Социалисты и коммунисты в чем разница. Система капитализма и социализма


Последний месяц что-то во многих блогах обсуждалась тема "за коммунизм". Хочу сделать пару примечаний.
Просьба: если кто будет отвечать на оба, напишите два отдельных коммента, чтобы не путаться.

I. Зачем именно коммунизм?
Вижу тенденцию "именно за коммунизм, а не за социализм". ЗАЧЕМ?

а) теоретический аспект:

Всё просто: для того, чтобы коммунизм работал, а не был утопией, нужно:
1. Каждому по волшебной палочке, чтобы как махнул -- так сразу потребность реализовалась, и на это не потратилось бы никакие ресурсы общества. Полная халява, утопия.
2. Все члены общества разумные-преразумные, поголовно хотят трудиться, а потребности разумно самоограничивают. Утопия.

Причём, что показательно, когда на это указываешь -- начинают вертеться, как попы при требовании доказать существование бога.
Мол, людей надо развивать, коммунизм за это -- со временем разовьются!
НТР не стоит на месте -- и в конце концов обеспечить кому-нибудь унитаз из цельного брилланта -- это как сейчас с торрента файл скачать будет.
И прочая, и прочая...
Доходит и до признания, что таки да -- надо обеспечить ограничения для несознательных. Но это и есть социализм, "по труду"!
Пытаются заявить, что-де можно хоть три унитаза бездельнику дать -- не жалко. При чём тут "не жалко" -- это несправедливо . Нафиг стремиться к несправедливой утопии?!
Сталкивался и с "бесплатно -- это базовые потребности, а дальше -- хорошо работающим". Но это и есть социализм!
Вот как ни крути -- всё равно нельзя "по потребностям" без волшебной палочки, и всё равно, если "по потребностям" -- то несправедливо.

б) практический аспект

Если говорить о политике -- то электорат приблизительно один и тот же, причём у социализма даже больше, т.к. есть социалисты-антикоммунисты, как я лично.

Да, надо учитывать упрошённое понимание терминов. Для интеллектуального большинства социализм -- это "то, чтобы было в СССР". Однако что в этом случае надо подправить?
1. См. выше: социализм -- это справедливость. В СССР было много справедливого, но много и несправедливого, от марксизма и от номенклатуры.
2. За здоровый национализм без шовинизма, что справедливо.
3. Разрешить мелкосреднее предпринимательство на благо народа и страны, что справедливо.
Всё, собсно: остальное -- тактические мелочи.

А что надо править в коммунизме, чтобы под его лозунгами делать русскую реконкисту?
1. Как-то избавиться от интернационализма и космополитизма, ввести национализм, что вразрез с доктриной. А при социализме этносы переселяли, и нормально.
2. Как-то прицепить патриотизм: это при социализме он был, а коммунизм-то (т.е. как в идеале) про другое было.
«Социализм есть доктрина космополитическая, стоящая выше национальностей: для социалиста различие народов исчезает, есть только люди» - М.В. Буташевич-Петрашевский.
«Пролетарская партия стремится к сближению и дальнейшему слиянию наций»; «Национальные движения реакционны, ибо история человечества есть история классовой борьбы, в то время как нации - выдумка буржуазии» - В.И. Ленин.
У Маркса тоже "пролетариат не имеет отечества".
Не, когнечно, у Сталина было про то, что знамя наций поднимает СССР, раз буржуи его кинули, империализируясь (точнее - глобализируясь), но это, опять же, за социализм!
Психологически нормально стремиться к А от 0% до 100%, условно говоря, но всемерно стремиться к 100% А, чтобы потом отменить и декларировать иную парадигму В -- это извращение.
3. Коммунизм стратегически ещё и за отмену гос-ва. Причём именно так -- не "снижение ф-ций", а отмена. Мне даже аргументы приводили вида "если на всей планете коммунизм, то армия не нужна". Наглядно, кстати -- типа "за развитие человека", а при этом в космосе типа армия точно никогда не пригодится, информация 200%.
4. Коммунизм, как ни крути, построен на теории "добавочной стоимости", от денег. Во-1, это давняя ловушка: можно быть либо либералом, либо марксистом, но всё равно завязан на деньги. Это, мягко говоря, устарело: даже в СССР социализм показал, что можно использовать деньги как средство учёта, без особой на них завязки (конечно, надо доработать). Во-2, сейчас уже не промышленный капитализм, а спекуляционно-финансовый, так что "прибавочные стоимости" вообще мимо.

Как ни вертись, а всё равно получается, что если оставлять название "коммунизм" -- то реформировать его так придётся, что получится по факту социализм, а противоречий будет что "по словарю", что "по народному пониманию" -- дофигища.

При этом, если исходить из "все будут разумные-преразумные и халява", то либерализм будет вполне приличным общественным строем. Собсно, вообще пофиг, как это называть, если постулировать разумность.

Главное для практического применения: сейчас без здорового русского национализма никакого исправления ситуации не будет. А "национальный коммунизм" -- это такое потрясение основ оного, что ---.

У меня есть очень чёткое впечатление:
ЗАЧЕМ -- затем, что раз "за социалку" очень актуально, то пусть будет "за утопический коммунизм" и "против национализма", а не этот ужасный русский социализм .
ПОЧЕМУ -- по околорелигиозным причинам. Сходство наглядное: ВЕРА в неизбежность рая коммунизма (т.е. не просто "будет гораздо лучше", а "будет именно так"), ПОКЛОНЕНИЕ идее (надо именно эту идею, нельзя социализм! только она верна! будут лучшие люди, не то, что мы!). Последнее несколько натянуто, но сейчас подробно расписывать не хочу -- много получится. Психологически -- это именно вера во "все люди когда-нибудь станут хорошими" и "всё на халяву" == "рай на Земле".

При этом (довесок к "зачем") добавляется толстый нюанс.
За социализм -- это "прямо сейчас за национализм, национализацию и решение социальных проблем".
За коммунизм -- это "нельзя за национализм, только за решение социальных проблем"
А они без решения национального вопроса решению не подлежат. По сути -- предлагается вместо русского социализма что-то типа европейской социал-демократии (то, что сейчас нацдемы продвигают).
При этом появились варианты "ладно, пусть НС, но чтобы нерусский!" (чуть попозже откритикую подробно).

Резюме: "за коммунизм" в плане объединения русской нации -- это как "за православие": во-первых, это разделение, а не объединение; во-вторых -- врать нехорошо, обещая райские кучи "когда-то потом".
Не нужен русским еврейский бог и еврейский марксизм!
Русским нужен русский социализм .

II. Касательно предпринимательства при русском социализме.

Экономика народного социализма допускает и развивает все формы собственности.
Принцип социалистической экономики проявится не в том, насколько полно общественное в ней заменит частное, а в том, насколько частное, служа себе, будет служить общественному.
Спекуляция становится вне закона. Предпринимательство, а не «бизнес».
Производство, а не перепродажа. Обеспечение товарами народного потребления как проблема логистики, а не получения сверхприбылей.
Стратегически важная добыча природных ресурсов, равно и стратегически важное производство, не могут контролироваться частными лицами.
РНС осуществляет поддержку малого и среднего бизнеса в областях деятельности, важных для текущей ситуации в государстве (скажем, на данный момент крайне важно развитие сельского хозяйства).

Поясняю.
Всякие отсылки к "прибавочной стоимости" -- это марксистский догматизм. Нет никакой разницы, кому идёт дельта между "сколько наработано" и "сколько заплатили" с т.з. работающего (только в плане з/п), если сумма одинаковая.
Вопрос в другом.
1. Рабочие, сотрудники и проч. не должны иметь разные условия труда -- типа "а тут уборщице платят больше, чем там доктору наук". Не вдаваясь в подробности: надо воостановить тарифную сетку аналогично советской, чтобы за одинаковый труд при одинаковой квалификации платились одинаковые деньги.
2. Капитализм de facto сводит все мотивации к деньгам, что неверно. Нужно пользоваться всеми видами мотивации к труду, в частности -- давать возможность реализовать себя тем, у кого есть зуд предпринимательства. Упрощённо: что-то там организовывать без начальственного надзора. При этом, понятно, должен быть контроль качества продукции от гос-ва, соблюдение условий труда и проч. (см. п.1).
На примере: мало кто будет против продажи пирожков, которые некая баба Маня испекла сама, не так ли?
Что изменится принципиально, если баба Маня организует артель (типично русская штука), которая начнёт печь пирожки? При этом, понятно, будет контроль "чего там у вас в пирожках" и проч., но заработать баба Маня может достаточно много для своего уровня.
Проблемы и противоречия начинаются не в "работе не на государство", а когда предпринимательство подменяют спекуляцией -- вот это должно быть запрещено. Хочется купить/продать? ОК, организуй доставку чего нужного куда требуется, при этом норма прибыли у тебя фиксированная.
Напоминаю, что верещащие "против СССР" сейчас -- не школота, а ветераны-антисоветчики -- обычно боялись не столько КГБ, сколько ОБХСС, так что контроль можно поставить на должный уровень (да, в СССР идеально не было, но можно и лучше, особенно при здоровом национализме).

Так вот -- говорить о возможности адекватного планирования всё и вся могут лишь интеллигенты. Практичкеская задача с учётом времени отклика решается гораздо легче, чем в СССР -- если применить компы и интернет, но не до конца.
Предположим, в некоем городе резко захотели мороженого в два раза больше, чем обычно -- может быть такое? Может. И пока дополнительно сделают и завезут "через государство" -- лето закончится. А вот та же баба Маня может решить проблему не в масштабах города, но своего квартала -- зато оперативно. И т.д.
Главное -- чтобы предпринимательская деятельность шла на пользу народу и государству, а не во вред.
Проблему начинаются на уровне достаточно крупного капитала, когда пытаются получить монополию, залезть в политику и проч. Но эти проблемы решабельны -- в первую очередь делается прогрессивный налог, чтобы в те, кто ворочает крупными суммами, попадали энтузиасты работы, а не денег. Да, таких будет очень мало -- но зачем много-то?
И, понятно, расстрел за нанесение крупного экономического ущерба, а за некрупный -- с конфискацией имущества всей семьи и проч. Это уже область тактики и юристов, не имеет смысла подробно расписывать.

Для тех, кто смотрит ленту нерегулярно, важное за последнее время:

10 ответов

Ну, основная разница в том, что марксизм - это учение, а коммунизм и социализм - стадии коммунистической формации внутри этого учения. Конечно, существуют еще множество определений социализма и коммунизма, но т.к тут затронут марксизм, то я буду пользоваться только этими.

Социализм, если брать только марксизм (не марксизм-ленинизм, сталинизм и т.п) и не трогать тот же анархизм - это первая стадия коммунизма, формации особенности которой определяются общественной собственностью на средства производства, соответствующей высокоразвитым общественным производительным силам. В первых чертах определения этому понятию дал Маркс в "Критике Готской программы"(рекомендую прочитать для полного понимания):

«Мы имеем дело не с таким коммунистическим обществом, которое развилось на своей собственной основе, а с таким, которое только что выходит как раз из капиталистического общества и которое поэтому во всех отношениях, в экономическом, нравственном и умственном, сохраняет ещё родимые пятна старого общества, из недр которого оно вышло»

То есть в сознании и быте людей все ещё сохраняются пережитки капиталистического общества, точно так же как и во всех предыдущих обществах сохранялись пережитки еще более древних обществ в виде обычаев и традиций. При этом надо учитывать, что перед этой стадией так же имеется переход между капитализмом и ей (диктатура пролетариата), но в вопросе про это не спрашивали, так что продолжим. Частная собственность упразднена. На её место приходит общественная. Труд также все ещё является необходимостью, а распределение происходит по принципу "От каждого по способностям, каждому - по потребностям". На этом же этап происходит отмирание государства (т.к классов уже нет, а значит отсутствует подавление одного класса другим) и замена его самоуправлением.

Как я сказал выше в настоящий момент термин "социализм" используется повсеместно и у людей разных взглядов имеет различные значения: особо упоротые рыночные фундаменталисты называют социализмом любое вмешательство государства в экономику, соцдемы приводят в пример страны Скандинавии, сталинисты - СССР, анархисты - Арагон и Каталонию во время Испанской Революции 1936-39гг.. Был ли социализм в СССР? Этот вопрос является холиваром, который требует отдельного вопроса и который тут поднимать вряд ли стоит, ибо он затрагивает целый ряд больших теорий от деформированного рабочего государства, государственного капитализма до реального социализма.

Коммунизм же в узком смысле - высшая стадия коммунистической формации, которую также иногда называют полный коммунизм (full communism). Маркс ни оставил ни каких подробного описания функционирования коммунистического общества, что ожидаемо, т.к он считал, что любая попытка описать его попахивает утопизмом (яркие примеры: "Государство" Платона, "Утопия" Мора, "Путешествие в Икарию" Кабе и "Вести ниоткуда" Морриса) , которым занимались утопические социалисты (Фурье, Оуэн, Сен-Симон). Он ограничился только такими словами в той же "Критике Готской программы": «На высшей фазе коммунистического общества, после того как исчезнет порабощающее человека подчинение его разделению труда; когда исчезнет вместе с этим противоположность умственного и физического труда; когда труд перестанет быть только средством для жизни, а станет сам первой потребностью жизни; когда вместе с всесторонним развитием индивидов вырастут и производительные силы и все источники общественного богатства польются полным потоком, лишь тогда можно будет совершенно преодолеть узкий горизонт буржуазного права, и общество сможет написать на своем знамени: Каждый по способностям, каждому по потребностям!».

Ответ, возможно, получился скомканным, но я и не претендую на абсолютно точное и строгое описание и советую все же почитать "Критику Готской программы", где все это расписывается основательно. Для ознакомления же с основными идеями марксизма следует прочитать "Анти-Дюринг"и первую главу "Немецкой идеологии" (если время позволяет), ну или хотя бы "Развитие социализма от утопии к науке" Энгельса, где в трех маленьких главах описывается история формирования социалистической мысли (I глава: утопический социализм, II глава: диалектика, III глава: исторический материализм).

Смотря, что вы имеете в виду под социализмом. Социалистическим государством можно назвать и Германию, и Швейцарию, и Швецию, и КНДР. Так же социалистическими называют проекты устройства общества, придуманные утопистами прошлого.

Учитывая такое сравнение, речь скорее всего идёт о марксизме. В марксизме социализмом называют низшую стадию развития коммунизма, при этом такой самодостаточной ступени как "социализм" не существует.

А отличаются они силой государственного насилия над человеком. Социализм - это послереволюционное общество, в котором всё еще сохраняются привычки и недостатки предыдущего общества.

Для социализма характерно существование денег и принципа "кто не работает - то не ест", наказание отлынивающих от работы, при этом социалистическое государство отличается от капиталистического тем, что в нём отсутствует армия, и отсутствует каста бюррократов. Чиновники при социализме являются выборными на всех уровнях, которые отзываются по первому требованию избирателей и зарплата которых завист от средней зарплаты рабочего. Помимо этого, вооруженный народ осуществляет революционное насилие над эксплуататорами.

Это и есть "диктатура пролетариата" - дикутатура большинства над меньшинством, которая противопостовляется "диктатуре буржуазии" - диктатуре меньшинства над большинством.

Как писал Ленин в "Государстве и революции" - при диктатуре пролетариата отпадает нужда в таких государственных институтах, как армия и бюррократия, так как большинству не нужно к ним прибегать для насилия над меньшинством.

При высшей стадиии коммунизма, государства не существует, так как не существует контроля над людьми - нужда в нём просто отпадает. Вместо чиновников как особой должности - каждый человек является чиновником и сам за собой ведёт учёт, при этом, осуществляется принцип "от каждого по способностям, каждому по потребностям".

Для воспитанных при социализме людей - труд по мере сил является моральным долгом. Коллектвивизм(в хорошем смысле этого слова) становится частью человеческой индивидуальности.

Поскольку есть закон что невозможно получить деньги из неоткуда при социализме но есть возможность произвести больше товаров при комунизме.

Антон, этот вопрос является крайне интересным, но к нашему времени имеет достаточно точный ответ. Социализм- это общественный строй, основной идеей которого была всеобщее равенство, социальная справедливость и усиленное развитие промышленности(это вкратце). А вот коммунизм, это высшая стадия развития общества, которой пытались достичь страны, в которых процветал социализм. Грубо говоря, социализм- довольно таки реальный общественный строй, который сейчас можно встретить в таких странах как Куба. А вот коммунизм Вы нигде не встретите, так как это считается утопической формами ей и ни одной из стран не удалось его достичь, хотя некоторые ученые считают, что Швеция является ярким примером коммунизма, но на самом деле это очень спорно:)

Все очень просто.

Формула социализма - от каждого по потребностям, каждому по труду.

Формула коммунизма - от каждого по способностям, каждому по потребностям.

Принципальная разница - в изменении не внешних условий, а самого человека, его психологии, менталитета, отношения к жизни. Предполагается что при социализме человеку предоставляются все возможности для развития его способностей, и он максимально их развивая на благо общества приносит максимальную пользу обществу и получает соответствующее вознаграждение.

При коммунизме все еще интереснее. Предполагается что любой человек имеет доступ ко всем благам. Он может иметь все что хочет. Все что ему нравится. А работает не из-за вознаграждения, а потому что чувствует свою ответственность перед обществом, и потому что ему интересна сама работа, интересно делать что-то нужное, полезное. Работает не за страх, не за вознаграждение - а на совесть, из чувства долга.

Мир коммунизма и изменение психологии человека здорово описаны в книгах Стругацких про "Мир полудня". А в "Трудно быть богом" очень жестко ставится главный вопрос - что же сделать с людьми, чтобы они из зависти, жадности, грязи и алчности стали другими, стали теми самыми честными, добрыми людьми победившего коммунизма? Как, как этого добиться?

Почитайте - на многое открывает глаза.

Для оплаты любого из товаров,как известно необходимы деньги.Круговорот денег обеспечивает частичное возвращение потраченных человеком денег при покупке товаров. Утопия невозможна без сто процентного возвращения денег за покупку товара.

В таком случае приемлим сто процентный марксизм при котором всем как и в старом марксизме всем распределением товаров заправляет государство при невозможности продажи товаров обычным гражданам использующим накрутку.

При старом марксизме так же присутствует накрутка цен и при накручивания вырученные отправляется в бюджет государства.

Я бы предложил ввести полный запрет на накрутку установив закон о запрете накручивания цен,при котором все товары могут стоить исключительно столько сколько затрачено на их изготовление при этом...

Возникнет то же что мы и наблюдали в прошлом марксизме - дефецит.

При старом марксизме возникал дефецит товаров на прилавках,при новом же возникает дефецит заработной платы.

В обоих случаях человек задаётся целью произвести больше товаров ежели может производить.То есть создаёт систему при которой как деньги так и товары производятся в большем количестве ежели они могут производится. То есть при социализме 1 - деньги вырученные при продаже товаров идут в бюджет государства который тратит эти деньги которые были получены с накрутки и поскольку накрутка была в системе государства это отражается на гражданах в форме товарного дефецит как и в случае марксизма 2 (моего) государство не получает источника из денег для выплаты заработной платы гражданам и вместе с ценами уменьшаются зарплаты.

Следовательно социализм явственно отличается от коммунизма по причине того что при социолизм является рационализаторским перераспределением денег в обществе и из за перераспределения возникают очивидные бреши когда одни получают немного больше чем при капитализме а другие следовательно получают меньше в форме дефецита.Данный режим нельзя назвать утопией поскольку тот так же как и капитализм является капитализмом только имеющим небольшую рационализацию запрещающую одним гражданам пользоваться большим количеством товаров а другим меньшим.В то время как при коммунизме полностью исчезает денежная система что не позволяет возникнуть дефециту по причине того что все товары сразу же идут в народ и абсолютно некому остановить этот поток вывезя товары на свалку либо понизить норму для получения как то в социализме 2 .

Причины военного коммунизма

Военный коммунизм – это политика, которую проводило Советское государство на территории свой страны в 1918-1921 гг. целью было обеспечить продовольствием и оружием. Если бы правительство в те годы не пошло на такие крайние меры, оно бы не победило кулаков и представителей контрреволюции.

Национализация банков и промышленности

В начале лета 1917 года начался массовый отток капитала за границу. Сначала с российского рынка ушли иностранные инвесторы и , которым в России нужна была лишь дешевая рабочая сила, а правительство молодой страны ввело 8-часовой рабочий день сразу после Февральской революции. Рабочие стали требовать повышения зарплаты, были узаконены стачки, а предприниматели лишились сверхприбыли. В условиях трудового саботажа бежали из страны и отечественные промышленники.

После Октябрьской революции передача фабрик рабочим не планировалась, как это сделали с землей для крестьян. Появившиеся бесхозные предприятия государство монополизировало, а национализация их в дальнейшем стала своеобразной борьбой с контрреволюцией. Большевики прибрали к рукам Ликинскую мануфактуру первой, и за зиму 1917-1918 гг. было национализировано 836 предприятий.

Упразднение товарно-денежных отношений

В декабре 1918 был принят первый КЗоТ, вводивший обязательную трудовую повинность. Помимо 8-часового рабочего дня трудящиеся получили и принудительно-добровольный труд, за который не . Это были субботники и воскресники. От крестьян требовалось сдавать государству излишки, за это им выдавались товары, произведенные на заводах. Но этого на всех не хватало, и получалось, что крестьяне работали задаром. Начался массовый отток заводских рабочих в деревню, где они пытались спастись от голода.

Продразверстку ввело еще царское правительство, а большевики отточили до выгребания всех запасов у крестьян, включая и то, что было необходимо самой семье. Торговля хлебом в частном порядке была запрещена. Таким образом правительство пыталось бороться с мешочниками и кулаками, для этого Наркомпроду были переданы исключительные полномочия для заготовки продуктов питания. И вооруженные отряды стали бороздить деревни и села, отбирая и другую сельскохозяйственную продукции. Наступил голод 1920-1921 гг.

Крестьянские бунты

Крестьяне были недовольны захватом их собственности, они не получали за это практически ничего, так как хлеб покупался только государством, причем по ценам, им и установленным. Со слов Ленина, военный коммунизм – мера вынужденная, так как страна разорена войной. Такая политика отвечала интересам рабочих и армии, но никак не крестьянства. И один за другим стали вспыхивать бунты. На Тамбовщине восстали антоновцы, восстал и Кронштадт, служивший когда-то оплотом революции.

В этих условиях продразверстка военного коммунизма открыла дорогу НЭПу.

Последствия военного коммунизма

Военный коммунизм нанес колоссальный урон народному хозяйству, к 20-му году по сравнению с 1913-м упало промышленное производство в 7 раз, железнодорожные перевозки сократились до уровня 1980 года, добыча угля упала на 70%. Крестьяне требовали отмены военного коммунизма. И выходом из тупика стал переход к новой экономической политике.

Видео по теме

Источники:

  • Политика военного коммунизма

Мир так устроен, что люди всегда мечтают о социальной справедливости. Эта идея накрепко укоренилась в идеологиях а и социализма. Еще в начале прошлого века, во времена Великой социалистической революции, эти два понятия переплелись между собой. Их воспринимали как слова–синонимы.

Социализм

В основу социализма положена идея всемирного равенства и социальной справедливости. Считалось, что все средства производства должны принадлежать тем, кто на них работает, а не тем, кто ими владеет. Основоположниками этой теории являются Карл Маркс, Пьер Лу, Шарль Фурье и другие ученые.

Многие писатели в своих произведениях с уверенностью доказывают, что социализм – это вполне реальное явление, которое начало воплощаться в жизнь. Основная социальная база, на которую опираются социалисты – это рабочие и крестьяне. Во все времена, начиная с Французской революции 1789 года, рабочие выступали за свои права – сокращение рабочего дня, достойные условия работы, поднятие заработной платы, бесплатное образование и медицинское обслуживание и т.д. Рабочие и крестьяне - это и есть социум, т.е. общество.

Коммунизм

Коммунизм считается наивысшей стадией человеческого общества, где все люди будут равны между собой, не будет ни бедных, ни богатых. Эту идею поддерживал английский гуманист и мыслитель Томас Мор в своем романе «Утопия». Он обосновывал идею, что нужно в корне уничтожить не только классовые различия между людьми, но и сами общественные классы. Эту теорию поддерживали такие мыслители, как Карл Маркс и Фридрих Энгельс. Ярыми сторонниками этой идеологии были Ленин и Сталин. Они аргументировали, что при коммунизме общими будут не только средства производства, но и продукция, которая на них производится. Вся продукция будет производиться на национализированном оборудовании и делиться поровну между всеми членами общества. То есть нужно все забрать у богатых и раздать бедным.

Для достижения мирового блаженства, доказывали теоретики, нужна мировая революция, которая и сможет уничтожить классовое неравенство. Фактически, «коммунизм» - это производное от «коммуна», т.е. все общее. Также при коммунизме отвергаются рыночные отношения, как проявление капитализма. Из этого следует, что если не будет классового общества, то не будет и государства как аппарата управления этим обществом.

Социализм не отвергает деньги как таковые, в отличие от коммунизма. Утверждалось, что при коммунизме деньги вообще не будут нужны и отомрут как изживший себя элемент.

Коммунизм является завершающим этапом развития общества, а социализм – лишь переходной ступенькой к идеалу и «высшему блаженству». Теоретик коммунизма Карл Маркс называл социализм «переходной фазой коммунизма». Основная идея социализма звучит приблизительно так: «Каждому по труду», а коммунизма – «От каждого по способностям, каждому по потребностям».

Учение Маркса об общественных формациях

Разрабатывая свою теорию построения и развития общества, Маркс исходил из принципов материалистического понимания истории. Он считал, что человеческое общество развивается по трехчленной системе: первичный первобытный коммунизм сменяется классовыми формами, после чего начинается высокоразвитый бесклассовый строй, в котором будут сняты антагонистические противоречия между большими группами людей.

Основоположник научного коммунизма разработал собственную типологию общества. Маркс выделил в истории человечество пять типов общественно-экономических формаций: первобытный коммунизм, рабовладельческий строй, феодализм, капитализм и коммунизм, в котором имеется , социалистическая фаза. Основа деления на формации – преобладающие в обществе отношения в сфере производства.

Основы социальной теории Маркса

Основное внимание Маркс уделял экономическим отношениям, благодаря которым общество и переходит от одной формации к другой. Развитие общественного производства идет до состояния максимальной эффективности в рамках конкретного строя. При этом накапливаются присущие строю внутренние противоречия, что ведет к краху прежних общественных отношений и переходу общества к более высокой стадии развития.

Следствием развития капиталистических отношений Маркс называл утрату личностью своего статуса и полноты человеческого бытия. В процессе капиталистической эксплуатации пролетарии отчуждаются от продукта своего труда. Для капиталиста же погоня за большой прибылью становится единственным стимулом в жизни. Подобные отношения неизбежно ведут к изменениям в политической и социальной надстройке общества, затрагивая семью, религию и образование.

В своих многочисленных работах Маркс доказывал, что на смену обществу, построенному на эксплуатации чужого труда, неизбежно придет бесклассовый коммунистический строй. Переход к коммунизму будет возможен только в ходе пролетарской революции, причиной которой станет чрезмерное накопление противоречий. Главным из них является противоречие между общественным характером труда и частным способом присвоения его результатов.

Уже во времена формирования социальной теории Маркса находились противники формационного подхода к общественному развитию. Критики марксизма полагают, что его теория является односторонней, что в ней преувеличено влияние материалистических тенденций в обществе и почти не учитывается роль социальных институтов, составляющих надстройку. В качестве главного аргумента несостоятельности социологических выкладок Маркса исследователи выдвигают факт краха социалистической системы, не выдержавшей конкуренции со странами «свободного» мира.

Видео по теме

Возможность социальной справедливости всегда волновала человечество, и неудивительно, что отдельные учёные смогли теоретизировать эти идеи, а политики – частично воплотить на практике. Общественные системы, которые максимально отражают суть данной концепции – коммунизм и социализм. Изначально они использовались как синонимы, но со временем их значения существенно изменились. Чем в настоящий момент различаются данные категории и могут ли они быть реализованы на практике?

Социализм – общественный строй, в основу которого положена идея всеобщего равенства, социальной справедливости, обобществления средств производства, усиленного развития промышленности. Теоретиками концепции считаются Пьер Леру, Карл Маркс, Шарль Фурье и другие учёные. В настоящий момент в мире существуют различные модели данного общественного строя, в числе которых такие антиподы, как Швеция, Куба, Северная Корея. Воплощение подобных идей на практике зависит от историко-культурного контекста.

Коммунизм – высшая стадия развития общества, при которой наступает полное обобществление собственности, равенство всех граждан. Сама идея считается утопической и никогда не воплощалась на практике. Её теоретиками являются К.Маркс и Ф.Энгельс, а активными сторонниками – Ленин, Сталин, Бухарин и другие политические деятели 20 столетия. При коммунизме обобществляются не только средства производства, но и продукция, полученная в процессе хозяйственно-экономической деятельности. Изначально считалось, что для перехода к такому состоянию требуется мировая революция, которая уничтожит само понятие государства и границ.

Сравнение

Таким образом, в основу указанных учений положены схожие тезисы о всеобщем равенстве и справедливости. Однако в литературе принято считать, что социализм – это вполне реальный общественный строй, который уже воплощался на практике. Коммунизм же – утопия, недостижимый идеал, и прийти к нему невозможно. Всё дело в том, что социализм национализирует средства производства, но не готовую продукцию. Для коммунизма этого мало: обобществлению подлежат в том числе и результаты труда.

Социализм опирается на рабочих и крестьян, культурный уровень которых будет резко повышен в связи с автоматизацией труда. Для коммунизма характерно бесклассовое общество, где абсолютно все граждане находятся в равных условиях. Социализм не отказывается до конца от денег и рынка, который, тем не менее, жёстко регулируется государством. Для коммунизма всё это – пережитки прошлого, которые подлежат устранению. Вся продукция производится автоматическим методом на национализированном оборудовании и бесплатно раздаётся гражданам: ровно столько, сколько им нужно для счастливой жизни.

Выводы сайт

  1. Степень развития. В теории коммунизм считается последней ступенью развития общества, за которой наступает всеобщее равенство и благоденствие. Социализм же является лишь переходным этапом.
  2. Степень обобществления. При социализме национализируются только средства производства, при коммунизме – ещё и готовая продукция.
  3. Товарно-денежные отношения. Социализм не предполагает полный отказ от денег и рынка, в то время как для коммунизма данные институты неприемлемы.
  4. Основной принцип. Социализм: каждому – по труду; коммунизм: каждому — по потребностям.
  5. Общественная база. При социализме происходит сближение различных общественных групп, повышение уровня образования, при коммунизме царит бесклассовое общество.
  6. Материальная база. При социализме осуществляется интенсивное развитие производства, при коммунизме оно полностью автоматизируется.

КОММУНИЗМ, высшая общественно-экономическая формация, идущая на смену капиталистической формации. При коммунизме будет создана единая коммунистическая собственность на средства производства, полностью исчезнут классовые различия и, с победой коммунизма во всём мире, отомрёт государство. Народное хозяйство, организованное по плану, будет базироваться на высшей технике как в промышленности, так и в сельском хозяйстве. Не будет не только противоположности между городом и деревней, между индустрией и сельским хозяйством, ликвидированной уже при социализме , но исчезнет и существенное различие между ними. Исчезнет также существенное различив между умственным и физическим трудом. Для человеку труд превратится в первую жизненную потребность. Каждый член коммунистического общества будет трудиться по способностям и получать по потребностям. Теория научного коммунизма создана К. Марксом и Ф. Энгельсом , доказавшими историческую неизбежность революционного преобразования капиталистического общества в коммунистическое. Социалистическая революция, диктатура пролетариата уничтожают капиталистический строй и обеспечивают построение коммунизма. Коммунистическое общество проходит в своём развитии ступени (фазы): первую, низшую фазу — социализм, и вторую, высшую фазу — коммунизм. Впервые две фазы коммунистического общества были ясно и отчётливо охарактеризованы К. Марксом в его труде «Критика Готской программы» (1875, изд. 1891). Дальнейшая творческая разработка вопроса о двух фазах коммунизма дана В. И. Лениным в трудах «Государство и революция» (1917, изд. 1918), «Великий почин» (1919) и др. Важным идейным вкладом в разработку вопроса о путях перехода от социализма к коммунизма является произведение И. В. Сталина «Экономические проблемы социализма в СССР» (1952).

Различия между первой и второй фазами коммунизма заключаются в степени экономия, зрелости коммунистического общества,в уровне развития его производительных сил, в состоянии производственных отношений и культурном уровне членов общества.

Общие черты двух фаз коммунизма состоят в том, что и при социализме, и при коммунизме способ производства основан на общественной собственности на средства производства и на отношениях товарищеского сотрудничества людей, свободных от всякой эксплуатации; и при социализме, и при коммунизме цель производства состоит в максимальном удовлетворении постоянно растущих потребностей всего общества; и при социализме, и при коммунизме специфическим экономическим законом является закон планомерного, пропорционального развития народного хозяйства и др.

Обладая общими чертами, социализм и коммунизма вместе с тем имеют свои особенности. В области производства эти особенности выражаются в том, что при социализме общество еще не имеет в своём распоряжении изобилия продуктов, и поэтому при социализме распределение происходит по принципу — от каждого по его способностям, каждому по его труду. При коммунизме общество будет располагать изобилием материальных благ, что позволит осуществлять распределение не по труду, а по потребностям. В области производственных отношений социализм отличается наличием двух форм обществ, собственности, тогда как при коммунизме будет существовать единая общественная собственность на средства производства.

В области культурного развития общества при социализме уже нет вековой противоположности между умственным и физическим трудом, но осталось существенное различие между ними. При коммунизме не будет не только противоположности, но и существенного различия между умственным и физическим трудом.

Переход от социализма к коммунизму совершается постепенно, по мере укрепления и развития основ социалистического общества.

Быстрые темпы роста производства создают предпосылки для насыщения страны предметами потребления и обеспечения изобилия продуктов. Огромную роль в создании материально-технической базы коммунизма играет электрификация, поэтому в СССР осуществляется строительство крупнейших в мире электростанций. Важнейшее значение имеет коммунистическое воспитание трудящихся, преодоление пережитков капитализма в сознании людей — строителей коммунизма. Для перехода от социализма к коммунизму необходимо обеспечить непрерывный рост всего общественного производства с преимуществ, развитием производства средств производства; повысить колхозную собственность до уровня общенародной собственности; добиться такого культурного роста общества, который бы обеспечил всем трудящимся всестороннее развитие их физических и умственных способностей.

Руководящая роль в осуществлении великой задачи постепенного перехода от социализма к коммунизму принадлежит Коммунистической партии , которая направляет строительство коммунизма, опираясь на знание и сознательное применение объективных экономических законов.

Строительство коммунизма в СССР имеет огромное революционизирующее значение для всего мира. Капитализм пережил себя, он стал реакционейшей силой, тормозящей прогресс человечества. После 2-й мировой войны 1939—45 , в результате всемирно-исторической победы СССР над фашистско -империалистическими захватчиками, капитализму был нанесён новый сокрушительный удар. От системы империализма отпал целый ряд стран, в которых утвердился режим народной демократии и успешно развёртывается социалистическое строительство. Империалистический лагерь стремится помешать мирному строительству в СССР и странах народной демократии. Но судорожные усилия империалистов, под ногами которых колеблется почва, не спасут капитализм от приближающейся гибели. «Мы живём в такой век, когда все дороги ведут к коммунизму» (В. М. Молотов ).

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СИСТЕМА НАРОДНОГО ХОЗЯЙСТВА, система хозяйства, являющаяся вместе с социалистической собственностью на средства производства экономии, основой социалистического общества. Социалистическая система народного хозяйства в корне отлична от капиталистической системы хозяйства, обрекающей трудящихся на голод и нищету. Социалистическая система народного хозяйства имеет решающие преимущества перед капиталистической системой. В условиях Социалистической системы народного хозяйства средства производства, а следовательно, и продукты труда, являются общественной собственностью — принадлежат трудящимся. Социалистическая система означает, что эксплуатация человека человеком уничтожена, а производство ведётся в целях максимального удовлетворения растущих материальных и культурных потребностей всего общества. Социалистическое производство развивается планомерно. Неуклонное повышение материального благосостояния трудящихся и непрерывный рост их покупательной способности являются постоянно растущим стимулом расширения производства и надёжной гарантией от кризисов перепроизводства и безработицы. При социализме каждый работник получает материальные блага по количеству и качеству своего труда, а распределение национального дохода осуществляется в интересах систематического повышения благосостояния трудящихся, расширения социалистического производства, увеличения общественного богатства. При социалистическом строе государственная власть находится в руках трудящихся города и деревни. Социалистическая система народного хозяйства обеспечивает непрерывный и быстрый рост производительных сил, создаёт условия для постепенного перехода к коммунизму .

СОЦИАЛИСТИЧЕСКАЯ СОБСТВЕННОСТЬ , общественная собственность на орудия и средства производства, являющаяся основой производств, отношений социализма . Социалистическая собственность и социалистическая система хозяйства, как гласит ст. 4 Конституции СССР, составляют экономия, основу СССР. В Советском Союзе Социалистическая собственность имеет либо форму государственной собственности (общенародное достояние: земля, её недра, воды, леса, заводы, фабрики, шахты, рудники, транспорт всех видов, связь, совхозы, МТС, а также коммунальные предприятия и основной жилой фонд в городах и рабочих посёлках), либо форму кооперативно-колхозной собственности (собственность отдельных колхозов и кооперативно объединений). Социалистическую собственность отдельных колхозов и кооперативных организаций составляют общественные предприятия в колхозах и кооперативной организациях с их живым и мёртвым инвентарём, их продукция, общественные постройки (ст. 7 Конституции СССР).

Социалистическая собственность на средства производства безраздельно господствует во всех сферах народного хозяйства СССР. В 1950 социалистическая. с. охватывала 99,4% всех применяемых в стране средств производства. Преобладающей формой социалистической собственности, олицетворяющей наиболее зрелую форму производств, отношений социализма, является государственная собственность, на долю которой приходится 91% всех производственных фондов СССР. Одним из предварительных условий перехода к коммунизму является поднятие колхозной собственности до уровня общенародной собственности.

СОБСТВЕННОСТЬ , исторически определённая общественная форма присвоения материальных благ. Характер собственности на средства производства определяет и характер собственности на продукты труда. Тип собственности на средства производства представляет собой основу производственных отношений общества. Характер собственности различен на разных исторических ступенях общественного развития. При первобытно-общинном строе средства производства и продукты труда составляли общинную собственность. Частной собственность на средства производства здесь еще не существовало. Появление и развитие частной собственности на средства производства привело к возникновению эксплуатации человека человеком, к классовому делению общества. При рабовладельческом строе господствуете, рабовладельца на средства производства, а также и на работника — раба, которого рабовладелец может продать, купить, убить. Феодальный строй основан на собственности феодала на сродства производства и неполной собственности на работника производства — крепостного. При капитализме господствует капиталистическая собственность на средства производства при отсутствии собственности на работников производства — наёмных рабочих. Наряду с капиталистической собственностью на средства производства, существует и имеет распространение частная собственность освобождённых от крепостной зависимости крестьян и ремесленников на средства производства, основанная на личном труде.