Как определить величину косвенных налогов. Страховые взносы — это прямые или косвенные налоги? Расходы в торговле

Обязательные платежи юридических и физических лиц в государственные бюджеты любого уровня можно разделить на:

    прямые налоги, которые взимаются с прибыли или имущества плательщика;

    косвенные налоги, это часть стоимости товаров или услуг, которую платит непосредственный потребитель в бюджет государства не напрямую, а через продавца продукции.

Покупая пачку сигарет, Вы платите акцизный сбор, который уже включен в стоимость товара. В данном случае продавец выступает в роли посредника между Вами и государством: получив деньги за свой товар, он отдает акцизный сбор в государственную казну. То есть, стоимость товара можно разбить на следующие составляющие: себестоимость, прибыль продавца и косвенные налоги. Последние и являются объектом изучения представленной статьи.

Суть и виды косвенных налогов

Как было сказано выше, механизм формирования косвенных налогов очень простой: к стоимости товара или услуги добавляется обязательные платежи в бюджет (косвенные налоги), которые платит покупатель, приобретая нужную ему продукцию. Владелец товара/услуги выступает обычным посредником, главная задача которого отдать государству полученный им от покупателя налог. То есть производитель (продавец) в данном случае выступает в роли сборщика обязательных платежей в государственный бюджет.

Следует отметить тот факт, что косвенные налоги и прямые налоги выполняют одну и ту же функцию: формируют государственный бюджет, но при этом механизм их начисления и сама природа происхождения совершенно разные. В первом случае налоги всегда «скрываются» в стоимости товаров и услуг, при этом не учитывается уровень дохода непосредственных плательщиков налога, во втором – объектом налогообложения выступает прибыль или имущество налогоплательщиков. Чем больше Вы зарабатываете, тем выше Ваши обязательства перед государственным бюджетом. Из этого можно сделать вывод, что прямые налоги, в социальном плане, более справедливы, чем косвенные.

Чтобы читателю было легче сориентироваться и понять, что такое косвенные налоги, необходимо рассмотреть их основные виды :

    Налог, который формируется сначала на каждом этапе производства, а затем – реализации продукции. В России – это налог на добавленную стоимость (НДС). Теоретики экономических дисциплин утверждают, что в определенных условиях НДС может составлять львиную долю государственного бюджета, что неоднократно подтверждалось на практике во многих странах постсоветского пространства в тяжелые 90-е годы. В некоторых учебниках можно встретить определение НДС, как универсального акцизного сбора, взымаемого со всего валового оборота товаров и услуг. Но сути такой подход не меняет: НДС является одним из главных налогов, формирующим бюджет России.

    Акцизы – обязательные платежи в государственную казну, которые являются косвенным налогом и устанавливаются на определенные группы товаров и услуг внутри страны, согласно ее налоговому законодательству. В экономической теории в список подакцизных товаров входят предметы роскоши и услуги, которые не являются жизненно необходимыми. И цель этого косвенного налога – увеличить поступления в бюджет за счет состоятельных людей. Но на практике, акцизный сбор взымается с многих товаров массового потребления. В России это: топливо, автомобильные масла, мотоциклы и легковые автомобили, табачные изделия, алкогольные напитки, спиртосодержащая продукция. Если новый «БМВ» относится к предметам роскоши, то обычный ВАЗ, как-то не очень тянет на эту категорию. Еще одна важная роль акцизного сбора, кроме наполнения государственной казны – это неплохая возможность ограничить потребление социально вредных товаров (табака и спиртных напитков).

    Аналогично акцизному сбору, размер таможенных пошлин устанавливаются на каждый товар индивидуально. Этот косвенный налог взымается таможенной службой в пользу государства с импортных и экспортных товаров, а также продукции, которая транзитом пересекает границу страны.

По способу построения выделяют следующие виды таможенных ставок :

    адвалорная – исчисляется в процентах от стоимости продукции;

    специфическая – имеет фиксированный размер за единицу конкретного товара;

    комбинированная – синтез первого и второго метода.

Следует отметить, что косвенные налоги, перечень которых представлен выше, выполняют, в основном, экономическую функцию, то есть служат для наполнения государственного бюджета, а таможенные пошлины довольно часто используются и в других целях. Они могут защищать отечественного производителя, повышая стоимость ввозимых товаров, которые стоят дешевле, чем наши аналоги. С их помощью можно эффективно бороться с демпинговой политикой иностранных компаний, а также снижать стоимость товаров, в которых нуждается внутренний рынок.

Следующий вид косвенных налогов – фискальная монополия. В данном случае не устанавливаются ставки платежей в бюджет, так как государство пользуется своим монопольным правом производить и реализовывать какую-то продукцию, в стоимость которой уже входят вышеуказанные налоги.

Положительные и отрицательные стороны непрямого налогообложения

При непрямом налогообложении невозможно судить о реальных доходах и финансовых возможностях плательщиков косвенных налогов. Говоря простыми словами и не вникая в сложные экономические взаимосвязи и терминологию, в данной ситуации человек с минимальной зарплатой и владелец серьезного бизнеса часто вынуждены платить абсолютно одинаковые налоги. Например, при покупке 10 литров бензина или моторного масла. Что в социальном плане является, мягко говоря, не совсем справедливо.

Механизм контроля и взимания косвенных налогов требует огромного внимания, а значит и расходов, со стороны государственных органов. Производство и реализация подакцизных товаров, работа таможенной службы, контроль за уплатой НДС, предотвращение функционирования различных мошеннических схем – это неполный перечень вопросов, которые связаны с непрямым налогообложением.

Довольно часто налоговым органам приходится «бесцеремонно» вмешиваться в работу предприятий, которые связаны с производством подакцизных товаров. Это не способствует развитию предпринимательства в нашей стране и налаживанию хороших отношений между бизнесом и налоговиками, о которых так любят говорить чиновники.

Отсутствие стабильности в реализации продукции, стоимость которой включает косвенные налоги, затрудняет возможность прогнозирования бюджетных поступлений по этой статье доходов. Что сильно затрудняет процесс принятия главного финансового плана страны.

В тоже время, непрямое налогообложение имеет массу преимуществ :

    данный налог является полностью анонимным и, в отличие от налога на прибыль, от него нет возможности скрыться или как-то обмануть государство;

    часто плательщик даже не знает, что покупая продукцию, он платит какой-то обязательный платеж в бюджет государства (в отличие от подоходных налогов, социальных взносов и т.п.);

    косвенные налоги исключают понятие недоимки, как это довольно часто бывает с прямыми налогами;

    уплата косвенных налогов происходит практически одновременно с покупкой товара/услуги.

Анализируя данную информацию, можно сделать вывод, что прямые и косвенные налоги, примеры которых представлены выше, имеют свои достоинства и недостатки, но с ними можно и нужно мириться, так как альтернативы на данный момент в современной экономической модели не существует.

Оптимальное соотношение прямого и непрямого налогообложения

Данный вопрос представляет практическое значение для системы налогообложения нашей страны не только с целью установления точных пропорций между прямыми и косвенными налогами, но и для использования положительного опыта экономически развитых стран мира. Конечно, внедрение зарубежных наработок должно происходить с учетом национальных особенностей, менталитета, политической ситуации (особенно сегодня!), а также налогового законодательства и состояния экономики. На основании международного опыта и существующей налоговой базы можно провести изменение соотношения прямых и косвенных налогов, которое поможет не только наполнить бюджет страны, но и стимулирует развития бизнеса, а также устранит разрывы в развитии экономики разных регионов РФ.

Что касается практической части реализации данного вопроса, нужно не просто определить соотношение прямого и косвенного налогообложения, но и установить конкретное значение всех налогов, которые работают в России, согласно действующему законодательству. Это нужно реализовывать с учетом интересов двух сторон: государственного бюджета и действующего бизнеса. В идеале, нужно получить оптимальную схему, которая позволит государству выполнять доходную часть бюджета, при этом обеспечивая оптимальный бизнес климат для развития предпринимательства.

Экономисты выделяют следующие схемы соотношения прямого и косвенного налогообложения :

    Англосаксонская модель . Приоритетными являются прямые налоги с физических лиц, они даже превышают поступления в бюджет от бизнеса. Косвенные налоги занимают незначительную часть.

    Евроконтинентальная модель . Делается ставка на косвенные налоги и социальные отчисления.

    Латиноамериканская . Ориентирована на непрямое налогообложение.

    Смешанная модель . Построена на использовании вышеперечисленных схем с учетом конкретной экономической ситуации в данный момент времени. Главным индикатором в этом вопросе выступает уровень инфляции.

Что касается России, то последнее десятилетие косвенные налоги в рф явно доминируют. Хотя ведущие экономисты склоняются к мнению, что необходимо стремиться к развитию англосакской модели соотношения прямого и косвенного налогообложения, а также схеме, когда государство и бизнес преследуют одни и те же цели.

Для этого необходимо :

    В первую очередь, развивать налоговую культуру в стране. Нужно кардинально изменить взгляды населения на налоговую систему. Пока мы не поймем, что честно заплаченные налоги – это наша медицина, образование, будущее наших детей, дороги, эффективная полиция, добросовестные работники ЖКХ и т.д., мы не сможем построить сильное, богатое государство. Уже давно пора менять стереотипы беспредела 90-х, пора выходить на новый уровень взаимоотношения с государством.

    Стимулировать развитие малого и среднего бизнеса, особенно отрасли, связанные с производством. Конечно, очень хорошо, когда в стране есть огромное количество полезных ископаемых, но сильную экономику на этом нельзя построить. Производство, которое честно платит налоги – основа богатства страны и всех ее добросовестно работающих граждан.

    Ввести экономически обоснованные налоги на роскошь и недвижимость. Это поможет существенно наполнить государственную казну, а также сократит разрыв между олигархами и средним классом. Первое даст возможность поднять социальные стандарты, второе – предотвратит нежелательные настроения в обществе.

    Пересмотреть налоговое законодательство и провести изменения в работе налоговых инспекций. Сегодня некоторые мелкие налоги, которые в совокупности составляют достаточно большую сумму, не платятся по очень простой причине – плательщик не знает, что ему платить, куда и кому. Рассматривая вопрос о том, чем различаются прямые и косвенные налоги, мы не упомянули, что первые могут вообще не платиться по причине халатности налоговых инспекторов.

Заканчивая рассматривать нашу тему, необходимо акцентировать внимание на еще одном важном моменте. Некоторые косвенные налоги и прямые платежи в государственный бюджет это достаточно взаимосвязанные в экономическом плане понятия. Этот факт необходимо учитывать во время принятия новых налоговых законов, чтобы не нарушить существующий экономический баланс.

Понравилась статья? Поделись с друзьями в соц. сети:

Российская налоговая система включает в себя определенный набор налоговых обязательств, подразделяющихся на прямые и косвенные. Данная классификация определяется порядком взимания налога:

  • Для прямых – налоговое бремя ложится на самого плательщика;
  • Для косвенных – налоговая нагрузка приходится на конечных потребителей, которые уплачивают налог государству через посредника.

Виды налогов (прямые и косвенные налоги)

Прямые налоги взимаются с имущества плательщика и его доходов. В качестве имущества выступают те объекты, которыми владеет плательщик – участки земли, недвижимые и движимые объекты, бумаги ценного характера, в качестве доходов – выплаты физлицам сотрудникам (например, в виде зарплаты), прибыль юрлиц, %-ты от различных операций.

То есть прямыми налогами облагается то, что имеется у плательщика. Считаются они в зависимости от стоимостного показателя имущества или величины дохода и подлежат перечислению в государственную казну плательщиком. Данный тип налоговой нагрузки представляет собой стабильное пополнение госбюджета, что составляет его основное достоинство.

Главным недостатком является их открытость для плательщика, что влечет за собой желание последних скрыть реальное положение дел путем занижения налоговой базы и скрытия доходов.

Косвенные налоги – это добавки к реализуемым ценностям, услугам различного характера и произведенным работам. При продажных операциях продавец выставляет покупателю стоимость, увеличенную на сумму дополнительного налога (акцизы, пошлины, НДС). Покупатель оплачивает всю предъявленную стоимость продавцу, в свою очередь, продавец осуществляет перечисления налога государству. Получается, что налоговая нагрузка приходится на конечного потребителя, но в бюджет налог перечисляется через продавца (поставщика), то есть косвенно через посредника.

Главным достоинством косвенных налогов можно назвать их закрытость для лиц, на которых возложено данное налоговое бремя. Потребители покупают товары, оплачивают услуги, уплачивая при этом косвенные налоги, зачастую даже не подозревая и не задумываясь об этом. Такая скрытость имеет важное значение в плане социального и политического положения в стране.

Недостаток косвенных налогов в несправедливости распределения налоговой нагрузки среди слоев населения с различным уровнем дохода. Так, граждане с низкими доходами ощущают сильнее повышение цен на величину косвенных налогов, в то время как для богатых граждан это не так значительно. Справедливым было бы применять пониженные ставки в отношении товаров широкого потребления и не облагать налогом вовсе товары, ориентированные на бедные слои населения. Одновременно с этим товары, предназначенные для обеспеченных граждан, нужно облагать более высокими ставками. Частично это и выполняется путем применения различных налоговых ставок (от 0 до 18%).

Еще одним недостатком можно назвать прямую зависимость величины добавляемого косвенного налога от текущей инфляции в стране. Рост цен влечет за собой и повышение налоговой нагрузки.

Отличия прямых налогов от косвенных

Показатель Прямые Косвенные
Носитель налоговой нагрузки Плательщик налога Конечный потребитель
Взаимосвязь с государством Прямая Через посредника (продавца или производителя)
Объект, облагаемый налогом Собственное имущество, доходы различного характера Реализуемые ценности, услуги, работы
Факторы, оказывающие влияние на величину налога Размеры доходов, полученной прибыли, вид деятельности, семейное положение и др. Цены товара, продукции, услуг, их разновидности, тарифы
Зависимость от финансовой и хозяйственной деятельности Зависят напрямую Не зависят
Сложность расчета Сложные Простые
Уровень собираемости Высокий Низкий
Участие в ценообразовании Включаются в цену на стадии производства Включаются в цену на стадии реализации
Степень открытости Открыты (плательщик осознает, что он платит и в каком размере) Закрыты (потребитель часто не осознает факт уплаты)

Таблица прямых и косвенных налогов

Примеры прямых налогов

Имущественные

  • на имущество юрлиц – вычисляется от среднегодового стоимостного показателя движимых и недвижимых объектов, имеющихся в собственности организации (в ряде случае для недвижимых объектов применяется кадастровая стоимость), подлежит перечислению в бюджеты российских регионов;
  • на имущество физлиц – определяется на основе стоимости имеющихся у граждан недвижимых объектов, относится к местным налогам;
  • на земельные объекты – взимается с юрлиц и физлиц при наличии в собственности земельных наделов в соответствии с определенной для них кадастровой стоимостью, подлежит перечислению в бюджеты местного типа;
  • на транспортные средства – еще один региональный налог, удерживаемый с владельцев ТС – конкретных граждан и организаций;
  • на водные объекты – налоговое бремя носит пользователь акватории и водозабора, налог платится в бюджет федерального значения;
  • на добываемые полезные ископаемые – вычисляется на основе их стоимостного или натурального показателя, относится к федеральным налогам;
  • на игорный бизнес – применяется к казино, букмекерским конторам, тотализаторам, лицам, имеющим игровые автоматы, относится к налогам регионального типа.

На доходы:

  • На прибыль организаций – берется с юрлиц (иностранных, действующих в РФ, и российских), ведущих деятельность с применением классической налоговой системы, вычисляется в зависимости от полученного соотношения доходов и расходов за определенный временной период в размере 20% от результата финансовой деятельности;
  • На доходы физлиц – удерживается с доходов различного характера, получаемых конкретными гражданами (российскими и иностранными), подлежит поступлению в бюджеты регионального и местного типа. Налог считается в процентной части от полученных доходов (от 15 до 35%), на величину ставки влияет характер полученного дохода, а также гражданство физлица.

Примеры косвенных налогов

НДС – налог, добавляемый к стоимостному показателю в отношении продаваемых товарных ценностей, продукции, работ, услуг различного назначения, относится к федеральным. Данный налог уплачивается потребителями продавцу (производителю), приобретающими продукцию, услуги, товары, в составе стоимости этих ценностей, после чего величина налога продавцом переносится в федеральный бюджет государства. Это основной источник финансирования бюджета, составляющий почти четвертую часть всех налоговых поступлений. Вместе с тем это один из самых сложных налогов, имеющий множество запутанных и проблемных нюансов, споры именно по этому виду налога составляет подавляющее большинство в общей доле судебных разбирательств.

Акцизы – представляют собой специальные налоги, которые добавляются к цене отдельных категорий ценностей, например, спирт, автомобильный транспорт, табак, топливо.

Таможенные пошлины – взимаются при помещении товаров на таможенную российскую территорию.

Государственные пошлины – взимаемые государством платежи при выполнении операций, определенных в законодательном порядке.

Соотношение прямых и косвенных налогов

Данный показатель носит важную значимость для характеристики налоговой системы страны.

Для эффективной налоговой модели в РФ требуется установить оптимальное соотношение рассматриваемых видов налогов. Для устойчивого положения государству следует стремиться к такому долевому участию каждого типа налоговых обязательств, при котором будет достигнуто благоприятное положение и для налогоплательщиков, и для страны. При этом нужно учитывать реальные экономические приоритеты и потребности, а также уровень развития государства.

Сегодня в России наблюдается тенденция к формированию налоговой модели смешанного типа соотношения, при которой наблюдается множество разнообразных налоговых обязательств в примерно равном долевом участии. Такое равномерное распределение налоговой нагрузки позволяет исключить возможность влияние какой-то определенной разновидности налога на формирование госбюджета.

Сейчас прямые налоги, перечисляемые организациями, преобладают над налогами, уплачиваемыми физлицами. При этом доля косвенных налогов выше примерно в 2 раза, что обычно характерно для развивающихся стран. Развитые страны делают упор на прямое налогообложение.

Определяя подходящую модель соотношения косвенного и прямого налогообложения нельзя слепо использовать наработки зарубежных стран, необходимо учитывать экономическую и политическую ситуацию в стране, менталитет граждан, особенности российского законодательство в области налогообложения.

ВВЕДЕНИЕ

Налоги являются необходимым звеном экономических отношений в обществе с момента возникновения государства. Развитие и изменение форм государственного устройства всегда сопровождаются преобразованием налоговой системы. В современном цивилизованном обществе налоги - основная форма доходов государства. Помимо этой сугубо финансовой функции налоговый механизм используется для экономического воздействия государства на общественное производство, его динамику и структуру, на состояние научно-технического прогресса. В условиях рыночной экономики любое государство широко использует налоговую политику в качестве определенного регулятора воздействия на негативные явления рынка. Налоги, как и вся налоговая система, являются мощным инструментом управления экономикой в условиях рынка.

Формирование эффективной налоговой системы для России -экономическая проблема общегосударственного зна­чения.

Налоговая система - важный элемент экономики государства - служит также мощным стимулирующим или, наоборот, угнетающим фактором деятельности любого экономического субъекта.

Налог это обязательный взнос, осуществляемый плательщиком в бюджет определенного уровня или во внебюджетные фонды. Порядок внесения и размер суммы взноса устанавливается законодательством. С помощью налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с бюджетами всех уровней. При помощи налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, а также формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

Применение налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей, предприятий независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия. Налоги призваны формировать финансовые ресурсы государства, в бюджетной системе и внебюджетных фондах и необходимых для осуществления собственных функций (оборонных, социальных, природоохранных и др.), в этом заключается их основная роль.
Градация налогов на прямые и косвенные напрямую зависит от порядка и исчисления и определения объекта налогообложения, при том именно косвенные налоги формируют большую часть российского налогового бюджета, что само по себе предопределяет пристальное внимание к проблемам механизма их функционирования и направлениям его совершенствования.
Целью настоящей работы является исследование косвенных налогов в РФ и перспектив их развития в условиях рыночной экономики РФ.

Для достижения поставленной цели поставлены следующие задачи:

Раскрыть сущность и значение косвенного налогообложения;

Рассмотреть ставки и порядок исчисления косвенных налогов;

Обоснование оптимизации косвенного налогообложения.

Теоретической и методической основой послужили постановления правительства РФ, Министерства по налогам и сборам, Министерства финансов, труды российских и зарубежных ученых по проблемам косвенного налогообложения.

1. КОСВЕННЫЕ НАЛОГИ

1.1 ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА КОСВЕННЫХ НАЛОГОВ.

Косвенные налоги - это налоги, перекладываемые путем надбавки в цене на потребителя товара, который становится окончательным плательщиком. Они не связаны с доходом или имуществом непосредственного плательщика - потребителя продукции - или услуги, и уклониться от него невозможно, так как практически весь объем продукции (услуг) широкого потребления содержит в себе косвенные налоги. Закон возлагает юридическую обязанность внесения этого налога в казну на предприятие после реализации продукции (услуг). К косвенным налогам относятся, например, налог на добавленную стоимость и налог с продаж;акцизы; таможенные пошлины и платежи и т. д.

Виды косвенных налогов представлены на рис.1.

Рис.1. Основные виды косвенных налогов.

К преимуществам косвенных налогов можно отнести следующее :

- анонимность налога, т.е. его изъятие связано с движением товаров (работ, услуг), а не с доходами физических и юридических лиц;

- простота взимания налогов;

- время реализации товаров (работ, услуг) и уплаты налога практически совпадает;

- за потребителем не остается права выбора платить или не платить налог.

Косвенные налоги переносятся на конечного потребителя в зависимости от степени эластичности спроса на товары и услуги, облагаемые этими налогами. Чем менее эластичен спрос, тем большая часть налога перекладывается на потребителя. Чем менее эластично предложение, тем меньшая часть налога перекладывается на потребителя, а большая уплачивается за счет прибыли. В долгосрочном плане эластичность предложения растет, и на потребителя перекладывается все большая часть косвенных налогов.

В случае высокой эластичности спроса увеличение косвенных налогов может привести к сокращению потребления, а при высокой эластичности предложения - к сокращению чистой прибыли, что вызовет сокращение капиталовложений или перелив капитала в другие сферы деятельности.

Косвенные налоги выполняют две функции:

- по оперативной мобилизации доходов граждан в государственную казну;

- фискальную функцию - по регулированию экономики страны.

Эта функция осуществляется методом стимулирования или сдерживания производства продукции по тем или иным направлениям и таким образом регулирует потребление. При этом централизация управления обеспечивает быстрое реагирование на экономические процессы.

Косвенные налоги дают стабильный приток средств в бюджет.

Бюджет играет важную роль в жизни каждого государства. Он является статьей доходов и расходов государства, в большей или меньшей степени волнующей каждого гражданина, оказывающей влияние на благосостояние каждого.

Функционирование государственного бюджета происходит посредством особых экономических форм - доходов и расходов, выражающих последовательные этапы перераспределения стоимости общественного продукта, концентрируемого в руках государства. Доходы служат финансовой базой государства, а расходы - удовлетворению общественных потребностей. Доходы бюджета выражают экономические отношения, возникающие у государства с организациями, предприятиями и гражданами в процессе формирования бюджетного фонда страны.

Фискальная политика является ключевым элементом государственного финансового регулирования. Применение косвенных налогов является одним из экономических методов управления и обеспечения взаимосвязи общегосударственных интересов с коммерческими интересами предпринимателей и предприятий, независимо от ведомственной подчиненности, форм собственности и организационно-правовой формы предприятия.

С помощью косвенных налогов определяются взаимоотношения предпринимателей, предприятий всех форм собственности с государственными и местными бюджетами, с банками, а также с вышестоящими организациями. При помощи косвенных налогов регулируется внешнеэкономическая деятельность, включая привлечение иностранных инвестиций, формируется хозрасчетный доход и прибыль предприятия.

С помощью косвенных налогов государство получает в свое распоряжение ресурсы, необходимые для выполнения своих общественных функций. За счет них финансируются также расходы по социальному обеспечению, которые изменяют распределение доходов. Система налогового обложения определяет конечное распределение доходов между людьми.

2. НАЛОГ НА ДОБАВЛЕННУЮ СТОИМОСТЬ.

2.1. ХАРАКТЕРИСТИКА НДС.

Налог на добавленную стоимость представляет собой форму изъятия в бюджет части добавленной стоимости, создаваемой на всех стадиях процесса производства товаров, работ и услуг, и определяемый как разница между выручкой от реализации и стоимостью материальных затрат отнесенных на издержки производства.

В России НДС был введен в 1992г., взамен налога с оборота и налога с продаж в период экономического кризиса и по самой высокой ставке в размере 28%, что еще больше усилило инфляционные тенденции.

Налогоплательщиками налога на добавленную стоимость признаются:

Организации;

Индивидуальные предприниматели;

Лица, ввозящие товары на таможенную территорию РФ.

Постановка на учет организаций и индивидуальных предпринимателей в качестве налогоплательщиков осуществляется налоговыми органами самостоятельно в течение 15 дней с момента их государственной регистрации на основании данных и сведений, сообщаемых налоговым органам органами, осуществляющими государственную регистрацию организаций, органами, осуществляющими государственную регистрацию физических лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, либо органами, выдающими лицензии, свидетельства или иные аналогичные документы частным детективам и частным охранникам, а также на основании данных, предоставляемых налогоплательщиками.

Иностранные организации имеют право встать на учет в налоговых органах в качестве налогоплательщиков по месту нахождения своих постоянных представительств в Российской Федерации. Постановка на учет в качестве налогоплательщика осуществляется налоговым органом на основании письменного заявления иностранной организации.

Организации и индивидуальные предприниматели могут быть освобождены от уплаты налога, если в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база этих организаций и индивидуальных предпринимателей, исчисленная по операциям, признаваемым объектом налогообложения, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж не превысила 2 млн. рублей. Лица, претендующие на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика НДС, должны представить соответствующее письменное заявление и сведения, подтверждающие право на такое освобождение, в налоговый орган по месту своего учета. Указанные заявление и сведения представляются не позднее 20-го числа того налогового периода, начиная с которого эти лица претендуют на освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика.

Деление налогов на прямые и косвенные - это вариант их классификации в зависимости от метода взимания. Что такое прямые и косвенные налоги? Зачем нужно такое деление? Какие налоги относятся к прямым, а какие к косвенным? Как их разграничить? Ответы на эти и другие вопросы рассмотрим в материале далее, а также приведем единую таблицу с перечнем налогов в разбивке на прямые и косвенные.

Представление о прямых и косвенных налогах

Взимаемые с налогоплательщиков налоги можно разделить на следующие виды:

  • по месту поступления (ст. 12 НК РФ):
    • федеральные (п. 2);
    • региональные (п. 3);
    • местные (п. 4);
  • по применимости:
    • общие;
    • специальные;
  • по изъятию средств (методу взимания):
    • прямые;
    • косвенные;
  • по субъектам взимания:
    • с физических лиц;
    • с юридических лиц.

3. Налог на имущество взимается с компаний и физических лиц.

Имущество подразделяется на движимое и недвижимое. Понятие движимого и недвижимого имущества дается в ст. 130 ГК РФ. Недвижимым имуществом считается все, что связано с землей (недра, сама земля, здания и сооружения, которые на ней располагаются). Для признания здания недвижимостью нужно, чтобы его нельзя было переместить с этого места без разрушения. К нему должны быть подведены коммуникации. Движимым имуществом считают все, что не подпадает под понятие недвижимости: деньги, акции, вклады, коллекции, автомобили, оружие и др.

С 2019 года движимое имущество от налогообложения освобождается.

За базу при исчислении налога берется его среднегодовая стоимость, за исключением объектов, стоимость которых исчисляется по кадастровой стоимости (п. 2 ст. 375 НК РФ). Ставки налога оговорены в ст. 380 НК РФ. Это региональный налог.

Актуальную информацию об изменениях в имущественном налоге см. в материалах специальной рубрики «Налог на имущество организаций - ставки, период и др.» .

Налог на имущество для физических лиц предусматривает изъятие налога на объекты недвижимости, оговоренные в ст. 401 НК РФ. Он относится к местным налогам. Здесь также применяются положения о кадастровой стоимости объектов недвижимости (ст. 403 НК РФ). Налоговые ставки и льготы по налогу предусмотрены ст. 406 и 407 соответственно. Исчисление налога производит налоговая служба путем рассылки квитанций для оплаты.

  1. Земельный налог взимается с организаций и физических лиц, имеющих в собственности земельные участки, с учетом их кадастровой стоимости. Это также местный налог. Существуют земельные участки, в отношении которых налог не взимается (п. 2 ст. 389 НК РФ). Ставка налога установлена ст. 394 НК РФ. Исчисление налога и его оплату организации проводят самостоятельно. Физическим лицам налог рассчитывает ИФНС, высылая им квитанции для произведения оплаты.

Об особенностях взимания земельного налога см. в материале «Объект налогообложения земельного налога» .

  1. Транспортный налог относят к региональным. Его платят собственники автомобилей, самолетов и другого транспорта, перечисленного в п. 1 ст. 358 НК РФ. Ставки налога приведены в ст. 361 НК РФ. Предусмотрены повышающие коэффициенты (п. 2 ст. 362 НК РФ) для автомобилей стоимостью больше 3 000 000 руб. Кодекс допускает 10-кратное увеличение ставки налога при условии принятия соответствующего закона властями региона. По отношению к автовладельцам предусмотрено принятие различных ставок налога в зависимости от года выпуска машины и ее экологического класса. Расчет и оплата транспортного налога юрлицами производится самостоятельно, а физлицами — на основании уведомлений из ФНС.

Что относят к косвенным налогам

Косвенные налоги относятся к таковым потому, что взимаются они не с производителя, а с конечного покупателя. Косвенный налог включают в стоимость товара или услуги. Применение этих налогов позволяет собирать значительные средства на государственные расходы. Косвенные налоги используют для обложения товаров повышенного спроса.

К косвенным налогам относятся:

Косвенные налоги в виде НДС обеспечивают более 35% всех поступлений в бюджет страны. Это федеральный налог, суть которого заключается в том, что им облагается не вся стоимость произведенного товара или услуги, а только добавленная, появляющаяся на разных стадиях производства.

Данным налогом облагают реализацию большинства товаров и услуг. Налог не взимается со следующих категорий товаров и услуг (ст. 149 НК РФ):

  • с некоторых товаров и услуг медицинского назначения (подп. 1 п. 2);
  • при предоставлении в аренду помещений для иностранных организаций (п. 1);
  • с услуг по медицинскому уходу за гражданином, имеющим соответствующее медзаключение (подп. 3 п. 2);
  • с услуг организаций, осуществляющих дошкольное воспитание детей (подп. 4 п. 2);
  • с продуктов питания столовых в организациях медицинского и образовательного характера (подп. 5 п. 2);
  • с услуг, оказываемых архивными учреждениями (подп. 6 п. 2);
  • при перевозке пассажиров в городе или другом поселении (подп. 7 п. 2);
  • при оказании ритуальных услуг (подп. 8 п. 2);
  • с других видов услуг (подп. 9-34 п. 2).

Ответы на вопросы, касающиеся объектов налогообложения НДС, вы найдете в этом материале .

Список товаров, реализация которых освобождена от НДС, приведен в п. 3 ст. 149 НК РФ. При наличии операций, облагаемых и не облагаемых НДС, фирма обязана осуществлять их раздельный учет. Это же необходимо и в случае использования различных ставок обложения НДС. Используемые для обложения НДС ставки (ст. 164 НК РФ) следующие: 0, 10 и 18%.

Льготную ставку 0% применяют при экспортных операциях, международных перевозках, в космической отрасли, при транспортировке нефти и газа (п. 1).

Ставка 10% предназначена для обложения реализации товаров и услуг:

  • продуктового назначения (подп. 1 п. 2);
  • для детей (подп. 2 п. 2);
  • медицинского назначения (подп. 4 п. 2);
  • периодической печати (подп. 3 п. 2);
  • при перевозке самолетами и другим воздушным транспортом;
  • при приобретении племенного скота.

Реализацию всех остальных товаров и услуг (кроме вышеупомянутых) облагают налогом по ставке 18%.

При доходе за квартал ниже 2 000 000 руб. фирма или ИП имеет право подать заявление и получить освобождение от уплаты НДС.

О том, как получить освобождение от НДС, читайте .

Косвенные налоги в виде НДС самые сложные и противоречивые в применении. Поэтому по ним достаточно много судебных исков.

Косвенные налоги в виде акцизов первоначально предполагали использовать только для обложения товаров, спрос на которые отрицательно сказывается на здоровье приобретающих их людей. Это относится к табачным изделиям и алкоголю. Введением этого налога хотели уменьшить потребление вредных продуктов. Дополнительно его предполагали распространить и на предметы роскоши.

В настоящее время акцизы включены в стоимость следующих товаров (ст. 181 НК РФ):

  • алкогольные напитки;
  • табачные изделия;
  • легковые автомобили;
  • мотоциклы;
  • бензин и дизельное топливо;
  • различные масла для двигателей;
  • керосин для заправки самолетов;
  • газ природный;
  • топливо для печей.

Способы и формулы для расчета величины акцизов см. .

Налоговые ставки на каждый вид подакцизного товара закреплены в ст. 193 НК РФ. В настоящий момент ставки в Налоговом кодексе указаны до 2020 года включительно. Косвенные налоги в виде акциза исчисляют по налоговой базе каждого из подакцизных товаров. Сумма акциза исчисляется по итогам каждого месяца реализации (ст. 192 НК РФ).

О ставках акциза на горючее узнайте .

Что входит в прямые и косвенные налоги, рассмотрим в таблице.

Таблица прямых и косвенных налогов

Все виды налогов можно свести в таблицу:

Вид налога

Наименование налога

федеральный

региональный

Прямые налоги

Для физических лиц

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Водный налог

Для юридических лиц

Налог на прибыль

НДФЛ с работников

Налог на имущество

Транспортный налог

Земельный налог

Налог на игорный бизнес

Водный налог

Торговый сбор

Косвенные налоги

Итоги

В законодательстве РФ предусмотрена градация налогов на прямые и косвенные. Прямые налоги уплачивает налогоплательщик со своих доходов. Косвенные налоги заложены в цене товара или услуги, и их оплачивает конечный покупатель. А в обязанность налогоплательщика входит своевременное перечисление полученных косвенных налогов в бюджет.