Государство как предприниматель. Государственный сектор в рыночной экономике

Осуществляя регулирование социально-экономических процессов, государство использует систему методов и инструментов, которые изменяются в зависимости от экономических задач, финансовых возможностей государства, накопленного опыта регулирования. Анализ мирового опыта позволяет говорить о некотором стандартном наборе методов и инструментов государственного регулирования.

Различают прямые (или административные) и кос­венные (или экономические) методы регулирования, каждый из которых представлены различными инструментами. Прямое (директивное) регулирование возможно по отно­шению к некоторым отраслям народного хозяйства (таким как оборонное производство, космические исследования и т.д.) или в случае национальных бедствий (например, сти­хийные катастрофы, технические аварии и т.п.). Оно в значительной степе­ни ограничивают свободу выбора и направлено на то, чтобы заставить делать так, а не иначе.

В рыночной экономике предпочтение отдается эко­номическим регуляторам, так как они более гибкие, на­правлены на создание у предприятий экономической заин­тересованности, оставляют для них свободу выбора. Это более демократические рычаги регулирования.

Разграничение экономических и административных инструментов довольно условно. Любой экономический регулятор несет в себе элемент администрирования, ибо контролируется той или иной государственной службой. В свою очередь, в каждом административном регуляторе есть или должен быть экономический смысл, так как он сказы­вается на экономическом поведении субъектов рынка.

К административным инструментам регулирования рыночного поведения субъектов относятся законы и подза­конные акты: запрет отдельных видов деятельности и тех­нологий, порядок регистрации предприятий, антимоно­польное законодательство, штрафные санкции, таможен­ное регулирование, регулирование цен, директивное пла­нирование и многие другие меры. Эти средства наиболее оправданы в следующих сферах и направлениях государ­ственного регулирования:

- Антимонопольная политика, направленная на ог­раничение монополизации рынков.

- Внешние отрицательные эффекты рыночных про­цессов. Например, их последствия для окружающей среды и невоспроизводимых ресурсов.

- Социальная защита, т.е. определение и поддержа­ние минимально допустимых параметров жизни населения, регулирование планки, ниже которой жизненный уровень в цивилизованном обществе опускаться не должен. Сюда относятся гарантированный минимум заработной платы, си­стема социальных гарантий, пособия по безработице и т.п.

- Область международных экономический связей. Здесь регулирование направлено на защиту национальных интересов: лицензирование экспорта, государственный контроль над импортом, таможенная политика.

Таким образом, сфера применения административ­ных инструментов достаточно широка.

Но в рыночной экономике преобладают все же кос­венные, экономические методы регулирования. Вы­делим некоторые из них и дадим лишь общую их характе­ристику.

1. Денежно-кредитная (монетарная) политика - это политика регулирования денежной мас­сы в обращении и совершенствования кредитной сферы. Так государство может влиять на цены, инве­стиционные процессы и потребление населения, на объем национального производства и темпы экономического роста (тема 7).

2. Финансовая политика - это мероприятия государ­ства по мобилизации финансовых ресурсов, по их распределению и использованию на основе финансового законо­дательства страны (тема 6).

3. Внешнеторговая политика. Она связана со стиму­лированием экспорта и ограничением импорта. Инструментами стимулирования экспорта являются: на­логовые льготы, гарантии экспортного кредита, использо­вание двухсторонних и многосторонних экономических со­глашений, снижение валютного курса. Для регулирования импорта государство использует ставки налогов на импорт или таможенные тарифы. (курс мировой экономики)

4. Регулирование международного движения капита­лов. Экспорт капитала предполагает создание за границей гарантий безопасности инвестиций, кредитную поддержку зарубежных инвесторов. Импорт капитала предполагает ус­тановление приоритетных секторов экономики для иност­ранных инвестиций, регулирование распределения прибы­лей, налогообложения и др. (курс мировой экономики)

Высшей формой государственного регулирования экономики является государственное экономическое про­граммирование. Его задача - комплексное использование в стратегических целях всех элементов государственного регулирования: административных и экономических.

По мере усложнения задач по регулированию эконо­мики правительства стали разрабатывать краткосрочные, среднесрочные и долгосрочные целевые программы. Объек­тами таких программ обычно являются отрасли (например, сельское хозяйство); регионы; социальная сфера (напри­мер, социально-экономическая адаптация переселенцев, их обеспечение работой и жильем); различные направле­ния научных исследований.

Программы бывают обычные и чрезвычайные. Обыч­ные среднесрочные экономические программы составля­ются, как правило, на пять лет с ежегодной корректиров­кой и продлением на один год (скользящее программиро­вание). Чрезвычайные программы разрабатываются в кри­тических ситуациях, например в условиях кризиса, массо­вой безработицы, опасной инфляции. Они, как правило, краткосрочные. В инструментарии их осуществления за­метное место занимают средства административного регу­лирования.

Уровень развития государственного программирова­ния в отдельных странах различен, но практически во всех странах рыночной экономики осуществляются целевые про­граммы.

На базе опыта целевых и чрезвычайных программ в конце 60-х годов развитые страны перешли к общенациональному среднесрочному программированию, охватывающему важнейшие по­казатели народного хозяйства.

Однако в условиях рыночной экономики государственное экономическое программирование может быть только ин­дикативным, т.е. носить целевой рекомендательно-стиму­лирующий характер.

Итак, современная рыночная система немыслима без ГРЭ. Однако существуют важные ограничения для него, существует грань, за которой рыночные процессы деформируются, и эффективность общественного производства падает.

Государство способно осуществить свои экономичес­кие функции в том случае, если имеет достаточную экономическую базу. Такой базой является государственный сектор экономики.

Отечественные экономисты традиционно понимали под государственным сектором сферу экономики, в кото­рой действовали государственные предприятия и учрежде­ния (т.е. сферу государственного предпринимательства). В мировой науке государственный сектор отождествляют с совокупностью всех форм непосредственного участия государства в производстве, распределении, обмене и потреблении. В соответствии с таким пониманием государственный сектор состоит:

1. Из сферы государственной предпринимательской де­ятельности, основанной на государственной собственнос­ти. Последняя получила развитие в 30-40-е годы прошлого века. Она возникала прежде всего в тех сферах, которые обеспечивали целостность народного хозяйства страны. Это, во-первых, отрасли производственной инфраструктуры (дороги, каналы, порты, системы водо-, электроснабжения, связи и т.д.) и отрасли социальной инфраструктуры (система образования, здравоохранения). Эти отрасли создают общие условия воспроизводства, но требуют больших капиталов, длительного периода его оборачиваемости, низкую норму прибыли. Во-вторых, сфера науки и важнейших направлений техники, т.е. там, где высока степень риска и неопределенность получения результатов. Возникала государственная собственность различными путями: национализация предприятий и отраслей; строительство государственных предприятий за счет средств государственного бюджета; создание смешанных государственно-частных предприятий.

2. Из сферы государственных финансов, центром ко­торой является государственный бюджет. Через государственный бюджет осуществляется процесс перераспределения доходов. Доходы госбюджета тес­но связаны с налоговой системой, а расходы - с выпол­нением государством ряда задач и функций.(тема 6)

3. Из сферы денежного обращения, центром которой является центральный банк. Центральный банк осуществляет денежное регулирование, держит под контролем государ­ственную денежную систему (тема 7).

Размеры государственного сектора должны соответ­ствовать функциям, которые выполняет государство. Рост функций и направлений государственной деятельности вы­зывает и рост государственного сектора.

Если же государство без достаточных экономических оснований расширяет свои функции и вы­зывает рост государственного сектора, это снижает общую эффективность экономики. Это обусловлено тем, что конкурентный тонус государственных предприятий ослаблен – дотации, налоговые льготы, продление сроков выплат кредитной задолженности и т.д. В связи с этим в 80-е годы в развитых странах возникла необходимость разгосударствления и приватизации.

Наиболее распространенными современными способами разгосударствления стали:

1. Либерализация рынков: отмена барьеров для доступа на рынок новых конкурентов; стимулирование диверсификации производства и продаж; поощрение малого бизнеса, снятие ограничений для проникновения иностранного ка­питала; меры по демонополизации экономи­ки.

2. Стимулирование создания и расширения сферы деятельности смешанных предприятий (государственно-ча­стных).

3. Создание для государственных предприятий ры­ночных условий функционирования: сокращение государ­ственных субсидий, отказ от списаний банковской задол­женности, отмена налоговых льгот и т.п.

4. Приватизация государственных предприятий. При этом государственная собственность может переходить не только в руки частных лиц, но и к банкам, коллективам государственных предприятий, кооперативам и т.д.

Наиболее популярными формами приватизации го­сударственной собственности в развитых странах являются продажа предприятий через систему аукционов и конкурсных торгов непосредственно в частные руки; выкуп акций государственного предприятия менедже­рами («управленческие выкупы»). Кроме того, практикуется сдача государственных предприятий в аренду и заключение контракта на управле­ние предприятием.

Снижение эффективности государственного сектора может быть связано и с другими причинами: неправильный выбор методов и инструментов ГРЭ, чему способствуют эффект особых интересов у политических деятелей; бюрократизация, которую «плодит» государственный сектор.

Доктор экономических наук И. ОСАДЧАЯ.

Разброс мнений о том, куда двигаться России, среди граждан страны огромен. На одном полюсе голоса тех, кто полагает, что надо возвращаться назад, к социализму - с его полным огосударствлением - или хотя бы к госкапитализму с преобладающим участием государства в хозяйственной жизни страны. На другом - сталкиваемся с мнением тех, кто, напротив, призывает идти дальше, к преобладанию рыночных отношений при максимальном сокращении государственного вмешательства в экономику, к уменьшению его перераспределительной деятельности и социальных обязательств. Примирить непримиримое, казалось бы, невозможно. И все же поиск "третьего пути", которым особенно увлекались социал-демократы стран Европы, позволил каждой из них нащупать этот путь. Отклоняясь под влиянием различных обстоятельств либо в ту, либо в иную сторону, им удалось создать тип смешанной экономики с социальной ориентацией, где наряду с частным сектором существует довольно обширный государственный (или общественный). Сегодня под влиянием процессов глобализации и интеграции, господства либеральной идеологии (особенно фразеологии) говорить и писать о "третьем пути" стало немодно. И тем не менее экономику развитых капиталистических стран (при всех переменах и реформах, которые в них идут) в серьезной литературе принято называть смешанными экономическими системами. И неслучайно.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Идеи науки, претворяющиеся в производстве, - одна из составляющих современного развитого государства. А государство - это, прежде всего, закон и его исполнение.

Бюджетные средства нужны и медицине, и образованию, и науке. Именно об этом говорит плакат из журнала "Финансы и развитие".

Государственные расходы и социальные трансферты * (% от ВВП). * Расходы на социальное обеспечение, помощь безработным, пенсии, здравоохранение (кроме образования).

Изменение в структуре расходов консолидированного бюджета России (% к ВВП).

Структура расходов консолидированного и федерального бюджетов России в 2004 году (%). *Промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт и связь, дорожное и жилищно-коммунальное хозяйство.

СООТНОШЕНИЕ ЧАСТНОГО И ГОСУДАРСТВЕННОГО

Частный сектор - основа экономики любой развитой страны. Это огромное множество и разнообразие крупных и мелких предприятий, производящих подавляющую часть товаров, необходимых для людей. Но есть сферы, где рынок заведомо не может справиться с удовлетворением потребностей общества и более того - наносит прямой вред, обостряет социальные проблемы. Это так называемые провалы рынка - market failures. В таких случаях участие государства в процессе производства становится неизбежным, хотя принимать оно может разные формы - от полного огосударствления до государственного контроля или партнерства с частным предпринимательством. Перечислим такие сферы.

Производство общественных благ, главная особенность которых - совместное потребление: оборона, охрана порядка, образование, строительство общественных сооружений, водоснабжение, уборка мусора и т.п.

Защита общества от "внешних эффектов" рыночной деятельности - прежде всего, защита природы, воздушной и водной среды (пример такой "деятельности" и показывает фото внизу, слева).

Регулирование производства в отраслях, где возникают условия для "естественной монополии" (производство и распределение электроэнергии, телекоммуникации, транспорт, связь, водоснабжение и т.п.).

Корректировка неблагоприятных социальных последствий рыночной экономики, рождающих (или закрепляющих) социальное неравенство, безработицу, бедность.

Государство, дополняя и облагораживая рынок, сглаживая отдельные его "провалы", работает с ним в одной упряжке. Именно этот симбиоз вытащил капитализм из глубочайшего кризиса 1929-1933 годов, порожденного усилением монополизации экономики, с одной стороны, и падением спроса - с другой. Такой симбиоз обеспечил дальнейшее развитие капитализма, подкрепляемое научно-техническим прогрессом и растущим потреблением населения.

Однако имеются свои пороки и у государства, которые вызывают издержки государственного вмешательства (по аналогии с "провалами рынка" их называют "провалы государственного вмешательства" - government failures). За чрезмерным государственным вмешательством неизбежно следует усиление налогового бремени, отрицательно сказывающееся на производственных и трудовых стимулах. Увеличение государственных расходов подталкивает борьбу заинтересованных групп за собственные выгоды ("политическую ренту"), вызывая тем самым рост бюджетных дефицитов. И наконец, расширение государственного сектора (нередко убыточного или малоэффективного) снижает общую конкурентоспособность страны. Гипертрофия государственного аппарата делает его косным, малоподвижным, работающим скорее на себя, чем на экономику.

Выправляет эти пороки в конечном счете рыночная система регулирования и соответствующая ей политическая структура: меняются приоритеты экономической политики, проводятся необходимые реформы, а те, в свою очередь, налаживают, рационализируют отношение между рынком и государством.

Противопоставлять рынок и государство бессмысленно. И прежде всего потому, что государство - это источник законов, определяющих важнейшие институты рыночной экономики. Вся система рыночного обмена, оформляемая в виде добровольных сделок (трансакций), на самом деле базируется на системе тщательно разработанных законодательных установлений, не только упорядочивающих рыночные отношения, но и предусматривающих определенные меры принуждения к их исполнению. Обеспечение прав собственности - важнейшая прерогатива государства. Государство - это прежде всего закон и его исполнение.

Обоснованием участия государства в рыночной экономике занимались в разное время многие школы и направления экономической мысли. Ныне они включены в обширный самостоятельный раздел современной экономической науки, названный теорией государственного, или общественного, сектора экономики - Public economics. (Долгое время данный термин переводился как "государственный сектор", но в последнее время чаще стал использоваться термин "общественный", или "публичный сектор".) Учение о функциях государства в рыночной экономике решает проблему оптимального сочетания рыночного механизма и государственного управления смешанной экономикой в демократическом обществе. Другими словами, определяет, что должно делать государство, каковы его полномочия в смешанной экономике, где его пределы вовлечения в экономическую жизнь.

Крупнейший специалист в развитии этой теории Р. Масгрейв писал: "Один рыночный механизм не может выполнять всех экономических функций. Государственная политика необходима для управления, корректировки и дополнения определенных его аспектов. Этот факт важно понять, поскольку он означает, что соответствующий размер государственного сектора в значительной мере есть вопрос технического, а не идеологического порядка".

Это замечание особенно важно, поскольку наличие государственного сектора не зависит от преобладания в правительстве тех или иных партий, от господства реформистской или консервативной идеологии. Как показала историческая практика, речь может идти только о масштабах этого сектора, о формах и методах государственного регулирования. К этому можно добавить утверждение автора одного из самых популярных учебных пособий по экономике государственного сектора (переведенного на русский язык) лауреата Нобелевской премии Дж. Стиглица: "Я писал его (учебное пособие. - Прим. авт .), будучи убежденным, что понимание затрагиваемых в нем вопросов является центральным для любого демократического общества. Среди наиболее важных из этих проблем - вопросы разумного соотношения между государственным и частным секторами, а также то, как правительства могут более эффективно достигать своих целей".

ГДЕ И В КАКИХ МАСШТАБАХ ГОСУДАРСТВО НЕПОСРЕДСТВЕННО УЧАСТВУЕТ В ПРОИЗВОДСТВЕ ТОВАРОВ И УСЛУГ?

Прежде всего - в производстве "общественных благ". Государственный сектор сегодня, как непосредственный поставщик товаров и услуг, представлен такими отраслями инфраструктуры, как образование, здравоохранение, культура, транспорт и связь, энергетика, коммунальное хозяйство, включая водо-, электро- и газоснабжение, уборку мусора и переработку отходов, облагораживание среды обитания, и некоторыми другими.

Однако так было не всегда. Сразу после окончания Второй мировой войны, в 50-70-х годах ХХ века, во всех развитых капиталистических странах сложился более или менее значительный сектор, в котором государство осуществляло прямой контроль, либо владея собственностью (государственные и смешанные предприятия), либо регламентируя стратегические параметры цен, тарифов, условий доступа в отрасль и т.п. Как правило, государственные предприятия создавались в отраслях с высокой капиталоемкостью и с большим периодом окупаемости - в энергетике, транспорте, связи, в сфере коммунального обслуживания. Кроме того, после войны в европейских странах были национализированы многие убыточные отрасли (добывающая промышленность, металлургия, судостроение). Нередко государство выступало инициатором создания предприятий, открывающих новые страницы в развитии научно-технического прогресса, например атомной энергетики.

Огосударствление происходило под давлением чрезвычайных обстоятельств. То был способ быстрого решения экономических и социально-политических проблем за счет государственного бюджета. В некоторых европейских странах до начала широкой приватизации 80-х годов прошлого века государству принадлежали многие предприятия обрабатывающей промышленности: сталелитейной - в Австрии, Италии, во Франции, в Швеции, автомобильной - в Великобритании и во Франции, судостроительной - в Великобритании, Италии, Испании, Швеции. В этих странах существенная часть государственных расходов шла на поддержание, субсидирование и развитие национализированных отраслей. Доля прямых государственных капиталовложений доходила до 10-20% всех инвестиций.

На первых порах государственные предприятия обладали необходимыми преимуществами. Мотив прибыли для таких предприятий не всегда являлся главным. Поэтому правительство могло в каких-то пределах маневрировать отпускными ценами, поставляя частным предприятиям сравнительно более дешевое сырье, электроэнергию, транспорт и предоставляя им бесплатно (или по низким ценам) результаты научных исследований (которые велись за государственный счет) и т.п.

Но шло время, и государственное предпринимательство стало обнаруживать ряд отрицательных свойств, которые первоначально выступали как его преимущества. Монопольное положение государственных предприятий и прямая их связь с бюджетом порождали иждивенческие настроения, снижали стимулы к инновациям. Бюрократические формы управления - преимущественно отраслевая организация государственных предприятий - препятствовали диверсификации производства и созданию крупных межотраслевых объединений. Государственные предприятия оказались в стороне от новых рынков капитала и новых форм финансирования (в том числе международных). С наступлением глобализации, с усилением интеграционных процессов и созданием единого рыночного пространства в самой Европе они уже не могли быть конкурентоспособными.

Именно эти причины, с одной стороны, и потребности правительства пополнить бюджетные доходы - с другой, привели в 80-х годах прошлого века к широкой приватизации государственных предприятий почти во всех индустриально развитых странах (да и во многих развивающихся государствах). Так государственный сектор значительно сократился, особенно в сфере промышленного производства.

Однако дело не ограничилось лишь приватизацией. Было снижено государственное вмешательство в процессы производства и ценообразования. Наиболее наглядно эти изменения проявились в США, где такие отрасли, как авиатранспорт, автогрузовой транспорт, сфера телекоммуникаций, традиционно были частными, но находились под государственным регулированием. Во Франции государственный контроль над ценами практиковался наиболее широко (это был один из важных элементов "дирижизма"), но с конца 1978 года все формы ценового контроля стали постепенно свертываться.

Новым стимулом к дальнейшей приватизации в Европе послужили Маастрихтский договор, подписанный в 1992 году, и создание Европейского союза. Условия этого договора потребовали расширить поле свободной конкуренции, исключающей поддержку государством "своих предприятий". В конце ХХ века во всех странах ЕС государство практически ушло из предприятий обрабатывающей промышленности. Если в начале 1980-х годов доля работников, занятых на государственных предприятиях, в общем количестве рабочей силы (исключая сельское хозяйство) составляла 13%, то сегодня она не превышает 1,7%. Снизилась занятость и в ранее государственном финансовом секторе, к концу 90-х годов она составила 9% общей численности работающих.

Сегодня величина государственного сектора в разных странах смешанной экономики различна. Об этом можно судить по доле занятости в нем от общего количества рабочей силы: в конце 90-х годов эта доля в Швеции составляла 31%, во Франции - 25%, в Великобритании - 14%, в США - 13% и в Японии - лишь 6%.

Отрасли инфраструктуры (они были перечислены в начале этой главы) по-прежнему остаются под контролем государства. Но и в них происходят очень важные реформы. Эти отрасли, являясь "естественными монополиями", грешат многими пороками монополистического господства. Государственный же контроль за ними не всегда способен добиться целей, отвечающих подлинно общественным интересам. И тогда во многих странах началась основательная реконструкция этих монополистических структур. В них выделяется так называемый сетевой компонент, который, собственно, и образует монополию. Он остается под контролем государства, а все другие элементы - предприятия, фирмы, - непосредственно производящие и предоставляющие услуги и способные жить в конкурентной среде, передаются в частные руки. (К сетевым компонентам, например, в электроэнергетике относятся линии электропередачи, в железнодорожном транспорте - железнодорожные пути.)

Ориентация на конкуренцию предопределила более широкое распространение таких форм взаимодействия государства с частным сектором, которые означают своего рода приватизацию (или "квазиприватизацию") определенных хозяйственных функций государственной власти, особенно на региональном или муниципальном уровне, связанных с удовлетворением коллективных потребностей. Речь идет о широком внедрении (на контрактных основах) предприятий частного сектора в те сферы деятельности, которые прежде принадлежали преимущественно государству. Спектр таких новых взаимоотношений государства и частных фирм огромен. Особенно на уровне местных органов власти - это и поддержание дорожного хозяйства, и уборка мусора, и предоставление рекреационных услуг, и содержание дошкольных учреждений и т.п.

Расширяются партнерские отношения между государством, частным и некоммерческим секторами в проведении крупных совместных программ и проектов. В основе подобного партнерства - бюджетные ассигнования, предоставляемые правительством (субсидии, гранты), и различные преференции (предпочтения), в частности налоговые льготы. Особенно широко их используют на местном уровне, как правило, для перестройки проблемных городских районов, в муниципальном жилищном строительстве и при модернизации коммунальных структур.

В России в течение всего периода перестройки на рыночную основу шел сложный и трудный процесс: отход от полностью огосударствленной экономики, создание частного рыночного сектора и выделение собственно государственного (общественного). К нашим дням лицо страны кардинальным образом изменилось - во всяком случае, в отношении собственности. С 1996 по 2005 год доля всех предприятий, находящихся в государственной собственности, снизилась с 14,3 до 3,6%, а доля частных предприятий выросла с 63,4 до 79,2% (без учета таких форм собственности, как муниципальная, общественная, религиозных организаций, смешанные и иностранные). Государство ушло почти из всех основных отраслей промышленного производства, сохранив за собой позиции в области инфраструктуры.

И тем не менее сказанное не означает, что государство (на фоне трудностей переходного периода) должно было вовсе отказаться от использования остающихся у него рычагов экономического влияния на развитие экономики. Более того, позиции государства в настоящее время расширяются: усиливается его контроль путем скупки акций, приобретения контрольного пакета акций в ведущих корпорациях страны и внедрения в их советы директоров представите лей государства. Важным становится государственно-частное предпринимательство, особенно в крупных инфраструктурных проектах.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ФИНАНСЫ

Производство и поставка товаров и услуг на рынок - важная, но не основная форма участия общественного сектора в экономической жизни страны. Роль и масштабы государственного сектора лучше всего отражает удельный вес государственных доходов и расходов в национальном доходе (в валовом внутреннем либо в валовом национальном продукте - ВВП или ВНП). Другими словами - величина государственных финансов. Они включают в себя бюджеты центрального правительства, региональных и местных органов власти всех уровней, а в ряде стран - и некоторые внебюджетные фонды. Государственные финансы - важнейшая составная часть хозяйственного механизма любой страны и в то же время рычаг, с помощью которого правительство воздействует на весь процесс производства и распределения.

Рост государственных расходов в развитых странах исторически был, прежде всего, связан с расширением военных ассигнований - особый вклад здесь внесли Первая и Вторая мировые войны. Однако в дальнейшем все более весомую роль стали играть аспекты экономического и особенно социального характера. Именно последние вызвали колоссальный рост государственных расходов и значительно расширили масштаб перераспределения национального дохода в пользу государства во всех индустриально развитых странах. Это началось со второй половины ХХ столетия и продолжалось до его конца, о чем наглядно свидетельствует таблица (см. внизу).

Как видим, доля социальных расходов в ВВП непрерывно возрастала. Вместе с ними увеличивалась и доля государственных расходов, которая к началу XXI столетия достигла в европейских странах примерно 50%, а в США и Японии - от 33 до 35%. Если к приведенным выше показателям социальных расходов (трансфертов) добавить расходы на здравоохранение (а это 6-8% ВВП), то они превысят половину всех государственных расходов. Удельный вес военных расходов в настоящее время невелик: от 1% (Япония) до 4-6% ВВП (США и Франция).

В течение последних двух десятилетий в странах Запада идут серьезные реформы государственного сектора. Их цель - повысить его эффективность и сократить государственные расходы, которые в условиях рыночный экономики практически достигли своего потолка. Государство полностью или частично уходит из многих сфер деятельности. И в то же время растет концентрация ресурсов в тех областях, которые изначально выпадают из сферы рыночных отношений. Главным направлением воздействия государства на экономический рост сегодня стало повышение качества человеческого капитала. На первый план теперь выступают улучшение системы образования, подготовки и переподготовки кадров рабочей силы, совершенствование системы здравоохранения.

Значительной остается роль государства в финансировании и организации научно-исследовательских работ. Доля государственных расходов (прежде всего, на поддержку фундаментальных работ) в развитых странах Европы колеблется от 40 до 55% (в Японии - примерно 20%). В то же время все большее значение приобретают смешанные формы финансирования. Целевые программы по ключевым направлениям науки и техники предполагают объединение финансовых, материальных и человеческих ресурсов многих звеньев: государства, корпораций, университетов, многочисленных учреждений, специализирующихся на оказании всякого рода деловых услуг. Правительства развитых стран, стремясь максимально сконцентрировать фундаментальные научные исследования, поощряют создание особых "технологических полюсов", или "технологических парков", вокруг крупных университетов, институтов и исследовательских центров.

За годы перестройки структура государственных расходов в России изменилась, приблизившись к структуре бюджетных расходов стран с рыночной экономикой. В ней также (в результате снижения доли военных расходов и ассигнований на нужды народного хозяйства) значительное место заняли социальные расходы (см. таблицу слева внизу). К сожалению, эти показатели еще очень далеки от европейских.

Напомним, что консолидированный бюджет - это сумма центрального (федерального) бюджета и бюджетов регионов. В последние годы соотношение между ними менялось в пользу центра: если в 2000 году оно составляло 50:50, то к настоящему времени - примерно 60:40. Это говорит о развитии процессов централизации в Российской Федерации, усилении власти и возможностей центра распоряжаться ресурсами страны. Не будем здесь вдаваться в вопрос, в какой мере это соответствует интересам регионов, тем более, что интересы эти очень разные (одни - у регионов-доноров, другие - у дотационных регионов). Тема эта особая, дискуссионная, если к тому же учесть, что в стране начал претворяться в жизнь закон о местных органах власти, который предполагает передачу части средств региональных бюджетов на более низкий уровень - муниципалитетам и другим органам местной власти.

Здесь же хотелось бы сказать о той особой роли, которую играет федеральный бюджет. Полезно сопоставить структуру консолидированного бюджета и структуру бюджета федерального (см. таблицу внизу)..

Как видим, федеральный бюджет несет основную нагрузку по расходам на оборону страны и ее правоохранительные органы и по обслуживанию государственной задолженности. А треть его расходов перераспределяется в пользу регионов.

Основной источник, наполняющий государственный бюджет, - это налоги. Налог на физических лиц в развитых странах дает от четверти до 40% всех налоговых поступлений. У нас - всего 17%. И неслучайно: подавляющая часть населения настолько еще бедна, а преуспеваю щее меньшинство лишь начинает привыкать платить налоги "добровольно" (и то в основном под нажимом налоговых органов), что рассчитывать на быстрое расширение базы личного подоходного налога не приходится.

Изменить налоговую структуру и сделать ее более адекватной рыночной экономике, ориентированной на рост, можно, но для этого требуется (всего-навсего!) повысить благосостояние широких слоев населения. И в то же время глубокая дифференциация уровня доходов в России вряд ли и дальше будет оправдывать существующую систему индивидуального налогообложения, когда все уровни доходов облагаются по единой шкале - в 13%.

ПРОБЛЕМА СТАБИЛИЗАЦИОННОГО ФОНДА

Говоря о государственных финансах России - этой важнейшей составной части государственного сектора, - нельзя обойти молчанием так называемый стабилизационный фонд, вокруг которого сегодня идут острые дискуссии.

Правительства многих нефтедобывающих стран создали такие фонды в качестве буфера, который может позволить маневрировать в случае, если мировая и внутренняя ситуация изменится. После долгих дискуссий закон о создании стабилизационного фонда, призванного обезопасить экономику страны от колебаний нефтяных цен, был в 2003 году принят и в России. Помимо этой главной задачи фонд призван служить надежным инструментом стерилизации излишних денег, притекающих в страну в виде потока нефтедолларов, и тем избавить ее от появления дополнительного инфляционного натиска.

В 2004 году фонд должен был составить 25% федерального бюджета, формируясь из сверхдоходов от экспорта нефти, поступающих при повышении цены на нефть сверх порогового значения. Первоначально это пороговое значение - "цена отсечения" - было установлено в 20 долларов за баррель. Предполагалось: после того как в фонде накопится базовая сумма в 500 млрд рублей, Минфин начнет тратить излишки, покрывая дефицит Пенсионного фонда России и погашая внешнюю задолженность. Что он успешно и делал. Однако цены на нефть росли столь высокими темпами, что стабилизационный фонд стал разбухать гораздо быстрее, нежели прогнозировалось первоначально. К концу 2005 года фонд составил 1 трлн 315 млрд рублей. В течение 2006 года он подрастет еще на 62% и достигнет астрономической цифры - 2 трлн 132 млрд рублей (это 42% доходной части федерального бюджета).

Как разумно распорядиться избытком, учитывая множество прорех в нашей экономике, не говоря уже о стимулировании ее роста? Это и вызвало бурные дискуссии. В Минфине по-прежнему считают, что трогать его не следует (до худших времен), ни в коей мере не использовать для решения текущих экономических и социальных проблем, а хранить в надежных ценных бумагах в иностранных банках. "Совмещение функций "кошелька для трудных лет" и "кошелька для экономики" в одном фонде может привести к тому, что обе функции будут выполняться плохо" - утверждала в свое время редакционная статья газеты "Ведомости" (16.12.2003). (Кстати сказать, по сообщению главы Счетной палаты С. Степашина, оказалось, что и в ценные бумаги средства фонда до последнего времени не были помещены, что еще более подлило масла в огонь.)

По нашему мнению, внимания заслуживает позиция тех, кто предлагает разделить стабилизационный фонд на две части: одну оставить в виде собственно стабилизационного фонда для будущих поколений, другую использовать в качестве инвестиций долгосрочного характера, прежде всего - в инфраструктурные проекты: строительство дорог, систем связи, морских торговых терминалов, аэропортов, линий электропередач, трубопроводов, школ, больниц и пр. А также, бесспорно, вложить в высокотехнологичные отрасли, способные вывести страну на мировые конкурентные рынки.

Что касается позиций тех, кто призывает использовать часть стабилизационного фонда для решения социальных проблем уже сегодня (увеличив пенсии, расходы на образование, здравоохранение и другие социальные выплаты), то, несмотря на всю привлекательность подобных предложений, такие действия действительно опасны - они способны разогнать инфляцию. Тем более, что средства этого фонда уже используются для погашения дефицита Пенсионного фонда. Текущие социальные расходы должны покрываться за счет бюджетных расходов и расти вместе с увеличением бюджетных поступлений благодаря экономическому росту страны.

С начала 2006 года "цена отсечения" (то есть базовая ставка цены на нефть) должна повыситься до 27 долларов. Это означает, что бюджет станет получать от продажи нефти больше поступлений, чем стабилизационный фонд. Однако правительство ищет и новые источники его наполнения. Предполагается, что ими станет часть средств от экспорта газа и нефтепродуктов, а также часть налога на добычу полезных ископаемых. Так что есть надежда, что кубышка не оскудеет!

Во многих странах наряду с частной (ведущей) собственностью существует и государственная собственность. Удельный вес государственного сектора в развитых странах ограничен. Он крайне мал в США и Японии. На европейских же государственных предприятиях производится от 10% (Германия) до 30% (Австрия) валового внутреннего продукта. На них занято от 4% (Великобритания) до 20-25% (Австрия, Греция, Франция) рабочей силы. Государственные предприятия осуществляют от 1/6 (Германия, Великобритания) до 1/3 (Франция) и даже Ѕ (Австрия) валовых капиталовложений в экономику. В США около 1/3 всей земли находится в собственности федерального правительства.

Следовательно, государство в современной рыночной экономике - это и предприниматель, и крупный инвестор, и организатор НИОКР, и потребитель конечной продукции. Оно непосредственно участвует в производстве, распределении, обмене и потреблении товаров и услуг.

Отметим, что в государственной собственности субъектом отношений присвоения, распоряжения и контроля выступает государство. Государственная собственность возникает двумя путями. Первый путь, когда государство строит новые предприятия за счет средств бюджета; второй - когда государство осуществляет полную или частичную национализацию, приобретая акции частных предприятий. В большинстве стран с развитой рыночной экономикой государственные предприятия подчиняются отраслевым министерствам и контролируются министерством финансов. В некоторых странах существуют специальные министерства, а в Италии они объединены в холдинговые структуры.

Заключение.

Из изложенного материала можно сделать однозначный вывод о том, что роль государства в рыночной экономике велика и многообразна. Так, на Западе государственное регулирование превратилось в важнейший элемент хозяйственного механизма современной рыночной системы и является активным участником всех стадий воспроизводственного процесса: производства - распределения - обмена - потребления. В результате среднегодовые темпы расширенного промышленного производства в лидирующих странах мира составили к 70-м годам примерно 5,5%, что намного превышало показатели довоенного периода. Крупные государственные ассигнования на науку, обширные налоговые льготы и субсидии частномонополистическому капиталу способствовали бурному развитию НТП и структурной перестройке экономики. Значительно возросли ассигнования на социальные цели - медицину, образование, пенсионное обеспечение и др.

Однако к началу 80-х годов все чаще стали проявляться и кризисные явления, связанные с развитием госсектора и государственным вмешательством в экономику. Разбухание бюрократической структуры в системе государственного управления, снижения темпов роста, эффективности, лавинообразное нарастание инфляционных процессов, структурно-энергетические кризисы и др. - все это положило так называемому «консервативному сдвигу» в процессе государственного регулирования. Масштабы государственного регулирования постепенно ужимались, а за последние 10 лет приобрели более косвенный характер. Сегодня государственное регулирование ориентируется больше на долгосрочные цели научно-технического прогресса и экономического роста, хотя социальные расходы по-прежнему остаются важнейшей составной частью государственного бюджета.

Дисциплина: Экономика
Тип работы: Курсовая
Тема: Государственный сектор в рыночной экономике

Введение 3

Глава 1. Понятие государственного сектора экономики 4

Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект 10

Глава 3. Экономическая роль государства и государственного сектора в рыночной экономике 18

Заключение 24

Список использованной литературы 26

Введение

Современная рыночная экономика предполагает существование и взаимодействие различных форм собственности. В соответствии с этим критерием выделяются два больших сектора экономической системы государства: частный сектор экономики и государственный сектор экономики.

Как правило любая экономика современного государства предполагает существенное преобладание доли частного капитала в хозяйственной структуре. Однако, роль государственного сектора рыночной экономики всегда оставалась достаточно велика в хозяйственной жизни общества. Государственный сектор экономики является элементом государственного регулирования и воздействия на экономику государства в целом, а также госудаство выступает в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта, участвующего в производстве и распределении товаров и услуг, в формировании валового внутреннего продукта.

Возрастающая роль государственного сектора в экономике обуславливает актуальность данного исследования.

Целью данной работы является изучение государственного сектора в рыночной эконоике.

Объектом исселедования выступает рыночные элементы хозяйствования.

Предметом исследования является государственный сектор экономики.

Перед работой ставятся следующие задачи:

1. Изучение понятия государственного сектора экономики.

2. Рассмотрение государства как хозяйствующего субъекта.

3. Определение экономической роли государства и государственного сектора в рыночной экономике.

Глава 1. Понятие государственного сектора экономики

Государственный сектор экономики – это система предприятий, учреждений и организаций, функционирующих на экономической и правовой базе государственной собственности в целях реализации функций государства в экономической, социальной и политической сферах. Считается, что в условиях современной социально-ориентированной рыночной экономики наличие государственного сектора экономики, прежде всего, объективно обусловлено необходимостью устранения или ограничения несостоятельности (несовершенства) рынка. Однако, как отмечает академик Л. И. Абалкин, «есть некие обстоятельства и факторы, которые определяют роль государства не просто как компенсатора несовершенства рынка, а имеющего функции, относящиеся к его исключительной прерогативе... - соблюдение баланса общественных интересов, социальной стабильности и защиту национальных интересов при проведении как внутренней, так и внешней политики»1.

Государственный сектор экономики производит такие экономические и социальные блага, которые частный сектор либо не производит вообще, либо неэффективен при их создании. Еще Адам Смит писал, что «обязанностью государя или государства является основание и содержание таких общественных учреждений и таких общественных работ, которые, будучи, может быть, в самой высокой степени полезными для обширного общества в целом, не могут, однако, своей прибылью возместить расходы отдельного человека или небольшой группы людей. Поэтому нельзя ожидать, чтобы частное лицо или небольшая группа частных лиц основывала их или содержала». К данным благам, в частности, относится обеспечение коллективной безопасности членов общества. Сюда относятся оборона от внешних посягательств и внутренняя безопасность; решение проблемы экологической безопасности; обеспечение равных возможностей реализации прав личности на образование, охрана здоровья, занятость, социальное обеспечение. Кроме того, на макроэкономическом уровне во многих странах мирового сообщества именно государственный сектор экономики решает вопросы по оздоровлению и поддержанию отраслей, которые обеспечивают наиболее общие условия производственно-хозяйственной деятельности, а также решают задачи ускорения научно-технического прогресса. Это, прежде всего, отрасли производственно-хозяйственной инфраструктуры: энергетика, связь, транспорт, фундаментальные научные исследования и разработки, военная промышленность в целом, авиакосмическая и атомная в частности. При этом масштабы государственного сектора национальной экономики определяются экономической, производственной, политической и социальной целесообразностью. Границы государственного сектора могут быть достаточно подвижны, так как не исключено постепенное ослабление государственного контроля над отдельными объектами по мере их подготовки к чисто рыночному режиму функционирования, возможна продажа их частному капиталу.

Следовательно, хотя в рыночном хозяйстве должно доминировать частное предпринимательство, это отнюдь не отрицает необходимости и значимости государственного сектора экономики. Более того, скоротечная ликвидация государственного сектора, его безграничная приватизация могут иметь (и уже имеют в ряде стран СНГ) губительные последствия. В настоящее время заметная часть ученых-экономистов постсоциалистических стран выступает за сохранение государственного сектора в рыночной среде по крайней мере на период трансформации (его эффективности и управляемости). Между тем по сравнению с вопросами приватизации, проблеме эффективного управления государственным имуществом в условиях качественно изменившейся экономической и социально-политической среды, уделяется явно недостаточное внимание2.

Миссия государственных предприятий, учреждений и организаций всецело определяется их функциями, производными от функций самого государства и миссии всей национальной экономики. Миссия национальной экономики в условиях глобализующегося мирового рыночного хозяйства есть важнейшая составляющая экономической стратегии государства, отражающая возможность удовлетворения известной доли мировых потребностей в конкретных видах товаров и услуг в условиях конкурентной борьбы на внутреннем и внешнем рынках. Это внешняя цель ее функционирования и развития. Внутренняя цель сводится в конечном счете к росту ВВП как суммирующего показателя результативности функционирования как частного, так и государственного предпринимательства. Следовательно, миссия государственного сектора экономики состоит в формировании и воспроизводстве благоприятных условий устойчивого экономического и социального развития страны, ее национальной безопасности. Это означает, что государственный сектор не может замыкаться лишь на обеспечение эффективной работы собственных предприятий, учреждений и организаций. Он призван быть одним из рычагов государственного регулирования национального рыночного хозяйства. Внешняя цель функционирования и развития государственного сектора экономики в условиях глобализируемого рынка не может быть ни чем иным, как обеспечением конкурентных преимуществ национального производителя. Внутренняя цель - рост уровня и качества жизни населения страны3.

Итак, в соответствии с наиболее полным определением государственный сектор экономики включает в себя государственные унитарные предприятия (на правах хозяйственного ведения и оперативного управления), госучреждения, хозяйственные общества (открытые акционерные общества) с долей госсобственности, превышающей 50% уставного капитала, а также открытые акционерные общества с государственным участием, в которых государство наделено правом “золотой акции”.

Понятия государственный сектор и государственная собственность в нашем понимании не совпадают. С одной стороны, государственный сектор включает в себя не только предприятия, основанные на государственной собственности, но и хозяйственные общества, где отношения между участниками регулируются обязательственными правами. Помимо отношений собственности, возникающих по поводу владения, пользования и распоряжения государственными унитарными предприятиями, в государственном секторе появляются отношения по поводу участия государства в управлении акционерным капиталом, которые регулируются нормами обязательственного права, а не права собственности. С другой стороны, существуют объекты государственной собственности, не относящиеся прямо к государственному сектору.

Текущее состояние управления государственным сектором свидетельствует об отсутствии какого-либо специфического механизма управления государственными предприятиями.

Реальное положение унитарных предприятий ничем не отличается от положения хозяйствующих единиц частного сектора. Их отношения с государством ограничиваются перечислением налоговых платежей в бюджет (а для казенных предприятий и дополнительных платежей из прибыли). Система управления акционерными обществами с преобладающей долей государства в совокупном количестве голосующих акций не позволяет выявить значительных различий между положением государства-акционера и частных акционеров, поскольку имущественные права государства-акционера регулируются в общем порядке нормами законодательства об акционерных обществах.

Все это свидетельствует о том, что государственный сектор как специфический объект управления в экономике не выделен. Такой подход законодательно закреплен в Законе о Федеральном бюджете и Законе о бюджетной классификации, так как ни один из видов бюджетной классификации не позволяет определить долю бюджетных средств, направляемую централизованно на нужды государственного сектора.

Характер взаимодействия государства и государственных предприятий в настоящее время соответствует характеру взаимодействия его с частными предприятиями. В то же время значительная часть государственных предприятий еще в течение длительного времени будет нуждаться в помощи государства, и в этой связи необходимо его вмешательство по определенным правилам в их деятельность. Очевидно, что методы управления государственными унитарными предприятиями и корпорациями с преобладающей голосующей долей государства должны быть различными. Особое внимание, на наш взгляд, следует уделить вопросам создания и функционирования холдингов и финансово-промышленных групп под контролем государства как наиболее перспективных и жизнеспособных структур, деятельность которых позволит обеспечить и поддержать устойчивый экономический рост4.

Одно из перспективных направлений развития государственного сектора – создание вертикально-интегрированных структур, в которых головная организация находится под контролем государства. Поскольку для таких структур нет законодательного запрещения формировать сеть дочерних обществ, контролируемых частным капиталом, это повсеместно осуществляется на практике. По мнению ряда экономистов, преобладающее участие государства в головной организации достаточно для того, чтобы компания в целом осталась под государственным контролем. Однако мы считаем, что в подобных структурах, несмотря на формальное соответствие законодательству, возникает естественный конфликт интересов, порождающий целую серию легальных и полулегальных схем увода корпорации из-под государственного контроля. Поэтому, на наш взгляд, такой симбиоз непродуктивен и от него (в случае целесообразности оставления корпорации под государственным контролем) следовало бы отказаться.

В нормативных документах, отражающих в той или иной мере вопросы управления госсектором, в качестве основного инструмента регулирования его состава и структуры рассматривается приватизация. При этом предполагается, как само собой разумеющееся, что госсектор в его теперешнем виде по-прежнему следует сокращать, оставляя за государством лишь ключевые предприятия (с точки зрения обороны, социальной политики и т.д.). Оптимизация состава и структуры государственного сектора представляет одну из важнейших задач, и вопрос определения его размеров и соотношения внутренних компонентов – центральный. Приватизация – это только один из способов изменения масштабов государственного сектора. Альтернативой является национализация, т.е. выкуп государством предприятий или пакетов акций у частных владельцев. По ряду объективных причин данный метод сейчас не используется, однако его применение принципиально возможно и в ряде случаев теоретически оправдано. Можно напомнить и о таком способе количественного изменения государственного сектора, как создание и (или) преобразование (ликвидация, слияние, поглощение, присоединение) государственных предприятий.

Встроенным блоком механизма управления объектами государственного сектора должен стать механизм, позволяющий избегать субъективизма при принятии решения о приватизации, национализации, реструктуризации, ликвидации конкретного объекта. Это необходимо для того, чтобы сохранить стратегически важные объекты в составе государственного сектора и избежать опасности оставить их без гарантий бюджетной финансовой подпитки.

Глава 2. Государство как хозяйствующий субъект

Помимо участия государства в экономике в качестве регулирующей силы, оно действует и в качестве самостоятельного хозяйствующего субъекта – это так называемый государственный сектор.

Государственный сектор – комплекс хозяйственных субъектов, целиком или частично принадлежащих центральным или местным государственным органам.

Основой государственного сектора является совокупность государственных предприятий, которые независимо от сферы деятельности и национальных особенностей можно сгруппировать в три большие группы:


несамостоятельные публично-правовые предприятия (монетные дворы, тюрьмы, государственные и муниципальные колы, детские сады);
самостоятельные предприятия, действующие в рамках публичного права (почта, железные дороги, государственные холдинги и корпорации)5;
юридически самостоятельные предприятия, действующие в рамках частного права (в форме акционерных обществ).

Важную роль в современной экономике играет государственное предпринимательство.

Государственное предпринимательство – инициативная деятельность предприятий и других государственных структур, направленная на получение прибыли и осуществляемая непосредственно собственником имущества или управляющим на условиях договора (контракта).

Низкая эффективность функционирования государственных предприятий и большие расходы государства на их содержание часто ведут к осуществлению приватизации.

Приватизация - преобразование отношений собственности путем передачи или продажи на различных условиях государственной или муниципальной собственности частным или коллективным хозяйствующим субъектам. Цели приватизации в разных странах можно представить в виде следующей таблицы:

таблица 1

Цели приватизации

Страны рыночной экономики:

Сокращение задолженности государственного сектора,


Развитие рынка,


Стимулирование предпринимательства,


Расширение индивидуальных свобод,


Развитие народного капитализма


Ослабление профсоюзов.

Формирование слоя частных предпринимателей


Повышение эффективности деятельности предприятий,


Создание конкурентной среды, содействие демонополизации экономики,


Привлечение иностранных инвестиций,


Социальная защита населения и развитие объектов социальной инфраструктуры за счет средств от приватизации.

В развитых странах среди множества способов приватизации можно отметить распродажу и безвозмездное распределение акций, подряды на оказание услуг, продажу государственного жилья квартиросъемщикам, отказ от государственной монополии в целях развития конкуренции. В России главными способами стали купля-продажа по конкурсу (при выполнении определенных условий) или на аукционе по максимальной цене, продажа акций (долей) в капитале предприятия после их преобразования в акционерные общества, а также выкуп имущества предприятия сданного в аренду полностью или частично. При этом в основу выбора способов приватизации положен размер предприятий.

В современной экономике в зависимости от изменения формы и субъекта собственности выделяют несколько видов приватизации:

1. большая приватизация - преобразование предприятий в акционерное общество и распределение акций среди частных лиц путем их продажи или бесплатной раздачи;

2. малая приватизация - продажа мелких объектов сферы услуг и торговли частным лицам или группам инвесторам;

3. спонтанная приватизация - приватизация по « закону джунглей», при которой государство отказывается от регулирующей роли;

4. частичная имущественная приватизация - продажа имущества каждого отдельного предприятия по частям.

Каждый из названных видов приватизации имеет собственные достоинства и недостатки. Так большая приватизация сопряжена с большими издержками, но она имеет большую скорость осуществления. Малая и частичная имущественная приватизация не требуют огромных затрат и с этой точки зрения являются более эффективными, однако в условиях российского монополизма их выбор не всегда целесообразен. Спонтанная приватизация к тому же ведет к наделению правами собственности представителей номенклатуры6.

Приватизация является одной из сторон разгосударствления.

Разгосударствление – уменьшение функций государства в экономике, передача части полномочий государственных органов предприятиям, развитие конкуренции и предпринимательства. Однако разгосударствление создает собственные проблемы, что убедительно показала история рыночных преобразований 80-90-х гг. в России. Поэтому поиск оптимальных пределов государственного и частного секторов в экономике остается достаточно актуальной задачей для многих государств, хотя основной принцип такого соотношения известен: « Конкуренция – везде, где возможно, регулирование - лишь там, где необходимо».

Роль и значение государственного сектора в экономике индустриально развитых стран различается как по объему, так и по структуре. Как показывает исторический опыт, происходящее некоторое время сокращение общественного сектора доходит до определенного рубежа, а затем начинается расширение. Такие изменения зависят от ряда факторов:...

Забрать файл

Государственный сектор и его место в рыночной экономике

Государственный сектор - важный объективно необходимый элемент структуры современного общества. Место государственного сектора непосредственно связано с ролью государства в экономике, наличием потребностей, удовлетворение которых не может обеспечить частное производство, подчиненное интересам получения прибыли.

Фактором экономического роста, залогом стабильности и устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства служит государственный сектор. Государственное предпринимательство, государственное потребление, ускоряют накопление капитала, способствуют оздоровлению отраслей, находящихся в кризисном состоянии, укреплению позиций страны на мировых рынках. Государство содержит значительную часть производственной и социальной инфраструктуры, служащей материальной базой устойчивого развития, гарантом сохранения национального богатства.

Масштабы государственного сектора зависят от конкретных экономических и исторических условий, состояния общества и других факторов. В настоящее время государственный сектор широко представлен в странах с рыночной экономикой, и частное

производство является там далеко не всеобъемлющим. При этом приватизация и национализация рассматриваются как равнозначные факторы повышения эффективности

использования собственности и чередуются в зависимости от складывающихся конкретных условий. В США, Англии, других развитых странах правительства никогда не выпускали из своих рук контроль за государственной собственностью, источниками ее приумножения.

Государственный сектор оказывает воздействие на экономику, прежде всего, по следующим направлениям.

Ростом государственных вложений, способствующих расширению масштабов производства и емкости ролика.

Развитием хозяйственной, в том числе предпринимательской деятельности

предприятий, находящихся под государственным контролем.

О доле государственного сектора можно судить по показателю государственных расходов по отношению к валовому внутреннему продукту (ВВП).

Некоторые страны периодически проводят кампании по разгосударствлению предприятий. Так, с начала 1980-х годов в Великобритании правительством М. Тэтчер подобные меры осуществлялись. Однако за 10 лет показатель государственных расходов по отношению к ВВП уменьшился лишь на один пункт. В США, наоборот, в период «Нового курса» Ф. Рузвельта государственная собственность увеличилась за счет государственного строительства (введения общественных работ), но многие построенные предприятия впоследствии были проданы частным лицам или законсервированы.

Государственное предпринимательство осуществляется, прежде всего, в сферах, в которых требуются крупные инвестиции или не допускается по каким-либо мотивам частное предпринимательство. Оно занимает прочные позиции в отраслях связи, транспорта, энергетики, металлургии.

С экономической точки зрения форма собственности на средства производства теряет свою актуальность по мере того, как право принятия хозяйственных решений отделяется от права собственности. Эффективность использования ресурсов не зависит от формы собственности на предприятие, если им управляет наемный менеджер, которому безразлично, кто его контролирует - государственный орган или наблюдательный совет акционерного общества. Форма собственности не мешает менеджеру лучше управлять, а государство располагает не меньшими возможностями стимулировать его эффективный труд. Считается, что в государственном секторе меньше стимулов снижения издержек, так как частному предприятию угрожает банкротство, а государство спасает финансовой поддержкой свое предприятие. Однако в действительности банкротство корпораций на Западе такое же редкое явление, как и государственных предприятий; а убыточным может оказаться в одинаковой степени как государственное, так и частное предприятие.

Конституцией РФ определен базовый перечень объектов государственной собственности в двух ее формах: федеральная собственность и собственность субъектов РФ (региональная собственность). В ведении Российской Федерации находятся:

Федеральные энергетические системы, ядерная энергетика, расщепляющиеся материалы;

Федеральные - транспорт, пути сообщения, связь, информация;

Оборонное производство, производство ядовитых веществ, наркотических средств;

Деятельность в космосе;

Федеральные банки;

Денежная эмиссия.

Природопользование (владение, пользование и распоряжение землей, недрами, водными и другими природными ресурсами), общие вопросы образования, науки, культуры, координация вопросов здравоохранения, социальное обеспечение являются предметом совместного ведения Российской Федерации и субъектов РФ.

Местное самоуправление обеспечивает самостоятельное решение вопросов владения, пользования и распоряжения муниципальной собственностью, его органы утверждают и исполняют бюджет и решают иные вопросы местного

значения.

Разграничение государственной собственности на федеральную, субъектов РФ и муниципальную собственность позволяет разделить функции федеральных, региональных и местных органов по управлению природными ресурсами, капиталом, финансовыми средствами. Государственные объекты относятся к тому или иному уровню

собственности независимо от того, на чьем балансе они находятся, какова ведомственная подчиненность предприятий.

Федеральные органы исполнительной власти и подведомственные им учреждения владеют государственным имуществом с согласия Мингосимущества РФ. Федеральные органы исполнительной власти могут создать, реорганизовать, ликвидировать подведомственные им учреждения, если реализация такого решения осуществляется в пределах выделенных им бюджетных ассигнований и штатной численности.

Принципы формирования, распоряжения и управления муниципальной собственностью устанавливаются законодательством субъектов РФ. В муниципальную собственность передаются объекты, полученные при разграничении, государственной собственности и созданные или приобретенные за счет бюджета субъекта РФ, внебюджетных и валютных фондов или в результате хозяйственной деятельности предприятий собственности субъекта РФ, а также по иным основаниям.

Мингосимущество РФ имеет право получать от министерств, ведомств, предприятий, организаций необходимую информацию по вопросам, касающимся пользования и распоряжения собственностью РФ. Местные органы власти обязаны предоставлять соответствующему комитету по управлению имуществом всю информацию по объектам федеральной, региональной и муниципальной собственности, расположенным на подведомственной им территории.

На объекты государственной собственности ведется реестр, держателем которого являются Мингосимущество РФ и комитеты по управлению имуществом соответствующего уровня. Все министерства и ведомства, местные органы власти и управления обязаны представлять данные держателям реестра с необходимой периодичностью или по запросам. Организационные и технические решения Мингосимущества РФ по вопросам ведения реестра обязательны для всех предприятий и организаций, представляющих данные для реестра. Пользователями реестра собственности являются органы государственного управления, территориальные фонды имущества, предприятия и организации, отечественные и иностранные инвесторы, участники аукционов и конкурсов.

Имущество, находящееся в государственной собственности, закрепляется за государственными предприятиями и учреждениями во владение, пользование и аспоряжение. Государственное имущество, не закрепленное за предприятиями и учреждениями (средства бюджетов и др.), составляет государственную казну Российской федерации или субъекта РФ.

К государственному сектору относят акционерные общества, в которых контрольные пакеты голосующих акций находятся в собственности государства, а также государственные предприятия, государственные учреждения. Соответственно формируется и план развития государственного сектора по названным хозяйствующим субъектам. Показатели плана производственно-финансовой деятельности государственных предприятий и учреждений определяются федеральными законами о госпредприятиях.

В план развития государственного сектора включаются:

Программа приватизации и приобретения имущества в государственную (муниципальную) собственность;

Предельная штатная численность государственных (муниципальных) служащих и военнослужащих (по главным распорядителям бюджетных средств);

План предоставления услуг бюджетными учреждениями (по основным распорядителям бюджетных средств);

План получения и использования доходов от распоряжения государственным имуществом;

Программа повышения эффективности использования федеральной собственности.

Органы государственной власти и местного самоуправления могут определять дополнительные показатели и требования к плану развития государственного (муниципального) сектора экономики.

Экономическую структуру государственного сектора образуют предприятия материального производства, управляемые государством непосредственно или через контрольные пакеты акций акционерных обществ. К ним относятся в первую очередь предприятия топливно-энергетического комплекса, основных видов транспорта, связи, оборонного комплекса, по добыче драгоценных металлов и камней, по производству алкогольной продукции.

Планирование развития государственных предприятий

Основу государственного сектора составляют унитарные предприятия и учреждения, функция которых заключается в удовлетворении общественных потребностей, выполнении в основном государственных заказов на продукцию и услуги особой значимости. Гражданским кодексом РФ предусмотрены два типа унитарных предприятий: на праве хозяйственного ведения и на праве оперативного управления. По отношению к государственным унитарным предприятиям органы государственной власти осуществляют непосредственное планово-регулирующее воздействие. Оно выражается в тверждении устава предприятия, назначении его руководителя, заключении с ним контракта, осуществлении контроля за деятельностью посредством периодической отчетности и другими способами. Предприятие обязано заниматься только теми видами деятельности, которые определены в его уставе, и распоряжаться закрепленным за ним имуществом с согласия учредителя.

В уставе отражаются предмет деятельности, порядок распределения доходов, виды обязательной отчетности, ответственность руководителя за результаты хозяйственной деятельности и другие положения. В контракте с руководителем предприятия содержатся условия, ставящие размер вознаграждения в зависимость от финансово-экономического положения, устанавливающие ответственность за принятие решений, наносящих ущерб предприятию.

Основными признаками государственного предприятия являются:

1.Имущество предприятия находится в государственной (муниципальной) собственности и принадлежит ему на праве хозяйственного ведения или оперативного управления.

2. Руководитель предприятия назначается собственником и ему подотчетен.

3. Предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом; не несет ответственности по обязательствам собственника имущества.

Различия между государственными предприятиями на праве хозяйственного ведения и оперативного управления приводятся в табл. 10.2. Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения более самостоятельно в организации производства, имея ряд признаков, характерных для хозяйственных обществ. Размер уставного фонда предприятия не может быть меньше суммы, определенной законом о государственных предприятиях, чистые активы не могут быть меньше уставного фонда.

При принятии решения об уменьшении уставного фонда необходимо письменное уведомление об этом кредиторов. Предприятие может создавать в качестве юридического лица другое унитарное предприятие (дочернее предприятие) путем передачи ему части своего имущества в хозяйственное ведение. Собственник имущества предприятия не отвечает по его обязательствам, но решает вопросы определения предмета и целей его деятельности, назначения руководителя, создания, реорганизации и ликвидации предприятия.

Все созданные до введения в декабре 1994 г. ГК РФ государственные предприятия обладают имуществом на праве хозяйственного ведения и могут распоряжаться недвижимостью только с согласия собственника. Они функционируют до их приватизации или ликвидации. Приватизация осуществляется в соответствии с программой приватизации, утверждаемой Государственной Думой. При этом устанавливается перечень предприятий, приватизация которых запрещена. Основанием для ликвидации государственного предприятия могут стать нецелевое расходование федеральных средств, отсутствие прибыли по итогам последних двух лет, использование недвижимого имущества с нарушением действующих правил.