Оформление акта и решения о проведенной проверке. Вручение акта по результатам ВНП

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку по форме, утвержденной приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338 (п. 15 ст. 89 НК РФ).

В справке должны быть указаны:

  • место и дата составления;
  • полное и сокращенное название организации, в которой была проведена проверка, ее ИНН и КПП;
  • предмет проверки (виды проверяемых налогов, период, который охватывается проверкой);
  • срок проведения проверки.

Если проверка проводилась у участника консолидированной группы, то в справке также указываются:

  • ИНН, КПП консолидированной группы налогоплательщиков с проставлением даты и регистрационного номера договора о ее создании;
  • полное и сокращенное наименования ответственного участника консолидированной группы налогоплательщиков, его ИНН, КПП;
  • полное и сокращенное наименования других участников консолидированной группы налогоплательщиков, их ИНН и КПП.

Это следует из пункта 11 статьи 89 Налогового кодекса РФ и приложения 2 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.

Составление справки свидетельствует об окончании проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ). С даты составления справки отсчитываются сроки дальнейшего оформления результатов налоговой проверки. После составления справки представители налоговой инспекции не вправе находиться на территории организации, истребовать документы и проводить какие-либо мероприятия налогового контроля. Такие разъяснения содержатся в пункте 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690.

Вручение справки

Справку о проведенной проверке проверяющие должны вручить законному или уполномоченному представителю организации в день составления (т. е. в последний день проверки) (абз. 1 п. 15 ст. 89 НК РФ). При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях.

Формой справки предусмотрено поле, в котором представитель организации должен поставить отметку о получении справки. Если представитель организации уклоняется от получения справки, инспекция направит ее в адрес организации заказным письмом по почте (абз. 2 п. 15 ст. 89 НК РФ). В этом случае датой получения справки будет считаться дата, указанная на оттиске календарного штемпеля почтового уведомления о вручении письма (п. 3 письма ФНС России от 29 декабря 2012 г. № АС-4-2/22690).

Кроме того, справка может быть передана в организацию по телекоммуникационным каналам связи. Порядок электронного документооборота между налоговыми инспекциями и налогоплательщиками утвержден приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149. Электронная справка будет считаться полученной, когда в инспекцию поступит электронная квитанция о приеме этого документа. Если инспекция не получит такую квитанцию, она отправит справку на бумажном носителе в общеустановленном порядке. Такой вывод следует из положений пунктов 12, 16 и 19 Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 15 апреля 2015 г. № ММВ-7-2/149.

Ситуация: может ли инспекция вместо подлинника вручить организации копию справки о проведенной выездной проверке?

Ответ: да, может.

В последний день выездной налоговой проверки руководитель проверяющей группы составляет справку и вручает ее представителю организации. Такой порядок предусмотрен пунктом 15 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Положения этой нормы не определяют, в каком виде (подлинник или копия) справка должна быть передана организации. Поэтому инспекция вправе вручить организации копию справки, а оригинал оставить у себя. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление Седьмого арбитражного апелляционного суда от 10 ноября 2008 г. № 07АП-6276/08).

Ситуация: можно ли отменить решение по итогам выездной проверки, если инспекция не передала организации справку о проведении проверки?

Ответ: нет, нельзя.

Решение по итогам налоговой проверки подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. В частности, такое решение отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Тот факт, что инспекция не передала справку организации, не оказывает влияния на процедуру рассмотрения материалов налоговой проверки. Следовательно, само по себе такое нарушение не может стать основанием для отмены решения по итогам выездной проверки. В арбитражной практике есть примеры судебных решений, которые подтверждают правомерность такого вывода (см., например, постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 16 октября 2008 г. № 09АП-11298/2008-АК).

Акт проверки

Не позднее чем через два месяца со дня оформления справки проверяющие составляют акт выездной налоговой проверки (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ). Его форма утверждена приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. Составить акт инспекторы должны, даже если по результатам проверки они не выявили никаких нарушений (абз. 1 п. 1 ст. 100 НК РФ, письмо ФНС России от 16 апреля 2009 г. № ШТ-22-2/299). В этом случае проверяющие указывают в акте на отсутствие нарушений налогового законодательства (подп. 12 п. 3 ст. 100 НК РФ).

Налоговое законодательство устанавливает четкие требования к оформлению акта выездной проверки (п. 3, 3.1, 4 ст. 100 НК РФ, Требования, утвержденные приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892). Подробнее о том, какую информацию инспекторы должны отразить в акте проверки, см. в таблице .

Если при подготовке акта проверки у инспекции возникают сомнения в трактовке законодательства, проект акта может быть направлен на предварительное согласование в региональное налоговое управление. Например, это возможно, если по каким-либо вопросам нет официальных разъяснений ФНС России или если эти разъяснения не совпадают с позицией Минфина России. Сроки согласования проектов актов проверок устанавливают региональные УФНС. Однако эти сроки не должны увеличивать общую продолжительность подготовки акта (два месяца), установленную абзацем 1 пункта 1 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Это следует из положений раздела II Порядка, утвержденного приказом ФНС России от 17 октября 2013 г. № ММВ-7-3/449.

Ситуация: можно ли отменить решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки? Инспекция составила акт выездной проверки с нарушениями (ошибками) .

Можно, если нарушения, допущенные при составлении акта, привели к принятию неверного решения по итогам выездной проверки.

Решение по налоговой проверке подлежит отмене, если инспекция нарушит существенные условия процедуры рассмотрения материалов проверки. Так, решение по проверке отменяется, если инспекция не обеспечит организации возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и давать по ним пояснения. Об этом говорится в абзаце 2 пункта 14 статьи 101 Налогового кодекса РФ. Кроме того, основанием для отмены решения по проверке могут стать и иные нарушения, связанные с процедурой рассмотрения материалов, которые могли бы привести к принятию неверного решения (абз. 3 п. 14 ст. 101 НК РФ).

Акт выездной проверки является одним из основных материалов налоговой проверки, после рассмотрения которых инспекция выносит окончательное решение по итогам проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Следовательно, нарушения, допущенные инспекцией при составлении акта, могут стать основанием для принятия неверного решения по итогам выездной проверки. В таком случае решение по проверке подлежит отмене полностью или в части, связанной с нарушением. В арбитражной практике есть судебные решения, которые подтверждают правомерность этого вывода. Так, решение инспекции, принятое по итогам выездной проверки, можно отменить (полностью или частично), если инспекция допустила следующие нарушения (ошибки) при составлении акта:

  • неправильно применила нормы законодательства и сделала неверные выводы, которые были отражены в итоговом решении (см., например, определение ВАС РФ от 6 октября 2009 г. № ВАС-12395/09, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 3 июня 2009 г. № Ф04-3218/2009(7668-А46-26), Ф04-3218/2009(8926-А46-26), Московского округа от 29 сентября 2009 г. № КА-А40/6946-09);
  • исказила факты, установленные в ходе проверки (см., например, постановление ФАС Уральского округа от 25 ноября 2009 г. № Ф09-9205/09-С2);
  • доначислила налоги, пени и штрафы за периоды, которые не могли быть охвачены выездной проверкой (см., например, постановление ФАС Дальневосточного округа от 20 февраля 2008 г. № Ф03-А73/08-2/126);
  • не обосновала факт налогового правонарушения и привлекла организацию к ответственности за его совершение (см., например, определение ВАС РФ от 4 июня 2009 г. № ВАС-6861/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 10 февраля 2009 г. № А33-6906/07-Ф02-15/09, Центрального округа от 21 января 2010 г. № А35-1157/08-С15, от 30 ноября 2009 г. № А64-3933/07-16, Волго-Вятского округа от 21 декабря 2009 г. № А82-9362/2008, Поволжского округа от 24 ноября 2009 г. № А72-2919/2009, Западно-Сибирского округа от 9 сентября 2009 г. № Ф04-5332/2009(18985-А03-34), Московского округа от 6 апреля 2009 г. № КА-А40/2403-09, от 20 января 2009 г. № КА-А40/11945-08, Северо-Западного округа от 4 мая 2009 г. № А56-13415/2006, Уральского округа от 28 августа 2008 г. № Ф09-6143/08-С3).

По общему правилу акт выездной налоговой проверки составляется в двух экземплярах: один - для инспекции, второй - для организации. При проведении совместной налоговой проверки акт составляется в трех экземплярах: третий экземпляр инспекция передает органам внутренних дел. При проведении повторной выездной проверки в порядке контроля за деятельностью нижестоящей инспекции акт тоже составляется в трех экземплярах. В этом случае третий экземпляр акта вышестоящий налоговый орган, проводивший проверку, направит в инспекцию. Об этом говорится в пункте 9 Требований, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Вручение акта

Вручить организации ее экземпляр акта инспекция должна в течение пяти рабочих дней с даты подписания акта (п. 5 ст. 100, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).

Вручить акт инспекция может:

  • лично законному или уполномоченному представителю организации под расписку. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях;
  • иным способом, свидетельствующим о дате получения акта организацией (например, через курьерскую службу).

Это следует из пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ.

При получении акта представитель организации должен поставить в нем две подписи:

  • о получении акта (п. 5 ст. 100 НК РФ);
  • об ознакомлении с содержанием акта. Если представитель организации откажется ставить подпись на акте (например, из-за своей некомпетентности), то в акте будет сделана соответствующая отметка об отказе от подписи (п. 2 ст. 100 НК РФ).

Ситуация: кому вручается акт налоговой проверки: головному отделению организации или ее филиалам? Выездная налоговая проверка проводилась одновременно в отношении головного отделения организации и ее филиалов .

При одновременной проверке головного отделения организации и ее филиалов акт выездной налоговой проверки получает головное отделение организации.

В течение пяти рабочих дней с даты составления акт налоговой проверки должен быть направлен организации, в отношении которой проводилась проверка, или вручен ее представителю (п. 5 ст. 100 НК РФ). Документ составляется в соответствии с приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Результаты проверки филиалов оформляются путем заполнения соответствующих разделов единого акта проверки. Ознакомившись с ними, соответствующий раздел акта подписывает руководитель филиала. Об этом сказано в Требованиях, утвержденных приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892. При этом приказом ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892 не предусмотрено вручение отдельных частей акта (разделов) филиалу организации. Поэтому единый акт проверки вручается представителю головного отделения организации (направляется в организацию).

Вместе с тем, головное отделение организации вправе направить в адрес своих филиалов выписки из акта проверки (копии разделов акта), касающиеся ее филиалов.

Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 10 сентября 2007 г. № 03-02-07/1-406, ФНС России от 19 марта 2007 г. № ЧД-6-23/216.

Отправка акта по почте

Если организация (ее представитель) уклоняется от получения акта выездной проверки, инспекция отражает этот факт в акте и направляет его по почте заказным письмом по местонахождению организации (обособленного подразделения). В этом случае датой получения акта считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Ситуация: вправе ли инспекция передать акт налоговой проверки (камеральной, выездной) заказным письмом (по почте), если организация не уклоняется от его получения?

Инспекция может направить акт налоговой проверки заказным письмом. Но датой его получения будет считаться шестой рабочий день со дня отправки заказного письма, только если организация уклонялась от получения акта. Если организация от получения акта не уклонялась, то днем его вручения следует считать день фактического получения заказного письма организацией.

Данный вывод следует исходя из совокупности следующий норм.

Налоговое законодательство указывает, что инспекция вправе передать акт налоговой проверки лично под расписку или иными способами, свидетельствующими о дате получения акта организацией. Об этом говорится в абзаце 1 пункта 5 статьи 100 Налогового кодекса РФ. Следовательно, отправка акта заказным письмом не является нарушением законодательства со стороны инспекции, поскольку такой способ передачи позволяет достоверно определить дату фактического получения акта организацией.

Вместе с тем, законодательство уточняет, что направить акт налоговой проверки заказным письмом инспекция вправе, только если организация уклоняется от его получения. В этом случае датой получения акта организацией считается шестой рабочий день с даты отправки заказного письма. Это следует из положений абзаца 2 пункта 5 статьи 100 и пункта 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Причем отсчет шестидневного срока начинается со дня, следующего за днем отправки акта (п. 2 ст. 6.1 НК РФ).

Официальную точку зрения по этому поводу контролирующие ведомства не высказывали. Но в арбитражной практике есть решения судов, которые подтверждают правомерность этого вывода (см., например, постановление ФАС Поволжского округа от 17 декабря 2009 г. № А55-5813/2009).

Ситуация: по какому адресу организации - юридическому или фактическому - инспекция должна направить заказное письмо с актом налоговой проверки (камеральной, выездной) ?

Заказное письмо с актом налоговой проверки инспекция обязана направить по месту нахождения организации, то есть по ее юридическому адресу, который указан в ЕГРЮЛ (п. 5 ст. 31, п. 5 ст. 100 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в пункте 1 письма ФНС России от 20 сентября 2013 г. № АС-4-2/16981.

Ситуация: обязана ли инспекция прикладывать к акту, вручаемому организации, доказательства нарушений, которые были выявлены в ходе налоговой проверки (выездной, камеральной) ?

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от проверяемой организации, то прикладывать такие доказательства к акту проверки инспекция не обязана.

При этом нужно учитывать следующие особенности.

Если доказательством нарушения служат документы, полученные от других источников (например, документы контрагентов, протоколы опроса свидетелей), то такие доказательства инспекция обязана приложить к акту налоговой проверки. Данная обязанность сохраняется, даже если сведения, полученные от третьих лиц:

  • составляют банковскую, налоговую или иную охраняемую законом тайну (например, коммерческую);
  • содержат персональные данные граждан.

В этих случаях к акту налоговой проверки должны быть приложены не полные копии документов, а выписки из них, заверенные инспекцией.

Такой порядок установлен пунктом 3.1 статьи 100 Налогового кодекса РФ, пунктом 1.13 приложения 6 к приказу ФНС России от 25 декабря 2006 г. № САЭ-3-06/892.

Возражения по акту

В ответ на полученный акт организация при необходимости может оформить письменные возражения и передать их в инспекцию (п. 6 ст. 100 НК РФ).

Решение по акту

На основе всех имеющихся материалов налоговой проверки (акта выездной проверки; письменных возражений организации, протоколов, экспертных заключений и т. п.) инспекция принимает окончательное решение по итогам выездной проверки (п. 1 ст. 101 НК РФ). Вручить решение инспекция должна законному или уполномоченному представителю организации. При этом уполномоченный представитель должен иметь доверенность на представление интересов организации в налоговых инспекциях. Подробнее о сроках, порядке и правилах оформления такого решения см. Как принимается решение по результатам налоговой проверки .

В наглядной форме этапы проведения выездной проверки, порядок оформления ее результатов, схема документооборота и варианты действий проверяющих в различных ситуациях представлены в письме ФНС России от 15 декабря 2011 г. № АС-4-2/21396, которое направлено во все налоговые инспекции.

Запросы на предоставление справочной информации подразумевают подачу ее в наиболее удобной для этого форме. В случае сообщения о результатах какой-либо проверки, иногда необходимо составить . И здесь нужно помнить, что унифицированной формы для нее просто не существует. Но и произвольное ее оформление недопустимо, поскольку, при отсутствии обязательных пунктов, она может быть признана недействительной.

Инструкция

Справка составляется на основании результатов проверки, зафиксированных, как правило, в протоколе или акте. Поэтому возьмите исходный документ и выделите в нем пункты, которые необходимо будет скопировать и перенести в справку . Лучше всего не менять текст этих фрагментов, а строго процитировать его, чтобы не допустить случайных ошибок и разночтений.

Начните оформление вводной части с указания начальных реквизитов. Скопируйте шапку протокола или акта, в которой указано наименование организации или предприятия. Это не потребуется делать в том случае, если у вас есть угловой штамп «для справок», в котором уже перечислены необходимые реквизиты. Далее укажите место и время проведения проверки. После этого напишите название документа «Справка» и сразу под ним сообщите кратко тему или суть передаваемых сведений.

В основной части справки сообщите затребованную по результатам проверки информацию. Чаще всего это конкретные пункты, которые вы можете выбрать из основного протокола, скопировать и вставить в новый документ. Такое цитирование текста позволит вам не раскрывать полную информацию, полученную в ходе действий комиссии, а осветить лишь результаты по интересующим сведениям.

Теперь заверьте справку подписью уполномоченного для таких действий лица, расшифруйте в скобках подпись (фамилия и инициалы), укажите должность, занимаемую им на предприятии. Поставьте печать предприятия, если справка будет предоставлена сторонним организациям. Для внутренних документов этого не требуется.

Полезный совет

Иногда справка о проверке оформляется непосредственно в ходе контрольного мероприятия и заменяет собой протокол или акт. В таком случае структура документа будет аналогична описанной, с той только разницей, что информация будет сразу фиксироваться в этом документе и заверен он будет подписями членов комиссии, участвующих в этом процессе или подписью конкретного проверяющего и специальной печатью.

С.В.Разгулин, действительный государственный советник РФ 3 класса

Практически каждая выездная налоговая проверка заканчивается доначислениями. Недоимка, пени и штрафы могут быть выявлены и по результатам камеральной проверки. Срокам и порядку оформления результатов налоговых проверок, включая проведение дополнительных мероприятий налогового контроля, посвящено интервью с экспертом.

Какой документ составляется по окончании налоговой проверки?

В последний день выездной налоговой проверки проверяющий (руководитель проверяющей группы) обязан составить справку о проведенной проверке (пункт 15 статьи 89 НК РФ).

В справке фиксируются предмет проверки, сроки ее проведения. Датой начала проверки является дата вынесения решения о проведении выездной (повторной выездной) налоговой проверки. Датой окончания проверки является дата составления указанной справки. В справке отдельно оговариваются сроки приостановления, продления проверки. Форма справки приведена в приложении № 7 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Итак, с составлением справки выездная налоговая проверка заканчивается. Справка вручается налогоплательщику. Если в момент составления справки проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика, и налогоплательщик проигнорировал уведомление явиться в налоговый орган для получения справки, она направляется налогоплательщику заказным письмом по почте. По общему правилу, составление справки о проведенной камеральной проверке НК РФ не предусмотрено.

В какой срок должен быть составлен акт выездной налоговой проверки?

Акт составляется не позднее двух месяцев после составления справки о проведенной проверке. Форма акта, составляемого по результатам налоговых проверок, должна соответствовать приложению 23 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

Если выездная проверка организации включала проверки ее филиалов и представительств, то ранее собственно акта оформляются разделы акта по результатам налоговой проверки филиала (представительства). Акт по результатам налоговой проверки составляется с учетом разделов акта проверки филиалов и представительств. Сами разделы акта проверок филиалов (представительств), подписанные проверяющими и представителем филиала (представительства), остаются на хранении в налоговом органе.

Может ли акт быть подписан должностным лицом налогового органа, не участвовавшим в проверке?

Может. Согласно Постановлению Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11 сам по себе факт подписания акта налоговой проверки лицом, не проводившим проверку, не указывает на существенное нарушение прав проверяемого налогоплательщика. Налогоплательщик должен указать, в чем состояло нарушение его прав (это могут быть, в частности, препятствия в праве подачи возражений, представлении объяснений).

Другая ситуация имеет место, когда акт налоговой проверки, например, по причине отсутствия должностного лица налогового органа на рабочем месте, подписан за него другим должностным лицом. Акт, подписанный сфальсифицированной подписью, не является надлежащим доказательством и не может лежать в основе решения о привлечении налогоплательщика к налоговой ответственности независимо от того, привело это или не привело к принятию неправильного по существу решения (Постановление АС Поволжского округа от 29.04.2015 № Ф06-23225/2015).

Каковы сроки составления акта по итогам камеральной проверки?

Акт камеральной налоговой проверки составляется в случае выявления нарушений законодательства о налогах и сборах в течение 10 дней после окончания камеральной налоговой проверки.

Каким образом акт передается налогоплательщику?

Акт по итогам камеральной и выездной проверки вручается налогоплательщику под расписку в течение 5 дней с даты подписания или передается иным способом, свидетельствующим о дате его получения налогоплательщиком. Акт составляется после окончания проверки, то есть когда проверяющие уже не находятся на территории налогоплательщика. Поэтому вручение акта выездной проверки под расписку может быть реализовано только посредством вызова налогоплательщика в налоговый орган для получения акта.

Если по каким-то причинам налогоплательщик уклоняется от получения акт, это отражается в акте, и он направляется налогоплательщику по почте заказным письмом. Датой вручения считается шестой день с даты отправки этого акта. Другого способа вручения акта в этом случае пункт 5 статьи 100 НК РФ не предусматривает.

Одновременно с актом вручаются соответствующие приложения: документы, подтверждающие факты выявленных нарушений законодательства о налогах и сборах, иные материалы при их наличии.

Сколько времени отводится налогоплательщику для подготовки возражений по акту?

Один месяц со дня получения акта налоговой проверки. Именно в этот срок согласно пункту 6 статьи 100 НК РФ лицо, в отношении которого проводилась налоговая проверка, в случае несогласия с фактами, изложенными в акте, а также с выводами и предложениями проверяющих, вправе представить в налоговый орган письменные возражения в целом или по отдельным положениям акта. До истечения указанного месячного срока, иными словами, в течение срока, отведенного для представления письменных возражений, решение по материалам налоговой проверки не принимается (письмо Минфина от 15.07.2010 № 03-02-07/1-331).

При направлении возражений по почте следует убедиться в их своевременном получении налоговым органом, особенно, если налогоплательщик не предполагает непосредственно участвовать в рассмотрении материалов. Пропуск срока представления письменных возражений не препятствует налогоплательщику принимать участие в рассмотрении материалов проверки, давать свои объяснения, в том числе в письменном виде.

Если налогоплательщик не успевает представить письменные возражения в месячный срок?

В этом случае следует известить инспекцию о своем намерении представить письменные возражения и попросить отложить рассмотрение материалов проверки на более позднюю дату по уважительным причинам. В случае представления лицом возражений, пояснений, ходатайств и их получения налоговым органом в срок до даты рассмотрения материалов проверки включительно, данные материалы также рассматриваются и учитываются руководителем (заместителем руководителя) налогового органа при вынесении решения (письмо ФНС России от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@).

Должен ли налогоплательщик участвовать в рассмотрении материалов проверки налоговым органом?

Не обязательно. Порядок вынесения решения по результатам рассмотрения материалов налоговой проверки регулируется статьей 101 НК РФ. Перед рассмотрением материалов налоговой проверки по существу руководитель (заместитель руководителя) налогового органа должен установить факт явки лиц, извещенных надлежащим образом о времени и месте рассмотрения.

В случае неявки лица, в отношении которого проводилась налоговая проверка, рассмотрение материалов налоговой проверки может быть осуществлено в его отсутствие, либо налоговый орган принимает решение отложить рассмотрение. При этом назначается новая дата рассмотрения, о чем налоговый орган обязан уведомить налогоплательщика.

Несмотря на то, что, по мнению налогового органа, участие налогоплательщика в рассмотрении материалов налоговой проверки в конкретном случае «обязательно», такое участие является правом налогоплательщика (подпункт 15 пункта 1 статьи 21 НК РФ).

Каков срок рассмотрения материалов налоговой проверки?

Решение должно быть принято в течение 10 дней после истечения месячного срока на подачу возражений. Но указанный срок может быть продлен на один месяц. Кроме того, срок принятия решения зависит от того, будут ли налоговым органом назначены дополнительные мероприятия налогового контроля.

Что означает назначение налоговым органом дополнительных мероприятий налогового контроля?

При рассмотрении материалов налоговой проверки налоговый орган вправе вынести решение о проведении дополнительных мероприятий налогового контроля. Дополнительные мероприятия могут быть назначены и при рассмотрении материалов камеральной налоговой проверки. Срок их проведения не должен превышать одного месяца (двух месяцев - при проверке консолидированной группы налогоплательщиков). Данный срок не включается в срок, отведенный для вынесения решения по проверке.

В качестве дополнительных мероприятий налогового контроля выступают допрос свидетеля, экспертиза, истребование документов. Иные мероприятия, в том числе осмотр, проводиться не могут. Выбранные налоговым органом для проведения дополнительные мероприятия налогового контроля указываются в решении, форма которого содержится в приложении № 29 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При буквальном толковании статей 93 и 93.1 НК РФ налоговый орган вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика только документы о конкретной сделке. У контрагента проверяемого налогоплательщика документы могут быть истребованы в полном объеме, так как такое основание для истребования документов как проведение допмероприятий прямо указано в статье 93.1 НК РФ.

Вместе с тем есть практика, согласно которой истребование первичных учетных документов у проверяемого лица как дополнительное мероприятие налогового контроля допустимо при условии наличия у налогового органа оснований для истребования указанных документов в ходе самой налоговой проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 15.03.2012 № 14951/11).

Как оформляются результаты допмероприятий?

Налоговым кодексом не предусмотрено оформление результатов дополнительных мероприятий налогового контроля отдельным документом.

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ внесены поправки в порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок?

Со 2 июня 2016 года действует новый порядок ознакомления налогоплательщика с материалами проверок. Вместо подразумеваемой обязанности налогового органа направлять материалы налогоплательщику, поправки предусматривают право налогоплательщика подать заявление на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Без соответствующего обращения налоговый орган не обязан предоставлять материалы налогоплательщику.

Налогоплательщику рекомендуется в любом случае использовать право на ознакомление с материалами проверки и материалами дополнительных мероприятий налогового контроля. Подать в налоговый орган письменное заявление с просьбой об ознакомлении необходимо в течение срока, установленного для представления возражений по акту проверки или по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля, а именно в течение одного месяца или 10 рабочих дней соответственно (пункт 6 статьи 100, новый пункт 6.1 статьи 101 НК РФ).

Форма заявления - произвольная. Ознакомление с материалами проверки организуется на территории налогового органа не позднее 2 дней со дня подачи вышеназванного заявления. НК РФ закрепляет способы ознакомления: осмотр документов, изготовление выписок, снятие копий. Факт ознакомления подтверждается протоколом, составляемым согласно нормам статьи 99 НК РФ.

Предположим, допмероприятия завершились 10 октября 2016 года. Налогоплательщик 11 октября 2016 года подал заявление на ознакомление с материалами, полученными налоговым органом. В таком случае налоговый орган должен обеспечить ознакомление не позднее 13 октября 2016 года. Возражения могут быть представлены налогоплательщиком не позднее 24 октября 2016 года.

Продолжительность ознакомления НК РФ не установлена, но по своему предназначению как специальной процедуры, предшествующей рассмотрению материалов проверки руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, ознакомление должно быть завершено в течение срока, отведенного на представление возражений по этим материалам.

Изменился ли порядок представления возражений по материалам допмероприятий?

Поправки вводят новую процедуру - процедуру подачи письменных возражений на результаты дополнительных мероприятий налогового контроля.

Напомню, что срок проведения допмероприятий, по общему правилу, составляет один месяц и указывается в соответствующем решении. Со дня истечения этого срока начинает течь срок для представления налогоплательщиком возражений, который составляет 10 рабочих дней.

Поэтому, с одной стороны, непредставление заявления об ознакомлении с материалами по сути лишает налогоплательщика возможности представить возражения по ним в рамках отдельной процедуры. С другой стороны, если в силу каких-то причин налогоплательщик не проявил инициативу в подаче заявления, получить доступ к материалам допмероприятий налогового контроля он сможет, участвуя в рассмотрении материалов проверки в налоговом органе и подавая объяснения на этой стадии (пункт 4 статьи 101 НК РФ).

Может ли положение проверяемого налогоплательщика ухудшиться по итогам допмероприятий?

Дополнительные мероприятия могут проводиться только в отношении уже установленных в акте нарушений налогового законодательства. Они не предназначены для сбора сведений о нарушениях, которые не отражены в акте проверки. Налогоплательщик не может быть привлечен к ответственности за правонарушения, не оговоренные в акте проверки.

Но, если нарушения были выявлены в ходе налоговой проверки и отражены в акте проверки, то по результатам дополнительных мероприятий налогового контроля инспекция вправе произвести корректировку налоговых обязательств налогоплательщика по выявленным нарушениям в сторону увеличения (установить сумму неуплаты налога в большем размере, чем было отражено в акте проверки). Такой вывод сделан в Определении Верховного Суда РФ от 20.08.2015 № 309-КГ15-9617.

Если налогоплательщик не был уведомлен о рассмотрении материалов проверки, в том числе о материалах, полученных в ходе допмероприятий?

Независимо от представления или непредставления возражений, налогоплательщик должен быть извещен о дате, времени и месте каждого случая рассмотрения материалов проверки (пункт 2 статьи 101 НК РФ). Необеспечение возможности участвовать в процессе рассмотрения материалов налоговой проверки является нарушением существенных условий процедуры, установленной НК РФ (пункт 14 статьи 101 НК РФ).

Но, обратите внимание, что пункт 5 статьи 140 НК РФ позволяет вышестоящему налоговому органу на основании апелляционной жалобы налогоплательщика устранить подобное нарушение путем отмены решения, принятого по проверке. При этом одновременно с участием налогоплательщика будет вынесено новое решение по итогам рассмотрения всех материалов проверки и дополнительных документов, представленных при обжаловании.

Должен ли налоговый орган вынести решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки?

Такой обязанности нет. Налоговый орган не обязан принимать решение непосредственно в день рассмотрения материалов проверки (Постановление Президиума ВАС РФ от 17.03.2009 № 14645/08). Причем извещение о времени и месте собственно подписания решения также не предусмотрено. Налогоплательщик получит уже подписанное решение.

Со 2 июня 2016 года решение по результатам рассмотрения материалов проверки в ситуации, когда проводились дополнительные мероприятия налогового контроля, должно приниматься в течение 10 дней со дня истечения срока на представление налогоплательщиком возражений на материалы дополнительных мероприятий. Продление срока принятия решения НК РФ не предусматривает. Течение этого срока не зависит от того, подавал налогоплательщик заявление на ознакомление с материалами или нет. Пропуск срока вынесения решения не влечет его недействительности.

Рассмотрение материалов проверки заканчивается вынесением решения?

Да, решением о привлечении к ответственности или решением об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения. С момента вынесения решения определяется истечение трехгодичного срока давности привлечения к ответственности (статья 113 НК РФ).

Кем должно быть подписано решение?

Решение обязательно должно быть подписано тем должностным лицом налогового органа, которое принимало участие в рассмотрении материалов проверки. Формы решения о привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения и решения об отказе в привлечении к ответственности за совершение налогового правонарушения приведены соответственно в приложениях 30 и 31 к Приказу ФНС России от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@.

При рассмотрении материалов налоговой проверки составляется протокол. Это требование закреплено в пункте 4 статьи 101 НК РФ. В протоколе должны быть указаны, в том числе Ф.И.О. и должность лица, рассматривающего материалы, Ф.И.О. и должности лиц, участвующих в рассмотрении со стороны налогового органа.

Налогоплательщик вправе потребовать копию протокола. Если были назначены допмероприятия, то как материалы проверки, так и материалы допмероприятий должны рассматриваться лицом, которое впоследствии подписывает решение. Рассмотрение материалов проверки одним должностным лицом налогового органа, при том, что рассмотрение материалов дополнительных мероприятий налогового контроля и вынесение решения производилось другим лицом, может повлечь признание решения по проверке недействительным (письмо ФНС от 11.03.2016 № ЕД-4-2/3968@).

Федеральным законом от 01.05.2016 № 130-ФЗ прямо закреплено, что материалы проверки и материалы дополнительных мероприятий налогового контроля (в случае их проведения) рассматриваются одним и тем же руководителем (заместителем) руководителя налогового органа, проводившего проверку.

Подписание решения руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, не участвовавшим в рассмотрении материалов проверки (участвовавшим в рассмотрении только части материалов), является нарушением существенных условий процедуры рассмотрения материалов проверки и основанием для отмены вынесенного решения. Считается, что в такой ситуации налогоплательщику не была обеспечена возможность участвовать в рассмотрении материалов проверки и представить объяснения (Постановление Президиума ВАС РФ от 29.09.2010 № 4903/10).

А если приложения к решению не подписаны лицом, подписавшим решение, может ли это повлечь отмену решения?

В приложениях к решению, как правило, отражается распределение сумм налога между бюджетами, расчет пени, но могут быть приведены фактические данные, влияющие на расчет недоимки.

Если решение о привлечении к налоговой ответственности подписано руководителем (заместителем руководителя) налогового органа, рассматривавшим материалы налоговой проверки и указанное решение налогового органа принято в соответствии с НК РФ, то факт подписания приложений к решению налогового органа иным лицом или не подписание их руководителем (заместителем руководителя) налогового органа не является нарушением условий процедуры рассмотрения материалов налоговой проверки. То есть, само по себе это не нарушает права и законные интересы налогоплательщика (Определение Верховного суда РФ от 13.03.2015 № 301-КГ15-2264).

Оформление результатов выездной налоговой проверки - важный этап проверочных мероприятий. Соблюдение налоговым органом порядка и сроков составления акта по итогам проверки с большой вероятностью гарантирует доначисление и взыскание недоимки с налогоплательщика.

В каком порядке должен быть подготовлен и составлен акт проверки

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки (далее — ВНП) регулируется:

  • Налоговым кодексом Российской Федерации (ст. 100);
  • письмом ФНС РФ «О рекомендациях по проведению ВНП» от 25.07.2013 № АС-4-2/13622 (гл. 6);
  • приказом ФНС РФ «Об утверждении форм документов…» от 08.05.2015 № ММВ-7-2/189@ (приложения 7, 23, 24);
  • письмом ФНС РФ «Рекомендации о порядке организации работы налоговых органов» от 07.08.2013 № СА-4-9/14460@ и др. нормативными актами.

Акт ВНП составляется строго по утвержденной форме (п. 1 ст. 100 НК РФ) в письменном виде, не может содержать описок и исправлений, не подтвержденных подписями проверяющих. Все экземпляры должны быть идентичны по содержанию. Акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен не позднее 2 месяцев со дня составления справки об окончании ВНП.

ВАЖНО! Акт по итогам проведения ВНП составляется и в случае, если контрольными мероприятиями не выявлено нарушений в деятельности налогоплательщика (п. 1 ст. 100 НК РФ).

Где можно найти заполненный образец акта ВНП

С заполненным образцом акта выездной налоговой проверки вы можете ознакомиться, скачав его по ссылке: Образец акта выездной налоговой проверки .

Акт ВНП состоит из 3 обязательных частей (п. 3 приложения 24).

Вводная часть содержит следующую информацию:

ВАЖНО! Отсутствие обязательной информации может повлечь за собой оспаривание результатов ВНП. Например, в деле № А56-64382/2016 арбитражный суд признал оформление результатов выездной налоговой проверки ненадлежащим, что выразилось в неуказании перечня документов, представленных налогоплательщиком (постановление 13-го ААС от 27.12.2017).

В части 2 (описательной):

  • раскрываются собранные налоговым органом доказательства;
  • приводятся ссылки на нормы законодательства;
  • указываются источники полученных данных.

ФНС РФ рекомендует использовать таблицы, иллюстрации и иные материалы, позволяющие наглядно представить суть деятельности лица, цепочку взаимоотношений и др. Также необходимо указать сведения о проведенных допросах свидетелей, заключениях экспертов (п. 3.2 приложения 24).

Материалы должны излагаться:

  • обоснованно, со ссылками на собранную информацию;
  • объективно;
  • полно;
  • комплексно (в связи с др. доказательствами) и системно (для удобства восприятия);
  • доступно, четко, не допускать двоякого понимания.
  • данные о нарушении законодательства;
  • ссылки на доказательства;
  • анализ бухгалтерских и налоговых данных;
  • итоговую квалификацию правонарушения.

Особые требования к описанию фактов нарушения законодательства

От качества описания обстоятельств нарушения закона, выявленных проверкой, зависит возможность привлечения налогоплательщика к ответственности, поэтому ФНС РФ подробно разъясняет порядок заполнения описательной части акта.

ВАЖНО! В силу п. 2 ст. 54.1 НК РФ налоговому органу необходимо сделать акцент на сборе доказательств, подтверждающих наличие цели неуплаты налога и исполнение договорных обязательств третьими лицами.

Описание каждого факта должно содержать (подп. «а-г» п. 3.2 приложения 24):

  • обстоятельства и способ совершения нарушения;
  • доказательства (ссылки на первичные документы);
  • ссылки на полученную в ходе проверки информацию (протоколы допроса, экспертизы, осмотры и т. д.);
  • финансовый анализ расхождений и расчеты недоимки;
  • квалификацию нарушения.

При составлении акта учитываются данные уточненных деклараций.

По возможности описание правонарушений должно быть понятно лицам, не имеющим специального образования в области бухгалтерского учета и права.

Порядок оформления результатов выездной налоговой проверки в заключительной части акта

Последняя, итоговая часть должна содержать (п. 3.3 приложения 24):

  • данные о лицах, проводящих ВНП;
  • выводы по итогам проверки (в т. ч. ссылки на статьи НК РФ, начисленные суммы недоимки и пени);

ВАЖНО! В акте ВНП может содержаться информация о правонарушениях, предусмотренных ст. 116, 118, п. 1 ст. 119, ст. 19.2, 120, 122, 122.1, 123, п. 1 ст. 126, 129.2 НК РФ (п. 6.5 письма № АС-4-2/13622).

  • информацию о сроках представления возражений;
  • сведения о приложениях (документы передаются на основании указанного перечня).

ВАЖНО! Часть приложений, содержащих информацию о персональных данных, сведения о банковской, налоговой или иной охраняемой законом тайне третьих лиц, представляется налогоплательщику в виде заверенных выписок (п. 3.1 ст. 100 НК РФ).

Акт ВНП должен быть подписан лицами, проводившими проверку (в т. ч. сотрудниками органов внутренних дел, входившими в группу), и представителем проверяемого лица (п. 7.1 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Факт подписания акта со стороны налогового органа иным лицом расценивается как нарушение внутреннего регламента, а не требований НК РФ (постановление Президиума ВАС РФ от 24.01.2012 № 12181/11).

Последствия нарушения порядка составления акта

В соответствии с п. 4 ст. 100 НК РФ требования к форме и порядку составления акта установлены приказом № ММВ-7-2/189@. Как указал ФАС ВСО в постановлении от 05.03.2013 по делу № А19-9755/2012, процедура оформления результатов ВНП заключается в системном описании в акте подтвержденных документами фактов правонарушений. Лицу предоставляется право заявлять возражения и участвовать в рассмотрении собранных в ходе проверки документов.

Нарушение этих положений повлечет отмену решений налогового органа. Например, суды поддержат налогоплательщика при отсутствии в акте описания факта самого нарушения (решение АС г. Москвы от 25.04.2012 по делу № А40-523/11-20-3), анализа расхождения сумм (постановление ФАС ЦО от 19.04.2013 по делу № А09-1952/2012).

Процедура окончания проверки. Содержание справки об окончании ВНП

Процедура окончания выездной налоговой проверки включает в себя составление справки, которая передается налогоплательщику в последний день ВНП. Дата составления справки является датой окончания проверки (п. 8 ст. 89 НК РФ).

  • о предмете проверки (налогах и периоде);
  • всех приостановлениях, возобновлениях, продлениях;
  • датах начала и окончания ВНП.

Справка подписывается руководителем группы проверки и налогоплательщиком, незамедлительно передается проверяемому лицу. При уклонении лица от получения документа справка отправляется заказным письмом (п. 6.2 письма № АС-4-2/13622) либо по каналам телекоммуникационной связи.

Вручение акта по результатам ВНП

Налоговому органу отводится 2 месяца на составление акта ВНП (3 месяца для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления справки об окончании проверки. Акт передается налогоплательщику не позднее 5 дней (10 дней для консолидированной группы налогоплательщиков) с момента составления (п. 5 ст. 100 НК РФ). ФНС РФ рекомендует вручать акт в момент подписания сторонами (п. 7.2 письма № АС-4-2/13622).

Если налогоплательщик уклоняется от подписания и получения акта, документы направляются заказным почтовым отправлением (днем получения будет считаться 6-й день с момента отправки). В акте делается отметка об отказе лица в подписании и (или) получении.

Вместе с актом налогоплательщику передаются копии документов и (или) выписки из них (в случае обеспечения сохранности банковской, налоговой тайны и персональных данных третьих лиц).

ВАЖНО! Отсутствие лица по месту регистрации и уклонение от получения почтовых отправлений не признаются уважительными причинами (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 № 61, постановление АС ВСО от 24.07.2015 по делу № А78-10189/2014).

Действия налогоплательщика при оформлении результатов ВНП

Налоговый орган должен ознакомить налогоплательщика с результатами ВНП, о чем делается соответствующая отметка в справке и акте. Вместе с актом лицу передается извещение о времени и месте рассмотрения материалов проверки (п. 7.4 письма № АС-4-2/13622).

ВАЖНО! Если ВНП не выявила нарушений, рассмотрение материалов проверки с участием налогоплательщика не проводится.

На основании п. 6 ст. 100 НК РФ проверяемое лицо вправе в месячный срок со дня получения акта направить свои возражения с приложением копий подтверждающих документов в инспекцию. Налогоплательщик вправе ходатайствовать перед налоговым органом об отложении рассмотрения материалов проверки для представления дополнительных доказательств (п. 2 письма № СА-4-9/14460@).

Оформление дополнительных мероприятий налогового контроля

Дополнительные контрольные мероприятия проводятся на основании отдельного мотивированного решения руководителя инспекции ФНС. Срок проведения — не более 1 месяца.

В решении должны быть указаны причины невозможности рассмотрения результатов ВНП без получения новых доказательств (п. 6 ст. 101 НК РФ):

  • допроса свидетеля;
  • запроса документов;
  • либо экспертного заключения.

Решение направляется проверяемому лицу. ФНС РФ рекомендует одновременно пересылать уведомление о вызове для ознакомления с материалами проверки и новым уведомлением о рассмотрении материалов проверки (п. 5 письма № СА-4-9/14460@).

ВАЖНО! Дополнительные контрольные мероприятия не могут быть направлены на выявление новых правонарушений (см. постановление АС Уральского округа от 26.05.2017 по делу № А76-9954/2015).

С 03.09.2018 составляется дополнение к акту налоговой проверки, в котором отражаются (п. 6.1 ст. 101 НК РФ):

  • начало и окончание дополнительных контрольных мероприятий;
  • сведения об осуществленных допмероприятиях;
  • полученные дополнительные доказательства, подтверждающие факт нарушения налогового законодательства;
  • выводы и предложения проверяющих по устранению нарушений;
  • ссылки на статьи НК РФ, которыми предусмотрена ответственность за выявленные нарушения.

На составлении документа проверяющему дается 15 дней с момента окончания мероприятий. В течение 5 дней с момента составления дополнение к акту налоговой проверки передается проверяемому лицу.

Существенные и несущественные нарушения при составлении акта

Несмотря на сформулированные требования к акту проверки, не все нарушения позволят оспорить результаты проверки и послужат основанием для отмены итогового решения.

К нарушениям, позволяющим бесспорно отменять решения, п. 14 ст. 101 НК РФ относит необеспечение возможности проверяемого лица принимать участие в рассмотрении материалов проверки и отсутствие у него возможности дать объяснения. В остальных случаях налогоплательщик обязан доказать наступление существенных негативных последствий, вызванных несоблюдением процедуры проверки.

Приведенная выше судебная практика указывает на возможность отмены решений налоговых органов из-за отсутствия в акте:

  • описания факта нарушения;
  • неопровержимых оснований для расчета недоимки.

Нарушение сроков проведения проверки, скорее всего, не будет признано существенным (постановление 4-го ААС от 09.06.2016 по делу № А19-13655/2015).

Как видим, акт выездной налоговой проверки должен быть подготовлен с учетом требований НК РФ. Отсутствие обязательной информации недопустимо, поскольку может стать основанием для оспаривания результатов проверки.

Организацией получена справка по окончании выездной налоговой проверки. Справка о проведенной проверке была составлена 08.07.2016. Однако налоговый инспектор, проводивший проверку, продолжает осуществлять мероприятия налогового контроля: направляет встречные требования контрагентам, повесткой вызывает на допрос директора организации, является домой к сотрудникам организации и пытается их допросить. Свои действия налоговый инспектор осуществляет не в рамках дополнительных мероприятий налогового контроля. У контрагентов налоговый инспектор истребует документы (информацию) как о деятельности проверяемого налогоплательщика, так и о конкретных сделках.
Правомерны ли такие действия налогового инспектора?

По данному вопросу мы придерживаемся следующей позиции:
Действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
Истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Получение налоговым инспектором показаний свидетелей (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит.

Обоснование позиции:
Выездная налоговая проверка проводится на территории (в помещении) налогоплательщика на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа ( НК РФ).
Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке ( НК РФ).
В последний день проведения выездной налоговой проверки проверяющий обязан составить справку о проведенной проверке, в которой фиксируются предмет проверки и сроки ее проведения, и вручить ее налогоплательщику или его представителю ( НК РФ).

1. Истребование документов (информации) у контрагентов

В соответствии с НК РФ должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у контрагента или у иных лиц, располагающих документами (информацией), касающимися деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), эти документы (информацию).
Истребование документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика (плательщика сбора, налогового агента), может проводиться также при рассмотрении материалов налоговой проверки на основании решения руководителя (заместителя руководителя) налогового органа о назначении дополнительных мероприятий налогового контроля.
Таким образом, истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, допускается лишь в период проведения в отношении этого налогоплательщика налоговой проверки либо дополнительных мероприятий налогового контроля.
Правомерность такого подхода подтверждается п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57, в котором высший суд указал, что требование о представлении необходимых документов может быть направлено налоговым органом соответствующим лицам только в пределах сроков, предусмотренных, соответственно, и НК РФ. Также указано на то, что доказательства, истребованные налоговым органом после истечения указанных сроков, не могут быть учтены налоговым органом при рассмотрении материалов налоговой проверки.
Поскольку в рассматриваемой ситуации срок проведения выездной проверки ( НК РФ) окончен в связи с составлением справки о проведенной проверке и, как мы полагаем, не было назначено дополнительных мероприятий налогового контроля, то в связи с изложенным по совокупности мы приходим к выводу, что действия налогового инспектора по истребованию у контрагентов налогоплательщика документов (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, не являются правомерными.
В то же время следует иметь в виду, что на основании НК РФ должностное лицо налогового органа вправе истребовать документы (информацию) относительно конкретной сделки у контрагента налогоплательщика и не вне рамок проведения налоговых проверок в случае, если у налогового органа возникает обоснованная необходимость получения документов (информации) относительно этой сделки. Поэтому мы полагаем, что истребование у контрагентов налогоплательщика документов (информации) относительно конкретной сделки после составления справки о проведенной проверке не противоречит НК РФ (при наличии обоснованной необходимости).
Отметим, что ранее в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10 указывалось, что в силу положений НК РФ, определяющих выездную налоговую проверку как проверку, проводимую на территории (в помещении) налогоплательщика, справка об окончании этой проверки, составляемая на основании НК РФ, фиксирует окончание мероприятий налогового контроля, как связанных с проведением проверки на территории налогоплательщика. Положения и НК РФ не содержат запрета на истребование в связи с проводившейся проверкой документов (информации) о налогоплательщике или информации о конкретных сделках в период с момента вручения справки об окончании проверки и до составления акта по ее результатам, в котором в силу НК РФ и указываются документально подтвержденные факты нарушений законодательства о налогах и сборах, выявленные в ходе проверки.
Однако подход, представленный в ВАС РФ от 11.02.2010 N ВАС-24/10, поддерживается судами и после появления п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 (смотрите, например, Пятнадцатого арбитражного апелляционного суда от 18.04.2016 N 15АП-4798/16, Седьмого арбитражного апелляционного суда от 04.12.2015 N , Девятого арбитражного апелляционного суда от 30.06.2015 N 09АП-22838/15).
Мы полагаем, что с учетом более позднего п. 27 постановления Пленума ВАС РФ от 30.07.2013 N 57 истребованные после окончания выездной налоговой проверки (составления справки о проведенной проверке) и вне рамок дополнительных мероприятий налогового контроля по такой выездной налоговой проверке документы (информации), касающихся деятельности проверяемого налогоплательщика, могут быть признаны недопустимыми доказательствами (смотрите также Девятого арбитражного апелляционного суда от 11.03.2013 N 09АП-3488/13).
Отметим также, что в Семнадцатого арбитражного апелляционного суда от 12.08.2008 N 17АП-5133/08 суд хоть и признал, что инспекцией был нарушен порядок истребования документов у контрагентов, поскольку соответствующие решения о приостановлении проверки или о назначении дополнительных мероприятий не принимались, а требования были выставлены после составления справки о проведенной проверке, но указал, что выставление требований в адрес контрагентов после составления справки о проведенной проверке не нарушает права и законные интересы проверяемого налогоплательщика, поскольку данными требованиями на общество не возлагались никакие обязанности, документы истребовались у иных лиц.

2. Допросы свидетелей

На основании НК РФ налоговые органы вправе вызывать в качестве свидетелей лиц, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для проведения налогового контроля.
В соответствии с НК РФ в качестве свидетеля для дачи показаний может быть вызвано любое физическое лицо, которому могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля. Показания свидетеля заносятся в протокол.
Лица, которые не могут допрашиваться в качестве свидетелей, указаны в НК РФ.
Физическое лицо вправе отказаться от дачи показаний только по основаниям, предусмотренным законодательством РФ ( НК РФ).
Согласно НК РФ показания свидетеля могут быть получены по месту его пребывания, если он вследствие болезни, старости, инвалидности не в состоянии явиться в налоговый орган, а по усмотрению должностного лица налогового органа - и в других случаях.
Как мы видим, показания свидетеля могут быть получены по месту его пребыванию также и в случаях, по усмотрению налогового органа.
НК РФ не содержит положений, запрещающих допрос свидетелей вне территории налогового органа (смотрите, например, Арбитражного суда Уральского округа от 03.09.2015 N Ф09-4350/15 по делу N А60-41278/2014, ФАС Московского округа от 29.08.2011 N по делу N А40-61757/2010). В частности, проведение допроса свидетеля на улице само по себе не свидетельствует о недопустимости данных показаний в качестве доказательства по делу (определение ВС РФ от 03.02.2015 N 309-КГ14-2191).
По мнению ФНС России, представленному в письме от 23.04.2014 N ЕД-4-2/7970@, НК РФ не содержит запрета на проведение допросов свидетелей вне рамок налоговых проверок, однако использование их в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения по уже завершенной налоговой проверке признается судами неправомерным, доказательства признаются недопустимыми в силу Арбитражного процессуального кодекса РФ, что подтверждается сложившейся судебной практикой.
Отметим, что судебная практика действительно признает дачу пояснений свидетелей, опрошенных после составления справки о проведенной проверке, недопустимыми доказательствами. Однако суды из содержания НК РФ, с учетом положений НК РФ, делают вывод и о том, что опрос свидетелей, которым могут быть известны какие-либо обстоятельства, имеющие значение для осуществления налогового контроля, осуществляется в пределах срока проведения выездной налоговой проверки (смотрите, например, ФАС Дальневосточного округа от 26.05.2009 N Ф03-2248/2009, Девятого арбитражного апелляционного суда от 20.05.2013 N , Одиннадцатого арбитражного апелляционного суда от 21.08.2012 N 11АП-9087/12).
На наш взгляд, получение налоговым инспектором показаний свидетелей после проведения налоговой проверки (в том числе по месту их жительства) прямо нормам НК РФ не противоречит, но такие доказательства, полученные после составления справки о проведенной проверке и вне рамок проведения дополнительных мероприятий налогового контроля, не могут быть использованы в качестве доказательств совершенного налогоплательщиком правонарушения в рамках проведенной выездной налоговой проверки.

Ответ подготовил:
Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ
Арыков Степан

Контроль качества ответа:
Рецензент службы Правового консалтинга ГАРАНТ
аудитор, член МоАП Горностаев Вячеслав

Материал подготовлен на основе индивидуальной письменной консультации, оказанной в рамках услуги Правовой консалтинг.