Что такое семейный бюджет и как вести его правильно? Как вести личный бюджет.

Бухучет в бюджетных организациях имеет много особенностей, начиная с отдельных НПА, регулирующих его, и заканчивая сложной системой кодировки счетов. В этой статье разберемся с понятиями, применимыми к бюджетным структурам, а также коснемся основных правил ведения учета.

Определения и виды организаций, финансируемых из бюджета

Для того чтобы разобраться в понятиях, обозначающих различные организации, финансируемые из бюджета, обратимся к закону «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ. В основном под бюджетными организациями подразумеваются те, что созданы государством. Таким образом, наиболее обобщенным понятием является термин «государственные (муниципальные) учреждения» (далее — госучреждения). Они учреждаются Российской Федерацией, ее субъектом или муниципалитетом. В соответствии с п. 2 ст. 9.1 закона № 7-ФЗ госучреждения классифицируются как:

  • автономные;
  • бюджетные;
  • казенные.

В следующей таблице представлено сравнение трех видов госучреждений.

Автономные (АУ)

Бюджетные (БУ)

Казенные (КУ)

Основной регулирующий НПА

Закон «Об автономных учреждениях» от 03.11.2006 № 174-ФЗ

Закон «О некоммерческих организациях» от 12.01.1996 № 7-ФЗ

Бюджетный кодекс РФ

Вид деятельности

Обслуживание в следующих областях: наука, образование, медицина, культура, соцзащита, занятость населения, физкультура и спорт и др. (п. 1 ст. 2 закона № 174-ФЗ, п. 1 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ)

Выполнение гос. функций, а также оказание госуслуг (ст. 6 БК РФ).

Использование доходов от коммерческой деятельности

На свое усмотрение (пп. 2-3 ст. 298 ГК РФ).

Перечисляются в бюджет (п. 3 ст. 161 БК РФ)

Расчетные счета

В Федеральном казначействе и коммерческих банках (п. 3 ст. 2 закона № 174-ФЗ)

Только в Федеральном казначействе (п. 9 ст. 9.2 7-ФЗ, п. 4 ст.161 и ст. 220.1 БК РФ)

Владение имуществом

На праве оперативного управления. Собственником является РФ, субъект РФ, муниципалитет (п. 1 ст. 3 закона № 174-ФЗ, п. 9 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ, п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Распоряжение имуществом

  • для недвижимости, переданной собственником или купленной на средства, выданные им;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного на средства, выданные им.

Должно быть получено согласие собственника:

  • для любой недвижимости;
  • особо ценного имущества, переданного собственником или купленного за средства, полученные от собственника.

Распоряжается на свое усмотрение остальным имуществом

Необходимо согласие собственника для действий с любым имуществом (п. 4 ст. 298 ГК РФ)

Крупные сделки (п. 1 ст. 15 закона № 174-ФЗ), которые совершаются только с одобрения наблюдательного совета АУ (п. 2 ст. 3 закона № 174-ФЗ) или учредителя БУ (п. 13 ст. 9.2 закона № 7-ФЗ) независимо от вида имущества

Ответственность
по
обязательствам

Отвечает по своим обязательствам своими активами (за исключением тех, на распоряжение которыми нужно согласие учредителя). Если обязательства образованы по причине причинения вреда гражданам, при нехватке активов, которыми можно распоряжаться, ответственность несет учредитель (п. 5 ст. 2 закона № 174-ФЗ, пп. 5-6 ст. 123.22 ГК РФ)

Отвечает по обязательствам денежными средствами, при нехватке таковых отвечает учредитель (п. 4 ст. 123.22 ГК РФ)

Источник финансирования

Субсидии (п. 1 ст. 78.1 БК РФ)

Бюджетная смета (п. 2 ст. 161 БК РФ)

Планы счетов и инструкции по бухгалтерскому учету

Прежде чем разобрать планы счетов, применимые к госучреждениям, отметим, что главным нормативным актом по бухучету является закон «О бухгалтерском учете» от 06.12.2011 № 402-ФЗ, который обязаны применять не только коммерческие организации, но и некоммерческие, в том числе и государственные. Этот закон содержит базовые требования к бухучету и правила его ведения в РФ. Перечислим основные из них:

  1. Ведение бухучета обязательно для всех субъектов экономики, за исключением ИП и подразделений иностранных организаций, если они соблюдают правила налогового законодательства.
  2. Глава экономического субъекта ответственен за функционирование бухгалтерской службы.
  3. Организация должна составлять учетную политику самостоятельно.
  4. Необходимо регистрировать все экономические события организации в первичных документах, данные из которых переходят в регистры бухучета.
  5. Активы и обязательства подлежат периодическому пересчету.
  6. Все данные в бухучете регистрируются в рублях.
  7. Организация должна обеспечивать достоверность содержащейся в отчетности информации.
  8. В организации должны быть налажены процедуры внутреннего контроля.

На базе принципов бухучета для госорганизаций разработаны единый план счетов и инструкция, утвержденные приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н. Они действуют как для всех госучреждений, так и для госорганов. Кроме того, в соответствии с п. 21 единого плана счетов для каждого вида госучреждения есть свой частный план счетов, утвержденный:

  • приказом Минфина России от 23.12.2010 № 183н для АУ;
  • приказом Минфина России от 16.12.2010 № 174н для БУ;
  • приказом Минфина России от 06.12.2010 № 162н для КУ.

Отметим еще один нюанс в терминологии. Часто словосочетание «бюджетный учет» употребляют применительно ко всем видам госучреждений. Однако исходя из формулировок, используемых в перечисленных выше НПА, АУ и БУ ведут бухгалтерский учет, а вот государственные органы, внебюджетные фонды и прочие учреждения, указанные в п. 1 инструкции (приказ № 162н), ведут бюджетный учет.

Также важно уделить внимание другим основным законодательным актам, которые необходимы для ведения учета в госучреждении. Указания о порядке применения бюджетной классификации, утвержденные приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н, объясняют использование бюджетных кодов. Инструкция о порядке составления и представления отчетности об исполнении бюджетов, утвержденная приказом Минфина России от 28.12.2010 № 191н и инструкция, утвержденная приказом Минфина России от 25.03.2011 № 33н, содержат формы отчетности и правила их заполнения. Приказом Минфина России от 30.03.2015 № 52н утверждены формы первичных документов и регистров для бюджетников. Помимо того, имеется ряд правовых актов для определенных отраслей и прочих специфических НПА.

План счетов госучреждения содержит 5 разделов. В первый раздел «Нефинансовые активы» входят:

  • основные средства в разрезе различных групп и видов;
  • нематериальные активы;
  • непроизведенные активы;
  • производственные запасы, товары, готовая продукция;
  • амортизация;
  • вложения в нефинансовые активы;
  • расходы.

Необычным подразделом для знакомых только с классическим бухучетом могут быть непроизведенные активы, которыми являются земля, ресурсы недр и прочие активы, не созданные человеком на производстве. Они отражаются в бухучете по первоначальной стоимости, только когда начали участвовать в экономическом обороте (кроме земли). А получение прав на пользование такими объектами показывается за балансом на счете 01. Земельные участки числятся по кадастровой стоимости. Еще одной особенностью является применение счета для вложений в материальные запасы. Он используется для аккумулирования затрат на производство или покупку материалов.

Более детально о первом разделе плана счетов читайте в статье «Нефинансовые активы в бюджетном учете — это…» .

Второй раздел «Финансовые активы» охватывает:

Кредиторская задолженность по кредитам, заработной плате, долги контрагентам за товары, работы услуги, обязательства по перечислениям другим госструктурам, социальным выплатам, оплате налогов и т. д. содержатся в третьем разделе «Обязательства».

В четвертом разделе «Финансовый результат» сгруппированы счета для записи доходов, расходов, финансовых результатов. В основном состав активов и обязательств сравним с соответствующими статьями в небюджетных организациях, но также есть и отличия, как в перечне возможных счетов, так и в их бухучете. В инструкции к единому плану счетов можно найти информацию по учету и по использованию счетов.

Особенностью учета в госучреждениях, помимо прочего, является наличие раздела 5 «Санкционирование расходов» в плане счетов. Он необходим для записи получения и использования денежных средств, выделенных из бюджета, лимитов обязательств, полученных от распорядителей бюджетов, использования этих лимитов, планируемых доходов и расходов. То есть при поступлении уведомления от вышестоящих органов на текущий период о лимитах на приобретение, например, материально-производственных запасов учреждение отражает это на счетах учета. Проводки со счетами данного раздела содержатся в пп. 190-209 (приказ № 183н), пп. 161-180 (приказ № 174н), пп. 131-150 (приказ № 162н) инструкций к планам счетов. Бухгалтерские записи по санкционированию расходов делаются между счетами этого раздела.

Для госучреждений предусмотрено 30 забалансовых счетов. Подход для записи на них такой же, как в учете коммерческих организаций, с помощью односторонней записи, то есть только по дебету для поступлений и только по кредиту — для выбытий. За балансом числится имущество, которое не находится в оперативном управлении, гарантии, награды, бланки строгой отчетности, объекты, которые по инструкции не должны быть на балансе, и пр. Организация также имеет право самостоятельно открыть дополнительные забалансовые счета для осуществления контроля сохранности имущества и других задач управления.

Счета учета в государственных организациях

Номер счета бухучета для госучреждений состоит из 26 разрядов, о чем сказано в п. 21 единого плана счетов. В следующей таблице описано значение каждого разряда:

Увидеть расшифровку номера счета на примере можно .

С разрядами 18-26 все однозначно, значения для разрядов 19-26 указаны в самих таблицах частных планов счетов, разряд 18 выбирается из значений 1-9 в соответствии с классификацией, обозначенной в п. 21 единого плана счетов. Причем при ведении бюджетного учета для разряда 18 используются только значения 1 — обеспечение за счет средств соответствующего бюджета, 3 — обеспечение за счет средств во временном распоряжении.

Для заполнения разрядов 1-17 необходимо познакомиться с бюджетной классификацией. Она нужна для того, чтобы соотнести показатели из разных бюджетов, которые составляют бюджетную систему страны. Она является базой для разработки нумерации счетов бухучета госучреждений. Система кодировки описана в указаниях о порядке применения бюджетной классификации, утвержденных приказом Минфина России от 01.07.2013 № 65н. КБК состоят из 20 знаков и делятся на коды, обозначающие доходы (гл. II, табл. 1 указаний), расходы (гл. III, табл. 2 указаний), источники (гл. IV, табл. 5 указаний). В таблице ниже приведен состав кода бюджетных расходов.

Номер разряда КБК (кода расходов)

Код главного распорядителя бюджетных средств

Код раздела

Код подраздела

Код целевой статьи

Код вида расходов

Программная (непрограммная) статья

Направление расходов

подгруппа

Прил. 9 к указаниям № 65н

Прил. 2 к указаниям № 65н

Прил. 10.1 к указаниям № 65н

Прил. 3 к указаниям № 65н

Чтобы определить знаки 1-17 для счета АУ и БУ, необходимо следовать следующей схеме:

Номер разряда счета АУ или БУ

Соответствующий номер разряда КБК

На месте разрядов 5-14 ставятся нули (п. 3 приказа № 183н, п. 2.1 приказа № 174н), если иного не прописано в учетной политике.

Для счетов бюджетного учета (КУ и прочие организации, указанные в приказе № 162н) на место разрядов 1-17 переносятся разряды 4-20 КБК (либо разряды 1-17 КБК переносятся на место разрядов 1-17 счета для финансовых органов). Приложение 2 к инструкции № 162н содержит информацию о виде КБК, который нужно применять для каждого счета.

Итоги

Для определения правил ведения бухучета необходимо понять, какой вид государственных учреждений нам интересен, поскольку существует 4 плана счетов для бюджетников. В едином плане счетов содержатся общие правила, а в остальных 3 частных планах счетов можно найти детальные примеры использования счетов, перечни типовых проводок и разъяснения по структуре счета.

Порядок ведения бюджетного учета основан на единых стандартах. То есть, существует определенная методология, на основании которой производится порядок ведения бюджетного учета. Сам по себе учет представляет собой упорядоченную систему регистрации, обобщения, сбора информации по поводу финансовых и нефинансовых активов. Осуществляется учет посредством планов счетов, которые дополнительно включают в себя бюджетную классификацию. Отчетность обязательно включает в себя документы по исполнению бюджета и баланса исполнений, отчет о финансовых результатах, отчет о движении средств.

Особенности порядка ведения бюджетного учета

В первую очередь нужно сказать о том, что отчет обязан содержать в себе данные по исполнению бюджета, при этом обязательно нужно указывать доходность и различные источники финансирования.

Также документация может содержать в себе данные о возможных поступлениях, при этом, учитываются доходы не только по бюджетному финансированию, но еще и доходы, полученные в результате хозяйственной деятельности организации.

Что же касается баланса исполнения бюджета, то он должен включать в себя все данные о финансовых, а также нефинансовых активах.

Порядок ведения бюджетного учета четко нормируется установленными законами. В первую очередь производится учет операций, по начислению администрируемых доходов. Начисление данных доходов осуществляется ежемесячно. Также производится учет поступлений доходов в бюджеты (отчисления организации). Обязательно производится своеобразная инвентаризация активов и обязательств. Причем в данном случае речь идет исключительно об администрируемых доходах. Процесс инвентаризации активов производится в порядке, который устанавливается Министерством финансов (методологические указания).

Основная цель проведения инвентаризации является проверка четкого соответствия данным, которые отражаются по различным финансовым отделам. Также, посредством наличия таких данных государственные инстанции могут контролировать расход бюджетных средств, выделенных на деятельность той или же иной организации.

Инвентаризация обязательно производится по каждому бюджету в отдельности, в данном случае процесс протекает в разрезе кодов бюджетной классификации.

По результатам произведенной инвентаризации составляется специализированная опись расчетов, которая должна быть подписана всеми членами комиссии.

Если в процессе проведения данных мероприятий обнаруживаются определенные расхождения по бюджету, то обязательно составляется специализированный Акт, который в дальнейшем позволяет выявить причину возникновения расхождений.

Перед тем, как организация переходит на работу по новой инструкции, обязательно производится детальный бюджетный учет по поводу дебиторских задолженностей прошлых лет.

Источник: www.biznet.ru


Деятельность бюджетных организаций государства, в последние несколько лет стала, приобретать огромное значение в экономике. Бюджетная организация занимается учетом,...


В отличие от простой двузначной нумерации бухгалтерских счетов в хозрасчетных организациях бюджетники в своем учете применяют счета с громоздкой структурой. Однако в каждом...


Отдел бюджетного учёта – это структурное подразделение, которым управляет Федеральное казначейство. Действует данная организация по конституционным, Федеральным законам, а также...


Бюджетный учет представляет собой определенный свод правил по ведению бухгалтерского налогового учета в определенных организациях. Такой учет ведут все организации, которые в...

Подход к ведению бюджета в разных семьях может отличаться: одни складывают все деньги вместе и тратят по необходимости, другие скидываются только на общие траты, а часть денег оставляют для личного пользования. В любом из этих вариантов могут возникнуть недопонимания и подозрения, что один из членов семьи тратит больше, а интересы другого ущемляются.

Если семья не до конца понимает, куда уходят деньги, это может стать поводом для ссор и обид.

Чтобы избежать путаницы и взаимных обвинений, нужно сделать общие траты прозрачными, заранее обговаривать крупные покупки и финансовые цели, но в то же время оставить пространство для свободных расходов.

Давайте по очереди разберём правила честного и эффективного ведения семейного бюджета.

Вместе планируйте расходы

Планирование бюджета - это замечательная тактика, которой придерживается большинство богатых людей. Например, опросКак планировать семейный бюджет: опыт российских миллионеров успешных российских бизнесменов показал, что 73% участников составляют жёсткий целевой бюджет, в котором заранее прописываются все траты.

Планирование решает несколько проблем:

  1. Позволяет избежать импульсивных покупок, которые чаще всего оказываются ненужными.
  2. Помогает более осмысленно подходить к тратам и добиваться целей, например экономить на развлечениях, чтобы позволить себе дорогую покупку или быстрее выплатить кредиты.
  3. Устраняет недопонимания и подозрения. Когда вы ещё на этапе планирования видите, сколько денег уходит на каждого человека, можете подкорректировать затраты и восстановить справедливость.

В начале месяца посчитайте все необходимые траты на еду, ЖКХ, транспорт, одежду и обувь, питомца, напишите примерные суммы. Далее вы можете разделить затраты поровну по принципу «я покупаю еду, ты платишь за квартиру» или создать денежный фонд, из которого будут браться деньги на общие нужды.

Сделайте бюджет прозрачным

Ваши финансовые отношения в семье частично прояснятся уже на стадии планирования, но для полной гармонии необходима прозрачность и в процессе исполнения задуманного. Разберём несколько способов решения этой проблемы.

Собирать чеки

Это довольно трудоёмкий и неточный способ, поскольку чеки легко теряются и не везде выдаются. Кроме того, чтобы посмотреть затраты, вам придётся перебирать горы бумажек, вспоминать, за что выдавался каждый «безымянный» чек, и подсчитывать суммы.

Установить мобильное приложение для учёта расходов

Этот способ гораздо более удобный и быстрый. В App Store и Google Play есть немало приложений, которые позволяют записывать все расходы по категориям, настроить общий доступ для всех членов семьи и просматривать статистику.

Однако общий доступ в большинстве приложений возможен только при оплате подписки. К тому же, если не записать расходы на месте, они могут забыться и потеряться. В результате в конце месяца всегда остаётся сумма, потраченная неведомо куда.

Использовать общий банковский счёт, привязав к нему карты

Это ещё более простой способ отслеживания затрат. Все операции отражаются в банковском приложении автоматически, так что ничего не забудется и не потеряется.

Однако и у этого способа есть свои минусы: не все банки могут предложить такую опцию. Семейный банкинг в России находится в зачаточном состоянии, и только единичные банки-первооткрыватели пробуют обслуживать семьи.

Чтобы воспользоваться этим сервисом, все члены семьи должны открыть текущий счёт в «Райффайзенбанке» и завести аккаунт в интернет-банке «Райффайзен-Онлайн». После этого ваши близкие могут делать покупки с открытого ими счёта и пополнять его своими средствами.

Кстати, сервис доступен не только семьям, но и друзьям: доступ предоставляется по желанию клиента, вне зависимости от родственных связей.

Все операции будут отражаться в интернет-банке (а после Нового года и в приложении) как у вас, так и у ваших близких, так что каждый член семьи может посмотреть, на что уходят деньги.

Если обстоятельства меняются, вы в любой момент можете закрыть доступ ко всем счетам, кредитам и вкладам. Но, даже зная об этом, не каждый человек готов полностью открыть свои доходы и расходы членам семьи. И дело здесь не в недостатке доверия или каких-то тайных покупках, просто многие люди нуждаются в некоторой свободе и личных деньгах. И этот пункт тоже стоит учитывать при построении семейного бюджета.

Оставьте пространство для личных трат и накоплений

Если вы выбрали в качестве общего фонда банковский счёт, вовсе не обязательно переводить на него все доходы. Вы можете перечислить только часть денег, а остальное оставить на личном счёте. Например, в «Райффайзенбанке» ваши близкие просматривают и пользуются только расшаренными продуктами, а остальные ваши счета, кредиты и вклады остаются приватными, никто не может их контролировать.

Кроме того, многие эксперты по личным финансам рекомендуют откладывать 10–20% от своего дохода в качестве накоплений или инвестировать эту сумму. Если доходы позволяют вам что-то откладывать, воспользуйтесь этим советом: накопления выручат в сложной ситуации.

Вы можете отложить часть дохода, сделав приватный вклад, а если хотите накопить на что-то вместе с родными, используйте общие накопительные счета и вклады.

Достигайте общих целей

Бывает так, что один член семьи пытается добиться какой-то цели - сократить расходы, быстрее погасить кредит или накопить на путешествие, - а второй поддерживает его только на словах. Чтобы избежать этого, нужно заранее обговаривать цели и стремиться к ним вместе.

Для таких случаев можно использовать совместные вклады или разделить кредит и ипотеку. В «Райффайзенбанке» такая возможность тоже существует.

Например, вы решили быстрее погасить ипотеку. Вы договариваетесь с супругом выделять на это определённую сумму, открываете доступ к ипотеке и начинаете погашать её вместе. В таком случае расплывчатое желание побыстрее выплатить превращается для него в конкретную цель - внести в этом месяце пять тысяч, и ваши планы начинают воплощаться в жизнь.

То же самое происходит с накопительными счетами и вкладами. Вы создаёте накопительную цель («На отпуск», «На новую машину», «На день рождения»), открываете доступ и начинаете вместе переводить оговоренную сумму каждый месяц.

Следите за расходами детей и помогайте родителям

Карманные деньги для детей и финансовая помощь пожилым родителям - ещё одна статья расходов, которую можно разделить на двоих. Удобнее всего делать это с помощью банковского приложения. Например, вы можете настроить автоплатёж для ежемесячной помощи родителям или создать для них отдельный счёт и перечислять туда деньги при необходимости.

Что касается детей, можно поступить аналогичным образом или использовать специальные продукты. «Райффайзенбанк» предлагает особые дебетовые карты для детей. Вы с партнёром можете вместе управлять картой своего ребёнка: пополнять её и просматривать все совершённые операции. Дети от шести лет могут пользоваться картой и удобным мобильным приложением, в котором есть не только данные об операциях, но и обучающая информация о личных финансах.

Неважно, сколько человек в вашей семье зарабатывают деньги, имеют постоянный доход или случайные подработки. Всё это можно учесть и честно поделить расходы. Например, если один получает зарплату раз в месяц, а второй работает фрилансером и имеет несколько денежных поступлений, на стадии планирования они могут распределить расходы, а затем отслеживать фактические траты в мобильном приложении или своём аккаунте интернет-банка «Райффайзенбанка ».

Благодаря такому подходу вы можете сделать семейный бюджет максимально честным и прозрачным, перестать ссориться из-за денег и при этом оставить долю личной свободы за счёт неконтролируемых счетов.

Бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях ведется бухгалтерской службой как самостоятельным структурным подразделением, которое находится под руководством главного бухгалтера. При отсутствии самостоятельной службы учет может вестись бухгалтером, имеющим права главного, а также централизованной бухгалтерией. Данная структура создается по отраслевому признаку в бюджетных организациях и осуществляет учет исполнения смет бюджетных расходов, а также использование внебюджетных, целевых и иных средств.

Бухгалтерия, осуществляющая учет в бюджете, имеет следующие обязанности:

Ведение учета должно производиться в соответствии с действующим законодательством.

Должен выполняться предварительный контроль над соответствием объемов ассигнований по заключаемым договорам, предусмотренным расходной сметой или лимитом бюджетных обязательств, а также производиться правильное и своевременное оформление учета и законность совершения операций.

Бухгалтерия обязана контролировать экономное и правильное расходование средств по утвержденным сметам расходов и доходов, контролировать сохранность имущества в местах его эксплуатации и хранения.

Производить выплаты и начисления зарплаты персоналу, а студентам, учащимся и аспирантам - стипендий в установленные сроки.

Своевременно проводить расчеты, которые возникают в период исполнения с физическими и юридическими лицами.

Вести бухучет в бюджете по использованию внебюджетных средств.

Контролировать использование доверенностей, выданных для получения товарных и материальных ценностей.

Производить инвентаризацию финансовых обязательств и имущества, правильно и своевременно определять и отражать в бухучете результаты инвентаризации.

Проводить с материально ответственными лицами инструктажи по вопросам сохранности, отчетности и учета ценностей, которые находятся у них на ответственном хранении.

Применять современные средства автоматизации, составлять и представлять в установленном порядке налоговую и бухгалтерскую отчетность в предусмотренные сроки.

Составлять сметы бюджетных расходов, а также планировать расходы и доходы по внебюджетной деятельности.

Подбирать и систематизировать нормативные правовые акты по вопросам отчетности и учета.

Хранить документы, регистры бухучета, отчетность, а также расходные сметы и расчеты на бумажных и машинных носителях.

Осуществляя бухучет в бюджете, обязанности между специалистами распределяют по функциональному признаку. Каждая группа работников (отдельный специалист) закрепляется за определенным участком работы. В бухгалтерии может быть создана финансовая, материальная группа, по расчетам с персоналом и др.

Бухучет в бюджете имеет свои организационные особенности. Количество работников зависит от уровня автоматизации и от объема выполняемых учетных работ, закрепляется и утверждается руководителем.

Должна предоставлять руководителям организаций, обслуживание которых она осуществляет, сведения о сметах по бюджету и внебюджетным средствам, об их целевом использовании, а также о других источниках получения средств.

Находящиеся в составе организации структурные подразделения должны своевременно предоставлять в бухгалтерию необходимые документы, чтобы можно было вести бухучет в бюджете. Это копии распоряжений, которые относятся к исполнению сметных расходов, договоры, счета, авансовые отчеты, акты выполненных работ, накладные, документы по списанию имущества.

Все работники обязаны выполнять требования главного бухгалтера по предоставлению необходимых для бухгалтерии документов и соблюдать порядок их оформления.

Изменения в План счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений и Инструкцию по его применению, вносимые (далее – Приказ № 227н) давно ожидаемы. Новации обусловлены необходимостью приведения Плана счетов и Инструкции, утв. (далее – Инструкция № 174н), в соответствие с Единым планом счетов и положениями Инструкции по его применению, утв. (далее – Инструкция № 157н), новыми положениями бюджетного законодательства в части структуры бюджетной классификации, изменениями в порядке формирования бухгалтерской отчетности.

Нововведения должны применяться в целях формирования учетной политики 2016 года и показателей учета на 1 января 2016 года (за исключением требований по формированию 1-4 разрядов номера счета).

Одно из значимых изменений – из удалены почти все упоминания о порядке применения первичных учетных документов в целях отражения в учете хозяйственных операций.

Первичные документы

Подробнее об оформлении первичных документов в учреждении вы можете узнать из материала "Энциклопедии решений. Бюджетная сфера" интернет-версии системы ГАРАНТ. Получите бесплатный
доступ на 3 дня!

Порядок формирования 5-14 разрядов номера счета бюджетные (автономные) учреждения могут установить в своей учетной политике. В частности, можно задействовать коды целевых статей расходов. Если же учетной политикой вопрос о формировании 5-14 разрядов номера счета не урегулирован, то в этих разрядах необходимо указывать нули.

Урегулирован порядок формирования входящих остатков по счетам нефинансовых активов, за исключением счетов 0 106 00 000 и 0 107 00 000, – на начало года в 5-17 разрядах указываются нули.

Кроме того, особые правила предусмотрены для счетов 0 204 00 000, 0 401 30 000, 0 401 20 270. Всегда указываются нули:

  • в 1-14 разрядах номерах счетов счета 0 204 00 000 "Финансовые вложения";
  • в 1-17 разрядах номера счета 0 401 30 000 "Финансовый результат прошлых отчетных периодов";
  • в 5-17 разрядах номеров счетов счета 0 401 20 270 "Расходы по операциям с активами".

Примечание. О применении бюджетными учреждениями бюджетной классификации в целях ведения бухгалтерского учета можно в материале Энциклопедии решений. Бюджетная сфера

Изменения в План счетов

В основном связаны с их приведением в соответствие с Единым планом счетов, утвержденным (). Скорректированы названия многих счетов, соответствующие корректировки внесены в положения .

План счетов дополнен новыми аналитическими счетами, в том числе:

  • 0 205 82 000 "Расчеты по невыясненным поступлениям" ();
  • 0 206 11 000 "Расчеты по оплате труда" () – применяется для отражения задолженности работника при перерасчете заработной платы, связанной, к примеру, с представлением корректирующего табеля учета использования рабочего времени (в случае предоставления листков нетрудоспособности, выполнения государственной обязанности);
  • к счету 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам" введены аналитические счета учета, в частности: 0 209 30 000 "Расчеты по компенсации затрат", 0 209 40 000 "Расчеты по суммам принудительного изъятия", 0 209 83 000 "Расчеты по иным доходам" ();
  • 0 210 10 000 "Расчеты по налоговым вычетам по НДС" ();
  • 0 401 40 172 "Доходы будущих периодов от операций с активами" ();
  • увязка счетов 0 401 50 000 "Расходы будущих периодов" и 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" с конкретными кодами КОСГУ новыми редакциями не предусмотрена; порядок учета на этих счетах следует определить в учетной политике исходя из экономического содержания операций ( , ).

В новой редакции изложен раздел 5 "Санкционирование расходов" (). Учет по аналитическим счетам счетов 0 502 00 000 "Обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые) назначения", 0 506 00 000 "Право на принятие обязательств", 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения", 0 508 00 000 "Получено финансового обеспечения" организуется по соответствующим аналитическим кодам вида поступлений, выбытий объекта учета, соответствующим кодам КОСГУ.

Добавлены и забалансовые счета ():

НАША СПРАВКА

Приказом Минфина России от 01.03.2016 № 16н "О внесении изменении в приказ Министерства финансов Российской Федерации от 1 декабря 2010 г. № 157н" (приказ находится на регистрации в Минюсте России) предусмотрено введение нового забалансового счета 40 "Активы в управляющих компаниях", предназначенного для учета активов, находящихся в доверительном управлении в управляющих компаниях, отраженных на счете 0 204 51 000 "Активы в управляющих компаниях".

Изменения в Инструкции по применению плана счетов

Нефинансовые активы

В новой редакции изложены, в частности, положения ():

  • по порядку отражения в учете увеличения первоначальной стоимости основных средств в результате достройки, модернизации, реконструкции;
  • по оприходованию неучтенных объектов, выявленных при инвентаризации;
  • по принятию к учету основных средств, поступивших в порядке возмещения в натуральной форме ущерба, причиненного виновным лицом. Принятие к учету нефинансовых активов в рамках движения между головным учреждением и (или) обособленными подразделениями теперь не ограничено кодом вида деятельности "4".

Получение земельных участков на праве постоянного (бессрочного) пользования, в том числе расположенных под объектами недвижимости, отражается по дебету счета 4 103 11 000 "Земля – недвижимое имущество учреждения" и кредиту счета 4 401 10 180 "Прочие доходы" ( , ).

Также добавлены проводки по признанию расходами текущего финансового года произведенных капитальных вложений в объекты основных средств, нематериальных активов, которые не были созданы (не признаны активами) при наличии решения о прекращении реализации инвестиционного проекта, в рамках которого осуществлялись капитальные вложения ().

  • передаче спецоборудования со склада в научное подразделение для выполнения НИОКР по договору;
  • передаче материальных запасов работникам (сотрудникам) учреждения в личное пользование для выполнения ими служебных (должностных) обязанностей;
  • переводе молодняка животных в основное стадо;
  • оприходовании материальных запасов, образовавшихся в результате принятия уполномоченным органом решения о реализации, безвозмездной передаче выбывшего из эксплуатации движимого имущества.

В новой редакции изложены положения по формированию затрат на изготовление готовой продукции, учету готовой продукции, уточнен и дополнен порядок учета торговой наценки при выявлении недостач, нанесении ущерба имуществу, в том числе вследствие стихийных бедствий ().

НАША СПРАВКА

  • задолженности заказчиков в соответствии с долгосрочными договорами и расчетными документами за выполненные и сданные им отдельные этапы работ, услуг;
  • задолженности покупателей по договору реализации имущества, предусматривающему рассрочку платежа, с переходом права собственности (права оперативного управления) на объект после завершения расчетов;
  • доходов в форме грантов, субсидий, в том числе на иные цели, по соглашениям о предоставлении субсидий (грантов) в очередном финансовом году (годах, следующих за отчетным).

Уточнен порядок списания с балансового учета дебиторской (кредиторской) задолженности, в частности, учитываемой на счете 0 205 00 000 "Расчеты по доходам" ().

Дополнения и корректировки коснулись и порядка отражения операций с денежными средствами во временном распоряжении, в том числе в иностранной валюте ( , ).

В связи с расширением аналитики по счету 0 209 00 000 в внесены новые корреспонденции (), в том числе (таблица 2):

Таблица 2. Новые корреспонденции по счету 0 209 000

Корреспонденции по счетам

Отражение суммы ущерба:

  • по суммам задолженности работников учреждения по излишне выплаченным им суммам оплаты труда (не удержанным из заработной платы), в случае оспаривания работником оснований и размеров удержаний;
  • в сумме задолженности бывшего работника перед учреждением за неотработанные дни отпуска при его увольнении;
  • по суммам задолженности перед учреждением, подлежащие возмещению по решению суда в виде компенсации расходов, связанных с судопроизводством (оплата государственной пошлины, судебных издержек)

Начисление задолженности в сумме требований по компенсации расходов учреждения получателями авансовых платежей, подотчетных сумм

Отражение суммы:

  • ущерба в виде начисленных процентов за пользование чужими денежными средствами вследствие их неправомерного удержания, уклонения от их возврата, иной просрочки в их уплате, либо необоснованного получения или сбережения;
  • задолженности по возмещению ущерба имуществу в соответствии с законодательством РФ при возникновении страховых случаев;
  • задолженности по штрафам, пеням, неустойкам, начисленным за нарушение условий договоров на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг

Предусмотрены проводки для отражения в учете уменьшения расчетов с дебиторами по аналитическим счетам счета 2 205 00 000, а также по счету 2 209 40 000 в корреспонденции с соответствующими аналитическими счетами счета 2 302 00 000 прекращением встречного требования зачетом (

  • Бухгалтерский учет операций со средствами субсидий на выполнение госзадания
  • Денежные средства госучреждения в пути. Счет 201 03
  • Учет расчетов госучреждения по ущербу и иным доходам. Счет 209 00
  • Расчеты госучреждения с финансовым органом по наличным денежным средствам. Счет 210 03
  • Расчеты бюджетного (автономного) учреждения с учредителем. Счет 210 06

Обязательства

  • подотчетного лица по возврату неиспользованных им денежных средств (денежных документов) на сумму удержаний, произведенных из заработной платы (иных доходов), по иному виду финансового обеспечения (деятельности);
  • виновного лица по ущербу на сумму удержаний, произведенных из заработной платы, стипендии и иных доходов, по иному виду финансового обеспечения (деятельности).

Применение счета 0 304 06 000 предусмотрено при исполнении дебиторской задолженности, учтенной на счетах 0 205 00 000 "Расчеты по доходам", 0 209 00 000 "Расчеты по ущербу и иным доходам", 0 206 00 000 "Расчеты по выданным авансам", 0 207 00 000 "Расчеты по кредитам, займам (ссудам)", 0 208 00 000 "Расчеты с подотчетными лицами", по доходам (выплатам) за счет иного финансового источника, в том числе зачетом встречных требований (удержаний). Также счет 0 304 06 000 используется для принятие к учету нефинансовых, финансовых активов (за исключением безналичных денежных средств), расчетов по обязательствам, финансового результата учреждения по передаточному акту (разделительному балансу) при реорганизации путем слияния, присоединения, разделения, выделения.

Установлены новые правила, регулирующие порядок по закрытию расчетов на счете 0 304 06 000 при завершении финансового года ().

Главным нововведением является установление порядка учета по вновь введенному в План счетов бухгалтерского учета для бюджетных учреждений счету 0 401 60 000 "Резервы предстоящих расходов" (), а также отражения соответствующих записей по счету 0 502 09 000 "Отложенные обязательства".

Ранее пример детализации плана счетов и бухгалтерские записи по счету 0 401 60 000 были приведены соответственно в Приложении 1

Санкционирование расходов

Почти все положения этого раздела претерпели более или менее существенные изменения. В связи с введением новых счетов и расширением аналитики по счетам санкционирования расходов в Раздел 5 Инструкции № 174н внесены корректировки и дополнения, которыми предусмотрен порядок учета, в частности, по счетам 0 502 07 000 "Принимаемые обязательства", 0 502 09 000 "Отложенные обязательства", 0 504 00 000 "Сметные (плановые, прогнозные) назначения" и 0 507 00 000 "Утвержденный объем финансового обеспечения".

О порядке учета на счетах санкционирования расходов можно в Энциклопедии решений. Бюджетная сфера:

  • Санкционирование расходов госучреждения. Счет 500 00
  • Учет санкционирования расходов в бюджетном (автономном) учреждении

Ольга Монако , эксперт направления "Бюджетная сфера" службы Правового консалтинга ГАРАНТ, аудитор