Добровольное пенсионное обеспечение (дпо). Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Добровольное пенсионное обеспечение (страхование) – система накоплений с помощью различных финансовых организаций будущей пенсии, основанная на тех же принципах, что и обязательное пенсионное страхование. Отличие состоит, во-первых, в том, что добровольное пенсионное страхование является дополнительным по отношению к обязательному. Во-вторых, размер взносов определяет не государство , а самзастрахованный , т.е. гражданин.

Страховщиками по системе добровольного пенсионного страхования выступают:

Негосударственные пенсионные фонды

Страховые компании

Страховщики предлагают различные программы дополнительного пенсионного обеспечения, и право клиента – выбрать ту, которую он считает наиболее выгодной.

Взносы по программе добровольного пенсионного обеспечения могут быть единовременными или накопительными. В зависимости от программы взносы могут уплачиваться ежегодно, ежеквартально или ежемесячно.

По достижении пенсионного возраста выплата денег пенсионеру может производиться раз в квартал, полугодие, месяц и т.д., - в течение оговоренного срока или пожизненно.

За деятельностью страховщиков осуществляется серьёзный контроль со стороны государства. Контролю подлежат объём страховых резервов и их размещение, что обеспечивает надёжность страховых компаний.

Программы добровольного пенсионного страхования успешно реализуются в самых разных странах мира, позволяя гражданам обеспечить себя средствами к существованию в старости, размер которых зависит не от возможностей государственной системы социального обеспечения, а исключительно от желания и возможностей застрахованного.

4. Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование

Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование (далее страховые взносы) - это индивидуально возмездные обязательные платежи, которые уплачиваются в бюджетПенсионного фонда Российской Федерации и персональным целевым назначением которых является обеспечение права гражданина на получениепенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме страховых взносов, учтенной на егоиндивидуальном лицевом счете .

Страховые взносы за физических лиц , работающих потрудовому договору или погражданско-правовому договору , уплачиваетработодатель .,нотариусы ,адвокаты , главыКрестьянско-фермерских хозяйств (за себя и за членов КФХ) уплачивают фиксированныевзносы, исчисленные исходя из стоимости страхового года .

Субъекты обязательного пенсионного страхования

Страховщик -Пенсионный фонд Российской Федерации . Государство несет субсидиарную ответственность по обязательствам Пенсионного фонда Российской Федерации перед застрахованными лицами.

Страхователи -организации ,индивидуальные предприниматели ,нотариусы ,адвокаты , главыКФХ и простофизические лица , производящие выплаты в пользу физических лиц, облагающиеся страховыми взносами.индивидуальные предприниматели ,нотариусы ,адвокаты и главы КФХ являются страхователями и по отношению к самим себе, уплачивая фиксированные взносы (страховые взносы уплачиваемые в размере, определяемом исходя из стоимости страхового года ). Иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.

Застрахованные лица - лица, являющиеся гражданами Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства.

В большинстве развитых стран пенсионное обеспечение осуществляется из трех источников:

Государственными пенсионными системами (в рамках социального страхования);

Негосударственными пенсионными фондами;

Страховыми компаниями или другими финансовыми организациями.

Уровень развития негосударственных пенсионных фондов в стране зависит от того, в какой мере государственная система пенсионного обеспечения отвечает потребностям населения. Так наибольшее распространение частные пенсионные фонды получили в США, наименьшее - в Скандинавии, Австрии.

В международной практике страховое обеспечение пенсиями делится на три основных направления:

1) индивидуальное страхование пенсий - клиент страхует пенсию определенного размера;

2) клиент накапливает средства в страховой организации, пенсия адекватна накопленной сумме;

3) групповое страхование - пенсии всех участников адекватны общей сумме взносов.

В России до 1917 г. была развита система пенсионных касс, сегодня наибольшее распространение получило название пенсионный фонд. Обычно под пенсионным фондом понимается организация, обеспечивающая групповое страхование. В отечественной практике - это все организации обеспечивающие страхование пенсий.

Пенсионный фонд - организация, занимающаяся разноплановой деятельностью, которая заключается в аккумулировании денежных средств и их использовании для выплат пенсий и пособий участникам.

Негосударственные пенсионные фонды (НПФ) в России предлагают своим участникам от 1 до 84 пенсионных схем. При этом под термином "пенсионная схема" понимается порядок внесения взносов и осуществления платежей из НПФ. Основные характеристики пенсионной схемы:

Периодичность и размеры платежей;

Сроки формирования пенсионных накоплений;

Сроки выплат дополнительных пенсий.

Несмотря на имеющееся разнообразие, в чистом виде можно выделить две пенсионные схемы:

1) накопительная схема - взносы уплачиваются вкладчиком по возможности, выплаты производятся до полного исчерпания средств на личном счете участника;

2) схема с минимально гарантированным размером пенсии - в этой схеме устанавливается гарантированный размер пенсии в зависимости от размера взносов, причем реальная величина пенсионных выплат может быть выше в соответствии с инвестиционным доходом, начисленным на именной счет участника, но ни при каких условиях она не будет ниже этого размера.

Минимальный период формирования пенсионных накоплений - 1-2 года (для лиц пенсионного и предпенсионного возраста). Максимальная длительность стадии накопления определяется естественными возрастными границами.

По сроку выплат различают пожизненные и срочные (ограниченные) пенсии.

Срочные пенсии выплачиваются в течение оговоренного срока. Пенсии обычно выплачиваются с установленного общего пенсионного возраста. Периодичность выплат может быть различной.

По характеру своей деятельности пенсионные фонды располагают значительными инвестиционными ресурсами. Правильное размещение этих средств важно как для фонда, так и для страхователей.

В отличие от страховщиков, пенсионные фонды до 1995 г. были не ограничены в выборе направлений инвестирования. По состоянию на 1 июля 1994 г. активы НПФ в среднем распределялись следующим образом:

Государственные ценные бумаги - 23%;

Депозиты - 24%;

Недвижимость - 5%;

Прямые инвестиции - 1%;

Ценные бумаги - 44%

Прочие вложения - 3%.

В декабре 1995 г. Инспекцией негосударственных пенсионных фондов при Министерстве социальной защиты РФ были утверждены Временные правила инвестирования актовов негосударственных пенсионных фондов. В соответствии с данными правилами НПФ должны осуществлять инвестиционную деятельность через Компании по управлению активами НПФ. Фонды осуществляют контроль за размещением Компаниями их активов. Правила определяют порядок размещения средств, привлеченных в связи с осуществлением негосударственного пенсионного обеспечения, и не распространяются на собственные средства фондов.

Активы НПФ могут быть размещены в:

Ценные бумаги федерального правительства;

Муниципальные ценные бумаги;

Банковские депозиты;

Ценные бумаги других эмитентов (облигации, акции, векселя, депозитные

Сертификаты);

Недвижимость;

Валютные ценности;

Денежные средства на расчетном счете.

Запрещается ивестирование активов по следующим направлениям:

Предоставление займов и кредитов;

Заключение договоров купли-продажи;

Вложение в интеллектуальную собственность;

Осуществление торгово-посреднической, банковской и производствен-ной деятельности;

Оплата расходов по ведению дел Фонда;

Осуществление совместоной деятельности.

Цель введения данных правил обеспечение надежности деятельности и платежеспособности НПФ и гарантий вкладчикам. В этой связи, разработана система нормативов, позволяющих оценивать надежность и платежеспособность НПФ. Нормативы, являющиеся обзательными для всех НПФ и Компаний:

Норматив соответствия инвестиционной деятельности (N1);

Норматив достаточности средств Компании (N2);

Норматив соотношения актовов фонда и его обязательств (N3).

Для расчета N1 все активы НПФ оцениваются с учетом степени риска по специальным коэфициентам (разброс коэффициентов от 0,125 до 0,650). Норматив определяется по следующей формуле:

где, Bi- фактическая сумма активов, вложенных в конкретное направление инвестиций; Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций активов; P - общая сумма активов.

Максимально допустимое значение норматива - 0,5.

Норматив достаточности собственных средств Компании определяет соотношение всех собственных средств Компании и суммы размещаемых актовов Фондов, взвешенных с учетом риска:

где, Q - собственные средства компании по упралению активами; Bi - фактическая сумма активов, вложенная в конкретное направление инвестиций; Ai - коэффициент риска конкретного направления инвестиций.

Минимально допустимое значение норматива - 0,08.

Норматив сотношения активов фонда и его обязательств определяется следующим образом:

P - общая сумма активов;

O - расчетные обязательства Фонда (современная стоимость обязательств).

Контроль за соблюдением экономических нормативов осуществляется на основе данных квартальной бухгалтеской отчетности.

Предыдущая

Все большее количество россиян желают принять участие в формировании своей будущей пенсии. В настоящее время свыше 7 миллионов человек являются участниками негосударственного пенсионного страхования.

Данный вид пенсионного обеспечения является дополнительным к основным видам: и .

Выбор в пользу еще одной пенсии гражданину , при этом стоит учитывать:

  • наличие государственной лицензии;
  • высокий рейтинг среди других фондов;
  • надежные способы инвестирования денежных средств вкладчиков;
  • разнообразие пенсионных схем, максимально учитывающих большинство предпочтений вкладчиков.

Для того, чтобы стать участником негосударственного пенсионного обеспечения (НПО) необходимо заключить договор , в котором описываются основные права и обязанности каждой стороны. В этом же документы прописана и пенсионная схема , выбранная вкладчиком. Уплату взносов можно осуществлять не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц. Периодичность платежей и способы их перечисления также указываются в договоре.

Негосударственное пенсионное страхование устанавливается при наличии на то оснований в связи с достижением общеустановленного возраста выхода на пенсию. Однако существует возможность и досрочного НПО для работников с вредными и опасными условиями труда. Размер негосударственной пенсии определяет гражданин при выборе пенсионной схемы. От этого будет зависеть и величина уплачиваемых им пенсионных взносов.

Негосударственная пенсия - что это такое?

Для обеспечения достойного уровня жизни по достижении пенсионного возраста гражданин может сам принять участие в формировании своей . Для этого ему необходимо стать участником негосударственного пенсионного обеспечения.

Негосударственная пенсия - это дополнительная выплата к основной сумме пенсии, формируемая в основном за счет личных взносов гражданина и назначаемая при выходе на заслуженный отдых.

Отличительными чертами данного вида пенсионного обеспечения являются:

  • отсутствие необходимости иметь ;
  • возможность самостоятельно устанавливать сумму взносов и периодичность их уплаты;
  • наличие у гражданина права расторгнуть договор и вернуть накопленное.

Для того, чтобы в будущем получать дополнительную пенсию необходимо предпринять следующее :

  1. Выбрать НПФ и заключить с ним договор.
  2. Утвердить индивидуальный план платежей.
  3. Осуществлять уплату взносов согласно договору.

Начать формировать негосударственную пенсию может любой гражданин, начиная с 18 лет. Юридическим основанием установления такой пенсии является закон № 75-ФЗ от 07.05.1998 г. «О негосударственных пенсионных фондах» , он же регулирует отношения между участниками данного вида пенсионного обеспечения.

Участники пенсионного обеспечения

Участником негосударственного пенсионного обеспечения можно стать, заключив договор с выбранным фондом. Сторонами такого договора являются:

  • , действующий на основании лицензии;
  • вкладчик, уплачивающий взносы;
  • участник, которому в соответствии с договором должна выплачиваться или уже выплачивается негосударственная пенсия.

Что касается вкладчиков, то ими могут быть:

  • физические лица - граждане, самостоятельно уплачивающие взносы на НПО (одновременно являются и участниками заключаемого договора);
  • юридические лица - организации, перечисляющие взносы из своих средств в пользу своих сотрудников (в данном случае у работников таких предприятий формируется корпоративная пенсия).

Свои обязательства НПФ выполняет согласно правил, утверждаемых советом директоров каждого конкретного фонда и регистрируемых в порядке, предусмотренным Центробанком. Правила содержат следующую информацию:

  • список пенсионных схем и их подробное описание;
  • перечень оснований для выплаты негосударственной пенсии (ими могут быть как страховые случаи: старость, утрата кормильца, инвалидность, так и дополнительные основания).

Договор негосударственного пенсионного обеспечения

Права и обязанности участников НПО, а также принципы их взаимодействия закреплены в соответствующем документе - договоре . Перед его составлением гражданину необходимо определиться со следующими вопросами:

  • возможный размер будущей дополнительной пенсии, которую он хотел бы получать;
  • приемлемый для него период выплаты негосударственной пенсии;
  • удобный график внесения платежей.

Выбрав таким образом пенсионную программу, отвечающую всем требованиям обратившегося, необходимо заключить непосредственно договор с выбранным НПФ. Данный документ представляет собой соглашение между НПФ и вкладчиком в пользу участника договора.

Обязанности в таком случае распределяются так :

  • у вкладчика - перечисление пенсионных взносов в установленные сроки и в определенных размерах;
  • у фонда - выплата негосударственной пенсии при наличии у гражданина права на нее в соответствии с выбранной им пенсионной схемой.

Подробный перечень требований к содержанию договора содержится в ст. 12 закона № 75-ФЗ от 07.05.1998 г.

Стоит отметить, что документ может быть составлен не только в свою пользу, но и в пользу третьих лиц . Ими могут быть любые физические лица - родственники, близкие люди.

Договор составляется в двух экземплярах, имеющих одинаковую юридическую силу для каждой стороны. Срок действия документа равен периоду выполнения сторонами своих обязательств. По желанию вкладчика договор может быть расторгнут. Еще одной причиной прекращения договора может стать смерть участника. В таком случае пенсионные накопления наследуются его правопреемниками.

Выбор пенсионной схемы в НПФ

При заключении договора гражданин обязан выбрать одну из предложенных ему пенсионных схем, перечисленных в Правилах.

Пенсионная схема представляет собой перечень условий, раскрывающих порядок уплаты пенсионных взносов и выплаты негосударственной пенсии.

С точки зрения уплаты платежей можно выделить следующие схемы:

  • в зависимости от количества вкладчиков:
    • с единственным лицом, перечисляющим взносы;
    • паритетная (где участвуют сотрудники и работодатели);
  • в зависимости от вида открываемого счета:
    • солидарные (в пользу группы заранее определенных лиц);
    • индивидуальные (с перечислением на именной счет).

С точки зрения выплаты негосударственной пенсии различают такие схемы:

  • срочные (выплата осуществляется в течение всего срока, предусмотренного договором)
  • пожизненные (без ограничения в течение всей жизни участника при наличии на то средств на счете).

Взносы по договору о НПО

При подписании договора вкладчик самостоятельно определяет размер пенсионных взносов, периодичность и продолжительность их уплаты.

Перечисляют платежи как правило с такой периодичностью :

  • ежемесячно;
  • ежеквартально;
  • раз в полгода;
  • одной суммой за год;
  • реже допускается единовременное внесение денежных средств.

Вкладчики уплачивают взносы денежными средствами одним из удобных способов в порядке и размерах, предусмотренных правилами НПФ и заключенным договором. Способов перечисления взносов существует несколько:

В случае прекращения уплаты взносов многие фонды оставляют за вкладчиком возможность возобновить их перечисление, обратившись с такой целью в свой НПФ.

Досрочная негосударственная пенсия в НПФ

Негосударственная пенсия может выплачиваться досрочно, то есть ранее , в связи с занятостью на определенных видах работ, предусмотренных пп. 1- 18, п. 1, ст. 30 ФЗ № 400 «О страховых пенсиях» . Для признания условий труда на таких работах вредными и опасными проводится . В настоящее время она заменяет существовавшую ранее аттестацию рабочих мест в связи с введением в действие закона № 426-ФЗ от 28.12.2013 г. «О специальной оценке условий труда» .

По результатам проведенной оценки условиям труда присваивается один из четырех классов опасности. Последние из них (третий и четвертый) являются вредными и опасными. Именно в таких случаях с целью обеспечения своих работников досрочной пенсией работодатель может выбрать несколько вариантов действий:

  1. Уплачивать в ПФР страховые взносы согласно классу условий труда.
  2. Дополнительно перечислять взносы в негосударственный фонд.

На вступление в систему досрочного НПО по второму варианту требуется согласие работника. В данном случае работодатель самостоятельно выбирает и утверждает пенсионную программу в соответствии с предложениями НПФ. Требования относительно условий заключаемого договора содержатся в ст. 36.33 ФЗ № 75 от 07.05.1998 г.

Что же касается взносов на досрочное НПО, то законодательно установлена нижняя граница их ежемесячного взноса:

  • не ниже 2% дохода сотрудника, занятого на рабочем месте с вредными условиями труда;
  • не ниже 4% всех выплат работника, занятого на рабочем месте с опасными условиями труда.

Стоит отметить, что пенсионная программа работодателя может включать и возможность самого работника участвовать в формировании своей дополнительной пенсии . В этом случае часть взносов удерживается из заработной платы самого сотрудника.

Размер и выплата негосударственного пенсионного обеспечения

Для установления негосударственной пенсии гражданину требуется обратиться в НПФ с заявлением о ее назначении и необходимыми документами, список которых может различаться в зависимости от правил каждого фонда.

Дата обращения является датой назначения негосударственной выплаты, но она не может быть раньше дня возникновения права. Непосредственно перечисление денежных средств осуществляется как правило в течение 30 календарных дней с момента обращения.

Размер будущей выплаты зависит от нескольких параметров :

  • правил выбранного фонда;
  • пенсионной схемы, указанной в договоре;
  • суммы, накопленной к моменту оформления пенсии.

Отметим, что размер НПО может быть увеличен в связи с полученным доходом от инвестирования по итогам календарного года.

После установления пенсии фонд как правило направляет в адрес обратившегося гражданина уведомление о назначении выплаты с указанием начисленной суммы и срока, в течение которого деньги будут выплачиваться.

Перечисление денег осуществляется одним из возможных способов :

  • на номер счета в банковском учреждении;
  • на номер банковской карты;
  • почтовым переводом.

Вся необходимая информация содержится в письменном обращении гражданина. При изменении личной информации гражданину необходимо своевременно уведомить об этом свой НПФ.

Негосударственное пенсионное обеспечение (НПО) - дополнительный вид пенсионного обеспечения граждан нашей страны. Осуществляется негосударственными пенсионными фондами (НПФ), имеющими соответствующую лицензию, на основе договоров о негосударственном пенсионном обеспечении, заключаемых с физическими или юридическими лицами.

Отличительная особенность НПО - его добровольный характер, т.е. если государственная пенсионная система в нашей стране основана на принципе обязательного пенсионного страхования и обязательных страховых взносах, то негосударственное пенсионное обеспечение основано на добровольности выбора пенсионной программы и добровольных пенсионных взносах.

Цель негосударственного пенсионного обеспечения - сформировать будущему пенсионеру дополнительную к государственной пенсию, обеспечивающую более высокий уровень жизни в пенсионном возрасте.

Размер негосударственной пенсии не зависит ни от трудового стажа, ни от заработной платы, ни от размера государственной (страховой и накопительной) пенсии. Негосударственная пенсия формируется исключительно за счет добровольных пенсионных взносов, уплачиваемых в НПФ и дохода от их размещения (инвестирования). Чем больше накоплено пенсионных средств, тем больше будет размер негосударственной пенсии. Размер пенсии рассчитывается, исходя из суммы пенсионных средств, сформированных в пользу будущего пенсионера и срока выплаты негосударственной пенсии (в течение определенного ряда лет или пожизненно). Негосударственная пенсия и накопленные пенсионные средства при определенных условиях подлежат выплате правопреемникам, то есть наследуются.

Негосударственное пенсионное обеспечение может быть организовано работодателем по корпоративной пенсионной программе или физическим лицом в свою пользу или в пользу третьих лиц по личным пенсионным программам.

При организации негосударственного обеспечения работодателем, работодатель (юридическое лицо) заключает с НПФ договор НПО в пользу своих работников. В этом случае работодатель становится вкладчиком, а работники, включенные в корпоративную пенсионную программу, участниками, т.е. вкладчик уплачивает пенсионные взносы, а участники получают или будут получать негосударственную пенсию.

Если физическое лицо самостоятельно заключает пенсионный договор в свою пользу, выбирая личную пенсионную программу, то гражданин одновременно является и вкладчиком, и участником, т.е. и уплачивает пенсионный взнос, и будет получать негосударственную пенсию.

При любом варианте негосударственного пенсионного обеспечения результатом будет дополнительная пенсия и большая свобода и экономическая независимость в пенсионном возрасте. Сформируйте себе негосударственную пенсию!

Дополнительное пенсионное обеспечение (additional provision) – система пенсионного обеспечения, осуществляемого наряду с государственной системой пенсионного обеспечения как в форме дополнительных профессиональных пенсионных систем отдельных организаций, отраслей экономики либо территорий, так и в форме личного пенсионного страхования граждан, производящих накопление средств на свое дополнительное пенсионное обеспечение в или .

После принятия решения о создании дополнительной профессиональной пенсионной системы она становится обязательной и не может быть ликвидирована по решению ее учредителей. Дополнительная профессиональная пенсионная система должна удовлетворять ряду требований. Она обязана обеспечить выплату пенсий, а не единовременных сумм и координироваться с государственной пенсионной системой в отношении видов пенсий и условий их назначения.

Дополнительная профессиональная пенсионная система может быть с установленными выплатами либо с установленными взносами, солидарной или накопительной или же использовать одновременно оба этих вида. Ее финансирование предполагается осуществлять как за счет взносов работодателя, так и с участием работников.

Обязательства по пенсионной системе должны иметь финансовое покрытие в форме накопленных активов и будущих поступлений взносов. При финансировании перечисленных пенсионных систем за счет взносов работодателя в них может быть предусмотрен определенный период, в течение которого уволившийся работник, «охваченный» этой системой, не приобретает пенсионных прав, а также механизм перевода приобретенных пенсионных прав в случае увольнения из организации.

Когда дополнительная профессиональная пенсионная система удовлетворяет установленным требованиям, ей могут быть предоставлены определенные налоговые льготы. В качестве возможного решения взносы, отчисляемые на финансирование профессиональных пенсионных систем, должны исключаться из их .

В целях обеспечения справедливой распределительной политики необходимо установить предел взносов на выплату пенсий, которые не учитываются при определении налоговой базы.

Развитие негосударственных пенсионных систем осуществляется под государственным контролем. Пенсионное законодательство не определяет конкретные условия и размеры негосударственных пенсий. Решение этих вопросов остается в ведении структур, создающих негосударственные пенсионные системы. Законодательство лишь устанавливает определенное ограничение в отношении характера допустимой деятельности таких структур в области пенсионного обеспечения.