Повышение НДС: как сыграет новая ставка.

Министр финансов Антон Силуанов заявил, что рост налога на добавленную стоимость (НДС) до 22% может вызвать разовое повышение инфляции на 2 п.п. «Если мы собираемся увеличивать косвенное налогообложение на 4 п.п., это повлияет на инфляцию. Если оценивать, мы можем получить чуть больше 2% разово», — сказал в понедельник министр на Налоговом форуме в рамках Недели российского бизнеса РСПП.

Тем самым Минфин подтвердил свое намерение провести в жизнь ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%. Вариант налогового маневра «22/22» будет нейтральным для бюджета, полагают в Минфине.

«22% ставки страховых взносов компенсируется 22% ставки налога на добавленную стоимость», — сказал Силуанов.

Просчитывались модели с формулой 21%/21% и 21%/22%. Но они показали выпадение доходов от 0,5 трлн до 300 млрд руб. в год. Модель реформы 22%/22% дала положительный результат в пользу бюджетных доходов. Повышение ставки НДС позволит дополнительно собирать в бюджет чуть более 1 трлн руб. в год.

Выступая на форуме РСПП, министр Силуанов отметил также, что его ведомство предлагает унифицировать ставку страховых взносов, то есть ликвидировать порог, с превышения которого в настоящее время взимаются дополнительные 10% страховых взносов в Пенсионный фонд.

Ранее «Газета.Ru» сообщала, что Минфин предложил правительству для обсуждения ненефтегазовый налоговый маневр, суть которого состоит в повышении НДС до 22% и снижении страховых взносов до 22%.

Министр экономического развития Максим Орешкин также предлагал снизить страховые взносы, но в другой пропорции: с 30 до 21%, а НДС повысить с 18 до 21%. Комментируя эту схему, Силуанов говорил, что эта идея не была проработана с Минфином.

Налоговый маневр, предложенный Минфином, позволяет решить как минимум три задачи. Первая — получить дополнительные доходы и перераспределить их на выполнение майских указов президента от 2012 года по увеличению зарплат отдельным категориям граждан. Источники в правительстве говорили о перераспределении около 150 млрд руб.

Второй эффект — «стимулировать предприятия, которые ориентированы на экспорт».

Но главным эффектом налоговой реформы Минфин называет обеление «серых» зарплат и доходов самозанятых граждан. Объем «серых» зарплат в России оценивается в 5-10 трлн руб. в год.

Дополнительный бонус предприятиям, работающим «вбелую», — выравнивание конкурентоспособности с неформальным сектором.

Ранее источники «Газеты.Ru» в правительстве утверждали, что именно эти параметры — 22% на 22% — Силуанов уже обсуждал 9 марта с руководителями деловых объединений. Безоговорочно принимать реформы Минфина бизнес, похоже, не спешит.

«При увеличении НДС фискальная нагрузка на предприятия с высокой добавленной стоимостью увеличится почти на 25%, к примеру, для предприятий машиностроения. Мы считаем, что для компенсации должен быть возвращен инвестиционный вычет по налогу на прибыль для предприятий с высокой добавленной стоимостью», — сообщил RNS президент «Опоры России» Александр Калинин.

Соцблок правительства не в восторге от предложения Минфина. Министр труда и социальной защиты России Максим Топилин заявил, что Минтруд не поддерживает идею по уравниванию НДС и страховых взносов.

«Я считаю, что это приведет к тому, что будет все больше трансфертов в ПФР. Мы шли другим путем, у нас в правительственных документах написано об ином: что мы уменьшаем трансферт, что мы уходим от бюджетной зависимости в ПФР и фонде соцстраха, поэтому мне непонятна эта логика», — сказал Топилин на форуме РСПП.

По расчетам Минтруда, в результате снижения страховых взносов ПФР будет терять около 2 трлн руб. в год.

Эксперты в целом согласны с расчетами Минфина о том, что при повышении НДС на 4 п.п. инфляция повысится на 2 п.п. Но при одном условии.

«Эти оценки верны, если предположить, что Банку России удастся удержать инфляционные ожидания под контролем. Тогда эффект от повышения НДС будет разовым и не будет иметь долгосрочных инфляционных последствий», — говорит Мария Иванова, руководитель направления «Денежно-кредитная политика» Экономической экспертной группы.

ЦБ хочет снизить инфляцию до 4% уже к концу текущего года и закрепить ее на этом уровне. По итогам февраля инфляция в годовом выражении опустилась до 4,6%, и в ЦБ отмечают, что ее снижение происходит быстрее ожиданий. Но регулятора беспокоят те самые инфляционные ожидания.

«Инфляционные ожидания населения сохраняют значительную инерционность, оставаясь на повышенном уровне, а рост заработных плат опережает рост производительности труда.

В этих условиях возможно возникновение дополнительных рисков для достижения цели по инфляции по мере исчерпания действия временных благоприятных факторов и закрепления экономики на траектории роста. Таким образом, существующий баланс инфляционных рисков говорит в пользу очень плавного смягчения денежно-кредитной политики, которая должна оставаться умеренно жесткой», — отмечал ЦБ в мартовском выпуске бюллетеня «О чем говорят тренды».

Очевидно, что ЦБ при таком маневре, который несет угрозу его главному целевому показателю, почти со стопроцентной вероятностью продолжит политику жесткой денежно-кредитной политики и дальше. На практике это приведет к тому, что ключевая ставка (а с ней и прочие ставки в экономике) будет снижаться медленнее, чем могла бы. Сейчас она составляет 10%.

Хватит ли импульса налогового маневра, чтобы компенсировать длительный период высоких ставок и стимулировать экономический рост, неизвестно.

14 июня правительство одобрило законопроект о повышении налога на добавленную стоимость до 20%. Предполагается при этом, что льготы по социально значимым товарам и услугам сохранятся, а повышение ставки произойдет с 1 января 2019 года.

Налог на добавленную стоимость был введен в России в 1992 году, тогда ставка составляла 28%, а позже была снижена до 20%. По действующему законодательству она составляет 18%, при этом льготная ставка составляет 10% - ей облагаются детские, медицинские товары, продовольствие и воздушные перевозки.

600 млрд руб.

ежегодно принесет повышение ставки НДС

После переизбрания Владимира Путина в правительстве оценили затраты на его указов - 8 трлн руб. Бюджет предлагалось наполнить за счет повышения НДФЛ, отмены льгот по НДС, а также повышения НДС с одномоментным снижением страховых социальных взносов. В итоге 14 июня 2018 года правительство поддержало законопроект, который подразумевает повышение НДС на 2 п. п., при этом льготные ставки предлагается сохранить. Повышение произойдет уже с 1 января 2019 года.

В 2017 году сборы по НДС на внутренние товары и услуги составили 3,069 трлн руб., еще 2,067 трлн руб. сборов принесли ввозимые на территорию РФ товары. Вице-премьер и глава Минфина Антон Силуанов заявил, что эта мера принесет в бюджет дополнительные 600 млрд руб. ежегодно. В кабмине проект все поддержали .

Как прокомментировал Игорь Николаев, директор Института стратегического анализа ФБК Grant Thornton, увеличение сборов принесет повышение ставки только в краткосрочной перспективе: «Я бы не сказал, что это плохое решение. Это очень плохое решение. Последние годы налоговая нагрузка росла на фоне замедления экономического роста. Проблема не в том, что теперь бизнес уйдет в тень, проблема в том, что на фоне высокой налоговой нагрузки значительно снизится предпринимательская активность. Не стоит строить иллюзий, что 2% - это маленькое повышение, это хорошо администрируемый налог. В краткосрочной перспективе правительство получит увеличение сборов, однако в среднесрочной - снизится предпринимательская активность, а значит, и сборы упадут. Второй момент - рост цен, в годовом выражении он вырастет на 1-2 п. п. Инфляции, как по итогам 2017 года, можно не ждать».

Как рассказывает Вадим Зарипов, руководитель аналитической службы юридической компании « » плательщиками НДС являются коммерческие организации и индивидуальные предприниматели, а дополнительные издержки они вложат в цену товаров и услуг. «Предложенные в президентском указе дополнительные меры по улучшению жизни граждан будут профинансированы за счет самих граждан. Но там, где покупательская способность ограничена, рост цен затруднен и поэтому повышение налога уменьшит прибыли самих компаний», - подчеркивает Зарипов. Также он добавляет, что повышение ставки на 2% означает, что с добавленной стоимости каждый участник товарной цепочки будет отдавать государству на 1,42% больше, чем сейчас.

«Если предпринимателям удастся повысить цену продажи с учетом повышения налога, то рост налоговой нагрузки не будет для них заметным. В любом случае вырастет «цена» работы с недобросовестными поставщиками, не заплатившими свой налог - платить за них налогоплательщикам придется еще больше. Вырастет и цена ошибок при формировании цены и исчислении НДС. Например, если компания необоснованно пользовалась освобождением от НДС при специальных налоговых режимах», -резюмирует Зарипов.

Аналитики бурно обсуждают важнейшее для бюджета страны и граждан решение - повышение налога на добавленную стоимость (НДС). С какой целью меняется ставка налога, сколько планируется собрать, какие это будет иметь последствия для инфляции - и на что именно государством будут потрачены полученные таким образом деньги?

В результате повышения НДС с 18% до 20% с 1 января 2019 года Минфин планирует получать ежегодно дополнительные 600 млрд рублей доходов. Это около 3,9% от доходов федерального бюджета.

Эти деньги пойдут на выполнение майских указов президента, которые направлены на развитие инфраструктуры, увеличение финансирования здравоохранения и образования, что в конечном счете должно помочь развитию в целом российской экономики и повысит уровень жизни россиян. Власти, конечно, пошли по самому простому пути - подняли НДС, который для российского бюджета является одним из значимых налогов наряду с нефтегазовыми. По данным Минфина, в 2017 году сборы НДС принесли бюджету более 5 трлн рублей (3 трлн рублей - внутренний НДС, еще 2 трлн - НДС на импорт). Это треть доходов бюджета, которые в прошлом году составили 15 трлн.

«Сумма 600 млрд рублей существенна для бюджета, учитывая, что на медицину и образование в прошлом году в совокупности было израсходовано немногим больше 1 трлн. В 2019 году на майские указы из федерального бюджета должно быть потрачено 735,4 млрд Если 600 млрд рублей придут от повышения НДС, то это уже более 80% всей необходимой суммы. Очевидно, что повышение НДС - самый простой путь», - говорит Анастасия Соснова из ИК «Фридом Финанс».

С другой стороны, по мировым меркам в России - еще довольно низкая ставка НДС, даже после повышения. Для сравнения: в Венгрии и Греции НДС - 27% и 24% соответственно. В Бельгии и Нидерландах этот налог составляет 21%. Европейские власти с 2000-х годов активно принимали ровно такие же меры - повышали НДС, чтобы справиться с высоким дефицитом бюджета. Так, Германия в 2007 году увеличила НДС с 16% до 19%, Великобритания в 2011 году - с 17,5% до 20%, Италия в 2013 году - с 21% до 22%. Самый высокий в Европе уровень налога на добавленную стоимость у скандинавских стран: в Дании , Швеции и Норвегии - по 25%, в Финляндии - 24%.

Россия в этом году может получить бездефицитный бюджет. Но, по сути, это следствие высоких цен на нефть и грамотной бюджетной политики. Бюджет сверстан по более низкой цене на нефть в 40 долларов за баррель, тогда как сегодня нефть торгуется в районе 72-75 долларов за баррель. Однако сверхдоходы от нефти не тратятся, а идут в резервы. И чтобы найти дополнительные средства на инфраструктуру, здравоохранение и образование, необходимо изыскать дополнительные источники доходов.

За шесть лет бюджет РФ сможет получить порядка 3,5 трлн рублей дополнительных доходов за счет повышения НДС на 2%. Еще 1 трлн принесет завершение нефтегазового маневра (обнуление экспортной пошлины и повышения НДПИ в качестве компенсации). В сумме налоговые решения дадут 4,5 трлн рублей за шесть лет, это больше половины от 8 трлн рублей, которые, по оценке правительства, необходимы для выполнения майских указов президента (суперуказы от 7 мая 2019 года). Еще 3 трлн рублей государство готово занять на рынке, разметив ОФЗ (облигации федерального займа).

Правительство на самом деле выбрало из двух зол меньшее. Если вспомнить, то весь прошлый год обсуждалось несколько вариантов налогового маневра. В частности, Минфин предлагал увеличить НДС до 22%, при этом, снизив страховые взносы с 30% до 22% (формула «22/22»). Минэкономразвития считало лучшей формулу «21/21». Третий вариант предполагал формулу «21/20» c введением торгового сбора и увеличением НДФЛ до 15%.

Однако решили все же остановиться на двухпроцентном повышении НДС, сохранив страховые взносы (благодаря пенсионному маневру). «Почему оставили 2%? Потому что выше - это переход границы чувствительности, при котором надо принимать уже другие решения», - пояснила повышение НДС именно до 20% вице-премьер Татьяна Голикова .

НДС - это, конечно, инфляционный налог. Любое его увеличение приведет к росту цен. Однако не такое большое, как могло быть. Во-вторых, правительство оставило льготные ставки в том же размере. В итоге НДС в 10% сохранит треть товаров корзины стандартного потребления, что существенно снизит влияние на инфляцию. В частности, пониженная ставка налога действует в отношении продовольствия (на товары из мяса и мясопродуктов, молочную продукцию, морепродукты, овощи, яйца, соль, сахар), в отношении детских и медицинских товаров. Соответственно, они не должны подорожать. Сохранятся также нулевые ставки на внутренние межрегиональные воздушные перевозки.

Таким образом, эффект будет действовать только на 60% корзины стандартного потребления, отмечает статс-секретарь Минфина Юрий Зубарев . Поэтому реальный вклад в инфляцию может составить от 1,2% до 1,5%. Учитывая рекордно низкий рост потребительских цен в стране, годовая инфляция в России не должна выйти за пределы целевой в 4%. Глава Минфина Антон Силуанов считает, что в 2019 году инфляция в результате поднятия ставки НДС составит от 1,5 до 4,5%, то есть в худшем случае выйдет немного за целевой уровень в 4%, но уже в 2020 году вернется к нему.

«Сначала повышение НДС может привести к «откату» деловой активности, но затем активность повысится благодаря общему развитию страны», - считает Владимир Старинский , управляющий партнер коллегии адвокатов «Старинский, Корчаго и партнеры».

Ведь полученные дополнительные доходы должны пойти на развитие медицины, образования и инфраструктуры, что окажет благоприятный эффект на экономику в целом.

Еще один возможный негативный фактор - временный отказ ЦБ РФ от снижения процентных ставок на фоне роста инфляции. «Это, безусловно, отрицательно скажется на экономической ситуации и ипотечных заемщиках, и предпринимателях, рассчитывающих на более низкую стоимость кредитов», - считает главный экономист налоговых органов , должно уплачивать налогов не меньше этих значений. Но, если предприятие, прибегающее к разного рода «схемам», спланировало себе, к примеру, 6% налоговой нагрузки, то оно будет стремиться уложиться в эту нагрузку независимо от ставки НДС. Разумеется, в переходный период, когда в выручке уже будет заложен 20% НДС, а к зачету еще будут приниматься ранее уплаченные 18%, будет некий рост поступлений со стороны подобных налогоплательщиков», - поясняет налоговый эксперт.

Но в целом рассчитывать на надежный приток в бюджет можно лишь со стороны крупных «белых» предприятий, тогда как значительная часть предприятий «затенены», поэтому и требуется усилить борьбу с разного рода «оптимизационными схемами», говорит Парулева.

Минфин предложил реализовать повышение НДС в 2017 году. Нашла ли отклик данная инициатива на самом верху, и чем увеличение налога на добавленную стоимость так неприятно?

Накидываем идеи, товарищи!

Масштабная реформа налоговой системы, запланированная на 2018 год, затронет и повышение НДС. Но в Минфине уже сегодня предлагают:

    снизить ставку страховых выплат работодателей с действующих 30 до 22%;

    отменить льготы по ставке страховых взносов при высоких зарплатах, закрепив единые 22%;

На заметку! К вопросу увеличения налога на добавленную стоимость возвращаются с завидной регулярностью. Говорили о нем и в 2007, и в 2009, и в 2010.

Как повлияет повышение НДС на бизнес и обычных граждан?

По словам министра финансов Антона Силуанова, повышение ставки НДС вызовет разовый скачок инфляции сразу на два пункта. А эксперты торопятся найти и другие отрицательные стороны предложенного пути реформирования.

Во-первых, налоговая нагрузка для большинства работодателей увеличится настолько, что всё чаще они будут задумываться об использовании «серых схем» выдачи зарплаты.

Во-вторых, предлагаемая мера ударит по региональным бюджетам. Собираемость налога на прибыль сократится.

В-третьих, повышение налога на добавленную стоимость поставить крест на российском производстве, не затронув лишь добывающие отрасли, и будет способствовать ликвидации малого и среднего бизнеса. Это, в свою очередь, потянет за собой рост безработицы и падение благосостояния населения.

В-четвертых, производители вряд ли захотят нести налоговое бремя в одиночку и точно перенесут рост НДС на потребителя, а так как налог закладывается во все розничные товары, то платить в магазинах придется больше. И это главное, чем грозит повышение НДС в России, – рост цен на собственной шкуре почувствует каждый россиянин.

Сторонники идеи возражают: но ведь страховые выплаты сократятся, а значит, работодатели повысят зарплату, тем более что делать это все равно придется из-за «демографического провала 90-х» и нехватки квалифицированных кадров. Скептики же убеждены, что если какие-то бизнесмены и поднимут зарплаты работникам, то вызвано это будет не снижением объемов отчислений во внебюджетные фонды, – «сэкономленные деньги» большинство предпочтет вложить в развитие. К тому же любое повышение зарплат «съест» рост цен, который непременно произойдет при подъеме налога на добавленную стоимость.

Не нагнетайте!

В середине марта 2017 г. на съезде Российского союза промышленников и предпринимателей с участием первого лица государства среди прочих вопросов обсуждалось и возможное повышение НДФЛ и НДС с 2018 года.

Президент поручил наложить мораторий на введение новых неналоговых платежей в ответ на обеспокоенность бизнесменов, а по поводу предложенного Минфином «налогового маневра» заметил, что обсуждать подобные темы в правительстве нужно, а вот выносить на публику – преждевременно. Зачем провоцировать ненужные тревоги? Особенно, когда «нет общего решения» по данным вопросам.

Президент подчеркнул, что готовящаяся налоговая реформа – неизбежна, и она должна стать одним из наиболее «мощных инструментов» экономического развития.

На заметку! Ольга Голодец назвала поступающие от Минфина идеи «просто дискуссией». По ее словам, никаких взвешенных и просчитанных предложений, касающихся снижения соцзносов и повышения других налогов, в правительство не поступало.

Маневр Минфина, который в народе уже прозвали 22/22 (рост НДС до 22% при параллельном снижении страховых взносом до той же отметки), не нашел поддержки в социальном блоке правительства. По мнению большинства экспертов, налог на добавленную стоимость в 2017 году повышать все-таки не будут, ведь учитывать необходимо не только желание Минфина наполнить любыми способами бюджет, но и социально-политическую ситуацию.

Минфин предложил правительству провести реформу страховых взносов с 2017 г. или повысить НДС.

Минфин предлагает взимать их со всего зарплатного фонда по единой ставке и к 2019 г. довести ее до 26% (29% – с 2017 г., 28% – с 2018 г.), сообщили "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников.

Есть и альтернативный вариант: в 2017 г. повысить НДС до 20%, 10%-ю льготную ставку поднять до 12%, а с 2019 г. начать увеличивать ее на 2 процентных пункта в год, пока она не сравняется с нельготными 20%.

В итоге в следующем году можно получить еще почти 600 млрд руб., рассказывает один из чиновников, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд руб. – в 2019 г.

Идея Минфина обсуждалась на прошлой неделе премьером Дмитрием Медведевым и министром финансов Антоном Силуановым у президента Владимира Путина.

"Договориться не удается, все ушло на уровень президента и премьера", - говорят чиновники.

Работодатели сейчас платят в Пенсионный фонд 22% с зарплат до 796 тыс. руб. в год, а сверх этой суммы – 10%. В Фонд социального страхования – 2,9% с годовых заработков до 670 тыс. руб., в Фонд медицинского страхования – 5,1% со всей зарплаты.

Снижение ставки до 29% при отмене порога зарплат приведет к выпадению доходов внебюджетных фондов в 0,1% ВВП, а до 28% – 0,4% ВВП, по оценке Экономической экспертной группы.

Но при снижении ставки почти в 2 раза вырастут сборы с зарплат выше нынешнего порога.

Для многих секторов нагрузка будет такой, что зарплаты уйдут в тень, полагает один из чиновников.

Планы меняются

Россия уже в скором времени сможет уйти от "нефтяного проклятья" и еще нарастить ненефтегазовые доходы в бюджет. В это твердо верит министр финансов Антон Силуанов, о чем он и рассказал в эксклюзивном интервью.

Еще в мае этого года Антон Силуанов , что Минфин "много работает" над тем, чтобы избежать необходимости повышать налоги. Так министр отреагировал на публикацию Wall Street Journal о возможном росте налогов после выборов 2018 г.

"Таких расчетов мы сейчас не делаем, инициатив или поручений нет. Мы очень много работаем и над расходной частью бюджета, и над улучшением администрирования, чтобы даже в условиях снижения поступлений из-за изменившейся макроэкономической ситуации необходимости повышать налоги не возникло", - процитировало издание слова министра в пресс-релизе Минфина.

Ранее в мае текущего года издание Wall Street Journal со ссылкой на свои источники сообщило, что в российском правительстве рассматривают возможность повышения налогов после выборов президента в 2018 г.

По данным собеседников издания, речь могла идти либо от ухода от плоской шкалы подоходного налога, либо о ее сохранении с повышением ставки налога с 13% до 20%.

Речь также шла о возможном повышении НДС, сообщила WSJ.

"Идет дискуссия о том, как сделать так, чтобы налоги не выглядели чрезмерными и не очень сильно ударили по населению", - рассказал один из собеседников газеты.

Именно в ответ на эту публикацию глава Минфина и заявил о том, что повышения налогов не планируется.

Тем не менее уже 31 августа текущего года издание "Ведомости" со ссылкой на федеральных чиновников сообщило о том, что Минфин РФ планирует в 2017-2019 гг. дополнительно собрать в бюджет порядка 2,5 трлн руб.

Уже в следующем году можно получить дополнительно 670 млрд руб., подсчитал Минфин, а в 2019 г. – почти 1 трлн руб.

Как пишет издание, Минфин предлагал собрать эти деньги с нефтяников, "Газпрома", табачников, ввести акциз на напитки с добавлением сахара и НДС на интернет-торговлю и взять больше дивидендов с госкомпаний, сообщило издание.

Как рассказали "Ведомостям" источники, Минфин разработал дополнительный пакет налоговых изъятий в 2017 г.

Всего в 2017 г. будет изъято 320 млрд руб.: единоразовое повышение налогов на нефтяные компании, которое должно было действовать только в 2016 г., будет продлено, и это даст 200 млрд руб., а 100 млрд руб. соберут с "Газпрома". С него же хотят взять еще около 70 млрд руб. – выходит 370 млрд руб.

Но налоговая реформа в нефтяной отрасли (введение налога на добавленный доход, НДД) лишит Минфин 50 млрд руб., всего выйдет 320 млрд руб.

Сообщалось, что ведомство к совещанию у первого зампреда правительства Игоря Шувалова подготовило бюджетный прогноз, состоящий из нескольких пунктов, среди которых повышение налогов, мобилизация доходов бюджета и исчерпание суверенных фондов за три года.

По словам источника, Минфин предлагал ряд идей для обсуждения по повышению налогов. Так, например, одним из них является повышение на 1% каждого из ключевых сборов. Такое решение позволит пополнить казну на 170-324 млрд руб.

Кроме того, одним из вариантов предлагается рост единой ставки налога до 15-16% и введение необлагаемого минимума.

В ведомстве также предложили реформировать систему страховых взносов, в частности взимать их со всего зарплатного фонда полностью по единой ставке.

В качестве альтернативного варианта чиновники предлагают снизить взносы в обмен на повышение НДС, рост которого на 1% дополнительно пополнит казну на 220 млн руб.

АКРА: повышение НДС до 20% ускорит инфляцию

Повышение НДС до 20% может дополнительно ускорить инфляцию в РФ на 1 процентный пункт, посчитали эксперты Аналитическое кредитное рейтинговое агентство (АКРА).

"Повышение ставки НДС до 20% действительно скажется на инфляции: эффект достигнет, по нашей оценке, плюс 1 процентный пункт, но совокупный эффект от изменения ставок (НДС и страховых взносов - прим. ред.) на реальные доходы населения принципиально может быть и нейтральным", - сказал РИА "Новости" старший аналитик АКРА Дмитрий Куликов.

Газета "Ведомости" со ссылкой на нескольких федеральных чиновников написала во вторник, что премьер-министр Дмитрий Медведев и министр финансов Антон Силуанов обсуждали с президентом Владимиром Путиным предложение Минфина РФ о введении с 2017 г. единой ставки социальных взносов в 29%, и снижении ее к 2019 г. до 26%.

Одновременно, по данным издания, обсуждалась идея повышения НДС с нынешних 18% до 20% и постепенный отказ от льготной 10% ставки этого налога.

Льготная ставка НДС сейчас действует прежде всего в отношении социально-значимых товаров: некоторых видов продовольствия, товаров для детей, медицинских изделий. Кроме того, по льготной ставке облагаются печатные издания и племенной скот.

В отношении страховых взносов в РФ действует регрессия: общий предельный размер взноса, который распределяются между Пенсионным фондом (ПФР), Фондом социального страхования (ФСС) и Фондом обязательного медицинского страхования (ФОМС), составляет 30%.

Однако со всего объема ФОТ уплачивается только 2,9% взнос в ФОМС.

Пенсионный сбор по ставке 22% взимается с зарплат, не превышающих 796 тыс. руб. в год, а зарплаты выше этого порога облагаются по ставке 10%. Взнос в ФСС в 5,1% берется с годовой зарплаты в пределах 718 тыс. руб., с более высоких зарплат этот взнос вовсе не взимается.

По мнению разработчиков описанных предложений, уже в следующем году бюджет может получить от предложенных мер почти 600 млрд руб. дополнительных доходов, еще 400 млрд – в 2018 г. и еще 200 млрд – в 2019 г.

Возможный эффект

"Предлагаемый экономический стимул (снижение ставок по взносам на 4 п. п.) действительно может оказать положительное влияние на снижение теневой занятости", - считает аналитик АКРА.

Он отметил, что в настоящее время, по разным оценкам, доля "теневой экономики" в РФ составляет от 13% до 37%. "В мировой практике есть примеры, когда снижение ставок позволяло увеличивать собираемость налога", - признал Куликов.

Однако, по его словам, правильнее было бы провести полноценную пенсионную реформу. "Гораздо больший эффект могла была бы оказать фиксация плана развития пенсионной системы – с целью увеличения доверия к ней", - сказал он.

С аналитиками АКРА согласны многие российские аналитики, которые также полагают, что повышение НДС до 20% приведет к росту инфляции на 1 процентный пункт.

Специалисты уверены, что на фоне сложившейся в стране экономической обстановки данное повышение скажется крайне негативно на развитии отечественной экономики.

Аналитики также отмечают, что такое повышение окажет негативное влияние как на рост цен, так и на всеобщее благосостояние россиян. О снижении покупательной способности населения в результате повышения налогов говорят и предприниматели.

По подсчетам аналитика экономической экспертной группы Александры Суслиной, которую цитирует Lenta.ru, дополнительные доходы федерального бюджета при сохранении льготы ежегодно будут расти примерно на 0,6% ВВП и почти на 1% ВВП при ее унификации.

Но рост НДС на 1 процентный пункт разгонит инфляцию на 0,4-0,6 процентного пункта. При этом 1 процентный пункт инфляции означает 120 млрд руб. дополнительных расходов бюджета.

О негативных последствиях и составители экономической программы "Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения" - бизнес-омбудсмен Борис Титов, советник президента России по вопросам региональной экономической интеграции Сергей Глазьев, экономист Яков Миркин и эксперт Столыпинского клуба Даниил Наметкин, отмечая возможный рост теневой экономики.

Бизнес-омбудсмен Борис Титов представил новую экономическую программу развития экономики России - "Экономика роста: Механизмы реализации. Вопросы. Решения".

В докладе отмечается, что с каждым годом в нашей стране предпринимателей становится все меньше и основная причина этого – налоговая политика.

Кроме того, средний бизнес в России ничтожно мал: всего 25% ВВП. В малом и среднем бизнесе работает до 25% от занятого в экономике РФ населения. Это намного меньше, чем в большинстве стран мира, отмечают авторы доклада. При этом сокращение малого и среднего предпринимательства (МСП) является главным фактором роста безработицы и роста нагрузки на госбюджет.

Согласно опросу ВЦИОМ, проведенному в марте 2015 г., до 28% сотрудников компаний отмечают, что получают часть зарплаты или всю зарплату в конверте.

Согласно данным Минтруда России 20% экономически активного населения страны, или 22,5 млн человек, не зарегистрированы в системе соцстрахования и не платят взносы в Пенсионный фонд. "Получается, что половина трудоспособного населения работает в теневом секторе экономики", - отмечает Титов.

Еще в августе этого года первый зампред правительства Игоря Шувалов и вице-премьер Аркадий Дворкович резко раскритиковали предложения Минфина.

А пресс-секретарь президента РФ Владимира Путина Дмитрий Песков во вторник заявил, что глава государства не принимал решений о повышении ставки налога на добавленную стоимость (НДС) или иных налоговых платежей.

Он подчеркнул, что этот вопрос находится в компетенции кабинета министров. "Безусловно, все эти вопросы, связанные с налоговыми маневрами и так далее, они затрагиваются на совещаниях у президента по экономическим вопросам так или иначе, но хочу напомнить, что все-таки это целиком и полностью прерогатива правительства", - отметил он.