Основные отрасли муниципального хозяйства. Городская экономика

Строительство и строительная индустрия местного значения;

Торговля, общественное питание, служба быта;

Системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и многие другие учреждения, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Важнейшей составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальное хозяйство, которое в свою очередь включает в себя ряд подотраслей:

Собственно жилищное хозяйство, т. е. жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций;

Системы ресурсообеспечения города: холодное и горячее водоснабжение , водоотведение, теплоснабжение , газоснабжение , электроснабжение, различные системы связи и телекоммуникаций;

Городской транспорт;

Системы внешнего благоустройства и содержания территории города: дорожное хозяйство , уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и др.

Банно-прачечное хозяйство;

Гостиничное хозяйство;

Ритуальное хозяйство и др.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больший объем услуг должны предоставлять предприятия городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. В больших городах необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т. д.

2. Понятие муниципальных услуг, их специфика и способы оплаты

Выше было отмечено, что главной задачей городского хозяйства является удовлетворение потребностей населения в различных услугах. У любого человека масса потребностей, которые он удовлетворяет с помощью материальных благ и услуг. Материальные блага - это вещи, предметы, которые можно потрогать, подержать в руках: квартира, мебель, продукты питания, одежда, обувь и т. д. В давние времена, при натуральном хозяйстве, основную часть материальных благ люди производили для себя сами: выращивали хлеб, ткали ткани, шили одежду и т. д. В современном обществе подавляющую часть материальных благ человек приобретает в магазине, на рынке или в другом месте.

Другая часть человеческих потребностей удовлетворяется с помощью услуг. Например, если вы сели в трамвай и проехали несколько остановок, чтобы попасть на работу, то ваша потребность в перевозке была удовлетворена. Однако в результате этой поездки ничего в форме вещи или продукта вы не получили. Результат оказания услуги не имеет материальной формы и в этом ее отличие от материального блага. Но очевидно, что и на производство материальных благ и на оказание услуг затрачен человеческий труд. Поэтому платить нужно и за то, и за другое.

Другое отличие услуги от товара – одновременность производства и потребления услуги. Услугу (за редким исключением) нельзя выполнить «про запас», заблаговременно. Услугу нельзя перенести в другое место, как товар. Соответственно и оплата услуг должна совпадать с моментом и местом их исполнения.

Часть услуг человек оказывает себе сам или члены семьи оказывают их друг другу. Например, женщина в доме готовит пищу на всю семью. Но вы можете сходить и в ресторан, в этом случае ресторан окажет вам услугу по приготовлению пищи. Вы можете сами произвести ремонт своей квартиры, а можете пригласить профессионалов- ремонтников, можете сами починить телевизор, а можете вызвать мастера и т. д. По мере развития человеческой цивилизации и углубления разделения труда все меньшую долю услуг человек оказывает себе сам и все чаще пользуется услугами со стороны. Отсюда мы можем сделать вывод, что потребности людей в услугах будут постоянно возрастать.

Не все услуги, в которых нуждается человек, привязаны к месту его проживания (например, транспортные услуги вне места вашего проживания, туристические, курортные и другие услуги). Однако подавляющее большинство услуг люди хотят получать там, где они живут и работают. Именно эти услуги мы и называем “муниципальными”. Часть муниципальных услуг оказывается предприятиями городского хозяйства, другая - частными предпринимателями, социальные услуги оказывают учреждения социальной сферы.

Отметим также, что потребителями некоторых муниципальных услуг являются не только жители, но и предприятия и организации. Школе или больнице нужны тепло, вода, электричество, вывоз мусора , услуги по ремонту помещений , больнице нужна стирка белья и т. д.

Специфика муниципальных услуг состоит, во-первых, в необходимости бесперебойного их оказания и, во-вторых, в необходимости их рассредоточения по территории города с целью максимального приближения к месту проживания человека. Особенностью некоторых муниципальных услуг является местный монополизм (водоснабжение, электроснабжение и др.). Такие услуги должны быть предметом особой заботы муниципальной власти. Для других типов услуг, наоборот, характерно большое количество мелких предприятий, рассредоточенных по территории города. Радиус обслуживания таких предприятий определяется плотностью застройки города.

Классификация и способы оплаты муниципальных услуг

Уже отмечалось, что за каждую муниципальную услугу необходимо платить. Долгие годы в советское время, а порой и сейчас существует миф о бесплатности услуг. Такого никогда не было, да и быть не может. В оказании услуг принимают участие работники, которые за свой труд должны получить соответствующее вознаграждение. Многие услуги предполагают потребление расходных материалов, энергоресурсов, использование специальной техники, зданий, помещений и др., приобретение и содержание которых также требует определенных затрат. Поэтому необходимо не просто платить за каждую услугу, а платить столько, чтобы поставщик услуги мог окупить все свои расходы и получить хотя бы минимальную прибыль . Иначе в условиях рыночной экономики никто заниматься оказанием муниципальных услуг не будет.

С этих позиций муниципальные услуги можно классифицировать по видам.

1 Частные услуги, оказание и потребление которых носят индивидуальный характер, то есть связаны с конкретными производителями и потребителями, а объем и качество услуги могут быть измерены потребителем. К их числу относятся, например, большинство бытовых и торговых услуг, такси и др. Эти услуги должны оплачиваться потребителями по установленным тарифам.

2 Услуги, производство и потребление которых носит общественный характер, потребление услуги не связано по времени ни с ее производством, ни с оплатой, а объем и качество услуги не поддается непосредственному измерению потребителем. К таким услугам может быть отнесено благоустройство и озеленение территории, содержание дорог и мест общего пользования, охрана общественного порядка, пожарная безопасность , содержание мест захоронения и др. Эти услуги должен оплачивать городской бюджет.

3 Социально значимые общественные услуги, возможность получения которых зафиксирована в Конституции России и гарантируется государством каждому гражданину, независимо от уровня его материального благосостояния. В то же время, должно быть обеспечено экономное потребление данных услуг. К таким услугам относятся жилище, охрана здоровья, возможность получения образования, доступ к достижениям культуры и др. Для оплаты этого типа услуг целесообразно сочетание личного и бюджетного финансирования , причем соотношения между ними могут быть самыми различными и неодинаковыми для различных групп населения.

Для получения некоторых социально важных и дорогостоящих услуг в качестве третьего (кроме тарифа и бюджетного финансирования) могут быть использованы системы страхования. Типичные примеры: страхование от пожара, в счет которого частично финансируется содержание пожарной службы, медицинское страхование, страхование от несчастного случая .

Исполнение муниципальных услуг и организационно - правовая структура городского хозяйства

В условиях рыночной экономики исполнение муниципальных услуг может осуществляться предприятиями и организациями любых форм собственности, а также идивидуальными предпринимателями. В силу этого состав городского хозяйства с точки зрения организационно - правовых форм является весьма разнообразным.

Городская власть должна держать под своим непосредственным управлением или контролем услуги местных монополистов (вода, тепло и др.), городской транспорт, а также услуги, которые мы отнесли к общественным и социально значимым. Цены и тарифы на эти услуги должны быть регулируемыми, их нельзя отдать рыночной стихии. В этой сфере в городе создаются муниципальные предприятия и учреждения. Для оказания частных услуг городская власть должна создавать благоприятные условия: отводить земельные участки , сдавать в аренду помещения, подключать к городским инженерным сетям и т. д. Некоторые виды частных услуг подлежат лицензированию и особому контролю (например, санитарно-эпидемиологический контроль в торговле продовольственными товарами и общественном питании).

Из сказанного не следует, что предприятия частного сектора не могут действовать в сферах общественных и социально значимых услуг. В зарубежных странах городские власти отдают в управление частным компаниям системы водоснабжения, очистку бытовых стоков, сбор и переработку отходов и даже метрополитены. В Новокузнецке такое жизненно важное предприятие, как Водоканал, является акционерным обществом .

Конкуренция муниципального и частного сектора в оказании муниципальных услуг приносит только пользу, так как вынуждает исполнителей заботиться о качестве и снижении стоимости услуг. Примерами такой конкуренции являются конкуренция муниципальных и частных аптек , а также автобусные перевозки.

Подводя итоги, можно сказать, что городское хозяйство является исключительно сложным комплексом как по своему вещественному составу и выполняемым функциям, так и по организационно-правовым формам. Соответственно и управление городским хозяйством требует высокого профессионализма кадров.

3. Жилищно-коммунальный комплекс и его состав.

Жилищная проблема – одна из самых сложных проблем в любом городе. Конституция России гарантирует каждому гражданину право на жилище, однако экономическая ситуация в стране не позволяет решить эту задачу в короткие сроки. Городская власть за счет бюджетных средств может обеспечить жильем лишь некоторые социально незащищенные группы населения, на что требуется значительное время. Для основной части граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, разрабатываются различные схемы получения жилищных кредитов, в том числе и использованием механизма ипотеки, то есть залога имеющегося жилья и другой недвижимости.

Дома, как и люди, со временем стареют. Поэтому периодически должен проводиться текущий, а через установленное время – капитальный ремонт с частичным или полным отселением жильцов. Серьезную проблему в ряде городов представляет ветхий жилой фонд, требующий сноса и расселения жильцов. В шахтерских городах часть жилого фонда оказалась на подработках шахтных полей. Это жилье также требует сноса.

Будет изучаться специальная учебная дисциплина , посвященная решению жилищной проблемы – муниципальная жилищная политика.

Обычный жилой дом является сложным инженерным сооружением, пронизанным различными коммуникациями: отопление, холодное и горячее водоснабжение, электроснабжение, телефон, радио, телевидение (при наличии коллективных антенн), вентиляционные системы и др. В многоэтажных жилых домах действуют лифты и мусоропроводы. Если свои квартиры жильцы обустраивают сами, то места общего пользования (подъезды, чердаки, подвалы, кровля) требуют специального обслуживания. Придомовая территория также требует специального обустройства и обслуживания. На первых этажах многих жилых домов размещаются предприятия торговли, бытового обслуживания, различные учреждения и организации.

Большинство многоэтажных жилых домов в городе составляют муниципальный жилищный фонд, хотя по сути это не совсем правильно, поскольку значительная часть квартир в этих домах приватизирована. Владельцами некоторой части домов являются товарищества собственников жилья, жилищные (жилищно-строительные) кооперативы, промышленные предприятия. Муниципальным жилищным фондом в Новокузнецке управляет служба единого заказчика _ Комитет по жилищному хозяйству и благоустройству администрации города. Для содержания и эксплуатации жилищного фонда служба заказчика нанимает муниципальные унитарные жилищно-эксплуатационных предприятия (МУЖЭП), их более 20. Однако у них уже появились конкуренты. Служба заказчика собирает с жильцов плату за содержание и ремонт жилья и оплачивает работу эксплуатирующих организаций. Часть затрат на содержание жилищного фонда финансируется из бюджета города, поскольку установленный размер оплаты жилищных услуг населением не компенсирует всей необходимой суммы расходов. Для малообеспеченных слоев населения действует система жилищных субсидий.

Товарищества собственников жилья сами берут в свои руки содержание своих домов и придомовых территорий (кондоминиумы). При этом, как правило, уровень обслуживания жилья улучшается, а расходы снижаются.

Предстоит изучение специальной учебной дисциплины – Техническая эксплуатация зданий.

Инженерное обеспечение города

Водоснабжение и водоотведение

Это одна из самых сложных систем жизнеобеспечения города. Вода требуется как жителям, так и всем предприятиям и организациям города. Существуют определенные требования к качеству воды для питьевых, хозяйственных и производственных нужд. Если система водоснабжения единая, то вся подаваемая вода должна быть питьевого качества. Проблему составляет также неравномерность потребления воды в дневное, вечернее и ночное время. 28

Потребность предприятий города в свежей воде определяется в индивидуальном порядке с учетом их профиля и производственной мощности. На многих крупных предприятиях действуют системы оборотного водоснабжения, позволяющие резко сократить потребность в свежей воде. Для жилищного фонда существуют нормативы суточного потребления воды на человека. Однако многие жители установили у себя в квартирах водосчетчики. Для них оплата производится по фактическому расходу воды, который обычно оказывается значительно ниже расчетного.

Водоснабжение города может осуществляться из открытых водоемов и из подземных водоносных горизонтов. В состав водопроводного хозяйства входят водозаборные сооружения, системы очистки и подготовки воды, насосные станции, водопроводные сети от водозабора до каждой квартиры.

Не менее сложна система водоотведения города. Объем стоков, попадающих в эту систему, значительно превышает объем водопотребления, поскольку в канализационную сеть попадает и холодная и горячая вода. Система состоит из самотечных коллекторов, подкачивающих насосных станций, сооружений по санитарной очистке сточных вод и сброса их в водоемы.

Теплоснабжение города

Система теплоснабжения города решает две задачи: отопление и горячее водоснабжение. Здесь неравномерность потребления еще сильнее, поскольку в летний период отопление вообще не требуется.

Источниками тепла для нужд города могут быть ТЭЦ и котельные.

К горячей воде в качестве теплоносителя предъявляются высокие требования по чистоте, поскольку при высокой температуре примеси выпадают в осадок и постепенно выводят из строя тепловые сети и сооружения. В силу этого у источников теплоснабжения имеются сложные инженерные сооружения химводоочистки.

Система теплоснабжения включает в себя прямые и обратные тепловые сети, подкачивающие насосные станции и распределительные тепловые пункты. Существуют две принципиально различные схемы теплоснабжения. По одной схеме горячая вода для отопления и горячего водоснабжения поступает по одним и тем же трубопроводам; в этом случае по обратным трубопроводам идет меньше воды, чем по прямым. По другой схеме горячая вода получается путем подогрева холодной воды непосредственно в жилых домах или на группу домов в специальных установках – бойлерах . Источником тепла для бойлеров может быть как горячая вода из системы теплоснабжения, так и топливо, например, природный газ.

Газоснабжение

В ряде городов, включая Новокузнецк, имеются системы газоснабжения. Газ может поступать как по магистральным трубопроводам, так и завозиться во внутриквартальные газораздаточные станции. В частном секторе распространена баллонная система газоснабжения. В ряде городов имеются газовые заводы.

Электроснабжение

Электроснабжение городов, как правило, осуществляется от единой централизованной энергосистемы (у нас это «Горэлектросеть», владелец «МРСК»), к которой подключены многочисленные тепловые, гидравлические и другие электростанции. Система электроснабжения включает в себя магистральные и внутриквартальные электрические сети, трансформаторные подстанции, распределительные пункты и другие сооружения.

Студентам предстоит изучать специальную учебную дисциплину – Инженерное обеспечение городов.

Благоустройство и содержание территории города

Это большое и сложное хозяйство, включающее в себя ряд подсистем.

Дорожное хозяйство. Улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. На дорожной сети имеются мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки . В ряде городов имеются обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать. Содержанием и ремонтом улиц и дорог города занимаются специализированные предприятия. 30 Санитарная очистка территории города. Она включает в себя очистку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема представляет особую сложность, поскольку требует строительства дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов. В нашем городе эта проблема не решена, в результате чего городская свалка мусора переполнена и находится в неудовлетворительном состоянии.

Многочисленные проекты мусороперерабатывающего завода так и не были реализованы, в том числе из-за протестов жителей тех районов, вблизи которых предполагалось размещение завода.

Ливневая канализация. Предназначена для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов и ливневых насосных станций. Современные требования не позволяют смешивать ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая «общесплавная» система канализации

Инженерная защита территории города. Ряд городов, в том числе Новокузнецк, расположен на заболоченных территориях или на территориях с высоким уровнем грунтовых вод. В таких городах необходима специальная защита подземных сооружений от разрушения. Другой вид инженерной защиты территории – ограждающие дамбы, необходимые в периоды паводков. В городе существует специальная служба инженерной защиты территории.

Уличное освещение. Работу выполняет специализированное предприятие.

Малые архитектурные формы: памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др. помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль для ряда городов имеет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство. Оно во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, т. к. они очищают и увлажняют воздух, снижают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения также является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев и кустарников, наиболее соответствующих условиям конкретного города. Например, тополь хорошо отсасывает грунтовые воды и поэтому весьма эффективен в Новокузнецке. Содержание зеленого хозяйства города занимается специализированное предприятие «Зеленстрой», в составе которого имеются также теплицы для выращивания цветов, питомники древесных и кустарниковых растений.

Студентам предстоит изучать специальную учебную дисциплину – Благоустройство городов

Гостиничное хозяйство. В настоящее время все гостиницы стали частными предприятиями – акционерными обществами. Однако городская власть должна заботиться о том, чтобы гостиниц в городе было достаточно, а уровень обслуживания в них отвечал современным требованиям.

Банно-прачечное хозяйство. Потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась. Услугами прачечных пользуются в основном предприятия и учреждения: детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и др. Посещение бань способствует ряду полезных физиологических процессов, укрепляет здоровье. Сейчас в крупных городах банями пользуются в основном любители «пара» и жители частного сектора. Однако бань и прачечных в городе должно быть достаточно.

Ритуальное хозяйство. Сюда входит содержание городских кладбищ и служба оказания ритуальных услуг. Последняя сейчас находится в руках частного сектора, хотя есть и муниципальное предприятие, например, для захоронения бездомных. В связи с исчерпанием площадей для городских кладбищ в Новокузнецке ведется строительство крематория.

Транспортное обслуживание населения

Обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами является одной из самых сложных задач в городском хозяйстве. В городе действует большое количество муниципальных, ведомственных и частных единиц транспорта. Они предъявляют соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Необходимо строить путепроводные развязки, объездные дороги, в отдельных случаях расширять проезжую часть улиц, что крайне сложно. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна по времени и по направлениям 32 (спальные районы, центр города, районы крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.). Это вызывает значительные сложности в организации пассажирских перевозок. Значительную роль играют здесь скоростные маршруты. Важно обеспечить удобство и приемлемое время поездки.

За последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения усилилась роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов.

Сложной задачей является выбор типа подвижного состава транспорта. Основными видами городского транспорта являются автобус, трамвай и троллейбус, микроавтобусы и маршрутные такси, в самых крупных городах метрополитен, для частных перевозок индивидуальные такси. Для пригородных сообщений в основном используются автобусы и электропоезда. В ряде городов электропоезда курсируют и на

Массовая автомобилизация вызвала необходимость создания большого комплекса сервисных служб, обеспечивающих работу транспорта. Серьезную проблему представляет организация стоянок индивидуального транспорта на территории города, строительство коллективных гаражей, в том числе многоэтажных в центре города (паркинги). В некоторых новых жилых домах первые этажи и подвалы проектируются как гаражи, что создает удобства жильцам. Другая проблема – автозаправочные станции и пункты, мойки, мастерские срочного ремонта и шиномонтажа . Они тоже должны размещаться по всей территории города.

В Ставрополе действует несколько муниципальных пассажирских автотранспортных предприятий, трамвайное и троллейбусное предприятия, а также специализированные автопредприятия , например, для нужд медицинских учреждений , спецавтохозяйство для вывоза мусора и других коммунальных нужд.

Важную роль играют объекты внешнего транспорта города: железнодорожные и автовокзалы , речные и морские порты, аэропорты и др. К этим объектам «притягиваются» маршруты внутригородского транспорта, предприятия торговли и общественного питания, другие городские службы.

Организация торговли и общественного питания

В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и др). В настоящее время торговля и общественное питание города практически полностью находятся в руках частного сектора. Муниципальные предприятия обслуживают больницы, школы, детские сады и другие учреждения. Однако городская власть обязана позаботиться о рациональном сочетании крупных и мелких предприятий торговли, рациональном размещении торговых предприятий на территории города. Для этого в ее руках такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы . Городская власть может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие). Однако эти возможности ограничены.бытовой техники , аудио - и видеоаппаратуры и т. д., пунктов проката и др. Эта сфера также практически полностью находится в руках частного сектора. Политика городской власти может быть аналогична сфере торговли.

Сюда входят городские средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций. Городская власть должна позаботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.

Службы обеспечения безопасности жизнедеятельности города

К ним относятся: милиция общественной безопасности, ГИБДД , пожарная охрана , скорая помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах и др.

Понятие городского хозяйства, его состав и назначение

Характеристика жилищно-коммунального хозяйства (ЖКХ).

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.

Городское хозяйство, будучи частью общей городской системы, в свою очередь представляет собой сложный комплекс различных отраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью – удовлетворением материально-бытовых потребностей населения в различных услугах и некоторых товарах. При этом производство и потребление услуг городского хозяйства совершаются, как правило, в месте жительства потребителей. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В состав городского хозяйства входят:

Жилищно-коммунальное хозяйство;

Строительство и строительная индустрия местного значения;

Торговля, общественное питание, службы быта;

Системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и многие другие учреждения, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) является ведущей отраслью экономики города и самой крупной отраслью городского хозяйства. Оно представляет собой совокупность подотраслей, призванных обеспечивать жизнь и работу населения в нормальных условиях, а также снабжать предприятия отраслей народного хозяйства необходимыми ресурсами, такими как вода, газ, тепло и т.д.

Чем больше город по численности населения и территории, тем больший объем услуг должны предоставлять предприятия городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. В больших городах необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть. Повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Особенности городского хозяйства.

Городское хозяйство обладает рядом особенностей, которые оказывают существенное влияние на экономику хозяйства и производственно-хозяйственную деятельность предприятий.

Особенности городского хозяйства:

Комплексный характер предоставляемых населению услуг отдельными элементами городского хозяйства;

Ограничение возможности концентрации производства - отрасли городского хозяйства должны быть развиты пропорционально;

Местный характер производства;

Тесная связь городского хозяйства с промышленностью и др.

Данные особенности определяет следующие характерные черты производственно - эксплуатационной деятельности предприятий городского хозяйства.

Характерные черты городского хозяйства:

Мощность предприятий рассчитана в основном для удовлетворения потребностей городского населения и зависит от территориальных, социальных и др. особенностей. В городском хозяйстве преобладают небольшие по размеру предприятия;

Производственный процесс организуется с учетом неравномерности потребления их продукции. Процент резервной мощности на предприятиях городского хозяйства очень высок;

Необходимость бесперебойной работы, так как невыполнение производственной программы за тот или иной период времени не может быть компенсирован последующим перевыполнением плана, оказанием услуг сверх плана;

Численность основного эксплуатационного персонала большинства коммунальных предприятий зависит не от объема выпускаемой продукции, а от количества обслуживаемого оборудования и режима работы предприятия;

Труд основных эксплуатационных работников коммунальных предприятий оплачивается по повременно-премиальной системе, так как, в большинстве случаев, объем продукции от предприятия не зависит;

Большинство коммунальных предприятий производит однородную продукцию, что обуславливает упрощенное планирование, учет и анализ хозяйственной деятельности;

Из-за короткого производственного цикла большинство коммунальных предприятий не имеет незавершенного производства;

Коммунальные предприятия, оказывающие услуги, не потребляют основных материалов, но в большом количестве потребляют вспомогательные материалы (топливо, энергия и др.) и в себестоимости продукции высокий процент занимает зарплата.

Особенности ЖКХ обусловлены спецификой отрасли, которая объединяет в себя сложный конгломерат различных подотраслей, тесно связанных едиными целями, задачами и проблемами. Это комплексность отрасли, специфичность критериев эффективности ее функционирования. Такие показатели как рентабельность, выработка, фондоотдача, не всегда являются пригодными для ЖКХ. Более важными являются критерии качества, комфортности и др.

Проблемы внедрения рыночных отношений в городском хозяйстве

Чтобы функционировать в рыночных условиях, городское хозяйство должно обладать определенным товарным потенциалом; услуга должна быть товаром.

В настоящее время полным товарным потенциалом обладают такие отрасли городского хозяйства, как торговля, общественное питание и бытовое обслуживание. Такая отрасль городского хозяйства, как ЖКХ является наиболее проблемной в плане внедрения рыночных отношений.

Внедрение рыночных отношений в ЖКХ связано с целым рядом проблем:

Неразрывная связь производителей и потребителей услуг;

Оплата услуги и ее потребление, как правило, не совпадают во времени и пространстве;

Подотрасли, относящиеся к внешнему благоустройству, представляют свои услуги населенному пункту в целом и др.

Сегодня наиболее полным товарным (рыночным) потенциалом из подотраслей ЖКХ обладает банно-прачечное и ритуальное хозяйство.

Чтобы жилищно-коммунальная услуга стала товаром, необходимо выполнение, по крайней мере, трех факторов:

1. Организационно-технологического - наличие контактной зоны, возможность индивидуального учета потребления, предот¬вращение задолженности.

2. Экономического - доступность жилищно-коммунальных услуг по уровню их тарифов.

3. Социального - повышение благосостояния малообеспеченных слоев населения, то есть все граждане должны быть обеспечены услугами ЖКХ независимо от уровня доходов.

В целом ЖКХ представляет собой замкнутый, внешне ограниченный и зависимый тип производства. Оно замкнуто на потребности, формируемой на конкретно заданной территории; оно ограничено масштабами потребностей в соответствующих услугах на соответствующей территории; оно зависимо от факторов, которые формируют величину и структуру этих потребностей в каждый соответствующий период времени.

Для выявления возможностей функционирования ЖКХ в условиях рынка необходимо использовать комплексный подход к развитию ЖКХ с учетом экономических, организационно-технологических и социальных факторов.

Организационно-технологические факторы.

К числу естественных монополистов относятся водопроводно-канализационное хозяйство, коммунальная энергетика, городской электротранспорт. Все эти системы являются жизнеобеспечивающими. Они требуют значительных резервных мощностей, включаемых при "пиковых" нагрузках (например, при сильном морозе, авариях). В условиях рынка дополнительные инвестиции на создание резервных мощностей не выгодны, так как не окупаются.

Кроме того, муниципальные предприятия, входящие в состав монопольных объединений, связаны между собой единой технологической цепочкой. Только совместная работа всех структурных подразделений обеспечивает удовлетворение всех потребностей населения и других потребителей в продукции и услугах этих хозяйств.

В остальных отраслях ЖКХ монополизм обусловлен лишь сложившейся системой управления. К ним относятся жилищное хозяйство, ремонтно-строительное производство, банно-прачечное, садово-парковое хозяйство, уборка улиц, сбор и вывоз отходов, дорожно-мостовое хозяйство и благоустройство.

На фоне развития конкуренции в других сферах область ЖКХ остается в исключительном ведении муниципальных служб. Заказчик и исполнитель выступают в одном лице. Муниципалитет определяет, какие услуги, в каком объеме и по какой цене будут оказываться горожанам, а территориальные муниципальные службы выполняют эту работу, отчитываясь непосредственно перед муниципальными властями.

В условиях монополии остро стоит вопрос об эффективности работы системы и качестве предоставляемых услуг. Эти показатели в настоящее время обеспечиваются мерами чисто административного характера. Потребитель не может непосредственно влиять на работу муниципальных служб ЖКX, не может "наказать" поставщика и уйти к конкуренту.

Чтобы качество обслуживания находилось на высоком уровне, необходима ликвидация монополии муниципальных служб на обслуживание населения в отраслях ЖКХ, где не требуется резервных мощностей и предприятия которых не связаны непрерывной технологической цепочкой. Необходимо создание и развитие конкурирующих предприятий и служб, дающих потребителям возможность выбора.

Понятие конкуренции является ключевым понятием, выражающим сущность рыночных отношений. В зависимости от соотношения между количеством и качеством производителей и потребителей различают следующие виды конкурентных структур:

Совершенная конкуренция;

Несовершенная конкуренция (олигополия, монополия, монопсония);

Структура, не являющаяся конкурентной.

В настоящее время существует несовершенная конкуренция (естественная монополия) в жилищном, водопроводно-канализационном хозяйстве, энергоснабжении, городском электротранспорте и др. Отсутствует конкуренция в отраслях внешнего благоустройства. Совершенной конкуренции нет ни в одной из отраслей городского хозяйства.

Создание конкурентной среды на рынке жилищно-коммунальных услуг возможно как через приватизацию и акционирование муниципальных предприятий, так и путем привлечения частных фирм, производящих соответствующие услуги.

Конкуренция, как основной элемент рыночного механизма, в ЖКХ отсутствует на стадии реализации продукции или услуг. Но при переходе к контрактным формам взаимодействия заказчика (собственника) и исполнителя конкуренция возникает уже при заключении договора (контракта), при организации конкурса или проведении торгов.

Обслуживать по контракту может как муниципальная, так и частная фирма. Важно при этом создать систему контроля договорных обязательств по качеству обслуживания.

Экономические факторы.

Необходим ответ на вопрос - где установить "границу" рыночных отношений? Традиционно ЖКХ ориентировалось на другие, чем промышленность, критерии. Характерные для производственной сферы показатели экономической эффективности, такие как прибыль, рентабельность, фондоотдача и т.п. часто оказывались непригодными для объектов и организаций ЖКХ.

На первое место здесь выдвигались критерии качества, комфортности, надежности обслуживания населения и др. Им отдавалось предпочтение в ущерб экономическим показателям.

ЖКХ призвано удовлетворять первоочередные жизненные потребности человека, и это требование не "рыночное".

Социальные факторы.

При рассмотрении данной группы факторов начнем с того, что в рамках городской системы выделяют жизнеобеспечивающие системы, к которым относят комплекс отраслей и видов деятельности, функционирование которых обеспечивает удовлетворение первоочередных потребностей населения.

Уровни жизнеобеспечивающих систем:

Виды деятельности, без которых ни одному городу невозможно обойтись и при нарушении деятельности этих объектов возникают чрезвычайные ситуации (электро-, тепло-, газоснабжение, водоснабжение, канализация, пассажирский транспорт, скорая помощь, санэпидстанции).

Организации, предприятия, к услугам которых население обращается ежедневно или через небольшие интервалы времени (снабжение хлебом, услуги радио, уборка мусора, услуги телефонной сети и др.).

Все виды деятельности, результатом которых население пользуется по мере необходимости (услуги банно-прачечного хозяйства, общепита и др.). В связи с тем, что прекращение функционирования любой из служб, относящихся к первому уровню жизнеобеспечивающих систем, может привести к возникновению чрезвычайной ситуации, вмешательство рынка здесь может быть ограниченным. Виды деятельности, отнесенные ко второму и третьему уровням жизнеобеспечения, могут быть адаптированы к рынку достаточно легко.

Совершенствование управления городским хозяйством

Система городского хозяйства – основа успешной жизнедеятельности любого города, но уровень ее развития во многом зависит от хозяйственного механизма и эффективности системы управления. В России развитие ЖКХ осуществляется с большими трудностями и проблемами. Отчасти это можно объяснить наличием административного механизма хозяйствования (управления), который необходимо реформировать.

Механизм управления городским хозяйством сложился в советский период и с некоторыми изменениями сохранился. Чтобы разобраться с его устройством и особенностями, необходимо рассмотреть характерные черты директивного механизма управления городским хозяйством советского времени, а затем перейти к характеристике современной управленческой системы и показать необходимость его реформирования.

Для системы управления городским хозяйством в советский период были характерны такие черты, как: монополия государственной собственности; государственный монополизм и централизация управленческих функций; бюрократизм в управлении; низкие тарифы на жилищно-коммунальные услуги; низкое качество выполняемых работ и услуг, игнорирование интересов населения; партийно-государственный контроль за деятельностью предприятий и организаций городского хозяйства; бесхозяйственность и громадные потери ресурсов; бюджетное ресурсообеспечение.

В условиях переходного периода административный механизм управления, в основе которого лежит внеэкономическое принуждение, был преобразован в административно-ведомственный механизм. Его основными чертами стали следующие характеристики: преобладание государственной и муниципальной собственности в городском хозяйстве и торможение формирования частного конкурентного сектора; развитие ведомственного монополизма и ведомственной централизации; повышение тарифов на услуги и продукцию жилищно-коммунального сектора; ведомственный бюрократизм в управлении; ведомственный контроль за результатами деятельности; низкая эффективность и громадные потери используемых ресурсов; дотационное финансирование.

Ситуация в управлении городским хозяйством не изменилась, хотя и произошли определенные сдвиги по усилению ведомственности, ослаблению внешнего контроля и повышения тарифов на услуги и продукцию без соответствующего улучшения качества работы. Громадные потери ресурсов и дотационное бюджетное финансирование остались без изменений.

Как правило, в управлении городским хозяйством приоритет имеет административно-ведомственный механизм, основанный на приказах и распоряжениях, а не на учете интересов участников и обоснованных, продуманных решениях.

Необходимы проведение глубоких преобразований управленческой системы и переход к индикативному механизму управления, соответствующему рыночным условиям хозяйствования. Следует сформировать новый хозяйственный механизм, ориентированный на использование экономических рычагов и стимулов и на максимально полный учет интересов потребителей.

Важнейшей целью нового механизма служат максимально полное удовлетворение потребностей населения в услугах, энергии и т. д. Для ее достижения необходимо решение следующих задач:

Первоочередное обеспечение учета интересов населения в решении всех важнейших вопросов развития городского хозяйства;

Разработка рациональной системы взаимоотношений между всеми участниками хозяйственных интересов на экономической и правовой основах;

Обеспечение устойчивого ресурсосбережения комплекса отраслей городского хозяйства, прежде всего финансового обеспечения за счет привлечения централизованных и нецентрализованных источников финансирования, развития материально-технической базы городского хозяйства и улучшения системы подготовки кадров.

Механизм управления городским хозяйством должен иметь не административно-ведомственный, а индикативный (направляющий) характер, то есть он должен создавать условия для повышения качества работы в городском хозяйстве, надежного функционирования инженерных систем, экономии ресурсов и т.д. Основными рычагами управления в нем служат экономические (прямые и косвенные) и правовые. Определенную роль играют и организационно-распорядительные рычаги в части выполнения обязательных требований и условий.

Важнейшими функциями управления городским хозяйством служат маркетинг, инновационный менеджмент, прогнозирование и планирование, регулирование, организация и контроль.

Механизм управления городским хозяйством должен базироваться на следующих принципах:

Приоритет социальных, региональных и муниципальных интересов;

Антимонопольная политика в сфере городского хозяйства, ограниченная наличием естественных монополий;

Нормативный принцип ресурсообеспеченности и выделение различных уровней обслуживания населения и прочих потребителей в городском хозяйстве;

Ориентация на различные источники финансирования: централизованные и нецентрализованные финансовые ресурсы.

В соответствии с этими принципами в процессе управления городским хозяйством необходимо учитывать интересы всех хозяйствующих субъектов, включая потребтелей, но интересы ведомственных служб, предприятий и организаций должны быть вторичны по отношению к интересам населения городов и муниципальных образований. Этот принцип до сих пор не выполнялся и часто интересы ведомства-монополиста в городском хозяйстве преобладают.

Существующий уровень централизации в городском хозяйстве слишком высок. Необходимы децентрализация и разукрупнение ряда управленческих функций. Основной критерий распределения управленческих функций по уровням должен быть следующим: управление процессом надо организовать на вышестоящем уровне только в том случае, если оно не может быть эффективно решено на нижестоящем уровне.

Непосредственную работу по оказанию услуг населению осуществляют предприятия и организации всех форм собственности и организационно-правовых форм.

Во взаимоотношениях с хозяйствующими субъектами администрация города использует и административные и экономические методы регулирования, направляя их работу на удовлетворение потребностей населения. Особое значение для управления городским хозяйством имеет деятельность органов местного самоуправления в финансово-кредитной сфере. Городская власть согласно закону имеет право брать займы, получать и выдавать кредиты, выпускать жилищные сертификаты и другие ценные бумаги, проводить лотереи.

Важнейшими механизмами регулирования деятельности предприятий и организаций городского хозяйства являются: экономические, организационные и юридические рычаги.

Механизмы регулирования:

1. Экономические:

Прямые (муниципальный заказ);

Косвенные: налоговая политика; ценовая политика; кредитная политика; инвестиционная политика; политика в области недвижимого имущества, планирование землепользования и выдача разрешений на строительство (рентные платежи, долгосрочная аренда, продажа земельных участков и др.).

2. Организационные – создают организационную основу для выполнения функций жизнеобеспечения: организация местных заказов, организационная структура управления ЖКХ и др.

3. Юридические – создают правовой режим для выполнения организационных работ, экономических рычагов и др.:

Разработка местных положений;

Лицензирование деятельности отдельных предприятий;

Перечень запрещенных видов деятельности;

Приватизация;

Отработка механизма банкротства предприятий ЖКХ;

Демонополизация экономика и поощрение конкуренции;

Формирование земельного рынка и рынка недвижимости и др.

Введение

Заключение


Введение

Слово «город» происходит от слов «городить», «огораживать». Возникновение первых городов относится к периоду перехода от кочевого к оседлому образу жизни, от первобытнообщинного строя к рабовладельческому, периоду первого крупного разделения труда в человеческом обществе на сельскохозяйственный и ремесленный труд.

Следствием разделения труда было появление обмена продукцией и торговли. Поэтому первые города чаще всего возникали на перекрестках торговых путей. В России сегодня больше 1000 городов. Градостроительный кодекс РФ классифицирует города по численности населения: малые (до 50 тыс. жителей), средние (50-100), большие (100-250), крупные (250-1000), крупнейшие (свыше 1 млн. жителей).

Характерными чертами города как поселения являются:

− несельскохозяйственная ориентация;

− высокая концентрация населения и построек;

− наличие общегородских обслуживающих объектов, то есть городской инфраструктуры, городского хозяйства.

Городское хозяйство - это хозяйственная деятельность городского округа в целях удовлетворения коллективных, общественных и духовных потребностей населения. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Цель настоящей работы: характеристика состава и структуры городского хозяйства.

Работа состоит из введения, двух глав основной части, заключения и списка источников.

1. Общее понятие городского хозяйства, его состав и структура

Муниципальное (городское) хозяйство - это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих на территории муниципального образования хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение коллективных (общественных) потребностей населения. В соответствии с содержанием термина «городское хозяйство» в его состав входят общественно-значимые виды хозяйственной жизни города.

Структура муниципального хозяйства рассматривается через его элементы и классификацию связей. Элементы можно классифицировать по роли и месту в реализации общественных потребностей. Исследуя структуру муниципального хозяйства, его элементы, основания классификации, предлагается подход, исходящий из того, что:

) Муниципальное хозяйство это совокупность предприятий и учреждений, осуществляющих деятельность на территории муниципального образования.

) деятельность этих предприятий и учреждений направлена на удовлетворение общественных интересов.

) Поскольку деятельность осуществляют разнородные по своей природе субъекты этой деятельности, то необходим и субъект, координирующий их деятельность.

Основным признаком, по которому можно классифицировать элементы муниципального хозяйства, таким образом, является роль и место того или иного элемента в реализации общественных потребностей. И с этой точки зрения выделяют следующие элементы:

муниципальные предприятия (поскольку их деятельность полностью подчинена интересам населения муниципального образования);

иные предприятия и учреждения, чья деятельность частично связана с реализацией общественных интересов населения муниципальных образований:

органы местного самоуправления.

Каждый из названных элементов играет свою роль:

муниципальные предприятия, являясь по своей природе явлением общественным, все свои результаты, будь то прибыль или конкретные товары и услуги, направляют на общественные нужды;

иные предприятия и учреждения вынуждены участвовать в реализации общественных интересов в силу нормативного (в виде налагаемых на них в нормативном или законодательном порядке обязанностей) либо общественного (добровольного по форме) принуждения;

органы местного самоуправления осуществляют особую функцию - регулирования деятельности двух предыдущих групп в регулировании деятельности всех предприятий в интересах населения.

Ценность классификации в том, что она позволяет на основе выделения трех групп определить не просто роль и место каждой из них в решении вопросов местного значения, но и в зависимости от цели деятельности этих элементов в процессе управления муниципальным хозяйством учитывать их особенности.

Состав городского хозяйства представляет собой сложный комплекс различных подотраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью удовлетворения потребностей населения в его услугах. На состав объектов градообслуживающей и социальной сфер, формирующих инфраструктуру муниципального образования, которая обеспечивает его бесперебойную жизнедеятельность, значительное влияние оказывают природный комплекс муниципального образования, схема его планировки и застройки.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта. Чем больше город по численности населения и территории, тем больше услуг должны предоставлять предприятия и организации городского хозяйства не только в абсолютных цифрах, но и в расчете на одного жителя. Так, большим городам необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть, а повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере.

В соответствии с содержанием термина «городское хозяйство» в его состав входят общественно-значимые виды хозяйственной жизни города, к ним относятся следующие отрасли и комплексы:

жилищное хозяйство, включая систему технического и санитарного содержания жилищного фонда, текущего и капитального ремонта жилых зданий;

водоснабжение и канализация жилого и нежилого фонда города;

коммунальная энергетика, включая тепло-, газо-, электроснабжение городов и населенных пунктов;

благоустройство городской территории, включая дорожное хозяйство, санитарную очистку, уборку и утилизацию бытовых отходов и мусора, садово-парковое хозяйство, содержание малых архитектурных форм, водоемов, пляжей и других городских объектов;

городской пассажирский транспорт и организация транспортных потоков;

городское (муниципальное) строительство и реконструкция жилых и нежилых объектов на основе городского заказа, а также регулирование частного сектора в строительстве и ремонтно-строительном производстве;

градостроительное регулирование и землеустройство; управление городским имуществом; городские информационные системы и пр.

Укрупненный состав градообслуживающей сферы представлен на рисунке 1.

Рисунок 1 - Укрупненный состав градообслуживающей сферы

Кроме этих базовых видов деятельности в состав городского хозяйства входят и внешние функции по содержанию и коммунальному обеспечению ряда городских объектов, не входящих в состав городского хозяйства:

техническое содержание и коммунальное обеспечение объектов социально-культурной сферы города: школ, поликлиник, больниц, библиотек, спортивных объектов и т. п.;

коммунальное обеспечение энергией, водой и отведением канализационных стоков, услугами по благоустройству городской территории предприятий торговли и общественного питания, правоохранительных и военных организаций, промышленных предприятий, коммерческих организаций различного профиля и прочих объектов, находящихся на территории города и пр.

Как следует из этой группировки, к городскому хозяйству относятся объекты и виды деятельности двух типов: непосредственно обеспечивающие жизненно-важные функции города, а также предоставляющие услуги предприятиям и организациям различного профиля, находящимся на территории.

По материально-вещественной структуре выделяются следующие элементы:

Территория.

Население.

Градообразующая сфера.

Городская инфраструктура: градообслуживающая сфера, социальная сфера.

Перечисленные элементы представляют собой самостоятельные системы (подсистемы), связанные между собой связями посредством формирования и занятости трудовых ресурсов, производства продуктов и услуг в градообразующей сфере и городской инфраструктуре, потребления продукции внутри города и вне городского рынка.

В следующей главе охарактеризуются основные составляющие городского хозяйства.

2. Основные составляющие городского хозяйства

Важнейшей, основной и самой крупной составной частью городского хозяйства является жилищно-коммунальный комплекс (ЖКХ), включающий жилищное хозяйство и коммунальное хозяйство (рисунок 2).

Комплекс имеет высокий удельный вес муниципальной (государственной) собственности и выполняет жизненно-важные функции для жизнедеятельности города: содержание и ремонт жилых и общественных зданий, техническое и санитарное содержание городской территории, обеспечение населения и организаций водой, газом, электроэнергией, теплом и т. п.

Рисунок 2 - Состав жилищно-коммунального комплекса

Жилищное хозяйство включает в себя жилые и нежилые здания с сетью обслуживающих их эксплуатационных, ремонтно-строительных и других предприятий и организаций.

Коммунальное хозяйство может быть, в свою очередь, разделено на две крупные подсистемы:

системы инженерного обеспечения (ресурсообеспечения): холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, теплоснабжение, газоснабжение, электроснабжение;

общегородское коммунальное хозяйство, включающее в себя системы внешнего благоустройства и содержания территории города (дорожное хозяйство, уличное освещение, санитарная очистка города, сбор, вывоз и переработка бытовых отходов, зеленое хозяйство и т.п.), а также банно-прачечное, гостиничное, ритуальное и другие хозяйства.

Инженерное хозяйство - одна из самых сложных систем городского хозяйства. Бесперебойная подача в жилые и общественные здания тепла, воды, электроэнергии, газа требует высокого уровня организации, большого объема ремонтных, очистительных и профилактических работ на инженерных сетях и сооружениях, функционирования аварийных служб. Для большинства районов России серьезной проблемой является ежегодная подготовка инженерных систем к работе в зимний период.

Общегородское коммунальное хозяйство включает:

Дорожное хозяйство - улицы и дороги города также являются сложными инженерными сооружениями. В состав дорожной сети входят мосты, путепроводы, виадуки, пешеходные тоннели, водостоки, обустроенные набережные. Для содержания и ремонта дорог нужны специальные заводы, производящие асфальт, гравий и другие материалы для дорожного покрытия. Зимой улицы и дороги необходимо чистить от снега, летом поливать и ремонтировать.

Санитарная очистка территории города включает уборку улиц, дорог, внутриквартальных проездов, вывоз снега в зимний период, сбор, вывоз и утилизацию бытовых отходов. Последняя проблема особенно сложна, поскольку ее решение предполагает строительство дорогостоящих полигонов для захоронения отходов и мусороперерабатывающих заводов.

Ливневая канализация предназначена для сбора и удаления дождевых и весенних стоков. Это сложная система коллекторов, ливневых насосных станций и очистных сооружений. Современные технические требования не позволяют объединять ливневые стоки с бытовыми, но во многих городах существует единая, так называемая «общесплавная» система канализации.

Уличное освещение и малые архитектурные формы (памятники, ограды, фонтаны, остановочные павильоны, киоски и др.) помогают формировать архитектурный облик города, повышают комфортность проживания. Особую роль в отдельных городах играет сохранение памятников истории и культуры.

Зеленое хозяйство во многом определяет облик города и комфортность проживания. Зеленые насаждения на территории жилой застройки имеют большое оздоровительное значение, так как очищают и увлажняют воздух, уменьшают силу ветра и городской шум, создают благоприятные условия для отдыха людей. Зеленые насаждения на транспортных магистралях помогают обеспечивать безопасность движения и защищают жилые дома от вредного воздействия городского транспорта. Садово-парковое хозяйство формирует крупные зоны отдыха в городской черте. Озеленение санитарно-защитных зон крупных промышленных предприятий позволяет минимизировать их вредное воздействие на жилые массивы города. Озеленение территории и поддержание зеленого хозяйства города, от крупных садово-парковых массивов до внутриквартального озеленения, является достаточно сложной задачей. Важно правильно выбрать типы деревьев, кустарников и цветов, наиболее соответствующих условиям конкретного города.

Гостиничное хозяйство - обеспечение достаточного их количества относится к стратегическим задачам городской власти.

Банно-прачечное хозяйство: бани принадлежат к имущественному комплексу предоставления муниципальных услуг населению и особенно востребованы в городах и селах с высокой долей частного сектора. Хотя потребность в услугах этого хозяйства в настоящее время снизилась, доля лиц, пользующихся ими, остается существенной; услугами прачечных пользуются в основном детские сады, больницы, общежития, гостиницы, предприятия общественного питания и т.п.

Ритуальное хозяйство обеспечивает содержание городских кладбищ и функционирование служб оказания ритуальных услуг. Несмотря на то что в большинстве городов ритуальное хозяйство относится к частному сектору, муниципальные образования контролируют состояние мест массовых захоронений и качество оказываемых услуг.

Транспортный комплекс: обеспечение населения, предприятий и организаций города транспортными услугами - одна из самых сложных задач городского хозяйства (рис. 3).

Рисунок 3 - Особенности управления транспортным комплексом

Транспорт предъявляет соответствующие требования к дорожной сети города, ее пропускной способности. Потребность населения в транспортных перевозках крайне неравномерна по времени и по направлениям (спальные районы, центр города, районы размещения крупных предприятий, места массового отдыха и т. д.), что вызывает сложности в организации пассажирских перевозок. За последние годы в осуществлении транспортного обслуживания населения и автосервисе повысилась роль частного сектора. Это позволило снять напряжение на ряде загруженных маршрутов, хотя и породило проблемы, связанные с экологией и безопасностью дорожного движения.

Бесперебойную работу городского транспорта обеспечивают службы, входящие в состав транспортного комплекса: транспортные парки (автобусные, трамвайные, троллейбусные), автостоянки, автозаправочные станции, службы автосервиса, системы электроснабжения городского электротранспорта (сети, подстанции), специальная служба содержания трамвайных путей и т. п. Важную роль в жизни города играют объекты внешнего транспорта: железнодорожные и автовокзалы, речные и морские порты, аэропорты.

Комплекс потребительского рынка включает следующие сферы.

Торговля и общественное питание. В состав этой сферы городского хозяйства входят не только магазины, рынки, предприятия общественного питания, но и большая сеть предприятий (хлебозаводы, молокозаводы, предприятия по производству мороженого и т. п.), оптовых баз, складов, холодильников и морозильников, упаковочных и расфасовочных цехов, специализированный транспорт (хлебовозы, молоковозы и т. п.).

Торговля и общественное питание в российских городах практически полностью приватизированы, однако городская власть обязана заботиться о рациональном сочетании крупных и мелких предприятий торговли и общественного питания, рациональном размещении торговых предприятий. Для этого используются такие рычаги, как выделение земельных участков и нежилых помещений, а также ставки арендной платы. Городская администрация может также влиять на ценовую политику в торговле, устанавливая предельные торговые надбавки на жизненно важные товары (хлеб, молоко и некоторые другие).

Бытовое обслуживание населения включает многочисленную сеть парикмахерских, швейных и других ателье, химчисток, фотографий и фото-лабораторий, мастерских и служб по ремонту квартир, одежды, обуви, бытовой техники, аудио- и видеоаппаратуры, пунктов проката и т. д. Эта сфера также практически полностью принадлежит частному сектору. Органы местного само-управления создают благоприятные условия для создания и функционирования предприятий службы быта, их равномерному размещению на территории города.

Строительный комплекс. Город не может существовать без строительства для городских нужд, реконструкции и ремонтов ранее построенных жилых и нежилых зданий и сооружений.

В состав строительного комплекса города входят предприятия и организации, осуществляющие строительство, реконструкцию и капитальный ремонт жилищного фонда, объектов социальной сферы, дорог и других объектов городского хозяйства, предприятия по производству местных строительных материалов (песок, гравий, кирпич, бетон, асфальт), строительных конструкций. Большинство из них является акционерными обществами, часть работ осуществляется малыми предприятиями.

Органы местного самоуправления способствуют развитию строительного комплекса на своей территории и выступают заказчиком работ, выполняемых за счет бюджетных средств.

Комплекс общественной безопасности. Безопасность жизнедеятельности на территории города обеспечивают: милиция общественной безопасности, дорожная служба (ГИБДД), пожарная охрана, скорая медицинская помощь, службы гражданской обороны и чрезвычайных ситуаций, служба спасения на водах, экологическая служба.

Состав комплекса общественной безопасности показан на рисунке 3.

Рисунок 3 - Муниципальное управление общественной безопасности

В сферу системы информатизации и связи входят средства массовой информации (печать, радио, телевидение), телефон, телеграф, почта, современные средства телекоммуникаций, включая Интернет. Органы местного самоуправления обязаны заботиться о рациональном размещении объектов данной сферы на территории города, выделении соответствующих помещений, доступности для населения услуг связи и информации.

В состав социальной инфраструктуры города входят:

1.Объекты здравоохранения: поликлиники, больницы, аптечная сеть, службы санитарно-эпидемиологического и ветеринарного надзора, иные лечебно-профилактические учреждения;

2.Объекты социальной поддержки отдельных групп населения: детские дома, дома престарелых и инвалидов, центры социального обслуживания, социальные приюты и др.;

.Объекты образования и науки: Общеобразовательные школы, детские дошкольные учреждения, учреждения среднего и высшего профессионального образования, специализированные образовательные учреждения, научные организации, расположенные на территории города;

.Объекты культуры и искусства: библиотеки, музеи, кинотеатры, театры, дома и дворцы культуры, в крупных городах цирки, концертные залы, филармонии, памятники истории и культуры;

.Объекты физической культуры и спорта: стадионы, спортивные площадки, плавательные бассейны, спортивные школы;

.Объекты рекреации и досуга: парки, скверы, пляжи.

Большинство объектов социальной инфраструктуры городов находится в муниципальной собственности. Их содержание является самой крупной статьей расходов местных бюджетов. Органы местного самоуправления призваны содействовать рациональному размещению объектов социальной инфраструктуры по территории города, обеспечивать их доступность для жителей.

Таким образом, инфраструктуру, можно классифицировать на следующие составляющие: отрасли жизнеобеспечения (ЖКХ); отрасли материальных услуг; транспортную инфраструктуру; социально-бытовую инфраструктуру; услуги по охране общественного порядка.

Заключение

Городское хозяйство, будучи частью общей городской системы представляет собой сложный конгломерат различных отраслей, тесно связанных между собой и объединенных общей целью - удовлетворением материально-бытовых потребностей населения в различных услугах и некоторых товарах. При этом производство и потребление услуг городского хозяйства совершаются, как правило, в месте жительства потребителей и совпадают по времени или непосредственно следуют одно за другим.

Городское хозяйство оказывает также услуги предприятиям и организациям социальной сферы, промышленным предприятиям, органам управления и др. По классификатору отраслей народного хозяйства городское хозяйство относится к непроизводственной сфере. В его состав входят:

жилищно-коммунальное хозяйство;

строительство и строительная индустрия местного значения;

торговля, общественное питание, служба быта;

системы управления, охраны общественного порядка, связи и информации, финансово-кредитные и другие учреждения, обслуживающие городские нужды.

Объекты социальной сферы относятся к городскому хозяйству в той части, в какой они являются имущественными комплексами и требуют обслуживания и ремонта.

Важнейшей составной частью городского хозяйства является ЖКХ.

Чем больше город по численности населения и по территории, тем больший объем услуг предоставляют предприятия городского хозяйства. Например, в больших городах необходима хорошо развитая сеть общественного транспорта и дорожная сеть, а например, повышение этажности жилых зданий вызывает потребность в лифтовом хозяйстве, подаче на верхние этажи воды, тепла, растет потребление электроэнергии и т.д.

Таким образом, городское хозяйство является важнейшей сферой, обеспечивающей функционирование городского населения и города в целом.

город коммунальный муниципальный

Список используемой литературы

1.Воронин А.Г. Муниципальное хозяйство и управление: проблемы теории и практики: Учебное пособие / А.Г. Воронин. - М.: Финансы и статистика, 2008. - 88 с.

2.Ковалёва Л.В. Управление муниципальным хозяйством. Учебное пособие / Л.В. Ковалёва. - Тюмень: ГОУ ВПО ТГУ, 2005. - 51 с. С. 34.

Коробко В.И. Экономика городского хозяйства / В.И. Коробко.- М.: Академия, 2008. - 160 с.

Сираждинов Р.Ж. Управление в городском хозяйстве. Учебное пособие / Под ред. Р. Ж. Сираждинова. - М.: КНОРУС, 2012. - 350 с.

Система муниципального управления: учебник / Под ред. В.Б. Зотова. - СПб.: Питер, 2008. - 512 с.

Чекалин В.С. Экономика городского хозяйства: Учебник / В.С. Чекалин. - СПб.: ГИЭУ, 2010. - 242 с.

Городское хозяйство

Городское хозяйство - комплекс расположенных на территории города (либо другого населенного пункта) предприятий, организаций, учреждений, обслуживающих материальные, культурные и бытовые потребности населения, проживающего в городе (населенном пункте). Кроме того, городским хозяйством называют отрасль экономики страны, выполняющую упомянутые функции. Городское хозяйство является основой экономики города, обеспечивая, прежде всего, социально-экономическую и экологическую стабильность населенного пункта.

Особенности городского хозяйства

Наиболее часто выделяются следующие особенности городского хозяйства, выделяющие его среди других отраслей:

  • местный характер деятельности : естественные условия расположения влияют на состав, размер, финансовые результаты предприятий городского хозяйства, обуславливают монопольный характер деятельности многих коммунальных предприятий;
  • комплексный характер развития : развитие отдельных областей городского хозяйства происходит зависимо и в определенном соотношении с другими областями городского хозяйства;
  • неравномерность потребления продукции коммунальных предприятий : связана с неравномерностью потребления, как правило, объясняющуюся суточными колебаниями (водоснабжение, электроснабжение, газоснабжение и т.д.). Встречаются отрасли, подверженные сезонным колебаниям потребления (например, теплоснабжение в части отопления, отчасти городской электрический транспорт);
  • разнообразие видов деятельности : производство товарной и коммунальной продукции, предоставление коммунальных и бытовых услуг, выполнение работ по эксплуатации, ремонту и строительству;
  • однородность продукции отдельных предприятий : например, для водоснабжения, водоотведения, городского транспорта;
  • наличие постоянного контингента потребителей ;
  • специфическая связь процессов производства и потребления .

Специфика связи производства и потребления в городском хозяйстве

Структура городского хозяйства

Основные подсистемы: 1.Градообразующая:

Промышленность -транспорт -наука

2.Градообслуживающая

Отрасли нематериального производства города: -торговля -общественное питание -ЖКХ -системы здравоохранения, спорта, культуры материально-технического оснащения

3. социальная сфера

Профессионально-квалификационная структура: -наличие рабочих специалистов и уровень их квалификации -социально-демографическая структура

4. управленческая

Комплекс местных, государственных и общественных организаций

5. пространственная структура:

Жилье -производство -торговые места -коммунально-складские комплексы и др. -природные ресурсы

Литература

1. Економіка міського господарства: Навч. посібник / За ред. Т.П. Юр’євої. – Х.: ХДАМГ, 2002

2. Коссой Ю.М. Экономика и управление на городском электрическом транспорте: Учебник . – М.: Мастерство, 2002. - 352с.

3. Славута О.І. Економіка і організація діяльності підприємств міського господарства: Навч. посібник . - - Х.: ХНАМГ, 2009.- 284 с.

4. Титяев В.И., Кислощаев А.Г. Организация управления и планирования жилищно-коммунального хозяйства . -К.: Вища школа, 1981. – 183с.

5. Файнберг А.И. Экономика, организация и планирование городского электротранспорта . - М.: Стройиздат, 1987. - 263 с.

См. также

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Смотреть что такое "Городское хозяйство" в других словарях:

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, призванных удовлетворять повседневные коммунальные, бытовые и социально культурные нужды жителей городов и посёлков городского типа. К Г. х. относятся Жилищное хозяйство,… …

    Комплекс служб, пр тий, инж. сооружений и сетей (в т. ч. подземных), предназнач. для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей городов и посёлков гор. типа, а также нек рых производств. нужд пром. пр тий. К Г. х.… … Большой энциклопедический политехнический словарь

    хозяйство городское - Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа [Терминологический словарь по строительству на 12 языках… … Справочник технического переводчика

    Комплекс служб, предприятий, инженерных сооружений и сетей, предназначенных для удовлетворения коммунальных, бытовых и социально культурных нужд жителей города или посёлка городского типа (Болгарский язык; Български) градско стопанство (Чешский… … Строительный словарь

    ГПО Минское городское жилищное хозяйство Республика Беларусь, 220004, Минск, пр т Победителей 5, каб. 301 Государственное производственное объединение Минское городское жилищное хозяйство объединение организаций жилищного хозяйства города Минска … Википедия

    Совокупность пр тий, служб, х в, обслуживающих как нас., так и пр тия и организации нас. пункта. Это сан. техн. и сан. гигиенич. пр тия (водопровод, канализация, бани, прачечные), гор. пасс. транспорт, энергетические пр тия (электрост., гор.… … Екатеринбург (энциклопедия)

    Совокупность предприятий, служб и хозяйств по обслуживанию населения городов, посёлков и сёл; в городах входит в состав городского хозяйства (См. Городское хозяйство). Во многих городах и поселках предприятия К. х. обслуживают также и… … Большая советская энциклопедия

    У этого термина существуют и другие значения, см. Озерки. Посёлок Озерки Страна РоссияРоссия … Википедия

    КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО - возникло при органах т. н. местного самоуправления: городских управах в России, муниципалитетах во Франции и Англии, магистратах в Германии как результат выполнения этими органами обязанностей по благоустройству населенных мест. Эти обязанности… … Большая медицинская энциклопедия

    Городское поселение России (АЕ 3 го уровня) … Википедия

Книги

  • Городское хозяйство , . В учебном пособии в систематизированной форме изложены теоретико-методологические основы функционирования и развития города и комплекса городского хозяйства, позволяющие составить целостное…

Сложившиеся в современной науке и практике подходы к вопросу о структуре, месте и значении городского хозяйства неоднозначны. Рассматривая городское хозяйство как комплекс расположенных на территории города (или поселка городского типа) предприятий, организаций и хозяйств, обслуживающих материально-бытовые и культурные потребности проживающего в нем населения, мы включаем в его состав жилищно-коммунальное хозяйство (ЖКХ) города и предприятия бытового обслуживания населения, систему учреждений и предприятий городской торговли, общественного питания, здравоохранения, образования и т.п.

Предлагаемый подход может вызвать возражения, связанные с тем, что в соответствии с ним значительная часть экономической и социальной сферы города не включается в понятие городского хозяйства. Но только «сужение» перечня включаемых в состав городского хозяйства отраслей обеспечивает их общность, проявляющуюся в нацеленности на удовлетворение потребностей населения города. Количество предприятий городского хозяйства и масштабы их деятельности находятся в зависимости преимущественно от численности населения города и характера его расселения, географического и геополитического положения, производственной специализации.

Таким образом, городское хозяйство представляет собой тот комплекс градообслуживающей подсистемы, отрасли которого выделяются по их значению в жизнеобеспечении, то есть выполняют функции удовлетворения первоочередных жизненно необходимых потребностей населения города. Можно выделить три уровня городского хозяйства. Первый уровень объединяет отрасли, прекращение функционирования любой из которых означает возникновение в городе чрезвычайной ситуации (это электро-, тепло- и газоснабжение, водопровод и канализация, городской пассажирский транспорт, неотложная медицинская помощь, санитарно-эпидемиологические службы). Критерием выделения следующих двух уровней выступает временной фактор. Речь идет о продукции, товарах и услугах, потребности в которых удовлетворяются с высокой периодичностью, например ежедневно. Ко второму уровню относятся снабжение города продуктами питания, уборка мусора, организация дошкольного и школьного образования. Наконец, третий уровень жизнеобеспечения включает товары и услуги, которыми большинство населения пользуется по мере необходимости. Это бытовое обслуживание населения, ремонт жилья, услуги прачечных, предприятий общественного питания, а также гостиницы.

Еще одним характерным критерием выделения отраслей, относящихся к категории городского хозяйства, являются их административные и территориальные особенности:

  • ограничение хозяйственно-экономической деятельности предприятий городского хозяйства территорией города;
  • социально ориентированный характер деятельности и нахождение ее в системе прямого регулирования городских органов власти.

Допускается отнесение к городскому хозяйству объектов и видов деятельности двух типов:

  • 1) непосредственно управляемых органами городской власти;
  • 2) регулируемых путем создания благоприятных хозяйственных отношений и осуществления контроля их деятельности на территории города, т.е. речь идет не только о прямом регулировании.

Следующая особенность городского хозяйства - это высокий удельный вес «городской» (муниципальной) собственности (ст. 215 Гражданского кодекса РФ). Указание на долю удельного веса муниципальной или государственной собственности может служить критерием отнесения отраслей и предприятий к городскому хозяйству.

Наибольшее количество муниципальных предприятий функционирует в жилищно-коммунальном комплексе. Можно выделить три группы предприятий, функционирующих в этой сфере.

Первая группа - различные жилишно-эксплуатационные предприятия, обеспечивающие содержание и текущий ремонт жилищного фонда и нежилых помещений, а также некоторые специализированные предприятия, например по обслуживанию лифтового хозяйства или коллективных антенн. Конкурентная среда в этой сфере находится в стадии формирования.

Вторая группа предприятий жилищно-коммунального комплекса обеспечивает содержание территории города. Это дорожноэксплуатационные и дорожно-ремонтные предприятия, предприятия по инженерной защите территорий, наружному освещению, озеленению территории города, хранению и переработке твердых бытовых отходов. В некоторых городах часть этих предприятий акционирована или приватизирована, однако конкурентная среда развита слабо.

Третью группу составляют предприятия, обеспечивающие водоснабжение и водоотведение (водоканалы), теплоснабжение (муниципальные котельные и тепловые сети), электроснабжение, газоснабжение городов. Большинство этих предприятий является естественными локальными монополистами, предприятия тепло-, электро- и газоснабжения часто выступают в роли перепродавцов энергоресурсов от региональных и федеральных систем.

Городской общественный транспорт - еще одна сфера, в которой преобладают муниципальные предприятия в большинстве муниципальных образований России. Муниципальные унитарные предприятия общественного транспорта представлены несколькими группами. Основной группой являются автотранспортные пассажирские предприятия. Здесь уже сильно развита конкуренция между муниципальным и частным секторами, причем сохранение муниципального сектора чаще всего объясняется необходимостью обслуживания льготных категорий граждан. В основном в частных руках находятся автостоянки, автозаправочные и автосервисные предприятия, однако все большее количество пассажирских предприятий приватизируется.

Основная часть предприятий торговли, общественного питания, бытового обслуживания населения перешла в частные руки. Однако в отдельных муниципальных образованиях сохранились муниципальные магазины, рынки, даже рестораны, муниципальные гостиницы (наряду с частными), прачечные, химчистки и др. Мотивами сохранения муниципальных предприятий в этих сферах являются как необходимость обслуживания отдельных категорий населения и муниципальных учреждений (например, стирка белья для медицинских и детских дошкольных учреждений), так и чисто коммерческие интересы муниципальной власти.

В здравоохранении преобладают муниципальные учреждения. Статус унитарных предприятий имеют муниципальные аптеки, которые остро конкурируют с частными. В отдельных муниципальных образованиях унитарными предприятиями являются хозрасчетные стоматологические поликлиники, мастерские по производству протезов для инвалидов, центры по переливанию крови и др.

В сфере культуры и спорта также преобладают муниципальные учреждения. Статус унитарных предприятий имеют некоторые кинотеатры, плавательные бассейны и дворцы спорта, обеспечивающие самоокупаемость за счет зрелищных мероприятий и платных услуг.

В сфере ритуальных услуг достаточно развита конкуренция между муниципальным и частным секторами. Унитарные предприятия обеспечивают по муниципальному заказу содержание кладбищ, захоронение безродных и некоторые другие услуги. В некоторых городах имеются муниципальные крематории.

Сводная информация по сферам функционирования муниципальных унитарных предприятий в Российской Федерации представлена в табл. 1.3. Вместе с тем представленный весьма обширный перечень типов муниципальных унитарных предприятий может быть существенно расширен.

Таблица 1.3

Основные сферы функционирования муниципальных предприятий в России

Сфера функционирования

Основные виды функций

1. Жилищно- коммунальное хозяйство и благоустрой- ство

Обслуживание и ремонт жилищного и нежилого фонда

Предприятия, осуществляющие уборку мест общественного пользования в жилых домах, текущий и капитальный ремонт жилищного и нежилого фонда

Предприятия, осуществляющие строительство дорог, уборку территории города, озеленение, наружное освещение, вывоз и переработку твердых бытовых отходов

Оказание коммунальных услуг

Предприятия водоснабжения и водоотведения, теплоснабжения, электроснабжения, газоснабжения, ритуальные услуги, гостиничное хозяйство

2. Транспорт

Осуществление

пассажирских

перевозок

Автотранспортные, трамвайные, троллейбусные, воднотранспортные предприятия

Осуществление грузовых и прочих перевозок

Автотранспортные предприятия, обслуживающие предприятия

Окончание

Сфера функционирования

Основные виды функций

Примеры муниципальных предприятий

Оказание вспомогательных услуг другим МУП

Предприятия, оказывающие услуги по ремонту и обслуживанию основных фондов, задействованных в оказании транспортных услуг населению

3. Торговля и общественное питание

Торговля промышленными и продовольственными товарами

Магазины, рынки, кафе

Производство и торговля про- до вол ьстве н н ы м и товарами

Кафе, столовые, рестораны

4. Бытовое обслуживание

Оказание бытовых услуг

Парикмахерские, прачечные, ремонтные мастерские, бани

5. Здравоохранение

Оказание наиболее рентабельных услуг в сфере здравоохранения

Аптеки, стоматологические клиники

6. Культура и спорт

Оказание наиболее рентабельных услуг в сфере культуры и спорта

Кинотеатры, дворцы спорта, бассейны

7. Производство

Производственная деятельность

Молокозаводы, хлебозаводы

Оказание услуг, не входящих в перечисленные выше сферы

Предприятия, осуществляющие учетно-разрешительную деятельность, работающие в сфере средств массовой информации, службы заказчика и др.

Итак, городское хозяйство представляет собой территориальноотраслевой комплекс, обеспечивающий потребности населения или территории в услугах, работах и продукции, имеющих общественную значимость, а также создающий необходимые условия для развития сферы обслуживания в городе. Полный перечень отраслей городского хозяйства возможно определить, проанализировав функциональные роли конкретных видов деятельности в системе удовлетворения потребностей города и его населения: в образовании городского бюджета; производстве товаров, работ, услуг, реализуемых на городских рынках; обеспечении занятости городского населения; решении социальных проблем города; влиянии на состояние окружающей среды города; формировании конкурентной среды на городских рынках; развитии отношений и реальном взаимодействии предприятий с органами местного самоуправления и другими органами власти и т.д.