Временной нетрудоспособности и материнства. Страхование в связи с материнством

По закону, женщины, временно потерявшие трудоспособность, так как стали матерями имеют право на страхование в связи с материнством, им нужно выплачивать пособия по материнству и уходу за ребенком до 1,5 лет.

При их расчете учитывается сумма официальной зарплаты за последние 2 года, также учитываются премиальные и иные выплаты. Основываясь на них платятся взносы в ФСС.

Есть также обязательные пособия, они выплачиваются и неработающим женщинам. Любая женщина может получать пособие, до того как ребенку не станет 1,5 года, также все получают одноразовую выплату после того, как ребенок родится.

Есть также пособие, выплачиваемое женщине, если она до 12 недели беременности встане на учет Всегда оплачивается пособие, если ребенок был усыновлен.

Если женщина работает самостоятельно, то она сама должна платить налоги и взносы в ФСС, это 3,5% от зарплаты. Эти выплаты имеют право получить опекуны и родители, если у них родился ребенок или был ими усыновлен, они не могут превышать 50000 рублей ежегодно.

Социальное страхование в связи с материнством

В законодательстве вообще имеется много норм по защите беременной женщины от неправильных действий работодателей. В принципе, весьма широки, в РФ весьма длительный отпуск по беременности, родам и уходу за ребенком.

Беременную женщину нельзя не брать на работу по соображениям беременности, также она не должна проходить никаких испытаний. Такие женщины не могут работать сверхурочно и ночью, им нельзя прерывать отпуск или заменять его компенсацией.

Беременная женщина не может работать вахтовым методом, ездить в командировки, она не может быть уволена, кроме случая, когда ликвидируется компания. Если она работает в опасных или вредных условиях, то ее нужно перевести на более безопасную работу.

Она не может быть привлечена к подземным работам, если это не санитарные работы. По ее заявлению, она может быть переведена на а более легкую работу, для нее можно снизить норму выработки, сохранив при этом среднюю зарплату.

По ее желанию, ей должны сокращать рабочий день или неделю, но зарплата также выплачивается пропорционально рабочему времени. Словом, беременной женщине должны быть созданы максимально благоприятные трудовые условия.

Увольнение беременной женщины работодателем наказывается по закону, так как социальное страхование в связи с материнством является обязательным, как и трудовые права женщины.

  • При этом если компания ликвидируется, либо у женщины закончился трудовой договор, то она может быть уволена.
  • Кроме того, она может быть уволена, если работодатель предлагал ей варианты работы, от которых она отказалась, а организация не может предоставить больше никакую работу даже с более низкой оплатой, которую она могла бы выполнять.
  • Пособие для женщин, рано вставших на учет, подлежит индексации, это федеральное пособие, регионы могут установить и свои выплаты.

Пособие по беременности и родам начинает выплачиваться по уходу в декрет, при его выплате учитываются 140 дней декрета, при затрудненной беременности этот срок составляет 156, а при многоплодной 194 дня.

Выплата происходит по среднему заработку, пособие не может облагаться налогом. Если она проходит обучение, то при его расчете учитывается стипендия. Если женщину уволили по ликвидации компании за год до предполагаемого дня ухода в декрет, она также может получить его в минимальном размере.

По врачебному заключению, беременной полагается полноценное питание, как правило, это молочные продукты, их можно бесплатно получить в специальных пунктах. Ей могут быть назначены препараты и витамины, необходимые при беременности, их также должны предоставить бесплатно.

Если имеются показания и женщина находилась в стационаре, она может быть бесплатно отправлена на курорт. По закону, не может быть сокращено, можно только добавлять льготы и услуги.

Как в любой развитой стране, в РФ предусматриваются , их количество и расчет зависит от количества детей в семье. Все ее члены могут бесплатно лечиться и они должны получать скидки при покупке отдельных, прописанных врачом препаратов.

Льготы действуют, только если имеется свидетельство о смерти кормильца. Помимо медпомощи, семья может получить годовую выплату в размере 15000 рублей. Она выплачивается независимо от возраста, оставшегося в живых кормильца, не имеет значение также место его работы, либо получение им пенсии.

Дети из такой семьи имеют льготы при получении образования в детском саду и школе, если в семье один ребенок, эти скидки составляют 20%. Если детей двое, то 50%.

Если их больше, то они будут зависеть от социального положения оставшегося кормильца. В связи с тем, что образование является бесплатным, дети из таких семей должны бесплатно получить двухразовое питание в столовой.

Они должны бесплатно получать всю учебную литературу. Для каждого ребенка выплачивается пособие в 750 рублей, также можно получить всю сумму этой выплаты за полгода, предшествующих оформлению выплаты.

Еще один важный момент заключается в том, что оставшийся кормилец должен задуматься о том, для таких семей это особенно важно.

Акция! Платная консультация - БЕСПЛАТНО!

Здравствуйте! В этой статье мы расскажем про начисление налоговых взносов на временную нетрудоспособность.

Сегодня вы узнаете:

  1. Что понимается под страховыми взносами;
  2. Кто должен платить налоги, и с какой суммы начисляются налоговые платежи;
  3. Как осуществляются отчисления по налогам;
  4. Каков порядок работы с органами социального страхования;
  5. Положено ли начислять налоги на больничное пособие.

Страховые взносы – общие понятия. Кто должен платить страховые взносы

Каждый бухгалтер, занимающийся начислением заработной платы должен знать все законы начисления налогов.

К налогам на заработную плату относят страховые отчисления:

  1. Органам социального страхования от несчастных случаев на производстве и проф.заболеваний;
  2. Налоговикам: пенсионные и мед.взносы, а также на социальное страхование по случаю болезни и материнства.

Перед тем как производить перечисление денежных сумм в органы, бухгалтеру важно правильно начислить взносы.
Налоговые платежи осуществляются для того чтобы обеспечить работника в будущем льготами, например, пенсией или пособием по болезни, беременности и родам и в случаях травмирования.

Все юридические и физические лица, а также индивидуальные предприниматели, которые в своем подчинении имеют наемных рабочих и начисляют им заработную плату, должны платить налоги. Также налоги по страхованию должны платить физические лица, которые не пользуются услугами наемной рабочей силы, но платят за себя, это юристы, адвокаты.

В случае когда ИП сам получает доход и имеет штат сотрудников, то он обязан платить налоги по двум основаниям, то есть за себя и за работников.

Основанием для начисления страховых взносов служит налогооблагаемая база. Это фактически начисленный доход работника, за выполненную им работу, в которую входят выплаты, установленные .

К ним относятся:

  1. Фактическая оплата за осуществление трудовых обязанностей, оклады, оплата за ночное время, сверхурочное время, а также работа в праздничные и выходные дни;
  2. Премиальные и дополнительные выплаты по приказу руководителя, по итогам временных периодов: месяц, квартал, год;
  3. Отпускные, выходное пособие при сокращении штата, окончательный расчет работника при увольнении.

Кроме облагаемого налогами зарплатного фонда, есть выплаты, на которые страховые взносы не распространяются, будь то пенсионные, медицинские взносы или взносы на травматизм и в связи с заболеваниями и материнством.

Перечислим их:

  • Оплата периода болезни;
  • Оплата декретного отпуска и выплаты сотруднице при наступлении родов;
  • Пособия по уходу за младенцем до наступления полутора лет;
  • Материальная помощь;
  • Натуроплата;
  • Компенсации за моральный и материальный вред;
  • Командировочные расходы.

Для начисления налогов в соцстрах важно правильно определить налоговую базу. Для ее расчета берется заработная плата с начала года и суммируется нарастающим итогом, складывая каждый месяц до конца года. Рассчитывается по каждому сотруднику.

Налогооблагаемая база, что это? Основные тарифы страховых взносов

При расчете базы для начисления налоговых взносов, нужно учитывать установленные пределы, облагаемой налогами базы, которые каждый год индексируются Правительственными органами России.

Например, для органов ФСС в 2018 году такой лимит составит 815 тыс. руб., то есть если работник получил доход в сумме, превышающей эту цифру, то разница между доходом и лимитом будет освобождена от налогообложения.

Для налоговых взносов медицинского страхования и по травматизму этот предел не действует, тарифы и взносы остаются прежними.

Чтобы получить правильную сумму налога, нужно облагаемый фонд заработка умножить на соответствующий тариф, соответствующий определенному налогу.

Вид взносов Тариф

Размер зарплаты

В пенсионный фонд

22%

До предельного лимита облагаемой базы (1 021 тыс.)

В пенсионный фонд 10%

Свыше предельного лимита

В фонд медицинского страхования

5,1%

На любую сумму заработка

В фонд социального страхования

2,9%

До предельного лимита, установленного Правительством РФ (815 тыс.)

В фонд социального страхования

Свыше предельного лимита

Для некоторых юридических лиц предусмотрены другие проценты отчислений в соцстрах: сельхозтоваропроизводители, которые работают по , платят в размере 1,9% от базы; IT-компании, занимающиеся внедренческими разработками – 2%.

Многие работники в течение какого-либо периода болеют или получают пособия по декретному отпуску или уходу за детьми. Данная сумма расходов может уменьшить сумму налога, подлежащую уплате в налоговые органы. Но если сумма расходов превышает налоговый взнос, то специалисты социального страхования должны возместить ее предприятию. Величину превышения страховых расходов над взносами можно зачесть в счет уплаты будущих платежей.

Налоги по травматизму установлены для каждой организации по-разному, кто-то имеет скидки, а кому-то повышают процент уплаты взносов. Основной тариф составляет – 0,2% от начисленного фонда.

Как происходит перечисление страховых взносов

Для перечисления страховых взносов необходимо:

  1. Рассчитать сумму взноса, согласно правилам;
  2. Сделать платежку, в которой правильно указать все реквизиты перечисляемой организации (расчетный счет, КБК, БИК банка и его наименование, ОКТМО), правильно указать предмет платежа, платежный период;
  3. Отправить платежку в электронном виде с помощью специальных программных продуктов, для бюджетных организаций платеж отправляется через казначейство, для ИП через Сбербанк онлайн;
  4. Проследить по банковским или казначейским выпискам правильность зачисления денежных средств.

Перечисление взносов должно быть произведено не позднее 15-го числа следующим за месяцем начисления и не позднее 31-го декабря, если плательщик платит отчисления за себя.

В случае несвоевременной уплаты денежных сумм в ФСС, для работодателей предусмотрены штрафные санкции от 100 рублей до 30% от суммы подлежащей уплате.

Чтобы проверить достоверность начисления и перечисления взносов в ИФНС подается ежеквартальная отчетность .

Страховые взносы с больничного листа

Под временной нетрудоспособностью понимают период отсутствия работника на своем рабочем месте по причине получения травмы, болезни, или в связи с наступлением беременности и родов. Каждый бухгалтер, занимающийся начислением заработной платы и налоговых взносов, должен знать облагается ли больничный страховыми взносами?

Финансовая помощь по временной нетрудоспособности обязательными страховыми взносами не облагается. Причем не облагается часть пособия, уплаченная за счет работодателя, и остальную часть, которую оплачивает фонд.

Все пособия, сумму которых возмещает фонд социального страхования, не облагаются взносами.

В случае когда работник получил больничный лист по болезни, полученной травме или по уходу за больным членом семьи, он сдает его в бухгалтерию по месту работы. Бухгалтер производит его начисление.

Согласно ФЗ 212 от 29 сентября 2009 г. единовременное родовое пособие, декретный отпуск в размере 140 или 194, 156 дней, отпуск для воспитания малышей, не подвергаются начислению и удержанию НДФЛ, и других страховых взносов, в том числе взносами по травматизму.

Многие довольно обеспеченные директора своим наемным работникам доплачивают пособие по больничному листу, чтобы он был соразмерным с заработной платой. Это так называемая доплата больничного листа до 100% средней заработной платы. Соответственно эта доплата не является государственной выплатой и подвергается начислению на нее взносов.

Из перечисленных фактов и опираясь на законы РФ 212, 125 и 255, а также согласно налоговому кодексу, можно утверждать, что страховые взносы на пособия по временной нетрудоспособности не рассчитываются.

Порядок расчетов с органами ФСС

Работник при наступлении травмы или болезни должен обратиться в медицинское учреждение. Оно, в свою очередь, подтверждает факт отсутствия сотрудника на рабочем месте, выдает больному лист по нетрудоспособности.

В течение шести месяцев после закрытия больничного периода работник должен представить документ в организацию для его обработки. Бухгалтер проводит начисление пособия по данному документу. Оплатить это пособие следует в течение десяти дней, со дня обращения в бухгалтерию.

В Фонд страхования подается заявление на возмещение расходов по больничному листу вместе с приложениями: справкой-расчетом и расшифровкой расходов. Промежуточная отчетность 4-ФСС не составляется. После поступления денежных средств от ФСС в счет возмещения расходов, они отражаются в квартальном отчете по строчке «Возмещено ФСС расходы».

Специалисты рассматривают правильность начисления всех пособий и возмещают денежные средства на расчетные счета организации. Затем сообщают в налоговую о зачтенных расходах с целью проверки налоговиками предоставляемых отчета 4-ФСС.

Работодатель выплачивает сумму пособия выздоровевшему человеку в ближайшую выплату зарплаты.

При налоговых проверках работниками ФСС, часть расходов организации на случай временной нетрудоспособности и в связи с родами и послеродовым уходом за малышом, специалисты могут не принять к рассмотрению в следующих случаях:

  1. Если больничный неправильно заполнен медицинским учреждением;
  2. Если производилось неправильное его начисление;
  3. Если отсутствуют документы, подтверждающие факт болезни.

В таких случаях ревизоры составляют акт об отказе в возмещении средств на социальное страхование. Организация должна возместить излишне перечисленные суммы пособий. Неправильные суммы пособий в таких случаях облагаются налогами и должны быть уплачены вместе со штрафными санкциями, которые определит ревизор.

Вывод

Существующие законы и кодексы, согласно которым происходит начисление заработной платы и пособий по временной нетрудоспособности, регулируют правильность расчета и оплаты. Согласно им же, обложение налогами данных пособий является грубым нарушением.

Единственным налогом, который можно начислить и удержать пособие, является подоходный налог с физических лиц, что не касается пособий за декрет и за роды.

1. Страхователь назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется страхователем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

2. Территориальный орган страховщика в случаях, предусмотренных частями 3 и 4 статьи 13 настоящего Федерального закона, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком в течение 10 календарных дней со дня поступления в территориальный орган страховщика соответствующего заявления и необходимых документов.

2.1. В случае отсутствия у застрахованного лица на день обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком справки (справок) о сумме заработка, необходимой для назначения указанных пособий в соответствии с частями 5 и 6 статьи 13 настоящего Федерального закона, соответствующее пособие назначается на основании представленных застрахованным лицом и имеющихся у страхователя (территориального органа страховщика) сведений и документов. После представления застрахованным лицом указанной справки (справок) о сумме заработка производится перерасчет назначенного пособия за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих дню представления справки (справок) о сумме заработка.

3. Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине страхователя или территориального органа страховщика, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

4. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, в том числе справки (справок) о сумме заработка, из которого исчисляются указанные пособия, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Глава 1. Общие положения

Статья 1. Предмет регулирования настоящего Федерального закона

1. Настоящий Федеральный закон определяет условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию.

2. Настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения, связанные с обеспечением граждан пособиями по временной нетрудоспособности в связи с несчастным случаем на производстве или профессиональным заболеванием, за исключением положений статей 12, 13, 14 и 15 настоящего Федерального закона, применяемых к указанным отношениям в части, не противоречащей Федеральному закону от 24 июля 1998 года N 125-ФЗ "Об обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний".

Статья 2. Лица, имеющие право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Право на пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам имеют граждане, подлежащие обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством (далее - застрахованные лица), при соблюдении условий, предусмотренных настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

2. Застрахованными лицами являются граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) адвокаты, индивидуальные предприниматели, в том числе члены крестьянских (фермерских) хозяйств, физические лица, не признаваемые индивидуальными предпринимателями, члены родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, добровольно вступившие в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством и осуществляющие за себя уплату страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 31 декабря 2002 года N 190-ФЗ "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан" (далее - Федеральный закон "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан");

4) иные категории лиц, которые подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в соответствии с иными федеральными законами, при условии уплаты ими или за них налогов и (или) страховых взносов в Фонд социального страхования Российской Федерации.

3. Лицами, работающими по трудовым договорам, в целях настоящего Федерального закона признаются лица, заключившие в установленном порядке трудовой договор, со дня, с которого они должны были приступить к работе, либо лица, фактически допущенные к работе в соответствии с трудовым законодательством.

4. Законодательными, нормативными правовыми актами Российской Федерации, субъектов Российской Федерации могут устанавливаться и иные выплаты по обеспечению федеральных государственных гражданских служащих, государственных гражданских служащих субъектов Российской Федерации в связи с временной нетрудоспособностью, беременностью и родами, финансируемые за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации.

Статья 3. Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Финансирование выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам осуществляется за счет средств бюджета Фонда социального страхования Российской Федерации, а также за счет средств работодателя в случаях, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.

2. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, указанных в пункте 1 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за первые два дня временной нетрудоспособности за счет средств работодателя, а за остальной период начиная с 3-го дня временной нетрудоспособности - за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации.

3. Пособие по временной нетрудоспособности в случаях, предусмотренных пунктами 2-5 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона, выплачивается застрахованным лицам (за исключением застрахованных лиц, указанных в части 4 настоящей статьи) за счет средств Фонда социального страхования Российской Федерации с 1-го дня временной нетрудоспособности.

4. Финансирование выплаты пособия по временной нетрудоспособности застрахованным лицам, работающим по трудовым договорам, заключенным с организациями и индивидуальными предпринимателями, применяющими специальные налоговые режимы (перешедшими на упрощенную систему налогообложения либо являющимися плательщиками единого налога на вмененный доход для отдельных видов деятельности или единого сельскохозяйственного налога), а также лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, осуществляется в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

5. В случаях, установленных законами Российской Федерации, федеральными законами, финансирование расходов, связанных с выплатой пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в размерах сверх установленных законодательством Российской Федерации об обязательном социальном страховании, осуществляется за счет средств федерального бюджета, передаваемых для этих целей Фонду социального страхования Российской Федерации.

Статья 4. Обеспечение пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам лиц, осужденных к лишению свободы и привлеченных к оплачиваемому труду

Лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду, подлежат обеспечению пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации.

Глава 2. Обеспечение пособием по временной нетрудоспособности

Статья 5. Случаи обеспечения пособием по временной нетрудоспособности

1. Обеспечение застрахованных лиц пособием по временной нетрудоспособности осуществляется в случаях:

1) утраты трудоспособности вследствие заболевания или травмы, в том числе в связи с операцией по искусственному прерыванию беременности или осуществлением экстракорпорального оплодотворения (далее - заболевание или травма);

2) необходимости осуществления ухода за больным членом семьи;

3) карантина застрахованного лица, а также карантина ребенка в возрасте до 7 лет, посещающего дошкольное образовательное учреждение, или другого члена семьи, признанного в установленном порядке недееспособным;

4) осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении;

5) долечивания в установленном порядке в санаторно-курортных учреждениях, расположенных на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения.

2. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованным лицам при наступлении случаев, указанных в части 1 настоящей статьи, в период работы по трудовому договору, осуществления служебной или иной деятельности, в течение которого они подлежат обязательному социальному страхованию, а также в случаях, когда заболевание или травма наступили в течение 30 календарных дней со дня прекращения указанной работы или деятельности либо в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования.

Статья 6. Условия и продолжительность выплаты пособия по временной нетрудоспособности

1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованному лицу за весь период временной нетрудоспособности до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности), за исключением случаев, указанных в частях 3 и 4 настоящей статьи.

2. При долечивании застрахованного лица в санаторно-курортном учреждении, расположенном на территории Российской Федерации, непосредственно после стационарного лечения пособие по временной нетрудоспособности выплачивается за период пребывания в санаторно-курортном учреждении, но не более чем за 24 календарных дня.

3. Застрахованному лицу, признанному в установленном порядке инвалидом и имеющему ограничение способности к трудовой деятельности, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более четырех месяцев подряд или пяти месяцев в календарном году. При заболевании указанных лиц туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности или до дня увеличения степени ограничения способности к трудовой деятельности вследствие заболевания туберкулезом.

4. Застрахованному лицу, заключившему срочный трудовой договор (срочный служебный контракт) на срок до шести месяцев, а также застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности (за исключением заболевания туберкулезом) выплачивается не более чем за 75 календарных дней по этому договору. При заболевании туберкулезом пособие по временной нетрудоспособности выплачивается до дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности). При этом застрахованному лицу, у которого заболевание или травма наступили в период со дня заключения трудового договора до дня его аннулирования, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается со дня, с которого работник должен был приступить к работе.

5. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи выплачивается застрахованному лицу:

1) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 7 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 60 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком, а в случае заболевания ребенка, включенного в перечень заболеваний, определяемый федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения и социального развития, не более чем за 90 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком в связи с указанным заболеванием;

2) в случае ухода за больным ребенком в возрасте от 7 до 15 лет - за период до 15 календарных дней по каждому случаю амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 45 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

3) в случае ухода за больным ребенком-инвалидом в возрасте до 15 лет - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении, но не более чем за 120 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим ребенком;

4) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, являющимся ВИЧ-инфицированным, - за весь период совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

5) в случае ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет при его болезни, связанной с поствакцинальным осложнением, - за весь период амбулаторного лечения или совместного пребывания с ребенком в стационарном лечебно-профилактическом учреждении;

6) в остальных случаях ухода за больным членом семьи при амбулаторном лечении - не более чем за 7 календарных дней по каждому случаю заболевания, но не более чем за 30 календарных дней в календарном году по всем случаям ухода за этим членом семьи.

6. Пособие по временной нетрудоспособности в случае карантина выплачивается застрахованному лицу, которое контактировало с инфекционным больным или у которого выявлено бактерионосительство, за все время его отстранения от работы в связи с карантином. Если карантину подлежат дети в возрасте до 7 лет, посещающие дошкольные образовательные учреждения, или другие члены семьи, признанные в установленном порядке недееспособными, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу (одному из родителей, иному законному представителю или иному члену семьи) за весь период карантина.

7. Пособие по временной нетрудоспособности в случае осуществления протезирования по медицинским показаниям в стационарном специализированном учреждении выплачивается застрахованному лицу за весь период освобождения от работы по этой причине, включая время проезда к месту протезирования и обратно.

8. Пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу во всех случаях, указанных в частях 1 - 7 настоящей статьи, за календарные дни, приходящиеся на соответствующий период, за исключением календарных дней, приходящихся на периоды, указанные в части 1 статьи 9 настоящего Федерального закона.

Статья 7. Размер пособия по временной нетрудоспособности

1. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы, за исключением случаев, указанных в части 2 настоящей статьи, при карантине, протезировании по медицинским показаниям и долечивании в санаторно-курортных учреждениях непосредственно после стационарного лечения выплачивается в следующем размере:

1) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж 8 и более лет, - 100 процентов среднего заработка;

2) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж от 5 до 8 лет, - 80 процентов среднего заработка;

3) застрахованному лицу, имеющему страховой стаж до 5 лет, - 60 процентов среднего заработка.

2. Пособие по временной нетрудоспособности при утрате трудоспособности вследствие заболевания или травмы выплачивается застрахованным лицам в размере 60 процентов среднего заработка в случае заболевания или травмы, наступивших в течение 30 календарных дней после прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию.

3. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным ребенком выплачивается:

1) при амбулаторном лечении ребенка - за первые 10 календарных дней в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи, за последующие дни в размере 50 процентов среднего заработка;

2) при стационарном лечении ребенка - в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

4. Пособие по временной нетрудоспособности при необходимости осуществления ухода за больным членом семьи при его амбулаторном лечении, за исключением случаев ухода за больным ребенком в возрасте до 15 лет, выплачивается в размере, определяемом в зависимости от продолжительности страхового стажа застрахованного лица в соответствии с частью 1 настоящей статьи.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать максимальный размер пособия по временной нетрудоспособности, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по временной нетрудоспособности не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.

6. Застрахованному лицу, имеющему страховой стаж менее шести месяцев, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

7. Пособие по временной нетрудоспособности за период простоя выплачивается в том же размере, в каком сохраняется за это время заработная плата, но не выше размера пособия, которое застрахованное лицо получало бы по общим правилам.

Статья 8. Основания для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности

1. Основаниями для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности являются:

1) нарушение застрахованным лицом без уважительных причин в период временной нетрудоспособности режима, предписанного лечащим врачом;

2) неявка застрахованного лица без уважительных причин в назначенный срок на врачебный осмотр или на проведение медико-социальной экспертизы;

3) заболевание или травма, наступившие вследствие алкогольного, наркотического, токсического опьянения или действий, связанных с таким опьянением.

2. При наличии одного или нескольких оснований для снижения пособия по временной нетрудоспособности, указанных в части 1 настоящей статьи, пособие по временной нетрудоспособности выплачивается застрахованному лицу в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом:

1) при наличии оснований, указанных в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи, - со дня, когда было допущено нарушение;

2) при наличии оснований, указанных в пункте 3 части 1 настоящей статьи, - за весь период нетрудоспособности.

Статья 9. Периоды, за которые пособие по временной нетрудоспособности не назначается. Основания для отказа в назначении пособия по временной нетрудоспособности

1. Пособие по временной нетрудоспособности не назначается застрахованному лицу за следующие периоды:

1) за период освобождения работника от работы с полным или частичным сохранением заработной платы или без оплаты в соответствии с законодательством Российской Федерации, за исключением случаев утраты трудоспособности работником вследствие заболевания или травмы в период ежегодного оплачиваемого отпуска;

2) за период отстранения от работы в соответствии с законодательством Российской Федерации, если за этот период не начисляется заработная плата;

3) за период заключения под стражу или административного ареста;

4) за период проведения судебно-медицинской экспертизы.

2. Основаниями для отказа в назначении застрахованному лицу пособия по временной нетрудоспособности являются:

1) наступление временной нетрудоспособности в результате установленного судом умышленного причинения застрахованным лицом вреда своему здоровью или попытки самоубийства;

2) наступление временной нетрудоспособности вследствие совершения застрахованным лицом умышленного преступления.

Глава 3. Обеспечение пособием по беременности и родам

Статья 10. Продолжительность выплаты пособия по беременности и родам

1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине суммарно за весь период отпуска по беременности и родам продолжительностью 70 (в случае многоплодной беременности - 84) календарных дней до родов и 70 (в случае осложненных родов - 86, при рождении двух или более детей - 110) календарных дней после родов.

2. При усыновлении ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев пособие по беременности и родам выплачивается со дня его усыновления и до истечения 70 (в случае одновременного усыновления двух и более детей - 110) календарных дней со дня рождения ребенка (детей).

3. В случае, если в период нахождения матери в отпуске по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет у нее наступает отпуск по беременности и родам, она имеет право выбора одного из двух видов пособий, выплачиваемых в периоды соответствующих отпусков.

Статья 11. Размер пособия по беременности и родам

1. Пособие по беременности и родам выплачивается застрахованной женщине в размере 100 процентов среднего заработка.

2. Размер пособия по беременности и родам не может превышать максимальный размер пособия по беременности и родам, установленный федеральным законом о бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на очередной финансовый год. В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, размер пособия по беременности и родам не может превышать указанный максимальный размер указанного пособия по каждому месту работы.

3. Застрахованной женщине, имеющей страховой стаж менее шести месяцев, пособие по беременности и родам выплачивается в размере, не превышающем за полный календарный месяц минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом, а в районах и местностях, в которых в установленном порядке применяются районные коэффициенты к заработной плате, в размере, не превышающем минимального размера оплаты труда с учетом этих коэффициентов.

Глава 4. Назначение, исчисление и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

Статья 12. Сроки обращения за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Пособие по временной нетрудоспособности назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня восстановления трудоспособности (установления инвалидности с ограничением способности к трудовой деятельности), а также окончания периода освобождения от работы в случаях ухода за больным членом семьи, карантина, протезирования и долечивания.

2. Пособие по беременности и родам назначается, если обращение за ним последовало не позднее шести месяцев со дня окончания отпуска по беременности и родам.

3. При обращении за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам по истечении шестимесячного срока решение о назначении пособия принимается территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации при наличии уважительных причин пропуска срока обращения за пособием. Перечень уважительных причин пропуска срока обращения за пособием определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Статья 13. Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Назначение и выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам осуществляются работодателем по месту работы застрахованного лица (за исключением случаев, указанных в частях 2 и 3 настоящей статьи). В случае, если застрахованное лицо работает у нескольких работодателей, пособия назначаются и выплачиваются ему каждым работодателем.

2. Застрахованному лицу, утратившему трудоспособность вследствие заболевания или травмы в течение 30 календарных дней со дня прекращения работы по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой оно подлежит обязательному социальному страхованию, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается работодателем по его последнему месту работы либо территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

3. Застрахованным лицам, указанным в пункте 3 части 2 статьи 2 настоящего Федерального закона, а также иным категориям застрахованных лиц в случае прекращения деятельности работодателем на момент обращения застрахованного лица за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначение и выплата указанных пособий осуществляются территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации.

4. Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией по форме и в порядке, которые установлены федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования, а для назначения и выплаты пособий территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации также сведения о заработке (доходе), из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж, определяемые указанным федеральным органом исполнительной власти.

5. Работодатель осуществляет выплату пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованному лицу в порядке, установленном для выплаты работникам заработной платы.

6. В случаях назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, предусмотренных частями 2 и 3 настоящей статьи, выплата пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам производится в установленном размере непосредственно территориальным органом Фонда социального страхования Российской Федерации, назначившим указанное пособие, или через организацию федеральной почтовой связи, кредитную либо иную организацию по заявлению получателя.

Статья 14. Порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

2. В заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, включаются все предусмотренные системой оплаты труда виды выплат, учитываемые при определении налоговой базы по единому социальному налогу, зачисляемому в Фонд социального страхования Российской Федерации, в соответствии с главой 24 части второй Налогового кодекса Российской Федерации. В заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованным лицам, добровольно вступившим в отношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, включаются полученные ими доходы, с которых уплачены страховые взносы в Фонд социального страхования Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом "Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан".

3. Средний дневной заработок для исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за период, указанный в части 1 настоящей статьи, на число календарных дней, приходящихся на период, за который учитывается заработная плата.

4. Размер дневного пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется путем умножения среднего дневного заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона.

5. Размер пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам определяется путем умножения размера дневного пособия на число календарных дней, приходящихся на период временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам.

6. В случае, если размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, исчисленные в порядке, установленном настоящей статьей, превышают максимальные размеры пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, установленные в соответствии со статьями 7 и 11 настоящего Федерального закона, указанные пособия выплачиваются в указанных максимальных размерах.

7. Особенности порядка исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, в том числе для отдельных категорий застрахованных лиц, определяются Правительством Российской Федерации.

Статья 15. Сроки назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. Работодатель назначает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня обращения застрахованного лица за его получением с необходимыми документами. Выплата пособий осуществляется работодателем в ближайший после назначения пособий день, установленный для выплаты заработной платы.

2. Территориальный орган Фонда социального страхования Российской Федерации в случаях, предусмотренных частями 2 и 3 статьи 13 настоящего Федерального закона, назначает и выплачивает пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам в течение 10 календарных дней со дня представления застрахованным лицом соответствующего заявления и необходимых документов.

3. Назначенное, но не полученное застрахованным лицом своевременно пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам выплачивается за все прошлое время, но не более чем за три года, предшествующих обращению за ним. Пособие, не полученное застрахованным лицом полностью или частично по вине работодателя или территориального органа Фонда социального страхования Российской Федерации, выплачивается за все прошлое время без ограничения каким-либо сроком.

4. Суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, излишне выплаченные застрахованному лицу, не могут быть с него взысканы, за исключением случаев счетной ошибки и недобросовестности со стороны получателя (представление документов с заведомо неверными сведениями, сокрытие данных, влияющих на получение пособия и его размер, другие случаи). Удержание производится в размере не более 20 процентов суммы, причитающейся застрахованному лицу при каждой последующей выплате пособия, либо его заработной платы. При прекращении выплаты пособия либо заработной платы оставшаяся задолженность взыскивается в судебном порядке.

5. Начисленные суммы пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не полученные в связи со смертью застрахованного лица, выплачиваются в порядке, установленном гражданским законодательством Российской Федерации.

Статья 16. Порядок исчисления страхового стажа для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам

1. В страховой стаж для определения размеров пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам (страховой стаж) включаются периоды работы застрахованного лица по трудовому договору, государственной гражданской или муниципальной службы, а также периоды иной деятельности, в течение которой гражданин подлежал обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

2. Исчисление страхового стажа производится в календарном порядке. В случае совпадения по времени нескольких периодов, засчитываемых в страховой стаж, учитывается один из таких периодов по выбору застрахованного лица.

3. Правила подсчета и подтверждения страхового стажа устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере обязательного социального страхования.

Глава 5. Порядок вступления в силу настоящего Федерального закона

Статья 17. Сохранение ранее приобретенных прав при определении размера пособия по временной нетрудоспособности и продолжительности страхового стажа

1. Установить, что гражданам, которые приступили к работе по трудовому договору, служебной или иной деятельности, в течение которой они подлежат обязательному социальному страхованию, до 1 января 2007 года и которые до 1 января 2007 года имели право на получение пособия по временной нетрудоспособности в размере (в процентном выражении от среднего заработка), превышающем размер пособия (в процентном выражении от среднего заработка), полагающийся в соответствии с настоящим Федеральным законом, пособие по временной нетрудоспособности назначается и выплачивается в прежнем более высоком размере (в процентном выражении от среднего заработка), но не выше установленного в соответствии с настоящим Федеральным законом максимального размера пособия по временной нетрудоспособности.

2. В случае, если продолжительность страхового стажа застрахованного лица, исчисленного в соответствии с настоящим Федеральным законом за период до 1 января 2007 года, окажется меньше продолжительности его непрерывного трудового стажа, применяемого при назначении пособий по временной нетрудоспособности в соответствии с ранее действовавшими нормативными правовыми актами, за тот же период, за продолжительность страхового стажа принимается продолжительность непрерывного трудового стажа застрахованного лица.

Статья 18. Применение настоящего Федерального закона к страховым случаям, наступившим до дня и после дня вступления его в силу

1. Настоящий Федеральный закон применяется к страховым случаям, наступившим после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

2. По страховым случаям, наступившим до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, пособие по временной нетрудоспособности, по беременности и родам исчисляется по нормам настоящего Федерального закона за период после дня вступления его в силу, если размер пособия, исчисленного в соответствии с настоящим Федеральным законом, превышает размер пособия, полагающийся по нормам ранее действовавшего законодательства.

Статья 19. Вступление в силу настоящего Федерального закона

2. С 1 января 2007 года законодательные акты и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, предусматривающие условия, размеры и порядок обеспечения пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону.

Президент

Российской Федерации

В. Путин

Прим. ред.:

Статьей 34 Федерального закона от 24.07.2009 № 213‑ФЗ Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам граждан, подлежащих обязательному социальному страхованию» (далее – Федеральный закон № 255‑ФЗ ). В чем заключаются эти изменения и нововведения – читайте в предложенном материале.

Начнем с того, что с 1 января 2010 года название Федерального закона № 255‑ФЗ будет выглядеть следующим образом: «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством» . Новой редакцией ст. 1 предусмотрено, что данный федеральный закон регулирует правоотношения в системе обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, определяет круг лиц, подлежащих обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, и виды предоставляемого им обязательного страхового обеспечения.

Отметим, что по сравнению с первоначальной редакцией закон дополнен целым рядом новых статьей и глав.

Важным является тот факт, что в новой редакции закона не только устанавливаются права и обязанности субъектов обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности, но и определяются условия, размеры и порядок обеспечения:

– пособиями по временной нетрудоспособности;

– пособиями по беременности и родам;

– ежемесячным пособием по уходу за ребенком.

Федеральным законом № 213‑ФЗ текст Федерального закона № 255‑ФЗ был дополнен новой ст. 1.1 , которой предусмотрено, что законодательство РФ об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством основывается на Конституции РФ и состоит из:

– непосредственно Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– Федерального закона от 16.07.1999 № 165‑ФЗ «Об основах обязательного социального страхования» ;

– Федерального закона от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее – Федеральный закон № 212‑ФЗ ) и иных федеральных законов.

Обращаем внимание «упрощенцев» и плательщиков ЕНВД: с
1 января 2010 года в соответствии с п. 16 ст. 36 Федерального закона № 213‑ФЗ признан утратившим силу Федеральный закон от 31.12.2002 № 190‑ФЗ «Об обеспечении пособиями по обязательному социальному страхованию граждан, работающих в организациях и у индивидуальных предпринимателей, применяющих специальные налоговые режимы, и некоторых других категорий граждан» .

Статьей 1.3 Федерального закона № 255‑ФЗ определены страховые риски и страховые случаи. Так, страховыми рисками по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством признаются временная утрата заработка или иных выплат, вознаграждений застрахованным лицом в связи с наступлением страхового случая либо дополнительные расходы застрахованного лица или членов его семьи в связи с наступлением страхового случая.

Страховыми случаями по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством являются:

– временная нетрудоспособность застрахованного лица вследствие заболевания или травмы (за исключением временной нетрудоспособности вследствие несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний) и в других случаях, предусмотренных ст. 5 Федерального закона № 255‑ФЗ ;

– беременность и роды;

– рождение ребенка (детей);

– уход за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– смерть застрахованного лица или несовершеннолетнего члена его семьи.

При этом виды страхового обеспечения определены в ст. 1.4 настоящего закона:

– пособие по временной нетрудоспособности;

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинских учреждениях в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие по уходу за ребенком;

– социальное пособие на погребение.

Условия, размеры и порядок выплаты страхового обеспечения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определяются:

– Федеральным законом № 255‑ФЗ ;

– Федеральным законом от 19.05.1995 № 81‑ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» (далее – Федеральный закон № 81‑ФЗ );

– Федеральным законом от 12.01.1996 № 8‑ФЗ «О погребении и похоронном деле» .

Обратите внимание: Статьей 9 Федерального закона № 213‑ФЗ в Федеральный закон № 81‑ФЗ были внесены значительные дополнения и изменения, которые вступят в силу с 1 января 2010 года.

Лица, подлежащие социальному страхованию. В соответствии с новой редакцией ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством подлежат граждане РФ, а также постоянно или временно проживающие на территории РФ иностранные граждане и лица без гражданства, а именно:

1) лица, работающие по трудовым договорам;

2) государственные гражданские служащие, муниципальные служащие;

3) лица, замещающие государственные должности РФ, государственные должности субъекта РФ, а также муниципальные должности, замещаемые на постоянной основе;

4) члены производственного кооператива, принимающие личное трудовое участие в его деятельности;

5) священнослужители;

6) лица, осужденные к лишению свободы и привлеченные к оплачиваемому труду.

Обратите внимание: Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и некоторых других категорий граждан п. 3 ст. 2 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что они подлежат обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством в случае, если они добровольно вступили в отношения по обязательному социальному страхованию и уплачивают за себя страховые взносы в соответствии со ст. 4.5 данного закона. При этом право на получение страхового обеспечения приобретается при условии уплаты ими страховых взносов в размере, определяемом за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В главе 1.2 Федерального закона № 255‑ФЗ установлены особенности уплаты страховых взносов. Статьей 4.4 данной главы предусмотрено, что правовое регулирование отношений, связанных с уплатой страховых взносов, осуществляется Федеральным законом № 212‑ФЗ . Названным законом определяются:

– объект обложения страховыми взносами;

– база для их начисления;

– суммы, не подлежащие обложению страховыми взносами;

– порядок исчисления страховых взносов;

– сроки и порядок уплаты взносов.

Добровольная уплата страховых взносов. Порядок добровольного вступления в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством определен в ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ .

Такой порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей, адвокатов, нотариусов и некоторых других лиц, перечисленных в п. 3 ст. 2 закона.

При этом добровольное вступление в правоотношения по обязательному страхованию предполагает:

– подачу заявления в территориальный орган страховщика по месту жительства;

– уплату страховых взносов в ФСС РФ, исходя из стоимости страхового года, которая производится не позднее 31 декабря текущего года начиная с года подачи заявления.

Стоимость страхового года определена п. 3 ст. 4.5 Федерального закона № 255‑ФЗ как произведение минимального размера оплаты труда и тарифа страховых взносов в части страховых взносов в ФСС РФ, увеличенное в 12 раз.

Если предположить, что с 1 января 2010 года не изменится МРОТ, установленный ст. 1 Федерального закона от 24.06.2008 № 91‑ФЗ , то стоимость страхового года составит 1 507 руб. (4 330 руб. х 2,9% х 12).

Право на получение страхового обеспечения возникает при условии уплаты страховых взносов за календарный год, предшествующий календарному году, в котором наступил страховой случай.

В случае если лицо, добровольно вступившее в правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством, не уплатило страховые взносы за соответствующий календарный год в срок до 31 декабря текущего года, имевшиеся между ним и страховщиком правоотношения по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством считаются прекращенными.

Финансовое обеспечение расходов. В статье 4.6 Федерального закона № 255‑ФЗ определен порядок финансового обеспечения расходов страхователей на выплату страхового обеспечения за счет средств бюджета ФСС РФ. Пунктом 1 данной статьи установлено, что страхователи выплачивают страховое обеспечение застрахованным лицам в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ. При этом сумма страховых взносов, подлежащих перечислению в ФСС, уменьшается на сумму произведенных ими расходов на выплату страхового обеспечения застрахованным лицам. Если начисленных страхователем страховых взносов недостаточно для выплаты страхового обеспечения застрахованным лицам в полном объеме, страхователь обращается за необходимыми средствами в территориальный орган страховщика по месту своей регистрации (п. 2 ст. 4.6 ).

Территориальный орган страховщика выделяет страхователю необходимые средства на выплату страхового обеспечения в течение
10 календарных дней с даты представления страхователем соответствующих документов. Перечень документов, которые должны быть представлены страхователем, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования.

В случае отказа в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения территориальный орган страховщика выносит мотивированное решение, которое направляется страхователю в течение трех дней со дня вынесения решения. Решение об отказе в выделении страхователю необходимых средств на выплату страхового обеспечения может быть обжаловано им в вышестоящем органе страховщика или в суде.

Учет и отчетность страхователей. В соответствии с п. 1 ст. 4.8 Федерального закона № 255‑ФЗ на страхователей возложена обязанность вести учет:

1) сумм начисленных и уплаченных (перечисленных) страховых взносов, пеней и штрафов;

2) сумм произведенных расходов на выплату страхового обеспечения;

3) расчетов по средствам обязательного социального страхования на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством с территориальным органом страховщика по месту регистрации страхователя.

Ежеквартально не позднее 15‑го числа месяца, следующего за истекшим кварталом, страхователи обязаны представлять в территориальные органы страховщика отчеты (расчеты) по форме, утвержденной федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социального страхования, о суммах:

1) начисленных страховых взносов в ФСС РФ;

2) использованных ими средств на выплату страхового обеспечения;

3) расходов на выплату страхового обеспечения, подлежащих зачету в счет уплаты страховых взносов в ФСС РФ;

4) страховых взносов, пеней, штрафов, уплачиваемых в ФСС РФ.

Обеспечение ежемесячным пособием по уходу за ребенком. Пунктом 1 ст. 11.1 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается застрахованным лицам (матери, отцу, другим родственникам, опекунам), фактически осуществляющим уход за ребенком и находящимся в отпуске по уходу за ребенком, со дня предоставления отпуска по уходу за ребенком до достижения ребенком возраста полутора лет.

Право на ежемесячное пособие по уходу за ребенком сохраняется в случае, если лицо, находящееся в отпуске по уходу за ребенком, работает на условиях неполного рабочего времени или на дому и продолжает осуществлять уход за ребенком.

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается в размере 40% среднего заработка застрахованного лица, но не менее минимального размера этого пособия, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

Порядок назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком. Статья 13 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой прописан порядок выплаты названных пособий, претерпела значительные изменения.

Пунктом 1 названной статьи предусмотрено, что по месту работы (службы, иной деятельности) застрахованного лица производится не только выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, но и ежемесячного пособия по уходу за ребенком. При этом в случае, если застрахованное лицо занято у нескольких страхователей, пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам назначаются и выплачиваются ему страхователями по всем местам работы (а ежемесячное пособие по уходу за ребенком – страхователем по одному месту работы по выбору застрахованного лица) (п. 2 ст. 13 ).

Пунктом 3 ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ предусмотрено, что в течение 30 календарных дней со дня увольнения гражданин в случае временной нетрудоспособности может обратиться по последнему месту работы за получением пособия. В случае прекращения деятельности бывшего работодателя или при отсутствии у него денежных средств назначение и выплата пособий осуществляются территориальным органом ФСС РФ.

Для назначения и выплаты пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам застрахованное лицо представляет:

– работодателю – листок нетрудоспособности, выданный медицинской организацией;

– в территориальный орган ФСС РФ – листок нетрудоспособности, сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено пособие, и документы, подтверждающие страховой стаж.

Для назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком застрахованное лицо представляет:

– заявление о назначении указанного пособия;

– свидетельство о рождении (усыновлении) ребенка, за которым осуществляется уход, и его копию либо выписку из решения об установлении над ребенком опеки, свидетельство о рождении (усыновлении, смерти) предыдущего ребенка (детей) и его копию;

– справку с места работы (учебы, службы) матери (отца, обоих родителей) ребенка о том, что она (он, они) не использует отпуск по уходу за ребенком и не получает ежемесячного пособия по уходу за ребенком, а в случае, если мать (отец, оба родителя) ребенка не работает (не учится, не служит), – справку из органов социальной защиты населения по месту жительства матери (отца) ребенка о неполучении ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

В случае назначения и выплаты ежемесячного пособия по уходу за ребенком территориальным органом страховщика застрахованное лицо представляет также сведения о среднем заработке, из которого должно быть исчислено указанное пособие.

Выплата пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячного пособия по уходу за ребенком осуществляется в порядке, установленном для выплаты заработной платы и иных выплат, вознаграждений.

Порядок исчисления пособий. Пунктом 23 ст. 34 Федерального закона № 213‑ФЗ были внесены значительные изменения в ст. 14 Федерального закона № 255‑ФЗ , в которой определен порядок исчисления пособий по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, а также ежемесячного пособия по уходу за ребенком.

Названные пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком.

В случае если застрахованное лицо не имело периода работы (службы, иной деятельности) непосредственно перед наступлением указанных страховых случаев в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском по беременности и родам или отпуском по уходу за ребенком, соответствующие пособия исчисляются исходя из среднего заработка застрахованного лица, рассчитанного за последние 12 календарных месяцев работы (службы, иной деятельности) у данного страхователя, предшествующих месяцу наступления предыдущего страхового случая.

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячное пособие по уходу за ребенком, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу работника, которые входят в базу для начисления страховых взносов в ФСС РФ в соответствии с Федеральным законом № 212‑ФЗ .

Для индивидуальных предпринимателей, адвокатов и нотариусов средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным минимальному размеру оплаты труда, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая. При этом исчисленное ежемесячное пособие по уходу за ребенком не может быть меньше минимального размера ежемесячного пособия по уходу за ребенком, установленного Федеральным законом № 81‑ФЗ .

С учетом нововведений средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать средний дневной заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 365.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний дневной заработок, из которого исчисляются пособия по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, не может превышать 1 136,99 руб. (415 000 руб. / 365).

Ежемесячное пособие по уходу за ребенком исчисляется из среднего заработка застрахованного лица, который определяется путем умножения среднего дневного заработка на 30,4. Средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать средний заработок, определяемый путем деления предельной величины базы для начисления страховых взносов в ФСС РФ, установленной Федеральным законом № 212‑ФЗ на день наступления страхового случая, на 12.

Обратите внимание: С 1 января 2010 года средний заработок, из которого исчисляется ежемесячное пособие по уходу за ребенком, не может превышать 34 583,33 руб. (415 000 руб. / 12).

Размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком определяется путем умножения среднего заработка застрахованного лица на размер пособия, установленного в процентном выражении к среднему заработку. При уходе за ребенком в течение неполного календарного месяца ежемесячное пособие по уходу за ребенком выплачивается пропорционально количеству календарных дней (включая нерабочие праздничные дни) в месяце, приходящихся на период осуществления ухода.

Пример.

Средний дневной заработок работницы организации составил 704 руб. Определим размер ежемесячного пособия по уходу за ребенком, которое ей причитается.

Сначала необходимо умножить среднедневной заработок на среднемесячное число календарных дней – 21 401,6 руб. (704 руб. х 30,4).

Так как максимальный средний заработок больше, чем фактический, ежемесячное пособие по уходу за ребенком будет рассчитываться из суммы 21 401,6 руб. и составит 8 560,64 руб. (21 401,6 руб. х 40%).

Исчисление страхового стажа. Изменения затронули и порядок определения страхового стажа.Так, с 1 января 2010 года при исчислении страхового стажа следует засчитывать периоды прохождения военной службы, а также иной службы, предусмотренной Законом РФ от 12.02.1993 № 4468-1 «О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей» (п. 1.1 ст. 16 Федерального закона № 255‑ФЗ ).

Пункт 1 ст. 41 Федерального закона № 213‑ФЗ.