Уголь, великобритания, россия. Не дать стране угля: как Великобритания поборола зависимость от шахт

Промышленность Великобритании дает 1/3 валового национального продукта, на нее приходится 1/3 всех занятых. Она использует в основном привозное сырье и все более ориентируется на внешний рынок. С одной стороны, для Великобритании характерен быстрый рост современных отраслей, использующих прогрессивную технологию производства и организацию труда, новейшее оборудование и совершенные методы управления, с другой - отставание старых традиционных отраслей. К первой группе относятся электроника, новейшие отрасли общего и точного машиностроения, большинство отраслей химической промышленности, ко второй - добыча угля, хлопчатобумажная и шерстяная промышленность, судостроение, черная металлургия.

Процесс концентрации производства в промышленности Великобритании привел к созданию во многих отраслях, особенно современных, крупнейших объединений промышленников. Небольшое число огромных компаний контролирует в них практически все производство. Самые крупные промышленные монополии страны - "Империал Кемикал Индастриз", или ИКИ, "Юнилевер", "Бритиш Лейланд" и "Дженерал Электрик компания", в которых занято по 200 тыс. человек.

Основная часть промышленных предприятий Великобритании сконцентрирована в густонаселенном промышленном поясе, включающем графства от Лондона до Ланкашира и от Западного Йоркшира до Глостершира. Крупнейшие промышленные районы за пределами этого пояса - Южный Уэльс, северо-восток Англии и центральная часть Шотландии.

Те районы, в которых развивались старые производства и традиционные отрасли, стали отстающими или депрессивными. Это большая часть Шотландии, Северная Ирландия, почти весь Уэльс, крайний северо-восток и часть юго-запада Англии.

В течение последних лет британское правительство стремится проводить региональную политику, направленную, с одной стороны, на некоторое сдерживание концентрации населения и промышленности в чрезмерно разросшихся конурбациях, а с другой - на содействие подъему старых промышленных районов с большой долей традиционных отраслей, переживающих упадок. Для привлечения в отстающие районы промышленных фирм предпринимателям предоставляются государственные кредиты, льготные условия аренды промышленных зданий, выплаты налогов и т.д.

Все эти меры несколько уменьшили территориальную концентрацию промышленности. Благодаря разгрузке столичных агломераций, прежде всего Большого Лондона, и конурбации Западный Мидленд, а также развитию новейших отраслей в отстающих районах несколько изменилась и территориальная структура промышленности. Однако в целом региональная политика не принесла ожидавшихся результатов из-за самой сущности стихийного капиталистического производства. Экономические трудности в отстающих районах остались в основном прежними. Не удается остановить сдвиг населения и производительных сил на юг. Региональная политика не может также решить острых социальных проблем отстающих районов, и прежде всего сократить безработицу. В 1970-х годах все больше усиливается борьба рабочего класса за свои права. Несколько крупнейших забастовок докеров и шахтеров в этот период показали, что при решении региональных проблем интересы прудящихся отстающих районов стоят далеко не на первом месте.

Главная отрасль горнодобывающей промышленности Великобритании - добыча каменного угля. Она ведется уже три столетия. Вплоть до 1910 г. британский уголь господствовал на мировом рынке. Однако с 1913 г., когда его было добыто рекордное количество - 287 млн. т., добыча неуклонно снижается.

Добыча угля в течение столетий полностью обеспечивала хозяйство Великобритании топливом. Каменный уголь шел и на экспорт. Угольные бассейны стали ядрами формирования большинства промышленных районов страны. В то время как новейшие отрасли промышленности развивались на основе последних достижений науки и техники, угольная продолжала выдавать миллионы тонн старыми методами. Нефть становилась все более серьезным конкурентом угля. Кроме того, совершенствовались методы использования самого угля. Все это приводило к уменьшению его потребления. Использование природного газа, новых методов выплавки стали и электрификация транспорта привели к еще большему сокращению потребления этого вида топлива. Тем не менее, уголь все же остается одним из ведущих видов топлива в стране. Он дает 1/3 потребляемой в Великобритании энергии, уступая только нефти, дающей почти половину ее. Самый крупный угольный бассейн на Британских островах - Йоркширский, где в 1975 г. было добыто 28 млн. т. угля. За ним следует Нортумберленд-Даремский и Северо-Западный.

Потребление угля в Великобритании несколько увеличилось в последние годы в связи с повышением мировых цен на нефть.

Британская нефтеперерабатывающая промышленность пока еще зависит от импорта сырой нефти и нефтепродуктов. Скважаны в Восточном Мидленде дают ежегодно менее 100 тыс. т. Добыча нефти и газа из-под Северного моря - новая, процветающая отрасль промышленности в стране. Сырая нефть вводится из Саудовской Аравии, Кувейта, Ирана и Ливии, нефтепродукты - из Италии, Нидерландов и Венесуэлы. Крупнейшие нефтеперерабатывающие заводы расположены у глубоководных морских портов у Саутгемптона, в Чешире, в устьях Темзы, Трента и Тиса. Пять заводов южного Уэльса соединены с портом Энг-Бей нефтепроводом. Есть также крупный завод в Шотландии на побережье залива. Ферт-Оф-Форт. От месторождений Северного моря к нефтеперерабатывающим заводам в устье р. Тис и в заливе Ферт-Оф-Форт проведены нефтепроводы.

По проложенному на дне Северного моря газопроводу газ достигает восточного побережья острова Великобритания в районе Исингтона и Йоргшире. В британской зоне эксплуатируются пять основных месторождений природного газа, которые дают 1/6 потребляемой в стране энергии. Ныне почти весь газ поступает из природных источников.

Великобритания - второй в мире поставщик и экспортер каолина (белой глины, из которой делают фарфор); здесь в очень крупных масштабах добывают и другие виды глины для керамической промышленности. Есть перспективы добыч вольфрама, меди и золота из вновь разведанных месторождений. Возможно даже, что в будущем Британия сможет полностью прекратить импорт вольфрама.

Разработка железной руды ведется в сравнительно узком поясе, который начинается у города Сканторпа в Йоркшире на севере и тянется через весь Восточный Мидленд до города Банбери на юге. Руда здесь низкого качества, кремнеземистая и содержит всего 33% металла. Потребность в железной руде покрывается за счет импорта из Канады, Либерии и Мавритании.

Великобритания полностью обеспечивает себя электроэнергией. 86% электроэнергии производится тепловыми электростанциями, 12% - атомными и 2% - гидроэлектростанциями. Подавляющее число ТЭС работает на угле, однако в последние годы часть из них переходит на нефть. Наиболее крупные ТЭС (мощностью более 1 млн. кВт) находятся на реке Трент и около Лондона.

Гидростанции, как правило, небольшие, расположены они в основном на Шотландском нагорье. А в 1970 г. в Великобритании закончено строительство единой системы электропередач ("Супергрид") с большим напряжением.

Больше всего энергии потребляет одна из ведущих отраслей британской промышленности - черная металлургия. Великобритания занимает восьмое место в мире по выплавке чугуна и стали. Почти вся сталь страны производится государственной корпорацией "Бритиш стил". Металлургия Великобритании развивалась в благоприятных условиях. Страна богата углем. Железную руду часто содержали сами угольные пласты, либо она добывалась поблизости. Третий компонент, необходимый для металлургии - известняки имеются на Британских островах почти везде. Угольные бассейны, вблизи которых развивались металлургические центры, расположены сравнительно недалеко друг от друга и от крупнейших морских портов страны, что облегчает доставку из других районов страны и из зарубежных стран недостающего сырья и вывоз готовой продукции.

Сталеплавильная индустрия Великобритании все больше использует в качестве сырья металлолом, поэтому современные сталеплавильные заводы обычно "привязаны" к основным промышленным центрам как к источникам сырья и рынкам сбыта готовой продукции.

Британская цветная металлургия - одна из крупнейших в Европе. Она работает почти целиком на привозном сырье, поэтому выплавка цветных металлов тяготеет к портовым городам. Экспорт цветных металлов по стоимости намного превысил экспорт чугуна и стали. Великобритания - также один из основных поставщиков таких металлов, как уран, цирконий, бериллий, ниобий, германий и др., которые используются в атомной промышленности, в самолетостроении и электронике. Главные покупатели британских цветных металлов - США и Германия.

Главный район цветной металлургии - Западный Мидленд, где много мелких предприятий специализируется на производстве проката, литье и обработке цветных металлов. Другие центры - южный Уэльс, Лондон и Тайнсайд. Три крупнейших завода по выплавке алюминия расположены на острове Англии, у города Инвенгордона (Шотландия) и на северо-востоке Англии. Они обеспечивают более половины потребности отрасли в первичном алюминии. Центры по производству алюминия в Мидленде и южном Уэльсе тесно связаны с американскими и канадскими алюминиевыми компаниями.

В самой крупной отрасли британской промышленности - машиностроении работает 1/4 всех занятых в обрабатывающей промышленности. Преобладает транспортное машиностроение. Около 1/3 капитала, затрачиваемого на производство средств транспорта, принадлежит американским компаниям, которые закрепились на Британских островах после второй мировой войны. Предприятия этой отрасли имеются практически во всех районах и в большинстве городов Великобритании.

Великобритания - самый крупный в мире экспортер грузовых автомашин. Широко известна серия машин повышенной проходимости марки "Лендровер" (мышины этой марки считаются внегласным символом международных гонок CAMEL TROPHY). Главные покупатели английский автомобилей - США, Новая Зеландия, Иран и ЮАР.

Почти все серийные легковые и грузовые автомашины выпускаются несколькими крупнейшими автомобильными фирмами "Бритиш Лейланд", заводами международной американской компании "Крайслер Ю.К." и дочерними американскими фирмами "Воксхолл" и "Форд". Первым крупным районом автомобилестроения на Британских островах стал Западный Мидленд с центром в Бирмигеме. Вторым районом автомобилестроения стал юго-восток Англии (с центрами в Оксфорде, Лутоне и Дагенеме), где имелись в избытке рабочие руки.

Одна и наиболее быстро развивающихся отраслей машиностроения - самолетостроение. Доминирует здесь одна государственная крупнейшая фирма - "Бритиш эйрспейс". Вертолеты производятся другой большой фирмой "Уэстленд эркрафт". Почти все производство авиамоторов в стране сосредоточено в руках национализированной компании "Роллс-Ройс", которая имеет заводы в Дерби, Бристоле, Ковентри, а также в Шотландии. Англичане говорят, что они стали судостроителями, чуть ли не с момента образования Британский островов. Самый крупный центр судостроения - устье реки Клайд в Шотландии. Два других крупных центра расположены на реках Уир и Тайн.

К растущим и развивающимся производствам относится электротехника, занимающая второе место среди отраслей обрабатывающей промышленности по числу занятых. Господствуют в электротехнике несколько очень крупных компаний: "Дженерал электрик", "Инглиш электрик" и "Ассошиэйтед электрикал индастриз". К числу быстро развивающихся отраслей относятся и новейшие производства химической промышленности. Около 1/3 продукции основной химии составляют неорганические химикаты - серная кислота окислы металлов и неметаллов. Среди множества химических производств крупными масштабами стали выделяться производства синтетических волокон, различных видов пластмасс, новых красителей, фармацевтической продукции и моющих средств. Главные районы размещения химической промышленности следующие: Юго-Восток Англии, Ланкшир и Чешир.

Традиционная старейшая отрасль Великобритании - текстильная промышленност. Шерстяные ткани производятся в основном в Западном Йоркшире, производство искусственного шелка преобладает в йоркширском городе Силсдене, а хлопчатобумажных тканей - в Ланкашире, в небольших текстильных городах к северо-востоку от Манчестера. Производство шерстяных тканей, изделий, пряжи - самое древнее на Британских островах. Шерстяные изделия британских текстильщиков и в наши дни высоко ценятся на внешних рынках.

ВЕЛИКОБРИТАНИЯ (Great Britain), Соединённое Королевство Великобритании и Северной Ирландии (United Kingdom of Great Britain and Northern Ireland), — государство в Западной Европе, на Британских островах. Занимает остров Великобритания, северо-восточную часть острова Ирландия и ряд мелких островов, омываемых и Северным морем. Площадь 244,1 тыс. км 2 . Население 55,7 млн. человек (1981). Столица — Лондон. Великобритания состоит из 4 историко-географических областей: Англии, Шотландии, Уэльса и Северной Ирландии (Ольстер). Официальный язык — английский. Денежная единица — фунт стерлингов. Великобритания — член ЕЭС (с 1973) и возглавляет Содружество (британское).

Общая характеристика хозяйства . По стоимости внешнего валового продукта (1981) Великобритания занимает 5-е место среди промышленно развитых капиталистических стран. В 1980 внешний валовой продукт страны составлял 193 млрд. фунтов стерлингов (в текущих ценах), из которых 25% приходилось на обрабатывающую промышленность, 5,7% на добывающую (в том числе первичную переработку), 2,9% на сельское хозяйство, 6,3% на транспорт. Ведущие отрасли обрабатывающей промышленности: машиностроительная, электротехническая, химическая и нефтехимическая, которые определяют специализацию Великобритании в мировой капиталистической торговле. В структуре топливно-энергетического баланса страны составляет 37,7%, 36,9%, 21,4%, атомная энергия 4,1%, гидроэнергия 0,6% (1980). Производство электроэнергии в 1980 284,9 млрд. кВт/ч.

Один из важнейших видов транспорта Великобритании — морской. Грузооборот всех портов страны 415 млн. т (1980), свыше 1/3 которых продукция горной промышленности. Главные порты: Лондон, Милфорд-Хейвен, Тис-Хартлпул, Шетленд, Форт, Саутхемптон, Гримсби и Иммингем, Оркни, Медуэй, Ливерпул, Манчестер. Протяжённость автомобильных дорог 363 тыс. км (1980), железных — 17,7 тыс. км (в том числе 3,7 тыс. км электрифицированных). Имеется разветвлённая сеть - и (в том числе подводных).

Природа . Рельеф центральных и юго-восточных частей Великобритании холмисто-равнинный; в Шотландии, Уэльсе и Северной Ирландии преобладают невысокие горы и возвышенности, сильно сглаженные ледниками и речной эрозией. На Западе Шотландии находятся Грампианские горы с наиболее высокой в Великобритании г. Бен-Невис (1343 м). К югу от Шотландии расположены Пеннинские горы (г. Kpocc-Фелл, 893 м), а также куполообразные Камберлендские горы (г. Скофелл, 978 м). Полуостров Уэльс занят Кембрийскими горами (г. Сноудон, 1085 м). Климат умеренный океанический (средняя температура января 3,5-7°С, июля 11-17°С); осадков на равнинах 600-750 мм, в горах 1000-3000 мм в год. Главные реки: Темза, Северн, Трент, Мерси. Леса составляют, 9% территории, много искусственных парковых насаждений. Значительная часть страны занята охраняемыми территориями.

Геологическое строение . В геоструктурном отношении территории с севера на юг подразделяется на древний Гебридский массив (выступы Северо-запад Шотландии и Гебридских островов), Шотландии, Северной Англии и Уэльса, докембрийский кратон Уэльса и Мидленда, каледонский Лондонско- Брабантский массив и . Гебридский массив сложен льюисским полиметаморфическим комплексом (2,9-1,1 млрд. лет), включающим гранулиты, пара- и , прорванные . образован преимущественно морскими отложениями позднего докембрия, - и , континентальными морскими красноцветными отложениями , карбона, а также континентальными () и морскими () отложениями, палеоцен-эоценовыми с подчинёнными покровами и .

Каледонский складчатый пояс, имеющий ширину около 300 км, подразделяется на северную окраинную зону, надвинутую на Гебридский массив; зону каледонского , испытавшую основные деформации в начале ордовика; грабен Срединной долины Шотландии, выполненный отложениями девона и карбона; каледонскую неметаморфическую зону южной Шотландии и северной Англии (кембрийские, ордовикские и силурийские образования, смятые в конце силура — начале девона) и Уэльский прогиб, к которому приурочены угленосные отложения карбона. Зоны каледонского пояса разделены крупными глубинными разломами. Докембрийский кратон Уэльса — Мидленда сложен комплексом верхне-докембрийских и , несогласно перекрытых нижним . Северо-Западная часть Лондонско-Брабантского массива в Великобритании представлена складчатыми кембрийскими, ордовикскими и силурийскими . Каледонская , сложенная пестроцветами древнего красного (нижний и средний девон), выполняет многочисленные внутригорные и межгорные впадины. Эпикаледонский чехол образован древним красным песчаником (девон) и платформенными отложениями нижнего карбона. В пределах Южной Великобритании (Корнуолл, Девон) расположена зона герцинид, сложенная морскими отложениями девона и нижнего карбона, прорванными гранитоидами. Герцинская преимущественно континентальная угленосная моласса (средний и верхний карбон) выполняет многочисленные впадины к северу от фронта герцинид (Южный Уэльс, Оксфордшир, Кент). Эпигерцинский платформенный чехол сложен разнообразными пермскими, мезозойскими и кайнозойскими отложениями, наиболее распространёнными в южной Англии. Для зоны герцинид юго-западной Англии характерны богатые месторождения руд , и . На всей территории Великобритании широко развиты ледниковые и перигляциальные отложения .

Гидрогеология . На территории Великобритании выделяются гидрогеологическая область складчатых зон и платформенного чехла. Область складчатых зон структурно представлена разрозненными впадинами в гористой части страны. Ресурсы пресных ограничены. Воды сосредоточены в кристаллических пород докембрия и в водопроницаемых горизонтах сланцево-терригенной толщи палеозоя. Эксплуатируются родники, что обеспечивает 5% потребностей в воде. Недостаточность ресурсов подземных вод с избытком компенсируется равномерным и обильным увлажнением, которое создаёт резерв для переброски поверхностных вод в менее обеспеченные водой районы страны.

Область платформенного чехла в равнинной части страны структурно расчленяется на группу и разделяющих их поднятий. Основные водоносные комплексы — верхнемеловой (50% ресурсов пресных вод страны) и пермотриасовый (25%). Мощность водоносного комплекса верхнего мела, развитого в Лондонском, Северо-Восточном и Хэмпширском артезианских бассейнах, 100-500 м, глубина залегания до 200 м. родников и до 50-100 л/с. Воды в основном пресные (0,3-0,5 г/л). В связи с чрезмерной откачкой воды в районе Лондона к 1940 уровень воды в меловом слое упал на 75 м и первоначально фонтанировавшие скважины были углублены. Для обводнения мелового слоя (на севере и западе) зимой в него закачивают из рек Ли и Темза воды, прошедшие специальную обработку. Мощность песчаников водоносного комплекса пермотриаса (небольшие артезианские бассейны) 100-300 до 1000 м, глубина кровли до 30 м. Дебиты скважин до 60, реже до 100 л/с при средних значениях 3-6 л/с. Воды от пресных (0,5-0,8 г/л) до высокоминерализованных и рассолов Cl - — Na + состава. Используется 2689 . 10 6 м 3 подземных вод, что составляет 1/3 общего водопотребления страны.

Великобритания занимает 1-е место среди капиталистических стран Европы по запасам нефти и 2-е место по запасам природного газа. Промышленные месторождения нефти и газа залегают под дном Северного моря на в пределах Центрально-европейского нефтегазоносного бассейна. Малые и известны на Британских островах (главным образом в Ноттингемшире), большая часть их выработана. Основные нефтяные и газовые месторождения Северного моря залегают в отложениях палеогена (Фортис, Монтроз, глубиной 1500 м), верхнего мела (Магнус, Пайпер, Клеймор, 2400 м), юры (Тистл, Данлин, Брент, Хаттон, Найниан, Корморант-Саут, Берил, 2700 м), триаса (Хьюэтт, около 3300-3600 м), перми (Аргайл, Вайкинг, Индефатигейбл, Лимен, 4000 м).

По запасам каменного угля Великобритания занимает 2-е место среди капиталистических стран Европы. Угольные бассейны связаны с каменноугольными отложениями каледонид и образуют четыре группы: Южную (Южный Уэльс, Сомерсет-Бристоль, Кент, с общими запасами 43 млрд. т), Центральную (Йоркшир, Ноттингемшир, Ланкашир, Уорикшир, Стаффордшир, Северный Уэльс, 90 млрд. т), Северную (Нортамберленд, Дарем, Камберленд, 16 млрд. т) и Шотландскую (Шотландские бассейны 13,5 млрд. т). Угли от длиннопламенных до ; мощность пластов в среднем 1-2 м.

Железорудные месторождения в Великобритании сильно истощены. Залежи осадочного типа приурочены главным образом к юрским отложениям чехла каледонид. Наиболее крупные месторождения (Миллом, Эгремонт, Бекермет, Корби, Нортхемптон) сосредоточены в районе Сканторпа, в Камберленде и Нортхемптоншире.

По запасам Великобритания занимает 1-е место в Западной Европе (4% запасов промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран). Месторождения, расположенные к Югу от фронта герцинид на полуострове Корнуолл, приурочены к гранитным поздне-каменноугольного возраста; известны также оловорудные морские шельфовые на северном побережье Корнуолла. Руды большая часть комплексные (содержат также медь, цинк и ). Рудные тела представлены жилами и минерализованными зонами длиной до нескольких километров при мощности 0,3-12 м (средняя 1,2 м). Крупнейшие месторождения: Саут-Крофти, Маунт-Уэллингтон, Дживор. Около Плимута известно месторождение низкокачественно оловянно-вольфрамовых руд Хемердон.

Залежи калийных солей сосредоточены в отложениях цехштейна на северо-восточном побережье в районе Биллингема, каменной соли — в основном в отложениях триаса в районе Ливерпула в Чешир-Шропширском соленосном бассейне (крупнейшее месторождение Кьюпер-Марл). Известны месторождения барита (Девон), (в районе Бристоля).

Великобритания богата . Крупнейшие в стране каолиновые месторождения Сент-Остелл и Ли-Myp расположены в области развития герцинских гранитов (Корнуолл, Девон). Гончарные глины (главные месторождение Бови) приурочены к третичным отложениям, огнеупорные глины — к карбону, залегая под угольными пластами, кирпичные и глинистые сланцы — к верхней юре, отбеливающие глины — к нижнему мелу (месторождения около Лоуэр-Гринсенда) и юре (около Бата).

Великобритания богата нерудными строительными материалами, месторождения которых широко развиты на территории страны и на шельфе. Месторождения и в основном связаны с четвертичными и нижнемеловыми отложениями в южной и юго-восточной Великобритании Песчаники приурочены к докембрию, нижнему палеозою и карбону в Англии и Уэльсе; 70% запасов известняков и доломитов связаны с каменноугольными отложениями (мощность пластов достигает 1 км). Месторождения и расположены в Стаффордшире и Ноттингемшире (отложения перми и триаса), а также в Камберленде (верхняя пермь) и Ист-Сассексе (верхняя юра). Мощность пластов 1,8-4,5 м.

История освоения минеральных ресурсов. Использование () для изготовления орудий в Великобритании началось в нижнем палеолите (300-100 тыс. лет назад). Древние разработки кремня изучены на Востоке страны, в Граймс-Грейвс. В Стонхендже, близ г. Солсбери, известны постройки (пары каменных колонн с перемычками) из огромных глыб массой около 30 т, доставленных, предположительно, из каменоломен в 200 км от Стонхенджа (3-2-е тысячелетие до н.э.).

Археологические памятники бронзового и железного веков практически уничтожены более поздними разработками. Исследования поселений показали, что в конце бронзового — начале железного веков в Олдерли-Эдж (Чешир) и Северном Уэльсе начали добычу медной, а в Корнуолле оловянной руд. В железном веке (с 5 века до н.э.) начались разработки открытым способом железной руды в Форест-оф-Дин (Гламорганшир), которая плавилась с помощью древесного угля. В Киммеридже (Уэссекс) известны (ориентировочно 6 век до н.э. — I век н.э.) по добыче сланца, в нижнеюрских отложениях побережья близ Уитби (Йоркшир) добывался гагат.

С римским завоеванием Великобритании (1-4 века) распространилась античная техника (см. ); римские оловянные рудники известны в Дербишире, в горах Мендип-Хилс и Халкин (Флинтшир) и в Корнуолле.

После норманнского завоевания Великобритании (1066) в Радлане (Флинтшир) разрабатывали . Известно, что добыча угля велась с 12 века, хотя началась она, по-видимому, в начале н.э. С 14 века известны открытые разработки угля в виде колоколовидных ям глубиной до 12 м, из которых уголь поднимался наверх в корзинах; вода отводилась подземной дренажной канавой. С 16 века внедряется разработка угля короткими столбами при глубине шахт до 30 м; в 17 веке глубина шахт достигла 90 м. Стволы с этого времени проходят с деревянными креплениями сверху донизу. Руду в 14-17 вв. (олово, свинец, ) добывали в Бир-Феррерс (Девоншир), горах Мендип-Хилс, Шропшире (Уэльс) в открытых ямах, затем в траншеях и . С 14 века в горном деле применялся ворот, с 17 века — подъёмная лебёдка (водяные колёса и др.). В 16 веке на шахтах и рудниках в Великобритании работали также горняки из .

Добыча угля с 16 до начала 18 веков возросла с 200 тысяч до 3 млн. т в год. В 18 веке была наиболее развивающейся отраслью в Великобритании, заложившей фундамент промышленного переворота. Первым паровым двигателем, заменившим конный привод, был двигатель, созданный Т. Сейвери, получивший название "друг шахтёра". В середине 18 века стали применять для водоотлива насос с паровым двигателем Т. Ньюкомена, что позволило вести разработку обводнённых горизонтов на больших глубинах. В 1774 Дж. Уатт использовал для водоотлива на шахте первую паровую машину. В 1738 в Уайтхейвене впервые были проложены стальные рельсы, заменившие деревянные (более широкое их использование начато с 1767); в шахтах появились первые локомотивы.

Центром производства олова в 18 веке был полуостров Корнуолл, где ещё в средние века были поселены рудокопы с континента. В Корнуолле, Камберленде, Северном Уэльсе и других районах добывалась медная руда, в Кардиганшире и Дербишире — серебряно-свинцовые руды. Основные центры выплавки цинка в Великобритании появились в районе Суонси (около 1720) и близ Бристоля (с 1740). Добыча железных руд, пришедшая в 17 веке в упадок из-за истощения запасов леса, малой мощности гужевого транспорта, в 18 веке удовлетворяла только около 30% потребностей страны. Например, в 1740 Великобритания ввозила (в основном из Швеции и России) вдвое больше железа, чем производила. С появлением кокса и горячего дутья производство железа резко возросло.

С начала 19 века создаются новые технологические средства. На угольных шахтах стали применять с паровым приводом, безопасную рудничную лампу, защищенную металлической сеткой или цилиндром, которую изобрели одновременно Г. Дэви и Дж. Стефенсон (1815). С середины 19 века при подземной разработке месторождений для откатки стали использовались пони. Выемка угля производилась вручную с помощью обушка (в отдельных случаях применялось ); крепление осуществлялось деревянными стойками. Шахтные установки (насосы центрального водоотлива, вентиляторы главного проветривания) имели паровой привод, в отдельных случаях применялся сжатый воздух. Использование электроэнергии на шахтах Великобритании началось с 1880, когда в стране было свыше 4000 шахт и ежегодная добыча составляла около 200 млн. т угля. Первая врубовая машина с электродвигателем мощностью 7,5 кВт начала работать на шахте "Нормантон" в Йоркшире в конце 19 века; к 1903 работало 149 .

Горная промышленность . Общая характеристика. Основные отрасли — добыча угля, нефти и газа (карта). В 1980 в горнодобывающей промышленности было занято 345 тысяч человек (1,4% трудового населения). В структуре горной промышленности (1979) на уголь приходится 33% стоимости продукции отрасли, на нефть 48%, на природный газ 7%, на нерудные строительные материалы 12%. См. карту.

В горнодобывающей промышленности действуют государственные и частные компании. Национальное Угольное управление контролирует почти всю добычу, за исключением мелких шахт и , транспортировку и распределение угля (оборот 4700 млн. фунтов стерлингов, 1981); компания "British Gas Соrp." - большая часть добычи природного газа на шельфе Северного моря (особенно в южном секторе) и всё его распределение в стране (5235 млн. фунтов стерлингов). Государство является совладельцем 39% акций одной из 7 крупнейших нефтяных компаний мира "Бритиш Петролеум". В горнодобывающей промышленности действует ряд многонациональных нефтегазовых монополий (добыча нефти в Северном море): "Amoсо", "Burmah", "Соnoсо", "Gulf", "Occidental", "Mobil", "Phillips", "Texaсо".

Добычей руд цветных металлов, соли, сланцев, нерудных стройматериалов в стране заняты мелкие частные компании. Месторождения , серебра и нефти являются в Великобритании собственностью государства, вне зависимости от принадлежности участка, на котором они залегают; уголь принадлежит Национальному угольному управлению. По закону (1972) государство оплачивает до 35% стоимости разведки и добычи руд цветных металлов, флюорита, барита и калийных солей.


Великобритания обеспечивает себя углём, газом, лёгкими сортами нефти и нерудными строительными материалами (табл. 2).

План развития угольной промышленности, принятый Национальным угольным управлением и одобренный правительством (1977), предусматривает увеличение добычи угля к 2000 за счёт прироста запасов, реконструкции старых и строительства новых шахт (крупнейшая "Селби"). Деятельность угольной промышленности регулируется законами, вводимыми королевской инспекцией шахт и карьеров. Имеется 12 окружных инспекций. В горнопромышленных районах действуют 24 центральные горноспасательные станции, объединённые в 6 групп.

Железорудная промышленность . С конца 50-х годов объём добычи железных руд в Великобритании резко сократился в связи с их низким качеством (среднее содержание Fe 28%) и переориентацией на высококачественное импортное сырьё. В конце 70-х гг. добыча железных руд удовлетворяла менее 10% потребностей страны (в 50-е годы свыше 40%). Разработка железных руд в Великобритании ведётся государственной компанией "British Steel Соrporation" на трёх основных месторождениях — Корби, Сканторп и Бекермет. В районе Корби действуют 6 карьеров, на которых добывают ежегодно около 2 млн. т руды; в районе Сканторпа — штат "Сантон" (0,8-1,0 млн. т) и 2 карьера — "Ярборо" и "Уинтертон" (1,2 млн. и 0,5 млн. т соответственно); в Камберленде — штат "Бекермет" (окол 150 тыс. т). В дальнейшем добыча низкосортной железной руды в Великобритании будет сокращаться и увеличится импорт высококачественного железорудного сырья (свыше 60% Fe). Этому способствует снижение затрат на перевозку крупнотоннажными специальными судами. Для их разгрузки построены порты в Порт-Толботе (обслуживающем металлургические заводы Южного Уэльса), Редкаре (заводы на северо-восточном побережье Великобритании), Иммингеме (завод в Сканторпе) и Хантерстоне (заводы в Шотландии).

Добыча руд цветных металлов . Разработка руд цветных металлов в последние десятилетия резко сократилась, что связано с истощением месторождений, технологическими трудностями (низкая степень извлечения металла — 65-70%), затруднёнными горно-геологическими условиями (обводнённость выработок) и т.п.

По добыче оловянных руд Великобритания занимает 1-е место в Западной Европе. Основная часть разрабатываемых ресурсов олова сосредоточена на полуострове Корнуолл. Из нескольких рудников, функционирующих в стране, 2 рудника — "Саут-Крофти" и "Дживор" — ведут добычу около 200 лет. Разрабатываются олово-рудные жилы средней мощностью 1,2 м, длиной до нескольких километров, глубиной около 100 м. В 1980 на руднике "Дживор" было добыто 118 тысяч т руды, "Саут-Крофти" — 210 тысяч т, "Уил-Джейн" и "Маунт-Уэллингтон" — 280 тысяч т. В небольших количествах эксплуатируются аллювиальные оловоносные россыпи (район между Падстоу и заливом Сент-Айвс). Вероятно, олово будет также извлекаться из комплексных оловянно- вольфрамовых руд месторождения Хемердон. Руда перерабатывается на местном плавильном заводе в Норт-Ферриби. За счёт собственных ресурсов удовлетворяется 20% потребности страны в олове.

Добыча руд свинца и цинка невелика и ведётся попутно при добыче руд других металлов либо путём переработки старых отвалов. Потребность страны в вольфраме удовлетворяется почти полностью за счёт импорта. Незначительное количество вольфрама добывается на оловянном руднике "Саут-Крофти", ранее добывалось на руднике "Кэррок-Фелл" (Камберленд). В перспективе возможно некоторое расширение добычи этого сырья в связи с намечаемым освоением низкосортных месторождений оловянно-вольфрамовых руд Хемердон (близ Плимута), которое будет разрабатываться открытым способом.

Медные залежи Великобритании выработаны, медь добывается только при добыче олова в незначительных количествах и не каждый год.

Горно-химическая промышленность . Её продукция представлена в Великобритании поваренной солью, флюоритом, бромом, калийной солью и серой. Великобритания является вторым после США производителем поваренной соли среди промышленно развитых капиталистических и развивающихся стран (5-6% добычи). Около 90% каменной соли добывается в Чешире и Шропшире, остальное в Присолле (Ланкашир) и районе Ларна (Северная Ирландия). Суммарная мощность предприятий по добыче соли 7 млн. т (1980). Основная масса соли (5,4 млн. т) добывается в виде путём закачки воды в скважины и откачки рассола из других скважин. Во избежание образования подземных пустот ведётся контроль различными приборами с поверхности. Добытая соль широко используется в химической промышленности.

Великобритания занимает 4-е место в Западной Евро

Сегодняшние представления о ХХ веке, как о «веке нефти», в корне неверны.
ХХ век поистине был веком угля - даже в 1955 году доля нефти в мировом балансе энергии составляла всего 6%.
Ну а основой мировой энергетики вплоть до середины ХХ века прочно был уголь - именно он обеспечивал промышленность и транспорт столь необходимой им энергией. Массовый переход на нефть начался только в 1920-е годы, да и то затронул лишь столь специфические отрасли, как военное дело и автомобильный транспорт.

Для тех, кто жил в мире в начале ХХ века, когда над Британской империей никогда не заходило солнце, ответ на вопрос о том, почему именно Британия правит морями и обширными колониями, имел простой и однозначный ответ. Прочным фундаментом Соединенного Королевства в прямом и переносном смысле слова являлся отечественный, британский уголь. Многочисленные английские угольные шахты обеспечивали топливом не менее многочисленные английские заводы и верфи.
Вся территория Великобритании к началу ХХ века была увязана сетью железных дорог, а военный флот Великобритании мог всегда рассчитывать на качественный кардиффский уголь.
Уголь продавался и за границу, но взамен, на выручку от его продажи, приобретались не производившиеся, не добывавшиеся или не выращивавшиеся в метрополии и колониях товары и сырье. Британский торговый флот после конца эпохи парусников бурно развивался благодаря этой торговле и невысокой стоимости угля для английских судовладельцев.
Великобритании, несмотря на её скромные размеры, несказанно повезло с запасами угля. В трех угольных бассейнах Великобритании оказались сконцентрированы все нужные для индустриальной экономики марки угля: в Йоркширском бассейне добывали энергетические угли, в Нортамберленд-Даремском бассейне залегали коксующиеся угли, а Южно-Уэльском добывали сверхкачественный антрацит.
Тот самый кардиффский уголь, на котором русский крейсер «Аскольд» выжал рекордную скорость на Данцигской мерной миле в 1900-м году.

С начала Русско-японской войны «Аскольд» являлся одним из наиболее активно действующих кораблей порт-артурской эскадры. Крейсер участвовал во всех её операциях: вёл артиллерийские бои с японскими кораблями, прикрывал свои миноносцы и отбивал атаки вражеских, досматривал подозрительные торговые суда.
10 августа (28 июля по старому стилю) 1904 «Аскольд», на котором держал флаг командир отряда крейсеров контр-адмирал Рейценштейн, вместе с порт-артурской эскадрой участвовал и в последнем, неудавшемся прорыве русской эскадры из погибающего Порт-Артура в столь близкий, но недостижимый Владивосток. Используя свою высокую скорость и прорвавшись вместе с крейсером «Новик» мимо японской эскадры, «Аскольд», получивший тяжёлые повреждения, пришёл в Шанхай, где был интернирован до конца войны.
Однако подвиг русских солдат и русских матросов не спас Россию от поражения в Русско-японской войне.
Ведь никакая, даже самая значимая победа, никакая мощь человеческого «русского парового катка» уже не могла изменить соотношение формирующегося «мира моторов».

Зависимость импортеров от поставок британского угля можно было без преувеличения назвать колоссальной. В России во время Русско-японской войны всерьез опасались, что симпатизировавшая японцам Англия может прекратить завоз угля в Санкт-Петербург. Никто не сомневался, чем может закончиться такая блокада для города, где все и вся приводилось в движение паровыми машинами, для чего тогда требовался уже 1 миллион тонн британского угля в год. «Петербург, - писали в те годы,- остался бы без света, без воды, и сообщение с внутренними губерниями Империи оказалось бы если отчасти и возможным, то, во всяком случае, весьма затрудненным. В довершение всего в столь горячее время должны были бы прекратить свою деятельность военные и адмиралтейские заводы».
В итоге обескровленная и истощённая Япония, готовая уже идти на почётные для России условия мира и не имевшая возможности продолжать войну против «русского парового катка», оказалась, благодаря Англии, нежданной победительницей в Русско-японской войне.
Однако, надо сказать, что, как и Россия, от поставок британского угля не меньше зависели и Франция, и Италия, и Испания, и большинство других европейских стран - за исключением Германии.


Это не Донбасс, это - Англия!

Примечательно, что викторианская Британия, которая ассоциируется у нас с Шерлоком Холмсом, английскими клубами, лондонскими кэбами, джентльменами, «файв-о-клок-ти» и пышным королевским двором времён «императрицы Индии и королевы Соединённого Королевства» Виктории, занимала тогда столь высокое положение в мире не благодаря всей этой «лондонской тусовке», а опираясь на тяжкий труд людей, находившихся глубоко под землей.

Английское «угольное чудо» было создано отнюдь не за один год. Те, кто сейчас говорят о том, что «атомная энергия развивается слишком долго», наверное, плохо знают историю «века нефти» и «века угля».

Добыча угля на территории Великобритании велась, начиная с XII века, хотя есть свидетельства о том, что английский уголь использовали для отопления своих жилищ ещё римские легионеры. в первых веках нашей эры.
С XIV века (Россия тогда ещё болталась где-то в пределах Средне-русской возвышенности) в Англии известны открытые разработки угля в виде колоколовидных ям глубиной до 12 метров, из которых уголь поднимался наверх в уже корзинах, а вода отводилась подземной дренажной канавой.
С XVI века в Англии внедряется уже разработка угля короткими шахтными столбами при глубине шахт до 30 метров, а в XVII веке глубина шахт достигла уже 90 метров. Стволы английских угольных шахт с этого времени уже проходят с деревянными креплениями сверху донизу, что позволяет избежать ненужных человеческих жертв при случайных обрушениях кровли горной выработки.

Английский путь обеспечения энергией за счёт ископаемого угля в то время уникален для Европы. Ни Россия, ни Швеция - две ведущие металлургические державы того времени не имеют проблем, которые преследуют Англию с самого начала её работы с непослушным железом.
Всё дело в том, что, в отличии от Англии, Швеция и Россия богаты лесом, и не имеют никаких проблем в получении качественного древесного угля, столь необходимого для организации кричного металлургического процесса.
Английские же леса изводятся на цели металлургии угрожающими темпами. В средние века мы ещё можем слышать о благородном разбойнике Робин Гуде, который прячется вместе со своей бандой ватагой в непроходимом Шервудском лесе, но уже к началу XVIII века леса в Соединённом Королевстве практически сведены «под ноль».

Однако, одновременно с этим, растёт и добыча угля в Англии. С конца XVI века и до начала XVIII добыча угля возросла с 200 тысяч тонн до 3 миллионов тонн в год.
Надо сказать, что все эти 3 миллиона тонн угля в буквальном смысле были подняты на поверхность руками людей - механизация первых английских шахт была практически нулевой.


Ещё и в начале ХХ века ручная выкатка угля из шахт была вполне обыденным делом.

В XVIII веке угольная промышленность была наиболее развивающейся отраслью в Великобритании, заложившей фундамент промышленного переворота. Именно задачи обеспечения выкатки угля и откачки воды из шахт и двинули вперёд то, что мы назовём потом «английским паровым катком».
Первым паровым двигателем, заменившим конный привод водяных помп, был двигатель, созданный Томасом Сейвери в 1698 году и получивший название «друг шахтёра». Однако паровой двигатель Сейвери оказался неэффективным и опасным и прорывы труб и котлов стали постоянными спутниками рудничного и шахтного дела.

В середине XVIII века на английских угольных шахтах начали применять для водоотлива насос с паровым двигателем Ньюкомена, что позволило вести разработку обводнённых горизонтов уже на больших глубинах. В 1738 в угольной шахте в Уайтхейвене впервые были проложены стальные рельсы, заменившие деревянные и в шахтах начали появляться первые локомотивы.

С начала XIX века создаются новые технологические средства. На угольных шахтах стали применять вентиляторы с паровым приводом, безопасную рудничную лампу, которую изобрели одновременно в 1815 году англичане Гэмпфри Дэви и Джордж Стефенсон. С середины XIX века при подземной разработке угля для откатки вагонеток стали использовать пони.


Лошадки-пони изначально тоже были выведены отнюдь не для детских развлечений.

Однако сама выемка угля производилась вручную с помощью примитивного шахтёрского инструмента - обушка. С середины XVIII века в отдельных случаях для обрушения пластов начали применять взрывчатые вещества, в основном - дымный порох.
Шахтные установки: насосы центрального водоотлива, вентиляторы главного проветривания к середине XIX века уже имели паровой привод, в отдельных случаях применялся сжатый воздух. Использование электроэнергии на шахтах Великобритании началось с 1880 года, когда в стране уже было свыше 4000 шахт и ежегодная добыча составляла около 200 миллионов тонн угля. Первая врубовая машина с электродвигателем мощностью всего в 7,5 кВт начала работать на шахте «Нормантон» в Йоркшире в конце XIX века, а к 1903 году на шахтах Соединённого Королевства уже работало 149 врубовых машин.

В конце ХХ века, на пике своего нефтяного клондайка на запасах Северного моря, с ядерными реакторами Magnox, со сверхзвуковым «Конкордом» и с роскошными «Роллс-Ройсами», Великобритания потребляла около 220 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.
А к началу ХХ века та же Великобритания, всё ещё с массовым использованием ручного труда шахтёров, без дизелей или реактивных турбин, производила около 150 миллионов тонн нефтяного эквивалента в год.

И, конечно же, значительную часть этой энергии с прибылью для казны и для английского влияния в мире - экспортировала.
Теперь уже трудно поверить, что такая жесткая зависимость от импортного английского угля в той же дореволюционной России вообще могла существовать. Ведь Россия имела собственные угольные шахты и запасы нефти на Кавказе. Добыча нефти бурно развивалась не только в Баку и Грозном, но и в Соединенных Штатах, Румынии, Персии и в провинциях Оттоманской империи, ставших впоследствии Ираком. Только за океаном добыча новой энергии из нефти с 1900 по 1909 год выросла с 19,5 до 41 миллиона тонн. Во многих странах в начале ХХ века уже строились мощные гидроэлектростанции.
Однако на фоне «английского парового катка», который к 1913 году вышел на свой пик, добывая 292 миллиона тонн угля в год, всё это ещё было каплей в море.
Интересны и пути утилизации новой энергии нефти и падающей воды в начале ХХ века. В 1911 году германский профессор А. Швеманн опубликовал анализ мирового рынка энергоресурсов. Он подсчитал, что большая часть нефти - до 70% - шла на изготовление керосина, использовавшегося в керосиновых лампах, и смазочных масел. Так что на долю жидкого топлива для паровых котлов и топлива для взрывных моторов, как тогда именовался бензин, оставалось меньше трети от объёма добывавшейся тогда нефти.
Швеманн посчитал, что это количество способствует выработке различными двигателями 3,5 миллиона лошадиных сил мощности. Природный газ, добычу и использование которого начали в Соединенных Штатах, по расчетам профессора Швеманна, мог дать ещё 2,4 миллиона лошадиных сил. Мощность всех имевшихся на 1909 год в мире гидроэлектростанций оценивалась в 3,4 миллиона лошадиных сил.
На фоне потребности только одного Нью-Йорка ещё десятилетием раннее в 200 тысячах лошадей и всех проблем, сопутствующих нахождению скотины в городе - это уже были серьёзные количества энергии.

В то же самое время на угле вырабатывалось 127,6 миллионов лошадиных сил. Так что гегемония угля была полной и безраздельной.
И все же самое занимательное заключалось в том, что Великобритания отнюдь не была мировым рекордсменом по запасам каменного угля. По разведанным и перспективным залежам британцев далеко опережали американцы, канадцы, китайцы, немцы и русские. Но это ничуть не мешало Британии править бал на мировом угольном рынке. Ведь любая индустрия производства энергии создаётся отнюдь не за один день.

Английские шахтёры бурят каменный уголь, 1924 год. Фото: PA

Пятница 21 апреля 2017 года стала историческим днём для электроэнергетики Великобритании. Впервые со времён Промышленной революции 19 века эта индустриальная страна . Если вы знакомы с историей Великобританией, то можете понять эпохальность этого события. Уголь здесь добывали ещё до вторжения римлян, то есть в Бронзовом веке - на это указывают топоры, найденные в отложениях угля. Правда, в древности уголь нужен был для других целей - для обжига (получение кирпичей, железа), а не для выработки электричества. В промышленных целях уголь будут использовать и в будущем, но не для электрогенерации.

От угля в электросети избавились всего лишь на небольшой период 25 часов, но это только начало. Тенденция такова, что Великобритания уменьшает долю угля в национальной энергосистеме. По заявлению National Grid, первые день без угля как источника электроэнергии - впервые за полтора столетия - является «переломным» моментом.

«Получить первый рабочий день без угля с начала Промышленной революциии - это переломный момент в том, как меняется наша энергетическая система, - сказала Корди О"Хара (Cordi O’Hara) из National Grid. - Великобритания получает выгоду от большого разнообразия пластичных источников электричества. Это сочетание энергии продолжает изменяться по мере того как National Grid приспосабливает работу системы для проведения этих изменений. Но важно помнить, что уголь по-прежнему остаётся важным источником энергии, пока мы переходим на систему с низким содержанием углерода»»

В день 21 апреля 2017 года вместо угля Великобритания получала электроэнергию от следующих источников:

  • природный газ: 50,3%
  • атомная энергия: 21,2%
  • ветер: 12,2%
  • биомасса: 6,7%
  • солнечная энергия: 3,6%
  • импорт: 8,3% (вероятно, в основном, атомная энергия по 2 ГВт каналу из Франции)
  • экспорт: −2,3%
Как видно, главными заменителями угля в национальной энергосистеме стали природный газ и атомная энергия. Доля возобновляемых источников гораздо меньше, но постепенно растёт.

До пятничного дня национальной энергосистеме несколько раз удавалось продержаться без угля продолжительные периоды времени. Рекордом до этого были 19 часов на выходные в мае 2016 года. Ну а сейчас удалось продержаться около 25 часов. Приятно, что в этот промежуток попали полные сутки 21 апреля.

Подробную статистику по энергопотреблению Великобритании можно посмотреть в сервисе BMRS . Там видно, что последний киловатт от угольных электростанций получен 20 апреля в интервале с 22:30 до 23:00 (137 МВт), а следующий - только 22 апреля в интервале с 00:00 до 00:30 (19 МВт). Кстати, сегодня в воскресенье 23 апреля Великобритания тоже пока держится без угля аж с 8:00 утра (временной период 16) до настоящего времени, то есть до 14:00 по местному времени (16:00 по МСК).

21 апреля 2017 года Великобритания продержалась без угля впервые с момента первого подключения к центральной энергетической системе угольной электростанции Holborn Viaduct (Edison Electric Light Station) в 1882 году, которую построила компания Томаса Эдисона Edison Electric Light Company. Станция начала работу 12 января 1882 года, через три года после изобретения электрической лампы накаливания. Пар от котлов поддерживал работу 27-тонной турбины. Мощность генератора составляла 125 лошадиных сил (93 кВт). В первое время генератор давал энергию для 968 уличных фонарей с лампами накаливания, а позже к нему подключили 3000 ламп.

Вторую в мире угольную электростанцию такого типа Томас Эдисон открыл в сентябре 1882 года в Нью-Йорке.

Интересно, что историческую станцию Holborn Viaduct закрыли из-за убытков всего через четыре года - в 1886 году, а уличные фонари перевели обратно на керосин. Но в последующие годы открылось много других угольных электростанций и ТЭЦ для отопления домов. Дошло до того, что в 1956 году в Великобритании был принят закон о защите чистого воздуха Clean Air Act. Чтобы бороться с непереносимым смогом, угольные энергостанции запретили размещать в черте города.

С 1970-х годов уголь для ТЭЦ начал стремительно заменяться природным газом, богатые запасы которого есть в Северном море, а в 1980-е годы доля атомной энергетики выросла до 25%. С тех пор доля АЭС остаётся примерно на одинаковом уровне, а уголь продолжил вытесняться природным газом и другими источниками.


Угольная электростанция Ferrybridge в Западном Йоркшире закрыта в 2016 году после 50 лет работы

Ещё пять лет назад такое сложно было представить. В 2012 году в Великобритании работали 17 угольных станций максимальной мощностью 23 ГВт, что примерно соответствует половине пикового потребления электроэнергии в Великобритании. Несколько их них были закрыты в 2013 году по нормативам Евросоюза об уменьшении количества кислотных дождей, а ещё несколько стали нерентабельными и закрылись после того, как их обязали квоты на выброс CO 2 по цене £18 за тонну.

Сейчас осталось 8 угольных станций на 14 ГВт, которым очень тяжело конкурировать со станциями на природном газе, где не такое тяжёлое бремя квот на выброс CO 2 . Ещё тяжелее конкурировать с возобновляемой электроэнергетикой, которую субсидирует правительство.

В 2016 году британское правительство поставило задачу закрыть последнюю угольную электростанцию к 2025 году.

Последняя глубокая угольная шахта в Великобритании закрылась 18 декабря 2015 года . Добыча продолжается в 26 открытых разрезах.

И его экспорте в Россию. Приведены данные по добыче угля в США и Китае. Отмечу несколько моментов.

1. Именно добыча угля в Англии явилась основой и становления промышленного производства, и поступления в страну валюты, и строительства колониальной империи Великобритании.

2. Пишу о том, что Россия продает нефть и газ по грабительским ценам. При этом, внутри страны цены на них находятся на уровне умеренной рентабельности. Англия поступала по-другому. Цены на уголь внутри страны были максимально высокими. А за ее пределами – низкими.

3. Пишу о том, что имеется неверная трактовка понятия «метрополия». Метрополия – это имперское сообщество, но не некая территория или этнос. Англия не являлась метрополией Великобритании. Ее жители также состояли в имперском договоре и были обязаны поставлять ресурсы на нужды империи. Лезли в шахты и добывали уголь. А сами покупали его по завышенной цене. Покупали и мыло, сделанное из российского сала. Угольную пыль нужно было чем-то смывать.

4. Англия (Великобритания) плотно сидела на «сырьевой игле» (уголь).

5. Из России в Англию за энергоресурсы уходили огромные деньги. В качестве примера приводил недавно суммы, которые уходят из Турции за энергоресурсы – 50-60 млрд долл. в год.

6. Донбасс – это один из первых российских промышленных кластеров. Добыча угля обеспечила становление промышленного производства.

7. Именно социалисты и британские профсоюзы открыли дорогу (стачками) в Европу углю из США.

8. Британские профсоюзы угольщиков вели против своей страны подрывную деятельность (требовали от СССР прекратить поставку нефти). От себя добавлю. Сломить профсоюзы смогла только М. Тэтчер.

>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>>

Угольное ушко

Краеугольный уголь

Для тех, кто жил в почти забытую теперь эпоху, когда над Британской империей никогда не заходило солнце, ответ на вопрос о том, почему именно Британия правит морями и обширными колониями, имел простой и однозначный ответ. Прочным фундаментом Соединенного Королевства в прямом и переносном смысле слова являлся уголь . Многочисленные шахты обеспечивали топливом не менее многочисленные английские заводы и верфи. Уголь продавался за границу, и взамен приобреталось не добывавшееся или не выращивавшееся в метрополии и колониях сырье. Британский торговый флот после конца эпохи парусников бурно развивался благодаря этой торговле и невысокой стоимости угля для отечественных судовладельцев.
Зависимость импортеров от поставок британского угля можно было без преувеличения назвать колоссальной. В России во время Русско-японской войны всерьез опасались, что симпатизировавшая японцам Англия может прекратить завоз угля в Санкт-Петербург. Никто не сомневался, чем может закончиться такая блокада для города, где все и вся приводилось в движение паровыми машинами, для чего требовался 1 млн тонн британского угля в год. "Петербург,- писали в те годы,- остался бы без света, без воды, и сообщение с внутренними губерниями Империи оказалось бы если отчасти и возможным, то, во всяком случае, весьма затрудненным. В довершение всего в столь горячее время должны были бы прекратить свою деятельность военные и адмиралтейские заводы". Не меньше зависели от поставок британского угля Франция, Италия, Испания и большинство других европейских стран, за исключением Германии.

Теперь уже трудно поверить, что такая жесткая зависимость от импортного угля вообще могла существовать. Ведь Россия имела собственные угольные шахты и запасы нефти на Кавказе. Добыча нефти бурно развивалась не только в Баку и Грозном, но и в Соединенных Штатах, Румынии, Персии и в провинциях Оттоманской империи, ставших впоследствии Ираком. Только за океаном добыча нефти с 1900 по 1909 год выросла с 19,5 млн до 41 млн тонн. Во многих странах строились гидроэлектростанции.

Однако факт оставался фактом. В 1911 году германский профессор А. Швеманн опубликовал анализ мирового рынка энергоресурсов. Он подсчитал, что большая часть нефти - до 70% - шла на изготовление керосина, использовавшегося в керосиновых лампах, и смазочных масел. Так что на долю жидкого топлива для паровых котлов и топлива для взрывных моторов, как тогда именовался бензин, оставалось меньше трети добывавшейся нефти. Швеманн считал, что это количество способствует выработке различными двигателями 3,5 млн лошадиных сил мощности. Природный газ, добычу и использование которого начали в Соединенных Штатах, по расчетам профессора Швеманна, мог дать 2,4 млн лошадиных сил. А мощность всех имевшихся на 1909 год гидроэлектростанций оценивалась в 3,4 млн. В то же самое время на угле вырабатывалось 127,6 млн лошадиных сил. Так что гегемония угля была полной и безраздельной.
И все же самое занимательное заключалось в том, что Великобритания отнюдь не была мировым рекордсменом по запасам каменного угля. По разведанным и перспективным залежам британцев далеко опережали американцы, канадцы, китайцы, немцы и русские. Но это ничуть не мешало Британии править бал на мировом угольном рынке.

Гильдия-феникс

Секрет британского угольного могущества заключался в отлаженном столетиями механизме контроля над рынком, а также в благосклонном отношении высшей власти страны к контролировавшим угольные потоки объединениям углепромышленников. Британская угольная монополия возникла вполне естественным путем. Все права на недра принадлежали британским монархам, и, к примеру, королева Елизавета I лично определяла, кто из предпринимателей получит право на разработку тех или иных ископаемых. Во время ее правления, с середины XVI столетия, в Англии едва ли не раньше всех в Европе начали промышленную добычу угля.
Достаточно скоро, в 1600 году, образовалось и первое объединение владельцев шахт, "Гильдия хозяев", регулировавшая цены на черное золото той эпохи. Монополисты, как водится, легко нашли общий язык с властными структурами. Почтенные владельцы копей гарантировали ее величеству уплату шиллинга с каждого добытого чельдрона (примерно 907 кг) угля, что позволяло пополнять королевскую казну без хлопотного и долгого взимания налогов и пошлин с каждого владельца шахты. В обмен "Гильдия хозяев" получила монопольные права на торговлю углем в главном угольном районе Британии - Ньюкасле. Без согласия гильдии ни одно торговое судно не могло загрузиться углем. Она же устанавливала цены и делила квоты на добычу между шахтовладельцами. При этом членами гильдии оказались лишь крупные углепромышленники, и лишь самые богатые из них составили главный комитет, где, собственно, и решались все вопросы. Мелким собственникам шахт оставалось либо подчиниться, либо разориться, поскольку продавать уголь можно было только через гильдию.

Правда, очень скоро у "Гильдии хозяев" появилось множество врагов - из числа как ущемленных шахтовладельцев, так и недовольных высокими ценами на уголь купцов и владельцев мастерских и заводов. Их постоянные требования реформировать или ликвидировать монополию были услышаны при дворе, и в 1609 году вышел королевский манифест, отменявший любые монополии. Однако на деле ничего не изменилось. Сменивший Елизавету король Яков I и его сын и наследник Карл I нуждались в деньгах больше, чем в свободном угольном рынке. Так что всякий раз, когда недовольство нарастало, в Ньюкасл выезжала полномочная комиссия, посланцы монарха говорили грозные слова - и все продолжалось по-прежнему. В периоды особенно сильных нападок на формально не существующую гильдию короли вновь издавали антимонопольные акты и продолжали получать плату от ее главного комитета. А три десятилетия спустя после мнимого роспуска "Гильдии хозяев", в 1638 году, Карл I законодательно восстановил все ее льготы и привилегии, включая право "задерживать весь тот уголь, который будет сдан на корабль помимо гильдии".
К тому времени у "Гильдии хозяев" сложились твердые принципы руководства энергетическим рынком. Главной его частью считался местный рынок, где поддерживались самые высокие цены. Дороже всего продавали топливо в самом богатом городе страны - Лондоне. Естественно, лондонцы называли эти цены невыносимыми. За границей самым дорогим был уголь для близлежащих стран, а для отдаленных, рынки которых еще не попали под полный британский контроль по причине приверженности к топке печей дровами, устанавливали демпинговые цены.
Основным инструментом регулирования рынка были квоты на добычу угля. Главный комитет "Гильдии хозяев" оценивал примерный спрос на уголь, а затем определял размеры добычи для каждой шахты. А чтобы ни у кого не возникало желания нарушить правила, существовала система штрафов, согласно которой владелец шахты, продавший уголь сверх норматива, отдавал незаконно полученную выручку вынужденным уменьшить добычу коллегам. Благодаря этому цены неуклонно ползли вверх, и за 70 лет, с 1583 по 1653 год, к ужасу англичан, поднялись вдвое.

Казалось, что незыблемости монополии ничто не угрожает. После очередных официальных ликвидаций она возрождалась вновь и вновь в разных формах и под разными именами. Когда в Британии открывались новые угольные месторождения, монополисты вступали с новичками в ожесточенную борьбу, которая неизменно заканчивалась соглашением, установлением квот и их новым разделом.
"Нет сомнения,- писали английские историки об очередном монопольном соглашении по углю 1771 года,- что, взвесив все соображения, они сочли за благо предпочесть временные и целесообразные уступки взаимному истреблению, беспощадной борьбе, конца которой никто не мог предвидеть,- и с их точки зрения, они поступили разумно".
Внутри гильдии, как бы она ни называлась, всегда существовали трения, поскольку более мощные ее члены пытались увеличить свою долю продаж за счет беднейших и слабейших. Но возникавшие конфликты неизменно гасились, и в XIX веке владение шахтой или акциями угольного предприятия считалось таким же престижным, как в XX столетии - участие в нефтяном бизнесе. Англичане иронизировали, что любое накопленное нечистыми способами состояние может стать привлекательным в глазах общества, пройдя очищение под землей.
На британских шахтах в середине XVIII века впервые в мире стали применяться паровые машины для откачки воды и подъема угля. Так что себестоимость угля неуклонно падала, что позволяло захватывать все новые и новые заморские рынки.

Альтернативные источники

На рубеже XIX-XX столетий зависимость европейских стран от английского угля носила почти катастрофический характер. Лишь Германия, имевшая собственные угольные шахты, могла обеспечивать себя и даже экспортировать незначительное количество топлива в соседние страны - Бельгию, Голландию, Австро-Венгрию, Францию, Швейцарию и Россию. Италия со своими небольшими запасами угля почти полностью зависела от поставок из-за рубежа, причем 80% этого угля доставлялось из Англии. Франция, имевшая собственную достаточно развитую угледобычу, покрывала свои потребности лишь на две трети, получая остальное по большей части из Англии.
Мириться с этой ситуацией ни французы, ни итальянцы не собирались и, развивая альтернативные источники энергии, получили впечатлявшие современников результаты.
"Стремясь по примеру других стран освободиться от иностранного топлива,- говорилось в русском обзоре 1908 года,- Франция достигла уже весьма крупного успеха, а именно в течение 7-8 лет потребление угля во Франции остается почти неизменным, колеблясь весьма мало около цифры 48,5 млн тонн (в 1898 году - 47 млн, в 1900 - 48,8 млн, в 1903 - 48,2 млн тонн и в 1905 - 48,669 млн тонн). Несмотря на то что промышленность, железные дороги и флот Франции развиваются весьма быстро, ввоз иностранного угля по своему количеству остается почти неизменным...

Стационарное потребление Францией угля иностранной и собственной добычи объясняется применением улучшенных способов трансформации тепловой энергии в механическую, но особенно сильную конкуренцию углю создали гидроэлектрические установки, которые, как и в Италии, с одной стороны, служат развитию промышленности, с другой - побуждают вполне или отчасти заменять паровые двигатели электромоторами".
Не меньших успехов добились Италия и Швейцария. А вот в России до Крымской войны 1853-1856 годов на энергетическую зависимость от Англии смотрели достаточно спокойно. Прежде всего потому, что зависимость была взаимной. Русские купцы контролировали значительную часть британского зернового рынка, а по некоторым другим товарам были попросту монополистами. К примеру, все высококачественное английское мыло изготовлялось из русского сала. А цены на яйца в Лондоне резко падали весной и осенью, когда начинался сезон доставки из России этого продукта, без которого немыслим настоящий английский завтрак. Нечего было говорить о пеньке и льне, поскольку британцы считали, что прочные волокна гораздо выгоднее возить из России, чем добывать в собственных колониях. Мало того, приезжавшие в Петербург англичане с горечью писали, что в российской столице британский уголь стоит на 40% дешевле, чем в Лондоне .
Однако во время Крымской войны товары из России были сильно потеснены конкурентами - ситуация перестала нравиться и русскому правительству, и русскому обывателю. В стране стали раздаваться призывы найти альтернативу английскому углю, ведь ежегодно приходилось платить за него астрономическую по тем временам сумму - 20 млн рублей , которую нередко называли данью новым варягам. С началом развития сети российских железных дорог потребление угля увеличилось настолько, что петербургский порт перестал справляться с его приемкой, и в 1900-1910 годах потребовалось его расширение, стоившее, согласно только первоначальному проекту, 22 млн рублей.
Правления железных дорог вместе с Министерством путей сообщения предлагали императорскому правительству идти по пути Франции, Италии и Швейцарии. По заказу путейских служб и частных предпринимателей было проведено обследование рек, после чего предложено несколько проектов, наиболее предпочтительным из которых из-за близости к Петербургу считалась ГЭС на порогах реки Волхов. Однако решение вопроса постоянно откладывалось, поскольку наилучшим путем борьбы с английским угольным засильем в России сочли развитие собственной добычи угля.
Разработка копей на юге России, в районе, названном позднее Донецким угольным бассейном, началась в XIX веке , причем сопровождалась настоящей угольной лихорадкой. В районах с разведанными запасами начали массово появляться "крестьянские шахты" - вырытые местными жителями и приезжими охотниками за легкими деньгами пещеры. Самодеятельные шахтеры часто гибли в своих шахтах, а продать нарытый ими уголь было крайне проблематично, поскольку в начале освоения южнорусского угля никаких подъездных путей туда не существовало.

Со временем появились полноценные шахты, железные дороги и даже Союз горнопромышленников юга России, в котором некоторые из его участников видели отечественный аналог британской "Гильдии хозяев". Но вот результаты были совершенно иными. Добыча росла, но южнорусскому углю оказалось по силам конкурировать с британским только на построенных в тех же южных губерниях металлургических заводах. А в остальных частях империи англичане выигрывали вчистую. В Петербурге пуд британского угля стоил от 16 до 18 копеек, а южнорусский - больше 22 .
Русские углепромышленники (среди которых со временем стало все больше иностранцев, скупавших шахты) добивались от правительства специальных льготных тарифов для перевозки угля. Но расчеты показывали, что даже после их введения цена отечественного топлива не упадет ниже 21 копейки за пуд. Единственным, чего удалось добиться Союзу горнопромышленников юга России, было введение в 1884 году особых пошлин на английский уголь, ввозимый через южные русские порты, прежде всего Одессу,- они стали вчетверо выше, чем на Балтике. Лишь эти постоянно растущие пошлины помогли ограничить ввоз британского топлива в Россию.
Устранив конкурентов на своей территории, русские шахтовладельцы решили осваивать страны, исконно импортировавшие британский уголь: Болгарию, Румынию и Италию. В 1902 году очередной съезд Союза горнопромышленников постановил отправить экспедицию в эти страны для изучения рынков сбыта. Вот только по доброй русской традиции эта поездка превратилась в увеселительный вояж группы управляющих шахтами и специалистов горного дела. Еще до их отъезда было понятно, что русский уголь конкурировать с британским не может ни на Балканах, ни на Апеннинах. Чтобы хоть как-то приблизиться к британскому топливу по цене, нужно было отменить все вывозные и портовые пошлины на южнорусский уголь, а от правительства потребовали выплачивать горнопромышленникам специальные премии за экспорт угля. Кроме того, шахтовладельцы сочли, что сбыт их продукции затруднен из-за слабого знакомства с ней потребителей. Поэтому был организован круиз парохода-выставки по Черному и Средиземному морям.
"Плавучая Выставка,- вспоминал впоследствии профессор П. Фомин,- была организована Русским Обществом Пароходства и торговли осенью 1909 года и имела целью посетить порты Болгарии, Турции, Греции и Египта в видах ознакомления потребителей этих рынков с продуктами горной и горнозаводской промышленности юга России. Инициаторы Выставки обратились к Совету Съезда горнопромышленников юга России, и в результате Советом Съезда была устроена на выставке особая витрина (в виде подземной части каменноугольного рудника, с образцами продуктов горной и горнозаводской промышленности Донецкого Бассейна); другая часть полученных образцов была рассортирована по ящикам и раздавалась потребителям тех портов, куда заходил пароход Плавучей Выставки...
Выставка захватила значительный район: она посетила два порта в Болгарии (Варну и Бургас), пятнадцать портов в Турции (Константинополь, Дарданеллы, Ясон, Салоники, Суды, Яффа, Кайфа, Бейрут, Триполи, Александретта, Мерсина, Смирна, Самсун, Керасунд и Требизонд), один порт в Греции (Пирей) и два порта в Египте (Александрия и Порт Сайд).

Выставка возбудила большой интерес к Донецкому Бассейну со стороны торговых кругов Ближнего Востока, в Совет Съезда поступило много предложений поставить пробные партии товара, запросов о ценах, условиях поставки и т. п. Но в то же время с полной очевидностью обнаружились и все трудности, стоящие на пути осуществления этого дела.
Здесь прежде всего следует отметить недостаток торговой организации. Было совершенно очевидно, что овладение ближневосточным и итальянским рынками не под силу ни Совету Съезда горнопромышленников юга России, ни отдельным горнопромышленникам, которым, конечно, было не под силу бороться с мощной английской торговой организацией на этих рынках; да, кроме того, всякий при этом руководился элементарными соображениями, свойственными всякому участнику торговой конкуренции, чтобы, выступив пионером в этом деле, не подготовить почвы для своего торгового соперника, который по проложенной дорожке может использовать результаты работы такого пионера".
Однако главный вывод после поездки был следующим: зачем заниматься экспортом и тратить огромные деньги на продвижение на зарубежные рынки, когда есть собственный, необъятный русский. И на вытеснение англичан с юга Европы и севера России махнули рукой.

Темная по-европейски

Соединенные Штаты в XIX и начале XX века не выглядели заметным игроком на мировом угольном рынке, как считали тогдашние аналитики, потому что практически весь добываемый уголь потреблялся американской промышленностью. Поэтому начавшуюся в 1900-е годы модернизацию и механизацию заокеанских шахт в Европе не увидели и не оценили. Однако достаточно скоро американский уголь полностью вытеснил английский из Канады и Южной Америки.
Следующий этап американской угольной экспансии начался во время первой мировой войны. Немалое число традиционных потребителей оказались отрезанными от британских шахт, и место англичан на азиатском и частично европейском угольных рынках начали занимать американцы. Однако звездный час для американского угля настал после окончания войны. Ее итоги для угольной индустрии оказались весьма печальны. Шахты на севере Франции оказались полностью разрушены, не лучше обстояло дело и в Бельгии. В Германии за время войны существующие шахты, как писали в то время, были почти полностью выработаны. В Англии не без труда находили замену погибшим на фронте шахтерам, и из-за этого добыча угля в стране резко снизилась. К тому же под влиянием социалистов и профсоюзов британские углекопы начали устраивать стачку за стачкой, что в итоге привело к общеевропейскому угольному кризису .
В 1919 году в крупнейших европейских городах начались отключения электричества, перестали ходить трамваи, было резко сокращено движение по железным дорогам. Европейские газеты как об апофеозе кризиса писали об остановке знаменитого "Восточного экспресса", для которого в Австрии не смогли найти угля. Создавшейся ситуацией не преминули воспользоваться американцы. В Европу пошли пароходы с углем, а на будущее американские угольщики предлагали заключать контракты по крайне привлекательным для потребителя ценам . Естественно, британцы пытались противодействовать этому пиратскому набегу и уже в начале 1920-х годов частично восстановили свои позиции.
"После периода максимальной депрессии во второй четверти 1921 года,- говорилось в советском обзоре 1924 года,- английская угольная промышленность быстро восстанавливается, понижается стоимость жизни, увеличивается производительность труда, возрастает число рабочих, понижается себестоимость производства, и цены на британский уголь с сентября 1920 года к январю 1922 года падают с 90 шилл. до 22 шилл. 9 пенсов за тонну. Параллельно с этим английский экспорт вновь начинает быстро возрастать, приближаясь к довоенному уровню".
Однако испуганные кризисом промышленники и правительства большинства стран предпочли усиленно развивать все виды собственной топливной промышленности.
Вслед за европейцами строить шахты начали в Китае, причем перманентная гражданская война между китайскими милитаристами этому ничуть не мешала. Дешевизна угля из Поднебесной объяснялась не массовой механизацией шахтных работ, как в Соединенных Штатах, а дешевизной рабочей силы и традициями китайских углекопов. Как отмечали русские дипломаты в Китае, у них не было привычки каждый день подниматься на поверхность: отправившись в забой, они оставались там месяцами. Это обстоятельство привлекало в ряды шахтеров скрывавшихся от кредиторов должников и разного рода лиц, разыскивавшихся властями. Также по традиции владельцы шахт категорически отказывались называть подлинные имена своих рабочих, так что в обмен на невыдачу на поверхность большинство китайских шахтеров трудилось исключительно за еду. Немногим дороже обходился труд шахтеров и советскому руководству . Так что, обладая огромными резервами рабочей силы, в СССР начали осваивать все новые и новые угольные районы, и поставки британского угля в Советский Союз постепенно сошли на нет .
Однако подлинным могильщиком британской угольной монополии стала нефть. Чем больше ее добывали, чем ниже становилась себестоимость нового черного золота, тем менее рентабельной оказывалась добыча угля. В 1960-е годы британские профсоюзы шахтеров требовали от советского руководства из соображений пролетарской солидарности прекратить поставки нефти в Великобританию . Вот только в СССР к тому времени экономика требовала все больше и больше валюты, а политика, как учили классики марксизма, была концентрированным выражением экономики. Так что просьбы британских товарищей проигнорировали. А последний гвоздь в гроб британской угольной монополии вбила добыча природного газа в Северном море .
А методы "Гильдии хозяев" использовали все топливные монополисты вне зависимости от того, что они добывали и продавали и в какой стране базировались их правления. В императорской России, к примеру, весь сбыт нефтепродуктов за рубеж через Батум контролировали фирмы Ротшильдов, а через Новороссийск - Нобелей. Никакие мелкие фирмы, не договорившиеся с ними, ничего экспортировать не могли и были обречены на скорое поглощение ведущими игроками. И с этой монополией тоже усиленно боролись, но ее держатели находили общий язык с чиновниками и продолжали свою игру вплоть до конца капитализма в России. Только после начала первой мировой и катастрофического падения экспорта эта монополия естественным путем приказала долго жить.
И это, собственно, главный итог долгой борьбы с британским угольным и иным засильем на топливном рынке: естественные монополии умирают только естественным путем.
ЕВГЕНИЙ ЖИРНОВ