Что такое экономика. Газовая, нефтяная, угольная промышленность

Предмет «Окружающий мир»

Конспект открытого урока по теме «Что такое экономика?» 2 класс 02.12 2015 г.

ФГОС, УмК «Школа России» Лапина А.А. Учитель МБОУ «СОШ №37» г. Братска

Цели деятельности учителя

Цель. Сформировать понятие «экономика».

Задачи.

Обучающие:

Сформировать новое понятие «Экономика»;

Создать условия для формирования знаний об экономике;

Обеспечить усвоение взаимосвязи частей экономики;

Сформировать умение видеть взаимоотношения людей в рамках различных отраслей экономики;

Обучить переносу знаний об экономике в повседневные ситуации.

Развивающие:

развивать мыслительные операции: синтез, анализ, обобщение;

Развивать умение работать в группе.

Воспитательные:

Воспитывать интерес к предмету через понимание взаимодействия человека и отраслей экономики.

Воспитыватьчувство товарищества, аккуратность, усидчивость.

Тип урока

Постановка и решение учебной задачи

Планируемые
образовательные результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями):

научатся: различать отрасли экономики;

получат возможность научиться: находить информацию (текстовую, графическую, изобразительную) в учебнике, анализировать ее содержание.

Метапредметные :

познавательные – -самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель,

Ставить проблему поискового характера;

Проводить анализ и синтез при знакомстве с отраслями экономики;

Применять методы информационного поиска (с помощью компьютерных средств);

Проводить рефлексию результатов деятельности;

оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные – -слушать и вступать в диалог;

Участвовать в коллективном (групповом) обсуждении проблем;

Управлять поведением членов группы, корректировать и оценивать их действия;

уметь слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи, вступать в речевое общение;

регулятивные

Ставить учебную задачу на основе соотнесения известного и усвоенного материала;

Корректировать план и способ действия в случае расхождения гипотезы и реального результата;

организовывать свое рабочее место под руководством учителя, овладевать способностью понимать учебную задачу урока и стремиться ее выполнить.

Личностные:

Ориентирование в межличностных отношениях при работе в группе;

Принятие и освоение социальной роли обучающегося;

Развитие мотивов учебной деятельности, навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

Формирование личностного смысла учения

Методы и формы обучения

Методы и методические приёмы: объяснительно-иллюстративный; словесный, наглядный, частично-поисковый, практический, игровой.

Формы работы: фронтальная, групповая, индивидуальная.

Образовательные ресурсы

УМК «Школа России» : - Плешаков А.А. «Окружающий мир». Учебник для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.,

- Рабочая тетрадь для 2 класса. Ч.1. М.. Просвещение, 2015.,

Тетрадь тестов для 2 класса М.. Просвещение, 2015.

Презентация;

Карточки – тесты для индивидуального опроса;

Ход урока

Название этапа, цель

Деятельность учителя

Деятельность учащегося

УУД

1.Орг. этап.

Добрый день ребята!

Мы- умные!

Мы- дружные!

Мы- внимательные! Мы-старательные!

Мы отлично учимся!

Всё у нас получится! (слайд 1 )

Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

Приветствуют учителя. Организуют свое рабочее место, проверяют наличие индивидуальных учебных принадлежностей на столе

Приветствуют друг друга.

Слушают синоптика.

Регулятивные: предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения.

Личностные : знание основных моральных норм, осознание себя членом общества; учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу.

2. Самоопределение к деятельности

Сегодня мы начнём изучать новый раздел окружающего мира. Откройте учебник на с. 103 и прочитайте название. (слайд 2 ) «Жизнь города и села» (слайд 3 )

Прочитайте, что мы узнаем, чему научимся изучая этот раздел?

Что привлекло ваше внимание? Что захотелось изучить?

Что кажется трудным и пока непонятным?

А как мы справимся с трудностями?

С помощью учебника, дополнительной литературы, интернета, взрослых.

Регулятивные : волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

Личностные : П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные : планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

2.Введение в тему урока

У. – К нам в гости попала семья инопланетян. Она решила поселиться на новом месте, только не могут решить, где же выбрать место жительства: в городе или в селе. (слайд 4 )

Давайте вспомним, что такое город и село(слайд 5) Чем же они отличаются.

(слайд 6 ) Что видите? Какое задание можно дать? (Распределить понятия по двум колонкам: Город, село – работа в группах )

Давайте вспомним признаки города и села (слайд3 )

Молодцы! Эти знания нам помогут изучать темы этого раздела.

Куда же решила переехать семья?

Дают характеристику, анализируютположительные и отрицательные условия жизни в городе и селе.

Село: мало многоэтажных домов, хорошие дороги, чистый воздух, речка, все в селе знают друг друга, помогают соседям, можно вырастить «чистые» овощи, фрукты и другие продукты питания.

Город. Многоэтажные дома, не надо топить печь – есть центральное отопление, газовая плита, работает общественный транспорт, есть театры, музеи, но большое количество транспорта загрязняет воздух

Регулятивные: волевая саморегуляция, структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов

ЛИЧНОСТНЫЕ: П редвосхищение результата и уровня усвоения знаний, осознание того, что уже усвоено и что нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения, оценка результата

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и со сверстниками.

3.Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности. Цель: осознанное вхождение учащегося в пространство учебной деятельности.

Где бы ни жил человек, что бы он не делал, и взрослый, и ребёнок: идя в школу, покупая хлеб, читая книгу или отправляясь в гости на автобусе – всюду рядом находится…

У. –Это слово известно всем. Даже не зная его определения, все сталкиваются с его содержанием

Высказывают свои предположения, мнения, прислушиваются к мнению других. Осмысленно воспринимают вопросы учителя на слух, правильно строят ответы на них. Овладевают умениями работать со знаково-символическими средствами

Регулятивные УУД:

Понимать учебную задачу урока и стремиться её выполнить;

Планировать своё действие в соответствии с поставленной задачей.

Познавательные УУД:

проводить сравнение и классификацию; использовать знаково-символические средства.

Коммуникативные УУД:

строить понятные для партнёра высказывания.

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

Внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе.

4.Актуализация знаний , 1)постановка проблемы.

2) Определение темы и целей урока.

НО ЭКО КА МИ (слайд 7 )

У. –Какое слово зашифровано? Сформулируйте тему.

У. –Правильно, тема нашего урока "Что такое экономика?" (слайд 8)

Определите, пожалуйста, цели нашего урока, используя фразу: (слайд 9 )

Я думаю, что узнаю…

Давайте откроем учебник на стр.104 и еще раз прочитаем, о чем же мы узнаем на уроке. (слайд 10 )

Итак, мы познакомимся с понятием «экономика» и узнаем её составные части.

Экономика

Что такое экономика?

Я думаю, что узнаю про экономику

Мне хотелось бы узнать про отрасли в экономике.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, проводить анализ и классификацию по заданным критерии ям; действовать по намечен ному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассника ми, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

Личностные: широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям

5.Новый материал.

1)Фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.

Цель: Подготовить учащихся к открытию нового знания, выполнение ими пробного учебного действия и зафиксировать индивидуальное затруднение. 3)Выявление места и причины затруднения.

Цель: Восстановить выполненные операции и зафиксировать место – шаг, где возникло затруднение.

4)Построение проекта выхода из затруднения

Цель: постановка цели урока и

выбор способа решения учебной проблемы,

5)Реализация построенного проекта.

Цель: учащиеся выдвигают гипотезы и строят модели исходной проблемной ситуации.

2. Знакомство со значением слова «экономика».

У. Где можно найти значение незнакомого слова? (слайд 11)

У. – Можно обратиться к словарю, зайти в Интернет, в поисковой системе задаём слово «экономика».

А сейчас сами узнаем, что же такое экономика.

Рабочая тетрадь стр.67.Разгадать кроссворд. (Работают в группах) Что же это такое? (слайд 12) (проверяем слайд 13 )

Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (слайд 14)

Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам.

Наша страна – это тоже наш дом. Поэтому мы поговорим с вами об экономике страны.

Экономика – это хозяйственная деятельность людей в стране или– хозяйство.

В экономике страны все четко распределено. Вся экономика поделена на части, которые называют отрасли.

(слайд 15)

Каждый день мы сталкиваемся с разными предметами экономики.

Давайте попробуем определить название разных отраслей экономики по группам товара.

1.Итак, наша экономика начинается каждый день с того, что каждый день мы сталкиваемся с разными предметами: одежда, обувь, мебель, книги, продукты питания. Где для нас это все производят? (фабрики, заводы) Это отрасль называется промышленность. (слайд 16-17 )

2. Хлеб, молоко, овощи, мясо? Это к нам приходит откуда? … Да, из сельского хозяйства. (слайд 18-19 )

3. Еще одна часть экономики, без которой мы бы с вами не могли жить, так как оказались бы на улице, не было бы заводов, фабрик, не было бы промышленности, так как станки не смогли бы работать круглый год под открытым небом. Это – строительство.

(слайд 20-21 )

4. Но сама промышленность или сельское хозяйство не пришли к нам в дом. Мы приобрели за деньги их продукты, приходя в различные магазины, рынки, торговые точки и др. Нам помогла, какая отрасль экономики? Это – торговля. (слайд 22-23 )

5. Мне и вашим родителям, чтобы попасть на работу, если мы далеко живём, тоже помогла отрасль экономики. С помощью чего мы можем добраться до работы? Это транспорт(слайд 24-25 )

Итог: Я представила экономику (хозяйство) нашей страны в виде дерева. Вот самые основные отрасли экономики.

(слайд 26)

Посмотрите на них внимательно и ответьте на такой вопрос: связаны ли между собой части экономики?(слайд 26)

Давайте поразмышляем. Скажите, какие отрасли нам помогли, чтобы мы могли утром выпить стакан молока? (слайд 27)

Кто изображен? (слайд 28)

А как называется человек, который их пасет?

А что будет, когда корова поест траву? Значит, настала пора корову…(доить).

Кто доит коров?

Ребята, вся эта деятельность, которую мы с вами рассмотрели, называется животноводством – это часть одной из отраслей экономики, которая называется – сельское хозяйство. Посмотрите, сколько видов деятельности, профессий занято только для того, что бы получить молоко. Но на этом её путь не заканчивается.

Подумайте, что люди будут делать с молоком, которое они получили от коров?

А как оно может туда попасть? А кто управляет машиной?

А как называется автомобиль с кузовом- цистерной для перевозки молока?

Ребята, мы с вами столкнулись с еще одной отраслью экономики – какой? Транспорт. Какое значение он имеет?

А как вы думаете, сельское хозяйство как-то связано с транспортом?

Куда мы с вами приехали?

А что такое молокозавод?

А что происходит с молоком после того, как его переработали? Что с ним делают?

Вот мы и встретили еще одну отрасль экономики – пищевую промышленность.

Пищевая промышленность перерабатывает продукты, которые поступают к ней из сельского хозяйства, и производит из них продукты, которые мы с вами используем в пищу.

Пищевая промышленность – это часть большой отрасли экономики, которая называется – промышленность.

На заводе приготовили множество молочных продуктов. Куда их повезут? Заводим моторы, едем в магазин.

Кто работает в магазинах?

А кто-нибудь знает, как называется эта отрасль экономики?

Да, именно торговля помогает нам приобретать те товары и продукты, которые нам необходимы.

А куда же потом попадает молоко?

Посмотрите, какой длинный путь проделало наше молоко прежде, чем оказаться у нас дома. Сколько разных людей трудилось, сколько времени прошло с момента его рождения.

И, посмотрите, мы на этом примере убедились, что ВСЕ отрасли ВЗАИМОСВЯЗАНЫ. (слайд 29)

Д. Экономика – от др.- греч. Слов ЭКОС – дом и НОМОС – закон, буквально – правила ведения хозяйства.

Вывод. Экономика это ХОЗЯЙСТВО или ХОЗЯЙСТВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Фабрики, заводы

Из сельского хозяйства

Строительство

Торговля

Транспорт

Коровы

Пастух

У неё в вымени появится молоко

Их надо подоить

Доярки

Молоко отвезут в город на молокозавод.

Его повезут на машине. Водитель

Молоковоз

Перевозит грузы, доставляет что-либо.

Транспорт перевозит грузы, которые дает сельское хозяйство

На молокозавод

-завод, на котором молоко перерабатывают, делают из молока различные молочные продукты

разливают их в красивые бутылки, коробочки, пакеты

В молочный магазин

Продавцы

Торговля

К нам домой

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме.

Личностные: учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;

Способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности.

6.Применение полученного знания через создание проблемной ситуации.

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Цель: самостоятельно выполнить задания нового типа, осуществить их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном, выявить и корректировать возможные ошибки.

Работа в парах. – Вы получили новые знания, теперь надо применить их. Р. т. стр.68. (слайд 30)

Итог. У. – Какие отрасли экономики вы записали?

Да.

Коммуникативные:

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

Регулятивные: планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения задачи; действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

7.Работа над ключевыми словами урока:

Блага. Значение экономики. Части экономики.

Взаимосвязь

Деньги

У. Основой любой деятельности является ЧЕЛОВЕК. Он производит и потребляет различные предметы, товары – блага.

У. - Блага – то, что необходимо человеку для жизни. (слайд 31)

3. Значение экономики.

Давайте определим, важна ли экономика?

Что необходимо человеку для жизни, какие блага?

Откуда это появляется в вашей семье?

На что можно купить необходимые блага?

На деньги, которые зарабатывают родители.

Ваши родители работают в различных частях экономики: на железной дороге, есть мамы и папы продавцы, водители, инженеры, врачи, кинологи, учителя. Получив за свою работу деньги, родители в семье распределяют их.

Да.

Продукты питания, одежда, жильё.

Покупают родители.

Чтобы приобрести любой товар, нужно за него заплатить деньги

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, учитывать правило в планировании способа решения, умение работать по плану, контролировать процесс и результаты своей деятельности.

Коммуникативные: участвовать в диалоге, в общей беседе, выполняя принятые правила речевого поведения, составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе; строить сообщения в устной и письменной форме составлять простой план.

8. Физкультурная пауза

Выполняют движения по тексту под руководством учителя. Осуществляют профилактику утомления. Ориентируются на здоровый образ жизни

9.Из истории денег

Вы сейчас мне назвали ещё один элемент экономики, без которого она не может существовать. Я прочитаю определение этого слова, а вы попробуйте определить эту часть.

Металлические и бумажные знаки, являющиеся мерой стоимости при купле-продаже, или средством платежей и предметом накоплений. (слайд 32)

Узнать о том, как появились деньги вы сможете, прочитав текст учебника на стр.106 (Слайд 33)

Зачем нужны деньги?

Деньги

Осмысленно читают текст. Анализируют
рисунки, соотносят их с текстом. Высказывают свое мнение,
подтверждают его примерами .

Структурирование знаний, анализ объектов с целью выделения признаков, выбор оснований и критериев для классификации объектов, осознанное построение высказывания в устной форме

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности; задавать вопросы, отвечать на вопросы других; оценивать мысли, советы, предложения других людей, принимать их во внимание.

Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, учебной литературе, использовать её для решения учебно-познавательных задач; осуществлять выбор способа решения конкретной языковой или речевой задачи.

Регулятивные: умение определять цель деятельности урока, ориентироваться в учебнике, действовать по намеченному плану, а также по инструкциям, содержащимся в источниках информации: речь учителя, учебник.

9. Итог урока.

Теперь пришло время проверить себя по теме ЭКОНОМИКА. Что узнали и что запомнили.

Найдите правильный ответ на вопрос.(тест) (слайд 34)

Так, почему важно изучать экономику?

Открыто осмысливают и оценивают свою деятельность на уроке

Потому что экономика окружает нас по всюду, мы с ней тесно связаны.

Коммуникативные: вступать в учебное сотрудничество с одноклассниками, участвовать в совместной деятельности, оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимоконтроль, проявлять доброжелательное отношение к партнёрам.

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.

Цель: Зафиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности

Рефлексия. Продолжите фразу:- Было интересно узнать, что…

Меня удивило …- Было трудно…

Теперь я знаю, что…(слайд 35)

Регулятивные: фиксировать новое содержание, изученное на уроке, и организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности планировать (в сотрудничестве с учителем, самостоятельно, с одноклассниками) свои действия для решения будущих задач.

11. Домашнее задание.

С. 106-107, рабочая тетрадь стр.69 №4, №5,№6. (слайд 36)

Слушают объяснение учителя. Делают соответствующие записи. Принимают учебное задание в соответствии с уровнем своего развития

Регулятивные: действовать по намеченному плану; преобразовывать практическую задачу в познавательную. Оценивать свои достижения. Познавательные: самостоятельно находить нужную информацию в материалах учебника, в обязательной учебной литературе, осуществлять анализ, синтез, сравнение, классификацию языкового материала по заданным критериям.

Дополнительная информация: История денег

Мы пользуемся бумажными или металлическим деньгами. Но так было не всегда. Люди не сразу придумали удобные деньги, которые можно носить с собой, которые занимают мало места и которые можно легко обменять на любой товар: на хлеб, на кувшин, на лодку и др.
Как же люди в древности обходились без денег? Они обменивались друг с другом различными предметами. Охотник менял добытые соболиные шкурки на нож или наконечник стрелы. Земледелец сеял пшеницу, растил ее, а лишнее зерно менял на глиняный горшок или железный топор. Но такой обмен не всегда был удобным. Случалось так, что гончар хотел за свой горшок получить не зерно, а красивые бусы из раковин. Но бусы из раковин отдавали за трёх быков или горсть соли, а у гончара не было ни быков, ни соли. Как быть?
Постепенно люди поняли, что должен быть какой-то один предмет, на который можно выменять всё, что нужно! Этим предметом стали красивые благородные металлы – серебро и золото.
Сначала, рассчитываясь друг с другом за товар, люди взвешивали на весах куски золота и серебра, тут же отрубали от дорогого слитка часть и отдавали его за товар – быка, хлеб или бусы. Потом стали заранее приготовлять кусочки и тонкие пластинки, разные по весу и форме, и ставили на них клеймо, какой у кусочка вес.
Так появились монеты из драгоценных металлов, похожие на те, которыми пользуемся мы с вами.
Сейчас люди платят за товар не золотыми и серебряными, а бумажными деньгами и разменными монетами, которые сделаны из дешевых металлов.

Урок окружающего мира во 2 классе

Тема: Что такое экономика?

Тип урока : урок открытия нового знания

Цели:

Познавательные :

Сформировать понятие экономика;

Различать отдельные отрасли экономики;

Выявить взаимосвязь отраслей экономики

Регулятивные :

Закрепление знаний по выделению различий между селом и городом;

Умение определять и формулировать цель деятельности на занятии с помощью учителя;

Умение выполнять учебное задание в соответствии с целью;

Умение совместно с учителем давать оценку своей деятельности на занятиис

Личностные:

- развитие мыслительных операций;

Развитие эстетических чувств, доброжелательности и эмоционально нравственной отзывчивости;

Привитие интереса к учебному предмету

Коммуникативные:

Формирование умения слышать и слушать;

Умение строить речевое высказывание в устной форме;

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения;

Умение слушать собеседника и признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

Умение работать в паре

Ход урока:

I Мотивирование к учебной деятельности

Начинается урок,
Он пойдёт ребятам впрок.
Постарайтесь все понять,
Хорошо запоминать.

– Красиво встали. Улыбнитесь друг другу, подарите мне свои улыбки. Спасибо. (СЛАЙД)

– Мы продолжим путешествие в мир знаний. Я надеюсь, что сегодняшнее наше общение принесёт вам новые знания, а, значит, и новые радости.

II Актуализация знания и фиксация затруднения в деятельности

Мы с вами живём в деревне, а кто из вас хоть раз был в городе?

Вы заметили, что жизнь города отличается от жизни села. На прошлом уроке мы с вами находили эти отличия. Проверим, как вы усвоили материал. Я предлагаю вам пройти тест «Город и село»

Тест «Город и село»

1.Впишите пропущенные слова (крупный, небольшой) так, чтобы определение было верным.

Город - это ___населенный пункт.

Село -это _____________________населенный пункт.

2.Поставьте рядом с предложением цифру « 1», если оно относится к городу, цифру «2» - если к селу. Например:

Многоэтажные дома из кирпича-1

Деревянные частные дома-2

Проселочные дороги

Дороги, покрытые асфальтом

Много фабрик и заводов

Основное занятие людей - выращивание растений, разведение животных

Люди трудятся на фабриках, заводах

Троллейбусы, автобусы, трамваи, машины (общественный транспорт)

Машины, велосипеды, мотоциклы, лошади (личный транспорт)

Практически нет музеев, нет кинотеатров, театров

Много музеев, кинотеатров, театров

Много зелени, чистый воздух

Мало зелени, загазованный воздух

А) У вас на партах листочки, подпишите их. Приступаем к выполнению. На задание отводится 5 минут.

Б) Проверка выполнения задания (слайд) и поставьте себе оценку с учётом выполненной работы.

В) Чтобы узнать тему нашего урока вы должны собрать «рассыпавшее» слово (СЛАЙД)

НО ЭКО КА МИ (экономика )

III Постановка учебной задачи

Итак, тема нашего урока: «Экономика»

Определите тему нашего урока, используя фразы: (СЛАЙД)

Я думаю, что узнаю…

Мне хотелось бы узнать о …

Вы поставили цель и определили задачи узнать: (СЛАЙД)

Что такое экономика

Какие части экономики существуют

Что приводит в движение экономику?

Давайте постараемся в этом разобраться.

IV построение проекта выхода из затруднений

  1. Введение определения «экономика»

В основе слова «экономика» лежат два древнегреческих слова «экос» – дом и «номос» –закон. Буквальный перевод – «искусство ведения домашнего хозяйства». (Слайд 5)
Еще древние греки понимали, что хозяйство нужно вести по определенным законам и правилам. У каждого из вас есть домашняя экономика, в которой у каждого своя роль, своя функция: кто-то моет посуду, кто-то готовит кушать, кто-то ходит в магазин, кто-то зарабатывает деньги. Экономика есть и в нашем государстве, России. В чём суть экономики мы сейчас с вами постараемся разобраться.

2. Обсуждение в группах

А вот с какой проблемой столкнулись лесные жители при ведении своего домашнего хозяйства. Ну что, попробуем помочь лесным жителям: Что нужно придумать им, чтобы жизнь стала легче?

Рассказ труженицы- пчелы

Мы живём в лесу (лягушка, пчёлы, муравьи, бобры, белки, зайцы, сороки, медведь, лиса, богомол). Каждому из нас нужен- дом, нужны еда, питьё. Кроме того, лесным жителям надо защищаться от врагов: кому от охотников, кому от мальчишек. А ещё все лесные новости узнавать, по лесу путешествовать, детишек уму- разуму учить.

Не каждый лесной житель может со своими делами одинаково хорошо справиться. Даже у нас, пчёл, на все дела времени и сил не хватает. Дом- то мы, конечно сами себе строим и еду- нектар- сами добываем. Но за день с цветка на цветок, с куста на кусток, с полянки на полянку так накружишься, что полетать, новости узнать ни времени, ни сил не остаётся. Так и у других лесных жителей на всё времени не хватает. Стали думать, как сделать нашу жизнь легче.

А что бы вы посоветовали лесным жителям? (обсуждение в группах 2-3 мин)
ВЫВОД: пусть каждый делает то, что у него получается

А вот что предложил лесным жителям мудрый Филин:

«Лягушки хорошо поют- и это у них получается хорошо, пчёлы лучше других собирают мёд, муравьи и бобры- строят дома, белки и ежи- заготавливают на зиму грибы, ягоды. Орехи, зайцы- выращивают капусту и морковь. Пусть каждый делает то, что у него получается лучше всего. А сорока пусть разности новости. Медведь пусть охраняет всех лесных жителей от врагов, Богомол лечит.»

  1. Работа со схемой

Люди последовали примеру лесных жителей и тоже разделили свой труд по профессиям. Представим экономику страны в виде дерева (СЛАЙД)

Как вы думаете, что будет обозначать каждая веточка? (Отрасли экономики)

Давайте попробуем назвать отрасли экономики: (СЛАЙД)

Как называется отрасль в которой делают игрушки, машины, шьют одежду (промышленность)

Выращивают хлеб, овощи, разводят коров, овец, гусей (сельское хозяйство)

Продают одежду, продукты питания и другое (торговля)

Строят дома, заводы, фабрики (строительство)

Перевозят грузы, людей (транспорт)

Обучают людей (образование)

К этой сфере относятся парикмахерские, мастерские, различные салоны (сфера услуг)

Лечат людей (здравоохранение)

V Реализация построенного проекта

  1. Работа с учебником с. 104 чтение текста

VI Самостоятельная работа

  1. Связь частей экономики

Ребята, а вы согласны с тем,что отрасли экономики связаны. Если да, то обсудите в парах как можно показать связь отраслей экономики. (2 минуты обсуждения)

Вывод: Все части экономики связаны друг с другом

VII Включение в систему знаний и повторение

Все произведенные различными отраслями продукты, т.е товары можно приобрести за деньги. Деньги – это кровь экономики.

  1. сообщение детей о первых деньгах.

Некоторые ребята приготовили для вас сообщения о первых деньгах (5 человек)

VIII Рефлексия деятельности

1. - Какую задачу ставили?

На уроке я узнала…

Мне было интересно узнать…

Мне хотелось бы ещё узнать…

  1. Оцените свою работу на уроке карточками

Если вам всё понятно и вам понравилась ваша работа на уроке, поднимаем смайлик красный, если вам не все понятно и нужно ещё закрепить- то жёлтый смайлик, а если вам было не интересно, и у вас остались большие затруднения – белый.

В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий? Учитель Врач Продавец Маляр Парикмахер Машинист

В каких отраслях экономики трудятся люди данных профессий? Учитель –образование Врач – здравоохранение Продавец – торговля Маляр – строительство Парикмахер – сфера обслуживания Машинист - транспорт

Что такое деньги и для чего они нужны? Деньгами раньше на Руси был скот. А скотником назывался казначей, или хранитель денег. Деньгами служили и шкуры пушных животных. Они были недолговечны.

Первые металлические деньги были литые.Киевский князь Владимир Красное солнышко захотел чеканить собственные монеты

После свержения монгольского ига в России появилась КОПЕЙКИ.. Копейка весила 1 грамм и чеканилась из разрезанной на кусочки серебряной проволоки. На копейке был изображен всадник с копьем. Монета была мелкой, ее называли «чешуйкой ».

Чтобы уплатить часть гривны, её нужно разрубить. Так появилось слово «Рубль».

Вслед за металлическими деньгами появились на Руси бумажные деньги. Первые бумажные деньги изобрели в Китае. А в России они были введены только через 1000 лет. Императрица Екатерина 11 впервые ввела в обращение бумажные деньги со своим портретом достоинством 100 рублей, ласково называемые «КАТЕНЬКАМИ». Российским бумажным деньгам 200 с небольшим лет. Бумажные деньги

Валюта – денежная единица любой страны Доллар Йена Марка Евро


В экономических исследованиях при анализе обычно используются такие понятия, как сфера, отрасль, сектор экономики. Общественное производство с точки зрения участия в создании совокупного общественного продукта и национального дохода подразделяется на две сферы: материальное производство и непроизводственную сферу.

Сельское и лесное хозяйство, строительство, общественное питание, промышленность, грузовой транспорт, торговля, информационно-вычислительное обслуживание, связь относятся к материальному производству. Жилищно-коммунальное хозяйство, здравоохранение, пассажирский транспорт, физическая культура, народное образование, социальное обеспечение, культура и искусство, кредитование и страхование, деятельность аппарата органов управления, наука и научное обслуживание относятся к непроизводственной сфере.

Отрасли

Сферы экономики делятся на отрасли. Отрасль — это группа качественно однородных хозяйственных единиц (предприятий, организаций, учреждений), в системе общественного разделения труда характеризующихся особыми условиями производства и однородной продукцией и выполняющих в национальном хозяйстве специфическую функцию.

Например,отрасли, в которых создаются необходимые для жизни и развития общества предметы потребления и средства производства, включает в себя сфера материального производства.

Отраслевое деление экономики — это результат развития общественного разделения труда в ходе исторического процесса.

Каждая из специализированных отраслей делится на комплексные отрасли и виды производства. Например, в составе промышленности около 15-и крупных отраслей. Это электроэнергетика, черная и цветная металлургия, топливная промышленность, химическая и нефтехимическая промышленность, лесная, целлюлозно-бумажная промышленность, машиностроение и металлообработка, промышленность строительных материалов, легкая и пищевая промышленность и т.д.

Специализированные отрасли отличаются разной степенью дифференциации производства. К формированию новых отраслей и видов производства приводит дальнейшее углубление специализации производства, развитие экономики и общества. К созданию смешанных производств и межотраслевых комплексов приводят процессы кооперации, интеграции производства, развитие устойчивых производственных связей между отраслями.

Межотраслевые комплексы

Это интеграционная структура, характеризующая взаимодействие различных отраслей и их элементов, разных стадий производства и распределение продукта. Они могут возникать и развиваться между различными отраслями и внутри отдельной отрасли. Например, в составе промышленности существуют металлургический, топливно-энергетический, машиностроительный и другие комплексы. Строительный и агропромышленный комплексы отличаются более сложной структурой, так как они объединяют разные отрасли народного хозяйства.

Межотраслевые народнохозяйственные комплексы делятся на функциональные и целевые. Целевые комплексы отличаются по критерию участия в создании конечного продукта и по воспроизводственному принципу. В основе функциональных комплексов критерий специализации комплекса на определенной функции. Например, инфраструктурный, инвестиционный, научно-технический комплексы.

Также комплексы экономики делятся на многоотраслевые и одноотраслевые комплексы, межотраслевые научно-технические комплексы, территориально-производственные комплексы.

Секторы экономики

Составные элементы каждого комплекса группируются по экономическим признакам. На основании системы национальных счетов разделяют крупные секторы экономики.

Сектор — это совокупность институциональных единиц, сходных по экономическим целям, поведению и функциям. Например, сектор предприятий, сектор государственных учреждений, сектор домашних хозяйств и внешний сектор. Сектор предприятий делится на секторы финансовых и нефинансовых предприятий.

Предприятия, которые занимаются производством товаров и услуг с целью получения прибыли и некоммерческие организации, не преследующие цели извлечения прибыли, объединены в нефинансовый сектор. Они тек же делятся на государственные, частные, национальные и иностранные нефинансовые предприятия в зависимости от того, кто контролирует их деятельность.

Институциональные единицы, занятые финансовым посредничеством, охватывает сектор финансовых предприятий.

Органы законодательной, судебной и исполнительной властей, фондов социального обеспечения и контролируемые ими некоммерческие организации входят в сектор государственных учреждений.

Домашние хозяйства и предприятия, образованные ими входят в сектор домашних хозяйств.

Совокупность институциональных единиц- нерезидентов данной страны, имеющих экономические связи, а так же посольства, консульства, международные организации, военные базы, находящиеся на территории данной страны, - это все внешний сектор.

В зависимости от степени связей с рынком в экономике выделяют рыночный и нерыночный секторы.

Рыночный сектор — это производство товаров и услуг, которые предназначены для реализации на рынке по ценам, оказывающим влияние на спрос на эти товары или услуги, а так же бартерный обмен товаров и услуг, оплата труда в натуральной форме и запасы готовой продукции.

Нерыночный сектор — это производство товаров и услуг для собственного потребления или бесплатно предоставленных другим потребителям или по ценам, не влияющим на спрос.

Бывают смешаные отрасли, оказывающие рыночные и нерыночные услуги.

Экономика, согласно международной статистике, делится на отрасли, производящие товары и отрасли, оказывающие услуги.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш

Отрасли экономики

Термин является прямым переводом использовавшегося в немецкой экономической теории XIX века понятия и широко применялся в работах российских ученых еще до Октябрьской революции 1917 года . Использовался в советской экономической науке, статистике и практике. Однако с начала 1990-х в связи с идеологической окрашенностью в России термин был заменен понятием экономика (страны) и сейчас практически не применяется.

Подразделяется по видам деятельности субъектов отношений.

Отрасли народного хозяйства

Отрасли промышленности

В ОКОНХ выделялись следующие укрупнённые отрасли промышленности:

  • Химическая и нефтехимическая промышленность
  • Машиностроение и металлообработка
  • Лесная, деревообрабатывающая и целлюлозно-бумажная промышленность
  • Промышленность строительных материалов
  • Стекольная и фарфоро-фаянсовая промышленность
  • Микробиологическая промышленность
  • Мукомольно-крупяная и комбикормовая промышленность
  • Медицинская промышленность
  • Полиграфическая промышленность
  • Другие промышленные производства.

В ОКОНХ по аналогии с собирательными отраслями народного хозяйства были выделены собирательные отрасли промышленности: добывающая промышленность, промышленность строительных конструкций, деталей и материалов, тарное хозяйство.

ОКВЭД

Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (сокращ. ОКВЭД) - часть Единой системы классификации и кодирования технико-экономической и социальной информации РФ (ЕСКК) . Создан на основе официальной русской версии Статистической классификации видов экономической деятельности в Европейском экономическом сообществе (КДЕС) (англ. Statistical classification of economic activities in the European Community ). Принят постановлением Госстандарта от 6 ноября , введён в действие с 1 января . Заменяет Общесоюзный классификатор отраслей народного хозяйства (ОКОНХ) и части I и IV Общероссийского классификатора видов экономической деятельности, продукции и услуг (ОКДП) , касающиеся экономической деятельности.

Ссылки

  • Справочник ОКОНХ. Подробная информация.
  • Расшифровка кодов госкомстата (ОКВЭД)

См. также

Ссылки

Wikimedia Foundation . 2010 .

  • Отрасли права
  • Отрвляющие вещества

Смотреть что такое "Отрасли экономики" в других словарях:

    ПРОДУКЦИЯ ОТРАСЛИ ЭКОНОМИКИ, ВАЛОВАЯ - статистический показатель, характеризующий объем продукции, произведенной в отдельной отрасли материального производства. Определяется в стоимостном выражении в действующих и постоянных ценах. Рассчитывается в различных отраслях по заводскому… …

    - (ЦНИЭИуголь) Mин ва угольной пром сти CCCP расположен в Mоскве. Oсн. в 1967 как головной, занимающийся вопросами перспективного развития и экономики угольной пром сти. Pазрабатывает генеральные схемы и прогнозы развития отрасли,… … Геологическая энциклопедия

    ОТРАСЛИ КОНФЛИКТОЛОГИИ - – частные конфликтологические науки, изучающие не конфликты в целом, а отдельные их уровни, характеристики, виды. Первыми в 1924 г. конфликты как самостоятельное явление стали изучать правоведение и социология. К концу ХХ в. конфликты стали… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    ОТРАСЛЬ ЭКОНОМИКИ - отрасли экономики формируются по принципу чистых отраслей, то есть в них включаются однородные виды деятельности без учета ведомственной или какой либо иной принадлежности производителей. Исходя из указанного принципа предприятие, как правило,… … Большой экономический словарь

    НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники. Деятельность Н.о. включает в себя проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к… … Энциклопедический словарь экономики и права

    НАУКОЕМКИЕ ОТРАСЛИ Профессиональное образование. Словарь

    наукоемкие отрасли - отрасли экономики, выпускающие продукцию, выполняющие работы и услуги с использованием последних достижений науки и техники. Деятельность таких отраслей включает проведение обеспечивающих ее научных исследований и разработок, что приводит к… … Словарь экономических терминов

    Отрасль экономики - У этого термина существуют и другие значения, см. Отрасль. Отрасль экономики совокупность предприятий, производящих (добывающих) однородную или специфическую продукцию по однотипным технологиям. В отрасли материального производства входят:… … Википедия

    Анализ структуры отрасли - анализ, выявляющий существенные факторы конкуренции в отрасли, которые определяют повышение или понижение нормы прибыли на инвестиции и тем самым воздействуют на степень привлекательности отрасли для компании. По английски: Branch analysis См.… … Финансовый словарь

    Капиталоемкие отрасли - отрасли производства с большой долей основных средств в структуре активов. Такие отрасли требуют крупных вложений на начальных стадиях производства. По английски: Industries with high capital inventory Синонимы английские: Capital intensive… … Финансовый словарь

Книги

  • Отрасли и сектора глобальной экономики. Особенности и тенденции развития , Кондратьев Владимир Борисович. В России уже на высшем политическом уровне говорят о необходимости реиндустриализации экономики, или новой индустриализации. Растет понимание того, что для повышения конкурентоспособности и…

Каждая страна ведет свое собственное хозяйство. Именно благодаря промышленности пополняется бюджет, изготавливаются необходимые товары, продукты, сырье. Степень развития государства во многом зависит от эффективности ведения народного хозяйства. Чем выше оно развито, тем больше экономический потенциал страны и, соответственно, уровень жизни ее граждан. Управление отраслями народного хозяйства совершают специальные органы. Зачастую стратегически важные предприятия контролируются государством.

Понятие отрасли экономики

Все предприятия, фабрики, учреждения, которые занимаются изготовлением продукции или услуг одного типа, составляют определенную отрасль. Очень часто отрасли хозяйства тесно взаимодействуют между собой. Они используют в своем производстве материалы, сырье, оборудование других областей промышленности. Все отрасли народного хозяйства можно разделить на две группы. К первой относят добывающую промышленность. Она занимается добычей полезных ископаемых, других разновидностей сырья. Также сюда включают и добычу морепродуктов. Вторая категория - обрабатывающая промышленность. Этот вид занимается обработкой всевозможного сырья и материалов. Основные отрасли народного хозяйства - это непосредственно промышленность, сельское хозяйство, строительство, транспортная система. Они, в свою очередь, делятся на другие подтипы.

Экономические зоны России

Территория страны имеет неравномерное распределение запасов полезных ископаемых. Именно поэтому отрасли хозяйства России образовывают две большие экономические зоны: Восточную и Западную. Первая объединяет Сибирь, Дальний Восток и характеризуется немалыми запасами ресурсов. Тут преобладает Западная часть не имеет такой сырьевой базы. Поэтому здесь отрасли хозяйства в основном обрабатывающие. В этом регионе сосредоточено 2/3 всех промышленных районов.

Отрасли народного хозяйства. Классификация

В зависимости от того, каково назначение продукции, выделяют промышленность групп «А» и «Б». Первая занимается изготовлением средств производства, вторая - продуктов потребления. Также различают производственную и Отрасли хозяйства, которые относятся к производственной сфере:


Все услуги, обслуживание населения составляют непроизводственную сферу:

  • здравоохранение;
  • образование;
  • коммунальное хозяйство;
  • искусство, культура;
  • финансы, пенсионное обеспечение;
  • наука и т. д.

Газовая, нефтяная, угольная промышленность

Топливно-энергетический комплекс страны - очень важный показатель её развития и экономического потенциала. Газовая отрасль включает разведку месторождений газа, его добычу, транспортировку и использование. Добывать голубое топливо сравнительно недорого. Например, стоимость превышает стоимость более чем в 10 раз. Нефтяная отрасль занимается поиском месторождений, добычей и доставкой нефти. Попутно добывается и природный газ. Наиболее дорогостоящей является угольная промышленность. Каменный, добывают в шахтах. Подобные отрасли хозяйства требуют значительных финансовых вложений, а также большого количества человеческих ресурсов.

Электроэнергетика

К топливно-энергетическому комплексу относят также и производство, распределение электрической энергии. Вырабатывается она на теплоэлектростанциях, атомных и гидроэлектростанциях. Тепловые станции для производства используют газ, уголь, мазут или торф. При их сжигании тепловая энергия превращается в электрическую. На берегах крупных водоемов сооружают гидроэлектростанции. Себестоимость производимой ими электроэнергии гораздо ниже. Если район не имеет рек и больших запасов топлива, то сооружаются атомные электростанции. В их работе используются Расход топлива при этом значительно меньше. Еще одно несомненное преимущество - сохранение чистоты окружающей среды. Новое слово в энергетике - геотермальные станции. Они используют внутреннее тепло земли (расположены вблизи вулканов).

Металлургия

Отрасли хозяйства многих стран (в том числе и России) включают производство черных и цветных металлов. Выделяют металлургию полного цикла (производство чугуна, стали, проката) и передельную, в которой чугун отсутствует. На размещение предприятий такого типа влияет наличие сырья и электроэнергии. Отрасли народного хозяйства России, которые занимаются производством стали и проката - одни из мировых лидеров. Технология изготовления цветных металлов имеет ряд особенностей. Прежде всего добываются руды, затем происходит их обогащение. Производится концентрат, черновой металл. Для придания ему необходимых свойств и параметров выполняется операция рафинирования. Выделяют производство тяжелых (никель, свинец, олово) и легких (алюминий, Металлургия тяжелых металлов является материалоемкой: производство одной тонны металла требует несколько сотен тонн руды. Чаще всего такие предприятия размещаются вблизи источников сырья.

Машиностроение

Предприятия должны учитывать ряд факторов: наличие сырья и потребителя, высокая квалификация персонала, выгодное транспортное и географическое положение. Сюда входят следующие отрасли хозяйства: автомобильная, вагоностроительная промышленность, производство судов, тракторов. Также в эту категорию включают приборостроение, изготовление бытовой техники и электронно-вычислительных машин. Данная отрасль занимается также изготовлением деталей и комплектующих.

Предприятия лесной, химической отраслей

Продукция лесопромышленного комплекса встречается нам каждый день. Это и тетради, и мебель и многое другое. Лесозаготовительные отрасли хозяйства занимаются сбором, обработкой и переработкой древесины. Зачастую такие предприятия размещаются в регионах с обширными посадками деревьев. Деревообрабатывающая отрасль изготавливает строительные детали из древесины, фанеру, мебель.

Также эта область включает лесопильную промышленность. Целлюлозно-бумажные отрасли хозяйства производят бумагу, картон, целлюлозу, бумажную тару и многое другое. Выделяют также лесохимическую промышленность. Она занимается изготовлением растворителей, метилового спирта, гидролизным производством. Химическая промышленность включает в себя изготовление волокон, красителей, пластмасс, лакокрасочную отрасль. Также в этот комплекс входит фармакология, производство веществ органического синтеза, бытовой химии.

Отрасли сельского хозяйства

Сельское хозяйство является довольно важной составляющей экономики страны, ведь именно оно обеспечивает население продуктами питания. Данную категорию разделяют на животноводство и выращивание всевозможных растений (овощей, фруктов, зерновых и технических культур и т. п.).

Отрасли сельского хозяйства, которые занимаются разведением животных - это скотоводство (мясные, молочные породы), овцеводство, птицеводство. Также существуют фермы по выращиванию свиней, коней, рыбы, Пчеловодство также является одной из сфер животноводства.