Отрасли производственной сферы. Классификация отраслей промышленности

Стр.
I. Теоретические основы курса
Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины и ее место среди экономических наук
Тема 3. Характеристика транспортного рынка
Тема 4.Система управления транспортным комплексом и отдельными его отраслями Тема 5.Конкуренция и монополизм на транспорте
Тема 6. Основной и оборотный капитал транспорта
Тема 7. Транспортные издержки общества и издержки транспорта
Тема 8. Ресурсы транспортного производства
Тема 9. Влияние характеристик материально-технической базы на экономические показатели работы транспорта
Тема 10. Перспективы технического, экономического и социального развития транспорта
Тема 11. Экономика труда на транспорте
II. Практикум по решению задач
Общие положения
Задание на практическое занятие №1
Задание на практическое занятие №2
Задание на практическое занятие №3
Задание на практическое занятие №4
Задание на практическое занятие №5
III. Вопросы и тестовые задания
Список литературы
Приложение 1. Приложение 2.

I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ КУРСА

Тема 1. Экономика транспорта. Предмет научной дисциплины

И ее место среди экономических наук

Экономика – общественная научная дисциплина, изучающая вопросы жизни человеческого общества. Термин «экономика» в переводе с греческого означает «искусство ведения домашнего хозяйства», т.е. умение эффективно использовать ресурсы, которые всегда требуются для производства любых товаров. Причем, ресурсов всегда меньше, чем их требуется.

Поскольку соединяют между собой факторы производства для получения потребительских ценностей предприниматели, организующие экономическую деятельность, то вопросы эффективного использования ресурсов решает определенное поведение людей, вступающих между собой в экономические (производственные) отношения. Именно эти отношения и являются предметом экономики.

Цель экономики как науки состоит в том, чтобы изучать объективные законы, которым подчиняется экономическое поведение людей, и вырабатывать практические рекомендации.

Экономика транспорта изучает действие и формы проявления экономических законов на транспорте, частные экономические закономерности, присущие транспорту, экономическое своеобразие отдельных транспортных подотраслей внутри транспорта.

Основная цель функционирования транспорта – обеспечение взаимосвязей всех других отраслей экономики и экономических районов страны. Транспорт объединяет в единое целое разрозненные предприятия различных отраслей экономики страны и различные районы, отдаленные друг от друга на большие расстояния. Транспорт также удовлетворяет потребности людей в перемещении, создавая этим для них равные условия жизни, культурного развития, образования и удовлетворения других духовных потребностей независимо от места их проживания. Таким образом, транспорт является важным условием функционирования экономики страны, являясь значимым элементом ее инфраструктуры. Однако, из этого не вытекает второстепенная роль транспорта в экономике. Транспорт активно воздействует на уровень межрайонного разделения труда, организацию производства, размещение производительных сил и темпы развития экономики в отдельных районах. С другой стороны, транспорт является крупным потребителем продукции многих отраслей экономики, влияя тем самым на масштабы их развития и необходимые для этого ресурсы.

Другие отрасли экономики в свою очередь предъявляют свои требования к транспорту:

1) своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

2) относительное снижение транспортных издержек на удовлетворение потребностей экономики и населения в перевозках;

3) обеспечение независимости внешнеэкономических связей России;

4) обеспечение обороноспособности страны.

Тема 2. Транспорт – отрасль материального производства

Понятие отрасли

Все производства материальных благ в экономической науке принято группировать по ряду признаков в самостоятельные отрасли экономики. К таким признакам относятся: однородность живого труда, как например, в добывающей промышленности; или схожесть средств труда, например, в сельском хозяйстве; схожесть предметов труда, как в строительстве; схожесть продуктов труда – в производстве товаров народного потребления.

Отрасль - это статистическая совокупность конкретных видов производств материальных благ, обладающих общностью производимой продукции, технологии и удовлетворяемых потребностей.

Внутри отрасли выделяют подотрасли, специализирующиеся на более узком профиле производимой продукции. Внутри отрасли «транспорт» выделяются подотрасли по признаку используемых путей сообщения: железнодорожный транспорт, морской, внутренний водный, автомобильный, воздушный, трубопроводный.

Транспорт как отрасль

Классическая наука так характеризует значение транспорта для экономики: «Кроме добывающей промышленности, земледелия и обрабатывающей промышленности существует еще четвертая сфера материального производства. Это – транспортная промышленность, все равно перевозит она людей или товары».

Здесь важно заметить, что транспорт назван отраслью материального производства, хотя он самостоятельно не создает новых материальных ценностей.

Однако, транспорту присущи все факторы производства, непременные элементы, которые характерны для любой отрасли материального производства.

Как известно, из всех факторов производства выделяются 4 вида ресурсов:

Земля (то есть природа, дающая транспорту предмет труда, то есть объекты перевозки, грузы и пассажиры);

Капитал (машины, оборудование, транспортные средства и коммуникации);

Труд (физические и умственные способности людей);

Предпринимательская способность (особый вид трудовой деятельности, позволяющий объединить 1, 2 и 3 факторы).

Результат труда, продукция транспорта – перемещение товаров из сферы производства в сферу потребления, то есть перевозка. Продукция транспорта – изменение местонахождения или пространственное изменение.

Вместе с тем, транспорту свойственны некоторые особенности, отличающие его от других отраслей народного хозяйства.

Во-первых, транспорт не производит новой вещественной продукции, а как бы является продолжением процесса производства в пределах процесса обращения. Процесс производства продукции заканчивается тогда, когда она доставлена к месту потребления, поэтому транспорт есть продолжение процесса производства, начатого в промышленности и в сельском хозяйстве.

Тем не менее, труд транспортных рабочих является трудом производительным, он создает национальный доход, увеличивает общественное богатство, измеряемое в стоимостной форме.

Транспорт изменяет потребительную стоимость предмета труда (груза), хотя и не изменяет его ни в количественном, ни в качественном отношениях. Это изменение потребительной стоимости выражается в том полезном эффекте, который достигается перемещением предмета труда в пункт потребления. Конечный результат производства реализуется у потребителя.

Изменяется и стоимость груза в результате приложения к нему труда работников транспорта.

Во-вторых, продукция транспорта – перевозка грузов и пассажиров – неотделима от процесса транспортного производства. Продукцию транспорта нельзя накопить, создать ее запасы. Поэтому проблема резервов на транспорте состоит не в создании запасов продукции, а в создании резервов пропускной и провозной способности. Маневрирование резервами по районам транспортной сети затруднительно и накладно, а часто невозможно. Поэтому оптимальные резервы пропускной и провозной способности должны создаваться повсеместно и, в первую очередь, на направлениях с быстрорастущими перевозками.

В-третьих, так как продукция транспорта не обладает вещественной формой, то она не содержит сырья. Удельный вес заработной платы в ее себестоимости вдвое выше, чем в промышленности. Доля затрат на амортизацию и материальные затраты, включая топливо и электроэнергию, составляет более половины (54%) всех эксплуатационных расходов транспорта. Поэтому важнейшее значение для снижения себестоимости перевозок имеет увеличение производительности труда, улучшение использования транспортных средств особенно подвижного состава, сокращение расхода топлива и электроэнергии на единицу перевозочной работы.

В-четвертых, особенность продукции приводит к тому, что кругооборот капитала на транспорте отличается от кругооборота промышленного капитала.

Выведенная К.Марксом формула кругооборота промышленного капитала имеет вид:

Из формулы видно, что транспортный капитал имеет две стадии.

Таким образом, в отличие от кругооборота промышленного капитала в кругообороте транспортного капитала отсутствует стоимость продукта производства в виде товара.

В-пятых, транспорт подобно географической среде, наличию полезных ископаемых, трудовых ресурсов – это всеобщее средство труда, одно из общих условий производства.

Отсюда – двойственная природа транспорта.

Во-первых, перемещая средства труда и рабочих внутри предприятий, транспорт осуществляет связи, порождаемые технологическим разделением труда. Эти функции выполняет внутрипроизводственный транспорт.

Во-вторых, перемещая различные виды продукции между производителями (поставщиками) и потребителями, транспорт осуществляет связи, порождаемые территориальным разделением труда. Эти функции выполняет транспорт сферы обращения, который в ходе исторического процесса общественного разделения труда выделился в самостоятельную сферу производства.

Перевозки в сфере обращения выполняют в основном универсальные виды транспорта общего пользования – железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный, а также специализированные виды транспорта – трубопроводный, линии электропередачи и железнодорожные подъездные пути предприятий и объединений, связывающие их с сетью магистральных путей сообщения. Эти виды транспорта вместе с системой складов являются материальной основой процесса обращения (рис.1).

2.3. Структура отрасли «Транспорт»

Как уже отмечалось, транспорт не только осуществляет перевозки в сфере обращения, но и обслуживает непосредственно само производство, работая внутри предприятий. Поэтому как вид хозяйственной деятельности его можно представить системой, состоящей из двух подсистем: транспорта общего и необщего пользования (рис.2).


Сфера производства Сфера обращения Сфера потребления

V
I


I. – Производство

II. – Экспедиция, хранение, погрузка

III. – Транспортировка

IV. – Экспедиция, хранение, выгрузка

V. – Потребление

Рис.1. Транспорт в системе «производство-обращение-потребление»


Подсистема 1 Транспортная система Подсистема 2
Транспорт общего пользования Транспорт организаций и частных лиц
железнодорожный морской речной автомобильный воздушный трубопроводный отраслей материального производства организаций сферы обслуживания и управления населенных пунктов
промышленность, сельское хозяйство, строительные организации и др. торговля, снабжение и сбыт, здравоохранение, образование и др. городской общественный и частных лиц

Рис.2. Структурно-функциональная характеристика транспорта как межотраслевого комплекса

Транспорт общего пользования и есть транспорт сферы обращения, перемещающий различные виды продукции между производителями и потребителями. Только он и может рассматриваться в качестве самостоятельной сферы материального производства.

Транспорт организаций и частных лиц перемещает сырье, материалы и другие виды еще не поступившей в сферу обращения продукции, а также грузы и производственный персонал внутри предприятий промышленности, сельского хозяйства, строительства, торговли, снабжения и др. Эта часть транспорта как вида деятельности может быть названа технологическим «внутрипроизводственным» транспортом, а промышленный транспорт является его составной частью. Технологический транспорт выполняет свои функции на стадии производства, работая, как правило, в составе того предприятия, которое он обслуживает. Поэтому технологический транспорт в целом не может рассматриваться в качестве самостоятельной отрасли материального производства.

Каждая из двух подсистем, в свою очередь, характеризуется внутренней структурой. В состав транспорта общего пользования входят железнодорожный, морской, речной, автомобильный, воздушный и трубопроводный виды транспорта. Поскольку объектом транспортирования может быть и энергия, то иногда к транспорту общего пользования относят газопроводы и линии электропередач.

В зависимости от целей экономического анализа транспорт общего пользования иногда рассматривается и в других группировках:

Универсальный (например, железнодорожный, водный, автомобильный, воздушный) и специализированный (трубопроводный, линии электропередач);

Внутренний (осуществляет перевозки внутри страны) и внешний (обычно морской, выполняющий перевозки не только внутри страны, но и за границу);

Круглогодичный (железнодорожный, автомобильный и др.) и сезонный (внутренний водный);

Магистральный (обычно под ним понимается транспорт общего пользования) и немагистральный (обычно – промышленный транспорт).

Экономика предприятия Душенькина Елена Алексеевна

5. Сфера предпринимательства

5. Сфера предпринимательства

Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя можно считать: производство, коммерцию, финансы, интеллектуальный комплекс.

В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека.

Производство – наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями.

Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, впрочем, как и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег.

К производственной сфере принято относить:

1) промышленность;

2) сельское хозяйство, рыболовство, лесничество;

3) общественный и производственный транспорт;

4) услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Торговля – передача за деньги товара от поставщика потребителю, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии из руды выплавляют чугун, в другом цехе из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное производство, где выплавляется чугун, сталеплавильное, где из чугуна получают сталь, и прокатное представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции из одного производственного звена в другое в таком случае относится к сфере коммерции.

Марксисты считают, что торговый капитал – обособившаяся часть промышленного капитала. В той же мере к сфере производства можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство.

Если торговля, финансы и наука непосредственно обслуживают производство, то так называемая непроизводственная сфера связана с производством опосредованно. Она зависит от производства, однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага.

Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный доход будет иметь смысл, если в нем отражены реальные ценности и на поступившую прибыль можно в полной мере закупить все реальные предметы, которые необходимы.

Из книги Невесомое богатство. Определите стоимость вашей компании в экономике нематериальных активов автора Тиссен Рене

Что такое «ключевая сфера компетенции»? Большинство управляющих без труда составили бы целый список знаний и навыков, которые, по их мнению, жизненно необходимы для успеха их компании. От вас это тоже не потребует больших усилий. И все же такой список представляет интерес

Из книги Финансовые услуги: перезагрузка автора Певерелли Роджер

Чем крупнее сфера, тем больше разрывов Консолидация может представлять собой непростую задачу для крупных международных финансовых компаний. Возникающую у них проблему можно легко понять, если представить себе компании в виде сфер (см. рисунок). За счет консолидации

Из книги Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории автора Мизес Людвиг фон

XII. СФЕРА ЭКОНОМИЧЕСКОГО РАСЧЕТА 1. Характер денежного учета Экономический расчет может охватить все, что обменивается на деньги. Цены на товары и услуги представляют собой исторические данные, описывающие либо прошлые события, либо возможные будущие события.

Из книги Экономика предприятия автора Душенькина Елена Алексеевна

5. Сфера предпринимательства Наиболее привлекательными сферами с точки зрения предпринимателя можно считать: производство, коммерцию, финансы, интеллектуальный комплекс.В разное время каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из

автора Корниенко Олег Васильевич

V. Транспорт, строительство и сфера услуг РФ

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 42 Строительная сфера Ответ Объемы производства в строительной сфере в последние годы постепенно увеличиваются, но пока не достигли уровня 1990 г. (табл. 12).Таблица 12 Объем работ, выполненных по виду экономической деятельности «строительство» В число крупнейших

Из книги Национальная экономика автора Корниенко Олег Васильевич

Вопрос 45 Телекоммуникационная сфера Ответ К сфере телекоммуникаций относится комплекс услуг, связанных с функционированием телевизионной и радиовещательной сети, телефонной связи, предоставлением доступа в Интернет и др.Московская компания ФГУП «Российская

Из книги Долгое время. Россия в мире. Очерки экономической истории автора Гайдар Егор Тимурович

§ 2. Сфера здравоохранения В традиционном аграрном европейском обществе роль государства в организации здравоохранения была ограниченной. Население получало платные медицинские услуги от частных врачей, в некоторых случаях помощь медиков оплачивалась за счет

Из книги Стратегическое управление автора Ансофф Игорь

6.1.9. Сфера культуры и политики фирмы Известно немного организаций, где власть сосредоточена в руках одного человека или группы, которые разделяют единую культуру. Большинство организаций применяют разнообразные критерии и имеют несколько силовых центров. Поэтому

Из книги Социология труда автора Горшков Александр

43. Тарифная система, сфера ее применения Тарифная система представляет собой систему оплаты труда работников, единицей которой является тарифная ставка 1-го разряда. При этом применяется многоразрядная система установления размера заработной платы с учетом

автора Армстронг Майкл

СФЕРА РАСПРОСТРАНЕНИЯ ТЕКУЧЕСТИ КАДРОВ По результатам опроса CIPD, проведенного в Соединенном Королевстве в 2005 г., можно сказать, что показатель текучести кадров для всех работников составил 15,7%. Для отдельных категорий работников показатели были следующими: персонал –

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СФЕРА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В зависимости от результатов анализа рисков и от общей оценки причин ухода работников можно принимать следующие меры: Неконкурентоспособная, несправедливая или пристрастная система оплаты должна быть пересмотрена. Но, как указывает Капелли (2000),

Из книги Практика управления человеческими ресурсами автора Армстронг Майкл

СФЕРА ОХВАТА ЭЛЕКТРОННОГО НАУЧЕНИЯ 4. Идентифицируйте сферу охвата развития систем электронного научения. Необходимо также оценить потребность в расширении нынешних возможностей за счет смешанного подхода, использующего взаимодополняющие и подкрепляющие друг друга

Из книги Надежная база: лидерство для руководителей высшего звена автора Колризер Джордж

Ваша сфера влияния Если вы работаете в крупной транснациональной организации с централизованной кадровой системой, возможно, процессы в ней находятся вне сферы вашего влияния. Мы вовсе не советуем вам брать на себя ответственность за глобальную кадровую систему!

Из книги Управление бизнес-процессами. Практическое руководство по успешной реализации проектов автора Джестон Джон

Сфера влияния Лидеры разных уровней могут иметь различную степень влияния на проект BPM, организацию, персонал и его рабочую среду. На рис. 26.2 показаны сферы влияния лидерства в общем виде.Степень влияния трех названных выше уровней лидерства на компоненты оказывается

Из книги Карьера для интровертов. Как завоевать авторитет и получить заслуженное повышение автора Энковиц Нэнси

Ваша сфера влияния Пришла пора вспомнить обо всех, кого вы знали, знаете или хотите узнать. Большинство моих клиентов получают самые лучшие предложения благодаря сети профессиональных контактов, а не через объявления или хедхантеров. У них есть знакомые, которых они

Читайте также:
  1. A) Природные процессы, влияющие на загрязнение атмосферы.
  2. C. Положение партнеров друг против друга обычно создает атмосферу соперничества. Разговор в такой позиции должен быть коротким и специфичным.
  3. Cоциологический анализ электорального процесса: проблемы и методы исследования, сферы применения результатов
  4. I. Декларация-заявка на проведение сертификации системы качества II. Исходные данные для предварительной оценки состояния производства
  5. PR в государственных структурах и ведомствах. PR в финансовой сфере. PR в коммерческих организациях социальной сферы (культуры, спорта, образования, здравоохранения)

Особенности продвижения товаров и услуг

Продвижение - это совокупность различных маркетинговых мер, усилий, действий, посредством рекламы, PR, личных продаж, стимулирования сбыта и использование других маркетинговых коммуникаций, предпринимаемых производителями, продавцами товара или услуг, посредниками в целях повышения спроса, увеличения сбыта, расширения рыночного пространства для реализации продукции.

Продвижение товара или услуги является составной частью информационной кампании, которой предшествует изучение нужд, потребностей, мнений потребителей, определение особенностей формирования их предпочтений и благоприятного имиджа предприятия, а также реклама его продукции. Кампания по продвижению товара всегда должна преследовать конкретные цели, ориентироваться на конкретную аудиторию и в соответствии с этим использовать конкретные формы продвижения продукта.

СТИМУЛИРОВАНИЕ СБЫТА, НАПРАВЛЕННОЕ НА ПОТРЕБИТЕЛЕЙ

Стимулирование сбыта, направленное на потребителей, нацелено на увеличение объема покупок потребителями. Основные преимущества методов такого стимулирования заключаются в их многообразии и гибкости. Рассмотрим основные методы стимулирования потребителей:

- Ценовые меры . Ценовые меры - временное снижение цены товара. Ценовые меры широко используются для стимулирования покупки нового товара «на пробу» или убеждения существующих потребителей покупать больше и чаще. Денежные скидки - это снижение обычной цены товара или услуги в абсолютном (например, «цена снижена на 500 долларов») или процентом выражении (например, «скидка 50 %»).Скидки за упаковку - это дополнительный товар за ту же цену; предоставляемый в двух видах: упаковки-премии и объединенные упаковки. Упаковки-премии содержат дополнительное бесплатное количество товара, когда стандартная упаковка покупается по обычной цене. Этот способ часто используется для представления новой, более крупной упаковки товара.

При определении величины ценовой скидки важно знать ценовую эластичность продаваемого товара, учесть дополнительные издержки потребителей, связанные с реализацией купона. Может оказаться, что ценовая скидка будет находиться в зоне безразличия потребителей к изменению цен.

Купоны - официальные сертификаты, предлагаемые производителями и розничными магазинами, которые гарантируют определенную экономию при покупке определенных товаров в определенном магазине.



Конкурсы, лотереи, игры . Мероприятия такого типа привлекают людей, обещая бесплатную выгоду и предлагая впечатляющие призы. Возмещение - это предложение компании вернуть определенную сумму денег потребителю, который покупает товар. Большинство предложений о возмещении побуждают совершить покупку. Премия - это овеществленная награда, полученная за выполнение определенного действия, такого как приобретение товара или посещение места продажи. Премии обычно бесплатны, или же цена невысока. Реклама с помощью специальных товаров. Реклама с помощью специальных товаров похожа на премии, за исключением того, что потребителю ничего не нужно покупать, чтобы получить специальный товар..Программы продолжения -программа, которая требует от потребителя продолжения покупок товара или услуги, чтобы получить вознаграждение. Цель любого вида программы продолжения состоит в том, чтобы привязать потребителей к организации с помощью наград за их приверженность. Как правило, чем больше совершается покупок, тем больше вознаграждение. Большинство программ продолжения рассчитаны на долгосрочный период.Образцы - бесплатный экземпляр товара, предоставляемый потребителю для пробного использования. Это самая эффективная стратегия для выхода на рынок с новым или модифицированным товаром или для смены товара-лидера на рынке, но и самая дорогая. Для достижения успеха товар должен продемонстрировать свои лучшие качества даже неопытному пользователю. Образцы работают наиболее эффективно, когда вместе с ними распространяются купоны на товар. Большинству потребителей нравится получать образцы, потому что они в любом случае не теряют деньги.


Сфера производства - это понятие, при помощи которого классифицируют организации и предприятия, занимающиеся созданием продуктов или предоставлением материальных услуг. К производственной сфере относят все отрасли, в ходе деятельности которых создаются материальные блага.

Производственная сфера - совокупность различных отраслей, которые специализируются на создании материальных товаров, продуктов и услуг.

Каждое производственное предприятие делает упор только на одном виде деятельности, то есть действует в своей сфере производства. В более редких случаях организации специализируются на создании товара и его реализации.

К производственным относятся организации, которые производят, реализовывают, сортируют и транспортируют товар. Чтобы понять, какие именно отрасли относятся к производственным, изучают общее классифицирование.

Классификация отраслей

Под сферой производства объединяется большое количество отраслей, начиная строительством и заканчивая сельским хозяйством. В свою очередь каждое понятие подразделяется на более мелкую отрасль. Таким образом, удается классифицировать род деятельности предприятия.

Стоит отметить, что у каждого вида деятельности есть свой код. Для единой и упрощенной классификации используется ОКОНХ.

С его помощью удается упростить ведение статистики. Любой организации, занимающейся созданием товара, присваивается код, который характеризует вид деятельности.

Организации, которые относятся к строительной отрасли, . Создаются следующие виды построек:

  • промышленные
  • культурные
  • транспортные
  • административные
  • бытовые

В зависимости от типа построек, которые возводит организация, определяется вид деятельности компании. Строительство требует квалификации работников. В период возведения зданий соблюдаются нормы, установленные нормативно-правовыми актами.

Работы выполняются средними и крупными компаниями. В строительной отрасли доминируют организации, которые занимаются возведением жилых домов. Застройщики создают большое количество жилой недвижимости.

Стоит отметить, что иногда к строительной отрасли относят компании, занимающиеся обслуживанием, ремонтом, реконструкцией и реновацией зданий.

Строительство проходит с выполнением следующих работ:

  1. Изыскательные- исследование рельефа, окружающей среды, свойств грунта.
  2. Проектные - работы включают в себя проектирование каждого элемента.
  3. Строительно-монтажные - возведение объекта по ранее созданному проекту.
  4. Пусконаладочные - запуск в эксплуатацию построенного здания или сооружения.

Объекты возводятся в полном соответствии с техническими регламентами. Строительство - крупная производственная отрасль, влияющая на экономику.

Сельхоз

Сельское хозяйство - важная часть производственной сферы. Под этим понятием объединяются животноводство и растениеводство. Под животноводством подразумевается:

  • птицеводство
  • свиноводство

Растениеводство состоит из:

  • плодоводства
  • овощеводства
  • выращивания зерновых

Задача сельхоза - обеспечить продовольствием людей. Помимо этого, косвенной задачей является создание сырья для других отраслей промышленности. Сельхоз напрямую влияет на продовольственную безопасность страны.

Сельским хозяйством занимаются частные и государственные предприятия. Результат деятельности реализуется самостоятельно или через другие организации.

Промышленные организации

К сфере промышленности относятся организации, которые специализируются на добыче и переработке. Помимо этого, сюда причисляют предприятия, занимающиеся созданием товаров. Выделяют следующие отрасли промышленности:

  • лесная
  • легкая
  • пищевая
  • топливная
  • электроэнергетическая
  • химическая
  • микробиологическая
  • стекольная

Промышленные предприятия подразделяют на две группы: перерабатывающие и добывающие. От уровня промышленности зависит вся производственная отрасль.
Перерабатывающие предприятия производят товар из поставляемого сырья. Добывающие занимаются добычей сырья, после этого поставляют его другим организациям. Встречаются компании, которые самостоятельно занимаются добычей и переработкой.

Торговля

Осуществляется сбыт товаров, которые были произведены промышленными или сельскохозяйственными предприятиями. Торговля подразделяется на следующие виды:

  • розничная
  • оптовая
  • оптово-розничная

Участниками торговли считаются продавец и покупатель. При помощи изъятия налогов с людей, которые продают товары, формируется большая часть бюджета страны или отдельно взятого региона.

Наиболее распространенной считается розничная торговля. В таком случае продукция реализуется при помощи стационарной, развозной, дистанционной и рыночной торговли. Стационарная розничная продажа осуществляется через специально подготовленные здания (магазины, торговые центры, киоски).

Транспортная сеть

Транспортная отрасль - перевозка сырья и товаров. Выделяют грузовые и пассажирские перевозки. Стоит отметить, что пассажирские перевозки относятся к непроизводственной сфере. Выделяют следующие виды транспортировки:

  • авиационные
  • железнодорожные
  • автомобильные
  • морские

От работы транспортных компаний зависит то, как будет реализовано сырье или продукты, добытые при помощи сельхоза или промышленности.

Чаще товары и сырье внутри страны транспортируются из одной точки в другую при помощи автомобильных и железнодорожных перевозок. Крупногабаритные товары между странами перемещаются при помощи кораблей. Наиболее дорогим способом перемещения считается авиатранспортировка.

Осуществляется за счет общественного транспорта. За перемещение с человека взимают плату. Для перемещения людей используют самолеты, автобусы, трамваи поезда, автомобили, корабли.

Общепиты

Общественное питание нередко относят к торговой отрасли, однако общепиты могут представлять собой совокупность нескольких отраслей. В общепитах зачастую занимаются производством и реализацией продукции. Выделяют следующие виды предприятий общественного питания: бары, рестораны, кафе.

Стоит отметить, что общепит обслуживает как отдельных людей (столовые внутри предприятий), так и всех желающих (организации, расположенные в общественных местах).

Общепит как производственная отрасль способен существовать отдельно. Одна организация создает и продает пищевую продукцию.

Материально-техническое снабжение

Предприятия, которые специализируются на техническом обеспечении, занимаются снабжением других организаций. В отрасль организаций, занимающихся МТО, входят производители:

  • оборудования
  • расходных материалов
  • запчастей
  • комплектующих

Техническими изделиями снабжаются промышленные и сельскохозяйственные предприятия. Производственным отраслям необходимо МТО для решения следующих задач:

  • хранение заготовленного сырья
  • осуществление учета
  • создание продукции

При помощи снабжения обеспечивается постоянная работа предприятия.

Взаимосвязь отраслей друг с другом

Производственные отрасли тесно связаны друг с другом. Исходя из результатов одной из отраслей, зависит состояние другой. Как пример приводят следующие корреляции:

  • связь растениеводства с животноводством
  • связь животноводства с пищевой промышленностью
  • связь химической промышленности с растениеводством

Помимо этого, существуют другие успешные примеры взаимосвязи. Успешной считается экономика, в которой развиты животноводство, растениеводство, промышленность, жилищное строительство, розничная торговля и транспорт.

Насколько важна в экономике сфера производства

В экономическом развитии сфера производства играет главную роль. Она считается основой общества. В первую очередь выделяют сельское хозяйство, которое позволяет снабдить человека продуктами питания. Далее выделяют промышленность, строительство и торговлю. Промышленность позволяет человеку заполучить необходимое сырье или товар.

Производственные отрасли вместе с непроизводственными формируют экономику государства.

Производственная сфера - часть народного хозяйства. От ее развития зависит уровень непроизводственной сферы, к которой относится управление, обслуживание и образование. Помимо этого, она влияет на общий показатель развитости государства.

Напишите свой вопрос в форму ниже

Открыть свое дело предприниматель может в любой сфере экономики, приносящей доход. Наиболее привлекательными из них, с точки зрения предпринимателя, можно считать:

  • коммерцию;
  • интеллектуальный комплекс.

В разное время и при различных обстоятельствах каждая из этих сфер деятельности может приносить различный доход, однако главной из них является производство. Именно в сфере производства создаются материальные блага, необходимые для жизнедеятельности человека. Наука, культура, коммерция, финансы существуют лишь потому, что люди, которые заняты этими видами деятельности, сыты, одеты, имеют товары для продажи и деньги для их покупки. Экономика, политика, обороноспособность и культура страны определяются тем количеством высококачественных продуктов, которое производится на душу населения. Поэтому сфере материального производства на протяжении всей истории в любой стране придавалось первостепенное значение.

— наиболее динамичная сфера деятельности, характеризующаяся непрерывными изменениями и усовершенствованиями. Поэтому спрос на предпринимательскую инициативу очень высок, как, впрочем, и риск. Развитие производства опирается на новейшие результаты научных и технических разработок, требующих вложения денег. Фактический эффект этих разработок может значительно отличаться от ожидаемого. Отсюда возникает риск, с которым почти всегда сопряхсено предпринимательство.

К производственной сфере принято относить:

  • промышленность;
  • строительство;
  • сельское хозяйство, рыбный промысел, лесное хозяйство;
  • общественный и производственный транспорт;
  • услуги производственного характера (например, ремонтные работы).

Марксистская экономическая наука к производству относит и коммерцию, включая торговлю и посреднические операции. В этом имеется определенная логика. Торговля — это передача товара от поставщика потребителю за деньги, в том числе и внутри самого производства. Если на комбинированном металлургическом предприятии в одном цехе из руды выплавляют чугун, в другом — из чугуна получают сталь, а потом передают ее в прокатный цех, то все эти операции по передаче изделий из цеха в цех целиком относятся к сфере производства. Если же доменное, сталеплавильное и прокатное производства представляют собой самостоятельные специализированные предприятия, то передача продукции от одного производственного звена к другому в таком случае связана со сменой владельца, а потому относится к сфере коммерции. Вот почему марксисты считают, что «торговый капитал — обособившаяся часть промышленного капитала». Поэтому, по их мнению, торговлю можно отнести к продолжению сферы производства. С этими выводами вряд ли можно согласиться.

В той же мере, как и торговлю, к сфере производства в таком случае можно было бы отнести финансы, науку, образование, медицину и даже литературу и искусство. Но такое смешение понятий, с точки зрения хозяйственной практики, неверно. Тогда всякую деятельность человека следовало бы назвать производством. Однако к производственной сфере правильнее всего относить те отрасли, где создаются материально-вещественные блага. Капитал, вложенный предпринимателем в торговлю, финансы или сферу интеллектуального труда, приносит денежный доход в той же мере, как и вложенный в производство. Но полученный вне производства доход имеет ценность, когда в нем отражены реальные ценности, т. е. продукты производства, и на поступившие деньги можно в полной мере закупить реальные нужные предметы.