Понятие бедности. Абсолютная и относительная черта бедности

Бедность населения - одна из основных глобальных проблем, которая остается нерешенной, несмотря на определенные успехи в развитии мирового хозяйства в последние десятилетия. Даже само понятие бедности может трактоваться по-разному в зависи­мости от целей его использования. Большое влияние на трактов­ку определения бедности оказывает социальная политика, про­водимая в стране. В связи с этим статистика бедности является одним из наиболее сложных разделов социальной статистики.

При оценке бедности используется несколько подходов. Пер­вый подход - абсолютная бедность - считает бедными тех, кто не в состоянии обеспечить себя суммой благ для удовлетворения ос­новных потребностей в пище, одежде, жилище, для сохранения здоровья и ведения умеренно активной трудовой жизни. Абсо­лютно бедным считается тот человек, доходы которого находятся ниже некоторого установленного минимума. При использовании критерия абсолютной бедности уровень бедности и численность бедных зависят от границы бедности, официально установлен­ной государством, которая, в свою очередь, зависит от финансо­вых возможностей государства.

Таким образом, при изучении абсолютной бедности необхо­димо решить две основные задачи:

Разработать показатель, который может быть использован в ка­честве границы бедности;

Выбрать систему показателей для сравнения с границей бедности.

Методы построения границы бедности могут быть объедине­ны в четыре группы: нормативные, статистические, социологические и смешанные. Нормативные методы предполагают установление государством норм потребления в соответствии с рекомендациями экспертов или исходя из своих ресурсных возможностей. Статистические методы позволяют оценить степень рас­слоения по уровню жизни различных групп населения. Социоло­гические методы основываются на обработке мнения населения о степени своей материальной недостаточности. И, наконец, сме­шанные методы представляют собой комбинацию перечисленных выше подходов.

Второй подход - относительная бедность. При этом подходе исходят из сложившихся соотношений в распределении доходов по различным группам населения и определяют на этой основе уровень средних доходов наименее обеспеченных групп. В отли­чие от концепции абсолютной бедности, в данной концепции, по сути, признается неустранимость бедности как социального явле­ния. Абсолютная граница бедности может быть преодолена при проведении соответствующей государственной политики, тогда как относительная граница бедности будет существовать всегда. В большинстве развитых стран устанавливается именно относи­тельная, а не абсолютная национальная граница бедности. Со­гласно концепции относительной бедности человек (семья, до­мохозяйство) считается бедным в том случае, если средства, ко­торыми он располагает, не позволяют ему вести образ жизни, принятый в обществе. В рамках данной концепции для определе­ния черты бедности используется показатель среднего, или меди­анного, личного располагаемого дохода. Например, в США граница относительной бедности соответствует 40% медианного дохода, во многих странах Европы - 50%. В Скандинавских странах с их социально ориентированной экономикой граница бедности оп­ределяется равной 60% медианного душевого дохода.


Третий подход - субъективный, основан на обследованиях об­щественного мнения об уровне низких или недостаточных дохо­дов.

В России в настоящее время при оценке бедности учитывают­ся не только денежные доходы и расходы домашних хозяйств, но и суммы истраченных на текущее потребление сделанных ранее накоплений, условно исчисленная стоимость потребленной продукции собственного производства и натуральных трансфертов. В качестве границы бедности в РФ рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, необходимый для приобретения научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг, необходимых для поддержания жиз­недеятельности человека.

Величина прожиточного минимума используется в качестве одного из критериев оценки степени социального расслоения на­селения. В этом случае величина прожиточного минимума слу­жит границей для выделения групп домашних хозяйств с дохода­ми, кратными его величине.

Критерием отнесения лица или домашнего хозяйства к груп­пе населения, находящейся в состоянии крайней бедности или нищеты, является или уровень среднедушевых доходов в два или более раза ниже величины прожиточного минимума, или кало­рийность потребляемых продуктов питания ниже научно обосно­ванных минимальных физиологических норм.

Традиционно основным показателем, сопоставляемым с ве­личиной прожиточного минимума в России, был среднедушевой денежный доход.

Наряду с соотношением среднедушевых денежных доходов и прожиточного минимума Госкомстатом России определяется численность и доля населения с денежными доходами ниже про­житочного минимума:

Величина прожиточного минимума в среднем на душу населения

Среднедушевой денежный доход по балансу денежных доходов и расходов населения

По сгруппированным данным доля населения с доходами ни­же прожиточного минимума определяется с использованием формул расчета ранговых характеристик рядов распределения. Любые ранговые характеристики рядов распределения (квартили, децили, процентили и т.д.) определя­ются по аналогичным формулам:

Где - соответствующая ранговая характеристика

Нижняя граница интервала, в котором находится ранговая характеристика

Величина интервала

Номер ранговой характеристики

Накопленная частость интервала, предшествующего тому, в котором находится ранговая характеристика

Частость интервала, в котором находится ранговая характеристика

Применительно к задаче оценки доли населения со среднеду­шевыми доходами ниже прожиточного минимума формула может быть записана следующим образом:

Где - численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума

Численность населения со среднедушевыми доходами ниже прожиточного минимума может быть получена также с использо­ванием плотности распределения, которая в данном случае ха­рактеризует численность населения, приходящуюся на единицу длины интервала по среднедушевому доходу.

С 1997 г. Госкомстатом России наряду со среднедушевыми де­нежными доходами используется показатель располагаемых ре­сурсов домашних хозяйств. Использование показателя располага­емых ресурсов позволяет учесть при оценке бедности не только денежные поступления, но и стоимость натуральных поступле­ний, а также сбережения. Использование этого показателя поз­воляет более корректно учесть масштабы распространения бед­ности.

Еще одним показателем бедности, имеющим большое значе­ние при разработке программ социальной поддержки малоиму­щего населения, является дефицит дохода бедных домохозяйств определяемый как сумма денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домашних хозяйств до границы бед­ности. Дефицит дохода определяется по следующей формуле:

где С - величина прожиточного минимума в среднем по всем половозра­стным группам населения;

- доля населения с доходами ниже прожиточного минимума;

- общая численность населения;

Доля суммарного дохода, приходящаяся на население с доходами ниже прожиточного минимума;

Среднедушевой денежный доход.

Показатель дефицита дохода рассчитывается по отдельным типам домашних хозяйств, поскольку на размер дефицита дохода каждого конкретного домашнего хозяйства оказывают влияние состав и сочетание половозрастных характеристик отдельных его членов. В действующей статистической практике в России опре­деляются следующие показатели дефицита:

Денежного дохода всего населения (в абсолютном выражении и в % от общего объема денежных доходов населения);

Распределение (структура) объема дефицита по различным группам д/х;

Денежных доходов на одно домашнее хозяйство;

Денежных доходов на одного члена домашнего хозяйства;

Располагаемых ресурсов на одно домашнее хозяйство;

Располагаемых ресурсов на одного члена домашнего хозяйства.

Отношение дефицита дохода к границе бедности называется промежутком низкого дохода. Промежуток низкого дохода ис­пользуется для временных и территориальных сопоставлений. Отношение промежутка низкого дохода, умноженного на чис­ленность бедного населения, к ВВП или объему социальных рас­ходов бюджета позволяет оценить сумму социальных трансфер­тов, необходимых для реализации программ борьбы с бедностью. Для домашнего хозяйства в целом с учетом величины прожиточного минимума, размера и состава домохозяйства по полу и возрасту его членов определяется порог бедности. Порогом бедности называют средневзвешенную величину из прожиточных минимумов членов конкретного домашнего хозяйства.

В качестве сводных показателей оценки бедности могут быть использованы коэффициент бедности, индекс глубины бедности, индекс остроты бедности и синтетический индикатор бедности.

Общий вид формулы измерителей бедности был предложен Фостером, Триером и Торбеке. Формула выглядит следующим образом:

где Р а - показатель (мера) бедности;

а - параметр, показывающий вид показателя бедности;

- граница бедности для -го д/х, определяемая как вели­чина ПМ д/х в среднем на душу населения, рассчитанного с учетом половозрастного состава д/х;

- среднедушевой доход -го д/х с уровнем доходов ниже ПМ;

- количество бедных домохозяйств;

Н - общее количество домохозяйств;

Номер каждого домохозяйства.

Используя эту формулу, можно определить три показателя бедности:

коэффициент бедности, или доля бедных д/х в общем их количестве

Использование этого показателя не позволяет оценить, на сколько доходы бедного населения ниже границы бедности, а характеризует только степень распространения бедности:

индекс глубины бедности

индекс остроты бедности

Индекс остроты бедности в отличие от индекса глубины бедности придает больший удельный вес д/х с более значительным дефицитом доходов.

А. Сен предлагал объединить абсолютный и относительный подходы к оценке бедности. Он детально рассмотрел подходы к учету следующих факторов при оценке бедности: распространен­ности бедности как социального явления, уровня материальной недостаточности бедных и степени их расслоения по доходам. Синтетический индикатор бедности, предложенный Сеном (Sen-индекс), учитывает воздействие перечисленных выше факторов и является наиболее общей характеристикой бедности:

где - доля бедного населения;

N - средний дефицит дохода в % к границе бедности (промежу­ток низкого дохода);

- средний доход бедных домохозяйств;

Р - граница бедности;

р - коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Для целей международных сопоставлений Всемирным бан­ком разрабатываются универсальные критерии бедности. Со­гласно классификации Всемирного банка в развивающихся стра­нах бедными считаются те, кто живет менее чем на 1 долл. в день. По оценкам Всемирного банка, из 6 млрд. человек населения пла­неты 2,8 млрд. чел., т.е. почти 50%, живет на менее чем 2 долл. США в день, а 1,2 млрд. чел. - пятая часть населения - на менее чем на 1 долл. США в день.

В следствии того, что концепция бедности по доходам не дает полного отражения такого социального явления как бедность широкое распространение в мировой практике получила концепция депривации, т.е. оценки бедности через относительные лишения. Эта оценка основывается на анализе степени удовлетворе­ния потребностей в конкретном обществе. Сам перечень лише­ний определяется или экспертным путем, или с помощью самих респондентов. Основоположник концепции бедности по лише­ниям П.Таунсенд указывал, что «индивиды и группы населения могут быть названы бедными, когда у них не хватает ресурсов для получения полноценного рациона питания, жилья, услуг и для жизнедеятельности, привычной или, по крайней мере, широко распространенной и одобряемой обществом, к которому они принадлежат».

В рамках концепции человеческого развития бедность рас­сматривается как многогранное явление, которое не может быть сведено исключительно к доходам, поэтому были предложены два комплексных показателя - индексы нищеты ИНН-1 и ИНН-2. Индекс ИНН-1 определяется для развивающихся стран, индекс ИНН-2 - для развитых стран. Эти индексы представляют собой интегральные показатели, отражающие различные аспекты ли­шений в жизни человека по следующим основным элементам: долголетие, образование, адекватные условия жизни.

В качестве компонентов индекса ИНН-1, определяемого для развивающихся стран, используются следующие показатели:

Доля лиц, не доживающих до 40 лет – Р;

Доля неграмотных в общей численности населения - Р 2 ,

Составной показатель материальной обеспеченности - Р 3 , включающий в себя следующие показатели:

доля населения, не имеющего доступа к безопасной воде - Р;

доля населения, не имеющего доступа к медицинским услугам - ;

доля детей в возрасте до 5 лет с недостаточным весом - Рзз.

Показатель материальной обеспеченности Р определяется как средняя арифметическая из частных показателей, его состав­ляющих:

Для расчета индекса нищеты населения ИНН-1 предложена следующая формула:

Индекс нищеты показывает, какая доля населения страны или региона испытывает лишения в трех основных сферах жиз­недеятельности - здоровье, образовании и материальном благо­получии.

Поскольку характер лишений зависит от уровня социально-экономического развития стран, для промышленно развитых стран был предложен другой индекс - ИНН-2. При его построении учитываются те же аспекты лишений, что и при построении ИНН-1, но с учетом социально-экономической специфики промышленно развитых стран. Кроме того, при построении ИНН-2 учитывается еще и аспект социальной изоляции. Расчет ИНН-2 базируется на следующих показателях:

Доля лиц, не доживающих до 60 лет –

Доля функционально неграмотного, т.е. неспособного понимать прочитанное населения в общей численности взрослого населении -

Доля бедных по доходам (черта бедности устанавливается на уровне 50% медианного располагаемого личного дохода) - Р 3 ;

Уровень застойной безработицы (с продолжительностью 12 ме­сяцев и более) -Р 4 .

Критериями для определения нижней границы материальной обеспеченности и численности населения, доходы которого не превышают эту границу в России, является показатель величины прожиточного минимума.

Прожиточный минимум характеризует минимальный уровень доходов, обеспечивающих здоровое питание и поддержание нормального (приемлемого) уровня жизни, и представляет собой абсолютную черту бедности.

Официальные оценки прожиточного минимума в Российской Федерации осуществляются с 1992г., когда указом президента РФ Правительству предписывалось «разработать республиканский минимальный потребительский бюджет исходя из набора потребительских товаров и услуг, удовлетворяющие основные материальные и духовные потребности», а также «определить уровень прожиточного минимума, дифференцированного по основным социальным группам и характеризующего минимально допустимые границы потребления важнейших материальных благ и услуг».

В основу расчетов прожиточного минимума была положена стоимость так называемой «продовольственной корзины». В нее были включены продукты питания (с указанием натуральных минимальных объемов их потребления), обеспечивающие необходимую калорийность и удовлетворение потребностей различных групп населения в пищевых веществах, а также позволяющие организовать здоровое питание при минимальных затратах. При формирование продовольственной корзины использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения, рекомендации Всемирной организации здравоохранения и сложившаяся структура питания населения с учетом фактического потребления продуктов в малоимущих семьях. Продовольственная корзина была сформирована для следующих категорий населения: мужчины и женщины трудоспособного возраста, пенсионеры (без разделения по полу), дети 0-6 лет и 7-15 лет.

Продовольственная корзина включала в себя продукты питания, объединенные в 11 агрегированных групп: хлебопродукты, картофель, овощи, фрукты и ягоды, мясопродукты, рыбопродукты, молокопродукты, яйца, сахар и кондитерские изделия, масло растительное, маргарин, прочие продукты питания (соль, перец и т.д., составляющие 5% общей стоимости набора продуктов питания). Энергетическая ценность набора составляла 2237кКАЛ в среднем на душу населения, в том числе: 2720 кКАЛ - для мужчин трудоспособного возраста, 2138 кКал - для женщин трудоспособного возраста, 1980 кКал - для пенсионеров.

Другими составляющими прожиточного минимума являлись расходы на непродовольственные товары, услуги, обязательные платежи и сборы. Они рассчитывались исходя из стоимости продовольственной корзины и долей этих видов затрат в общей величине прожиточного минимума.

  • 1. расходы на продукты питания - 68%
  • 2. расходы на непродовольственные товары - 19%
  • 3. расходы на оплату услуг - 8%
  • 4. расходы на налоги - 5%.

Метод расчетов, основанный на использовании данных о стоимости продовольственной корзины, использовался для оценки величины прожиточного минимума в целом по России и в субъектах России с 1992г. по 1999г. включительно. Расчеты производились для трех основных социально-экономических групп населения - трудоспособного населения, пенсионеров, детей и в среднем на душу населения.

С 2000г. порядок определение прожиточного минимума и его назначение регулируется Федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». В соответствии с ним величина прожиточного минимума определяется ежеквартально и устанавливается органами государственной власти: Правительством РФ - а целом по России и органами исполнительной власти субъектов РФ - в субъектах России.

Согласно закону величина прожиточного минимума представляет собой стоимостную оценку потребительской корзины, а также обязательные платежи и сборы.

Потребительская корзина включает в себя минимальные наборы продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности.

Таким образом, основной отличительной способностью нового порядка определения прожиточного минимума явился переход от продуктовой корзины к потребительской, включающей, помимо набора продуктов питания, также наборы непродовольственных товаров и услуг.

Потребительская корзина разрабатывается как в целом по России, так и в субъектах РФ. В целом по России она устанавливается федеральным законом, а в субъектах России - законодательными органами субъектов РФ.

Состав потребительской корзины определяется с учетом:

  • 1. научных рекомендаций по минимальным объемам потреблению и перечню товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности;
  • 2. фактического объема потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в малоимущих семьях (по данным обследования бюджетов домашних хозяйств);
  • 3. объективных различий в потреблении продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг в субъектах России, определяемых природно-климатическими условиями, национальными традициями и местными особенностями.

При формировании минимального набора продуктов питания использовались действующие в Российской Федерации нормы физиологических потребностей в пищевых веществах для различных групп населения и рекомендации всемирной организации здравоохранения. Состав продуктов питания практически не претерпел изменения по сравнению с 1992г. Энергетическая ценность минимального набора продуктов питания также не претерпела значительных изменений и составила 2730кКал для трудоспособных мужчин, 2110кКал для женщин, 2000кКал - для пенсионеров, 1580кКал - для детей от 0-6лет, 2360кКал для детей 7-15 лет.

Формирование минимального набора непродовольственных товаров осуществлялось исходя из:

  • 1. удовлетворения потребности населения в непродовольственных товарах с учетом возрастных особенностей;
  • 2. сложившегося уровня обеспеченности непродовольственными товарами малоимущих семей;
  • 3. минимальной обновляемости, минимального разнообразия, низкой розничной цены, доступности товара для потребителя.

Минимальный набор непродовольственных товаров подразделяется на непродовольственные товары индивидуального и общесемейного пользования. К непродовольственным товаром индивидуального пользования относится одежда и обувь, а также школьно-письменные товары; к непродовольственным товарам общесемейного пользования - постельное белье, товары культурно-бытового и хозяйственного назначения, предметы первой необходимости, санитарии и лекарства.

Для каждого товара, включенного в минимальный набор непродовольственных товаров, установлены его количество и срок износа. Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства включаются в набор в процентах от общей величины расходов на непродовольственные товары.

Минимальный набор услуг представлен в потребительской корзине жилищно-коммунальными и транспортными услугами. Также он содержит позицию «другие виды услуг». К жилищно-коммунальным услугам отнесены обеспеченность жильем, отопление, холодное и горячее водоснабжение и водоотведение, газо- и энергоснабжение. Другие виды услуг (услуги образования, связи, услуги по ремонту одежды и обуви, посещение парикмахерских, бань, прачечных, кинотеатров и др.) включены в минимальный набор услуг в процентах от общей величины расходов на услуги.

Субъекты РФ формируют свои потребительские корзины самостоятельно с учетом изложенных выше принципов. В целях обеспечения единства методологических подходов к формирования общероссийской и региональных потребительских корзин проекты потребительских корзин субъектов России проходят экспертизу в Минтруде России.

Натуральные объемы потребления товаров и услуг, представленные в потребительской корзине, не предназначены для использования при организации продовольственного обеспечения и бытового обслуживания населения. Потребительская корзина представляет собой скорее всего, будет далека от представлений конкретного человека о минимальном уровне потребления.

Единственное назначение потребительской корзины - оценить величину прожиточного минимума. Для этого минимальные объемы потребления каждого товара и услуги, представленные в потребительской корзине, умножаются на сложившийся в отчетном периоде уровень цен на них. Регистрацию потребительских цен для стоимостной оценки потребительской корзины осуществляет Федеральная служба государственной статистики РФ.

С принятием Федерального закона «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», помимо традиционной функции индикаторов уровня жизни населения, прожиточный минимум приобрел новый статус. Закон наделил этот показатель функциями социального норматива учитываемого при разработке и реализации федеральных и региональных социальных программ, установлении минимальных государственных гарантий в области доходов. Так, величина прожиточного минимума предназначена для обоснования установленных на федеральном уровне социальных выплат: минимального размера оплаты труда, пенсий, стипендий и др. Она также является критерием для оказания социальной помощи малоимущим гражданам, назначения детских пособий и жилищных субсидий.

В России стало больше бедных. Их число в 1-м квартале 2015 года выросло до 22 млн человек, то есть доход каждого седьмого жителя страны опустился ниже прожиточного минимума. Об этом на прошлой неделе заявила вице-премьер России Ольга Голодец. Одновременно правительство готовит оптимизацию (читай — сокращение) социальных льгот. Что послужило причиной роста бедности и к чему это может привести, выяснял "Огонек"


Может ли резкий спад уровня жизни из экономической проблемы превратиться в политическую, "Огонек" выяснял у Лилии Овчаровой, директора Центра анализа доходов и уровня жизни НИУ ВШЭ

— Почему власти забили тревогу именно теперь? Ведь об ухудшении ситуации говорили давно, как-никак кризис...

— Реальная майская зарплата 2015 года составила 86 процентов по сравнению с маем 2014-го. Такого падения не наблюдалось за последние 17 лет, с 1998 года. Причем зарплата начала снижаться еще в 2014-м — минус 10 процентов к 2013 году. А доходы домохозяйств сохранялись на прежнем уровне и в 2014-м, и в первые три месяца 2015-го. Но уже в апреле и реальные доходы домохозяйств тоже начали сокращаться, в мае возникла драматическая ситуация — минус 8 процентов по сравнению с маем 2014-го. Оснований для тревог более чем достаточно.

— Судя по цифрам, которые вы привели, снижение доходов отставало от снижения зарплат. Как это понимать?

— В конце прошлого года домохозяйства в связи с обесценением рубля активно формировали сбережения, в том числе и в валюте. Это стало "подушкой безопасности", которая поддерживала реальные доходы. В 1-м квартале 2015-го, когда началось снижение зарплат, люди стали продавать доллары и евро. А статистика доходов у нас такова, что суммы, вырученные от продажи валюты, относятся к доходам. Поэтому в это время, когда реальная заработная плата по сравнению с аналогичным периодом прошлого года упала на 9 процентов, а пенсия на 4 процента, реальные доходы — только на 2,6 процента. Причем продавали валюту именно те, кто использовал свои накопления для потребления. Судя по статистике за май, через пять-шесть месяцев такие сбережения закончатся, и в июле снижение реальных доходов по сравнению с июлем 2014 года будет держаться на уровне 8-10 процентов, а в августе падение может ускориться.

— Новые бедные в России — кто они?

— На этот вопрос можно ответить, наблюдая динамику зарплат и социальных выплат. В феврале 2015 года пенсии были проиндексированы на 11,2 процента, хотя инфляция с начала года ниже 15 процентов не опускается. Все остальные социальные выплаты проиндексировали с еще более низким коэффициентом — 5,5 процента. Поэтому число бедных пенсионеров увеличилось, но незначительно. Больше пострадали те, кто работает в бюджетном секторе,— там индексация зарплат в 2015 году оказалась в 3 раза ниже реальной инфляции. Но больше всего возросло число бедных среди работников низкооплачиваемых секторов экономики, прежде всего это торговля и общественное питание, а также сельское хозяйство и строительство. И, конечно, люди, оставшиеся без работы. Особенность сегодняшнего периода еще в том, что бедность больше растет в крупных городах.

— Некоторые эксперты говорят чуть ли не о сломе тренда: ведь в предыдущие годы бедность не росла, а сокращалась.

— С 1999 по 2014 год у нас был серьезный прогресс в борьбе с бедностью — доля бедного населения сократилась с 30 до 11,2 процента к 2014 году. Снижение бедности продолжилось даже в кризис 2008-го. Прежде всего сократилась бедность среди работающего населения и среди пожилых людей. Сначала о пенсионерах. Пенсионное обеспечение у нас выстроено так, что индивидуальные доходы пенсионеров не могут быть ниже регионального прожиточного минимума. Величина прожиточного минимума постоянно повышается, и на 1-й квартал 2015 года в среднем по стране составляет 10 404 рубля для трудоспособных, 7916 рублей для пенсионеров и 9489 рублей для детей. А в среднем по всему населению потребительская корзина равна 9662 рублям. Кроме того, в каждом регионе есть свои повышающие или понижающие коэффициенты. И есть компенсационные доплаты к пенсии, с помощью которых индивидуальные доходы всех пенсионеров дотягиваются до прожиточного минимума. Например, в Москве 2 млн 100 тысяч пенсионеров получают такую доплату, сегодня она обходится московскому правительству в более чем 120 млрд рублей.

Среди работающих бедность сокращалась за счет ускоренного роста заработной платы, в период кризиса 2008-2012 годов — за счет увеличения минимальной заработной платы и опережающего роста оплаты труда в бюджетном секторе.

Но есть группы населения, где мы успехов не достигли. Это семьи с детьми. Они сегодня составляют 80 процентов от общего числа бедных.

— И это несмотря на все принимаемые правительством меры по поддержке материнства и стимулированию рождаемости?

— В этом году социальные пособия (кроме пенсий) увеличились всего на 5,5 процента. Пособие по уходу за первым ребенком составляет 28,6 процента от прожиточного минимума — чуть больше 3100 рублей, а по уходу за вторым — 57,3 процента. Если мама не работает, а папы нет или у него зарплата небольшая, прожить на такое пособие очень трудно. У социологов есть понятие "риск бедности", который показывает, с какой вероятностью семья может оказаться среди бедных. В 2013 году риск бедности для семей с детьми был в 1,6 раза выше, чем для других категорий населения. Поэтому я говорю: у российской бедности детское лицо.

Вторая по численности группа населения с высоким риском бедности — это студенческие семьи без детей. А за ними — семьи безработных (людей, которые ищут работу) и, наконец, экономически неактивные люди, которые и не пытаются улучшить свое положение. Но таких немного.

— Зависит ли рост или снижение бедности от состояния экономики, от ее подъемов и спадов?

— Прямой связи нет. Обычно в развитых странах в годы экономического спада система социальной защиты смягчает удары кризиса. У нас в период с 2000 по 2007 год сокращение бедности происходило в основном за счет экономического роста. Тогда власти у нас практически игнорировали повышение пенсий, адресных выплат для бедных, минимальной заработной платы — это три основных направления монетарной социальной политики борьбы с бедностью. До 2010 года у нас действовало всего три программы поддержки бедных. Это ежемесячное пособие на детей из бедных семей — 7 процентов от прожиточного минимума ребенка, очень странный социальный трансферт, иногда его администрирование обходится дороже, чем его физический объем. Вторая программа — жилищные субсидии для бедных семей. Третья — региональные адресные пособия для бедных. А с 2010 года появилась новая и самая дорогая программа для бедных — компенсационные выплаты пенсионерам, о которых я уже говорила.

— Почему в кризис 2008-2009 годов бедность не увеличивалась, а сейчас растет?

— Мы на тот кризис реагировали нестандартно с точки зрения стороннего наблюдателя. Существенно повысили пенсии, они за два года выросли в полтора раза. Значительно увеличили заработную плату, особенно в бюджетном секторе. Поэтому ВВП падал, а бедность не росла. Но мы так поступали потому, что игнорировали эти необходимые меры политики в период бурного экономического роста. Сейчас у нас реальная заработная плата снижается уже семь месяцев подряд, но правительство пока не принимает никаких мер по поддержке бедного населения.

— Наша статистика не пытается скрыть масштабы бедности?

— Любая статистика имеет пределы точности. Для определения численности бедных Росстат собирает информацию по двум каналам. Первый — ежеквартальные обследования доходов, расходов и потребления домашних хозяйств. Опрашиваются около 50 тысяч домохозяйств в разных регионах страны. Второй пласт информации — это данные о потребительских денежных расходах населения. Оба источника имеют недостатки. Например, не все люди живут в домохозяйствах (солдаты, заключенные и т.п.), не все отвечают на вопросы. Данные о доходах тоже не вполне достоверны, поэтому Росстат больше опирается на расходы: кто и сколько покупает, известно более точно. Но сочетание двух источников позволяет получить корректировочные коэффициенты. Затем данные о доходах сравниваются с установленным законом прожиточным минимумом.

— И как определяется уровень бедности?

— У нас границей бедности считается прожиточный минимум, установленный законом. Если душевой доход ниже, значит, семья попадает в число бедных. Но бедность — это достаточно сложная категория. В мире существуют три концепции бедности. Первая — абсолютная. Это выведение неких нормативов потребления: бедные — это те, у кого не хватает денег на питание с определенным набором белков, жиров и углеводов, кто не может купить одежду и оплатить коммунальные расходы. Еще есть относительная концепция бедности — сравнение с преобладающим стандартом жизни в стране, отклонение от стандарта вниз считается бедностью. Наконец, третья — субъективная, которая опирается на суждения людей о своем материальном положении.

И в каждой из трех концепций есть монетарная и немонетарная линии бедности. Первая — это определение бедности в денежном выражении. Например, в странах Европы принята относительная монетарная бедность. То есть бедными считаются все, у кого душевые доходы ниже 60 процентов от медианного дохода (напомню, что медианный доход — это верхняя граница доходов первых 50 процентов населения, если медиана равна 25 тысячам рублей, значит, 50 процентов населения имеют доход ниже этого уровня). А немонетарная бедность определяется методом депривации, то есть лишений или социальной исключенности, когда человек, например, не может себе позволить горячее мясное блюдо два раза в неделю, не может купить лишнюю пару обуви и т.д. У европейцев насчитывается семь таких деприваций. И если у семьи четыре депривации и больше, она считается бедной. Хотя это не единственный метод определения бедности: для разных ситуаций, для разных социальных групп применяют разные методы.

В России используется абсолютная монетарная концепция бедности, определяющая стандарт выживания человека, и сегодня это 9662 рубля на человека.

— Наша страна, что при царе, что при коммунистах, всегда считалась страной с бедным населением. Но, наверное, бедность в прошлые времена и сейчас различается?

— До индустриальной эпохи, когда в экономике преобладал аграрный сектор, основную категорию бедных составляли сельские жители. Не только в России, но и в других странах. С развитием промышленности, например в Англии, стала формироваться городская бедность. В 1913 году английский экономист и реформатор Бенджамин Раунтри обосновал прожиточную минимальную потребительскую корзину для рабочего человека — что ему нужно для того, чтобы хорошо работать.

В России до 1913 года тоже преобладала сельская бедность. Но из-за наших катаклизмов городской бедности почти не было, за исключением военных лет. Советская власть из классовых соображений защищала городской пролетариат. В 1920-1930-е годы самой лучшей стратегией для людей был переезд из деревни в город. И в отличие от европейских стран в период индустриализации у нас не сформировалась городская беднота. Была всеобщая занятость, и минимальная зарплата была достаточно высокой по европейским стандартам, примерно полтора прожиточных минимума, то есть работающий человек должен был прокормить себя и "половину" ребенка. Хотя общий уровень жизни оставался низким.

Предполагалось, что за 5-6 лет трудовой деятельности человек поднимется в более высокую квалификационную группу и к рождению второго ребенка зарплата у него уже будет выше. Но были неквалифицированные работники, которым переход в более высокую группу не удавался, их зарплата не росла. И в основном из них стала формироваться советская городская бедность. В 1975 году у нас впервые появились пособия для бедных, гарантировавшие питание на уровне минимальных норм.

В 1990-е годы вся эта система сломалась. Теперь бедными стали работающие люди, в том числе и квалифицированные кадры. Они стали бедными и по отношению к другим категориям в России, и по сравнению с развитыми странами, где работники в число бедных не попадают. Проблему создавала минимальная заработная плата. Это сейчас она у нас составляет 57 процентов от прожиточного минимума, а были периоды, когда она едва достигала 14. И даже сейчас люди, которые постоянно заняты, составляют 60 процентов от общего числа бедных. Это наша российская специфика — работающие бедные.

А вторая группа бедных — это дети, их в числе бедных 36 процентов. Кстати, дети во многих странах имеют более высокие риски бедности, чем все остальные категории населения. Только в скандинавских странах, а также во Франции и Германии действуют очень серьезные программы защиты детей, и эти риски примерно такие же, как по всем категориям населения, или ниже. Но это уже вопрос социальной политики.

— Как у нас в постсоветское время менялись представления об уровне бедности?

— Изменений было много. В 1992 году мы отказались от советской методики и перешли к американской нормативно-статистической. Но в отличие от США продуктовая часть потребительской корзины у нас составляла не 33, а 57 процентов. В 2000 году мы вернулись к советской методике моделирования прожиточного минимума. Следующее изменение корзины было в 2007 году. Наконец, последнее — в 2013-м мы опять ввели нормативно-статистический метод. Только теперь продуктовая часть составила 50 процентов: в ней стало больше фруктов, овощей, мяса, меньше картофеля и хлеба. Вся корзина увеличилась в деньгах в полтора раза. Кроме того, как я уже говорила, введены разные нормативы для работающих, детей, пенсионеров. Регионы вводят свои коэффициенты, связанные с климатом и другими природными условиями.

— Как влияют показатели среднего душевого дохода на число бедных?

— Из-за высокого неравенства у нас слабо связаны динамики среднего дохода и бедности. Стратегически тренды данных показателей противоположны: при росте среднедушевых доходов бедность сокращается. Но темпы снижения бедности могут обгонять темпы роста доходов, и наоборот. Бедность особенно чувствительна к мерам социальной политики, пенсионному обеспечению, минимальной заработной плате, зарплате бюджетников и работников низкооплачиваемых секторов.

— Является ли бедность психологическим понятием? Ведь один человек может считать себя бедным при хороших доходах, а другой никогда не признается, что он беден.

— Мы давно занимаемся этой темой. Есть особенности социокультурные, а есть то, что называется реакцией на конкретный момент. По сравнению с европейцами у нас не стыдно быть бедным. Точнее, в меньшей степени стыдно. В СССР вообще считалось, что бедных нет (несмотря на то, что было введено пособие по бедности), а есть тунеядцы. Если женщина с двумя детьми, одинокая мама работала уборщицей, ее не осуждали. Считали, что виноват муж, который ее бросил. И никто не говорил: пойди-ка возьми дополнительную работу. Если не государство, то профсоюз, общественность как-то помогали. Мне кажется, негативное отношение к таким людям и фраза "сама, дура, нарожала, так не жалуйся" появились в 1990-е годы. Из этого складывалась враждебная по отношению к детям среда. Это было "реакцией на момент". Сейчас такое пренебрежительное отношение к бедным женщинам с детьми, к счастью, уходит, скорее происходит разворот в обратную сторону. В Европе осуждают людей трудоспособных, но плохо работающих и потому мало зарабатывающих.

— Может ли бедность быть поводом для протестных настроений?

— Не бедность, а резкое обеднение традиционно небедных категорий. Но люди скорее реагируют не на бедность, а на несправедливость и неравенство. Французский экономист Тома Пикетти в книге "Капитал в XXI веке" называет это "эффектом тоннеля". Если в стране идет экономический рост, на неравенство мало кто обращает внимания. Как в тоннеле, когда все едут, каждый едет, как умеет, и никого не волнует, что его обгоняют. А вот если все стоят в пробке и вдруг кто-то с мигалкой по обочине всех объезжает, хотя должен обеспечить бесперебойное движение, это всех раздражает.

Если посмотреть на наших людей в 1992-1998 годах, то хоть и были мы бедны, но тогда действовали два очень мощных драйвера развития. Первый — приватизация имущества (одним жилье и садовые участки, другим — предприятия, на которых работали, третьим — заводы, нефтяные скважины, пароходы и прочее). И второй — либерализация внешней торговли. Любой человек мог стать "челноком", закупить в Турции товары и продать здесь. И тогда мало кто обращал внимание, что кто-то приватизировал садовый участок, а кто-то — заводы. Тогда предпринимательские доходы в общих доходах населения составляли 16 процентов. Это был максимум в постсоветской России. Сейчас эти доходы — 8 процентов, и малый бизнес сжимается, несмотря на все призывы власти его развивать. В Москве еще можно открыть свое дело в ИТ или в медицине. А в провинции малый бизнес "кошмарят" так, что решаются на него только близкие к власти люди.

— Как меняется поведение людей, которые попадают в категорию бедных?

— Мы проводили такое исследование 10 лет назад. Результат был эмпирическим и требует подтверждения. Но мы увидели, что в первый год люди правдами и неправдами стараются сохранить достигнутый уровень жизни. Вот сейчас мы заметили, что новые бедные именно для этого использовали свои валютные сбережения. И, конечно, всеми силами стараются найти новую или дополнительную работу. Затем начинается следующий этап, он длится года два. Люди начинают менять структуру потребления. Например, покупают более дешевые товары. Или если раньше покупали колбасу нарезкой, теперь берут куском — так дешевле. Сменили поездки к морю за рубеж на внутренний туризм. Но потребление мяса, молока и яиц пока держат на прежнем уровне. А дальше, если за три года не удается устроиться на работу, люди стремятся искать другие источники доходов, даже незаконные. Они резко минимизируют потребление. Их восприятие сигналов рынка труда постепенно затухает, к седьмому году бедности они на них уже не реагируют. Человек привыкает к бедности, вернуть его к производительному труду очень трудно. Живет на пособия, пользуется помощью родственников и считает такой образ жизни более успешным, чем выход на работу.

— По телевизору говорят, что скоро все наладится, нефть опять вернется к высоким ценам, но о 3 млн новых бедных почти ни слова. Это поможет преодолеть трудный этап?

— Нежелание говорить о серьезных внутренних проблемах экономического развития способ, может, и эффективный, но на коротком промежутке времени. Сейчас пока это дает положительные результаты. До марта концентрация на внешних для страны проблемах вообще проходила "на ура", потому что люди еще тратили свои запасы — от гречки до "бентли", у кого сколько было денег вложено в запасы. Однако я думаю, что после июля телеоптимизм не выручит, потому что люди уже начали — пока безболезненно — менять структуру потребления, а следующий шаг, если не найдут источников роста доходов, что маловероятно в пределах текущего года,— это отказ от привычного уровня жизни. А в сентябре, когда увидят, как подскочили цены на образование и питание детей, когда выйдут из отпусков и от отпускных выплат ничего не останется, начнет зреть недовольство.

— Какое количество бедных критично для власти?

— Для меня как эксперта критично, когда люди привыкают жить в бедности. Потому что раскачать их на экономический рост становится очень трудно. Скорее власти боятся не большого числа бедных, а резкого обеднения. В 1992-м уровень жизни обвалился в два раза. Сейчас только до 92,8 процента от уровня 2014 года. Но нет драйверов развития, нет предпринимательской активности. Хотя исследования показывают, что не только бедные, но и средний класс спокоен. Он хоть и много потерял, но надеется, что с улучшением экономической ситуации в 2016 году вернет утраченное. А вот кто не спокоен, так это верхняя часть среднего класса. Там очень тревожные настроения по поводу будущего. Этих людей весьма волнуют перспективы следующего года.

— У бедных людей есть свой запрос на изменения в обществе?

— Нет. Бедные всегда поддерживают действующую власть. Именно с ними, с людьми, имеющими низкие экономические ресурсы, легче договариваться и самой власти.

Сложнее договариваться со средним классом, с ним нужно вести партнерский диалог. Можно найти деньги, чтобы обеспечить бедным стандарт выживания. Но стандарт развития более сложный. И потребности на этом уровне более дорогие. С людьми, которые потребляют такие блага, нельзя вести авторитарный разговор.

Беседовал Александр Трушин


Бедные люди

Цифры

Самая незащищенная, максимально приближенная к черте бедности категория нашего населения — это семьи с детьми


9662 рубля — таков средний прожиточный минимум, утвержденный Государственной думой РФ на 2015 год

9489 рублей — прожиточный минимум для ребенка

11 173 рубля — семьи с таким доходом на человека россияне считают бедными

22 млн человек в России имеют душевой доход ниже минимума

80% от общего числа бедных составляют семьи с детьми

28,6% от прожиточного минимума составляет государственное пособие на рождение первого ребенка

7% от прожиточного минимума ребенка — таково ежемесячное пособие на детей из бедных семей

в 1,6 раза выше был риск бедности для семей с детьми по сравнению с другими категориями населения в 2013 году

В экономической и статистической литературе используются различные подходы для измерения бедности. Подавляющее большинство исследователей считает, что к бедным относятся те, чьи доходы ниже границы бедности. При этом граница бедности представляет собой объективно определенную величину дохода, рассчитанную исходя из национальных или субнациональных минимальных норм потребления материальных благ и услуг.

Такой подход к оценке бедности предполагает использование перечня товаров (с указанием их количества), которые составляют минимальную потребительскую корзину, а также источников информации о ценах на них.

Этот метод оценки бедности используется в Российской Федерации. В качестве границы бедности рассчитывается прожиточный минимум, представляющий собой уровень дохода, обеспечивающий приобретение научно обоснованного минимального набора материальных благ и услуг для поддержания жизнедеятельности человека. Прожиточный минимум в Российской Федерации регулируется Федеральным законом №134-ФЗ «О прожиточном минимуме в Российской Федерации», который вступил в силу с 1 января 1998 г. и Федеральным законом №227-ФЗ «О потребительской корзине в целом по Российской Федерации», вступивший в силу с 1 января 2013 года. Данные законы использует следующие понятия:

    минимальная потребительская корзина (минимальный набор продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности);

    прожиточный минимум (стоимостная оценка потребительской корзины плюс обязательные платежи и сборы);

    семья (лица связанные родством или свойством, совместно проживающие и ведущие совместное хозяйство);

    основные социально-демографические группы населения (трудоспособное население, пенсионеры, дети).

В соответствии с законом №134-ФЗ прожиточный минимум используется в качестве критерия оценки уровня жизни населения при разработке и реализации социальной политики, федеральных и региональных социальных программ; для обоснования устанавливаемых на федеральном уровне минимального размера оплаты труда, минимального размера пенсии по старости, размеров стипендий, пособий, других социальных выплат, включая оказание необходимой государственной помощи малоимущим гражданам; а также при формировании федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Закон устанавливает, что потребительская корзина определяется для основных социально-демографических групп населения в целом по России и субъектам Федерации не реже одного раза в пять лет на основе методических рекомендаций, разрабатываемых Правительством России с участием профсоюзов. Потребительская корзина в целом по стране устанавливается федеральным законом, а в субъектах Федерации - их законодательными органами. При этом региональные разработчики потребительской корзины ориентируются на учет природно-климатических условий, национальных традиций и местных особенностей потребления продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг основными социально-демографическими группами населения. Все проекты потребительских корзин должны проходить экспертизу.

Семья (или одиноко проживающий гражданин) имеет право на получение государственной социальной помощи и считается малоимущей (малоимущим), в случае, если среднедушевой доход (доход которого) ниже величины прожиточного минимума, установленного в соответствующем субъекте Российской Федерации.

Основу прожиточного минимума составляют натуральные наборы продуктов питания по минимальным нормам потребления и сбалансированныепо калорийности и химическому составу пищевых веществ. В составе продовольственной корзины прожиточного минимума (на одного трудоспособного человека на год) выделяют: хлебопродукты (бобовые, мука пшеничная, рис, крупа (кроме риса), хлеб пшеничный, хлеб ржаной, макаронные изделия) - 126,5 кг; картофель - 100,4 кг; овощи и бахчевые - 114,6 кг; фрукты свежие - 60,0 кг; сахар и кондитерские изделия – 23,8 кг; мясопродукты - 58,6 кг; рыбопродукты - 18,5 кг; молоко и молокопродукты - 290 кг; яйца - 210 шт.; масло растительное, маргарин и другие жиры - 11 кг, прочие продукты (соль, чай, специи) – 4,6 кг.

Также установлены соотношения стоимости непродовольственных товаров и услуг со стоимостью продуктов питания (в процентах), равные 50%.

Эти наборы продуктов питания рассчитаны Институтом питания Академии медицинских наук Российской Федерации, Институтом социально-экономических проблем народонаселения РАН и Министерства труда Российской Федерации при участии Всемирной организации здравоохранения.

Величина прожиточного минимума используется в качестве одного из критериев, характеризующих степень социального расслоения населения. Обычно выделяются группы домохозяйств с душевыми доходами меньше величины прожиточного минимума, с доходами меньше двух прожиточных минимумов, от двух до трех, от трех до четырех и свыше четырех прожиточных минимумов.

Наиболее общим показателем, характеризующим бедность, а точнее ее распространенность в обществе, является коэффициент (уровень) бедности, или доля населения с низкими доходами во всем населении.

Другой важный показатель бедности, имеющий практическое значение при оценке стоимости мер социальной поддержки, - дефицит дохода бедных семей. Этот показатель рассчитывается как объем денежных средств, необходимых для повышения доходов бедных домохозяйств до границы бедности. Расчет дефицита дохода осуществляется по семьям разного типа, так как для каждой семьи существует конкретная граница бедности, она зависит от состава домохозяйства, половозрастных характеристик его членов. Дефицит дохода рассчитывается как по всей группе бедных домохозяйств, так и на одно домохозяйство или душу населения.

Отношение дефицита дохода к границе бедности (прожиточному минимуму) называется промежутком низкого дохода. Как правило, этот показатель рассчитывается в процентах. Промежуток низкого дохода как относительный показатель дефицита дохода бедных семей широко используется при хронологических и территориальных сопоставлениях.

В экономической литературе для характеристики бедности широко используются и другие показатели.

Так, для домохозяйства в целом, с учетом величины принятого прожиточного минимума, размера и состава домохозяйства по полу и возрасту его членов может быть определен порог бедности, которым называют средневзвешенную из прожиточных минимумов членов конкретного домохозяйства.

Для упорядочения мер государственной социальной политики законодательно устанавливаются нижние пределы (минимальные размеры) заработной платы и пенсии, которые представляют собой минимальные государственные стандарты. Минимальный размер оплаты труда является исходной величиной для дифференциации заработной платы по сложности, квалификации, условиям и сферам приложения труда, он учитывается при заключении коллективных договоров между наемными работниками и работодателем. В бюджетной сфере государственным минимальным социальным стандартом в области оплаты труда является ставка первого разряда единой тарифной сетки по оплате труда работников бюджетной сферы. В области пенсионного обеспечения государственным минимальным социальным стандартом является размер минимальных пенсионных выплат.

Под минимальным потребительским бюджетом понимают стоимость набора материальных благ и услуг, соответствующего прожиточному минимуму.

В целях исследования территориального распространения бедности используется термин «зоны бедности», в которые включают территории высокой концентрации бедных. При этом к зонам бедности относят те территории, которые имеют уровень бедности выше среднего по стране или выше установленного предела.

При экономическом анализе важно выявить не только общее количество бедных и их долю во всей совокупности домохозяйств или населения, но и степень дефицитности их материального состояния, без этого невозможны объективные оценки стоимости государственных социальных программ. Вот почему необходимо использовать показатели бедности, которые позволяют оценить глубину бедности (степень обеднения) и остроту бедности.

Индекс глубины бедности рассчитывается по формуле: (12.8)

где Z h - граница бедности для отдельного домохозяйства, рассчитываемая как сумма порогов бедности для всех его членов;

Y h - уровень дохода (расходов или потребления) отдельного домохозяйства;

q - количество бедных домохозяйств;

Н - общее количество домохозяйств;

h - номер каждого домохозяйства.

Расчет показателей бедности по формуле (12.8) можно вести не по домохозяйствам, а по лицам, тогда параметры Z h , Y h , q, Н относятся к лицам, а h - это номер каждого лица.

Индекс остроты бедности рассчитывается по формуле:
(12.9)

Отличие индекса остроты бедности от индекса глубины бедности состоит в том, что при его расчете придается больший удельный вес домохозяйствам с более значительным дефицитом доходов (расходов или потребления).

Показатель уровня бедности зависит от доли домохозяйств (или населения) с доходами ниже порога бедности (или иного стандарта, определяющего состояние домохозяйства как бедное), дефицита дохода домохозяйств и степени дифференциации по уровню дохода именно бедного слоя населения. Синтетический индикатор бедности (Sen -индекс) учитывает все эти факторы и является наиболее общей характеристикой бедности. Он рассчитывается по формуле:
(12.10)

L - доля бедного населения;

N - средний дефицит дохода к границе бедности (промежуток низкого дохода);

d - средний доход бедных домохозяйств;

Р - граница бедности;

Gp - коэффициент Джини для бедных домохозяйств.

Sen -индекс представляет собой взвешенную сумму дефицитов домохозяйств, отнесенных к бедным. Этот показатель варьирует в интервале от 0 до 1. Sen -индекс используется для временных и территориальных сопоставлений, так как сочетает в себе характеристики распространения бедности, ее интенсивности и неравенства среди бедных.

Упражнения и задачи

Задача 12.1

Среднемесячная заработная плата за вычетом налогов рабочих и служащих в базисном году составила 17400 руб., в отчетном – 18440 руб., цены на потребительские товары и услуги повысились в отчетном году по сравнению с базисным на 25%. Выплаты трансфертов (в ценах соответствующих лет) на одного рабочего и служащего составили в базисном году 1000 руб., в отчетном 1500 руб.

Определите: 1) индекс совокупных доходов рабочих и служащих в текущих ценах; 2) индекс реальных доходов рабочих и служащих.

Задача 12.2

Среднемесячная заработная плата в текущих ценах за вычетом налогов и обязательных платежей составила в базисном году 18400 руб., а в текущем 19200 руб.. потребительские цены повысились в отчетном году по сравнению с базисным в 1,5 раза. Доля налогов в общей заработной плате составила в базисном году 12%, в отчетном – 18%.

Определите: 1) индекс покупательной способности денег; 2) индекс номинальной заработной платы; 3) индекс номинальной располагаемой заработной платы; 4) индекс реальной заработной платы.

Задача 12.3

Год назад среднедушевой реальный доход по региону составлял 17800 руб., средняя сумма налоговых платежей равнялась 900 руб. за год доля налоговых платежей возросла на 30%, индекс покупательной способности денег составил 0,3, а номинальный среднедушевой доход увеличился в 3,2 раза.

Рассчитайте величину среднедушевого реального дохода за год.

Задача 12.4

По имеющимся данным в таблице 12.1 о распределении доходов населения по 20% группам определим коэффициенты дифференциации Лоренца и Джинни, а также построим кривую дифференциации населения по доходам.

Таблица 12.1 - Распределение денежного дохода по 20% к группам населения

Задача 12.5

По имеющимся данным о распределении населения страны по размеру среднедушевых доходов (табл. 12.2) определить:

1) нижний и верхний децили;

2) децильный коэффициент дифференциации доходов населения.

Таблица 12.2 - Распределение населения страны по размеру среднедушевых денежных доходов

Млн. чел.,

в % к итогу

Кумулятивная частота

Всё население

В т.ч. со среднедушевым доходом в месяц, тыс. ден. ед.

Контрольные вопросы

    Какие показатели используются для характеристики доходов населения?

    Назовите источники информации для расчетов денежных доходов населения.

    В чем отличие совокупного дохода домашних хозяйств от денежного дохода?

    Как исчисляется среднедушевой доход?

    Назовите факторы, оказывающие влияние на распределение доходов.

    Какой метод оценки бедности используется в Российской Федерации?

Статистика труда и занятости

Почему я бедный? Этот вопрос задают себе каждый день сотни тысяч людей на планете. Они стараются покупать минимум вещей, в которых нуждаются, но даже и на них часто не хватает мизерной зарплаты или пенсии. Бедность - это паутина, вырваться из которой сложно. Но абсолютно реально. Главное, собрать волю в кулак и действовать. Не сидеть на месте, и не мириться с печальным положением вещей. Любые жизненные изменения дают хотя бы шанс покончить с незавидным в отличие от полной апатии, безынициативности и пассивности.

Бедность как социальное явление

Это крайняя нехватка денежных средств и необходимых для существования ресурсов, которые удовлетворяют насущные потребности отдельного человека, целой семьи, общества и государства. Например, в современном мире принято, чтобы у каждого индивида в доме стояли элементарные вещи: телевизор, кухонная плита, стол, кровать и так далее. Их отсутствие или невозможность купить делает человека нищим в глазах окружающих. Конечно, он ещё не стоит на паперти, потому что зарабатывает и старается вести нормальный образ жизни. Но тех денег, которые человек получает на предприятии или заводе, катастрофически не хватает, и он еле сводит концы с концами.

Бедность - это недостаточность имущественных ценностей, финансовых возможностей, товаров для полноценного существования. Если смотреть в более глобальных масштабах, то это невозможность жить, продолжать род, развиваться. Крайне бедные люди не имеют даже средств, чтоб купить себе хлеб, поэтому выходят на улицу для попрошайничества.

Абсолютная бедность

Под этим понятием подразумевается невозможность человека вести обычный образ жизни. Абсолютная бедность - это невозможность удовлетворить даже базисные потребности в еде и пище, одежде и тепле. Такой индивид покупает только тот минимум продуктов, который способен поддерживать его жизнедеятельность. Обычно он не оплачивает коммунальные услуги и отказывается от приобретения личных вещей. Определить такой вид нищеты можно путём сопоставления прожиточного минимума и способности с его помощью обеспечить себя всем необходимым. Если разрыв очень существенный, то экономисты говорят о таком явлении, как порог бедности - это отсутствие приличного для общества образа жизни, невозможность поддерживать навязанные эпохой стереотипы и уход от привычных стандартов.

Всемирный банк просчитал, где находится такой рубеж. По мнению специалистов, черта бедности - это существование меньше, чем на 1,25 американского доллара в день. Но при этом не учитываются домохозяйства, находящиеся совсем немного выше этого рубежа. Поэтому возникает ситуация, когда неравенство и нужда в стране растут, при этом количество людей, находящихся за порогом бедности, снижается.

Относительная бедность

Иногда люди считают себя нищими не оттого, что им существенно чего-то не хватает, а потому, что их доход намного ниже, чем у знакомых, соседей, родственников. Относительная бедность - это показатель того, насколько вы не вписываетесь в рамки, установленные окружающими людьми. Например, ваш круг знакомых достаточно состоятелен: сестра с мужем отдыхает на Канарских островах, подруга ездит на Вместо этого вы можете провести отпуск только в отечественном Крыму. Конечно, сравнивая себя со своими друзьями, вы называете свою семью бедной. Но если подумать, другие люди не могут себе позволить даже поездку в санаторий за городом, поэтому считать себя нищим в такой ситуации несправедливо.

Одним словом, относительная бедность - это несоответствие стандартам приличной жизни, которые вас окружают. Часто она примеряет к себе если они растут, а распределение средств остаётся прежним, то и данный вид нуждаемости является константой.

Концепция Таунсенда

Он рассматривал бедность как состояние, при котором привычные для человека радости жизни отходят на второй план или становятся недоступными. В силу сложившихся обстоятельств (потери работы, недостатка он испытывает лишения, которые меняют его обычный образ жизни. Например, предприниматель ездит в офис на собственной машине. Но в стране наступил экономический кризис, цены на бензин стремительно взлетели вверх, а зарплата у населения осталась прежней. Из-за этого человек должен отказаться от автомобиля в пользу более дешёвого проезда в метро. Это не значит, что он стал нищим - скорее, временно стеснённым в денежных средствах.

Таунсенд утверждает, что относительная бедность - это доходы ниже того уровня, на котором продолжает находиться большая часть общества. Аналитик в своих трудах часто использовал понятие многомерной депривации, под которым подразумевал невыгодное положение индивида или его семьи на фоне всеобщей массы людей. Она может быть материальной, что характеризуется такими показателями, как одежда, питание, условия проживания и труда, а также социальной - это суть занятости, уровень образования, способы проведения досуга.

Два направления концепции

Уровень бедности - это понятие достаточно абстрактное, не имеющее чётких рамок или рубежей. Поэтому концепция Таунсенда определяет её в более узком и широком значениях. Во-первых, по мнению аналитика, оценивая уровень нуждаемости, нужно делать упор на анализ наличия средств на покупку товаров для нормальной жизни. При этом берётся во внимание показатель личного (медианного) дохода, которым располагает человек. Так, в Скандинавии порог относительной бедности соответствует 60% в странах Европы - 50%, в США - 40%.

Во-вторых, относительная нуждаемость рассматривается в более глобальных масштабах. В этом случае берут во внимание возможность полноценно участвовать в жизни общества, опираясь на имеющиеся ресурсы. Интересно, но абсолютная бедность - это более глубокое понятие. Её диапазон не совпадает с относительной. Первую можно ликвидировать, вторая же будет всегда присутствовать, так как неравенство в обществе - явление неискоренимое и вечное. Про относительную бедность можно говорить даже в том случае, когда все граждане страны внезапно становятся миллионерами.

Депривационный подход

В его основе лежит не количество денежных средств, ресурсов и доходов, а уровень потребления человеком определённых товаров и услуг. В этом случае черта бедности - это положение в обществе, когда индивид не имеет доступа к некоторым вещам, поэтому в итоге он покупает их более дешёвые аналоги. Например, девочка Аня хочет мобильный телефон. На новенький модный сенсорный аппарат она не имеет денег, но тот запас, что хранится у неё в личной копилке, позволяет ей стать владелицей достаточно хорошего кнопочного устройства.

Депривационный подход также подразумевает отказ населения от некоторых услуг и покупок из-за маленького дохода. Таким образом, человек покупает меньше товаров в супермаркете, отказывается от услуг парикмахеров, ходит пешком на работу. Тут в основе уровня нуждаемости главный акцент сделан на потребление. Но определить порог бедности при этом достаточно тяжело: население может иметь неплохие финансовые резервы, но на какое-то время отказаться от дорогих товаров, учитывая сезонность той или иной покупки.

Причины бедности

Их может быть много. Иногда люди не в состоянии повлиять на обстоятельства, которые толкнули их за черту нужды. В других случаях они сами виноваты в сложившихся обстоятельствах. Причины бедности можно объединить в группы:

  1. Экономические - низкая зарплата, безработица, кризис в стране, денежная девальвация.
  2. Политические - война, вынужденная миграция.
  3. Социально-медицинские - старость, инвалидность, высокий уровень заболеваемости в государстве.
  4. Демографические - неполная семья, наличие детей, иждивенцев.
  5. Квалификационные - ограниченность знаний и умений, недоступность образования и его низкий уровень.
  6. Географические - наличие их неравномерное развитие.
  7. Личные - алкоголизм, страсть к наркотикам, зависимость от азартных игр.

Какими бы ни были причины нищеты, главное, помнить, что вы можете выбраться из тяжёлого положения. Ошибается тот, кто говорит: "Бедность - это порок". Нет, этого стыдиться не стоит. Нужда - явление временное, на неё вы при огромном желании всегда можете повлиять.

Объяснения причин бедности

Существует два подхода, которые сопоставляют нищету с социальным явлением в обществе:

  • Культурные объяснения. Приверженцы этой теории говорят о том, что в обществе бедняков формируется некое поведение: фатализм, упадок духа, смирение, разочарование. Вместо того чтобы действовать, люди считают себя обречёнными, начинают спиваться или попрошайничать. В данном случае бедность - это своеобразное наследственное заболевание, передающееся на генном уровне. Эксперты советуют отменить государственные пособия, пенсии и льготы для такого населения, чтоб подтолкнуть его к поискам работы и проявлению малейшей инициативы.
  • Структурные объяснения. Основываясь на этой теории, аналитики говорят, что нищета возникает, когда в государстве наблюдается экономический спад. Неравномерное распределение материальных благ между населением в эти периоды чувствуется особенно остро. Также они обращают внимание на изменения в структуре международного рабочего рынка. Например, в стране часто искусственно удерживается низкий уровень зарплат, чтобы завлечь больше инвестиций.

Кроме вышеназванных причин, бедность может возникать и из-за других обстоятельств, конкретных для определённого человека, его способа жизни и политики государства, в котором он проживает.

К чему приводит нищета?

Тут также есть две интересные теории, приверженцы которых по-разному смотрят на эту социальную проблему и предлагают диаметрально противоположные способы её ликвидации. Представители первой считают бедность позитивным явлением. Аналитики говорят, что она становится фактором, который подталкивает человека к действию, заставляет его совершенствовать себя и свои навыки, выдавать на-гора новые идеи. В результате общество развивается, работает, экономическое положение государства при этом улучшается. Эта теория, именуемая дарвинистской, поддерживается либералами.

Другое течение называется уравнительным. Его последователи считают, что бедность - это зло. По их мнению, нищета не вынудит человека больше работать, чтобы обеспечить себя всем необходимым. Наоборот, она приведёт к тому, что он попросту будет понемногу катиться на самое дно общества. Аналитики уверены: чтобы избежать полной деградации индивида, который становится отчаявшимся и безынициативным из-за сковывающей его нужды, необходимо максимально поровну разделить существующие в стране ресурсы и средства между всеми гражданами.

Негативные последствия

Уровень бедности - это тот катализатор, который определяет атмосферу во всём государстве. Согласитесь, если люди страдают от нищеты, в обществе возникает напряжённость, растёт количество преступлений. Опустив руки от безысходности, человек ворует у государства, начинает нелегально зарабатывать, уклоняется от налогов, берёт взятки, чтобы прокормить свою семью. Иногда он даже идёт на более серьёзное преступление: убийство ради выгоды, ограбление, кражу. Общество, страдающее от бедности, часто болеет из-за антисанитарных условий. Для него характерны очень высокая смертность и риск распространения эпидемий.

Особенно трагична наследственная бедность. Ведь среди нищих часто рождаются одарённые малыши, способные в будущем создать лекарство от рака, изобрести летающий автомобиль или придумать способ борьбы с глобальным потеплением. Но этого никогда не случится: отсутствие финансов и ресурсов приводит к тому, что ребёнок не может получить нормальное образование и стать новым Эйнштейном. Также он с детства уверен в том, что все его попытки изменить жизнь равны нулю, поэтому вынужден молча мириться с обстоятельствами и гробить свои таланты.

Масштабы бедности

Наиболее страдают от нужды граждане африканских республик, государств Азии, некоторых держав Восточной Европы. Эксперты в 2014 году составили рейтинг самых нищих стран, учитывая разрыв бедности - это разница в доходах между разными слоями населения, их соотношение. Обращали внимание также на такие критерии, как степень развития экономики, уровень жизни и свободы, суверенитет. В результате самыми нищими оказались Египет, Замбия, Индия, Сенегал, Руанда, Бангладеш, Непал, Гана, Алжир, Непал, Босния, Гондурас, Гватемала.

При этом максимально хорошо живут люди в Швейцарии, Швеции, Норвегии, Новой Зеландии, Дании, Австралии, Нидерландах, Канаде, Финляндии и Люксембурге. США в рейтинге самых успешных держав заняла только 11 место, Россия - 32, Литва, Эстония и Латвия - 45, 48 и 49, Беларусь - 56, Украина - 68. Этот список показывает, насколько плохо или хорошо живёт население того или иного государства. Но он всегда будет видоизменяться, если оценивать и другие показатели, такие как уровень образования, качество здравоохранения, а также возможность трудоустройства.