Железнодорожный транспорт. Важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта российской федерации в условиях рыночной экономики

Понятие грузооборота

Методы расчёта грузооборотов

Раздел 1. Основная характеристика грузооборотов.

Раздел 2. Методы расчёта грузооборота.

Грузооборот - это экономический показатель работы транспорта (показатель объёма перевозок грузов), равный произведению массы перевозимого за определенное время груза на расстояние перевозки.

Основная характеристика грузооборотов

Грузооборот измеряется в тонно-километрах. Например, если разные суда перевезли в течение года 5 млн. тонн груза на среднее расстояние 150 км, то годовой грузооборот составляет 5 × 150 = 750 млн. тонно-километров.

Для определения грузооборота масса перевезенного груза в тоннах (отдельно по каждой партии груза) умножается на дальность перевозки и полученные произведения суммируются.

Показатель грузооборота используется в планировании и статистике для измерения производительности труда на транспорте (количество тонно-километров на одного работающего), себестоимость перевозок также определяется в расчете на 1 км, так как затраты на перевозку зависят от дальности ее и массы груза.

Для оценки деятельности предприятий транспорта показатель грузооборота не применяется, так как общество заинтересовано в наилучшем удовлетворении потребностей в перевозках при минимизации транспортных издержек, для этих целей используется показатель перевозки (отправки) грузов в тоннах, выручка от перевозок и др.

Распространение передового опыта, в том числе железнодорожников Белоруссии, позволяет увеличить объем полезной работы транспорта без увеличения численности работающих.

Для характеристики грузооборота государства, какой-то территории, определенного направления, реки и т.п. применяются и та и другая единица измерения. А для характеристики грузооборотов какого-либо транспортного узла, станции или иного транспортного объекта, в качестве измерителя применяется только тоннаж.

Грузооборот определяет уровень развития связей, развитие торговли, степень экономической активности в определенный период и т.д.

Единицей наблюдения в статистике перевозок грузов является отправка, т.е. партия груза, перевозка которой оформлена соответствующим документом (договором перевозки). Первичные документы на разных видах транспорта имеют различные названия:

дорожная ведомость – на железнодорожном и речном транспорте;

коносамент и манифест – на морском транспорте;

путевой лист и товарно-денежная накладная – на автомобильном транспорте;

сопроводительная ведомость – на воздушном транспорте.

Статистика перевозок грузов разработала систему показателей, которые обеспечивают возможность всесторонней характеристики работы каждого предприятия и единой транспортной сети страны. Эти показатели подразделяются на две группы:

объемные (суммарные);

качественные.

К объемным показателям статистики перевозок грузов относятся:

отправлено (отправление) грузов;

прибыло (прибытие) грузов;

перевезено (перевозка) грузов;

перевезено в прямом смешанном сообщении;

объем выполненной транспортной работы – грузооборот.

Грузооборот представляет собой объем работы при перевозке грузов, исчисляется суммированием произведений массы перевезенных грузов на расстояние перевозки в километрах (милях). Он является одним из основных показателей при оценке эффективности работы транспортного предприятия.

К качественным показателям статистики перевозок грузов относятся:

среднее расстояние перевозки в 1т груза;

средняя густота перевозок 1т груза;

средняя продолжительность перевозки 1т груза;

средняя скорость продвижения 1т груза.

Распределение грузовых перевозок между отдельными видами транспорта зависит от их особенностей и экономического преимущества. Например,

железнодорожный транспорт используется при перевозке больших объемов грузов на большие расстояния;

автомобильный транспорт – в городах и районах на короткие, а также на более дальние расстояния при перевозках ценных и скоропортящихся грузов;

морской транспорт – при перевозках массовых грузов в районах, тяготеющих к внутренним водным и морским бассейнам;

магистральные трубопроводы служат для перекачки газа и сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы и для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления и терминалы;

воздушный транспорт используется при перевозке грузов на очень большие расстояния.

Железнодорожный транспорт.

В период остановки навигации на реках железнодорожный транспорт успешно заменяет водный транспорт. Большой объем товарооборота с другими странами осуществляется именно железнодорожным транспортом. А также он занимает I место среди других магистральных видов транспорта.

Автомобильный транспорт.

Автомобильный транспорт наиболее мобилен из всех видов транспорта. Он способен перевозить грузы, как дальние, так и на короткие. Недостатки – большая себестоимость и трудоемкость, высокий уровень загрязнения окружающей среды.

Трубопроводный транспорт.

Разнообразие трубопроводного транспорта в зависимости от видов транспортируемых продуктов вызывает необходимость применения группировки (классификации). Магистральные трубопроводы подразделяются на нефтепроводы, продуктопроводы и газопроводы. Первые служат для перекачки сырой нефти с промыслов на перерабатывающие заводы. Вторые – для транспортирования готовых нефтепродуктов с заводов в районы потребления. Третьи – для транспортирования газа. В случае если продуктопровод строго специализирован для транспортировки какого-либо одного вида нефтепродукта, он называется соответственно: керосинопровод, бензин провод, маслопровод, мазут провод. Преимущество трубопроводного транспорта в том, что у него непрерывна транспортировка и не зависит от природных условий. Большой недостаток в загрязнении окружающей среды.

Морской транспорт.

Морской транспорт способен перевести любые грузы, любых видов и габаритов. В отличие от других видов транспорта, морским перевозят, главным образом, экспортные (46%) и импортные (70%) грузы. Недостатки: зависимость от погодных условий, потребность в дорогих портовых сооружениях и высокая доля расходов на начальные и конечные операции.

Внутренние водные пути.

К ним относятся: реки, озера, водохранилища, каналы, пригодные для судоходства. На внутренних водных путях движение судов допускается не по всей ширине, а только на путях, которые подготовлены для судоходства и которые обозначены навигационными знаками.

Статистический учет перевозок грузов на внутреннем водном транспорте выполняют предприятия внутреннего водного транспорта: порты, пароходства, судовые компании, а также предприятия других отраслей экономики, осуществляющие перевозную работу на коммерческой основе.

Воздушный транспорт.

Воздушным транспортом грузы перевозятся на очень большие расстояния, но этот вид транспорта значительно меньше, чем на другие, применяют для перевоза груза. Им перевозят, как правило, наиболее дорогостоящие грузы: драгоценные меха, дорогая одежда, оружие, медикаменты и т.д. Главное отличие авиации от других видов транспорта заключается в высокой путевой скорости и в большой беспосадочной дальности полета.




Методы расчёта грузооборота

Все расчеты заносятся в статистическую таблицу, которая называется статистическая группировка.

Статистическая группировка – позволяет дать характеристику размера, структуры и взаимосвязи изучаемых явлений, выявить их закономерности.


Методы для расчета:

Ряды динамики (абсолютные и относительные показатели, цепные и базисные и средние величины);

Выборочное наблюдение;

Показатели вариации (дисперсия);

Графическое построение (графики).

Абсолютные показатели – именованные числа, имеющие определенную размеренность и единицы измерения. Они характеризуют показатели на момент времени или за период. В зависимости от различных причин и целей анализа применяются натуральные, условно-натуральные, денежные и трудовые единицы измерения.

Абсолютный прирост – это разность между исследующим уровнем ряда и предыдущим (или базисным).

10. Грузооборот в %

Источники

Википедия – Свободная энциклопедия, WikiPedia

ekoslovar.ru – Экономический словарь

academic.ru – Словарь Академика

guskonstantin.narod.ru – Статьи

bank24.ru – Словарь экономических терминов

kgau.ru – Учебно-методический комплекс

Показатели эксплуатационной работы железных дорог делятся на количественные и качественные.

Количественные показатели эксплуатационной работы

Количественные показатели характеризуют объем перевозок, пассажиров и грузов, а также работу подвижного состава, к ним относятся:

1. Объем перевозочной работы :

а) по грузовому движению - это количество перевезенных тонн груза

∑Р = Р 1 + Р 2 + … + Р n ;

б) по пассажирскому движению - числом отправленных пассажиров

∑а = а 1 + а 2 + … + а n .

2. Грузооборот железных дорог определяется в т·км по следующей формуле

∑Рl = ∑Pl т,

где l т - средняя дальность пробега одной тонны груза.

3. Пассажирооборот - определяется количеством пассажиро-километров (пасс·км) и находится по формуле

∑al = ∑al п,

где l п - средняя дальность проезда одного пассажира.

4. Грузонапряженность (густота) - это количество тонно-километров в год, приходящееся на один километр эксплуатационной длины данного подразделения, определяется по формуле

где L экс - эксплуатационная длина соответствующего подразделения.

6. Погрузка на сети, дороге, отделение или станции (U п), учитывается ежесуточно в физических вагонах.

7. Выгрузка (U в) - учитывается в физических вагонах для сети, дороги, отделения или станции.

8. Нормы передачи вагонов с дороги на дорогу или с отделения на отделение:

а) по приему вагонов: U пр.гр. , U пр.пор. , U пр.общ. ;

б) сдача вагонов: U сд.гр. , U сд.пор. , U сд.общ.

9. Работа сети, дороги и отделения - учитывается в физических вагонах в сутки и определяется по формулам

Качественные показатели эксплуатационной работы

Качественные показатели характеризуют использование подвижного состава, к ним относятся:

1. Ходовая скорость - это средняя скорость движения поезда на данном отрезке железнодорожной линии без учета остановок и потерь времени на разгоны и замедления. Ходовая скорость определяется по формуле

где t х - время хода.

2. Техническая скорость - это средняя скорость движения поезда по перегонам участка без учета времени остановок, но с учетом времени на разгоны и замедления:

3. Участковая скорость (коммерческая) - это средняя скорость движения поезда по участку с учетом времени остановок на промежуточных станциях и потерь времени на разгоны и замедления:

4. Маршрутная скорость - это средняя скорость движения поезда на данном железнодорожном направлении с учетом времени остановок на всех станциях и потерь времени на разгоны и замедления. Маршрутная скорость измеряется в км/сут и определяется по формуле

5. Скорость доставки груза - это средняя скорость перемещения груза от момента приема его железной дорогой до момента выдачи получателю:

где l г - дальность провоза груза; t г - общее время нахождения груза на транспорте.

6. Коэффициенты скорости :

а) Коэффициент участковой скорости

б) Коэффициент скорости доставки груза

7. Оборот вагона - это время цикла операций от начала одной погрузки до начала другой, или от начала одной выгрузки до начала другой. Это универсальный и один главных показателей качества работы железных дорог. Схема и формула для определения оборота вагона имеют следующий вид

где l о - полный рейс вагона - это расстояние, которое вагон проходит за время оборота;

l в - вагонное плечо или расстояние от одной технической станции до другой;

t тех - время простоя вагона на одной технической станции;

к м - коэффициент местной работы:

t гр - простой вагона под одной грузовой операцией.

8. Рабочий парк вагонов (R)

9. Среднесуточный пробег вагона

где ∑ n·S о - количество вагоно-километров пробега всех вагонов рабочего парка за сутки.

- нагрузка на вагон или ось после выполнения грузовых операций, определяется по формуле

- это средняя нагрузка на груженый вагон или ось на всем пути следования вагона в груженом состоянии

- это средняя нагрузка, приходящаяся на один вагон или ось всех вагонов рабочего парка за период их пробега, как в груженом, так и в порожнем состоянии

где α - коэффициент порожнего пробега.

13. Коэффициент порожнего пробега - это отношение числа вагоно-километров порожнего пробега к числу вагоно-километров груженого пробега или порожнего рейса к груженому рейсу

14. Производительность вагонов - это количество тонн на километр, которое приходится в сутки на один вагон рабочего парка, формула для определения производительности вагонов выглядит следующим образом

15. Среднесуточный пробег локомотива

где ∑МS - количество локомотиво-километров пробега всех локомотивов, обслуживающих поездную работу;

∑М - количество локомотивов, занятых на поездной работе.

16. Средний вес поезда брутто - определяется путем деления всех выполненных за данные сутки тонно-километров в брутто на локомотиво-километры

17. Производительность локомотива - это количество тонно-километров в брутто, которое приходится в сутки на один локомотив, определяется по формуле

W л = Q · S л,

где Q - вес поезда.

18. Себестоимость перевозок - это величина эксплуатационных расходов, приходящихся на 10 приведенных тонно-километров

е = Э эксп/ ∑Рl,

где Э эксп - сумма эксплуатационных расходов, включающих все ежегодные затраты по заработной плате, расходы на материалы, топливо, электроэнергию, текущие денежные расходы по среднему ремонту подвижного состава и амортизационные отчисления.

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения Кафедра «Экономика транспорта»

Л. И. Чернышова

Федеральное агентство железнодорожного транспорта Уральский государственный университет путей сообщения

Кафедра «Экономика транспорта»

Л. И. Чернышова

Экономика железнодорожного транспорта

Методические указания к практическим занятиям по дисциплине «Экономика железнодорожного транспорта» для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения

Екатеринбург Издательство УрГУПС

ББК У9(2) 372 Ч49

Чернышова, Л. И.

Ч49 Экономика железнодорожного транспорта: метод. указания к практическим занятиям / Л. И. Чернышова. − Екатеринбург: Изд-во УрГУПС, 2012. − 42, с.

В целях формирования у студентов теоретических знаний по всем темам курса, приобретения практических навыков большое внимание уделено вопросам экономики эксплуатационной работы железнодорожного транспорта, экономики труда, эксплуатационных расходов и себестоимости перевозок, экономической эффективности мероприятий, ценообразованию.

Методические указания предназначены для студентов всех специальностей и направлений подготовки бакалавриата всех форм обучения.

Рецензент : Н. А. Афанасьева, доцент кафедры «Экономика транспорта», канд. техн. наук, УрГУПС

© Уральский государственный университет путей сообщения (УрГУПС), 2012

1. ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ…………………………… 4

2. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ РАБОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ………………..... 9

3. ЭКОНОМИКА ТРУДА НА ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОМ ТРАНСПОРТЕ…….. 21

4. ЭКСПЛУАТАЦИОННЫЕ РАСХОДЫ И СЕБЕСТОИМОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНЫХ ПЕРЕВОЗОК ……………………………………... 29

5. ОСНОВНЫЕ ФОНДЫ И ОБОРОТНЫЕ СРЕДСТВА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ………………………………………………………………………...... 32

6. ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ ВНЕДРЕНИЯ ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИХ МЕРОПРИЯТИЙ………………... 36

ПРИЛОЖЕНИЕ 1. ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА РАБОЧИХ (ТСР)…………...………………………………………………..……. 40

ПРИЛОЖЕНИЕ 2. ТАРИФНАЯ СЕТКА ПО ОПЛАТЕ ТРУДА СЛУЖАЩИХ 41 БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК…………………………………………… 42

1. ГРУЗОВЫЕ И ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ

1.1. Показатели грузовых перевозок

Выделяют следующие показатели грузовых перевозок: объём перевозок груза, грузооборот, количество отправок, отправление и прибытие в тоннах.

Объём перевозок груза (∑ Р ), тонны – количество тонн груза, перевезен-

ных за определенный промежуток времени.

По дороге объём перевозок грузов определяют по формуле

∑ Р = ∑ Р отпр+ ∑ Р приём= ∑ Р приб+ ∑ Р сдачи.

В пределах железной дороги объём перевозок распределяют по видам сообщений: местное − перевозки между станциями одной дороги;прямое – перевозки между станциями двух и более дорог.

В прямом сообщении выделяют: вывоз − отправление грузов со станции данной дороги на другие дороги сети; ввоз − прибытие груза со станции другой дороги сети на данную дорогу; транзит − перевозка грузов, поступающих с другой дороги и следующих через данную дорогу на другие дороги сети.

∑ Р = ∑ Р ввоз+ ∑ Р вывоз+ ∑ Р транзит+ ∑ Р местн;

∑ Р приём= ∑ Р ввоз+ ∑ Р транзит;

∑ Р сдача= ∑ Р вывоз+ ∑ Р транзит;

∑ Р отпр= ∑ Р вывоз+ ∑ Р местн;

∑ Р приб= ∑ Р ввоз+ ∑ Р местн.

Грузооборот (∑ Pl ) , т-км − работа транспорта по перемещению груза. Для

определения грузооборота железной дороги необходимо знать длину участков дороги и величину грузового потока по этим участкам, т. е. грузооборот определяется произведением массы перемещаемого груза на расстояние перевозки.

Грузооборот нетто (∑ Pl н ) – полезная работа транспорта, учитывающая

перемещение только груза.

Грузооборот брутто (∑ Pl бр ) – перемещение груза вместе с массой тары подвижного состава.

∑ Pl бр= ∑ Pl н+ ∑ Pl тары;

∑ Plтары = ∑ nS qт ,

где ∑ nS − общий пробег вагонов, вагоно-км. q т − масса тары вагона, т.

Коэффициент перевозимости

∑ К перев=

∑Р i

∑Q i

где ∑ Р i − объём перевозки груза;∑ Q i − объём производства груза.

Коэффициент транспортоемкости

К тр=

∑ Pli

∑Q i

где ∑ Рl i − грузооборот груза.

Густота перевозок – количество тонн груза, перевезенного через один километр транспортной сети за единицу времени (грузонапряженность).

Среднюю густоту перевозок определяют по формуле

Г = ∑ Pl н (т-км/км),

где L э − эксплуатационная длина участка, км.

Средняя дальность перевозки – расстояние, на которое перевозится каждая тонна груза в среднем, км.

l = ∑ ∑ Pl P н .

Неравномерность перевозок . Грузовые перевозки характеризуются неравномерностью по направлениям и по времени.

Неравномерность по времени характеризуется коэффициентом неравно-

мерности , который определяется отношением максимального месячного объёма перевозок к среднемесячному за год

К вр=

∑ P мес

Всегда > 1 (1,05−1,1).

∑Р

Неравномерность перевозок по направлению характеризуется коэффици-

ентом обратности , который определяется отношением объёма перевозок грузов в порожнем направлении к объёму груза в груженом направлении.

1.2. Показатели пассажирских перевозок

На железнодорожном транспорте пассажирские перевозки подразделяются на три вида сообщения: пригородное, местное и прямое.

Пригородными считаются перевозки, осуществляемые в границах пригородных зон, включая внутригородские. Кместным относятся перевозки в границах одной железной дороги, кпрямым − в пределах двух и более дорог. Перевозки в местном и прямом сообщениях называютсяперевозками дальнего следования.

Коэффициент транспортной подвижности – число поездок или пасса-

жиро-километров, приходящихся на одного жителя в год

где p / , p // – показатели транспортной подвижности по числу поездок и пассажи- ро-километров на одного жителя соответственно;

∑ A – число перевезенных (отправленных) пассажиров, млн ч.N – численность населения, млн ч.

∑ Al – пассажирооборот, млн пассажиро-км.

Число отправленных пассажиров по сети (дороге, региону обслуживания железной дороги) определяется как сумма отправления пассажиров со всех станций сети (дороги, региона обслуживания железной дороги).

Число перевезенных пассажиров (объём перевозок пассажиров) склады-

вается из отправления пассажиров со станций и приема их с зарубежных дорог, а по дорогам и регионам обслуживания – из собственного отправления пассажиров со станций дороги регионов обслуживания и приема с других дорог и регионов обслуживания.

Пассажирооборот определяется как произведение объёма перевозок пассажиров на среднюю дальность поездки.

Средняя дальность поездки рассчитывается делением суммарного пассажирооборота на объём перевозок пассажиров.

1.3. Приведенная продукция транспорта

Обобщающим показателем выполненной транспортом перевозочной работы являются приведенные тонно-километры (∑ pl пр. ), которые могут измеряться по сети и по дороге по следующим формулам:

∑ pl пр = ∑ plтар + 2∑ Аl;

∑ pl пр =∑ pl тар+ ∑ Аl ,

где ∑ pl тар – тарифные тонно-километры по сети или по дороге;∑ Аl – пассажиро-километры по сети или дороге.

Приведенные тонно-километры, рассчитанные по первой из приведенных формул, используются для расчета производительности труда, а по второй – для расчета себестоимости.

При расчете приведенных тонно-километров по отделению дороги вместо тарифных тонно-километров берутся эксплуатационные тонно-километры.

ЗАДАЧА 1.1

Определить приведенную работу железной дороги, если отправление грузов составляет 25 млн т, прием грузов с других дорог – 100 млн т, средняя дальность перевозки груза – 350 км, объём перевозок пассажиров – 75 тыс. чел., средняя дальность перевозки пассажира – 700 км.

ЗАДАЧА 1.2

Рассчитать приведенную работу и среднюю дальность перевозки груза на подразделении железнодорожного транспорта, если выполнен следующий объём работы за период: объём перевозок грузов – 4,5 млн т, объём перевозок пассажиров – 223 тыс. чел., грузооборот – 9 млрд ткм, среднее расстояние перевозки пассажира – 1100 км.

ЗАДАЧА 1.3

Общая величина перевозок в регионе обслуживания железной дороги равна 25 млн т, в том числе ввоз грузов с соседних регионов составляет 35 %, вывоз − 17 %, местное сообщение между станциями − 20 %.

Определить величину отправления, приема, прибытия, сдачи и транзита.

ЗАДАЧА 1.4

Определите коэффициент обратности, если в груженом направлении перевезено 6900 тыс. т, а в порожнем – 3520 тыс. т.

ЗАДАЧА 1.5

Определите коэффициент неравномерности движения, если по участку за год перевозится 9200 тыс. т, а размеры перевозок в максимальный месяц (август) составляют 1015 тыс. т.

ЗАДАЧА 1.6

Рассчитайте коэффициент перевозимости по цветным металлам, если их производство составило 380 млн т, а железными дорогами перевезено 251 млн т.

ЗАДАЧА 1.7

В районе тяготения железной дороги отправление черного металла составляет 12,8 млн т при коэффициенте перевозимости 0,85 и отправление руды 10,6 млн т при коэффициенте перевозимости 0,9. На перспективу намечен рост производства черного металла на 15 %, а коэффициент перевозимости его уменьшится на 7 %. Добыча руды увеличится на 12 %, а коэффициент ее перевозимости вырастет на 4 %. Какова будет абсолютная величина перевозок черного металла и руды в перспективе?

ЗАДАЧА 1.8

Ввоз строительных грузов на дорогу составил 30 млн т, вывоз с дороги – 16 млн т, местное сообщение – 55 млн т, общая величина перевозок – 157 млн т. Найти величину прибытия, отправления, сдачи, приема и транзита.

ЗАДАЧА 1.9

Определить пробеги грузов по участкам в тонно-километрах и величину средней дальности, если регион обслуживания железной дороги включает 3 участка: А-Б протяженностью 250 км, Б-В – 220 км и В-Г– 190 км. Густота перевозок составляет на участке А-Б – 8 млн т в год, Б-В – 10 млн т и В-Г– 9 млн т.

ЗАДАЧА 1.10

Определить величину ввоза, вывоза и транзита грузов, если прием грузов по стыковым пунктам региона обслуживания железной дороги составляет 6 млн т, сдача – 7 млн т, отправление со станций региона обслуживания железной дороги – 4 млн т и прибытие на станции региона обслуживания железной дороги – 3 млн т, местное сообщение – 2,5 млн т.

ЗАДАЧА 1.11

Объём перевозок пассажиров по региону обслуживания железной дороги составил 23,5 млн чел. Численность населения составила 2,5 млн чел.

В перспективе численность населения возрастет на 5 %. Коэффициент транспортной подвижности будет на 7 % меньше, чем в текущем периоде. Определить величину перевозки пассажиров в перспективе.

ЗАДАЧА 1.12

На основании табл. 1.1 определить годовую величину продукции региона обслуживания железной дороги в приведенных тонно-километрах и среднесуточной погрузки в вагонах, если регион обслуживания имеет 4 технических станции и 3 участка протяженностью: А-Б – 260 км, Б-В – 310 км, В-Г – 240 км.

Отправление и прибытие грузов, тыс. т

Таблица 1.1

Наименование

В направлении А-Г

В направлении Г-А

станций и участков

прибытие

отправление

прибытие

отправление

Регион обслуживания железной дороги принимает с соседних регионов по станции А – 5 млн т и станции Г – 2,9 млн т. Норма статической нагрузки составляет 50 т на вагон.

Перевозки пассажиров в регионе включают в себя отправление и прибытие в дальнем сообщении 3500 тыс. человек в год. Дальность поездки – 400 км и транзит 12500 тыс. чел с дальностью поездки в 700 км.

ЗАДАЧА 1.13

Количество поездок в год на 1 жителя страны составляет 9,4 при численности населения 142,1 млн чел. В перспективе количество отправлений пассажиров снизится на 1,3 %, а количество жителей страны не изменится. Определить абсолютное и относительное изменение коэффициента транспортной подвижности населения.

ЗАДАЧА 1.14

Пассажирооборот в текущем периоде составил 160 млрд пассажиро-км, численность населения страны − 142 млн чел. В перспективе ожидается рост пассажирооборота на 3 % и снижение численности населения на 1,5 %. Определить, на сколько изменится коэффициент транспортной подвижности в перспективе.

2. ЭКСПЛУАТАЦИОННАЯ РАБОТА ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ

Эксплуатация железных дорог − производственная деятельность железных дорог, их предприятий и подразделений, связанная с организацией и осуществлением перевозочного процесса.

В широком понимании к эксплуатационной работе относится вся работа железных дорог, связанная с перевозочной деятельностью: грузовая и техническая работа станций, организация движения поездов, все виды работы, связанные с организацией пассажирских перевозок, содержание и обслуживание подвижного состава и постоянных устройств железнодорожного транспорта.

В более узком смысле под эксплуатационной работой понимают только работу подвижного состава.

Для характеристики работы подвижного состава, определения потребности

в материальных, денежных и трудовых ресурсах, расчетов потребных парков вагонов и локомотивов применяют объёмные и качественные показатели.

2.1. Объёмные показатели использования вагонов

К объёмным показателям относятся:

Число погруженных вагонов , которое определяется станционной работой по подаче, уборке и включению вагонов в поезда;

Показатели приема вагонов от соседних подразделений исдачи груженым. Работой называется сумма погруженных и принятых груженых вагонов

или выгруженных и сданных гружеными

U раб= U погр+ U принят.гр= U выгр+ U сдан.гр.

Инструкция

Помните, что для характеристики грузооборота какой-либо станции, транспортного объекта, транспортного узла в качестве измерителя применяют только тоннаж.Грузооборот показывает объем экономической связи между государствами, районами, предприятиями, хозяйственными образованиями, также он указывает на пропускные возможности у транспортных объектов.
По грузообороту можно определить, как развиты связи, торговля, экономическая активность в определенный период и т.п. Рост грузооборота указывает на рост торговли и развитие экономики, а падение грузооборота наоборот указывает на уменьшение экономической . Значительное падение грузооборотов обычно наблюдаются в периоды кризисов.

Если вам необходимо сосчитать грузооборот, то вес перевозимого за какой-то определенный период умножьте на среднее расстояние перевозки, и вы получите грузооборот данного предприятия. Допустим, в течение года автомобили перевезли 6 млн. тонн груза на среднее расстояние 160 км, то годовой грузооборот этого предприятия равен 960 млн. тонно-километров.
Показатели грузооборота применяют при распределении доходов, в планировании, в изменении затрат материалов, труда, оборудования и др.

Знайте, что весь грузооборот разделяют на 5 составляющих, учитывая вид транспорта:1. Грузооборот железных дорог. Железнодорожный транспорт считается самым массовым и дешевым видом транспорта. 2. Грузооборот водного транспорта. Тоже дешевый вид транспорта, но есть недостаток, это сезонность работы. 3. Грузооборот автомобильного транспорта. 4. Грузооборот воздушного транспорта. Это самый дорогой вид перевозок, но он незаменим, когда нужно доставить грузы в труднодоступные места. 5. Грузооборот трубопроводного транспорта. Сегодня это самый перспективный вид транспорта для транспортировки газообразных и жидких грузов.

Обратите внимание

По характеру связей грузооборот бывает внутренний (районы, дороги, узлы, станции и т.п.; внутри их ввоз, вывоз, транзит, внутренние перевозки), внешний (импорт, экспорт, международный транзит).

Источники:

  • Организация перевозок грузов на

Редко кто считает свой вес идеальным. Согласно статистике, в России около 50% населения старше тридцати лет страдают от избыточной массы тела. Стоит отметить, что избыточный вес встречается и у тех людей, которые на первый взгляд выглядят стройными.

Инструкция

Французский антрополог Поль Брок вывел наиболее простую и точную формулу для расчета идеального веса, подходящую практически всем людям. Согласно ей - оптимальный равен его росту минус коэффициент. Коэффициент также был выведен Броком для каждой категории людей. При выше 175 см - 110, ниже 175 см - 105, ниже 165 см он составляет 100. Однако в последнее мнения специалистов разделились. Большинство из них стало считать, что Брока подходит только людям, у которых возраст находится в пределах от сорока до пятидесяти лет. Они ввели следующие поправки. Если вам еще нет сорока лет, то вес, который был рассчитан по формуле Брока, уменьшите на десять - пятнадцать процентов. Если вам больше пятидесяти, то увеличьте на пять – десять процентов.

Если вы хотите получить более точные результаты, то рассчитайте индекса массы тела. Он показывает количество в жировых отложений. Для того, чтобы вычислить данный индекс, произведите замеры в метрах и массы тела в килограммах. Индекс - это есть отношение массы к росту в квадрате. В зависимости от того, какой результат вы получили, можно

Показатели грузооборота и пассажирооборота на железнодорожном транспорте

Пассажирооборот транспорта общего пользованияданном случае железнодорожного) - объем работы транспорта по перевозке пассажиров. Единицей измерения является пассажирокилометр, то есть перемещение пассажира на 1км. Исчисляется суммированием произведений количества пассажиров каждой перевозки на расстояние перевозки в километрах.

Грузооборот - объем работы транспорта всех отраслей экономики по перевозке грузов. Экономическая и социальная география России. / Учебник под ред. Хрущева В.П. - М.: 1997 г. Стр. 117. Грузооборот по видам транспорта общего пользования (%).

1 - Морской; 2 - Внутренний водный; 3 - Автомобильный 4 - Железнодорожный; 5 - Воздушный; 6 - Трубопроводный.

На вышеизложенных графиках показано как изменяется удельный вес грузооборота каждого вида транспорта в общем грузообороте. Для сравнения представлены статистические данные за 1995, 2000 и 2009 годы.

Судя по графикам можно сделать вывод, что с 1995 года по 2000 год произошли большие изменения. Значительно уменьшилась доля грузооборота автомобильного транспорта с 30,5% до 3,8%. Вместе с тем доля грузооборота железнодорожного и трубопроводного транспорта возросла с 37% до 38% и с 24% до 53%, соответственно. Доля же грузооборота других видов транспорта (морской, внутренний водный, воздушный), имевших низкий процент, еще больше снизилась.

Во временной период с 2000 года по 2009 год происходило постепенное увеличение доли железнодорожного (с 38% до 42,4%) и трубопроводного (с 53% до 54,3%) транспорта в общем грузообороте. В то время как процентная доля грузооборота других видов транспорта значительно уменьшилась. Учитывая вышеуказанные статистические показания грузооборота по видам транспорта общего пользования, следует сделать вывод, что в последнее время доля железнодорожного и трубопроводного транспорта в общем грузообороте постоянно возрастает, а доля других видов транспорта снижается. Следовательно, железнодорожный и трубопроводный транспорт являются самыми выгодными.

Важнейшие проблемы развития и размещения железнодорожного транспорта российской федерации в условиях рыночной экономики

Одна из острых проблем в отрасли - бартер. Железнодорожный транспорт более чем кто-либо, получает вместо денег за услуги разнообразные товарные ценности. При этом не хватает средств на уплату налогов, на инвестирование производства и на расчеты с поставщиками. Железнодорожный транспорт имеет сложную систему перекрестного финансирования пассажирских перевозок за счет грузовых (пассажирские перевозки убыточны), одних грузов за счет других. Это подрывает экономику отрасли. Многие проблемы связаны с распадом СССР и разрывом транспортно-экономических связей. Например, даже участок Транссиба проходит через территорию сопредельного государства Казахстан, не говоря уже о Среднесибирской и Южносибирской магистралях. А это самые грузонапряженные магистрали, обслуживающие связи "восток - запад" России. Участок дороги через Тюмень, минуя Казахстан, по технико-экономическим данным не в состоянии пропустить грузы Транссиба, а тем более взять хотя бы часть грузов Среднесибирской и Южносибирской железных дорог. Актуальна и проблема нерациональных перевозок на железнодорожном транспорте, она тесно связана с недостатками в размещении и развитии производства во многих отраслях хозяйства страны.

Отрасль функционирует как единое предприятие, так единый органичный, непрерывный во времени и пространстве, производственно-технологический комплекс и является, безусловно, естественным монополистом. Она имеет общие для всех пути, парк грузовых вагонов и контейнеров, сооружения электроэнергетического хозяйства и многое другое. Все подразделения взаимодействуют на базе общей технологии. Железнодорожный транспорт имеет сложную структуру управления, главным координирующим центром которой до 2004 года являлось Министерство путей сообщения РФ (МПС РФ), выполнявшее как государственные, так и хозяйственные функции. В последующем указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" МПС России упразднено. Функции упраздненного министерства - федерального органа исполнительной власти переданы: Министерству транспорта Российской Федерации, Федеральной службе по надзору в сфере транспорта и Федеральному агентству железнодорожного транспорта. Часть функций управления переданы в ОАО "Российские железные дороги".

Необходимость подъема экономики страны обусловила конкретное реформирование системы железнодорожного транспорта. Приоритетными направлениями развития транспортного комплекса (в том числе и железнодорожного транспорта) являются:

1) техническое перевооружение транспортного комплекса и развитие производственно-технической базы, обеспечивающей выполнение широкого набора транспортных услуг при наличии определенного избытка производственных возможностей. Развитие производственной инфраструктуры. Качественное изменение состояния внутренних путей сообщения;

2) формирование структур и методов управления транспортного комплекса, соответствующих рыночным условиям, и обеспечение экономически эффективной государственной поддержки наиболее социально значимых видов транспортной деятельности. Обеспечение контроля над естественными монополиями. Выполнение всеми предприятиями правил обслуживания, норм безопасности, экологических стандартов;

3) создание финансово-экономической инфраструктуры, обеспечивающей стабильное финансирование и развитие предприятий транспортного комплекса, широкое экономическое взаимодействие транспорта с обслуживающими отраслями и отраслями, производящими транспортные средства, оборудование, ведущими транспортное строительство;

4) формирование гибких тарифных систем, взаимно стимулирующих развитие промышленности, торговли и транспорта. Создание гибкой системы налогового регулирования транспортной деятельности, позволяющей развивать транспортный комплекс.