Будущее экономики Беларуси: выживание или устойчивый рост. Лукашенко не вечен: у России есть несколько планов по захвату Беларуси

Жители Беларуси всё ещё ждут чуда от правительства. Зарплаты по пятьсот, экономической стабильность и повышения уровня жизни. Пока же туже затягивают пояса и считают копейки.

Астролог Павел Глоб а оптимистически предсказывает, что Беларусь войдёт в состав Российской федерации наряду с Казахстаном. Этот союз будет необычайно плодотворным, таким, что Армения и Азербайджан изъявят желание тоже в него вступить. Он предсказал и две попытки сместить с трона Лукашенко, заявив, что для страны это равносильно катастрофе. Отметил, что у правителя есть все шансы править республикой до своей кончины. Какой это будет конец, не озвучил.

Павел Усов, руководитель варшавского центра Политического анализа, отметил, что белорусов ждут новые формы принуждения со стороны правительства, типа налога «на тунеядство», но активного сопротивления толерантное население оказывать не будет. Возможны только протестные акции локального характера.

Светлана Драган , популярный российский астролог, исследуя астрологическую карту Лукашенко, высказала предположение, что правитель будет ориентироваться на Запад. Она обратила внимание на его супер-неординарную личность – чрезвычайную ответственность, глубокое знание истории, хозяйственность, чем очень удивила белорусов.

Белорусский астролог Татьяна Калинина построила оптимистический прогноз для Беларуси. Развитие экономики: наконец-то через 22 года что-то начнёт улучшаться. Сотрудничество с зарубежными партнёрами: если торговля с Россией будет падать такими же темпами, то придётся полностью переключиться на Южную Америку и Африку, правда, там и своих бананов хватает. Развитие спорта: куда уж больше, вся страна заставлена ледовыми дворцами. Реформы в образовании, рост благополучия для населения – не уточнила, для какой его части. Всё это чудо будет проводить в жизнь та команда, что была и двадцать лет назад.

Политический эксперт Валерий Карбалевич отмечает, что правительство Беларуси будет балансировать между Западом и Россией, пытаясь удержаться на плаву. Но тенденция сближения с западными партнёрами будет превалировать. В этом вопросе его поддерживает и правозащитник Алесь Беляцкий. Политический деятель Анатолий Лебедько утверждает, что Беларусь будет поворачиваться, как флюгер, туда, где запах денег сильнее.

Что касается внутренних экономических войн между Россией и Беларусью, то эти аналитики сходятся во мнении, что борьба продолжится. Экономического роста в ближайшее время не предвидится, а это чревато остановкой некоторых, еще действующих заводов и народными волнениями.

Рассчитывать на то, что Россия и Запад обратят пристальное внимание на Беларусь, не приходится. Там хватает своих проблем. Спасение утопающих – дело рук самих утопающих!

С недавних пор в СМИ стала просачиваться отрывочная информация о планах властей по развитию экономики в будущем году.

Список предсказаний и должности штатных ванг внушают трепет и уважение. banki24.by собрались с духом и проанализировали перлы чиновничьей мысли.

16 августа состоялось заседание президиума Совмина. На заседании ответственные лица обсуждали, в какой реальности будет жить страна в 2018 году. Премьер-министр Андрей Кобяков сообщил, что правительство и Нацбанк собираются передать на утверждение главе государства 7 важнейших параметров прогноза.

В целевом варианте прогноза ВВП Беларуси вырастет на 3,4%, производительность труда - на 2,8%. И это удивительная вещь. Объясняем, почему так.

Согласно прогнозу на 2017 год ВВП должен увеличиться на 1,7%, производительность труда - на 1,8%. Это логично: прогноз предусматривает уменьшение числа занятых в экономике.

В прогнозе на 2018 год все поставлено с ног на голову. При росте ВВП на 3,4% и производительности на 2,8% занятость в экономике должна увеличиться на 0,6%.

Но дело в том, что в белорусских условиях это что-то невообразимое. Занятость в экономике Беларуси непрерывно падает с июля 2011 года. С июня-2011 по июнь-2017 количество занятых обвалилось на 351,5 тыс. человек!

Откуда вдруг при нынешней демографии у нас возьмутся «лишние» занятые? Вариантов может быть несколько.

Во-первых, власти могут начать массированное привлечение иностранной рабочей силы (например, из Китая).

Во-вторых, есть вероятность, что самыми жесткими методами будет претворяться в жизнь новая версия декрета о «тунеядцах». Возможно, власти серьезно рассчитывают принудить к труду сотни тысяч людей. Ну и в-третьих вероятен некий микс из названных выше методов.

Другие толкования, откуда появятся новые занятые (кроме поименованных), пока выглядят слишком уж фантастично.

Внушает опасения упоминание о прогнозе по инвестициям в основной капитал. По задумке властей, инвестиции в основной капитал превысят ожидаемые инвестиции 2017 года на 6,8%.

Прогнозный показатель по инвестициям не включался в указы президента уже несколько лет. И это отнюдь не случайно. Именно инвестиционная накачка со стороны государства до кризиса приводила к вытеснению частных инвестиций и стимулировала рост импорта со стороны предприятий. Мало для кого является секретом, что продукция белорусских производителей по большей части крайне импортоёмка.

В свою очередь, перекосы в экспортно-импортном балансе приводили к образованию дыр во внешней торговле. Раньше эти дыры власти закрывали через новые долги.

Но к текущему моменту размер долга угрожает выйти за максимально допустимые пределы. Значит из радикальных средств решения проблемы с чрезмерными инвестициями остается лишь девальвация белорусского рубля. Не исключено, что именно таким путем будут достигнуты рост экспорта на 6% и «практическая сбалансированность» внешней торговли.

В 2018 году Беларусь останется инвестиционной пустыней. По официальному прогнозу прямые иностранные инвестиции на чистой основе составят лишь 1,45 млрд USD. Для сравнения: прогноз на 2017 год составляет 1,4 млрд USD, на 2016 год был равен 1,35 млрд USD, на 2015 год - 1,875 млрд USD, на 2014 год - 2,5 млрд USD.

Ни одна из оценок властей за последние годы не оправдалась: инвестиций было еще меньше, чем думали привлечь в правительстве. Под угрозой срыва находится и прогноз на 2017 год. Это немудрено: поступления от продажи госимущества не первый год почти нулевые, а брать на себя заводы-банкроты зарубежные инвесторы не спешат.

Интересна оценка инфляции. Почему-то власти не собираются снижать ее темпы по сравнению с 2017 годом. В правительстве и Нацбанке считают, что до конца года инфляция не выползет за границу в 7%. Однако тот же ориентир они ставят себе и на 2018-ый.

По какой причине может прекратиться замедление инфляционных процессов? Например, из-за смягчения денежно-кредитной политики НБРБ или за счет наращивания бюджетных расходов Минфином.

К слову, Минфин отчего-то не раскрыл оценку прироста расходов бюджета в 2018 году по отношению к ожидаемому исполнению за 2017-ый. Есть только процент по доходам. Доходы республиканского бюджета в будущем году вырастут на 6,2%.

Этот процент весьма примечателен. При сохранении инфляции на уровне 7% по сути власти нацелены лишь на сохранение реальных доходов бюджета на уровне 2017 года. И это в лучшем случае. Сейчас дефлятор ВВП, с помощью которого номинальные доходы бюджета переводятся в реальные, больше потребительской инфляции. Поэтому, если все так и останется, нас ждет сокращение реальных доходов бюджета.

Конечно, есть оговорка, что проект бюджета спланирован исходя из консервативной оценки роста экономики - на 1,1–1,2%. Поэтому рост реальных доходов бюджета возможен, но при условии 3%-ой прибавки к ВВП.

Изрядно привносят беспокойства и недавние заявления по «удержанию» размера зарплаты на уровне декабрьской сразу после Нового года. Падение январской зарплаты по отношению к декабрьской на 10–12% - естественный процесс в нашей экономике. Если предприятия принудят выплачивать сверхвысокую зарплату еще и в «мертвый» зимний сезон, ни к чему хорошему это не приведет. Уж на внутреннем валютном рынке так точно.

Впрочем, может так статься, что планов громадье окажется имитацией бурной деятельности, а чиновники просто следуют заветам времен Петра I. Ведь с подачи императора известно, что подчиненный перед начальством должен иметь вид лихой и придурковатый, чтобы разумением своим не смущать его.

В конце года эксперты традиционно представляют свои прогнозы на будущий год. Экономике Беларуси, которая постепенно оживает после двухлетней рецессии, прочат относительно благополучное будущее, предупреждая, что она остается слишком уязвимой и не способной генерировать устойчивый рост.

Директор Исследовательского центра ИПМ Александр Чубрик, представляя прогноз , отметил, что пока восстановление набирает обороты: рост реального ВВП ускоряется пятый квартал подряд.

График: www.research.by

В третьем квартале рост реального ВВП ускорился до 2,8% год к году, а в октябре-ноябре достиг и вовсе 4,6% (год к году). Эксперт обращает внимание на то, что в основе роста лежат циклические факторы, а темпы роста долгосрочного тренда все еще отрицательные, хотя и уменьшаются (дно - март 2016 г., темпы прироста долгосрочного тренда -1,44% год к году; ноябрь 2017 г. - темпы прироста долгосрочного тренда - 0,99% год к году).

Александр Чубрик предположил, что рост реального ВВП начнет замедляться уже в первом квартале 2018 г. Прогноз Исследовательского центра на 2018 год для Беларуси выше июньского на 0,5 процентного пункта. Как ранее сообщалось, базовый сценарий прогноза Исследовательского центра ИПМ на 2018 год . При этом источником прироста была как благоприятная внешняя конъюнктура, так и рост потребления из-за увеличения доходов граждан.

В 2018 году директор Исследовательского центра ИПМ прогнозирует замедление роста потребления вследствие замедления увеличения реальной зарплаты. При этом, считает Чубрик, номинальная зарплата, вероятно, достигнет 1000 рублей в месяц к концу 2018 года.

Ранее эксперты ИПМ прогнозировали увеличение реальной зарплаты на 4% и 7,8% год к году в 2017 и 2018 годах соответственно. Однако, предполагали они, восстановление потребления домохозяйств будет более медленным из-за падения занятости. Причем снижается занятость при всех сценариях развития экономики примерно одинаково — более 2% в 2018 году. «Зарплата растет вслед за производительностью труда, но занятость сокращается, как вследствие старения, так и под влиянием падения экономической активности», — поясняют специалисты.

Международный валютный фонд , эксперты которого в конце года работали в Беларуси в рамках традиционных ежегодных консультаций по статье IV. МВФ прогнозирует прирост экономики Беларуси на 1,7% в нынешнем году и 1,8% - в 2018-м, темпы прироста совокупного внутреннего спроса будут соответственно 0,3% и 2,3%.

Ожидается, что неблагоприятная демографическая динамика, слабые условия кредитования, связанные с проблемными балансами предприятий и банков, а также отставание в области конкурентоспособности в рамках строящейся вокруг государственного сектора экономической модели ограничат среднесрочные темпы экономического роста приблизительно 2 процентами, предупреждают эксперты Фонда.

Президент недавно , что оснований для самоуспокоенности в связи с ростом экономики нет. Лукашенко заявил, что 2018 год будет особым, так как предстоит преодолеть отставание, допущенное в 2016 году, для выхода на траекторию пятилетней программы социально-экономического развития.

«Экономика за 2015−2016 годы потеряла 6%. В этом году отыграли только 2%, что явно недостаточно», — отметил президент.

По словам Лукашенко, возникает закономерный вопрос: почему при росте ВВП нет запланированного увеличения доходов населения? «Я не настаиваю на том, чтобы это был заоблачный рост — приемлемый рост, и он определен. Даже за два года мы не восстановили уровень, который был в конце прошлой пятилетки. Да и с выполнением моего поручения по достижению средней заработной платы в тысячу рублей много вопросов и проблем» — признал глава государства.

При этом в качестве безусловно достижения все эксперты признают то, что в 2017 году в Беларуси будет самый низкий уровень инфляции за всю историю независимости - около 6%.

Рано или поздно режим олигархистов в Российской Федерации рухнет. Произойдёт это вследствие исчерпания его пропагандистского ресурса. Воры и коррупционеры не смогут бесконечно долго изображать русских патриотов, натужно возрождающих Россию в противостоянии с Западом. Постепенное прозрение мыслящей части российского общества уже происходит. Это можно отчётливо наблюдать в социальных сетях.


Прогнозировать сроки завершения этого процесса невозможно. Об их относительной близости вполне можно судить по поведению белорусского президента, политическое чутьё которого более точно, чем аналитические способности всех политологов вместе взятых.


Лукашенко не оформляет институционально преемственность своей власти. Во всяком случае, в белорусском социуме напрочь отсутствует такой дискурс. Это говорит о том, что Президент рассчитывает лично политически пережить завершение нынешнего периода исторического межвременья. Новая эпоха начнётся тогда, когда на смену временщикам придёт другой режим. Вероятнее всего, это будет военная диктатура, как это обычно бывает.


Судя по прекрасному физическому состоянию Главы белорусского государства, лет 15-20 он ещё пропрезиденствует без проблем. Опыт Фиделя Кастро это наглядно показывает.


Новая российская элита, которая сместит временщиков-приватизаторов, организовавших расхищение природных ресурсов путём выведения капитала на Запад, сразу же войдёт с ним в жёсткий конфликт. Он будет реальным, а не медийным спектаклем, как сейчас.


У представителей новой элиты по этой причине уже не будет двойного гражданства, недвижимости, банковских счетов на Западе. Они не будут держать там своих жён, детей и любовниц, как поступает нынешняя элита, компрадорская, по сути, и патриотическая - по форме. Новая власть не будет давать деньги в долг Соединённым Штатам путём покупки их ГКО.


В таких условиях резко возрастёт ценность геополитического ресурса Республики Беларусь, восточная граница которой проходит в 400-х километрах от Москвы.


Запад будет крайне заинтересован в том, чтобы военно-политическое взаимодействие РБ и РФ не принимало формат реального союзничества. Нынешнее же формальное 20-летнее союзничество наших государств не подтверждено ни одним историческим событием и существует лишь на бумаге. Глобальный Запад в новых условиях крайне не заинтересован в том, чтобы Республика Беларусь и другие постсоветские республики усиливали бы своими ресурсами враждебную ему Российскую Федерацию. Для него предпочтительней будет нейтралитет Беларуси, а в идеале вообще включение её в свои военно-политические структуры.


Новая же российская власть будет заинтересована в противоположном.


Всё это обеспечит Беларуси те условия, которые были у Финляндии в промежутке между 1945 и 1990 годами. Финляндия была тогда успешным государством-шантажистом и извлекала выгоду из идеологического противостояния двух геополитических центров силы. Её облизывали с двух сторон. Запад ради недопущения страны в сферу влияния СССР выдавал ей щедрые льготные кредиты, открыл свои рынки сбыта, предоставил доступ к своим передовым технологиям, не вмешивался во внутренние дела. Он не провоцировал там деиндустриализацию навязыванием «структурных реформ» и не разрушал систему госуправления навязыванием «демократии и прав человека». С другой стороны, СССР, которому не хотелось иметь обширную границу с НАТО и Евросоюзом особенно вблизи города Октябрьской Революции, предоставлял Финляндии дешёвое сырьё и размещал там госзаказ на финскую продукцию. Эти искусственно шоколадные условия обеспечили маленькой северной стране то окно возможностей, благодаря которым она за короткий исторический срок поднялась от уровня среднеразвитых стран до уровня высокоразвитых. Такое же окно откроется и перед Беларусью, когда противостояние Москвы и Вашингтона будет реальным, а не медийно срежиссированным, как сейчас.


Беларусь, являющаяся неотъемлемой частью русской цивилизации справедливости, не хочет быть государством-шантажистом типа Сингапура или Южной Кореи. Наша страна всегда стремилась быть равноправным союзником восточно-русского государства, но не вассалом его. Примером подобного союзничества являются отношения Канады и США.


В условиях военно-политического и идейного противостояния с Западом для Российской Федерации гораздо более предпочтительно видеть Беларусь союзником, нежели нейтральным шантажистом или тем более членом НАТО. Новое российское руководство будет клясться белорусам в братской любви и равноправии и вспоминать общее героическое прошлое.


Это будет основной причиной, по которой Союзное государство обретёт, наконец, реальное наполнение.


Мы сможем получить выгоду от синергетического эффекта полноценного союзничества с остальным постсоветским пространством и теми странами, которые к нам примкнут в той или иной политико-правовой форме. Предположительно это будут балканские страны, Монголия, Иран и некоторые страны Ближнего Востока.


Таким образом, экономика Беларуси, будучи на постсоветском пространстве технически самой развитой, получит мощнейший импульс. Перед нами откроются необъятные рынки гарантированного сбыта. Белорусские предприятия машиностроения получат предоплаченный наперёд госзаказ. Постсоветское пространство начнёт ускоренно модернизироваться, поэтому потребность в машинах и оборудовании резко возрастёт. В таких условиях белорусам придётся спешно наращивать объёмы производства техники, организовывать ускоренное обучение персонала вновь набираемого на заводы. Эти проблемы роста вместо проблем сбыта можно будет считать приятными хлопотами.


Итак: позитивные сдвиги в жизни белорусов произойдут не вследствие изменения общественного сознания россиян, развития их имперско-евразийского сознания, а исключительно как результат политического прагматизма будущих элит РФ. То, что к власти придут прагматики, можно не сомневаться. Никто другой к власти не приходит.


Михаил Малаш

Видимо, в белорусском правительстве начинается паника. Последнее заявление премьер-министра Мясниковича о том, что экономике просто необходимы 3-5% безработных, чтобы люди стали ценить свою работу.

Тут два интересных момента.

Во-первых, опыт либерально-рыночных государств Запада говорит о том, что сама рыночная модель и конкуренция приводит к расслоению общества на более ушлых, подлых, напористых негодяев и остальных, которые не готовы идти по головам. Аморальные приспособленцы далеко не всегда трудолюбивые работники, а, как правило, талантливые имитаторы. Но именно они умеют угодить начальству и обеспечить себе карьерный рост. Менее подлым и ушлым уготована роль рабочей силы. А значит, расслоение по доходам идет по моральным установкам. В рыночных условиях, пройдоха живет лучше честного человека.

Во-вторых, миф об экономической эффективности рынка уже развенчан. Астрономические долги "развитых" экономик и это притом, что ресурсы они получают за резаную бумагу обеспеченную лишь блоком НАТО и своей наглостью, а значит совершенно бесплатно, говорят о крайней неэффективности рыночной экономической модели.

Становится непонятным, что имел в виду господин Мясникович, когда ратовал за рыночные механизмы в трудовых отношениях.

Вероятно, в белорусском правительстве назревает кризис идей дальнейшего развития страны.

Как известно идея или идеология это основа, точнее стержень развития государства. Западные страны идут по пути культивирования человеческих пороков. Ведь в рыночных условиях человеческая мораль мешает карабкаться по головам ближнего вверх, поэтому чем раньше либерал потеряет совесть, тем быстрей ему обеспечен успех. А значит идет моральная деградация общества.

Либеральные реформы начала 90-х, когда радость потребления заменила радость от рождения и воспитания детей, когда население бросилось в погоню за золотым тельцом, Беларусь получила демографический провал, который можно назвать национальной катастрофой. Экономика до сих пор не может оправиться, не получив сотни тысяч рабочих рук.

Рождаемость до сих пор находится на уровне, не восполняющем убыль населения. И уже сейчас понятно, что сорокалетним белорусам на пенсию можно не рассчитывать. Ни это не следующее правительство не может гарантировать того, что через 20 лет налогов от работающих хватит на пенсию для всех стариков. А как раз сегодняшние сороколетние самые бездетные среди разных возрастных групп. Это значит, что нет детей, которые могут поддержать в старости и не будет налогоплательщиков для пенсии.

Беларусь, хлебнув либеральной пропаганды человеческих пороков, вымирает. И власть не может этого не понимать.

Причин низкой рождаемости несколько. Первая причина это продолжающийся процесс урбанизации. Все больше молодежи ищет себе будущее в больших городах. Эта молодежь ютится в общежитиях, на съемных квартирах и если женится, то не торопится заводить детей. И часто это не материальные причина, а в первую очередь стесненные жилищные обстоятельства.

Белорусские власти много делают для молодых семей, выдавая льготные кредиты, помогая получать квартиры большей площади. Но квартиры остаются железобетонными клетками, разобщающие людей. Страхи больших городов делают людей злее, страх и ненависть расширяется среди населения вместе с увеличением городов. Родители и дети не могут ужиться под одной крышей. Идут войны за квадратные метры и за наследство стариков. Детей больше двух рожают крайне редко.

И как результат проникшей с Запада заразы либерализма и рынка, вымирание белорусской нации.

Что можно сделать в сложившейся ситуации?

Самый реальный способ спасения Беларуси это государственная программа расселения городов. Если не приступить к его воплощению уже сегодня, завтра наши земли захватят чужеземцы, и мы станем чужими на своей земле. Как это уже происходит в странах Евро Союза.

Как это может выглядеть?

Сегодня, в очереди на улучшение жилищных условий в очереди стоит более ста тысяч семей, которые ждут своей очереди многие годы. Семьи отказываются в стесненных условиях заводить детей. Дети в городских условиях растут болезненные и физически слабые.

Самая сложная ситуация с жильем традиционно у коренных жителей мегаполисов. Если приезжим из сельской местности удается закрепиться в городе, то и жилье они получают или приобретают быстрей, чем выросшие изначально.

А теперь представим, что белорусские власти решили расселять города и первым делом разработали проекты современных поселков из белорусских материалов по последнему слову техники и технологий.

Если начнется строительство ста поселков вокруг областных центров на тысячу семей каждый с перспективой роста, то это даст такой необходимый экономический рост, привлечет инвесторов и создаст точки роста населения страны. Механизм возмещения задолженности перед государством за полученную недвижимость, зависящий от количества детей позволит стимулировать семьи к росту и объединению. Возможность расширения жилой площади позволит воссоединяться семьям в нескольких поколениях.

Появится возможность в таких поселках организовать современные наукоемкие производства и развивать сельское хозяйство на современном уровне. Можно будет строить современные фермы и пищевые производства качественных экологически чистых продуктов, и сократить импорт химической отравы.

Самое главное, что люди вернутся на землю, их дети станут вести здоровый образ жизни, их воспитанием будут заниматься родные люди, а не подворотня и бары. Браки станут крепче.

Сегодня на уровне правительства обсуждается провал программы модернизации деревообрабатывающей промышленности. Неужели пылящуюся или проданную за бесценок продукцию нельзя использовать для строительства домов. Опыт Китая, когда, для стимулирования роста экономики строятся в голом поле огромные малоэтажные поселения, где крестьяне могут пользоваться всеми благами цивилизации и заниматься сельским хозяйством тоже не стоит сбрасывать со счетов.


Параллельно нужно создать национальную базу бизнес-планов, где экономически грамотно рассчитать потребность белорусов в той или иной продукции собственного производства. Это позволит целевыми инвестициями под коммерческие организации выигравшие конкурс на интересующий проект организовать современные малые производственные наукоемкие предприятия. Они могут стать подобием артелей сталинской эпохи, когда по государственному заказу частник не только занимался сферой услуг, но и производил телевизоры, швейные машинки, а также оружие.

Также пора признать, что ссудный процент рушит экономику страны. Богатеют только банки, высасывая ресурсы из реального сектора. Пора переводить финансовые институты на софинансирование коммерческих организаций под распределение части прибыли. Возврат инвестиций от части прибыли предприятия позволит банкам оценивать реальные риски бизнеса и приведет к сотрудничеству финансового сектора с производственным. Сегодня банки заинтересованы лишь в возврате кредитов и процентов по ним.

Когда финансовый сектор начнет сотрудничать с реальным и будут заинтересованы в успехе друг друга, каждый гражданин сможет стать инвестором, приобретая акции и получая прибыль от их деятельности. Также пропадет смысл ухода от налогов и серой зарплаты, потому, что производитель будет заинтересован в предоставлении реальной статистики предприятия для привлечения инвестиций. Финансовые институты, показывая, публикуя результаты своей деятельности, смогу привлекать инвестиции граждан. Работники, получая белую зарплату, смогут приобретать в рассрочку товары народного потребления, потому, что за них будет платить финансовая организация или работодатель, участвуя в распределении прибыли. Круг замкнулся, все заинтересованы в успехе всех и на место конкуренции разлагающей души, приходит сотрудничество и взаимопомощь.

Когда население страны в большинстве своем станет жить на земле в своих домах, работать по призванию, заводить большие семьи, то и проблема власти на местах решится сама собой. Вряд ли популист и грантоед получит на выборах большинство голосов, а скорее выберут лучшего из лучших из своей среда. Да и исполнительной власти станет трудно дурить людям голову отписками и лозунгами. Произойдет закономерный рост гражданской ответственности и улучшится качество государственного управления.

Таким образом, можно подвести итог. Для спасения Беларуси от демографической ямы и экономического кризиса необходимо сделать следующее.

1. Принять программу расселения городов

2. Создать национальную базу бизнес-планов по насыщению рынка продукцией белорусского производства.

3. Обеспечить внутренними инвестициями и заказами собственных производителей.

4. Запретить на территории Беларуси ссудный процент и перевести экономику на схему софинансирования и распределения ответственности финансового и реального сектора.

5. Обеспечить возможность выдвигать в органы власти своих представителей по морально деловым качествам.

Остается надеяться, что эти предложения будут замечены чиновниками и рассмотрены белорусскими властями, потому, что в государственных инстанциях они просто теряются, а потом по телевизору высшая власть растерянно разводят руками и жалуется на кризис идей дальнейшего развития страны.

Хватит чиновникам декларировать национальную идею поддержки многодетной традиционной семьи, пора создавать условия, чтобы они стали появляться в естественных природных условиях, в больших домах, на своей земел. Хватит нам дикого рынка и либерализма с толерантностью делающих людей моральными уродами. Опыт стран Западной Европы показал, что там, где есть рынок и либерализм население вымирает. Белорусы пойдут за вымирающими странами Запада, завезут и поселят на своих землях инородцев или выберут свой путь развития и процветания?

Неравнодушный к будущему своей страны и своих детей гражданин Беларуси, Петровский Андрей Анатольевич