Финансирование жилищно - коммунального хозяйства.

около 75% населения.

Условия современного города требуют обеспечения населения благоустроенным жильем с соответствующим набором коммунальных услуг, включающем обеспечение тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, электроэнергией и системами водоснабжения и водоотведения.

Необходима организация уборки и утилизации бытовых отходов. В домах высотной застройки должно быть соответствующее лифтовое хозяйство.

Должно осуществляться озеленение городских территорий, требуется организация ритуальных услуг и соответствующее содержание мест захоронений.

В условиях России, когда на большинстве территорий отопительный период длится 6-8 месяцев, совершенно очевидно, что это хозяйство требует значительных финансовых ресурсов.

До 1991 года большая часть отрасли находилась в ведении предприятий, на балансе которых находилось более 60% жилого фонда и более 50% объектов его обслуживающих. За счет предприятий финансировалось около 75% затрат на ЖКХ и только 25 процентов расходов приходилось на бюджеты всех уровней.

Переход к формированию рыночных отношений в экономике и либерализация цен привели к целому ряду проблем, для решения которых были приняты ряд законодательных и нормативных актов федерального уровня.

Прежде всего, в рамках разграничения собственности было определено, что объекты жилищно-коммунального хозяйства предприятий должны были быть переданы в ведение органов местного самоуправления, что предполагало существенное снижение себестоимости продукции и повышение ее конкурентоспособности и в конечном итоге повышение эффективности экономики. Рост экономики предполагал и увеличение налоговых поступлений в бюджеты на содержание того же передаваемого ЖКХ.

Передача объектов ЖКХ в ведение местного самоуправления предусматривала ряд финансовых механизмов, компенсирующих возрастающие расходы местных бюджетов, за счет федерального бюджета. Вначале в виде компенсационных выплат за принимаемые объекты ЖКХ,

затем в виде дотаций, определяемых ежегодно в федеральном бюджете по каждому субъекту.

Однако эти компенсации по срокам значительно запаздывали, передача объектов предприятиями зачастую передавались без проведения необходимого ремонта, предприятия-банкроты просто переставали финансировать жилье. Все это вело к росту долгов муниципальных бюджетов и предприятий, производящих коммунальные услуги.

Принятие Правительством решения о либерализации цен с 1992 года вызвало стремительный их рост, в том числе и на расходы связанные с содержанием жилищного фонда и предоставлением коммунальных услуг.

Однако ценовые механизмы оплаты услуг населением в этой сфере оставались неизменными.

В результате в условиях высокого уровня инфляции уже к началу 1993 года стало очевидным, что доля населения в оплате коммунальных услуг стала чисто символической, и практически все расходы осуществлялись за счет бюджетов.

В середине 1993 г. был принят закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики», который установил поэтапный, до 1998 года переход на полную оплату населением содержания и ремонта жилья и оплату коммунальных услуг.

Порядок перехода и меры социальной защиты устанавливало Правительство РФ, которое определило уровень платежей граждан в 1993 году в размере 50% от затрат, а к 1998 году – 100%. При этом доля затрат населения на услуги ЖКХ в совокупном доходе семьи не должно было превышать 15-22% в зависимости от года.

В качестве мер социальной защиты для малоимущих граждан были

предусмотрены субсидии из муниципальных бюджетов. Субсидии предоставлялись в безналичной форме и направлялись в виде оплаты услуг их производителям.

К 1997 году стало ясно, что рост доходов населения значительно отстает от роста тарифов на коммунальные услуги, поэтому сроки перехода на полную оплату населением расходов по содержанию жилья и коммунальным услугам продлили сначала до 1998 года, затем до 2003 г.

Правительство РФ установило следующую структуру платежей граждан за жилье:

2.Оплата коммунальных услуг.

3. Плата за наем. Граждане, приватизировавшие свои квартиры, уплачивают налог на имущество.

Федеральные стандарты определяли, что в 2002 году население должно было оплачивать 90% расходов, а в 2003 – 100% всех расходов, включая капитальный ремонт жилого фонда.

В 2003 году произошли очередные изменения в законодательстве о ЖКХ.

Федеральным законом от 6 мая 2003 года № 52-ФЗ были внесены изменения в закон Российской Федерации «Об основах федеральной жилищной политики» и ряд других законодательных актов в части совершенствования оплаты жилья и коммунальных услуг.

Согласно этим изменениям из закона исключены нормы о полной оплате населением жилья и коммунальных услуг. Уровень оплаты населением будет устанавливаться органами государственной власти и органами местного самоуправления в соответствии с федеральными и региональными стандартами. Данные стандарты не являются обязательными, а используются в основном для расчета объемов финансовой помощи, передаваемой из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ.

Согласно поправкам, Правительство Российской Федерации должно принять целый пакет нормативных актов по ценообразованию в отрасли, стандартам качества коммунальных услуг, а также методики перерасчета оплаты услуг при их ненадлежащем качестве.

Кроме того, Правительство РФ должно разработать механизм финансирования капитального ремонта жилищного фонда, поскольку согласно поправкам, эти расходы должны финансироваться из бюджетов.

Таким образом, поправки в законодательстве предусматривают усиление адресного принципа дотирования населения. Предполагается, что бюджетные дотации будут поступать на персональные счета населения, а не предприятиям, как это предусмотрено в настоящее время.

В определенной мере поправки должны повлиять и на структуру расходов бюджетов. Что касается объемов расходов, то это станет ясно после обнародования федеральных стандартов на 2004 и последующие годы.

Важной нормой закона является требование установления тарифов один раз в год, до принятия бюджетов. Эта норма позволит в определенной мере стабилизировать бюджетный процесс, поскольку расходы на ЖКХ можно будет более точно спланировать и не ломать голову в ходе исполнения бюджета, чем компенсировать неожиданно выросшие из-за повышения тарифов расходы, например, на электроэнергию.

13.2. Финансирование жилищного хозяйства

Расходы на финансирование жилищно-коммунального хозяйства осуществляются из региональных и местных бюджетов. В федеральном бюджете на 2003 год расходы по данному разделу не предусмотрены.

В общем объеме расходов местных бюджетов расходы на содержание жилья составляют 15-25% и зависят от уровня оплаты населением, установленного органами местного самоуправления.

В среднем по России население оплачивает около 60% всех затрат на содержание и ремонт жилья, несмотря на то, что федеральные стандарты предполагают 90%.

Низкий уровень доходов населения и социальный климат не позволяют выходить на более высокие показатели, что в свою очередь ведет к росту кредиторской задолженности бюджетов за коммунальные услуги, полученные населением.

Расходы бюджетов состоят из затрат на содержание жилья, дотаций на оплату коммунальных услуг, расходов на выплату субсидий малоимущим категориям граждан.

Расходы на содержание жилья складываются из дотаций на оплату работ, проводимых жилищно-эксплуатационными организациями или иными подрядчиками по содержанию и ремонту жилья в части, не покрываемых

водопроводных, газовых сетей общего пользования, подготовку их к эксплуатации в зимний период, уборка придомовых территорий, освещение мест общего пользования – дворов, подъездов, лестничных клеток.

Затраты определяются на основании калькуляции в соответствии с нормативной документацией по отрасли.

Текущий и капитальный ремонт связан с проведением планово-

Работы по ремонту могут производиться как организациями, эксплуатирующими жилищный фонд, так и через конкурсное размещение заказов. Необходимо иметь ввиду, что в соответствии с Бюджетным кодексом проведение конкурсов обязательно, если сумма контракта превышает 2000 минимальных размеров оплаты труда. В 2003 году – более 200 тысяч рублей.

Важное место в расходах бюджетов составляют затраты на проведение аварийно-ремонтных работ. В условиях высокой степени износа инженерных коммуникаций в домах, эти затраты составляют определенную долю в расходах.

Дотации на оплату коммунальных услуг, выплачиваются предприятиям,

оказывающим эти услуги. Размер дотации определяется как разница между стоимостью услуги по экономически обоснованному тарифу и объемом платежей населения. Чем выше уровень оплаты населением коммунальных услуг, тем ниже расходы бюджета и наоборот. К таким услугам относится отопление, централизованное горячее водоснабжение, водоснабжение и водоотведение, содержание лифтового хозяйства и вывоз бытового мусора.

Расходы на выплату компенсаций малоимущим гражданам и семьям производятся в тех случаях, когда расходы на оплату жилья и коммунальных услуг превышают установленный уровень по отношению к совокупному доходу семьи. В 2003 году этот предел установлен в размере 22%. Иными словами, если затраты семьи на ЖКХ составляют более 22% всех доходов семьи, то такая семья имеет право на субсидию в размере, превышающем

Введение

Актуальность темы. Жилищно-коммунальный сектор национальной экономики всегда отличался сложной, многофункциональной спецификой работы предприятий этой сферы, что оказывает непосредственное влияние на учет доходов и расходов, формирующих финансовый результат. С 19 века основной задачей для предприятий ЖКХ является оформление финансовых результатов путем сопоставления категорий доходов и расходов для получения результирующего финансового показателя – прибыли или убытка. Сложность их учета состоит в том, что доходы и расходы в жилищно-коммунальном хозяйстве не имеют юридического обоснования, их величина зависит от норм, правил и концепций, изложенных законодательством.

Финансовое положение предприятия характеризуется показателями доходов и расходов, которые отражаются в форме 2 «Отчет о прибылях и убытках». Проанализировав информацию этой части отчетности, внутренние и внешние пользователи могут сделать выводы о финансовом, имущественном положении организации, результатах ее хозяйственной деятельности, поскольку разница сумм доходов и расходов предприятия является финансовым результатом его деятельности. Превышение доходов над расходами означает прирост чистых активов – прибыль, а расходов над доходами – их уменьшение – убыток. На основе данных о доходах и расходах организации соответственно производится вывод о финансовом состоянии предприятия, которое отражает его конкурентоспособность, платежеспособность, кредитоспособность в производственной сфере и, следовательно, эффективность использования собственного капитала.

В условиях перехода к рыночной экономике жилищная проблема в России существенно обострилась. К 1992 г. отрасль оказалась практически полностью зависимой от бюджетных дотаций, так как ставки оплаты жилья и коммунальных услуг в этот период практически не были затронуты первым этапом либерализации цен.

ЖКХ России сегодня - это около 52 тысяч предприятий различных форм собственности и более 4 миллионов работников. На долю отрасли приходится 1/3 часть основных фондов, 1/3 часть потребляемых энергоресурсов и 1/5 часть бюджета России. ЖКХ существует, в основном, на дотации из федерального, регионального (субъектов Федерации) и муниципальных бюджетов. Как правило, местные бюджеты выделяют на содержание ЖКХ почти 60%. Степень изношенности основных фондов отрасли, в среднем по России, составляет до 50-60% сетей водо- и теплоснабжения, канализации и нуждается сегодня в капитальном ремонте, значительная часть - в незамедлительной замене. Жилищно-коммунальное хозяйство страны находится в тяжелом положении из-за недостатка средств. Оно финансируется из всех источников не более на 50% от необходимого уровня, который может обеспечить воспроизводство основных фондов. Платежи населения в составе коммунальных услуг на содержание жилья, производство и поставку коммунальных услуг в различных районах Российской Федерации выросли с 20-30 до 60-70%. Поскольку темпы роста затрат по предоставлению жилищно-коммунальных услуг росли опережающими инфляцию темпами, доля бюджетных дотаций на содержание жилищного фонда и на разницу в ценах на тепловую энергию в городских бюджетах не уменьшалась.

Актуальность, экономическая важность решения вопросов бухгалтерского учета расходов и доходов в организации учета на предприятиях ЖКХ, формирование достоверной информации в форме внутренней их отчетности, а также недостаточная изученность этих вопросов в российской экономической науке обусловили выбор темы выпускной квалификационной работы: «Отражение доходов и расходов СМУП «ЖЭУ-15» в системе бухгалтерского учета».

Цель и задачи исследования. Целью исследования, проводимого в выпускной квалификационной работе, является выявление особенностей формирования доходов и расходов жилищно-коммунального хозяйства, оценка финансовых результатов, а также выявление внутренних резервов их роста.

Для достижения цели, поставленной в работе, необходимо решить следующие задачи:

исследовать состав и порядок формирования доходов и расходов, связанных с обычными видами деятельности;

сгруппировать доходы и расходы организации для целей финансового и управленческого учета;

проанализировать применяемую технику составления формы 2 «Отчет о прибылях и убытках»;

разработать план прибылей и убытков в целях выявления отклонений и формирования экономической стратегии на будущее;

создать механизм увязки информации о доходах и затратах, получаемой в управленческом учете, с информацией, подготовленной в финансовом учете

Предметом исследования выступает производственно–хозяйственная деятельность предприятия с точки зрения системы учета ресурсов и результатов финансовой и хозяйственной деятельности.

Объектом исследования данной работы является: Смоленское муниципальное унитарное предприятие «Жилищно-эксплутационный участок №15».

Методами исследования выпускной работы являются экономико-статистические методы, наблюдение, синтез. Методологические основы для выполнения работы явились труды Российских и зарубежных авторов, а так же статистическая и бухгалтерская отчетность предприятия.


Сокращенно: СМУП «ЖЭУ-15». Место нахождения организации: 214018, г. Смоленск, ул. Урицкого, д. 15. СМУП «ЖЭУ-15» является самостоятельным хозяйствующим субъектом, коммерческой организацией, имущество которой находится в собственности города Смоленска и принадлежит предприятию на праве хозяйственного ведения. Оно создано для выполнения работ и оказания услуг в целях удовлетворения общественных потребностей и получения прибыли. Учредителем организации является администрация города Смоленска. СМУП «ЖЭУ-15» находится в ведомственном подчинении Смоленского унитарного предприятия «Жилищник». Предприятие действует на основании устава (Постановление главы администрации города Смоленска от 23.06.2003 года), разработанной учетной политики (Приказ № 101 от 26.12.2003 года).

Целью создания организации является осуществление уставной деятельности по техническому содержанию находящегося в его ведении жилищного фонда и поддержания его в исправном состоянии, обеспечению бесперебойной работы инженерного оборудования и устройств жилых домов, своевременному проведению текущего и капитального ремонта жилого фонда, находящегося в муниципальной собственности.

В установленном законодательном порядке СМУП «ЖЭУ-15» осуществляет следующие виды деятельности:

Проведение общих плановых осмотров жилищного фонда (весной, осенью) для выявления неисправности и причин их проявления, а также для определения объемов работ на следующий год.

Выполнение работ по техническому обслуживанию зданий и сооружений в соответствии с Правилами и нормами технической эксплуатации зданий.

Выполнение непредвиденного текущего ремонта, в т. ч. по заявкам граждан.

Подготовка домов к эксплуатации в зимних условиях.

Проведение расчетов за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов.

Оформление регистрации граждан и снятие граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства и выдача справок.

Сбор платежей за содержание и текущий ремонт жилого фонда, техническое содержание и обслуживание лифтов, за коммунальные услуги.

Своевременное предоставление гражданам компенсаций (субсидий) на оплату жилья и коммунальных услуг.

Контроль за соблюдением нанимателями, арендаторами или собственниками жилых помещений в многоквартирных домах требований по пользованию жилыми помещениями, коммунальными услугами в соответствии с договорами найма, аренды или обслуживания (для приватизированных квартир и квартир, находящихся в собственности граждан).

Осуществление претензионно-исковой работы, связанной с невнесением платежей за жилищно-коммунальные услуги.

В состав СМУП «ЖЭУ-15» входят различные производственные подразделения: участки, обслуживающие хозяйства, органы управления и организации по обслуживанию работников предприятия.

Руководит предприятием СМУП «ЖЭУ-15» начальник, назначенный Главой администрации г. Смоленска. Под его руководством находятся отделы и службы предприятия, общей численностью 130 человек.

Функции и организация деятельности структурных подразделений определяются положением, утвержденным приказом руководителя предприятия. Функции подразделяются на административные, функции обслуживающего персонала и функции, связанные с технической эксплуатацией жилищного фонда. На рис. 0.1. представлена организационно-производственная структура предприятия, предусматривающая функциональные группы подразделений для выполнения определенных задач и управления процессом их выполнения.

Рисунок 0.1. Организационно-производственная структура СМУП «ЖЭУ-15»

Функции административного и обслуживающего персонала организации включают:

руководство деятельностью предприятия в соответствии с действующим законодательством РФ и согласно утвержденному уставу;

организацию и ведение учета бухгалтерского учета в соответствии с едиными методологическими основами бухгалтерского учета и отчетности;

планирование финансово-хозяйственной деятельности организацию труда и заработной платы работников предприятия;

обеспечение кадрами требуемой квалификации и специальности; организацию учебно-методической работы по повышению квалификации работников предприятия;

документальное оформление управленческих решений, действий, связей;

организацию документооборота; упорядочение и хранение документации;

контроль своевременного исполнения приказов, поручений;

обеспечение предприятия всеми необходимыми для его деятельности материальными ресурсами;

Финансы предприятий

1. Финансовое планирование на предприятии. Виды финансовых планов

Под финансовым планированием понимают подсистему внутрифирменного планирования. Объекты финансового планирования: 1) финансовые ресурсы – денежные доходы и поступления, находящиеся в распоряжении коммерческой организации и предназначенные для финансирования затрат по расширенному воспроизводству, экономическому стимулированию, выполнению обязательств перед государством, финансирования прочих расходов; 2) финансовые отношения, возникающие в процессе расширенного производства; 3) стоимостные пропорции, формирующиеся при распределении финансовых ресурсов.

Основная особенность финансового планирования состоит в том, что все планируемые показатели используются в стоимостном выражении. Результатом финансового планирования являются финансовые планы. В основе финансовых планов лежат долгосрочные цели, определяемые руководством коммерческой организации в ходе стратегического планирования.

Цели финансового планирования : максимизация продаж, максимизация прибыли, максимизация собственности владельцев компании и т.д.

Основные задачи финансового планирования: 1) обеспечения финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной, финансовой деятельности предприятия; 2) определение путей эффективного вложения капитала, оценка степени рационального его использования; 3) выявление внутрихозяйственных резервов увеличения прибыли; 4) установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками, контрагентами; 5) соблюдение интересов инвесторов; контроль за финансовым состоянием предприятия.

Финансовое планирование в целом: воплощает выработанные стратегические цели в форму конкретных финансовых показателей; обеспечивает финансовыми ресурасми заложенные в производственном плане экономические пропорции развития; предоставляет возможность определить (эффективность проекта предприятия в условиях конкуренции; служит базой для оценки инвестиционной привлекательности инвесторов.

Методы финансового планирования : экономического анализа; нормативный; балансовых счетов; оптимизации плановых решений; экономико-математического моделирования. В финансовом планировании должны по возможности использоваться все данные методы. Это позволяет максимально учесть особенности объекта планирования и значительно повысить результативность финансового планирования, поскольку каждый метод требует различных затрат времени и ресурсов. Метод экономического анализа позволяет определить основные закономерности, тенденции в движении натуральных и стоимостных показателей, внутренние резервы предприятия. Нормативный метод заключается в том, что на основе заранее установленных норм и технико-эономических нормативов рассчитывается потребность хозяйствующего субъекта в финансовых ресурсах и их источниках.Расчетно-аналитический метод планирования финансовых показателей (или оптимизации плановых решений) заключается в том, что на основе анализа достигнутой величины финансового показателя, принимаемого за базу, и индексов его изменения в плановом периоде рассчитывается плановая величина этого показателя. Используется при отсутствии технико-экономических нормативов, а взаимосвязь между показателями может быть установлена не прямо, а косвенно, на основе анализа их динамики и связей. В основе метода лежит применение экспертной оценки. Балансовый метод планирования финансовых показателей заключается в том, что путем построения баланса достигается увязка имеющихся в наличии финансовых ресурсов и фактической потребности в них. Балансовый метод применяется при планировании распределения прибыли и других финансовых ресурсов, планировании потребности поступлений средств в финансовые фонды (накопления, потребления и т.д.). Методы экономико-математического моделирования позволяют количественно выразить взаимосвязь между финансовыми показателями и основными факторами, их определяющими.

Основной (общий) бюджет – это финансовое количественно определенное выражение маркетинговых и производственных планов, необходимых для достижения поставленных перед предприятием целей. Руководство любого пр-я, независимо от его вида и величины, обязано знать, какие задания в области экономической деятельности оно может запланировать на следующий период. По мере реализации заложенных в бюджете планов необходимо регистрировать фактические результаты деятельности предприятия. Сравнивая фактические показатели с запланированными, можно осуществлять так называемый бюджетный контроль. Бюджет представляет собой выраженную в стоимостных показателях программу действий.Различные виды и формы бюджетов:Характеризуют промежуточные операции (закупки сырья и материалов, бюджет производства и т.п.); могут нести информацию только о расходах или только о о доходах (бюджеты продаж); показывают как расходы, так и доходы предприятия. Это укрупненные бюджеты (бюджетный отчет о прибылях и убытках, бюджет денежных средств). Наиболее широко используется структура общего бюджета с выделением операционного и финансового бюджетов. Операционные бюджеты предназначены для управления текущей деятельностью предприятия, контроля за своевременностью осуществления операций текущей деятельности.. Наиболее часто на предприятии разрабатываются следующие операционные бюджеты продаж, прямых материальных затрат, прямых затрат на оплату труда, общепроизводственных расходов, коммерческих расходов, управленческих расходов.

Финансовые бюджеты служат для консолидации всех операционных бюджетов предприятия.

Состав финансовых бюджетов предприятия: доходы и расходы, движение денежных средств, по балансовому листу

Инвестиционный бюджет показывает соотношение стартовых затрат бизнеса и внешних источников их финансирования.

Перспективное ф инансовое планирование определяет важнейшие показатели, пропорции и темпы расширенного воспроизводства, оно охватывает период от одного года до трех лет. Такой временной интервал носит условный характер, поскольку зависит от экономической стабильности в стране деятельности, возможности прогнозирования объемов финансовых ресурсов и направления их использования. С помощью прогноза отчета о прибылях и убытках определяется величина получаемой прибыли в предстоящем периоде. Прогноз движения денежных средств отражает движение потоков текущей, инвестиионной и финансовой дестельности.

Текущее финансовое планирование . Текущий план составляется на год, поскольку за этот в основном выравниваются сезонные колебания конъюнктуры рынка и этот периож времени соответствует законодательным требованиям к отчетному периоду. Текущее планирование хозяйственной деятельности предприятия состоит в разработке 3-х документов: плана отчета о прибылях и убытках, плана бухгалтерского баланса. Прибылей и убытков показываетобобщенные результаты текущей (хозяйственной) деятельности. План движения денежных средств предствляет собой план финансирования. Плановый бухгалтерский баланс на конец планируемого года отражает все изменения в активах и пассивах в результате запланированных мероприятий, показывает состояние имущества и финансов предприятий.

Оперативное финансовое планирование включает разработку таких финансовых планов, как платежный календарь, кассовый план.и кредитный план.

Финансы жилищного хозяйства. Особенности отрасли.

К особенностям в жилищном хозяйстве относят:


1) наличие государственного жилищного фонда

2) наличие приватизированного жилья

3) наличия жилья находящегося на балансе субъектов хозяйствования

4) наличие кооперативного жилья и жилья выкупленного физическими лицами

5) в ЖКХ существуют единые требования по обслуживанию жилищного фонда

6) созданы и функционируют единые жилищные управления

7) управление финансовой деятельностью в ЖКХ осуществляется на началах хозяйственного расчёта и самофинансирования

эксплуатационные расходы в жилищном хозяйстве:

1) административно-управленческие расходы (зарплата работников управления с начислениями на соц. нужды)

2) расходы по содержанию обслуживающего персонала

4) расходы на текущий ремонт жилищного фонда

5) обязательные платежи и отчисления (затраты на подготовку кадров, содержание вышестоящих организаций)

6) прочие расходы


Доходы жилищного хозяйства:


1) квартирная плата

2) арендная плата

3) средства получаемые от коммунальных предприятий, направленные на размещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей

4) прочие доходы


ЖКХ наделено основными и оборотными средствами. Источниками финансирования основных фондов является:


1) бюджетные средства

2) средства предприятий и организаций, если на их балансе имеется жилой фонд

3) средства населения

4) долевые взносы организации


ЖКХ имеет оборотные средства, которые делятся:

1) на нормируемые (материалы для текущего ремонта, расходы будущих периодов и расчёты с квартиросъемщиками)

2) на не нормируемые (ДС в расчётах)

Хозяйственно-финансовый план = смета экспулатационыых расходов и доходов + финансовый план

Смета экспулатационыых расходов и доходов включает следующие разделы

2) расходы

Финансовый план состоит из разделов:

1) источники поступления средств

основным источником финансирования коммунального хозяйства является выручка от оказываемых услуг. Для определения выручки необходимо знать объём оказанных услуг в натуральном выражении и тарифы предприятий коммунального хозяйства. Тарифы предприятий коммунального хозяйства делятся на 4 группы:


1) тарифы городского транспорта едины в пределах городской черты

2) тарифы санитарно-технических предприятий

3) тарифы энергетических предприятий

4) тарифы для гостиниц, бань, прачечных и так далее


Доходные предприятий коммунального хозяйства могут получать прибыль которая складывается из прибыли полученной от оказания услуг, продажи ОС, другого имущества, доходов от внереализационных операций уменьшенных на сумму расходов по этим операциям. Распределение прибыли такое же как и на других предприятиях. Затраты предприятий коммунального хозяйства связаны с оказанием услуг населению. Эти затраты делятся на прямые и накладные. Финансовый план предприятий коммунального хозяйства так же составляется в форме доходов и расходов. Но при этом имеют специфические статьи доходной части:


1) осигнования из бюджета на нецентрализованные капитальные вложения о благоустройстве городов

2) осигнование из бюджета на текущие расходы по городскому благоустройству

3) доходы коммунальных предприятий которые финансируются в сметной порядке

4) арендная плата за земельные участки сдаваемые во временное пользование предприятиям и организациям.


В расходной части выделяют следующие специфические статьи:


1) нецентрализованные капитальные вложения на благоустройство городов

2) капитальный ремонт сооружений городского благоустройства

3) текущие расходы по городскому благоустройству

4) отчисления в бюджет с арендной платы за земельные участки сдаваемые во временное пользование

5) отчисления в бюджет доходов коммунальных предприятий финансируемых в сметном порядке


Похожая информация.


Жилищно-коммунальное хозяйство является составной частью и самостоятельной отраслью народного хозяйства, обеспечивающего социальную сферу общества. Отрасль ЖКХ имеет двусторонние отношения с бюджетом. С одной стороны, она вносит доход в бюджет, с другой - финансируется из бюджета. Причем она получает средств больше из бюджета, чем вносит в него. Как отрасль хозяйства ЖКХ включает в себя ряд подотраслей:
- жилищное хозяйство;
- водопроводноканализационное хозяйство;
- топливноэнергетическое хозяйство;
- городской пассажирский транспорт;
- гостиницы;
- благоустройство населенных пунктов.
Источниками финансирования расходов на развитие и содержание ЖКХ являются:
- бюджетные средства;
- средства, получаемые жилищно-коммунальными предприятиями за реализацию услуг и продукции;
- средства предприятий, принадлежащих им объектов.
В консолидированном бюджете России предусматривается выделение финансовых средств на ЖКХ примерно до 14% от общих расходов ежегодно. Собственно все эти средства выделяются за счет территориальных бюджетов, 5% расходов которых приходится на региональные бюджеты, 9% - на местные бюджеты.
За счет бюджетных ассигнований полностью финансируется дорожное хозяйство, озеленение, освещение, уборка территорий населенных пунктов. Городской пассажирский транспорт, жилищное хозяйство и энергетика для отопления жилых домов, кроме того, дотируются из бюджетов вышестоящих уровней. Выделение дотаций рассматривается как один из способов возмещения предприятиям их затрат на ЖКХ, что в конечном счете не способствует усилению интенсивных методов хозяйствования, повышению заинтересованности в экономном расходовании материальных и финансовых ресурсов. Расходы на финансирование коммунальных предприятий составляют до 1,7% общей суммы территориального бюджета, выделяемого на ЖКХ в виде дотаций. Дотации расходуются на покрытие разницы в ценах за предоставляемые услуги и продукцию (тепло домов, транспортные услуги), на капитальные вложения (водопроводноканализационное хозяйство) и оплату работ.
В условиях рыночных отношений в целях повышения эффективности работы всего комплекса ЖКХ необходимо:
- передать предприятия жилищно-коммунальной сферы в ведение местных органов власти;
- перейти к самофинансированию предприятий ЖКХ с представлением им дотаций из бюджета;
- увеличить тарифы на жилищно-коммунальные услуги, но с учетом экономических обоснований затрат на ЖКХ.
Жилищное хозяйство как важнейший элемент отрасли и инфраструктуры социальной сферы городов и поселков требует значительных средств на строительство, реконструкцию и ремонт. Однако в настоящее время бюджетные средства в жилищное хозяйство направляются только из территориальных бюджетов: 4,2% из регионального бюджета и 9,8% из местного. Причем из этих затрат более 4,5% расходуется на оплату труда работников ввиду низкой механизации работ, отсутствия автоматизации инженерных систем в домах, применения ручного труда.
Источниками доходов жилищного хозяйства являются:
- квартирная плата;
- арендная плата и сборы с арендаторов;
- другие доходы.
Основными путями совершенствования систем эксплуатации жилищного хозяйства могут быть:
- механизация и автоматизация производственных процессов;
- создание специализированных подразделений и организаций обслуживания инженерных сетей и ремонта объектов;
- концентрация материальных и финансовых ресурсов непосредственно в ведении местных органов власти.
Главными направлениями совершенствования и развития водопроводноканализационного хозяйства могут быть:
- строительство крупных предприятий и объединение мелких хозяйств, что повысит производительность труда, снизит затраты, повысит рентабельность и в целом эффективность работы ЖКХ;
- оснащение предприятий новыми, более мощными автоматизированными системами, оборудованием и приборами, в том числе индивидуальными счетчиками, что будет способствовать экономному расходованию водных ресурсов и снижению тарифов на оплату услуг.
Основные пути снижения себестоимости перевозок городским пассажирским транспортом следующие:
- эффективное использование средств, выделяемых из бюджета на заработную плату и повышении производительности труда;
- перевод транспорта на более экономичные виды топлива: электроэнергию и сжиженный газ;
- замена старого подвижного состава новыми, более совершенными и экономичными видами транспорта;
- перевод транспорта на коммерческую основу.
В настоящее время рассматривается программа реформирования ЖКХ. На первом этапе реформы предусматривается реализация мер, направленных на повышение эффективности использования затрат на содержание ЖКХ. В числе таких мер выделяются:
- формирование системы учета потребления коммунальных услуг;
- формирование конкурентной среды;
- формирование современной, совершенной и экономичной системы обслуживания.
На втором этапе развития предусматривается полный переход ЖКХ на самофинансирование, но при соблюдении условия, что доля оплаты жилищно-коммунальных услуг не превысит 20% совокупного дохода семьи.

Еще по теме Финансирование жилищно-коммунального хозяйства:

  1. Индекс Доу-Джонса для акций предприятий коммунального хозяйства
  2. Сельское хозяйство. Железные дороги, отрасли коммунальных услуг, «тресты» и картели
  3. Комбинированное финансирование жилищного строительства
  4. Таким образом, предметом регулирования жилищного права является определенная совокупность общественных отношений, которые получили в законодательстве и в юридической литературе название «жилищные отношения».
  5. 19.1.2. Местные целевые бюджетные фонды стабилизации экономики производителей сельскохозяйственной продукции и продовольствия, жилищноинвестиционные фонды и целевой сбор на финансирование расходов, связанных с содержанием и ремонтом жилищного фонда (местные целевые сборы)

Доходы от эксплуатационной деятельности жилищного хозяйства слагаются из следующих источников:

квартирная плата;

арендная плата за нежилые помещения;

сбор с арендаторов;

средства, получаемые от коммунальных предприятий на возмещение расходов по обслуживанию внутридомовых сетей;

целевые сборы за коммунальные услуги;

прочие доходы.

Размер квартирной платы устанавливается в зависимости от степени благоустройства и качества жилья, а также территориального расположения дома.

Арендная плата взимается за аренду нежилых помещений с торговых, снабженческо-сбытовых, промышленных предприятий и других учреждений. Ставки дифференцированы в зависимости от типа строения (каменное, деревянное, смешанное), от категории населенного пункта (город, район и др.), от назначения помещения, характера деятельности арендатора. Сверх арендной платы арендаторы вносят специальные сборы на покрытие эксплуатационных расходов жилищного хозяйства. Размер этих взносов определяется договором на аренду исходя из сметного уровня этих расходов домовладения на 1 м2 общей площади дома Средства, получаемые от коммунальных предприятий, идут на покрытие расходов по обслуживанию внутридомовых сетей коммунальных услуг (водопровод, канализация, электроснабжение). Размер этих поступлений определяется из фактических затрат на 1 м2 жилплощади, но не выше предельных норм, устанавливаемых местными советами. К прочим доходам относятся: пени за просрочку квартплаты и арендной платы, арендная плата за жилые помещения, выручка от реализуемого имущества и металлолома и др.

По решению Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1993 г. № 935 начиная с 1994 г. в стране осуществляется поэтапный переход на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг. Постановлением определен предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг без учета затрат на капитальный ремонт жилищного фонда. Согласно постановлению, на переходный период 1994-1998 гг. "сохраняется прежний порядок финансирования затрат на капитальный ремонт государственного и муниципального жилищного фонда.

Предельный уровень платежей граждан в процентах к затратам на содержание и текущий ремонт жилья и оказание коммунальных услуг установлен по годам в следующих размерах: 1994 г. - 15-20%, - 1995 г. - 20-40, 1996 г. - 40-60, 1997 г. - 60-80, 1998 г. - 100%. Таким образом, к концу перехода на новую систему оплаты жилья и коммунальных услуг жилищное хозяйство будет переведено на самоокупаемость затрат по его содержанию. На период поэтапного перехода на новую систему оплаты жилья сохраняется порядок предоставления дотаций местной администрации на содержание и ремонт жилья, а также объектов жилищно-коммунального хозяйства в части, не перекрываемой средствами, поступающими от оплаты гражданами жилья.

В целях социальной защиты малоимущих граждан постановлением введена компенсация (субсидия) на оплату жилья и коммунальных услуг в части, превышающей максимально допустимый размер. В связи с этим постановлением определены максимально допустимые доли собственных расходов граждан на оплату жилья и коммунальных услуг в пределах социальной нормы площади жилья и нормативов потребления коммунальных услуг в процентах к совокупному доходу семьи в следующих размерах: 1994г.-10%, 1995г.-15,1998 г.-20%. Величина компенсации определяется как разница между принятыми на данный период размерами платы за часть занимаемой жилой площади (в пределах социальной нормы) и потребляемых коммунальных услуг (в пределах норм потребления) и установленными предельно допустимыми расходами граждан на оплату этих расходов с учетом совокупного дохода семьи и действующих льгот. Компенсация назначается местной администрацией после представления гражданином (нанимателем) необходимых документов о составе семьи, размерах занимаемой площади, расходах на оплату жилищно-коммунальных услуг, совокупном доходе семьи. Компенсация предоставляется гражданам в безналичной форме и используется только для оплаты жилья и коммунальных услуг.

В качестве источников средств, направляемых на компенсации (субсидии), могут быть ассигнования соответствующих бюджетов, ресурсы предприятий, учреждений и организаций, часть доходов, получаемых от населения при повышении платежей за жилье и коммунальные услуги.

Граждане, сдавшие жилые помещения в поднаем, утрачивают право на компенсацию по оплате жилья и коммунальных услуг.