Кредитные рейтинги. Что такое корпоративный кредитный рейтинг

Кредитный рейтинг представляет собой независимую и надежную оценку кредитоспособности эмитента , на основе которой участники рынка могут принимать обоснованные финансовые решения. Это может повлечь за собой снижение издержек эмитента по привлечению заемных средств. Для тех эмитентов, которые привлекают средства под гарантии третьих лиц, кредитный рейтинг может снизить стоимость такой гарантии или с большей эффективностью привлечь средства без приобретения гарантии.

Международное рейтинговое агентство Standard & Poor"s (S&P) - дочерняя компания корпорации McGraw Hill, занимающаяся аналитическими исследованиями финансового рынка. Принадлежит к тройке самых влиятельных международных рейтинговых агентств. В качестве международного рейтингового агентства Standard & Poor"s занимается присвоением краткосрочных и долгосрочных кредитных рейтингов.

Кредитные рейтинги могут присваиваться эмитенту (правительству страны, региональным и местным органам власти, корпорациям, финансовым институтам, страховым компаниям, фондам и др.) или отдельному долговому обязательству.

В странах СНГ Standard & Poor"s присваивает рейтинги по международной шкале (по обязательствам в национальной и иностранной валюте) и по национальным шкалам, созданным специально для каждой конкретной страны (в настоящее время для России и Казахстана).

Индексы семейства Standard & Poors используются инвесторами во всем мире для оценки эффективности инвестиций, а также в качестве базы для широкого круга финансовых инструментов, таких как индексные фонды, депозитные продукты, фьючерсы, опционы и фонды, обращающиеся на биржах (ETFs).

Кредитный рейтинг эмитента по международной шкале Standard & Poor"s выражает текущее мнение об общей кредитоспособности эмитента долговых обязательств, гаранта или поручителя, делового партнера, его способности и намерении своевременно и полностью выполнять свои долговые обязательства.

Кредитный рейтинг долговых обязательств по международной шкале Standard & Poors выражает текущее мнение о кредитном риске по конкретным долговым обязательствам (облигациям, кредитам банков, займам, другим финансовым инструментам).

Долгосрочный рейтинг Standard & Poor"s оценивает способность эмитента своевременно исполнять свои долговые обязательства. Долгосрочные рейтинги варьируются от наивысшей категории - "ААА" до самой низкой - "D". Рейтинги в интервале от "АА" до "ССС" могут быть дополнены знаком "плюс" (+) или "минус" (-), обозначающим промежуточные рейтинговые категории по отношению к основным категориям.

Краткосрочный рейтинг представляет собой оценку вероятности своевременного погашения обязательств, считающихся краткосрочными на соответствующих рынках. Краткосрочные рейтинги также имеют диапазон - от "А-1" для обязательств наивысшего качества до "D" для обязательств самого низкого качества. Рейтинги внутри категории "А-1" могут содержать знак "плюс" (+) для выделения более надежных обязательств в данной категории.

Помимо долгосрочных рейтингов, у Standard & Poor"s имеются специальные определения рейтингов привилегированных акций, фондов денежного рынка, паевых облигационных фондов, платежеспособности страховых компаний и компаний, работающих с производными инструментами.

Компания проводит анализ по рынкам капитала более 110 государств.

Для оценки облигаций Moodys использует две различные рейтинговые системы, или шкалы. Одна из них - глобальная (международная) шкала Moodys (Moodys Global Scale) - используется для присвоения рейтингов нефинансовым и финансовым организациям, суверенным и субсуверенным эмитентам, а также ценным бумагам структурированного финансирования. Глобальная шкала устанавливает соответствие между различными рейтинговыми категориями и относительными уровнями математического ожидания потерь в различные по продолжительности промежутки времени. Математическое ожидание потерь включает в себя оценку вероятности дефолта и ожидание потерь при дефолте.

По замыслу агентства Moodys, математическое ожидание потерь, ассоциируемое с конкретным рейтинговым символом и определенным периодом времени, должно быть одинаковым для всех долговых обязательств и эмитентов, которым присвоен соответствующий рейтинг по глобальной (международной) шкале. Все рейтинговые методологии агентства Moodys, практика присвоения рейтингов и системы их мониторинга направлены на то, чтобы обеспечить согласованность рейтинговых оценок.

Помимо этого, в целях удовлетворения потребностей инвесторов агентство Moodys также присваивает в некоторых юрисдикциях рейтинги по национальной шкале (National Scale Ratings), которые представляют собой мнения об относительной кредитоспособности эмитентов и выпусков долговых обязательств в пределах данной страны и не могут быть использованы для сопоставления с рейтингами, присвоенными в других странах.

Fitch Ratings

Fitch Ratings - международное рейтинговое агентство, нацеленное на предоставление мировым кредитным рынкам независимых и ориентированных на перспективу оценок кредитоспособности, аналитических исследований и данных. Сотрудники Fitch Ratings, работающие в 50 офисах по всему миру и проводят анализ по рынкам капитала более 150 государств.

Fitch Ratings имеет штаб-квартиры в Нью-Йорке и Лондоне и входит в состав группы Fitch. Помимо Fitch Ratings в группу входит Fitch Solutions, подразделение по распространению продуктов и услуг Fitch Ratings, предоставляющее информационные и аналитические материалы и сопутствующие услуги. Также в группу Fitch входит Algorithmics, мировой лидер в области решений для управления рисками компаний. Мажоритарный пакет акций группы Fitch принадлежит компании Fimalac S.A., штаб-квартира которой расположена в Париже, Франция.

Fitch более 15 лет и присваивает международные и национальные кредитные рейтинги банкам, небанковским финансовым организациям, страховым компаниям, эмитентам корпоративного сектора, региональным и местным органам власти, суверенным правительствам. Fitch также рейтингует выпуски долговых инструментов с фиксированным доходом и сделки структурного финансирования.

Кредитные рейтинги Fitch представляют собой мнение об относительной способности эмитента выполнять свои финансовые обязательства, такие как выплата процентов, выплата дивидендов по привилегированным акциям, погашение основной суммы долга, урегулирование страховых убытков и выполнение контрагентских обязательств.

Кредитные рейтинги Fitch охватывают корпоративных, суверенных (включая межгосударственные и субнациональные образования), финансовых, банковских и страховых эмитентов, муниципальные и прочие структуры в рамках государственных финансов, а также ценные бумаги и другие обязательства, которые выпускают такие эмитенты, и, наконец, инструменты структурированного финансирования, обеспеченные дебиторской задолженностью или другими финансовыми активами.

Кредитные рейтинги Fitch не оценивают напрямую какие-либо риски, за исключением кредитных рисков. В частности, рейтинги не оценивают риски снижения рыночной стоимости рейтингуемой ценной бумаги вследствие изменения процентных ставок, ликвидности или других рыночных факторов. Однако что касается обязательств по выплатам по рейтингуемым обязательствам, рыночные риски могут рассматриваться в той степени, в которой это влияет на способность эмитента проводить необходимые выплаты. Рейтинги не отражают рыночный риск в плане его влияния на размер или условия обязательств по выплатам (например, в случае облигаций, привязанных к индексам).

В дефолтных компонентах рейтингов конкретных обязательств или инструментов агентство, как правило, учитывает вероятность неплатежей или дефолтов исходя из условий документации данного инструмента. В отдельных случаях с учетом особых факторов Fitch может присваивать рейтинг на более высоком или более низком уровне, чем можно предположить по документации облигаций. В таких случаях агентство четко указывает основания для такого мнения в соответствующем рейтинговом сообщении .

Материал подготовлен на основе информации открытых источников

Кредитный рейтинг стран оценивает способности государства исполнить свои обязательства по кредиту в установленный срок. При расчете учитывается прошлая и настоящая кредитная история, финансовые показатели, оцениваются имеющиеся активы и обязательства (общий объем задолженности по кредитам). Также значение помогает определить инвестиционные риски.

Понятие кредитного рейтинга страны

В целом понятие и цель определения позиции конкретной страны те же, что и при оценке банком потенциального заемщика. Но обозначение кредитного рейтинга государства – более широкое и сложное. Это расчет рисков инвестиций в инфраструктуру, направление изменения финансового состояния. Исходя из этого показателя, оценивается способность страны рассчитаться по кредитным обязательствам. Оценка риска финансирования, составленная на основании рейтинга, является относительной, но влияет на размер процента, кредитный лимит и прибыльность обязательств по займу.

Чем выше значение, тем ниже риски, следовательно, ниже процентная ставка, больше сумма кредитования.

Составляют кредитные рейтинги специализированные коммерческие компании, которые занимаются мониторингом и анализом платежеспособности стран. Такие организации называют рейтинговыми агентствами. Их деятельность заключается в оценке банков, корпораций, финансовых компаний и стран.

  • Standard & Poor’s (S&P);
  • Fitch;
  • Moody’s.

В РФ есть свои агентства – «Эксперт РА», АК&M и «Национальное рейтинговое агентство».

Первые аналитические компании зарегистрированы в США в начале ХХ века. Изначально они занимались составлением рейтингов национальных компаний, но после признания оценок перешли на международный уровень. Такие организации занимаются мониторингом финансового и промышленного рынка, а также отдельных отраслей экономики разных стран.

Правила присвоения рейтинга странам

  1. Политической ситуации;
  2. Экономических показателей;
  3. Монетарных отношений;
  4. Финансовой лояльности.

Во время мониторинга политической ситуации оцениваются:

  • Правомочность и стабильность органов власти;
  • Участие общества в управлении государством;
  • Прозрачность финансовой политики;
  • Геополитические отношения.

Уровень экономики зависит от стабильности банковских организаций, здоровой конкуренции, ориентированности на рыночные отношения, размера ВВП, перспектив улучшения экономики.

В монетарной политике решающее значение имеет независимость национального банка, стабильность валюты, размер инфляции, кредитная политика.

Прозрачность финансовой сферы оценивается, исходя из пенсионных обязательств государства, расходов на государственный аппарат, бюджетной политики и финансовой отчетности.

Расшифровка обозначений

Кредитный рейтинг представляется в виде таблицы, в которой для обозначения уровня платежеспособности государства используют буквенный код. Они могут варьироваться в зависимости от агентства-составителя, но в большинстве случаев государству присваивается показатель от AAA до D.

Самым высоким считается AAA. Он означает, что риски непогашения кредитных обязательств у страны минимальны. Уровень D свидетельствует о дефолте – банкротстве государства, а, следовательно, о неспособности рассчитаться по кредитным обязательствам.

Займы уровня AAA и BBB (в некоторых агентствах используется код Baa) именуются инвестиционными, ниже BBB – спекулятивными, риски невозврата которых очень высоки. Такой рейтинг отталкивает иностранных инвесторов от создания бизнеса в стране, а также осложняет государственным компаниям процесс получения ссуды в иностранных банках.

  1. позитивный – вероятно повышение оценки;
  2. негативный – понижение;
  3. стабильный – вероятность изменения минимальна;
  4. развивающийся – вероятно как улучшение, так и снижение финансовых показателей.

Положительные оценки

Fitch Moody’s S&P Обозначение (степень надежности)
Ааа ААА ААА Безупречная
Аа1 АА+ АА+ Высокая
Аа2 АА АА
Аа3 АА- АА-
А1 А+ А+ Средняя, возрастающая
А2 А А
А3 А- А-

Средние оценки

Оценки ниже среднего

Отрицательные оценки

Кредитные рейтинги разных государств

В соответствии с оценками Standard & Poor’s, Moody’s и Fitch наивысшие показатели у таких стран, как:

  • Германия;
  • Норвегия;
  • Швейцария;
  • Австралия.

Ниже позиции B оказались Мозамбик, Барбадос и Венесуэла.

За последний год агентство Standard & Poor’s уменьшило показатели 9 государств Евросоюза, в результате:

  • Франция утратила высокий результат AAA и получила AA+ и негативный прогноз.
  • Австрия с позиции AAA переместилась на AA+ и получила стабильный прогноз.
  • Голландии, Финляндии, Люксембургу и Германии удалось сохранить позиции на уровне AAA, но прогноз у всех стран, кроме Германии – негативный.
  • Португалия и Кипр существенно потеряли в оценке и опустились на позицию BB с негативным прогнозом.
  • Испания спустилась до уровня A (прогноз негативный).
  • Италия и Ирландия – BBB+ с негативным прогнозом.

Кредитный рейтинг Российской Федерации

Первый рейтинг Российская Федерация получила от агентства Standard & Poor’s в 1996 – уровень BB с повышенным инвестиционным риском. Два года спустя он упал до B+, а после дефолта в 1998 опустился до B-.В 1999 значение снизилось до критичного SD – преддефолтного состояния.

Рост показателей России начался с конца нулевых, а в 2005 Standard & Poor’s впервые установило для РФ позицию BBB. На этом уровне Россия продержалась до мирового кризиса экономики 2008 – 2009 годов. После обострения отношений с Украиной в 2014 году прогноз стал негативным, а в 2015 году оценка потеряла еще одну позицию и остановилась на отметке BB+ с отрицательным прогнозом. В 2016 году он стал стабильным.

В прошлом 2017 году агентство, оставив рейтинг на уровне BB+, повысило инвестиционную привлекательность Российской Федерации, присвоив позитивный прогноз. Fitch, в свою очередь, оценивает РФ на ВВВ- с отрицательным прогнозом, Moody’s на Ва1 (стабильность).

Большинство экспертов сходится во мнении, что борьба с инфляцией в РФ увеличилась. Негативно сказываются на инвестиционной привлекательности страны приоритет сырьевой отрасли экономики и высокий уровень коррупции.

ТАСС-ДОСЬЕ. 23 февраля 2018 года международное рейтинговое агентство Standard and Poor"s (S&P) повысило кредитный рейтинг РФ до инвестиционного уровня "BBB-" с прежнего спекулятивного уровня "BB+", а прогноз по рейтингам изменило с "позитивного" на "стабильный".

Суверенный кредитный рейтинг - инструмент оценки готовности государства своевременно и в полном объеме выполнять свои финансовые обязательства. Фактически представляет собой оценку вероятности дефолта. Рейтинги составляются специализированными агентствами, крупнейшие из них - S&P, Moody"s и Fitch. Классификация учитывает ряд показателей: общий государственный долг, баланс бюджета, риски. Рейтингами пользуются инвесторы, в том числе крупные инвестиционные фонды: они служат ориентиром того, можно ли покупать государственные облигации.

В настоящее время самые высокие рейтинги в мире ("AAA" по Fitch и S&P, "Aaa" - по Moody"s) имеют такие страны как Австралия, Германия, Швейцария, Норвегия. Низшие (ниже "B-" по Fitch и S&P, "Caa1" по Moody"s) - Венесуэла, Мозамбик, Барбадос. Суверенные рейтинги ниже "BBB-" и "Baa3" считаются неинвестиционными или "мусорными". Такой суверенный рейтинг страны осложняет ее компаниям кредитование на иностранных рынках. Иностранный бизнес также может отказаться приходить в страны с низким кредитным рейтингом.

Moody"s, Standard and Poor"s и Fitch публикуют суверенный кредитный рейтинг России с осени 1996 года. До 2003-2005 гг. национальный кредитный рейтинг РФ в иностранной валюте считался неинвестиционным, но затем вырос. В 2014-2015 годах S&P и Moody"s опустили рейтинги России инвестиционного уровня. После решения S&P о повышении рейтинга, только Moody"s не признает российские обязательства инвестиционными ("Ba1" с положительным прогнозом). Fitch с 2014 года не опускал рейтинг ниже инвестиционного "BBB-" (текущий прогноз - положительный).

Согласно государственной программе "Управление государственными финансами и регулирование финансовых рынков" (утверждена правительством РФ 15 апреля 2014 года, последние поправки от 9 декабря 2017 года), Россия рассчитывает получить к 2020 году рейтинги "A-" (Fitch и S&P) и "A3" (Moody"s).

S&P

S&P впервые присвоило России рейтинг 4 октября 1996 года: "BB-" (неинвестиционный, рискованные обязательства). За два месяца до дефолта 17 августа 1998 года рейтинг был понижен до "B+", 13 августа - до "B-" и затем понижен до преддефолтных: "CCC" и "CCC-". 27 января 1999 года рейтинг был понижен до "SD" (частичный дефолт) после отказа погашать третий транш валютных облигаций. Восстановление рейтинга началось 8 декабря 2000 года: сначала до уровня "B-". 31 января 2005 года S&P впервые присвоило России инвестиционный рейтинг "BBB-". 15 декабря 2005 года он был повышен до "BBB", а 4 сентября до "BBB+". После начала мирового экономического кризиса в 2008-2009 годах рейтинг был понижен до "BBB". 25 апреля 2014 года на фоне событий на Украине рейтинг был понижен до "BBB-" с негативным прогнозом. 26 января 2015 года агентство понизило рейтинг России до "BB+" с негативным прогнозом. 16 сентября 2016 года прогноз был повышен до стабильного. 17 марта 2017 года S&P вновь повысило прогноз инвестиционной привлекательности России до позитивного, оставив при этом рейтинг на уровне "BB+".

Как отмечается в рейтинговом комментарии S&P, Россия продемонстрировала приверженность консервативной макроэкономической политике, что, вероятно, «будет поддерживать сильные внешний и фискальный балансы». «Гибкий обменный курс позволит экономике справиться с шоками, которые могут быть вызваны ужесточением санкций и снижением цен на сырьевые товары», — считают в агентстве.

«Рейтинговое действие отражает разумную политику, которая позволила российской экономике приспособиться к снижению цен на сырьевые товары и международным санкциям», — говорится в релизе S&P. Кроме того, агентство отметило действия Банка России, которые, несмотря на чистку банковской системы, позволили сохранить финансовую стабильность.

Проблемы экономики никуда не делись​

Впрочем, обольщаться не стоит: российский суверенный рейтинг, по версии S&P, лишь подравнялся с рейтингами Казахстана, Индии и Индонезии, и S&P крайне осторожно оценивает российские экономические перспективы. Агентство прогнозирует низкие темпы роста экономики (1,7-1,8% до 2021 года, тогда как российское правительство ожидает рост быстрее 2%) на фоне неблагоприятной демографии (старение населения, сокращение трудоспособного населения) и слабой производительности труда. Структурные препятствия для производительного роста включают «доминирующую роль государства в экономике, непростой инвестиционный климат и относительно низкий уровень конкуренции и инноваций», отмечает S&P.

В то же время агентство выделяет скачок России в рейтинге легкости ведения бизнеса от Всемирного банка (Doing Business) со 120-й позиции несколько лет назад до 35-й, а также инициативы российского правительства по увеличению производительности труда и увеличению инвестиций.

Агентство Fitch, в свою очередь, отмечает «сильный суверенный баланс, надежные внешние факторы и улучшение экономической политики в отношении макроэкономических показателей». В то же время агентство указывает на «структурные слабости (зависимость от сырьевых товаров и управленческие риски), а также геополитические противоречия». Fitch прогнозирует рост экономики в среднем на 2% в 2018-2019 годах на фоне снижения неопределенности, смягчения монетарной политики и стабильных цен на нефть. Средний экономической рост для инвестиционной категории BBB — 3,1%.

Что будет после президентских выборов?

S&P в комментарии затрагивает и политические вопросы. Высокие рейтинги одобрения властей могли бы позволить государству пойти на непопулярные реформы, считает агентство, но не верит в реальность такого выбора. Российские власти и раньше много говорили, например, про приватизацию и демонополизацию экономики, но дела расходились со словами, пишет S&P, не ожидая существенного уменьшения роли государства в экономике. «В России слабая система сдержек и противовесов между институтами и высокая централизация власти. Мы наблюдали это по недавним ограничительным действиям в отношении независимых СМИ и повышенным барьерам к подлинному политическому участию», — указывает S&P. И предупреждает: хотя после назначенных на март 2018 года президентских выборов макроэкономическая стабильность, скорее всего, сохранится, «неопределенность, окружающая вопрос будущего перехода власти, может отрицательно повлиять на предсказуемость приоритетов в политике». ​

Fitch тоже отмечает неопределенность в отношении «основных элементов и сроков более широкой повестки реформ» после президентских выборов. «Президент Владимир Путин идет к тому, чтобы снова выиграть президентские выборы в марте 2018 года», — указывает агентство.

Старший аналитик по развивающимся рынкам управляющей компании Manulife Asset Management Ричард Сигал говорил РБК накануне решения S&P, что в пользу России — стабилизация экономического роста, низкая инфляция, сокращение бюджетного дефицита и то, что «экономика стала более гибкой благодаря обесценению рубля и введению нового, более четкого бюджетного правила». Против России играют такие факторы, как ограниченный потенциал роста экономики, проблемы и риски в банковском секторе, около 70% которого снова контролирует государство, недостатки корпоративного управления (свежий пример — ) и неопределенность политического ландшафта в перспективе трех лет, сказал Сигал.

Приток в российские бумаги

Возвращение России в инвестиционную рейтинговую категорию означает, что российские суверенные еврооблигации смогут вернуться в глобальные долговые индексы, такие как Bloomberg Barclays Global Aggregate. В феврале 2015 года Barclays исключил российский внешний долг из семейства этих индексов, из-за чего те институциональные инвесторы, которые следуют за индексами, потеряли возможность покупать или держать российские евробонды. Решение S&P «позволит расширить участие на российском долговом рынке таких консервативных институциональных инвесторов, как иностранные пенсионные фонды и страховые компании», сказал министр финансов Антон Силуанов.

Сейчас около трети российских госбумаг (как рублевых ОФЗ, так и евробондов) принадлежат иностранным инвесторам. Societe Generale оценивал, что повышение российского рейтинга до инвестиционного уровня может вызвать приток $1-2 млрд в российские евробонды, передавал Bloomberg .

Для оценки любого субъекта, будь то клиент банка или целая страна, используется система рейтингов независимых организаций. Они дают объективную оценку текущему положению дел и определяют уровень доверия к этому субъекту. Если кредитный рейтинг заемщика банка определяется в БКИ и складывается из его добросовестной оплаты кредитов, то кредитный рейтинг страны определяется международными организациями и включает в себя целый ряд значений. Для любой страны он является важным показателем. Рассмотрим подробнее, что такое кредитный рейтинг государства, кем он определяется, зачем он нужен, что он означает и из-за чего может меняться?

Что такое кредитный рейтинг государства?

В широком смысле он подразумевает под собой оценку возможности страны отвечать по принятым обязательствам, возвращать кредиты, насколько безопасно инвестировать денежные средства в развитие экономики. Чем выше этот показатель, тем интереснее становится страна для иностранных инвесторов. Рейтинговую информацию чаще всего используют инвесторы при приобретении облигационные ценных бумаг, чтобы точно знать, когда и сколько он получит.

Необходимость кредитных рейтингов.

Кредитный рейтинг государства дает потенциальным инвесторам информацию о том, сможет ли это государство исполнять свои обязательства по долгам, дивидендам, контрагентским соглашениям. На основании рейтинга инвесторы могут оценить возвратность вложенных активов и соблюдение тех условий, на которых изначально была заключена сделка.

Для расчета рейтингового показателя используется вся история объекта оценки, размер принятых обязательств. На него также влияют размер государственного долга, инфляционный уровень, политическая обстановка в стране и в мире и др.факторы.

Кто присваивает рейтинги государствам?

Государственными рейтингами занимаются международные независимые агентства. Они присваивают рейтинги кредитным учреждениям, организациями, органам власти, странам. В каждой стране есть свои рейтинговые агентства, однако, их оценка практически не влияет на международное положение государства.

Самыми влиятельными агентствами в мире являются:

  • Fitch
  • Moody”s
  • Standart & Poors/

Они имеют свою методику расчета по практически аналогичным базовым факторам. В основном они учитывают объем госдолга, экономическую стабильность, коррупционный уровень, политические мотивы. Последний фактор имеет ярко-выраженный характер в последнее время, и агентства этого даже не скрывают.

Фактически все вышеуказанные организации являются американскими. Как они сами заявляют, не смотря на это, они никак не подчиняются американскому правительству и не зависят от него в финансовом плане. Однако, в последнее время возникает все больше разногласий по этому поводу.

Виды рейтингов.

  • Инвестиционный. Он свидетельствует о том, что вкладывать в экономику данного государства безопасно, и оно будет отвечать по своим обязательствам.
  • Неинвестиционный. Он говорит о том, что вложение инвестиций сопряжено с высокими рисками, а страна ведет спекулятивную политику.

Рейтинг России 2015 г.

В этом году кредитный рейтинг российского государства был понижен до ВВ+, что является первой ступенью неинвестиционного вида и дает негативный прогноз. Не исключена вероятность того, что он будет падать и дальше. В России специалисты назвали решение мировых агентств политическими и не имеющими обоснования.