказалось почти на 2 миллиона человек больше, чем по данным текущего учета. Подобные расхождения наблюдаются и в других странах. Совсем недавно закончилась перепись населения в соседнем Казахстане. Выяснилось, что и там населения на полмиллиона человек больше, чем по текущему учету. А поскольку все население нашего соседа не достигает и 16 миллионов, то это существенная разница.
Перепись населения дает возможность увидеть фактическое состояние народонаселения страны на определенный момент времени, проанализировать произошедшие изменения и составить прогнозные оценки. Ценность переписи населения состоит в том, что она позволяет получить комбинационные показатели, всесторонне характеризующие жизнедеятельность населения, вплоть до небольшого населенного пункта. Например, только по данным переписи можно получить информацию об уровне образования населения различных национальностей в сочетании с источником средств существования. выяснить по каждому населенному пункту и в целом по стране число семей, их состав, количество имеющихся детей различных возрастов, источники средств к существованию и жилищные условия семей.
Ценность переписи определяется еще и тем, что Федеральным законом «Об актах гражданского состояния» от 15 ноября 1997 года № 143-ФЗ из содержания записей актов гражданского состояния был исключен целый ряд социально-демографических характеристик, в том числе сведений о распределении детей по порядку их рождения. И только на основании итогов переписи можно рассчитать наиболее реальные данные о рождаемости.
Итоги переписи отражают демографические события, которые невозможно получить при текущем учете. К ним относятся нерегистрируемые браки, которые в последнее время все большее распространение в России, как и в других странах мира. Только перепись фиксирует пребывание в фактическом браке. Такая информация становится все более важным инструментом изучения современных изменений матримониального поведения и брачно-семейных отношений, их связи с различными демографическими и социальными характеристиками населения.
Таким образом, переписи населения в сочетании с данными текущей статистики становятся надежной информационной поддержкой при разработке государственных программ социальной и семейной политики, в реализации мер, направленных на улучшение демографических процессов в Российской Федерации. Как было сказано Президентом Дмитрием Медведевым, «дальнейшая разработка мер реализации демографической политики и определение необходимых объемов финансирования должны опираться на серьезную научную базу, в том числе и в области статистики, которая в этой сфере не всегда адекватна».
Вот один из примеров несостоятельности текущей статистики. Такой, казалось бы, частный вопрос - сколько в России кандидатов и докторов - остаётся без ответа. Высшая аттестационная комиссия (ВАК) исчерпывает свои функции выдачей дипломов, подтверждающих присуждение ученой степени доктора и кандидата наук. Кто из «дипломантов» жив, кто уехал, кто работает в научных учреждениях, кто - в системе образования или на производстве - неизвестно. А ведь знание параметров научного потенциала необходимо при разработке программ модернизации экономики, которые выходят сейчас на первый план. Поэтому данные переписи населения по этому вопросу ничто не может заменить.
В России, где проживают представители более ста национальностей, безусловно, нельзя обойти и вопрос о национальной принадлежности. Данные переписи о национальном составе населения - обширный материал для изучения самых разных аспектов жизни людей, для исследования особенностей их расселения, культуры, для анализа сложных процессов взаимовлияния народов, населяющих нашу страну. На сегодняшний день перепись населения - единственный источник сведений о национальном составе населения и владении языками. Никакая текущая статистика ответа на этот вопрос не дает.
В предстоящей переписи, как и при всех предыдущих национальных переписях, будет действовать принцип самоопределения национальной (этнической) принадлежности человека, то есть его принадлежности к тому или иному народу или национальной (этнической) группе. Это означает, что в ходе переписи будет записываться национальность, которую укажет сам опрашиваемый. Национальность детей будет определяться родителями. Восстановлен и отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке.
Однако значение переписи не ограничивается лишь возможностью получения разносторонних демографических и этнографических сведений. Данные Всероссийской переписи населения необходимы для оценки перспектив развития страны, формирования прогнозов и разработки дальнейшей стратегии социально-экономического развития Российской Федерации. Перепись 2002 года позволила точно определить основные социальные проблемы, оценить ситуацию в демографической сфере, разработать такую стратегию развития страны, которая позволила добиться ощутимого улучшения качества жизни населения. И поэтому изменения в обществе, которые выявит перепись 2010 года, также могут стать основанием для формирования новой государственной политики.

ОСОБЕННОСТИ ПРОВЕДЕНИЯ ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

Нынешнее тяжелое финансово-экономическое состояние, в котором оказалась наша страна, привело к необходимости пересмотра бюджета и сокращения ряда расходов. Не исключено, что в числе пострадавших от планируемого сокращения может оказаться и перепись.
Если говорить о плюсах и минусах проведения Всероссийской переписи населения в 2010 году, то на одной чаше весов окажутся выделенные на подготовку переписи бюджетные средства, а на другой - получение бесценной информации, которая в той или иной степени способствует решению экономических проблем. Ведь полученные в ходе переписи сведения необходимы и государственным органам для планирования бюджета, разработки долгосрочных проектов и формирования социально-экономической политики, и бизнесу - для уточнения качества и количества производительных сил, а также для изучения потребительского рынка.
Следует отметить, что около 70% всех расходов на проведение переписи - это оплата труда переписного персонала. Будет привлечено почти 600 тысяч временных переписных работников. В пересчете на годовую занятость в стране будет создано 62 тысячи рабочих мест. Средняя оплата труда рядового переписчика - всего 5,67 тыс. рублей, и работники Росстата рассматривают ее, в основном, как подработку для студентов, Так, в Чувашии к переписи планируется привлечь около 5 тыс. человек. «В условиях кризиса и дефицита вакансий на рынке труда это хорошая возможность для самозанятости», - считает глава Чувашстата Юрий Марков.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ГОСУДАРСТВУ. Известно, что в период кризиса заметно снижается качество и достоверность текущей статистики, хотя потребность в более детальной информации в этот период только возрастает. По данным переписи, более точным и подробным, нежели текущая статистическая информация, планирующим органам легче готовить долгосрочные прогнозы. И сэкономить на этом нельзя - никакие решения не принимаются без осмысления статистики. В условиях экономического кризиса, считают в Комиссии по повышению устойчивости развития российской экономики, возглавляемой первым заместителем председателя Правительства России Игорем Шуваловым, необходимо принимать решения не только по «затыканию дыр», но и проводить политику диверсификации, развития перспективных направлений, позволяющих России после выхода из кризиса получить более высокий рейтинг, войти в круг наиболее развитых держав мира. Без полноценного анализа состава населения, трудовых ресурсов, научного потенциала такие программы невозможны. А блок вопросов о состоянии жилищных условий станет источником данных для принятия программных решений поддержки строительства жилья.
Другая проблема, характерная как для России, так и для ее соседей, которая обострилась за последнее время, - миграция. Известно, что среди источников данных о миграции переписи населения по праву занимают особенное место. Перепись - это самая масштабная система сбора данных о населении, в том числе о международных и внутренних мигрантах, а также о лицах, которые не совершали переезда. В сочетании с данными о социальных, демографических и иных характеристиках респондентов сведения о миграции позволяют создать многомерный портрет лиц, совершивших переезд, понять факторы и обстоятельства, влияющие на решение людей о миграции.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА РЕГИОНАМ, поскольку большинство из них дотационно и получает трансферты из федерального бюджета, которые рассчитываются на основании статистических данных, используя данные переписи. В свою очередь, из региональных бюджетов направляют средства в бюджеты муниципальных образований. Из них платятся различные пособия, реализуются другие социальные проекты, на которые у местных властей недостаточно собственных средств.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА БИЗНЕСУ, который может развиваться, только опираясь на полные статистические данные, дающие полную и точную картину о трудовых ресурсах как по стране в целом, так и в разрезе по регионам, городам и другим муниципальным образованиям. С другой стороны, та же статистика позволит более точно узнать потенциального потребителя.
ПЕРЕПИСЬ НУЖНА ОБЩЕСТВУ. Мировой опыт свидетельствует, что население любого государства с любопытством изучает итоги переписей. Людям интересно, на каком месте в мире находится их страна. Общество хочет видеть свой портрет на определенный период времени, чтобы осознать, куда оно движется, стало ли оно богаче и просвещеннее, образованнее и культурнее или же напрасно потеряло время в своем развитии.
Эти же данные могут быть использованы различными общественными организациями для проведения собственной социальной политики, для влияния на правительство. Например, Общественная палата могла бы корректировать образовательную политику, а профсоюзы - проанализировать проблемы структурной и региональной безработицы, что становится необходимым во время кризиса, повлиять на формирование конкурентоспособной экономики. И важно понять, что перепись нужна не только государству, но и необходима самому обществу.
И наконец, ПЕРЕПИСЬ НУЖНА КАЖДОМУ. Участвуя в переписи, человек сообщает информацию о себе, а значит, участвует в разработке перспективных социальных программ, касающихся той группы людей, к которой себя относит. Так, ответы безработных на вопросы анкеты позволят изучить рынок труда и создать новые рабочие места именно там, где это необходимо. Данные о численности детей школьного возраста помогут скорректировать планы по строительству новых школ. Данные о возрасте позволят спрогнозировать, когда и сколько человек будет выходить на пенсию, чтобы зарезервировать необходимые суммы для выплаты пенсии. И так во всех сферах жизни.
По мнению демографов, перепись - это хорошая возможность осознать себя частью единого целого. И, участвуя в переписи, люди консолидируются. Только при таком понимании появится заинтересованность людей и они осознают участие в переписи как акт гражданского поведения, а не просто как отбывание очередной повинности. Неслучайно перепись 2010 года проводится под девизом «России важен каждый».
Россия - не единственная из стран СНГ, которые проводят или собираются провести перепись населения в ближайшее время. Еще в 2006 году вопрос о проведении переписей населения раунда 2010 года в государствах - участниках Содружества был рассмотрен на Совете глав государств СНГ. Определены максимально близкие к 2010 году сроки проведения переписей: в нынешнем году она прошла в Казахстане (с 25 февраля по 6 марта), Киргизии (с 24 марта по 2 апреля), Азербайджане (с 13 по 22 апреля), будет проведена в Белоруссии (октябрь). В 2010 году вместе с Россией проведут перепись Грузия и Таджикистан; в 2011 году - Армения и Украина; в 2012 году - Туркменистан. В Молдове и Узбекистане сроки пока обсуждаются.
Наши соседи, понесшие не меньший ущерб от последствий мирового экономического кризиса, не отказались от проведения переписи. У Киргизии, имеющей дефицитный бюджет (более 80 миллионов долларов), был соблазн перенести перепись на лучшие времена. Но выход все-таки нашелся, и перепись прошла. Средства на обучение переписчиков в республике и повышение их квалификации взял на себя Фонд народонаселения ООН (UNFPA). Но основные расходы были оплачены из республиканского бюджета. В Киргизии, кстати, одной из немногих стран СНГ, участие в переписи является обязательным, причем как для граждан страны, так и для иностранцев, которые находятся на ее территории. За уклонение от участия в переписи граждане могут быть привлечены к административной ответственности. Но на этот раз было задействовано и серьезное поощрение: каждому, прошедшему перепись, выдавался номер, который будет участвовать в розыгрыше лотереи с главным призом - однокомнатной квартирой.
Большую роль в участии во всемирном раунде переписей населения 2010 года для России и стран СНГ сыграл и тот фактор, что они несут определенное обязательство перед международным сообществом по предоставлению данных переписи в рамках Всемирной программы переписей населения и жилищного фонда, осуществляемых Организацией Объединенных Наций. Результаты национальных переписей войдут в итоги всемирной переписи населения.

ВСЕРОССИЙСКОЕ СОВЕЩАНИЕ СТАТИСТИКОВ - ВАЖНЫЙ ЭТАП В ПОДГОТОВКЕ К ПЕРЕПИСИ 2010 ГОДА

В феврале 2009 года в Подмосковье прошло Всероссийское совещание статистиков, на котором были обсуждены задачи подготовки к Всероссийской переписи населения 2010 года, перспективы развития государственной статистики, включая статистику сферы ЖКХ, финансов, уровня жизни населения, труда и образования. В совещании, помимо руководства Росстата и его территориальных органов, приняли участие представители органов государственной власти, федеральных министерств и ведомств, крупнейших профильных вузов и НИИ.
В ходе обсуждения было признано, что предложенные методология и проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года учитывают специфику современных условий России, соответствуют рекомендациям международных организаций, обеспечивая возможность получения итогов, сравнимых с прошлыми переписями населения, проводившимися в нашей стране, и соответствующих общепринятым международным требованиям.
На совещании обсуждались методологические и организационные вопросы Всероссийской переписи населения 2010 года. Так, были одобрены проект Программы Всероссийской переписи населения 2010 года, проект Основных методологических и организационных положений ВПН-2010 и проект публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года.
Многие выступающие отмечали проблему, которая проявилась и во время проведения пробной переписи, - нежелание пускать переписчика в дом. Причем проявляется такая тенденция не только в России, но и в других странах СНГ. В большей степени возникновение таких ситуаций возможно и в 2010 году. «Нельзя не отметить, что как бы перепись ни была хорошо профинансирована и организована, во многом вызывает опасение отношение граждан к данному мероприятию с точки зрения сознательности. Повышение материального уровня жизни в последние годы во всех странах Содружества, зачастую приводящее к значительному расслоению населения по уровню денежных доходов, не всегда сопровождается адекватным отношением личности к своему предназначению по отношению к обществу.
В связи с этим проводится информационно-разъяснительная работа среди населения, которая помогла бы переломить отрицательный настрой к участию в переписи. Заведующая кафедрой социальной статистики и демографии РГСУ Ольга Воробьева считает, что недопонимание, а зачастую и полное непонимание населением смысла и значения переписи населения является причиной уклонения от участия в ней, а также предоставления неточной или неполной информации. Такая разъяснительная работа осенью 2010 года может быть организована на уровне переписных участков с использованием ресурсов того персонала, который должен будет участвовать непосредственно в проведении переписи. Пока же целесообразно знакомить население с целями переписи, возможностью использования ее результатов на благо общества. На совещании было предложено уже сейчас знакомить население с историей проведения переписей в России и в мире, поскольку именно в таком контексте станут более понятны лозунги переписи 2002 года «Впиши себя в историю России» и переписи 2010 года - «России важен каждый».
По ее мнению, необходимо также объяснять, как будут использоваться полученные в ходе переписи данные, что абсолютно исключена «утечка» персональных данных, которой опасаются некоторые, а потому стараются либо уклониться от переписи, либо дают недостоверные данные.
Руководитель Мособлстата Любовь Варухина сообщила, что пробная перепись дала колоссальный опыт для подготовки Всероссийской переписи населения 2010 года. В своем выступлении она остановилась на особенностях проведения пробной переписи и ее проблемах. По ее мнению, при проведении ВПН-2010 для привлечения к работе граждан в качестве переписного персонала необходимо дифференцировать оплату их труда среди субъектов Российской Федерации, осуществлять освобождение переписного персонала на период переписи от занятий в учебных заведениях и от работы по основной деятельности. Студентам учебных заведений участие в качестве переписного персонала должно засчитываться как практика по темам: управление персоналом, социология, психология, менеджмент.
О важности кадрового потенциала переписчиков говорил и руководитель Ингушетиястата Ибрагим Куркиев. Он так обозначил проблему по подготовке переписного персонала: «Основная проблема состояла не в количестве работников, а в том, чтобы набрать грамотных работников, способных пройти обучение и качественно выполнить необходимую работу».
По свидетельству участников совещания, эта встреча способствовала началу активной подготовки к проведению переписи в регионах.
Проведенное совещание стало главной стратегической встречей статистиков всех регионов страны с пользователями официальной статистической информации. Оно определило основные направления работы по подготовке к переписи, а принятые на совещании рекомендации должны вылиться в директивные документы, по которым и пройдет эта важная кампания.

КАК БУДЕТ ПРОВОДИТЬСЯ ПЕРЕПИСЬ

Проект постановления Правительства Российской Федерации «Об организации Всероссийской переписи населения 2010 года» в настоящее время проходит рассмотрение в 20 федеральных министерствах и ведомствах, которые участвуют в подготовке и проведении предстоящей переписи.
Росстат предлагает провести Всероссийскую перепись населения с 14 по 25 октября 2010 года. Дата переписи - момент времени, на который осуществляется сбор сведений о населении и его учет - 0 часов 00 минут 14 октября 2009 года.
Окончательное решение о дате Всероссийской переписи населения 2010 года примет Правительство Российской Федерации.
Федеральный закон «О Всероссийской переписи населения» предусматривает основным методом переписи - опрос населения по месту постоянного жительства (пребывания). Населению, по каким-либо причинам не имеющим возможность встретиться по месту жительства с переписчиком, закон позволяет пройти перепись на стационарном участке, а в отдельных случаях - по телефону (в основном инвалидам и пожилым гражданам).
Сбором сведений будут заняты почти 600 тысяч человек, из которых около 100 тысяч будут проводить опрос в наиболее сложных для переписи регионах - гг. Москве и Санкт-Петербурге, Московской и Ленинградской областях. Опыт переписи 2002 года и пробной переписи 2008 года показал, что переписчики из числа студентов быстрее и лучше усваивают материал, а это положительно отражается на качестве заполнения переписных листов, а значит и на итогах переписи. В 2002 году почти студенты высших и средних специальных учебных заведений составили треть всех переписчиков. При переписи населения 2010 года такая практика будет продолжена. Предлагается участие в переписи населения засчитывать студентам как производственную (для профильных специальностей) или ознакомительную практику.
Как и в 2002 году, учету будет подлежать все население, постоянно (обычно) проживающее в Российской Федерации. В соответствии с Рекомендацией Конференции европейских статистиков по проведению переписей населения 2010 года местом обычного жительства лица является то место, в котором он проводит ежесуточно большую часть своего ночного отдыха. Это место может совпадать или не совпадать с адресом, по которому человек зарегистрирован (прописан). В постоянное население попадают граждане России, находящиеся за рубежом в связи с длительной служебной командировкой по линии органов государственной власти (включая членов их семей). Это, например, дипломаты. В соответствии с международными рекомендациями в постоянное население страны включены лица, постоянно проживающие в России, но временно выехавшие на лечение, отдых, в гости независимо от срока их пребывания за рубежом. Эта категория населения также будет переписана по месту жительства.
Объектом переписи является лицо, каждый человек, подлежащий учету, а единицей наблюдения, как и при переписи 2002 года, - домохозяйство. Домохозяйства могут быть частными, коллективными и домохозяйствами бездомных. При автоматизированной обработке будут получены также характеристики семьи.

ЧТО НОВОГО В ПЕРЕПИСНОМ ЛИСТЕ?

Программа переписи (т.е. набор конкретных вопросов, содержащихся в переписном листе) должна отвечать следующим критериям:

Отражать современные информационные потребности общества
- сохранять преемственность с предыдущими переписями
- соответствовать российскому законодательству и международным рекомендациям
- быть понятной населению.

Программа переписи размещается на бланках переписных листов, форма которых утверждается Правительством Российской Федерации. Переписные листы заполняются со слов опрашиваемых без требования предъявления документов, подтверждающих правильность ответов. Росстат предлагает использоваться три формы бланков переписных листов
Переписной лист формы Л предназначен для заполнения информации о населении частных домохозяйств, а также о населении коллективных домохозяйств и о бездомных.

Переписной лист формы П содержит вопросы о жилищных условиях населения.
Переписной лист формы В предназначен для сбора сведений о лицах, временно находящихся на территории России. Они будут опрашиваться по сокращенной программе, содержащей 7 вопросов, кстати, тех же самых, что и в 2002 году (пол; год рождения; страна постоянного проживания; цель приезда в Россию - работа, учеба, служебная или деловая поездка, лечение, туризм, отдых, транзитная миграция, другая цель; для приехавших с целью работы, учебы - продолжительность проживания на территории России, страна рождения, гражданство).
В целом весь проект Программы предстоящей переписи близок Программе Всероссийской переписи населения 2002 года, что позволяет обеспечить сопоставимость их итогов. Вместе с тем с учетом изменений современной демографической, социально-экономической ситуации и актуализации потребностей государства и общества в статистической информации о населении внесен ряд изменений и дополнений. В частности, во время проведения пробной переписи 2008 года в трех регионах были «обкатаны» вопросы опросного листа с учетом участия России в программах переписи ООН. Оказалось, что не все было адаптировано к российским реалиям. Например, у населения вызывал негативное отношение ряд вопросов, связанных с личной жизнью граждан (например, «В каком по счету браке Вы состоите?», «Дата вступления в первый брак», «Сколько всего детей (включая уже имеющихся) Вы планируете иметь?»). Решено эти вопросы из программы опроса исключить.
Что же осталось в итоге? Все лица, постоянно проживающие в стране на момент счета населения, будут отвечать на 25 вопросов переписного листа формы Л. Это традиционные для всех переписей населения вопросы о:

Поле
- возрасте
- месте рождения
- состоянии в браке
- образовании
- гражданстве
- национальной принадлежности и владении языками
- занятости и положении в занятии
- о поиске работы.
- местонахождении работы
- о непрерывности проживания в месте постоянного жительства и о месте предыдущего жительства
- о числе рожденных женщиной детей и дате рождения первого ребенка.

Вместе с тем вопросы, которые будут задаваться в 2010 году, несколько отличаются от тех вопросов, которые задавались в 2002 году. Так, впервые в переписном листе введен термин «домохозяйство» в вопросе о родстве (свойстве) с другими лицами, проживающими вместе с респондентом. В вопросе о состоянии в браке разделены понятия «разведен официально» и «разошелся». Почему это сделано? Для получения информации о числе фактически распавшихся браков и официально расторгнутых в целях изучения истории и устойчивости брака и для оценки данных текущей статистики населения. В блоке вопросов об образовании впервые выделены ступени высшего образования в соответствии с действующим законодательством (бакалавр и магистр), а для лиц с высшим и послевузовским образованием введен вопрос о наличии ученой степени.
В языковом разделе восстановлен отсутствовавший в явном виде при переписи населения 2002 года вопрос о родном языке. Этот вопрос направлен на информационную поддержку реализации конституционных прав граждан согласно ст. 26 (ч.2) и ст. 68 (ч.3) Конституции Российской Федерации и, кроме того, необходим для корректной интерпретации самоназваний некоторых национальностей. Редакция вопроса о национальной принадлежности сохранена без изменений с 2002 года и полностью соответствует ст. 26 (ч.1) Конституции Российской Федерации.
Появился и вопрос об основном источнике средств к существованию.
Введен дополнительный вопрос к женщинам о дате рождения первого ребенка.
В разделе о миграции населения выясняется место предыдущего постоянного жительства за год до переписи населения в отличие от 2002 года, когда спрашивали, где опрашиваемый проживал в период проведения прошлой переписи (январь 1989 года). Это позволит провести сопоставления с данными текущей статистики миграции, а также получить всестороннюю характеристику активных мигрантов.
Информация о жилищных условиях населения будет получена на основе вопросов бланка П:

О жилище в целом -
- тип жилища;
- период его постройки;
- материал наружных стен;
- благоустройство и санитарно-гигиенические условия проживания;

О жилом помещении (квартире) -
- размер общей площади;
- число жилых комнат;
- наличие телекоммуникаций;

Об условиях проживания каждого домохозяйства -
- число занимаемых комнат;
- наличие доступа к сети Интернет.

Этот раздел проекта программы переписи претерпел наибольшие изменения как по форме, так и по составу собираемой информации по сравнению с прошлой переписью населения. Его наполнение соответствует Рекомендациям ООН и полностью отражает современные условия жизни в России.
Значительно расширен вопрос о благоустройстве жилого помещения в связи с возрастающей актуальностью вопросов экологической обстановки жизнедеятельности населения. В частности, появились вопросы, касающиеся водоснабжения и канализации, наличия кухни и туалета; дополнены подсказы, характеризующие способы удаления бытовых отходов.
Впервые включено изучение наличия телекоммуникаций как средств развития информационного общества и расширения возможностей каждого человека в реализации своих прав и свобод.

КАК И КОГДА БУДУТ ПОДВОДИТЬСЯ ИТОГИ ПЕРЕПИСИ

Итоги Всероссийской переписи населения 2010 года разрабатываются по муниципальным образованиям и административно-территориальным единицам и формируются в два этапа:
- предварительные итоги о численности переписанного населения (в том числе мужчин и женщин) с разбивкой на городское и сельское население формируются на основе итогов сводных ведомостей, составленных переписным персоналом по объектам административно-территориального устройства субъектов Российской Федерации (апрель 2011 г.);
- окончательные итоги формируются согласно Программе публикации итогов Всероссийской переписи населения 2010 года по тематическим очередям из базы первичных данных (2011 - 2012 гг. - по специальному графику формирования таблиц каждой очереди);
- дополнительные итоги формируются на основе базы данных по запросам пользователей, превышающим объем опубликованных данных (по мере поступления запросов).
Важно отметить, что все сведения о населении, содержащиеся в переписных листах, являются информацией ограниченного доступа, не подлежат распространению и обрабатываются для статистических целей с обязательным их обезличиванием в целях формирования официальной статистической информации Всероссийской переписи населения 2010 года. Таким образом, в публикации Росстата попадает только сводная, обезличенная информация, по которой нельзя будет выявить никакие персоналии.
Предполагается, что результаты будущей переписи будут опубликованы в 12 тематических томах. Они будут содержать данные о

Численности и размещении населения
- возрастно-половом составе населения и состоянии в браке
- образовании
- национальном составе населения, владении языками, гражданстве
- источниках средств к существованию
- числе и составе домохозяйств
- об экономически активном и экономически неактивном населении
- продолжительности проживания населения в месте постоянного жительства
- жилищных условиях населения
- рождаемости.

В последний том войдут сводные итоги переписи в сопоставлении с итогами Всероссийской переписи населения 2002 года.
Помимо официальных публикационных томов, каждый из которых будет снабжен CD, предполагается издание специального атласа, брошюр.
Территориальные органы статистики опубликуют итоги в разрезе муниципальных образований и административно-территориальных единиц субъектов Российской Федерации.
Все тома официальной публикации в открытом доступе будут размещены на сайте Росстата. При помощи специальных стандартных программных средств предусматривается возможность Web-доступа пользователей к неперсонифицированной базе с обеспечением конфиденциальности данных для получения необходимой информации.
Как и по результатам 2002 года, официальные публикации Всероссийской переписи 2010 года будут направлены помимо федеральных органов власти, органам власти субъектов Российской Федерации, в научные и учебные заведения, центральные библиотеки субъектов.