Дайте определение профицита бюджета. Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Бюджетный дефицит – это превышение расходов государственного бюджета над его доходами. В современной рыночной экономике он связан со стимулирующей фискальной политикой; его покрытие ведёт к появлению и росту государственного долга.

Бюджетный профицит – превышение доходов государственного бюджета над его расходами. Он, напротив, связан со сдерживающей фискальной политикой и ведёт к снижению государственного долга.

Государственный долг – сумма накопленных за определённый период времени бюджетных дефицитов за вычетом имевшихся в это же время профицитов.

Государственный долг имеет две основные формы :

Внешний (задолженность перед иностранными государствами, организациями и лицами);

Внутренний (задолженность перед гражданами данной страны).

Способы покрытия бюджетного дефицита включают:

Выпуск государственных займов;

Ужесточение налогообложения;

Сеньораж (доход от эмиссии бумажных денег, рыночная цена которых превышает расходы на эмиссию).

Как следует воспринимать бюджетный дефицит? Является ли он злом, с которым нужно всеми силами бороться (как, например, с безработицей или инфляция издержек)? В экономической теории эта проблема трактуется неоднозначно. Существует три концепции регулирования бюджетного дефицита .

1. Концепция ежегодно балансируемого бюджета , согласно которой государство должно всегда стремиться к бездефицитности государственного бюджета, вне зависимости от экономической ситуации в стране. Этот подход господствовал до «Великой депрессии» 1930-х гг., когда выяснилось, что стремление во что бы то ни стало ликвидировать бюджетный дефицит может приходить в противоречие с целью стабилизации экономики.

Объяснить это можно следующим образом. Допустим, экономика сталкивается с длительным периодом безработицы и падающих доходов. Возникает бюджетный дефицит. Стремясь сбалансировать бюджет, государство должно либо увеличить ставки налогов, либо сократить государственные расходы, либо использовать сочетание этих двух мер. Иными словами, государство должно прибегнуть к сдерживающей фискальной политике. В то же время, как мы знаем, в период спада стабилизации экономики может способствовать только стимулирующая фискальная политика, а сдерживающая будет лишь углублять спад и увеличивать безработицу.

Аналогично, попытка сбалансировать бюджет в условиях циклического подъема (когда образуется профицит) приведет к его искусственному продлению и ускорению инфляции спроса.

Таким образом, ежегодное балансирование государственного бюджета может усиливать циклические колебания и тем самым вступать в противоречие с антициклической фискальной политикой.


2. Концепция бюджета, балансируемого на циклической основе , предполагающая, что бюджет не должен балансироваться ежегодно; достаточно, чтобы он был сбалансирован в ходе экономического цикла, за период в несколько лет.

Для того чтобы противостоять спаду, государство должно снизить налоги и увеличить расходы, таким образом, сознательно вызывая дефицит. В ходе последующего инфляционного подъема необходимо повысить налоги и урезать государственные расходы. Возникающий на этой основе бюджетный излишек может быть использован на покрытие государственного долга, возникшего в период спада.

Таким образом, данная концепция позволяет сочетать балансирование государственного бюджета с антициклической фискальной политикой. Однако и здесь их сочетание не лишено противоречий: сбалансирование бюджета в ходе цикла возможно только в том случае, если подъемы и спады будут одинаковы по глубине и длительности, что бывает далеко не всегда.

3. Концепция функционального финансирования бюджета , в соответствии с которой вопрос о балансировании бюджета – на ежегодной или циклической основе – второстепенный. Первостепенной целью фискальной политики является обеспечение неинфляционной полной занятости, т.е. балансирование экономики, а не бюджета. Государство не должно сомневаться, идя на введение любых дефицитов или излишков для достижения этой цели.

Таким образом, проблема бюджетного дефицита не является первостепенной экономической проблемой, она производна от более важных экономических проблем, таких как цикличность, безработица и инфляция. Поэтому и преодоление бюджетного дефицита не должно быть самоцелью. В определенных условиях (при циклическом спаде экономики) бюджетный дефицит может оказывать положительное, стимулирующее воздействие на экономику, в то время как попытки его ликвидации с помощью фискальных рычагов – отрицательное (не говоря о том, что эти попытки будут безуспешными). Свои усилия государство должно направить на стабилизацию экономики, что будет способствовать и установлению бюджетного равновесия.

Баланс государственного бюджета - явление идеальное и весьма теоретическое, поскольку в современной практике либо доходы страны превышают расходы, либо наоборот. Ну а мы попробуем разобраться, каковы последствия и причины сложившейся ситуации.

Что такое профицит бюджета: определение и сущность

Мало у какого из предприятий наблюдается абсолютный баланс между расходами и доходами, что уж говорить о целом государстве. Как правило, только в экономической теории зачастую это равновесие и встречается, но отнюдь не на практике.

Что такое профицит бюджета? Определение данного понятия в общем виде содержится в переводе термина с латинского языка. Дословно - рост и повышение. Повышаться может что угодно: уровень микроэлементов в организме, количество товаров на полках магазина. Но в нашем случае речь идет о правительственной казне, поэтому несложно догадаться, что профицит государственного бюджета - это явление, при котором уровень доходов государства в какой-либо мере превышает расходы в своем количественном соотношении.

Хорошо это или плохо, однозначно сказать нельзя. По этому поводу неустанно спорят политики и экономисты: кто-то говорит о том, что в тонусе население держать может только лишь обратное от профицита явление - дефицит, кто-то же утверждает обратное. Одно можно сказать с полной уверенностью: гораздо лучше, если все сбалансировано, но подобное, увы, на практике встречается редко.

Причины профицита

Профицит государственного бюджета - это вовсе не всеобщая гармоничная экономия местных граждан, а результат чрезмерного уровня налогообложения, хотя это тоже вопрос спорный. Просто государство не успевает тратить все поступившие денежные средства от плательщиков, отчего и возникают излишки, оседающие в доходах.

То есть полученных средств хватает с лихвой, чтобы профинансировать неприбыльные организации, различного рода социальные проекты, а также выплатить проценты, возникающие по долгам у внешних партнеров. Ну а куда эти средства деваются дальше? В конечном итоге, профицит государственного бюджета - это та сумма, на которую уменьшится объем внешних кредитов через год за вычетом плановых погашенных средств и бюджетов, затраченных на привлечение новых займов. Но это, конечно, слегка обобщенно, ну а куда уходит сумма излишков из казны РФ, мы узнаем несколько позже.

Положительные стороны

Такой уж у нас менталитет, что понятие профицита бюджета зачастую ассоциируется с чем-то хорошим. Ну а как же иначе, ведь лишний доход - это куда лучше, чем его и вовсе нет. Несомненно, положительные стороны в этом явлении присутствуют:

Отрицательные стороны

Вы удивитесь, но профицит государственного бюджета - это не всегда так хорошо, как может показаться на первый взгляд.

Так, данное явление имеет ряд отрицательных последствий:

  • если доходов в стране больше, нежели расходов, то это напрямую указывает, что часть денежных средств попросту изымается из национального оборота, и все это влечет за собой снижение уровня их естественной конкурентоспособности;
  • бывают такие случаи, когда по причине дисбаланса заемных средств и возникает излишний бюджет, влекущий за собой профицит, а это уже напрямую указывает на рост кредитной нагрузки на страну в целом, что тоже не является положительной динамикой;
  • иногда отрицательные стороны до безобразия банальны: несбалансированность государственных средств может возникать вследствие неумелой внутренней политики;
  • действительно слишком велика, и предприниматели вынуждены переплачивать, чтобы погасить внешние долги государства.

Отличие дефицита от профицита

Не стоит путать или отождествлять такие понятия, как дефицит и профицит бюджета. Они абсолютно противоположны друг другу и возникают по разным причинам.

Их связывает лишь то, что они оба говорят о несбалансированности внутренней экономической политики, причем дефицит может возникать в следующих случаях:

На первый взгляд может показаться, что ситуация, при которой расходы превышают доходы, просто катастрофическая и куда лучше, когда все наоборот. Но на самом деле дефицит и профицит бюджета одинаково имеют как положительное влияние, так и отрицательное. Более того, многие страны существуют при вопиющей несбалансированности доходов и расходов, с явным перевесом последних.

Дефицит и профицит бюджета в разных странах

Мы не будем сейчас говорить о странах Южной Африки и даже не будем вспоминать Кубу с ее плановой экономикой, а рассмотрим в наиболее развитых государствах нашей планеты сбалансированность бюджетов.

Дефицит, профицит бюджета в разных странах, согласно международным статистическим данным, наблюдается в следующем процентном соотношении. Из трех десятков стран с развитой экономикой за последнее десятилетие у 51% представителей наблюдался дефицит, а у 49% - профицит, и ни одна внутренняя политика не смогла похвастаться сбалансированностью доходов и расходов в целом.

Так, лидером профицитных стран неизменно остается Норвегия с зашкаливающими показателями за 10%, далее за ней следуют Дания, Швеция, Эстония и Бельгия.

К дефицитным экономикам можно отнести как Японию с показателем в 5-7% от ВВП в последние годы, так и США с неустанно растущим внешним долгом.

Как балансируется бюджет

Вероятно, многие из вас задались вопросом о том, должны ли приниматься какие-либо меры по балансированию доходов и расходов.

Несомненно, в экономической теории перечень подобных процедур существует, но все мы должны понимать, что на практике все куда сложнее и ряд факторов просто невозможно предугадать.

Каждый новый год правительством расписывается финансовый план, который основывается на двух концепциях (но все мы понимаем, что это всего лишь теоретические основы):

  1. В бюджете должен быть баланс. Казалось бы, об этом мы всю статью и твердим! Но не все так просто. На практике можно допустить, что в стране длительное время наблюдалась безработица, соответственно, упал объем поступлений в казну. Конечно, правительство может увеличивать налоговые ставки для достижения баланса, но если ситуация на рынке труда усугубится, то государство ведь не сможет поднимать уровень обязательств до бесконечности.
  2. Баланс бюджета должен соблюдаться в рамках не календарного года, а экономического цикла. Так, к примеру, в стране инфляция, и правительство повышает уровень обязательств. В период экономического роста государство может погашать внешние долги, но это не говорит о том, что данное явление продлится год, скорее всего, продолжительность данного периода составит несколько лет. Но проблема в том, что спады и повышения разнятся по своей продолжительности и глубине, и это вовсе не значит, что налоговая ставка будет меняться с каждым колебанием.

Профицит российского бюджета

При федеральном финансовом планировании ежегодно учитывается такой нестабильный и значительный фактор, как цена на нефть, что позволяет заложить в казну резервные средства и избежать их перерасхода. Поэтому профицит бюджета РФ - явление стабильное и многолетнее.

Аккумулируемый излишний доход в большей степени идет на погашение внешнего долга, ну а остальная его часть используется в программах социального развития страны.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

С экономической точки зрения профицит бюджета означает излишнюю мобилизацию доходов в бюджет, что негативно влияет на экономику, поскольку излишняя централизация финансовых ресурсов в руках органов государственной власти и местного самоуправления уменьшает инвестиционный потенциал хозяйствующих субъектов, тем самым снижая их возможности по обновлению производства, внедрению новых технологий, что отрицательно сказывается на эффективности результатов их работы.

Именно из-за этого негативного влияния на экономику в законодательстве многих стран присутствует правовая норма, запрещающая формировать и принимать бюджет с профицитом.

В России в Бюджетном кодексе Российской Федерации не рассматривается эта норма (гл. 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» исключена с 8 августа 2000 г. Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ).

Бюджет должен составляться и утверждаться сбалансированным. В российской бюджетной практике бюджеты на субфедеральном и муниципальном уровнях чаще принимаются с дефицитом. Однако реже, но встречаются случаи формирования бюджетов с профицитом, включая и федеральный бюджет России последних лет.

Если при составлении или рассмотрении проекта бюджета прогнозируется превышение доходов над расходами, то до момента утверждения бюджета необходимо принять меры по устранению профицита бюджета в такой последовательности:

Сократить привлечение доходов от продажи государственной (муниципальной) собственности, сократить поступления доходов в федеральный бюджет от реализации государственных запасов и резервов;

Предусмотреть направление бюджетных средств на дополнительное погашение долговых обязательств;

Увеличить расходы бюджета, в том числе за счет передачи части доходов бюджетам других уровней.

Если проводить перечисленные меры нецелесообразно, следует сократить налоговые доходы бюджета путем внесения изменений и дополнений в налоговое законодательство Российской Федерации.

Если профицит бюджета обнаружится в процессе исполнения бюджета, то и здесь его наличие не может быть оценено однозначно положительно.

Профицит бюджета, возникающий в результате более экономного и эффективного использования бюджетных средств

при 100%-ном финансировании предусмотренных по бюджету расходов, - явление положительное. Однако если более высокие доходы бюджета были получены лишь в результате выгодно сложившейся экономической конъюнктуры, явились следствием экономического бума или недофинансирования расходов, то положительно оценивать профицит бюджета нет оснований.

Но какой бы ни была причина образования профицита бюджета, необходимо принять меры к сохранению бюджетных средств, не предназначенных для расходования в рамках утвержденного бюджета. Как правило, средства, полученные при профиците бюджета, направляются на пополнение резервов, на дополнительное погашение долговых обязательств, на покрытие расходов, предусматриваемых в бюджете на очередной финансовый год.

Еще по теме Профицит бюджета:

  1. Государственный бюджет, бюджетный дефицит и профицит, государственный долг
  2. Бюджет предприятия и процесс разработки бюджета Структура бюджета предприятия

1.
2.
3.
4.

Здравствуйте, дорогие друзья, снова с вами Владимир Ветров, один из авторов раздела « » на портале «PAMMTrade». Профицит бюджета - это противоположность дефицита, но так ли это хорошо? Попробуем разобраться в этом вопросе.

Профицит -это цель, но что же дальше?

В одной из своих статей я подробно рассматривал понятие государственного бюджета и там же упоминал о профиците. Напомню - если доходы бюджета выше расходов, то бюджет считается профицитным, а разность между доходами и расходами и есть профицит бюджета. Казалось бы, все очень просто – если запланировано доходов больше чем расходов, то это замечательно и прекрасно, вперед к светлому будущему. Давайте рассмотрим профицит бюджета 2000-2008 года в России.

В России до 1999 года, выход на бюджет с профицитом казался чем-то сказочным, но потом, поднявшиеся цены на нефть эту сказку сделали былью, и бюджет страны стал наконец профицитным.

Однако это породило другую проблему. Когда деньги остаются это конечно неплохо, но предлагаю вам задуматься о расходах государственного бюджета, о военных иэкономических расходах, о расходах на социальные нужды. Если деньги в бюджете оставались, не значит ли это, что важные сферы были недофинансированными? Не лучше было бы пустить оставшиеся средства на различные инвестиционные программы? Улучшить и перевооружить на всякий случай армию, или позаботится о пенсионерах. Эти вопросы поднимались неоднократно и, возникали каждый раз, когда в Государственной думе обсуждали проект очередного закона о бюджете.

Куда уходили доходы?

Стабилизационный фонд - специальный государственный фонд Российской Федерации, создаваемый и используемый в целях стабилизации экономики, стратегический финансовый резерв страны. Туда и направлялись все избыточные деньги бюджета.

Причем деньги находящиеся в стабилизационном фонде надо было уберечь от обесценивания и сохранить без высоких рисков, и так как от рубля высокой стабильности ожидать не приходится, то средства эти были размещены в американских долларах, евро, и британских фунтах, а также на них приобретались долговые обязательства других государств. Такая деятельность проводилась конечно же для придания государственной экономике большей стабильности. После 1 февраля 2008 года стабилизационный фонд Российской федерации был разделен на два – Резервный фонд (аварийные средства на всякий случай) и Фонд национального благосостояния (является важным механизмом пенсионного обеспечения граждан страны). Несмотря на раздававшуюся критику, сейчас, в условиях экономических санкций, создание этих фондов и усиленное накачивание их деньгами в былые годы, кажется не самым плохим методом распорядиться сверхдоходами от экспорта нефти.

Профицит бюджета–это как правило временное явление, им надо уметь воспользоваться!

К чему приведет, критикуемая оппозицией, политика правительства использования профицита бюджета для создания Стабилизационного фонда, мы точно узнаем в наступающем 2016 году, а теперь от высоких материй и гигантских объемов, давайте перейдем к более близкому нам– работе на финансовых рынках. Если вы читали мою предыдущую статью, посвященную бюджету - « », то там я давал четкие советы, как следует распоряжаться средствами, полученными от работы на валютных рынках. Сегодня расскажу вам, что следует делать, если возникает личный профицит бюджета. Это тоже не так просто, когда серия удачных сделок вдруг выводит из «бедного студента» в «удачливые инвесторы». Если вы недавно пришли в эту сферу, а со времени начала работы по торговле бинарными опционами или на рынке forexне прошло и года, и у вас, совершенно внезапно для себя, получилось за короткий срок многократно увеличить депозит, не спешите радоваться.

Позвольте рассказать случай из личной практики. Когда я только начинал свою деятельность в бинарных опционах, рвения было очень много, а опытеще отсутствовал, то мне часто приходилось прибегать к работе по стратегии мартингейла, подробнее о ней можете прочесть в статье « », материал я конечно же не изучал, и так получилось, что несколько неудачных покупок опционов подряд, подняли размер моей ставки ставку до критических величин.

Грубо говоря, первая ставка в 1000р. была неудачной, пришлось поднять до 2200р. чтобы окупить предыдущую, это тоже не сработало, я поднял до 4400р., тут уже видно начали сдавать нервы, ипошел тильт во всей своей красе (тильт-состояние игрока в покер, вызванное сильными эмоциями от выигрышей или проигрышей, при котором он играет в несвойственном ему стиле и начинает допускать много ошибок в игре. Тильт считается главным врагом игрока, поэтому существует много психо-тренингов и упражнений, целью которых является улучшение самоконтроля и психологическая борьба с тильтом). Ставка поднялась до 8800р. а потом и до 15000р., что составляло остатки всего моего депозита.

Если кому-то это кажется слишком рискованным и странным, прошу учесть, что опыта в то время у меня было очень мало, и работал я тогда на турбо-опционах с экспирацией в одну минуту.Вы не можете представить себе мое состояние, когда ставка в 15 000р. все же сработала, и депозит вернулся практически к исходным размерам. Это было как вынырнуть со дна черного омута. В тот день я больше не торговал, но на следующий, находясь в офисе, где тогда трудился на основной своей работе, решил зайти на торговую платформу,тут как-то очень быстро увидел подходящую для себя ситуацию, нажал кнопку приобрести опцион, и только потом заметил, что размер ставки остался вписан в платформе со вчерашнего дня и составил опять 15000р - больше половины моего оставшегося депозита на одну ставку.

Ощущение было такое, как будто на голову кто-то вылил ведро ледяной воды. Но я угадал с направлением, опцион был закрыт в прибыли, размер депозита сразу увеличился на четверть, что конечно опять привело к тильту – размер следующей ставки был никак не меньше, и она тоже закрылась в плюсе. Представляете себе состояние человека, который за несколько минут, путем простого нажатия кнопки, увеличил содержимое кошелька больше чем на размер своей месячной зарплаты? Это даже не счастье, это кажется нечто большее. В тот день кажется, я даже хотел уволиться со своей основной работы, раз смог заработать 30 000р. за пару ставок.

А дальше идет отрицательный пример большого профицита бюджета у новичка трейдера – огромные доходы, не подкрепленные усиленной работой, трудом и шлифовкой торговой системы никогда не задерживаются на счетах. Думаю, не стоит и говорить, что так нелепо доставшиеся деньги так же и ушли, из-за горячности, продержавшись на моем счету дня три или четыре. Не зная о психологии трейдинга, не имея личного стабилизационного фонда, я оказался не готов к двукратному увеличению депозита за две случайные сделки. Поэтому, дорогие друзья, дам вам совет – торговля бинарными опционами, особенно работа по стратегии «Точный вход», соответствующее видео о которой можете посмотреть на нашем канале:

Настало время сделать выбор!

При строгом соблюдении системы, может внезапно вывести вас на ситуацию, когда бюджет начнет быстро увеличиваться. Настолько быстро, что вы тут же можете возомнить себя великим инвестором, который кликом мыши зарабатывает суммы, равные средней зарплате вашего региона. Если это произойдет – сохраняйте хладнокровие и не теряйте головы, постарайтесь остановиться на время, как тяжело бы не давалось это решение. Проведите несколько дней вдали от торгового терминала, финансовые рынки от вас никуда не скроются (первые биржи появлялись еще в тринадцатом веке, и будут функционировать, пока существует человечество).
Не позволяйте внезапно увеличившемуся бюджету захватить ваш рассудок и усыпить осторожность и сразувыводите излишки средств из платформы. Как только человек начинает считать себя великим инвестором, тонко чувствующим направление движения рынка, этот рынок обычно больно щелкает по носу. Так бывает и с действительно великими людьми, такими как Джордж Сорос, когда он купил ОАО «Связьинвест», что же говорить о нас с вами.

Излишки средств хороши, только если ими правильно распоряжаться!

Дорогие друзья, сегодня мы разобрали, что профицит бюджета - это не всегда так хорошо, как кажется. Возникающие в процессе макроэкономической ли деятельности, или нашей с вами работе на финансовых рынках излишние средства необходимо уметь, прежде всего, сохранить и приумножить. А для этого надо иметь четкий план действий, сохранять трезвость рассудка и не надеяться на одну лишь удачу. Желаю успешного трейдинга друзья!

Профицит государственного бюджета - это индикатор, показывающий превышение бюджетных доходов над расходами. Другими словами - достижение в стране положительного сальдо по результатам экономической деятельности субъектов хозяйствования. Бездефицитный бюджет - самый благоприятный вариант государственного бюджета. Однако фактической сбалансированности данного показателя удается достигать не часто. И как результат - государство имеет бюджетный дефицит, который впоследствии приводит к возникновению налогового долга.

Как известно из теории, бюджетная структура представлена совокупностью государственного, регионального, муниципального и консолидированного бюджетов. И это деление необходимо учитывать при проведении детального анализа результатов их выполнения. Так, бездефицитность бюджета на государственном уровне не покрывает отрицательное сальдо большинства региональных и

Профицит государственного бюджета должен постоянно исследоваться с позиции положительных и отрицательных предпосылок. Так, если возникает данный показатель в результате эффективного и экономного потребления бюджетных средств и при этом прослеживается полное стопроцентное финансирование, то это явление, конечно же, положительное. В случае, если достаточно высокие доходы сформировались в результате сложившейся в выгодном положении экономической конъюнктуры, или же получились благодаря жесткой экономии, недопоступления финансирования на государственные расходы - это не может считаться положительным моментом.

На основании полученного профицита создается на уровне государства стабилизирующий фонд, у которого доходы составляют приблизительно половину доходной части государственного бюджета. Данные средства государство может использовать для привлечения инвестиций в страну, модернизации (обновления) основных фондов, усиления инновационной активности, и социальной сферы.

Профицит государственного бюджета формирует именно те дополнительные сбережения, которые государство может использовать для приобретения дополнительных финансовых и нефинансовых активов, погашения долговых обязательств и оплаты капитальных трансфертов.

Профицит государственного бюджета находится в постоянном противоборстве с дефицитом. Эти два показателя являются противоположными и не могут существовать одновременно. Таким образом, дефицит бюджета - индикатор превышения государственных расходов над доходами. При этом доходы и расходы формируются по специальной классификации, оговоренной в соответствующем законе о государственном бюджете.

Основной причиной возникновения дефицита служат спады производства, политическая нестабильность в стране и, конечно же, войны. Все эти факторы показывают значительное уменьшение доходной части бюджета в виде снижения налоговых поступлений. И одновременно расходы либо остаются на прежнем уровне, либо даже увеличиваются. Таким образом, можно увидеть постепенный рост дефицита.

Источники покрытия дефицита бюджета можно представить в виде дополнительного финансирования, а также привлечения различных Первый способ может быть представлен денежной эмиссией, которая может усилить инфляционные процессы, характеризоваться ростом цен на услуги и товары, снизить жизненный уровень большей части населения и обострить социальную напряженность в стране. Именно, исходя из указанных причин, наиболее приемлемым вариантом для государства является использование внутренних и внешних займов.

Подводя итог всему сказанному, можно сделать вывод, что профицит государственного бюджета может иметь как положительные, так и отрицательные моменты в своем формировании. Возникающие эти факторы должны подвергаться детальному анализу со стороны финансистов государства и предупреждать возникновение негативных сторон в формировании государственного бюджета в будущем.