Принцип достоверности бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Появился в кодексе в начале января 2008 года. И он стал относительно новым принципом, по сути, ранее не имел аналога, нигде закреплен не был, стал новеллой.

На какие же ситуации рассчитан данный принцип, какие цели преследовал законодатель, вводя данное регулирование? Как мы с вами говорили, в исполнении по расходам у нас есть три основных участника БП (главный распорядитель, распорядитель и получатель бюдж ср-в). Соответственно, денежные средства должны каким-то образом дойти до получателя. В реальной жизни зачастую складывались ситуации, когда одно учреждение, являющееся получателем, оказывалось в ведении нескольких распорядителей либо гл. распорядителей. Хорошо, когда находясь в ведении нескольких органов власти, учреждение получает ср-ва от нескольких сразу, но ведь может не получить и не от одного, так как каждый будет перекладывать ответственность на другого (крайнего не найти).

Чтобы создать стройную систему взаимоотношений между распорядителями (Р), гл. распорядителями (ГР) и получателями (П) и был введен данный принцип подведомственности расходов бюджетов. Что он предполагает? Условно можно выделить три основные составляющие:

ГР и Р бюдж.ср-в вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только тем Р и П, которые включены в перечень подведомственных им Р и П бюдж. ср-в.

П, в свою очередь, вправе получать бюдж.ассиг. и лимиты БО только у того ГР или Р, в ведении которого они находятся.

Р и П мб включены в перечень подведомственных Р и П только одного главного распорядителя бюдж.ср-в.

*ЗДЕСЬ СХЕМА (ничего особенного + сама говорит, что это все есть в БК)

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств (тоже тесно связан с взаимодействием ГР, Р и П бюдж.ср-в)

Статья 38. Данная статья гласит, что БА и ЛБО доводятся до конкретных получателей ден.ср-в с указанием цели их использования. В свою очерердь, нецелевое использование бюджетных ср-в является нарушением бюдж.зак-ва, за него предусмотрены меры принуждения в БК, возможно привлечение и к иным видам отв-сти.



Последний принцип (о нем уже очень много говорили) – единства кассы (ст.28.2).

Он, так же как принцип подведомственности расходов, появился в БК РФ в составе принципов в январе 20008, однако до этого он все-таки присутствовал в БК и был предусмотрен в статье 216.

Этот принцип предполагает наличие у каждого бюджета своего единого счета бюджета. И зачисление всех кассовых зачислений, осуществление всех кассовых выплат осуществляется с единого счета бюджета. То есть все доходы зачисляются на этот единый счет, и расходование осуществляется только путем выплат с соответствующего счета.

Исключения, которые допускает БК: в отношении операций, которые осущ-ся за пределами территории соотв-го ППО; операции, осуществляемые в соответствии с валютным законд-вом. Во всех иных случаях – только с ед. счета соотв бюджета.

Отметим, что речь не идет о наличии единственного и неповторимого единого счета всех бюджетов. Просто у каждого ППО дб свой единый счет бюджета (хотя в будущем в рамках реформирования бюдж. законд-ва планируют и создание единого счета всех бюджетов). Единых счетов бюджетов столько, сколько бюджетов в стране.

Где открывается единый счет бюджета? Это банковский счет, который открывается в учреждениях ЦБ. Полномочием на открытие соотв счета наделяется ФК (уже давно пришло и всем открыло). Пользоваться услугами других кредитных организаций можно только в исключительных случаях, когда, например, на территории нет учреждения ЦБ либо имеется невозможность выполнения соотв-щих функций теми учреждениями ЦБ, которые находятся на соотв территории. Банковский счет у каждого бюджета один в силу данного принципа.

К элементам БС в том числе относятся бюджеты ГВФ, и это нужно учитывать, говоря о принципах БС. Вместе с тем, нужно понимать, что бюджеты ГВФ отличает определенное своеобразие, обусловленное в том числе тем, что за каждым отдельно взятым бюджетом ГВФ не стоит отдельное самостоятельное ППО (их бюджеты используются для исполнения расходных обязательств федерации и субъектов федерации относительно мед. страхов.)

Поэтому, разумеется, не все принципы применимы к бюджетам ГВФ в полном объеме. Вообще не применим – принцип равенства прав субъектов и МО. Подробнее об особенностях – учебник и монография Ногиной.

Лекция 8. Килинкарова Е.В. 26.09.2014

Правовое регулирование доходов и расходов бюджетов. Бюджетная классификация: понятие и структура.

Понятие бюджетной классификации содержится в статье 18 БК РФ: это группировка доходов, расходов и источников финансирования дефицитов бюджетов, которая используется для составления и исполнения бюджетов, составления бюджетной отчетности, а также обеспечивает сопоставимость показателей бюджетов БС РФ.

Помимо регулирования в БК применительно к бюджетной классификации также значение имеют и подзаконные акты. В частности, Приказ Минфина 2011 года №185, Приказ Минфина от 25 декабря 2012 года №171(применительно к бюджету 2013 года).

Как следует из определения, основное назначением бюджетной классификации – инструментальное. Посредством стандартизации операций со средствами бюджета обеспечивается единообразное понимание соответствующих операций всеми участниками БП.

Результатом применения бюдж.классификации к соотв-щим операциям, осуществляемым со средствами бюджета, является присвоение соответствующей операции кода бюджетной классификации (КБК).

КБК – это цифры. Определенное количество цифр, каждая из которых имеет определенную смысловую нагрузку. Именно благодаря тому, что каждой операции присваивается соотв-щий код (определенная последовательность чисел), мы и достигаем цели – понятное, общее, единообразное отражение операций во всех бюджетах в числовом выражении, то есть сразу понятно, о какой операции идет речь.

У каждой цифры – свое значение. Для того чтобы понять это значение, нам нужно вернуться к вопросу о составе бюджетной классификации. По ст.19 БК выделяются отдельно классификация доходов бюджетов, классификация расходов бюджетов, классификация ИФДБ и классификация операций ППО (классификация операций сектора гос управления ).

Как мы уже говорили, исполнение бюджетов осуществляется по доходам, расходам и ИФДБ. Поэтому каждая операция с бюджетными средствами подлежит определению в зависимости от своей сущности, то есть в соответствии с одной из трех первых классификаций (доходов, расходов либо источников ФДБ). Классификация операций сектора гос управления (ГУ) имеет универсальный характер и применяется ко всем операциям: как приходным, так и расходным.

Мы сказали, что результатом применения классификации является присвоение кода. Когда речь идет об определенной доходной операции, то будет присвоен такой операции код классификации доходов бюджетов. Код классификации отражает следующие показатели:

Первое - это код Главного Администратора доходов бюджета (как мы уже говорили, это тот главный участник БП, который имеет отношение к администрированию доходов)

Также в классификацию включаются код вида доходов, код подвида доходов и код классификации операции сектора ГУ, относящихся к доходам бюджета.

Те операции, которые связаны с осуществлением расходов, им присваивается код классификации расходов, в структуре которого так же на первом месте код ГРБС (участник БП, отвечающий за исполнение бюджета по расходам), далее код раздела, подраздела целевой статьи и вида расходов; завершает соответствующий код - код классификации операций сектора ГУ, относящихся к расходам бюджетов.

Последний вид операций, которые осуществляются в рамках исполнения бюджетов – это операции с источниками ФДБ. Код классификации ИФДБ содержит сначала ту часть кода, которая относится к ГА ИФДБ, далее код группы, подгруппы статьи и видов ИФДБ. Завершает, как и в первых двух случаях, код классификации операций сектора ГУ, относящихся к ИФДБ.

То есть мы видим, что структура кодов всех операций примерно одинакова (независимо, доходы, расходы или ИФДБ). Теперь вы понимаете, что КБК, когда в платежных документах указывается, имеет большое смысловое назначение. КБК определенным образом унифицирована в БК РФ. Минфину предоставлена возможность более детально ее расписывать. Классификация едина для всех уровней бюджетной системы.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

В случае и порядке, установленных финансовым органом, при организации исполнения бюджета по расходам могут предусматриваться утверждение и доведение до главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств предельного объема оплаты денежных обязательств в соответствующем периоде текущего финансового года (предельные объемы финансирования).

Предельные объемы финансирования устанавливаются в целом в отношении главного распорядителя, распорядителя и получателя бюджетных средств помесячно или поквартально нарастающим итогом с начала текущего финансового года либо на соответствующий квартал на основе заявок на финансирование главных распорядителей, распорядителей и получателей бюджетных средств. .

Таким образом, исполнение бюджета является заключительной стадией бюджетного процесса, имеет своей целью выполнение доходной и расходной частей бюджетов. Оно основывается на двух принципах: единства кассы и принцип подведомственности расходов. Т.е. исполнение бюджета – это важный этап бюджетного процесса, действия по мобилизации и использованию бюджетных средств в процессе исполнения которых участвуют органы исполнительной власти.

Повышение эффективности использования бюджетных средств напрямую зависит от распределения расходных полномочий по уровням бюджетной системы. В связи с чем, необходимо перераспределение бюджетных полномочий между уровнями бюджетной системы (или создание новых уровней) таким образом, чтобы радиус предоставления бюджетной услуги совпадал с радиусом ее потребления.

Перераспределение расходных полномочий возможно в направлении их интеграции и локализации.

Суть интеграции бюджетных расходов состоит в выявлении у обособленных групп потребителей бюджетных услуг сходных требований и перемещении полномочий по предоставлению этих услуг на боле высокий уровень управления. Интеграция приводит к расширению у бюджетного учреждения радиуса предоставления бюджетных услуг, что способствует проявлению свойства синергии. Интеграционный процесс приводит к повышению мобильности членов общества, развитию средств коммуникаций, систем транспортного сообщения. Например, в зависимости от географического положения муниципального образования пользователями внутригородских перевозок могут стать жители других муниципалитетов или даже субъектов РФ. Примером интеграции является потребление жителями муниципального района бюджетной услуги в сфере здравоохранения на территории одноименного городского округа.

Интеграция бюджетных расходов позволяет синхронизировать имеющиеся ресурсы в бюджетной инфраструктуре с мобильностью потребителей бюджетных услуг. Недостаток интеграции проявляется в снижении способности органов управления выявлять и учитывать особенности потребности в бюджетных услугах на местах небольших сообществ.

Устранение указанного недостатка интеграционных процессов достигается в рамках локализации предоставления бюджетных услуг. Суть данного инструмента состоит в выявлении у территориально обособленных групп потребителей особенностей, обуславливающих существенные различия в требованиях к бюджетным услугам, и передаче полномочий по предоставлению соответствующих бюджетных услуг на уровень обособленных групп потребителей. Локализация приводит к сужении радиуса предоставления бюджетных услуг посредством формирования субуровней с закреплением на них соответствующих полномочий.

В рамках локализации бюджетных расходов достигается такое расходование средств бюджета, при котором обеспечивается удовлетворение приоритетных требований местного сообщества по оказанию бюджетных услуг. В данном случае, предельно эффективными для всей бюджетной системы могут быть признаны расходы на оказание бюджетных услуг, предоставление которых полностью локализовано на соответствующем уровне бюджетной системы. В условиях локализации чем меньше радиус потребления бюджетной услуги выходит за границы муниципального образования, тем большей эффективности при использовании бюджетных средств можно добиться. Негативный эффект интеграционных процессов проявляется в увеличении доли расходов на управление, вызванное появлением нового управленческого звена.

Интеграция и локализация – взаимосвязанные процессы, институционализирующие бюджетную систему, обуславливающие направление и динамику развития ее уровней, появление новых или упразднение прежних уровней и элементов бюджетной системы.

Как интеграционные, так и локализационные процессы проецируются на оценку эффективности бюджетных расходов: что имеет приоритетное значение для муниципального бюджета.

Если говорить о повышение эффективности использования бюджетных средств напрямую зависит от распределения расходных полномочий по уровням бюджетной системы, благодаря или создание новых уровней, то это позволит отобрать и сопоставить по приоритетности те услуги, радиус потребления которых совпадает. В том случае, если группировка бюджетных услуг по радиусу потребления не возможна, целесообразным может быть выделение одной наиболее значимой бюджетной услуги или предоставление ее в отдельном уровне бюджетной системы.

Альтернативой созданию нового бюджетного уровня может стать появление в бюджетной системе нового участника – специального бюджетного фонда. Который может преследовать две цели: повышение эффективности бюджетных расходов и компенсацию потребителям издержек в связи с ограничением предоставления отдельных бюджетных услуг.

Для оценки эффективности использования бюджетных средств, наряду с понятием объема и качества бюджетной услуги, необходимо использовать такой показатель как комфортность бюджетной услуги, которая влияет на удовлетворенность потребителя от получения бюджетной услуги.

Нередко нехватка бюджетных средств для надлежащего исполнения расходных полномочий муниципальных образований обусловлена стремлением сохранить потребление бюджетных услуг на уровне не соответствующем реальным приоритетам, т.е. предъявляется необоснованный спрос на получение более комфортных услуг.

Из всего вышесказанного следует, что формирование нового управленческого уровня, может стать повышением эффективности бюджетных расходов. Пересмотр распределения расходных полномочий обоснован в том случае, когда главные распорядители и получатели бюджетных средств изначально поставлены в условия некорректной оценки приоритетов, в связи с чем их деятельность в сфере управления общественными финансами сведена у поиску элементарной экономии.

(Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 N 145-ФЗ)

Стабильность и (или) преемственность бюджетной классификации Российской Федерации, а также обеспечение сопоставимости показателей бюджета отчетного, текущего и очередного финансового года (очередного финансового года и планового периода).
Секретные статьи могут утверждаться только в составе федерального бюджета.

Статья 37. Принцип достоверности бюджета

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Статья 38. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Статья 38.1. Принцип подведомственности расходов бюджетов

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.
Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии со статьей 158 настоящего Кодекса.
Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.
Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрации.

Статья 38.2. Принцип единства кассы

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством Российской Федерации.

Раздел II. ДОХОДЫ БЮДЖЕТОВ

Глава 6. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ О ДОХОДАХ БЮДЖЕТОВ


Статья 39. Формирование доходов бюджетов

Доходы бюджетов формируются в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, законодательством о налогах и сборах и законодательством об иных обязательных платежах.

Статья 40. Зачисление доходов в бюджет

1. Доходы от федеральных налогов и сборов, региональных и местных налогов, страховых взносов на обязательное социальное страхование, иных обязательных платежей, других поступлений, являющихся источниками формирования доходов бюджетов бюджетной системы Российской Федерации, зачисляются на счета органов Федерального казначейства для их распределения этими органами в соответствии с нормативами, установленными настоящим Кодексом, законом (решением) о бюджете и иными законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правовыми актами, принятыми в соответствии с положениями настоящего Кодекса, между федеральным бюджетом, бюджетами субъектов Российской Федерации, местными бюджетами, а также бюджетами государственных внебюджетных фондов в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации.

Органы Федерального казначейства осуществляют в установленном Министерством финансов Российской Федерации порядке учет доходов, поступивших в бюджетную систему Российской Федерации, и их распределение между бюджетами в соответствии с кодом бюджетной классификации Российской Федерации, указанным в расчетном документе на зачисление средств на счет, указанный в абзаце первом настоящего пункта, а в случае возврата (зачета, уточнения) платежа соответствующим администратором доходов бюджета - согласно представленному им поручению (уведомлению).
Органы Федерального казначейства не позднее следующего рабочего дня после дня получения от учреждения Центрального банка Российской Федерации выписки со своих счетов, указанных в абзаце первом настоящего пункта, осуществляют перечисление указанных доходов на единые счета соответствующих бюджетов.
2. Денежные средства считаются поступившими в доходы соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации с момента их зачисления на единый счет этого бюджета.

Статья 41. Виды доходов бюджетов

1. К доходам бюджетов относятся налоговые доходы, неналоговые доходы и безвозмездные поступления.
2. К налоговым доходам бюджетов относятся доходы от предусмотренных законодательством Российской Федерации о налогах и сборах федеральных налогов и сборов, в том числе от налогов, предусмотренных специальными налоговыми режимами, региональных и местных налогов, а также пеней и штрафов по ним.

Страницы: 15 из 130

В книге кратко изложены ответы на основные вопросы темы «Бюджетная система России». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

27. Принцип достоверности бюджета. Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств. Принцип подведомственности расходов бюджетов. Принцип единства кассы

Принцип достоверности бюджета означает надежность показателей прогноза социально-экономического развития соответствующей территории и реалистичность расчета доходов и расходов бюджета.

Принцип адресности и целевого характера бюджетных средств означает, что бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств доводятся до конкретных получателей бюджетных средств с указанием цели их использования.

Принцип подведомственности расходов бюджетов означает, что получатели бюджетных средств вправе получать бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств только от главного распорядителя (распорядителя) бюджетных средств, в ведении которого они находятся.

Главные распорядители (распорядители) бюджетных средств не вправе распределять бюджетные ассигнования и лимиты бюджетных обязательств распорядителям и получателям бюджетных средств, не включенным в перечень подведомственных им распорядителей и получателей бюджетных средств в соответствии с законодательством.

Распорядитель и получатель бюджетных средств могут быть включены в перечень подведомственных распорядителей и получателей бюджетных средств только одного главного распорядителя бюджетных средств.

Подведомственность получателя бюджетных средств главному распорядителю (распорядителю) бюджетных средств возникает в силу закона, нормативного правового акта Президента РФ, Правительства РФ, высшего исполнительного органа государственной власти субъекта РФ, местной администрации.

Принцип единства кассы означает зачисление всех кассовых поступлений и осуществление всех кассовых выплат с единого счета бюджета, за исключением операций по исполнению бюджетов, осуществляемых в соответствии с нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ, органов государственной власти субъектов РФ, муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления за пределами территории соответственно РФ, субъекта РФ, муниципального образования, а также операций, осуществляемых в соответствии с валютным законодательством РФ.

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Бюджетная система России. Шпаргалки (П. Ю. Смирнов, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром -