Классовая реформа осаго: как может измениться стоимость полиса. Для реформы осаго подготовили новые поправки

Нововведения, предложенные Минфином в отношении обязательного в начале года, предположительно вступят в законную силу в мае 2017 года. Стоит отметить, что многие автовладельцы против реформы ОСАГО, поскольку согласно новым условиям пострадавшее в результате ДТП лицо может рассчитывать только на проведение восстановительного ремонта за счет страховщика , выплата компенсационных средств утратит свою актуальность.

Планируемая процедура реализация реформы стала причиной возникновения множества споров относительно новых правил возмещения вреда, причиненного ДТП. Некоторые автомобилисты даже высказывают мнение, что полная отмена ОСАГО была бы выгоднее для собственников транспортных средств, нежели внесение поправок подобного рода. Несмотря на это, президент РСА И. Юргенс, ознакомившись с планом и особенностями нововведений, отметил их эффективность и актуальность.

Как отмечают представители Минфина, глобальное изменение условий полиса, станет новым этапом во взаимоотношениях между страховщиками и страхователями. Характер данных отношений подлежит изменению в корне, некоторые поправки требуют экстренного введения, что поможет избежать незаконных действий со стороны автомошенников, агрессии автоюристов. Реализация запланированных изменений будет осуществляться поэтапно, что будет максимально способствовать постепенной адаптации и оптимизации процесса реформирования.

Первый этап предполагает введение наиболее экстренных реформ, не терпящих отлагательств, последующий – осуществление действий и реализацию поправок, которые можно выполнить через определенное время.

Реализация первого этапа реформы ОСАГО

Большая реформа ОСАГО предполагает переход от денежного расчета к натуральному. На первом этапе ее реализации планируется внедрить в жизнь новое условие компенсации ущерба, предусматривающее не покрытие вреда в денежном эквиваленте, как это было ранее, а проведение восстановительного ремонта.

Дополнительная информация! Госдума поддержала предложение о внесении изменений в условия страхования авто ОСАГО, однако с некоторой оговоркой. Возмещение ущерба, причиненного ДТП, путем проведения восстановительного ремонта следует применять только к тем страхователям, которые заключили договор со страховой компанией по истечении месяца с момента обнародования рассматриваемых поправок посредством их опубликования.

Согласно прогнозам Минфина восполнение затрат пострадавшей стороны в натуральной форме будет производиться в 90% случаев. Особенностью данного аспекта является тот факт, что право выбора формы компенсации остается за страховщиками, то есть последние могут выполнить условия договора страхования как путем выплаты страховой суммы, так и посредством проведения ремонта по восстановлению автомобиля.

Следует ожидать, что последствия введения поправок будут по-разному восприниматься сторонами страхового договора. Так, страховщики получат возможность контролировать процедуру натуральной компенсации, таким образом, обезопасив себя от недобросовестных автомобилистов и мошенников, которые иногда пытаются обманным путем увеличить при наступлении страхового случая.

Выгоды страхователя

Что касается выгоды страхователя, то ее наличие в данном случае весьма сомнительно, поскольку последний полностью лишается возможности самостоятельно подобрать наиболее подходящие детали, контролировать процедуру проведения ремонта, а также качество выполнения работ. Следует отметить, что с этой стороны нововведение вряд ли можно назвать выгодным и эффективным для собственников поврежденных в результате дорожно-транспортного происшествия транспортных средств.

Глава Российского союза автостраховщиков настаивает на том, чтобы реализация процесса реформирования осуществлялась с учетом следующих условий:

  • собственникам авто должно предоставляться право выбора между денежной и натуральной компенсацией в случае невыполнения страховщиком основных условий проведения восстановительного ремонта;
  • страховая компания обязана предоставить страхователю направление на проведение восстановительных работ и варианты сервисных центров, которые последний вправе выбирать по собственному усмотрению;
  • перед выполнением условий договора по компенсации ущерба необходимо проводить независимую экспертизу ТС, на основаниях которой впоследствии будет осуществляться выплата средств или проведение ремонтных работ;
  • в случае натурального расчета страхователь обязан гарантировать качество запланированных работ, а также возможность контролировать их проведение.

По мнению главы РСА внедрение вышеперечисленных условий сделает процедуру реформирования безболезненной, а ее последствия более выгодными для владельцев ТС.

Дополнительная информация! По большой реформе ОСАГО процесс начался в начале 2017 года, второе чтение, результатом которого вполне может быть внесение новых поправок с учетом изложенных требований, запланировано на 15 марта нынешнего года.

К основным преимуществам реформы ОСАГО 2017 И. Юргенс относит отсутствие требования учитывать износ деталей во время проведения восстановительных работ. Так, если ранее при исчислении компенсации нужно было учитывать амортизационный износ транспортного средства и поврежденных в результате аварии деталей, то согласно проекту реформы ОСАГО данное требование не выдвигается.

Помимо изменений, связанных с переходом к натуральному расчету, на первом этапе предполагается увеличить размер страховой суммы по незначительным дорожно-транспортным происшествиям, которые разрешено оформлять без участия третьих лиц, вдвое. Действующий на данный момент лимит в 50 тысяч рублей планируется поднять до 100 тысяч, что, по сути, увеличивает шансы участников аварии, зафиксировавших факт ДТП в европротоколе, получить компенсацию вреда в полной мере.

Предложение поддержал Н. Тюрников, являющийся главой Ассоциации по защите прав автострахователей, а также представители Центрального банка, поскольку, по их мнению, осуществить качественный ремонт поврежденного во время столкновения ТС за 50 тысяч рублей просто невозможно.

Особенности второго этапа реформы по ОСАГО

Вторая группа поправок включает пункты, внедрение которых планируется провести после реализации глобальных изменений в автостраховании ОСАГО.

К новшествам второго плана относят:

Комитет Государственной думы по финансовому рынку рекомендовал депутатам принять изменения во втором чтении.

О том, что одобренный комитетом ГД по финансовому рынку вариант реформы ОСАГО значительно отличается от прежних версий, сообщает «Коммерсант ». Издание отмечает, что нынешний вариант должен больше понравиться автовладельцам, однако вряд ли он устроит страховщиков.

Документ предполагает, что физические лица (владельцы легковых ТС) по полису ОСАГО будут получать выплаты ущерба в виде ремонта. Исключения останутся только для нескольких случаев, таких как получение увечья или отдалённость сервиса более чем 50 километров от места ДТП или жительства клиента. При этом отмечается, что СТО потерпевший сможет выбирать либо из списка страховой компании, либо самостоятельно (свой выбор необходимо будет согласовать с СК).

Согласно нынешним поправкам, при ремонте по ОСАГО сервисным станциям запрещается пользоваться б/у или восстановленными деталями, то есть при натуральном возмещении ущерба не будет учитываться износ автомобиля. При этом ответственность за ремонт несёт страховщик; гарантия на слесарные работы составляет шесть месяцев, а на кузовные и лакокрасочные – один год.

Клиенты страховых компаний при этом в суде смогут взыскать с компании утрату товарной стоимости автомобиля (УТС). «Ситуация, при которой страховщики оплатят замену старых деталей автомобиля на новые, а потом получат требования недобросовестных юристов о выплате по утрате товарной стоимости, выглядит абсурдной», — комментирует исполнительный директор Российского союза автостраховщиков Евгений Уфимцев.

Сообщается, что измененные нормы ФЗ об ОСАГО должны заработать весной 2017 года только для держателей новых договоров «автогражданки». При этом ЦБ обещает составить список убыточных регионов, где натуральное возмещение ущерба начнёт действовать в том числе и для ранее купленных полисов. Предположительно их насчитывается около трети от общего количества субъектов РФ. Второе чтение законопроекта должно пройти 10 марта.

«С одной стороны, сделан некий шаг вперёд, — отметил президент РСА Игорь Юргенс, — создан заслон неправомерным действиям автоюристов. Но, как всегда, во имя призрачных интересов народа законодатели не разобрались в мелких для потребителя, но важных для рынка деталях – УТС, ПВУ для коллективных ДТП [прямое возмещение убытков – примечание редакции] и прочем». Он добавил, что страховщики предполагали соблюдение соглашения о том, что после запуска , ремонтная реформа будет одобрена. «В итоге получили не то и в иные сроки», — пояснил глава союза.

Минфин направил на согласование в ведомства новую порцию поправок к закону об ОСАГО. Они существенно снижают объем выплат из компенсационного фонда Российского союза автостраховщиков (РСА). Требования по ним нельзя будет передавать автоюристам, и в отношении этих выплат не будет действовать закон о защите прав потребителей, благодаря которому в судах сейчас взыскиваются суммы в два-три раза больше оплаченного ущерба по ОСАГО. В прошлом году из фонда РСА было выплачено 5 млрд руб., из них порядка 30% достались мошенникам, считают в союзе.


Ремонтная реформа ОСАГО (соответствующий закон Владимир Путин подписал 28 марта) — не последнее изменение в жизни автовладельцев. Как рассказали "Ъ" в Минфине, на согласование в министерства отправлена следующая порция поправок к закону об ОСАГО. По словам замглавы департамента финансовой политики Минфина Веры Балакиревой, преобразования в сегменте продолжатся. Они будут оформлены тремя законопроектами.

Первый 28 марта уже направлен на согласование в министерства и ведомства. Согласно документу (есть у "Ъ"), страховщики теряют право выставлять пострадавшему в ДТП пешеходу регрессное требование по ущербу, причиненному автомобилю. Как пояснили в РСА, поскольку автомобиль является источником повышенной опасности, Гражданский кодекс не дает права страховщику выставлять регресс пешеходам. "Однако единичные случаи на рынке все же были",— соглашаются с необходимостью правки в союзе.

При этом РСА при выплатах из компенсационного фонда получает право регресса к виновнику ДТП в размере произведенной компенсации. Напомним, согласно закону об ОСАГО выплаты из компфонда РСА положены пострадавшим в том случае, если виновник аварии неизвестен, или его ответственность не застрахована, или страховщик, выписавший полис,— банкрот. Кроме того, РСА получает право выставлять регресс к сервису, выдавшему диагностическую карту автомобилю, если выяснится, что авария наступила из-за неисправности, которая могла быть обнаружена на момент осмотра автомобиля для получения карты.

В свою очередь, на выплаты из компфонда РСА накладывается ряд ограничений: их нельзя переуступать третьим лицам, то есть автоюристам, и на них не распространяется закон о защите прав потребителей. Напомним, именно этот закон позволяет юристам в судах взыскивать со страховщиков суммы вдвое-втрое большие оплаченного ущерба — благодаря возможности выставлять счета за услуги юристов, оплачивать заключения техников-экспертов, сумму ущерба плюс 50% в качестве штрафа. Кроме того, если у получателя выплаты из фонда есть претензии по ее величине, до подачи иска в суд предъявление претензии в РСА станет обязательным.

Заменой выплат ремонтом реформа ОСАГО не закончится - на согласование в министерства уже ушла новая порция поправок к закону о страховании ответственности автовладельцев

По данным РСА, сейчас в компфонде 14 млрд руб. С момента старта компвыплат в 2004 году потерпевшие получили из него 32,8 млрд руб. В прошлом году размер выплат из фонда составил 5 млрд руб. и до 30% из них в РСА считают сомнительными — "накрученными" автоюристами.

Вера Балакирева говорит, что на подходе у Минфина еще два проекта — об увеличении выплат по европротоколу с 50 тыс. руб. до 100 тыс. руб. и о либерализации условий страхования, в том числе тарифов с делением полисов в зависимости от страховой суммы на премиум-, бизнес- и экономварианты ("Ъ" писал об этом 15 сентября 2016 года). "Это базовый проект поправок, он уже прошел первый круг согласования, мы получили замечания, работаем над ними",— заключает госпожа Балакирева. Впрочем, по сведениям "Ъ", в ЦБ его согласовывать пока отказываются, регулятор считает, что эти нововведения создадут на рынке "ненужную турбулентность" и до обкатки ремонтной реформы обсуждать проект пока не стоит.

По последней версии поправок к закону об автостраховании ОСАГО , согласованной Банком России и Минфином, итогом рассмотрения страхового случая считается направление на ремонт, рассказывают автоинструкторы .

Теперь возмещение вреда будет проходить на станции восстановительного ремонта, которая указана в заявлении потерпевшей стороны. Но выбор СТО должен быть согласован со страховщиком.

Центробанк в свою очередь выставит требования к сервисам, а именно сроки проведения ремонта , сохранение гарантийных обязательств производителя автомобиля, территориальная доступность мастерской.

По оценке Министерства финансов, более 90% выплат в ОСАГО будут проходить в форме ремонта. Напомним, что поправки будут внесены на рассмотрение в Госдуму уже этой осенью.

Если со стороны автовладельцев будут поступать массовые жалобы на качество ремонта и срывы сроков, то страховщик будет лишен права на натуральное возмещение при страховом случае. В поправках сказано, что это произойдет, если страховая компания неоднократного в течение года нарушит свои обязательства по восстановительному ремонту. В этом случае страховщика обяжут выплачивать компенсацию в денежной форме на срок до одного года.

А вот разделение страховых полисов ОСАГО на три категории в зависимости от суммы возмещения и тарифов в блок поправок не вошло. Хотя Минфин заявил, что не намерен отказываться от своей идеи, а просто отложит ее на неопределенный срок.

Как происходит ремонт по ОСАГО?

Если автовладелец соглашается с предложением страховщика получить компенсацию в виде ремонта машины, то компания предлагает водителю на выбор несколько мастерских. Клиент выбирает оптимальный вариант, и страховая компания перечисляет деньги на счет СТО.

На данный момент ответственность за качество выполнения ремонта и его сроки несет автосервис. Если вам не понравилось, как был выполнен ремонт, просто не подписывайте акт приема-сдачи.

Что касается срыва сроков, то вы вправе потребовать от СТО неустойку.

Учет износа

Эксперты страховщика при оценке размера ущерба обязательно учтут износ деталей автомобиля . Отличие в том, что в одном случае сумму за износ недополучит водитель, а в другом — СТО. Мастерская, как правило, требует автовладельца доплатить эту разницу, чтобы заменить поврежденные запчасти на новые. Еще один вариант: автомобилист сам найдет бывшие в употреблении детали с аналогичной степенью износа. Но, как вы понимаете, это практически не реально.

У страховщика всегда есть возможность занизить убыток. СТО делает ремонт на основании своих расчетов или расчетов страховой компании. Износ может сыграть роль, как в первом, так и во втором случае.

Например, непосредственно перед ДТП владелец авто заменил некоторые детали на новые, но износ по ним будет все равно считаться по возрасту машины. Кстати, всегда сохраняйте чеки и выписки на работы по замене старых запчастей, чтобы при необходимости подтвердить свою правоту. К тому же при оценке специалисты могут неверно определить, когда именно были получены повреждения: до ДТП или в результате него.

Говоря простыми словами, разные эксперты, используя единую методику, могут насчитать разные суммы. При низкой оценке убытка искать справедливости придется в суде.

Видео о последствиях реформы ОСАГО:

Не попадайте в ДТП и удачи!

В статье использовано изображение с сайта autond.ru

Одним из актуальных и важных вопросов для всех автовладельцев является тема, связанная с ОСАГО. Иными словами, новая реформа ОСАГО в 2018 году является одной из обсуждаемых темой, которая поднимается уже не первый год.

Но, уже официально известно и объявлено о том, что все изменения, касающиеся этого страхового полюса, будут введены непосредственно с 1 января этого года.

Но, чего стоит ожидать и на что надеяться? К каким результатам приведут все эти преобразования, и так ли они необходимы данной системе? Ответы на все эти вопросы мы постараемся найти вместе, внимательно проанализировав и изучив сложившуюся ситуацию.

Свежие новости.

Согласно постановлению, в этом году ожидается введение натурального возмещения по ОСАГО на всей территории России. Хотя, всё-таки лишь в нескольких регионах страны с наибольшей убыточностью «автогражданки» реформа начнётся чуть раньше, вернее уже началась в конце 2017 года. При этом стоит отметить, что за Центробанком РФ остаётся окончательное право определения регионов, где преимущество «ремонтных» выплат будет установлено для всех полисов ОСАГО, независимо от даты их приобретения. Стоит отметить, что данное содержание документа уже одобрено и подтверждено председателем комитета Госдумы по финансовому рынку Анатолием Аксаковым. По его словам, в правительстве предлагалось несколько вариантов решения данного вопроса, но после долго обсуждения было принято решение остановиться на этом варианте.

По заявлению Аксакова, закон ориентировочно вступит в свою полную законную силу непосредственно только к 1 мая. При этом переходный период может затянуться вплоть до 31 декабря 2018 года. Именно до этой установленной даты будет действовать пункт, на основе которого Банки России могут самостоятельно определять наиболее проблемные регионы.

Но почему передвинули сроки? Согласитесь, первоначально закон об ОСАГО должен был заработать ещё в 2017 году. Но, большая часть политических деятелей и депутатов сошли в едином мнении, что эта поправка должна стартовать одновременно по всей стране, поэтому самым правильным ввести её непосредственно с 1 января 2018 года, а до этого момента времени решить и уладить все необходимые вопросы. Но, несмотря на то, что закон будет считаться официальным и полноправным только с этого года, Банки России все, же имеют право вводить самостоятельное возмещение в отдельных «токсичных» регионах.

Возникает другой вопрос – останется ли суть закона прежней, или же всё-таки будут введены поправки? Здесь пока известно лишь о том, что суть нового закона об ОСАГО заключается в том, что возмещение по данному страховому полюсу будет по умолчанию выплачиваться и покрываться не денежными средствами, а в виде ремонта машин. При этом в законе прописывается ряд, которые, прежде всего, касаются выплат. Проще говоря, выплата по полису может быть выражена и в денежном эквиваленте, но лишь в следующих случаях.

  1. Гибель потерпевшего.
  2. Причинение тяжкого вреда здоровью.
  3. Полная утрата автомобиля.
  4. Невозможность организации ремонта.

Это, пожалуй, самые существенные и важные исключения из правил. О каких поправках в новый закон об ОСАГО можно отметить, о которых обязательно должен быть осведомлён каждый автомобилист..


Стоит сказать, что после обсуждения всех этих поправок, было предложено перенести дату ввода этого закона. Так, к примеру, первый зампред ЦБ Сергей Шевцов заявил о том, что ремонтную работу по ОСАГО лучше всего начать с 2020 года, но при этом от депутатов необходимы соответствующие рекомендации о повышении тарифов в среднем в 3 раза. При этом многие полагают, что все водимые поправки вызовут серьёзные опасения среди автомобилистов, так как в конечном результате по таким условиям закона они получат ремонт «пылью и замазкой», то есть совершенно не качественный и при этом окажутся совершенно незащищёнными из-за загруженности судов. Так ли это будет на самом деле, покажет время, и о первых результатах можно будет говорить уже ближе к концу этого 2018 года.