Регулирование естественных монополий невозможно путем. Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей - естественных монополий лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опы

Большинство чистых монополий представляют собой естест­венные монополии и поэтому подлежат общественному регули­рованию. Естественная монополия имеет место в отраслях газо-, водо- электроснабжения (похожее положение складывается и на рынках некоторых сельскохозяйственных продуктов, которые производятся на участках земли исключительного свойства - чешское пиво, французское шампанское и т. п. Здесь также можно вести речь о естественных монополиях, потому что коли­чество такой земли ограничено). Чаще всего в отраслях общест­венного потребления (коммунальное хозяйство) существует воз­можность злоупотребления со стороны естественных монопо­лий, что может негативно сказаться на уровне жизни населения. В первую очередь речь идет о повышении тарифов и цен пред­приятиями-монополистами. Это приводит к росту издержек производства в других отраслях, а значит и к росту цен на другие товары. (Именно такую картину можно наблюдать в случае уве­личения цен главными естественными монополисты и в Рос­сии - РАО «Газпром», РАО «ЕЭС России», Министерством пу­тей и сообщений.) Данные факты обуславливают необходимость государственного регулирования таких фирм со стороны специ­альных административных органов. Существует два возможных варианта действий государства в этом случае:

1. Установление государственной собственности на предприятия - естественные монополии, а следовательно, и государственных цен на их продукцию.

2. Государственное регулирование естественных монополий с помощью установления предельного уровня рентабельности или с помощью прямого ограничения уровня цен на продукцию ес­тественных монополий. В развитых странах - это основной путь борьбы с негативными сторонами деятельности естественных монополий.

При анализе вопросов регулирования деятельности естествен­ных монополий посредством контроля за ценообразованием на естественно-монопольные товары будет небезынтересно рассмотреть теоретическую модель регулируемой монополии. Рассмот­рим эту проблему на конкретном примере гипотетической естест­венной монополии, основные параметры которой будут характе­ризоваться положением графиков, представленных на рисунке. Монополия максимизирует прибыль в точке Е (MR = MC) при объеме производства Q opt и цене Р А. В этом случае, как видно на графиках, цена не равна предельным издержкам, т. е. не выпол­няется требование эффективного распределения ресурсов в эко­номике. С точки зрения общества, это существенный недостаток, и его желательно исправить. Оптимальной была бы ситуация ра­венства цены и предельных издержек.

В нашем случае график спроса и график предельных издер­жек пересекаются в точке В, соответственно цена на данный продукт, которая бы устроила общество, составляет Р в. Если правительство установит на монопольный продукт предельный уровень цен в размере Р в, тогда график спроса будет выглядеть как ломаная линия Р В ВD x . Таким образом, государство искусст­венно вносит в экономику элемент, аналогичный чистой конкурен­ции, а следовательно, в точке В в этих условиях фирма-монопо­лист будет максимизировать прибыль или минимизировать убытки (что происходит чаще). Подобная ситуация устраивает государство, а цена Р в получила название общественно-оптимальной цены. Однако в большинстве случаев эта цена не покры­вает средних валовых издержек фирмы, и она несет убытки. Так как Р B ниже минимального значения АТС, то фирма несет убыт­ки при любом объеме производства, что в долгосрочном плане чревато банкротством.

Выход из этой ситуации может быть в следующем:

Предоставление со стороны государства субсидий регули­руемым естественным монополиям;

Согласие на ценовую дискриминацию, которую могут осу­ществлять эти фирмы по отношению к потребителям; в этом случае график предельного дохода совпадет с графи­ком спроса на монопольный продукт;

Чаще всего в реальной действительности этим фирмам дают возможность получать нормальную прибыль в ущерб эффективному использованию ресурсов; т. е. цена будет соответствовать значению АТС - Р с (проекция точки пересе­чения графиков АТС и D x на ось ординат).

Перед государством в большинстве случаев стоит проблема, что предпочесть - неэффективное распределение ресурсов или неэффективность функционирования отдельных фирм.

Государственное регулирование естественных монополий

Введение............................................................................................................. 3

1. Государственное регулирование естественных монополий: понятие, сущность 4

Отсутствие законодательной и нормативной базы, опыта и традиций экономического регулирования в России, большие размеры и слабая “прозрачность” отраслевых хозяйственных структур в этих отраслях объективно затрудняли быстрое создание соответствующей системы государственного регулирования. Важнейшей стратегической задачей государственной политики в этих условиях представлялось проведение реструктуризации этих отраслей с целью разделения в них потенциально конкурентных и естественно монопольных сфер хозяйственной деятельности, способствующей сокращению сферы государственного регулирования и замене, там где это возможно и экономически целесообразно, малоэффективных затратных методов регулирования на рыночные стимулы.

1. ГОСУДАРСТВЕННОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ – ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ

Для начала следует выяснить, что представляет собой государственное регулирование естественных монополий. Приведем следующие определения.

Государственное регулирование естественных монополий (ГРЕМ) - система мер, ограничивающая возможность установления монопольно высоких цен на товары и услуги естественных монополий (РАО ЕЭС, Газпром, железнодорожный транспорт, водопровод и др.) с целью уменьшения их отрицательного воздействия на функционирование предприятий реального сектора экономики и уровень жизни населения. ГРЕМ призвано создавать условия для экономического роста, не допускать установления цен на товары и услуги естественных монополий на уровне, делающем функционирование основной массы производительных потребителей неэффективным, а личное потребление чрезмерно дорогим. ГРЕМ предполагает формирование эффективной воспроизводственной политики естественных монополий и потребителей. Государственное регулирование касается также объемов производства товаров и услуг естественных монополий.

Как известно, наиболее эффективной организацией экономики, многими крупными учеными и политиками признается конкурентный рынок. Однако, в силу большого числа разнородных социально-экономических факторов совершенная конкуренция не является естественным состоянием рынков. Более того, функционирование ряда отраслей общественного производства на конкурентной основе невозможно или не эффективно, то есть естественной для них становится высокая степень монополизации.
Классическими примерами естественных монополий на федеральном уровне являются передача электроэнергии, нефти и газа, железнодорожные перевозки, а также отдельные подотрасли связи, а на региональном уровне - коммунальные услуги , включая теплоснабжение , канализацию, водоснабжение и т. д. Следует заметить, что во многих странах в последние годы сфера и масштабы государственного регулирования существенно сократились как в связи с технологическими нововведениями, так и в результате появления новых подходов к формированию и регулированию соответствующих рынков.

Естественная монополия в промышленном производстве представляет собой случай, когда для общества в целом монополистическая организация производства и реализации продукции экономически более предпочтительна, чем создание конкурирующих между собой предприятий. Основной причиной возникновения и сохранения естественных монополий в сфере производственной деятельности является наличие в ряде отраслей исключительно высокой отдачи от масштаба производства одним предприятием вследствие определенных технологических особенностей.

Отличительная черта таких отраслей - использование сетевых структур (трубопроводный транспорт, системы водоснабжения, линии электропередачи, железнодорожные пути и т. д.). Подобная организация производства требует больших капитальных вложений , не доступных для мелких и средних инвесторов, и предусматривает значительные постоянные издержки. Поэтому необходимым условием их существования является возможность экономии на масштабах, достижение таких объемов производства, при которых происходит достаточное снижение удельных издержек на единицу продукции. Кроме того, активы воплощенные в проложенных железных дорогах, телефонных линиях связи, трубопроводах и т. п. исключительно специфичны, имеют ограниченные рамки применимости и не могут быть легко переориентированы на другие рынки. Это определяет эффективность сосредоточения выпуска у единственного производителя.

В случае рынка электрической и тепловой энергии это подразумевает, что энергоснабжение потребителей обеспечивается с достаточной степенью надежности. В электроэнергетике высокая отдача от масштабов производства связана с высокой фондоемкостью, уровнем концентрации мощностей и централизации управления технологическими процессами.

Необходимость и задачи государственного регулирования цен в естественных монополиях.

В странах с развитыми рыночными экономиками современная концепция регулирования естественных монополий предполагает, что применение государственного регулирования считается оправданным в тех случаях, когда определенный товар (услуга) производятся единственным экономическим субъектом при условии, что конкуренция между аналогичными предприятиями невозможна по технологическим и или экономическим причинам, и рост объема производства единственного субъекта сопровождается снижением удельных издержек (экономия на масштабах).

В экономике СССР все цены устанавливались в плановом порядке, а ресурсы распределялись централизованно, поэтому практически не производилось специальное выделение отраслей, относящихся к естественным монополиям. Переход к рыночной экономике обусловил необходимость применения определенных методов регулирования естественных монополий. Эта необходимость вызвана рядом причин.

Несмотря на наличие технической эффективности концентрации производства в руках одного предприятия, практика рынка выявляет немало фактов злоупотребления монопольным положением в форме завышения издержек или вздувания прибыли, что сводит на нет социальный эффект от экономии на масштабе из-за диктата неоправданно высоких цен. При этом подобные злоупотребления зачастую чрезвычайно трудно распознать извне в силу того, что реальное положение дел монополиста является, как правило, тщательно скрываемой информацией.

Ввиду того, что естественные монополии, как правило, производят продукцию, необходимую для нормального функционирования большинства предприятий и составляющую значительную часть потребляемых ими ресурсов, неплатежи за продукцию естественных монополий выливаются в кризис неплатежей в масштабах экономики государства. Распространение неплатежей - результат ценовой дискриминации естественных монополий и других экономических структур, обладающих влиянием на рынке и не стесненных в своей деятельности регулирующим воздействием государства.

Необходимость регулирования цен в естественных монополиях обусловлена не только отрицательными последствиями монопольного поведения. Существует и обратная сторона медали: разумная дифференциация цен на продукцию естественных монополий может служить мощным инструментом экономической политики государства , позволяющим регулировать хозяйственную активность различных отраслей и сглаживать ее сезонные колебания. Иными словами, механизм воздействия на экономику через систему регулируемых цен является эффективным дополнением к фискальной макроэкономической политике .

2. СИСТЕМА ГОСУДАРСТВЕННОГО РЕГУЛИРОВАНИЯ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ В РОССИИ

Важнейшее отличие отраслей, относящихся к естественным монополиям, состоит в том, что конкурентные механизмы в них не действуют или практически не развиты. Баланс интересов производителей и потребителей не может быть установлен "невидимой рукой рынка" в процессе конкуренции различных производителей за право удовлетворять спрос потребителей, поскольку производителем (поставщиком) на данном рынке является, как правило, единственная коммерческая организация . Отсутствие конкуренции означает, что хозяйствующие субъекты, действующие в сфере естественных монополий, могут злоупотреблять своим доминирующим положением на рынке, навязывать потребителям невыгодные условия предпринимательской деятельности , перераспределять общественное богатство и получать монопольную прибыль. Возможность такого поведения субъектов естественных монополий усугубляется и тем, что в данном случае крупным и крупнейшим предприятиям противостоят существенно более мелкие и гораздо менее организованные потребители, то есть рыночная власть естественных монополий и потребителей несопоставима.

Все эти обстоятельства предопределили необходимость государственного регулирования в сферах естественных монополий в целях создания таких экономических и правовых условий, при которых соблюдается баланс интересов потребителей и производителей товаров (услуг). Потребитель должен иметь возможность удовлетворить свои потребности в регулируемых товарах (услугах), а производитель - иметь возможность возместить свои издержки на производство таких товаров (услуг) и развивать свои мощности. Тем самым государство фактически берет на себя выполнение тех функций нахождения экономического равновесия, которые в данном случае рынок не может реализовать самостоятельно.

Такую задачу могут выполнить только независимые органы регулирования, которые, будучи свободны от отраслевых и ведомственных влияний, должны принимать решения о том или ином виде регулирования или контроля, основываясь только на экономических аспектах функционирования рынка. Анализ зарубежной практики регулирования естественных монополий показывает, что наиболее эффективным вариантом построения структур государственного управления в данной сфере является создание специализированных органов, независимых в двояком смысле - от регулируемых субъектов естественных монополий и, что не менее важно, от органов государственного управления соответствующей отраслью.
К субъектам естественных монополий могут применяться следующие методы государственного регулирования:

Ценовое регулирование, осуществляемое посредством определения (установления) цен (тарифов) или предельного их уровня;

Определение потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию, и установление минимального уровня их обеспечения;

- государственный контроль за крупными сделками, осуществляемый с целью недопущения сдерживания экономически оправданного перехода соответствующего товарного рынка из состояния естественной монополии в состояние конкурентного рынка.

Учитывая особую роль для жизни общества отраслей, относящихся к естественным монополиям, их государственное регулирование (особенно в условиях системного экономического кризиса) должно быть направлено, прежде всего, на прекращение или сдерживание роста цен на продукцию (услуги) естественной монополии на внутреннем рынке при одновременном сохранении этих цен (тарифов) на уровне, достаточном для расширенного воспроизводства субъектов естественных монополий. Необходимо устанавливать цены (тарифы) на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий, исходя из обоснованности затрат на их производство с учетом издержек производства (реализации) продукции (услуг), налогов и других платежей, стоимости основных производственных средств, потребности в инвестициях, необходимых для воспроизводства, амортизационных отчислений, прогнозируемой прибыли, удаленности различных групп потребителей от места производства продукции (услуг), соответствия качества производимой (реализуемой) продукции (услуг) спросу потребителей, а также государственных дотаций и других мер поддержки деятельности субъектов естественных монополий. Решения о методе регулирования деятельности субъектов естественных монополий должны приниматься с учетом необходимости стимулирования с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удовлетворения спроса на них. В рамках противозатратного механизма ценообразования могут, например, предусматриваться верхний лимит цен на продукцию естественных монополий, ценовые коридоры (предельные отклонения цен от норматива).

Вместе с тем, в России имеет место некоторая абсолютизация ценового регулирования, хотя и федеральное законодательство, и опыт зарубежных стран подтверждают, что контроль за ценами является отнюдь не единственным методом государственного регулирования естественных монополий. Государство может и должно более активно использовать такие механизмы воздействия на экономическое поведение субъектов естественных монополий, как установление правил обслуживания потребителей и правил свободного недискриминационного доступа потребителей к сети распределения и обеспечение их неукоснительного соблюдения, контроль инвестиционной политики и имущественных сделок с участием субъектов естественных монополий, осуществление контроля за соблюдением условий договоров, заключаемых субъектами естественных монополий с потребителями, рассмотрение и принятие решений по разногласиям между субъектами естественных монополий и потребителями их услуг, рационализация сбыта продукции и приобретения ресурсов, а также определения операторов с использованием конкурсных принципов, установление особенностей приватизации субъектов естественных монополий, совершенствование механизмов лицензирования и сертификации.

Поскольку субъекты естественных монополий по сути своего положения доминируют на соответствующих товарных рынках, на них распространяются правовые нормы , установленные антимонопольным законодательством , включая как запреты совершения определенных действий, так и методы контроля за экономической концентрацией. При выявлении нарушений Закона Российской Федерации "О конкуренции...", допущенных субъектом естественной монополии, к нему могут применяться методы воздействия, предусмотренные антимонопольным законодательством. Таким образом, деятельность данных субъектов контролируется не только органами регулирования естественных монополий, но и антимонопольными органами, а применение норм конкурентного права можно рассматривать как неотъемлемый элемент системы государственного регулирования естественных монополий.

Не вызывает сомнения, что структурная реформа в сферах естественных монополий является важным условием повышения эффективности их государственного регулирования, рационального использования общественных ресурсов и производственного потенциала субъектов естественных монополий, формирования конкурентных отношений в сопряженных секторах экономики.

Антимонопольное законодательство также позволяет отказать хозяйствующим субъектам в совершении определенных видов сделок, если это приводит к возникновению или усилению доминирующего положения на рынке или к ограничению конкуренции. Серьезным, но пока недостаточно используемым методом ограничения проникновения естественных монополий в конкурентные сегменты рынка является право антимонопольных органов устанавливать в процессе контроля за экономической концентрацией требования, направленные на обеспечение конкуренции. В настоящее время используются преимущественно поведенческие требования, в то время как в мировой практике контроля за слияниями явный приоритет имеют так называемые дивестиционные условия совершения сделок, то есть обязательные для исполнения участниками сделки требования продажи определенных активов, пакетов акций, дочерних и зависимых коммерческих организаций третьим лицам с тем, чтобы обеспечить сохранение условий конкуренции.

Наконец, Закон о конкуренции позволяет осуществлять в установленном порядке принудительное разделение (выделение) коммерческих организаций, если это ведет к развитию конкуренции. Данные нормы антимонопольного законодательства также практически не применяются, хотя необходимость в их использовании по отношению к отдельным субъектам, занимающим доминирующее положение на рынке и систематически нарушающим закон, очевидна.

Определенные меры по сохранению и развитию конкуренции должны приниматься во внимание в процессе приватизации субъектов естественных монополий, которая должна осуществляться по индивидуальным планам. Реализация каждого отдельного проекта должна сопровождаться выполнением инвестиционных и социальных условий или поведенческих требований, в том числе направленных на выделение, исходя из экономической целесообразности и способности функционировать на рынке в условиях конкуренции, самостоятельных организаций из состава субъектов естественных монополий.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Итак, мы выяснили, что в условиях перехода к рыночным отношениям естественные монополии должны подвергаться жесткому государственному регулированию, иначе они неизбежно будут стремится злоупотреблять своей рыночной властью. При этом, как показывает зарубежный опыт, возникает множество сложных проблем, связанных с обеспечением эффективности государственного регулирования. Система государственного регулирования естественных монополий в России на современном этапе развития не способна обеспечить нормальный процесс ценообразования в народном хозяйстве нашей страны. В связи с этим необходимы срочные меры по дальнейшему совершенствованию этой системы.

Пути дальнейшего совершенствования механизмов государственного регулирования цен на продукцию отраслей - естественных монополий лежат в разумном и постепенном применении мер, сочетающих зарубежный опыт в этой сфере народного хозяйства и требования внутренних российских условий.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Андросов регулирование естественных монополий: Препринт. - СПб.: Изд-во СПб.: ГУЭФ, 2000.

2. Астапов К. О государственном регулировании естественных монополий // Общество и экономика– № 4-5.

3. , Лившиц естественных монополий в России: законодательные аспекты // ЭКО№ 3.

4. К вопросу о государственном регулировании естественной монополии // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. - М.: Логос, 2000.

5. , Нуреев. Курс основ. М.: Вита Пресс, 2000.

6. , Мостовский регулирования естественных монополий в странах с развитой экономикой // Вестн. Тамбов. ун-та. Сер. Гуманит. наукиВып.3(19).

7. Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы: Сб. ст. и матер. / Под ред. , . - СПб., 2000.

8. , Дубов государственного регулирования деятельности естественных монополий // Соврем. рос. экономика (проблемы и перспективы): Сб. науч. тр. Ч.8. - СПб.: Изд-во СПбГУЭФ, 2000.

9. Куликова монополии: проблемы теории и практики регулирования // Вестн. СыктГУ. Сер.6. Экономика, управление, правоВып.1.

10. Сидорова естественных монополий: зарубежный опыт и отечественные реалии // Науч. сессия проф.-препод. состава, науч. сотрудников и аспирантов по итогам НИР 1999 г. Фак. экон. и упр., март-апрель 2000 г.: Сб. докл. - СПб.: Изд-во СПбГУЭиФ, 2000.

11. Цыганов А. Перспективы государственного регулирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения .- 2003.- № 05

12. Щербина государственного регулирования естественных монополий в России // Бизнес Академия№ 10(20).

Куликова монополии: проблемы теории и практики регулирования // Вестн. СыктГУ. Сер.6. Экономика, управление, правоВып.1. - С.49

Куликова монополии: проблемы теории и практики регулирования // Вестн. СыктГУ. Сер.6. Экономика, управление, правоВып.1. - С. 52-56

Государственное регулирование естественных монополий: Опыт, проблемы, перспективы: Сб. ст. и матер. / Под ред. , . - СПб., 20

Цыганов А. Перспективы государственного регулирования естественных монополий // Мировая экономика и международные отношения 2003 № 05

К вопросу о государственном регулировании естественной монополии // Финансовый капитал: механизм движения: Сб. науч. тр. - М.: Логос, 2000. - С.128-131.

Естественная монополия – это отрасль, в которой дол­госрочные средние издержки минимальны только в том слу­чае, если всего одна фирма обслуживает весь рынок. Естественная монополия может существовать в результа­те барьеров для доступа конкурентов, привилегий государ­ства или ограниченной информации. Естественная монополия отличается большой возрастающей отдачей от масштаба, а производственные затраты много ниже в сравнении с совершенной конкуренцией или олигополией. Естественная монополия основана на особенностях техно­логии, отражающих естественные законы природы, а не на пра­вах собственности или государственных лицензиях. Принуди­тельное рассредоточение производства на нескольких фирмах неэффективно, поскольку оно привело бы к увеличению из­держек производства.

Существует ряд отраслей (коммунальное хозяйство, железнодорожные перевозки, транспортировка газа, теле­коммуникации и др.), в которых преобладают естественные монополии. Существование естественной монополии является глав­ным доводом в пользу национализации таких отраслей, как, например, железнодорожный транспорт.

Ситуация естественной монополии иллюстрируется на рис. 3.14. На рисунке LAC и LMC – кривые средних и пре­дельных издержек в долгом периоде; D – кривая спроса; MR – соответствующая ей кривая предельного дохода. Оптималь­ные выпуск и цена Q, Р определяются пересечением кривых LMC и MR. Прибыль фирмы-монополиста равна площади CP 1 АВ. Однако выпуск Q 1 «очень мал», а цена Р 1 , «очень высо­ка». Оптимальными для общества были бы выпуск Q 3 и цена Р 3 . Но на это монополист не пойдет. Отсюда наиболее целесо­образным является то, чтобы государственный орган, регули­рующий эту фирму-монополию, определил бы на ее продук­цию цену Р 3 = LMC (Q 3). Этот уровень цен не возместил бы издержек на выпуск продукции, она была бы ниже средних из­держек при объеме выпуска Q 3 ,Р3 < LAC (Q 3) = G0 3 = ОН. В результате фирма-монополист, осуществляя оптимальный с позиции общества объем продукции Q 3 , имела бы убыток, рав­ный площади P 3 HGF. В таком случае фирма-монополист мо­жет уйти с рынка. Чтобы предотвратить это, ей потребуется дотация, которая по крайней мере должна быть равной той же величине P 3 HGF, что, в свою очередь, может привести к чистым потерям общества.



Рис. 3.14. Естественная монополия и ее регулирование

Имеется и иное решение проблемы естественной монопо­лии: государство (или местная власть) берет на себя обязан­ности предоставлять этот вид услуг. В таком случае государ­ственная (местная) компания может получать субсидии из государственного местного бюджета. Считается, что практика субсидирования неэффективна, поскольку требующееся для этого налогообложение искажает систему конкурентных цен.

Существует несколько вариантов государственного регу­лирования цен и тарифов естественных монополий . Выделим два варианта.

Первый. В России и США образованы специальные орга­ны регулирования тарифов на электроэнергию. Уровень тари­фов устанавливается по принципу: «затраты плюс прибыль».

Второй. Органы власти инициируют конкуренцию за ры­нок там, где конкуренция внутри рынка либо невозможна, либо дорогостояща из-за существенной экономии от масшта­ба. В этом случае проводится аукцион и предоставляется на определенное время право обслуживать рынок тому предпри­ятию, которое обязуется вносить в доход бюджета наиболь­шую сумму. Чем больше будет число конкурентов-фирм на это право, тем большая часть прибыли может поступить в бюджет.

Поскольку у естественных монополий средние издержки выше предельных, то ценообразование по предельным издерж­кам приводит их к убыточности. Это вызывает необходимость в отказе от принципа ценообразования по предельным издерж­кам, но при условии минимизации потерь в эффективности, обусловленных таким отказом.

Помимо рассмотренных имеются и другие методы регули­рования цен и тарифов на продукцию (услуги) естественных монополий. Например, минимизация потерь в эффективности обеспе­чивается путем ценообразования по Рамсею. Франк Рамссй (1903-1930) опубликовал в 1927 г. свою знаменитую статью, суть которой сводится к следующему. Предположим, что ес­тественная монополия выпускает продукцию нескольких ви­дов. На каких условиях необходимо установить цены, кото­рые были бы выше предельных издержек и позволяли бы достигать безубыточности естественной монополии в целом, чтобы потери в экономической эффективности были мини­мальны? На этот вопрос дается такой ответ: повысьте цены относительно предельных затрат обратно пропорционально эластичности спроса. Это правило в математической форме можно представить следующим образом:

где Pi – цена товара; MCi – предельные издержки выпуска товара i; е; – эластичность спроса на товар i по его цене; к – константа (подбирается так, чтобы выполнялось условие безубыточности). Это правило можно сформулировать таким образом: сокращайте объемы выпуска всех продуктов и услуг в равном соотношении до тех пор, пока общий доход не будет равен общим издержкам.

Вопросы для самоконтроля

1. Почему конкуренция выступает важной движущей силой развития экономической системы?

2. Как факт ограниченности ресурсов соотносится с принципами совершенной конкуренции?

3. Назовите виды и формы конкуренции.

4. В чем состоит несовершенство конкуренции?

5. Почему появление монополий объективно неизбежно?

6. Приведите примеры различных моделей рынка и соответствующей им продукции, обращающейся в этих рынках.

7. Что собой представляют чистая конкуренция и чистая монополия?

8. Охарактеризуйте монополистическую конкуренцию и олигополию.

9. В чем заключаются плюсы и минусы существования монополий? Всегда ли монополизация рынка неэффективна?

10. Что такое естественная монополия?

11. Каковы положительные и отрицательные стороны монополий?

12. Какие методы конкурентной борьбы свойственны монополиям?

13. Каковы задачи антимонопольного законодательства?

Естественными монополиями являются организации (ком­мерческие и некоммерческие), производящие (реализующие) товары (услуги), удовлетворение спроса на которые эффективно при отсутствии конкуренции ввиду технологических особенно­стей производства, и товары, имеющие устойчивый спрос при значительном изменении цены из-за невозможности полной замены их другими товарами. Создание конкурентной среды на рынке в условиях естественной монополии невозможно или экономически неэффективно при достигнутом уровне развития науки и техники. В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задается технологией, а обо­рудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать. Таковыми являются энерге­тика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.

Предприятия естественной монополии при отсутствии регу­лирования превращаются в олигополии, сокращают объемы производства, устанавливают монопольные цены, что вызывает рост цен и в смежных отраслях. Поэтому в естественных моно­полиях методы регулирования выходят за пределы традицион­ного антимонопольного законодательства.

Естественные монополии обязаны обслуживать всех клиен­тов без дискриминации, представлять в органы исполнительной власти сведения, которые для других предприятий являются коммерческой тайной. Тарифы на продукцию (услуги) регули­руются государством и допускается субсидирование из бюджета. Предприятия естественных монополий не могут ликвидировать­ся без разрешения государственных органов. Исполнительная власть отвечает за функционирование отраслей естественных монополий перед представительной властью.

Наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий является передача предприятий в государственную собственность, создание для управления естественными моно­полиями специальных государственных органов, осуществляю­щих прямой контроль для обеспечения баланса интересов про­изводителей и потребителей.

В России регулирование естественных монополий осущест­вляют прежде всего МАП России и Федеральная энергетиче­ская комиссия Российской Федерации (ФЭК России). МАП России подконтрольны организации транспорта, связи, в том числе 63 аэропорта федерального значения, 27 крупных и 15 особо крупных морских портов, 39 крупных речных портов, 17 управлений железных дорог, 800 транспортных терминалов, 2700 операторов связи. Нормативной базой регулирования служат законы «О конкуренции и ограничении монополисти­ческой деятельности на товарных рынках», «О естественных монополиях», «О регулировании тарифов на электрическую и тепловую энергию», «О федеральном железнодорожном транспорте», указ Президента РФ «О некоторых мерах по регулированию естественных монополий» (от 28 февраля 1995 г. № 220). Для каждого вида естественной монополии действует своя схема регулирования.



Основным объектом регулирования в естественных монопо­лиях являются цены и тарифы на их продукцию (услуги). В ми­ровой практике государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою поль­зу, либо фиксирует договорной уровень цен и тарифов в интере­сах и производителей и потребителей.

В прежней системе цены на продукцию естественных моно­полий рассчитывались на основе калькуляции издержек, т.е. затратным методом, и. сознательно занижались. После либерали­зации экономики они быстро стали повышаться, вызвав резкое удорожание в обрабатывающих отраслях. Это привело к раскру­чиванию спирали неплатежей в промышленности, падению конкурентоспособности продукции на внутреннем рынке и экс­пансии зарубежных поставщиков. В настоящее время регулиро­вание цен и тарифов на продукцию естественных монополий приобрело общенациональное значение.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию феде­ральными органами исполнительной власти и органами исполни­тельной власти субъектов РФ. Регулируемые цены применяются всеми предприятиями независимо от их организационно-право­вых форм и форм собственности.

Для нейтрализации затратного механизма ценообразова­ния контролируются издержки предприятий, вводится пре­дельный уровень цен (тарифов) с параллельным ограничени­ем отдельных статей затрат и пересмотром исходных норми­руемых показателей.

МАЛ России и ФЭК России устанавливают цены (тарифы на продукцию (услуги) субъектов естественных монополий исходя из обоснованных затрат на их производство с учетом:

Налогов и других платежей;

Стоимости основных производственных фондов;

Потребности в инвестициях для воспроизводства;

Амортизационных отчислений;

Прогнозируемой прибыли;

Удаленности потребителейот места производства продукции (услуг);

Соответствия качества продукции (услуг) спросу потреби­телей;

Государственных дотаций и другихмер господдержки субъектов естественных монополий;

Социальной значимости услуг;

Темпов инфляции.

С участием заинтересованных федеральных органов испол­нительной власти антимонопольные органы анализируют эко­номические результаты деятельности субъектов естественных монополий и представляют в Правительство РФ предложения о мерах по ограничению роста цен (тарифов) на их продукцию (услуги). Он не должен превышать индекс цен на промышлен­ную продукцию.

Организации, нарушающие правовые нормы государствен­ного регулирования цен (тарифов), несут ответственность: с них взыскивается вся сумма излишне полученной выручки и штраф в том же размере, а при повторном нарушении - штраф в двой­ном размере.

Другим направлением государственного.регулирования естественных монополий является проведение их структурной перестройки. Она предусматривает, в частности, разделение регули­руемых и нерегулируемых видов деятельности. В каждой моно­полии имеются сопутствующие производства, которые по суще­ству монополиями не являются. Например, транспортировка газа является монопольным видом деятельности, а его добычу можно организовать на конкурентных началах.

Межведомственная комиссия по подготовке планов струк­турной реформы естественных монополий изучает функциони­рование федерального и региональных рынков продукции (ус­луг) предприятий (взаимодействие субъектов рынка, формиро­вание тарифов и цен для различных потребителей, особенности контрактных отношений). Комиссия получает необходимые данные от федеральных органов исполнительной власти и орга­низаций независимо от формы собственности и подчиненности. Предложения Комиссии по реформированию, требующие реше­ний Правительства РФ, вносятся в установленном порядке.

МВФ и другие финансовые организации, кредитующие Рос­сию, настаивают на своих рекомендациях, предусматривающих расчленения ведущих естественных монополий РАО «ЕЭС России» и ОАО «Газпром». В электроэнергетике государству пред­ложено регулировать только передающие сети, а генерирующие электростанции и распределяющие подразделения приватизиро­вать. Это не отвечает государственным интересам России.

В комплекс мер регулирования входят определение состава потребителей, подлежащих обязательному обслуживанию тем или иным субъектом естественной монополии, контроль за выполнением инвестиционных программ, использованием стабилизационных фондов, заключением некоторых видов сделок, стимулирование с помощью цен (тарифов) качества производимой продукции и оказываемых услуг, а также удов­летворения спроса на них, учет затрат раздельно по моно­польной и конкурентной деятельности. Субъекты естествен­ных монополий осуществляют закупки продукции (услуг) для собственного потребления в соответствии с порядком, преду­смотренным для размещения заказов на поставку продукции для государственных нужд.

Орган регулирования имеет полномочия направлять субъекту естественной монополии обязательные для исполнения предпи­сания о заключении договоров с потребителями, внесении в них изменений. Эффективное регулирование естественных монопо­лий достигается при обеспечении максимальной независимости контрольно-регулирующих органов, отсутствии лоббирования интересов монополистов в органах власти.

ФЭК России ведет Реестр субъектов естественных монопо­лий в топливно-энергетическом комплексе, в отношении кото­рых осуществляются государственное регулирование и контроль (занятые оказанием услуг по передаче электрической и тепловой энергии, транспортировкой газа по трубопроводам, нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам). Включение субъекта естественной монополии в Реестр не зависит от его доли на рынке. Данный Реестр ведется отдельно от реестра, предусмотренного Законом «О конкуренции и ограничении мо­нополистической деятельности на товарных рынках», а также от реестра энергоснабжающих организаций.

В естественных монополиях объем спроса и предложения в решающей степени задаются технологией, а оборудование и другие элементы производственного цикла сложно серийно производить, дублировать (это энергетика, ряд видов транспорта, связь, водоснабжение и др.). Т.е. естественная монополия возникает на рынке в том случае, когда одна крупная фирма в состоянии производить товар с более низкими издержками, нежели несколько более мелких фирм. Для естественной монополии характерно снижение средних издержек производства с увеличением выпуска при любом его объеме, так что эффективность производства крупной фирмы выше, нежели мелких фирм.

Естественные монополии в огромной степени определяют всю структуру производственных и потребительских цен, влияют на экономические и финансовые процессы, динамику доходов населения.

Причинами возникновения естественной монополии могут быть :

Особенности технологии, обладающей положительной отдачей от масштаба при любом объеме выпуска;

Экономия на разнообразии многопродуктовой фирмы, выпускающей различные наименования продукции, используя одни и те же производственные мощности;

Недостаточная емкость рынка по сравнению с минимально эффективным выпуском.

Если отрасль является естественной монополией, это дает фирме возможность установления цены выше издержек и ограничения объема выпуска по сравнению с оптимальным для общества. Т.е. предприятия естественной монополии нельзя организовывать на началах свободной конкуренции (тогда они превращаются в олигополии и при сокращении объемов производства устанавливают монопольные цены, что порождает рост цен в других отраслях). Такая отрасль требует определенных мероприятий со стороны правительства для достижения эффективности производства и размещения ресурсов. За функционирование отраслей естественных монополий отвечает перед парламентом исполнительная власть .

Основными формами государственного регулирования естественных монополий служат:

1. Ценообразование на продукцию естественных монополий;

2. Ограничение доходности фирмы - естественной монополии;

3. Регулирование отношений собственности на фирмы, действующие на рынке естественных монополий.

1. Цены и тарифы на продукцию естественных монополий - основной объект регулирования. Схемы установления цен на продукцию естественной монополии преследуют общую цель снижения потерь общественного благосостояния от монопольной власти, не жертвуя производственной эффективностью.

Правительство РФ утверждает перечень товаров (услуг), цены на которые на внутреннем рынке подлежат регулированию. Цены (тарифы) на продукцию субъектов естественных монополий, отпускаемые предприятиям, устанавливаются исходя из того, что их прирост не должен превышать прогнозируемого Минэкономразвития России прироста цен производителей промышленной продукции (без продукции легкой и пищевой промышленности).


Одной из проблем, связанной с ценообразованием на продукт естественной монополии, является проблема качества продукции. В условиях регулируемой цены фирма не имеет стимулов к повышению качества товара. Более того, при данной установленной государством цене фирма может повысить прибыль путем снижения издержек производства за счет снижения качества товара. При отсутствии конкуренции на рынке снижение качества продукции не оказывает существенного влияния на ее положение. Теоретически государство может использовать два рычага: включение показателей качества в перечень регулируемых нормативов и практику компенсации потерь потребителей за счет фирмы-производителя в случае снижения качества товара ниже допустимого уровня. Но и это не создает стимулов для повышения качества.

2. Прямое регулирование цен на продукцию естественной монополии государством может быть заменено контролем над уровнем доходности. Именно такой метод используется в практике США. Установление максимальной границы нормы доходности по сравнению с нерегулируемой естественной монополией приводит к снижению цены и росту продаж. С точки зрения общества, ограничение нормы доходности приводит к росту благосостояния. Государство либо запрещает монополистам иметь сверхдоходы, либо перераспределяет сверхприбыль в свою пользу, чтобы конкуренция могла быть уравновешенной.

Однако многие экономисты считают, что регулирование нормы доходности оказывает существенное побочное воздействие на инвестиционные решения регулируемой фирмы. Наблюдается так называемое избыточное инвестирование (фирма стремится заместить капитальными ресурсами другие используемые факторы производства).

3. Передача предприятий в государственную собственность является наиболее радикальной формой регулирования естественных монополий.

Одним из возможных способов снижения потерь общества от монопольной власти, альтернативных прямому регулированию деятельности фирмы, служит стимулирование конкуренции на рынке естественной монополии. Наиболее сложным вопросом является проблема определения оптимальной остроты конкуренции. Применительно к потенциально конкурентным сегментам сферы деятельности естественной монополии государственная политика должна состоять в стимулировании входа новых фирм и снижении барьеров входа на рынок.

В ряде случаев выигрыш эффективности производства, обеспечиваемый единственным производителем, не компенсирует потери общества от злоупотребления монопольной властью. Тогда государству целесообразно пойти на реорганизацию отрасли естественной монополии путем разукрупнения фирм-производителей. В тех отраслях, где реорганизация или дерегулирование невозможны или нежелательны, альтернативным способом усиления конкурентных элементов является развитие конкуренции за право доступа в отрасль, за право быть единственным поставщиком данного товара.

Государство продает естественной монополии право осуществлять тот или иной вид деятельности в форме франчайзинга. Подобный метод государственного регулирования используется в таких отраслях естественной монополии, как добыча нефти, грузовые перевозки, телевидение и радиовещание. Преимущества франчайзинга заключается в том, что он предоставляет эффективное ограничение деятельности монополиста, поскольку всегда существует угроза невозобновления контракта, если его условия не выполнены.