Экономические и политические реформы 90 х годов. Экономические реформы в России (1990-е годы)

В 90-е гг. началось реформирование экономики, целью которого стало ускорение ее развития путем технологического обновления и перестройки структуры хозяйства со снижением доли ресурсных отраслей и наращиванием наиболее современных производств. Экономические реформы включали либерализацию предпринимательства и цен, отмену государственных инвестиций в убыточные отрасли, введение частной собственности и свободного рынка. Однако трудности коренного преобразования экономики, ошибки и неподготовленность в проведении реформ привели к резкому, кризисному спаду производства, объем которого в середине 90-х гг. упал на 50% к уровню 1990 года, в т.ч. в производстве готовых изделий — на 60-70%.

Одной из главнейших причин такого спада в экономике стало нарушение хозяйственного комплекса страны, внутренней взаимосвязанности его отраслей и регионов. Первым шагом к разрушению хозяйственных взаимосвязей стал распад СССР, республики которого развивали хозяйство в рамках этих взаимосвязей. Вторым шагом стала отмена дотаций военно-промышленному комплексу, сельскому хозяйству, капитальному строительству и др. Снижение в 10-15 раз их финансовой поддержки вызвало спад не только в этих, но и во всех отраслях, связанных с ними технологически — топливных, сырьевых и машиностроительных, в легкой и и др. Следствием стала массовая безработица, падение внутреннего спроса и сокращение рынка.

Третий шаг — введение свободных цен и рынка, которые стали регуляторами производства. При упадке внутреннего рынка спрос стал определяться внешним рынком, который покупал лишь топливо и сырье, что и помогло ресурсным отраслям лучше сохраниться. Однако, цены на топливо и сырье возросли на порядок больше, чем на готовую продукцию, что в свою очередь еще более ограничивало ее производство. Все это привело к более глубокому спаду производства в отраслях, производящих готовую продукцию, по сравнению с ресурсными.

Рис. показывает, насколько разветвлены межотраслевые связи современного производства (на примере завода ВАЗ), и позволяет судить о последствиях, к которым приводит их нарушение в любом звене. Поэтому разные отрасли по-разному среагировали на проводимые реформы, по-разному адаптировались к новым условиям. В результате этих и других причин общий спад производства сопровождался изменением структуры хозяйства по сравнению с периодом 80-х гг.

Все эти процессы привели к тому, что Россия сейчас занимает весьма средние позиции в мировой экономике, находясь во втором десятке государств по объему производства. На это повлияло и снижение ее потенциала после распада СССР почти в 2 раза, а также и рост экономики других стран в годы, когда хозяйство России снижало объемы производства. Однако, по всем оценкам, в конце 90-х гг. в России прекратился экономический спад и начался рост производства. В 1999-2006 гг. ВНП увеличивался на 5-6% в год, страна вошла по темпам роста в число первых пяти государств мира.

Вместе с тем, происходят позитивные изменения и в структуре экономики. По составу основных сфер (крупных подразделений) в современной экономике выделяются:

Материальная деятельность:

  • Первичная деятельность: сельское, лесное, промысловое хозяйства;
  • Вторичная деятельность: промышленность, строительство;

Нематериальная деятельность:

  • Третичная деятельность — сервис: транспорт, связь, торговля, услуги;
  • Четвертичная деятельность: информатика, управление, наука.

Он хорошо отражает снижение роли первичной — агропромысловой деятельности на протяжении всего столетия (с 90 до 10% занятых) и увеличение доли вторичного — индустриального производства с достижением максимального его уровня в 80-е гг. Однако к 2006 г. доля его начала снижаться и в целом на сферу материальной деятельности сейчас приходится менее половины (40%) занятых. Это прогрессивный сдвиг структуры хозяйства в сторону постиндустриальной экономики с ее развитой нематериальной сферой, в которой ныне (впервые за историю страны) занято более половины всех работающих. Однако, этот сдвиг определялся, в основном, уменьшением числа работников материальной сферы из-за спада производства и небольшим приростом занятых в нематериальной сфере, главным образом в торговле.

Более подробно развитие хозяйства России и его размещение рассматривается в разрезе 9 крупных хозяйственных комплексов, объединяющих взаимосвязанные отрасли хозяйства по их роли в экономике: промышленные — топливно-энергетический, металлургический, лесохимический, машиностроительный, товаров народного потребления, строительный; сельскохозяйственный, транспортный, сфера услуг.

Современная промышленность составляет базу развития всех остальных сфер жизни и деятельности людей.

Анализ промышленности по ее крупным комплексам показал следующую их динамику за период либеральных реформ.

Промышленные комплексы (в % к ВВП промышленности в ценах соответствующих лет)

Крупные комплексы 1989-90 гг. 2000-2005 гг. +/-
Топливно-энергетический 11 26 +15
Металлургический 9 19 +10
Химико-лесной 11 12 +1
Строительный 4 3 -1
Машиностроительный 29 20 -9
Товаров потребления и прочие 36 20 -16
Все комплексы, в т.ч.: 100 100 100
— ресурсные 35 60 +25
— готовых изделий 65 40 -25

Из этих данных видно, что к 1990 г. отрасли, производящие топливо, энергию и материалы, давали 1/3 промышленной продукции. И это был очень высокий уровень, определяющий «утяжеленность», высокую ресурсоемкость индустрии страны. В то же время была мала для развитой страны доля машиностроения и производства товаров народного потребления. При этом в самом около половины продукции приходилось на вооружение, большую долю составлял и выпуск тяжелого промышленного оборудования. Для нужд населения предназначалась лишь небольшая часть продукции этой отрасли. В развитых странах доля продукции для населения в общем объеме машиностроения составляет 60-70%.

Экономический спад 90-х гг. привел к еще большему «утяжелению» структуры производства, т.к. лучше сохранившиеся топливносырьевые отрасли теперь обеспечивают почти 2/3 объема промышленного производства. Производство же готовых изделий сократилось значительно сильнее и их доля составляет лишь 40% промышленной продукции. Больше всего пострадали наукоемкие отрасли, развивавшиеся в рамках . Таким образом, страна стала более «ресурсносырьевой» по сравнению с дореформенным периодом.

России удалось сохранить высокий уровень развития топливноэнергетического и металлургического комплексов, по которым она входит в число самых крупных мировых производителей. Сохраняется конкурентность России в мире по качеству производства вооружений, авиационной и космической техники. Вместе с тем по производству электронной техники она уступает большинству развитых стран мира: США — в 10 раз, — в 5 раз, — в 3 раза и т.д.

По совокупности показателей экономического развития, развития науки, квалификации кадров Россия входит в число 8 наиболее развитых стран мира. Но эти позиции она сохранит при условии модернизации промышленности на современной основе.

Экономическая политика Б. Н. Ельцина. Либерализация цен. “Шоковая терапия”, падение производства. Гиперинфляция. Приватизация. Дефолт. Экономические итоги 90 -х гг.

БОРИС НИКОЛАЕВИЧ ЕЛЬЦИН (1992 -1999) Созидание: 1)Железный занавес 2)Формирование новой политической системы 3)Принятие России в большую восьмерку 4)Свобода прессы Разрушение: 1)Шоковая терапия 2)Отпуск цен 2 января 1992 3)Массовая безработица

«ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ» В октябре 1991 года Президент России Борис Ельцин обнародовал программу перехода к рынку. Экономику России ждали радикальные изменения. Руководство России отказалось от государственного регулирования цен. Со 2 января 1992 года страна перешла на применение свободных рыночных цен. После отпуска цен, цены на товары первой необходимости сразу выросли в 10 -12 раз, что привело к дефициту товаров. В стране произошла гиперинфляция, которая продолжалась два года. Были и положительные стороны: благодаря либерализации торговли стало возможным быстро заполнить рынок импортом. В страну потоком хлынули товары из-за рубежа. Это позволило быстро справиться с дефицитом. Но теперь возникла другая серьезная проблема: российские предприятия не выдержали конкуренции, так как их товары уступали импортным по качеству и ассортименту. В результате огромное количество предприятий одно за другим становились банкротами и закрывались. Впервые за последние 70 лет в стране появилась безработица.

ПРИВАТИЗАЦИЯ Осенью 1992 года началась приватизация. Тысячи государственных предприятий переходили в частные руки – к отдельным лицам и трудовым коллективам. Главная задача властей являлась формирование класса собственников, создание мелкого, среднего и крупного бизнеса, который и составил бы основу российской экономики.

ДЕФОЛТ (1998 Г.) 17 августа 1998 года правительство объявило о прекращении выплат по ГКО, фактически признав свою неспособность платить по долгам. Разразился финансовый кризис. Курс рубля в считанные недели подешевел в 4 раза по отношению к доллару. Денежные вклады населения второй раз за десятилетие обесценились. Сократился импорт, возникла угроза нового тотального дефицита. Из-за сильного повышения курса доллара импортные товары оказались слишком дорогими. Экономика вновь восстановилась благодаря оживлению отечественного производства. Произошел новый экономический рост.

ИТОГИ 90 -Х ГОДОВ. В 90 -е годы отставание России от ведущих экономик мира постоянно увеличивалось. Также увеличивалась и смертность. В годы либерализации цен пострадали: образование, медицина, наука, культура. Но в целом стремительные реформы, при всей их драматичности, имели важное значение: был достаточно быстро ликвидирован товарный дефицит; сложилась новая торговая система, освободившаяся от государственного посредничества и основанная на прямых связях с отечественными и зарубежными производителями и поставщиками; страна избежала разрыва хозяйственных связей и экономического коллапса; созданы основы рыночных отношений и рыночные механизмы для будущего роста российской экономики.

Введение

1. Социально-экономические реформы в России.

1.1. Задачи экономических реформ.

1.3. Положительные и отрицательные черты реформ.

2. Рост производства по отраслям промышленности.

3. Валовой внутренний продукт.

Заключение.

Введение

К середине 80-х годов экономика России оказалась в состоянии кризиса. Замедление темпов экономического развития заставило искать выход. Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь в машиностроение.

Попытки насытить рынок путем развития кооперативного движения и индивидуальной трудовой деятельности потерпели неудачу. Кооперативы стали придатком административной системы. Они брали в аренду тоже предприятие, сдавали в качестве арендной платы тот же объём выручки, которое имело это госпредприятие, а прибыль получали за счет роста цен. Так вместо роста производства товаров произошел рост цен и снижение качества. С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер (и это закономерно т.к. большинство проблем решалось за счет печатного станка). Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия перешли к безденежному обороту, отказывались от госзаказа. Всё большее развитие стали получать бартерные сделки. Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989г. – 211 млрд. т., 1990 г. – 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.

Стало ясно, что политика ускорения социально- экономического развития потерпела крах, окончательно разбалансировав экономику. В связи с экономическим кризисом возросли сепаратистские тенденции. Недовольство народа отсутствием товаров вызвало массовые забастовки, что ещё более усугубило положение. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства. Стало ясно, что частичным реформированием существующей экономической системы не обойтись – надо менять её в корне .

1. Социально-экономические реформы в России.

1.1. Задачи экономических реформ.

В ноябре 1991г новое российское правительство заявило о своей приверженности радикальной экономической реформе. Предложенная им программа предусматривала :

а) либерализацию цен и заработной платы;

б) проведение жесткой денежно-кредитной политики, бюджетной реформы и стабилизации рубля;

в) приватизацию половины всех мелких и средних предприятий;

г) прекращение финансирования обороны; союзных министерств и комитетов экономической помощи другим странам;

д) укрепление системы социальной защиты.

Конечными целями проводимых реформ являлись:

· экономическое, социально-политическое, духовное возрождение России;

· рост и процветание отечественной экономики; обеспечение на этой основе благосостояния и свободы ее граждан;

· развитие демократических институтов;

· укрепление российской государственности.

И правительство решительно приступило к выполнению этих задач.

Начало российских реформ оказалось достаточно успешным: была проведена либерализация цен, обменного курса и торговли. В соответствии с бюджетной программой введены новые налоги и сокращена расходная часть бюджета. Центральный Банк начал осуществлять жесткую кредитную политику.

Несмотря на решительную либерализацию цен и жесткие бюджетные и кредитно-денежные меры, направленные на стабилизацию, в секторе госпредприятий не произошло существенных изменений. Причина этому - в неопределенности прав собственности. Была необходима приватизация госпредприятий, т.е. переход прав собственности в частные руки, за исключением некоторой части предприятий, которые должны остаться в руках государства (ЦБ, дороги, порты, водные пути, НИИ и пр.).

Правительство заявило о своем намерении провести быструю и всеобъемлющую приватизацию сектора госпредприятий. Правительственная программа приватизации на 1992 г. была утверждена Указом от 29.12.91, устанавливающим принципы и методы приватизации; полномочия различных учреждений по приватизации; секторы, подлежащие приватизации; порядок распределения доходов от приватизации.

В дальнейшем этот документ пересматривался с учетом постоянного совершенствования стратегии и подхода к приватизации. Пересмотренный вариант программы был утвержден Верховным Советом 11 июня 1992 г. Однако и он содержал существенные недостатки.

Основной задачей программы являлось создание слоя частных собственников, которые будут способствовать развитию рыночной экономики путем повышения эффективности бывших государственных и муниципальных предприятий.

Предусматривались различные пути приватизации в зависимости от размера и характера предприятий: малые предприятия должны продаваться через аукционы. Некоторые средние и большинство крупных предприятий должны быть преобразованы в акционерные компании, а их акции будут продаваться с конкурентных аукционов. Другие виды предприятий могли быть приватизированы, однако для этого требовался обстоятельный анализ, подготовка и разработка плана приватизации, учитывающего их особенности (воздушный транспорт, связь, горнодобывающая и энергетическая промышленность, производство медицинского оборудования и фармацевтическая промышленность).

Второй этап приватизации начался с 1 июля 1994г. Он был основан на переходе от преимущественно безвозмездной передачи государственной собственности к ее продаже по ценам, определяемым рынком.

Для перехода к рыночным отношениям были необходимы функционирующие рынки, открытая международная конкуренция, которая устанавливает правильное соотношение цен. Нужна была либерализация в международной торговле.

Началом формирования нового, адекватного рыночным условиям механизма регулирования внешнеэкономических связей в России явился Указ Президента РФ “О либерализации внешнеэкономической деятельности” от 15 ноября 1991г. Отныне все хозяйствующие субъекты любых форм собственности получили в принципе право на внешнеэкономическую деятельность.

Меры по реформированию внешнеэкономической деятельности включали:

· снятие ограничений на экспорт готовой продукции (при сохранении жестких количественных и тарифных ограничений на вывоз топливно-сырьевых товаров);

· частичную либерализацию валютного курса;

· отмену любых ограничений на импорт.

Либерализация импорта была необходима для создания конкурентной среды на сверхмонополизированном внутреннем рынке, а также для компенсации резкого спада производства в российской промышленности. До середины 1992г импортируемые товары не облагались пошлинами, что способствовало резкому росту импорта потребительских товаров.

РОССИЯ В 90-Е ГОДЫ

После распада в 1991 г. СССР в России произошли перемены во всех областях жизни. Одним из наиболее важных событий последнего десятилетия XX в. стало становление новой российской государственности. Центральное место в системе власти современной России занимает институт Президента, являющегося по Конституции 1993 г. главой государства, а не исполнительной власти (как это было до декабря 1993 г.). Практически ни один важный вопрос жизни государства и общества не может быть решен без согласия и одобрения главы государства. Основным политическим событием 90-х гг. стал демонтаж советской системы власти и замена ее разделением властей - законодательной, исполнительной, судебной. Парламентом является Федеральное собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации (верхняя палата) и Государственной думы (нижняя). Все их решения подлежат утверждению Президентом. Исполнительную власть в стране осуществляет Правительство России. Судебная власть в стране осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.

Россия является федерацией, состоящей из субъектов. Политические и экономические права, предоставленные федеральными властями регионам в начале 90-х гг., привели к значительному ослаблению роли Центра. Принятые на местах законы и даже собственные конституционные акты входили в противоречие с федеральной Конституцией и законами федерации. Началось создание сети губернских банков и даже собственного «золотого запаса» субъектов Федерации. В отдельных районах страны не только прекратилось перечисление средств в федеральный бюджет, но и вводился запрет на вывоз различных видов продукции за пределы краев и областей. Раздавались голоса о придании административным границам (особенно национальных регионов) статуса государственных. Русский язык в ряде республик перестал признаваться государственным. Все это порождало опасную тенденцию трансформации федерации в конфедерацию и даже возможность ее распада. Особенно тревожным было положение в Чечне, где была провозглашена «государственная независимость», а власть перешла, по сути, в руки криминальных и экстремистски настроенных групп. Ослабленный федеральный Центр, не сумев политическими средствами добиться выполнения здесь федерального законодательства, предпринял силовые действия. В ходе первой (1994-1996) и второй (с лета 1999 г.) военных кампаний в Чечне удалось обеспечить контроль центральных властей над территорией этого субъекта Федерации. Но производственная и социальная сфера региона в ходе затяжных боевых действий оказалась полностью разрушена. Значительными оказались потери как среди военнослужащих федеральных сил, так и среди местного населения. Однако наметившаяся в 90-е гг. тенденция к выходу Чечни из Российской Федерации была пресечена.

Развивая традиции местного самоуправления, Конституция 1993 г. предоставила местным властям право самостоятельного решения вопросов местного значения, владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью. Основными формами местного самоуправления являются референдумы и выборы глав депутатов муниципальных образований.

Таким образом в 90-е гг. в России была создана легитимная основа российской государственности, построенная на демократических принципах, и апробирована новая система отношений между Центром и регионами.

Промышленное развитие России в 90-е гг. претерпело серьезные качественные изменения. Новое руководство Российской Федерации ставило задачу перестройки экономики с планово-директивных рельсов на рыночные с последующим вхождением России в мировой рынок. Следующим этапом предполагалось ускоренное продвижение страны к построению информационного общества.

В 90 е гг. в России произошли приватизация огромной государственной собственности; сложился товарный рынок; частично конвертируемом валютой счал рубль; началось формирование национального финансового рынка; появился растущий рынок рабочей силы. Однако решить поставленные в ходе экономических реформ задачи в полной мере не удалось. Результатом стало резкое падение в 90-е гг. уровня как промышленного, так и сельскохозяйственного производства. Для этого были как объективные, так и субъективные причины.

Стартовые условия реформ оказались крайне неблагоприятными. Внешний долг СССР, перешедший к России в 1992 г., превышал, по некоторым подсчетам, 100 млрд. долларов. В последующие годы он значительно вырос. Диспропорции развития экономики также сохранились. «Открытость» российской экономики для иностранных товаров и услуг помогла в короткий срок ликвидировать товарный дефицит - главную болезнь советской экономической системы. Однако возникшая конкуренция с импортными товарами, которые в силу более благоприятных условий хозяйствования оказываются дешевле аналогичных российских товаров, привела к серьезному спаду отечественного производства (лишь после кризиса 1998 г. российские производители сумели частично переломить эту тенденцию в свою пользу). Наличие огромных удаленных от Центра дотационных районов страны (Сибирь, Север, Дальний Восток) в условиях формирующегося рынка больно ударило по федеральному бюджету, оказавшемуся не в состоянии справиться с резко выросшими затратами. Предельного износа достигли основные производственные фонды. Разрыв хозяйственных связей, последовавший за распадом СССР, привел к прекращению выпуска многих высококлассных видов продукции. Немалую роль сыграли также неумение хозяйствовать в непривычных условиях, изъяны в политике приватизации, перепрофилирование многих предприятий в связи с конверсией военного производства, резкое сокращение государственного финансирования, падение покупательной способности населения. Существенное негативное воздействие на экономику страны оказал мировой финансовый кризис 1998 г. и неблагоприятная конъюнктура зарубежных рынков. Проявились и причины субъективного порядка. В ходе реформ у их инициаторов сложилось ошибочное представление о том, что в условиях перехода к рынку роль государства в экономике ослабевает. К негативном результатам вело и копирование западных моделей экономики. Несовершенство законодательства создавало возможность, не развивая материального производства, получить сверхприбыли путем создания финансовых пирамид.

Производство промышленной и сельскохозяйственной продукции к концу 90-х гг. составило лишь 20-25% от уровня 1989 г. Уровень безработицы вырос до 10-12 млн. человек. Ориентация производства на экспорт привела к формированию новой структуры отечественной промышленности - ее основу составили предприятия добывающей и обрабатывающей промышленности. Страна потеряла лишь за 10 лет более 300 млрд. долларов вывезенного капитала. Свертывание собственного промышленного производства привело к началу процессов деиндустриализации страны. По ряду показателей Россия отставала не только от развитых стран Запада, но и от Китая (втрое), Индии (вдвое) и даже от Южной Кореи.

Несмотря на предпринятые к концу 90-х гг. меры по оживлению экономики и даже наметившийся рост промышленности, основа экономики России оставалась прежней - зависимость от продажи сырья и особенно нефти и природного газа.

В условиях затяжного экономического кризиса развитие социальной сферы также находилось в плачевном состоянии. В обстановке резкого сокращения поступлений в бюджет расходы на науку, образование, здравоохранение, пенсионное обеспечение сократились почти в 20 раз! В первые годы экономической реформы это поставило социальную сферу в крайне тяжелое положение. Из-за нехватки средств прекратилось перспективное планирование научных работ (которое ранее осуществлялось на 20 лет вперед).

Тем не менее проявились и некоторые положительные тенденции. Впервые в истории страны численность студентов вузов составила 246 человек на 10 тыс. населения. Однако этот показатель стал возможен благодаря открытию множества частных учебных заведений, уровень образования во многих из которых оставался весьма низким. Отечественное здравоохранение было лишено возможности оказания бесплатной полноценной помощи больным и к концу 90-х гг. занимало по основным важнейшим показателям 131-е место в мире. Ниже прожиточного минимума оказались пенсии по старости и инвалидности. Под предлогом отсутствия бюджетных средств власти в начале 90-х гг. убрали из Конституции право граждан на полное среднее образование, бесплатное жилище и медицинское обслуживание. За 10 лет заметно изменилась социальная структура общества. Удельный вес богатых россиян составил 3-5%, средний класс – 12-15%, по 40% - бедные и нищие. Все это требовало радикального пересмотра самих основ социальной политики в целях обеспечения защиты населения в переходный период. Такой пересмотр начался с избрания главой государства в 2000 г. В. В. Путина.

Социально-экономическая ситуация в стране не могла не отразиться на демографии. Если в начале XX в. 76% населения страны составляли граждане в возрасте до 50 лет, то к концу века имелось почти такое же количество лиц пенсионного и предпенсионного возраста. С 1993 г. и России смертность превышала рождаемость, и вскоре естественная убыль населении достигла 1 млн. человек в год. Средняя продолжительность жизни женщин стала теперь не 75 лет (как в 1979 г.), а лишь 69, мужчин - не 69, а 56. За 10 лет население России сократилось более чем на 10 млн. человек.

Таким образом, социально-экономическое развитие страны в 90-е гг. было полно противоречий. Оно отражало переходный характер переживаемой страной эпохи.

"Шоковая терапия" экономических реформ в начале 90-х гг. Суверенная Россия, Российская Федерация после провозглашения своей независимости 12 июня 1990 г. включала в себя 89 регионов, в том числе и 21 национальное образование. Устанавливалась двухступенчатая система органов представительной власти - Съезд народных депутатов и двухпалатный Верховный Совет. Главой исполнительной власти являлся избранный всенародным голосованием президент Б.Н. Ельцин, он же был Главнокомандующим Вооружёнными силами страны. Высшей судебной инстанцией являлся Конституционный Суд Российской Федерации.
Президент страны заявил о своём стремлении продолжить курс реформ. Ему предоставлялись широкие полномочия для проведения экономических реформ. Руководство страны взяло курс на "шоковую терапию" , идея которой состояла в применении либеральной модели функционирования экономики и опиралась на опыт реформ, которые проводились в Польше. (См. хрестоматийный материал)
Главой экономического блока реформ стал Е.Т. Гайдар , возглавивший правительство России в январе - декабре 1992 г.

  • Программа реформ включала следующие направления:
    • либерализация большинства цен, т.е. отказ от административного регулирования;
    • свобода торговли;
    • проведение приватизации, т.е. разгосударствление собственности с целью превращения частного сектора в основной сектор экономики;
    • жёсткие меры налогового обложения.

Идеологи реформ предполагали, что к концу 1992 г. на этой основе будет достигнута стабилизация экономики и созданы условия для её подъёма, а сам рынок без давления государства создаст оптимальную структуру экономического развития.

  • Экономическая система была обременена структурными диспропорциями:
    • преобладанием добывающих отраслей над перерабатывающими;
    • высокой долей предприятий, работающих на военные нужды.

Фактором, осложнявшим либеральные реформы, была дезорганизация народнохозяйственного комплекса, т.е. разрыв хозяйственных связей после распада СССР.
Для проведения рыночных реформ не было создано политико-правовой базы: отсутствовали необходимые рыночные законы, а министерства и ведомства работали по-старому.
С начала января 1992 г. цены на большинство товаров были отпущены. Для сбалансирования бюджета правительство стало сокращать важнейшие государственные программы. Резко упало финансирование армии, снизился государственный оборонный заказ. Это поставило на грань краха наукоёмкие производства. Либерализация цен вызвала резкий скачок инфляции. За год потребительские цены выросли в 26 раз. Прекратились выплаты гражданам их денежных сбережений, хранившихся в Сбербанке. Упали социальные расходы, что ударило в первую очередь по малообеспеченным семьям.

Приватизация. Она охватила вначале предприятия розничной торговли, общественного питания, службы быта. Уже в первый год приватизации в руки частных предпринимателей перешло более 110 тыс. промышленных предприятий, что привело к утрате государством ведущей роли в экономике страны. В приватизации политические цели доминировали над экономической целесообразностью. Власть стремилась к скорейшему созданию класса собственников, который бы стал опорой существовавшего режима. Поэтому за бесценок приватизировались отдельными лицами предприятия и даже целые отрасли. Новый хозяин, который не вложил в приобретаемую собственность значительных средств, не стремился к обновлению производства, модернизации фондов.
Таким образом, приватизация не привлекла финансовых ресурсов для оздоровления экономики и её роста. Но московская приватизация дала экономический эффект, который позволил за счёт полученных средств профинансировать важнейшие столичные программы развития и начать модернизацию жилищного фонда.
Приватизация не получила народной поддержки. По плану приватизации каждый гражданин страны имел право получить свою долю общественной собственности, созданной в годы Советской власти. Приватизационный чек - "ваучер" - должен был стать символом равных возможностей в создании собственного дела (бизнеса). Государство не контролировало деятельность инвестиционных компаний и фондов, поэтому народ оказался обманутым.
По существу приватизация привела к деиндустриализации страны. С 1990 г. ежегодное падение производства составило 20%. К середине 90-х гг. разрушенной оказались тяжёлая промышленность, распалась энергетическая инфраструктура страны. Вместо социальной модернизации общества приватизация привела к глубокому социальному расколу. Только 5% населения страны (100 тыс. семей из 145 млн. чел. населения) завладели национальным богатством России. Среди них ведущее место заняли представители аппарата управления, проводившие приватизацию. Государственные богатства скупали представители "теневой" экономики. В процессе приватизации преимущества имели и представители номенклатуры - "директорский корпус", "хозяйственники", которые широко использовали служебные связи.
Резкое снижение социальной защищённости граждан России привело к высокой смертности - более 1 млн. чел. ежегодно. С 1990 по 1995 г. возрос уровень преступности в полтора раза. К середине 90-х гг. средний предпринимательский доход в 8 - 10 раз превышал среднюю заработную плату и в 30 - 40 раз - среднюю пенсию граждан России.
В стране всё больше стали утверждаться принципы индивидуализма и вседозволенности. Резко упала роль производящих форм труда - учителя, инженера, учёного и др.
Как показывает опыт преобразований, масштабные изменения в обществе должны производиться с согласия всего общества, с учётом национальных традиций и находиться под контролем общества.