Самострой установка крыш на балконах законно юридических. Как узаконить устроенный балкон, крышу, козырек балкона, остекление балкона, лоджии, объединить комнату с балконом? Судебная практика

В настоящее время госорганами производится аэрофотосъемка объектов недвижимости и сравнение выявленных объектов с реестром недвижимого имущества. Далее госорганы сами будут ставить объект на учет. Уже сейчас можно ознакомиться со списками выявленных объектов недвижимости по Московской области на сайте Министерства имущественных отношений МО. Посмотреть, выявлен ли ваш объект недвижимости, можно

Ответственность за незарегистрированный объект недвижимости (самострой):

— Могут начислить налог за три последних года. Плюс штраф — 20 процентов от неоплаченной суммы.

— Или если объект не был поставлен на учет в течении 10 лет с момента приобретения земельного участка, то в соответствии с п 16 ст. 396 НК за все это время может быть начислен двойной налог.

Налоговый Кодекс РФ, ст.396, п.16:

«В отношении земельных участков, приобретенных (предоставленных) в собственность физическими лицами для индивидуального жилищного строительства, исчисление суммы налога (суммы авансовых платежей по налогу) производится с учетом коэффициента 2 по истечении 10 лет с даты государственной регистрации прав на данные земельные участки вплоть до государственной регистрации прав на построенный объект недвижимости».

— На основании ст. 222 ГК РФ объект может быть признан судом самовольной постройкой и снесен.

Если раньше эта статья применялась довольно редко, то с 2016 г. стартовала программа «Массовый снос проблемной недвижимости» и вероятность сноса самостроя значительно увеличилась в последнее время.

Одним из резонансных событий в области недвижимости за последние несколько лет является продолжающийся снос торговых павильонов, признанных объектами самовольного строительства. Вопросы, связанные с такими объектами, являются предметом бурных дискуссий среди юристов и предметом обращений к юристам. И действительно, после указанных событий, граждане чаще обращаются за юридической помощью по вопросам легализации самовольных построек. Вопросов много, начиная от таких, как узаконивания гаража, дома, бани, вплоть до торгового павильона. Для того, чтобы разобраться в процедуре легализации самовольной постройки, необходимо начать с ее признаков, указанных в Гражданском кодексе.

Согласно статьи 222 Гражданского кодекса РФ самовольная постройка — это здание, сооружение, которые были созданы на земельном участке, не предоставленном в установленном порядке, либо там, где разрешенное использование земельного участка не допускает на нем строительства данного объекта, а также созданные без получения необходимых разрешений или с нарушением градостроительных и строительных норм и правил. Необходимо иметь в виду, что самовольные постройки должны быть снесены, исключением являются лишь отдельные случаи. Причем, по общему правилу, самострой подлежит сносу лицом, осуществившем его или за его счет.

Право собственности на самострой может быть признано в административном и судебном порядке. Для осуществления указанной цели советуем придерживаться указанного ниже алгоритма.

Сначала необходимо определить, есть ли у вас право требовать признания права собственности на самострой.

Даже если вы не получали разрешение на строительство, то вы все равно можете получить собственность на объект самовольного строительства.

Для этого вы должны быть собственником земельного участка или арендатором (есть определенные ограничения), где осуществлено строительство. Кроме того:

в отношении земельного участка вы должны иметь права, допускающие строительство на нем конкретного объекта;

постройка должна соответствовать параметрам, установленным документацией по планировке территории, и иным документам, допускающим строительство объекта;

объект не должен нарушать права и охраняемые интересы других лиц и создавать угрозу жизни и здоровью граждан.

Получение права собственности в добровольном порядке.

Первым делом необходимо самостоятельно поставить объект недвижимости на учет. Без прохождения этого этапа даже можете не рассчитывать на признание права собственности в судебном порядке.

Алгоритм примерно следующий (есть особенности в зависимости от объекта недвижимости, вашего статуса ФЛ, ЮЛ). К примеру, для регистрации объекта недвижимости гараж или баня на землях, отведенных для садоводства, нужно:

  1. Заказать у кадастрового инженера технический план. Стоимость подготовки технического плана в среднем 10 000 рублей (мы также оказываем эту услугу).
  2. Оплатить госпошлину 350 рублей (оплатить можно в МФЦ через терминал оплаты).
  3. Подать заявление в МФЦ (заявление может подготовить работник МФЦ), приложив технический план.

Через 12 рабочих дней вы получите собственность либо приостановку и как следствие отказ по тем или иным причинам. И уже только после этого можно признавать право собственности в судебном порядке.

Для регистрации объекта недвижимости на землях, отведенных под индивидуальное жилищное строительство ИЖС, ведения личного подсобного хозяйства ЛПС , для получения тех плана, кадастровому инженеру необходимо предоставить разрешение на строительство.

Порядок получения разрешения на строительство.

Если нет разрешения на строительства, то нужно подать заявление в МФЦ для получения ГПЗУ градостроительного плана земельного участка. Далее на основе ГПЗУ выполнить схему земельного участка с обозначением мест размещения объекта.

После этого подать заявление на получение разрешения на строительство, ГПЗУ и схему в МФЦ. После получения разрешения на строительство можно уже получить технический план и далее выписку, подтверждающую права собственности на объект недвижимости.

Если по каким-либо причинам у вас не получается оформить право собственности в общем порядке, то для вас дорога прямо в суд.

Признание права собственности на самовольную постройку в судебном порядке.

Вы обязательно должны были попытаться узаконить объект недвижимости в обычном порядке, важна сама попытка получения права собственности. Нельзя сразу подать иск о признании права собственности на самострой, не попытавшись поставить на учет в общем порядке. Пока нет отказа в регистрации, нет смысла даже пробовать подавать иск о признании права собственности.

В иске необходимо указать, что вы являетесь собственником или арендатором земельного участка, подтвердить это можно выпиской из ЕГРН. Необходимо предоставить технический и кадастровый план на произведенную постройку, для этого необходимо обратиться к кадастровому инженеру.

В иске описать вид постройки с отсылкой на технический паспорт, кто и когда построил объект недвижимости (подтвердить это можно договором подряда со строительной организацией или чеками, подтверждающими закупку материала). Также необходимо указать, на каком основании орган власти отказал в выдаче разрешительной документации, с приложением копии отказа.

Ответчиком по иску нужно указать муниципалитет (орган местного самоуправления), на территории которого находится самострой. Размер госпошлины определяется в зависимости от стоимости самостроя. Для этого нужно заказать оценку стоимости объекта недвижимости.

Необходимо подготовить следующие приложения к иску:

— копии искового заявления с приложениями для прочих участников дела;

Отчет об оценке стоимости недвижимого имущества (нужен для расчета стоимости государственной пошлины, но также возможен вариант подачи иска без указания стоимости имущества, но требуется юридическое обоснование, чтобы иск не был оставлен без движения);

— документы, которые подтверждают право собственности на землю;

документальное подтверждение наличия на участке самовольной постройки (например, технический план);

— документы, подтверждающие, что не допущены существенные нарушения СниПов и что постройка не представляет угрозы жизни и здоровью граждан, не нарушает права других лиц (заключения, акты обследования уполномоченных органов, можно заказать техстрой экпертизу);

— документы, которые подтверждают обращение за документами на самовольную постройку, и результаты рассмотрения этих запросов;

— документ об оплате госпошлины.

Подать иск по подсудности.

Если стоимость имущества более 50 000 рублей, иск подается в районный суд, если меньше — мировому судье по месту нахождения недвижимого имущества.

Представить документы в регистрационную палату или МФЦ.

Как узаконить самострой в форме козырька к балкону и его остекления?

Владимир Викторович

Добрый день! В данном случае идёт речь об переустройстве и переустановке.

Согласно п. 1 и п. 7 ст. 51 Градостроительного кодекса Российской Федерации разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства, а также их капитальный ремонт.
В целях строительства, реконструкции, капитального ремонта объекта капитального строительства застройщик направляет в уполномоченные на выдачу разрешений на строительство в соответствии частями 4-6 настоящей статьи федеральный орган исполнительной власти, орган исполнительной власти субъекта РФ ил орган местного самоуправления заявление о выдаче разрешения на строительство. К заявлению прилагается пакет документов (п. 7 ст. 51 Градостроительного Кодекса РФ).
Факты, изложенные в исковом заявлении, указывают на самовольное строительство, а в силу п.п. 1 и 2 ст. 222 ГК РФ самовольной постройкой является жилой дом, другое строение, сооружение или иное недвижимое имущество, созданное на земельном участке, не отведенном для этих целей в порядке, установленном законом и иными правовыми актами, либо созданное без получения на это необходимых разрешений или с существенным нарушением градостроительных и строительных норм и правил.
Согласноп.2, п.п.2 ст. 222 ГК РФ самовольная постройка подлежит сносу осуществившим ее лицом либо за его счет.

У Вас больше подходит под переоборудование.

Здравствуйте. Живу в 5-ти этажном доме на 5-м этаже, являюсь собственником жилья. На балконе установил козырек, затем застеклил балкон. Как оказалось это не законно. Как в данной ситуации узаконить самострой и сколько это может стоить?

Владимир Викторович

ЖК РФ, Статья 26. Основание проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения

1. Переустройство и (или) перепланировка жилого помещения проводятся с соблюдением требований законодательства по согласованию с органом местного самоуправления (далее - орган, осуществляющий согласование) на основании принятого им решения.
2. Для проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения собственник данного помещения или уполномоченное им лицо (далее в настоящей главе - заявитель) в орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения непосредственно либо через многофункциональный центр в соответствии с заключенным ими в установленном Правительством Российской Федерации порядке соглашением о взаимодействии представляет:
(в ред. Федерального закона от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

1) заявление о переустройстве и (или) перепланировке по форме , утвержденной уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти;
(в ред. Федерального закона от 23.07.2008 N 160-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение (подлинники или засвидетельствованные в нотариальном порядке копии);
3) подготовленный и оформленный в установленном порядке проект переустройства и (или) перепланировки переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
4) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
5) согласие в письменной форме всех членов семьи нанимателя (в том числе временно отсутствующих членов семьи нанимателя), занимающих переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение на основании договора социального найма (в случае, если заявителем является уполномоченный наймодателем на представление предусмотренных настоящим пунктом документов наниматель переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения по договору социального найма);
6) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
2.1. Заявитель вправе не представлять документы, предусмотренные пунктами 4 и 6 части 2 настоящей статьи, а также в случае, если право на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости, документы, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи. Для рассмотрения заявления о переустройстве и (или) перепланировке жилого помещения орган, осуществляющий согласование, по месту нахождения переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения запрашивает следующие документы (их копии или содержащиеся в них сведения), если они не были представлены заявителем по собственной инициативе:
(в ред. Федеральных законов от 02.06.2016 N 175-ФЗ , от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

1) правоустанавливающие документы на переустраиваемое и (или) перепланируемое жилое помещение, если право на него зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости;
(в ред. Федерального закона от 03.07.2016 N 361-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

2) технический паспорт переустраиваемого и (или) перепланируемого жилого помещения;
3) заключение органа по охране памятников архитектуры, истории и культуры о допустимости проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения, если такое жилое помещение или дом, в котором оно находится, является памятником архитектуры, истории или культуры.
(часть 2.1 введена Федеральным законом от 03.12.2011 N 383-ФЗ)

3. Орган, осуществляющий согласование, не вправе требовать от заявителя представление других документов кроме документов, истребование которых у заявителя допускается в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи. Заявителю выдается расписка в получении от заявителя документов с указанием их перечня и даты их получения органом, осуществляющим согласование, а также с указанием перечня документов, которые будут получены по межведомственным запросам. В случае представления документов через многофункциональный центр расписка выдается указанным многофункциональным центром. Государственные органы, органы местного самоуправления и подведомственные государственным органам или органам местного самоуправления организации, в распоряжении которых находятся документы, указанные в части 2.1 настоящей статьи, обязаны направить в орган, осуществляющий согласование, запрошенные таким органом документы (их копии или содержащиеся в них сведения). Запрошенные документы (их копии или содержащиеся в них сведения) могут представляться на бумажном носителе, в форме электронного документа либо в виде заверенных уполномоченным лицом копий запрошенных документов, в том числе в форме электронного документа.
(часть 3 в ред. Федерального закона

(см. текст в предыдущей редакции)

4. Решение о согласовании или об отказе в согласовании должно быть принято по результатам рассмотрения соответствующего заявления и иных представленных в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи документов органом, осуществляющим согласование, не позднее чем через сорок пять дней со дня представления в данный орган документов, обязанность по представлению которых в соответствии с настоящей статьей возложена на заявителя. В случае представления заявителем документов, указанных в части 2 настоящей статьи, через многофункциональный центр срок принятия решения о согласовании или об отказе в согласовании исчисляется со дня передачи многофункциональным центром таких документов в орган, осуществляющий согласование.
(часть 4 в ред. Федерального закона от 03.12.2011 N 383-ФЗ (ред. 28.07.2012))

(см. текст в предыдущей редакции)

5. Орган, осуществляющий согласование, не позднее чем через три рабочих дня со дня принятия решения о согласовании выдает или направляет по адресу, указанному в заявлении, либо через многофункциональный центр заявителю документ, подтверждающий принятие такого решения. Форма и содержание указанного документа устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. В случае представления заявления о переустройстве и (или) перепланировке через многофункциональный центр документ, подтверждающий принятие решения, направляется в многофункциональный центр, если иной способ его получения не указан заявителем.
(в ред. Федеральных законов от 23.07.2008 N 160-ФЗ , от 28.07.2012 N 133-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

6. Предусмотренный частью 5 настоящей статьи документ является основанием проведения переустройства и (или) перепланировки жилого помещения.

обращайтесь в администрацию, если откажут то соответственно в суд...

Некоторые проекты квартир во многих жилых многоквартирных домах не предусматривают существование балкона на первых и даже на вторых этажах. В данных ситуациях можно соорудить собственными силами.

Очень сложно оспорить тот факт, что для возведения объекта недвижимости в первую очередь необходимо согласовать проект будущего строения и получить разрешение на данный вид работ. Так, как такой порядок действий предписан нормами действующего законодательства Российской Федерации. Следовательно, игнорирование закона приводит лишь к одному негативному последствию, а именно к невозможности получения права собственности на сооружение или здание.

Для необходимо пройти следующие этапы согласования постройки с администрацией.

Следует знать, что пристройку в виде балкона нельзя устанавливать

  • Если дом расположен на центральной улице города.
  • Если дом является памятником архитектуры.
  • Если перепланировка ухудшает общий вид многоквартирного дома или несет за собой разрушение элементов дома.
  • В случае использовании устаревшей технологии постройки и недоброкачественных материалов.
  • Нельзя установить балкон, если он расширяет жилую комнату, это может повлечь разрушение несущих стен.
  • Так же на установку балкона влияет нахождение подземных коммуникаций. Они должны находиться не ближе двух метров от фундамента проектируемого балкона.

Если нет никаких отрицательных моментов, можно смело приступать к согласованию проекта будущей пристройки с администрацией района.

На основании ст. 25 п. 2 Жилищного кодекса РФ - перепланировка жилого помещения представляет изменение его конфигурации, которая требует внесения изменения в технический паспорт жилого помещения, чем и является пристройка балкона. Таким образом, согласование пристройки необходимо провести с администрацией района и соответственно, с архитектурным департаментом. Этапы согласования могут быть длительными - но результат того стоит.

Документы, необходимые для получения разрешения на пристройку балкона

В государственные инстанции подается для утверждения проект перепланировки, который предоставляется со следующим пакетом документов.

1. Свидетельство о праве собственности на жилье, где будет проходить пристройка.
2. План первого этажа дома, справка из БТИ,
3. Разрешение из ЖКХ.
4. Письменное согласие с подписями от жильцов, проживающих слева, справа, сверху.
5. Проект пристройки балкона.
6. Разрешение от коммунальных служб - теплосети, водоканала, службы газа, пожарной организации
7. Фотографии дома. Они должны быть четкими и в основном необходимо уделить внимание тому месту, где будет возводиться строение.
8. Далее разрешение на пристройку от архитектурного департамента. Там потребуются все сведения о внешнем виде балкона вплоть до облицовки и цвета окраски.

Куда подавать документы

И после собрания всех документов - почти последний шаг для разрешения - заявление в местную администрацию района. Данное заявление составляется на основе установленного образца. Образец, можно получить в соответствующем районном органе самоуправления, куда и подаются документы. В заявлении застройщика указывается информация и сведения о застройщике, земельном участке, где предполагается строительство.

А также документы, свидетельствующее о том, что земельный участок был передан застройщику для индивидуального жилищного строительства, также технический паспорт земельного участка и готовый технический план, и проект будущего балкона. Если же не удается получить право собственности на земельный участок то, во-первых, можно попробовать взять его в аренду, а во-вторых, можно сделать проект пристройки балкона на сваях.

После того как администрация на основании всех вышеперечисленных документов утвердила проект пристройки балкона можно приступать к самой постройке.

Пристройка балкона и акт приемки работ

По окончании т необходимо составить акт приемки с подписями приемочной комиссии. В приемочной комиссии могут состоять собственник квартиры, сотрудник проектной компании, работники коммунальных служб, представитель администрации.

После подписания акта необходимо заказать в БТИ технический паспорт и внести изменения в свидетельство на квартиру.

Сбор и оформление документов на пристройку балкона занимает довольно длительное время. Если вы не можете сами заниматься , можно поручить это специальной юридической службе, которую можно найти в любом городе. Или же заниматься юридическим оформлением готовой пристройки через суд. Но при условии наличия всех вышеперечисленных документов. В противном случае вас могут ожидать длительные судебные разбирательства.

Жители целого ряда многоквартирных домов Волгограда начали получать от управляющих компаний предписания о необходимости ликвидировать козырьки на балконах и лоджиях . Мнения экспертов по этому поводу разошлись: одни считают, что это явное превышение полномочий со стороны УК, другие уверены, что эта мера оправдана, поскольку направлена на обеспечение безопасности проходящих под балконами волгоградцев, сообщает dom.v1.ru.

В частности, жители Дзержинского района получили грозную бумагу, в которой УК «Ренессанс» требует самостоятельно за счет собственных средств жильцов привести в прежнее состояние самовольно произведенное переустройство или перепланировку балкона или лоджии , переустановку либо установку дополнительного оборудования, в том числе на фасаде многоквартирного дома, либо узаконить это в соответствующем порядке.

Отметим, что подобные документы получили и жители многоквартирных домов в других районах Волгограда. Представители управляющих компаний утверждают, что такие требования направлены в первую очередь на безопасность людей, проходящих под домами. Напомним, только за две недели февраля в Волгограде от падения сосулек и снежных шапок пострадали по меньшей мере три человека.

«Управляющие компании Волгограда действите льно выдвинули такое требование из-за того, что участились случаи падения сосулек с остекленных балконов и сплит-систем, - прокомментировал предписание исполнительный директор ООО «УК "ЖКХ Волгограда» Роман Ежов. – При этом отмечу, что управляющие компании требуют либо демонтировать эти конструкции, либо узаконить их. И если со сплит-системой все достаточно просто, над внешним блоком достаточно под определенным углом установить козырек, по которому снег просто будет скатываться, то с балконом все немного сложнее. Нужно заказать проект для того, чтобы предотвратить образование наледей. К примеру, если балкон застеклен хорошо, с утеплением везде, кроме крыши, то тепло, идущее из квартиры, нагревает крышу, и накопившийся на ней снег превращается в лед, а в конечном счете просто падает кому-то на голову. Поэтому проектным решением будет, скорее всего, утепление потолка, чтобы предотвратить образование наледи».


Аналогичную точку зрения высказал и председатель ТСЖ «Краснополянская, 3» Игорь Вихорев.

«Если по проекту дома остекление балконов было – оно и должно быть, – уверен господин Вихорев. – Если нет – нужно получать разрешение БТИ, вносить изменения в план квартиры, поскольку это все называется реконструкцией, которая должна проводиться в соответствии с законом. И если человек это все пристроил официально, то он, соответственно, и несет ответственность за то, что что-то кому-то падает на голову».

Эксперты уверены, что управляющие компании действуют не совсем законно, а заставить демонтировать остекление или сплит человека может только суд.

«Согласно действующему законодательству, сложно однозначно определить, к каким видам благоустройства – перепланировке или переустройству помещения – следует отнести остекление балкона или установку кондиционера, – считает председатель общественной организации «Волгоградский союз потребителей» Сергей Попов. – Вместе с тем статья 25 Жилищного кодекса однозначно гласит, что вне зависимости от того, как называть данные работы – «переустройство» или «перепланировка», их следует согласовывать с органом местного самоуправления, то есть городской или районной администрацией, но никак не с управляющей компанией, которые не должны подменять собой надзорные органы, а должны заниматься своим прямым делом – добросовестном выполнении обязательств по оказанию услуг ЖКХ. Также хочу отметить, что если управляющая компания в вашем доме заставляет вас демонтировать остекление балкона, козырек или сплит-систему, то можно напомнить, что собственники могут в любой момент поменять управляющую компанию на более адекватную, действующую в интересах людей. Добавлю, что заставить кого-то демонтировать балкон или сплит может только суд».