Что такое либерализация цен в политике: Россия и её исторический пример. Либерализация экономики в России

Последние годы ознаменованы частым использованием термина «либерализация» применительно к тем рецептам, которые выдвигаются в плане оздоровления и развития российской экономической системы. Много говорится о том, что экономические механизмы современной России не могут быть названы полностью рыночными. При этом не стоит забывать о том, что либерализация экономики - это процесс глобального масштаба, и что он уже затронул Россию в начале девяностых годов прошлого века.

Прежде всего - либерализация собственности

Под либерализацией экономики понимается комплекс преобразований, который ведет к полному или частичному снятию политических, правовых и административных ограничений частной инициативы в сфере экономической деятельности. Другими словами, либерализация - это в большей или меньшей степени следование рыночным принципам организации и функционирования экономической системы. Главной задачей либерализации экономики всегда выступает оживление всех видов экономической деятельности посредством увеличения числа активных и заинтересованных в рентабельности своих деловых мероприятий собственников. Практически всегда такая либерализация обусловлена очевидным тупиком развития командно-административной модели управления экономикой, при которой рано или поздно у большинства участников системы теряются стимулы к эффективной производственной деятельности. Для решения это проблемы необходимо, прежде всего, создать реальную конкурентную борьбу, что невозможно в условиях жесткого государственного регулирования экономики. Процесс полного снятия или существенного смягчения государственного регулирования и составляет основное содержание либерализации.

Либерализация может быть внешнеэкономической и внутриэкономической. Внешнеэкономическая либерализация представляет собой снятие чрезмерных преград на пути мировой торговли, интеграцию в глобальную экономику. Внутриэкономическая либерализация, которая и составляет суть уже проведенных или желательных в России мер, являет собой, прежде всего, изменение характера собственности и создания условий для честной и продуктивной конкурентной борьбы.

Решению задачи по изменению характера собственности и должны были служить экономические и правовые реформы в России 1992-1993 годов. Приватизация предприятий, ранее находившихся в собственности государства - такой путь избрали реформаторы. Приватизация действительно была проведена в масштабах всей страны, однако главная цель достигнута не была: появление многочисленных собственников, ведущих активную экономическую деятельность, оказалось затруднено из-за множества факторов. Основная же причина состояла в том, что недостаточно поменять форму собственности, нужно еще и создать условия для правильной конкуренции. Условий же этих в девяностые создано не было (высокий уровень криминализации экономики, коррупции, сосредоточения собственности в руках монополий и так далее).

Продолжение либерализации предполагало обеспечение условий для появления этой самой конкурентной борьбы. Новый этап либерализации экономики был объявлен одним из приоритетов внутренней политики ставшего в 2000 году Президентом России Владимира Путина едва ли не с первых дней его нахождения на высшем государственном посту. Однако спецификой новой стадии экономической либерализации назывался сильный акцент на социальной политике государства, которая должна была решить обострившиеся в девяностые годы проблемы работников бюджетной сферы, материально-техническое состояние объектов образования, науки, медицины, культуры, обеспечение пенсионным финансированием и так далее. Такую необходимость обусловило то, что даже при самых смелых правительственных планах по либерализации экономики любое заявление сопровождалось упоминанием о необходимости сохранения в той или иной мере государственного регулирования. Основу экономической концепции в начале двухтысячных годов составили инициативы по борьбе с бюрократизацией экономики, по продолжению приватизации предприятий, по либерализации валютного законодательства, а также проведение судебной и пенсионной реформ.

В середине десятилетия основным ориентиром, который должен был продемонстрировать верность курса на либерализацию экономики и успехи на этом пути, стало решение задачи вступления России во Всемирную торговую организацию (ВТО). В частности, планировалось в течение двух-трех лет подготовиться к полной валютной либерализации, снятию всех ограничений на осуществление капитальных операций, осуществить реструктуризацию естественных монополий и банковского сектора с акцентом на укрепление конкурентоспособности отечественных кредитных организаций. Государство заявляло о готовности передать в частные руки более трех тысяч акционерных обществ и восемь тысяч государственных предприятий, опровергались все слухи о якобы готовящемся в России пересмотре итогов приватизации.

Однако не слишком очевидные успехи этих мероприятий, переориентация экономической политики государства на преодоление особенно актуальных проблем социально-экономического развития (знаменитые «нацпроекты»), а также необходимость применения активных мер государственного регулирования после начала мирового финансового кризиса 2008 года привели к тому, что в настоящее время большинство экспертов говорят о том, что российская экономика еще далека от полноценной и успешной либерализации.

Александр Бабицкий


Что такое Либерализация? Значение слова «Либерализация» в популярных словарях и энциклопедиях, примеры употребления термина в повседневной жизни.

Либерализация (дерегуляция) Экономики – Экономический словарь

Процесс уменьшения государственного регулирования хозяйственной деятельности

Либерализация Внешней Торговли – Экономический словарь

постепенная (постоянная или временная) отмена количественных ограничений во внешней торговле, установленных соответствующими государственными органами. В более широком смысле под Л.в.т. понимают снятие или ослабление всяких ограничений в экономических отношениях между странами. Резкое падение цен и активное использование демпинга для внешнеторговой экспансии в период кризиса 1929-1933 гг. снизили эффективность таможенных пошлин как средства для защиты западными странами своих внутренних рынков от наплыва иностранных товаров. В этих условиях большинство промышленно развитых стран начали применять контингентирование внешней торговли (система количественных ограничений ввоза или вывоза определенных товаров), для чего активно использовалась лицензионная система . Вторая мировая война 1939-1945 гг. и последовавшее за ней ослабление экономики западноевропейских стран, неуравновешенность их платежных балансов привели к более широкому применению ими количественных ограничений во внешней торговле. Страны Западной Европы для восстановления позиций своих компаний резко ограничили импорт , особенно из США. Для усиления внешнеторговой экспансии американских компаний правительство США добивалось от стран Западной Европы отмены количественных ограничений. В этих целях оно оказывало давление на Организацию европейского экономического сотрудничества (ОЕЭС), созданную в 1948 г. западноевропейскими странами. В ОЕЭС был принят "кодекс либерализации", в соответствии с которым участники взяли на себя обязательства постепенно либерализовать подавляющую часть импорта и экспорта . Однако Л.в.т. более широко стала осуществляться странами Западной Европы, а также Японией со второй половины 50-х гг., когда в результате более высоких темпов экономического роста по сравнению с США, интенсивного процесса концентрации и централизации капитала , развития интеграционных процессов им удалось повысить конкурентоспособность национальных товаров. С конца 50-х гг. после прекращения деятельности ОЕЭС важную роль в осуществлении Л.в.т. играет Генеральное соглашение по тарифам и торговле (ГАТТ). Хотя к настоящему времени промышленно развитые страны в основном отказались от использования в своей внешнеторговой политике количественных ограничений в прямой форме, по ряду товаров (особенно продукции сельского хозяйства, легкой промышленности) они продолжают применять эту форму регулирования импорта. По существу роль количественных ограничений выполняют сейчас и добровольные ограничения экспорта, которые формально вводятся странами-экспортерами, но на самом деле их заставляют вводить страны - импортеры этой продукции. Особенно активно требуют от своих партнеров использования добровольных ограничений экспорта США, которые таким путем добиваются сокращения поставок товаров из Японии, стран Западной Европы и даже из развивающихся стран. В последнее время под влиянием обострения конкурентной борьбы соглашения о добровольном ограничении экспорта распространяются не только на продукцию старых отраслей, но и новых наукоемких производств. Наряду с ослаблением количественных ограничений Л.в.т. в широком смысле осуществляется путем снижения таможенных пошлин. В результате нескольких раундов переговоров по таможенным вопросам в рамках ГАТТ, среди которых наиболее существенное значение имели Кеннеди раунд и Токио раунд , уровень таможенных пошлин в отношениях между промышленно развитыми странами существенно снизился. Новые шаги по снижению пошлин осуществлены в итоге Уругвайского раунда. Одним из путей Л.в.т. выступают и интеграционные процессы, поскольку в отношениях между странами - членами интеграционных группировок отменяются не только количественные ограничения , но и таможенные пошлины и другие барьеры. Наиболее существенные результаты в этом отношении достигнуты в Европе, где деятельность Европейского экономического сообщества (ЕЭС) (сейчас Европейский союз - ЕС), и Европейской ассоциации свободной торговли (ЕАСТ) позволила осуществлять торговлю между западноевропейскими странами беспошлинно . Вслед за таможенными пошлинами Л.в.т. предполагает снятие нетарифных барьеров во внешней торговле. Определенные шаги для этого были сделаны в процессе Токио раунда, когда были приняты кодексы, направленные на упорядочение и ослабление нетарифных барьеров. В рамках Уругвайского раунда началась Л.в.т. торговли услугами. В этих целях было принято Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС).

Либерализация Рынка – Экономический словарь

Государство идет на снижение или отмену барьеров, препятствующих доступу новых конкурентов, стимулирует диверсификацию производства и продаж, поощряет малый бизнес, заполняющий рыночные ниши, ослабляет таможенные ограничения, облегчающие поступление импортных товаров, - все это делает рынки более свободными.

Либерализация Рынков – Экономический словарь

Освобождение рыночной экономики от мешающих ее нормальному функционированию государственных ограничений, например отмена государственного контроля за ценами и заработной платой, ликвидация запретов на экcпорт, отказ от использования ИМПОРТНЫХ КВОТ, снижение налогов и ТАМОЖЕННЫХ ПОШЛИН. Либерализация, однако, не означает полного отказа государства от вмешательства в экономические процессы.

Либерализация Цен – Бизнес словарь

освобождение цен от административного контроля, формирование цен по законам рыночной экономики, под влиянием конкуренции товаропроизводителей, а также спроса и предложения товаров.

Либерализация экономики — ликвидация основных диспропорций и ограничений административно-командной экономики, запуск механизмов основных законов рыночного хозяйства.

Основная диспропорция централизованной системы — диспропорция цен. Таким образом, либерализация цен является составным элементом либерализации экономики. В Польше, Югославии либерализация цен была осуществлена в 1989 году, в России в 1992 году. Фактически с либерализации цен в нашей стране и были начаты экономические реформы.

Другой важнейший элемент либерализации — либерализация внешней торговли .

Помимо либерализации цен и либерализации внешней торговли, либерализация экономики предполагает либерализацию деятельности предприятий на внутреннем рынке - самостоятельность, свободу в производстве продукции, поиск партнеров, поставщиков рынков сбыта и т.д.

Либерализация экономики порождает главную проблему переходного периода — . В связи с этим возникает необходимость следующего элемента стратегии перехода к рыночной системе.

Институциональная трансформация

Либерализация устраняет запреты и ограничения командной системы и предоставляет свободу экономическим агентам . Однако свобода не означает деятельность экономических субъектов без правил. Должны быть запущены в действие механизмы функционирования рыночной экономики, создана соответствующая рыночным отношениям законодательная система (законы по защите прав частной собственности, по обеспечению конкурентной среды, антимонопольное, и так далее), построены рыночные институты (институциональная трансформация включает изменение института собственности — , возникновение новых субъектов хозяйственной деятельности — коммерческих банков, товарных и фондовых бирж, инвестиционных фондов). Таким образом, институциональные преобразования являются стержнем экономических реформ, без них не возможна ни либерализация экономики, ни финансовая стабилизация .

Либерализация цен — характеристика экономических реформ в России

Радикальные экономические реформы в России начались в январе 1992 г. с либерализации цен на подавляющее число товаров и услуг. В последние годы советского периода в экономике накопилась существенная (так называемый "денежный навес"), не обеспеченная соответствующим объемом товаров и услуг . Поэтому, после того как государство прекратило регулирование цен , они выросли в несколько раз уже в первый месяц 1992 г. Так, индекс цен на потребительские товары и услуги в январе 1992 г. составил 330 %, то есть потребительские цены в среднем выросли в 3.3 раза. В дальнейшем в 1992 г. ежемесячный темп роста потребительских цен колебался в пределах от 10 % до 30 %. Чрезвычайно высокий темп роста цен имел место и в последующие три года: в 1993 г. индекс потребительских цен увеличился в 9,4 раза, в 1994 г. — в 3,2 раза и в 1995 г. — в 2,3 раза. Последствиями гиперинфляции явились: 1) резкое снижение среднедушевых реальных денежных доходов населения; 2) скачкообразное уменьшение оборотных средств предприятий. Так, например, в 1992 г. среднедушевые реальные денежные доходы населения сократились примерно в 2 раза.

Темп роста денежной массы в 1992 г. отставал от инфляции, что привело к уменьшению реальной денежной массы в несколько раз и способствовало дальнейшему падению производства валового внутреннего продукта (почти на 20 % в 1992 г.).

Наряду с негативным воздействием на социально — экономическую жизнь, либерализация цен имела и важнейшие позитивные последствия :

  • исчезновение дисбаланса между денежной и товарной массой;
  • резкое уменьшение, а затем и полное исчезновение дефицита товаров и услуг, имевшего место по подавляющему числу товарных позиций в конце 80 -х — начале 90 — х годов.

Либерализация цен была необходимым этапом перехода к формированию равновесных рыночных механизмов в сфере производства и реализации товаров и услуг.

С переходом к рыночным условиям в России началась инфляция , в результате механизм либерализации цен сопровождался . Данное обстоятельство уничтожило не только возможность получения доходов за счет ваучеров, но и небольшие сбережения, которые копились населением.

Принцип свободного ценообразования , который начал действовать с 90-х гг. в России, и наличие постепенно растущих механизмов саморегулирования рынка привели к тому, что бывшие государственные предприятия, которые доминировали на рынке, не ограничивались при формировании структуры цен со стороны свободного рынка.

Данное обстоятельство способствовало усилению инфляционных процессов, развитию тенденции к падению реальных доходов населения, прежде всего работников бюджетной и социально не защищенной сферы. При этом необходимо отметить, что инфляционные процессы ведут к распределению доходов в ущерб наименее социально защищенным и бедным слоям населения .

По данным всероссийского исследования, более чем 71 % жителей страны в 1997 г. относились к беднейшим слоям населения , владели лишь 3,3 % всех денежных накоплений, тогда как около 5 % людей относились к категории очень богатых и богатых, владели более чем 72,5 % сбережений, причем на долю «очень богатых» приходится более 52,9 % всех накоплений населения России. При этом надо учитывать, что в исследовании не учитывались значительные суммы средств, которые переведены на зарубежные счета, кроме того, данные многомиллиардные суммы сильно превышают накопление в российских банках.

Во времена СССР существовала плановая экономика. Тогда были денежно-товарные отношения, но не было реальных рыночных механизмов, которые регулировали бы сделки купли-продажи, цены, Не было равновесия цен, конкуренции, на стоимость товара не влияли и предложения, так как она формировалась на основе трат и была оторвана от ситуации на мировом рынке. Именно поэтому либерализация экономики - это главная задача для перехода к рыночным капиталистическим отношениям.

Значение термина

Это система мер, направленных на освобождение от ограничений в виде государственного давления на экономику и бизнес. Либерализация - термин, происходящий от слова «либеро», что значит в переводе «свобода». Таким образом, движение к «свободной» экономике направлено на создание благоприятных условий для вольного движения цены, рыночного оборота услуг и товаров. Также либерализация экономики - это создание более открытого рынка, прозрачного, с честной конкуренцией.

Процессы либерализации в условиях переходной экономики

В первую очередь рассматривается создание рыночных институтов и перевода их на капиталистические принципы хозяйствования. Либерализации - политика экономики государства и экономического развития, которая охватывает все сферы жизни общества. Она предполагает уничтожение монополии государства на формирование деятельности народных хозяйств и предприятий, снижение уровня государственного и муниципального контроля за обменными операциями, полную отмену распределения ресурсов центральными органами власти, открытие всех возможностей для освоения других рынков субъектами хозяйства. Речь идет о пути развития конкретных структур в где органов была наиболее сильна. Либерализация экономики в России и во многих других странах СНГ происходит именно в таком направлении, и именно в этом ключе необходимо ее рассматривать. Должен произойти процесс снятия разных запретов, устранения барьеров, которые препятствуют свободному доступу на различные рынки и усложняют конкуренцию.

Направления движения

Либерализация экономики - это процесс, который не затрагивает собственность государственных секторов предпринимательской деятельности, но усиленно содействует формированию новых субъектов, которые способны создавать активную конкурентную среду. В общем виде развитие «свободной» экономики идет по трем основным направлениям.

  1. Важнейшим исходным моментом либерализации является освобождение формирования цены от регулирования центральными органами власти.
  2. для всех физических и юридических лиц.
  3. Наиболее сложным и глубоким моментом либерализации является подчинение всей деятельности субъектов производства требованиям рынка, то есть идеальная модель регулирования через баланс спроса и предложения.

«Отпускание» цены

Все вышеперечисленные преобразования меняют в корне всю систему рыночных отношений и хозяйствования, образ мышления и жизни людей, порождают многочисленные противоречия и проблемы в обществе. В первую очередь, либерализация экономики - это процесс «отпускания» цен, который приводит к их резкому повышению, а это естественным образом запустит процесс снижения доходов у населения, снижение уровня жизни, изменение всей структуры рыночных потребительских отношений и тому подобное. В экономической теории есть два основных варианта «отпускания» цены: «шоковый» одномерный и градуалистский постепенный. Однако либерализация экономики - это всегда смешанный процесс, который в разные моменты склоняется в сторону одного или другого типа. Есть и некоторая закономерность: чем менее развиты внутри государства рыночные отношение, тем менее эффективным будет путь «шоковой» терапии.

Возможные противоречия

Либерализация экономики - это всегда множество острых противоречий в производственной и социальной сфере. Многие предприятия, которые работают в военно-промышленной сфере с ориентацией на государственные заказы, теряют возможности сбыта своей продукции. Множество предприятий в условиях рыночной экономики могут оказаться неконкурентоспособными и обанкротится, с последующей их ликвидацией. Трудности в сфере сбыта могут породить проблемы закупки материалов и сырья, то есть, по сути, ставят под вопрос существование и функционирование компаний, фирм, заводов и предприятий как таковых. Сокращение спроса у населения существенно влияет на положение дел у производителей, и без того не легкое. В тяжелейшем положении могут оказаться производства, которым предоставляются субсидии и льготы от государства, в первую очередь это касается аграрного и сельскохозяйственного сектора. Внедрение «свободной» экономики может во многом противоречить сложившимся стереотипам и менталитету, что породит непринятие данного курса движения у самых широких масс населения. Именно с такими проблемами столкнулся президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин. Либерализация экономики - процесс многогранный и крайне сложный, достигнуть каких-то даже начальных целей сложно и в среднесрочной перспективе.

Последствия проведения политики «отпускания» цен и свободного рынка

Либерализация отношений в экономическом плане между странами - естественное следствие внутриэкономических процессов внутри отдельно взятой страны. Либерализация экономики - это создание рыночных механизмов при тесной связи между рынками разных стран, сформированных в одно единое рыночное внешнеэкономическое пространство. Отсюда следует и важность правовых взаимосвязей и адекватной регуляции отношений между государствами. Либерализация внешнеэкономическая может расширить возможности оказания помощи при переходе от чем существенно ускоряет решение сложных задач для достижения «свободного» рынка. К основным плюсам необходимо отнести расширение возможности вхождения в страну инвестиций от различных иностранных институций, устранение внешнеэкономических централизованных связей, снятие и отмену всех ограничений по импорту (отмену льгот, квот, пошлин и лицензий), максимальную ликвидность и конвертируемость валюты.

Либерализация экономики (economic liberalization, deregulation) – процесс освобождения экономики от чрезмерного управляющего воздействия государственной власти на рыночные механизмы , — воздействия, сковывающего внутренние силы рынка , как самоорганизующейся , саморазвивающейся и самонастраивающейся системы . Его основные направления: дерегулирование хозяйственных отношений между экономическими агентами (субъектами рынка), а также между ними и государством, либерализация цен , либерализация внешней торговли, приватизация государственного сектора экономики, расширение самостоятельности каждого человека в принятии им экономических решений , и др. Теоретическую основу этого процесса дает концепция экономического либерализма (См.). Последний крупный исторический пример либерализации экономики дал состоявшийся на рубеже 21-го века переход почти трех десятков стран Европы и Азии от централизованного планирования и управления экономикой (социализма) к рыночной экономике (капитализму). Его изучение составило предмет новой науки транзитологии . Он происходил по-разному в разных странах, по-разному определялись приоритеты среди перечисленных направлений, но в целом общие закономерности перехода от социализма к капитализму, от плана к рынку проявились как тенденция общемирового значения.

Например, в силу сложившихся обстоятельств, в России первым актом либерализации экономики было освобождение большей части оптовых и розничных цен 2 января 1992 года, одним из следующих актов – либерализация внешней торговли, а затем, с 1 июля 1992 года – введение внутренней конвертируемости рубля . Массовая приватизация , начавшаяся с небольших предприятий торговли, развернулась в 1993-4 годах. В других странах последовательность событий могла быть, разумеется, иной, но общие принципы – те же.

В 1992 году противники реформ выдвиули против правительства Е.Гайдара обвинение, будто бы оно руководствуется дилеммой: «либо рыночная экономика, либо государственное регулирование», то есть стремится к полному устранению государства из экономики. Это показывает глубокое непонимание того, что такое либерализация экономики. На самом деле тогда дилемма была в другом: либо централизованная система планирования и управления экономикой, либо рыночная экономика. И сегодня можно утверждать: она решена. Россия стала признанной во всем мире страной рыночной экономики. Что же касается регулирования, то никто и никогда его необходимости для рыночного хозяйства не отрицал – вопрос в мере и эффективности использования. Строго говоря, вопреки широко распространенному мнению, цель либерализации экономики — не «устранение государства», а наоборот, совершенствование инструментов государственного регулирования в рыночной экономике и улучшение их практического использования в целях преодоления «провалов рынка» (см.), а также общего повышения эффективности экономической системы.

В «Программе углубления реформ» подготовленной Правительством в 1992 году, говорилось: «Либерализация экономики означает ограничение возможностей вмешательства государства в процессы ее функционирования. Ставка делается на саморегулирование и самоорганизацию. Правительство имеющимися в его распоряжении средствами может лишь направлять естественно протекающие процессы, удерживая в определенных рамках их негативные последствия и ускоряя появление позитивных результатов».

Не устранение государства из экономики, а ограничение возможностей вмешательства. Не «планирование и управление» по постановлениям ЦК КПСС и по «мудрым указаниям» очередного вождя, как было некогда, а способность «направлять естественно протекающие процессы». Это и есть сущность длительного процесса либерализации экономики, который в России еще далеко не завершен. К тому же, нельзя считать, что он необратим. Об этом говорит опыт. После т.н. программы Грефа (2000 г.), предусматривавшей важные шаги по дальнейшей либерализации экономики, примерно в 2005 году был осуществлен поворот экономической политики – началось обратное расширение государственного сектора экономики . Пока неясно, надолго ли это, но процесс либериализации российской экономики требует продолжения.