Что такое эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект — что такое, его уровни, тесты диагностики

Виктория Шиманская - психолог, ведущий специалист направления исследований эмоционального интеллекта (EQ) в России, автор методики развития EQ детей «Монсики» , партнер Лаборатории EQ-factor , ведущий мастер-классов и тренингов по теме EQ - об интеллектуально-эмоциональном профиле личности и его роли в организации и ведении бизнеса.

Ключевые факторы эмоционального интеллекта

Об эмоциональном интеллекте сегодня говорят часто и много. Необходимость развивать эмоциональный интеллект не раз доказана учеными и различными примерами из жизни и бизнеса.

Очевидно, что человек, у которого уровень эмоционального интеллекта выше, более адекватно воспринимает реальность и гораздо эффективнее реагирует на нее и взаимодействует с ней. Это касается почти всех коммуникаций - и межличностных, и социальных; субъективных и объективных переживаний; абстрактных и конкретных понятий. Таким образом, эмоциональный интеллект стал одним из новых инструментов для управления бизнесом, построения эффективных коммуникаций и управления.

Восприятие информации происходит через сенсорные системы. При этом сначала действуют ключевые области мозга, а потом идут реакции вегетативной нервной, мышечной и других систем. Взаимодействие с информацией, с самим собой и окружающим миром строится в зависимости от степени развития ключевых драйверов эмоционального интеллекта: осознанности, самооценки, мотивации, адаптивности.

Драйверы фактически содержат в себе основные особенности личности, но они не являются неизменными и могут развиваться.

Каждый драйвер можно раскрыть через четыре навыка:

  1. осознанность через осознанность своих мыслей и эмоций, своего тела и поведения;
  2. самооценка через позитивное восприятие мира и решительность, а также через принятие и ассертивность (способность человека не зависеть от внешних влияний и оценок, самостоятельно регулировать собственное поведение и отвечать за него);
  3. мотивация через стремление к самоактуализации и детерминации, а также через открытое восприятие нового, крепкое целеполагание и объективное переживание неудач;
  4. адаптивность через осознанное сопереживание другому человеку - эмпатию, стрессоустойчивость, принятие решений и коммуникабельность.

Emotional Quotient

Необходимо обратить внимание на то, что эмоциональный интеллект не существует отдельно от интеллекта. За последние три десятилетия наука существенно продвинулась, изучая взаимодействие эмоциональной и интеллектуальной сферы (IQ и EQ) с точки зрения деятельности мозга, психологии и бизнеса.

«Очень важно понимать, что эмоциональный интеллект - это не противоположность интеллекта, это не триумф сердца над головой - это единственный путь пересечения обоих», - сказал однажды Дэвид Р. Карузо, психолог, профессор кафедры психологии Йельского университета (США), специалист в области менеджмента и соавтор концепции эмоционального интеллекта.

Наряду с широко известной аббревиатурой IQ (англ. Intelligence Quotient - коэффициент интеллекта или коэффициент умственного развития) существует понятие эмоционального коэффициента EQ (англ . Emotional Quotient), которое ввел клинический физиолог Рувен Бар-Он еще 1985 году. В 1996 году на собрании американской ассоциации психологов в Торонто он представил свой тест EQ-i (Emotional Quotient Inventory), содержавший перечень вопросов для определения коэффициента эмоционального интеллекта, из которого родилась известная сейчас «модель эмоционального интеллекта Бар-Она».

Несмотря на то, что взаимодействие IQ и EQ признано многими исследователями, первая модель, которая наглядно показала взаимодействие этих двух коэффициентов, была разработана российскими учеными в Лаборатории изучения эмоционального интеллекта EQ-factor под руководством Н. Коро и В. Шиманской.

Интеллектуально-эмоциональный профиль личности руководителя

Данная модель выступает составной частью интеллектуально-эмоционального профиля личности IEPP. Согласно этой модели, эмоциональный интеллект EQ - это своеобразное основание пирамиды личности в системе координат. Векторы этой системы являются драйверами EQ и формируют различные стратегии поведения в различных сферах жизни:

  1. осознанность – «стратегию философов»;
  2. самооценка – «стратегию звезд»;
  3. мотивация – «стратегию героев»;
  4. адаптивность – «стратегию руководителей».

Когда эмоциональный интеллект соединяется с вектором интеллекта IQ, происходит формирование «стратегии творцов» - стратегии, которая является ключевой во всех сферах жизни и тем более в бизнесе.

Именно «стратегия творцов» позволяет настолько реализовать потенциал человека, что в итоге он достигает самого высокого уровня самореализации. Поэтому чем больший объем имеет эта пирамида (за счет развития драйверов EQ и самого IQ), тем больше возможностей будет у человека оказывать влияние на свою жизнь, жизнь других людей и на мир в целом.

В современном мире любой руководитель и предприниматель должен быть творцом - создавать не просто продукт или услугу, а лучший продукт, лучшую услугу, лучший сервис и лучшие впечатления. А это практически невозможно без умения управлять своими эмоциями.

Как развивать EQ?

Как уже отмечалось в этой статье, чтобы развитие EQ происходит через развитие его основных факторов - драйверов. Поэтому необходимо в первую очередь развивать их.

1. Упражнение для развития «осознанности»

  1. Закройте уши и сконцентрируйтесь на окружающей обстановке, постарайтесь увидеть все детали. Как картинка станет «ярче» и вы заметите то, на что раньше не обращали внимание.
  2. Затем закройте глаза и сконцентрируйтесь на звуках. В обычной ситуации мы подсознательно концентрируемся на зоне не более 1,5 метров вокруг себя. «Расширяя» свой слух мы начинаем замечать нюансы природных и механических.
  3. Закройте глаза и уши вместе. Почувствуйте, как ваше тело взаимодействует с окружающим миром - например, прикосновение к нему ветра или травы, если вы готовы снять обувь.

Это упражнение достаточно делать один раз в неделю, чтобы способности распознавать голосовые интонации собеседников, нюансы мимики стали значительно выше. Это позволит более точно определять явные и скрытые посылы собеседников и, самое главное, собственную реакцию на те или иные процессы, а также понимать, как ваше тело реагирует на информацию, как переживает эмоции.

2. Для развития «адаптивности» подойдет простая тренировка по «карточкам эмоций»

Вы изображаете гнев, радость, грусть или интерес - в зависимости от того, какую карточку вытянете. Это простой и эффективный способ «отработать» свое эмоциональное выражение. При этом ваша эффективность как переговорщика повышается в несколько раз.

3. Для развития «самооценки» сначала стоит освоить позы силы

Позы силы - это позы тела человека, которые «запускают» выработку дофамина: ровная спина, руки подняты вверх, голова поднята высоко. Выработка этого гормона способствует лучшему запоминаю материала и информации.

Одна минута такого упражнения перед переговорами позволит вам чувствовать себя намного увереннее.

4. Для развития «мотивации» сделайте прямо сейчас следующее

Напишите десять дел, которыми вам нравится заниматься. Затем переформулируйте их так, чтобы остались только глаголы. Найдите именно тот глагол, который наилучшим образом передаст то или иное занятие.

По этим глаголам создайте план на месяц. И в течение этого месяца вам нужно будет прожить десять дней под девизом этого слова. Путешествовать или смеяться, дегустировать и узнавать новое, прыгать или считать – вариантов много.

Например, под девизом глагола «дегустировать» можно отправиться в специальный ресторан или винный бутик - или, может быть, устроить вечеринку дома. А еще это может стать концепцией презентации товаров и услуг вашей компании.

Просто проживите каждый из этих дней на 200% под девизом тех десяти слов-действий, которые на самом деле и составляют вашу сущность роста - того, что вы можете дать миру.

При выполнении таких упражнений вы обязательно продвинетесь к своим истинным целям ближе, чем за последние несколько лет, потому что вы займетесь самым главным делом успешного бизнесмена или руководителя - реализацией «стратегии творца».


Мы всегда окружены людьми (семья, коллеги, друзья), которые так же, как и мы что-то чувствуют и переживают. И очень часто именно эти эмоции и становятся главными ориентирами в нашем общении с окружающим миром.

Эмоции являются очень сильным звеном нашего сознания, и именно поэтому так важно научиться их понимать и управлять ими.

Эта важная и ответственная миссия отведена эмоциональному интеллекту - понятию, набирающему все больший вес и популярность в последние годы.

Так что такое эмоциональный интеллект (EQ)?

Эмоциональный интеллект - это способность понимать свои и чужие эмоции, распознавать намерения и мотивацию собеседника, понимать его чувства и отдавать взамен адекватную реакцию.

По сути, EQ приводит в порядок эмоциональный хаос в нашей голове и позволяет нам правильно отвечать на вызовы судьбы, социума и окружающего мира.

Для ребенка развитие эмоционального интеллекта (EQ) является основой успешного и счастливого будущего. Ведь детям особенно сложно разобраться со всем ярким спектром чувств и эмоций, с разочарованиями и сомнениями, поражениями и даже с победами. Ребенок с развитым эмоциональным интеллектом из любой ситуации сделает для себя правильные выводы и, напротив, ребенок со слаборазвитым EQ может уйти в себя, стать закомплексованным, скованным в общении или даже агрессивным.

Все эти проблемы решаемы, особенно, если обратить на них внимание в самом раннем возрасте.

Как научить ребенка понимать свои эмоции?

Развитию эмоционального интеллекта детей могут помочь музыка, книги, игры и даже спорт. Но каждое из этих направлений должно быть подано ребенку с точки зрения эмоций и чувств.

Знакомимся с эмоциями

Самый лучший способ для знакомства с эмоциями - это игрушки, передающие их. На примере каждой из них вы можете показать ребенку грусть и радость, силу и страх. И помните, только ваше активное участие поможет ребенку сориентироваться в этом сложном лабиринте чувств и эмоций.

Коробочка эмоций

Создайте вместе с ребенком свою собственную коробочку эмоций (filing box). Например, соберите в нее все предметы, напоминающие радость. Спросите ребенка, какова для него радость на вкус, цвет, аромат или слух? Может это будет шоколадка, звон колокольчика, аромат спелой клубники и красивый розовый цвет. Филинг боксы помогут ребенку познакомится со своими и чужими эмоциями и начать лучше в них разбираться.

Книги

К счастью, сегодня можно легко найти книжки для развития эмоционального интеллекта.

Красивые иллюстрации, интересные истории и развивающие задания помогут ребенку познать интересный мир чувств.

Одна из них - "Монсики". Что такое эмоции и как с ними дружить. Важная книга для занятий с детьми" познакомит детей с монсиками - забавными существами, отвечающими каждый за свою эмоцию. Вместе с героями книги - трехлетней Соней и восьмилетним Ником - дети с родителями проработают различные ситуации, в которых так или иначе проявляются эмоции.

Любовь

Ну и конечно, любовь! Безусловная любовь мамы, всегда готовой понять, принять и прийти на помощь. Именно вы своей материнской заботой и пониманием помогаете ребенку вырасти гармоничным, успешным и счастливым человеком. Поэтому, просто любите своих детей и не забывайте им об этом говорить.

Управление эмоциями

Язык чувств

Умение управлять своими эмоциями является одним из ключевых навыков эмоционального интеллекта. И чем раньше родители начинают говорить с ребенком на языке эмоций, тем прочнее этот навык укореняется в его сознании. Даже если ваш малыш еще слишком мал, чтобы самому говорить о своих чувствах, вы можете делать это за него.

Проговаривайте с самого раннего детства все его переживания: "Ты расстроен, потому что сломалась твоя любимая игрушка" или "Ты обиделась из-за того, что тебе не разрешили пойти гулять".

Такая практика позволяет ребенку самому научиться понимать и контролировать свои эмоции.

Управление телом

Не менее эффективной будет практика управления своим телом, дыханием, которая напрямую связана с нашим внутренним эмоциональным состоянием. Помочь ребенку управлять своим телом может веселая игра "перышко". Ваша часть игры состоит в том, чтобы прикладывать перышко к разным частям тела ребенка - кисти, бедру, плечу и т.д. Задача ребенка - отталкивать перышко мышцами так, чтобы оно взлетало. Цель игры - научиться спокойно и уверенно управлять напряжением и расслаблением своих мышц.

В этой статье я постаралась собрать основные характеристики эмоционального интеллекта. Это поможет понять, чего вам не хватает, и попытаться развить в себе то или иное качество.

Я часто думаю о том, почему некоторые умные люди так несчастны, почему лелеют свою депрессию и не просят о помощи, почему отказываются пойти хотя бы на небольшие перемены, почему ходят на нелюбимую работу и не пытаются наладить контакт с коллегами. Почему люди с невысоким уровнем IQ чаще бывают успешными и счастливыми, а вундеркинды оказываются в стороне. Оказалось, когда речь идет о счастье и успехе, на первое место выходит эмоциональный интеллект , а не умственные способности. Именно низкий уровень эмоциональной культуры тормозит внутреннее развитие многих людей.

Эмоциональный интеллект помогает строить более прочные отношения, делать карьеру, и достигать личных целей. Согласно сайту Психологос, эмоциональный интеллект — это способность эффективно разбираться в эмоциональной сфере человеческой жизни: понимать эмоции и эмоциональную подоплеку отношений, использовать свои эмоции для решения задач, связанных с отношениями и мотивацией.

Как понять, что у вас хорошо развит эмоциональный интеллект?

Тут совершенно не важно интроверт вы или экстраверт. Эмоционально развитым людям нравится наблюдать за поведением других , пытаться понять характеры и поступки окружающих. Они хорошо читают мимику и жесты. Таким людям нравится знакомиться и узнавать, они любознательны, испытывают симпатию и принимают тот факт, что все мы разные.

Вы знаете свои слабые и сильные стороны

Уметь действовать согласно своим достоинствам и недостаткам — это большая редкость, но огромный плюс. Если вам доводилось встречать скучнейших людей, которые считают, что у них отличное чувство юмора, вы понимаете, о чем я. Эмоционально развитые люди совершенствуют сильные стороны и борются со слабыми , не давая последним руководить поступками и мешать отношениям.

Когда вы расстроены, вы точно знаете причину

Мы все испытываем эмоциональные спады, чувствуем грусть, разочарование, нас обижают. Чтобы вовремя придти в себя и успокоиться нам следует знать причину того, что нас расстраивает. Отрицательные эмоции не приходят из ниоткуда. Всегда есть то, что их вызвало. Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта обладают широким словарным запасом на тему эмоций. Они способны отличить раздражение, негодование, грусть, злость, волнение, тревогу. Если научиться правильно распознавать испытываемую эмоцию, с ней легче справиться, понять ее источник и не дать этому чувству руководить поступками и решениями.

Вы находите время помочь другим, даже когда сами торопитесь

Большинство времени мы полностью сосредоточены на себе, особенно, когда спешим. Умение замечать происходящее, видеть людей которые нуждаются в помощи и оказывать эту помощь также является отличительной чертой развитого эмоционального интеллекта. Иногда следует остановиться, чтобы заметить что-то очень важное .

Вы хорошо читаете эмоции других людей

Эмоционально развитые люди быстро вычисляют эмоции других просто по глазам и жестам. Это помогает скорректировать свое поведение и принимать правильные решения. Ведь нет смысла обсуждать важные вещи с человеком, погруженным в свои проблемы, лучше немного выждать, чтобы решения были максимально взвешены и эффективны.

Вы находите способ придти в себя после неудачи

Неудачи помогают развиваться, учат справляться со стрессом, адаптироваться. Без них успехи не приносили бы такого удовольствия. К сожалению, не все способны эффективно пережить неудачу. Не легко, не быстро, а именно эффективно. То есть не игнорировать, не зацикливаться на промахе, не начать бояться ошибок, не заниматься самобичеванием, а извлечь из неудачи максимум пользы, превратить ее в своего учителя и .

Вы доверяете интуиции

Эмоционально развитый человек не игнорирует существование интуиции. Нет ничего страшного в том, чтобы рискнуть, пойти за внутренним голосом и посмотреть, куда он приведет. Как же еще проверить, что у вас хорошая интуиция?

Вы умеете отказывать

Мы так часто жертвуем своими интересами ради других, что сбились со счета. Мы жертвуем интересами семьи, хорошим отдыхом, временем наедине с собой, чтобы выполнить чью-то просьбу. Люди начинают пользоваться этим, но мы не можем сказать нет из-за чувства ответственности и желания помочь. Иногда совсем не помешает мягко отказать в просьбе , если выполнение этой просьбы отнимет у вас что-то важное, либо если вы понимаете, что человек просто не хочет разбираться и ему проще повесить это на кого-то другого.

Вы хорошо адаптируетесь к новым условиями и не боитесь перемен

Эмоционально умные люди гибкие и постоянно адаптируются. , потому что понимают, что страх нового парализует и преграждает дорогу к счастью. Если перемены мелькают на горизонте такие люди быстро формируют стратегический план адаптации.

Вы не боитесь ошибок

Эмоционально развитые люди не принимают ошибки близко к сердцу, но и не игнорируют их. Они извлекают пользу из полученного опыта и всегда готовы признать свою вину . В то время как люди с низким уровнем эмоционального интеллекта никогда не извиняются за свои ошибки и часто пытаются обвинить в своих промахах других.

Вы бескорыстны

Когда кто-то что-то дает, не ожидая ничего взамен, это производит мощное впечатление. Люди с хорошо развитым эмоциональным интеллектом никогда не делают что-либо в кредит и не думают о взаимозачетах .

Вы нейтрализуете ядовитых людей

Если это не ваша специальность, то иметь дело с трудными людьми — это сложно, неприятно и утомительно. Когда люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта работают с ядовитыми людьми, они постоянно помнят и контролируют свои эмоции, чтобы не поддаться манипуляции и не дать агрессии и разочарованию контролировать ситуацию. Такие люди понимают, что иррациональное поведение некоторых нельзя пытаться объяснить с точки зрения здравого смысла .

Вы не стремитесь к совершенству

Как написала Анна Черных, перфекционизм, наверно, самый социально одобряемый невроз. И правда трудно себе представить, чтобы человека ругали за стремление к совершенству. Но как говорил горячо мной почитаемый Сальвадор Дали: Не бойтесь совершенства — вам его не достичь. Именно поэтому люди высокой эмоциональной культуры не делают перфекционизм своей целью . Пока совершенство является нашей целью — мы будем постоянно чувствовать себя неудачниками, что заставляет сдаться или перестать стараться. Лучше радоваться тому, чего вы достигли, а не зацикливаться на уровне, до которого не дотянули.

Вы отключаетесь

Время наедине с собой, смена занятий, отдых и релаксация помогают держать стресс под контролем и жить в настоящем. Нельзя посвящать себя работе 24 часа в сутки 7 дней в неделю. Необходимо отвлекаться, отдыхать. Даже простое отключение телефона на час способно в разы снизить уровень стресса, не говоря уже о целом дне отдыха. Эмоционально развитые люди не несут работу домой и не обсуждают дом на работе.

Вы слушаете и слышите

Знаете, почему эмоционально развитым людям так приятно доверять и беседовать с ними? Они не просто слушают, они слышат, читают между строк, хорошо понимают завуалированную информацию и без лишних вопросов помогают справиться с ситуацией .

Каждый человек обладает эмоциональным интеллектом, хоть и трудно найти того, в ком все качества сочетались бы в полной мере. Если вам было интересно, в одной из следующих статей, я постараюсь рассказать о том, как развить свой эмоциональный интеллект.

Что такое эмоциональный интеллект? Эмоциональный интеллект (EI) относится к способности воспринимать, оценивать и контролировать эмоции.»Некоторые исследователи предполагают, что эмоциональный интеллект можно узнать и укрепить, в то время как другие утверждают, что это всего-навсего врожденная характеристика. С 1990 года Петр Соловей и Джон Д. Майера были ведущими учеными по изучению эмоционального интеллекта.»В своей знаменитой статье laquo;Эмоциональный интеллектraquo;, они определили эмоциональный интеллект как » способность социального интеллекта, которая включает в себя возможность контролировать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для руководства своего мышления и действия raquo;(1990). Соловей и Майер предложили модель, которая определила четыре различных факторов эмоционального интеллекта: восприятие эмоций, возможность использования причин эмоции, способность понимать эмоции и способность управлять эмоциями.

  1. Восприятие эмоции является первым шагом в понимании эмоций точно воспринимать их.»Во многих случаях это может быть связано с пониманием невербальных сигналов, таких как язык тела и выражения лица.
  1. Рассуждения с помощью эмоций являются»следующим шагом, включающим в себя использование эмоций содействующих мышлению и познавательной деятельности.»Эмоции помогают определить, на что мы обращаем внимание и реагировать на это, мы реагируем эмоционально на вещи, которые привлекают наше внимание.
  1. Понимание эмоций:»эмоции, которые мы воспринимаем, могут выполнять широкий спектр значений.»Если кто-то выражает эмоции сердится, наблюдатель должен интерпретировать причину такого гнева, и что это может означать.»Например, если ваш босс действительно сердиться, это может означать, что он недоволен своей работой, или это может быть потому, что он получил неприятное письмо с задолженностью по счетам утром по пути на работу или он поссорился со своей женой.
  1. Управление эмоциями:»умение эффективно управлять эмоциями играет ключевую роль в эмоциональном интеллекте.»Регулирование эмоций, реагируя соответствующим образом на эмоции других людей является важным аспектом эмоционального менеджмента.

Краткая история эмоционального интеллекта

  • 1930 -«Эдвард Торндайк описывает понятие «социальный интеллект», как умение ладить с другими людьми.
  • 1940 — Дэвид Векслер предполагает, что аффективные компоненты интеллекта могут иметь решающее значение для успеха в жизни.
  • 1950 — гуманистические психологи, такие как»Абрахам Маслоу»описывает, как люди могут построить эмоциональную силу.
  • 1975 — Говард Гарднер публикует»laquo;Разрушенные разумаraquo;», в котором вводит понятие множественного интеллекта».
  • 1985 — Уэйн Paйн вводит понятие эмоционального интеллекта в его докторской диссертации под названием laquo;Изучение эмоций: развитие эмоционального интеллекта, самостоятельной интеграции, касающейся страха, боли и желания (теория структуры реальности, решение проблем) raquo;.
  • 1987 — В статье, опубликованной в»Mensa Magazine», Кейт Бисли использует термин laquo;эмоциональный фактор». Было высказано предположение, что это первое опубликованное использование термина, хотя и Реувен Бар-Он утверждает, что использовал термин в неопубликованной версии своей дипломной работы.
  • 1990 — Психологи Петр Соловей и Джон Майер опубликовали свою основополагающую статью laquo;Эмоциональный интеллектraquo;, в журнале»Воображение, Познание и личность».
  • 1995 — концепция эмоционального интеллекта стала популярной после опубликования книги психолога в New York Times писателя Дэниэля Гоулмана laquo;»Эмоциональный интеллект: Почему он значит больше, чем IQraquo;.

Измерения эмоционального интеллекта. laquo;Что касается измерения эмоционального интеллекта — Я верю, что критерий-отчета (то есть, возможность тестирования) является единственным адекватным методом работы интеллекта способным непосредственно измеряется только при наличии ответов и оценок на вопросы людей, и основополагающей характеристикой является правильность этих ответов raquo;.»- Джон Д. Майер. Рейен Бар ndash; «тест EQ-я предназначен для измерения компетенций, которая» включает в себя повышение стрессоустойчивости, решения проблемы счастья.»По словам Бара laquo;Эмоциональный интеллект представляет собой массив из некогнитивных возможностей, умений и навыков, которые влияют на способность добиваться успехов в решении экологических проблем». Многофакторная шкала эмоциональной разведки (МШЭР), возможность на основе тестов, в которых тестируемые субъекты берутся за выполнение задачи предназначенной для оценки их способности воспринимать, определять, понимать и использовать эмоции.

Которая развивается в течение жизни. Кстати, она же помогает понимать собственные состояния, чувства и эмоции.

«Наш эмоциональный настрой в гораздо большей степени вызывает усталость, чем физическое напряжение», – Дейл Карнеги, американский педагог-психолог, публицист.

Термин «эмоциональный интеллект» впервые употребили Джон Майер и Питер Сэловей. Авторы дали ему такое определение: «Это способность воспринимать и выражать эмоции, понимать их и объяснять, ассимилировать эмоции и мысли, регулировать собственные эмоции и эмоции других людей». Тогда же и началась работа по составлению общей теории и разработке методик для диагностики уровня эмоционального интеллекта.

Эмоциональный интеллект (EQ) обуславливает не только рост понимания эмоций, но и развитие . Исследователи доказали, что настроение влияет на мышление человека. Например, радость и положительный настрой вселяют веру в себя, улучшают физическое самочувствие. Печаль заставляет чувствовать те проблемы и болезни, которых нет. Эмоциональный интеллект позволяет угадывать не только эмоции и предвосхищать поступки, но и определять намерения и людей.

В некоторых теориях эмоциональный интеллект рассматривают как часть социального интеллекта, в других их и вовсе отождествляют. Это обусловлено спецификой развития эмоционального интеллекта, которое невозможно вне социума. Ребенок учится пониманию эмоций так же, как речи – во взаимодействии с родителями. Позже совершенствование способности к пониманию невербальной речи возможно только на практике, то есть в .

Мы задействуем эмоциональный интеллект ежедневно, даже поход в магазин не обходиться без эмоций. Вопрос в том, насколько эффективны эти проявления. Каждый человек сам вправе выбирать эмоции, которые он хочет испытывать, но это возможно только на высшем, четвертом уровне развития эмоционального интеллекта.

Уровни эмоционального интеллекта

Развитие эмоционального интеллекта начинается с рождения, в младенчестве ребенок уже различает улыбку или слезы матери. Это и есть начало становления эмоционального интеллекта.

Всего оно проходит 4 этапа:

  1. Первый уровень развития – способность выражать эмоции. Усвоение и понимание четко выраженных на лице эмоций, например, боли и радости. Постепенно формируется умение отличать истинные эмоции от ложных, например, дежурную улыбку от искренней. Еще позднее человек способен отличать эмоции, вызванные объектами или направленные на них (генерализация эмоций).
  2. Второй уровень – оценка эмоций. Индивид способен сравнивать эмоции друг с другом и с теми понятиями и представлениями, которые у него имеются. Так мы учимся описывать, на что похожи эмоции в отношении звука, цвета или вкуса. Это позволяет говорить на разных «языках», например, музыкант, подобрав нужные слова, абстракции и четко осознав собственные ощущения, способен «языком повара» передать свои эмоции.
  3. Третий этап – рассуждение над эмоциями и их использование в рассуждениях. Это период понимания эмоций. Анализируются особенности получения эмоций, ситуации их происхождения. Например, приходит понимание, что источник гнева – несправедливость, за страхом следует облегчение, а злость на самом деле может оказаться стыдом. Кроме происхождения и специфики эмоций личность учится понимать динамику человеческих чувств.
  4. Самый высокий уровень, четвертый – управление эмоциями. Это ступень и управления эмоциями других людей. Знание, как нейтрализовать гнев или умение успокоить другого человека, способность превратить страх в радость приходит на этом уровне.

Не связано с возрастом, хотя логично предположить, что при благоприятных условиях развития (активная эмоциональная среда) человек с каждым годом будет более эмоционально интеллектуальным. Первые три уровня осваиваются в среднем до , а вот способности четвертого уровня доступны не всем даже в старости.

Признаки высоко уровня EQ

Люди с высоким уровнем эмоционального интеллекта:

  • обладают богатым эмоциональным словарем;
  • интересуются другими людьми;
  • открыты изменениям;
  • умеют отказывать;
  • умеют отдавать, не ожидая награды;
  • наслаждаются своей жизнью;
  • высыпаются;
  • никому не позволяют портить себе настроение;
  • умеют переключаться;
  • не стремятся к совершенству.

Навыки эмоционального интеллекта

Эмоциональный интеллект предполагает 4 категории навыков:

  • , слушать, вдохновлять, предугадывать и оправдывать ожидания, решать , работать в команде, быть лидером.
  • и комфортное нахождение в большой , улавливание эмоциональных сигналов участников, нахождение взаимопонимания.
  • Знание собственных достоинств и недостатков, сильных и слабых сторон. Мирное сосуществование с ними, знание своих эмоций и их влияния на жизнь.
  • Умение управлять эмоциями, ограничивать негатив и разрушительное воздействие отрицательных чувств. Способность нести ответственность и соблюдать обязанности, адаптироваться к условиям среды, строить длительные отношения.

Тесты диагностики

При изучении человека и составлении тестов его диагностики ученые выяснили, что высокий уровень общего IQ не обеспечивает успеха в обществе, любви или карьере. Как и наоборот. Тогда и стало очевидным, что существует отдельный вид интеллекта – эмоциональный. Ему должны соответствовать другие диагностические методики, которые позволят предсказать достижения человека в сфере любви и труда, жизни и общественной активности. Так в начале XX века вместе с пониманием невозможности предсказать мотивацию и поведение человека через тесты интеллекта, возник интерес к диагностикам эмоционального интеллекта.

Определить уровень эмоционального интеллекта можно с помощью профессиональных объективных тестов или методом самодиагностики, отметив субъективное представление об уровне развития каждого из компонентов эмоционального интеллекта (отдельно для каждой из 15 черт EQ) или протестировав их по отдельности:

  1. Благосостояние: оптимизм, счастье, .
  2. Общительность: контроль над эмоциями, настойчивость, социальная осведомленность.
  3. Эмоциональность: сочувствие, восприятие, взаимоотношения, проявление эмоций.
  4. Самообладание: импульсивность, саморегуляция, .
  5. Вспомогательные аспекты: самомотивация, приспособляемость.

Оценить EQ может не только сам человек, но и его знакомые, например, супруг. Не всегда эти два описания совпадают, видение разных трактовок полезно для полноценного понимания собственных эмоций.

Популярной методикой определения уровня EQ является тест М. Холла. В методике предлагается ответить в баллах от +3 (полностью согласен) до -3 (совсем не согласен) на 30 утверждений. Результаты подсчитываются по шкалам-компонентам эмоционального интеллекта: эмоциональная осведомленность, управление эмоциями, самомотивация, эмпатия, управление эмоциями других людей. Также высчитывается общий балл и уровень EQ.

Осведомленность (1, 2, 4, 17, 19, 25 вопрос) – это понимание своих эмоций и чувств, регулярное пополнение эмоционального словаря. Управление эмоциями (3, 7, 8, 10, 18, 30 вопрос) предполагает гибкость, способность переключаться и отходить от эмоций. Самомотивация (5, 6, 13, 14, 16, 22 вопрос) подразумевает управление поведением. Эмпатия (9, 11, 20, 21, 23, 28 вопрос) – умение понимать по невербальным признакам состояния, эмоции и чувства других людей, оказывать поддержку, сопереживать. Распознавание эмоций (12, 15, 24, 26, 27, 29 вопрос) – воздействие на состояние другого человека.

Текст опросника:

  1. Все эмоции (положительные и отрицательные) – опыт и источник знаний.
  2. Негативные эмоции – показатель того, что мне нужно менять.
  3. Внешнее давление не способно выбить меня из колеи.
  4. Я умею замечать изменения и динамику моих чувств.
  5. Я могу быть уравновешенным и сосредоточенным, если это необходимо.
  6. Я могу заставить себя развеселиться и испытать положительные эмоции, если это нужно.
  7. Я регулярно отслеживаю свое эмоциональное и физическое состояние.
  8. Я в силах легко пережить негативные эмоции и совладать с расстройством.
  9. Я умею слушать других людей, в том числе их проблемы.
  10. Я быстро переключаюсь с негативных эмоций.
  11. Я остро чувствую эмоциональные потребности окружающих людей.
  12. Я умею успокаивать людей.
  13. Я не боюсь трудностей, в силах несколько раз встать к ним лицом.
  14. Я творчески воспринимаю и решаю жизненные трудности.
  15. Я нормально отношусь к эмоциональным состояниям и реакциям других людей, их мотивам и желаниям.
  16. Я легко успокаиваюсь и настраиваюсь на рабочий лад.
  17. В свободное время я анализирую свои негативные чувства, ищу проблему, их источник.
  18. После огорчения я быстро прихожу в себя.
  19. Мне нужно знать свои истинные чувства, чтобы быть в тонусе.
  20. Я без проблем пойму даже скрытые эмоции других людей.
  21. Я отлично читаю мимику и трактую по ней эмоции.
  22. Я способен, если нужно, рационально мыслить и действовать, отбросив негативные чувства.
  23. Я прекрасно понимаю намеки невербальной речи, отражающие потребности других людей.
  24. Окружающие считают, что я хорошо разбираюсь в эмоциях людей.
  25. Осознание своих эмоций помогает лучше управлять своей жизнью.
  26. Я могу поднять настроение кому угодно.
  27. Я с радостью выслушаю и дам совет об отношениях.
  28. Я легко перенимаю настрой другого человека.
  29. Я помогаю людям использовать их мотивы и желания ради достижения их же целей.
  30. Я легко отстраняюсь от переживаний и неудач.
  • Для каждой шкалы: 14 и больше – высокий уровень, 8-13 – средний, 7 и меньше – низкий.
  • Общий уровень: 70 и больше – высокий, 40-69 – средний, 39 и меньше – низкий.

К другим популярным в России методикам диагностики EQ относится:

  1. SREIT (Н. Шуте). Нужно ответить в баллах от 1 (совершенно не про меня) до 5 (это точно про меня) на 33 утверждения. Кроме общего уровня тест дает оценку трем компонентам: оценка и выражение эмоций, регулирование эмоций, использование эмоций при решении проблем.
  2. ЭмIQ-2 (отечественная методика, разработчик – Е. А. Орел). Методика включает 66 вопросов и по пять вариантов ответа на каждый. Результат кроме общего балла дает оценку по пяти шкалам:
  • самоанализ и самозащита (понимание сильных и слабых сторон, умение защищаться от негативных эмоций, понимать собственные эмоции);
  • самоконтроль (настойчивость в достижении целей, самодисциплина, мотивация);
  • выражение эмоций (адекватная реакция на чужие эмоции, социальное выражение своих эмоций);
  • социальная чуткость (понимание истинных мотивов людей, правильное реагирование на них);
  • самооценка чуткости.
  1. Методика ЭмИн Д. Люсина. Тест включает 40 вопросов, на каждый из которых нужно ответить по 4-балльной шкале. Результаты подводятся по двум группам с тремя подпунктами. Межличностный EQ: интуитивное понимание чужих эмоций, понимание чужих эмоций через экспрессию, общая способность к пониманию чужих эмоций. Внутриличностный EQ: осознание своих эмоций, управление ими, контроль экспрессии.

Послесловие

Эмоциональный интеллект, особенно его высший уровень, требует активной работы личности над собой. Радует, что запросы типа «как побороть страх» или «как избавиться от обиды» популярны среди людей. Высокий уровень EQ обеспечивает счастливые и крепкие любовные, дружеские и профессиональные отношения, а что еще важнее – дружбу с самим собой.