Валютные интервенции. установление ориентиров роста денежной массы


Таргетирование, т. е. установление целевых ориентиров прироста денежной массы в обращении, установление высших и низших пределов ее увеличения на определенный период, получило развитие в связи с усилением в 70-х годах инфляционных процессов, влияющих на увеличение темпов роста денежной массы, а также введением режима плавающих курсов, ослабивших воздействие внешних факторов на динамику денежной массы. В 1975 г. целевые ориентиры динамики денежной массы стали устанавливаться в США, в 1976 г. - во Франции, в 1977 г. - в Великобритании и Японии. В настоящее время этот процесс наблюдается во многих странах, однако роль целевых ориентиров в ограничении прироста денежной массы в различных странах неодинакова.
По сути таргетирование представляет собой установление прямых ограничений роста объемов денежной массы. Важным моментом, влияющим на эффективность регулирования динамики денежной массы с помощью целевых ориентиров, является порядок установления последних: в форме контрольных цифр (во Франции), депозита (в США), прогнозов (в Японии).
Существует прямая связь между установлением ориентиров динамики денежной массы и действенностью других инструментов денежно-кредитного регулирования, используемых Центральным банком. Сопоставление динамики денежной массы с установленными ориентирами позволяет достаточно точно определить период, в течение которого требуется вмешательство регулирующих органов, а своевременность принятия мер повышает их эффективность.
Использование Центральным банком целевых ориентиров динамики денежной массы способствует повышению эффективности и надежности функционирования системы денежного регулирования.
КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ
Каковы основные задачи банковского надзора?
Назовите основные государственные органы, осуществляющие контроль за деятельностью кредитных организаций.
Какие основные целевые установки банковского регулирования отображены в Инструкции ЦБ РФ № 1?
ГЛОССАРИЙ
Валютное регулирование- регулирование валютного курса посредством прово-димой денежно-кредитной политики и валютными интервенциями, т. е. через куплю- продажу Центральным банком иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег. Источник средств для валютной интервенции- официальные валютные (иногда золотые) резервы и кредиты по соглашениям «своп» между Центральными банками разных стран.
Денежно-кредитная политика Центрального банка- совокупность государственных мероприятий, регламентирующих деятельность денежно-кредитной системы с целью регулирования хозяйственной конъюнктуры и достижения ряда общеэкономических задач: укрепления денежной единицы, стабилизации цен, структурной перестройки экономики, стабилизации темпов экономического роста.
Длинная открытая валютная позиция- активы и внебалансовые требования, количественно превышающие пассивы и внебалансовые обязательства.
Инструменты и методы денежно-кредитной политики Центрального банка составляют:
процентные ставки по операциям Центрального банка;
нормативы обязательных резервов, депонируемых в Центральном банке (резервные требования);
операции на открытом рынке;
рефинансирование банков;
валютное регулирование;
установление ориентиров роста денежной массы;
прямые количественные ограничения.
Корпоративные долговые обязательства- облигации, обеспеченные ипотекой, коммерческие векселя и др.
Короткая открытая валютная позиция- пассивы и внебалансовые обязательства количественно превышающие активы и внебалансовые требования.
Механизм регулирования денежно-кредитной политики - административные и экономические методы и инструменты регулирования наличных и безналичных банковских операций, конкретные формы контроля за динамикой денежной массы, банковских процентных ставок и банковской ликвидностью на макро- и микроуровне.
Нормативы обязательных резервов - обязательная норма вкладов коммерческих банков в Центральный банк, устанавливаемая законодательно с целью ограничения кредитных возможностей кредитных организаций и поддержания на определенном уровне денежной массы в обращении.
Операции на открытом рынке - купля-продажа Центральным банком казначейских векселей, государственных облигаций и прочих государственных ценных бумаг; краткосрочные операции с ценными бумагами с совершением позднее обратной сделки. Операции на открытом рынке лимитируются.
Основные направления денежно-кредитной политики- анализ состояния и прогноз развития экономики страны и основные ориентиры, параметры и инструменты денежно-кредитной политики.
Открытая валютная позиция - разница остатков средств в иностранных валютах, которые формируют количественно несовпадающие активы и пассивы (с учетом внебалансовых требований и обязательств по незавершенным операциям) в отдельных валютах.
Процентная политика- процентные ставки по операциям Центрального банка. Центральный банк регулирует уровень процентных ставок через фиксацию ставки рефинансирования и контроль ставок кредитных учреждений.
Прямые количественные ограничения- это установление лимитов на финансирование банков и на проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.
Рефинансирование- предоставление Центральным банком кредитных ресурсов в форме прямых кредитов, переучета векселей, ссуд под залог ценных бумаг, а также через механизм организации кредитных аукционов. Формы, порядок и условия рефинансирования меняются.
Рестрикционная денежно-кредитная политика- ограничительная политика, направленная на ужесточение условий предоставления кредита и повышение уровня процентных ставок.
Стратегия денежно-кредитной политики- планирование возможных изменений на денежном рынке длительной перспективе, позволяющее предвосхитить грядущие колебания конъюнктуры и учесть их.
Установление ориентиров роста денежной массы - целевые ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы определяемые исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики.
Экспансионистская денежно-кредитная политика- поощрительная политика, направленная на расширение масштабов кредитования, понижение уровня процентных ставок и ослабление контроля над приростом количества денег в обращении.
Эмиссия - выпуск в обращение ценных бумаг, денежных знаков во всех формах.
Эмиссионная деятельность - прерогатива Центрального банка страны, связанная с печатанием, дизайном или оформлением денежных купюр, разработкой способов защиты их от подделки, а также изъятием денежных купюр и ценных бумаг из оборота и минимизацией затрат на эмиссию.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Закон РФ «О Центральном банке РФ (Банке России)».
Федеральный закон «О внесении изменений и дополнений в закон "О банках и межбанковской деятельности № 17-фЗ от 03.02.96 г."».
Мхнтарян Ю.И. и др. Организация управления банковской деятельностью. Новосибирск, 1994.
Банковское дело/Под ред. Лаврушина О.И. М., Банковский биржевой научно- консультационный центр, 1992.
Банковское дело/Под ред. Колесникова В.И. и др. М., Финансы и статистика, 1997.
Инструкция № 1 ЦБ РФ.

Прямые количественные ограничения.

1. Процентные ставки.

Банк России может устанавливать одну или несколько процентных ставок по различным видам операций или проводить процентную политику без фиксации процентной ставки. Процентные ставки Банка России представляют собой минимальные ставки, по которым Банк России осуществляет свои операции. Банк России использует процентную политику для воздействия на рыночные процентные ставки в целях укрепления рубля.

Повышая или понижая процентные ставки, Центральный банк оказывает воздействие на возможности коммерческих банков и их клиентов в получении кредита, что в свою очередь влияет на экономический рост, денежную массу, уровень рыночного процента, отражается на состояние платежного баланса и валютного курса.

Так, повышение учетной ставки способствует привлечению в страну иностранного краткосрочного капитала, а в итоге активизируется платежный баланс, увеличивается предложение иностранной валюты, соответственно снижается курс иностранной и повышается курс национальной валюты. Снижение ставки приводит к противоположным результатам.

2 Резервные требования.

Этот метод кредитного регулирования представляет собой хранение части резервов коммерческих банков в центральном банке. Сумма хранения средств на специальных счетах устанавливается в определенном процентном соотношении от величины депозитов банка. Центральный банк периодически изменяет коэффициент и норму обязательных резервов в зависимости от складывающийся ситуации и проводимой им политики. Повышение нормы означает замораживание большей чем раньше части ресурсов банка и приводит к ухудшению ликвидности последних, снижению их ликвидных возможностей, а снижение нормы обязательных резервов оказывает положительное воздействие на банковскую ликвидность, расширяет кредитные возможности банков и увеличивает денежную массу.

Резервные требования представляют собой механизм регулирования общей ликвидности банковской системы, используемый для контроля денежных агрегатов посредством снижения денежного мультипликатора.

3. Операции на открытом рынке.

Одним из самых важных средств регулирования денежного обращения являются операции на открытом рынке, которые заключаются в продаже или покупке центральным банком у коммерческих банков государственных ценных бумаг, банковских акцептов и других кредитных обязательств по рыночному или заранее объявленному курсу. В случае покупки центральный банк переводит соответствующие суммы коммерческим банкам, увеличивая тем самым остатки на их резервных счетах, предоставляет им дополнительные ресурсы, расширяя их возможности по выдаче ссуд. При продаже центральный банк списывает суммы с этих счетов, соответственно их возможность предоставлять ссуды уменьшается. Таким образом, указанные операции способствуют регулированию банковских ресурсов, процентных ставок и курса государственных ценных бумаг.

В России под операциями на открытом рынке понимается купля-продажа Центральным банком РФ государственных ценных бумаг, которые обладают высокой степенью ликвидности доходности. Коммерческие же банки являются основными инвесторами на рынке ценных бумаг, что расширяет регулирующее воздействие ЦБ РФ на их кредитные возможности.

В настоящее время в мировой экономической практике именно операции на открытом рынке являются основным средством регулирования денежного предложения. Это вызвано, прежде всего, необыкновенно высокой гибкостью данного инструмента, позволяющего влиять на денежную конъюнктуру на краткосрочных временных отрезках, сглаживать нежелательные колебания денежной массы.

4. Рефинансирование банков.

Термин «рефинансирование» означает получение денежных средств кредитными учреждениями от центрального банка.

Центральный банк может выдавать кредиты коммерческим банкам, а также переучитывать ценные бумаги, находящиеся в их портфелях (как правило, векселя).

Кредиты Банка России предоставляются в соответствии с Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации» банкам – резидентам Российской Федерации в валюте Российской Федерации в целях поддержания и регулирования ликвидности банковской системы.

Кредиты Банка России предоставляются банкам в пределах общего объема выдаваемых кредитов, определенного Банком России в соответствии с принятыми ориентирами единой государственной денежно-кредитной политики.

В случае повышения центральным банком ставки рефинансирования, коммерческие банки будут стремиться компенсировать потери, вызванные ее ростом (удорожанием кредита) путем повышения ставок по кредитам, предоставляемым заемщикам.

Т.е. изменение учетной (рефинансирования) ставки прямо влияет на изменение ставок по кредитам коммерческих банков.

Последнее является главной целью данного метода денежно-кредитной политики центрального банка.

5. Валютное регулирование.

Валютное регулирование осуществляется Банком России путем приобретения или продажи иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на суммарный спрос и предложение денег.

6. Ориентиры роста денежной массы.

Банку России предоставлено право устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы. В целях реализации денежно-кредитной политики Банк России может от своего имени осуществлять эмиссию облигаций, размещаемых и обращаемых только среди кредитных организаций.

7. Селективное регулирование.

Кроме вышеприведенных инструментов денежной политики, государство также иногда использует второстепенное селективное регулирование, которое касается фондовой биржи, потребительского кредита и увещеваний.

Дабы избежать излишней спекуляции на фондовой бирже, государство устанавливает предписываемую законом «маржу», т.е. процент от продажной цены ценной бумаги, который должен быть оплачен при покупке либо наличными, либо ценными бумагами, в то время как на другую часть может быть выписана долговая расписка. Маржу повышают при желании ограничить спекулятивную скупку акций и понижают при желании оживить фондовый рынок.

Если государство хочет не допустить увеличения денежной массы, то оно может всеми возможными средствами отбивать желание брать потребительский кредит: повысит ставку процента по нему или предпишет делать беспроцентный вклад в центральный банк при покупке кредитной карточки.

Государство в лице центрального банка может влиять на банки путем словесного убеждения. Могут быть политические заявления, общие решения, просто призывы к тому или иному действию. Государство обращается к чувству общественного долга банкиров. В общей форме могут быть сделаны предупреждения относительно доступности кредита в будущем. Иногда увещевания оказывают определенное воздействие, в конце концов, ведь банкиры столь же чувствительны к общественному мнению, как и другие.

В среднесрочной перспективе одной из важнейших задач Банка России является создание необходимых условий для реализации эффективной процентной политики, что предполагает совершенствование системы инструментов денежно-кредитной политики и переход к более гибкому курсообразованию.


В последнее время в связи с увеличением числа методов и инструментов денежного регулирования монетарные власти ряда развитых в экономическом отношении стран перешли к формированию целевых ориентиров показателей денежной массы, прежде всего в соответствии с агрегатом М2. Хотя опыт целевого определения (таргетирования) ориентиров денежной массы был не всегда достаточно эффективным, в России таргетирование показателя М2 играло важнейшую роль в системе единой государственной денежно-кредитной политики (табл. 15.5).
Таблица 15.5

Основные ориентиры единой государственной денежной политики*

В частности, на 1998 г. планировался рост денежной массы на 18-26%. Фактический рост был равен 21%, т. е. оказался внутри прогнозируемого интервала. Однако инфляция, измеренная индексом потребительских цен, составила 84% против 10-12% по прогнозу. Следовательно, прогноз в форме вилки не всегда соответствует результату, на который рассчитывают власти.
Гораздо более важное значение имеют другие показатели, непосредственно влияющие на предложение денег со стороны ЦБ, а именно:
а) размер эмиссии в результате выдачи кредитов правительству или коммерческим банкам;
б) изменение валютных резервов с соответствующим изменением рублевых средств;
в) покупка драгоценных металлов;
г) объем возможных операций на рынке государственных ценных бумаг.
Особую роль играют внешние заимствования монетарных властей в форме
кредитов и размещения зарубежных ценных бумаг типа еврооблигаций, поскольку для расширения рублевой массы эти средства должны быть конвертированы в национальную валюту.
На рост денежной массы наряду с центробанком существенное влияние оказывает правительство, так как размер кредитной эмиссии зависит от будущего бюджета.
Для многих стран с развивающейся экономикой чрезвычайно важно сотрудничество с МВФ, ибо меры по достижению макроэкономической (финансовой) стабилизации тесно связаны с предоставлением кредитов от международных финансовых организаций. В ответ монетарные власти должны выполнять жесткую денежно-кредитную программу, разработанную МВФ и другими международными организациями. Тесное сотрудничество России с МВФ началось в 1995 г., когда было прекращено финансирование федерального правительства за счет кредитной эмиссии Центробанка и отечественные кредиты были заменены кредитом МВФ. Ключевыми параметрами принятой программы кроме показателя роста агрегата М2 являлись: рост чистых международных валютных резервов (ЧМР) и чистых внутренних резер-
bob (ЧВР). Первый показатель представляет собой разницу между официальными валютными резервами и кредитами международных финансовых организаций, второй - разницу между внутренним кредитом правительству и его резервами. Сам кредит - это сумма кредитов и государственных ценных бумаг, приобретенных негосударственными предприятиями, организациями и частными лицами. Определение этих параметров на перспективу (год, квартал и месяц) дает направления расширения предложения денег, которое связано с ростом валютных резервов и выпуска государственных ценных бумаг. При этом увеличение предложения денег за счет расширения кредитования коммерческих банков и продажи золота практически не предусматривается. После 1995 г. единственным исключением из этого правила была кредитная эмиссия, зафиксированная в Федеральном законе о федеральном бюджете на 1999 г. Ее размер не должен был превышать одну четвертую от всего планового объема финансирования дефицита.
После того как определено направление расширения предложения денег, в расчетах денежной программы обычно увязываются изменения параметров денежной базы с показателем денежной массы (агрегат М2) через мультипликатор (коэффициент связи), который с трудом поддается внешнему регулированию. Сам мультипликатор тесно связан со скоростью обращения денег. Обычно считается, что скорость обращения денег имеет тенденцию меняться в направлении, противоположном предложению денег. Иначе говоря, во время инфляции, когда предложение денег ограничивается политикой ЦБ, скорость обращения денег склонна к возрастанию. И наоборот, когда принимаются политические меры для увеличения предложения денег в период спада, скорость обращения может значительно уменьшиться.
Таким образом, методы денежно-кредитной политики взаимоувязаны с регулированием объема и структуры денежной массы. Эффективное применение этих методов и инструментов может улучшить экономическую ситуацию в стране, но лишь в условиях сбалансированной денежно-кредитной политики властей и при точном прогнозировании ее влияния на реальное производство.
К сфере денежно-кредитного регулирования примыкает контроль за деятельностью специализированных финансовых институтов, работающих с финансовыми активами. К финансовым активам относятся как собственно денежные средства (наличная национальная и иностранная валюта, средства на счетах банковской системы, банковские кредиты), так и другие формы активов (ценные бумаги, резервы страховых организаций, негосударственных пенсионных фондов, инвестиционных фондов и т. д.). Обращение этих активов тесно связано с обращением денежных средств, а деятельность финансовых организаций подлежит лицензированию и надзору.

Под валютными интервенциями Банка России понимается купля-продажа Банком России иностранной валюты на валютном рынке для воздействия на курс рубля и на сум­марный спрос и предложение денег.

Основным принципом политики валютного курса является ры­ночное курсообразование с использованием режима управляемого плавающего курса рубля к иностранным валютам. В условиях меня­ющейся ситуации на мировых финансовых и товарных рынках этот режим способствует снижению возможного дестабилизирующего влияния внешних факторов на российскую экономику. Использова­ние режима плавающего курса не предполагает установления коли­чественных ориентиров курсовой динамики.

Политика валютного курса осуществляется с учетом мониторин­га широкого круга индикаторов состояния международных финан­сово-экономических отношений, развития внешней и внутренней конъюнктуры. Меры политики валютного курса должны быть направ­лены на достижение баланса интересов экспортеров и импортеров, укрепление доверия к национальной валюте, повышение привлека­тельности вложений в российские финансовые активы. Усилия Бан­ка России направляются на дальнейшее развитие внутреннего валют­ного рынка, обеспечение равных возможностей доступа на него всех экономических агентов, а также устранение несбалансированности спроса на иностранную валюту и ее предложения.

Банк России осуществляет действия по либерализации валют­ных отношений, способствующие улучшению инвестиционного кли­мата в стране. Особое внимание уделяется мероприятиям, направ­ленным на сокращение утечки капитала из страны.

Установление ориентиров роста денежной массы

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких пока­зателей денежной массы, исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. К числу основных показателей денежной массы относятся: ■ уровень инфляции; ■ скорость обращения денег, ■ уровень спроса на денежную массу; ■ темпы роста денежной массы; ■ уровень монетизации экономики (коэффициент монетиза­ции); ■ структура денежной массы; ■ значение денежного мультипликатора, рассчитанного по де­нежной базе в широком определении; ■ динамика денежного мультипликатора; ■ уровень спроса на кредитные ресурсы; ■ скорость оборачиваемости денежных средств кредитных орга­низаций по корреспондентским счетам, открытым в учреждениях Банка России; ■ ликвидность в банковской системе, в том числе отношение остатков средств на корреспондентских счетах к депозитам нефинан­сового сектора экономики, объем остатков средств на корреспондент­ских счетах, объем депозитов коммерческих банков в Банке России.

Прямые количественные ограничения

Под прямыми количественными ограничениями Банка России понимается установление, лимитов на рефинансирование кредитных организаций и проведение кредитными организациями отдельных банковских операций.

Банк России вправе применять прямые количественные огра­ничения, касающиеся всех кредитных организаций, в исключитель­ных случаях в целях проведения единой государственной денежно-кредитной политики только после консультаций с Правительством РФ. Ограничить проведение кредитной организацией отдельных операций на срок до шести месяцев Банк России имеет право только в случае нарушения кредитной организацией федеральных законов, издаваемых в соответствии с ними нормативных актов и предписа­ний Банка России, непредставления информации, представления не­полной или недостоверной информации. Ввести запрет на осуществление кредитной организацией отдельных банковских операций Банк России может в случае неисполнения в установленный им срок предписаний Банка России об устранении нарушений, выявленных в деятельности кредитной организации, а также в случае, если эти нарушения или совершаемые кредитной организацией банковские операции или сделки создали реальную угрозу интересам ее кредиторов (вкладчиков).

Применять прямые количественные ограничения Банк России может только в исключительных случаях и в целях проведения еди­ной государственной денежно-кредитной политики. Решения Сове­та директоров Банка России по вопросам прямых количественных ограничений обязательно публикуются в «Вестнике Банка России» в течение 10 дней со дня принятия решений.

Банк России может устанавливать ориентиры роста одного или нескольких показателей денежной массы исходя из основных направлений единой государственной денежно-кредитной политики. В России основным агрегатом служит денежный агрегат .

На сегодняшний день денежно-кредитная политика центробанков ориентируется на монетаристские принципы, где перед Центральным банком ставится задача жестко контролировать денежную массу, обеспечивая устойчивый, постоянный и долгосрочный темп роста количества денег в экономике, равный темпу роста ВВП .

Среди иных факторов, влияющих на спрос, предложение и процентную ставку, можно выделить:

§ ситуацию в реальном секторе экономики;

§ доходность от вложения средств в производство;

§ ситуацию в других секторах финансового рынка;

§ экономические ожидания хозяйствующих субъектов;

§ потребность банков и других хозяйствующих субъектов в денежных средствах для поддержания своей ликвидности.

№ 25 - 3. Управление оборотными активами предприятия. Значение эффективного управления оборотными средствами.

Оборотные активы - это стоимость, авансированная в кругооборот производственных оборотных фондов и фондов обращения для обеспечения непрерывности процесса производства и обращения.

Оборотные активы включают как материальные, так и денежные ресурсы. В организации оборотных активов следует различать их состав и структуру.

Под составом оборотных активов понимают совокупность их элементов (статей).

Структура же оборотных активов - это соотношение между отдельными их элементами в их общем объеме.

В различных отраслях народного хозяйства состав и структура оборотных активов различны и зависят от типа отрасли, состава затрат, вида выпускаемой продукции, особенностей материально-технического снабжения и т.д. В производственной сфере, а также в торговле наибольший удельный вес в оборотных активах занимают запасы.

Запасы - это активы, которые находятся в процессе производства в целях получения продукта и дальнейшей его продажи.



Оборотный капитал - это «средства, обслуживающие процесс хозяйственной деятельности, участвующие одновременно и в процессе производства, и в процессе реализации продукции. В обеспечении непрерывности и ритмичности процесса производства и обращения заключается основное назначение оборотных средств предприятия… Оборотные средства - это авансируемая в денежной форме стоимость, принимающая в процессе планомерного кругооборота средств форму оборотных фондов и фондов обращения, необходимая для поддержания непрерывности кругооборота и возвращающаяся в исходную форму после его завершения.

Управление оборотными активами предприятия связано с конкретными особенностями формирования его операционного цикла. Операционный цикл представляет собой период полного оборота всей суммы оборотных активов, в процессе которого происходит смена отдельных их видов. Он характеризует промежуток времени между приобретением производственных запасов и получением денежных средств от реализации произведенной из них продукции.

Значительный объем финансовых ресурсов, инвестируемых в оборотные активы, многообразие их видов и конкретных разновидностей, определяющая роль в ускорении оборота капитала и обеспечении постоянной платежеспособности, а также ряд других условий, определяют сложность задач финансового менеджмента, связанных с управлением оборотными активами. Комплекс этих задач и механизмы их реализации получают отражение в последовательном управлении оборотными активами предприятия.

Главная задача этого управления состоит в формировании необходимого объема, оптимизации состава и обеспечении эффективного использования оборотных активов предприятия.

Управление оборотными активами предприятия осуществляется по следующим основным этапам

1. Анализ оборотных активов предприятия в предшествующем периоде. Основной целью этого анализа является определение уровня обеспеченности предприятия оборотными активами и выявление резервов повышения эффективности их функционирования.

* На первой стадии анализа рассматривается динамика общего объема оборотных активов, используемых предприятием, - темпы изменения средней их суммы в сопоставлении с темпами изменения объема реализации продукции и средней суммы всех активов; динамика удельного веса оборотных активов в общей сумме активов предприятия.

* На второй стадии анализа рассматривается динамика состава оборотных активов предприятия в разрезе основных их видов - запасов сырья, материалов и полуфабрикатов; запасов готовой продукции; текущей дебиторской задолженности; остатков денежных активов и их эквивалентов. В процессе этой стадии анализа рассчитываются и изучаются темпы изменения суммы каждого их этих видов оборотных активов в сопоставлении с темпами изменения объема производства и реализации продукции; рассматривается динамика удельного веса основных видов оборотных активов в общей их сумме. Анализ состава оборотных активов предприятия по отдельным их видам позволяет оценить уровень их ликвидности.

* На третьей стадии анализа изучается оборачиваемость отдельных видов оборотных активов и общей их суммы. Этот анализ проводится с использованием показателей - коэффициента оборачиваемости и периода оборота оборотных активов. В процессе анализа устанавливается общая продолжительность и структура операционного, производственного и финансового циклов предприятия; исследуются основные факторы, определяющие продолжительность этих циклов.

* На четвертой стадии анализа определяется рентабельность оборотных активов, исследуются определяющие ее факторы. В процессе анализа используются коэффициент рентабельности оборотных активов, а также Модель Дюпона, которая применительно к этому виду активов имеет вид: Роа = Ррп *Ооа, (6)

где Роа - рентабельность оборотных активов; Ррп - рентабельность реализации продукции; Ооа - оборачиваемость оборотных активов.

* На пятой стадии анализа рассматривается состав основных источников финансирования оборотных активов - динамика их суммы и удельного веса в общем объеме финансовых средств, инвестированных в эти активы; определяется уровень финансового риска, генерируемого сложившейся структурой источников финансирования оборотных активов.

Результаты проведенного анализа позволяют определить общий уровень эффективности управления оборотными активами на предприятии и выявить основные направления его повышения в предстоящем периоде.

2. Выбор политики формирования оборотных активов предприятия. Такая политика должна отражать общую философию финансового управления предприятием с позиций приемлемого соотношения уровня доходности и риска финансовой деятельности.

Теория финансового менеджмента рассматривает три принципиальных подхода к политике формирования оборотных активов предприятия - консервативный, умеренный и агрессивный.

* Консервативный подход к формированию оборотных активов предусматривает не только полное удовлетворение текущей потребности во всех их видах, обеспечивающей нормальный ход операционной деятельности, но и создание высоких размеров их резервов на случай непредвиденных сложностей в обеспечении предприятия сырьем и материалами, ухудшения внутренних условий производства продукции, задержки инкассации дебиторской задолженности, активизации спроса покупателей и т. п. Такой подход гарантирует минимизацию коммерческих и финансовых рисков, но отрицательно сказывается на эффективности использования оборотных активов- их оборачиваемости и уровне рентабельности.

* Умеренный подход к формированию оборотных активов направлен на обеспечение полного удовлетворения текущей потребности во всех их видах и создание нормальных страховых их размеров на случай наиболее типичных сбоев в ходе операционной деятельности предприятия. При таком подходе обеспечивается среднее для реальных хозяйственных условий соотношение между уровнем риска и уровнем эффективности использования оборотных активов.

* Агрессивный подход к формированию оборотных активов заключается в минимизации всех форм страховых резервов по отдельным видам этих активов. При отсутствии сбоев в ходе операционной деятельности такой подход к формированию оборотных активов обеспечивает наиболее высокий уровень эффективности их использования. Однако любые сбои в осуществлении нормального хода операционной деятельности, вызванные действием внутренних или внешних факторов, приводят к существенным финансовым потерям из-за сокращения объема производства и реализации продукции.

Таким образом, избранные принципиальные подходы к формированию оборотных активов предприятия (или тип политики их формирования), отражая различные соотношения уровня эффективности их использования и риска, в конечном счете определяют сумму этих активов и их уровень по отношению к объему операционной деятельности.

3. Оптимизация объема оборотных активов. Такая оптимизация должна исходить из избранного типа политики формирования оборотных активов, обеспечивая заданный уровень соотношения эффективности их использования и риска. Процесс оптимизации объема оборотных активов на этом этапе управления ими состоит из трех основных стадий.

* На первой стадии с учетом результатов анализа оборотных активов в предшествующем периоде определяется система мероприятий по реализации резервов, направленных на сокращение продолжительности операционного, а в его рамках - производственного и финансового циклов предприятия. При этом сокращение продолжительности отдельных циклов не должно приводить к снижению объемов производства и реализации продукции.

* На второй стадии на основе избранного типа политики формирования оборотных активов, планируемого объема производства и реализации отдельных видов продукции и вскрытых резервов сокращения продолжительности операционного цикла (в разрезе отдельных его стадий) оптимизируется объем и уровень отдельных видов этих активов. Средством такой оптимизации выступает нормирование периода их оборота и суммы.

* На третьей стадии определяется общий объем оборотных активов предприятия на предстоящий период:

0Ап=ЗСп+ЗГп+ДЗп+ДАп+Пп, (7)

где 0Ап - общий объем оборотных активов предприятия на конец рассматриваемого предстоящего периода; ЗСП- сумма запасов сырья и материалов на конец предстоящего периода; ЗГП - сумма запасов готовой продукции на конец предстоящего периода (с включением в нее пересчитанного объема незавершенного производства); ДЗП -сумма текущей дебиторской задолженности на конец предстоящего периода; ДАП - сумма денежных активов на конец предстоящего периода; Пп -сумма прочих оборотных активов на конец предстоящего периода.

4. Оптимизация соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов. Потребность в отдельных видах оборотных активов и их сумма в целом существенно колеблется в зависимости от сезонных и других особенностей осуществления операционной деятельности. Так, на предприятиях ряда отраслей агропромышленного сектора экономики закупки сырья осуществляются в течение лишь определенных сезонов, что определяет повышенную потребность в оборотных активах в этот период в форме запасов этого сырья. На предприятиях отдельных отраслей имеется возможность переработки сырья лишь в течение «сезона переработки» с последующей равномерной реализацией продукции, что определяет в такие периоды повышенную потребность в оборотных активах в форме запасов готовой продукции. Колебания в размерах потребности в отдельных видах оборотных активов могут вызываться и сезонными особенностями спроса на продукцию предприятия. Поэтому в процессе управления оборотными активами следует определять их сезонную (или иную циклическую) составляющую, которая представляет собой разницу между максимальной и минимальной потребностью в них на протяжении года.

Процесс оптимизации соотношения постоянной и переменной частей оборотных активов осуществляется по следующим стадиям:

* На первой стадии по результатам анализа помесячной динамики уровня оборотных активов в днях оборота или в сумме за ряд предшествующих лет строится график их средней «сезонной волны». В отдельных случаях он может быть конкретизирован по отдельным видам оборотных активов.

* На второй стадии по результатам графика «сезонной волны» рассчитываются коэффициенты неравномерности (минимального и максимального уровней) оборотных активов по отношению к среднему их уровню.

* На третьей стадии определяется сумма постоянной части оборотных активов.

* На четвертой стадии определяется максимальная и средняя сумма переменной части оборотных активов в предстоящем периоде. Эти расчеты осуществляются по следующим формулам:

Соотношение постоянной и переменной частей оборотных активов является основой управления их оборачиваемостью и выбора конкретных источников их финансирования.

5. Обеспечение необходимой ликвидности оборотных активов. Хотя все виды оборотных активов в той или иной степени являются ликвидными (кроме безнадежной дебиторской задолженности) общий уровень их срочной ликвидности должен обеспечивать необходимый уровень платежеспособности предприятия по текущим (особенно неотложным) финансовым обязательствам. В этих целях с учетом объема и графика предстоящего платежного оборота должна быть определена доля оборотных активов в форме денежных средств, высоко- и среднеликвидных активов.

6. Обеспечение необходимой рентабельности оборотных активов. Как и любой вид активов оборотные активы должны генерировать определенную прибыль при их использовании в операционной деятельности предприятия. Вместе с тем, отдельные виды оборотных активов способны приносить предприятию прямой доход в процессе финансовой деятельности в форме процентов и дивидендов (краткосрочные финансовые инвестиции, являющиеся эквивалентами денежных средств). Поэтому составной частью управления оборотными активами является обеспечение своевременного использования временно свободного остатка денежных активов для формирования эффективного портфеля краткосрочных финансовых инвестиций, выступающих в форме их эквивалентов.

7. Выбор форм и источников финансирования оборотных активов. Этот этап управления оборотными активами обеспечивает выбор политики их финансирования на предприятии и оптимизацию структуры его источников. Бланк И.А. Финансовый менеджмент. - К.: Ника-Центр, 2005. С.252.

В процессе управления оборотными активами на предприятии разрабатываются отдельные финансовые нормативы, которые используются для контроля эффективности их формирования и функционирования. Основными из таких нормативов являются:

Норматив собственных оборотных активов предприятия;

Система нормативов оборачиваемости основных видов оборотных активов и продолжительности операционного цикла в целом;

Система коэффициентов ликвидности оборотных активов.

Цели и характер использования отдельных видов оборотных активов имеют существенные отличительные особенности. Поэтому на предприятиях с большим объемом используемых оборотных активов управление ими детализируется в разрезе основных их видов.