Таблица население зарубежной европы. Европейские организации и объединения

Технологическая карта урока учебной дисциплины ОУД.16 «География»

по теме «Население Зарубежной Европы»

Разработала:

Преподаватель географии

БКТиГ

Арсланова Рима Вахитовна

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи урока

Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе

Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету

Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации

Планируемые результаты

Предметные

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Личностные

развитие устойчивой познавательной мотивации и интереса к необходимости знать о населении стран Зарубежной Европы; формирование способности к самоопределению, уважительного отношения к иному мнению

Метапредметные

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Универсальные учебные действия

Познавательные

самостоятельно выделять, формулировать познавательную цель урока, давать определение понятиям воспроизвоство,депопуляция, миграции населения, урбанизация, субурбанизация. характеристику национальному и религиозному составу;структурировать знания; осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; делать анализ, отбор информации,перерабатывать информацию для получения необходимого результата

Коммуникативные

сотрудничество с учителем и одногруппниками в поиске и сборе информации, умение выражать свои мысли

Организация образовательного пространства

Учебник географии, атлас по географии для 10-11 классов, политическая карта мира, проектор, презентация учителя, ЦОРы: социальная сеть работников образования nsportal .ru , www .wikipedia .org

1.Организационный момент. Самоопределение к деятельности (целеполагание)

Здравствуйте, ребята. На предыдущем уроке мы начали знакомство со странами Европы.

Тема нашего сегодняшнего урока «Население Зарубежной Европы». (Слайд 1)

Более 40 государств на карте Европы таких разных как сама Европа: древняя и юная, со старыми замками и современными городами, с бушующем морем и спокойной гладью озёр, с цветниками и пастбищами, с населением, говорящем на десятках языков.

Население… За этим простым словом таятся судьбы миллионов людей, которые жили сотни, тысячи лет назад. Живут сейчас и будут жить в будущем. Какие понятия, связанные с населением вам уже знакомы?

рождаемость, смертность, плотность, национальный, половой и возрастной состав, миграция, занятость. Всё это облегчит нашу задачу – охарактеризовать население Европы. Сегодня мы должны продемонстрировать свои знания, творческие способности, умение аргументировано высказывать свою точку зрения. (Слайд 2)

Постановка цели урока

Вступление в беседу. Учащиеся отвечают на вопросы и формулируют цель урока – выявить особенности воспроизводства населения, национального, религизного, полового, возрастного состава, миграций Зарубежной Европы.

Регулятивные Коммуникативные

2. Проверка домашнего задания. Фронтальный опрос.

Давайте вспомним, что мы знаем о Европе.

Какую площадь занимает Европа? (5, 4 млн км 2)

Каковы особенности ЭГП европейских стран

Расположены компактно, большинство стран имеет выход к океану, сильная изрезанность береговой линии, дающая возможность для развития морского транспорта

Ситуативные задания

Политическая карта Европы за всю историю своего формирования претерпела множество изменений. Как изменилась политическая карта Европы вXX веке?

Сколько государств насчитывается на ПК Европы сегодня?

Каковы природные условия Европы?

Какими природными ресурсами она обладает?

Назовите и покажите на карте мира страны Зарубежной Европы, которые определяют экономическую мощь региона. (страны «большой семёрки»)

Работа с картой.

3 раза: после 1 мировой войны, после 2 мировой войны, в 90 –е годы. После 2 мировой войны – раскол Германии, 90- гг – Чехия и Словакия, из состава Югославии в 1991-1992 гг вышли Словения, Хорватия, Босния и Герцеговина и Македония, в начале 2006 Югославия распалась на Сербию и Черногорию и фактически перестала существовать, в связи с распадом СССР -26 декабря 1991 г – образовались Украина, Беларусь, Молдавия, Латвия, Литва, Эстония)

Свыше 40

Большая часть – равнины (60 %) и возвышенности (24%), Высокие горы только на юге (6 %) рельеф и климат позволяют развивать многие отрасли хозяйства, климат умеренный на большей территории

Балтийский щит – рудные, уголь - бассейны Рура, Саара, Йоркшира, Уэльса, Верхней Силезии, нефть и газ – на шельфах Северного и Каспийского морей, в предгорьях Пиренеев, юг Польши – сера, железная руда – Лотарингский бассейн во Франции и Кируна - Швеции, гидроэнергетические и лесные ресурсы – Норвегия, Швеция, Финнляндия;

Великобритания, Германия, Франция, Италия – страны Западной Европы

Познавательные Коммуникативные

Индивидуальные задания двум учащимся -Задание: (проверка в парах )

Какие пары верны:

а) страны – соседи: б) страны – столицы:

Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

ФРГ – Словакия Швеция – Осло

Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

Бельгия – Люксембург

Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

Исландия – Дания Польша – Варшава

Испания – Андорра Албания – Тирана

Монако – Франция Словакия – Любляна

Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

Греция – Венгрия Швейцария – Берн

Приложение1 .

Двое учащихся работают в парах

Какой вывод вы можете сделать о Зарубежной Европе из всего сказанного?

Учащиеся формулируют вывод: Зарубежная Европа – один из очагов мировой цивилизации, родина Великих географических открытий, промышленных переворотов, городских агломераций, богатого природно – ресурсного потенциала. Этот регион занимает одно из ведущих мест в мировой политике и экономике. В частности, по размерам промышленности и сельскохозяйственного производства, по экспорту товаров и услуг, по развитию международного туризма.

Коммуникативные Познавательные

3.Изучение нового материала

а.Численность населения

б.Возрастной состав

в.Половой состав

г.Воспроизводство населения

д.Национальный состав

е.Религиозный состав

ж. Плотность и урбанизация

з. Миграции

1.Население Зарубежной Европы составляет 740 млн. человек. (Слайд3) Этот регион имеет весьма сложную и не очень благоприятную демографическую ситуацию. На мировом фоне он имеет самые низкие показатели рождаемости и естественного прироста. (Слайд4) Такое явление демографы называют демографической зимой. В большинстве стран региона появилась тенденция к снижению рождаемости. В результате по данным 2014 года средний показатель рождаемости составляет 11 человек на 1000 жителей (Россия – 11 с небольшим человек). Причины такого низкого показателя рождаемости разнообразны. Но главными среди них следует считать общие демографические процессы. (Слайд 5) Это увеличение средней продолжительности жизни (76 лет), (в России – 65, женщины – 73, мужчины - 59) резкое возрастание «цены» ребенка, влияние городского образа жизни, непрочность семьи, слабое влияние религии. Кроме этого политические, социальные и другие проблемы, которые потрясают современную Европу. Уровень смертности, который в среднем для всего региона составляет 11 человек на 1000 жителей, превышает среднемировой. Результат этого старение населения, нарушение полового состава. (Слайд 6) Но нельзя не учитывать и такие факторы, как производственный травматизм, профессиональные заболевания, несчастные случаи, алкоголизм, наркомания и т. д. На дорогах Европы ежегодно гибнут более 100000 человек и более 2 млн получают увечья. Поскольку в большей мере это относится к мужчинам, то численность мужчин в Европе значительно ниже численности женщин. .

Задание 1. Перед вами лежит таблица «Воспроизводство населения Зарубежной Европы». Проанализируйте таблицу. В маршрутной карте укажите страны, являющиеся лидерами по показателям рождаемости, смертности, естественного прироста (1 гр). 2 гр. – укажите страны, имеющие самые низкие показатели рождаемости, смертности и естественного прироста. Постарайтесь сделать вывод. (3мин.) (Слайд7, 8, 9)

2.По национальному составу (Слайд 10) население Европы сравнительно однородно. На территории Европы проживают представители 80 этносов. (карта в конце учебника) Большинство населения относится к индоевропейской языковой семье. Наиболее многочисленные группы – это Славянская (поляки, чехи, сербы, болгары, русские, украинцы, хорваты..), германская (шведы, немцы, англичане, голландцы, исландцы…), романская (французы, итальянцы, испанцы, румыны, португальцы..). В Европе присутствуют языки уральской семьи, на которых говорят финны, эстонцы, венгры и др.

Вспомните, какие страны называются однонациональными, а какие – многонациональными?

Задание 2.

Какие из европейских государств относятся к каждой из этих групп? Проанализируйте карту атласа, дополнительную информацию, результаты оформите в виде таблицы в маршрутной карте.

В Европе немало государств со сложным национальным составом, в которых наблюдается обострение межнациональных отношений. Давайте заслушаем доклад, который приготовил для вас

3.(Слайд 11) В Зарубежной Европе господствующая религия – христианство. В Южной Европе преобладает католицизм, центр которого находится в Ватикане. В Северной Европе – протестантизм, а в Средней Европе эти конфессии представлены практически поровну. Православие исповедует население Восточной и Юго- Восточной Европы. Это население таких стран, как Болгария, Сербия, Румыния, Греция, Черногория.

Ислам исповедуют в Боснии и Герцеговине, Албании и частично признанной республике Косово. В последнее время происходит усиление исламского фактора за счет притока мигрантов из исламских стран.

4. (Слайд 12) Зарубежная Европа – один из густонаселённых регионов мира. Средняя плотность населения – 100 человек на 1 км2. Но население распределено неравномерно от 3 чел. на 1 км 2 в Исландии до 406 чел – в Нидерландах.Самая высокая плотность в Монако 15 000 чел. Размещение населения определяется в первую очередь географией городов. Уровень урбанизации в Европе один из самых высоких в мире. В Бельгии он составляет 99 %, в Дании – 87%, во Франции – 78%. Общее количество городов достигает несколько тысяч, они размещены компактно и образуют агломерации.

С помощью карты атласа, (стр 15 атласа) дополнительной информации распределите страны Европы на сильно -, средне – и сильноурбанизированные. Результаты оформите в виде схемы в маршрутной карте. (индивидуально ) (5 мин). (Слайд 13,14,15,16,17,18)

5. Зарубежная Европа со времён Великих географических открытий была главным поставщиком мигрантов за океан.(Слайд19 В настоящее время Европа является основным центром притяжения рабочей силы. В конце 90 –х годов количество мигрантов только в странах Европейского Союза по некоторым данным превысило 20 млн человек, а доля Европы в общем объёме мировых миграций увеличилась до 20 %. В это число входят мигранты по разным причинам, Но основную массу пришлых людей составляют трудовые мигранты, так называемые гастарбайтеры. Приток мигрантов привёл к обострению многих социальных противоречий, как на рынке рабочей силы, так и в общем демографическом плане, что связано с гораздо большим естественным приростом в семьях мигрантов и увеличением их доли в общем населении.

Проследите направления миграций, результаты отразите в виде таблицы в маршрутной карте.

Вступают в беседу, вспоминают численность населения Зарубежной Европы.

Записи в тетрадь.

Определяют, используя диаграммы в учебнике возрастной и половой состав Европы.

Приложение2.

Анализируют таблицу, делают выводы о самых неблагополучных странах в плане воспроизводства. Все страны Зарубежной Европы относятся к I типу воспроизводства населения, кроме Албании. Причины высокого естественного прироста в Албании – влияние ислама.

Вспоминают языковые семьи и группы.

Записи в тетрадь

Приложение 3.

Заполняют таблицу.

Делают выводы.

Доклад учащихся

Вспоминают направления христианства.Определяют принадлежность к ним разных народов.

Приложение 3.

Учащиеся по атласу выявляют сильноурбанизированные, среднеурбанизированные и слабоурбанизированные страны, результаты записывают в маршрутную карту.

Делают выводы, что довольно невысокий уровень урбанизации в странах Южной Европы. Это связано с тем, что в этом регионе благоприятные условия для развития сельского хозяйства, сохраняются традиции многодетных семей и т. д.).

Дают определение миграции, виды, причины миграций.

Учащиеся заполняют таблицу по миграциям в приложении и делают выводы о том, чточто существует закономерность между странами эмиграции и иммиграции. Страны эмиграции - страны бывшие колонии, страны иммиграции - страны метрополии. Приложение 3.

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Коммуникативные

Познавательные

Регулятивные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Познавательные

Коммуникативные

Познавательные

Коммуникативные

4.Закрепление

Предлагает тест для закрепления. 1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

5. Европа – главный центр распространения:

А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.

Работа с тестом.

Приложение 4.

Коммуникативные Познавательные

5. Рефлексия

Что при изучении темы вам показалось сложным?

Для чего мы изучаем эту тему?

Какой вклад каждый из вас может внести для нормального взаимодействия разных национальностей?

Ответы учащихся

Коммуникативные

6. Домашнее задание. Оценки

Изучить параграф 17, на контурных картах отметить страны Европы и их столицы.

Записывают домашнее задание.

Литература и сайты

1. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего (полного) общего образования

2. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. География / Министерство образования Российской Федерации. – М., 2004.

3. Максаковский, В.П. Экономическая и социальная география мира: учеб. для 10 кл. общеобразовательных учреждений / Максаковский В.П. М.: Просвещение. 2007.

5. Материалы сайта:

    Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов //

  • Федеральный центр информационно-образовательных ресурсов // . wikipedia . org

    Приложение 1

    Задание: (проверка в парах)

    Какие пары верны:

    а) страны – соседи: б) страны – столицы:

    Болгария – Румыния Белоруссия – Киев

    ФРГ – Словакия Швеция – Осло

    Италия – Лихтенштейн Исландия – Рейкьявик

    Бельгия – Люксембург Португалия – Рим

    Норвегия – Финляндия Латвия – Рига

    Исландия – Дания Польша – Варшава

    Испания – Андорра Албания – Тирана

    Монако – Франция Словакия – Любляна

    Хорватия – Румыния Австрия – Копенгаген

    Греция – Венгрия Швейцария – Берн

    Приложение 2

    Воспроизводство населения

    Рождаемость

    Смертность

    Естественный прирост

    Герцеговина

    Болгария

    Великобритания

    Ирландия

    Исландия

    Македония

    Нидерланды

    Норвегия

    Португалия

    Словакия

    Словения

    Финляндия

    Хорватия

    Швейцария

    Приложение 3

    Маршрутная карта

    Задание 1.

    Задание 2.

    Задание 3.

    INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET INCLUDEPICTURE "http://compendium.su/geographic/10klas/10klas.files/image023.jpg" \* MERGEFORMATINET

    Задание 4.

    Приложение 4

    Тест для закрепления урока.

    1. Численность населения Европы в млн. человек по данным 2014 года?

    A) 390 B) 620 C) 540 D) 740 E) 850

    2. Страна со 2-м типом воспроизводства в Европе:

    A) Македония B) Италия C) Финнляндия D) Эстония E) Албания

    3. Средняя плотность населения Европы (не включая Россию) составляет (на 1 км2):

    А) 86 чел; В) 366 чел; С) 100 чел; D) 406 чел; Е) 230 чел.

    4. Сколько % составляет уровень урбанизации во Франции?

    A) 69 B) 89 C) 93 D) 58 E) 78.

    5. Европа – главный центр распространения:

    А) христианства; В) буддизма; С) иудаизма; D) ислама.


1. Общая характеристика физического и экономико-географического положения Европы

Европа — часть света, имеющая площадь около 10 млн. км² (из них на Зарубежную Европу, по отношению к странам СНГ, приходится 5,1 млн. км²) и население 740 миллионов человек (порядка 10-11% населения Земли). Средняя высота около 300 м, максимальная — 4808 м, гора Монблан.
Особенности географического положения:

  1. Протяженность с севера на юг (от о. Шпицбергена до о. Крит) — 5 тыс. км, а с запада на восток — более чем 3 тыс. км.
  2. Рельефная «мозаичность» ее территории: низменности и возвышенные территории. Среди гор Европы большинство средней высоты. Границы проходят преимущественно по таким природным рубежам, которые не создают препятствий для транспортных связей.
  3. Высокая степень изрезанности береговой линии.
  4. Приморское положение большинства стран. Средняя удаленность от моря — 300 км. В западной части региона нет места удаленного от моря более чем на 480 км, в восточной на 600 км.
  5. «Глубина» территории большинства стран невелика. Так в Болгарии и Венгрии нет места, которые бы были удалены от границ этих стран более чем на 115-120 км.
  6. Соседское положение, благоприятное для интеграционных процессов.
  7. Выгодное положение в плане контактов с остальным миров, т.к. находится на стыке с Азией и Африкой, далеко выдвинута в океан — «большой полуостров Евразии».
  8. Разнообразие природных ресурсов, но некомплексное размещение по странам, многие месторождения в значительной степени выработаны.

Европу обычно делят на Северную и Южную, Западную и Восточную, это довольно условно, тем более, что здесь вступают в действие не только чисто географические, но и политические факторы.

2. Европейские организации и объединения

В Зарубежной Европе складывается единое экономическое, политическое, финансовое пространство.
Подавляющее большинство стран — члены ООН. Швейцария вошла в состав ООН в сентябре 2002 года, члены НАТО — 14 стран, члены ЕС — 15 стран. Большинство стран относятся к группе промышленно развитых. Четыре страны: ФРГ, Великобритания, Франция и Италия входят в состав «большой семерки стран Запада». Особое место на экономической карте региона занимают постсоциалистические страны или страны с переходной экономикой.
Совет Европы — международная организация, содействующая сотрудничеству между всеми странами Европы в области стандартов права, прав человека, демократического развития, законности и культурного взаимодействия. Будучи основанным в 1949 году, Совет Европы является старейшей в Европе международной организацией. Наиболее известными органами Совета Европы являются Европейский суд по правам человека, действующий в соответствии с Европейской конвенцией о защите прав человека и основных свобод, и Комиссия Европейской фармакопеи.

3. Политические изменения в Европе. НАТО

После крушения социалистических режимов ситуация заметно изменилась. Большинство стран бывшего «социалистического лагеря» переориентировались на западные структуры. В настоящее время более половины государств Европы входят в состав Европейского союза и НАТО, практически все остальные заявляют о желании вступить в эти организации.

4. Изменения на политической карте Европы

В наибольшей степени на формирование политической карты Европы оказали следующие события: Первая мировая война, Вторая мировая война, распад СССР и всей мировой социалистической системы. До середины 80-х годов — 32 суверенных государства, включая и микрогосударства. С начала 90-х — около 40 государств.

5. Современная политическая карта Зарубежной Европы

В настоящее время государств в Европе насчитывается более 40. Большинство государств по форме правления – республики, 12 монархий. По административно — территориальному устройству все страны (кроме Бельгии, Германии, Австрии и Швейцарии) унитарные. Крупнейшие страны по площади: Франция, Испания, Швеция, Германия, Финляндия. Крупнейшие страны по населению: Германия, Франция, Великобритания, Италия. Четыре государства Зарубежной Европы являются членами Большой семерки: Франция, Германия, Италия, Великобритания. Главной экономикой Европы считается Германия.

Природные ресурсы Зарубежной Европы

Обеспеченность Европы ресурсами определяется прежде всего тремя обстоятельствами. Во-первых, европейский регион — один из самых густонаселенных регионов планеты. Следовательно, природные ресурсы региона используются очень активно. Во-вторых, страны Европы раньше других пошли по пути промышленного развития. В результате воздействие на природу в промышленных масштабах здесь началось уже несколько столетий назад. И наконец, Европа — относительно небольшой регион планеты. Напрашивается вывод: природные ресурсы Европы сильно истощены. Исключение составляет Скандинавский полуостров, ресурсы которого в основном сохранились почти в неприкосновенности до конца ХХ века. В самом деле, ведь активное промышленное развитие Скандинавии началось только во второй половине ХХ века. В то же время население стран Скандинавского полуострова невелико и распределено на значительной площади. Все эти признаки Скандинавского субрегиона противоположны свойствам, характерным в целом для Европы.

1. Доля Зарубежной Европы по определенным ресурсам

Для мирового хозяйства важное значение имеют следующие ресурсы, расположенные в пределах Зарубежной Европы:

  1. Уголь
  2. Свинец
  3. Нефть
  4. Бокситы
  5. Почвенные

2. Минеральные ресурсы

Месторождения магматических ископаемых сосредоточены в местах выхода на поверхность древних кристаллических пород - в Фенноскандии и в поясе древних разрушенных гор Средней Европы. Это месторождения железных руд на севере Скандинавского полуострова, руд цветных металлов в районе Балтийского щита и в древних массивах и горах
Европа располагает значительными запасами природного топлива. Крупные каменноугольные бассейны расположены на территории Германии (Рурский бассейн), Польши (Верхнесилезский бассейн) и Чехии (Остравско-Карвинский бассейн). В конце 60-х годов ХХ века были открыты огромные запасы нефти и газа на дне Северного моря. Великобритания и Норвегия быстро вошли в число мировых лидеров по добыче нефти, а Нидерланды, Норвегия — по добыче газа.
В Европе достаточно велики запасы рудного сырья. Железная руда добывается в Швеции (Кируне), во Франции (Лотарингия) и на Балканском полуострове. Руды цветных металлов представлены медно-никелевыми и хромовыми рудами Финляндии, Швеции, бокситами Греции и Венгрии. Во Франции находятся крупные месторождения урана, а в Норвегии — титана. Есть в Европе полиметаллы, олово, ртутные руды (Испания, Балканский, Скандинавский полуострова), Польша богата медью.

3. Почвы

Почвы Европы достаточно плодородны. Однако небольшая площадь стран и значительная численность населения объясняют низкую населения. Кроме того, под сельское хозяйство уже использованы почти все доступные площади. Территория Нидерландов, например, распахана более чем на 80%.

4. Водные ресурсы.

Природные воды – один из важнейших и дефицитных природных ресурсов Европы. Население и различные отрасли хозяйства используют огромные объемы воды, и размеры водопотребления продолжают увеличиваться. Качественное ухудшение вод, обусловленное бесконтрольным или слабо контролируемым хозяйственным использованием, – основная проблема в современном водопользовании в Европе.

Современное хозяйство европейских стран ежегодно забирает из водных источников для нужд промышленности, сельского хозяйства и для водоснабжения населенных пунктов около 360 км3 чистых вод. Потребность в воде и воде потреблении неуклонно возрастает по мере роста населения и развития экономики. По расчетам, только в начале XX в. промышленное водопотребление увеличилось в Европе в 18 раз, значительно опередив по темпам роста производство валового национального продукта. Ситуация с водными ресурсами в Европе в целом благополучная, за исключением южных районов Италии, Греции и Испании.

5. Гидроэнергетические, лесные, агроклиматические, рекреационные ресурсы

Гидроэнергетическими ресурсами богаты Альпы, Скандинавские горы, Карпаты. Агроклиматические ресурсы. Страны Европы располагают достаточно высоким агроклиматическим потенциалом, так как размещаются в умеренном и субтропическом географических поясах, обладают благоприятными термическими ресурсами и влагообеспеченностью. Но повышенная плотность населения, свойственная Европе во все исторические эпохи, способствовала давнему и интенсивному использованию природных богатств. Невысокое плодородие некоторых видов почв побудило европейцев обратить внимание на разработку различных способов улучшения почв и поднятия их естественного плодородия. Именно в Европе родилась практика искусственного улучшения химического состава почвенного покрова с помощью органических и минеральных удобрений, разрабатывались варианты систем севооборотов и другие агротехнические мероприятия.

6. Лесные ресурсы

Леса покрывают в зарубежной Европе 30% ее территории. На каждого европейца в среднем приходится 0,3 га леса (в мире эта норма составляет 1 га). Длительная история хозяйственного освоения европейских земель сопровождалась интенсивным сведением лесов. Лесов, не затронутых хозяйственной деятельностью, в Европе почти не сохранилось, за исключением территорий Альп и Карпат. Европа – единственная часть света, на которой в последние десятилетия площадь лесов увеличивается. И это происходит невзирая на высокую плотность населения и на жестокий дефицит продуктивных земель. Давно осознанная европейцами необходимость предохранять свои весьма ограниченные земельные ресурсы и плодородные почвы от эрозионного уничтожения и регулировать паводковый сток выразилась в том, что были переоценены средозащитные функции лесных насаждений. Поэтому неизмеримо выросли по своей значимости почво– и водоохранная роль леса, его рекреационное значение, кроме того меньшему сведению лесов способствовала экологическая политика в Европе. Наибольшими запасами лесных ресурсов в Зарубежной Европе обладают Финляндия, Швеция, Норвегия.

7. Рекреационные ресурсы

Территория Зарубежной Европы богата уникальными рекреационными ресурсами. Рекреационные ресурсы Франции, Испании, Италии и других европейских стран имеют мировое значение.

Население Европы

Население Европы составляет более 500 млн. чел. Регион имеет достаточно сложную демографическую ситуацию.
1. Рождаемость и смертность

В последнее время население зарубежной Европы стало возрастать очень медленно. Это объясняется тем, что для воспроизводства населения региона характерна сложная демографическая ситуация. В некоторых странах происходит даже естественная убыль населения. Одновременно меняется и возрастной состав населения, растет доля пожилых людей.

2. Воспроизводство населения

Почти для всех стран Европы характерен современный тип воспроизводства населения. Страны с минимальными показателями естественного приросты (убыли населения): Украина, Латвия, Литва, Болгария, Чехия, Польша, Венгрия.

3. Национальный состав

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Бывшая со времени Великих географических открытий главным очагом эмиграции, зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции. Теперь здесь насчитывается 18 — 20 млн. иностранных рабочих, значительная часть которых находится в положении не граждан, а временных гостей-рабочих (по-немецки «гастарбайтеров»).
По национальному составу население зарубежной Европы относительно однородно: подавляющее большинство из 62 народов региона относится к индоевропейской языковой семье. При этом родственные языки славянской, романской, германской групп имеют значительные черты сходства. То же свойственно и языкам уральской семьи. Тем не менее этническая карта региона, складывавшаяся на протяжении тысячелетий, не так проста. Наряду с однонациональными, здесь немало государств со сложным национальным составом.

Типы государства по национальному составу:

  • однонациональные (т.е. основная народность составляет свыше 90%). Их больше всего в Европе (Исландия, Ирландия, Норвегия, Швеция, Дания, Германия, Польша, Австрия, Болгария, Словения, Италия, Португалия),
  • с резким преобладанием одной нации, но при наличии более или менее значительных меньшинств (Великобритания, Франция, Испания, Финляндия, Румыния);
  • двунациональные (Бельгия);
  • многонациональные страны, со сложным и разнородном в этническом отношении составом (Швейцария, Латвия и др.).

Во многих странах существуют сложные проблемы межнациональных отношений: Великобритания, Испания (баски), Франция (Корсика), Бельгия, Кипр и др.
Самые распространенные языки в Зарубежной Европе: французский, немецкий, итальянский, английский.

4. Религиозный состав

Во всех странах зарубежной Европы господствующая религия - христианство. В Южной Европе резко преобладает католицизм, в Северной - протестантство; а в Средней они находятся в разных соотношениях. В Риме расположен мировой центр католицизма - Ватикан. В юго-восточных и восточных странах Зарубежной Европы исповедуют православие. Ислам исповедуют в Албании, Боснии и Герцеговине.

5. Размещение и миграция населения

Зарубежная Европа — один из наиболее густонаселенных регионов мира. При этом размещение населения в нем прежде всего определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире: в среднем в городах живет 74%, а в некоторых странах более 80% и даже 90% всего населения. Общее число городов измеряется многими тысячами, а сеть их очень густая. Постепенно, на протяжении тысячелетий, сложился западноевропейский тип города, корни которого восходят к временам Римской империи и средневековья.

Характерная черта урбанизации зарубежной Европы — очень высокая концентрация населения в городах и городских агломерациях. Самые крупные из них - Лондонская, Парижская и Рейнско-Рурская. В 70-е гг. после периода бурного роста городов и агломераций начался отток населения из их центров (ядер) сначала в ближние и дальние пригороды, а затем и в более отдаленные мелкие города и в сельскую местность («зеленая волна»). В результате число жителей в центральных районах Лондона, Парижа, Гамбурга, Вены, Милана и многих других городов либо стабилизировалось, либо даже стало сокращаться. Этот процесс получил в науке наименование субурбанизации.

Наибольшее количество мигрантов едут в следующие страны: Франция, Германия, Великобритания, Италия, Швейцария, Бельгия, Австрия. Кроме того, для Зарубежной Европы характерна миграция внутри региона – и востока на запад.

Задание:

Используя данные форзаца учебника и таблицу №2 в Приложении нанести на государства с монархическим и республиканским строем правления.

Презентация к уроку

Зарубежная Европа, расположенная в европейской части Евразии, – это общность из 40 государств, которые с древних времен связаны совместной историей и отношениями политического, культурного и экономического характера. Она занимает территорию площадью пять миллионов квадратных километров, на которой проживает 520 миллионов человек.

Общую характеристика Зарубежной Европы

Европа, занимая значительную территорию, делится на, сравнительно небольшие, государства. Например, Бельгию скорый поезд может пересечь за два с половиной часа. Также на политической карте региона есть микрогосударства, которые занимают в его структуре особое место.

Экономико-географическое положение Зарубежной Европы имеет две характерные черты. Первая – это соседское положение государств. То есть, они могут или непосредственно граничить друг с другом, или разделяться довольно небольшими расстояниями – настолько незначительными, что в большинстве европейских поездов, курсирующих между странами, отсутствуют спальные вагоны.

Рис. 1. Европейский экспресс.

Вторая общая характеристика стран Зарубежной Европы – это их приморское положение. Италия, Греция, Нидерланды, Дания, Великобритания и другие государства расположены возле оживленных морских путей.

Современное политическое единство региона, несмотря на отдельные разногласия, сформировалось и поддерживается с конца 90-х гг 20 века и продиктовано в том числе описанными выше особенностями географического положения. Тогда у руля большинства государств оказались социал-демократические партии, благодаря которым и завершился процесс распада и объединения стран. Консолидации также способствует деятельность ООН. При этом в Зарубежной Европе представлены различные типы государственного устройства – от унитарных монархий до республик.

Природные условия и запасы ископаемого сырья

Природные предпосылки для формирования промышленного потенциала региона обусловлены его географией: платформенная и складчатая части имеют различный состав полезных ископаемых.

ТОП-4 статьи которые читают вместе с этой

Так, в северной части преобладают топливные и железнорудные залежи, а в южной – рудные месторождения осадочного и магматического характера. Гидроэнергетические ресурсы также распределены неравномерно, сконцентрировавшись, в основном, в области Скандинавских и Динарских гор, а также у подножия Альп.

Регион благоприятен для развития сельского хозяйства, но в нем практически не осталось земель, чтобы можно было расширять сельхозугодья. Поэтому многие государства работают над “отвоевыванием” суши у моря. Многие земли нуждаются в искусственном орошении, особенно в средиземноморской части.

Говоря, что Бог создал сушу, а голландцы – Голландию, жители этой страны не преувеличивают: треть ее территорию составляют земли, когда-то бывшие морем и осушенные с помощью сложной системы дамб и плотин. Работа в этом направлении продолжается и сейчас.

Рис. 2. Нидерланды.

Лесное хозяйство наиболее развито в Швеции и Финляндии, где есть для этого природные предпосылки.

В характеристику хозяйства Зарубежной Европы необходимо включить и значительно развитый природно-рекреационный комплекс.

Характеристика населения региона

Первая и самая важная характеристика – это медленный естественный прирост населения. В учебнике за 11 класс отмечается, что доля людей пожилого возраста в Зарубежной Европе постоянно растет. Результатом этого, согласно прогнозам аналитиков ООН, станет уменьшение численности населения к середине 21 века.

Из этого вытекает вторая важная характеристика населения Зарубежной Европы: сегодня доля трудовых иммигрантов существенно возросла. Больше всего их насчитывается в Германии, которая играет роль главного региона иммиграции: из общего количества трудовых ресурсов в 20 миллионов человек на долю этой страны приходится 7 миллионов трудовых иммигрантов.

В Западной Европе много стран со сложным национальным составом, но самыми проблемными регионами уже не первое столетие являются Северная Ирландия, Шотландия и страна басков в Испании.

Рис. 3. Герб Северной Ирландии.

Национальный состав Зарубежной Европы, тем не менее, продолжает оставаться относительно однородным – значительная часть населения относится к индоевропейской языковой семье. Господствующей религией является христианство, разделенное на конфессии. Из-за притока мигрантов, исповедующих ислам, незначительную часть населения современной Европы составляют мусульмане.

Что мы узнали?

Мы узнали, где находится Зарубежная Европа, каковы основные политические и природные характеристики региона, получили краткое описание сырьевого потенциала. Составили представление об особенностях географического положения территории, ее протяженности. Узнали о ее внутренних особенностях, национальном составе и современных проблемах, обусловленных демографическим кризисом и протоком трудовых мигрантов.

Тест по теме

Оценка доклада

Средняя оценка: 4 . Всего получено оценок: 199.

В регионе живет более 500 млн человек, или около 9% населения мира.

Размещение населения

Зарубежная Европа – один из самых густонаселенных районов мира со средней плотностью населения свыше 100 человек на 1 вк. км. При этом размещение населения, прежде всего, определяется географией городов. Уровень урбанизации здесь один из самых высоких в мире – 74 %, а в некоторых странах до 80 и даже 90%.

Урбанизация в зарубежной Европе имеет свои отличительные черты:

    очень густая сеть городов;

    особый западно-европейский тип городов (наличие «старого города» с главной площадью, ратушей и собором и расходящимися от площади радиальными узкими улочками, а также новых застроек);

    с 70-х годов 20-го века рост концентрации населения в крупных городских агломерациях сменился процессом субурбанизации (роста пригородных зон и городов-спутников); это приводит к «растеканию» городского населения и формированию обширных урбанизированных районов и зон;

    граница между городской и сельской местностью становится все более условной.

Национальный состав населения

Население Зарубежной Европы характеризуется относительной национальной однородностью, так как подавляющее большинство народов региона относится к индоевропейской языковой семье.

Тем не менее, этническая карта региона очень сложна. Наряду с однонациональными государствами здесь немало государств со сложным национальным составом, в которых в последнее время наблюдается обострение межнациональных отношений.

Религиозный состав населения Европы довольно сложен. Господствующая религия - христианство. В целом можно сказать, что на севере преобладает протестанство, на юге – католицизм, в центре – их различное соотношение. Кроме того, в некоторых странах преобладает православие.

Воспроизводство населения зарубежной Европы характеризуется очень сложной демографической ситуацией с депопуляцией и «старением наций». Естественный прирост населения очень низок (около 1,5%) и в отдельных странах (ФРГ, Венгрия, Болгария, Эстония, Латвия и др.) даже наблюдается естественная убыль населения. В составе населения значительна прослойка лиц старших возрастов. Все это привело к изменению роли региона в системе внешних миграций населения: из главного очага эммиграции зарубежная Европа превратилась в главный мировой очаг трудовой иммиграции (12-13 млн иностранных рабочих). Значительная часть иностранных рабочих находится на положении не граждан, а временных гостей-рабочих («гастарбайтеров»).

Основные направления трудовых иммиграций:

    из Португалии, Испании, Италии, Греции, Боснии и Герцеговины, а также стран северной Африки во Францию ;

    из Испании, Италии, а также Индии, Пакистана, Ирландии и стран Африки в Великобританию ;

    из Италии, Хорватии, Греции, Турции в Германию .

Для структуры занятости населения характерна большая доля (примерно 1/3) экономически активного населения занятого в сфере услуг. Очень высок уровень безработицы (в странах ЕС составляет около 11,5% рабочей силы).

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Ульяновский государственный педагогический университет имени И. Н. Ульянова»

Кафедра географии и экологии

План - конспект урока по курсу «Экономическая и социальная география мира» 11 класс

Тема: Население Зарубежной Европы.

Выполнила: магистрантка 1-го курса

Естественно-географического факультета

Группы МПГз-16

Князева М.С.

Руководитель: Борщ Е.А.


Ульяновск,2016

Население Зарубежной Европы

Тип:

Урок изучения нового материала

Цель:

Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы

Задачи:

    Обучающие: сформировать знания о населении Зарубежной Европы, его особенностях и составе; изучить национальный состав, религии и миграции; выяснить причины неблагоприятной демографической ситуации в изучаемом регионе.

    Воспитательные : воспитывать чувство ответственности, способствовать формированию личных представлений о ценности знаний; воспитывать чувство патриотизма и гордости за свою Родину; способствовать развитию коммуникативных умений; развивать интерес к изучаемому предмету.

    Развивающие: создать условия для познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей у учащихся; развивать умения самостоятельно работать с учебником, дополнительной литературы, применять различные источники знаний для доказательства, сравнения, конкретизации.

Планируемый результат

Личностные

Метапредметные

Предметные

Формирование эмоционально - ценностного отношения к окружающему миру; формирование личного представления о ценности полученных знаний и применение их в повседневной жизни.

Сформировать умение ставить учебные цели; умение работать с текстовым компонентом учебника и дополнительными источниками информации, объяснять значение изучаемой темы

Дать определение понятиям:демографическая зима, депопуляция, миграция населения, национальный состав, урбанизация; объяснить причины и особенности населения Зарубежной Европы

Организация образовательного процесса

Межпредметные связи

Методы познания

Формы работы

Биология, история, обществознание, математика, экономика.

Анализ, сравнение, алгоритмизация, систематизация, конкретизация

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Используемые ЦОРы(цифровые образовательные ресурсы)

Средства обучения: Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский. – 12-е изд., испр. И доп. – М.: Просвещение, 2004. – 400с.: ил., карт. – (География). Политическая карта Зарубежной Европы, атлас 10 кл.

Новые термины: демографическая зима, депопуляция, миграция, эмиграция, иммиграция, урбанизация, субурбанизация.

ТЕХНОЛОГИЯ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

1. Организационный момент:

Приветствие, проверка отсутствующих, проверка готовности к уроку.

Цель - эмоционально- положительный настрой на урок, создание атмосферы успеха и доверия.

Ребята, здравствуйте! Сегодня на уроке мы продожим изучать Зарубежную Европу

    Изучение нового материала:

- Тема нашего урока «Население Зарубежной Европы»

Запишите число и тему урока в тетрадь.

- Цель урока – Сформировать представление об особенностях населения Зарубежной Европы.

Для достижения данной цели, на уроке мы решим следующие задачи :

    познакомиться с естественным движением изучаемого региона и его причинами;

    объяснить процессы миграции на данной территории;

    изучить национальный и религиозный состав;

    дать определение понятию урбанизация.

Естественное движение населения

Ребята, как вы считаете, как изменяется население Зарубежной Европы в данный момент? Возрастает или уменьшается? Объясните причины.

Зарубежная Европа – регион с весьма сложной и не очень благоприятной демографической ситуацией. Запишите в тетрадь.

На мировом фоне этот регион выделяется низкой рождаемостью и низким естественным приростом населения. Такое явление демографии называют демографической зимой. Демографическая зима – низкий естественный прирост за счет низкой рождаемости. Запишите это определение в тетрадь.

Рождаемость в регионе повысилась после второй мировой войны, но в 50-е годы 20 века отчетливо наметилась тенденция к снижению рождаемости. В результате она упала до 13 человек на 1000 жителей. Общемировой показатель 26 человек на 1000 жителе (промилле.) Запишите общемировой показатель в тетрадь. В Среднем европейская женщина производит 2, 1 ребенка. Такой уровень рождаемости приводит к тому, что воспроизводство населения не обеспечивается. Это, в свою очередь, приводит к старению населения.

Попробуем объяснить причины низкой рождаемости в регионе:

    высокая продолжительность жизни;

    старение населения;

    резкое возрастание «цены» ребенка;

    влияние городского образа жизни;

    непрочность семьи;

    слабое влияние религии.

За счет этих причин происходит убыль населения, т.е. депопулияция. Запишите определение в тетрадь.

Такая депопуляция находит отражение в возрастно- половых пирамидах. Обратите внимание на рис.46. на стр. 184 в вашем учебнике. Проанализируйте данный рисунок.

(Меняется возрастной состав населения: пирамиды имеют «суженное основание»,т.е. низкая рождаемость, растет доля пожилых людей)

Рождаемость европейских стран растет за счет мигрантов. Самая высокая рождаемость и естественный прирост в Албании (26 промилле). Как вы думается, почему?

Высокая рождаемость в Албании связана с влиянием мусульманства.

Сравнительно высокая рождаемость в Ирландии, Исландии, Македонии.

Но вместе с этим есть страны с очень низкой рождаемостью – Болгария, Греция, Испания, Италия, ФРГ. Запишите эти страны в тетрадь.

В каких странах особо остро стоит демографическая ситуация? (В странах с низкой рождаемостью и низким естественным приростом)

Какой вывод можно сделать о типе воспроизводства населения в странах Зарубежной Европы?

Вывод: все страны Европы, кроме Албании, имеют первый тип воспроизводства населения: низкую рождаемость и низкий естественный прирост.

Сравним регионы Европы по данным показателям. Самая неблагоприятная ситуация в странах восточной Европы. Связано это, в первую очередь, с тем, что в этих странах долгое время проводилась жесткая демографическая политика. В Болгарии и Венгрии право на аборты и использование контрацептивов было ограничено. В Румынии до 1989 года аборт разрешался только женщинам, имеющим 5 или более детей. За незаконный аборт врачам грозило тюремное заключение. Ввоз контрацептивов в страну и их продажа были запрещены. После снятия этих ограничений рождаемость резко снизилась, что привело к отрицательному естественному приросту.

В Западной Европе ситуация также неблагоприятная. Правительство этих стран проводит демографическую политику, направленную на повышение рождаемости, без запрета на аборты и использование контрацептивов. Но расширенное производство наблюдается не во многих странах. В некоторых, таких как ФРГ, проявляется естественная убыль населения.

Миграции

Все это привело к резкому изменению доли региона в мировой системе внешних миграций населения. Вспомните, что такое миграция? Ее виды.

(Миграция- перемещение население. Виды миграции: эмиграция- выезд из страны, миграция- въезд в страну.)

Европа превращается в очаг трудовой иммиграции. Проанализируйте рис. 47 на стр. 184 в учебнике.

Между странами эмиграции и иммиграции существует определенная закономерность. Какая?

(Страны-эмиграции- страны бывшие колонии, странны иммиграции- страны метрополии.)

Почему Европа стала очагом трудовой иммиграции?

(1.Нехватка трудовых ресурсов: насчитывается около 20 млн. иностранных временных гостей- рабочих, а не граждан. Больше всего в Германии- около 7 млн. человек.

2. Приток иммигрантов положительно сказывается на приросте населения, его возрастном составе, но вместе с этим ухудшается качество жизни населения, обостряются многие социальные проблемы.)

Национальный состав

- П о национальному составу население Европы относительно однородно. Подавляюще количество из 62 народов этого региона относится к индоевропейской семье. Какие страны называют однонациональными, двунациональными, многонациональными? Ответ на этот вопрос оформим в виде таблицы

Однонациональные страны Европы

Двунациональные страны Европы

Многонациональные страны Европы

Норвегия

Бельгия

Швейцария

Великобритания

Испания


В двунациональных и многонациональных странах зачастую возникают национальные конфликты.

Межнациональный конфликт в Бельгии. Надпись на государственном гербе гласит: «В единении наша сила». Но достичь этого единения не удается со времен образования государства (1830год). На территории этой страны проживает 2 народа: фламандцы и валлоны. Причиной конфликта является то, что долгое время экономическим ядром страны считался юг, т.е. Валлония. Здесь активно добывались полезные ископаемые, развиты ремесла, население жило гораздо богаче. Государственным языком считался валлонский, он же был и литературным языком. Фландрия выполняла сельскохозяйственную роль. Ее население подвергалось экономическому и национальному дискредитированию. Ситуация изменилась после второй мировой войны. Районы юга стали старопромышленными, север стали развивать наукоемкие отрасли. Благодаря благополучной демографической ситуации население Фландрии выросло. Это привело к обострению конфликтов между фламандцами и валлонами. Для выхода из кризиса правительство постановило осуществить переход к федеративному устройству страны. Теперь в стране два государственных языка. Все вывески и документы производятся сразу на 2 языках. Непростые ситуации наблюдаются и в Испании, Румынии, Болгарии.

Примером многоязыковой страны, где нет конфликтов на этой почве, может служить Швейцарская Конфедерация.

Религиозный состав

- Как вы думаете, какие религии преобладают в Европе?

На основе текста учебника на стр.182 и карт атласа составьте схему «Религиозный состав стран Европы»

Религии Европы

Католическая церковь Православная церковь Мусульманство

Католики Протестанты

В Европе очень много течений протестанства: лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

Урбанизация

- Что такое урбанизация?

(Рост городского населения)

Зарубежная Европа - один из наиболее густозаселенных регионов мира со средней плотностью населения свыше 120 человек на 1 кв. км. Уровень урбанизации здесь один самых высоких – 78%. Некоторые страны достигают уровня 80-90 %. Люксембург -100%. Запишите эти данные в тетрадь.

Для городов характерен западноевропейский тип. В центре обычно находится главная площадь с ратушей и собором, от которого радиально отходят улицы с жилыми зданиями, магазинами.

Обратите внимание на рис.48 на стр. 185.

Назовите крупные агломерации (Лондонская, Парижская, Рейнско- Рурская). Население более 10 млн. человек. Запишите крупнейшие агломерации в тетрадь.

Отметьте самое большое количество городов-миллионеров в странах:

Великобритания -7,ФРГ-6, Италия-5, Польша-3, Франция- 3.

Крупнейшие города Европы размещаются вдоль европейского коридора – центральная ось развития. Пометьте это в тетради.

Европа долгое время характеризовалась высоким уровнем урбанизации. Большая часть населения жила в крупных городах. Однако, в 70-е годы 20 века начался отток населения в пригородные и сельские зоны. Как называется такое явление? В чем его причины? Какие города подверглись этому явлению? Найдите ответ на стр. 183 в учебнике.

(Субурбанизация – процесс роста пригородных зон городов и городов-спутников, который происходт значительно более быстрыми темпами и приводит к оттоку населения и мест приложения труда из более центральных частей.

Города: Лондон, Париж, Милан, Гамбург, Вена

Причины: изношенность жилого фонда, скученность населения в центральных частях городов, ухудшение состояния окружающей среды, недостаток места для реконструкции предприятий, перенос рабочих мест в пригородные зоны, массовая автомобилизация, желание многих семей жить в частном доме).

3. Закрепление.

Ответьте на вопросы:

    Дайте краткую характеристику демографической ситуации в Европе?

    Назовите причины низкой рождаемости в европейских странах?

    Какое влияние оказывают миграции на Зарубежную Европу?

    Расскажите о национальном составе изучаемого региона?

    Перечислите преобладающие религии европейских стран?

    Охарактеризуйте уровень урбанизации в Европе?

    Поясните, что такое субурбанизация и каковы причины этого явления?

    Домашнее задание

Пункт 3 стр.181-183 прочитать, нанести на контурную карту крупнейшие агломерации, выполните задания 4, 5, 6 на стр. 216-217 письменно.

Выставление оценок

Литература:

1. Экономическая и социальная география мира: Учеб. Для 10 кл. общеобразоват. учреждений/ В.П. Максаковский.12-е изд., испр. И доп. М.: Просвещение, 2004. С.400.: ил., карт. (География).

2. Жижина Е.А., Никитина Н. А. Поурочные разработки по географии.10 класс. М.: ВАКО, 2014. С. 320.

3. Примерная школьная программа по географии для 10 класса.

1-2 минуты

25-27 минут

Запись числа и темы урока в тетрадь

Беседа

Постановка цели и задач урока

Объяснительно – иллюстративный метод

Запись в тетрадь

Запись определения в тетрадь.

Запись в тетрадь

Частично- поисковый метод

Ответ учащихся

Запись определения в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь

Ответ учащихся

Запись вывода в тетрадь

Запись в тетрадь

Объяснительно- иллюстративный метод

Работа с учебником

Ответ учащихся

Запись в тетрадь

Оформление таблицы

Рассказ

Запись в тетрадь

Работа с текстом учебника. Составление схемы в тетради

Запись в тетрадь определения

Запись в тетрадь

Работа с учебником

Запись в тетрадь.

Запись в тетрадь.

Работа с учебником.

Запись определения в тетрадь

Ответ учащихся

6-7 минут

2 минуты