Свастика в период "временного" правительства и времён гражданской войны.

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики , которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.

За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы:

  • Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
  • Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака — Солнцеворота, Коловрата — прямо связано с древней славянской традицией.
  • Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).

Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).

Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.

Архивные сведения

Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.

Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.

Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака).

Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.

Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.

Выписка из указа монгольского правительства

Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».

На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.

Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).

Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума. Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.

Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства. Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.

В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности. Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег.

Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.

За 16 лет до воцарения Гитлера в Германии, на отпечатанных за рубежом банкнотах Временного Правительства зияла свастика! Причём именно в таком, искаженном виде, в котором после наши деды видели её на знаменах Вермахта.

Пост не является пропагандой нацисткой символики, а простая констатация сего интересного факта.

В России свастика впервые появилась в официальной символике в 1917 году - именно тогда, 24 апреля, Временное правительство издало указ о выпуске новых денежных купюр достоинством в 250 и 1000 рублей.

Особенностью этих купюр было то, что на них имелось изображение свастики. Вот описание лицевой стороны 1000-рублевой банкноты, приведенное в пункте № 128 постановления Сената от 6 июня 1917 года: «Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток - правой и левой… В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом - влево… Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».

В отличие от купюры достоинством в 1000 рублей, на 250-рублевой банкноте свастика была всего одна - в центре за орлом. Из дензнаков Временного правительства свастика перекочевала и на первые советские банкноты. Правда, в данном случае это было вызвано производственной необходимостью, а не идеологическими соображениями: просто большевики, озаботившиеся в 1918 году выпуском собственных денег, просто взяли уже готовые, созданные по заказу Временного правительства, клише новых банкнот (5000 и 10 000 рублей), готовившихся к выпуску в 1918 году. Керенский со товарищи эти купюры отпечатать, ввиду известных обстоятельств, не смогли, а вот руководству РСФСР клише пригодились. Таким образом, и на советских банкнотах достоинством в 5000 и 10 000 рублей свастики присутствовали. Банкноты эти имели хождение до 1922 года.

Не обошлось без использования свастики и в Красной Армии. В ноябре 1919 года командующим Юго-Восточным фронтом В.И.Шориным был издан приказ № 213, который вводил новый нарукавный знак для калмыцких формирований. В приложении к приказу приводилось и описание нового знака: «Ромб размером 15×11 сантиметров из красного сукна. В верxнем углу пятиконечная звезда, в центре - венок, в середине которого „ЛЮНГТН“ с надписью „Р. С. Ф. С. Р.“ Диаметр звезды- 15 мм, венка 6 см, размер „ЛЮНГТН“ - 27 мм, буква- 6 мм. Знак для командного и административного состава вышит золотом и серебром и для красноармейцев трафаретный. Звезда, „люнгтн“ и лента венка вышиты золотом (для красноармейцев - желтой краской), самый венок и надпись - серебром (для красноармейцев - белой краской)». Загадочной аббревиатурой (если это, конечно, вообще аббревиатура) ЛЮНГТН как раз и обозначалась свастика.

Не представляет большого труда обнаружить на рисунках кредитных билетов достоинством 5000 и 10000 рублей, выпущенных декретом Совета Народных Комиссаров от 21 октября 1919 года, изображения свастики. Она просматривается на лицевой стороне билетов в двух больших виньетках и между ними в центральной части поля. Об этом факте необычного оформления советских кредитных билетов известно всем бонистам-коллекционерам бумажных денежных знаков. Однако в литературе отсутствуют документально подтвержденные сведения о истории выпуска таких денег и причинах появления на них орнаментального рисунка со свастикой. Поэтому представилось целесообразным освещение этой малоизвестной страницы нашей истории, особенно в условиях, когда в периодической печати появилась некорректная трактовка факта изображения свастики на советских деньгах.

Прежде всего следует остановиться на условиях, в которых проходила подготовка к выпуску рассматриваемых кредитных билетов. А условия были крайне тяжелыми. Советская власть, получив в наследство денежные системы царского и Временного правительств, вынуждена была продолжать выпуск бумажных денег с символикой и геральдикой, соответствующих идеологии этих правительств. Вместе с тем, практически сразу после завоевания власти, несмотря на огромные финансово-экономические трудности, был поставлен вопрос о выпуске новых советских денег, символика на которых отвечала бы содержанию этой власти.

Заключение Брестского мира и временная военная передышка создавали некоторые благоприятные условия для налаживания денежного обращения. Весной 1918 года началась подготовка денежной реформы, которая предусматривала на первом этапе замену всех старых денежных знаков на новые. Отдел изобразительных искусств Народного Комиссариата просвещения объявил конкурс на лучший рисунок денежных знаков. Пока проходил затянувшийся выбор рисунка, цвета и формы новых бумажных денег, рассказывает А. Мельникова в книге «Твердые деньги» (М, 1973), жизнь заставила в срочном порядке начинать печатание кредитных билетов со старых клише, которые были разработаны еще Временным правительством и которое собиралось, но не успело их выпустить в следующем, 1918 году. Поэтому на клише для лицевой стороны купюр была выгравирована дата «1918».

Очевидно не рассчитывая в ближайшем будущем на улучшение денежного обращения и исходя из необходимости увеличения находящихся в обороте денег путем ускорения их изготовления, для оформления большинства готовившихся к выпуску кредитных билетов, а именно, от 1 до 1000 рублей был принят простой геометрический орнамент. Это уменьшало защиту кредитных билетов от подделок.

В отличие от этой серии купюры в 5000 и 10000 рублей должны были иметь более сложную структуру рисунка, которая достаточно надежно гарантировала бы их защиту. При изготовлении клише для напечатания этих купюр Временное правительство использовало с небольшими доработками ранее созданное клише для печатания «Государственного кредитного билета» 1000-рублевого достоинства. В этом легко убедиться, сравнив приведенные рисунки билетов достоинством в 1000 и 10000 рублей. Из сравнения рисунков следует, что наиболее крупной доработкой клише для подготавливаемых к выпуску купюр являлось применение вместо изображения Таврического дворца, где заседала Государственная дума, двуглавого орла, который к тому времени был принят в качестве герба Временного правительства.

Кредитные билеты 1000-рублевого достоинства были выпущены в мае 1917 года Временным правительством, которое возглавлял министр-председатель князь Г.Е. Львов. В описании лицевой стороны этого билета, помещенном в пункте №128 постановления Сената от 6 июня 1917 года приведено следующее:

«Главный рисунок сетки состоит из двух крупных овальных гильоширных розеток -- правой и левой... В центре каждой из обеих крупных розеток находится геометрический орнамент, образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямым углом, на одном конце вправо, а на другом -- влево... Промежуточный фон между обеими крупными розетками заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обеих розетках, но большей величины».

Из этого описания, а также из рисунка следует, что одним из элементов геометрического орнамента билета, выпущенного еще в начале 1917 года, была свастика, которое, как трактовала в соей книге А. Мельникова «...как бы гарантировала те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». Свастика без каких-либо изменений вошла в клише подготавливаемых к выпуску в 1918 году Временным правительством кредитных билетов достоинством в 5000 и 10000 рублей.

Из-за ухудшения общей обстановки в стране «Государственные кредитные билеты» не были выпущены в 1918 году, хотя на них и проставлен этот год (Н.А. Мец «Наш рубль". М, 1960). Эти билеты вошли в оборот только в 1919 году по директиве СНК от 15 мая.

Кредитные билеты с изображением свастики достоинством в 5000 и 10000 рублей вошли в оборот в самом конце 1919 года, т.е. почти через три года после того, как свастика была введена в структуру «Государственного кредитного билета" 1917 года
Временным правительством князя Львова.

Введенные в оборот «Государственные кредитные билеты» 1918 года были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что в народе эти деньги были прозваны «пятаковками».

В заключение отметим, что кредитные билеты со свастикой, также как и другие бумажные денежные знаки первых выпусков, находились в денежном обороте страны до сентября 1922 года.

СВАСТИКА 卐 НА БУМАЖНЫХ ДЕНЬГАХ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ June 14th, 2015

Наличие свастики на деньгах раннего периода Страны Советов исторический факт . Это знают многие люди, интересующиеся историческими аспектами денежного обращения в России, коллекционеры-бонисты и историки. Сразу хочу сказать, что моя короткая заметка не является пропагандой фашизма [вынужден сразу уточнить - свастика никак не связана с фашизмом, только с германским нацизмом - ] , более того отношение к идеоло гии фашизма у меня резко негативное.[- видите как автору приходится заранее оправдываться. В свете - добавлено мною. Валекс]

Свастика — это крест с загнутыми концами. Концы креста направлены по часовой 卍 или против часовой стрелки 卐 . Свастика — один из самых древних символов. солнечный знак, приветствие, пожелание удачи. И после того, как нацистская Германия этот символ сделала эмблемой нацизма [здесь и далее слово невместное - Валекс] , он стал нести негативный характер. И сейчас для меня свастика это негативный знак, как и для большинства населения всего мира. И конечно для современных людей узнать или увидеть знак свастики на бумажных деньгах РСФСР (Российской Социалистической Федеративной Республики) вызывает, мягко говоря, недоумение, а то и шок. [на аватаре еще один символ РСФС со свастикой - воинский значек, еще были нашивки-шевроны со свастикой - Валекс]


Как-то один коллекционер, ныне архивист, а в молодости он был учителем истории, рассказал мне забавный случай. Он на своих уроках истории детям рассказал, что в определённый период Советской власти, были деньги со свастикой. Конечно, эта сенсационная информация стала обсуждаться детьми. Узнало об этом и руководство, его вызвали на «ковёр» к директору и стали жёстко разбирать на предмет антисоветской агитации. Учителю пришлось принести в школу эти бумажные деньги и показать их, своим мало осведомлённым коллегам. Всё равно, учителя наказали и поставили на вид, что впредь недопустимо такую информацию излагать неокрепшим умам учеников средней школы.

Так вот, в феврале 1917 года в России произошла буржуазная революция, монархия была свергнута и власть перешла к Временному правительству. И новому правительству естественно захотелось ввести свои новые деньги. 26 апреля и 22 августа 1917 года вышло постановление Временного правительства о выпуске кредитных билетов номиналом 250 и 1000 рублей. На новых денежных знаках был помещён новый государственный герб России , рекомендованный к использованию юридическим совещанием при Временном правительстве. Рисунок нового герба разработал художник И.Я. Билибин. Орёл стал другим, и самое главное у него не было короны - символа самодержавия (ил.1). А теперь внимательно посмотрите на профиль орла, и вы увидите… свастику! И на лицевой стороне российской банкноты 1000 рублей 1917 года в центре тоже есть свастика (ил. 2). Внимательный читатель тут же задаст резонный вопрос: «а при чём тут советская власть и эти билеты? » Действительно, в России скоро Временное правительство было свергнуто большевиками, произошёл октябрьский переворот, который ещё называют Великая Октябрьская социалистическая революция. Дело в том, что после прихода к власти большевиков и создания РСФСР в денежном обращении в стране ещё длительное время продолжали использоваться деньги выпущенные, при царизме, при Временном правительстве, и советские деньги («совзнаки»). Более того РСФСР продолжала печать те же самые царские деньги и деньги Временного правительства со свастикой вплоть до 1921 года !

Вернёмся к деньгам Временного правительства со свастикой. Кредитный билет 1000 рублей образца 1917 года поступил в обращение с 10 июня 1917 г. Эти кредитные билеты в народе называли «думки», т.к. на оборотной стороне банкноты изображение государственной Думы России того периода (ил. 3).

Ил. 1. Росси 250 рублей 1917 год. Оборотная сторона.

Ил.2. Россия 1000 рублей 1917 года. Размер 213 х 132 мм. Лицевая сторона.

А как определить какого года выпуска конкретная банкнота того очень горячего периода? Действительно с 1905 по 1922 гг., в России были революции, Первая мировая и гражданская война, разруха, голод и др. Есть несколько отличий таких банкнот. Одно из отличий в том, что банкноты на лицевой части имели подпись управляющего банка и кассира.

Бумажные деньги России выпусков 1905 - 1909 гг. были с подписью управляющего С.И. Тимашева;

1910 - 1914 гг. - подпись управляющего А.В. Коншина;

1914 - 1921 гг. - подпись управляющего И.П. Шипова.

Сразу скажу, не все бумажные деньги периода выпуска 1905 - 1921 гг. имели подписи, например их не было на деньгах-марках и на так называемых «керенках».

Ил. 3. Россия 1000 рублей образца 1917 года. Оборотная сторона.

А как среди банкнот 1917 года выпуска, выявить какого они периода выпуска, Временного правительства или РСФСР, ведь на всех них стоит подпись И.П. Шипова? Действительно все билеты подписаны управляющим Шиповым, независимо от времени их выпуска. Однако они имели разные серии. Кредитные билеты 1000 рублей 1917 года выпуска Временного правительства серии АА - АЗ. Правительство РСФСР выпускало серии АИ - ГО. Представленная банкнота серии ВХ - Советское правительство (ил.2). Каждая серия с одним и тем же номером выпускалась тиражом 200 000, т.е. с №000001 по № 200000.

А-а-а эти же банкноты выпустило Временное правительство, - опять скажет скептик, тогда были трудные времена, не когда было разбираться, что выпустило Временное правительство и Советская власть тут не виновата (в плане выпуска бумажных денег со свастикой).

Ил. 4. РСФСР 5000 рублей 1918 рублей. Лицевая сторона.

Ил. 5. РСФСР 10 000 рублей 1918 г. Лицевая сторона.

Да, времена были трудные. Однако 21 октября 1919 года появился декрет СНК РСФСР о выпуске в обращение банкнот 5000 и 10 000 рублей (ил. 4, 5), которые поступили в обращение в декабре 1919 года.Правда, для их изготовления были использованы проектные разработки денежных знаков, осуществлённые в 1917 г. при Временном правительстве, но с новой датой «1918». На билетах был помещён государственный герб России периода Временного правительства. На всех кредитных билетах факсимильная подпись управляющего Г.Л. Пятакова (главного комиссара Народного банка РСФСР). Это уже бумажные деньги выпуска Советской власти и они были со свастикой.

Кредитные билеты 250 и 1000 рублей образца 1917 года выпускались до первой половины 1921 г., а кредитные билеты 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г. выпускались до 1 июля 1922 г.

8 сентября 1922 г. вышел декрет СНК «Об установлении однородности денежного обращения», с 1 октября в РСФСР появились новые деньги образца 1922 г., все банкноты, выпускавшиеся ранее, были извлечены из обращения. Срок приёма в платежи и обмена на денежные знаки старого образца был установлен до 1 октября 1922 г.

Таким образом, в период правления Советской власти в России (руководитель В.И. Ленин) до октября 1922 года в обращении были деньги со свастикой!

Изображение банкнот размещено с разрешения владельца.

Причины помещения свастики на российских бумажных деньгах образца 1917 и 1918гг.

После революционных событий февраля 1917 г. в денежном обращении России появились государственные кредитные билеты номиналами в 250 и 1000 рублей с новой государственной символикой и изображением свастики, которые в народе получили наименование «думские деньги», «думки». Также свастика присутствует на схожих по оформлению билетах 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые были подписаны управляющим Госбанка РСФСР Г.Л. Пятаковым, за что были прозваны «пятаковками». Все эти банкноты оставались в денежном обращении страны до 1922 г.
За прошедшие годы историками, коллекционерами-бонистами, журналистами и блоггерами Рунета были предложены самые разные версии причин помещения свастики на российских деньгах. Их можно разделить на три основных группы.
Еще в Белой эмиграции в 1920-х гг. была высказана идея о масонском значении этого символа (Скрынников Н., 1921, С.42-43; Лукин Ю.Н., 1936. С.24) и это мнение до сих пор находит поддержку у ряда авторов.
Второй основной идеей стало объяснение изображения свастики на «думках» и «пятаковках» в качестве древнего солярного знака, символизирующего вечность и благополучие, который как бы гарантировал «те жизненные блага, которые обещало Временное правительство». (Мельникова А.С., 1973. С.). При этом ряд авторов полагает, что помещение солярного знака - Солнцеворота, Коловрата - прямо связано с древней славянской традицией.
Третья группа исследователей трактует помещенного на банкнотах двуглавого орла, наложенного на свастику, как вариант нового герба Российской республики 1917 г. (Всеволодов И.В., 1990. С. 241-242; Соболева Н.А., Артамонов В.А.. 1993. С. ; Соболева Н.А., 2013. С.).
Однако такое геральдическое использование свастики должно было бы получить официальное правительственное объяснение. Но в официальном описании банкнот 1917 г. отсутствует даже само название «свастика». В документе указано: «В центре каждой из обеих крупных розеток находится ГЕОМЕТРИЧЕСКИЙ ОРНАМЕНТ (выделено авторами), образованный крестообразно-пересекающимися широкими полосами, загнутыми под прямыми углами, на одном конце вправо, на другом, влево. Полосы покрыты системой горизонтальных линий и окаймлены, на небольшом расстоянии, тонкой контурной линией. Промежуточный фон между обеими крупными розетками и гильоширно-орнаментальными украшениями заполнен гильоширным узором, а центр этого фона занят геометрическим орнаментом такого же рисунка, как и в обоих розетках, но большей величины» (ГАРФ. Ф.7421. Оп.1. Д.7. Л. 146 об., 147).
Очевидно, что в документе нарочито затушевано значение древнего солярного символа и предлагается его нейтральная трактовка в качестве «орнамента», а причина его изображения на банковских билетах остается не раскрытой.
Ответ на этот вопрос удалось найти при работе с фондами Гознака, где хранятся богатейшие материалы по истории разработки и производства отечественных и некоторых иностранных монет и банкнот.
Дело в том, что сделанный весной 1917 г. политический заказ Временного Правительства на скорейшее изготовление бумажных денег с новой революционной символикой вступил в противоречие с техническими возможностями Экспедиции Заготовления Государственных Бумаг (ЭЗГБ). По существовавшей в то время технологии денежного производства полный цикл от эскиза до готового тиража (в зависимости от сложности и защищенности купюры) занимал не менее года. По предоставленному эскизу граверы-художники готовили модель банкноты, после ее утверждения в пробах цвета и способах защиты изготовлялась матрица, затем с нее методом стальной гальванопластики делались печатные формы, с помощью которых, в свою очередь, производилось тиражирование банковских билетов.
Поэтому ускорить выпуск новых образцов денежных знаков можно было лишь используя уже готовые модели, матрицы и печатные формы от других выпускавшихся, готовящихся к выпуску или по каким-то причинам невыпущенных купюр. В рассматриваемом случае для денег Временного Правительства были использованы наработки ЭЗГБ по планировавшемуся выпуску банкнот Монгольского национального банка. Сохранились образцы полностью отпечатанных банкнот для Монголии достоинством в 1, 3, 5, 10, 25 и 100 рублей образца 1916 г. (Спецфонд Гознака. *******).
Монгольский национальный банк был создан в 1914 г. при финансировании российским Сибирским торговым банком, правление которого размещалось в Петрограде. Согласно уставу банка, он имел право выпуска монгольских банковских билетов на сумму в 1 миллион рублей. В 1916 г. ЭЗГБ подготовила выпуск Монгольских банкнот с русскими надписями на лицевой стороне и аналогичными монгольскими надписями на обороте.
Русский текст:
«Кредитный билет монгольского национального банка.
Три рубля.
Монгольский национальный банк обменивает свои кредитные билеты на монгольскую монету или русские деньги без ограничения суммы.
Выписка из указа монгольского правительства.
Кредитные билеты монгольского национального банка имеют хождение по Монголии, одинаковое по ценности с русскими деньгами. За подделку кредитных билетов имущество виновных полностью конфискуется в Казну, сами же они заключаются в тюрьму и подвергаются каторжным работам на три года».
На банкнотах помещено факсимиле Директора распорядителя М.А. Соловейчика (1870-1916) и факсимиле Управляющего делами Ермолаева. Рисунок этих банкнот был утвержден министром финансов России П.Л. Барком. Предполагалось также, что Петроградский монетный двор приступит к изготовлению серебряных и медных монет для Монголии.
Но в 1917 г. политическая и экономическая ситуация в России изменились и выпуск подготовленных банкнот для Монголии не был осуществлен. Однако все наработки были использованы при срочной разработке и печатании банкнот Временного Правительства 1917 г. Банковский билет достоинством 1000 рублей поступил в обращение уже 10 июня, а билет достоинством 250 рублей вошел в обращение с 8 сентября 1917 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 81). А в 1919 г. некоторые «монгольские» формы и матрицы нашли применение для более-менее качественного печатания «пятаковок» образца 1918 г. номиналами в 5000 и 10.000 руб., которые были выпущены в обращение в декабре 1919 г. (Денисов А.Е., 2004. С. 83).
Прообразом для купюры номиналом в 1000 рублей 1917 г. послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 25 рублей 1916 г. (Рис. 1) с изменением цвета лицевой стороны с коричневой на зеленую, на обороте из многоцветного картуша монгольского прообраза была убрана свастика и заменена изображением здания Таврического дворца, где размещалась Государственная дума (Рис.2). Остальные детали оформления, включая буддийские Узлы Бесконечности на лицевой стороне и три свастики на оборотной, стали своеобразным «монгольским наследством», которое пришлось маскировать цифрами номинала и официально обозначать в описании банкноты как орнаментальные детали.
Купюра в 250 рублей образца 1917 г. была получена путем изменения банкноты Монгольского национального банка номиналом в 3 рубля 1916 г. (рис. 3) Цвет с зеленого был изменен на коричневый, а на оборотной стороне в центре вместо цветной розетки помещено изображение двуглавого орла Временного правительства (Рис.4). Буддийские символы также постарались сделать менее заметными, закрыв изображением двуглавого орла, цифрами и надписями. Однако крупная свастика за двуглавым орлом оставалась очень заметной и стала восприниматься как значимый символ, специально помещенный на новую революционную банкноту.
В период Гражданской войны тяжелое военное и экономическое положение Советской России заставило использовать для производства денег все имеющиеся ресурсы ЭЗГБ. «Монгольские» матрицы и печатные формы 1916 г. вновь нашли применение. Образцом для «пятаковок» номиналами в 5000 и 10 000 рублей образца 1918 г., которые в печатали в Пензе, послужила банкнота Монгольского национального банка достоинством в 100 рублей 1916 г. (Рис. 5) Цвет с желтого был заменен соответственно на синий и светло-коричневый, а вместо цветной розетки был помещен билибинский орел без корон, но остались буддийские свастики и Узлы Бесконечности (Рис. 6, 7). Сохранился оттиск лицевой сетки, использованной для банковского билета 10 000 рублей образца 1918 г., который очень хорошо показывает вынужденно сохраненное «монгольское наследство» российских денег (Рис. 8).
Рассмотрев изображения исследованных нами купюр мы приходим к закономерному выводу о том, что специалистам ЭЗГБ для максимального ускорения выпуска денежных знаков новых образцов удалось избежать трудоемкого и длительного этапа по согласованию и изготовлению лицевых и оборотных сеток. Для нового дизайна достаточно было изготовить печатные формы с номиналами и текстами, а также пронумеровать купюры и поставить грифы подписей управляющего Государственным банком и кассира. А привнесенные с невыпущенных монгольских банкнот свастики на долгие годы стали одной из загадок российской бонистики.

Всеволодов И.В., 1990. беседы о фалеристике. М.
Лукин Ю.Н., 1936. В мире символов: к познанию масонства. Харбин.
Мельникова А.С., 1973. Твердые деньги. М.
Скрынников Н., 1921. Масонство? Париж.
Соболева Н.А., В. А. Артамонов В.А., 1993. Символы России, М.
Соболева Н.А.. 2013. Очерки истории российской символики. От тамги до символов государственного суверенитета. М.

Рис. 1. Банкнота Монгольского национального банка 25 рублей 1916 г. (ГЗ-8877.1,2 П.2-5)

Рис. 2. Государственный кредитный билет 1000 рублей образца 1917 г.

Рис. 3. Банкнота Монгольского национального банка 3 рубля 1916 г. (ГЗ-8871.1-4 П.2-2)

Рис. 4. Государственный кредитный билет 250 рублей образца 1917 г.

Рис. 5. Банкнота Монгольского национального банка 100 рублей 1916 г. (ГЗ-8879.1,2 П.2-6)

Рис. 6. Государственный кредитный билет 5000 рублей образца 1918 г.

Рис. 7. Государственный кредитный билет 10 000 рублей образца 1918 г.

Рис. 8. Лицевая сетка для Государственного кредитного билета 10 000 рублей образца 1918 г.