Заявление на замену лет для больничного. Правила замены годов при обращении за пособиями по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, по уходу за ребенком

По общему правилу для расчета пособий по социальному страхованию (в частности, в случае временной нетрудоспособности, отпуска по беременности и родам, отпуска по уходу за ребенком) берутся два календарных года, предшествующих наступлению страхового случая. Особенность предусмотрена для расчета пособия по беременности и родам для женщин в ситуации перехода «из декрета в декрет». Законодательством, регулирующим социальную сферу, в обозначенной ситуации разрешен перенос расчетного периода на более ранний срок, если в результате такого переноса размер пособия увеличится. Как именно осуществить замену периода, в законодательных нормах не пояснено. Но есть разъяснения Минтруда по этому поводу с неблагоприятной для застрахованных лиц позицией. Следует ли ей руководствоваться?

Общие правила расчета «декретного» пособия

Пособие по беременности и родам выплачивается на основании листка нетрудоспособности (больничного листа), который предоставляется до истечения шести месяцев со дня окончания этого больничного (ч. 1 ст. 12, ч. 5 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ ). Данный листок выдается в порядке, утвержденном Приказом Минздравсоцразвития России от 29.06.2011 № 624н.

Величина пособия определяется на основании среднего дневного заработка, приходящегося на расчетный период.

По общему правилу расчетный период составляет два календарных года (то есть с 1 января по 31 декабря включительно), предшествующих году отпуска по беременности и родам (ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

В средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия по беременности и родам, включаются все виды выплат и иных вознаграждений в пользу застрахованного лица, на которые согласно Закону № 212‑ФЗ начислены страховые взносы в ФСС (ч. 2 ст. 12 Закона № 255‑ФЗ). Иначе говоря, размер зарплаты и иных выплат, производимых в пользу сотрудницы в расчетном периоде, непосредственно влияет на величину пособия. При этом величина выплат, учитываемых при расчете пособия, за каждый год расчетного периода не может превышать предельную базу для начисления взносов в ФСС в соответствующем году (ч. 3.2 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ).

Предельная база для начисления взносов в ФСС

Год Предельная база, руб.
2015 670 000
2014 624 000
2013 568 000
2012 512 000
2011 463 000
2010 и ранее 415 000

В силу ч. 3 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ средний дневной заработок для исчисления пособия по беременности и родам определяется путем деления суммы начисленного заработка за расчетный период на 730:

Таким образом, предельный размер среднего дневного заработка для расчета пособия по беременности и родам в 2015 году составит 1 632,88 руб. ((624 000 + 568 000) руб. / 730 дн.). В 2014 и 2013 годах размер среднего дневного заработка - соответственно 1 479,45 и 1 335,62 руб.

Обратите внимание

Оплата труда в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях осуществляется с применением районных коэффициентов и процентных надбавок к заработной плате (ст. 135 ТК РФ).

Частью 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ установлено, что если застрахованное лицо в расчетный период не имело заработка, то средний заработок, исходя из которого исчисляются пособия, принимается равным МРОТ, установленному федеральным законом на день наступления страхового случая . Такой же порядок применяется в случае, если средний заработок, рассчитанный за эти периоды, в расчете за полный календарный месяц окажется ниже МРОТ.

Если пособие по беременности и родам исчисляется на основании ч. 1.1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ (то есть исходя из МРОТ, а не среднего дневного заработка), то в районах и местностях, в которых применяются «северные» коэффициенты к заработной плате, размер пособия по беременности и родам определяется исходя из МРОТ, увеличенного на районный коэффициент (см. Постановление АС УО от 11.03.2015 № Ф09-299/15 по делу № А50-13767/2014).

Исключение из общего правила

Как упоминалось выше, из общего правила определения расчетного периода сделано исключение для женщин, которые в указанном периоде находились в декрете либо в отпуске по уходу за ребенком и, соответственно, не получали выплат, учитываемых при расчете среднего дневного заработка.

В части 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ сказано буквально следующее: если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления указанных страховых случаев, либо в одном из указанных годов застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, соответствующие календарные годы (календарный год) по заявлению застрахованного лица могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия .

Итак, перенос расчетного периода на более раннее время возможен при соблюдении следующих условий:

  • застрахованное лицо в течение двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая, либо в одном из указанных годов находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком (вне зависимости от того, какой продолжительности были эти отпуска);
  • застрахованное лицо написало соответствующее заявление;
  • замена календарных лет (года) приведет к увеличению размера социального пособия.
Обратите внимание

Перенос расчетного периода на ранее время возможен и в том случае, если прежде застрахованное лицо состояло в трудовых отношениях с другим работодателем. Для осуществления указанного переноса ей нужно представить справку от прежнего работодателя по форме, утвержденной Приказом Минтруда России от 30.04.2013 № 182н. В ней отражаются сведения о размере заработка застрахованного лица и фактически отработанных им днях за период, являющийся расчетным. Данная справка выдается при увольнении работника либо в течение трех рабочих дней со дня обращения его с письменным заявлением о ее выдаче (п. 3 ч. 2 ст. 4.1 Закона № 255‑ФЗ). Если застрахованное лицо не имеет возможности представить указанную справку с предыдущего места работы, страхователь, назначающий и выплачивающий пособие, по заявлению застрахованного лица вправе запросить необходимые для расчета сведения в ПФР (ч. 7.2 ст. 13 Закона № 255‑ФЗ).

Справка о заработной плате по форме 2‑НДФЛ не является надлежащим подтверждением размера заработка по прежнему месту работы для целей расчета пособия по временной нетрудоспособности (см., например, Определение Санкт-Петербургского городского суда от 18.09.2013 № 33‑12662/2013).

Сотрудница работает в компании с 2008 года, 8 декабря 2014 года она вышла на работу после отпуска по уходу за ребенком (размер должностного оклада в 2014 году - 25 000 руб.). В начале марта 2015 года она ушла в декретный отпуск со вторым ребенком. Как рассчитать пособие в этом случае?

По общему правилу пособие по беременности будет исчислено следующим образом.

25 000 руб. / 31 дн. х 24 дн. = 19 354,84 руб. - это заработная плата, начисленная за декабрь. Соответственно, размер пособия составит: (19 354,84 руб. / ((730 ‑ 706) х 140) дн.) = 112 903,23 руб.

В то же время из двух лет (2014 и 2013), приходящихся на расчетный период, в 2013 году сотрудница находилась в отпуске по уходу за первым ребенком. Значит, она в силу ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ вправе обратиться с заявлением о замене этого года на более ранний год, скажем, на 2010.

Как видим, законодатель предусмотрел все, кроме одного: на какие именно годы можно перенести расчетный период - на два идущих подряд года, предшествующих расчетному периоду, или же, допустим, на любые другие, лишь бы такой перенос приводил к увеличению размера пособия по беременности и родам. Увеличение размера пособия - это, пожалуй, главная цель переноса расчетного периода на более раннее время. А о том, что выбранные для замены годы должны непосредственно предшествовать расчетному периоду, в последнем предложении ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ не сказано. В обозначенной норме содержится указание о том, что «непосредственно» предшествовать году наступления страхового случая должны годы расчетного периода, а не годы, выбранные для замены в целях увеличения размера пособия по беременности и родам.

До недавнего времени в правоприменительной практике применялся вышеизложенный подход. Со стороны ревизоров контролирующего внебюджетного фонда особых нареканий он не вызывал. И тут появляются разъяснения Минтруда с крайне неприятными для застрахованных лиц выводами. Речь идет о Письме от 03.08.2015 № 17‑1/ООГ-1105.

Позиция Минтруда о порядке переноса расчетного периода

Как следует из вышеупомянутого письма, чиновники Минтруда рецензировали ответ ФСС на обращение застрахованного лица.

Специалисты фонда касательно порядка переноса расчетного периода в анализируемой ситуации указали следующее. По заявлению застрахованного лица календарные годы (календарный год) расчетного периода могут быть заменены в целях расчета среднего заработка любыми предшествующими календарными годами (календарным годом) при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Однако чиновники Минтруда сочли данное утверждение ФСС неверным . В Письме № 17‑1/ООГ-1105 они привели такое толкование нормы ч. 1 ст. 14 Закона № 255‑ФЗ.

Пособия по обязательному социальному страхованию в связи с материнством направлены на частичное возмещение работнику утраченного им заработка в связи с наступлением страхового случая. В связи с этим работнику должен возмещаться его реальный заработок, полученный непосредственно перед наступлением страхового случая, а не тот, который был получен несколькими годами ранее .

Таким образом, замена календарных лет, которые используются в целях расчета среднего заработка для исчисления пособий, может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая .

Поэтому если в 2013 - 2014 годах застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам или в отпуске по уходу за ребенком, а новый страховой случай наступил в 2015 году, то 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на 2012 год и (или) на 2011 год, а не на вообще любые годы, предшествующие 2013 и (или) 2014 годам.

При этом Минтруд настаивает на применении данной позиции в правоприменительной практике.

К сведению

В соответствии с п. 1 Постановления Правительства РФ от 17.10.2009 № 826 (в действующей редакции) полномочиями по изданию разъяснений по применению положений Закона № 255‑ФЗ наделен Минтруд.

Но вернемся к нашему примеру. Если руководствоваться вышеизложенными рекомендациями Минтруда, получится, что для расчета пособия по временной нетрудоспособности заменить 2013 год сотрудница может только на 2012 год, разумеется, при условии, что весь этот период она не находилась в декретном отпуске или в отпуске по уходу за первым ребенком, если же находилась, то на 2011 и т. д. в порядке убывания.

Справедлива ли позиция Минтруда, изложенная в Письме № 17‑1/ООГ-1105?

Размышления на тему

Если исходить из цели назначения пособия по беременности и родам, то предложенный Минтрудом вариант переноса расчетного периода на более раннее время следует признать верным. Ведь, как совершенно справедливо заметили чиновники, целью назначения данного пособия является возмещение реального заработка застрахованного лица, который бы оно получило, если бы не наступил страховой случай . При таком подходе компенсация дохода, полученного несколькими годами ранее, чем наступил страховой случай, действительно противоречит самой идеи социального страхования.

В то же время предлагаем еще раз внимательно посмотреть на вывод, который сделали чиновники Минтруда в Письме № 17‑1/ООГ-1105: замена <…> может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а на непосредственно предшествующие наступлению страхового случая .

При всем уважении к данному ведомству совершенно непонятно, какое отношение имеет сделанный чиновниками вывод к приведенным ими доказательствам? Хочется спросить: а причем здесь годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая ? Ведь это и есть расчетный период, который женщина при соблюдении вышеприведенных условий из ч. 1 ст. 1.4 Закона № 255‑ФЗ может перенести на более раннее время. Тогда как в отношении периода, являющегося альтернативой расчетному периоду (повторимся), ни о каком непосредственном предшествии данному периоду в упомянутой норме не говорится. Но чиновники Минтруда предпочли проигнорировать этот очевидный нюанс и, выдав желаемое за действительное, на наш взгляд, расширительно истолковали в Письме № 17‑1/ООГ-1105 анализируемую норму.

С учетом изложенного вынуждены признать, что следование данной позиции ФСС (в силу п. 1 Постановления Правительства РФ № 826 так и будет) приведет к многочисленным спорам со страхователями и застрахованными лицами относительно размера назначенных пособий по беременности и родам. Каким будет исход подобных споров, предугадать в настоящее время довольно затруднительно.

Есть еще один момент, о котором, считаем, уместно здесь упомянуть. Несмотря на то что Минтруд - это официальный орган, наделенный полномочиями давать разъяснения по применению положений законодательства о социальном страховании, эти разъяснения не могут иметь обратной силы. А раз так, то страхователи, считаем, не должны пересчитывать назначенные, выплаченные и принятые ФСС к зачету пособия по беременности и родам до выхода Письма № 17‑1/ООГ-1105.

Проценты за нарушение срока выплаты «декретного» пособия

Статьей 236 ТК РФ установлена материальная ответственность работодателя за задержку выплаты заработной платы, оплаты отпуска, выплат при увольнении и (или) других выплат, причитающихся сотрудникам.

В указанном случае работодатель должен уплатить компенсацию (проценты). Ее минимальный размер оговорен названной статьей - не ниже 1/300 действующей в период задержки ставки рефинансирования ЦБ РФ в отношении не выплаченных в срок сумм за каждый день задержки начиная со следующего дня после предусмотренного срока выплаты и заканчивая днем фактического расчета (включительно). Иной (больший) размер компенсации может быть преду­смотрен условиями коллективного или трудового договора.

Вопрос: подлежит ли применению обозначенная статья к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам? Ведь пособие по беременности и родам работодатель должен назначить в течение 10 календарных дней с даты представления работником больничного а выплатить его - в ближайший после его назначения день выплаты зарплаты (ч. 5, 8 ст. 13, ст. 15 Закона № 255‑ФЗ).

Арбитры считают, что подлежит. Вот что сказано по этому поводу в Апелляционном определении Магаданского областного суда от 09.06.2015 по делу № 2‑1059/2015, 33‑609/2015.

В силу ст. 11 ТК РФ трудовые отношения и иные непосредственно связанные с ними отношения регулируются трудовым законодательством и иными актами, содержащими нормы трудового права.

В соответствии с Порядком и условиями назначения и выплаты государственных пособий гражданам, имеющим детей пособие по беременности и родам назначается и выплачивается за календарные дни, приходящиеся на период отпуска по беременности и родам. Работающим женщинам пособие по беременности и родам назначается и выплачивается по месту работы.

Следовательно, к правоотношениям работника и работодателя по вопросам назначения и выплаты пособия по беременности и родам, вопреки утверждению ответчика, применимы нормы трудового законодательства, в том числе правило, установленное в ст. 236 ТК РФ.

В пункте 55 Постановления Пленума ВС РФ от 17.03.2004 № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации» разъяснено, что работодатель должен уплачивать соответствующие проценты во всех случаях задержки выплат, причитающихся работнику. При этом обязанность производить выплату данной денежной компенсации возникает у работодателя вне зависимости от того, обращался работник с соответствующим требованием к работодателю или нет. Работодатель, независимо от вины, несет ответственность за задержку выплаты работнику заработной платы и иных выплат.

Федеральный закон от 29.12.2006 № 255‑ФЗ «Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством».

Федеральный закон от 24.07.2009 № 212‑ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования».

С 1 января 2015 года МРОТ - 5 965 руб. в месяц (ст. 1 Федерального закона от 19.06.2000 № 82‑ФЗ «О минимальном размере оплаты труда»).

Определением ВС РФ от 16.06.2015 № 309‑КГ15-6058 отказано в передаче данного дела в Судебную коллегию по экономическим спорам ВС РФ для его пересмотра в порядке кассационного производства.

Согласно ч. 1 ст. 1.2 Закона № 255‑ФЗ обязательное социальное страхование на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством - это система создаваемых государством правовых, экономических и организационных мер, направленных на компенсацию гражданам утраченного заработка (выплат, вознаграждений) или дополнительных расходов в связи с наступлением страхового случая по обязательному социальному страхованию на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством.

Некоторые категории работников имеют право на замену лет при расчете компенсаций по больничным листам. Для того, чтобы воспользоваться этой возможностью, им необходимо написать соответствующее заявление и довести его до своего работодателя.

ФАЙЛЫ 2 файла

Кто имеет право на замену

Изменить годы для расчета пособий могут женщины, которые получали отпуск по беременности и родам, а также лица, находившиеся в отпуске по уходу за новорожденным.

Если с первой группой работников все понятно – в нее попадают только сотрудники женского пола – матери малышей, то во вторую группу могут попасть как женщины, так и мужчины. Связано это с тем, что по действующему законодательству РФ уход за маленьким ребенком может осуществлять его мать, отец или опекун (но только кто-то один).

Для чего нужны эти изменения

Российское законодательство твердо стоит на страже интересов наемных работников. Перенос лет относится к числу мероприятий, следующих этому принципу, поскольку нужен он для верного вычисления пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам и по уходу за малышом до полуторалетнего возраста.

По закону, все эти пособия исчисляются с учетом среднего заработка работника за два года (по календарю), предшествующих году, когда возник случай, подпадающий под страховку. Таким образом, если человек не работал по выше обозначенным причинам, его страховая выплата существенно снижается, а перерасчет с заменой лет приводит к обоснованному увеличению размера пособий.

При этом работодатель не имеет законного права отказать сотруднику в получении повышенной материальной выплаты, а если такой перерасчет приводит к ее понижению, то эта рокировка осуществляться не должна.

Периоды, которые можно использовать при замене лет

Как уже было сказано, замена лет не должна происходить более чем за два года до того, как произойдет страховой случай.

Работник организации может запросить либо замены одного года, взятого для расчета, либо сразу двух лет (даже если на второй год пришлась всего пара дней из выше обозначенных отпусков).

При этом, если отпуск по беременности и рождению малыша или по уходу за новорожденным приходился только на один из них, просить замены обоих годов для перерасчета нельзя.

Для полноты картины приведем пример.

Предположим, что работница организации была в официальном декретном отпуске в 2015 и 2016 годах, а заболела она в 2017 году. Тогда 2015 и 2016 года не считаются, а к учету принимаются 2013-2014 года.

Что нужно сделать, чтобы заменить года

Работодатель по своей воле производить замену лет не имеет права. Поэтому для того, чтобы при вычислении пособия были учтены другие года, работнику организации требуется написать заявление.

Особенности документа, общие моменты

Если перед вами стоит задача по составлению заявления на замену лет для расчета пособия по временной нетрудоспособности, прочитайте данные ниже рекомендации – они дадут вам точное представление о документе. Ознакомьтесь и с приведенным примером заявления – на его основе вы с легкостью оформите собственный бланк.

Начнем с общей информации. На сегодняшний день общеприменимого, унифицированного образца такого заявления нет, так что писать его можно в свободной форме, исходя из собственного видения данного документа или, если работодатель предоставит свой шаблон заявления – по его типу.

При формировании бланка важно следить за тем, чтобы его состав и содержание отвечали определенным стандартам деловой документации. Значит это то, что документ должен включать в себя три части:

  1. начало содержит сведения о компании-работодателе и заявителе;
  2. основной раздел — собственно просьба о замене лет;
  3. в заключении указывается список прилагаемых документов (при их наличии), ставится подпись и дата.

К оформлению документа, ровно как и к его тексту, никаких особых требований нет, т.е. заявление можно писать собственноручно или набирать на компьютере. Для распечатанного документа подойдет и обыкновенный чистый лист бумаги любого удобного формата (преимущественно используются А4 или А5) и фирменный бланк предприятия (если такое условие выскажет работодатель).

Заявление надо писать в двух экземплярах , один из которых следует отдать работодателю, второй оставить у себя, предварительно заручившись отметкой на нем о получении копии представителем организации.

Образец заявления на замену лет при расчете больничного

Вверху документа (справа или слева — не имеет значения) указывается должность, ФИО руководителя, наименование компании – работодателя. Затем аналогичным образом вписываются сведения о заявителе: указываются его должность и ФИО. Ниже посередине бланка пишется слово «Заявление» и ставится точка.

Основная часть заявления содержит собственно просьбу о замене лет. Тут нужно указать обосновывающие замену лет статьи законодательства РФ, а также года, которые подлежат замене. При необходимости заявление можно дополнить и другой информацией (в зависимости от индивидуальных обстоятельств).

В завершение документ подписывается и датируется.

Как передать работодателю

После оформления заявления, его надо передать работодателю. Сделать это можно разными путями:

  • лично, передав из рук в руки представителю компании;
  • можно отправить документ через обычную почту заказным письмом с уведомлением о вручении (с описью вложения);
  • отдать заявление через представителя, но только в том случае, если у него на руках есть действующая, надлежащим образом заверенная доверенность от заявителя.

Понадобится при по безработице, если сотрудница в расчетном периоде была в декретном отпуске или отпуске по уходу за ребенком.

Возможна ситуация, когда в расчетном периоде или в одном из годов расчетного периода сотрудник находился в декретном отпуске либо в отпуске по уходу за ребенком. В таком случае сотрудник может заменить эти годы из расчетного периода на другие предшествующие календарные годы (или год), если это приведет к увеличению размера пособия. Для этого сотрудник должен представить работодателю заявление. Форма заявления произвольная.

Имейте ввиду, что заменять расчетный период можно только на те годы (год), которые непосредственно предшествуют наступлению страхового случая (письмо Минтруда России от 3 августа 2015 г. № 17-1/ООГ-1105)

Директору

ООО «Гаспром» А.В. Иванову

от бухгалтера Е.В. Петровой

ЗАЯВЛЕНИЕ

В связи с тем, что в 2015 и 2016 годах я находилась в отпуске по беременности и

родам, а затем в отпуске по уходу за ребенком, прошу перенести расчетный период для

исчисления больничного пособия соответственно на 2013 и 2014 календарные годы.

21.09.2017 ____________________ Е.В. Петрова

ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЕ ССЫЛКИ по теме

  1. Статья поможет узнать сколько дней больничного по уходу за ребенком до какого возраста, до скольки лет можно оплатить по одному больничному и за год. Больничный - оплачивается за весь период болезни, но есть исключения. Какие они?

  2. Сколько лет страхового стажа от этого будет исходить величина больничного пособия. Определяющим документом для освидетельствования трудовой выработки приходится трудовая книжка. Статья поможет посчитать больничный стаж на калькуляторе онлайн.

Замена лет расчетного периода для выплаты пособий возможна не на любые предшествующие годы (год), а на годы, непосредственно предшествующие году наступлению страхового случая. Такой вывод следует из определения Верховного суда от 22.09.17 № 304-КГ17-12780 . Если, скажем, работница находилась в декрете и в «детском» отпуске на протяжении трех лет (в 2014 — 2016 годах), а новый страховой случай наступил в 2017 году. В такой ситуации 2015 и 2016 годы расчетного периода могут быть заменены только на ближайшие годы, предшествующие году наступления первого страхового случая. То есть на 2012 и 2013 годы.

Общее правило переноса расчетного периода

В части 1 статьи Федерального закона от 29.12.06 № 255-ФЗ установлено следующее. Если в двух календарных годах, непосредственно предшествующих году наступления страхового случая (либо в одном из них) застрахованное лицо находилось в отпуске по беременности и родам и (или) в отпуске по уходу за ребенком, то соответствующие годы могут быть заменены в целях расчета среднего заработка предшествующими календарными годами. Такая замена делается по заявлению застрахованного и при условии, что это приведет к увеличению размера пособия.

Суть спора

Суд рассмотрел следующий спор. В 2015 году работница ушла в отпуск по уходу за третьим ребенком. По общему правилу, приведенному выше, в расчетный период для вычисления пособия по беременности и родам нужно включить 2013 и 2014 годы. Однако с 2012 года по 2014 годы у женщины были периоды отпуска по беременности и родам и отпуска по уходу за вторым ребенком. В связи с этим работница подала заявление о замене расчетного периода. В заявлении она попросила заменить 2013 и 2014 годы на 2009 и 2010 годы, которые предшествуют периодам декретного отпуска и отпуска по уходу за вторым ребенком, но не являются «непосредственно» предшествующими годам расчетного периода.

Работодатель произвел замену лет и рассчитал работнице пособие исходя из доходов, полученных ею в 2009-2010 годах. Однако, когда он обратился в ФСС за возмещением средств, то проверяющие ответили отказом. В фонде заявили: перенос расчетного периода на любые предшествующие годы является незаконным. Поскольку последним полностью отработанным годом, предшествующим наступлению страхового случая, являлся 2011 год, то расчетный период можно было заменить только на 2010 и на 2011 годы.

Решение суда

Суды первых двух инстанций поддержали работодателя. Как указали арбитры, действующим законодательством не установлено, что календарные годы расчетного периода можно заменить только на годы, «непосредственно» предшествующие расчетному периоду. Закон № 255-ФЗ содержит формулировку «предшествующий календарный год». Поэтому работодатель правомерно перенес календарные годы расчетного периода на более раннее время.

Однако суд кассационной инстанции и Верховный суд согласились с ФСС. Замена календарных лет может осуществляться не на любые предшествующие годы (год), а только на годы, непосредственно предшествующие наступлению страхового случая. Поскольку последним полностью отработанным годом, предшествующим наступлению страхового случая, являлся 2011 год, то замена периодов при расчете пособия на 2009, 2010 года неправомерна. В описанной ситуации 2013 и (или) 2014 годы могут быть заменены только на ближайшие предшествующие 2011 год и 2010 год. Если же следовать позиции работодателя (то есть позволять заменять расчетный период на любые годы), то в таком случае работнице компенсируется не заработная плата, утраченная в результате наступления страхового случая, а любая ранее получаемая зарплата.