Конспект урока по обществознанию потребление. Открытый урок по обществознанию на тему "Потребление" (8 класс)

На данном уроке мы обсудим понятие «потребление», выясним, какие факторы на него влияют. Мы рассмотрим виды потребления, а также узнаем, что может ограничивать наше потребление. В ходе занятия мы получим общее представление о защите прав потребителей в нашем государстве.

Тема: Экономика

Экономисты выделяют два типа потребления. Первое - это производственное потребление, то есть потребление ресурсов, необходимых для производства тех или иных товаров или услуг. Прежде чем мы получим некий конечный продукт, его нужно сделать, для этого производитель затрачивает какие-то ресурсы: энергетические, финансовые, трудовые и прочие. Это и есть суть производственного потребления: употребление ресурсов для производства неких товаров. Второй тип - это непроизводственное потребление, то есть потребление конечного товара, допустим, мобильного телефона или одежды.

Купив телефон, вы можете пользоваться его функциями, но через некоторое время он покажется вам устаревшим. Это анахронизм: он не так отправляет смс-сообщения, не так качественно фотографирует, не имеет тех функций, которые имеют современные телефоны. Производители постоянно предлагают нашему вниманию новые, усовершенствованные товары, убеждают нас, что жизнь с новым товаром станет ещё более комфортной. В итоге мы все постоянно желаем обновить некоторые товары, это бесконечный процесс потребления. Единственным ограничением для наших желаний являются наши материальные возможности . Стоимость товаров неизменно растёт, и, самое главное, постоянно растёт количество предлагаемых товаров. Наши доходы ограничены, иными словами, наши материальные ресурсы ограничены.

Если в обществе благоприятная экономическая ситуация, то есть население богатеет, одновременно с доходностью растёт и потребление. Люди, имеющие излишек средств, конечно, будут эти средства тратить. Однако кто-то может оказаться рачительным хозяином: он будет откладывать часть своих доходов на будущее. Это не означает, что человек будет копить свои богатства просто так, бесцельно, очень мало кто занимается накопительством ради накопительства. Большинство граждан откладывают сбережения для того, чтобы потратить их в будущем на какие-то значительные приобретения. Но так или иначе те средства, которые мы имеем и откладываем, идут на потребление товаров и услуг.

На потребителя и объём потребления влияет целый ряд факторов. Во-первых, это фактор возраста. Люди старшего возраста имеют другие интересы, чем люди младшего возраста в силу особенностей своего развития. Также оказывает влияние культурный уровень развития того или иного общества либо социальной группы. Товары или услуги, которые могут пользоваться успехом у одной категории граждан, могут совершенно не подходить для других. Всё это производитель учитывает, прежде чем предложить тот или иной товар на рынке.

По сути, любой участник общественных отношений является потребителем, и в этом его ценность, потому что без потребления экономическая жизнь государства и общества невозможна. Потребитель в этом смысле - главная шестерёнка, которая крутит эти часы бесконечно. Экономика - это специфический вечный двигатель. Наверняка вы слышали, что по законам физики вечный двигатель изобрести нельзя, потому что, по законам физики, ничто не может существовать вечно. Но экономика - это структура, которая на протяжении всей человеческой истории сопутствовала человеческому обществу. Невозможно жить вне рамок экономической системы. Человек - это главный механизм этого процесса. Без человека экономические отношения невозможны, а, значит, права человека в экономике кто-то должен защищать, и государство в данном случае выступает в роли главного защитника прав потребителя .

Рис. 3. Человек - главный «винтик» экономики ()

Экономисты употребляют понятие «суверенитет потребителя». Суверенитет потребителя - это экономическая свобода потребителя, независимость потребительского права. Каждый потребитель действительно вправе определить тот способ, которым он будет получать доход. Каждый волен изменить уровень своего дохода, сменив работу или найдя дополнительные источники дохода. Повышая свой образовательный уровень, открывая собственный бизнес, мы увеличиваем уровень свои доходов, и одновременно увеличиваем статьи расходов, становимся более значимыми потребителями, нежели ранее.

Не так давно в США произошел скандал. Произошел он из-за того, что в игрушках, продаваемых в одном крупном универмаге, были обнаружены вредные химические вещества на основе фенола. Эти игрушки были завезены из Китая, причём компания-производитель игрушек базировалась в США, но производство перенесла в Китай, поскольку там производство обходится намного дешевле. Однако эта дешевизна в производстве обернулась для компании-производителя гораздо большими расходами, потому что, когда вскрылся факт вредоносности данного товара, на компанию обрушилась вся сила тех структур, которые призваны защищать права потребителей в США. Речь идёт об огромных штрафах.

Дело в том, что американское законодательство очень жестко поступает с производителями, которые выпускают некачественный товар. Американцы считают, что если они приходят покупать некий товар в магазине, то он должен полностью соответствовать их ожиданиям. Даже если мы не заключаем специальный договор по приобретению продукта или услуги, производитель и продавец по умолчанию гарантируют нам заявленное качество данного продукта. Это очень правильный подход, ведь человек, приобретая товар, не должен думать о том, из чего он произведён. Он должен быть уверен, что этот товар безопасен, потому что ему его предложили, он отдал за него свои кровно заработанные деньги. Такая же система складывается и в РФ, потому что наше государство сейчас переживает переходный период. В России существует специальная организация - Роспотребнадзор, которая следит за качеством всех товаров, предлагаемых на рынке. В случае если вскрываются факты поступления на рынок некачественной продукции, эта организация старается с этим бороться.

Права потребителя гарантирует государство. Существуют специальные законы, которые описывают то, на что имеет право потребитель как экономическая единица. Государство следит за тем, чтобы товары, предлагаемые на рынке, были качественными, чтобы они были сертифицированы, то есть соответствовали определённым стандартам. В конечном итоге, если государство не следит за этой сферой, то страдает потребитель. В соответствии с законами РФ потребитель, которому был продан товар ненадлежащего качества, вправе потребовать соразмерного уменьшения покупной цены; замены на товар аналогичной марки; расторжения договора купли-продажи, но не всего вышеизложенного сразу.

Уровень потребления населения - это показатель того, насколько благополучно общество. Если население потребляет большое количество товаров и услуг, тратит на них большие деньги, это означает, что данное общество в экономическом плане процветает. Оно плодотворно развивается и хорошо функционирует, оно будет процветать и в дальнейшем, если не будут допущены стратегические ошибки. Но если такие ошибки всё-таки допущены, тогда экономику ждут большие проблемы.

Одной из главных угроз для экономики любого государства является инфляция. Именно о ней мы и поговорим на нашем следующем занятии.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

3. Информационный гуманитарный портал «Знание. Понимание. Умение» ().

Домашнее задание

1. Перечислите факторы, которые влияют на потребление в обществе. Кратко опишите механизм их влияния.

2. Что такое суверенитет потребителя? Какие органы в государстве занимаются защитой прав потребителя?

3. * Согласны ли вы с высказыванием В. Флешье: «Ничто так не раскрывает глубины сердца и характера человека, как его желания»? Свои мысли изложите в виде эссе.

1. Потребление, потребность и полезность

В процессе жизни и функционирования любой экономический субъект выступает в роли потребителя тех или иных благ. Фирмы закупают ресурсы, индивиды – готовую продукцию. Таким образом, потребление представляет собой не что иное, как совокупность экономических отношений, которые характеризуются конечным использованием произведенных товаров и услуг, например, приемом пищи, или созданием новых товаров в процессе производственной обработки. Например, работа станка обеспечивает процесс производства и его непрерывность. Его энергия, рабочая сила потребляются для создания новой продукции. Это классический пример производственного потребления. В целом потребление называют отрицательным производством, поскольку в процессе потребления происходит разрушение, уменьшение полезности.

Потребность представляет собой не что иное, как насущную необходимость в потреблении какого-либо товара или услуги, которая требует своевременного удовлетворения. Она может быть представлена в виде материального производства, т. е. благами, созданными в процессе производства.

Основная классификация потребностей может быть представлена следующим образом:

1) первичные потребности, или физиологические, т. е. необходимость в принятии пищи, наличии предметов одежды. Иными словами, данный тип товаров называется товарами первой необходимости: они крайне важны для поддержания жизнеспособности индивида, и поэтому их полезность чрезвычайно велика;

2) вторичные потребности могут быть удовлетворены путем потребления товаров длительного пользования. Они не определяют напрямую общее физиологическое состояние здоровья индивида и не являются необходимым условием его существования. Однако по каким-либо причинам человек их все же предпочитает иметь. Такие товары приобретаются, как правило, после того, как первичные потребности полностью удовлетворены, в противном случае интерес к такой покупке будет невелик, равно как и ее полезность. Примером здесь могут служить различные бытовые приборы и пр.;

3) третичные потребности представлены предметами роскоши (дополнительные автомобили, коттеджи, дачи и пр.), которые могут быть приобретены только в том случае, когда уже удовлетворены первые два вида потребностей. Такие покупки могут позволить себе, как правило, материально обеспеченные люди, которые целиком и полностью удовлетворили все предыдущие потребности.

Потребности не имеют границ, с удовлетворением одних человек оказывается во власти других. Но так или иначе все потребности напрямую зависят от величины дохода. Потребности человека безграничны, они могут иметь разную форму, количественные и масштабные показатели и, как правило, не ограничены абсолютно никакими рамками, т. е. не имеют степени насыщения. Однако ресурсы, требуемые для производства благ, ограничены, следовательно, перед потребителем возникает дилемма: либо ограничить себя в чем-то и получить от этого максимальное удовлетворение, либо приобрести все сразу в небольших количествах, но полезность купленного будет невысока.

Полезность определяет качественную сторону товара, и она является необходимым условием того, чтобы он был приобретен. Со стороны покупателя товар должен обладать такими свойствами, которые смогут удовлетворить его текущие потребности и будут соответствовать потребительским предпочтениям. Для измерения полезности была предложена единица «ютиль», на основании которой можно соотнести полезности различных товаров. Но опять же для одного субъекта единица мяса составляет, к примеру, девять ютилей, а для вегетарианца она, соответственно равна нулю. Поэтому проблема измерения полезности благ сегодня остается актуальной. Виды полезности:

1) общая полезность может быть получена только в результате приобретения и потребления большого объема продукции в ассортименте, например всей потребительской корзины;

2) предельная полезность определяется полезностью каждой дополнительно произведенной или потребленной единицы того или иного блага.

Из книги МВА за 10 дней. Самое важное из программ ведущих бизнес-школ мира автора Силбигер Стивен

Предельная полезность Полезность – термин, описывающий ценность продукта для потребителя. Предельная полезность означает полезность обладания дополнительной единицей продукции. В определенной точке покупатель оказывается полностью удовлетворен, и дополнительная

Из книги Разбогатей! Книга для тех, кто отважился заработать много денег и купить себе Феррари или Ламборгини автора ДеМарко Эм-Джей

Потребность Когда вы возводите свой бизнес на плохом фундаменте, вы обрекаете себя на провал. Дом просто рассыпается на части, если стоит на песке. 90 % всех начинаний в области бизнеса обречены на крах, потому что нарушают Заповедь потребности или служат прикрытием для

автора Крюгер Дэвид

Потребность в вере В ходе изучения коллекции древностей в 2002 году французский исследователь сделал открытие, потрясшее весь мир. Ученый, специалист в области древних языков, нашел склеп, а в нем - урну из известняка, обычно использовавшуюся в древнем Иерусалиме для

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в избранности Одна моя клиентка, молодая дама, однажды услышала о крайне успешном инвесторе и загорелась желанием стать его клиенткой. Посетив его офис, она невероятно впечатлилась роскошью и техническим оснащением. С первых минут встречи ее захлестнула

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в принадлежности Моя клиентка по имени Мелани возбужденно рассказывала мне о «горящем предложении», связанном со слухами о грядущем поглощении одной компании другой. Ее монолог звучал примерно так: «Судьба любит меня. Если я выиграю, несмотря на все

Из книги Тайный язык денег. Как принимать разумные финансовые решения автора Крюгер Дэвид

Потребность в заботе Фебус Смит, новый прихожанин церкви United Christian Fellowship Church в Палмдейле, Калифорния, часто говорил о своем желании сделать богатыми других представителей черной расы за счет удачных инвестиций. Он неоднократно выражал пастору свою готовность

Из книги Бизнес-планирование инвестиционных проектов автора Лумпов Алексей Андреевич

2. Продаем не тапочки, а полезность Действительно, что бы ни продавал наш проект, именно полезность продукта позволяет получить добавленную стоимость, то есть, в конечном счете, деньги. Деньги выступают средством обмена издержек производства на полезность того, что

Из книги Принципы экономической науки автора Маршалл Альфред

автора

Вопрос 46 Потребительские предпочтения и полезность

Из книги Экономическая теория автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 47 Количественная и порядковая полезность

Из книги Как погиб Запад. 50 лет экономической недальновидности и суровый выбор впереди автора Мойо Дамбиса

Потребление Если есть некая идея, определившая западный образ мыслей в XX веке, - это неограниченное потребительство. История американского потребителя - это история того, как его всеми средствами делали все прожорливее и ненасытнее. В потреблении самом по себе нет

Из книги Экономическая теория. Учебник для вузов автора Попов Александр Иванович

Тема 16 ПОТРЕБЛЕНИЕ, СБЕРЕЖЕНИЯ, ИНВЕСТИЦИИ. РЫНОЧНЫЙ МЕХАНИЗМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ДОХОДОВ НА ПОТРЕБЛЕНИЕ И НАКОПЛЕНИЯ 16.1. Совокупный спрос и совокупное предложениеМакроэкономика изучает не отдельные явления и процессы, а их совокупности: совокупный спрос, совокупное

Из книги Микроэкономика автора Вечканова Галина Ростиславовна

Вопрос 20 Предпочтения потребителя и полезность. ОТВЕТПРЕДПОЧТЕНИЯ – один из факторов, воздействующих на выбор конкретных благ отдельными потребителями.Благо в теории потребления – любой объект потребления, доставляющий определенное удовлетворение потребителю. Блага

автора Тюрина Анна

2. Предельная полезность, закон убывающей предельной полезности Основной целью потребителя является максимизация полезности потребляемых им благ в условиях ограниченного дохода. Сам термин «полезность» был сформулирован английским философом Иеремией Бентамом.

Из книги Микроэкономика: конспект лекций автора Тюрина Анна

9. Функции полезности. Количественная и порядковая полезность Полезность – это необходимое условие, которым должно обладать благо для того, чтобы экономический субъект согласился его приобрести. Кроме того, на потребительский выбор влияет не только структура

Из книги Социальное предпринимательство. Миссия – сделать мир лучше автора Лайонс Томас

Потребность Сегодня Indego состоит в партнерстве с пятью ремесленными женскими кооперативами в Руанде. Их сотрудники – 250 замечательных женщин, многие из которых заражены ВИЧ/СПИД или пострадали от психологических травм. У многих почти нет образования. Они вынуждены

Цель урока: рассмотреть потребление как самый простой компонент валового внутреннего продукта; раскрыть связь между потреблением и доходами, между размерами сбережения и дохода; проанализировать главные факторы в жизни общества, влияющие на потребительские расходы; развивать любознательность; воспитывать бережливость.

Основные понятия: доходы, потребление, сбережения, функции потребления и сбережения, национальные сбережения и норма сбережений.

Тип урока: изучение нового материала.

II. Актуализация опорных знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

1. Охарактеризуйте экономические факторы, определяющие формы распределения национального дохода.

2. Какие факторы влияют на величину доходов населения?

3. Определите черту бедности. Уровень бедности в Украине?

III. Мотивация учебной и познавательной деятельности

Потребление и сбережения играют определяющую роль в экономике любой страны. Государства, которые инвестируют значительный процент своих доходов, а потребляют меньше, достигают высоких темпов роста национальной экономики и производительности труда.

И наоборот, те страны, которые потребляют больший процент своих доходов, а инвестируют меньше, развиваются медленнее.

IV. Изучение нового материала

Потребление - это часть дохода в распоряжении, поступающей для покупки товаров и услуг в текущем периоде.

Потребление является самым простым компонентом валового внутреннего продукта, что составляет 66 % совокупных расходов в течение последнего десятилетия. Какие же главные компоненты потребления? Среди его важнейших статей - жилье, транспортные средства, продовольствие и медицинские услуги.

Сбережения - это неспожита часть личного безналогового дохода.

Сбережения - часть дохода в распоряжении, что остается после удовлетворения потребительских нужд и направляется на потребление в будущем.

Оптимальной нормой национального сбережения считают 20-25 %. Между нормой национального сбережения, инвестициями и темпами экономического роста существует тесная взаимосвязь, поэтому каждая страна особое внимание обращает на стимулирование склонности населения, домохозяйств, предприятий к сбережению.

Функция потребления основывается на простой идее, согласно которой поведение потребителя за определенный период связана с величиной его дохода за этот период. Зато гипотеза жизненного цикла рассматривает частных лиц, которые планируют свое поведение в отношении потребления и сбережения на длительные периоды, надеясь как можно лучше распределить потребительские расходы на протяжении всей своей жизни.

Франко Модильяни разработал модель поведения потребителя, которую называют гипотезой жизненного цикла. эта модель основывается на концепции межвременного выбора потребителя, иначе говоря, гипотеза жизненного цикла усматривает в сбережениях результат преимущественно желание частного лица обеспечить себе возможность потреблять в старости. Как видим, эта теория отмечает ряд неожиданных факторов, влияющих на норму сбережений в стране. Например, возрастная структура населения, в принципе, - важный фактор, определяющий поведение величины потребления и сбережения.

Функция потребления имеет вид:

C = aWR + cYL ,

где WR - реальное богатство;

а - предельная склонность к потреблению;

YL - трудовой доход;

с - предельная склонность к потреблению из трудового дохода.

Трудовой доход - это такой доход, который получает рабочая сила, в отличие от дохода, который зарабатывают другие факторы производства, как, скажем, рента за землю или прибыль с капитала.

Сбережения равны доходу за вычетом расходов на потребление:

где NL - количество лет жизни человека;

WL - количество лет труда и зарабатывания дохода;

(NL - WL ) - количество лет, течение которых человек не работает по возрасту.

Из уравнения следует, что сбережения в течение рабочего периода жизни человека равных определенной доле трудового дохода, а числовое значение такой доли - числовому значению доли, которую составляет период, когда человек не работает по возрасту, от жизни в целом.

На рисунке показана схема потребления, сбережения и расходования сбережений за весь период жизни. На протяжении всей жизни поток потребительских расходов С равномерный и составляет вместе (С ∙ NL ). В период жизни, когда человек не работает по возрасту, такие потребительские расходы финансируются за счет сбережений, которые накапливались в течение рабочего периода жизни. Следовательно, заштрихованные отрезки (YL - C ) ∙ WC и C ∙ (NL - WL ) одинаковые или можно сказать так: за счет сбережений в годы работы финансируются расходы в период, когда человек не работает по возрасту.

Из рисунка становится очевидной важная идея теории жизненного цикла потребления. Она заключается в том, что планы потребления составляются так, чтобы достичь одинакового или равномерного уровня потребления путем сбережения в течение периодов высоких доходов и расходования сбережений в периоды низких доходов. Следовательно, это важный отход от рассмотрения потребления лишь как такого, что базируется на текущем доходе. разница является существенной, поскольку в расчетах потребительских расходов на протяжении всего жизненного цикла учитываются доходы, которые будут получены за всю жизнь, а не только текущий доход.

К числу важнейших факторов, которые существенно влияют на потребление и сбережения, кроме текущего дохода, можно также отнести постоянный доход, богатство, социальные факторы и ожидания. Однако из года в год важнейшим определителем изменений в потреблении фактически используемый доход.

Схема потребления, сбережения и расходования сбережений

Развивая гипотезу жизненного цикла потребления и сбережения, мы показываем, что именно определяет величину предельной склонности а и с в уравнении, почему величина богатства должно влиять на величину потребления.

Мультипликатор инвестиций равен: K = 1/(1 - MPC ), где МРС - предельная склонность к потреблению (MPC = C /Y )

V. Закрепление новых знаний и умений учащихся

Вопросы для дискуссии

Или правильными являются следующие утверждения?

1) Предельная склонность к потреблению всегда равна предельной склонности к сбережению.

2) С увеличением дохода потребителя доля расходов на продукты питания уменьшается.

3) На объем и динамику сбережений и инвестиций влияют одни и те же факторы.

4) Потребительские расходы не являются более стабильными по сравнению с инвестиционными расходами.

5) Если известна функция потребления, то всегда можно построить функцию сбережения.

6) Рост налогов на доходы граждан и снижает расходы на потребление, и размер сбережений.

7) Ценность денежной единицы в будущем меньше ее ценность сегодня.

8) в Соответствии с традиционными положениями, снижение налогов, которое правительство финансирует за счет увеличения заимствований, не стимулирует увеличение расходов потребителя.

9) Повышение налогов передвигает вниз как функцию потребления, так и функцию сбережения.

10) С ростом реальной процентной ставки стимулы фирм к инвестированию увеличиваются.

Ответы: правильные- 2, 5, 6, 7, 9; неправильные- 1, 3, 4, 8, 10.

Решите задачи

1) Используемый доход равен 500 грн, на потребление тратят 400 грн. С дохода в размере 800 грн величина потребления составляет 600 грн. Вычислите MPC и MPS (предельная склонность к потреблению и сбережению).

2) Текущий используемый доход человека составляет 15 тыс. грн. за год, а имущество - 50 тыс. грн. Предельная склонность к потреблению текущего дохода - 0,8, а имущества - 0,025. Автономное потребление равняется 1000 грн. Вычислите объем потребления лица по кейнсианской функцией потребления и гипотезой жизненного цикла.

3) В национальной экономике является возможность использовать семь инвестиционных проектов.

Объем инвестиций в проекты, млн. грн.

Ежегодный доход на 1000 инвестированных гривен

а) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20 % за год при условии, что инфляция отсутствует.

б) Вычислите целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставки 20 %, уровня инфляции - 5 % и налога в размере 25 % ежегодного дохода.

1) MPC = 2/3; MPS = 1/3.

2) Потребление, согласно кейнсианской функции потребления, составляет 13 000 грн., а согласно гипотезе жизненного цикла - 13 250 грн.

3) а) Целесообразный объем инвестиций по рыночной процентной ставке 20 % составит 33 млн. грн. - (4 + 6 +15 + 8). По этой процентной ставки инвестиции в проекты Е, F , G являются неприбыльными, потому что затраты на капитал превышают ежегодный доход на капитал.

б) Целесообразный объем инвестиций составит 10 млн. грн. - (4 + 6). При этих условиях прибыльными являются только проекты А и В. Остальные проекты являются неприбыльными.

VII. Домашнее задание

Проработать теоретический материал.

Графически изобразить динамику сбережений, расходов и доходов населения Украины за период 2001-2011 гг.

Вопрос 1. Каковы потребности человека? Как формируется бюджет в семье? Из чего складывается совокупный бюджет в семье?

Широкую известность получила теория иерархии потребностей Маслоу, современного американского экономиста. Согласно этой теории потребности человека развиваются от низших к высшим, и индивидуум должен сперва удовлетворить потребности низшего порядка для того, чтобы возникли потребности высшего уровня.

Иерархия потребностей по Маслоу включает следующие компоненты:

Физиологические (голод, жажда);

Потребность в безопасности (защита от боли, гнева, страха);

Потребность социальная (любовь, семья, друзья, общение);

Потребность в самоутверждении (самоуважение, престиж, карьера, успех);

Потребность в самоактуализации (реализации способностей, понимании, осмыслении и т.д.).

Бюджет семьи – роспись денежных доходов и расходов семьи, составляемая обычно на месячный срок в виде таблицы, баланс семейных расходов и доходов. При составлении бюджета нужно будет также выписать, сколько поступлений ожидается по каждой статье дохода, чтобы оценить совокупный доход семьи.

Вопрос 2. Что влияет на то, какие товары мы покупаем? Постоянен ли список предметов роскоши? Можно ли замерить благосостояние?

Потребность, нужда - внутреннее состояние психологического или функционального ощущения недостаточности чего-либо, проявляется в зависимости от ситуационных факторов.

Список предметов роскоши постоянно изменяется.

Уровень жизни населения можно определить при помощи количественного измерения таких показателей благосостояния: предполагаемая продолжительность жизни при рождении; уровень образования. Сюда входит уровень грамотности населения и средняя продолжительность обучения; величина ВВП, приходящаяся на одного жителя страны.

Вопрос 3. Что влияет на объём и структуру потребительских расходов?

Доходы, спрос и предложение товара в первую очередь, а дальше цена и другие факторы.

Вопрос 4. Какова связь между доходом и потреблением?

Стоимость потребительских расходов ограничена размером дохода человека, семьи. Чем больше доход, тем больше товаров и услуг может приобрести человек или семья. Можно, например, не только удовлетворять потребности в тех или иных вещах, но и ходить в театры, на концерты, в кино. Да и материальные потребности по мере роста благосостояния людей меняются.

В связи с увеличением дохода происходит увеличение потребления, и наоборот, чем меньше доход человека или семьи, тем меньше средств можно тратить на покупку товаров и услуг.

Часть потребительских расходов люди могут производить за счёт сбережений - средств, накопленных для будущего потребления. Сбережения помогают приобрести дорогостоящие товары или услуги, например квартиру, автомобиль, произвести оплату за учёбу в вузе. Помогают сбережения и людям, потерявшим работу или вышедшим на пенсию.

Все люди независимо от их материального положения ограничены в средствах, которые могут тратить на удовлетворение своих потребностей. И каждый человек, даже самый богатый, может оказаться в ситуации, когда не хватает денег на ту или иную покупку. Но для одного это может быть пара сапог, а для другого - острова в океане.

Помимо размеров доходов семьи, на специфику её потребительских расходов влияют:

Состав и возраст членов семьи;

Вкусы, привычки, интересы;

Культурный уровень семьи.

Вопрос 5. Каким образом структура расходов потребителей позволяет характеризовать степень благосостояния граждан той или иной страны?

Бедные потребители первоначально будут приобретать товары первой необходимости (продукты питания) по наиболее низким ценам (хлеб, макароны, но не деликатесы).

Богатые потребители вместе с товарами первой необходимости будут приобретать товары роскоши (машины, ювелирные украшения, часы и т. д.)

Чем больше в структуре предметов роскоши, тем население страны богаче.

Вопрос 6. Может ли школьник вносить личный вклад в совокупные доходы семьи, или же он в силу возраста исключительно потребитель?

Говоря о школьниках как потребителях, можно условно выделить среди них две группы. Первые расходуют часть совокупного семейного дохода, не внося в него никакого собственного вклада. Вторые вносят свой личный вклад в семейный доход, они работают (например, осуществляют мелкий ремонт компьютеров и радиоаппаратуры, присматривают за детьми, покупают продукты пенсионерам, доставляют подписчикам газеты и журналы). Многие из них задумываются над продолжением своего образования после школы. Понятно, что если в школе учиться вполсилы, то в дальнейшем, возможно, придётся тратить значительные средства на оплату дополнительных занятий с преподавателями. Хорошая учёба в школе, таким образом, отражает рациональный подход к семейным средствам и собственным потребностям.

Вопрос 7. Назовите различные виды страховых услуг.

Страхование - экономические отношения, направленные на образование специального фонда средств (страхового фонда) для возмещения разного рода потерь путём выплаты страховых сумм. Оно направлено на защиту имущественных интересов граждан при наступлении страховых случаев. Для получения страховых услуг необходимо заключить договор страхования и приобрести страховой полис, содержащий условия и правила страхования.

В большинстве стран создаются специальные фонды социального страхования, отчисления в которые делаются работниками, предпринимателями и государством. К социальному страхованию относится пенсионное и медицинское страхование. Помимо государственных пенсий, выплачиваемых из средств бюджета, в странах с рыночной экономикой существуют трудовые пенсии. Они выплачиваются за счёт обязательных пенсионных взносов граждан (обязательного пенсионного страхования). Кроме того, существуют и пенсии, выплачиваемые за счёт добровольных отчислений. Воспользовавшись услугами частного пенсионного фонда или страховой компании, можно накопить сумму, которая в старости прибавится к государственной пенсии.

Добровольное и обязательное страхование имеет место и в области здравоохранения. Оно обеспечивает оплату медицинских услуг, оказываемых гражданам.

Помимо обязательного медицинского страхования, обязательным в России стало и страхование автогражданской ответственности. Без страховки этого вида сегодня в России не обходится ни один владелец транспортного средства, будь то физическое лицо или учреждение, организация.

Многие страховые компании предлагают добровольные программы личного страхования. К ним относится страхование жизни, гарантирующее страховые выплаты при травмах, несчастных случаях, и смешанное страхование жизни, сочетающее страхование от несчастного случая со сбережением и накоплением денежных средств. В развитых странах у каждого человека, который думает о своём благополучии, обязательно есть полис смешанного страхования жизни, и, как правило, не один.

Помимо личного страхования, существует добровольное страхование имущества, например квартир, машин, домашнего имущества, загородного жилья от пожаров, затоплений, краж и других рисков.

Вопрос 8. Как защищаются права потребителей в Российской Федерации?

Защита прав потребителей в разных странах имеет свою историю и выражается в законах. Закон «О защите прав потребителей» существует и в России. Он регулирует отношения между потребителями, с одной стороны, и производителями или продавцами - с другой. Согласно Закону потребителю обязательно должны предоставляться, во-первых, все сведения об изготовителе товара и, во-вторых, полная информация о товаре. Причём вся информация должна быть на русском языке, даже если товары импортные.

Следует отметить, что согласно Закону нет таких товаров, которые нельзя вернуть, если возникли претензии к их качеству. Кроме того, в течение двух недель потребитель может обменять или вернуть купленный непродовольственный товар, даже если он надлежащего качества, но ему разонравился. Правда, существует специальный список товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату. Продавцы могут также указать на дефект товара и продать его по сниженной цене. Но если товар оказался ненадлежащего качества и это не было оговорено при покупке, потребитель может заявить о своих законных правах.

Вопрос 9. Как ты понимаешь выражение «жить по средствам»?

Жить по средствам означает больше, чем просто сбалансировать свой бюджет. Это означает осознать разницу между тем, что вам нужно, и тем, что вы хотите. Если вы хотите жить по средствам, вы должны будете внимательно относиться к тому, как вы тратите деньги, но если вы будете правильно это делать, вам совершенно не придется лишать себя тех вещей, которые вам действительно необходимы для счастья.

Вопрос 10. В России доля расходов населения на питание значительно выше, чем в промышленно развитых странах мира. Можно ли по этому показателю судить о благосостоянии её жителей?

Да, можно судить, поскольку в странах с хорошим доходом люди тратят меньше средств на еду, они больше начинают тратить на одежду и развлечения, т.е. на второстепенные потребности.

Вопрос 11. Почему при приобретении товаров длительного пользования (одежда, обувь, бытовая техника и т. д.) потребителю важно взять кассовый чек и проследить, чтобы в паспорте товара были указаны дата покупки, название магазина и поставлена печать?

Что бы потом можно было его вернуть, если он бракованный, но если ты не возьмёшь чек или же в паспорте не будет указано наличие гарантии, то в случае поломки тебе его не починят и не заменят.

УРОК 29. ПОТРЕБЛЕНИЕ (§25)

Тема связана с материалом 7 класса об обязательных и произвольных расходах граждан, а также с предыдущими уроками, посвящёнными потребностям человека, семейному бюджету и вопросу совокупного дохода. Более подробное изучение темы предусмотрено в старшей школе. Задачи урока

1. Раскрыть сущность потребления и охарактеризовать его связь с другими сферами экономической жизни общества и отдельных граждан.

2. Дать начальное представление о страховых услугах и экономических основах прав потребителя.

3. Способствовать развитию у учащихся следующих универсальных учебных действий: ориентация в социальных ролях; самоконтроль и самооценивание; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; умение слушать и вступать в диалог, учитывать разные мнения.

Оборудование урока

Мультимедиапроектор, учебник, рабочая тетрадь, схема «Потребление», карточки с определениями понятий «потребление», «сбережения», «суверенитет потребителя». План изучения нового материала

1. Потребление как сфера экономической жизни.

2. Личное и семейное потребление.

3. Страховые услуги, предоставляемые гражданам.

4. Экономические основы прав потребителя.

Варианты организации учебной деятельности

Комбинированный урок

Урок начинается с проверки домашнего задания.

В качестве опорных при изучении темы выступают знания о потребностях человека и расходах граждан. В начале урока целесообразно организовать беседу по вопросам рубрики «Вспомним».

1. Учитель знакомит учащихся с понятием «потребление». Наряду с информацией в учебнике следует привлечь визуальный материал и обратиться к личному социальному опыту учащихся.

Определение понятия может быть дано учителем на основе вводного абзаца с последующим обращением к схеме:

Учащимся предлагаются следующие вопросы: почему на схеме присутствует производство? Как связаны производство и потребление? Что называют производственным, а что — личным потреблением?

2. Следующий вопрос плана является основным при изучении темы. Учащиеся самостоятельно знакомятся с текстом раздела и отвечают на блок вопросов:

1) Что влияет на личное и семейное потребление?

2) Какие вам известны виды потребностей? О каких из них идёт речь в первых двух абзацах раздела «Семейное потребление»? (Учитель может попросить, опираясь на текст учебника, привести примеры потребностей, а затем отнести их к соответствующему виду. В хорошо подготовленном классе можно попросить привести два своих, не названных в тексте, примера и отнести каждый из них к конкретному виду потребностей.)

3) Как потребление связано с размером дохода? (Термин «сбережения» требует пояснения. Это средства, накопленные для будущего потребления и помогающие приобрести дорогостоящие товары или услуги. Примеры таких товаров и услуг учащиеся могут по просьбе учителя привести самостоятельно.)

4) Как на семейное потребление влияет состав и возраст членов семьи?

5) Чем расходы восемнадцатилетних людей отличаются от расходов шестидесятилетних?

6) Как связано семейное потребление со вкусами, привычками, интересами, культурным уровнем членов семьи?

Далее учащиеся выполняют задание: сравните семью, в которой у родителей есть высшее образование и дети учатся в вузах, с семьёй, в которой и родители, и дети являются представителями рабочих профессий. В чём будет выражаться специфика расходов в первом и во втором случае?

Затем следует попросить учащихся пояснить, чем различаются обязательные и произвольные расходы. Свои ответы школьники конкретизируют с помощью примеров. В случае затруднения возможно обращение к абзацу параграфа, начинающемуся словами «Вы уже знаете, что все расходы...».

Альтернативный вариант: учитель предлагает ряд примеров семейных расходов, а учащиеся дают блицответы, относя каждый из примеров к обязательным или произвольным расходам. Примерный список расходов: одежда, обувь, лекарства, транспорт, путешествия, развлечения, продукты, квартплата, оплата налогов, плата за коммунальные услуги, посещение платной дискотеки.

В результате важно обратить внимание на то, что в число обязательных входят расходы на питание, одежду, лекарства, транспорт, жильё, коммунальные услуги, налоги, платежи по договорам. Расходы на удовлетворение духовных (или культурных) потребностей относятся к произвольным. Такое деление носит условный характер, но экономистам оно необходимо для установления закономерностей экономического развития. Одну из таких закономерностей следует осветить на уроке.

В хорошо подготовленном классе с этой целью можно организовать выполнение следующего задания. Учитель предлагает учащимся утверждение из текста учебника (с. 210), которое можно записать на доске: «Чем большую часть средств население тратит на питание, тем ниже уровень благосостояния в той или иной стране». Учащиеся отвечают на вопрос: чем можно объяснить эту установленную экономистами закономерность? Во время обсуждения ответов важно подчеркнуть, что при высоком уровне благосостояния значительна доля произвольных расходов.

В классах с менее сильным составом учитель объясняет данную закономерность сам с помощью обращения к отдельным примерам, которые смогут предложить учащиеся.

Для закрепления материала может быть предложено следующее задание:

По данным официальной статистики, в 2013 г. по Российской Федерации денежные доходы в среднем на душу населения составили 28 157,2 руб., а потребительские расходы — 19 238 руб.

Какая часть доходов не была потрачена на потребление? Выскажите предположения, на что эта часть доходов могла пойти.

При возможности выхода в Интернет учитель может предложить учащимся найти данные о величине денежных доходов и потребительских расходов в среднем на душу населения за любой месяц текущего года, вычислить часть доходов, которая не была потрачена на потребление, сравнить её с данными 2013 г. и сформулировать вывод.

В воспитательных целях следует, опираясь на текст учебника, остановиться на вопросе о специфике потребления школьников и обратиться к заданию 4 рубрики «Проверим себя». Можно также попросить учащихся предложить свои идеи о возможности внести собственный вклад в увеличение доходов семьи. Анализируя ответы, важно обратить внимание на связь доходов и потребления: увеличение доходов семьи напрямую связано с тем, является ли семейное потребление рациональным.

Далее уместно обратиться к личному опыту учащихся и предложить вопрос: как сделать собственное потребление рациональным? Обсуждение должно подвести к выводу о необходимости соизмерять доходы своей семьи и её возможности потребления не только со своими запросами; помнить, что стоимость всех потребительских расходов семьи ограничена размером её дохода; стараться видеть потребности других членов своей семьи и выделять из них первоочередные, неотложные; видеть, какие потребности можно удовлетворить за счёт собственных сбережений — денег, полученных в подарок или выделенных из семейного бюджета (возможно, в порядке очереди или после того, как в него были внесены самостоятельно заработанные средства); время от времени проводить оценку своего отношения к предметам потребления: продуктам, одежде, школьным принадлежностям и др.

Завершить изучение этого вопроса можно с помощью следующей задачи:

Летом семья В. вырастила много овощей и собрала хороший урожай фруктов. Дочка-восьмиклассница помогла маме сделать заготовки на зиму. Можно ли утверждать, что семья В. таким образом уменьшила свои расходы? Имеет ли место в данной ситуации личный вклад восьмиклассницы в доходы семьи? Поясните свои ответы.

3. Приступая к изучению третьего раздела, можно спросить учащихся, что им известно о различных видах страхования в нашей стране. Далее, излагая материал, важно обеспечить его связь с предыдущим материалом. В частности, задать вопрос: какие выплаты по договорам страхования относятся к обязательным, а какие — к произвольным? Ответ на этот вопрос предлагается найти в учебнике.

Затем учителю целесообразно рассказать о видах добровольного и обязательного страхования, подчеркнув, что страхование направлено на защиту имущественных интересов граждан.

Закреплению изученного послужит постановка ряда вопросов: каков уровень благосостояния граждан в тех странах мира, где существует развитый рынок страховых услуг? О чём говорит расширение рынка страховых услуг в России?

4. При освещении вопроса об экономических основах прав потребителя учителю важно понимать, что применительно к изучаемой теме должен быть раскрыт не столько правовой аспект (содержание закона РФ «О защите прав потребителей»), сколько экономический контекст, определяющий необходимость данного закона и обуславливающий его влияние на поведение основных участников экономики.

Одним из наиболее существенных в этой связи является вопрос о суверенитете потребителя. Чтобы это понятие стало доступным учащимся, целесообразно обратить внимание на известное им значение более общего термина — «суверенитет», основной смысл которого заключается в независимости и свободе выбора. Сильные учащиеся могут вспомнить, что им известно о суверенитете государства (государственном, или политическом, суверенитете). После установления значения слова «суверенитет» можно, проведя аналогию, изложить содержание понятия «суверенитет потребителя», подчеркнув, что суверенитет потребителя проявляется в свободе его экономического поведения (в частности, поисках способов получения и увеличения доходов, выборе товара или услуги для своего потребления).

К закону «О защите прав потребителей» целесообразно обратиться как к примеру правового регулирования государством экономических отношений между потребителем с одной стороны и производителем или продавцом — с другой. Иными словами, закон иллюстрирует связь таких сфер экономической жизни, как производство, обмен и потребление.

Изучение отдельных положений закона рекомендуется организовать творчески-поисковым методом, направляя учащихся от конкретных ситуаций, с которыми они могут столкнуться в реальной жизни, к установлению правовых основ их разрешения. Учитель обращает внимание школьников на материал рубрики «Ситуация». Одному из учащихся предлагается прочитать его вслух. После знакомства с ситуацией полезно определить, какие участники экономических отношений в ней действовали и какой сферы экономической жизни ситуация непосредственно коснулась. Далее важно вычленить правовой аспект — найти в описании ситуации положение, носящее характер правовой нормы. Затем можно обратиться к рубрике «Документ» и перечислить иные аспекты, определяющие права потребителей.

Для более продуктивного изучения этого раздела учитель может подготовить две-три ситуации, взятые из СМИ или реальной жизни, отражающие особенности региона проживания учащихся, проведение ими свободного времени и т. п. К примеру, может быть предложен следующий текст, поступивший в одну из местных газет:

«Мы поехали в автобусный тур. Наши вещи, которые находились в багажном отделении автобуса, испачкались моторным маслом, поскольку водитель хранил его в этом же отделении. В результате у нас не было возможности переодеться. Водитель отказывается признавать свою вину, так как туристическая фирма наняла его только на этот рейс. Автобус принадлежит фирме. Что можно сделать?»

После того как учащиеся предложат свои варианты решения проблемной ситуации, учитель должен объяснить следующее. В соответствии с п. 1 ст. 7 закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель имеет право на то, чтобы товар (работа, услуга) при обычных условиях его использования, хранения, транспортировки был безопасен для здоровья потребителя, а также не причинял вред его имуществу. Согласно ст. 14 этого же закона вред, причинённый жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие недостатков выполненной работы (услуги), подлежит возмещению в полном объёме. Значит, необходимо предъявить туристической фирме письменную претензию с требованием компенсировать нанесённый имуществу ущерб. Туристическая фирма обязана в десятидневный срок рассмотреть претензию и удовлетворить требования в добровольном порядке. В случае если она отказывается от удовлетворения претензий или никак на них не реагирует, спор должен рассматриваться в судебном порядке. Важно отметить при этом, что в соответствии со ст. 17 можно предъявить иск в суд по своему месту жительства, по месту пребывания либо по месту нахождения ответчика, по месту заключения или исполнения договора. При обращении с иском в суд потребители освобождаются от уплаты государственной пошлины по делам, связанным с нарушением их прав. Кроме того, в соответствии со ст. 15 потребитель вправе потребовать компенсацию морального вреда, размер которой определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда.

В завершение урока при наличии времени полезно обратиться к высказыванию из рубрики «Говорят мудрые». Учащимся предлагается высказать свои соображения относительно того, с какими идеями урока связана предложенная цитата.

Домашнее задание: § 25 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома».

Для желающих:

1) дополнение к заданию 4 рубрики «Проверим себя»: предложить свои идеи о возможности внести собственный вклад в увеличение доходов семьи;

2) поинтересоваться у родителей, заключены ли ими какие-либо страховые договоры и приобретены ли какие-либо страховые полисы, и, если таковые имеются, познакомиться с ними и подготовить небольшое выступление о своей семье как потребителе страховых услуг;

3) опережающее задание к следующему уроку: узнать у родителей, знакомых, какими банковскими услугами они пользуются, или посетить ближайшее отделение банка с целью получения информации (источники её получения — информационные стенды, рекламные буклеты, сотрудники банка) о банковских услугах, предоставляемых населению.

Урок проектной работы

Работа над проектами предполагает обращение к реальным ситуациям социальной жизни.

Темы проектов следует сообщить не позже чем за месяц до проведения урока. У учащихся должно быть время на изучение вопроса, поиск и сбор данных, оформление результатов: подготовку компьютерной презентации, видеоролика, коллажа и т. п.

Примерные темы:

1. Обязательные и произвольные расходы моей семьи.

2. Только ли потребитель? (О возможности учащихся влиять на уровень доходов семьи.)

3. Закон «О защите прав потребителей» в действии: обыкновенная история.

4. Как сделать собственное потребление рациональным.

На уроке важно организовать небольшое обсуждение

результатов проектной работы по выбранной теме с целью формулирования выводов.

Домашнее задание: § 25 учебника; вопросы рубрики «Проверим себя»; задания рубрики «В классе и дома». Литература для учителя

Автономов В. С. Введение в экономику: учеб, для

10—11 кл. / В. С. Автономов. — М., 2004. — Гл. 6.

Липсиц И. В. Экономика: учеб, для 9 кл. / И. В. Лип-сиц. — М., 2004. — Кн. 1. — § 43.

Озерова 0.17. Экономика для колледжей: базовый курс: учеб. / О. П. Озерова. — Ростов н/Д, 2005. — Гл. 6. — § 1.

Экономика: учеб, для 10—11 кл. гуманит. профи

ля / под ред. А. Я. Линькова. — М., 2003. — Гл. 8 (8.5).

Экономика: учеб, для вузов / под ред. Е. Н. Лобачёвой. — М., 2003. — Гл. 20 (20.3).