Павловская денежная реформа 1991. Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике

Денежная реформа 1991 года в отечественной истории известна под названием Ее так называют по имени премьер-министра который инициировал ее проведение. Это был Валентин Павлов. С января по апрель проводился обмен денежных купюр крупного номинала.

Предпосылки для проведения реформы

Инициатором денежной реформы 1991 года был непосредственно министр финансов, которого звали Предполагалось, что удастся использовать эффект неожиданности, чтобы максимально эффективно осуществить рублевую реформу и наладить стабильное обращение денежных средств в Советском Союзе. Это была одна из главных предпосылок денежной реформы 1991 года.

При этом удивительно, что накануне этого распоряжения сам Павлов неоднократно публично заявлял о том, что не будет проводить никакой денежной реформы. На тот момент он занимал пост министра финансов.

Однако 14 января Павлова повысили, он стал премьер-министром Советского Союза. Так руководство страны планировало закрепить проведение политических и финансовых реформ, которые должны были стабилизировать обстановку в стране.

Цели проводимой реформы

Данная денежная реформа в СССР преследовала несколько целей. Одной из первоочередных задач, которую ставило перед собой правительство, было обеспечить избавление от избыточной денежной массы, которая находилась в стране в свободном обращении. Это была одна из главных целей денежной реформы 1991 года. Предполагалось, что за счет этого удастся расправиться с дефицитом, образовавшемся в стране на товарном рынке.

При этом формальным поводом для проведения денежной реформы в 1991 году была заявлена борьба с фальшивыми денежными купюрами, которые якобы массово ввозили из-за рубежа.

Большинство исследователей и историков уверяют, что никаких достоверных подтверждений этому найдено не было.

Условия проведения реформы

Указ о фактическом начале денежной реформы в СССР подписал президент Михаил Горбачев. Это произошло 22 января. Советские рубли, выпущенные в 1961 году, номиналом в 50 и 100 рублей изымались из обращения. В 21.00 о подписании этого указа официально объявили по Центральному телевидению. На тот момент практически все магазины и банки были закрыты. Самые находчивые в первые часы после этого начали обменивать имевшиеся у них купюры номиналом по 50 и в кассах метров, в железнодорожных вокзалах и у таксистов. Они воспользовались тем, что большинство водителей и кассиров, которые были на работе, о начале реформы ничего не знали.

Еще часть граждан смогла сбыть советские рубли, отправив их денежными переводами в отделениях почты при вокзалах, которые, как правило, работали до полуночи. Самые находчивые и изворотливые покупали билеты на поезда и самолеты по высокой цене, на самые дальние расстояния, а после приходили сдать эти билеты обратно и получить на руки уже ликвидные деньги.

Правила обмена

При этом во время денежной реформы 1991 года были оглашены официальные правил обмена наличных. За них можно было получить мелкие купюры того же года выпуска либо аналогичные купюры современного образца.

Однако для проведения этого обмена были установлены строгие ограничения. Во многом из-за них подвергалась такой сильной критике денежная реформа 1991 года.

Во-первых, на обмен отводилось всего 3 дня - с 23 по 25 января. Последний был пятницей. К тому же поменять можно было не более тысячи рублей на одного человека. После окончания этих сроков обменивать старые купюры разрешалось только в специально организованных для этого комиссиях. Срок был установлен до конца марта.

Ограничения в Сберегательном банке

Параллельно была резко ограничены сумма, которые имели права снимать в советском Сберегательном банке граждане. В течение месяца каждый вкладчик мог снять не более 500 рублей. В условиях денежной реформы 1991 году жители Советского Союза имели право хранить свои сбережения в нескольких кассах одновременно. В том числе они могли находиться в разных городах. Для того чтобы вкладчики не снимать деньги выше установленной суммы, на последних страницах советского паспорта сотрудники сберегательных касс начали делать особые пометки о движениях по вкладам - сколько денег сумел снять его владелец.

2 апреля произошло еще одно важное событие, ставшее следствием Павловской реформы 1991 года. Заранее о ней никого не предупредили, поэтому удалось резко снизить валютный курс рубля, существовавший на тот момент.

Итоги реформы

Основным итогом денежной реформы 1991 года стало то, что планы правительства удалось реализовать только частично. В результате проведения конфискационной процедуры удалось вывести 14 миллиардов рублей наличными.

Предполагалось, что эффект полной неожиданности поможет справиться со спекулянтами, а также "левыми" доходами, контрабандой, фальшивомонетничеством, фактами коррупции. На деле основным итогом реформы стало практически полное разочарование большинства людей в своем правительстве.

К тому же, реформы Павлова продолжались и после этого. Уже 2 апреля СССР установил новые цены, которые оказались в три раза выше предыдущих. Советское правительство сделало это также неожиданно.

Купюры нового образца

Одними из первых денежных знаков образца 1991 года стали купюры номиналом 50 и 100 рублей. Они пришли на смену старым, которые активно изымались из оборота. После этого в обращении остались купюры 1961 года начиная от 1 до 25 рублей. При этом сохранялись металлические монеты.

Со временем появились новые купюры 1991 года достоинством в 1, 3, 5, 50 и 100 рублей, которые отличались от старых весьма незначительно, преимущественно только оттенком. На них отсутствовали надписи на языках народов союзных республик, как это было ранее, появились и некоторые другие нюансы.

Также появились купюры, которые до этого не ходили в обращении в Советском Союзе с 1920-х годов - в 200, 500 и 1 000 рублей. Новую купюру номиналом в 25 рублей решили больше не выпускать.

Государственный банк начал выпуск и монет нового образцы с 1991 года. Они также отличались от прежних, в первую очередь номиналом. 10 копеек делались из железа и покрывались латунью. 50 копеек, один и пять рублей были из никелевого сплава, а 10 рублей - из биметалла.

Творец реформы

В сознании большинства советских граждан эта денежная реформа прочно ассоциируется с именем премьер-министра Советского Союза Валентина Павлова. Он вошел в истории, как единственный человек, который был премьер-министром СССР. До него такой должности просто не существовало, а вскоре после 1991 года Советский Союз попросту развалился.

Биография Павлова показательна для советского чиновника. Он родился в семье медсестры и шофера в 1937 году. Получил образование в Московском финансовом институте, окончив финансово-экономический факультет.

После вуза занимал должность инспектора государственных доходов в одном из столичных райисполкомов, отсюда и начал строить свою карьеру. В начале 60-х годов перешел в министерство финансов РСФСР. В 1986 году занял пост первого заместителя министра финансов СССР. В 1989 году он стал министром финансов, в 1990 году - членом ЦК КПСС.

Реформы Павлова

Павлов проводил немало реформ. Он многое сделал для формирования большого количества институтов советского государства. В частности, участвовал в формировании налоговой инспекции, коммерческих банков, Пенсионного фонда, а также активно занимался привлечением инвестиций, участвовал в создании и регулировании кооперативов и первый совместных предприятий.

Но, конечно, денежная реформа больше всего запомнилась большинству горожан. Примечательно, что в ночь после объявления этого указа в Москве отключили телефонную связь. Решения Павлова вызвали огромный ажиотаж, привели к росту недовольства во всей стране.

Еще одна акция, которая вызвала серьезные недовольства политикой Павлова в стране, это повышение в два-три раза цен на основные услуги и потребительские товары. Из-за этого Павлова можно считать крайне непопулярным политиком в стране в то время.

Участие в ГКЧП

Павлов был одним из участников ГКЧП. В отличие от многих других членов Государственного комитета по чрезвычайному положению в СССР, Павлов не полетел к Горбачеву в Форос. Более того, он заболел и возложил в тот день свои обязанности на Виталия Догужиева, который на тот момент занимал пост первого вице-премьера.

22 августа по указу Горбачева Павлов был освобожден от должности премьер-министра. После этого у его больничной палаты дежурили силовики. 23 августа стало официально известно о его аресте, Павлова перевезли в тюрьму "Матросская тишина", где к тому времени находились и другие участники ГКЧП.

Верховный Совет утвердил отставку Павлова 28 августа, это автоматически привело к отстранению от работы всего правительства. На допросе Павлов отказался признать свою вину, заявив, что никакого заговора попросту не было.

В 1993 году после ознакомления с делом Павлова освободили из следственного изолятора, в феврале 1994 года его амнистировали решение Государственной думы первого созыва.

Работа на других должностях

После освобождения Павлов занял пост президента "Часпромбанка", покинув его после того, как у банка отозвали лицензию. В середине 90-х годов он занимал пост советника "Промстройбанка", позже был сотрудником различных экономических институтов, был заместителем председателя Вольного экономического общества.

В 2002 году у него случился инфаркт, но уже в январе следующего года он сумел вернуться к работе, активно обсуждал участие в предстоящих выборах в Государственную думу, но в марте у него случился обширный инсульт. Три недели врачи боролись за его жизнь, но безуспешно, 30 марта он скончался. Павлова похоронили в Москве на Пятницком кладбище. Ему было 65 лет.

Те, кто лично знал и работал с Павловым, вспоминали, что это был профессионал, который знал толк в экономике и финансах. Например, российский банкир и экономист Виктор Геращенко, который четырежды за свою карьеру становился руководителем Государственного банка (сначала дважды Госбанка СССР, а затем еще два раза Госбанка России), в своих мемуарах писал, что у Павлова был весьма своеобразный характер. При этом он часто принимал решения, основываясь исключительно на своих личных убеждениях, не советуясь ни с помощниками, ни с другими специалистами, разбиравшимися в этой области.

Так случилось и во время замены купюр номиналом в сто и пятьдесят рублей. Примечательно, что Геращенко подчеркивал, что знал Павлова еще с института, где они вместе играли в баскетбол. Несмотря на то что это командный вид спорта, в работе Павлов был исключительно индивидуалистом, редко к кому-то прислушивался, даже если была возможность получить дельный и полезный совет. За это его неоднократно критиковали, возможно, индивидуализм сыграл с ним злую шутку, ведь многих ошибок можно было бы избежать, если бы он более тщательно просчитывал возможные последствия своих решений.

Экономические реформы в стране

Денежная реформа, которой посвящена эта статья, стала одним из первых знаковых преобразований в России в начале 90-х. Среди других важных экономических реформ необходимо отметить переход к рынку, который Ельцин объявил в 1992 году. Затем, уже после формирования нового правительства, активно проводить новые экономические реформы начал

С 1992 года россияне узнали о таких понятиях, как ваучерная приватизация, либерализация цен, гиперинфляция. В январе вступил в силу указ о свободной торговле. Чуть позже была официально утверждена государственная программа приватизации предприятий.

Экономическая политика, которую проводили демократы в России, многими не одобрялась, часто подвергалась острой критики. В этом плане денежная реформа, устроенная премьер-министром Павловым в 1991 году, стала первой в списке непопулярных методов власти.

Конфискационную реформу января 1991 года, которую в Советском Союзе принято называть по фамилии первого и последнего премьер-министра СССР "павловской", многие считали одной из причин провала "августовского путча" ГКЧП и крушения сверхдержавы. Сегодня, когда в мире раскручивается маховик второй волны экономического кризиса, эти события приобретают особый подтекст.

У последней черты

Начало 1991 года ничего хорошего трещащему по швам Советскому Союзу не обещало.

Самая большая в мире супердержава быстро и уверенно катилась к своему развалу. На национальных окраинах Империи разгорались межэтнические столкновения, в гигантских очередях за всем на свете давилось население одной шестой части суши, ограничение продажи качественного алкоголя заставило традиционно пьющих советских людей упрямо глушить все, что хотя бы отдаленно напоминало спиртной напиток и безудержно спиваться от суррогата. Экономические реформы забуксовали окончательно, перестройка проваливалась, гласность добивала разоблаченные сталинистские останки КПСС.

Дефицит был глобальный. Народ уже не желал зрелищ - только бы хлеба. Квартирные воры перестали уносить из домов заношенные вещи и перешли на содержимое холодильников. Преступность шла к кооперации с цеховиками и властью, превращаясь в советскую мафию. Из первых кооператоров вырастали первые миллионеры. Из последних налетчиков - первые бизнесмены.

Армия и милиция разлагались вместе с обществом, не понимая, кого защищать и за кого воевать. В народе ходили упорные слухи о выводе "золота партии" за границу и вложении его в прибыльные зарубежные компании. Общество с надеждой смотрело на Запад, Запад благосклонно поощрял торжественное шествие к пропасти конкурирующей с ним Империи.

Полуголодная, полуодетая, злая от нахлынувшей правды безнадежно больная страна вкатывалась в 90-е годы XX века.

Переход от плановой экономики к рыночной на рубеже 1980-1990 годов в огромной полуголодной стране, с детства приученной к дефициту и очередям, проходил крайне болезненно и с большими материальными жертвами для населения. Почти 300 миллионов жителей, за исключением тонкой прослойки партийной и региональной элит, не могли обеспечить себя в достаточной мере продовольственными и промышленными товарами. Пустые полки магазинов стали привычным зрелищем для советских людей позднего СССР, а скромные зарплаты не позволяли им покупать продукты на дорогих колхозных рынках и в первых коммерческих магазинах-"комках".

При этом сложно назвать граждан СССР заката социализма "обществом потребления", требовавшим большого количества материальных благ. Люди жили от зарплаты до зарплаты, стремясь обеспечить семью в первую очередь достойным питанием, во вторую - крышей над головой.

В широких массах росло недовольство и озлобление, грозившее вылиться в голодные бунты против любой власти, которая не в состоянии будет их в первую очередь накормить и обеспечить товарами первой необходимости. Зарплату, однако, тогда платили аккуратно - ее задержка точно могла стать детонатором для социального взрыва. Но наличие постоянно обесценивавшихся "деревянных" рублей на руках при отсутствии товаров в магазинах делало их бессмысленной макулатурой.

По мнению доктора экономических наук, профессора Южного федерального университета Вячеслава Вольчика, "существовала избыточная денежная масса, природа которой была в нарастающих дисфункциях институтов плановой экономики. Хаотические и непоследовательные рыночные реформы разрушали систему централизованного планирования, но почти не способствовали созданию рыночных механизмов регулирования и институтов".

"Никакой подготовки к реформе не ведется"

Официальной причиной финансовой реформы называлась борьба с фальшивыми банкнотами, "забрасываемыми недругами из-за рубежа", а также с нетрудовыми доходами граждан. Так было легче объяснить задумку с точки зрения привычной советской идеологии тех лет. Неофициально все прекрасно понимали, что необходимо было избавиться от избыточной денежной массы напечатанных в конце 1980 годов купюр для исполнения социальных гарантий, скопившихся на руках населения и разгонявших дефицит товаров народного потребления.

Главным мотором реформы стал 53-летний министр финансов Валентин Павлов, называвший себя сторонником "государственного капитализма". С августа 1986 года он возглавлял Госкомитет СССР по ценам и был в курсе не идеологического, а реального положения дел и давно выискивал различные способы изъятия у населения необеспеченных товарами денежных средств.

В качестве вариантов фигурировали порядка десятка различных концепций, от уже обкатанных на других странах, так и самых парадоксальных. Одна из них, например, предусматривала введение так называемых "параллельных денег" по образцу золотого червонца 1920-х годов, но в безналичном обороте. Другая - простое конфискационное аннулирование всех старых денег без их обмена и механизма кредитного эмиссионного регулирования (на опыте ФРГ и жесткой реформы 1948 года канцлера Конрада Аденауэра, фактически ликвидировавшего таким образом "черный рынок"). Третья - компромиссный вариант в виде компенсационного обмена с изменением масштаба национальной валюты и изъятия накоплений сверх строго установленной денежной суммы.

Реформа была необходима, - утверждает Вячеслав Вольчик, - Но реформа не должна быть только денежной. В СССР в то время давно назрели глубокие структурные реформы в экономике. Это, прежде всего, реформы в сфере экономической координации и ценообразования. Необходимо было начать "выращивание" рыночных институтов, которые впоследствии позволили бы сформироваться рынкам не только потребительских товаров, но и факторов производства.

Сам Валентин Павлов, придя на пост министра финансов в июле 1989 года, постоянно носился с идеей реформы, которая, по его задумке, должна была не только ограничиваться изъятием избыточной денежной массы, но и привести к повышению цен с учетом себестоимости товаров и услуг. Более того, особо министр настаивал на том, чтобы провести обмен в максимально сжатые сроки, дабы хранящиеся гражданами не в банке, а "в кубышке" денежные накопления либо не успели, либо не сумели сдать в полном объеме. В Минфине не сомневались, что подавляющей массе населения из мизерных зарплат копить нечего - держать под подушкой заначки в крупных купюрах способны лишь "бесчестные люди".

Реально проблемы с инфляцией и обнищанием населения начались в 1988-м с появлением кооперативов, - считает известный экономист, руководитель компании экспертного консультирования Михаил Хазин. - Не с каждого конкретного кооператора, а с самой модели, при которой можно было деньги из государственных предприятий выкачивать через кооперативы. Чтобы в условиях кризиса финансировать социальные проекты, государство довольно много напечатало денег в конце 1980-х. Они тоже концентрировались у части населения, мягко говоря, не совсем законными способами. И павловская реформа, в том числе, должна была эти деньги отсечь.

При этом министр прибег к старой "страшилке", подав летом 1990 года секретную записку президенту Михаилу Горбачеву и председателю Совета министров СССР Hиколаю Рыжкову. В ней он объяснял необходимость обмена именно 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года тем, что якобы именно эти банкноты в большом количестве вывезены за границу, а в СССР сосредоточены в руках теневого капитала. Председатель Совмина запросил таможню о пересечении наличности через границу. Оттуда ему сообщили, что из страны как правило утекают алые десятирублевые купюры, а не желтоватые "сотенные".

Препирательства по поводу радикализации реформ сначала отправили Рыжкова в больницу с обширным инфарктом, а оттуда - в отставку стремительно теряющим популярность Горбачевым, которому необходим был человек, взваливший бы на себя ответственность за будущие непопулярные шаги.

Амбициозный Валентин Павлов с его реформой как раз прекрасно подходил на эту роль. Его и утвердили премьером 14 января 1991 года. Аккурат на следующий день после штурма группой "Альфа" вильнюсского телецентра, повлекшем за собой многочисленные жертвы среди населения литовской столицы. Это потом уже расследование установит, что в спину мирного населения с крыш домов стреляли провокаторы из националистического движения "Саюдис". Но на тот момент приход к руководству правительства "госкапиталиста" уже прочно связали с 15 убитыми и 600 ранеными в Вильнюсе. Впрочем, сам будущий реформатор Валентин Павлов сразу же начал руководство кабинетом с откровенной дезинформации.

Никакой подготовки к реформе не ведется, - уверял он с высокой трибуны. - Во-первых, денежная реформа - это только часть комплекса мероприятий, направленных на оздоровление экономической ситуации, и изолированное ее проведение без решения других задач ни к чему не приведет. Во-вторых, проведение реформы обойдется государству примерно в 5 миллиардов рублей. В-третьих, существующие мощности по выпуску дензнаков позволяют накопить необходимое количество новых денег в течение трех лет.

Журналисты деловых изданий указали премьеру на запечатанные кипы банкнот, которые им удалось запечатлеть на фото в различных банках, ссылались на неназванные источники в финансовой сфере. Но "единожды солгавшему" Павлову вторил тогдашний председатель правления Госбанка СССР Виктор Геращенко, на всех углах опровергавший слухи о предстоящей реформе.

Потом все это вранье объясняли "повышенной секретностью операции".

Ни веры, ни надежды, ни любви

Привыкшая к традиционному идеологическому лицемерию, мало что сведущая в рыночной экономике страна смутно подозревала некий подвох со стороны руководящей и направляющей партии. Доверия первые лица государства у рядовых советских граждан уже не вызывали. Информация о подготовке денежной реформы просачивалась из финансовых структур через знакомых, и кое-кто успевал обменять "полтинники" и "сотки" загодя. Один из ростовских криминальных авторитетов, попросивший называть его Гариком, рассказал корреспонденту "РГ", что за два дня до объявления реформы один из "подшефных" кооператоров показывал ему домашний секретер, доверху набитый мелкими банкнотами, разменянными "теневиками" через банковские каналы. Накануне "акции" часть населения успела сбросить часть "реформированной" наличности в кассах метро, железнодорожных вокзалов, у таксистов, в магазинах. Но таковых были единицы.

О будущей реформе все подозревали, но никто не знал точно, когда каким образом ее будут проводить. Это обсуждалось в транспорте, на производстве, в колхозах, вузах, экспедициях, в армии, но большая часть обсуждающих сходилась на том, что с одной стороны "копить вроде нечего", с другой, "все равно обманут". Истина конечно же была где-то рядом.

22 января президент Горбачев подписал указ об изъятии из обращения 50- и 100-рублевых купюр образца 1961 года и обмене их на более мелкие банкноты или купюры нового образца. При этом обмен наличности в сумме до 1 тысячи рублей осуществлялся только в течение трех дней - со среды по пятницу 23-25 января, а снятие наличности в Сбербанке ограничивалось 500 рублями. До конца марта можно было поменять деньги уже в специальных комиссиях, которые рассматривали каждый неуложенный в отведенные сроки случай в отдельности (командировка, экспедиция, состояние здоровья и прочее). Одновременно необходимо было доказать, откуда у человека взялась сумма свыше 1 тысячи рублей.

Указ президента зачитали в 21.00 в вечернем выпуске программы "Время", когда почти все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

Самые сообразительные в панике бросились спасать свои кровные. Кто отправлял перевод на имя жены на все "паленые" купюры, кто покупал несколько билетов на поезд или самолет на разные рейсы, чтобы затем их сдать. Но это успели сделать лишь единицы, ибо времени было лишь до полуночи.

С утра среды в сберкассы выстроились гигантские очереди, в которых стояли "делегаты" от трудовых коллективов, отправленные менять деньги целых бригад. Ставка организаторов реформы на "рабочий день" себя частично оправдала - многие физически не смогли добраться от станка до банка, до своих тайников и кладов.

Впрочем, где-то местные власти пошли навстречу трудящимся, и деньги меняли на почте, на производстве. В очередях возникали потасовки, кому-то становилось плохо, и правительство тогда материли, на чем свет стоит.

По утверждению того же Гарика, имеющего за плечами 17-летний "стаж" пребывания в местах отдаленных, в ростовской колонии строгого режима ее начальнику предлагали взятку в размере 500 тысяч рублей за то, чтобы он на сутки под "честное воровское" отпустил одного из здешних "сидельцев" для того, чтобы поменять тюремный "общак". Тот отказался. Почему начальник не взял столь внушительный куш, стоит только догадываться. Может действительно взыграла тогда еще не ставшая анахронизмом профессиональная гордость? А может и просто испугался, посчитал это за тонкую провокацию. Взятка на такую сумму тянула на "расстрельную" статью при любых погонах.

Способ проведения реформы был абсолютно неправильным с сегодняшней точки зрения, - считает Вячеслав Вольчик. - Но если рассуждать, как тогдашнее советское руководство, то другого способа проведения денежной реформы просто не существовало. Практически все советские реформы носили конфискационный характер. И реформа 1991 года не была исключением.

В итоге изъять из обращения удалось порядка 14 миллиардов рублей, хотя по замыслу организаторов реформы обмену подлежало 51,5 из 133 миллиардов наличных банкнот (39 процентов).

Одновременно и вклады в Сберегательном банке были заморожены. На них начислялись 40 процентов годовых, но деньги можно было получить наличными... только в следующем году. А что с ними произошло после 1 января 1992 года все помнят.

Помимо этого, национальный доход по сравнению с 1990 годом уменьшился на 20 процентов, а дефицит государственного бюджета в 1991 году составлял, по разным оценкам, от 20 до 30 процентов валового внутреннего продукта.

Интересно, что после завершения обмена премьер Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР. Более того, в рамках второго этапа реформы так же без предварительного объявления уже со 2 апреля в СССР втрое выросли цены на товары народного потребления, которые десятилетиями оставались стабильными. Это привело к совершенной утрате всякого доверия к правительству у населения, посчитавшего себя дважды ограбленным. По опросам общественного мнения, именно "павловская реформа" послужила одной из основных причин провала попытки государственного переворота, предпринятого консервативной частью Политбюро ЦК КПСС и правительства в августе 1991 года. Примечательно, что в составе ГКЧП тогда фигурировал и неудавшийся реформатор Валентин Павлов...

Может быть, неоднозначно это покажется, - вспоминал он потом, - но дело заключается в том, что очень мало кто в то время понимал и верил в то, что вопрос идет не об идеологии. Вопрос не идет о формах собственности, о хозяйствовании, о реформах, а вопрос идет о государстве.

Но это все было потом. А тогда, в конце января 1991 года жители страны прощались не только с пропавшими "заначками", но и с частью своего общего прошлого. Жители Владикавказа (только что переименованного из советского Орджоникидзе) до сих пор вспоминают, как утром 26 января 1991 года, через день после прекращения обмена купюр, к зданию Госбанка подошел хорошо одетый мужчина с чемоданом. Открыл его, вывалил в снег гору пятидесятирублевок и поджег ее на потеху прохожим. Вместе с ними горела в пламени самого дорогого в Северной Осетии костерка и вера в "ум, честь и совесть нашей эпохи".

22 января 1991 г. началась последняя советская денежная реформа, получившая название "павловской" в честь ее создателя, министра финансов, а впоследствии премьера правительства СССР Валентина Павлова. Это была конфискационная денежная реформа, которая преследовала цель избавиться от "лишней" денежной массы, находившейся в наличном обращении, и хотя бы частично решить проблему дефицита на товарном рынке СССР. Формальной причиной для проведения реформы была объявлена борьба с фальшивыми рублями, якобы завозимыми в СССР из-за рубежа.

22 января 1991 года Михаил Горбачев подписал Указ "О прекращении приема к платежу денежных знаков Госбанка СССР достоинством 50 и 100 рублей образца 1961 года и ограничении выдачи наличных денег со вкладов граждан". О подписании Указа было сообщено в программе "Время", когда практически все финансовые учреждения и магазины уже были закрыты.

После завершения обмена крупных денег Павлов выступил в печати с обвинениями в адрес западных банков в скоординированной деятельности по дезорганизации денежного обращения в СССР.

В результате реформ планы правительства реализовались лишь частично: конфискационная процедура позволила изъять из обращения 14 миллиардов наличных рублей (приблизительно 10,5 % от всей массы или чуть менее 17,1% от запланированных к изъятию 81,5 миллиардов).

2 апреля 1991 года, были в 2-4 раза повышены цены на продовольственные товары, транспорт, коммунальные услуги.

В декабре 1991 года эксперты газеты "КоммерсантЪ" подвели итоги всего 1991 года и выяснили, что с учетом "павловской" реформы цены за год выросли в 7,8 раза . При этом наибольший вклад в ценовую гонку внесли отнюдь не рыночные факторы, а различного рода форс-мажорные обстоятельства, такие как обмен купюр и официальные заявления о предстоящих катаклизмах в денежном обращении.

Произошло падение жизненного уровня населения. К концу 1991 г. экономика СССР оказалась в катастрофическом положении. Ускорялось падение производства. Национальный доход по сравнению с 1990 г. уменьшился на 20%. Дефицит государственного бюджета, т. е. превышение государственных расходов над доходами, составлял, по разным оценкам, от 20% до 30% валового внутреннего продукта (ВВП). Нарастание денежной массы в стране грозило потерей контроля государства над финансовой системой и гиперинфляцией, т. е. инфляцией свыше 50% в месяц, которая могла парализовать всю экономику.

Главным последствием реформы стала утрата доверия населения к действиям правительства . Многие политики и историки считают, что политические и финансовые реформы, проводившиеся в СССР в 1991 г., окончательно подорвали доверие граждан СССР к союзному руководству и оказали значительное влияние на дальнейшие события (августовский путч, Беловежское соглашение).

Материал подготовлен на основе информации открытых источников


14 января 1991 г. на пост Председателя Правительства СССР был назначен Валентин Павлов, ранее - президент всесоюзного экономического общества.

Занимавший ранее пост Министра финансов СССР, Павлов уже прорабатывал различные варианты изъятия «избыточной денежной массы».

К 1991 г. на волне кооперации уже сложилась небольшая прослойка дельцов, обладавших значительными суммами. Кроме того, в условиях товарного дефицита, когда деньги потратить в общем-то особо не на что у населения на руках оказалась огромная сумма денег, которую невозможно было отоварить.

В интервью для программы «Время», комментируя необходимость проведения реформы, Валентин Павлов отметил, что по его мнению купюры номиналом 50 и 100 рублей являются «важнейшим элементом теневой экономики» поскольку обслуживают денежный оборот в непрозрачных сферах экономики.

При этом по оценкам Председателя Правительства СССР купюры номиналом 50 и 100 рублей составляли «более трети» от находившихся в наличном обороте купюр.

Предполагалось, что изъятие из оборота наличных денег снизит инфляцию, а так же ударит по теневой экономике.

Суть реформы заключалась в следующем: 22 января 1991 г., вечером по Центральному телевидению СССР в программе "Время" было объявлено о том, что «в интересах подавляющего большинства населения страны», купюры номиналом в 50 р. и 100 р. 1961 г. выпуска не будут приниматься «во все виды платежей» через каких-то 3 часа, т.е. с 0 часов 23 января.


Чтоб не потерять абсолютно все деньги, имевшиеся в таком номинале, населению была предоставлена призрачная возможность обменять «полтинники» и «стольники» 1961-го года на купюры более мелкого номинала того же 1961 г. выпуска или того же номинала, но образца 1991 г.

Срок, отведённый на обменные операции, был крайне мал и неудобен (3 рабочих будних дня, со среды по пятницу). Естественно, что не все сумели разменять свои накопления. Таким образом, в давках у заветных окошек сберкасс, население потеряло часть своих средств, отложенных «на чёрный день».


В вопросе размена денег люди шли на всевозможные ухищрения, например, срочно разменивали деньги у таксистов, ещё не слышавших об указе.

Указ был обнародован 22 января в программе «Время» т.е. в 21 час вечера, однако оборот купюр прекращался только в 0 часов 23 января – таким образом, самые оборотистые получили 2-3 часа на проведение таких махинаций как денежные переводы самому себе, покупка билетов в железнодорожных кассах, кассах «Аэрофлота» и тому подобное.

Кроме того, павловская реформа подразумевала ограничения на снятие наличных денег со счётов в Сберегательной кассе, где так изящно в своё время рекомендовалось хранить деньги гражданам СССР. Теперь каждый вкладчик мог снять со своего счёт не более 500 р. в месяц.

Павловская реформа была призвана изъять из обращения излишнюю денежную массу. В итоге из оборота было извлечено 14 миллиардов наличных рублей, однако другим результатом этой реформы стало обрушившееся окончательно доверие населения к действиям правительства.


Кроме того, возникали нарекании и к практическому проведению денежной реформы в жизнь.

Так например, в выпуске программы «Время» от 23 января демонстрировался сюжет о том, что некоторые сберегательные кассы не проводили обмен купюр 23 числа, сославшись на то, что «никаких распоряжений не было».

Паника, вызванная срочной необходимостью обмена купюр, привела копределённому падению трудовой дисциплины и соответственно производительности труда. Оно и понятно – людей вполне обоснованно волновало будущее «кровно заработанных» и дела на работе отходили на второй план.

Последующее увеличение темпов эмиссии рублей в 1991 г. свело на нет весь смысл реформы. В своей книге «Гибель империи» Егор Гайдар приводит
следующие данные по денежной эмиссии в 1991 г.: апрель – 4,77 млрд., май – 5,50млрд., июнь - 18, 74 млрд. (Гайдар Е.Т. Гибель империи, М.: РОССПЭН, 2006, стр.367)

А уже через 2 месяца - 2 апреля 1991 г. выйдет постановление о новых государственных розничных ценах, взвинтившее цены в магазинах в среднем в 3 раза.

Из-за последующей эмиссии, павловская реформа не привела к уменьшению денежной массы, при этом именно в ходе этой реформы у населения СССР по сути были конфискованы значительные личные сбережения.

Многие помнят, в каком году павловская реформа привела к окончательному обнищанию советского народа. Ее принято именовать по фамилии первого и, собственно, последнего премьер-министра Советского Союза. Рассмотрим далее, что собой представляла павловская реформа 1991: причины, этапы, последствия преобразований.

Ситуация в стране

Начало 1991 г. ничего хорошего разваливавшемуся не предвещало. На окраинах страны участились межэтнические столкновения, в магазинах был глобальный дефицит, люди выстраивались в огромные очереди. Экономические преобразования Горбачева ни к чему не привели, перестройка не состоялась. Правительство пыталось перейти с плановой на рыночную систему хозяйствования. Однако институционально государство оказалось к этому не готово - в стране отсутствовали нужные люди и органы. Подавляющая часть населения не могла обеспечить себя достаточным количеством продовольственных и промышленных товаров. Люди привыкли к пустым полкам. Единственное положительное явление в то время - стабильная выплата скромной зарплаты. Безусловно, руководство страны понимало, что, если начать задерживать и оплату труда, то это выльется в массовые протесты. А этого правительство никак не могло допустить. Люди между тем не требовали большого количества материальных благ. Население СССР привыкло к ограничениям, дефициту, изоляции. Все жили от получки до получки, стремясь обеспечить свои семьи в первую очередь продуктами, во вторую - жильем. По мнению проф. Вольчика, природа существовавшего избытка денежной массы обуславливалась нарастающими дисфункциями институтов планового режима хозяйствования. Непоследовательные и хаотические преобразования разрушали централизованную систему, однако при этом не способствовали формированию рыночных регулятивных механизмов и институтов.

Почему началась павловская реформа 1991 года?

Денег в стране было много. Однако в сложившихся кризисных условиях они постоянно обесценивались и превращались в бессмысленную макулатуру. В качестве официальной причины называлась борьба с поддельными банкнотами, "вбрасываемыми из-за рубежа". Кроме этого, правительство решило изъять нетрудовые доходы граждан. Такая постановка причин была наиболее привычной для советской идеологии. Неофициально всем было ясно, что ключевая цель - ликвидация банкнот, напечатанных в конце 80-х гг. для выполнения соцгарантий, накопившихся у населения и усиливавших дефицит продуктов народного потребления.

Организатор преобразований

Автором реформы стал Валентин Павлов, 53-летний "сторонник министр финансов. С 1986 г. он руководил Госкомитетом СССР по ценам. Соответственно, он знал не идеологическое, а реальное положение дел. Павлов уже давно искал разные способы изъятия денежных средств у населения, необеспеченных товарами. Заняв министерский пост в июле 1989-го, он постоянно обдумывал идею преобразования. По его плану, реформа включала не только изъятие избыточных денег, но и способствовать повышению цен, принимая в расчет себестоимость услуг и товаров.

Варианты преобразований

Павловская г. предполагала несколько концепций. Среди них были и те, которые ранее использовались в других странах. Разрабатывались и достаточно парадоксальные концепции. К примеру, в качестве одного из вариантов было введение "параллельных денег" по примеру 20-х гг., но в безналичном обращении. Другая концепция предполагала просто конфискационное аннулирование прежних банкнот без обмена и механизма эмиссионного кредитного регулирования. Такие преобразования проводились в 1948 г. в ФРГ канцлером Аденауэром. В результате фактически был ликвидирован Был еще один, компромиссный вариант, по которому могла идти павловская реформа 1991 года. Денег, компенсация которых предполагалась в рамках строго установленной суммы, особо у людей не было. Однако руководство предполагало провести обмен с изменением масштаба нацвалюты. При этом предусматривалось изъятие сбережений сверх строго определенной суммы. Министр настаивал на скорейшем проведении преобразований, чтобы средства, хранящиеся не в банках, а "в кубышках", люди или не успели бы, или не сумели бы сдать полностью. Минфин не сомневался, что у большей части населения из мизерных зарплат копить нечего, а держать в крупных купюрах заначки могут только "бесчестные люди".

Обоснование преобразований

Павловская реформа 1991 должна была утверждаться Горбачевым. Для этого ее необходимо было обосновать. Павлов использовал давно известный способ. Летом 1990-го он подал на имя Горбачева и Рыжкова секретную записку. В ней министр объясняет необходимость обмена исключительно 50-ти и 100-рублевых купюр 1961 г. в. тем, что именно они в огромном объеме вывозятся за рубеж. Рыжков, будучи в то время председателем Совмина, запросил подтверждение таможенных органов. Оттуда сообщили, что границу, как правило, пересекают десятирублевые банкноты, а не сотенные. Началась дискуссия, в результате которой Рыжков был отправлен в отставку. Горбачеву, стремительно теряющему популярность в массах, необходим был человек, который взял бы на себя ответственность за предстоящие шаги. Павлов превосходно подходил на эту роль. 14 января 1991 г. его кандидатура была утверждена на пост премьер-министра.

Руководство кабмином

Павлов начал деятельность на посту премьер-министра с дезинформации. С высокой трибуны он уверял, что никакой подготовки к будущим реформам не проводится. Он говорил о том, что финансовые преобразования - только часть всего комплекса мероприятий, которые ориентированы на оздоровление экономики. Изолированное проведение реформы денег без решения прочих задач бессмысленно, так как не приведет ни к каким результатам. Кроме этого, премьер говорил о том, что преобразования обойдутся экономике в 5 млрд руб. И в завершение своей речи он указывал на то, что существовавшие в то время мощности по выпуску банкнот позволят накопить нужный объем новых дензнаков в течение трех лет.

Волнение в народе

Советские граждане, уже давно привыкшие к идеологическим выпадам руководства, плохо понимающие суть рыночной экономики, все же чувствовала какой-то подвох со стороны партии. Первые лица государства уже перестали пользоваться каким бы то ни было доверием. Сведения о предстоящей реформе просачивались через знакомых, поэтому некоторые граждане успели поменять свои "сотки" и "полтинники" заранее. Накануне объявления об обмене часть населения успела "разменять" наличность в кассах вокзалов и метро, в магазинах, у таксистов. Однако таких "счастливчиков" были единицы. Все подозревали о реформе, но никто не знал ни когда, ни как ее будут проводить. Грядущие перемены обсуждали везде: на транспорте, в вузах, в колхозах, на производстве, в армии. Большая часть населения приходила с одной стороны к выводу, что "копить, собственно, нечего", а с другой - "обманут все равно".

Павловская реформа денег: ход "акции"

22 января Горбачев подписывает указ, в соответствии с которым из оборота изымаются 50-ти и 100-рублевые банкноты 1961 г. в. и обмениваются на более мелкие новые купюры. С этого момента началась павловская реформа 1991. Денег у населения оказалось меньше, чем предполагали. Обмен наличности в сумме до 1 тыс. руб. производился только три дня - с 23 по 25 января (со среды по пятницу). При этом снятие денег со счетов в Сбербанке было ограничено 500 руб. Обмен был разрешен до конца марта, но в специальных комиссиях. Они рассматривали каждый случай пропуска установленного срока в отдельности. Вместе с этим гражданину необходимо было рассказать, откуда он взял сумму более 1 тысячи. Президентский указ зачитали в 9 вечера, когда практически все организации уже не работали. Самые сообразительные граждане в панике начали спасать свои деньги. Кто-то срочно отправил перевод, кто-то купил несколько билетов на самолет или поезд на разные рейсы, чтобы впоследствии их сдать. Однако все это успели сделать только единицы.

Процесс обмена

Павловская реформа создала огромные очереди уже на утро 23 января. В кассы Сбербанка стояли "делегаты" трудовых коллективов, которые меняли купюры целых бригад. Расчет руководства на рабочие дни частично оправдался. Многие граждане просто не успевали добраться от производства до касс. Однако в некоторых районах местная администрация шла навстречу населению. Обменные пункты были открыты на производстве, в почтовых отделениях. В самих очередях возникали конфликты, кому-то становилось плохо. В итоге павловская денежная реформа позволила изъять у населения около 14 млрд руб. По замыслу организаторов, конечно, предполагалось конфисковать больше 51.5 млрд из 133 млрд (порядка 39 %). Павловская реформа, кроме этого, включала в себя заморозку банковских накоплений. На эти средства начислялось 40 % годовых. Однако получить их можно было не ранее следующего года.

Результаты

Павловская реформа резко сократила национальный доход. В сравнении с 1990 г. он уменьшился на 20 %. Вместе с этим значительно увеличился бюджетный дефицит. По различным оценкам, на 1991 г. он составил 20-30 % ВВП. Когда павловская реформа завершилась, ее организатор выступил с обвинениями в адрес зарубежных банков, упрекая их в скоординированной деятельности, направленной на дезорганизацию обращения наличности в СССР. В рамках второй стадии преобразований без какого-либо предварительного объявления со 2 апреля в стране резко подскочили цены на продукты народного потребления при том, что в течение десятилетий они оставались на стабильном уровне. Все это привело к абсолютной потере всякого доверия к руководству партии. Население считало себя ограбленным дважды.

Заключение

Как показывают результаты общественного мнения, павловская реформа стала одной из ключевых причин неудачи государственного переворота. Он, как известно, был предпринят консерваторами из правительства и Политбюро ЦК КПСС в 1991 г. Примечательно, что среди членов ГКЧП присутствовал и реформатор Валентин Павлов. Впоследствии он говорил, что в то время мало кто осознавал и верил в то, что решался не идеологический вопрос. В конце января 91-го население страны прощалось не только с пропавшими дензнаками, но и с частью своего прошлого. Люди, живущие во Владикавказе, ставшие свидетелями этих событий, и сейчас часто вспоминают, как 26 января, спустя день после всеобщего ажиотажа, у здания Госбанка появился хорошо одетый человек с чемоданом. Он открыл его и высыпал на снег кипу 50-рублевых банкнот и поджег их. С точки зрения современности, как считает Вольчик, такая форма проведения реформ абсолютно неприемлема. Однако если оценивать ситуацию так, как это делало прежнее руководство, то иного способа финансовых преобразований просто не было. Почти все реформы СССР отличались конфискационным характером. И эта "акция" начала 90-х не стала исключением.