Проблемные регионы: понятие и классификация.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

Глава 2. Виды кризисов

2.1 Понятие и виды кризисов

Заключение

Список литературы

Введение

Термин «антикризисное управление» возник сравнительно недавно. Многие считают, что причиной его возникновения явилось реформирование экономики в России и постепенное вхождение ее в зону кризисною развития Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что только новый гип управления способен вывести экономику из кризиса Это управление и получило название антикризисного Но название названием, а суть такого управления вызывает большие дискуссии Кризис, каким бы глубоким он ни был, все-таки когда-нибудь пройдет -- история экономического развития многих стран подтверждает это. Значит, надобность в антикризисном управлении отпадет, поскольку этот тип управления имеет временный характер или сугубо прагматическое значение. Зачем же тогда его изучать, строить научную концепцию и даже готовить специалистов в системе высшего образования. Конечно, обострение кризиса в России вызвало потребность в построении эффективного антикризисного управления Это заказ практики Но и тенденции развития науки управления приводят нас к необходимости построения такой концепции Ее посылками являются понятия управляемости, ресурсосбережения, мотивации, экономии времени, социального партнерства и многие другие В своей совокупности они отражают реальную опасность кризиса в любом, даже самом успешном управлении.

Возникновение понятия антикризисного управления в отечественной практике обусловлено введением правового регулирования деятельности хозяйствующих субъектов, характеризуемой явлениями финансовой несостоятельности (банкротства). Потребность такого рода регулирования как новой сферы отношений макросреды в условиях реформирования экономики России отвечает интересам целевой ориентации заинтересованных сторон: государства - в создании правового поля для осуществления мер оздоровления структур, не адаптируемых или плохо адаптируемых в условиях рынка; собственников - в осуществлении возможностей развития в условиях реальной конкуренции.

Эта сфера отношений, являясь нововведением в практике деятельности хозяйствующих субъектов, нуждается в методике их осуществления, базовых положениях ее организации.

Также актуальной остается проблема антикризисного управления в регионе. В связи с этим мы поставили следующую цель - рассмотреть антикризисное управление в регионе в современных условиях. Для достижения цели нам помогут следующие задачи:

Охарактеризовать понятие антикризисного управление в регионе

Рассмотреть основные виды кризисов и пути решений

Глава 1. Антикризисное управление в регионе

Переход от плановой к рыночной экономике поставил в сложное экономическое и финансовое положение многие предприятия и коммерческие организации различных организационно-правовых форм. Имеются в виду как созданные на основе разгосударствления акционерные общества, так и многочисленные предпринимательские структуры.

На решение именно этих задач должна быть нацелена система мер, именуемая за рубежом «кризис-менеджмент» (crisis management), а в отечественной литературе - «антикризисное управление».

В последнее время в связи с обострившимся финансовым кризисом целых регионов под таким управлением понимают либо управление в условиях уже наступившего кризиса, либо управление, направленное на вывод региона из этого состояния.

Под «антикризисным управлением» понимается такое управление, которое нацелено на вывод региона из возникшей кризисной ситуации (т.е. управление в условиях кризиса), а также на предотвращение проявления кризисной ситуации.

Рассмотрение антикризисного управления в стратегическом плане также не считается целесообразным, поскольку стратегическое планирование основной своей целью ставит разработку плана развития региона на долгосрочный промежуток времени (обычно два-три года), в то время как антикризисное управление призвано выводить (или предотвращать) регион из уже сложившейся кризисной ситуации. В данном случае необходимо не стратегическое планирование, а оперативное, которое вырисовывает вариант развития региона на небольшой промежуток времени (12-18 месяцев). Антикризисной менеджмент проявляется в случае выявления кризисной ситуации в ходе реализации стратегического плана развития компании и носит характер оперативного «хирургическо-экономического» вмешательства, с целью предотвращения дальнейшего ухудшения в деятельности региона. В случае положительного исхода антикризисного управления (регион выравнивается с точки зрения финансового состояния, улучшается платежный баланс, и проч.), регион может продолжать реализацию стратегического плана развития, скорректированного на появление возможных кризисных ситуаций.

Итак, антикризисное управление - это:

диагностика причин возникновения кризисных ситуаций в экономике и финансах региона;

комплексный анализ финансово-экономического состояния региона для установления методов его финансового оздоровления;

бизнес-планирование финансового оздоровления региона;

выработка процедур антикризисного управления и контроль над их проведением.

Проблема антикризисного управления несостоятельным регионом вытекает из самой природы проводимых в России экономических реформ.

Развитие антикризисного управления как комплекса мер, направленных на финансовое оздоровление экономики, уходит корнями в далекое прошлое. Он всегда был связан с несостоятельностью, назначением администрации, конкурсным производством.

И в правовом, и в исполнительном отношении важно было отразить эти связи в законодательстве и реализовать в наиболее приемлемом для общества виде. Несостоятельность определялась по совокупности признаков, «по коим заключить можно, что долги его неоплатны».

Основной формой решения подобных вопросов был суд, который «на основании всех представленных сведений и указаний находил (найдено будет), что имущество должника недостаточно для полного удовлетворения всех предъявленных и ненадлежащих сомнению долгов, то суд решает о признании должника несостоятельным».

Несостоятельность признавалась понятием гражданского права, которое могло переходить в другую составляющую - банкротство (банкротское деяние). Банкротство еще в недалеком прошлом относилось к уголовно-правовым понятиям. Вопросы причинной связи, виновности, соучастия и покушения - словом, все проблемы общей части уголовного права получали новое и оригинальное освещение в применении к банкротству. Своеобразен в банкротстве и порядок возбуждения уголовного следствия, и форма передачи (предания) суду.

Банкротство - один из этапов завершения проведения антикризисных процедур. Неотъемлемой частью антикризисного управления было и остается решение экономических проблем.

Исследование проблемы финансового оздоровления субъектов рыночных отношений в России и за рубежом свидетельствует о постоянстве различных ситуаций:

наличия субъектов рыночных отношений, конкурентов и заинтересованных лиц;

экономической и социальной обстановки, обусловливаемой стратегическими и тактическими целями развития общества;

функционирования законодательных и исполнительных систем, регулируемых государством и другими субъектами власти.

Упорядочение взаимоотношений составляющих указанных констант в интересах благосостояния общества можно считать стратегической целью антикризисного управления, развивающегося с учетом экономического, культурно-исторического наследия и менталитета народа любого региона или страны.

Антикризисное управление - совокупность форм и методов реализации процедур, обеспечивающих устойчивость различных субъектов хозяйствования в условиях рыночных отношений и развития конкурентной среды.

С позиции целостности концепция антикризисного управления имеет несколько составляющих:

антикризисное регулирование - меры нормативно-правового, организационно-экономического, государственного и политического характера, направленные на защиту субъектов рыночных отношений от кризисных ситуаций или на предотвращение банкротства на основе действующего законодательства, социальных гарантий и социальной защиты;

антикризисное управление, представляемое системой процедур упреждения развития кризисной ситуации; мер стабилизации экономического положения; мероприятий по реструктуризации субъектов рыночных отношений;

арбитражное управление (производство), обусловливаемое необходимостью финансового оздоровления или банкротства субъектов рыночных отношений в соответствии с правовыми условиями признания их несостоятельности (банкротства) и проведения предусмотренных действующим законодательством процессов и процедур.

Антикризисное управление нами понимается как обобщающая категория системы управления, специфические свойства которой проявляются с момента возникновения проблемности (кризисности) в экономическом положении хозяйствующих структур.

Любая кризисная ситуация характеризуется следующими признаками:

наличием угроз для реализации наиболее важных целей предприятия;

дефицитом времени для принятия решений по урегулированию кризиса;

давлением интересантов.

В соответствии с действующим законодательством и практикой выполнения функций менеджера различных субъектов хозяйствования в сложных ситуациях представляется возможным выделить несколько этапов общей концепции антикризисного управления: досудебная санация (реорганизация) хозяйствующего субъекта, наблюдение, внешнее управление, конкурсное производство.

Содержательная основа антикризисного управления в отношении обособленного субъекта хозяйствования обусловливается экономическими и социальными факторами воздействия внешней и внутренней обстановки. Действия социально-экономических факторов в свою очередь определяются миссией субъекта, глобальными целями развития конкурентоспособности, локальными целями решения задач наиболее эффективного функционирования.

Достижение целевых установок стратегической ориентации развития хозяйствующих структур и тактических задач упреждения или выхода из кризиса ориентируется на механизм антикризисного управления. Важной составляющей антикризисного управления является персонификация субъектов рыночных отношений (далее - СРО).

Персонификация СРО заключается:

в формировании благоприятного имиджа на внутреннем и внешнем поле рыночных отношений в соответствии со стратегическими целями и реальными условиями развития;

в организации партнерских отношений с обеспечивающими производство и потребляющими продукцию участниками рынка;

в расширении производственных и коммерческих связей по вертикальным и горизонтальным направлениям функциональной деятельности;

в создании опорных баз (АО, дочерних и филиальных структур) для обеспечения экономической и финансовой устойчивости собственного бизнеса;

в ведении диалога с партнерами, конкурентами, управляющими структурами институциональной и государственной власти.

Антикризисное управление (антикризисный менеджмент) можно рассматривать как аккумулятивную систему исполнения и функционально-качественного улучшения действий субъектов управления различных уровней в условиях обострения кризисности и конфликтности состояния рыночной среды.

В нашей концепции антикризисное управление - это многофункциональный и многоуровневый комплекс менеджмента от индивидуального предпринимателя (физического лица) до институциональных структур государственного уровня.

Состав проводимых (реализуемых) мероприятий определяется прежде всего по линии корпоративных связей: предприятие (или физическое лицо - ИЧП) - интересанты, в качестве которых могут выступать участники и учредители различных корпоративных структур и регуляторы деловых и функциональных отношений между СРО (А).

На последующих этапах реализации антикризисных мер усиливаются организационные и функционально-правовые связи между правовыми и исполнительными органами законодательного решения (исполнения) соответствующих институциональных структур и уполномоченных служб (Б). На заключительном этапе финансового оздоровления экономики (ликвидации) проявляются все результаты ранее проведенных мероприятий (В).

Здесь важна позиция государства: его экономическая и социальная политика, основы денежно-кредитных отношений, место государственного сектора в решении социально-экономических проблем и проблем общественного производства.

Глава 2. Виды кризисов

2.1 Понятие и виды кризисов

Кризис это крайнее обострение внутрипроизводственных и социально-экономических отношений, а также отношений организации с внешнеэкономической средой. Кризисные ситуации могут возникать на любой стадии деятельности организации как в период становления и развития, так и в период стабилизации и расширения производства и, наконец, при начале спада и т. п. Мировая рыночная экономика не знает примеров организаций, которых когда-либо не коснулись кризисные ситуации в той или иной мере. Кризисные ситуации прежде всего выражаются в колебаниях объема производства и сбыта продукции, роста кредиторской задолженности поставщикам, банкам, налоговым органам, в дефиците оборотных средств и т. п., так как именно эти причины служат предпосылкой появления состояния неплатежеспособности организации. До банкротства организации проходят ряд стадий состояния от эпизодической (временной) неспособности выполнять в полном объеме и своевременно свои обязательства до длительной, от длительной до хронической неспособности, от хронической до кризисного и безнадежного состояния, т. е. Полного финансового банкротства.

Рассматривая различные виды кризисов организаций, исследователи больше всего уделяют внимание финансовому кризису организаций. Финансы, финансовые потоки это как кровь (как носитель кислорода во все участки тела) у живого организма, обеспечивающая жизнедеятельность всех органов. Именно поэтому можно с определенной степенью условности (допущения) сравнить функционирование, «заболевание» и «лечение» организаций с развитием человека, что можно проследить по нижеприведенной модели. В странах с развитой рыночной экономикой организации при признании их неплатежеспособными попадают в «черный список» - реестр неплатежеспособных организаций и их собственников со всеми вытекающими последствиями: падением репутации, потерей партнеров, невозможностью получать кредиты и отсрочки по оплате поставок и т. д. С недоверием также относятся и к собственникам этих организаций, которые начинают новый бизнес. Применительно к организации кризисы можно классифицировать следующим образом: технологический (производственный), при возникновении которого устаревшее оборудование и технология не позволяют выпускать качественную, конкурентоспособную продукцию, что приводит организацию к финансовым потерям; социальный (социально-управленческий), возникает в результате появления между работниками или их группами конфликтов, в том числе между рабочими и администрацией, управленческих конфликтов в аппарате управления и т. п. Указанные конфликты ведут к принятию неэффективных решений и к потерям времени на самом производстве; финансовый, возникающий в результате нерационального использования собственного капитала и заемных средств, неэффективного использования полученной прибыли, что влечет за собой опять же финансовые проблемы организации; организационный возникает в результате несовершенства производственной структуры управления и структуры аппарата управления в организации, неэффективного распределения обязанностей, прав, полномочий и ответственности между уровнями управления, подразделениями аппарата и внутри между исполнителями; информационный, являющийся следствием ситуации, в которой получаемая информация не отражает изменений, происходящих на рынке, недостаточно достоверно отражает положение дел в самой организации. Все это вызывает возникновение и увеличение различных видов потерь; кризис взаимодействия между собственниками организации или с властью, противоречия в их интересах, что не позволяет проводить эффективную политику и в результате приносит существенные потери организации. В конечном итоге эти кризисы между собой достаточно тесно связаны и, как правило, отражаются на финансах организации.

2.2 Фазы развития и преодоления кризисов

Рассмотрим фазы возможного развития и преодоления кризисов в регионе:

фаза спад (снижение показателей, характеризующих результаты финансово-хозяйственной деятельности) из-за внешних факторов рынка.

фаза дальнейшее ухудшение результатов деятельности под влиянием внутренних причин в регионе (без ухудшения внешних условий на рынке).

фаза - депрессия приспособление региона к новым условиям хозяйствования на более низком уровне доходов (при условии принятия первоочередных антикризисных мер).

фаза восстановление финансового равновесия, оживление производства восстановление производства и реализации продукции до предкризисного уровня.

фаза рост производства, ускорение экономического развития

фаза поддержание нового экономического уровня развития региона, его устойчивости в длительной перспективе, создание условий для самофинансирования.

Кризисы могут вызывать один другого или может возникать цепная реакция, когда один возникший кризис вызывает другой, а затем третий и т. д. Опасность возникновения кризиса в регионе существует всегда, поэтому необходимо осуществлять анализ и на его основе постоянный контроль с целью распознавания, прогнозирования и предупреждения кризисных ситуаций.

Заключение

Нынешнее состояние российского общества носит переломный характер. Первоначальная эйфория, связанная с надеждами быстро построить процветающую рыночную экономику, начинает уступать место осмыслению длительности и трудностей выхода страны из кризиса.

Ситуация в российской экономике по-своему уникальна и не имеет аналогов ни с прошлой деятельностью отечественных предприятий, ни с зарубежной практикой. Но есть ли реальный выход из создавшегося тупика?

Думаю, да. Но преодолеть кризис российской экономики без опоры на мощь государства невозможно. Осуществление антикризисных мер должно опираться на административные, юридические и экономические рычаги, имеющиеся у государства.

На первом этапе важно выправить наиболее острые диспропорции в экономике при приоритете централизованно используемых административных рычагов. При этом государственная политика должна, в частности, включать в себя:

1. антикризисную поддержку удовлетворения первоочередных потребностей населения;

2. антикризисную поддержку приоритетных производств;

3. обеспечение критического импорта при государственном контроле за экспортом стратегических товаров.

По мере смягчения кризисных процессов должен осуществляться переход от государственных административно-ограничительных мер к экономическим рычагам, стимулирующим становление развитой структуры рынка и резкое увеличение численности самостоятельно хозяйствующих субъектов рынка. Это позволит увеличить объемы производства и перестроить его структуру с ориентацией на конкурентные отношения.

Начало и укрепление таких структурных сдвигов позволят перейти к осуществлению программы мер по целенаправленному развитию системы рынков. Подобному реальному формированию рыночных структур должны быть подчинены средства налоговой и кредитной политики, экономические и правовые меры воздействия государства на экономику, формы, способы и темпы приватизации, а также внешнеэкономическая политика.

финансовый административный рыночный кризис

Список литературы

1. Крутик А. Б., Муравьев А.И. Антикризисный менеджмент. - СПб., 2001.

2. Ларионов И.К. Антикризисное управление. - М., 2001.

3. Россия, ресурсы устойчивого развития / Под ред. Ю.В. Пискулова. - М., 1996.

4. Справочник кризисного управляющего./Под ред. Э.А. Уткина. - М., 1999.

5. Уткин Э.А. Управление фирмой. - М., 1996.

6. А. Уткин. Антикризисное управление. Тандем. Москва, 2002

7. «Лидерство и руководство в антикризисном управлении», Розанова В., Управление персоналом. - 2000. - № 6.

8. Э.А. Уткин. Риск-менеджмент. Тандем. Москва, 1998

9. Материалы статей ИА «РБК Москва», за 2001-2003 гг.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Понятие диспропорций и их сущность в экономике. Неравномерность социально-экономического развития как основа возникновения воспроизводственных диспропорций. Анализ российской экономики, выявление в ней различного рода диспропорций и пути их устранения.

    курсовая работа , добавлен 20.10.2010

    Понятие и виды кризисов, исследование причин и последствий основных финансовых кризисов в России 1998 года и настоящего времени, их сравнительный анализ. Разработка мероприятий по преодолению современных экономических кризисов, оценка их перспектив.

    курсовая работа , добавлен 23.05.2013

    Понятие кризиса в социально-экономическом развитии и причины его возникновения. Типология кризисов, признаки и распознавание. Понятие антикризисного управления. Современная система банкротства за рубежом. Антикризисное управление в зарубежных странах.

    курсовая работа , добавлен 07.10.2010

    Система рыночных отношений. Повышение темпов экономического роста. Банкротство гражданина и его особенности. Развитие и проблемы антикризисного управления организацией. Конкурентное преимущество. Формирование антикризисной маркетинговой стратегии.

    контрольная работа , добавлен 05.10.2008

    Понятие, причины банкротства предприятий. Антикризисное управление предприятием. Правовое регулирование банкротства. План финансового оздоровления неплатежеспособного предприятия. Статистика банкротств предприятий в Российской Федерации за последние годы.

    курсовая работа , добавлен 12.01.2010

    Понятие и виды заработной платы. Основные формы оплаты труда. Государственное регулирование заработной платы. Проблемы в сфере оплаты труда в России и пути их преодоления. Сравнительная характеристика заработной платы в Российской Федерации и за рубежом.

    курсовая работа , добавлен 22.11.2013

    Земля как объект хозяйственных и рыночных отношений. Изучение рынка земли, выявление его роли в формировании экономической системы. Исследование земельных и рентных отношений. Анализ современного земельного рынка России, перспективы его развития.

    курсовая работа , добавлен 19.07.2009

    Ознакомление с ролью кризисов в экономической жизни предприятия. Определение понятия "антикризисное управление". Проведение анализа финансово-хозяйственной деятельности ОАО "КЗАЭ" с целью разработки мероприятий по финансовому оздоровлению компании.

    дипломная работа , добавлен 05.07.2010

    Цикличность как форма развития рыночной экономики. Фазы экономического цикла. Классификация и периодичность кризисов, признаки депрессии, возникающей после них. Современный экономический цикл, его особенности. Государственное антикризисное регулирование.

    курсовая работа , добавлен 21.03.2016

    Понятия, принципы и функции рынка и рыночных отношений, условия их возникновения и субъекты. Преображение рынка в связи с переходной экономикой, современные виды рынка (1992-2012 гг.). Особенности формирования рыночных отношений в экономике России.

Оглавление

с.

Введение………………………………………………………… ……………...3

1. Проблемные регионы: понятие и классификация…………………………4

2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов………...4

3. Цели и задачи социально-экономической реабилитации и дальнейшее развитие кризисных городов………………………………………………….10

4. Кризисные пояса России……………………………………………… ……14

Заключение…………………………………………………… ………………..19

Список использованной литературы………………………………………….20

Введение

Создание стабильного общества и развитие экономики государства невозможно без решения вопроса межрегиональных различий и отставания в различии отдельных регионов. Из-за этого особенно актуальной становится задача стабилизации экономики регионов, состояние которых оценивается как критическое, и определения путей перехода к стабильному состоянию их экономики.

Впервые в истории Российской Федерации проблема неоднородности экономического развития и особого отставания некоторых регионов обеспокоило правительство в 1992 году, однако комплексный подход,который помог бы данным регионам усилить собственную экономику, не разработан по сей день, поэтому вопрос дальнейшего их развития стоит особо остро.

Возможность эффективного управления процессом социально-экономического развития отдельных территорий находится в прямой зависимости от рационального использования экономических ресурсов региона. Таким образом, необходимость выработки путей улучшения экономического состояния в регионах обусловлена в первую очередь общими недостатками функционирования рыночной экономики, ее нацеленностью на получение экономического эффекта и игнорированием проблем социальной справедливости. Для экономического развития страны в целом необходимо комплексное развитие каждого проблемного региона, с учетом особенностей в развитии и размещении производства, ее геополитических особенностей. Поэтому в современной экономике очень актуальным становится повышение эффективности использования каждого отдельного региона. При этом, важными задачами экономической реформы в современной России являются, с одной стороны, проведение основных реорганизационных мероприятий по формированию многоукладной рыночной экономики, прежде всего на уровне регионов (особенно проблемных) с учетом их экономических ресурсов, а с другой, - обеспечение тесной интеграции всех территорий в едином экономическом пространстве. Отсюда повышенное внимание государства к территориальному регулированию, вопросам повышения эффективности экономических ресурсов проблемных регионов, федеративных и межбюджетных отношений и т. д. Инструментами прямого экономического регулирования, основанного на административных методах с включением рыночных стимуляторов, служат федеральные и региональные программы, государственный бюджет, государственные заказы на поставку продукции для народнохозяйственных нужд, инвестиционные проекты и т. п. Большая роль в комплексе регионального регулирования отводится законодательному регламентированию и межбюджетным отношениям, особенно системе федеральной финансовой поддержки проблемных регионов. К сожалению, весомых результатов в данной области, как и в реализации всей реформы, не наблюдается. Сложилась практика единичной автономной разработки федеральных и региональных программ развития проблемных территорий при отсутствии или слабой выраженности комплексного и системного подхода, что означает растрату огромных экономических ресурсов и низкую результативность программных проектов.

Цель контрольной работы - рассмотреть кризисные регионы.
В работе дана классификация кризисных регионов. Раскрываются проблемы и возможные пути решения данных проблем в кризисных регионах.

1. Проблемные регионы: понятие и классификация.

Невозможно найти регион, в котором отсутствуют проблемы социально-экономического развития, однако, в проблемных регионах они проявляются особенно ярко. Итак, какие же регионы относятся к проблемным?

Можно выделить следующие качественные признаки проблемных регионов:

  1. Особая кризисность проявления крупных проблем, создающих угрозу социально-экономической стабильности
  2. Наличие ресурсного потенциала, особенно важного для национальной экономики
  3. Особое значение геополитического и геоэкономического положения региона для реализации стратегических интересов страны
  4. Недостаток собственных ресурсов для самостоятельного решения проблем.

Необходимо отметить, что проблемы регионов могут быть связаны как с ухудшением показателей социально- экономической динамики, так и, напротив, со слишком быстрыми темпами развития. В этом случае слишком быстрое развитие является проблемой, так как не все элементы социально-экономической системы региона могут развиваться с одинаковой скоростью. Как правило, наиболее активно развиваются отрасли хозяйственной специализации регионов, а отрасли нематериального производства, социальной сферы, связанные с удовлетворением потребностей, проживающих на данной территории, напротив, отстают. В советский период это было связано с остаточным принципом финансирования социальной сферы и нематериального производства. В современных условиях - частные хозяйствующие субъекты, действующие на территории региона, в первую очередь ориентированы на извлечение прибыли, а территориальные органы управления не обладают достаточными ресурсами для реализации политики интеграции интересов населения, власти и бизнеса. С подобными проблемами обычно сталкиваются так называемые проблемные регионы авангардного типа (регионы нового освоения, свободные экономические зоны и т.п.).

Как же осуществляется классификация проблемных регионов? Существует два подхода к выделению проблемных регионов: на основе количественных и качественных критериев. Подход на основе количественных критериев предполагает выделение проблемных регионов путем оценки степени остроты (кризисности) важнейших проблем на основе системы индикаторов. Подход на основе качественных критериев предполагает классификацию путем выделения основных проблем социально-экономического развития конкретного региона. Данный подход целесообразно применять в случае необходимости разработки политики оздоровления экономики региона.

Территориальное проблемное районирование не носит сплошного характера. В качестве проблемных регионов могут рассматриваться следующие типы территорий:

  1. Субъекты федерации
  2. Части субъектов федерации
  3. Несколько субъектов Федерации
  4. Сопредельные части субъектов Федерации. 1

2. Кризисные регионы. Критерии выделения кризисных регионов.

К кризисным регионам правомерно относить территории, подвергшиеся разрушительному воздействию природных или техногенных катастроф , регионы широкомасштабных общественно-политических конфликтов , вызывающих разрушение накопленного экономического потенциала и значительных размеров вынужденную эмиграцию населения, регионы, в которых глубина экономического кризиса может вызвать необратимые социальные и политические деформации. 2

Тип Описание Количество субъектов

в типе

Субъекты РФ 3
Кризисные регионы 1.Существенное отставание от других регионов страны по уровню социально-экономического развития

2.Высокий уровень безработицы

3.Слабая инфраструктурная обеспеченность роста городских поселений

4. Высокий уровень социальных конфликтов

22 1.Агинский автономный округ

2.Брянская область

3.Ивановская область

4.Кабардино-Балкарская Республика

5.Камчатская область

6.Карачаево-Черкесская Республика

7.Корякский автономный округ

8.Курганская область

9.Магаданская область

10.Республика Адыгея

11.Республика Алтай

12.Республика Дагестан

13.Республика Калмыкия

14.Республика Карелия

15, 16.Республика Северная Осетия-Алания

17.Республика Тыва

18.Республика Хакасия

19.Ульяновская область

20.Усть-Ордынский

21.Бурятский автономный округ

22.Эвенкийский автономный округ


Выделение кризисных регионов осуществляется на основе первого подхода, т.е. на основе количественных критериев. В этом случае проводится сопоставление регионов по основным показателям социально- экономического развития и выделяются территории, где эти значения существенно отклоняются в худшую сторону от средненациональных или эталонных значений. Таким образом, к категории кризисных относятся регионы, в которых значения основных социально-экономических показателей существенно хуже, чем в среднем по стране.

Кризисный город (греч. krisis - решение, решительный исход). Это стадия, следующая за депрессивным состоянием, когда депрессия принимает затяжной характер и сопровождается дальнейшим ухудшением основных социально-экономических показателей (падение производства и банкротство значительной части предприятий, массовая безработица, резкое снижение уровня жизни населения и сокращение его численности, потеря инвестиционной привлекательности). На этой стадии город уже не может самостоятельно преодолеть тяжелую ситуацию и нуждается во внешней помощи (со стороны общегосударственных или региональных органов).

Наряду с городами, кризисное состояние которых определяется экономическими причинами (спад производства, смена хозяйственных приоритетов и т.д.), к категории кризисных должны быть отнесены: города, характеризующиеся тяжелой экологической ситуацией (как внутригородского происхождения, так и в результате воздействия внешних крупномасштабных техногенных аварий), а также находящиеся в зонах вооруженных конфликтов.

Для выделения кризисных городов могут быть рекомендованы качественные и количественные критерии, которые должны отвечать следующим требованиям и условиям рассмотрения:

1. Кризисный город рассматривается и выделяется применительно к двум уровням: страна в целом и “свой” субъект Федерации. Такой подход позволяет, с одной стороны, оценить остроту проблем города как на фоне страны в целом, так и применительно к конкретному региону. Это создаст возможность более объективной оценки ситуации и более целенаправленного выделения средств и оказание помощи как со стороны федеральных, так и региональных органов. Достаточно типичными могут быть две ситуации: кризисный город в составе депрессивной территории (субъекта Федерации), кризисный город в составе относительно благополучной территории. В первом случае возможна поддержка федеральных органов, во втором - преимущественно региональных.

2. Критерии должны характеризовать устойчивые, длительные по времени процессы (не менее трех лет). Число критериев должно быть жестко ограничено, но при обязательном условии, что они наиболее точно отражают кризисные явления, иными словами, - играют роль наиболее информативных индикаторов.

Важным требованием является обеспеченность отобранных показателей регулярно разрабатываемой информацией.

Критерии должны быть понятны населению, так как без общественной поддержки трудно рассчитывать на выделение средств налогоплательщиков, которые должны быть уверены в объективности выбора городов для такой помощи.

Выполнение приведенных выше требований представляется достаточно сложным и в методическом, и в информационном аспектах.

В качестве основных критериев выделения “кризисных” городов могут быть рекомендованы следующие:

1) Относительно высокий уровень падения объемов производства и услуг. Лучше было бы использовать показатель душевого производства валового внутреннего продукта (ВВП), но применительно к уровню города требуется методическое обеспечение такого показателя и введение его в систему постоянной разработки статистическими органами.

Целесообразность введения показателя объема производства (услуг) объясняется не только тем, что этот показатель отражает уровень хозяйственной деятельности предприятия. Не менее существенно, что состояние таких объектов оказывает непосредственное влияние на занятость населения и его доходы, уровень безработицы, поступления в бюджет и соответственно - на возможность нормального функционирования муниципального жилья, общегородских учреждений (школы, больницы и т.д.). Кроме того, необходимо учитывать, что на балансе предприятий до сих пор сохраняются объекты социальной инфраструктуры, а отдельные предприятия обеспечивают потребность города в тепле, воде и водоотведении.

В качестве количественной характеристики такого показателя может быть предложено его значение относительно соответствующих показателей по стране и по конкретному субъекту Федерации. Учитывая высокий уровень падения производства в стране и большинстве регионов, предлагается принять для кризисных городов показатель выше средних данных не менее чем на 30%. Применительно к большинству предприятий это свидетельствует практически об их остановке и необходимости применения процедуры банкротства.

Угрозы - наиболее конкретные и непосредственные формы опасности; совокупность условий и факторов, создающих опасность интересам общества, государства и личности, а также национальным ценностям и национальному образу жизни.

Очень опасную и прямую угрозу регионам России и страны в целом представляет политическая и экономическая дезинтеграция, заключающаяся в стремлении некоторых субъектов Российской Федерации отстоять у центральной власти безосновательные политические и экономические преимущества и льготы.

Причинами усиления угроз экономической безопасности регионов являются:

♦ глубокий экономический спад;

♦ высокий уровень безработицы;

♦ крупные масштабы задолженности по заработной плате, пенсиям, социальным пособиям;

♦ низкая финансовая дисциплина;

♦ слабая защищенность отечественных товаропроизводителей;

♦ коррупция, взяточничество, криминализация.

Региональные угрозы национальной и экономической безопасности обусловлены особенностями регионов. Наблюдается экономическое обособление отдельных регионов, происходит излишняя концентрация производительных сил, особенно в Москве и Санкт-Петербурге. Возрастает дифференциация уровней социальноэкономического развития регионов, увеличивается независимость развития экономически богатых топливно-сырьевыми ресурсами регионов (Среднее Приобье и др.). Наибольший разрыв в производстве промышленной продукции на душу населения наблюдается между Республикой Тыва и Тюменской областью.

Опасны угрозы регионального сепаратизма, который, разумеется, означает не стремление отдельных регионов выйти из состава России, а создание на территории этих регионов своего рода закрытых политико-экономических систем. Проблема соответствия регионального законодательства Конституции РФ пока еще не решена.

Угрозы в социальной сфере:

♦ рост безработицы;

♦ ослабление трудовой мотивации;

♦ увеличение трудовой нагрузки на занятых;

♦ снижение уровня и качества жизни населения;

♦ утрата квалификационных и трудовых навыков;

♦ усиление дифференциации в уровнях доходов населения.

Угрозы в социальной сфере связаны с сохранением высокой доли населения, имеющей доходы ниже прожиточного минимума, нарастанием разрыва между 10% самых высокодоходных групп и 10% самых низкодоходных групп населения, с высоким уровнем безработицы, низкими расходами на науку, образование, культуру, со снижением уровня и качества жизни населения, с разрушением потребительского рынка, вызывающего социальные конфликты.

С позиций учета типологии регионов различают внутренние и внешние угрозы. К внутренним угрозам относят:

♦ структурную деформированность народного хозяйства, которой подвержены регионы с преобладанием обрабатывающей промышленности;

♦ отсталость технологической базы большинства отраслей региона. Эта угроза характерна как для индустриальных, так и для индустриально-аграрных регионов;

♦ гипертрофированную монополизацию народного хозяйства. Распространена в регионах минерально-сырьевой ориентации;

♦ обострение социальных проблем. Наиболее остро происходит в депрессивных регионах;

♦ старение производственного аппарата. Данный вид угрозы присущ всем типам регионов, и в первую очередь старым индустриальным;

♦ усиление имущественного расслоения населения, наблюдающееся во всех типах регионов, и др.

Внешние угрозы проявляются:

♦ в оттоке валютных средств;

♦ в увеличении внешней задолженности;

♦ в нерациональном использовании валютных средств;

♦ в деградации природной среды;

♦ в сокращении экспорта наукоемкой и высокотехнологичной продукции;

♦ в вытеснении с внешнего рынка;

♦ в преобладании российского экспорта сырьевых товаров;

♦ в дискриминационных мерах западных стран во внешнеэкономических отношениях с Россией и др. Эти угрозы являются как общенациональной проблемой, так и проблемой региональной.

Для обеспечения экономической безопасности региона целесообразно использовать следующие ориентиры:

♦ укрепление экономической базы;

активное участие в формировании общероссийского рынка;

♦ поддержание на высоком уровне и развитие научно-технического потенциала, нацеленного на обеспечение экономической безопасности и независимости России;

♦ создание нормальных условий жизнедеятельности людей в регионе;

♦ недопущение межнациональных конфликтов в регионе и предотвращение сепаратизма;

♦ предотвращение либо локализация кризисных явлений в экономической и социальной сферах.

Угрозы экономической безопасности исходят из так называемого регионального монополизма в производстве важнейших видов продукции (Тюмень, Кузбасс и т. п.), усиливающего местнические тенденции. Монопольный рынок с высоким уровнем устойчивости технологических и экономических связей присущ электроснабжению, угле-, нефте- и газоснабжению. Поэтому следует активно использовать антимонопольные меры, нацеленные на разукрупнение структур государственной и других форм собственности, контроль цен на продукцию монополизированных структур и санкции в случае их завышения.

Сильнодействующим фактором снижения уровня безопасности являются очаги социальной напряженности, к которым относятся:

♦ очаги межэтнической напряженности·,

♦ регионы с опасной концентрацией населения, находящегося ниже уровня бед- ности·

♦ районы вынужденной иммиграции населения из стран ближнего зарубежья;

♦ регионы и города - потенциальные центры с чрезмерно высоким уровнем безработицы.

На экономическую безопасность регионов влияют экологические региональные кризисы, снижающие экономический потенциал регионов посредством радиационного загрязнения. Например, экономические последствия подъема уровня Каспийского моря, ухудшение экономических и социальных условий в крупных индустриальных районах (Урал, Кузбасс, Поволжье и т. д.) и отдельных центрах вызывают возрастание социальной напряженности.

Выделяют следующие факторы кризисной дестабилизации российской экономики:

♦ глубокое снижение объемов производства в отраслях, обеспечивающих научно-технический прогресс в экономике;

♦ снижение объемов производства в экспортных отраслях;

♦ значительная безработица экономически активного населения;

♦ высокий уровень социальной дифференциации населения и низкое качество жизни большей его части;

♦ отрицательные демографические процессы;

♦ высокая степень загрязнения окружающей природной среды;

♦ высокая преступность;

♦ резкое уменьшение занятости населения в науке и научных исследованиях.

Разработка параметров и критериев экономической безопасности региона должна основываться на следующих принципах:

♦ комплексности;

♦ системности;

♦ взаимозависимости;

♦ вариантности;

♦ примата экономической безопасности;

♦ приемлемости риска.

Обобщающим показателем (критерием) региональной безопасности является достаточная способность экономики данного региона функционировать в условиях расширенного воспроизводства.

Основополагающим принципом экономической безопасности региона выступают пороги индикаторов, т. е. предельные величины, за пределами которых наступают разрушительные нерегламентированные процессы и экономика региона функционирует в экстремальном режиме. Можно выделить следующие пороговые значения региона:

♦ общий объем производства, ВВП на душу населения;

♦ уровень и качество жизни населения региона;

демографическое состояние региона (рождаемость, смертность, естественный прирост, продолжительность жизни, заболеваемость и т. п.);

♦ занятость населения и ее динамика по крупным экономическим районам, половозрастным и социальным группам населения;

♦ состояние финансово-бюджетной и кредитной систем;

♦ уровень развития рыночных отношений, структура собственности, социальная активность населения.

Пороговые значения индикаторов должны определяться с учетом специфики этапов развития экономики и особенностей региона.

Под региональной кризисной ситуацией понимаются отрицательные изменения в воспроизводственных процессах экономики, социальной сфере и экологии региона, угрожающие качеству жизни населения, политической стабильности общества и жизнеспособности хозяйства региона и страны. Кризисная ситуация в регионе может быть вызвана как одним, так и несколькими факторами, каждый из которых может и не достигать пороговых значений.

Региональные кризисные ситуации могут иметь повсеместное распространение, охватывать один или несколько субъектов РФ, локализоваться в пределах части территории субъекта Федерации или отдельных городов.

Кризисные ситуации являются главным источником угроз экономической безопасности регионов, которые делают уязвимой общую национальную безопасность страны.

Поэтому выработка мер, нацеленных на ликвидацию кризисных ситуаций, - одно из важнейших стратегических направлений государственной политики, определяющей защиту России от внутренних и внешних угроз.

Под кризисной ситуацией региона понимаются:

♦ отрицательные изменения в воспроизводственных процессах народного хозяйства;

негативные изменения в социальной сфере;

♦ отрицательные изменения в экологии, наносящие ущерб здоровью населения.

Кризисное положение региона формируется под:

♦ воздействием макроэкономических кризисных процессов;

♦ влиянием местных особенностей экономического и социального развития, ресурсного потенциала, географического положения и других особенностей.

Кризисное состояние экономики и социальной сферы региона возникает под влиянием:

♦ деформации территориальной структуры и межрайонных связей, вызванной как общим кризисом народного хозяйства, так и несоответствием территориальных пропорций условиям рыночной экономики;

♦ невысокого уровня конкурентоспособности некоторых предприятий и отраслей региона;

♦ высокой изношенности основных фондов и их технологической отсталости;

♦ спада производства, обусловленного высоким уровнем безработицы и низким уровнем и качеством жизни населения;

♦ углубления территориальной дифференциации уровней экономического и социального развития;

♦ усиления криминогенной обстановки;

♦ развития внешнеэкономических связей приграничных районов в ущерб внутрироссийским связям и интересам и др.

Выделяют следующие основные виды кризисных ситуаций в регионах:

♦ снижение объемов выпуска продукции, услуг в специализированных отраслях региона более чем наполовину;

♦ увеличение безработицы в регионе свыше 15% общей численности экономически активного населения;

♦ чрезмерное использование природных ресурсов региона отечественными и иностранными частными компаниями;

♦ низкая обеспеченность региона финансовыми ресурсами;

♦ слабая обеспеченность региона объектами инфраструктуры;

♦ депопуляция населения, снижение уровня генофонда региона и страны и др.

Региональные кризисные ситуации проявляются в следующих негативных последствиях:

♦ в снижении производства, нарастании безработицы, увеличении убыточных предприятий;

♦ в возникновении переселенцев и беженцев, что снижает обеспеченность населения регионов социально-бытовыми услугами;

♦ в значительном превышении смертности над рождаемостью, создающем условия для ускоренного старения населения в регионе, уменьшении численности коренных жителей;

♦ в нестабильном состоянии народного хозяйства региона;

♦ в нарастании зависимости региона от импорта продукции и др.

В дореформенный период цели, задачи и методы региональной политики отражались в генеральной схеме развития и размещения производительных сил на перспективу, в которой выдвигались следующие задачи:

♦ выравнивание уровней экономического развития регионов;

приоритетное развитие восточных районов;

♦ специализация территорий.

В реформенный период ставились цели:

♦ реформировать экономику РФ;

♦ начать формирование рынка.

Прекратили свое существование генеральные схемы и районные планировки.

Основными причинами кризисных ситуаций регионов являются:

♦ усилившаяся дифференциация экономического развития регионов;

♦ дезинтеграция социально-экономического пространства страны.

По величине ВРП на душу населения - главному показателю экономического развития - различия между 79 субъектами РФ (без автономных округов и Чечни) составляют более 20 раз. В Китае максимальный разрыв между провинциями по величине ВРП на душу населения в 1998 г. составил 10,9 раза. Разрыв между наиболее и наименее развитыми регионами ЕС по этому индикатору в 4-4,5 раза ниже по сравнению с РФ.

Увеличение социально-экономической дифференциации регионов России объясняется следующими причинами:

различным уровнем адаптируемости к рынку регионов с разной структурой экономики и разным менталитетом населения и власти;

♦ снижением регулирующей роли государства;

♦ возникновением реального неравенства различных регионов в экономических отношениях с центром.

С начала 1990-х гг. наблюдалась дезинтеграция социально-экономического пространства России. Если объем ВВП страны сократился почти в 2 раза, то объем межрегионального товарооборота уменьшился более чем в 4 раза. Одной из основных причин ослабления межрегиональных производственных связей выступает возросшее влияние мирового рынка. На фоне спада производства нарастали объемы экспорта и импорта. При этом импорт вытеснял с внутреннего рынка российских товаропроизводителей. В последние годы в связи с компенсационным ростом экономики России дезинтеграционные процессы интенсивно идут на убыль. Вместе с тем проблема дезинтеграции России остается важной. Дело в том, что отдельные регионы стремятся к одностороннему использованию преимуществ от льготного экспорта природно-сырьевых ресурсов, к удержанию налоговых поступлений в пределах своей территории, к установлению административных цен на продукцию, к запрету ее вывоза за пределы региона, что подрывает целостность экономического пространства.

Кризисные ситуации в экономике, угрожающие экономической безопасности, можно предотвратить или нейтрализовать. Важной задачей нейтрализации региональных кризисных ситуаций является обеспечение сбалансированности специфических, в первую очередь экономических, интересов национально-государственных образований федерации и страны в целом, в том числе краев и областей с преобладанием русского этноса.

Меры по нейтрализации кризисных ситуаций в экономике регионов включают:

♦ макроэкономическое регулирование (налоговое и бюджетно-финансовое);

♦ институциональное регулирование (приватизация и акционирование, санация убыточных предприятий, формирование Фонда поддержки предпринимательства и др.);

♦ государственное территориальное регулирование (поддержка районов Крайнего Севера, регулирование транспортных тарифов, реализация федеральных территориально-ориентированных целевых программ).

Среди мер нейтрализации региональных кризисных ситуаций особое место занимает разработка федеральных целевых программ, которые сочетают возможности государства, регионов и хозяйствующих субъектов. Разработка и реализация этих программ регулируется Законом о прогнозировании и программировании (1996) и рядом методических материалов, утвержденных Минэкономразвития РФ. Решение о разработке федеральных целевых программ (ФЦП) принимается Правительством РФ на основе заявок министерств и субъектов Федерации. В начале формируется Концепция программы, на ее основе разрабатываются разделы программы, которые включают:

♦ цели и задачи;

♦ подпрограммы, увязанные с задачами;

♦ систему мероприятий (включая инвестиционные проекты);

♦ финансовое обеспечение программы;

♦ эффективность программы;

♦ механизм управления реализацией программных мероприятий.

Проект программы согласовывается со всеми министерствами, с Минфином России и представляется в Правительство РФ. Проект проходит экспертизу и после уточнения утверждается Постановлением Правительства РФ.

В формировании методов и механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности регионов и страны в целом предлагается использовать зарубежный опыт. За рубежом нейтрализация кризисных ситуаций чаще всего совершается путем централизованной поддержки кризисных районов, отбор которых ведется на основе следующих четырех групп показателей:

Первая группа характеризует уровень жизни населения.

Вторая группа фиксирует уровень занятости и безработицы.

Третья группа отражает меру привлекательности регионов для предпринимательской деятельности.

Четвертая группа определяет состояние экологии.

Опыт благополучных зарубежных стран показывает, что на развитие регионов с национальными и межэтническими конфликтами тратится до половины всех финансовых ресурсов, расходуемых для нейтрализации кризисных ситуаций.

Современная система механизмов нейтрализации угроз экономической безопасности включает прямые и косвенные методы государственного регулирования развития территорий.

К прямым методам относятся:

♦ размещение госзаказов на поставку продукции для общегосударственных нужд;

♦ прямое финансирование инвестиционных проектов в регионах;

♦ федеральные целевые программы регионального характера;

♦ административно-правовое регулирование.

К косвенным методам относятся:

♦ налогообложение хозяйственных субъектов;

♦ использование территориально-локализованных экономических льгот.

В отечественной и в зарубежной литературе нет четкого, однозначного толкования понятия "регион". В российских исследованиях чаще всего встречаются два термина: "регион" и "район", причем, как правило, между ними не проводят строгой границы. По мнению Э. Б. Алаева, район "представляет собой локализованную территорию, обладающую единством, взаимосвязанностью составляющих элементов, целостностью, причем эта целостность - объективное условие и закономерный результат развития данной территории".

Понятию "регион" уделяется много внимания в современной экономической, географической и градостроительной литературе являются:

  • 1. географические (расположение, величина территории и количество населения);
  • 2. производственно - функциональные (специфика преобладающих видов деятельности);
  • 3. градостроительные (характер застройки объектов производственной деятельности, жилья и обслуживания);
  • 4. социологические (нормы общения, поведения).

Такое разнообразие критериев затрудняет полное раскрытие сущности региона в одном определении. Регион должен рассматриваться одновременно и как элемент территориальной организации национального хозяйства, и как элемент системы расселения, и как элемент социальной организации общества - места всех сфер жизнеобеспечения и жизнедеятельности человека. Основываясь на вышесказанном можно считать, что регион -- это территория в административных границах субъекта Федерации, характеризующаяся: комплексностью, целостностью, специализацией и управляемостью, т.е. наличием политико-административных органов управления.

В последнее время все большее число специалистов в области региональной науки и особенно непосредственных руководителей краев, областей, республик сходятся в одном: регионами в России необходимо считать субъекты Федерации, поскольку, особенность территории (акватории, аэротории) Российской Федерации, а также ее неоднородность по различным признакам или чрезмерные размеры с точки зрения определенных целей изучения или практической деятельности предполагают необходимость членения территории на части - регионы.

Регион - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью, взаимосвязанностью составляющих ее элементов. Слово "регион" - латинского происхождения (от корня regio), в переводе означает страна, край, область. Существует много определений данного термина, например:

  • 1. Под регионом понимается крупная территория с более или менее однородными природными условиями, главным образом, характерной направленностью развития производительных сил на основе сочетания комплекса природных ресурсов с соответствующей сложившейся и перспективной материально-технической базой, производственной и социальной инфраструктурой.
  • 2. Регионы - это определенная территория, отличающаяся от других территорий по ряду признаков и обладающая некоторой целостностью составляющих ее элементов.
  • 3. Регион - это часть территории Российской Федерации, обладающая общностью природных, социально-экономических, национально-культурных и иных условий. Регион может совпадать с границами территории субъекта Российской Федерации, либо объединять территории нескольких субъектов. В тех случаях, когда регион выступает как субъект права, под ним понимается только субъект Российской Федерации.

Таким образом, понятие региона является весьма абстрактным (как регион вообще) и предполагает, что его конкретизация и содержательная интерпретация осуществляются при выделении определенных типов регионов. Регионы - понятие типологическое, они выделяются из территории в соответствии с определенными целями и задачами.

Третье определение позволяет реализовать нормативно-законодательное равенство субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральными органами государственной власти, заложенное в Конституции РФ, создает реальные условия для учета региональных особенностей каждого субъекта в экономической деятельности и обеспечивает более устойчивое управление регионом.

Конституционное признание регионов субъектами РФ требует раскрытие их роли в системе реформирования экономики России. Многоукладность экономики потребовала принципиально нового подхода к содержанию системы управления народным хозяйством, что нашло свое отражение в региональной концепции реформирования, основными положениями которой являются:

  • 1. признание самостоятельности субъектов РФ и обеспечение их экономического равноправия с целью укрепления единства России;
  • 2. признание предприятия в качестве основного самостоятельного хозяйствующего субъекта, в качестве необходимого условия реализации рыночных отношений в экономике страны;
  • 3. формирование системы государственного регулирования регионального развития при переносе центра тяжести социально-экономических преобразований на региональный уровень.

Данные положения определяют содержание регионального управления, которое учитывается федеральным центром и осуществляется на региональном уровне самими регионами.

В учебной литературе деление территории на регионы принято называть районированием. Районирование проводится в соответствии с поставленными целями и всегда является целевым или проблемно ориентированным. В настоящее время существует несколько видов районирования России, а именно:

  • 1. административно-территориальное;
  • 2. общее экономическое;
  • 3. проблемное экономическое.

Рассмотрим более подробно каждый из перечисленных видов районирования России.

С административно - территориальным районированием связана вся территория Российского государства. До Октябрьской революции 1917 г. основной административно-территориальной единицей была губерния. В 1708 г. впервые Петр 1 учредил восемь губерний, затем их число росло и в начале XX в. Россия уже была разделена на 97 губерний и областей, которые в свою очередь делились на уезды и волости.

С 1922 по 1991 г. Россия (РСФСР) входила в состав СССР в качестве одной из союзных республик и имела в своем составе края, области, автономные республики, автономные области, автономные (национальные) округа.

C 18 марта 2014 года в РФ добавились Республика Крым и город Севастополь. В настоящее время в России 85 регионов - субъектов Федерации, включающих 22 республику, 9 краев, 46 областей, 3 города федерального значения, одну автономную область, 4 автономных округа.

По оценке на 1 января 2013 г. на территории Российской Федерации насчитывалось 11 городов с численностью населения свыше 1 млн человек: Москва - 10470,3 млн; Санкт-Петербург - 4568,0 млн; Новосибирск - 1390,5 млн; Екатеринбург - 1323,0 млн; Нижний Новгород - 1274,7 млн; Омск -1131,1 млн; Самара - 1135,4 млн; Казань - 1120,2 млн; Челябинск - 1092,5 млн; Ростов-на-Дону - 1048,7 млн; Уфа - 1021,5 млн человек.

Все 85 регионов различаются по размеру территории, численности населения, экономическому потенциалу и другим показателям. Однако все они принадлежат одному уровню государственного районирования, поскольку имеют одинаковый правовой статус субъекта РФ.

На территории России в мае 2000 г. было образовано семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Северо-Кавказский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный. Они не затрагивают основное (конституциональное), административно-территориальное деление, являются формой укрепления вертикали государственности.

Общее экономическое районирование России в настоящее время содержит 11 экономических районов. При этом каждый экономический район включает определенные субъекты Федерации по принципу смежности. Вне экономических районов находится экономическая область как особая экономическая зона.

Интересы районов в значительной мере определяются структурой их хозяйства. По такому принципу можно классифицировать регионы:

  • 1. на добывающие (Тюмень, Якутия и др.), у которых высока доля экспорта; обеспечивающая им привилегированное положение;
  • 2. на агропромышленные (Черноземье, Ставропольский край, Кубань и др.), которые, будучи самодостаточными (особенно в отношении продовольствия), стремятся к формированию внутреннего регионального рынка, ограждают себя от проблем других регионов;
  • 3. с ярко выраженной этнической доминантой (Северный Кавказ, Тува и др.), которые стремятся к обособлению не по экономическим, а по национальным и политическим причинам.

Эти регионы имеют незначительные перспективы устойчивого развития.

Современное административно-территориальное деление Российской Федерации прошло сложный путь в своем развитии, сформировалось под влиянием экономического районирования, содержанием которого было экономико-территориальное размещение производительных сил, что определяло специализацию и уровень развития регионов. Теория и практика определили четыре типа экономических районов:

  • 1. основной экономический район, охватывающий несколько областей, автономных республик;
  • 2. экономический административный район, состоящий, как правило, из одной области, края, автономной республики;
  • 3. внутриобластной экономический район, объединяющий несколько городов или административных районов;
  • 4. местный экономический район, являющийся, как правило, одновременно административным районом или городом.

Урбанизированные промышленные регионы, в том числе с высокой долей ВПК, при всем разнообразии их хозяйственной структуры ориентируются преимущественно на внутренний рынок и рынки стран СНГ. В таких районах проживает большинство россиян.

Наряду с экономическими районами для стратегического анализа и прогнозирования в практике применяется деление России на две макроэкономические зоны:

  • 1. Запад (Европейская часть и Урал);
  • 2. Восток (Сибирь и Дальний Восток).

Таким образом, общее экономическое районирование - это не механическое деление территории на заданное количество регионов, а деление, базирующееся на определенной методологии и содействующее совершенствованию территориального разделения труда и эффективности национального рынка.

Проблемное экономическое районирование осуществляется для государственного регулирования территориального развития. С этой целью выделяются различные типы проблемных регионов. К таковым могут относиться отстающие или слаборазвитые регионы, депрессивные, кризисные регионы, особо выделяются приграничные регионы. Проблемы связаны с тем, что эти регионы не могут развиваться с опорой только на собственные экономические ресурсы, им в обязательном порядке требуется государственная поддержка.

К регионам проблемного типа могут относиться те части территории страны, где осуществляются общегосударственные (федеральные) целевые программы (программа развития Дальнего Востока и Забайкалья, программа развития зоны Севера).

Следовательно, проблемное экономическое районирование не охватывает всю территорию России, как и выделяемые проблемные регионы.

Подводя итог, следует подчеркнуть, что процесс образования регионов связан с развитием общественного (территориального) разделения труда и специализаций отдельных территорий.