Элементы системы государственных финансов. Государственные финансы

Государственные финансы функционируют в рамках финансовой системы государства, являясь ее центральным звеном, состоят из следующих обособленных элементов, каждый из которых выполняет специфическое назначение.
В составе государственных финансов выделяются: государственный бюджет, внебюджетные фонды, государственный кредит. По уровню управления государственные финансы подразделяются на: общегосударственные (республиканские, федеральные, правительственные) и местные (муниципальные).
Благодаря такому разнообразию финансовых связей по функциональному назначению, государство может оказывать влияние на многие экономические и социальные процессы, как в территориальном, так и отраслевом аспектах.
Ведущим звеном государственных финансов несомненно выступает государственный бюджет. По своему материальному содержанию - это главный централизованный фонд денежных средств государства. Государственный бюджет является также главным средством перераспределения национального дохода. Через это звено перераспределяется до 40% национального дохода. Основными доходами государственного бюджета выступают налоги, составляющие в различных странах от 70 до 90% и более общей суммы его доходов. В Республике Казахстан их доля составляет от 57,5% в 2010 до 73% в 2007г. В странах с развитой рыночной экономикой за государственным бюджетом закрепляются главные налоги: налог на прибыль корпораций (корпоративный подоходный налог), налог на добавленную стоимость (НДС), акцизы, таможенные пошлины. Это во многом обусловлено тем, что из государственного бюджета производятся основные расходы государства: на военные цели; управление; правоохранительную деятельность; вмешательство в экономику; социальные расходы и субсидии. За счет средств государственного бюджета осуществляется также выравнивание бюджетов разных уровней - предоставляются субсидии и кредиты местным органам власти.
Важную роль в составе государственных финансов играют бюджетные отношения. С помощью бюджетных взаимосвязей перераспределяются зна-чительные объемы денежных средств, как от хозяйственных органов в пользу государства, так и в обратном направлении - от государства предприятиям, организациям, населению. В Республике Казахстан роль республиканского бюджета состоит в том, что его ресурсы предназначены для финансирования общегосударственных мероприятий: государственных целевых комплексных программ, обороны, обеспечение правопорядка, охране границ, государственному управлению, развитию социальной сферы, выполнению международных обязательств. С помощью республиканского бюджета решаются задачи структурных преобразований экономики, ее стабилизации, отраслевой сбалансированности, поддержка единого уровня социальной защищенности населения. Реализация основных функций государственных финансов проявляется через образование и использование бюджетного фонда. Бюджетный фонд образуется за счет налогов, займов, доходов от государственной собственности. Через налоги государство может либо сдерживать экономическую активность и частное потребление, либо, наоборот, стимулировать их.
Особое место в системе государственных финансов занимают местные бюджеты. Местные бюджеты в значительной степени используются для регулирования экономических процессов, размещения производительных сил, развитию территориальной инфраструктуры, воспроизводства трудовых ресурсов. Огромную роль местные бюджеты играют в финансировании социальных расходов. В унитарных государствах местные бюджеты не входят в государственный бюджет. В федеративных государствах местные бюджеты не входят в бюджеты членов федерации, а последние не включаются в федеральный бюджет. За местными бюджетами закреплены второстепенные налоги - индивидуальный подоходный налог, имущественные налоги, поэтому они, как правило, дефицитны и не могут нормально функционировать без субсидий и кредитов из государственного бюджета. Большая часть расходов местных бюджетов направляется на социальные цели. Конституциональное определение государственных уровней власти и управления предполагает отдельное существование местных финансов как финансовой основы местного самоуправления. Поэтому понимание государственных финансов дополнено категорией местных финансов, развитие которых наряду с Бюджетным кодексом РК подчиняется законодательству о местном самоуправлении и его финансовых основах.
Важное звено государственных финансов - внебюджетные специальные фонды. Эти фонды имеют постоянный источник, а мобилизация и использование средств осуществляется в особых формах и особыми методами. Внебюджетные фонды не зависят от средств государственного бюджета, используются строго по целевому назначению - для оказания социальных услуг населению, стимулирования развития отсталых отраслей инфраструктуры, обеспечения дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики. В странах с развитой рыночной экономикой наиболее крупными внебюджетными фондами являются государственные социальные внебюджетные фонды, средства которых используются на выплату пенсий по возрасту, по инвалидности, пособий по временной нетрудоспособности, безработице и т.п. Назначение внебюджетных фондов - финансирование отдельных целевых мероприятий за счет специальных целевых отчислений и других источников. В бюджетах разных уровней (республиканском, местном) средства обезличиваются, а правовой статус внебюджетных фондов позволяет использовать средства строго по целевому назначению. Автономность внебюджетных фондов предполагает самостоятельное управление без участия представительных и исполнительных органов, что позволяет более оперативно использовать их средства.
Следующее звено государственных финансов - государственный кредит, который представляет собой форму кредитных отношений между государством, юридическими и физическими лицами, где государство выступает как заемщик, кредитор или гарант. Чаще всего государство выступает как заемщик, используя средства государственного кредита для погашения дефицита государственного бюджета. Поэтому объективная необходимость государственного кредита обусловлена, в первую очередь, превышением государственных расходов над его доходами. Государство постоянно испытывает потребность в дополнительных фи-нансовых ресурсах, тогда как доходы не всегда покрывают его расходы. В этом случае государство выступает как заемщик. Реже государство выступает как кредитор, предоставляя займы другим государствам или частным компаниям. Если же государство берет на себя ответственность за погашение частных обязательств, то оно выступает как гарант. В государственном кредите отношения связаны с мобилизацией временно свободных денежных средств предприятий, организаций, населения и их передачей государственным органам для финансирования государственных потребностей. В международном кредите в отношения вступают иностранные государства, их компании, фирмы, а также международные и межгосударственные финансовые учреждения. При этом следует отметить, что производительное использование государственного кредита может стимулировать рост национального дохода, а непроизводительное отвлекать и без того дефицитные ресурсы на выплату процентов по долгам.
Все три элемента государственных финансов тесно связаны между собой и образуют единую систему. В структуре государственных финансов главным элементом выступают взаимосвязанные бюджеты двух уровней - республиканского и местного. Эти взаимосвязи обусловлены неравномерностью развития различных территорий и недостаточностью средств местных бюджетов. Поэтому для достижения сбалансированности бюджетов существует система перераспределения средств между бюджетами разных уровней.
Важным методологическим фактором является определение принципов организации и функционирования государственных финансов и их элементов, позволяющее выявить направления воздействия финансов на развитие государственного сектора экономики, выработать критерии его эффективности.
Государственные финансы опираются на информационные потоки. Принятие государственных решений основано на использовании совокупности информации. Анализ поступающей информации важен как в момент принятия решения, так и в процессе контроля за ходом его выполнения.
Эта информация содержится в оперативной и статистической отчетности, договорах и соглашениях, расчетных документах и т.п. Особенностью государственных финансов, как и его элементов, является их четкая целевая ориентация. Они затрагивают определенные социально-политические интересы отдельных слоев общества. Однако во всех своих аспектах они ориентированы на решение государственных задач.
В рамках финансовой науки существует определенное единство функций финансовой системы и составляющих ее элементов, что характерно также и для государственных финансов. Определяющими функциями государственных финансов и его элементов являются планирование, организация, стимулирование, контроль.
1. Функция планирования предполагает формулирование целей и выбор путей их достижения на основании разграничения полномочий и предметов ведения между центральными и местными органами власти и управления. К функции планирования обычно относят и распределение ограниченного объема финансовых ресурсов во временном аспекте, исходя из приоритетов и целей развития, их перераспределение между республиканским бюджетом и местными бюджетами. Реализуется эта функция через составление бюджетов на соответствующий финансовый год и перспективу, балансов финансовых ресурсов, порядка налогообложения, формирование и закрепление целевого направления расходования средств внебюджетных фондов и т.п.
2. Функция организации государственных финансов преломляетсявбюджетном устройстве, бюджетной классификации и предполагает необходимость определения порядка составления, утверждения и исполнения бюджета, выбор уполномоченных кредитных организаций, разграничение полномочий законодательных и исполнительных органов власти в бюджетном процессе, определения прав и обязанностей функциональных подразделений финансовых органов. С этой функцией связан процесс организационного построения внутренней системы регулирования и контроля бюджетных потоков и финансовых ресурсов государства.
3. Функция стимулирования основывается на деятельности, направленной на реализацию целей. С помощью этой функции интерпретируются факторы, влияющие на финансовую деятельность и учитывающие ее потребность в денежных средствах.
4. Функция контроля означает содействие реализации поставленных целей. К ним относится выработка норм и нормативов, являющихся эталоном, критерием оценки результатов, сравнение достижений с поставленными целями и установленными нормативами, обеспечение внесения необходимых изменений в условия и факторы финансовой деятельности.
Состояние государственных финансов и его элементов - один из основных показателей устойчивости экономики и совершенства социальной системы. Государственные финансы в своем функционировании ориентированы на реализацию следующих основных принципов:
- единства законодательной и нормативной базы;
- открытости и прозрачности;
- разграничения полномочий и предметов ведения;
- целевой ориентированности;
- научного подхода к реализации намеченных целей;
- экономичности и рациональности;
- управляемости финансовыми потоками на централизованной основе.
В тоже время, в рамках функционирования каждого отдельного элемента происходит уточнение и корректировка реализуемых принципов, исходя из его сущности и назначения.
Стратегическое направление развития государственных финансов и его элементов ориентировано на установление возможности сбалансированного управления стоимостной оценкой материально-технических средств и денежными ресурсами, которыми располагает государственный сектор экономики. В этой связи государственные финансы призваны выполнять ведущую роль в развитии национальной экономики и ее финансовой системы, и прежде всего в направлении:
1) экономической стабилизации;
2) адаптации к рыночным преобразованиям;
3) стимулированию инвестиционной активности.
1. Экономическая стабилизация на макроуровне неотделима от общей финансовой стабилизации в экономике. Поэтому мониторинг макроэконо-мических показателей позволяет выявить реальную ситуацию в финансовой сфере. Из макроэкономических показателей решающее значение имеют уровень бюджетного дефицита, ход исполнения бюджета, доля доходов и расходов в ВВП, уровень задолженности субъектов бизнеса перед бюджетом и контрагентами, уровень инфляции, ставка рефинансирования, изменение валютного курса и др. Финансовая стабильность означает наличие устойчивых источников финансирования, возможность привлечения средств на рынке капиталов, накопление ресурсов для расширения производства и развития общественного сектора экономики.
2. Финансовая адаптация к рыночным преобразованиям выражается в том, что государство и субъекты бизнеса являются полноправными участниками рынка капиталов, выступая в роли кредиторов или заемщиков. Организация финансов позволяет быстро реагировать на изменение ситуации на рынке, приспосабливаться к новым условиям, использовать альтернативные финансовые инструменты, выполнять налоговые и другие денежные обязательства.
Реформирование экономики с целью финансовой адаптации включает:
- либерализацию цен;
- приватизацию;
- социальную трансформацию;
- интеграцию в мировую систему.
Трансформация экономических отношений означает переход к новому типу экономического роста, основанному на низком уровне инфляции и безработицы, внешнеэкономической сбалансированности, благоприятной экологической среде и достаточно высоком жизненном уровне. Цель трансформации - создание социально-ориентированной рыночной экономики.
3. Инвестиционная активность государства и каждого субъекта бизнеса является результатом и индикатором экономического роста. Государственные финансы играют не последнюю роль в привлечении инвестиций, создании благоприятных условий для функционирования рынка капиталов. В отношении инвестиционной активности принцип стратегической направленности является определяющим и задача государственных финансов заключается в необходимости его реализации.
Современные направления посткризисного развития государственного сектора экономики и его финансов продиктованы необходимостью повышения эффективности управления государственными активами. Основные задачи, стоящие перед органами государственного управления заключаются:
- в переходе к новой модели управления государственной собственностью, основанной на принципах строгого соответствия состава государственного имущества необходимым функциям государства;
- в качественном повышении эффективности управления государственной собственностью.
Ключевгле понятия: государственный бюджет, государственный кредит, внебюджетные фонды, национальный доход, налоги, бюджетные отношения, местный бюджет, местные финансы, функции государственных финансов

Финансовая система - это совокупность различных сфер или звеньев финансовых отношений, каждая из которых характеризуется особенностями в формировании и использовании фондов денежных средств, различной ролью в общественном воспроизводстве. (рисунки 7, 8)

Финансовая система включает в себя: финансы предприятий и организаций, страхование, государственные финансы. Все составляющие финансовой системы различаются методами формирования и использования фондов денежных средств.
Государственные финансы - это централизованные фонды денежных ресурсов, которые создаются путем распределения, перераспределения национального дохода, созданного в отраслях материального производства. Связь общегосударственных финансов и финансов предприятий объясняется не только тем, что они имеют единый источник своего формирования, созданный в сфере материального производства, но и из бюджета на свое воспроизводство. Тут и взаимосвязь, и взаимозависимость звеньев финансовой системы.
Главной составляющей государственных финансов является государственный бюджет.
Государственный бюджет - централизованный доход государства (роспись доходов и расходов).
Бюджет состоит из двух частей: доходной и расходной. В доходной части показываются источники поступления денежных средств и их количественные характеристики. В расходной части указываются направления, сферы в которых расходуются деньги, и их количественные параметры. По размерам государственного бюджета можно судить об уровне экономического развития страны.
Если расходы превышают доходы, то это дефицит.
Если расходы равны доходам, то это бездефицитный бюджет.
Если доходы превышают расходы, то это профицит.
Главным источником бюджета являются налоги (70-80%), остальная часть таможенные пошлины, государственный заем, денежная эмиссия.
Внебюджетные фонды - совокупность финансовых ресурсов, имеющих строго целевое назначение и находящиеся в распоряжении федеральных, региональных или местных органов самоуправления.
Посредством формирования внебюджетных фондов происходит перераспределение национального дохода органами власти и управления в пользу определенных групп населения и приоритетных сфер экономики.
К внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд (ПФ), фонд социального страхования (ФСС), фонд обязательного медицинского страхования (ФОМС).К внебюджетным экономическим фондам относятся: отраслевые и межотраслевые фонды научно-исследовательских и опытно- конструкторских разработок (НИОКР),фонды развития жилищной сферы и т.д. В настоящее время произошло объединение средств внебюджетных фондов. С 2001 года введен единый социальный налог. Он предназначен для мобилизации средств на реализацию прав граждан: на государственную пенсию, социальное обеспечение и медицинскую помощь. Налог платят работодатели, производящие выплаты наемным работникам. Налоговой базой является сумма доходов выплаченных работникам за налоговый период (не входят в налогооблагаемую базу: государственные пособия, компенсационные выплаты, командировочные расходы в пределах установленных норм, сумма единовременной материальной помощи и т.д.) Не включаются в налогооблагаемую базу доходы, не превышающие 20000 рублей, и возмещение на приобретение медикаментов. Налогооблагаемая база определяется нарастающим итогом с начала года на каждого работающего. Налогоплательщики производят уплату авансовых платежей в срок, установленный для получения заработной платы в банке за истекший месяц, но не позднее 15 числа следующего месяца. Фонд занятости как самостоятельный фонд упразднился с 1.01.2000 и его функции переданы Министерству труда. Внебюджетные фонды в определенной мере служат резервом денежных средств.
Государственный кредит
В целях бесперебойного финансирования многообразных потребностей общества, государство может привлекать к покрытию своих расходов свободные средства предприятий, организаций и граждан.
Для дополнительного пополнения денежными ресурсами экономику страны государство может прибегнуть к эмиссии денег. Но эта мера не очень часто используется, т.к. чрезмерная эмиссия может привести к росту инфляции, обесценению денежных средств, росту цен, снижению жизненного уровня населения.
Следующим средством привлечения финансовых ресурсов государством является - государственный заем. Кредиторами выступают юридические и физические лица, заемщиком - государство. Государство продает на финансовом рынке облигации, казначейские обязательства и другие виды государственных ценных бумаг. Финансовый рынок является составной частью финансовой системы.
В настоящее время наиболее значительным по объему в составе финансового рынка является рынок ценных бумаг. Государство выпускает следующие виды ценных бумаг: ГКО (государственные краткосрочные облигации), ОФЗ (облигации государственного займа), ОГСЗ (облигации государственного сберегательного займа). Эти средства пополняют государственный долг.
Государственный долг представляет собой сумму выпущенных, но не погашенных государственных займов с начислением по ним процентов на определенную дату или определенный срок.
Государственный долг может быть внешним и внутренним. Внешний долг - это задолженность по внешним займам. Внутренний долг - это задолженность по внутренним займам. Отказ государства оплачивать свои долги называется дефолт.
Страхование - это особая социально-экономическая структура, где объектом купли - продажи выступает страховая защищенность.
Функции страхования:
1) формирование фонда денежных средств осуществляемая как плата за риски, которые берут на себя страховые компании. Страхование может быть добровольным и обязательным;
2) формирование инвестиционного потенциала страны. Страховой фонд страховых компаний - это временно свободные денежные средства, которые можно инвестировать в производство, недвижимость, банки, ЦБ и др;
Фонды страхования обеспечивают возмещение убытков от стихийных и несчастных случаев, а также способствует их предупреждению.
Основные виды страхования:
1) социальное страхование (формирование пенсионного фонда);
2) имущественное страхование (дома, автомобили, урожай, животных и др.);
3) личное страхование (страхование жизни, детей)
4) международное страхование (страховые полисы лечения за границей);
5) страхование вкладов граждан.
Финансы предприятий и организаций
Финансы предприятий представляют собой часть финансовой системы, ее звено и характеризуют денежные отношения, связанные с формированием, распределением и использованием денежных ресурсов по выполнению своих обязательств перед государством, другими предприятиями и фирмами, работниками и т.д.
Финансы предприятий занимают определенное и ключевое положение потому, что это реальный сектор экономики, здесь создаются материальные блага, производятся товары и оказываются услуги. Возникают следующие денежные отношения, направленные на образование уставного капитала и распределение доходов. Отношения, связанные договорными обязательствами с другими предприятиями, распределение прибыли, инвестирование средств в акции, облигации и др. ценные бумаги, получением дивидендов и др.; Отношения со страховыми организациями; отношения с государственным бюджетом; отношения с банками и др. В условиях рыночной экономики осуществляет свою деятельность на началах коммерческого расчета,целью которого являются получение прибыли.

Контрольные вопросы

1) что является экономической основой функционирования финансов?
2) каково необходимое условие возникновения финансов?
3) назовите признаки финансов как экономической категории;
4) возникают ли финансовые отношения на стадиях производства, обмена и потребления воспроизводственного процесса? Обоснуйте свой ответ;
5) что такое финансовые ресурсы? Чем они отличаются от денежных ресурсов, зарплаты, кредитных ресурсов?
6) возможно ли внутриотраслевое перераспределение финансовых ресурсов в условиях рыночной экономики?
7) каким образом (обособленно или во взаимосвязи) действую распределительная и контрольная функции финансов?
8) что такое государственные финансы? Какое место они занимают в общей финансовой системе страны?
9) какие звенья, исходя из их функционального назначения, можно выделить в составе государственных финансов? Каковы причины, обусловливающие их выделение?
10) сущность финансов предприятий. Общее с государственными финансами.

Совокупность финансовых отношений в рамках национальной экономики образует финансовую систему государства.

Финансовая система включает в себя субъекты отношений, объекты отношений, финансовые методы, финансовые рычаги, органы, способствующие осуществлению финансовых взаимоотношений.

Финансовые отношения складываются между:

- государством и хозяйствующими субъектами – при уплате налогов в бюджетную систему и финансировании расходов;

- самими хозяйствующими субъектами – в процессе приобретения товарно-материальных ценностей, а также реализации товаров и услуг;

- руководителями организаций и работниками – при выплате заработной платы;

- предприятиями и вышестоящими организациями – при создании централизованных фондов денежных средств и их распределении;

- государством, отдельными гражданами внебюджетными фондами – при внесении платежей в госбюджет, получении пенсий, пособие, стипендий;

- отдельными звеньями бюджетной системы ;

- страховыми организациями, предприятиями и населением – при уплате страховых взносов и возмещении ущерба при наступлении страхового случая.

Основными звеньями финансовой системы являются государство, организации, граждане.

Каждое звено финансовой системы выполняет конкретные задачи:

    Задачей государственных финансов является сосредоточение финансовых ресурсов в фондах государства или территориальных органов власти и направление их на финансирование нужд общества.

    Задачей финансов хозяйствующих субъектов является формирование своих денежных фондов и использование их на основе эффективного управления денежным потоком.

    Задачей финансов граждан является формирование доходов и их использование.

Рассмотрим структуру финансовой системы.

Основные финансовые потоки проходят через такие звенья, как государство и хозяйствующие субъекты. В самом общем виде (с учетом этих звеньев) финансовая система РФ представлена на рис. 10.1).

Государственным финансам принадлежит ведущая роль:

В обеспечении определенных темпов развития всех отраслей народного хозяйства;

В перераспределении финансовых ресурсов между отраслями экономики и регионами страны, а также формами собственности и отдельными слоями населения.

Основой единой финансовой системы служат финансы хозяйствующих субъектов. Государственные финансы органически связаны с финансами промышленных предприятий. С одной стороны, главным источником доходов госбюджета является национальный доход. С другой стороны, предприятия привлекают бюджетные ассигнования, банковские кредиты.

В структуре государственных (централизованных ) финансов главным элементом выступает государственный бюджет , а точнее, бюджеты трех уровней (в соответствии с Бюджетным кодексом РФ):

1) федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов ;

2) бюджеты субъектов Федерации (бюджеты республик, краев, областей);

3) местные бюджеты – городские, районные, сельские.

Рис. 10.1. Финансовая система Российской Федерации

Через государственный бюджет государство концентрирует основную долю национального дохода для финансирования народного хозяйства, социально-культурных мероприятий, укрепления обороны страны и содержания органов государственной власти и управления.

Государственный бюджет служит основным государственным планом страны, утверждаемым как закон.

С помощью бюджета происходит перераспределение национального дохода, что создает возможность маневрировать денежными средствами и целенаправленно влиять на темпы и уровень развития общегосударственного производства, что позволяет осуществлять единую финансовую политику на всей территории страны.

Второй элемент государственной финансовой системы – внебюджетные фонды .

Они находятся в собственности государства, но имеют определенную самостоятельность. Внебюджетные фонды имеют строго целевое назначение. По наименованию фонда можно судить о направлении использования его средств.

Фонды подразделяют на социальные и экономические .

Средства внебюджетных фондов направлены на расширение социальных услуг населению; на стимулирование развития остальных отраслей инфраструктуры; на обеспечение дополнительными ресурсами приоритетных отраслей экономики.

К социальным внебюджетным фондам относятся: Пенсионный фонд РФ, Фонд социального страхования, Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования РФ.

К экономическим внебюджетным фондам относятся: Российский фонд технического развития и отраслевые внебюджетные фонды НИОКР, финансовые фонды поддержки отраслей, инвестиционные фонды и др.

В России насчитывается более 40 федеральных внебюджетных фондов. Общие доходы всех внебюджетных фондов превышают 60% доходов государственного бюджета. Основные суммы отчислений во внебюджетные фонды включаются в состав себестоимости продукции и устанавливаются в процентах к фонду оплаты труда.

Следующим элементом государственной финансовой системы выступает государственный кредит .

Дефицит государственного бюджета приводит к тому, что возникает потребность привлечения дополнительных ресурсов физических и юридических лиц. Такая форма привлечения средств – кредит.

Существуют два вида государственного кредита: внутренний и внешний . Внутренний государственный кредит формируется:

Путем выпуска государственных займов, в том числе за счет обращения части вкладов населения в Сбербанке РФ в государственные займы;

За счет казначейских ссуд.

Государственный займ осуществляется путем выпуска в обращение и продажи государственных ценных бумаг:

ГКО – государственных краткосрочных облигаций;

ОФЗ – облигаций федерального займа;

ОГСЗ – облигаций государственного сберегательного займа;

Других ценных бумаг.

В России они выпускаются Министерством финансов,

Казначейские ссуды также выдаются на условиях срочности, платности, возвратности.

Государственный займ, размещенный в других странах – внешний государственный кредит.

Следующийэлемент государственной финансовой системы - фонды страхования , обеспечивают возмещение возможных убытков в результате стихийных бедствий и несчастных случаев и способствуют их предупреждению.

Страхование может быть добровольным и обязательным.

Различают следующие разновидности страхования:

Социальное;

Имущественное;

Страхование ответственности;

Страхование предпринимательских рисков.

Фондовое звено – следующий элемент государственных финансов. Задача фондового рынка – обеспечение процесса перелива капитала в отрасли с высоким уровнем дохода.

Фондовый рынок служит для мобилизации и эффективного использования временно свободных денежных средств. Участники фондового рынка рассчитывают на получение более высокого дохода по сравнению с вложением в банк.

Финансы хозяйствующих субъектов представляют вторую сферу финансовых отношений (децентрализованную) и являются основой финансовой системы, так как здесь формируется преобладающая часть всех финансовых ресурсов. Децентрализованные фонды денежных средств образуются из денежных доходов и накоплений самих же организаций.

Таким образом, между централизованными и децентрализованными финансами имеется единый источник формирования – национальный доход. Кроме того, аккумулировав денежные ресурсы предприятий в централизованных государственных фондах, государство направляет их на удовлетворение общественных потребностей, в том числе на развитие производственных предприятий, наиболее значимых для экономики. Во взаимосвязи и взаимозависимости составных звеньев финансовой системы проявляется единая сущность финансов, а также единство финансовой системы России

В системе государственных финансов ведущее место занимает государственный бюджет . Он воплощает главные доходы и расходы государства. Обычно, под государственным бюджетом понимается основной финансовый план государства на текущий год, имеющий силу закона. Но правильнее было бы говорить о консолидированном бюджете. Консолидированный бюджет представляет собой свод бюджетов всех уровней и выглядит в виде трехуровневой конструкции:

Первый уровень - федеральный;

Второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации. Всего их 89, в том числе: республиканские бюджеты - 21; краевые - 8; областные - 50; бюджет автономной области - 1; окружные бюджеты - 10; городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга - 2 и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

Третий уровень - местные бюджеты. Их около 13 тыс. Из них: 1570 - районные бюджеты, 581 - городские, 762 - поселковые и 10 213 - сельские)

К местным бюджетам относятся и бюджеты закрытых административно-территориальных образований (ЗАТО).

Формирование бюджетов ЗАТО имеет определенные особенности. В доходы бюджета ЗАТО зачисляются все налоги и сборы и иные поступления с его территории. При этом дефицит бюджета закрытого административно-территориального образования покрывается дотациями, субсидиями и субвенциями из федерального бюджета в порядке, определяемом Правительством РФ. Данное отступление от общего бюджетного правила вызвано тем, что специфика ЗАТО и размещенных на их территории производств, условия жизни и труда проживающего там населения требуют к себе особого внимания для обеспечения безопасности.

Так, государственный бюджет Российской Федерации оформляется в виде федерального закона. По своемуматериальному содержанию государственный бюджет – это централизованный фонд денежных средств государства, а по социально-экономической сущности –инструмент перераспределения национального дохода.

Государственный бюджет выполняет следующие основные функции:

Перераспределение национального дохода;

Государственное регулирование и стимулирование экономики;

Финансовое обеспечение социальной политики;

Контроль за образованием и использованием централизованного фонда денежных средств.

Функционирование бюджета происходит посредством особых экономических форм – доходов и расходов. Доходы бюджета – это часть централизованных финансовых ресурсов государства. Они выражают экономические отношения, возникающие в процессе формирования фондов денежных средств. Формой проявления этих отношений служат различные виды платежей и поступлений в бюджет.

Главным источником доходов бюджета являются налоги (80 – 85 %). В налоговых доходах бюджета основную долю составляют прямые и косвенные налоги. Прямые налоги устанавливаются непосредственно на доход или имущество. К ним относятся, например, налог на прибыль, подоходный налог с физических лиц, налог на имущество. Косвенные налоги включаются в виде надбавки в цену товара и оплачиваются потребителем. Наиболее значительными косвенными налогами являются налог на добавленную стоимость и акцизы. К налоговым доходам бюджета относятся также таможенные пошлины. Взимание в доход бюджета каких-либо налогов, сборов, пошлин производится только на основании закона.


К неналоговым доходам бюджета относятся: доходы от использования государственного имущества, доходы от приватизации, доходы от внешнеэкономической деятельности.

Расходы бюджета представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Они выражают экономические отношения по использованию средств бюджета по различным направлениям. По разделам функциональной классификации расходов федерального бюджета выделяются следующие группы расходов:

1. Государственное управление – включает финансирование главы государства, законодательных и исполнительных органов власти, финансовых и налоговых органов и прочие расходы на общегосударственное управление.

2. Международная деятельность – объединяет расходы по международному сотрудничеству, реализации межгосударственных договоров, экономической и гуманитарной помощи, миротворческой деятельности.

3. Национальная оборона – расходы на строительство и содержание Вооруженных Сил, военные программы, обеспечение мобилизационной подготовки, социальную защиту военнослужащих и членов их семей.

4. Правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности государства включает расходы на органы внутренних дел, государственной безопасности, налоговой полиции, пограничной службы, прокуратуры, юстиции, внутренние войска, уголовно-исполнительную систему и противопожарную службу.

5. Финансирование народного хозяйства включает расходы на фундаментальные исследования и содействие научно-техническому прогрессу, поддержку топливно-энергетического комплекса, сельского хозяйства, транспорта и связи, охрану окружающей природной среды и природных ресурсов.

6. Финансирование социально-культурной сферы – это расходы на образование, культуру, искусство, средства массовой информации, здравоохранение и физическую культуру, социальную политику.

7. Обслуживание государственного долга – расходы по выплате процентов и основного долга по внешним и внутренним заимствованиям государства.

Прочие расходы включают резервные фонды Президента и Правительства Российской Федерации, бюджетные ссуды, проведение выборов и другие расходы.

Кроме функциональной классификации расходов, в бюджете расписывается ведомственная структура расходов. По каждому министерству, федеральной службе и агентству указывается общий объем финансирования и конкретные направления расходов. Дополнительно, помимо указанных групп расходов, в федеральном бюджете выделяются затраты на финансирование федеральных целевых программ.

Государственный бюджет строится на основе балансового метода, т. е. исходя из предполагаемых доходов определяются расходы. Формирование и расходование средств федерального бюджета осуществляется через Федеральное казначейство, контроль за исполнением федерального бюджета возложен на Счетную палату Российской Федерации.

Внебюджетные фонды представляют собой совокупность финансовых средств, находящихся в распоряжении государства и имеющих строго целевое назначение. Создание их является одним из методов перераспределения национального дохода для финансирования целевых мероприятий.

В зависимости от целевого назначения могут формироваться социальные, экономические, природоохранные и другие внебюджетные фонды. Порядок образования и использования средств этих фондов определяется законодательством. Основными источниками доходов этих фондов выступают специальные налоги и сборы, а также средства из бюджета и займы. В настоящее время большинство специальных фондов, за исключением социального назначения, консолидировано в бюджете с сохранением целевого характера их использования.

К социальным фондам относятся Пенсионный фонд, Фонд социального страхования, Фонд обязательного медицинского страхования. В общем объеме государственных финансов эти фонды занимают значительное место. По своим размерам в совокупности они сопоставимы с государственным бюджетом.

Государственный кредит – это совокупность экономических отношений между государством в лице его органов власти и управления и физическими и юридическими лицами, при которых государство выступает в качестве заемщика, либо кредитора, либо гаранта.

Государственный кредит как экономическая категория объединяет в себе финансовые и кредитные отношения. В качестве звена финансовой системы он обслуживает формирование и использование централизованных денежных фондов государства.

Государственный кредит выполняет две функции: фискальную и регулирующую.Фискальная функция государственного кредита состоит в формировании централизованных денежных фондов государства путем займа. Взятые взаймы денежные средства поступают на финансирование государственных расходов (в том числе, при необходимости, и на покрытие дефицита бюджета).

Реализация фискальной функции госкредита ведет к образованию государственного долга .Он подразделяется на капитальный и текущий. Капитальныйгосударственный долг представляет всю сумму выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая начисленные проценты.Текущийгосударственный долг составляют суммы погашения обязательств, срок оплаты которых наступил, и начисленные проценты.

Регулирующая функция государственного кредита проявляется путем воздействия на денежное обращение, уровень ставок на финансовом рынке, на другие макроэкономические показатели экономики. Размещая займы среди различных групп инвесторов, государство тем самым сжимает их платеже­способный спрос, отвлекает денежные средства с других сегментов финансового рынка.

Выступая в качестве заемщика, государство увеличивает спрос на заемные средства, и, соответственно, растет цена кредита. Выбрасывая на финансовый рынок денежные средства в виде ссуд, государство также влияет на денежную массу в обращении, на платежеспособный спрос и другие экономические индикаторы.

Государственный кредит может выступать в различных формах: наиболее распространенными являются: государственные займы, безоблигационные займы и кредиты, бюджетные ссуды и кредиты, гарантированные займы.

Государственный займ представляет собой заимствование средств юридических и физических лиц путем выпуска облигаций, казначейских обязательств и других видов государственных ценных бумаг.

Государственные займы классифицируются по ряду признаков. По эмитентам они делятся на федеральные, субъектов федерации и муниципальные. В зависимости от сферы размещения можно выделитьвнутренние и внешние займы. С точки зрения характера обращения на рынке существуютрыночные и нерыночные займы. Инструменты рыночных займов свободно покупаются и продаются на рынке ценных бумаг, а на нерыночные накладываются определенные ограничения. По признаку держателей заемных инструментов государственные займы делятся на размещаемые только среди физических лиц или только среди юридических лиц и на универсальные.

Государственные займы могут быть облигационными и безоблигационными. Если первые сопровождаются эмиссией ценных бумаг, то безоблигационные кредиты – оформляются соглашениями, договорами, выдачей особых свидетельств без выпуска государственных ценных бумаг.

Бюджетные ссуды и кредиты выражают отношения оказания финансовой помощи субъектам хозяйствования за счет бюджета на условиях срочности, платности и возвратности. В отличие от банковских кредитов, бюджетные ссуды не преследуют коммерческих целей, выдаются на льготных условиях для решения общественно значимых задач.

Еще одной формой государственного кредита являются гарантированные ссуды . Они представляют собой ссуды субъектам федерации, органам местного самоуправления, коммерческим организациям и другим экономическим структурам со стороны внешних и внутренних кредиторов под гарантию государственных или муниципальных органов.

Резервный фонд является частью средств федерального бюджета. Фонд призван обеспечивать выполнение государством своих расходных обязательств в случае снижения поступлений нефтегазовых доходов в федеральный бюджет.

Резервный фонд способствует стабильности экономического развития страны, уменьшая инфляционное давление и снижая зависимость национальной экономики от колебаний поступлений от экспорта невозобновляемых природных ресурсов.

Резервный фонд фактически заменил собой Стабилизационный фонд Российской Федерации. В отличие от Стабилизационного фонда Российской Федерации помимо доходов федерального бюджета от добычи и экспорта нефти источниками формирования Резервного фонда также являются доходы федерального бюджета от добычи и экспорта газа.

Максимальный размер Резервного фонда закреплен на уровне

10 % прогнозируемого на соответствующий финансовый год объема валового внутреннего продукта Российской Федерации.

Фонд национального благосостояния является частью средств федерального бюджета. Фонд призван стать частью устойчивого механизма пенсионного обеспечения граждан Российской Федерации на длительную перспективу. Целями Фонда национального благосостояния являются обеспечение софинансирования добровольных пенсионных накоплений граждан Российской Федерации и обеспечение сбалансированности (покрытие дефицита) бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации.

Нефтегазовые доходы федерального бюджета формируются за счет:

Налога на добычу полезных ископаемых в виде углеводородного сырья (нефть, газ горючий природный, газовый конденсат);

Вывозных таможенных пошлин на нефть сырую;

Вывозных таможенных пошлин на газ природный;

Вывозных таможенных пошлин на товары, выработанные из нефти.

Определенная часть указанных нефтегазовых доходов в виде нефтегазового трансферта ежегодно направляется на финансирование расходов федерального бюджета. Величина нефтегазового трансферта утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, исчисленном как 3,7 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта, указанного в федеральном законе о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период.

После формирования нефтегазового трансферта в полном объеме нефтегазовые доходы поступают в Резервный фонд.

Нормативная величина Резервного фонда утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год и плановый период в абсолютном размере, определенном исходя из 10 % прогнозируемого на соответствующий год объема валового внутреннего продукта. После наполнения Резервного фонда до указанного размера нефтегазовые доходы направляются в Фонд национального благосостояния.

Государственные унитарные предприятия. Эта форма предприятия осталась от времён планово-распределительной экономики. По мере развития процесса приватизации удельный вес таких предприятий среди всех субъектов предпринимательской деятельности неуклонно снижается, поскольку они преобразуются в иные организационно-правовые формы, свойственные рыночной экономике.

Главной особенностью унитарного предприятия является то, что оно распоряжается своим имуществом не на праве собственности, а на праве полного хозяйственного ведения или на праве оперативного управления.

Полное хозяйственное ведение дает предприятию относительно широкие права по владению, пользованию и распоряжению вверенного ему государственного или муниципального имущества, достаточные для того, чтобы выступать в экономических и правовых отношениях в качестве самостоятельного субъекта. Однако, право полного хозяйственного ведения - важное право, производное от права собственности, оно не может быть равнозначно последнему. Право оперативного управления полностью лишает унитарное предприятие свободы распоряжаться имуществом: любая сделка должна согласовываться с органом-учредителем.

В связи с этим, унитарное предприятие не обладает абсолютной свободой распоряжения имуществом. В первую очередь это касается недвижимого имущества, которым унитарное предприятие может распоряжаться (продавать или иным образом отчуждать, сдавать в аренду, вносить в залог) лишь с согласия органа, уполномоченного управлять соответствующим государственным или муниципальным имуществом.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, все свои основные производственные и непроизводственные расходы должны покрывать за счет собственных доходов (прибыли, амортизационных отчислений) либо банковского кредита. Такие предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, осуществляют свою финансовую деятельность на основе специального финансово акта - баланса, в котором в денежной форме отражаются все стороны работы предприятия. Сводные балансы по отраслям составляются на основе годовых балансов предприятий. Баланс является важнейшей частью годового бухгалтерского отчета, который включает и иные формы и документы. Особое значение имеет отчет о финансовых результатах и их использовании.

Финансирование расходов из бюджета государственных унитарных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения, осуществляется только на определенные цели, установленные законом, в частности, на расходы по санации убыточных угольных шахт и разрезов, воспроизводство минерально-сырьевой базы, конверсию оборонной промышленности, на инвестиции (капитальные вложения) под определенные проекты и т.д.

Государственные унитарные предприятия, основанные на праве оперативного управления (федеральные казенные предприятия), получают государственные средства в порядке финансирования как на расходы по теку- щей деятельности, так и на инвестиционную деятельность.

Особым видом государственных организаций является государственная корпорация.

Государственной корпорацией признается не имеющая членства некоммерческая организация, учрежденная Российской Федерацией на основе имущественного взноса и созданная для осуществления социальных, управленческих или иных общественно полезных функций. Государственная корпорация создается на основании федерального закона.

Имущество, переданное государственной корпорации Российской Федерацией, является собственностью государственной корпорации.

Несмотря на обособленное имущество, финансирование некоторых ГК до сих пор осуществляется из федерального бюджета.

Виды и задачи деятельности государственных корпораций

Первой ГК в России стало Агентство по реструктуризации кредитных организаций (АРКО), возникшее в 1999 году. В 2003 появилось вторая ГК – Агентство по страхованию вкладов. Но настоящий бум государственных корпораций начался в 2007 году.

На 12 ноября 2007 года были уже созданы или находились в процессе создания следующие организации:

Государственная корпорация «Агентство по реструктуризации кредитных организаций» (далее – АРКО; ликвидирована в 2004 г.).

Государственная корпорация «Банк развития и внешнеэкономической деятельности (Внешэкономбанк)» (далее – Внешэкономбанк).

Государственная корпорация по строительству олимпийских объектов и развитию города Сочи как горноклиматического курорта (далее – «Олимпстрой»).

Государственная корпорация «Российская корпорация нанотехнологий» (далее – «Роснанотех»).

Государственная корпорация «Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» (далее - ФСР ЖКХ).

Государственная корпорация по атомной энергии «Росатом» (далее – «Росатом»).

Государственная корпорация по содействию разработке, производству и экспорту высокотехнологичной промышленной продукции «Ростехнологии» (далее – «Ростехнологии»).

Государственная корпорация «Агентство по страхованию вкладов» (далее – АСВ).

На сегодняшнее время экономика имеет большое количество различных моделей, и определяется тем, что являет собой социально-ориентировочное хозяйство с государственным регулированием.

Рыночные отношения безусловно включают в себя государственные , которые влияют как на структуру этих отношений, так и на сам механизм со стороны государства.

Государственные финансы позволяют понять сущность государственного управления, основные типы и формы государственной власти, дают возможность увидеть структуру и компетенцию органов законодательной и исполнительной власти, судебной власти и органов местного самоуправления.

Основные понятия государственных финансов

Как только возникло человеческое общество, государство еще не существовало. Люди владели и распоряжались ресурсами вместе, а все добытые ресурсы делились по возрасту и половому признаку. Но как только стали появляться индивидуальные производства, частная собственность, и социальное расслоение появилось такое понятие как государство .

В целом государство представляет собой ряд определенных признаков показанных на схеме.

Государством называют не только саму территорию, на которой проживают люди, которых объединяет общий язык, культура, традиции, но и основную публичную власть, которая состоит из важнейших институтов (армия, полиция, организации принимающие и разрабатывающие законы). Именно эти институты становятся основой государства, поскольку в них участвуют люди, имеющие опыт и знания.

Основной особенностью институтов власти становится выполнение функций в обществе, которые не приводят к производству благ (продукты, жилье и т.д.). Но при всем этом для осуществления своих функций люди должны получать одежду, есть, пить, платить за транспорт. Поэтому с момента возникновения государства стало важным искать ресурсы для содержания этих институтов. В начале развития государства это были подать населения в виде вещей, продуктов, но как только стали появляться товарно-денежные отношения – население стало платить деньгами. Денежные ресурсы, накопленные от населения и представляли такое понятие как государственные финансы .

Следовательно государственными финансами называют совокупность экономических отношений, методы образования и пути распределения денежных фондов, которые необходимы государству для поддержания жизнеспособности его органов и выполнение присущих им функций. Они могут быть представлены как доходы (налоги, платежи в ) или как расходы государства (инвестиции, социальные выплаты, занятость, государственные закупки).

Этапы развития понятия « государственные финансы »

Поскольку государственные финансы составляют финансовую систему страны, их сущность будет определяться важнейшим способом производства и классовыми особенностями государства.

В феодальном обществе государственные финансы служили своеобразным орудием, для дополнительной эксплуатации трудящихся, поскольку основная часть налогов и сборов была на них, а полученные средства шли на содержание классового аппарата и поддержку высших классов.

До капитализма государственные финансы представляли собой натуральную форму. Рабы трудились и произведенные ими продукты покрывали потребности рабовладельческого государства. Армия рабов а заодно и казна пополнялись за счет военных грабежей и дани собираемой с народа.

После создания централизованных государств стали расти их расходы, и как следствие появилась система налогов и пошлин, казна стала самостоятельной и отделилась от средств главы государства, а средства все чаще стали принимать форму денег. Перестали собирать с народа, вместо этого появились и централизованная эмиссия денег. В итоге так сложилась система государственных финансов.

В период капитализма государственные финансы в основном обеспечивали материальные условия функционирования и существования государства. Расходы направлялись на содержание органов государственной власти, армию, флот, войны, строительство железных дорог, оплата государственного долга и т.д. Эти расходы покрывались главным образом изъятием части доходов в форме налогов и сборов у населения, выдачи государственных займов и эмиссии ценных бумаг и денег.

При империализме роль государственных финансов существенно увеличилась, поскольку развивался капиталистический и тем самым увеличивались и государства. В то время государственные финансы использовались как способ стимулирования и регулирования капиталистической экономики. Поэтому их роль в распределении национального дохода становится значимой.

В период социализма государственные финансы становятся главным орудием осуществления финансовой и социальной политики государства. В СССР финансы в государстве использовались на социальную индустриализацию в стране, коллективизацию сельского хозяйства и проведение культурной революции с развитием входящих в СССР народных республик.

Государственные финансы были тесно связанны с материальным производством , и включали в себя :

  • Общегосударственные финансы (государственный бюджет, государственное страхование);
  • Финансы отраслей хозяйствования;
  • Финансы государственных предприятий.

Финансы государственных предприятий и отраслей хозяйства составляют основу государственных финансов и являются основным источником ресурсов, пополняющих финансовую систему, а государственный бюджет является в свою очередь ведущим звеном финансовой системы.

Во времена начала построения социалистического и коммунистического общества государственные финансы начинают использоваться для создания материально-технической базы коммунизма, совершенствования социалистических отношений в производстве, а также для удовлетворения растущих потребностей трудящихся.

В последние годы финансовая система Российской федерации изменилась прежде всего из-за развития рыночных отношений и децентрализации бюджетной системы.

Понятие государственных финансов было расширено за счет:

  • Нового Бюджетного Кодекса;
  • Определение трехуровневой бюджетной системы;
  • Определение понятия государственного долга;
  • Определение финансов государственных внебюджетных социальных фондов;
  • Отдельное существование муниципальных финансов как основы местных органов самоуправления.

Функции государственных финансов

Функции государственных финансов происходят от функций самого государства , которые состоят из :

1) Охраны права, защиты спокойствия граждан и предотвращения конфликтов;

2) Защиты прав собственности, специфика и особенности ее регистрации;

3) Наличия возможностей и путей обмена товарами и услугами;

4) Создания и защиты способов обмена информацией;

5) Создания и сохранности стандартов измерений, а также денег (осуществление поддержки национальной денежной единицы как инструмента и способа измерения обменных операций);

6) Производство общественных благ.

Государственные финансы с точки зрения экономики выполняют основные 5 экономических функций : планирование, организация, мотивация, контроль, распределение.

  1. Планирование . Эта функция способствует определение целей и путей их достижения на основании распределения полномочий и обязанностей между государством, органами государственной власти и органами местного самоуправления. Реализация этой функции на практике осуществляется при составлении бюджетов на текущий период и на перспективу, а также балансов и порядков налогообложения.
  1. Организация . Эта функция включает в себя устройство бюджетирования, классификацию бюджетов, определяет порядок составления, выполнения бюджетов, распределение полномочий между органами власти в бюджетном процессе и определение обязанностей структурных подразделений финансовых органов. С организацией связывают процесс построения системы регулирования и контроля бюджетного распределения и финансовых ресурсов внутри государства.
  1. Стимулирование или мотивация . Эта функция связана с путями реализации целей. С ее помощью берутся во внимание факторы, которые влияют на финансовую деятельность государства и учитывают потребность в деньгах.
  1. Контроль . Эта функция способствует реализации установленных целей. Целями выступают разработка нормативов и норм, которые являются эталоном и фактором оценивания результатов. Сравниваются достигнутые результаты с поставленными целями, внесение при необходимости изменений в условия финансовой деятельности.
  1. Распределение . Функция государственных финансов, которая состоит в том, что через пути распределения национального продукта обеспечиваются потребности государства, формируются источники для финансирования общественного сектора в экономике, проводится сбалансированность бюджетов в границах единой бюджетной системы Российской федерации.

Но государственные финансы так же имеют ряд функций , имеющих решающее значение :

  1. Экономическая - состоит в том, чтобы производить финансирование регулирующей деятельности государства осуществляемая в национальном хозяйстве.
  2. Оборонная - функция означает направление государственных финансов на финансирование органов полиции, безопасности, армии и т.д.
  3. Социальной - является функция, которая означает оказание поддержки малоимущему населению, финансирование безработных, инвалидов, больных с помощью выплачиваемых пособий.
  4. Экологическая - функция самая современная функция, которая заключается в обеспечении предприятий возможным субсидированием для внедрения в производство инноваций, которые снижают вредные факторы воздействия на окружающую среду.

Структура государственных финансов

Функционирование государственных финансов происходит на государственном, региональном и местном уровнях.

Государственные финансы включают :

  • Государственный бюджет;
  • Государственные внебюджетные фонды;
  • Государственные кредиты;
  • Финансовые ресурсы государственных предприятий;
  • Бюджеты региональных и местных органов власти.

Именно благодаря разным составляющим государственных финансов и их функциям, государство по разному может влиять на экономические и социальные процессы, которые происходят в обществе.

  1. Государственный бюджет является наиболее важным элементом государственных финансов, он представлен крупным денежным фондом, который используется для финансирования деятельности верхушки правительства. Благодаря ему накапливаются финансовые ресурсы. За счет этих ресурсов проводится финансирование государственных целевых программ, мер по стабилизации экономики, выполнение обязательств, обеспечение обороноспособности государства, и государственное управление.

Кроме государственных бюджетных средств, государственные финансы включают также финансы, находящиеся в государственной собственности предприятий.

  1. Денежные ресурсы поступающие из внебюджетных фондов направляются исключительно на определенные цели (финансирование целевых программ). Государственные внебюджетные фонды функционируют самостоятельно и отделены от государственного бюджета.

К этим внебюджетным фондам относятся :

Главным источником государственных финансов выступает национальный доход. Но в случае непредвиденных обстоятельств источником формирования является ранее накопленное страны, некоторые из элементов (золотовалютный запас, страховые резервы) которого находятся в хозяйственном обороте.

Государственные финансы так же формируются из налогов, постоянно параллельно с ними увеличиваются дивиденды от эксплуатации государственной собственности, от ее продажи. Поскольку возрастает расширяются и государственные займы.

  1. Государственные кредиты или займы позволяют мобилизовать временно свободные денежные средства, которые направляются от физических и юридических лиц в распоряжение органов государственной власти с условиями оплаты и возврата. Направленные финансы необходимы для финансирования расходов, которые не обеспечиваются доходами из бюджета. Государственные займы проходят в виде продажи государственных ценных бумаг на финансовых рынках. Государственный кредит дает возможность покрыть дефицит бюджета.

Будьте в курсе всех важных событий United Traders - подписывайтесь на наш