Уровень и качество жизни. Потребительская корзина

За всю историю человечества, начиная от самых древних империй и зарождения политических и экономических институтов и заканчивая современным обществом, информация о положении населения имеет первостепенное значение. Именно она отражает уровень развития государства.

Новое время - новые понятия

Развитие современного общества сопровождалось возникновением социально-экономических институтов. Вместе с этим совершенствовалась система анализа уровня жизни. Исключительно физиологические нужды с течением времени отодвигались на задний план, а область удовлетворения общих потребностей населения выходила на первые позиции. К концу 19-го века существенно изменился социально-демографический профиль планеты, резко увеличилась производительность и образованность людей. Все это привело к появлению качественно новых потребностей при оценке бытовых условий населения. Наступало время крупномасштабных войн и технологического прорыва. В этот период оценка социального положения имела все большее экономическое и политическое значение. С появлением новых статистических, социологических, математических методов понятие "уровень жизни" вышло на новую ступень.

Основные социальные нормативы

Сегодня к ним относят:

  • Минимальные зарплату и пособие по нетрудоспособности (временной), компенсации по безработице для трудоспособных граждан, социальные и трудовые пенсии для инвалидов, нетрудоспособных, пожилых лиц.
  • Стипендии учащимся, разовые или регулярные выплаты малообеспеченным категориям населения.

В комплексе они формируют систему минимальных соцгарантий. Их обеспечение - обязанность государства. Население имеет право на получение минимальной зарплаты, трудовой пенсии, страховых выплат, в числе которых пособия по болезни, безработице, уходу за малолетними детьми, беременности и родам и так далее, а также необходимых бесплатных услуг в области культуры, здравоохранения и образования. Стержнем социальной политики государства выступает прожиточный минимум. Именно с ним должны взаимодействовать все прочие социальные гарантии и стандарты.

Расходно-доходные статьи: общие сведения, классификация

Формирование статей и их последующее сопоставление имеет большое значение для эффективного ведения любого хозяйства. По полученным результатам делается вывод о том, насколько выгодной и полезной является деятельность, и какие необходимо произвести изменения для улучшения положения. В соответствии со степенью удовлетворения нужд различают:


Достаточно широко применяется минимальный потребительский бюджет. Его составляют, как правило, те, кто ведет домашнее хозяйство. К примеру, минимальный потребительский бюджет семьи из 4 человек представляет собой таблицу. В одной ее части приводятся все доходы, которые были получены за конкретный период, а в другой - расходы за это же время. Иным способом составляется усредненный бюджет. В этом случае приводятся доходы и расходы средние по стране. При этом учитывается потребительская корзина. И минимальный потребительский бюджет, и усредненный, и реальный составляются в соответствии со статистическими данными, полученными в ходе специальных исследований доходов и расходов. Как правило, изучение проводится раз в квартал. Минимальный потребительский бюджет РФ составляется по данным статистических исследований в городах с населением более ста тысяч, в 32 малых и средних поселениях, 58 сельских пунктах. В целом изучается порядка пяти тысяч домашних хозяйств.

Расчет минимального потребительского бюджета

При определении показателей используются следующие методы:

  1. Нормативный. В этом случае за основу принимаются нормы потребления услуг и товаров, а также их фактическая стоимость.
  2. Статистический. Используя этот метод, минимальный потребительский бюджет составляется исходя из доходов, которые реально есть в распоряжении населения.
  3. Комбинированный. В этом случае учитываются нормативы на питание и фактические расходы на прочие статьи.
  4. Субъективный. Этот метод основывается на общественном мнении и опросе экспертов.
  5. Ресурсный. Минимальный потребительский бюджет в этом случае составляется в соответствии с возможностями государства обеспечить гражданам удовлетворение нужд первой необходимости.

Расходно-доходные статьи могут формироваться не только для определенных групп населения, но и для тех или иных районов страны.

Минимальный потребительский бюджет России

Каждому периоду характерен тот или иной уровень материальной обеспеченности, при котором процесс воспроизводства рабочей силы и населения будет протекать нормально. При составлении расходно-доходных статей в них могут включаться различные услуги и товары. То, что входит в минимальный потребительский бюджет, считается предметами первой необходимости, посредством которых могут удовлетворяться важнейшие нужды. В частности, к ним относят обувь, белье, продукты питания, одежду, санитарно-гигиенические принадлежности, лекарства и так далее. Величина минимального потребительского бюджета зависит от уровня, на котором находятся производительные силы страны. В большинстве случаев составление статей осуществляется посредством умножения нормативов и норм на розничную стоимость. Если же они отсутствуют, то за основу берут косвенные данные. В качестве базы, на которой стоит отечественная система материальной обеспеченности, выступает минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум. Различия между ними состоят в стоимостной оценке структуры и объемов распределения продуктов. Понятие минимального потребительского бюджета предусматривает, кроме прочего, учет расходов на некоторые духовные нужды. В целом, он включает в себя затраты на более широкий спектр услуг и товаров. Поэтому размер минимального потребительского бюджета больше в 3-4 раза.

Социально-экономическое положение населения

Достаточно большое значение в характеристике уровня жизни имел постепенный переход от "среднестатистических граждан" к домашнему хозяйству. Оно стало центральным объектом всех социальных исследований. Способствовало этому принятие в 1992-м году методологии национальной системы счетов. В ней население впервые было определено как полноправный субъект макроэкономических построений. Для получения обоснованной оценки социально-экономического уровня необходимо учесть, что минимальный потребительский бюджет связан с категорией определенного доходно-имущественного и социально-демографического развития. Сегодня значительно повысились внимание и требования к обеспеченности населения.

Анализ ситуации

Оценка уровня жизни проводится по муниципальному образованию в целом. При этом учитываются:

  • Накопленное имущество.
  • Стандарты качества жизни, принятые обществом относительно оценки доходов.
  • Денежные сбережения.
  • Расходы и потребление населения.
  • Обеспеченность объектами культуры, торговли, ЖКХ, искусства, связи, транспорта, бытового обслуживания, просвещения, здравоохранения и так далее.
  • Состояние защиты уязвимых групп.
  • Объем потребления непродовольственной продукции.

В системе оценки используются показатели:

  • Средней зарплаты.
  • Прожиточный минимум определенных демографических групп.
  • Покупательной способности со ср. з/п и пенсией.
  • Минимального потребительского бюджета по определенным демографическим категориям населения.
  • Денежных расходов и доходов основных групп граждан.
  • Численности и доли граждан, среднедушевой доход которых меньше, чем физиологический (прожиточный) минимум и минимальный потребительский бюджет.
  • Распределения продуктов питания по домашним хозяйствам, имеющим разный доход.

Важнейший индикатор

В качестве него выступает прожиточный минимум. Толкование этого определения дается в Методических положениях статистики. Его показатель, для определения которого за основу берется минимальный потребительский бюджет, связан с категорией социальных гарантий государства. Он выражает физиологические нужды человека первой необходимости. Прожиточный минимум определяет уровень потребления услуг и товаров, который считается достаточным для обеспечения нормальной жизнедеятельности.

Сфера применения

Прожиточный минимум, кроме того что связан с системой соцгарантий государства, используется при определении порога бедности, выступает в качестве основы для установления и дифференциации оплаты труда, пенсии, разного рода пособий и компенсаций. Его применяют при расчетах льгот для нуждающихся граждан.

Взаимосвязь элементов

Определение прожиточного минимума, как выше было сказано, осуществляется с использованием показателей минимального потребительского бюджета. В данном случае во внимание принимается уровень доходов, который позволяет удовлетворить нужды человека в соответствии с физиологическими нормами. Они, в свою очередь, должны покрывать затраты энергии организма для развития и роста детей, жизнедеятельности взрослых, сохранения здоровья в преклонном возрасте и расходы на прочие услуги и товары первой необходимости. Минимальный потребительский бюджет устанавливается в зависимости от возраста, пола и места нахождения и постоянной деятельности человека. Его сумма периодически пересматривается в соответствии с динамикой цен. Для его определения большое значение имеет стоимость потребительской корзины.

Основные стандарты

Набор продуктов устанавливается в соответствии с минимальным размером потребления Институтом питания при участии ВОЗ. Минимальная корзина дифференцируется по 8-ми природно-климатическим зонам. Разделение территории проведено в соответствии с количественной оценкой факторов, которые определяют культурные и материальные нужды населения в зависимости от условий, в которых пребывает население. Нормативы по непродовольственным товарам и услугам, а также обязательные платежи устанавливаются согласно доле затрат семей, имеющих низкий доход. В качестве информационной базы выступают материалы исследования структуры расходов 10% населения с самой низкой обеспеченностью.

Оценка благосостояния

Для формирования благоприятных условий для воспроизводства необходимо не только эффективно вести домашнее хозяйство, но и грамотно планировать минимальный потребительский бюджет. Семьи из 4 человек могут иметь следующие доходы:

  • Зарплата.
  • Доход от собственности.
  • Предпринимательская прибыль.
  • Государственные дотации (пенсия, пособие, стипендия, бесплатные услуги).
  • Поступления из иных источников (наследство, например).

В расходную часть могут включаться следующие статьи:


Наибольший объем поступлений среди доходов имеют в большинстве семей зарплата и коммерческая прибыль. Обычно именно они определяют благосостояние семьи. Следующим по значимости выступает прибыль от собственности. Это может быть рента, арендная плата, дивиденды, проценты и так далее. Что касается расходов, то первое место в них занимают траты на продовольствие. В семьях, доход которых ниже минимума, они составляют порядка 60-90 %, а в высокодоходных - 42 %. В США, для сравнения, показатель находится на уровне 25.4 %, в Японии - 25-30 %. Согласно исследованиям, проведенным американскими специалистами, объем отечественного потребления на начало 90-х гг. составил 34.4 % от уровня в Америке, по одежде - 39 %, а по продуктам - 54 %. Составляя бюджет, следует учесть, что множество расходов совершенно необоснованны. Например, отечественные экономисты установили, что к началу 90-х годов выбрасывалось порядка 15-20 % хлебобулочных изделий. После роста цен население стало относиться к ним более бережно. Что касается иных продуктов (мяса, молока), то среднестатистическая семья по собственной вине теряет порядка 4-12 % совокупного дохода.

Установленные нормы

Понятие "потребительская корзина" впервые было введено в 1992-м году Указом Президента. Тогда предполагалось, что это временная мера на период кризиса. При установлении корзины исходили из того, что население имеет какие-то продовольственные запасы, ведет хозяйство. ФЗ, регламентирующий ее составление, приняли в марте 2006-го года. Согласно акту, в корзине была увеличена доля мясо- и рыбопродуктов, молока, яиц, сахара и фруктов. При этом были снижены нормы потребления картофеля и хлеба. По словам доктора Батурина, корзина не предназначена для того, чтобы питаться таким образом. Она представляет собой только экономический стандарт, который показывает, что при минимальном потребительском бюджете можно составить нормальный по медицинским показателям ежедневный рацион, в пределах которого можно вполне обеспечить здоровое состояние.

В заключение

Основной целью любого современного общества выступает улучшение жизни населения. Государство должно обеспечивать благоприятные условия для здоровой, безопасной, продолжительной и благополучной жизни. Это возможно только в случае создания социально-экономической стабильности в обществе. Нормативы, принятые за рубежом, значительно отличаются от отечественных. При этом стоит обратить внимание на то, что на еду в развитых странах тратится меньше половины доходов. Большая же часть из них направляется на оплату коммунальных услуг и жилья. Что касается российской потребительской корзины, то она также кардинально отличается от западной. На ее основе устанавливается МРОТ и пособия. Минимальный потребительский бюджет также далек от идеала. Дело в том, что он зависит от многих показателей - той же корзины, МРОТ и так далее.

Для получения реальной картины уровня жизни необходимо иметь определенный стандарт, с которым можно сравнивать фактические данные. Таким стандартом является " потребительская корзина", включающая научно обоснованный, сбалансированный набор товаров и услуг, удовлетворяющих конкретные функциональные потребности человека, в определенные отрезки времени исходя из конкретных условий, складывающихся в республике, и реальных возможностей экономики.

"Потребительская корзина" формируется по основным статьям расходов:

Питание;

Одежда, белье, обувь; предметы санитарии, гигиены, лекарства;

Мебель, предметы культурно-бытового и хозяйственного назначения;

Жилищно-коммунальные услуги; культурно-просветительные мероприятия и отдых;

Бытовые услуги, транспорт, связь; содержание детей в дошкольных учреждениях; налоги, обязательные платежи, накопления; прочие расходы.

Различают минимальную "потребительскую корзину", которая обеспечивает минимально нормальный уровень потребления, иррациональную "потребительскую корзину", отражающую наиболее благоприятную, научно обоснованную структуру потребления. Минимальная "потребительская корзина" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой минимально допустимый потребительский набор, понижение которого социально не приемлемо. Минимальная "потребительская корзина" по отдельным социально-демографическим группам рассчитывается для семьи из четырех человек с двумя детьми, одиночки в трудоспособном возрасте, пенсионера, молодой семьи с одним ребенком, студента и лежит в основе определения среднедушевого минимального потребительского бюджета и прожиточного минимума.

Среднедушевой среднемесячный минимальный потребительский бюджет определяется в республике как 1/4 от минимального потребительского бюджета для семьи из четырех человек.

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, обеспечивающий удовлетворение минимально допустимых потребностей. Прожиточный минимум является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим группам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта определяется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета (МПБ) семьи из четырех человек за предшествующий квартал.

От минимального уровня потребления следует отличать физиологический минимум потребления, который необходим для физического существования человека.

Минимальный потребительский бюджет и прожиточный минимум рассчитываются на основе минимальной "потребительской корзины". Формирование минимального потребительского бюджета осуществляется нормативным, статистическим или комбинированным методом.

Нормативный метод основывается на разработке норм и нормативов потребления товаров и услуг, необходимых для удовлетворения основных физиологических и социально-культурных потребностей человека с учетом особенностей половозрастных групп населения. Исходя из разработанных нормативов потребления формируется натурально-вещественный состав минимального потребительского бюджета.

Статистический метод построения минимального потребительского бюджета предполагает анализ реально складывающихся закономерностей в потреблении исходя из данных бюджетных обследований семей. В соответствии с разными уровнями среднедушевых доходов выделяются несколько типов потребления, один из которых принимается в качестве минимального.

Комбинированный метод включает элементы двух рассмотренных подходов. Прежде всего устанавливается нормативная часть -- величина расходов на питание. Затем на основе статистических данных о потреблении в различных доходных группах определяется зависимость между расходами на питание, потреблением других благ и услуг и доходом. Исходя из выявленной статистической закономерности рассчитывается общая величина расходов на минимальную "потребительскую корзину".

Минимальная "потребительская корзина" с учетом уровня инфляции определяет минимальный потребительский бюджет (МПБ) для семьи из четырех человек. Среднедушевой МПБ составляет 25 % от МПБ семьи из четырех человек. На основе этих данных рассчитывается среднемесячный среднедушевой МПБ за квартал, 60 % которого определяет прожиточный минимум (порог, черту бедности).

При этом следует отметить, что в условиях постоянного роста цен величина прожиточного минимума должна корректироваться ежемесячно. Кроме того, денежная величина прожиточного минимума приобретает абстрактный характер, когда прямее определении исходят из набора дешевых и доступных товаров, а потребителю приходится сталкиваться с их дефицитом или покупать дорогие товары.

Величина минимального потребительского бюджета должна служить ориентиром для усиления социальной защиты населения, определения минимальных размеров заработной платы, пенсий, стипендий, пособий, в том числе по безработице. Следует помнить, что минимальный потребительский бюджет касается всех членов общества, в том числе и не работающих, а минимальная заработная плата является формой вознаграждения за труд. Поэтому минимальная заработная плата должна быть выше минимального потребительского бюджета. Установление минимальной заработной платы на уровне прожиточного минимума дискредитирует труд как источник получения дохода. Теряются экономические стимулы к труду, что может привести к люмпенизации определенной части общества.

Минимальный потребительский бюджет - расходы потребителей на приобретение товаров и услуг, удовлетворяющих их главные физиологические, социальные и культурные запросы. В Республике Беларусь минимальный потребительский бюджет для каждой из основных социально-демографических групп населения разрабатывает и утверждает Министерство труда и соцзащиты.

МБП определялся как социальный норматив, основа для построения социально-экономических прогнозов, разработки мероприятий по поддержке социально уязвимых слоев населения. Тогда же было применено понятие - научно обоснованного набора товаров и услуг, обеспечивающих населению определенный уровень жизни. Таким образом, минимальный потребительский бюджет выступал как стоимостное выражение потребительской корзины в средних ценах во всех видах торговли. МПБ отражает представление госорганов его разрабатывающих о материальной стороне жизни некоего усредненного гражданина с коррекцией по возрасту, семейному положению и способности к труду.

Выделяются шесть групп населения и два вида семей:

Социально-демографические группы: лица способные к труду, пенсионеры, студенты, дети младше трех лет, дети от трех до шести лет, дети и подростки от шести до восемнадцати лет. Семьи из четырех человек и молодые семьи с одним ребенком. Здесь предполагаются полные семьи с двумя родителями.

До 2010 года количество таких групп было больше - граждане всех возрастов делились еще и по половому признаку, подростки с четырнадцати до восемнадцати лет были самостоятельной категорией, различались молодые семьи с одним и двумя детьми. После 2010 года дифференциация приобрела нынешний вид.

Постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 23 января 2019 г. № 5 утверждены размеры минимальных потребительских бюджетов для разных социально-демографических групп в среднем на душу населения и на одного члена семьи разного состава в средних ценах декабря 2018 года в расчете на месяц на период с 1 февраля по 30 апреля 2019 года:

  • трудоспособное население - 451 белорусский рубль;
  • пенсионеры - 353 белорусских рубля 52 копейки;
  • студенты - 333 белорусских рубля 88 копеек;
  • дети в возрасте до трех лет - 284 белорусских рубля 17 копеек;
  • дети в возрасте от трех до шести лет - 373 белорусских рубля 58 копеек;
  • дети в возрасте от шести до восемнадцати лет - 382 белорусских рубля 31 копейка;
  • семья из четырех человек - 351 белорусский рубль 28 копеек;
  • молодая семья из трех человек - 382 белорусских рубля 11 копеек.
  • продукты питания - 48,6%,
  • одежда, белье, обувь - 19,1%,
  • жилищно-коммунальные услуги - 8,3%,
  • бытовые услуги, транспорт, связь - 9,1%,
  • мебель, предметы культурно-бытового и хозназначения - 9,0%,
  • культурно-просветительные мероприятия и отдых - 1,4%,
  • взносы и платежи - 2,1%,
  • лекарства, предметы санитарии и гигиены - 2,4%.

Как видно в приведённой структуре, покупка и содержание личного автомобиля, строительство жилья и приобретение недвижимости, а также наличие вредных привычек, (как то употребление алкоголя или курение) и требующих постоянного лечения болезней не предусматривается. Не включаются расходы на образование, оборону, содержание инфраструктуры, все то, что финансируется гражданами косвенно, а не прямыми платежами. В процессе постоянных корректировок публикуемая структура минимального потребительского бюджета и состав потребительской корзины приближается к представлениям жителей республики о собственном быте, к примеру, реже встречаются откровенные несоответствия, вроде исчисляемого десятилетиями срока пользования верхней одеждой, появлявшиеся в девяностые.

Таким образом, минимальный потребительский бюджет отражает не реально существующие у жителей Беларуси расходы, но те из них, которые предполагаются достаточными для поддержания здоровья, нормального социально-культурного состояния и воспроизводства населения.

Из Закона Республики Беларусь «О формировании и использовании минимального потребительского бюджета» следует пересмотр состава и структуры МПБ должен производиться не реже одного раза в пять лет.

В 2015 году структура МПБ пересмотрена Постановлением Министерства труда и социальной защиты № 107 от 29 декабря 2014 г. «О внесении дополнений и изменений в постановление Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 14 декабря 2009 г. № 146». По результатам анализа фактического потребления населением товаров и услуг за 2013 год, существующая структура МПБ и состав потребительских корзин был признан соответствующим реальному потреблению. Наиболее заметным нововведением можно считать признание необходимости сотовой связи и, соответственно, расходов на нее и приобретение мобильного телефона. В состав затрат на сотовую связь включен не только голосовой трафик, но и доступ в сеть интернет. Отметим, что эта потребность признается значимой за студентами и трудящимся населением, что в целом соответствует действительности. Корректировка коснулась также товаров для детей, например включение детской коляски, одежды и обуви.

Вступившие в силу с 1 апреля 2015 года изменения в структуру и объем минимального потребительского бюджета приводят к увеличению его в стоимостном выражении на 4,8-0,9% для разных категорий. В частности для семьи из четырех человек на 3,9%.

Установление уровня МПБ служит не для выявления малообеспеченных граждан, но для исследования и прогнозирования объема и структуры потребления основной массой населения республики. Как правило, это лица, не нуждающиеся в дополнительной материальной поддержке постоянно, но имеющие потребность в помощи в виде и пр., например, на приобретение и реконструкцию жилья.

Также минимальные потребительские бюджеты применяются для сравнительной оценки и прогнозирования уровня жизни населения, платежеспособного спроса, необходимости поддержки и социальных гарантий.

Уровень жизни оценивается как обеспеченность населения жизненными благами и как степень удовлетворения потребностей людей в определенных благах. Система показателей уровня жизни , рекомендуемая ООН, включает: рождаемость, смертность и другие демографические характеристики; санитарно–гигиенические условия жизни; потребление продовольственных товаров; жилищные условия; образование и культура; условия труда и занятость; доходы и расходы населения; стоимость жизни и потребительские цены; транспортные средства; организация отдыха; социальное обеспечение; свобода человека. Уровень жизни можно определить путем сопоставления фактического уровня обеспечения населения продуктами питания, промышленными товарами, услугами, жильем и т.д. с "потребительской корзиной ", которая включает набор благ и услуг, обеспечивающих определенный уровень потребления (минимальные – "черта бедности" или рациональный – наиболее благоприятный для человека) среднего жителя страны. Она формируется по основным статьям расходов: питание, одеяла, белье, обувь, предметы санитарии, гигиены, лекарства, мебель, жилище и коммунальные услуги, транспорт, связь, налоги, обязательные платежи. Мин. ПК" рассчитывается для стандартной семьи, состоящей из двух взрослых и двух детей школьного возраста, и означает такой мин. допустимый потребительский набор, снижение которого социально не приемле­мо. Она лежит в основе определения среднедушевого минимального потребитель­ского бюджета и прожиточного минимума. Среднедушевой среднемесячный мин. потребительский бюджет определяется в РБ как 1/4 от мин. потребительского бюджета для семьи из 4 человек.

Прожиточный минимум - это размер денежного дохода, удов­летворяющий мин. допустимые потребности. Он является базовым нормативом для отнесения граждан к малоимущим груп­пам населения, находящимся за "чертой бедности". Эта черта опре­деляется как 60 % среднедушевого среднемесячного минимального потребительского бюджета семьи из 4 человек за предшествующий квартал. От мин. уровня потребления следует отличать физио­логический мин. потребления, который необходим для физи­ческого существования человека.



Качество жизни населения характеризуют следующие показатели: условия и безопасность труда; наличие и возможности использования свободного времени; культурный и образовательный уровень населения; физическое развитие и продолжительность жизни; личная и имущественная безопасность. С 1990 года среди комбинированных показателей особенно выделился ИРЧП индекс развития человеческого потенциала. Он оценивается на основе: ожидаемой продолжительности жизни; уровня образованности; реального душевого ВВП. По этому индексу в 1994 году 1–е место занимала Канада, а последнее – Нигер. Республика Беларусь в 1998 году среди обследованных стран мира была на 57–м месте.

93. Доходы населения и проблемы их распределения в рыночной эко­номике. Кривая Лоренца. Проблема неравенства доходов.

Доходы – сумма денежных средств, получаемая за определенный промежуток времени и предназначенная для приобретения товаров и услуг. Существуют:

Номинальный доход - сумма денежного дохода, не зависящая от налогообложения и изменения цен. Располагаемый доход – сумма номинального дохода после вычета налогов. Реальный доход – количество товаров и услуг, которое можно приобрести на располагаемый доход. Основные каналы поступления доходов: трудовые доходы работников (оплата физических и умственных способностей людей), предпринимательский доход, доходы от собственности в виде % по вкладам, дивидендов, ренты, социализированные доходы, поступающие независимо от трудового вклада (пособия по безработице, выплаты по социальному страхованию), доходы от теневой экономики.

В западной экономической теории выделяют 4 точки зрения на справедливость в распределении и перераспределении доходов: эгалитарный подход означает, что в обществе отсутствует неравенство в распределении доходов. Роулсианский подход предполагает справедливой такую дифференциацию доходов, при которой относительное экономическое неравенство допустимо лишь тогда, когда оно способствует достижению более высокого абсолютного уровня жизни беднейшими членами общества. Утилитарный подход основан на том, что доходы должны распределяться пропорционально полезности их использования различными людьми. Рыночный принцип предполагает рыночное распределение доходов, основанное на соответствии дохода каждого владельца фактора производства предельному продукту, полученному от данного фактора.

Персональное распределение доходов населения можно измерить на основе методологии Парето–Лоренца–Джини. Согласно «закону Парето» между уровнем доходов и числом их получателей существует обратная зависимость, иначе говоря, персональное распределение доходов устойчиво неравномерно, причем уровень неравномерности в распределении доходов – «коэффициент Парето» – в разных странах приблизительно одинаков.

Чтобы построить кривую Лоренца по горизонтальной оси откладывают долю всего населения, располагающих определенным уровнем дохода, а по вертикальной – долю совокупного дохода, приходящегося на соответствующую часть населения (или часть семей). Соединение долей дохода и семей в общем доходе для различного процента населения дает кривую Лоренца, отражающую фактическое распределение полученного дохода между отдельными группами людей.

Чем больше кривая Лоренца отклоняется от линии абсолютного равенства, тем больше неравенство в распределении доходов населения. Если вычислить площадь, образованную между прямой ОЕ и кривой OABCDE, и разделить ее на площадь треугольника OEF, то получим показатель, измеряющий уровень неравенства, называемый коэффициентом Джини. Чем больше этот коэффициент, тем сильнее неравенство в распределении доходов. Среди причин неравномерности распределения доходов выделяют: различия в способностях (физических и интеллектуальных), различия в образовании и квалификации, трудолюбии и мотивации, профессиональную инициативность и склонность к риску, происхождение, размер и состав семьи, владение собственностью и положение на рынке, удачу, везение и дискриминацию.