Графический метод. Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами

Методология экономической теории – наука о методах изучения хозяйственной жизни, экономических явлений. Она предполагает наличие общего подхода к изучению экономических явлений, единое понимание действительности, единую философскую основу. Методология призвана помочь решить главный вопрос: с помощью каких научных способов, приемов познания действительности экономическая теория добивается истинного освещения функционирования и дальнейшего развития той или иной экономической системы.

В методологии экономической теории можно выделить четыре главных подхода:

1) субъективистский (с позиций субъективного идеализма);

2) неопозитивистско-эмпирический (с позиций неопозитивистского эмпиризма и скептицизма);

3) рационалистический;

4) диалектико-материалистический.

При субъективистском подходе в качестве исходного пункта анализа экономических явлений берется хозяйствующий субъект, воздействующий на окружающий мир, причем суверенное «я» относительно независимо, отсюда все равны. Объектом экономического анализа является поведение субъекта экономики («гомоэкономикса»), и поэтому экономическая теория рассматривается как наука о человеческой деятельности, определяемой границами потребностей. Главная категория при таком подходе – потребность, полезность. Экономика становится теорией выбора, осуществляемого хозяйствующим субъектом из различных вариантов.

Неопозитивистско-эмпирический подход основан на более тщательном изучении явлений и их оценке. Во главу ставится технический аппарат исследования, который из инструмента превращается в предмет познания (математический аппарат, эконометрика, кибернетика и т.д.), а результатом исследования выступают различного рода эмпирические модели, которые здесь являются главными категориями. Этот подход предполагает деление на микроэкономику – экономические проблемы на уровне фирмы и отрасли и макроэкономику – экономические проблемы в масштабе общества.

Рационалистический подход ставит целью открытие «естественных» или рациональных законов цивилизации. Это требует исследования экономической системы в целом, экономических законов, регулирующих данную систему, изучения экономической «анатомии» общества. Экономические таблицы Ф. Кенэ – вершина такого подхода.

Целью экономической деятельности человека является стремление получить пользу, а целью экономической теории – не изучение человеческого поведения, а изучение законов, регулирующих производство и распределение общественного продукта (Д. Рикардо). Такой подход признает деление общества на классы, в отличие от субъективистского, представляющего общество как совокупность равных субъектов. Главное внимание при таком подходе уделяется стоимости, цене, экономическим законам.

Диалектико-материалистический подход считается единственно правильным в решении научных проблем на основе не эмпирического позитивизма (опыта), а объективного анализа, характеризующего внутренние связи явлений, существующих в реальности. Экономические процессы и явления постоянно возникают, развиваются и уничтожаются, т.е. находятся в постоянном движении, и в этом заключается их диалектика.

Методологию нельзя смешивать с методами – инструментами, совокупностью приемов исследования в науке и их воспроизведением в системе экономических категорий и законов.

Экономическая теория использует широкий спектр методов научного познания.

1. Формальная логика – это изучение мысли со стороны ее структуры, формы. Основателем формальной логики считается Аристотель, открывший своеобразную форму умозаключения (силлогизм) и сформулировавший основные законы логики.

Формальная логика разработала обширный набор методов и приемов познания:

1. Анализ и синтез. Анализ – это мысленное расчленение изучаемого явления на составные части и исследование каждой из этих частей. Путем синтеза экономическая теория воссоздает единую целостную картину.

2. Метод индукции и дедукции. Метод индукции – метод умозаключений, основанный на обобщении фактов. Посредством индукции (наведения) обеспечивается переход от изучения единичных фактов к общим положениям и выводам.

Метод дедукции – метод рассуждений, с помощью которого гипотеза проверяется реальными фактами. Дедукция (выведение) делает возможным переход от наиболее общих выводов к относительно частным.

Анализ и синтез, индукция и дедукция применяются в экономической теории в единстве.

3. Сравнение – метод, определяющий сходство или различие явлений и процессов.

4. Аналогия – метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное.

5. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предположения о возможных причинах или связях явлений и процессов.

6. Доказательство – обоснование истинности одной мысли с помощью других.

7. Законы формальной логики (закон тождества, закон противоречия, закон исключенного третьего, закон достаточного основания).

2. Диалектический метод. Диалектика – это наука о наиболее общих законах развития природы, общества и человеческого мышления. Впервые диалектический метод был успешно применен в рамках политической экономии К. Марксом.

Методы диалектической логики:

1. Восхождение от абстрактного к конкретному. Метод абстракции (от лат. abstractio - отвлечение) широко применяется в экономике. Исследователь отвлекается от второстепенных сторон явлений, чтобы выявить то, что в них существенно и постоянно повторяется. Так возникают такие общие понятия, как производство вообще, потребности, распределение, обмен и др. При помощи абстрактного мышления шаг за шагом происходит раскрытие сущности экономических явлений, что требует формирования определенных логических понятий, более или менее полно отражающих реальную экономическую действительность в ее развитии.

Логические понятия, отражающие наиболее общие и существенные стороны экономической жизни общества, называются экономическими категориями. Такими категориями являются, например, спрос, предложение, кредит, собственность, рынок, заработная плата, прибыль и многие другие.

2. Единство исторического и логического. Исторический и логическийметоды рассматриваются в единстве, поскольку исторически исходный пункт исследования совпадает с исходным пунктом логического исследования. Используя исторический метод, экономическая теория исследует хозяйственные процессы и явления в той последовательности, в которой они в самой жизни возникали, развивались и сменялись одни другими. Такой подход позволяет конкретно и наглядно представить все особенности различных экономических систем. Но он имеет недостаток, который сводится к тому, что обилие описательного материала и частных исторических подробностей может затруднить серьезное теоретическое изучение хозяйства.

Исторический метод показывает, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному. Применительно к предмету экономической теории это означает, что во всей совокупности экономических явлений и процессов необходимо выделить в первую очередь наиболее простые явления, возникающие раньше других и являющиеся основой для их возникновения. Например, при анализе рынка таким экономическим явлением является обмен товаров.

3. Системный метод исследования появился в ХХ веке. К системным методам относятся:

1. Математические и статистические приемы и средства исследования. Экономическим процессам и явлениям присущи качественная и количественная определенность, поэтому экономическая теория широко использует данные методы, которые позволяют выявить количественную сторону процессов и явлений хозяйственной жизни, их переход в новое качество. При этом широко применяется вычислительная техника, в том числе ЭВМ. Особую роль здесь играет метод экономико-математического моделирования . Данный метод, являясь одним из системных методов исследования, позволяет в формализованной форме определить причины изменений экономических явлений, их закономерности, последствия возможности и издержки влияния на ход изменений а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого метода создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Экономическая модель представляет собой упрощенное описание действительности, свободное от всех тех элементов, которые в рамках данного исследования представляются исследователю несущественными. В экономической модели чрезвычайно важны предпосылки, на которых она основывается. Именно предпосылки экономической модели оговаривают степень ее абстрактности, т.е. оторванности от реального объекта моделирования.

Экономическая модель строится на базе информации о ходе экономических процессов. Устанавливая причинно-следственные связи, модель, позволяет объяснить наблюдаемый результат. Результатом построения модели является прогноз поведения экономических переменных, и соответствие этого прогноза истинному развитию событий является свидетельством правильности построенной модели. Модель должна быть сформулирована таким образом, чтобы ее возможно было использовать для предсказания того, к чему могло бы привести изменение параметров модели (к примеру, модель должна давать ответ об изменении цены, вызванном применением различных ставок налогов, являющихся параметрами этой модели).

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Функции – это переменные величины, зависящие от других переменных величин.

Применительно к экономике, например, можно отметить функциональную связь между ценой и спросом. Спрос зависит от цены. Если повышается цена на товар, то величина спроса при прочих равных условиях на него уменьшается. При этом цена является независимой переменной, или аргументом, а спрос – зависимой переменной, или функцией. Таким образом, спрос есть функция цены. Но спрос и цена могут меняться местами. Чем выше спрос, тем выше при прочих равных условиях цена. Следовательно, цена может быть функцией спроса.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в.

Большинство моделей, принципов экономической теории могут быть выражены графически, в виде математических уравнений, поэтому при изучении теории экономики важно знать математику и уметь составлять графики.

2. Экономический эксперимент . При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

ВВЕДЕНИЕ

Несмотря на общий для всех рыночных экономик механизм функционирования, основанный на доминировании частной собственности, соотношении спроса и предложения и действии сил конкуренции, экономическое и социальное развитие любой страны во многом определяется набором характерных черт, формирующих специфику той или иной рыночной модели. Это и соотношение рынка с государственным регулированием, и состояние предпринимательского климата в стране, и господствующий характер отношения граждан к труду, и многие другие факторы, связанные с историей и традициями государства. Опыт показывает, что в совокупности эти факторы могут играть едва ли не более существенную роль, чем базисные принципы рыночной экономики. В таком контексте и предстоит рассмотреть основные черты современной социально-экономической модели США. Во многом именно она предопределяет высокий уровень жизни и экономического развития этой страны, а также лидирующие позиции Соединенных Штатов в мировой экономике.

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МОДЕЛИ КАК ФОРМАЛИЗОВАННОЕ ОПИСАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ И ПОЛИТИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ

американская модель экономика

Современные модели социально-экономических процессов в разных странах формировались под влиянием соответствующих объективных и субъективных факторов развития общества, в том числе под влиянием рассмотренных теоретических концепций. В каждой стране реализовались те или иные из этих концепций, нередко в определенном сочетании. Это нашло воплощение прежде всего в моделях развития их экономики и в немалой степени определило их специфику.

Экономическая модель-- это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами. Отображение экономического явления в определенной экономической модели основывается на сравнительном анализе, который заключается в фиксации исследуемого явления и рассмотрении специфики его развития в рамках мирового хозяйства.

Основу любой современной государственной политики той или иной страны составляет не вообще рыночная экономика, а ее национальная модель. В социально-экономическом исследовании понятие «национальная экономика» подразумевает:

  • * пространственно определенную и национально специфическую организацию экономической жизни;
  • * экономический потенциал страны;
  • * национальный рынок, место страны в мировой экономике;
  • * специфику форм проявления универсальных экономических причинно-следственных связей (рост производительности и снижение трудоемкости изделий);
  • * повышение доли сбережений по мере роста доходов;
  • * воздействие экспорта и импорта на экономический рост;
  • * степень государственного вмешательства в экономику (от почти свободного рыночного хозяйства до его полного огосударствления);
  • * создание национального экономического порядка;
  • * традиции и национальную психологию, объясняющие поведенческие реакции членов общества.

Перечисленные элементы необходимы для возведения экономической модели той или иной страны. Многие исследователи полагают, что определяющим фактором экономической модели является менталитет. Действительно, экономическая наука имеет дело с социумом, который имеет исторические традиции, национальный характер и менталитет, политические пристрастия и приспосабливает к этим признакам инструментарий экономической политики. Сформировавшиеся под воздействием этих факторов системы настолько различны, что порой трудно выделить их экономическую общность.

Методы экономической теории

Экономическая теория, как и любая другая наука, использует широкий спектр методов научного познания. Слово «метод» происходит от греческого «methodos», что буквально означает «путь к чему-либо». Поэтому метод -в самом широком смысле слова - можно определить как деятельность, направленную на достижение какой-либо цели.

Одним из методов является формальная логика. Это изучение предмета со стороны его структуры, формы. Основными приемами познания в формальной логике являются: анализ и синтез, индукция и дедукция, аналогия, гипотеза.

Анализ-это метод познания, состоящий в расчленении целого на составные части и исследовании каждой части в отдельности.

Это дает возможность выделить свойства, образующие содержание отдельных категорий, их сущностную основу, форму проявления.

Синтез - метод, состоящий в соединении отдельных частей в единое целое. Посредством синтеза воссоздается единая целостная картина общего экономического процесса, в котором прослеживается взаимодействие его составных частей, связей и отношений между ними.

Индукция как логическое умозаключение позволяет обеспечить переход от изучения единичных, частных, отдельных фактов к обобщениям, к получению общих положений и выводов.

Дедукция – метод, основанный на умозаключениях, позволяющих сделать переход в научном познании от общих выводов к частным и конкретным явлениям в экономической жизни общества.

Аналогия – это метод познания, основанный на переносе одного или ряда свойств с известного явления на неизвестное. Многие открытия в экономической теории были сделаны по аналогии. Например, А. Курно, изучая механическое равновесие, пришел к идее экономического равновесия.

Постановка проблемы в форме парадокса способствует рождению гипотезы. Гипотеза – это метод познания, заключающийся в выдвижении научно обоснованного предложения о возможных причинах или связях явлений и процессов. Гипотеза возникает тогда, когда появляются новые факторы, противоречащие старой теории.

Качественно новый этап в развитии методологии экономической теории связан с применением диалектического метода исследования. Диалектический метод, во-первых, исходит из того, что в природе и обществе все явления и отношения не выступают раз и навсегда данными, вечно и неизменно существующими. Они находятся в процессе развития и изменения. Применительно к экономической теории это означает, что следует рассматривать экономические категории и законы, процессы и явления не как застывшие, неподвижные, вечные, а как изменяющиеся и развивающиеся. Необходимо постоянно выяснять, как, почему и в силу каких причин возникают, развиваются и исчезают экономические явления.

Во-вторых, в его основе лежит утверждение, что в природе и обществе развитие идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Сложное отношение может появиться лишь после того, как развилось предшествующее ему простое. Переход от простого к сложному, сопровождается приобретением новых качеств и в то же время сложное отношение, являясь качественно новым, содержит черты, присущие предшествующему простому отношению.

В-третьих, диалектический метод исходит из того, что движущей силой развития является единство и борьба противоположностей, внутренние противоречия того или иного явления. В экономической теории движущими силами экономического прогресса считаются противоречия между производством и потреблением, различными видами интересов и т.д.

Наиболее широкое распространение в рамках диалектического подхода получили метод восхождения от абстрактного к конкретному и принцип исторического и логического.

Научное абстрагирование означает очищение исследуемого объекта от случайного, временного, единичного и выделении в нем прочного, устойчивого, типичного. Благодаря применению метода абстракции удается улавливать сущность явлений, от сущности одного порядка переходить к сущности более глубокого уровня, формулировать категории и законы науки, выражающие эти сущности. На этом процесс познания не завершается. То, от чего на первом этапе необходимо было отвлечься во имя выяснения более глубоких сущностных отношений, теперь, наоборот, должно быть принято во внимание и шаг за шагом – от общих основ до конкретных форм взаимосвязей и проявлений – объяснено. Но теперь конкретное предстает уже иным: не случайным нагромождением явлений, а целостной, внутренне связанной картиной общественной жизни.

Метод единства исторического и логического. Исторический метод ведет изучение реальных экономических отношений в той последовательности, в какой они возникали и развивались. Логическое исследование системы экономических отношений отражает реальный процесс их исторического развития. Но логическое исследование не просто копирует историю. История имеет массу случайностей, которые могут увести от главного или же привести к поверхностному описанию явлений. Поэтому чисто исторический процесс должен быть очищен от всего случайного и несущественного. Логический метод предполагает рассмотрение исторически-определенной системы экономических отношений в ее зрелом, развитом состоянии. Это дает возможность всесторонне глубоко раскрыть сущность всех ее элементов.

Каждое экономическое явление имеет качественную и количественную стороны, находящиеся в тесной связи и взаимозависимости. Качественная сторона выражает сущность явления. Она выступает ведущей, определяющей количественные величины, меру данного отношения. Количественный анализ предполагает широкое использование в экономической теории статистических данных, методов математики, экономико-математического моделирования и вычислительной техники.

Привлечение математики к экономическим исследованиям играет важную роль в изучении количественных связей в экономике, определении темпов роста отдельных экономических звеньев, установлении оптимальных пропорций, прогнозировании структурных сдвигов в производстве, распределении и использовании валового внутреннего продукта и т.д.

Однако математический и статистический анализ только тогда вскрывает реальные отношения, когда он тесно связан с качественным содержанием анализируемого предмета.

Экономические явления исследуются системно. Системный подход предполагает трактовку экономического объекта как системы и в то же время как элемента еще более сложной системы. Экономические явления исследуются по составу и структуре, в определенной последовательности, с выделением причины и следствия, корреляционной зависимости.



Появление системных методов исследования сопровождалось бурным развитием экономико-математического моделирования.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

Неотъемлемым звеном метода экономической теории выступает принцип единства теории и практики. Общественная практика, являясь исходным пунктом теоретического познания, одновременно служит и критерием истинности выводов. Применительно к проблеме единства экономической теории и практики следует отметить роль эксперимента.

Экономический эксперимент – это искусственное воспроизводство экономического явления или процесса с целью изучения его в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического изменения. Эксперименты могут проводиться как на микро-, так и на макроуровне, как в условиях рыночной экономики, так и вне ее.

Эксперимент призван практически подтвердить или опровергнуть теоретическую гипотезу, представляющую собой предположение, объясняющее тем или иным образом какое-то явление или процесс. Роль эксперимента в экономике ограничена. Нельзя, например, искусственно построить какое-то общество, чтобы проверить, правильна ли была гипотеза или нет.

Вопросы для самоконтроля

1. В каком соотношении находятся понятия экономики как хозяйства и экономики как науки?

2. Почему предмет экономической теории у разных школ различен?

3. Какие экономические отношения не являются производственными отношениями?

4. Являются ли предметом изучения экономической теории технико-экономические отношения?

5. Что такое средства производства? Чем средства производства отличаются от средств труда?

6. В чем разница между производительными силами и средствами производства?

7. Почему экономические законы действуют независимо от того, познали их люди или нет?

8. В чем состоят особенности применения диалектического метода в экономической теории?

9. Почему в экономических исследованиях возможно применение математических методов?

10. Почему общественная практика является критерием истины?

Функциональный метод , для которого характерен анализ всех категорий не в причинно-следственной связи, а в их взаимодействии друг с другом в качестве равнозначных. Скажем, можно утверждать, что цена товара зависит от спроса на него. Но справедливо и то, что объем спроса сам зависит от цены. Функциональный метод позволяет измерять количественные параметры взаимодействия разных явлений, создавать экономические модели.

Метод агрегирования , то есть объединение отдельных объектов, фактов, явлений или данных в единое понятие или показатель. Например: все компоненты, участвующие в производстве, экономическая теория агрегирует в четыре большие группы, которые называются факторами производства: труд, земля, капитал, предприимчивость; при изучении национальной экономики экономисты различают в ней лишь три экономических субъекта: домашнее хозяйство, фирма и государство.

Метод экономико-математического моделирования (эконо-

метрика), который позволяет в формализованном виде определить причины изменений экономических явлений, закономерности этих изменений, их последствия, возможности и издержки влияния на ход изменений, а также делает реальным прогнозирование экономических процессов. С помощью этого создаются экономические модели.

Экономическая модель – это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется его объективными свойствами и субъективным целевым характером исследования.

Позитивный и нормативный анализ

При анализе экономических проблем часто используют позитивный и нормативный анализ. Позитивный анализ дает возможность увидеть экономические явления и процессы такими, какие ониесть на самом деле, что было или может быть. Позитивные утверждения не обязательно должны быть верными, но любой спор относительно позитивного утверждения можно решитьпроверкой фактов . Нормативный анализ основан на исследовании того,что и как должно быть. При нормативном анализе выносятсяоценки – справедливо или несправедливо, плохо или хорошо, допустимо или недопустимо.

Функции экономической теории

Роль экономической теории в обществе определяется ее функциями:

- познавательной – описание и объяснение экономических явлений и процессов, поведения хозяйствующих субъектов;

- методологической – экономическая теория является теоретическим фундаментом комплекса конкретных экономических наук;

Практической – теоретические знания служат научным ориентиром для экономической политики государства и принятия решений всеми хозяйствующими субъектами.

В основе экономической науки лежит хозяйственная деятельность, которая служит исходным пунктом возникновения новых потребностей и интересов человека, общества в целом. Потребности движут хозяйственную деятельность качественно и количественно. Воздействие потребностей на хозяйственную деятельность осуществляются не непосредственно, а через экономическую политику. В свою очередь экономическая политика подвержена воздействию не только хозяйственной деятельности, но и экономической науки.

ТЕМА 2. БАЗОВЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

2.1 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР

2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ

2.3 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ИНСТИТУТЫ

2.4 ОСНОВНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПРОБЛЕМЫ. ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ ОБЩЕСТВА

2.1 ПОТРЕБНОСТИ, РЕСУРСЫ, ВЫБОР

Экономические потребности Потребности – это объективная нужда людей в чем-либо необ-

ходимом для поддержания жизнедеятельности и развития организма, развития личности, требующая удовлетворения.

Потребности человека многообразны. Наибольшее распространение получила теория американского ученого А. Маслоу (см. рис.2-1), согласно которой все потребности располагаются в следующем восходящем порядке:

1) Физиологические потребности (в еде, питье, жилье, воспроизводстве рода и т.д.)

2) Потребности в безопасности (защита от преступников, от нищеты, боли, страха и т.д.)

3) Потребности в социальных связях (в любви, дружбе, общении с людьми и т.д.)

4) Потребности в самоуважении (в достижении цели, признания, одобрения)

5) Потребности в самореализации (проявлении способностей, понимании, осмыслении и т.д.)

Первые две группы потребностей, согласно А. Маслоу, низшего порядка (элементарные), последние три – высшего (социальные). До тех пор пока не удовлетворены потребности низшего порядка, не действуют потребности высшего порядка.

Эту классификацию потребностей можно дополнить выделением потребностей материальных и духовных, рациональных и иррациональных, осознанных и неосознанных, ложно понятых и др.

Экономические потребности проявляются как внутренние мотивы

(побудители) экономической деятельности.

Человечество устроено так, что его экономические потребности обычно превышают возможности производства благ.

Экономические блага

Средство для удовлетворения потребности или способность удовлетворять потребность, быть полезным для индивида или общества в целом называется благом .

Чтобы подчеркнуть, что не все в окружающем нас мире приносит пользу, выделяют антиблага.

Антиблагом называют отходы производства, не подлежащие дальнейшей переработке.Примеры антиблаг: выхлопные газы автомобилей, кислотные дожди, шум двигателей, магнитные бури.

В зависимости от доступности и характера использования различают частные и общественные блага.

Благо называется частным, если оно доступно только одному субъекту и его использование исключает возможность одновременного потребления его другими субъектами.Например: свитер, пирог.

Благо называется общественным, если доступ к нему не может быть ограничен, а его потребление возможно одновременно многи-

ми субъектами. Например: знания, национальная оборона.

Одни блага равнодоступны и имеются в почти неограниченных масштабах (например, воздух, вода в море), другие – в ограниченном размере.

Свободные (неэкономические) блага – это равнодоступные всем членам общества вещества природы, количество которых достаточно для полного насыщения ими на данный момент времени (сегодня не нужны, но завтра могут понадобиться вновь).

Экономические блага – все виды благ, обладающие свойством ограниченности или редкости.

Экономические блага могут быть веществами природы и продуктами.

Блага, которые способны удовлетворять потребности человека без предварительной обработки, в их первозданном виде называют-

ся веществами природы. Например: лес, полезные ископаемые.

Продукт – это результат воздействия человека на вещество природы с целью удовлетворения потребностей.Продукты могут быть вещами или услугами.

Вещь – это разновидность продукта, потребительские (полезные) свойства которого полностью проявляются после окончания процесса производства.

Услуга – это разновидность продукта, потребительские свойства которого проявляются в самом процессе производства.

Экономические блага делятся на долговременные ,предпо-

лагающие многоразовое использование (автомобиль, книга, электроприборы, видеофильмы и т, д.), и разовые, исчезающие в процессе потребления (хлеб, мясо, напитки, спички и т.п.).

Среди благ выделяют взаимозаменяемые (субституты) и взаимодополняющие (комплементы).

Субституты – это блага, удовлетворяющие одну и ту же по-

требность. К субститутам относятся не только многие потребительские товары и производственные ресурсы, но и услуги транспорта (поезд – самолет – автомобиль), сферы досуга (кино – театр – цирк) и т.д.

Комплементы – это блага, удовлетворяющие какую-либо потребность только в совокупности.Примерами комплементов являют-

ся стол и стул, автомобиль и бензин, ручка и бумага.

Экономические блага могут также быть разделены на настоящие и будущие, прямые (потребительские) икосвенные (производственные).

Для получения недостающих потребительских благ, как правило, нужны косвенные экономические блага – ресурсы.

Экономические ресурсы Экономические ресурсы – это компоненты, используемые для

производства экономических благ. Ресурсы, непосредственно используемые в процессе производства, также называют факторами производства. К важнейшим из них в современном обществе относятся земля, труд, капитал, предпринимательство.

Земля (Т – от франц.terre ) в широком смысле включает все природные ресурсы (собственно землю, минеральные ресурсы, леса, водные ресурсы, кислород и т.д.). Собственник земли, сдавая ее в аренду, получает доход, который называетсярентой (R).

Труд (L – от англ. labour ) представляет комбинацию физических и духовных способностей человека, которые могут быть применены для производства благ. Владельцы этого фактора производства зарабатывают доход, называемыйзаработной платой (w).

Капитал (К – от нем.kapital ) – это созданные людьми производственные ресурсы (машины, здания, компьютеры, железные дороги, удобрения и т.д.), предназначенные для повышения производительности труда и земли.

Различают физический, человеческий, финансовый капитал:

Физический капитал – это созданные в производстве блага, которые затем снова можно использовать для производства товаров и услуг.Физический (реальный)капитал подразделяют на основной(ре-

сурсы, многократно используемые в производстве – здания, сооружения, оборудование)и оборотный капитал (ресурсы, потребляемыеоднократно – сырье, топливо, вспомогательные материалы);

Человеческий капитал возникает как следствие образования, профессиональной подготовки и поддержания физического здоровья.

В краткосрочном периоде выделяют финансовый капитал , т.е. деньги, которые можно заплатить, чтобы купить физический капитал. Капитал создается и увеличивается на основесбережений, которые экономика может себе позволить. Они могут бытьинвестированы с целью повысить отдачу земли и труда либо в машины и оборудование, либо в человека.

Плату за услуги капитала называют процентом (r). Предпринимательство – специальные способности людей: управ-

ленческие и организаторские навыки, необходимые для того, чтобы соединить остальные факторы производства наиболее эффективным, рациональным способом для производства товаров и услуг. В случае успеха предприниматель получает прибыль, при неудаче – несет убытки.

Предпринимательская прибыль (pr) – это цена фактора пред-

принимательства (за усилия, инновации, риск). Вознаграждение этого фактора производства осуществляется после того, как вознаграждены три предыдущих фактора – труд, земля и капитал.

Ограниченность ресурсов

Люди живут в мире ограниченных возможностей. Ограничены физические и интеллектуальные способности человека, имеющиеся в его распоряжении средства производства, информация и даже время, которым он располагает для удовлетворения своих потребностей. С проблемой ограниченности ресурсов сталкиваются также фирмы и общество в целом.

Ограниченность ресурсов относительна. С развитием общества, как правило, она преодолевается. Однако в каждый данный момент времени ограниченность экономических ресурсов имеет место.

Ограниченность означает, что одновременное и полное удовлетворение всех потребностей принципиально невозможно.

Экономический выбор

Безграничность потребностей при ограниченности ресурсов ставит проблему экономического выбора, т.е.выбора наилучшего из воз-

можных вариантов их использования, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей при данных затратах.

Перед каждым человеком, фирмой и обществом в целом возникают проблемы: что, как и для кого производить, т.е. как определить условия и направления использования ограниченных ресурсов. Экономическая наука при этом разрабатывает наилучшие варианты решения возникших проблем, т.е. пытается вывести законы рационального ведения хозяйства

Обычно предполагается, что субъектом хозяйства выступает «homo economicus» – разумный (рациональный) индивид, хорошо обученный, имеющий глубокие общие и профессиональные знания, а также большой практический опыт («человек-оптимизатор»).

В экономической теории предполагается, что каждый хозяйствующий субъект стремится к максимизации: потребитель – удовлетворения своих потребностей,фирмы – прибыли,профсоюз – доходов его членов,государство – уровня народного благосостояния.

Альтернативные издержки (альтернативная стоимость)

В реальной действительности люди всегда сталкиваются с альтернативными издержками, так как производство одного продукта означает отказ от другого.

Издержки одного блага, выраженные в другом благе, которым пришлось пренебречь (пожертвовать), называются альтернатив-

ными издержками (opportunity costs), издержками упущенных возможностейили вмененными издержками.

Кривая производственных возможностей

При рассмотрении большинства проблем экономисты широко используют разного рода модели, которые, хотя и упрощают реальную действительность, позволяют кратко иллюстрировать выводы. Для решения основных экономических проблем – что, как и для кого производить – используется модель кривой производственных возможностей (КПВ).

Представим себе гипотетическую страну, жители которой могут использовать все свои ресурсы для производства двух групп товаров –

(X) и (У).

КПВ их экономики строится следующим образом:

Если все ресурсы страны будут вовлечены в производство товара Y , то страна сможет их произвести в объемеА, при этом производство товараX будет равно нулю, и, наоборот, если все ресурсы будут вовлечены в производство товараX, страна сможет получить его в объемеD, но при этом она не сможет выпустить ни одной единицы товараY. Если же ресурсы будут распределяться в определенных пропорциях между производствомX иY, то они смогут выбрать любую комбинациюХ иY.

Соединив все возможные точки, характеризующие желаемый выпуск двух групп товаров, получим КПВ данной страны. (рис. 2-2)

КПВ дает представление о четырех взаимосвязанных понятиях: а) ограниченности (редкости) ресурсов; б) эффективности экономики; в) экономическом выборе; г) альтернативной стоимости.

КПВ показывает максимально возможные и желательныеобъе-

мы производства товаров Х иY приполном использовании имеющихся ресурсов. ТочкиА, В, С иD, как и любая другая точка на КПВ отражают эти максимальные объемы.

Если возьмем точку F внутри пространства, очерченного КПВ, то увидим, что в этой точке производится меньше как товараX, так и товараY, чем экономика способна производить при полном использовании имеющихся ресурсов. Это будет означать, что-либо часть ресурсовне задействована в производстве (существует безработица, простаивают

производственные мощности и т.п.), либо ресурсы используются неэффективно (имеют место потери сырья, рабочего времени, низкая производительность труда).

Если посмотрим на точку Е , находящуюся за пределами КПВ, то сделаем вывод о том, что она недостижима при наличных ресурсах. Таким образом, КПВ дает представление оредкости: за ее пределами страна при данных технологиях производить не может. ТочкиА, В, С иD показывают максимально возможные комбинации получаемых благ.

Экономисты определяют точки А, В, С иD какэффективные.

Эффективной считается такая комбинация ресурсов, при которой невозможно увеличить производство одного товара без сокращения производства другого.

Так, если страна пожелает выбрать вместо точки А точкуВ , то она должна будет отказаться от производства части товараY для увеличения объема выпуска товараХ.

Точка же F определяется какнеэффективная, поскольку увеличение выпуска одного из товаров можно обеспечить без сокращения выпуска другого.

Принцип эффективного распределения ресурсов получил в экономической теории название Парето-эффективности (по имени итальянского экономиста В. Парето).

В трактовке Парето-эффективности слово«эффективность» употребляется экономистами в специфическом смысле для обозначения

условия, при котором все участвующие в производстве ресурсы используются полностью, и увеличение выпуска какого-либо блага возможно лишь при сокращении выпуска других.

Конкретизируем ситуацию и введем следующие условия: единица труда может создать 2Y илиХ. Всего в производстве используется 100 работников.

КПВ при таких условиях будет иметь вид (см. рис. 2-3).

Допустим, что общество вместо набора А (0;200) решило выбрать наборВ (25;150). Как видно из графика, производство 25 ед. товараХ означает, что общество должнопожертвовать 50 ед.Y. То естьальтернативная стоимость производства 25 ед.X равна 50 ед.Y.

С другой стороны, чтобы произвести 150 ед. Y, необходимо пожертвовать 75 ед.X, которые можно было произвести дополнительно к 25 ед.X, если не производить товарY.

Кривая производственных возможностей обычно имеет вогнутую к началу координат форму (если смотреть из начала координат). Это означает, что, изменяя структуру производства, например, в пользу товара Х, экономика будет использовать сравнительно малоэффективные для этого ресурсы. Каждая дополнительная единица Х требует все большего сокращения производства товара Y.

Отмеченный факт нашел отражение в законе возрастания аль-

тернативной стоимости:

По мере увеличения объема производства продукта альтернативная стоимость каждой последующей единицы этого продукта будет возрастать.

2.2 ЭКОНОМИЧЕСКИЙ КРУГООБОРОТ

Экономические блага движутся не сами по себе. Они выступают как средства связи между экономическими агентами.

Экономические агенты Экономические агенты – субъекты экономических отношений,

участвующие в производстве, распределении, обмене и потреблении экономических благ.

Субъектами рыночной экономики являются предприниматели и наемные работники, собственники земли и частных капиталов, владельцы ценных бумаг, банкиры, представители власти и много других людей, которые принимают хозяйственные (экономические) решения – о производстве благ, их потреблении и передаче в пользование другим

Экономическая модель - это формализованное описание экономического процесса или явления, структура которого определяется как его объективными свойствами, так и субъективным целевым характером исследования.

В связи с построением моделей важно отметить роль функционального анализа в экономической теории.

Экономико-математическое моделирование как метод экономической теории получило широкое распространение в XX в. Однако элемент субъективности в построении экономических моделей иногда ведет к ошибкам. Лауреат Нобелевской премии М. Аллэ писал в 1989 г., что в течение сорока лет экономическая литература развивалась в ошибочном направлении: в сторону совершенно искусственных и оторванных от жизни математических моделей с преобладанием математического формализма, что представляет собой, по сути дела, большой шаг назад.

При изучении экономической жизни людей, их групп и всего общества возможны, разумны и необходимы экономические эксперименты, хотя далеко не всегда можно предвидеть все вероятные результаты этих экспериментов.

Экономический эксперимент - это искусственное воспроизведение экономического явления или процесса с целью его изучения в наиболее благоприятных условиях и дальнейшего практического применения.

Сознательное массовое экономическое экспериментирование на микроуровне связано с деятельностью Р. Оуэна, П.Ж. Прудона, Ф. Тейлора, Г. Форда, а на макроуровне - с именами Дж.М. Кейнса и М. Фридмена. Широкие эксперименты на макроуровне проводились и в бывшем СССР.

11. Экономические категории – это логические понятия, отражающие в обобщенном виде наиболее существенные стороны (условия) экономической жизни общества. Категории выражают отдельные формы бытия, условия существования, характеризуют отдельные стороны развития системы экономических отношений.

Логическая взаимосвязь экономических категорий дает возможность выяснить существенное, постоянное, прочно остающееся в движении и развитии экономических процессов, явлений. Познавая сущность экономических категорий, экономическая теория приходит к определению экономических законов, изучение которых является задачей науки.

Закон (экономический закон) – это устойчивое, прочное, многократно повторяющееся явление, как выражение внутренней, существенной, необходимой, причинно-следственной, постоянной, всеобщей, качественной и количественной взаимосвязи (отношения), свойственной данному явлению или процессу.



Не следует смешивать экономические законы с законами природы, так же как и с законами естествознания, так как между ними имеется ряд существенных и принципиальных различий:

1. естественные законы - это законы природы, экономические - законы развития общественной жизни, хозяйственной деятельности людей;

2. естественные законы - вечные, экономические носят исторический характер;

3. открытие и применение естественных законов происходит более или менее гладко, а экономические законы встречают сильное противодействие со стороны отживающих общественных сил.

Экономические законы в своей совокупности образуют систему экономических законов развития общества, которая включает в себя различные группы и виды законов.

Экономические законы классифицируются по следующим группам (в зависимости от их исторической устойчивости):

1) специфические экономические законы;
2) особенные экономические законы (законы для ряда эпох);
3) общие экономические законы.



Специфические экономические законы - это законы развития конкретных, исторически определенных форм хозяйствования. Например, законы распределения при рабстве, крепостничестве и др.

Особенные экономические законы - это законы, свойственные тем историческим эпохам, где сохраняются условия для их действия. Например, закон стоимости (ценности).

Общие экономические законы - законы, свойственные всем без исключения историческим эпохам. Они выражают поступательный процесс развития общественного производства. Например, закон экономии времени, закон возвышения (возрастания) потребностей, закон распределения общественного труда.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Дать определение экономике.
  2. Стадии общественного производства, охарактеризовать их.
  3. Дать определение потребностей и раскрыть их классификацию.
  4. Что собой представляет экономический интерес?
  5. Какие виды благ и ресурсов Вы знаете?
  6. Назовите мобильные факторы производства, почему Вы так считаете?
  7. Назовите главные свойства информации как экономического ресурса.
  8. Дайте определение процесса производства и назовите основные его элементы.
  9. Какие Вы знаете технологические способы производства?
  10. Дайте определение общественному разделению труда.
  11. Охарактеризуйте структуру общественного производства.
  12. Что собой представляет альтернативная стоимость, проиллюстрируйте свой ответ примером?
  13. Дайте определение категории производственные возможности, каким образом их можно проиллюстрировать?
  14. Назовите уровни анализа экономических явлений и процессов.
  15. Какие Вы знаете методы экономики?
  16. Дайте определение экономической категории, приведите пример.
  17. Назовите группы экономических законов.
  18. Тестовые задания:

1. Альтернативные издержки платного обучения не включают в себя:

а) зарплату, которую можно было бы получить, работая вместо учебы;
б) расходы на учебную литературу и канцелярские принадлежности;>
в) расходы на питание;
г) плату за обучение.

2. Установите, что входит в понятие «факторы производства»:

а) издержки производства и показатели рентабельности;
б) основные и оборотные фонды;
в) труд, земля, капитал.

3. Блага - это …;

а) недостаток чего-либо;
б) средства, удовлетворяющие потребности;
в) наслаждение, счастье.

4. Основная проблема, с которой сталкиваются все экономические системы:

а) производство;
б) инвестиции;
в) ограниченность ресурсов.

а) высокое качество;
б) ограниченность;
в) неповторимость.

6. Кривая производственных возможностей показывает:

а) точное количество двух товаров хозяйство намеревается осуществлять;
б) альтернативную комбинацию товаров при наличии определенного количества ресурсов;
в) свойства выпускаемых товаров.