Домашнее хозяйство — Гипермаркет знаний. Экономика семьи

Доходы любой семьи можно разделить на 5 составляющих.

1. Зарплата членов семьи, которые являются наёмными работниками в фирмах и госучреждениях.

2. Социальные выплаты от государства, например пенсии бабушек и дедушек, пособия на рождение детей, социальная помощь инвалидам.

3. Доходы от предпринимательской деятельности, если кто-то из членов семьи занимается бизнесом или владеет долей в частной компании.

4. Доходы от продажи собственности или сдачи её в аренду. Об этом источнике дохода семьи часто забывают и не используют его в полной мере. Например, некоторые семьи, состоящие из 2-3 человек, живут в больших квартирах, полученных в наследство, и при этом имеют очень низкие доходы. Они могли бы эту квартиру продать и купить более дешёвую. Если же они не готовы на такой шаг (например, хотят сохранить жилую площадь на случай будущего увеличения семьи), то могут временно снимать

маленькую квартиру, а большую сдавать. Полученную разницу они могли бы потратить на повышение своего благосостояния не только сегодня, но и в будущем, например на образование детей.

5. Прочие доходы. К ним, в частности, относятся доходы от инвестиций семейных сбережений в ценные бумаги и другие активы. Это могут быть также доходы в натуральной форме (неденежные) от ведения приусадебного хозяйства.

Давайте обратимся к статистике, чтобы понять, из чего складываются доходы большинства российских семей. Как видно из диаграммы (рис. 1), наибольшую часть доходов россиян (как, впрочем, и жителей других стран) составляет зарплата работающих членов их семей. Однако социальные выплаты и доходы от предпринимательства тоже играют существенную роль.

Рис.1. Объём и структура денежных доходов населения России

По источникам поступления.

Источник: Росстат, предварительные данные за 2012 г.

(9, с. 9 – 11)

Расходы семьи

Денежные расходы домашних хозяйств это сумма фактических затрат, произведенных в течение учетного периода времени; она включает в себя:

§ потребительские расходы, такие, как расходы на приобретение продуктов питания, непродовольственных товаров, расходы на оплату услуг;

§ расходы, не связанные с потреблением, такие, как обязательные платежи и различные взносы (налоги и сборы, платежи по страхованию, взносы в общественные организации, денежные переводы, подарки и пр.)

Как видно, почти треть расходов средней российской семьи составляют продукты питания.



Следующие по величине категории - транспорт (в основном это расходы на приобретение и содержание автомобиля), услуги ЖКХ и топливо, одежда и обувь.

Рис.2. Структура расходов домохозяйств России в 2011 г.

Источник: Росстат.

(9, с. 42-43).

Бюджет семьи (домашнего хозяйства)

Бюджет семьи - это баланс доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Под словом «бюджет» имеется в виду (если не вдаваться в излишние тонкости) простая таблица, разделённая на два столбца: левый - «Доходы», правый - «Расходы». Примерно такая:

Таблица 1

ДОХОДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ РАСХОДЫ В СЛЕДУЮЩЕМ МЕСЯЦЕ
Итого доходов Итого расходов

Сначала в строки раздела «Доходы в следующем месяце» записываются все виды денежных поступлений, которые вы и ваша семья рассчитывают получить в следующем месяце: заработная плата, пособия, плата за различные подработки (если они имеются). В последней строке этого столбца таблицы записывается общая сумма реально ожидаемых доходов в предстоящем месяце (предполагаемый выигрыш в лотерею сюда записывать не стоит!).

В строки раздела «Расходы в следующем месяце» записываются те расходы,

без которых просто нельзя обойтись.

В последней строке этого столбца таблицы записывается подсчитанная общая сумма реально необходимых расходов будущего месяца.

Самое главное правило любого бюджета, будь то бюджет всей Российской Федерации или бюджет семьи: сумма расходов должна быть равна сумме доходов .

Финансовое благосостояние

Финансовое благосостояние– это с тепень бедности или богатства отдельного человека или семьи.

Можно выделить 4 основных типа благосостояния:

1. нищета;

2. бедность;

3. зажиточность;

4. богатство.

Для России границы каждого типа благосостояния примерно следующие:



Нищета. Человек имеет доходы, едва позволяющие поддерживать жизнь крайне ограниченным набором продуктов питания. Зачастую у него нет даже постоянного жилья. По уровню цен в начале нынешнего века к нищим в России относились люди, чей доход в месяц составлял менее 7,4 тыс. р. на человека.

Бедность. У человека есть постоянное жильё, хотя, возможно, и более чем скромное. При этом его денежные доходы так малы, что он вынужден ограничивать себя даже в еде, приобретая только самые дешёвые продукты питания. Он испытывает постоянную нехватку денег на покупку одежды, обуви и лекарств. По уровню цен в начале нынешнего века к бедным в России относились люди, чей доход в месяц составлял от 7,4 до 17 тыс. р. на человека.

Зажиточность . Денежные доходы позволяют получать весь набор товаров и услуг, необходимых для поддержания здоровья или его восстановления в случае болезни. Человек способен приобрести (возможно, с помощью кредита банка) легковой автомобиль и новое просторное жильё. При этом часть доходов он может сберечь для решения важных жизненных задач в будущем. По уровню цен в начале нынешнего века

к зажиточным (в разной, конечно, степени) в России относились люди, чей доход в месяц составлял от 17 до 75 тыс. р. на человека.

Богатство . Денежные доходы позволяют удовлетворять практически все типы потребностей человека. В России нижняя граница доходов богатых семей - 75 тыс. р. на человека в месяц.

На каком уровне благосостояния начинаете жизнь вы, зависит от того, как сложилась жизнь ваших родителей и в каком регионе или городе России вы живёте. Но после окончания школы ваше благосостояние будет всё в большей степени определяться вами самими. (7, с. 8-9)


Тема: Семейное хозяйство

Класс: 7

Цели:

  • подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;
  • познакомить с новыми понятиями обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;
  • продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование : учебник, презентация, проектор, интерактивная доска, раздаточный материал.

Ход урока

1.Орг. момент

2. Проверка домашнего задания

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним:

1) Что такое деньги? (Деньги — это товар, выполняющий на рынке роль всеобщего товарного эквивалента)

2) Назовите функции денег и приведите к каждой из них пример. (мера стоимости — например, цена чего-либо; средство обращения — деньги пришли на смену бартеру; средства платежа — например, выплата заработной платы; средство накопления — сбережения в банке).

3) Назовите виды денег (Товарные- золото, Символические – монеты, банкноты, Кредитные – чеки и карты)

4) Соотнесите

3.Изучение новой темы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Экономика семьи»

Давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика — ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука — наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей ).

А что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья.

Из чего же складывается экономика семьи? Семья располагает ресурсами, которые мы с вами сейчас рассмотрим.

Семья располагает материальными, трудовыми, энергетическими, информационными, финансовыми ресурсами.

Работа с раздаточным материалом.

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

  • Квартира, домик в деревне — материальные ресурсы
  • Родители и старший сын — трудовые ресурсы
  • Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов — информационные
  • Зарплата родителей и сына — финансовые ресурсы
  • Проценты — доход от сбережений в банке
  • Рента за земельный участок — собственность.

Доходы семьи бывают фиксированные и переменные.

Абсолютное большинство семей живёт в условиях ограниченных ресурсов, не позволяющих удовлетворить многочисленные, постоянно растущие потребности домочадцев. Естественным решением в данной ситуации может стать усиление трудовой активности, т. е. поиск возможностей дополнительного заработка членами семьи, или отказ от удовлетворения каких-то потребностей. В обоих случаях семья должна соотносить свои ресурсы и потребности, выстраивая их по степени важности. Этому призван помочь бюджет.

Бюджет — это сумма доходов и расходов за определенное количество времени

Доходы мы разобрали, теперь давайте разберемся с расходами. Они бывают обязательными и произвольными. Подумайте, почему их так называют.

Как рационально организовать домашнее хозяйство?

Стр 195 «Жил на свете человек» — пересказ

4. Подведение итога

5. Закрепление

1) Что такое ресурсы семьи? Назовите важнейшие из них.

2) Кратко охарактеризуйте каждый из перечисленных ресурсов.

3) Из чего складываются доходы семьи?

4) Зачем семье (человеку, фирме, государству) нужен бюджет?

6. Рефлексия

Использованная литература:

  1. Буйволова И.Ю. Система уроков по учебнику под ред. Л.Н. Боголюбова, Л.Ф. Ивановой. – Волгоград: Учитель, 2012. – 107с.
  2. Обществознание. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Л.Н.Боголюбов, Н.И.Городецкая, Л.Ф. Иванова.М.: «Просвещение» 2011, — 256с.
  3. Обществознание. 7 класс: рабочая тетрадь / О.А. Котова, Т.Е. Лискова. «Просвещение» 2010, — 112с.
  4. Обществознание. Аоурочные разработки. 7 класс / Л.Н.Боголюбов. «Просвещение» 2011, — 256с.
  5. Поздеев А.В. Поурочные разработки по обществознанию. 7 класс. М.: ВАКО, 2009. – 304с.

Московская область, Ленинский район, г. Видное

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Видновская СОШ №4

УРОК ПО ОБЩЕСТВОЗНАНИЮ

«Экономика семьи»

7 класс

Подготовила:

учитель истории

Мазуряк Виктория Михайловна

г.Видное

2015

Урок по обществознанию (с элементами математики).

7 класс.

«Экономика семьи»

Цели :

    подвести учащихся к пониманию того, что такое хозяйство семьи, в чем его значение для экономики страны;

    познакомить с новыми понятиями: обязательные и произвольные расходы, бюджет, профицит, дефицит бюджета;

    продолжить формирование умений работать с текстом, выделять главное, умение делать выводы.

Оборудование : учебник, презентация, проектор.

Тип урока : изучение нового материала.

Форма урока: урок – исследование.

Ход урока:

1. Проверка домашнего задания.

На прошлом уроке изучали тему функции денег. Давайте вспомним.

Выполним следующее задание. Задание: « Верно или неверно»:

если вы согласны с высказыванием полностью – « в», если нет – «н».

(в каждом ряду по 4 вопроса, всего 3 ряда). Слайды 3,4,5,6.

1-ый ряд:

1.Эквивалент – это товар-посредник.

2.Деньги могут определить стоимость любого товара.

3.Деньгами можно оплатить товар или услугу.

4.Одна из функций денег является быть мерой стоимости.

2-ой ряд:

1.К безналичным деньгам относятся монеты.

2.Роль денег в прошлом могли играть раковины и кусочки меха.

3.Валюта – это денежный знак (бумажные деньги) с обозначенной на ней номинальной стоимостью.

4.Первые монеты в истории появились в Лидии.

3-ий ряд:

1.В нашей стране валюта иностранных государств принимается в магазинах наравне с рублями.

2.Название «копейка» связано с изображением на монете всадника с копьем.

3.Все больше людей в нашей стране пользуются пластиковыми банковскими картами.

4.Купюра – это денежная единица страны, используемая в данном государстве.

Проверим ваши ответы. Выставьте себе оценки самостоятельно. Слайды 7,8.

2. Изучение новой темы. Актуализация знаний.

Исходя из названия темы, давайте вспомним, что такое экономика? (Экономика - ведение домашнего хозяйства; Экономика как наука - наука, изучающая способы распределения ограниченных ресурсов для полного удовлетворения потребностей людей ).

Вспомним, что такое семья? Что она в себя включает? Для этого составим кластер со словом семья. Слайд 9.

В кластере записываются мысли (ассоциации к термину) детей.

Семья объединяет близких людей – родителей, детей. Важнейшим признаком семьи является ведение общего хозяйства. Вы все являетесь участниками этого процесса. В каждой семье приобретаются те или иные предметы, производится ремонт квартиры, мебели; бывает, что семья что – то продает из своего имущества. Взрослые, часто и дети, в семье работают, чтобы принести домой деньги.

Общее хозяйство семьи или экономика семьи складывается из определенных ресурсов.

После заполнения и обсуждения кластера, учащимся предлагается заполнить схему (на слайде 10 ). Схема "ресурсы семьи". Работа по тексту, стр. в учебнике 150. На заполнение схемы отводится 6-8 минут. Учащиеся работают по учебнику, заполняя каждую ступеньку схемы, приводя пример. После заполнения схемы, идет обсуждение в классе устное, зачитывание результатов.

Итак, назовите ресурсы семьи

1. материальные ресурсы

2. трудовые ресурсы

3. энергетические ресурсы

4. информационные ресурсы

5. финансовые ресурсы.

Физкультминутка.

Мы с вами сегодня остановимся на финансовых ресурсах. Вот послушайте рассказ.

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос. Слайд 12.

    Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?

«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 7 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 30 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 26 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 8000 рублей». Бабушка получает (пенсию)…. Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи. О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии ) Его стипендия составляет 3 000 рублей. Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1 000 рублей.

Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов. Слайд 13.

Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников, а также материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности. Слайд 14 .

Доходы бывают фиксированные и переменные. Слайды 14, 15.

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная плата, пенсия, стипендия).

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса, проценты от сбережений в банке).

Вопрос: Так какой доход у семьи?

Доходы:

Зарплата папы: 30 000 рублей.

Зарплата мамы: 26 000 рублей.

+ Пенсия бабушки: 8 000 рублей.

Стипендия брата: 3 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 68 000рублей.

Итак, к важнейшим источникам дохода семьи отнесем :

1. заработная плата ее членов,

2. социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)

3. доход с предпринимательской деятельности

4. доход с операций с личным имуществом и денежными накоплениями

5. натуральный доход (приусадебное хозяйство, выигрыши)

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она. Слайды 17-20.

Продукты– 25 000 рублей

Оплата обедов – 3 000 рублей

Оплата за квартиру, свет - 7 000 рублей.

Оплата за детский сад – 4200 рублей.

Оплата занятий-5000 рублей

Проезд на общественном транспорте – 2 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

Итого: 50 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо изделий, услуг.

Расходы делятся на две группы: обязательные и произвольные.

Обязательные

Произвольные

Оплата за квартиру

Циклические: одежда 2-3 сезона, подписка 2 раза в месяц.

Проездной билет

Непредвиденные: сломалась бытовая техника, лекарства, обувь, украшение.

Покупка основных продуктов питания

Сезонные: закупка семян, крышки, сахар, специи.

Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи? Чего больше? Доходов или расходов? Слайд 21.

Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 68 000 отнял число 50000, и получилось? (18000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 18000 рублей.»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 7000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом. Слайд 22.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Учитель представляет вниманию учащихся следующие формулы:

Д > Р = Профицит бюджета

Д< Р = Дефицит бюджета

Д= Р = Равноценный (равный) бюджет.

3. Рефлексия.

Какие семейные ресурсы перечислены ниже?

Семье Ивановых принадлежит квартира, домик в деревне и небольшой участок земли за городом. Родители и старший сын работают, а младшая дочь еще учиться в школе, но только она умеет лучше всех в доме готовить домашнее печенье и торты. Раз в год глава семьи получает проценты от вклада, помещенного в банк, а также плату за землю, которую он сдает в аренду местным жителям под выращивание цветов.

Примерный ответ:

    Квартира, домик в деревне - материальные ресурсы

    Родители и старший сын - трудовые ресурсы

    Знания дочери рецептов приготовления печенья и тортов - информационные

    Зарплата родителей и сына - финансовые ресурсы

    Проценты - доход от сбережений в банке

    Рента за земельный участок - собственность.

Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.

4. Домашнее задание. Слайд 23.

§ 18, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно

Доход

Расход

обязательные платежи

Питание

Промтовары

Культурно-бытовые услуги

Экономика семьи

Цели: познакомить учащихся с понятиями семейный бюджет, ресурсы, доходы, расходы; рассмотреть

Основные виды доходов и расходов; продолжить формирование умений анализировать ситуации,

Делать выводы, работать с текстом учебника.

Оснащение: дидактический материал

Ход урока:

I. Изучение нового материала

Вопрос: Что такое семья?

Семья объединяет близких людей – родителей, детей. Важнейшим признаком семьи является ведение общего хозяйства. Вы все являетесь участниками этого процесса. В каждой семье приобретаются те или иные предметы, производится ремонт квартиры, мебели; бывает, что семья что – то продает из своего имущества. Взрослые, часто и дети, в семье работают, чтобы принести домой деньги.

Общее хозяйство семьи или экономика семьи складывается из определенных ресурсов.

Учебник § 18 п.1 стр. 190 – 192 – назовите ресурсы семьи

ресурсы семьи

1. материальные ресурсы

2. трудовые ресурсы

3. энергетические ресурсы

4. информационные ресурсы

5. финансовые ресурсы.

Мы с вами сегодня остановимся на финансовых ресурсах. Вот послушайте рассказ.

В одном большом портовом городе жила-была девочка Вера. Она жила с папой, мамой, бабушкой и старшим братом. С ними еще жила обезьянка Анфиса. В последнее время Вера все чаще стала просить родителей купить ей новый велосипед, да побольше. И однажды вечером вся семья собралась в гостиной, чтобы обсудить этот вопрос.

  • Как вы думаете, смогут ли родители купить Вере велосипед?

«Так, разберёмся» - сказал отец. Велосипед стоит 2 000 рублей. Он взял листок и написал на нём: Ежемесячно на работе я получаю 10 000 рублей. Мама (работает учительницей в школе) получает на работе 6 000 рублей. Бабушка в стороне не осталась. «Я тоже получаю деньги, 2000 рублей». Бабушка получает …. Сын – студент заявил, что тоже приносит деньги в доход семьи. О каких деньгах говорит сын – студент? (о стипендии ) Его стипендия составляет 1 000 рублей. Тут папа вспомнил, что продал одну из своих картин и получил гонорар (авторское вознаграждение) 1 000 рублей.

Зарплата, пенсия, стипендия, гонорар – это виды доходов.

Доходы семьи – это все денежные средства, получаемые членами семьи из разных источников, а также

Материальные ценности, получаемые от какой – либо деятельности.

Доходы бывают фиксированные и переменные

Фиксированные доходы – это установленные, не зависящие от качества труда выплаты (заработная

Плата, пенсия, стипендия)

Переменные доходы – это доходы, которые увеличиваются или уменьшаются в зависимости от

Изменения количества и качества труда членов семьи (прибыль от бизнеса

Проценты от сбережений в банке)

Вопрос: Так какой доход у семьи?

Доходы:

Зарплата папы: 10 000 рублей.

Зарплата мамы: 6 000 рублей.

Пенсия бабушки: 2 000 рублей.

Стипендия брата: 1 000 рублей.

Гонорар за картину: 1 000 рублей.

_________________________

Итого: 20 000рублей.

Итак, к важнейшим источникам дохода семьи отнесем :

1. заработная плата ее членов,

2. социальные выплаты (пенсии, стипендии, пособия)

3. доход с предпринимательской деятельности

4. доход с операций с личным имуществом и денежными накоплениями

5. натуральный доход (приусадебное хозяйство, выигрыши)

Ура! Обрадовались Вера и Анфиса. На эти деньги можно купить не один велосипед. А мама взяла другой лист и стала на нем писать. Какой же список составила она.

Продукты – 5 000 рублей.

Оплата обедов – 2 000 рублей.

Оплата за квартиру, свет, газ - 2 000 рублей.

Оплата за детский сад – 1200 рублей.

Оплата занятий в ЦТДиЮ – 1 000р.

Проезд на общественном транспорте – 1 800 рублей.

Прочие расходы – 3 000 рублей

___________________________________________

Итого: 16 000 рублей

Все что записала мама – это расходы семьи.

Расходы - это затраты на покупку, на изготовление, содержание, ремонт обслуживание каких-либо

Изделий, услуг.

Расходы делятся на две группы: обязательные и произвольные

Сосчитайте, пожалуйста, каковы расходы семьи? Чего больше? Доходов или расходов?

Папа посмотрел на эти два числа и сказал: «Сейчас подведём баланс». Папа из числа 20 000 отнял число 16 000, и получилось? (4000). Вера и Анфиса опять обрадовались: «Осталось ещё велосипедных 4 000 рублей.»,- сказали они. «Это совсем не велосипедные денежки. Это наши сбережения» - сказал папа. Хорошо сказал папа, на 2000 купим велосипед, а оставшиеся деньги отнесём в банк на хранение.

Что составила семья? Так вот, совокупность доходов и расходов за определенный период времени называют бюджетом.

Бюджет семьи – совокупность всех доходов и расходов семьи за определенный период времени.

Вопрос: А для чего он нужен? (А нужен он для того, чтобы правильно вести домашнее хозяйство).

Крепкая семья держится на чувствах любви, взаимоуважения, взаимопомощи родителей, детей. Но эта духовная основа семьи должна иметь под собой прочную материальную базу – экономику семьи. Чтобы любовь, которая создает семью, не разбилась о трудности быта нужно учиться вести семейное хозяйство.

Домашнее задание: § 18, задания 1-3 (в классе и дома) - письменно

Которые семья получает от других лиц или организаций.

Источники доходов семьи – это то, от чего или откуда семья получает деньги.

Источники доходов семьи

Доходы семьи

Заработная плата

2. Предпринимательская деятельность

3. Владение природными ресурсами

4. Владение имуществом

Арендная плата

5. Свободные денежные средства

6. Государственные и другие выплаты

Если имущество семьи не может быть использовано другими людьми для своих нужд, то оно не приносит дохода. Например, семья имеет автомобиль. При его использовании только для поездок членов семьи, он не приносит дохода. Но если использовать автомобиль для платных перевозок других людей, то такие услуги могут приносить семье дополнительный доход.

Свободные денежные средства.

Люди не всегда тратят весь свой доход. Откладываемая, сохраняемая часть его является свободными денежными средствами. На них семья также может получать доходы:

Проценты на положенные деньги в банк;

Плату за деньги, отданные взаймы;

Вознаграждение на приобретённые ценные бумаги у предприятий или государства.

Государственные и другие выплаты.

Многие семьи получают доходы от государства в виде пенсий, пособий на детей, пособий по безработице и инвалидности, различных дотаций и других выплат. Некоторые семьи увеличивают свой доход благодаря частным благотворительным пожертвованиям.

Все семьи стремятся к тому, чтобы их доходы были как можно больше. Но решают они эту проблему по-разному.

Основные направления расходов семьи.

Расходы семьи – это затраты денег на семейные нужды.

Виды расходов

Постоянные Переменные

Постоянные расходы – это затраты, которые существуют всегда.

К ним относятся: расходы на питание, на оплату услуг жилищно-коммунального хозяйства , телефонных услуг, на оплату занятий в спортивных секциях, музыкальных школах и другие.

Семья без этих расходов обойтись не может.

Уменьшить постоянные расходы трудно, но часто семьи вынуждены идти на это. При экономии электроэнергии, воды, газа будет меньшей выплата коммунальных услуг . Умеренность в еде сократит расходы на питание; ходьба пешком приведёт к сокращению затрат на проезд.

Переменные расходы – это затраты, которые существуют не всегда.

К ним относятся: затраты на различные покупки, посещение кино, концертов, поездки в гости, на отдых и другие.

Переменные расходы полностью зависят от доходов семьи. Каждая семья должна заранее планировать свои переменные расходы. Это позволит ей обдумывать свои потребности и исключить то лишнее, без чего можно обойтись.

Семейный бюджет.

Все потребители ограничены в своих расходах имеющимися доходами, поэтому им приходится выбирать из всего многообразия товаров и услуг то, что приносит наибольшее удовлетворение или максимальную пользу.

Количество и ценность вещей, которые каждый из потребителей может приобрести, зависят от величины дохода и от того, насколько разумно эти средства им используются.

Часто семьи сталкиваются с проблемой выбора: что приобрести в первую очередь, так как получаемые доходы не всегда достаточны для удовлетворения сразу всех потребностей семьи. Кроме того, деньги, потраченные на приобретение одного блага, ограничивают возможности купить что-то ещё.

Для того, чтобы спланировать возможные доходы и расходы, составляется семейный бюджет .

Семейный бюджет – это планируемая сумма доходов и расходов семьи за определённый период времени (обычно за месяц).

Виды бюджета.

Доходы = Расходы Доходы Расходы Доходы Расходы

Бюджет сбалансированный Бюджет дефицитный Бюджет профицитный

(равновесный) (недостаточный) (избыточный)

Самое неблагоприятное состояние бюджета при его дефиците. В этом случае доходы не покрывают расходы семьи.

Обычно семьи стремятся сбалансировать свой бюджет, то есть расходы привести в соответствие со своими доходами.

Рациональное ведение домашнего хозяйства.

Рациональное ведение домашнего хозяйства означает разумно обоснованное хозяйствование. Ограниченность доходов семейного бюджета заставляет людей

выбирать, что из желаемого лучше приобрести сейчас, что – несколько позднее, а от каких покупок следует вообще отказаться.

Труднее всего рационально вести домашнее хозяйство при дефицитном бюджете . Каждая семья решает по-своему, как избежать дефицитного бюджета. Самый лучший путь решения этой проблемы – увеличение доходов семьи.

Если все возможности увеличения доходов семьи исчерпаны, то второй путь снижения дефицитности бюджета – сокращение расходов.

Третья возможность сбалансировать бюджет – взять деньги взаймы. Например, приобрести товар в кредит, заплатив за него позже.

Но при этом необходимо быть уверенным в своих доходах, так как придётся по частям регулярно выплачивать сумму кредита и проценты за него.

Каждая семья стремится делать хотя бы небольшие сбережения. Откладывая деньги впрок, планируя свои покупки и сравнивая продаваемые в разных магазинах товары, можно купить больше товаров хорошего качества на одну и ту же сумму доходов.

В этом и состоит цель рационального ведения домашнего хозяйства.

Практические задания.

Доходы

Расходы

1. Продажа молока - 1800 руб.

1. Покупка хлеба - 1000 руб.

2. Продажа сметаны - 800 руб.

3. Покупка сыра - 600 руб.

4. Покупка конфет - 400 руб.

5. Фоторужьё - 4000 руб.

Итого: 3800 руб.

Итого: 7800 руб.

У Матроскина кота поговорка есть одна –

« Деньги, дети, любят счёт».

Кот всегда ведёт учёт.

Если низкие доходы –

Сократить должны расходы!

Какой вид бюджета составил Матроскин? (дефицитный )

Что надо сделать коту Матроскину, чтобы сравнять доходы с расходами? (уменьшить расходы )

Как сократить коту Матроскину расходы?

- Не покупать пока ружьё.

Семейный бюджет кота Матроскина.

Доходы

Расходы

1. Продажа молока - 1800 руб.

1. Покупка хлеба - 1000 руб.

2. Продажа сметаны - 800 руб.

2. Покупка колбасы - 1800 руб.

3. Продажа картошки - 1200 руб.

3. Покупка сыра - 600 руб.

4. Покупка конфет - 400 руб.

Итого: 3800 руб.

Итого: 3800 руб.

Сальдо равное нулю

Сам себя я похвалю,

Как назвать такой бюджет?

Подскажите-ка ответ (сбалансированный )

Плохо, если дефицит,

Лучше будет профицит!

Семейный бюджет кота Матроскина.

Доходы

Расходы

1. Продажа молока - 1800 руб.

1. Покупка хлеба - 1000 руб.

2. Продажа сметаны - 800 руб.

2. Покупка колбасы - 1800 руб.

3. Продажа картошки - 1200 руб.

3. Покупка конфет - 400 руб.

Итого: 3800 руб.

Итого: 3200 руб.

Печкин просит: «Помоги, не хочу попасть в долги».

Семейный бюджет почтальона Печкина.

Доходы

Расходы

1. Зарплата - 6500 руб.

1. Продукты питания - 5000 руб.

2. Гонорар за заметку

в газете - 500 руб.

2. Новая шапка - 1000 руб.

3. Подарок от родителей

дяди Фёдора - 500 руб.

3. Велосипед - 4500 руб.

Итого: 7500 руб.

Итого: 10500 руб.

У нас денег не просите

Не по средствам жить хотите.

Вы не тратьте на обед

Почтальон Печкин не согласился с данным ему советом и решил копить деньги на велосипед.

Сколько месяцев будет он копить деньги для покупки велосипеда, если не будет больше заметок в газете и подарков от родителей дяди Фёдора?

1 месяц: Доходы = зарплата + гонорар+ подарок =7500 руб.

Расходы = продукты + шапка = 6000 руб.

Сбережения = 7500руб. – 6000 руб. = 1500 руб.

2 месяц: Доходы = зарплата =6500 руб.

3 месяц: Доходы = зарплата =6500 руб.

Расходы = продукты = 5000 руб.

Сбережения = 6500руб. –5000 руб. = 1500 руб.

Чтобы накопить почтальону Печкину денег на покупку велосипеда, ему потребуется 3 месяца.

Задания для самостоятельной работы.

Задание 1. Вставить пропущенное слово.

1. Люди редких профессий, а также связанных с риском, получают _________________ зарплату.

2. Предприниматель не всегда получает __________________ , так как в его деятельности велика доля риска.

3. Участок земли позволяет семье получать доход в виде _______________ лишь в том случае, когда продаётся хотя бы часть выращенного.

4. Имея дом, можно сдать его в _________________ и получать доход в виде __________________ .

5. Свободные денежные средства можно положить в банк и получать ____________ .

6. Семьи часто получают ________________________________ в виде пенсий, пособий, других выплат.

Задание 2. Решить задачи и дать ответы на вопросы.

Семья Лисовых состоит из трёх членов: мама Лиса и две сестрёнки Лисички. Папа Лис погиб в схватке с собаками. Лиса получает зарплату 8000 рублей. Государство выплачивает ежемесячно сестрёнкам пенсию за погибшего отца по 4600 рублей и ещё детское пособие по 300 рублей. Также семья сдаёт в аренду бабушкину квартиру, получая при этом доход в размере 5000 рублей. Каков доход семьи Лисовых?

Лесная модница Елизавета Патрикеевна, работая секретарём у Львова Льва Львовича, получила зарплату и премию. Она заплатила за квартиру, телефон и коммунальные услуги 2500 рублей, потратила на питание 3000 рублей, купила себе обновки: костюм за 1200 рублей, туфли за 900 рублей и косметику на 500 рублей. Неожиданно к ней в гости приехала родственница Лисичкина, и Елизавета Патрикеевна купила торт за 100 рублей. Оставшиеся 3500 рублей она решила положить в банк.

Определить: а) постоянные издержки;