Послевоенное восстановление германии. Экономика германии в послевоенный период

Введение

В источниках, посвященных истории Германии в двадцатом веке, не уделяется достаточного внимания характеристике экономического положения Западной Германии в 1945 г. Основные работы по экономической истории освещают лишь отдельные аспекты этого вопроса. Экономическое положение Западной Германии в 1945 г. рассматривается неотделимо от действий стран-победительниц и процессов, происходивших в Западной Германии после войны. Однако четкая характеристика итогов функционирования нацистской модели экономики Германии имеет большое значение, так как позволяет оценить эффективность данной модели, проанализировать эффективность и адекватность эконо-мических мероприятий западных союзников по антигитлеровской коалиции в период 1945-1948 гг., и выявить ряд предпосылок, которые позволили Эрхарду в 1948 г. начать экономические реформы, получившие впоследствии название «экономическое чудо».

К окончанию второй мировой войны экономическая система Германии имела следующие черты

1. Централизованное управление ценами, заработной платой и рентой (фиксация в 1936 г.).

2. Регулирование потребительского рынка, рынка труда, жилищного рынка и рынка сельскохозяйственной продукции.

3. Централизованное распределение сырья и инвестиционных товаров между отраслями экономики.

4. Преобладание частной собственности на средства производства.

Территория Западной Германии (246 тыс. км 2) составляла примерно 52% территории Третьего рейха (470 тыс. км 2), здесь до войны проживало около 57% населения страны. В западных зонах оккупации находились основные производственные мощности (61% промышленного производства), но производилось лишь 43% сельскохозяйственной продукции Германии. Это стало одной из причин дефицита продовольствия. После окончания войны Западная Германия могла самостоятельно обеспечить только 50% своей потребности в продовольствии (до войны - 80%).

Послевоенное положение экономики Германии

После Второй мировой войны Германия была разделена на два самостоятельных государства: ФРГ и ГДР. На тяжелое состояние экономики Германии, помимо военной разрухи, оказывали влияние демонтаж оборудования промышленных предприятий, принятый по решению Потсдамской конференции глав правительств держав - победительниц в войне 2 августа 1945 г. в качестве компенсации ущерба, а также разделение страны. В 1948 г. при непосредственном участии Л. Эрхарда - архитектора политики экономического возрождения Западной Германии, экономиста и государственного деятеля (сначала министра экономики, а затем канцлера ФРГ) была проведена денежная и экономическая реформа.

Тщательно подготовленная экономическая реформа проводилась одновременно с денежной реформой, реформой цен, перестройкой централизованного управления. Прежняя система была разрушена сразу, а не постепенно. Рост цен остановился примерно через полгода. Успех реформы определялся и своевременной корректировкой (например, пересмотром обменного курса национальной валюты) и наличием сильной и авторитетной власти Эрхарда относят к представителям неолиберального направления, но он не был «чистым» неолибералом и широко использовал государственные рычаги для перехода на принципы либерализма. Вслед за проведением денежной реформы были упразднены административное распределение ресурсов и контроль над ними.

Промышленность

В исторически сложившейся единой предвоенной германской экономике территория нынешней ГДР представляла собой слабо развитую в промышленном отношении область, в огромной степени зависевшую от ее западной части. До войны восточная часть вывозила из западной 45% всей промышленной и сельскохозяйственной продукции. Сырьевая база, металлургическая, энергетическая и тяжелая промышленность располагались главным образом в западных областях Германии. К тому же в результате войны было выведено из строя 45% оборудования и без того слабо развитой промышленности, 70% энергетических мощностей и 40% сельскохозяйственных машин. По сравнению с 1936 годом объем промышленного производства на территории нынешней ГДР составлял всего 42%. Вся наличная экономическая база состояла всего-навсего из единственной доменной печи, традиционной текстильной промышленности, включая текстильное машиностроение, точной механики и оптики. Из-за раскола Германии по вине западных держав, образовавших сепаратное западногерманское государство, ГДР оказалась оторванной от традиционных центров тяжелой промышленности, металлургии и энергетики. В 1949 году, в год основания ГДР, молодому государству не хватало целых отраслей промышленности, а те, которые существовали, были очень слабо развиты. Ценой неимоверных усилий трудящимся удалось преодолеть за первые годы строительства наиболее пагубные диспропорции. С помощью Советского Союза заново были созданы целые отрасли промышленности, в том числе энергетическая база, металлургия, станкостроение, и значительная часть легкой промышленности. Референдум от 30 июня 1946 года о безвозмездной экспроприации 3843 предприятий активных нацистов и военных преступников, а также крупных землевладельцев послужил демократической основой для превращения многочисленных предприятий в общенародную собственность. Вместе с тем эта экспроприация и демократическая земельная реформа положили начало процессу перехода экономической власти в руки рабочего класса в союзе с крестьянством и всеми другими слоями трудящихся. В последующие годы с помощью Советского Союза трудящиеся создали многочисленные новые предприятия. Это были очень трудные годы промышленного строительства. Они потребовали от всех трудящихся огромного напряжения сил и стоили больших лишений. Враждебные социализму империалистические круги старались задержать новое развитие, помешать ему и даже сорвать его. Они злонамеренно использовали государственную границу между ГДР и Западным Берлином, которая до 1961 г. была открытой, подтачивая валютный режим ГДР, переманивая оттуда высококвалифицированных специалистов и вывозя в Западный Берлин большое количество жизненно необходимых товаров широкого потребления. По официальным данным, из-за существования до 1961 года открытой границы ГДР был нанесен материальный ущерб в размере свыше 100 млрд. марок. После осуществления мер по обеспечению безопасности государственной границы ГДР в 1961 году наступил значительный экономический подъем. После того, как почти все крестьяне, бывшие до этого единоличниками, объединились в сельско - хозяйственные производственные кооперативы, социалистическая собственность стала прочной экономической основой ГДР. После VI съезда СЕПГ, состоявшегося в 1963 году и принявшего решение о развернутом строительстве социализма, были приложены большие усилия по разработке, испытанию и применению на практике эффективных путей и методов управления и планирования промышленности и всех других областей народного хозяйства.

Политическая реформа

Принцип демократического государства сделал возможным выражение воли граждан. В центре внимания основного закона находится человек, ибо государство должно служить людям, а не господствовать над ними. Государственный строй Германии определяют 4 принципа государства: демократического; федеративного; правового; социального.

План Маршалла 5 июня 1947 г. Джордж Маршалл, тогдашний госсекретарь США, провозгласил Программу восстановления Европы. Год спустя американский конгресс принял этот план, предусматривавший миллиардные кредиты. В него входили не только финансовые средства, а и поставки оборудования, подарки. До 1952 г. США направили из фондов программы $ 1389 млрд. и $ 2127 млрд. иной экономической помощи в тогдашние западные зоны оккупации, позднее в Федеративную Республику Германии. Поощрение промышленности, рационализация В 1949 г. был создан Федеральный союз Германской промышленности (в 1990 г. в него входят 34 отраслевых союза на уровне федерации и представляют 80 тыс. частных предприятий). Союз явился важным объединением для представления интересов промышленников в Комиссиях Германского Бундестага.

Расположенный во Франкфурте-на-Майне Германский Федеральный Банк согласно статье 12 Закона о Федеральном банке «независим от указаний» федерального правительства. И все же он обязан поддерживать общую экономическую политику федерального правительства, что не само собой разумеется. Посредством регулирования количества находящихся в обороте денег, Федеральный Банк проводит экономическую и коньюктурную политику. Важнейшей, записанной в закон, задачей Федерального Банка является «обеспечение денежной стабильности», то есть он должен принимать все меры, направленные на сохранение покупательной способности немецкой марки. Федеральный Банк приспосабливает количество денег под растущее производство, сохраняя, таким образом, стабильность валюты.

Возрождение послевоенного хозяйства Германии. Вторая мировая война (1939–1945) стала величайшей трагедией для многих стран мира. Ее масштабы были огромными даже по сравнению с Первой мировой войной: в нее было вовлечено более 60 государств, в которых проживало свыше 80% жителей земного шара, военные действия разворачивались на территории 40 государств Европы, Азии, Африки, а также на океанских просторах, под ружье было поставлено более 140 млн человек. Всего в годы этой войны погибло более 55 млн человек, было уничтожено национальное богатство стоимостью 316 млрд долл., общие военные расходы в четыре с половиной раза превышали соответствующий показатель Первой мировой войны.

Особенно страшный урок Вторая мировая война преподала немецкому народу. Ее последствия для Германии оказались чрезвычайно тяжелыми: только убитыми она потеряла 7 млн человек, сотни тысяч людей погибли в концлагерях, более 2 млн стали инвалидами войны; в стране были уничтожены жилые дома, промышленные предприятия, средства транспорта, электростанции и т.д.

Материальные потери дополнялись всеобщим финансовым истощением, поскольку военные действия поглощали ежегодно 120–150 млрд марок. Налоговое бремя с 1938 по 1944 год возросло в два с половиной раза, и в 1943 году его объем составил 42,7 млрд марок. Но эти налоговые поступления не могли восполнить неизбежный бюджетный дефицит. Для его покрытия правительство широко использовало систему внутренних займов и кредитов, что увеличивало и без того огромный государственный долг. Так, если в 1939 году он составлял 30 млрд марок, в 1943-м - 195 млрд, то в 1945 году - 390 млрд марок, что почти в пять раз превышало национальный доход 1938 года.

Как и все воюющие страны, Германия вовсю использовала печатный станок, прибегая к испытанному средству - эмиссии бумажных денег, которых за годы войны было выпущено в обращение на сумму 39,2 млрд марок, вследствие чего уровень инфляции достиг 600% по отношению к довоенному периоду. Продолжительность рабочего дня составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 года.

Непрекращающиеся военные действия, потери в живой силе и технике сказывались на экономике Германии самым пагубным образом. Очень остро ощущалась нехватка рабочих рук на производстве, в связи с чем из оккупированных стран насильно депортировались миллионы людей. За 1940–1944 годы численность иностранных рабочих и военнопленных увеличилась с 1 млн до 7,5 млн человек, притом что население Германии в 1941 году составляло 69 млн человек.

Начиная с 1943/44 хозяйственного года в Германии резко обострилась проблема нехватки продовольствия. Сельское хозяйство страны явно не обеспечивало потребностей фронта и тыла, поэтому немецкие войска занимались прямым грабежом на захваченных территориях. При этом они не только пополняли продовольственные резервы действующей армии, но и отправляли хлеб, скот, овощи, картофель в Германию. Однако это не могло в достаточной мере удовлетворить потребность населения в продуктах питания и в самых необходимых товарах.

С осени 1944 года началась всеобщая дезорганизация экономики: железные дороги испытывали дефицит вагонов и локомотивов, так как они в основном выполняли перевозки военной техники, боеприпасов, военнослужащих и раненых, и их явно не хватало для доставки топлива, сырья и полуфабрикатов на заводы, фабрики, электростанции. Государственные заказы по выпуску военной техники все чаще не выполнялись, а с января 1945 года промышленные предприятия и вовсе остановились. В апреле 1945 года немецкая экономика окончательно рухнула, а 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Таким образом, в ходе Второй мировой войны Германия потерпела не только военно-политическое, но и экономическое поражение. Она вступала в новую послевоенную историю с огромным грузом преступлений, совершенных по отношению ко многим странам, с разрушенной экономикой, с потерпевшей крах агрессивной политикой и идеологией фашизма.

Принципы послевоенного переустройства Германии были разработаны главами трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США и Великобритании в ходе встреч в Тегеране (1943), Ялте и Потсдаме (1945), в соответствии с которыми предусматривалась ее полная демилитаризация. Военные преступники предстали в 1945–1946 годах в Нюрнберге перед Международным трибуналом, осудившим и разоблачившим преступную сущность нацизма.

В соответствии с решениями глав великих держав Германия была разделена на четыре оккупационные зоны, куда были введены войска стран-победительниц: СССР, США, Великобритании и Франции. Советская зона включала в себя восточные земли страны, британская - северо-западные, французская - западные, американская - южные. Для решения текущих вопросов в каждой зоне назначался главнокомандующий оккупационными войсками от соответствующей страны. Общие вопросы решались совместно в рамках Контрольного совета, который состоял из всех главнокомандующих (маршала Г.К. Жукова, фельдмаршала Б. Монтгомери, генерала Ж.М. де Латра де Тассиньи и генерала армии Д. Эйзенхауэра).

Постепенно между странами-победительницами стали нарастать противоречия, вызванные различным подходом к организации хозяйственной жизни в их зонах. Под давлением советской администрации в восточной зоне экономика стала развиваться по советскому образцу, а в трех остальных зонах - по рыночному. В декабре 1946 года между США и Англией было заключено «соглашение Бирнса–Бевина», по которому американская и британская зоны объединялись в Бизонию. Это соглашение вступило в силу с 1 января 1947 года, а в феврале 1948 года к нему присоединилась Франция. Данное объединение получило название Тризонии. Контрольный совет фактически прекратил свое существование.

На основе Тризонии стали формироваться структуры будущего западногерманского государства. Решающим шагом к его созданию стали проведенные летом 1948 года в этих зонах согласованные с оккупационными администрациями денежная реформа и реформа цен. В сентябре 1949 года в границах Тризонии была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). На территории советской зоны в октябре 1949 года была образована Германская Демократическая Республика (ГДР). Тем самым было положено начало более чем 40-летнему расколу Германии на Западную и Восточную и созданию особого государственного образования - Западный Берлин.

Полная демилитаризация, предусмотренная в решениях глав государств антигитлеровской коалиции, означала прежде всего ликвидацию предприятий военно-промышленного комплекса и сохранение исключительно заводов и фабрик, выпускающих мирную продукцию. Германия, как и после Первой мировой войны, вновь лишалась всех ранее захваченных территорий, она должна была выплатить странам-победительницам в качестве возмещения убытков 20 млрд долл., причем не только в денежной форме, но и в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий.

Итак, экономическое положение Германии после войны было катастрофическим. Города лежали в руинах, большая часть промышленных предприятий была разрушена или демонтирована. Объем промышленного производства в 1946 году составил около 1/3 от уровня 1939 года, сельское хозяйство было отброшено почти на 30 лет назад. Выплавка стали сократилась в 7 раз, добыча угля - в 2,2 раза и т.д.

Оккупационные власти не торопились развивать экономику на подконтрольных им территориях. В 1946 году производственные мощности в американской зоне использовались лишь на 26%, во французской - на 15–20%, в английской зоне, куда входила Рурская область, показатели были практически такими же. Более того, еще в конце 1945 года английская администрация взяла под свою юрисдикцию угольные шахты Рура, а в августе 1946 года - и всю металлургическую промышленность.

В послевоенной Германии очень остро стояла продовольственная проблема. Составители отчета об экономическом положении Западной Германии, преследовавшего цель получения американской помощи, в 1947 году предлагали даже переселить из страны 20 млн человек, которым угрожала голодная смерть. Западные страны были вынуждены ежегодно привозить в свои оккупационные зоны и с большим трудом распределять по карточкам продукты питания и самые необходимые предметы потребления общей стоимостью 1 млрд долл..

Гиперинфляция и острый дефицит практически всех товаров привели к тому, что денежное обращение в стране было сведено на нет. Повсюду господствовал «черный рынок», на котором можно было путем обмена приобрести любую продукцию. Натуральные отношения преобладали при обмене между отдельными предприятиями, в сфере транспорта и услуг, при оплате труда рабочих и т.д.

В хозяйственной жизни царил полный хаос, поскольку в стране одновременно функционировало несколько порой противоречащих друг другу экономических «порядков», а рычаги управления экономикой были сосредоточены параллельно в руках немецких органов самоуправления и оккупационных властей. Толпы людей бесцельно бродили среди развалин городов. Стало назревать народное недовольство, поэтому оккупационные власти уже в 1946 году начали постепенно передавать уцелевшие предприятия в частное владение при сохранении государственных лимитов на сырье и оборудование.

Именно в это время встал вопрос об оказании помощи европейским державам, чья экономика была не только разрушена, но и полностью деформирована под влиянием милитаризации производства. Такую помощь были способны оказать лишь США, которые в годы войны увеличили свое могущество, заняв ведущие позиции в мире. Американское правительство, не собираясь заниматься благотворительностью, выдвинуло программу экономического сотрудничества, направленную прежде всего на возрождение европейской экономики. Американцы выступили с лозунгом «восстановления и развития Европы». Во главе группы разработчиков этой программы стоял бывший начальник генштаба США в годы Второй мировой войны генерал Джордж Кэтлетт Маршалл (1880–1959), назначенный госсекретарем США в 1947 году, отсюда и название программы - план Маршалла.

В июне 1947 года этот план был сформирован и согласован с представителями ведущих промышленных и финансовых групп США. Вскоре план Маршалла был представлен на совещании министров иностранных дел Великобритании, Франции и СССР. Первоначально предполагалось, что программа помощи будет предложена и Советскому Союзу. Но СССР подверг ее резкой критике, усмотрев в ней попытку вмешательства во внутренние дела страны, и отказался принять эту помощь. Используя свое влияние, Советский Союз запретил участвовать в плане Маршалла таким странам, как Албания, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния, Чехословакия, Югославия, Финляндия, а позже - и ГДР.

Среди стран, принявших участие в плане Маршалла, были Австрия, Бельгия, Великобритания, Греция, Дания, Ирландия, Исландия, Италия, Люксембург, Нидерланды, Норвегия, Португалия, Турция, Франция, Швейцария, Швеция, а позже к ним присоединилась ФРГ. В том же 1947 году на Парижской конференции этих стран был учрежден Комитет европейского экономического сотрудничества, главной задачей которого было составление сводной заявки на американскую помощь. Эта заявка формировалась на основе подробных отчетов о состоянии экономики, валютных резервов, о военных разрушениях и восстановительных работах в странах, нуждающихся в помощи, ее общая стоимость оценивалась в 29 млрд долл.

Через несколько месяцев, в апреле 1948 года, американский Конгресс принял закон о помощи иностранным государствам, оговаривавший предоставление помощи европейским странам весьма жесткими условиями. Страны, желающие получить помощь, должны были отказаться от проведения у себя национализации промышленности, предоставить полную свободу частному предпринимательству, заметно сократить производство в тех отраслях, продукция которых могла составить конкуренцию американским товарам, снизить таможенные тарифы на импорт из США, ограничить объем торговли со странами «народной демократии» и т.д. В соответствии с этим законом США могли осуществлять контроль за реализацией данного плана.

За время выполнения плана Маршалла (1948–1951) общая безвозмездная помощь европейским странам составила 17 млрд долл., из которых более 66% приходилось на четыре ведущие страны: Великобританию, Францию, Италию и ФРГ. Среди них США оказывали явное предпочтение Германии, стремясь превратить ее из бывшего врага в своего союзника. В течение первого года Германия получила 2,422 млрд долл., тогда как Англия - 1,324 млрд, Франция 1,13 млрд, а Италия - 0,704 млрд долл.

Основной смысл плана Маршалла заключался в том, чтобы помочь ослабленным европейским державам возродить собственную экономику, оживить внутриевропейскую торговлю, активизировать международные производственные связи, утраченные в годы войны. Для создания на континенте благоприятного инвестиционного климата и проведения в жизнь идей либерализации внешней торговли в апреле 1948 года была сформирована Организация европейского экономического сотрудничества, переименованная в 1960 году в Организацию экономического сотрудничества и развития (ОЭСР).

Поставки различных видов продукции, предусмотренные планом Маршалла, осуществлялись по нескольким направлениям. Главным из них считались поставки продуктов питания, топлива, одежды. В плане было заложено, что ежегодно американские ассигнования на эти цели будут сокращаться, а собственные ресурсы европейских стран - возрастать. Но поскольку большинство стран были не в состоянии оплатить долларами американские поставки, основная часть товаров шла в виде дотаций, а не займов. В свою очередь, местная валюта, полученная после продажи ввозимой продукции, направлялась европейскими правительствами на сокращение бюджетного дефицита. Это позволяло им заметно снизить инфляцию, развернуть добычу угля, производство металла, строительных материалов и других остродефицитных ресурсов, а также средств транспорта.

Другим, не менее важным направлением поставок по плану Маршалла являлось промышленное оборудование, причем американцы предпочитали поставлять его на условиях международных займов. Третий вид поставок, которые финансировались под гарантии американского правительства через специально созданное отделение Экспортно-импортного банка США, складывался из промышленного сырья, сельскохозяйственной техники, запасных частей к машинам и оборудованию и пр.

Сочетание плана Маршалла с внутренними экономическими программами способствовало быстрому послевоенному возрождению западноевропейских стран, присоединившихся к американской программе помощи. В результате за 1947–1950 годы общий объем промышленной продукции в базовых отраслях этих стран увеличился более чем на 50%, а по некоторым видам продукции - еще больше: так, производство калийных удобрений выросло на 65%, стали - на 70%, цемента - на 75%, транспортных средств - на 150%, нефтепродуктов - на 200%. Успешное выполнение плана Маршалла позволило возродить экспортные возможности западноевропейских стран. Объем экспорта в целом увеличился за 1948–1952 годы на 40%, что свидетельствовало об укреплении конкурентоспособности европейских товаров на мировых рынках, особенно в области новых технологий.

И все же следует отметить, что план Маршалла сыграл и другую роль в послевоенной истории. Дело в том, что на рубеже 1940–1950-х годов мир раскололся на два противоборствующих лагеря, отношения между которыми получили название «холодной войны». В этих условиях американская программа все больше стала принимать форму военной помощи западным странам. На это был направлен закон о взаимном обеспечении безопасности (1951), содействовавший увеличению поставок в Европу оружия, военной техники, боеприпасов, обмундирования и пр. А западноевропейские страны со своей стороны должны были предоставить свою территорию для американских военных баз. Кроме того, они обязывались прекратить торговлю так называемыми стратегическими товарами со странами «народной демократии», что еще больше запутывало международные отношения, способствовало взаимному отчуждению, укреплению духа недоверия и конфронтации.

Следует подчеркнуть, что Германия очень умело использовала иностранную помощь. Правительство страны направляло эти средства в основном не на потребление, а на развитие и обновление производства. Известны данные, согласно которым каждый доллар, полученный Германией по плану Маршалла, принес экономический эффект в разных хозяйственных секторах от 10 до 20 долл.

Хозяйственные реформы Л. Эрхарда и германское «экономическое чудо» (1950–1960-е годы). И все же интересы оздоровления немецкой экономики требовали более решительных мер. В стране шла яростная полемика по поводу концепции экономического возрождения между сторонниками чистого экономического либерализма и приверженцами сильного государственного регулирования. В конце концов победила идея разумного сочетания этих двух подходов, разработанная и воплощенная в жизнь профессором Людвигом Эрхардом. Свою систему он назвал социальным рыночным хозяйством, получившим наиболее эффективное воплощение в экономике Германии.

Эта система основана прежде всего на реальных представлениях о человеке, главным стимулом для которого является стремление к собственному благополучию. Истинным двигателем социальной рыночной экономики выступает постоянное стремление человека к улучшению условий своей жизни в совокупности с его социальной ответственностью, когда принятые человеком решения идут на пользу не только его семье, но и всему обществу. Рыночная экономика, писал Л. Эрхард, может функционировать только при условии свободы потребления, свободы выбора профессии и рабочего места, свободы предпринимательства, основанной на частной собственности, и т.д. При этом свобода экономическая непременно должна сочетаться со свободой политической.

Основой экономических преобразований, считал Л. Эрхард, является сочетание свободной частной инициативы и конкуренции с обязательным активным участием государства в хозяйственной жизни. Конечно, в социальной рыночной экономике государство должно выступать не в классической роли «ночного сторожа», а быть «конституирующей», «управляющей» и «регулирующей» силой, непременно ориентированной на формирование либеральных ценностей в экономике. Л. Эрхард был уверен, что социальная рыночная экономика должна основываться на частной собственности, низких налогах, свободных ценах, антитрестовском законодательстве, льготах для свободного частного инвестирования и прочих элементах, которые создавали бы в Германии перспективы экономической свободы при надежной государственной защите от внешней конкуренции.

В 1948 году Л. Эрхард, пользуясь поддержкой военной администрации, начал проводить радикальные хозяйственные реформы, полностью соответствовавшие системе социальной рыночной экономики и включавшие в себя денежную реформу, переход к свободным ценам и возрождение свободного предпринимательства.

Первой ступенью к новой экономической системе стала денежная реформа, целью которой было избавление от избыточного «денежного навеса» и создание твердой валюты. Эта реформа была, пожалуй, самой непопулярной и даже довольно жесткой среди всех мероприятий, проведенных Л. Эрхардом. В ночь на 21 июня 1948 года оккупационная администрация объявила о том, что отныне рейхсмарки становятся недействительными и прекращают хождение в западных зонах Германии. Вместо них были введены новые деньги - дойчмарки. Каждый житель страны получил по 40 новых марок, а потом к ним добавили еще по 20; пенсии, заработная и квартирная плата подлежали пересчету в новых марках в соотношении 1:1. Половину наличных денег и сбережений можно было обменять по курсу 1:10. Вторая половина была временно «заморожена», позже эти деньги было разрешено обменять по курсу 1:20.

Основная часть денежных обязательств предприятий пересчитывалась в соотношении 1:10. Все заводы, фабрики и другие промышленные предприятия получили наличные деньги для выплаты первой заработной платы, а в дальнейшем они должны были рассчитывать только на свою коммерческую и хозяйственную деятельность. Все прежние обязательства банков и учреждений бывшего рейха в основном аннулировались. Был создан новый эмиссионный банк - Банк немецких земель, который регулировал свои отношения с частными банками на основе утвержденного устава. Таким образом, Л. Эрхард фактически за один день избавил Германию от огромной массы обесцененных денег, что позволило достаточно быстро покончить с инфляцией.

Переход к свободным рыночным ценам начался 24 июня, когда был опубликован закон о принципах хозяйственной структуры и политике цен, означавший на практике, что цены отпущены на свободу. Данный закон давал Л. Эрхарду право отменить сотни всяческих документов и предписаний, которые жестко регулировали хозяйственную жизнь. Отныне упразднялись административное распределение ресурсов, контроль над ценами, регулирование заработной платы, введенные еще до войны.

Отмена государственного регулирования шла постепенно, хотя и весьма быстрыми темпами, даже несмотря на определенное недовольство со стороны оккупационных властей, опасавшихся слишком поспешного перехода Германии к рыночной экономике, тем более что в этот период в Англии и во Франции происходили процессы усиления государственного присутствия в экономике, массовой национализации, а в правительствах преобладали сторонники социал-демократических настроений.

В это же время в Германии был принят закон против произвольного завышения цен, который позволял сохранить стабильность валюты и избежать роста инфляции. В стране периодически публиковались каталоги так называемых уместных цен, приспособленных к реальной покупательной способности населения. По словам Л. Эрхарда, покупатель снова стал «королем», определявшим лицо рынка.

Третьим направлением реформ было возрождение свободного предпринимательства. Именно эту цель преследовали кредитная и налоговая политика, антимонопольные и антикартельные указы и пр. При этом Л. Эрхард настаивал не только на надзоре за монополиями, но и на их запрете, если они начинали душить свободную конкуренцию. В этот период в Германии велись длительные дискуссии по поводу определения границ власти монополий. В конце концов возобладала точка зрения, согласно которой в стране должен действовать закон, не допускающий злоупотреблений со стороны монополий.

Для того чтобы не создавать препятствий развитию конкуренции, доля продукции одной монополии не должна была превышать трети объема рынка данной продукции, двух-трех монополий -половины, четырех-пяти -двух третей. В результате с середины 1960-х годов главным субъектом социальной рыночной экономики стал мелкий и средний бизнес, который был объявлен «основой благосостояния для всех» и постепенно занял преобладающее место в экономике Германии.

Следует отметить, что реформы Л. Эрхарда вызвали ожесточенное противодействие со стороны представителей различных слоев общества, и прежде всего тех, кто разделял левосоциалистические идеи, а также профсоюзных лидеров, руководящего звена монополий и пр. В парламенте предложения Л. Эрхарда также встретили без восторга. Некоторые депутаты бундестага даже требовали лишить его заработной платы (дескать, министр экономики ее еще не заработал), объявляли его врагом немецкой нации и т.п.

Тем не менее правильность политики правительства очень скоро была подтверждена на практике. Буквально на глазах исчез «черный рынок», поскольку производство товаров массового спроса за два года увеличилось вдвое. Вместо поиска продуктов люди стали заниматься их производством. В стране почти не ощущалась инфляция. Окрепла новая валюта - дойчмарка. Цены выросли не в два-три раза, как все опасались, а лишь на несколько процентов. Примерно в той же пропорции увеличилась и средняя заработная плата, причем это произошло в основном за счет повышения на треть производительности труда. К концу 1949 года валовой объем промышленного производства приблизился к уровню 1936 года, а в конце 1950 года превысил его на 14,4%.

Экономическое возрождение Германии можно условно разделить на несколько этапов. Первый из них (1948–1949) проходил под знаком денежной (валютной) и ценовой реформ, повышения реальной заработной платы с учетом роста производительности труда и объемов производства. Период наибольшей напряженности пришелся на 1950 год, после чего, в 1951 году, весьма отчетливо наметился перелом в сторону успешного преодоления послевоенных трудностей, а также сократился уровень безработицы, что ознаменовало окончание второго этапа. В 1952 году прекратился рост цен и начался третий этап развития социального рыночного хозяйства, в течение которого новая экономическая система проходила проверку на прочность и пригодность.

Во время четвертого этапа (1953–1954) удалось добиться наибольших результатов. Прежде всего увеличился объем промышленного производства: его ежегодный прирост составлял в среднем 10–15%. Одновременно повышались производительность труда и реальная заработная плата, стабилизировались цены, а потом они даже начали снижаться. В 1953 году наметился резкий поворот в сторону производства товаров массового спроса, в стране возросли объемы жилищного строительства, что позволило начать решение жилищной проблемы для миллионов граждан, оставшихся после войны без крова. По словам Л. Эрхарда, 1953 год стал по праву «годом потребителя», а общество успешно продолжало продвигаться к «благосостоянию для всех».

В 1954 году произошел переход к пятому этапу развития рыночного хозяйства - этапу высокой конъюнктуры. За 1953–1956 годы объемы промышленного производства увеличились на 39%. Но столь быстрое развитие производственных мощностей повлекло за собой опасный «перегрев» экономики, и правительство было вынуждено принять некоторые меры по его «приглушению», что привело к известному сокращению темпов прироста промышленного производства.

В середине 1950-х годов Германия вышла на второе место в мире после США по объему золотовалютных запасов, что подтверждало не только эффективность выбранной хозяйственной системы, но и высокую работоспособность всех слоев немецкого общества. В этот период ФРГ по объему промышленного производства занимала третье место после США и Англии, а по некоторым показателям она обгоняла Англию. Ее доля в промышленном производстве капиталистического мира возросла с 3% (1946) до 9,4% (1955).

Можно отметить и другие факторы, которые способствовали общему экономическому росту: масштабное обновление основного капитала, повышение интенсивности труда рабочих, увеличение капиталовложений, особенно иностранных, достигавших в тот период 3,5 млрд марок. В свою очередь, германские компании стали активное вывозить свои капиталы в Латинскую Америку, США, Канаду, Южно-Африканский Союз и другие страны.

Значительное влияние на развитие германской экономики оказала война в Корее (1950–1953). Несмотря на то что Германия не принимала в ней непосредственного участия, на многих предприятиях были размещены военные заказы для воюющих стран (особенно США). Немецкие машины и оборудование нашли выход на внешние рынки. Только за один 1950 год стоимость экспорта стала превышать стоимость импорта, а в 1955 году положительное сальдо торгового баланса составило 1,2 млрд марок.

Немаловажным фактором стремительного роста являлось и то, что Германия до 1955 года не могла иметь собственные вооруженные силы и развивать производство военной продукции. Это означало, что страна не несла почти никакого бремени собственных военных расходов, в то время как США, Англия и другие промышленно развитые страны направляли немалую часть своего ВВП на содержание армии и производство вооружения.

Весьма высокие показатели демонстрировала социальная сфера. Именно в 1950-х годах в Германии практически не было безработицы. Рабочая неделя была сокращена с 52 до 46 часов, а заработная плата превысила довоенный уровень.

Большие изменения произошли в сельском хозяйстве. В 1947–1949 годах под давлением оккупационных властей была проведена аграрная реформа. Был принят закон о земельной собственности, по которому предполагалось провести перераспределение земель, входивших в юнкерские хозяйства. Основная часть земельных угодий перешла в руки средних и мелких собственников.

В середине 1950-х годов Германия вступила в полосу стабильного экономического подъема, продолжавшегося на протяжении целого десятилетия и получившего широко распространенное название «немецкого экономического чуда». Эти годы отмечены бурными темпами научно-технического прогресса, который превратился в решающий фактор экономического роста Германии.

Развитию научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок правительство уделяло самое пристальное внимание. В течение 1960-х годов совокупные расходы на эти цели увеличились в 5,2 раза. Причем значительную часть инвестиций составляли иностранные капиталы, прежде всего американские и английские. Интенсивное внедрение достижений научно-технического прогресса в производство позволило поднять производительность труда в 1960-х годах на 60%.

Именно в этот период началась реструктуризация промышленного производства, в ходе которой почти в два раза сократилась доля добывающих отраслей, главным образом угледобывающей. Это происходило по следующей схеме: правительство создавало специальные фонды, и из них за каждую недопроизведенную тонну угля (по сравнению с предыдущим периодом) выплачивалась премия в размере 27,5 марки, в результате чего в середине 1960-х годов производство угля в Германии сократилось на 15 млн т. Одновременно за каждую тонну добытой нефти начислялась премия, покрывавшая разницу между рыночной ценой и стоимостью ее добычи в стране. С другой стороны, началось быстрое развитие отраслей, ориентированных на экспорт: химической, нефтеперерабатывающей, автомобильной, электротехнической, авиационной, ракетно-космической и др.

Большое влияние на экономическое развитие Германии оказала европейская интеграция, в которой страна принимала самое активное участие с середины 1950-х годов. Сначала Германия была в числе главных учредителей Европейского объединения угля и стали (ЕОУС), а в 1957 году - Европейского экономического сообщества (ЕЭС).

Снятие некоторых таможенных барьеров между участниками западноевропейских группировок, заметное облегчение передвижения по Европе капиталов, рабочей силы и готовой продукции, усиление кооперационных связей между предприятиями стран - членов «Общего рынка» - все это в немалой степени способствовало расширению экономических связей ФРГ с другими странами и влияло на ускорение экономического роста.

В 1960 году, т.е. буквально через несколько лет после создания ЕЭС, удельный вес ФРГ в «Общем рынке» составлял по добыче угля 61%, по производству стали - 47%, по объему экспорта - 39%, импорта - 35%. Это позволило Германии занять ведущее место среди западноевропейских государств.

В 1950–1960-х годах возобновился приостановленный в послевоенные годы процесс концентрации производства, уровень которой постепенно превысил довоенный. В стране стали восстанавливаться старые и возникать новые группировки, во главе которых по-прежнему стояли компании Круппа, Флика, Тиссена, Маннесмана и др. К началу 1970-х годов до 76% производства алюминия и добычи каменного угля контролировались одной фирмой соответствующей отрасли. Почти 100% авиационной промышленности и 60% химической находились в руках трех крупнейших концернов, практически весь объем выпускаемых автомобилей приходился на пять производителей. Большую активность проявляли немецкие фирмы при формировании транснациональных корпораций. Аналогичные процессы происходили и в банковской сфере: в 1957 году были восстановлены Дойче банк и Дрезднер банк, а в 1958-м - Коммерцбанк.

Наряду с этим в стране наблюдались и иные процессы. Так, еще в 1952 году один из крупнейших германских концернов «И.Г. Фарбениндустри» разделился на три фирмы - БАСФ, «Байер» и «Хехст», которые были основаны еще в 1863–1865 годах и до 1925 года были самостоятельными. Одновременно крупные корпорации стали настойчиво искать пути для кооперации с мелкими и средними фирмами, что придавало немецкой экономике гибкость и высокую эффективность.

Экономика Германии в 1970–1990-х годах. Уже в конце 1960-х годов в Германии обнаружилась тенденция к заметным колебаниям в темпах экономического роста, хотя в целом на протяжении всех последующих десятилетий страна сохраняла относительно высокие позиции среди промышленно развитых стран. Особенно эта тенденция проявилась в период резкого спада мировой экономики в 1973–1975 и 1980–1982 годах, когда во всех западных странах обострились энергосырьевая и валютная проблемы, произошел всплеск инфляции и массовой безработицы.

Но Германия сумела выстоять в эти трудные годы во многом именно благодаря устойчивости малого и среднего бизнеса. В середине 1970-х годов в стране насчитывалось около 1,9 млн мелких и средних предприятий, причем основную их часть (почти 1,7 млн) составляли мелкие фирмы, в которых работало в среднем до девяти человек. Особенно большое распространение они получили в сфере услуг (включая предприятия по ремонту бытовой техники, рестораны, частные медицинские и юридические учреждения и пр.). Начиная с 1975 года государство стало предоставлять таким предприятиям более значительные финансовые, кредитные и налоговые льготы, в частности после проведения налоговых реформ в 1986–1988 годах и 1990 году.

В 1969 году после всеобщих выборов в Германии к власти пришли социал-демократы, которые сменили блок ХДС/ХСС, формировавший правительство в течение 20 лет. Социал-демократы возвели в ранг экономической политики усиление государственного регулирования во всех отраслях и сферах хозяйства. Это означало, что неолиберальная политика, провозглашенная Л. Эрхардом, уступила место неокейнсианству, основанному на иных приоритетах, включавших в себя и элементы долгосрочного планирования.

В течение 1970-х годов продолжалась активная структурная перестройка. Германия все чаще стала переносить за рубеж различные виды промышленного производства (в основном нерентабельные и экологически вредные предприятия). Так, в 1976 году доля заграничных инвестиций у таких химических компаний, как БАСФ, «Байер» и «Хехст», составила 32,5% всех капитальных вложений.

Особое место в экономической политике государства занимал экспорт капиталов. В течение 1970-х годов общий объем вывозимых капиталов увеличился до 40 млрд марок, что позволило Германии укрепить свои позиции на мировом валютном рынке. Начиная с 1972-го и до конца 1979 года курс марки по отношению к японской иене вырос на 44,8%, французскому франку - на 47,7%, доллару США - на 85,5% и итальянской лире - на 159,3%. Дойчмарка все чаще стала использоваться в качестве платежного средства и в международных расчетах.

На выборах 1982 года вновь победили христианские демократы во главе с Гельмутом Колем, возглавлявшим германское правительство до 1998 года. В этот период экономическая политика Германии вновь вернулась на позиции неолиберализма, но уже в новых условиях. В 1983–1990 годах в стране наблюдался продолжительный экономический подъем, в основе которого лежал процесс увеличения инвестиций, расширения экспорта и другие факторы.

В эти годы преимущественное развитие получили технологически сложные производства, ориентированные на высокий спрос как внутри ФРГ, так и за ее пределами. Это предопределило значительное расширение объемов экспорта: на рубеже 1980–1990-х годов Германия впервые обогнала на мировых рынках Японию по объему экспортируемых наукоемких товаров, в 1990 году положительное сальдо внешнеторгового оборота составило более 20 млрд марок. Более 50% своих товаров Германия реализовывала в рамках ЕС. И в настоящее время она представляет собой классический образец государства-экспортера, занимая по этому показателю второе место в мире после США. Германия является крупнейшим в мире экспортером готовой продукции, промышленных установок, технологий и ноу-хау. В экспорте готовой продукции преобладают автомобили, станки, продукты химической промышленности и электротехника.

Что касается сельского хозяйства, то в послевоенные десятилетия оно развивалось интенсивным путем. Доля экономически активного населения страны, занятого в сельском и лесном хозяйстве, постоянно снижалась: в 1950 году - 21,6%, в 1960 году - 13,8%, а в 1970-м - лишь 8,2%, при одновременном росте абсолютного объема продукции сельского хозяйства. Такое развитие аграрного сектора обеспечивалось широким внедрением в производство средств механизации, минеральных удобрений, высокой энерговооруженностью. К началу 1970-х годов по количеству тракторов и комбайнов на единицу сельскохозяйственных угодий Германия опережала все западноевропейские страны. В структуре сельскохозяйственного производства преобладало животноводство, продукция которого превышала 70% стоимости валового продукта аграрного сектора.

В этот же период сельское хозяйство стало активно осваивать индустриальные методы производства, на основе чего сформировался высокоэффективный агропромышленный комплекс. Создавались крупные объединения, включавшие в себя непосредственное производство продукции, ее транспортировку, переработку, хранение и реализацию. В ходе этого процесса мелкие крестьянские хозяйства не выдерживали конкуренции и разорялись или поглощались крупными фирмами. Это обеспечивало рост эффективности всех отраслей сельского хозяйства: урожайность в растениеводстве и продуктивность в животноводстве Германии стали одними из самых высоких в Западной Европе.

Большие изменения в сельском хозяйстве происходили и в 1980–1990-х годах. Под влиянием европейской интеграции правительство поощряло сокращение земельных угодий, занятых в хозяйственном обороте. Например, в течение 1988/89 сельскохозяйственного года они сократились на 165 тыс. га, а в 1989/90 - еще на 60 тыс. га. В свою очередь, доля занятых в сельском хозяйстве снизилась до 4,5% экономически активного населения страны. В настоящее время потребности Германии в продуктах питания на 75% удовлетворяются за счет отечественного производства.

Можно отметить, что в 1990 году многие экономические показатели достигли наивысшей точки, а темпы роста ВНП (4,5%) оказались максимальными за последние 14 лет. В течение 1980-х годов рост выпуска промышленной продукции в среднегодовом исчислении составлял 5,2%. Но уже в середине 1991 года в Германии стало ощущаться резкое снижение динамики экономических показателей, а в начале 1993 года они упали до самой низкой отметки за всю послевоенную историю. Сильнее всего это падение сказалось на производстве оргтехники - более чем на 27%, в автомобильной промышленности - почти на 25%, машиностроении - на 13% и т.д., т.е. в большей степени пострадали отрасли, определявшие промышленный потенциал страны. Заметно ухудшилась ситуация и на рынке труда: в феврале 1993 года количество предприятий с неполным рабочим днем увеличилось до 15 тыс., официальный уровень безработицы летом 1993 года достиг 2,2 млн человек, а к началу 1996 года - 3,1 млн. Более сложным положение в стране было только в годы экономического кризиса 1929–1933 годов (не считая хозяйственной катастрофы в первые послевоенные годы).

Эти и другие негативные явления в экономике были вызваны рядом факторов, в том числе и глобального характера, поскольку не только в Европе, но и во всем мире в 1990–1992 годах наблюдался полномасштабный спад производства. Оказалось, что во многих странах государственные меры стимулирования экономического роста не смогли повлиять на положение дел как в производственной, так и в банковской сфере. Повсюду происходило абсолютное сокращение инвестиционных потоков, что особенно отразилось на новом строительстве. Снизились объемы мирового товарооборота, в том числе и в торговле между промышленно развитыми странами.

В Германии же экономическую ситуацию осложнял целый ряд внутренних факторов. К их числу следует отнести потерю рынков сбыта различных товаров и услуг в Восточной Европе и бывшем СССР, снижение качественной и ценовой конкурентоспособности немецкой продукции и др. Но, пожалуй, главным фактором, повлиявшим на ухудшение экономической обстановки, стало воссоединение Германии в 1990 году: перевод командной экономики в пяти землях бывшей ГДР на принципы рыночного хозяйства был осуществлен очень быстро, по шоковому сценарию, а все затраты по этой трансформации легли на плечи Западной Германии, что повлекло за собой серьезные социально-экономические проблемы в обеих частях страны.

Особенно тяжелые социально-экономические последствия реформирования пришлось испытать немцам в восточных землях: в начале 1991 года из 69 отраслей промышленности на уровне 1989 года смогли удержаться только три; происходило лавинообразное закрытие предприятий или сокращение их деятельности. К середине 1993 года объемы производства снизились на 40%. В восточных землях армия безработных увеличилась с 240–250 тыс. человек в 1989 году до 1,4 млн в конце 1990-го. Из полностью занятых в 1989 году на постоянной работе в 1992-м осталось лишь 45%.

Руководители страны открыто признавали, что они не ожидали таких гигантских расходов, которых потребовали рыночные преобразования в восточных землях, что бывшая ГДР превратилась в «черную дыру» для экономики Германии. Если в 1991 году восточная часть страны «поглотила» 140 млрд марок, в 1992-м - 152 млрд, то в 1993-м - 182 млрд марок. По этой причине дефицит государственного бюджета объединенной Германии в 1993 году составил 69 млрд марок, а государственный долг вырос до 1850 млрд марок (в 1990-м - 1039 млрд).

Приходится констатировать, что процесс экономического объединения Германии еще не закончен, а экономика бывшей ГДР по-прежнему не может приблизиться к уровню ФРГ. Все еще продолжается ликвидация нерентабельных предприятий, сокращаются рабочие места: в середине 1996 года количество безработных уже составляло 4,2 млн человек да еще несколько сотен тысяч трудились на «общественно полезных работах», не имея при этом особых жизненных перспектив.

В настоящее время Германия все еще переживает кризис, но аналитики предсказывают, что в XXI веке она сможет занять достойное место среди передовых стран, поскольку обладает современными технологиями, высококвалифицированной рабочей силой и способна производить качественную продукцию, пользующуюся спросом во всем мире.

Вопросы для повторения

1. Как происходило зарождение рыночных отношений в Германии в период Позднего Средневековья?

2. Как повлияла Реформация католической церкви и Тридцатилетняя война на экономику Германии? Что такое «второе издание крепостничества»?

3. Чем объяснялась экономическая отсталость Германии в первой половине XIX века?

4. Что вы знаете о Таможенном союзе германских государств?

5. Как проходили аграрные реформы в Германии?

6. Каковы особенности промышленного переворота в Германии?

7. Назовите основные факторы, способствовавшие экономическому развитию Германии на рубеже XIX–XX веков.

8. Как проходил процесс монополизации в германской экономике?

9. Как развивалось немецкое сельское хозяйство на рубеже XIX–XX веков?

10. Как влияли внешние факторы на экономику Германии в конце XIX–начале XX века?

11. Дайте характеристику немецкой экономики в годы Первой мировой войны.

12. Как повлияла Первая мировая война на хозяйство Германии? Расскажите о Версальском мирном договоре и его условиях.

13. В чем заключалась сущность плана Дауэса?

14. Как проходила денежная реформа 1923 года?

15. Назовите факторы экономического роста в Германии во второй половине 1920-х годов?

16. Как мировой экономический кризис 1929–1933 годов сказался на хозяйстве Германии?

17. Дайте характеристику экономической политики фашизма.

18. Что вы знаете о функционировании германской экономики в годы Второй мировой войны? Каковы социально-экономические последствия войны для экономики Германии?

19. Какое влияние оказал план Маршалла на послевоенную экономику Германии?

20. В чем заключались хозяйственные реформы Л. Эрхарда? Что такое социальное рыночное хозяйство?

21. Назовите основные этапы экономического возрождения Германии.

22. Раскройте содержание понятия «немецкого экономического чуда».

23. Как повлияла европейская интеграция на германскую экономику?

24. Расскажите об основных тенденциях развития германской экономики в 1970–1990-х годах. Какое влияние оказало воссоединение страны на экономику Германии?

Разделённая страна: ФРГ и ГДР. В 1945 году нацистский режим в Германии был уничтожен. Однако ситуация, в которой оказалась ещё недавно могущественная страна, была удручающей — поражение в войне, огромные человеческие жертвы, оккупация войсками иностранных государств всей территории, экономический упадок, кризис самосознания жителей и репутация страны-агрессора, развязавшей кровавую войну. Судьба Германии как государства всецело зависело от политических решений стран-победительниц: СССР, США, Великобритании, а также Франции. В 1945 году конференции в Ялте и Потсдаме определили принципы послевоенного устройства Германии.

Вся страна и отдельно Берлин были разделены на 4 оккупационные зоны, контроль над которыми получили СССР, США, Великобритания и Франция. Он осуществлялся через совместный орган главнокомандующих войск стран-союзниц, который получил название Союзного Контрольного Совета. Берлин также был разделён на четыре зоны влияния и управлялся четырьмя военными комендантами. Были существенно изменены границы Германии. Восточная Пруссия была разделена между СССР (северная часть стала Калининградской областью) и Польшей, граница между Польшей и Германией пролегла по рекам Одер и Нейсе. Также были аннулированы территориальные приобретения Германии на западе.

Однако уже в первые месяцы после завершения войны стало очевидно, что взгляды союзников на послевоенное устройство Германии кардинально отличаются. Компромисс едва ли мог быть найден в условиях начавшейся холодной войны. Альянс между коммунистическим Советским Союзом и либерально-демократическими США и Великобританией объяснялся лишь крайне тяжёлым военным положением, а в мирное время принципиальные противоречия двух политических систем вновь вышли на первый план. Стороны не могли договориться ни об экономическом, ни о политическом устройстве Германии. Постепенно отчуждение между бывшими союзниками все возрастало, а западная и восточная части некогда единого государства все больше отдалялись друг от друга.

Уже в середине 1946 года британские и американские власти начали вести сепаратные переговоры об объединении своих зон оккупации и создании так называемой «Бизонии». Соответствующее соглашение было подписано в Нью-Йорке 2 декабря 1946 года. В 1948 году Франция приняла решение о присоединении своей зоны оккупации к «Бизонии», которая таким образом была преобразована в «Тризонию». Таким же образом Берлин оказался разделён на Западный и Восточный. Проведение западными государствами самостоятельной экономической политики в «Тризонии» привело к таможенному разделению «двух Германий» и блокаде Западного Берлина в 1948-1949 годах.

23 мая 1949 года было создано государство Федеративная Республика Германия (дата обнародования Основного закона). В сентябре 1949 года — после выборов в бундестаг — были сформированы органы государственной власти.

7 октября 1949 года советская зона оккупации была преобразована в Германскую Демократическую Республику.

После разгрома нацистской Германии развитие государственности в двух частях ранее единой страны пошло разными путями.

Поражение Германии во Второй мировой войне сразу же поставило вопрос о дальнейшей судьбе этого государства. Ко времени подписания Акта о безоговорочной капитуляции Германии территория страны была оккупирована советскими, американскими, английскими и французскими войсками. Практически вся экономическая инфраструктура Германии была уничтожена, правительственные организации и структуры управления после поражения в войне отсутствовали. Естественно, что перед союзниками стояла очень непростая задача – не только ликвидировать любые возможные проявления сопротивления со стороны «идейных» нацистов, но и полностью реорганизовать дальнейшую жизнь страны.


Вопрос о том, что делать с Германией в случае ее поражения, стал обсуждаться союзниками еще задолго до победы в войне. На Тегеранской конференции, проходившей с 28 ноября по 1 декабря 1943 года, был поставлен вопрос о том, стоит ли разделять послевоенную Германию. Франклин Рузвельт предложил создать вместо единой Германии пять автономных государств, Уинстон Черчилль выступил также за расчленение Германии, подчеркнув необходимость отделения от Германии Баварии, Бадена, Вюртемберга. Эти территории Черчилль предлагал включить вместе с Австрией и Венгрией в отдельную Дунайскую конфедерацию. Сталин выступал против разделения Германии. Его слова о том, что даже если Германию разделят, ничто не помешает ей впоследствии объединиться, оказались пророческими. 12 сентября 1944 года в Лондоне был подписан протокол о создании трех оккупационных зон – восточной, северо-западной и юго-западной. На три оккупационные зоны после победы должен был быть разделен и Берлин.

С 4 по 11 февраля 1945 года, когда уже было понятно, что победа над гитлеровской Германией приближается, прошла Ялтинская конференция, на которой было принято решение выделить четвертую зону оккупации – французскую. Хотя вклад Франции в победу над Германией нельзя сравнивать с вкладом Великобритании и США, не говоря уже о вкладе Советского Союза, на выделении французской оккупационной зоны настаивал Уинстон Черчилль. Он мотивировал это тем, что Франции рано или поздно все равно придется принимать усилия по сдерживанию возможной агрессии со стороны Германии в случае ее возрождения, поскольку Франция имеет большую общую границу с Германией и давний опыт негативного взаимодействия с этой страной. Сталин выступал против выделения французской зоны оккупации и привлечения Франции к контролю за послевоенной Германией, однако, несмотря на позицию советской стороны, Великобритании все же удалось продавить свою линию. 1 мая 1945 года, за неделю до капитуляции Германии, Франция также была включена в контрольный механизм.

5 июня 1945 года в Берлине была подписана Декларация о поражении Германии и взятии на себя верховной власти в отношении Германии правительствами Союза Советских Социалистических Республик, Соединённого Королевства и Соединённых Штатов Америки и временным правительством Французской Республики. От Советского Союза декларацию подписал маршал Советского Союза Георгий Константинович Жуков, от США – генерал армии Дуайт Дэвид Эйзенхауэр, от Великобритании – фельдмаршал Бернард Лоу Монтгомери, от Франции – армейский генерал Жан Мари де Латр де Тассиньи. В декларации подчеркивалось, что поскольку в Германии на момент ее подписания отсутствуют центральное правительство или силы, способные взять ответственность за управление страной, выполнение требований держав – победительниц и обеспечение порядка, верховную власть в Германии берут на себя правительства стран – союзников – СССР, США, Великобритании и временное правительство Франции. При этом обговаривалось, что это решение не является аннексией Германии. То есть, изначально речь шла о совместном управлении Германией как о временной мере, которая рано или поздно будет отменена. 6 июня 1945 года СССР, США, Великобритания и Франция официально разделили территорию Германии на четыре зоны оккупации.

Под контроль Советского Союза отдавалась восточная зона оккупации под управлением советской военной администрации. Она включала в себя земли Восточной Германии, которые к моменту подписания Акта о безоговорочной капитуляции были оккупированы советскими войсками. Это были Саксония, Тюрингия, Галле-Мерзебург, Магдебург, Анхальт, Бранденбург, Мекленбург и Передняя Померания. Для управления советской зоной оккупации была создана советская военная администрация в Германии со штаб-квартирой в берлинском районе Карлсхорст (первоначально администрация находилась в имении Хольцдорф под Веймаром).

Руководить советской военной администрацией в Германии было поручено маршалу Советского Союза Георгию Константиновичу Жукову, его первым заместителем назначили генерала армии Василия Даниловича Соколовского (заместитель командующего войсками 1-го Белорусского фронта). Начальником штаба советской военной администрации стал генерал-полковник Владимир Васильевич Курасов (заместитель начальника Генерального штаба РККА). Заместителем по делам гражданской администрации стал комиссар государственной безопасности 2-го ранга Иван Александрович Серов (начальник войск охраны тыла 1-го Белорусского фронта), а заместителем – начальником Экономического управления – генерал-майор интендантской службы Семен Иванович Шабалин (член Военного Совета 2-го Прибалтийского фронта по тылу). Структура советской военной администрации включала 5 территориальных управлений в Саксонии, Тюрингии, Саксонии-Анхальт, Мекленбурге и Бранденбурге и отдельное Управление военного коменданта Советского сектора оккупации Берлина.

Одной из главных задач советской военной администрации стала организация собственно немецких сил, которые могли бы содействовать Красной Армии, а в будущем составить основу просоветского германского правительства. С этой целью из СССР в Германию стали прибывать видные деятели коммунистического и антифашистского движения. Еще в апреле 1945 г., до капитуляции Германии, из Москвы прибыла «группа Ульбрихта» - немецкие коммунисты во главе с Вальтером Ульбрихтом. 10 июня 1945 года главноначальствующий СВАГ маршал Жуков своим приказом разрешил в советской зоне оккупации деятельность нефашистских политических партий, после чего были воссозданы Коммунистическая партия Германии (КПГ) и Социал-демократическая партия Германии (СДПГ), которые 21 апреля 1946 г. объединились в Социалистическую единую партию Германии (СЕПГ). Уже летом 1946 г. СЕПГ приступила к подготовке к выборам в органы местной и земельной власти.

Северо-запад Германии Великобритания традиционно считала сферой своих интересов. В британскую зону оккупации вошли Нижняя Саксония, Северный Рейн-Вестфалия, Шлезвиг-Гольштейн и Гамбург. Штаб-квартира британской военной администрации была размещена в городе Бад-Эйнхаузен. Были созданы органы управления - Контрольная комиссия для Германии во главе с британским военным губернатором и Зональный консультативный совет, включивший представителей гражданских администраций и политических партий, действовавших в британской оккупационной зоне.

В юго-западную или американскую зону оккупации вошли Бавария, Гессен, Северный Баден и Северный Вюртемберг. Американскую военную администрацию также возглавил военный губернатор. В составе оккупационной зоны были выделены три земли - Грос-Гессен, Вюртемберг-Баден и Бавария, созданы гражданские Совет земель и Парламентский совет, при том, что реальной полнотой власти все равно обладало лишь американское военное командование.

Западная или французская зона оккупации включала Саарскую область, Южный Баден и Южный Вюртемберг, южную часть Рейнской области, два района Гессена и четыре района Гессена-Нассау, регион Линдау. В отличие от британского и американского командования, французское командование отказалось от идеи создания единого германского гражданского органа управления на подконтрольных территориях. В будущем часть оккупированных территорий, по мнению временного правительства Франции, должна была присоединиться к Франции, Саарская область – интегрироваться во французскую финансово-экономическую систему, а в Вюртемберге создано федеративное государство. Из всех держав Франция более всего была заинтересована в расчленении и ослаблении Германии, поскольку за свою историю неоднократно воевала с Германией и эти войны как правило заканчивались для Франции плачевно. Генерал Шарль де Голль в октябре 1945 года даже заявил, что надеется на то, что Франция больше никогда не увидит сильную Германию.

Уже в 1946 г. отношения между вчерашними союзниками стали стремительно ухудшаться. Советский Союз остановил поставки продовольствия в западные оккупационные зоны, после чего Великобритания и США приняли решение об объединении своих оккупационных зон в единую Бизонию. Были созданы объединенные органы управления, перед которыми стояла основная задача улучшения экономики и нормализации условий жизни на оккупированных американскими и британскими войсками территориях.

Одной из главных задач, которые ставили перед собой и британская, и американская военные администрации, было сохранение промышленного и особенно военно-промышленного потенциала «старой» Германии, которым союзники стремились воспользоваться в своих целях, а именно – для грядущего противостояния советской экспансии в Европе. Поэтому в английской и американской оккупационных зонах лишь в одном 1947 году были скрыты от учета около 450 военных заводов. Им предстояло сформировать костяк будущей военной промышленности Западной Германии.

Франция довольно долго не присоединялась к совместному англо-американскому проекту объединения оккупационных зон. Лишь 3 июня 1948 года Франция приняла решение объединить западную оккупационную зону с Бизонией, в результате чего была создана Тризония. Великобритании и США удалось «подкупить» Францию обещанием создания коллективного органа управления Рурской областью без привлечения Советского Союза. Великобритания, США и Франция, создав Тризонию, соглашались с планом Маршалла и дальнейшей экономической модернизацией Германии под контролем западных держав. При этом Саарская область, на которую Франция имела особые виды, оставалась под французским протекторатом еще почти 10 лет – до 1957 года. 7 сентября 1949 года на основе Тризонии была создана Федеративная Республика Германия. В истории послевоенной Европы была перевернута новая страница, на которой оккупационным зонам предстояло стать суверенными государствами.

В советской зоне оккупации вплоть до 1948 года активно проводилась политика денацификации, в рамках которой производилось очищение местного административного аппарата от бывших активистов НСДАП, а также от потенциальных противников Советского Союза, включая представителей буржуазных политических партий. Создание Федеративной Республики Германия Советским Союзом было встречено негативно. Земли, входившие в состав советской оккупационной зоны, не признали образование и конституцию ФРГ, после чего 15 −16 мая 1949 года прошли выборы делегатов Немецкого народного конгресса. 30 мая 1949 года Немецкий народный конгресс принял Конституцию Германской Демократической Республики. В состав ГДР вошли пять земель, находившихся под управлением советской военной администрации – Саксония, Саксония-Анхальт, Тюрингия, Мекленбург и Бранденбург. Таким образом, было создано второе германское независимое государство, находившееся, в отличие от ФРГ, под идеологическим, политическим и военным контролем Советского Союза.

Таким образом, в действительности раздел Германии был осуществлен скорее по инициативе западных держав, очень боявшихся прихода к власти в послевоенной Германии левых сил и превращения ее в дружественную Советскому Союзу страну. Именно Иосиф Сталин еще на Тегеранской конференции показал себя последовательным противником расчленения Германии на независимые государства, а в 1945 году, уже после победы, заявил о том, что Советский Союз не собирается ни расчленять, ни уничтожать Германию. Лишь когда Запад открыто пошел на создание на своих оккупационных зонах нового германского государства, Советскому Союзу не оставалось иного выхода, кроме как поддержать создание Германской Демократической Республики.

На сорок с лишним лет на месте Германии образовалось два независимых государства, одно из которых принадлежало к западному блоку, а другое – к социалистическому лагерю. ФРГ стала одним из ключевых военно-политических союзников США в Европе и фундаментом НАТО. Предательская политика советского руководства на рубеже 1980-х – 1990-х гг., в свою очередь, привела к тому, что ГДР прекратила свое существование, войдя в состав ФРГ, но Запад своих обещаний не выполнил – ФРГ осталась в НАТО, на ее территории остались американские базы и войска, она до сих пор играет важнейшую роль в антироссийской военной стратегии США в Европе.

Вторая мировая война сыграла отрицательную роль на жизни всего населения мира, особенно страшный урок война преподала немецкому народу. Ее последствия для Германии оказались чрезвычайно тяжелыми: только убитыми она потеряла 7 млн человек, сотни тысяч людей погибли в концлагерях, более 2 млн стали инвалидами войны; в стране были уничтожены жилые дома, промышленные предприятия, средства транспорта, электростанции и т.д.

Материальные потери дополнялись всеобщим финансовым истощением, поскольку военные действия поглощали ежегодно 1 150 млрд марок. Налоговое бремя с 1938 по 1944 год возросло в два с половиной раза, и в 1943 году его объем составил 42,7 млрд марок. Эти налоговые поступления не могли восполнить неизбежный бюджетный дефицит. Для его покрытия правительство широко использовало систему внутренних займов и кредитов, что увеличивало и того огромный государственный долг. Так, если в 1939 году он составлял 30 млрд марок, в 1943-м - 195 млрд, то в 1945 году - 390 млрд рок, что почти в пять раз превышало национальный доход 1938 г.

Как и все воюющие страны, Германия вовсю использовала печатный станок, прибегая к испытанному средству - эмиссии бумажных денег, которых за годы войны было выпущено в обращение на 39,2 млрд марок, вследствие чего уровень инфляции достиг 600 отношению к довоенному периоду. Продолжительность рабочего составляла 16 и более часов, а заработная плата оставалась на уровне 1940 года.

Непрекращающиеся военные действия, потери в живой силе и технике сказывались на экономике Германии самым пагубным образом. Очень остро ощущалась нехватка рабочих рук на производстве, в связи с чем из оккупированных стран насильно депортировались миллионы людей. За 1940-1944 годы численность иностранных рабочих военнопленных увеличилась с 1 млн до 7,5 млн человек, притом население Германии в 1941 году составляло 69 млн человек.

Начиная с 1943/44 хозяйственного года в Германии резко обострилась проблема нехватки продовольствия. Сельское хозяйство страны явно не обеспечивало потребностей фронта и тыла, поэтому немецкие войска занимались прямым грабежом на захваченных территориях. При этом они не только пополняли продовольственные резервы действующей армии, но и отправляли хлеб, скот, овощи, картофель Германии. Однако это не могло в достаточной мере удовлетворять потребность населения в продуктах питания и в самых необходимых товарах.

С осени 1944 года началась всеобщая дезорганизация экономики: железные дороги испытывали дефицит вагонов и локомотивов, так они в основном выполняли перевозки военной техники, боеприпасов, военнослужащих и раненых, и их явно не хватало для доставки топлива, сырья и полуфабрикатов на заводы, фабрики, электростанции. Государственные заказы по выпуску военной техники все чаще не выполнялись, а с января 1945 года промышленные предприятия и вовсе остановились. В апреле 1945 года немецкая экономика окончательно рухнула, а 8 мая 1945 года был подписан акт о безоговорочной капитуляции Германии.

Таким образом, в ходе Второй мировой войны Германия потерпела не только военно-политическое, но и экономическое поражение. Она вступала в новую послевоенную историю с огромным грузом преступлений, совершенных по отношению ко многим странам, с разрушенной экономикой, с потерпевшей крах агрессивной политикой и идеологией фашизма.

Принципы послевоенного переустройства Германии были разработаны главами трех стран антигитлеровской коалиции - СССР, США в Великобритании в ходе встреч в Тегеране (1943), Ялте и Потсдаме (1945), в соответствии с которыми предусматривалась ее полная демилитаризация. Военные преступники предстали в 1945-1946 годах в Нюрнберге перед Международным трибуналом, осудившим и разоблачившим преступную сущность нацизма.

В соответствии с решениями глав великих держав Германия была разделена на четыре оккупационные зоны, куда были введены войска стран-победительниц СССР, США, Великобритании и Франции. Советская зона включала в себя восточные земли страны, британская - северо-западные, французская - западные, американская - южные. Для решения текущих вопросов в каждой зоне назначался главнокомандующий оккупационными войсками от соответствующей страны. Общие вопросы решались совместно в рамках Контрольного совета, который состоял из всех главнокомандующих (маршала Жукова, фельдмаршала Монтгомери, генерала Ж.М. де Латра де Тассиньи и генерала армии Д. Эйзенхауэра).

Постепенно между странами-победительницами стали нарастать противоречия, вызванные различным подходом к организации хозяйственной жизни в их зонах. Под давлением советской администрации в восточной зоне экономика стала развиваться по советскому образцу, и в трех остальных зонах - по рыночному. В декабре 1946 года между США и Англией было заключено "соглашение Бирнса-Бевина", по которому американская и британская зоны объединялись в Бизонию. Это соглашение вступило в силу с 1 января 1947 года, а в феврале 1948 года к нему присоединилась Франция. Данное объединение получило название Тризонии. Контрольный совет фактически прекратил свое существование.

На основе Тризонии стали формироваться структуры будущего западногерманского государства. Решающим шагом к его созданию были проведенные летом 1948 года в этих зонах согласованные с оккупационными администрациями денежная реформа и реформа цен. В сентябре 1949 года в границах Тризонии была провозглашена Федеративная Республика Германия (ФРГ). На территории советской зоны в октябре 1949 года была образована Германская демократическая Республика (ГДР.). Тем самым было положено начало более чем 40-летнему расколу Германии на Западную и Восточную и созданию особого государственного образования - Западный Берлин.

Полная демилитаризация, предусмотренная в решениях глав государств антигитлеровской коалиции, означала прежде всего ликвидацию предприятий военно-промышленного комплекса и сохранение исключительно заводов и фабрик, выпускающих мирную продукцию. Германия, как и после Первой мировой войны, вновь лишалась ранее захваченных территорий, она должна была выплатить странам-победительницам в качестве возмещения убытков 20 млрд долл, причем не только в денежной форме, но и в виде машин, техники, оборудования, изъятых с промышленных предприятий.

Итак, экономическое положение Германии после войны было катастрофическим. Города лежали в руинах, большая часть промышленных предприятий была разрушена или демонтирована. Объем промышленного производства в 1946 году составил около 1/3 от уровня 1939 года, сельское хозяйство было отброшено почти на 30 лет. Выплавка стали сократилась в 7 раз, добыча угля - в 2,2 раза и т.д.

Оккупационные власти не торопились развивать экономику на подконтрольных им территориях. В 1946 году производственные мощности в американской зоне использовались лишь на 26%, во французской - на 15-20%, в английской зоне, куда входила Рурская область показатели были практически такими же. Более того, еще в конце 1945 года английская администрация взяла под свою юрисдикцию угольные шахты Рура, а в августе 1946 года - и всю металлургическую промышленность.

"В послевоенной Германии очень остро стояла продовольственная проблема. Составители отчета об экономическом положении Западной Германии, преследовавшего цель получения американской помощи, в 1947 году предлагали даже переселить из страны 20 млн человек, которым угрожала голодная смерть. Западные страны были вынуждены ежегодно привозить в свои оккупационные зоны и с большим трудом распределять по карточкам продукты питания и самые необходимые предметы потребления общей стоимостью 1 млрд долл". Будущий канцлер ФРГ Л. Эрхард вспоминал: «Это было время, когда мы в Германии занимались вычислениями, согласно которым на душу населения приходилось раз в пять лет по одной тарелке, раз в двенадцать лет - пара ботинок, раз в пятьдесят лет-по одному костюму. Мы вычисляли, что только каждый пятый младенец может быть завернут в собственные пеленки и что лишь каждый третий немец мог надеяться на то, что он будет похоронен в собственном гробу (Эрхард Л. Благосостояние для всех - М., 1991. - с. 23).

Гиперинфляция и острый дефицит практически всех товаров привели к тому, что денежное обращение в стране было сведено на нет. Повсюду господствовал "черный рынок", на котором можно было путем обмена приобрести любую продукцию. Натуральные отношения преобладали при обмене между отдельными предприятиями, в сфере транспорта и услуг, при оплате труда рабочих и т.д.

В хозяйственной жизни царил полный хаос, поскольку в стране одновременно функционировало несколько порой противоречащих друг другу экономических "порядков", а рычаги управления экономикой были сосредоточены параллельно в руках немецких органов самоуправления и оккупационных властей. Толпы людей бесцельно бродили среди развалин городов. Стало назревать народное недовольство, поэтому оккупационные власти уже в 1946 году начали постепенно передавать уцелевшие предприятия в частное владение при сохранении государственных лимитов на сырье и оборудование.

Именно в это время встал вопрос об оказании помощи европейским державам, чья экономика была не только разрушена, но и полностью деформирована под влиянием милитаризации производства. Такую помощь были способны оказать лишь США, которые в годы войны увеличили свое могущество, заняв ведущие позиции в мире. Американское правительство, не собираясь заниматься благотворительностью, выдвинуло программу экономического сотрудничества, направленную прежде всего на возрождение европейской экономики. Американцы выступили с лозунгом "восстановления и развития Европы". Во главе группы разработчиков этой программы стоял бывший начальник генштаба США в годы Второй мировой войны генерал Джордж Кэтлеп Маршалл (1880-1959), назначенный госсекретарем США в 1947 году, отсюда и название программы - план Маршалла. Следует подчеркнуть, что Германия очень умело использовала странную помощь. Правительство страны направляло эти средства в основном не на потребление, а на развитие и обновление производства. Известны данные, согласно которым каждый доллар, полученный Германией по плану Маршалла, принес экономический разных хозяйственных секторах от 10 до 20 долл.