Маневры с законом: как власти повышают налоговую нагрузку на бизнес. Е

Москва, 22 ноября - "Вести.Экономика". Вопреки обещаниям налоговая нагрузка на бизнес продолжает расти, поэтому само по себе обращение бизнес-сообщества к президенту Владимиру Путину неудивительно. Но ситуация будет ухудшаться дальше.

Несколько дней назад бизнес-ассоциации написали письмо президенту РФ, в котором обращают внимание на нарушение правительством своих обещаний не повышать налоговую нагрузку.

Предпринимателям придется доплатить свыше 100 млрд руб. в 2018 г. из-за различных новых сборов, которые правительство вписало в проект трехлетнего бюджета, отмечают в письме Владимиру Путину главы четырех бизнес-объединений – РСПП, "Деловой России", ТПП и "Опоры России", сообщили "Ведомости".

Президент ввел в 2014 г. мораторий на рост налоговой нагрузки до конца 2018 г.

Но с тех пор появилось множество платежей и сборов, которые формально налогами не считаются.

Например, проект бюджета вводит сразу три новых платежа: пошлины на импорт станков и оборудования, утилизационный сбор (7%) на средства производства тяжелого и энергетического машиностроения, инвестиционный сбор (25%) в морских портах.

При этом действующие сборы индексируются. Например, утилизационный сбор на автомобили – на 15%.

В Кремле уже пообещали, что президент рассмотрит обращение.

Перечень новых сборов и размер увеличения старых оказываются весьма внушительными, особенно за три года.

Всего бюджет получит дополнительно свыше 350 млрд руб. При этом формальная налоговая нагрузка в целом по экономике действительно снижается: если в 2011 г. она достигла 34,5% ВВП, то сейчас – всего 29,9% ВВП.

Налоги и сборы 2018 2019 2020
Утилизационный сбор на средства
производства
28,5
Ввозные пошлины на продукты
инвестиционного машиностроения
10
Увеличение платежей за пользование
радиочастотным спектром на 25%
4,9
Рост утилизационного сбора на 15% 23,8 5,6
Снижение порога беспошлинного ввоза 30 30
Введение инвесиционного сбора в морских
портах
6
Рост акцизов всех видов 78,1 76,3 37,3
Увеличение водного налога 0,34 0,37 0,41
Увеличение платы за пользование водными
объектами и лесами
6,3 5,8 7,5

Примечательно, что еще в начале года премьер Дмитрий Медведев поручил ведомствам не вносить проекты по новым платежам, до тех пор пока не будут приняты соответствующие законы. Это поручение выполняется плохо, а фактическими последствиями роста нагрузки будет снижение инвестиций в основной капитал.

Между тем, налоговая нагрузка растет даже вопреки обещаниям президента, но сами представители бизнеса уверены, что без моратория ситуация была бы еще хуже. Поскольку после 2018 г. мораторий не будет действовать, рост налогов может усилиться.

Налоговая нагрузка и собираемость налогов

Для бизнеса важна также предсказуемость налоговой политики государства, и постоянное изменение сборов и платежей, подразумевающее увеличение нагрузки, никак не способствует эффективному планированию и прогнозированию.

Кроме того, правительство практически не прислушивается к бизнесу, несмотря на все обсуждения и сбор мнений.

При этом собираемость налогов увеличивает, а мировая практика подразумевает, что улучшение администрирования должно сокращать нагрузку, а не наоборот.

Дополнительно повысить эффективность налоговых ведомств может предложение первого вице-премьера Игоря Шувалова по объединению Федеральной налоговой службы (ФНС) и Федеральной таможенной службы (ФТС) может дополнительно улучшить ситуацию с администрированием.

При этом укрупнение фискальных ведомств идет давно, еще в июле 2015 г. президент РФ Владимир Путин упразднил Федеральную службу по тарифам (ФСТ) и передал ее функции Федеральной антимонопольной службе (ФАС).

Затем ФНС было передано администрирование страховых взносов. Счетная палата считает, что только за счет этого шага бюджет экономит 40-60 млрд руб. ежегодно.

Поэтому сейчас можно говорить о продолжении тенденции.

Нагрузка на население также будет расти

Профессиональный праздник отмечают работники налоговых органов. В ФНС проходит расширенная коллегия под председательством руководителя службы Михаила Мишустина и с участием председателя Счетной палаты Татьяны Голиковой и первого вице-премьера Игоря Шувалова

Налоговая нагрузка увеличивается не только для бизнеса: население также вынуждено платить в бюджет больше. Сейчас увеличение касается в основном роста налогов на недвижимость за счет перехода к новой методике расчета налоговой базы.

Но также стоит вспомнить обсуждаемый еще в начале года налоговый маневр. Хотя пока от него отказались, в будущем к этой идее правительство вполне может вернуться, и, судя по всему, во всех вариантах налогового маневра нагрузка будет только увеличиваться.

Кроме того, активно выводя малый бизнес и индивидуальных предпринимателей из тени, правительство также увеличивает нагрузку.

Сейчас рассматривается возможность введения максимально низкого налога и упрощенной системы его уплаты, пишут "Ведомости".

Ранее чиновники предлагали жесткие варианты вывода из тени, такие как полный запрет на расчеты наличными и т. п. Мировая практика показывает, что легализация бизнеса происходит за счет стимулирующих мер, а не за счет карательных.

Кроме того, слишком сильное повышение налоговой нагрузки на население и бизнес часто ведет к ухудшению администрирования.

Поэтому сейчас в отношении малого бизнеса перед государством стоит задача максимально эффективно охватить тех, кто все еще "сидит в тени", но также и сохранить тех предпринимателей, кто работает легально.

В первую очередь это необходимо для решения проблемы Пенсионного фонда. Сейчас из бюджета ежегодный размер платежей в фонд составляет около 2 трлн руб., а около 500 млрд руб. теряются из-за нелегальной занятости.

Поэтому даже просто повышение собираемости за счет стимулирующих мер, что сейчас и планируется, даст позитивный эффект.

Налоги любой ценой

Хотя обещания не повышать нагрузку звучат постоянно, косвенное увеличение также происходит регулярно. При этом даже необязательно повышать ставку или отменять мораторий.

Так, например, новые поправки в Налоговый кодекс, который Госдума приняла в третьем чтении, просто переводят некоторые налоговые льготы с федерального уровня на региональный.

Фактически же это означает, что компаниям придется платить налог на движимое имущество, по которому с 2012 г. действуют льготы на федеральном уровне.

Региональные власти вряд ли будут продлевать эту льготу, даже несмотря на протесты бизнеса. Это теперь просто невыгодно, учитывая планируемое изменение методики Минфина по оценке эффективности предоставляемых регионами налоговых льгот. Если льготы будут признаны неэффективными, то дотации из федерального центра будут сокращены.

Поэтому льготы будут сохраняться лишь в нескольких регионах, прежде всего речь идет о тех, кто намерен добиться повышения своей инвестиционной привлекательности и не так сильно нуждается в дотациях.

Недавно мы писали о проблемах, возникающих у налогоплательщиков в связи со снижением налоговой нагрузки в условиях кризиса. И получили несколько откликов на эти статьи. Один вопрос показался нам настолько интересным, что мы решили вернуться к этой теме на страницах журнала. Оказывается, проблемы могут возникнуть даже у стабильно работающей компании из-за разницы в подходах к расчету налоговой нагрузки инспекторами и организацией. Например, если налоговики посчитают, что при расчете налоговой нагрузки не учитываются уплаченный компанией ввозной НДС и имущественные налоги (транспортный, земельный и налог на имущество).

Вот и реальный случай из жизни. Компания занимается импортом и экспортом товаров из Беларуси. При расчете налоговой нагрузки ИФНС не учитывает начисление ввозного НДС и включает в расчет только НДС к уплате (возмещению) по обычной декларации. Положение усугубляется тем, что реализация товаров у фирмы часто не совпадает по времени с уплатой ввозного налога, плюс она регулярно заявляет НДС к возмещению при нулевой ставке. В итоге почти всегда НДС заявлен к возмещению из бюджета и налоговая нагрузка, по данным ИФНС, ниже 1%. А по расчету организации налоговая нагрузка получается равной 14% (с учетом налога на имущество и транспортного налога, а также НДФЛ, уплачиваемого в качестве налогового агента, которые инспекция не включает в расчет), что намного выше среднеотраслевого показателя.

В результате компанию вызвали на комиссию по легализации объектов налогообложения, где потребовали представить уточненки и доплатить налоги, чтобы не было выездной проверки. Но что доплачивать налогоплательщику в этой ситуации?

Покажем на цифрах, как это может быть. Допустим, организация ведет деятельность в сфере оптовой торговли, при этом занимается экспортом-импортом товаров. Показатели налоговой отчетности за I квартал 2015 г. следующие.

По оптовой торговле показатель среднеотраслевой налоговой нагрузки на 2014 г. составляет 2,6%приложение № 3 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ .

Определим налоговую нагрузку организации.

Сумма НДС, исчисленная к возмещению из бюджета, составляет 3617 тыс. руб. (1630 тыс. руб. – 3034 тыс. руб. – 2213 тыс. руб.). Налоговая нагрузка составит 4,2% (2215 тыс. руб. + (–3617 тыс. руб.) + 2795 тыс. руб. / 33 270 тыс. руб.), что выше среднеотраслевого показателя.

Если же при расчете мы не учтем в составе начисленных налогов ввозной НДС, то налоговая нагрузка у компании будет с отрицательным знаком, поскольку НДС к возмещению «перевесит» начисленный к уплате в бюджет налог на прибыль.

Прокомментировать ситуацию мы попросили специалиста ФНС.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

“ Безусловно, при расчете налоговой нагрузки НДС, уплаченный при ввозе товаров на таможенную территорию РФ, должен учитываться в составе и начисленных налогов. Иначе расчет будет некорректным. Ведь суммы уплаченного ввозного НДС включаются в состав налоговых вычетов при исчислении налога по обычной декларации и, таким образом, уменьшают сумму НДС, подлежащего уплате в бюджет, которая берется в расчет налоговой нагрузки. Налог на имущество и другие налоги, уплачиваемые компанией в качестве налогоплательщика, также должны учитываться при расчете налоговой нагрузки. Об этом говорится, в частности, в примечании к таблице 19.1 приложения № 19 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722. А вот из налогов, уплачиваемых в качестве налогового агента, в расчет принимается только НДФЛ” .

Что же делать, если поводом для вызова на комиссию и последующего мониторинга послужил некорректный расчет налоговой нагрузки? Как вы помните, возможность вызова плательщика в ИФНС для дачи пояснений прописана в НК РФподп. 4 п. 1 ст. 31 НК РФ , поэтому сам по себе вызов на комиссию не нарушает права компани иПостановления АС ЗСО от 15.08.2014 № А67-7552/2013 ; ФАС ЗСО от 08.05.2014 № А27-10859/2013 ; ФАС ВСО от 23.01.2014 № А78-6657/2013 ; ФАС ДВО от 27.03.2013 № Ф03-917/2013 . За неявку на комиссию руководителя организации могут оштрафовать на сумму от 2000 до 4000 руб.ч. 1 ст. 19.4 КоАП РФ ; Постановление Челябинского облсуда от 12.05.2015 № 4а15-303 ; Апелляционное определение Кемеровского облсуда от 14.01.2015 № 33А-13215 Кроме того, уклонение от участия в заседании комиссии сделает выездную проверку еще более вероятной, так что, даже если вы не согласны с налоговиками, игнорировать приглашение не следует.

Во-первых, в ответ на информационное письмо ИФНСприложение № 11 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 , направление которого предшествует вызову на комиссию, подготовьте пояснения с указанием, что налоговая нагрузка у вас на самом деле выше рассчитанной инспекторами. И поэтому нет повода для вызова вашей компании на комиссию.

Во-вторых, если вас все же пригласят на комиссию, настаивайте, что ваша компания не входит в «группу риска» по критериям ФНСприложение № 2 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . Ваши возражения должны быть занесены в протоко лприложение № 12 к Письму ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722 .

Бывает, что и после вызова на комиссию ИФНС продолжает настаивать на увеличении налоговой нагрузки, в частности присылает письма с настоятельными просьбами представить уточненные декларации с увеличенной суммой налога. Так, другой читатель рассказал нам, что после явки на заседание комиссии, где представитель компании обосновал некорректность расчета налоговой нагрузки, из ИФНС было получено письмо с предложением заполнить прилагаемый бланк пояснительной записки к уточненной деклараци иприложение № 5 к Приказу ФНС от 30.05.2007 № ММ-3-06/333@ . То есть по сути компании было предложено взять на себя обязательство представить уточненку по налогу на прибыль с увеличенной суммой налога и повиниться в совершении сделок с сомнительными контрагентами. Излишне говорить, что никаких подобных сделок, расходы по которым следовало бы исключить из расчета налога, плательщик за собой не знал, поэтому требования налоговиков поставили его в тупик. Конечно, такие действия инспекции нужно обжаловать, чтобы прекратить давление. Ведь корректировать компании нечего, а разногласия с налоговой в конце концов могут обернуться включением организации в план выездных проверок.

ИЗ АВТОРИТЕТНЫХ ИСТОЧНИКОВ

“ Допустим, и после направления пояснений в ответ на информационное письмо ИФНС или после участия в заседании комиссии по легализации объектов налогообложения, где организация обосновала некорректность расчета налоговой нагрузки, налоговики продолжают настаивать на увеличении платежей в бюджет, проводят мониторинг в соответствии с Письмом ФНС от 17.07.2013 № АС-4-2/12722, предупреждают о возможном назначении выездной проверки и т. д. Если, по мнению налогоплательщика, его права нарушены, то эти действия инспекции можно обжаловать в вышестоящий налоговый орган в порядке ст. 139 НК РФ. Решение по такой жалобе региональное УФНС должно принять в течение 15 рабочих днейп. 6 ст. 6.1 , п. 6 ст. 140 НК РФ ” .

Советник государственной гражданской службы РФ 2 класса

Напомним, что обратиться с иском в суд вы можете только после того, как обжалуете действия инспекции в вышестоящий налоговый орга н

1.1. Основные положения методики расчета налоговой нагрузки

В настоящее время в Российской Федерации не существует единого термина, характеризующего влияние налоговой системы на хозяйственную деятельность предприятия и его финансовое состояние. Вместо него применяются следующие понятия: «налоговая нагрузка», «налоговое бремя», «совокупное налоговое изъятие», «налоговый пресс», «бремя обложения», которые, по сути, как замечено некоторыми авторами,1

Являются синонимичными словосочетаниями, имеющими сходные по смыслу значения, но различные оттенки лексического толкования.

Для целей данного издания используется термин , под которым будем понимать обобщенную количественную и качественную характеристику влияния обязательных платежей в бюджетную систему Российской Федерации на финансовое положение предприятий-налогоплательщиков. В.С. Занадворов определил данные обязательные платежи как требования по регулярным выплатам экономических агентов в государственные фонды,2
Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006. – С. 147.

Которые рассматриваются как совокупность инструментов государства, позволяющих ему конкретизировать общее бюджетное решение о совокупном объеме доходов, обеспечивающих необходимые расходы общественного сектора.

Состав налоговых инструментов, применяемых государством, меняется и зависит от особенностей его экономической политики на определенном временном интервале. Соответственно налоговая нагрузка на предприятие также меняется в зависимости от изменений экономической политики и определяется как перечнем обязательных платежей, так и особенностями их исчисления и уплаты.

В настоящее время в Российской Федерации не разработано общепринятой методики исчисления не только абсолютной, но и относительной величины налоговой нагрузки предприятий. Как отмечают С.И. Чужмарова и А.И. Чужмаров, известны методы определения налогового потенциала, уровня налоговой нагрузки населения, эффективной налоговой ставки, доли налогов в ВВП, исчисляемые на базе основных показателей экономики страны и характеризующие налоговую нагрузку на макроуровне.

В то же время нет единого мнения в отношении методологии определения этого показателя на микроуровне, то есть на уровне организаций.3
Чужмарова С.И., Чужмаров А.И. Налоговая нагрузка северных территорий (на примере Республики Коми).

В научной литературе встречаются методики определения налоговой нагрузки на экономические субъекты, которые различаются использованием того или иного количества налогов, включаемых в расчет, а также определением базового показателя деятельности предприятия, с которым соотносится сумма налогов.

Методика расчета налоговой нагрузки должна содержать общий подход к количественной и качественной оценке влияния обязательных платежей на финансовое состояние предприятия и не должна зависеть от особенностей процесса налогообложения, особенностей построения той или иной налоговой системы. Цель методики – дать возможность сравнения тяжести налогового бремени как для предприятий, действующих в условиях одной налоговой системы, так и для предприятий, находящихся в разных налоговых системах, то есть в условиях разных стран.

При этом сложность создания унифицированного подхода возрастает в связи с тем, что внутри каждой налоговой системы существуют несколько вариантов (режимов) налогообложения в зависимости от условий и характера деятельности предприятия, в частности от разной отраслевой принадлежности, масштабов деятельности, организационно-правовых форм и т. д. Налоговая нагрузка предприятия зависит от множества факторов, в число которых входят виды хозяйственной деятельности и формы ее осуществления, налоговый режим, организационно-правовая форма предприятия, особенности ведения налогового и бухгалтерского учета, закрепленные в учетной политике предприятии. Каждый фактор имеет вариантные значения, выбор которых зависит от законодательно установленных ограничений. Каждый вариант налогообложения характеризуется соответствующим перечнем обязательных платежей в бюджетную систему, который можно определить термином «налоговоеполе» , введенным В.С. Занадворовым.4
Занадворов В.С., Колосницына М.Г. Экономическая теория государственных финансов. – М.: Издательский дом ГУ ВШЭ, 2006.

Методика расчета налоговой нагрузки должна дать предприятию возможность сравнения вариантов и изменения величины налоговой нагрузки через выбор совокупности данных факторов, добиваясь ее оптимального значения. Имея вариант налогового поля, основанный на анализе данных прошлых лет действующего предприятия или на прогнозных данных для вновь создаваемого предприятия, последовательно изменяя значения отдельных факторов в рамках законодательно допустимого предела, можно сравнивать результаты хозяйственной деятельности при разных вариантах налогообложения.

Для действующего предприятия анализ данных о налоговой нагрузке за прошедшие годы служит основой для принятия обоснованных управленческих решений в будущем. Наличие налогового поля предприятия позволяет спрогнозировать налоговую нагрузку на финансовый результат и денежные потоки при изменении условий хозяйственной деятельности. Для вновь создаваемого предприятия расчет налоговой нагрузки планируемой хозяйственной деятельности позволяет оценить ее перспективность.

Методика расчета налоговой нагрузки предусматривает определение общей величины налоговых обязательств (НО начисл ), возникших в процессе ведения деятельности за календарный год, и представляет собой совокупность сумм, начисленных за год каждого из обязательных платежей в составе налогового поля, которые должно уплачивать предприятие в бюджетную систему.

Сумма обязательств по каждому из платежей, возникших за период, отражается в бухгалтерском учете предприятия на счетах 68 «Расчеты по налогам и сборам» и 69 «Расчеты по социальному страхованию и обеспечению» (НО 1 , НО 2 , …НО n ). Кредитовые обороты по данным счетам возникают в результате операций «начисления», то есть периодического отражения в бухгалтерском учете исчисленных сумм обязательных платежей в составе налогового поля предприятия. В соответствии с нормами налогового законодательства у предприятия могут возникнуть два типа обязательств по налогам: обязательстваналогоплательщика и обязательстваналоговогоагента .

Лицо, на которое в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (НК РФ) возложена обязанность уплачивать тот или иной налог, признаетсяплательщиком данного налога (ст. 19 НК РФ).

В соответствии со ст. 24 НК РФ налоговыми агентами признаются лица, на которых в соответствии с налоговым законодательством возложены обязанности по исчислению, удержанию у налогоплательщика и перечислению налогов в бюджетную систему Российской Федерации. Налоговые агенты имеют те же права, что и налогоплательщики. Так, по налогу на доходы физических лиц предприятие, выполняя функции налогового агента, возложенные на него налоговым законодательством, обязано рассчитать, удержать из доходов физического лица и перечислить в бюджет сумму данного налога. При начислении обязательств по налогу на доходы физических лиц по кредиту счета 68 в качестве источника покрытия данных налоговых сумм являются доходы физических лиц, полученные на предприятии. Обязательства предприятия перед физическими лицами частично – на сумму налога на доходы физических лиц переходят в разряд обязательств предприятия перед бюджетом. Доход физического лица распределяется предприятием – налоговым агентом между физическим лицом и бюджетом.

Общая сумма возникших обязательств в бюджетную систему в течение года (НО начисл ) включает обязательства налогоплательщика {НО 1 , НО 2 , …НО n } и обязательства, возникшие вследствие исполнения предприятием функций налогового агента {НОА 1 , НОА 2 , …НОА N }. Этот комплексный показатель является количественной характеристикой налогового поля, и его можно представить в виде следующей совокупности:

НО начисл = {НО 1 , НО 2 , …НО n } + {НОА 1 , НОА 2 , …НОА N }, (1)

где НО 1 , НО 2 , …НО n – суммы начисленных за год обязательных платежей, налогоплательщиком которых является предприятие в соответствии с его налоговым полем, возникших в процессе ведения хозяйственной деятельности;

где НОА 1 , НОА 2 , …НОА N – суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента.

Календарный год принят в бухгалтерском учете в качестве основного отчетного периода при расчете финансового результата и оценки эффективности хозяйственной деятельности предприятия. При этом важно не только определить общую сумму налогов, возникших за год деятельности предприятия, но и влияние налогообложения на полученный финансовый результат.

В пределах календарного года периодичность бухгалтерских операций начисления налогов определяется налоговым законодательством, связана с понятиями налогового и отчетного периодов для целей налогообложения и зависит от порядка исчисления каждого налога, установленного соответствующей главой НК РФ. Налоговый период является «конечным» периодом для определения окончательной величины обязательств предприятия по конкретному налогу. Длительность налогового периода установлена для каждого налога. Минимальный налоговый период равен месяцу, максимальный налоговый период составляет календарный год, что совпадает с длительностью основного отчетного периода в бухгалтерском учете. По итогам года можно получить сопоставимые величины годового финансового результата и окончательной суммы всех налогов, возникших за год ведения хозяйственной деятельности.

Большинство методик расчета налоговой нагрузки нацелены на предложение универсального показателя налоговой нагрузки экономического субъекта, позволяющего сравнивать уровень налогообложения в различных отраслях, но влияние отдельных налогов на хозяйственную деятельность предприятия настолько различно, что вряд ли, по нашему мнению, целесообразно сводить оценку их влияния к расчету единого интегрального показателя.

Так, возникновение налоговых обязательств при выполнении функций налогового агента не затрагивает процедуру расчета прибыли (убытка) предприятия. Оборотные возмещаемые налоги – НДС и акциз не участвуют в формировании финансового результата. Некоторые налоги, начисленные за отчетный период, влияющие на прибыль предприятия и определяющие эффективность его деятельности, могут повлиять на финансовые результаты не того периода, когда возникли данные обязательства предприятия перед государством, а последующих периодов. Примером могут быть обязательные платежи, учитываемые в составе себестоимости продукции, которые повлияют на финансовый результат после продажи готовой продукции.

Таким образом, об оценке влияния возникших налоговых обязательств на финансовый результат можно говорить только в отношении тех обязательных платежей, которые формируют статьи доходов и расходов предприятия. При этом необходимо установить характер влияния каждого вида обязательных платежей на соответствующие показатели хозяйственной деятельности предприятия, периодичность их возникновения и отражения в учете предприятия в течение календарного года и определить причины, приводящие к возникновению данных обязательств и определяющие их величину.

Налоговые обязательства, начисляемые в течение отчетного периода на счете 68 (69), должны быть погашены в сроки, установленные налоговым законодательством. Эти периодические выплаты в бюджетную систему входят согласно классификации в отчете о движении денежных средств в состав денежного потока по текущей деятельности. Финансовое состояние предприятия зависит от его способности привлекать денежные средства и погашать возникшие обязательства.

Момент «начисления налога» – отражения обязательства в бухгалтерском учете по кредиту счета 68 (69) не совпадает с моментом погашения данных обязательств, который имеет более поздние сроки. Кроме того, периодичность возникновения (начисления) налоговых обязательств, а также периодичность их погашения различны для разных налогов в течение календарного года. Методика расчета налоговой нагрузки должна отдельно рассматривать влияние налоговой нагрузки на две стороны деятельности предприятия. С одной стороны, необходимо оценить, как отражаются налоговые обязательства предприятия на финансовых результатах его деятельности. С другой стороны, следует определить влияние процесса погашения налоговых обязательств на денежные потоки предприятия. Момент «возникновения», то есть момент начисления налога в учете, например в качестве одной из статей затрат, – это одновременно и момент отражения налоговых обязательств, которые имеют законодательно установленные сроки уплаты. В этом случае возникает необходимость оценки влияния налогов не только на результаты хозяйственной деятельности, но и на денежный поток предприятия. При прогнозировании денежных потоков предприятие должно обладать точным графиком налоговых платежей для формирования денежного бюджета. Пропуск сроков налоговых платежей, в том числе по причине недостаточности денежных средств на определенную дату, приводит к потерям предприятия, как минимум, в сумме пени. Возможны и иные осложнения хозяйственной деятельности, в том числе такие обеспечительные меры, предпринятые налоговыми органами, как приостановление операций по банковским счетам, которые могут повлечь негативные последствия в виде дополнительных потерь.

Различны не только периоды возникновения и погашения налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия, но и суммы начисленных обязательств и обязательств к погашению (к выплате) за этот же период по одному и тому же обязательному платежу в составе налогового поля предприятия. При анализе влияния сумм налогов на денежные потоки предприятия должен учитываться тот факт, что по некоторым налогам величина начисленного обязательства по кредиту счета 68 (69) будет уменьшаться за счет налоговых вычетов, применение которых предусмотрено налоговым законодательством в порядке исчисления того или иного налога к уплате. Примером являются порядок исчисления НДС, процедура исчисления акцизов к уплате, порядок исчисления единого социального налога, где в качестве вычета рассматриваются суммы взносов по обязательному социальному страхованию и расходы, произведенные предприятием на цели обязательного социального страхования. Суммы налоговых вычетов, так же как и суммы налоговых обязательств, возникают в процессе хозяйственной деятельности и накапливаются на счетах бухгалтерского учета до появления у налогоплательщика права на их применение, связанного с соблюдением ряда обязательных условий налогового законодательства. Таким образом, методика расчета налоговой нагрузки в качестве отдельного объекта должна рассматривать налоговые вычеты, значение которых проявляется при оценке влияния налоговой системы на денежные потоки предприятия.

В методическом подходе, когда отдельно рассчитывается налоговая нагрузка на финансовый результат и на денежные потоки предприятия, разрешается спорная проблема о включении в расчет косвенных налогов и обязательных платежей предприятия при исполнении им функции налогового агента. Все выплаты предприятия в бюджетную систему должны рассматриваться при расчете налоговой нагрузки на денежные потоки вне зависимости от того, является ли предприятие налогоплательщиком (плательщиком) или налоговым агентом, и соответственно вне зависимости от того, влияют ли обязательства по данным платежам в момент их начисления (возникновения) на финансовый результат предприятия.

Количественная оценка налоговой нагрузки на денежные потоки предприятия будет определяться следующей системой показателей:

НО упл = {{НО 1 , … НО 2 ,… НО n } + {HOA 1 , НОА 2 , НОА N } – {НВ 1 , НВ 2 , …}}, (2)

где НО 1 , НО 2 , …НО n

– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение отчетного года, налогоплательщиком (плательщиком) которых является предприятие в соответствии с вариантом налогового поля;

HOA 1, НОА 2, НОА N

– суммы начисленных обязательных платежей к выплате в течение года, возникших у предприятия при исполнении функций налогового агента;

НВ 1 , НВ 2 , … – суммы налоговых вычетов, право на

применение которых возникло у предприятия в отчетном году.

Таким образом, для расчета налоговой нагрузки предприятия значимыми являются следующие показатели, возникающие в хозяйственной деятельности в связи с процессом налогообложения:

– суммы начисленных обязательств предприятия по обязательным платежам в бюджетную систему при исполнении обязанностей налогоплательщика, которые будем обозначать как обязательстваналогоплательщикапоналогу ;

– суммы начисленных обязательств предприятия по обязательным платежам в бюджетную систему при исполнении обязанностей налогового агента, которые будем обозначать как обязательстваналоговогоагентапоналогу ;

– суммы налоговых вычетов по обязательным платежам, образующиеся в процессе хозяйственной деятельности и приводящие к уменьшению суммы начисленных обязательств по налогам до величины обязательств к погашению, которые будем обозначать как налоговыевычеты .

Для оценки количественного влияния налогообложения и на финансовые результаты (НО начисл ), и на денежные потоки (НО упл ) должны определяться причины возникновения (начисления) налоговых обязательств в хозяйственной деятельности предприятия. Применение термина «налоговоеполе» позволяет представить деятельность предприятия в виде некоего подобия карты местности, где определены так называемые точки возникновения налогов. Налоговое поле включает перечень налогов, уплачиваемых предприятием, и, что является наиболее важным, перечень объектов, то есть мест возникновения налогов. К числу таких мест относятся отдельные хозяйственные операции, проводимые предприятием, и/или отдельные виды имущества предприятия, которые являются объектами налогообложения, например операции продажи, операции потребления некоторых видов ресурсов и/или объекты имущества предприятия – основные средства, транспортные средства, земельные участки и т. д.

Хозяйственная деятельность предприятия имеет цикличный характер и может быть представлена с использованием известной в экономической теории формулы кругооборота капитала в виде трех последовательных этапов:

– этап I «Приобретение необходимых ресурсов для ведения деятельности»;

– этап II «Производство продукции (работ, услуг)»;

– этап III «Продажа продукции (работ, услуг) и формирование финансового результата» (схема 1).

Схема 1


Финансовый результат хозяйственной деятельности рассчитывается только на этапе III деятельности предприятия в процессе сопоставления показателей доходов и расходов, возникших при проведении операций продажи, которые можно называть доходными операциями. Однако налоговые обязательства возникают у предприятия не только на этапе III и соответственно учитываются при исчислении прибыли/убытка, но и как результат хозяйственных операций этапов I и II (см. схему 1), например, приобретение активов длительного пользования – основных средств, в том числе транспортных средств и/или земельных участков, приводит к возникновению обязательств по налогу на имущество организаций, транспортному и земельному налогам. Потребление в процессе производства таких ресурсов, как труд, приводит к появлению налоговых обязательств по единому социальному налогу и взносам на обязательное социальное страхование, а использование водных ресурсов – к обязательствам по водному налогу и т. д. Появившиеся на этапе приобретения ресурсов и этапе производства налоговые обязательства накапливаются на счете 68 (69) в сумме с налоговыми обязательствами, возникшими в процессе продажи продукции (работ, услуг). Однако некоторые налоговые обязательства, возникшие на этапах I и II деятельности предприятия, относятся в момент их начисления не на счета финансовых результатов, а включаются в состав иных показателей, формируемых в бухгалтерском учете, например в состав затрат, возникших в процессе производства и образующих показатель производственной себестоимости произведенной продукции. Это означает, что налоги, включенные в состав затрат и соответственно в состав себестоимости, будут участвовать в расчете финансового результата предприятия позже – в момент продажи продукции. Однако при исчислении налоговой нагрузки предприятию важно, что данные налоговые обязательства уже возникли и были включены в общую сумму налоговых обязательств на счетах 68 и 69.

Объекты налогообложения фиксируются в бухгалтерском учете, налоговые обязательства, являющиеся следствием данных объектов, также отражаются в бухгалтерском учете на счетах 68 и 69 в сроки, установленные законодательством. Таким образом, получаем налоговое поле, на котором имеются два взаимозависимых ряда – объектов налогообложения и сумм начисленных обязательных платежей на фоне графика их начисления, на котором наглядно прослеживается их взаимосвязь.

Схема 2

Возникновение значимых для расчетана логовой нагрузки

показателей в процессе хозяйственной деятельности

предприятия


Координатами на данном налоговом поле являются конкретные источники информации, в том числе:

– соответствующие бухгалтерские счета, на которых отражаются так называемые места возникновения обязательных платежей в бюджетную систему , то есть операции и/или имущество, являющиеся объектами налогообложения;

– счета бухгалтерского учета налоговых обязательств (68, 69), источники информации о начисленных (возникших) обязательных платежах.

Для каждой операции начисления должна быть отражена оценка объекта налогообложения, то есть величина налоговой базы на каждый момент начисления налога. Величина, называемая в налоговом законодательстве налоговой базой, является той самой стоимостной, физической или иной характеристикой объекта налогообложения. Это есть не что иное, как оценка мест возникновения налогов, то есть соответствующих операций и объектов, имевших место в хозяйственной деятельности и приведших к возникновению налоговых обязательств. Для оценки мест возникновения налогов налоговому аналитику следует воспользоваться информацией регистров бухгалтерского и налогового учета.

“Если посмотреть на уровень налоговых изъятий, который сложился в 2017 году, он составляет 30,8% ВВП”, – заявил министр финансов, выступая в среду на Гайдаровском форуме в Москве. Речь идет именно о налоговых доходах госбюджета по отношению к общему объему экономики (ВВП) за минувший год.

За последние 10 лет налоговая нагрузка на экономику России как росла, так и сокращалась . В 2007 году она составляла 36,5% ВВП, на пике кризиса в 2009-м – 30,9%, после чего вновь выросла – до 34,4% в 2014 году.

Сегодня этот показатель в России заметно ниже не только, чем в большинстве стран Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), но и среднего для ОЭСР уровня. Последние на сегодня данные ОЭСР – за 2016 год , а для Японии и Австралии – за 2015-й:

Однако, помимо налоговых платежей, для российского бизнеса существуют еще страховые взносы (на высокий уровень которых и сетует министр финансов), а также многочисленные неналоговые платежи, которые не прописаны в Налоговом кодексе. К последним относятся, например, экологический и утилизационный сборы, плата по системе “Платон” за проезд грузовых автомобилей, оплата услуг государства и госфондов и т. п.

Но в данном случае речь идет прежде всего о страховых взносах (в целом – 30% фонда оплаты труда), которые работодатели обязаны перечислять за своих работников во внебюджетные фонды – пенсионный (22%), а также обязательного медицинского (5,1%) и социального (2,9%) страхования. "Нигде нет такой нагрузки на фонд оплаты труда, который есть в России, – признавал ровно год назад, выступая на предыдущем Гайдаровском форуме в Москве, и министр экономического развития Максим Орешкин. – Понятно, что многие просто не платят. И это – самая большая проблема, с которой нужно работать".

Ежегодный “профильный” рейтинг для 190 стран мира – Paying Taxes – уже 12 лет подряд составляют эксперты Всемирного банка и международной аудиторской и консалтинговой компании PricewaterhouseCoopers. Кстати, данные именно этого рейтинга по каждой стране указываются в соответствующей части общего международного рейтинга Всемирного банка – Doing Business.

По оценкам Центра социально-политического мониторинга РАНХиГС в “теневой” рынок труда в России в 2017 году так или иначе были включены около 33 млн человек, или 44,8% всех занятых (в 2006 году – 45,1%, в 2013-м – 44,5%, в 2016-м – 40,3%). “Это те люди, которые в течение года или имели “неоформленную” работу, или получали зарплату “в конверте”, – поясняют авторы исследования.

В правительстве, по инициативе Минфина и Министерства экономического развития, обсуждаются планы заметного снижения общей ставки страховых взносов бизнеса (до 22%) при одновременном повышении ставки налога на добавленную стоимость (с нынешних 18% до тех же 22%, что неизбежно повысит цены в стране). Решение пока не принято.

В ближайшее время в России могут отменить льготную ставку НДС (то есть налога на добавленную стоимость) на учебники, детскую литературу и все остальные книги. Сейчас ставка зафиксирована на отметке 10%, но после отмены государственной льготы НДС на книги может вырасти до 18%. Об этом премьер-министр Дмитрий Медведев говорил на совещании с тремя российскими министерствами, выяснили «Ведомости» . Возможный рост налоговой нагрузки на книгоиздателей – прямое следствие поручения Федеральному собранию Владимира Путина, который приказал перераспределить государственные льготы в пользу беднейших слоев населения, следует из статьи.

Нынешняя риторика идет вразрез с мировым трендом на поддержку книгоиздания как важного инструмента развития образования. Сколько себя помню в книжном деле, у нас всегда любили говорить о необходимости снижения или полного обнуления НДС на книги. Всегда приводили в пример развитые страны Запада, где книга является неотъемлемой частью социальной и культурной политики.

Российский книжный союз постоянно включал вопрос снижения либо ликвидации налога на книги во все повестки. Последние лет десять казалось, что еще немного – и российское правительство пойдет навстречу книгоиздателям. Но, похоже, жизнь богаче всяких фантазий. Думаю, что сейчас разговорами не ограничатся и за пару лет льготный 10%-ный НДС действительно приведут к стандартным 18%.

Как устроен книжный рынок России

Сложившийся книжный рынок России можно оценить в 60 млрд рублей без учета учебников. Учебники сознательно не включают в выборку, так как этот сегмент нельзя назвать рыночным на 100%. Указанная сумма – это все деньги всего книжного рынка России от производителей бумаги и типографий до авторов, издателей и книжных магазинов. В валютном эквиваленте емкость соответствует $1 млрд.

С таким размахом мифических книжных олигархов просто не может существовать. Обывательские разговоры вокруг творческих бизнесов традиционно преувеличивают их стоимость. Для сравнения: оборот крупнейшего британского издательства Pearson превышает $7 млрд, что в семь раз больше всего российского книжного рынка.

Как видим, в нашем случае база для начисления налога не самая большая. Налоговые маневры на такой скромной площадке вряд ли серьезно помогут государственному бюджету. Зато для книжного рынка это будет весьма неприятным событием, которое способно разбалансировать хрупкую систему отрасли.

Точка отсчета нынешнего рынка книг в России - 2008 год. Книгоиздатели считают его «золотой датой», это пик развития постсоветской книжной индустрии. За прошедшие с тех пор 10 лет рынок сократился на 10-15% в рублях; масса отраслей просела за это время на бо́льшие проценты.

Сторонних людей обычно такая динамика удивляет: все ждут от книжного рынка более внушительных антирекордов. Дело в том, что благодаря усилиям СМИ и трендовым разговорам о «смерти книги» в обществе укоренилось представление, что книжная отрасль приблизительно в том же состоянии, что рынок патефонов или пейджеров.

Между тем книжный рынок далек от смерти. Последние пару лет в России фиксируется положительная динамика. При своих небольших финансовых размерах книгоиздательский бизнес оказался достаточно гибким: кризис даже оздоровил отрасль, позволив ей избавиться от балласта случайных игроков.

С другой стороны, кризис ощутимо сократил маржинальность книжной индустрии. При дефиците финансовой «жировой прослойки» начинает сокращаться поле для экспериментов и рискованных проектов, развивается хроническая дистрофия идей, сокращаются и упрощаются инструменты продвижения. А это путь к серьезной системной стагнации на очень долгую перспективу.

Сейчас книжная индустрия находится в определяющей для себя точке - точке самоопределения и выбора. После двух лет прироста появилась надежда на стабилизацию и развитие креативной составляющей нормального книжного рынка. Немного придя в себя после истерических рывков кризиса, издатели постепенно возвращаются к разработке свежих проектов, рынок приспосабливается к развитой электронной торговли.

Движение в этом направлении пока очень неуверенное и совсем не массовое, но тренд все же заметен и приятен образованным людям. Результаты этого движения будут ощутимы только через год-другой. Пресечь тенденцию очень просто, и тогда инерция утянет книжную индустрию в бесконечную тавтологию, экономию и 100%-ную ориентированность на масс-маркет. В случае развития такого сценария скучная и вялая судьба российского книжного рынка будет определена на долгие годы.

Что конкретно изменит повышение НДС

Отмена льготного налога на добавленную стоимость обязательно приведет к одномоментному удорожанию книг как минимум на 10-15%. Тем временем население не богатеет и не стремится увеличивать свои расходы на то, что не связано с первичными потребностями.

С подорожанием книг начнут падать экземплярные продажи. Даже если рублевый объем рынка не сократится, то начнут снижаться тиражи, которые и так на критически низком уровне. Уменьшение тиражей естественным образом приведет к повышению себестоимости книжной продукции.

Понимая, что цена книги для российского потребителя уже достигла верхних пределов, издатели постараются удерживать ее в психологически приемлемых границах. Это будет означать очередное сокращение маржинальности, а следовательно, откат рынка на несколько лет назад, в состояние кризисного «затягивания поясов» и стратегий удержания на плаву.

Вместе с этим будут сворачиваться экспериментальные проекты развития и будет сужаться зона благородного издательского риска. Естественно, будет страдать качество книги: чудес не бывает, а бесконечно жертвовать прибылью невозможно. Это приведет к тому, что в какой-то момент издатель включает режим снижения себестоимости. Что это означает? Меньше цветных иллюстраций, попроще и посерее бумага, тоньше переплетный картон, скромнее гонорары авторам, переводчикам и иллюстраторам.

Больнее всего режим экономии ударит по детской книге, требования к качеству издания которой изначально выше, чем к взрослой. Для детского книгоиздания такое положение вещей станет непростым испытанием на устойчивость. В последние годы эта категория была основным источником роста для всего издательского рынка России. Сейчас детская литература формирует как минимум четверть книжного рынка, в ближайшие годы этот сегмент может занять треть всей индустрии. Однако «экономичные» стратегии в отношении качества обязательно притормозят развитие современного детского книгоиздания, ослабив важнейшую точку роста индустрии в целом.

Тем не менее рост НДС с 10% до 18% не приведет к череде банкротств или другим непоправимым последствиям – отрасль сможет пережить этот удар и рано или поздно начнет вставать на ноги. В то же время у представителей бизнеса и общественности уже точно не останется иллюзий о «государственной поддержке» чтения.