Структура безработных по полу, возрасту и образованию в россии. Уровень безработицы по полу и виду поселения

Гендерное неравенство на рынке труда проявляется не только в дискриминационных явлениях в сфере занятости, но и в гендер-ной асимметрии, наблюдаемой в таком явлении, как безработица. Гендерная дифференциация существует в уровне безработицы, в способах, времени поиска работы, причинах ее потери.

Жесткое влияние безработица оказывает на женщин по крите­риям длительности поиска работы, частоты попадания и длитель­ности нахождения в этом статусе. Женская безработица более за­тяжная, женщины часто «уходят» в домохозяйство, отчаявшись найти работу, меняют статус безработных на статус домохозяек, создавая иллюзию «выхода из ситуации». Большинство безработ­ных мужчин достаточно быстро находят новую работу, а основная масса женщин, вытесненных из общественного производства, те­ряют ее навсегда.

Доля женщин среди безработных, ищущих работу более года, на протяжении последних 10 лет всегда была выше, чем мужчин. В 2001 г., например, у женщин этот показатель составил 40,5%, у мужчин - 33,9%.

Женщин чаще увольняют (в 2001 г. среди безработных женщин уволены 27,1%, среди мужчин - 23%), мужчины чаще уходят по собственному желанию (в 2001 г. среди безработных женщин 22,4% ушли сами, среди мужчин - 29,5%). Среди уволенных по собствен­ному желанию женщин только 39% (и 25% по данным зарегистри­рованной безработицы).

По способам поиска работы безработные мужчины и женщи­ны также отличаются: например, в 2002 г. среди обратившихся в государственную службу занятости женщин - 54%, в коммерче­скую - 43%, к объявлениям - 46%, к друзьям - 45%, к работо­дателям - 42%.

Можно выделить ряд наиболее вероятных причин, влияющих на разрыв уровня безработицы по полу. Причины превышения уров­ня женской безработицы над мужской:

» объективная дискриминация;

Структурный фактор;

Субъективная дискриминация.

Причины превышения уровня мужской безработицы над жен­ской: более высокая конкуренция на «мужских» ра­бочих местах; более активное и рискованное поведение в поиске высоко­оплачиваемой работы.

Женщины чаще заняты на второстепенных работах. Объектив­ная дискриминация женщин со стороны администрации предпри­ятий основана на том, что женщины чаще, чем мужчины, имеют перерывы в работе, связанные с рождением детей, уходом за боль­ными членами семьи и выполнением семейных обязанностей. Та­ким образом, разделение ролей в семье влияет на разделение труда в сфере занятости, на статус женщин и мужчин, на потенци­альную возможность потерять или найти работу.

Независимо от реального количества семейных обязанностей женщины субъективно воспринимаются как нестабильные, неэф­фективные работники. Стереотип женщин как «худших» работни­ков влияет на динамику увольнения женщин, формируя субъек­тивную дискриминацию.

Преобладание женщин среди безработных связано и с отрасле­вой структурой экономики. Часто «женские» рабочие места и про­фессии исчезают в ходе структурной перестройки экономики. На­пример, в России начала 90-х годов среди безработных женщин большинство были инженерами, работницами конструкторских бюро и технических отделов. Размер фонда зарплаты советского предприятия зависел от штата сотрудников, который был раздут за счет введения инженерных должностей, занимаемых в основ­ном женщинами. Реальный уровень их квалификации был доста­точно низок, эти должности и сокращали в первую очередь.

С другой стороны, женщины лучше, чем мужчины, защищены от колебаний экономического цикла, так как существуют «жен­ские» рабочие места, менее подверженные конъюнктурным коле­баниям. В данном случае относительная независимость от эконо­мической нестабильности достигается за счет специфической «дис­криминации» женщин. Так как женщины чаще работают в более трудоемких отраслях, на низкооплачиваемых и малоквалифици­рованных работах, увольнять их работодателю невыгодно. Мужчи­ны также не будут стремиться к получению таких рабочих мест.

— это часть населения, которая предлагает свой труд для производства товаров и услуг.

Экономически активное население (называемое также рабочей силой) включает две категории — занятых и безработных.

К занятым относятся лица обоего пола в возрасте от 16 лет и старше, а также лица младших возрастов, которые в рассматриваемый период:

  • выполняли работу по найму за вознаграждение, деньги или с ними расплачивались в натуральной форме, а также иную работу, приносящую доход;
  • временно отсутствовали на работе по причине: болезни или травмы; выходных дней; ежегодного отпуска; различного рода отпусков как с сохранением содержания, так и без сохранения содержания, отгулов; отпусков по инициативе администрации; забастовки и других причин;
  • выполняли работу без оплаты на семейном предприятии.

При отнесении или неотнесении того или иного лица к числу занятых используется критерий одного часа. В России при обследовании занятости к числу занятых относятся лица, работавшие один час и более в обследуемую неделю. Использование данного критерия связано с тем, что необходимо охватить все виды занятости, которые могут существовать в стране, — от постоянной до краткосрочной, случайной и других видов нерегулярной занятости.

К безработным относятся лица от 16 лет и старше, которые в течение рассматриваемого периода:

  • не имели работы (либо занятия, приносящего доход);
  • искали работу;
  • готовы были приступить к работе.

Данное определение соответствует методологии Международной организации труда (МОТ). При отнесении того или иного лица к категории безработных должны учитываться все три критерия, указанные выше.

— это население, которое не входит в состав рабочей силы. Сюда включаются: учащиеся и студенты; пенсионеры; лица, получающие пенсии по инвалидности; лица, занятые ведением домашнего хозяйства; лица, которые прекратили поиски работы, исчерпав все возможности ее получения, но которые могут и готовы работать; другие лица, которым нет необходимости работать независимо от источника дохода.

Рассмотренные выше категории экономической активности населения не предполагают, что однажды попав в какую-либо группу, человек остается там навсегда. обладает высокодинамичной природой, поэтому следует рассматривать не только численность каждой группы на определенный период времени, но и перемещение (потоки) людей между различными группами. Представленная ниже схема иллюстрирует динамическую модель рынка труда.

Потоки, формирующие рынок труда

На схеме стрелками представлены направления перемещения людей из одной категории в другую. Стрелки, идущие от категории "занятые", показывают уменьшение данной группы за счет того, что люди по каким-либо причинам оставляют свою прежнюю работу, но не могут мгновенно найти другую (стрелка к категории "безработные") или вообще прекращают трудовую деятельность, выходя на пенсию, либо руководствуясь иными причинами (стрелка к категории "экономически неактивное население"). Занятость увеличивается, если часть добровольно неработающего населения устраивается на работу (стрелка от категории "экономически неактивное население"), либо если, часть безработных находит работу (стрелка от категории "безработные"). Часть безработного населения может отчаяться найти работу и выбыть из состава рабочей силы (стрелка от "безработных" к "экономически неактивному населению"), либо наоборот, часть добровольно незанятых решит работать и начнет поиск (стрелка от "экономически неактивного населения" к "безработным").

В краткосрочном периоде, когда предложение капитала фиксировано, объем национального производства напрямую зависит от количества используемого труда. Очевидно, что чем большее количество людей занято в производстве, тем больший объем может быть произведен. Из схемы видно, что в создании национального продукта участвует не все население страны, а лишь некоторая его часть. Возникает вопрос, какое наибольшее число работников может быть использовано в экономике страны, чтобы объем национального производства был максимальным. Данный показатель называют полной занятостью .

Полная занятость — это существующая в течение длительного времени ситуация, при которой рынок труда находится в равновесии. Это означает, что все люди, желающие работать, заняты в производственном процессе и увеличить число работающих ненасильственными методами невозможно. Тем самым можно говорить и о максимальном объеме производства, поскольку все доступные в данный момент экономические ресурсы используются на полную мощность.

В под полной занятостью понималось такое состояние экономики, когда в общественном производстве были задействованы все трудовые ресурсы. В мировой экономической теории и практике полная занятость считается достигнутой тогда, когда все желающие работать имеют работу при сложившемся уровне заработной платы. Полной занятости соответствует определенный уровень «естественной безработицы» — не более 3,5-6,5% от общей численности рабочей силы.

Занятые

К занятым в экономике относятся лица, которые в отчетном периоде выполняли работу по найму за вознаграждение, а также приносящую доход работу не по найму, работу на семейном предприятии без оплаты, занятые в домашнем хозяйстве производством товаров и услуг для реализации, для которых эта работа является основной. Сюда относятся также лица, которые временно отсутствовали на работе по разным причинам (ежегодный отпуск, учебный отпуск, болезнь, выходные и праздничные дни, отпуска без сохранения или с частичным сохранением заработной платы по инициативе администрации и др.).

Коэффициент занятости

Коэффициент занятости показывает соотношение числа занятых человек в экономике к числу экономически активного населения.

Занятые лица включают:
  • наемных работников в трудоспособном возрасте
  • лиц, работающих на себя
  • работников семейных предприятий (включая работу без оплаты)
  • работодателей
  • членов кооперативов
  • колхозников и лиц занятых в домашнем хозяйстве
  • наемных работников пенсионного возраста
  • работающих лиц младше трудоспособного возраста

Безработные

К безработным относятся лица в возрасте экономически активного населения, которые в рассматриваемый период удовлетворяли одновременно трем критериям:
  • не имели работы (другого доходного занятия);
  • занимались поиском работы в любой форме;
  • были готовы приступить к работе.

Пенсионеры, студенты, учащиеся и инвалиды относятся к безработным, если они занимались поиском работы и были готовы приступить к работе. Понятие безработного соответствует стандартам Международной организации труда (МОТ).

Статистика определяет численность безработных по полу, возрасту, семейному положению, в городской и сельской местности, по уровню образования, по наличию опыта трудовой деятельности (имеет опыт трудовой деятельности или не имеет), по причине потери работы (ликвидация предприятия, окончание срока временной или сезонной работы, по собственному желанию, другим причинам).

В общей численности безработных отдельно учитывается численность безработных, зарегистрированных в государственных органах службы занятости по данным Министерства труда и социального развития Российской Федерации. На конец ноября 2000 г. из общей численности безработных только 1037 тыс. чел. (что составляет 14,8%) было зарегистрировано в органах службы занятости. Органы государственной службы занятости ведут статистику обратившихся по вопросу трудоустройства и численности трудоустроенных. Статистика о численности и составе безработных необходима для разработки социальных программ по повышению занятости экономически активного населения, улучшению и стабилизации состояния на российском рынке труда.

Информационной базой для исчисления показателей занятости и безработицы являются текущая (месячная, квартальная, годовая) статистическая отчетность по труду организаций, данные отчетов малых предприятий, материалы выборочных обследований населения по проблемам занятости, отчетность служб занятости о численности и составе безработных и другая информация.

Коэффициент безработицы

Соотношение количества безработных к числу экономически активного населения.

Сумма коэффициента занятости и коээффициента безработицы равна единице.

Показатели состава занятых лиц в экономике

Российская статистика имеет большой опыт изучения состава занятых лиц. В статистических ежегодных сборниках публикуется информация о распределении занятых лиц по различным признакам.

Учет занятых лиц по полу

По состоянию на конец ноября 2000 г. из числа занятых в российской экономике 64686 тыс. чел. мужчины составляли 33375 тыс. чел., или 51,6%. По регионам, отраслям экономики эти показатели существенно различаются.

Распределение занятых лиц по возрасту

Средний возраст занятых лиц на конец ноября 2000 г. составлял 40,6 лет, среди них средний возраст мужчин — 39,2; женщин — 41,8 года. Почти половина всех занятых (48,9%) имеет возраст от 20 до 39 лет включительно; 30,4% имеют возраст от 40 до 49 лет включительно; в возрасте старше 50 лет — 19,1% (от 64686 тыс. занятых лиц).

Распределение занятых по образованию

высшее профессиональное — 21,7%; неполное высшее профессиональное — 4,5; среднее профессиональное — 28,7; начальное профессиональное — 11,0; среднее (полное) общее — 23,5; среднее общее и начальное — 10,7%.

Систематически статистические органы изучают распределение занятых по отраслям экономики : по каждой отрасли экономики определяют число занятых и удельный вес в общей численности занятых. Из общей среднегодовой численности занятых лиц в 2000 г. (64600 тыс. чел.) было занято: в — 22,7%; в сельском хозяйстве — 13,0; в строительстве — 7,9; в оптовой и розничной торговле и общественном питании — 14,6%. За годы рыночной экономики произошли значительные изменения в распределении занятых по отраслям на российском рынке труда. Снизился удельный вес занятых в промышленности (29,6% в 1992 г.), а также занятых в строительстве (11,0% в 1992 г.). Увеличился удельный вес занятых лиц в торговле и общественном питании (7,9% в 1992 г.), в управлении (с 1,9 до 4,5%).

Статистика изучает распределение занятых лиц по формам собственности . За период с 1992 по 2000 г. на российском произошло существенное перераспределение занятых лиц по формам собственности. Удельный вес занятых лиц в организациях государственной и муниципальной собственности снизился с 68,9 до 38,1%, а доля занятых на предприятиях частной формы собственности возросла с 19,5 до 45,0%, смешанная российская собственность возросла с 10,5 до 14,1%, собственность общественных и религиозных организаций не изменилась и осталась на уровне 0,8%, иностранная, совместная российская и иностранная увеличилась с 0,3 до 2,0%, но составляет очень незначительную долю.

Группы занятий

В зависимости от вида выполняемой работы или занятия работника, его квалификации и в соответствии с Общероссийским классификатором занятий (ОКЗ) занятые лица распределяются по следующим основным группам занятий :

  • руководители (представители) органов власти и управления, включая руководителей организаций, учреждений и предприятий;
  • специалисты высшего уровня в области различных наук (естественных, инженерных, биологических, сельскохозяйственных и др.);
  • специалисты среднего уровня квалификации по различным видам деятельности (в сфере образования, здравоохранения, в области финансово-экономической, административной и социальной деятельности и др.);
  • служащие, занятые подготовкой информации, оформлением документации и учетом;
  • служащие сферы обслуживания;
  • рабочие жилищно-коммунального хозяйства;
  • квалифицированные работники сельскохозяйственного производства, лесного, охотничьего хозяйства, рыбоводства и рыболовства, производящие продукцию для личного потребления;
  • рабочие металлорежущей и машиностроительной промышленности;
  • профессии рабочих транспорта и связи;
  • неквалифицированные рабочие, занятые в промышленности, строительстве, на транспорте, в связи, геологии и разведке недр.

Приведенный неполный перечень групп и подгрупп занятий дает представление о важности такого изучения занятых лиц. Общероссийский классификатор занятий разработан на базе Международной стандартной классификации занятий (МСКЗ), что позволяет использовать информацию о распределении по занятиям для международных сравнений по вопросам занятости экономически активного населения.

По статусу занятости

По статусу занятости все занятое население распределяется на две группы: работающие по найму и работающие не по найму.

Работающие по найму (наемные работники) — это лица, деятельность которых осуществляется под непосредственным контролем работодателя (или уполномоченных работодателем лиц). Об условиях труда и его оплаты они заключают трудовой договор (контракт) с руководителем организации любой формы собственности или отдельным лицом.

Работающие не по найму — это лица, занятые на собственных предприятиях. Они отвечают за состояние дел на предприятии. Их вознаграждение зависит от финансовых результатов деятельности.

В составе работающих не по найму следующие группы:
  • работодатели (нанимают работников самостоятельно или с деловыми партнерами, это может быть юридическое лицо или предприниматель без образования юридического лица, но использующий труд наемных работников);
  • самостоятельно занятые (работают самостоятельно без привлечения наемных работников на постоянной основе);
  • члены производственных кооперативов (каждый член кооператива на равных правах участвует в решении производственных и управленческих вопросов);
  • неоплачиваемые семейные работники (деятельность этих лиц возглавляет живущий в этом домашнем хозяйстве родственник, степень их участия в предпринимательской деятельности различна по времени, участию в решении различных вопросов).

Рисунок 3. Уровень безработицы по полу и возрастным группам (октябрь 2008, %)

Таким образом, по составу безработных можно судить о продвинутости того или иного региона по остроте безработицы. В тех регионах, где преобладают ”высокообразованные женщины предпенсионного возраста”, можно говорить лишь о начальной стадии безработицы. Уровень безработицы и напряженность на рынке труда в таких регионах, как правило, невелики (например, в Москве), хотя расти они могут высокими темпами (например, в Татарстане). В тех регионах, где среди безработных преобладает молодежь, мужчины, лица с низким уровнем образования, проблема безработицы очень остра, но численность безработных зачастую растет медленнее, чем в среднем по стране.

В общем случае все регионы Российской Федерации по остроте зарегистрированной безработицы можно разделить на несколько групп.

Первая группа - регионы с очень высокой безработицей. Это Ингушетия, Северная Осетия, Карачаево-Черкесия, Хабаровский край, Амурская область, Камчатская область вместе с Корякским АО, Чеченская республика. Эти регионы отличаются высоким уровнем безработицы, высокими темпами его роста (в 2 раза выше среднероссийских), большой напряженностью на рынке труда. При этом самая высокая безработица - в Ингушетии и Северной Осетии и связана она в первую очередь с очень большой концентрацией беженцев и вынужденных мигрантов (более 12% - максимальный показатель по России).

Вторая группа - регионы с высоким уровнем безработицы и большой напряженностью на рынке труда (показатели превышают среднероссийские). Но темпы роста безработицы здесь средние или ниже средних. В основном это регионы северной половины европейской части страны. Лидируют здесь Владимирская и Ивановская области, где доля находящихся в административных отпусках и не полностью использовавших рабочее время превышает 20 и 15% соответственно.

Третья группа - уровень безработицы и напряженность на рынке труда ниже среднероссийских, но темпы роста уровня безработицы выше среднероссийских. Фактически по остроте безработицы эта группа средняя. Сюда относятся Костромская, Липецкая, Тверская и Тюменская области.

Четвертая группа - регионы с наименее острой безработицей в стране. В них уровень безработицы ниже среднего, низка напряженность на рынке труда, темпы роста безработицы ниже среднероссийских. В данной группе много северных регионов с добывающей промышленностью: Ханты-Мансийский АО, Ямало-Ненецкий АО, Якутия, Магаданская область, Чукотский АО. За последние годы здесь или объемы производства сократились незначительно по сравнению со среднероссийской ситуацией (округа Тюменской области, Якутия), или численность населения резко сократилась из-за миграционного оттока (Магаданская область, Чукотка). Интересно, что в группу попадают Москва и Санкт-Петербург, а также Калининградская область. Связано это с массовым созданием здесь новых рабочих мест в рыночных отраслях (торговля, банковская деятельность, посредническая деятельность). В итоге для покрытия дефицита работников в непрестижных отраслях (транспорт, строительство, коммунальное хозяйство) в Москве, отличающейся наибольшим дефицитом работающих, пришлось использовать временных работников с Украины, Белоруссии, Закавказья.

Таким образом, наибольшие показатели уровня безработицы фиксируются в регионах с высоким естественным приростом населения, наименьшие - на территориях нового освоения. Как правило, безработица выше там, где преобладают предприятия ВПК, лёгкой промышленности, машиностроения; в регионах с развитой добывающей промышленностью (кроме угольной) и устойчивым АПК ситуация более благоприятная.

Диагностика организационных, экономических и финансовых параметров деятельности ОАО Фортум
История создания ОАО "Фортум" отражает историю реформирования российской электроэнергетики. ОАО "ТГК-10" (бывшее название компании) являлось одной из четырнадцати территориальн...

Дискуссии о путях развития индустрии в период НЭПа
Дискуссия - спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати, в беседе. Важной характеристикой дискуссии, отличающей ее от других видов спора, является аргументированность. Индус...


Безработица по полу и месту проживания. По сравнению с ноябрем 2008г. численность безработных мужчин увеличилась на 36,3%, безработных женщин - на 32,1%. Среди безработных по методологии МОТ доля женщин в феврале 2009г. составила 44,4%.Доля городских жителей среди безработных, по методологии МОТ, в феврале 2009г. составила 66,2% и увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 3,7 процентного пункта.

Безработица городского и сельского населения характеризуется превышением уровня безработицы среди сельских жителей по сравнению с уровнем безработицы среди городских жителей. В феврале 2009г. это превышение составляло 1,5 раза. Вместе с тем, размеры увеличения численности безработных среди городского населения были более значительными, чем среди сельского населения. В феврале 2009г. численность городских жителей, классифицируемых, в соответствии с критериями МОТ, как безработные, увеличилась по сравнению с ноябрем 2008г. на 42,2%, сельских жителей - на 21,3%.

Численность безработных и уровень безработицы
по полу и месту проживания

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское
население

Тыс.человек

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

В процентах

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

Уровень безработицы (безработные к численности экономически активного населения)

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

Возрастной состав безработных. Средний возраст безработных в феврале 2009г. составил 35,2 года (в ноябре 2008г. - 34,9 года), в том числе безработных мужчин - 34,8 года, безработных женщин - 35,6 года.

Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 27,4%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,7%. По сравнению с ноябрем 2008г. в составе безработных увеличилась доля лиц в возрасте 20-24 года (на 0,7 процентного пункта), в возрасте 25-29 лет (на 2,6 процентного пункта), 45-49 лет (на 1,4 процентного пункта).

Самый высокий уровень безработицы отмечается в возрастной группе 15-19 лет (32,1%), а также 20-24 года (18,0%). В среднем среди молодежи в возрасте 15-24 года уровень безработицы в феврале 2009г. составил 20%, в том числе среди городского населения - 18,2%, среди сельского населения - 24,4%. Коэффициент превышения уровня безработицы среди молодежи в среднем по возрастной группе 15-24 года по сравнению с уровнем безработицы взрослого населения в возрасте 30-49 лет составляет 2,6 раза, в том числе среди городского населения - 2,7 раза, сельского населения -
2,2 раза.

Продолжительность поиска работы. Около 36,4% безработных - лица, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев. Один год и более ищут работу 27,5% безработных. По сравнению с ноябрем 2008г. доля краткосрочной безработицы (менее 3 месяцев) увеличилась на 3,4 процентного пункта, доля застойной безработицы (12 месяцев и более) сократилась на 5,8 процентного пункта.

Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских и в феврале 2009г. составила, соответственно, 37,5% и 22,4%.По сравнению с ноябрем 2008г. доля застойной безработицы снизилась среди сельских жителей на 4 процентных пункта, среди безработных городских жителей - на 6 процентных пунктов.

Среднее время поиска работы безработными в феврале 2009г. составило 6,9 месяца. У женщин оно составило 7,3 месяца, у мужчин - 6,5 месяца.Среди городского населения средняя продолжительность безработицы уменьшилась по сравнению с ноябрем 2008г. с 7,0 до 6,2 месяца, среди сельского - уменьшилась с 8,8 до 8,2 месяца.

Наличие опыта работы. Около 23,3% безработных - это лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В феврале 2009г. их численность составила 1,7 млн. человек. Данная группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (на 19,5% - за счет молодежи до 20 лет, на 48,8% - от 20 до 24 лет, на 17% - 25-29 лет). По сравнению с ноябрем 2008г. доля безработных, не имеющих опыта трудовой деятельности, сократилась на 3,7 процентного пункта.

В феврале 2009г. среди безработных в 1,9 раза по сравнению с февралем 2008г. и ноябрем 2008г. увеличилась доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников.

Структура безработных по наличию опыта работы
и обстоятельствам незанятости

Безработные

Имеют
опыт
работы

Из них оставили
прежнее место работы в связи с

Не имеют опыта
работы

высвобождением, сокращением штатов, ликвидацией организации, собственного дела

увольнением по собственному желанию

Тыс.человек

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

В процентах

Февраль 2008г.

Ноябрь 2008г.

Февраль 2009г.

Безработица по субъектам Российской Федерации. Самый низкий уровень безработицы, по методологии МОТ, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий - в Южном федеральном округе.

2.2 Измерение безработицы

Разрыв между показателями общей и регистрируемой безработицы может иметь чисто статистическую природу. Чтобы проверить, насколько оправданно такое предположение, необходимо четко представлять, как они конструируются и измеряются.

Эксперты Международной организации труда (МОТ) выделяют четыре альтернативные подхода к измерению масштабов и уровня безработицы, встречающиеся в статистической практике различных стран: 11

(1) по результатам переписей населения или регулярных выборочных обследований рабочей силы;

(2) на основе официальных оценок, которые рассчитываются органами государственной статистики путем комбинирования данных из различных доступных источников;

(3) по регистрациям в службах занятости;

(4) по численности лиц, получающих страховые выплаты по безработице.

Российские официальные публикации содержат оценки всех четырех типов. Они отражают различные аспекты функционирования рынка труда и до известной степени дополняют друг друга. Однако базовыми можно считать два способа измерения безработицы - первый, при котором статус безработного определяется на основе выборочных обследований рабочей силы исходя из критериев Международной организации труда (в соответствии со сложившейся практикой мы будем говорить в таких случаях о "методологии МОТ"), и третий, при котором человек признается безработным по решению органов государственной службы занятости. Соответственно рассчитываются два взаимодополняющих показателя - общей (или "мотовской") и регистрируемой безработицы. 12

При межстрановых сопоставлениях предпочтение принято отдавать показателям, базирующимся на результатах обследований рабочей силы, поскольку они строятся по единой методологии и в большей мере свободны от искажающего влияния административной практики учета безработных. В странах с большой территориальной протяженностью и сложным государственным устройством (таких как Россия) они обеспечивают получение сопоставимых данных по региональным рынкам труда, тогда как регистрируемая безработица может сильно колебаться в зависимости от политики местных властей и объема имеющихся у них финансовых ресурсов.

В России методы оценки общей безработицы разрабатываются по линии Государственного комитета по статистике Российской Федерации, регистрируемой безработицы - по линии Министерства труда и социального развития Российской Федерации. В дореформенный период статистическая информация о масштабах общей безработицы, ее структуре и продолжительности отсутствовала. Регулярные обследования населения по проблемам занятости были внедрены лишь с осени 1992 года. Что касается статистики регистрируемой безработицы, то и ее "возраст" не намного больше: соответствующие данные стали доступны с середины 1991 года после принятия Закона "О занятости населения в Российской Федерации" и учреждения Государственной службы занятости.

В целом уровень безработицы складывается из комплекса решений, которые принимаются и теми, кто предлагает свой труд, и теми, кто предъявляет спрос на него. Очевидно, что все они учитывают и возможные выгоды, и ожидаемые издержки в результате принятия тех или иных решений. Темпы роста и уровня безработицы отражают не только растущую нехватку рабочих мест, но и изменения в оценке ожидаемых выгод и издержек, с которыми связаны поиски работы. Как издержки согласия на работу, так и издержки отказа от нее для разных людей весьма различны в зависимости от таких факторов, как пол, возраст, стаж, квалификация, принадлежность к тем или иным профессионально-должностным группам, источники дохода, не связанные с основной работой. Вместе с тем, растет численность незарегистрированных безработных, которые не считают необходимым обращаться в службу занятости и подчас находят альтернативные источники существования. Это свидетельствует о росте видов деятельности, не учитываемых государственной статистикой, и требует усиления контроля со стороны органов управления.

Характеристики и поведение зарегистрированных и незарегистрированных безработных, как показал анализ, во многом сходны, но есть и различия. Те и другие близки по возрастным категориям, (средний возраст 30 - 39 лет), семейному положению. Мало чем отличаются они и по продолжительности занятости и длительности поиска работы, по отраслевой принадлежности и профессионально-должностным группам, по обстоятельствам незанятости. 13

Всего

Мужчины

Женщины

Городское население

Сельское население

Сентябрь

Июль

Подходящей считается такая работа, в том числе временного характера, которая соответствует:

Профессиональной пригодности работника с учетом уровня его профессиональной подготовки (определяется уровнем профессионального образования, подтвержденным соответствующим дипломом, свидетельством или приказом предприятия, продолжительностью работы по данной специальности и уровнем квалификации (разряд, класс, категория));

Условиям последнего места работы (за исключением оплачиваемых общественных работ), (т.е. оплате и охране труда);

Состоянию здоровья;

Транспортной доступности рабочего места.

Она связана с переменой места жительства без согласия гражданина;

Условия труда не соответствуют правилам и нормам по охране труда;

Предлагаемый заработок ниже среднего заработка гражданина, исчисленного за последние три месяца по последнему месту работы. Данное положение не распространяется на граждан, среднемесячный заработок которых превышал величину прожиточного минимума трудоспособного населения (далее - прожиточный минимум), исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

Предлагаемый заработок ниже величины прожиточного минимума, исчисленного в субъекте Российской Федерации в установленном порядке.

3.3Федеральная государственная служба занятости населения (фгсзн) и центры занятости, их цели, задачи и функции

Государственная служба занятости (ГСЗ) является единой системой органов и учреждений, деятельность которой направлена на обеспечение контроля и надзора в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, оказание государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования трудовых споров.

Государственная служба занятости населения включает:

1) федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору в сфере труда, занятости и альтернативной гражданской службы, по оказанию государственных услуг в сфере содействия занятости населения и защиты от безработицы, трудовой миграции и урегулирования коллективных трудовых споров;

2) органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие переданные в соответствии с пунктом 1 статьи 7.1 Федерального закона "О занятости населения в Российской Федерации" полномочия;

3) государственные учреждения службы занятости населения.

Функции ГСЗ:

Анализ и прогнозирование спроса и предложения на рабочую силу, информирование населения и работодателей о состоянии рынка труда;

Разработка и реализация федеральной, территориальных (краевых, областных, районных, городских) и других целевых программ содействия занятости граждан, находящихся под риском увольнения, а также граждан, особо нуждающихся в социальной защите и испытывающих трудности в поиске работы;

Участие в подготовке и реализации программ занятости, участие в решении проблем международного сотрудничества по вопросам занятости;

Учет свободных рабочих мест и граждан, обращающихся по вопросам трудоустройства

Оказание помощи трудящимся в подборе подходящей работы, а работодателям – в подборе необходимых работников;

Организация мероприятий активной политики занятости, при необходимости профессиональной ориентации, профессиональной подготовки, переподготовки и повышения квалификации безработных граждан;

Осуществление социальных выплат в виде пособия по безработице, стипендии в период обучения по направлению органов службы занятости, оказазание материальной и иной помощи безработным гражданам и членам семей безработных, находящимся на их содержании. Услуги, связанные с содействием занятости граждан, предоставляются органами службы занятости бесплатно.

Организация общественных работ.

Работу ГСЗ возглавляет федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере труда. В 2006 г. СЗ имела 2127 по-современному оснащенных центров занятости, имеющих возможность выхода в Интернет.

Государство на рынке труда может осуществлять активную и пассивную политику.

Активная политика занятости (активная политика на рынке труда) - это:

    совокупность правовых, организационных и экономических мер, проводимых государством с целью снижения уровня безработицы;

    мероприятия, связанные с предупреждением и профилактикой увольнений работников для сохранения рабочих мест;

    обучение, переподготовка и повышение квалификации лиц, ищущих работу;

    активный поиск и подбор рабочих мест;

    финансирование создания новых рабочих мест;

    организация новых рабочих мест через систему общественных работ.

В рамках такой политики осуществляются мероприятия, направленные на предотвращение увольнений работников, субсидирование создания новых рабочих мест и др.

Пассивная политика занятости (пассивная политика на рынке труда) обеспечивает в основном сглаживание негативных последствий безработицы: выплату гарантированного государством пособия по безработице, а по истечении срока его выплаты - социального пособия, а также выплату доплат на иждивенцев и другие меры помощи. Пассивная политика предусматривает предоставление услуг по подбору рабочего места через государственную службу занятости. Часто применяют термин - умеренно пассивная политика, которая также предусматривает материальную поддержку безработных, но более разнообразные, чем в первом варианте, услуги по подбору рабочих мест.

Внешне оба этих варианта экономичны с точки зрения текущих государственных расходов. Однако тактика пассивного ожидания экономического подъема может оправдать себя только при высокой гибкости рынка труда и рабочей силы в целом, позитивных экономических перспективах, при которых высока возможность самостоятельного трудоустройства. В противном случае сдерживающие регуляторы пассивной политики на рынке труда окажутся слабыми и могут только ухудшить реальную ситуацию.

Проведение активной государственной политики занятости населения осуществляется путем разработки и реализации федеральной и региональной программ занятости, которые формируются исходя из ситуации на рынке труда и прогноза его развития.

На разработку и реализацию активной политики на рынке труда влияет множество факторов и условий:

Международные трудовые нормы, устанавливающие основные права: свободно избранная занятость, равенство возможностей и обращения, свобода объединения и пр,;

Сложившийся тип социально-трудовых отношений (в России это трипартизм), поскольку широко признается тот факт, что любая политика, в том числе и активная политика на рынке труда, имеет больше шансов на успех, если ей обеспечены признание и поддержка предпринимателей, трудящихся и других заинтересованных социальных групп;

Разнообразие условий, характерных для рынков труда различных стран и отдельных регионов внутри страны.

    ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬ И ЭФФЕКТИВНОСТЬ ТРУДА

Производительность труда характеризует эффективность труда в материальном производстве. Это не только один из важнейших показателей эффективности производства, но и показатель, имеющий большое экономическое и социальное значение на макроуровне. Граждане той страны, где достигнута наивысшая производительность труда, должны иметь и самый высокий уровень жизни.