Какой налог был введен петром 1. Причины проведения реформы

Еще до Северной войны Петр усиленно эксплуатировал монетную регалию и установил ряд новых налогов: драгунский сбор на содержание драгунских полков, гербовый сбор (введенный по предложению Курбатова 23 января 1699 г.), табачный откуп, сбор на постройку судов. В 1701 г. новые источники доставили уже 1 257 295 рублей, т. е. сумму, равную всему бюджету 1680 г., а все старые налоги продолжали взиматься по-прежнему. Северная война принесла новое увеличение всех государственных расходов.

В 1701 г. окладные военные расходы равнялись 1 106 268 рублей, в 1706 г. - 2 005 368 рублей, в 1710 г. - 2 455 382 рубля.

Ввиду растущей финансовой нужды, правительство, по примеру Западной Европы, прежде всего создает и усиленно эксплуатирует новый источник доходов - регальные права. Скоро главный материал регалии - старая серебряная русская монета - был исчерпан и доходность ее стала уменьшаться, а цена монеты упала почти вдвое, возвысив цены всех продуктов и тем еще более запутав финансовое положение правительства.

Петр обратился к усиленной фискальной эксплуатации оброчных статей. Целым рядом указов установляются новые регальные права на угодья или отрасли промышленности, значительно ограничивающие право частной собственности. В оброчные статьи превращаются домашние бани, постоялые дворы, частновладельческие мельницы, рыбные ловли. Затем начинается усиленная монополизация наиболее выгодных предметов торговли на внутреннем и внешнем рынке.

  • 1 января 1705 г. взята в казну продажа соли, причем соль продавалась из казны вдвое дороже, чем поставляли ее подрядчики.
  • 4 апреля 1705 г. сделана казенной монополией продажа табака. В следующие годы (1707, 1709) к казенным товарам отнесены были также деготь, коломаз, мел, рыбий жир, ворванное и квашенное сало, щетина. (К казенным товарам причислились также селитра, юфт, пенька, поташ, воск, конопляное масло, льняное семя, клей, ревень, смола, икра - словом, чуть ли не все важнейшие предметы отпускной торговли.

Только к концу своего царствования, убедившись в вредном влиянии такого множества монополий на народную промышленность, Петр Великий стал понемногу сокращать их число, облагая соответствующие произведения особыми сборами.)

"Здешний двор, - писал в 1706 г. Витворт, - совсем превратился в купеческий; не довольствуясь монополией на лучшие товары собственной страны, например, смолу, поташ, ревень, клей и т. д., он захватывает теперь иностранную торговлю. Купцам платят только за комиссию, а барыш принадлежит казне, которая принимает и риск". К этому же времени относится повышение питейного обложения, установлением "поведерной пошлины", и таможенных сборов - учреждением уравнительной пошлины на торговый оборот в селениях.

Исчерпав все эти новые ресурсы, правительство оказалось вынужденным снова обратиться к прямому обложению, причем начало раскладывать на дворы чуть ли не каждый новый расход. Непрерывно возрастало количество различных "запросных" и неокладных сборов, которые, по мере умножения, поступали все неисправнее.

В 1717 г. Петр решается заменить все постоянные и временные прямые сборы одной прямой податью, определить ее по новой окладной единице - "душе".

26 ноября 1718 г. он приказывает произвести поголовную перепись, а 11 января 1722 г. - сделать "раскладку на души мужского пола крестьян и дворовых деловых людей и иных, которые с ними равно в тягло положены, по 8 гривен с персоны.

Столкнувшись с большими трудностями в сфере финансов уже в первые годы царствования, Петр I умножил количество налогов и резко увеличил их ставки. Была учреждена Ближняя канцелярия, в которую все приказы и Ратуша обязаны были ежемесячно и ежегодно представлять отчеты о всяких окладных и неокладных приходах и расходах, роспись государственных доходов и расходов стала составляться каждый год.

В 1704 г. был образован специальный штат «прибыльщиков», в обязанность которых входило придумывание новых налогов. Так появились поземельный, посаженный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с мостов и переправ, с клеймения платьев, шапок и сапог, с квасных напитков, с варки пива, с лавочных и «ходячих» продавцов, продажи свечей и конских кож и т. д.

В 1708 г. было учреждено 8 губерний (позже 11), целью чего было территориальное распределение военных и иных расходов. С 1715 г. губернии делились на доли по 5536 дворов или около того, «как удобнее по расстоянию места». В соответствии с количеством долей производилась разверстка по губерниям государственных повинностей. Управителем каждой доли (кроме дел городского управления) назначался особый ландрат. С ландратов, высылавших меньше предусмотренного окладом, жалование взыскивалось обратно.

На созданный в 1711 г. Правительствующий Сенат были возложены задачи высшего распоряжения и надзора за управлением, в первую очередь финансовым. Тем же указом было определено «учинить фискалов во всяких делах». Доносительство было прямой служебной обязанностью фискалов всех уровней.

Указом 12 декабря 1715г. было образовано 9 коллегий. Денежными делами ведала Камер-коллегия, счет и рассмотрение всех государственных приходов и расходов было возложено на Ревизион-коллегию, Штат-контора занималась расходами и предоставляла ежегодно генеральный экстракт, где «на одной странице все доходы кратко означены…а на другой странице листа все расходы … також вкратце объявлены быть имеют».

Однако действия отдельных коллегий и канцелярий не были согласованы, что вызывало массу неувязок.

Право налагать подати согласно Регламенту имел право только Сенат, а Камер-коллегия должна была выдвигать предложения и высказывать свое мнение по соответствующим проектам.

В 1719 г. были произведены реформы в местном управлении. Губернии теперь делились на провинции, заменившие ландратские доли. Во главе провинций были поставлены воеводы, которым подчинялись земские камериры, ответственные за сбор казенных доходов.

Принятый в 1724 г. Таможенный тариф, жестко защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам. Так, парусина облагалась по ставке 75% от цены, голландское полотно и бархат - 50%, шерстяные ткани и писчая бумага - 25% и так далее.

Однако главным способом упрочнения государственных финансов явилось введение подушной подати, для чего в ноябре 1718 г. указано было «чтоб правдивые принесла, сколько у кого в которой деревне душ мужска пола». Несмотря на решительное нежелание помещиков делить доходы от использования труда прикрепленных к земле крестьян с государством, подготовительная работа по введению подушной подати через 6 лет была закончена.

На практике «подушина» обнаружила немало отрицательных черт: единую норму налога должны были платить крестьяне, работающие в разных по природно-климатическим и хозяйственным условиям районах, наличные трудоспособные работники платили за беглых и больных, стариков и детей, а также умерших между ревизиями - «ревизских душ».

Итак, в 1718-1724 гг. была проведена подушная перепись мужского населения. Единицей налогообложения взамен крестьянского двора становилась «душа мужского пола».

Всё мужское население, от грудных детей до дряхлых стариков, записывалось в «ревизские списки» и было обязано платить ежегодно денежный налог -подушную подать. 4, с. 139

Итак, существенное оздоровление финансов являлось конечной целью реформаторской деятельности ПетраI. Его финансовая политика характеризовалась небывалым до его правления налоговым гнетом. Рост государственного бюджета достигался за счет расширения косвенных и увеличения прямых налогов. Изыскивались все новые, дополнительные источники налогов. Всего косвенных сборов насчитывалось до 40 видов. Налоги были разного рода, главным образом, промысловый: на мельницы, рыбные ловли, постоялые дворы, торговые бани; также за право носить бороду, выделывать дубовые гробы. Некоторые из этих налогов были очень высоки. Так например, право носить бороду обходилось простым людям в 30 (тогдашних) рублей, служилым и посадским - в 60, а купеческому сословию -100 руб. с человека. 10, с. 242

Уже в первые годы царствования Петр I столкнулся с большими трудностями в сфере финансов. Поэтому было решено умножить количество налогов и резко увеличить их ставки. Сначала Петр расширил косвенные налоги, не производя преобразований прямых. Появляется категория лиц, на которых возлагается задача нахождения новых источников поступления средств в казну. Они назывались «прибыльщиками» и были госслужащими, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». Во главе «прибыльщиков» стоял Курбатов - дворецкий боярина Шереметева, за ним следовали Ершов, Вараксин, Яковлев, Старцов, Акиншин и многие другие. Каждый из этих выдумщиков придумывал все новые и новые объекты обложения, то есть придумывал новые налоги.

Начиная с 1704 года один за другим вводились следующие налоги: поземельный, посаженный, покосовщинный, пролубный, ледокольный, водопойный, погребной, трубный, с печей, с мостов и переправ, привальный и отвальный с плавучих судов, с клеймения платья, шапок и сапог, с квасных и сусляных напитков, с варки пива, с воскобоен, с кожевенного и мыльного промыслов, с лавок, почепов, кузниц, харчевен, пекарен, с мастеровых и «работных людей» (за то, что они мастеровые и работные люди), с записки клейма мастеровых, с лавочных седельцев и «походячих продавцов» (кроме торговых пошлин), за переход торговых людей из лавки в лавку, с продажи свеч, «конских и скотинных кож» и т.д. Всего было введено около 40 новых налогов. В 1700 г. был введен «хомутейный сбор», в 1705г. вышел указ о дополнительном «сборе с извозчиков десятой доли из получаемой ими по найму платы». Кроме того они должны были платить наряду со всеми владельцами лошадей «конские пошлины». Вместе эти пошлины в ведомостях казенного дохода составляли довольно крупную сумму - почти 80 тыс. руб.Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр.265-266

Одним из интересных налогов был налог на бороды (от налога были освобождено духовенство и крестьянство). В январе 1705г. вышел указ «О бритии бород и усов всякого чина людям, кроме попов и дьяконов, о взятии пошлины с тех, которые сего исполнить не захотят, и о выдаче заплатившим пошлину знаков». С лиц, которые отказывались брить бороды взималось: с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 рублей, с царедворцев, служилых людей, с гостей и гостиной сотни средней и меньшей статьи, а также с торговых и посадских людей - по 60 рублей, с боярских людей, ямщиков и всяких чинов московских жителей - по 30 рублей ежегодно. Была установлена особая система взимания пошлины с крестьян - налог на въезд в столицу и на выезд по 2 коп.с бороды.Толкушкин А. В. «История налогов в России. -- М.: «Юристь», 2001, стр. 45

Обложению подвергались и религиозные верования. Раскольники должны были платить двойной оклад податей. Наложены были сборы на совершение обрядов по случаю браков, рождения, смерти. Брачный налог был положен на мордву, черемис, татар и других инородцев.

В 1719 г. Была введена горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII веке. Горная подать представляла собой особый вид налога, взимаемый государством с горнопромышленников и предприятий, осуществляющих разработку недр. Промышленники были обязаны доставлять десятую долю от прибытка (валовой добычи) в казну, которой предоставлено и право преимущественной покупки золота, серебра, меди и селитры по ценам, определенным Берг-Коллегией.

С начала XVIII столетия значительно были расширены государственные монополии на продажу товаров внутренней и внешней торговли. Установленные казенные монополии на продажу таких товаров внутренней торговли, как вино, табак и соль, приносили государству огромные доходы. Так, по табели казенных сборов 1724г. (см. приложение 1) кабацкие сборы давали 1 030 237 руб. («питейная продажа», т.е. вино - 973 292 руб., клеймение кубов - 14 432 руб., табачная продажа - 42 513 руб.), или 25,5% всех казенных сборов, кроме подушного. Соляный сбор составлял 662 118 руб. или 16% сборов. В поисках все новых источников пополнения казны правительством устанавливались все новые монополии: на продажу игральных карт, шашек, шахмат, табачных трубок и даже дубовых гробов. Е.В.Спиридонова «Экономическая политика и экономические взгляды Петра I», стр. 264

Возрастала система откупов. С 1704 по 1712 г. был издан ряд указов о сдаче на откуп или оброк торговых бань (в городах, посадах и дворцовых селах запрещалось иметь свои бани), рыбных ловель, мельниц и мельничных сборов, мостов, перевозов, хомутного сбора, дворцовых пашенных земель, сенных покосов и т.д. (см. Таблицу 2).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. Инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов. Гербовая (актовая) бумага это специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.) и представляющая собой один из видов гербового знака.В 1720 г. гербовый сбор доставил казне около 20 тыс. руб.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, которая представляла собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер этой пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность. Таможенный тариф защищал российскую промышленность от иностранных конкурентов, одновременно открывая дорогу на рынок дефицитным товарам.

Таблица 2. Сравнительная таблица поступлений косвенных налогов в 1720, 1723 и 1724 гг.П.Н.Милюков, «Государственное хозяйство России в первой четверти XVIIIстолетия, стр.484-486

I.Косвенные налоги и акцизы

1. Таможенные (внутр.и портовые)

2. Кабацкие

3. С клейменья кубов

4. Табачные (и трубочные)

5. Конские пошлины с продажи

6. С клеймения хомутов

7. С мостов и перевозов

8. Привальные и отвальные

9. С весчих товаров

Итого косвенные налоги и акцизы:

II.Оброки и откупы государственных имуществ

1. С дворцовых волостей

2. С рыбных ловель

3. С оброчных земель и сенных покосов

4. С ледокола и водопоя

5. С откупных статей наддачи

6. С продажи скотины и кож

7. С отписных лавок

8. С продажи виногр.,чихиря и овощей

III.Промысловые сборы:

1. С торговых бань

2. С разночинцевых бань

3. С мельниц

4. С постоялых дворов

5. С лавок, полков, кузниц

6. С найма извозчиков 10й доли

7. С разных промыслов

8. С приезжих в Москву возов

Итого промысловых сборов:

IV.Пошлины:

2. С письма крепостей

3. Печатные

4. Гербовая бумага

5. С неуказанного платья и бород

6. Канцелярские мелочные

Итого пошлин:

V.Регалии

2. С денежных дворов

3. Почтовый доход

VI. Прямые сборы

1. С татар, самоедов и лопарей ясашных

2. С казанских татар ведомства Кудрявцева

VII. Сборы разных учреждений и областей

История налогообложения в России при Петре I

Налоги представляют собой обязательные сборы, взимаемые государством с хозяйствующих субъектов и с граждан по ставке, установленной в законодательном порядке.

Экономическая программа Петра I была подготовлена предшествовавшим ходом экономного развития русского государства, и ее содержание определялось реальными условиями жизни того времени, потребностями экономического прогресса.

Россия в ту эпоху вела непрерывные войны. Реорганизация армии, строительство флота требовали все новых и новых дополнительных расходов. Помимо стрелецкой подати, были введены военные налоги: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей, вводились и другие налоги. Петр учредил особую должность - прибыльщиков, обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков - десятая часть доходов от их найма, налоги с постоялых дворов, с печей, с плавных судов, с арбузов, орехов, с продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать. До нас дошли имена прибыльщиков Алексея Курбатова, Степана Вараксина, Василия Ершова, Алексея Яковлева, Старцова, Акиншина.

Вхождение Алексея Курбатова во власть напоминает почти детективную историю. Холодным январским утром 1700 года в Ямском приказе было обнаружено подметное письмо с двумя красными печатями и двумя надписями на нем. Первая надпись гласила: "Вручить сие письмо Федору Алексеевичу Головину", а вторая - "Поднесть благочестивому государю нашему Петру Алексеевичу, не распечатав". Автором подметного послания был холоп Бориса Петровича Шереметева Алексей Курбатов, который в своем письме предложил ввести гербовую бумагу в России. Наблюдательный Курбатов обратил внимание на то, что в Западной Европе за оформление гербовых бумаг взимали сбор в пользу казны. А что мешало это сделать в России?

Предложение Курбатова было весьма своевременным. Поэтому царь сразу ухватился за идею боярского холопа. Буквально через несколько дней на свет появился его указ о введении в государстве гербовой, или орленой, бумаги. В соответствии с указом теперь все частные акты, сделки на куплю-продажу земли, челобитные, крепостные заемные документы должны были составляться не на обычной бумаге, а на бумаге, в правом углу которой помещался герб - двуглавый орел. Наличие герба значительно удорожало бумагу. Однако цена на нее устанавливалась дифференцированно и зависела от суммы, на которую заключалась та или иная сделка.
Скажем, если акт оформлялся на сумму менее 50 рублей, то стоимость бумаги составляла 4 копейки. Если сделка оформлялась от 50 рублей и выше, то сумма сбора уже оценивалась в 10 копеек. Была также "такса" для некоторых бумаг ценой в половину копейки.

Уж через некоторое время копеечные сборы с орленой бумаги сложились в десятки, сотни и тысячи рублей, так необходимых России для строительства регулярной армии и флота, а также для других нужд. Позже Алексей Курбатов докладывал государю, что введенная гербовая бумага обеспечила поступление в казну 50 тысяч рублей дохода.
За "многосотные тысячи рублев" прибыли Алексей Курбатов был по достоинству оценен Петром I. Он был назван первым прибыльщиком и определен на службу в Оружейную палату. Проходит время, и прибыльщик Петра Великого становится вице-губернатором Архангельской губернии. Но, к сожалению, там его блестящая карьера быстро оборвалась. Курбатов не устоял перед соблазном и запустил руку в казенный карман. Кроме того, его уличили в мздоимстве.

Для расследования злоупотреблений Курбатова в Архангельск был направлен гвардейский офицер князь Михаил Волконский. Однако следствие шло с большими проволочками. В столице у Курбатова были высокие покровители, и поэтому он вел себя по отношению к следователю вызывающе. Не являлся на допросы, без ответа оставлял письменные запросы Волконского.

Между тем следствие вскрывало новые и новые факты злоупотреблений вице-губернатора. Тучи над Курбатовым сгущались. И он был вынужден обратиться за защитой к самому государю. В письме к Петру I прибыльщик напомнил о своих прежних заслугах: о том, что его предложение о введении гербовой бумаги дало казне 50 тысяч рублей дохода; о том, что он, будучи руководителем Ратуши, увеличил питейный сбор на 112 тысяч рублей; о том, что в Архангельской губернии собрал податей сверх оклада 300 тысяч рублей.

Однако былые заслуги ни царь, ни следственная комиссия в счет не приняли. Было доказано, что с 1705 по 1714 год Курбатов присвоил 16 422 рубля казенных денег. Над Курбатовым нависла угроза быть казненным через повешение. Такая кара уже постигла сибирского губернатора Гагарина, обер-фискала Нестерова. Лишь скоропостижная смерть спасла первого российского прибыльщика от позора.

В дальнейшем прибыльщики предложили коренное изменение системы налогообложения, а именно переход к подушной подати. До 1678 г. единицей налогообложения была «соха», устанавливаемая сошным письмом, а с 1678 г. такой единицей стал двор. Немедленно возник и способ уклонения от налогов: дворы родственников, а порой и просто соседей, стали огораживаться единым плетнем. Прибыльщики предложили перейти от подворной системы обложения к поголовной, единицей обложения стала вместо двора мужская душа.

В 1718 г. началась подушная перепись населения, проходившая в несколько этапов до 1724 г. для обложения подушной податью. В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить справедливость налогообложения, равномерную раскладку налоговых тягот. Тяжесть некоторых прежних налогов была ослаблена, причем, в первую очередь, для малоимущих людей. Впрочем, не все придерживались того же мнения, cовременники отмечали тяжесть подушной подати, возрастание недоимок.

При Петре I налоги резко возросли. Большую часть времени правления Петра I Россия воевала. Военные расходы становились все больше, а государственная казна пустее. Такая ситуация требовала от Петра I и его соратников решительных действий, которые были бы способны восполнить образовавшиеся в бюджете страны бреши. Система налогообложения населения при Петре I несколько раз менялась. Петр I проводил налоговую реформу исходя из положения дел в стране. Налоговая реформа Петра I подразумевала под собой увеличение как прямых, так и косвенных налогов. Прямыми налогами являлись: рекрутский, корабельный, налог на бороду, на дубовые гробы, на государственные бумаги и другие. Расширилось число и косвенных налогов: рыбные, медные, медовые, конские, банные. К 1724 году в России насчитывалось около 40 различных налогов.

С самого начала своего правления Петр I взял курс на сближение с Западом. 26-летний царь Петр Алексеевич в собрании бояр велел принести ножницы и собственноручно лишил бороды нескольких бояр знатных родов. Позже Петр неоднократно проделывал подобную операцию.

Однако новые порядки приживались с трудом. В действиях Петра бояре усматривали покушение на устои русской жизни. В связи с этим 5 сентября 1698 года Петр I установил налог на бороды. Усилиями прибыльщиков в январе 1705 г. была наложена пошлина на усы и бороды. Было постановлено, что с тех, кто не захочет бриться, брать: с царедворцев и служилых людей по 60 руб., а с гостей и гостиной сотни первой статьи - по 100 руб., средней и меньшой статьи, с торговых и посадских людей - по 60 руб., с боярских людей, ямщиков, церковных причетников и всяких чинов московских жителей по 30 руб. ежегодно. С крестьян брали по воротам пошлину по 2 деньги с бороды при въезде в город и выезде из него. Сибирские жители от этой пошлины были освобождены.

Для контроля был введен и специальный металлический жетон - бородовой знак, представлявший своего рода квитанцию об уплате денег за ношение бороды. Согласно указу 1705 года, все мужское население страны, за исключением священников, монахов и крестьян, было обязано брить бороды и усы. Налог за ношение бороды был увеличен в зависимости от сословной принадлежности человека. Отменена пошлина была лишь в 1772 году.

Помимо постоянных прямых и косвенных налогов был введен целый ряд чрезвычайных налогов. Одним из тяжелых повинностей был обязательный труд на строительстве каналов. Для крестьян особенно тяжелым бременем была подушная подать. Перепись населения предоставляла право изымать налог с каждой мужской души от младенцев до стариков. Такая условно счетная единица заносилась в «Ревизские сказки», которые обновлялись только через несколько лет. После «Ревизской переписи» множество различных налогов было заменено подушной податью. Подушная подать с помещичьего крестьянина составляла 74 копейки в год, а с посадского 1 рубль 14 копеек. С введением подушной подати налоговое бремя для населения выросло в три раза, это приводило к разорению и массовому бегству крестьян.

Возвышение дворянства и укрепление купечества происходило за счет усиления крепостничества и резкого ухудшения материального положения крестьянства.

В эпоху Петра I (1672--1725, русский царь с 1682 (правил с 1689), первый российский император с 1721) в сфере налогообложения произошли следующие радикальные изменения: подворное налогообложение было заменено подушной податью. Введены новые виды налогообложения -- горная подать, гербовые сборы, пробирная пошлина, экзотические виды налогообложения -- налог на бороды, существенному реформированию была подвергнута организационная система сбора налогов (финансовые приказы заменены финансовыми коллегиями), были заложены основы системы местного самоуправления и местных налогов и сборов. В эпоху Петра I широкое развитие получает система взимания налогов через откупщиков.

В системе прямых налогов основным изменением в эпоху Петра I был переход от подворного налогообложения к подушной подати. Подушная подать представляла собой вид прямого личного налогообложения, взимаемого с «души» (кроме привилегированных сословий) в размерах, не зависящих от величины дохода и имущества.

В России с конца XVIII в. подушный налог становится главным доходом государства (на него приходилось свыше половины всех до ходов). Плательщиками подушной подати были все разряды крестьян (зависимые, черносошные, бобыли), посадские люди и купцы. Впоследствии от уплаты подушной подати освобождались купцы (при Екатерине II), почетные граждане (при Николае I) и другие категории населения. Поэтому со временем подушный налог превратился в чисто крестьянский налог, сбор которого вела крестьянская община, а поступление в полной сумме гарантировалось круговой порукой, а община отвечала за платежи каждого ее члена, не выплаченная налоговая сумма одним крестьянским двором раскладывалась на остальные.

Тяжесть обложения приводила к крупным недоимкам. К неплательщикам правительство применяло жесткие меры, вплоть до изъятия имущества за долги. Подушный налог был отменен в большинстве губерний европейской части России в 1887 г., в Сибири -- в 1899 г.

Ведение войн с Турцией, а затем и со Швецией, строительство флота, создание регулярной армии, возведение новых городов и развитие горно- добывающей, металлургической и суконной промышленности, строительство каналов, учреждение казенных заводов требовали значительных финансовых ресурсов.

Основными расходными статьями были армия и флот. В 1710 г. дефицит превысил 500 тыс. руб. Для покрытия дополнительных расходов вводится ряд чрезвычайных налогов: деньги драгунские, рекрутские, корабельные, подать на покупку драгунских лошадей. Создателями и разработчиками новых видов налогообложения были прибыльщики -- государственные люди, в обязанность которых входило «сидеть и чинить государю прибыли». По инициативе прибыльщиков были введены подушная подать, гербовый сбор, налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, с найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы, введено удвоенное обложение податями староверов.

Еще до Петра I существовали отдельные виды обложения коммерческих промыслов. Прообразом промыслового налогообложения можно считать посошные и подымные подати, взимавшиеся крайне неравномерно и имевшие характер окладных налогов.

Петр I разделяет все торговое и ремесленное сословие на купеческие гильдии и ремесленные цехи. Основными целями являются полицейские, при этом преследуется также и фискальный интерес: купцы облагаются гильдейским сбором фискальное значение, которого постепенно возрастает. Учреждение гильдий было связано со стремлением организовать торгово-промышленное население городов в особое сословие, так как купцы платили вместе с другими неслужилыми сословиями подушную подать.

Реформы в сфере обложения, осуществленные при Петре I, привели к тому, что общая сумма прямых налогов за период с 1680 по 1724 г. возросла с 494 тыс. руб. до 4731 тыс. руб.

В 1719 г. вводится горная подать, которая уплачивалась натурой в размере десятой доли валовой добычи ископаемых. Налогообложение горных промыслов осуществлялось в России еще в XVII в. В 1668 г. плавильщик Дмитрий Тимашев получил по грамоте дозволение искать в Сибири золото, серебро, железные руды и камни при условии платить в казну десятый пуд металлов натурой.

При Петре I широкое распространение получает государственная монополия на крепкие спиртные напитки и табак. В 1699 г. Бурмистерской палате было поручено питейное дело, однако в 1705 г. был восстановлен отмененный в 1682 г. откуп. С 1716 г. винокурение становится свободным, но подлежит обложению акцизом в размере «полуполтины с ведра емкости клейменых кубов или казанов в год». Губернаторам и ландратам было поручено измерять и клеймить кубы и брать с ведра емкости по полуполтиной в год (клеймение кубов осуществлялось до 1744 г.).

Важным нововведением эпохи Петра I является установление системы взимания гербовых сборов (пошлин). В России гербовая бумага введена указом 23 января 1699 г. (инициатором использования гербовой бумаги в России считается дворецкий графа Шереметева Курбатов). Гербовая (актовая) бумага -- специальная бумага, предназначенная для написания актов и документов (векселей, договоров, актов о продаже имущества и др.), представляющая собой один из видов гербового знака.

В 1700 г. вводится пробирная пошлина, представляющая собой сбор, взимавшийся государственными органами пробирного надзора. Размер пошлины зависел от веса золотых и серебряных изделий, а также искусства ремесла.

В 1699 г. установлена пошлина на бороды. Жители Сибири были освобождены от данного вида обложения.

В 1724 г. был принят общий таможенный тариф, имевший протекционистскую направленность.

До Петра I сбор налогов осуществлялся рядом финансовых приказов. До 1717г. приказная система сохраняется, но подвергается существенному реформированию: создаются новые приказы, изменяются сферы деятельности старых приказов.

Указом Петра I от 30 января 1699 г. в Москве учреждается Бурмистрская палата (в конце 1699 г. переименованная в Ратушу) -- центральное административно финансовое и судебное учреждение, осуществлявшее общий контроль за земскими избами (выборными органами земского самоуправления), ведавшая раскладкой и сбором податей и повинностей с населения Москвы и посадов, в ее ведении находились также торговые и гражданские дела.

Существенные изменения в системе сбора налогов начинают происходить с изменением административно территориального деления России и создания должности губернаторов, на которых возлагаются функции по контролю за сбором налогов.

Указом от 22 февраля 1711 г. учреждается «управительный» (впоследствии Правительствующий) Сенат -- постоянно действующий высший орган государственного управления, в числе других функций выполнявший обязанности контролера в сфере государственных доходов и расходов.

В 1725 г. была составлена Табель государственного прихода расхода (фактически первый государственный бюджет). Финансовые преобразования позволили государству за 15 лет увеличить свои доходы более чем в 3 раза (в 1710 г. -- 3,1 млн руб., а в 1725 г. -- 10,2 млн руб.), при этом во второй половине царствования Петра I регулярно достигалось превышение доходов над расходами.

  • 8. Понятие «налогообложение». Соотношение понятия налогообложения с понятиями налог и сбор.
  • 9. Функции налогов и налогообложения.
  • 10. Государственная налоговая политика.
  • 11. Налоговая система и система налогов и сборов в Российской Федерации.
  • 12. Виды налогов и сборов по законодательству Российской Федерации.
  • 13. Налоговая система Великобритании и сша.
  • 14. Налоговая система Испании и Швейцарии. Сравнительная характеристика.
  • 15. Основные черты налоговых систем Германии и Франции.
  • 16. Общая характеристика налоговых систем восточно-европейских стран.
  • 4. К основным (базовым) принципам налогового права относят:
  • 3. Обязанность по уплате налога и (или) сбора прекращается:
  • 33. Порядок исчисления и уплаты налогов (сборов).
  • 35.Налоговый период. Порядок определения.
  • 49. Налоговый контроль. Формы проведения налогового контроля.
  • 50. Учет налогоплательщиков.
  • 51. Налоговые проверки.
  • 52. Камеральная налоговая проверка.
  • 53. Выездная налоговая проверка.
  • 54. Документы, оформляемые налоговыми органами при проведении налоговых проверок.
  • 55. Оформление результатов налоговой проверки.
  • 56. Проведение осмотра, экспертизы в ходе мероприятий налогового контроля.
  • 57. Основные требования, предъявляемые к оформлению протокола, составленному при производстве действий по осуществлению налогового контроля.
  • 58. Участие в мероприятиях налогового контроля переводчика, понятых и других специалистов.
  • 59. Понятие и содержание налоговой тайны.
  • 60. Понятие и виды налоговых правонарушений.
  • 61. Формы вины за совершенные налоговые правонарушения.
  • 62. Обстоятельства, исключающие привлечение лица к ответственности за совершение налоговых правонарушений.
  • 63. Производство по делу о налоговом правонарушении.
  • 64. Административные правонарушения в сфере налогового законодательства рф.
  • 65. Понятие налоговой санкции.
  • 66. Давность привлечения к ответственности за совершение налогового правонарушения.
  • 67. Давность взыскания налоговых санкций
  • 68. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах, и ответственность за их совершение
  • Глава 18. Виды нарушений банком обязанностей, предусмотренных законодательством о налогах и сборах и ответственность за их совершение
  • 69. Виды налоговых правонарушений, связанных с непредоставлением или неправомерным не сообщением сведений налоговому органу
  • 70. Ответственность за неуплату или неполную уплату сумм налога
  • 71. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц.
  • Глава 19. Порядок обжалования актов налоговых органов и действий или бездействия их должностных лиц
  • 72. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • Глава 17. Издержки, связанные с осуществлением налогового контроля
  • 73. Порядок рассмотрения жалобы и принятия решения по ней
  • Глава 20. Рассмотрение жалобы и принятие решения по ней
  • 74. Общая характеристика Налогового кодекса рф
  • 75. Правовая характеристика государственной пошлины
  • 76. Общая характеристика федеральных налогов и сборов
  • 77. Общая характеристика региональных налогов и сборов
  • 78. Общая характеристика местных налогов и сборов
  • 79. Понятие упрощенной системы налогообложения
  • 80. Отношения, регулируемые законодательством о налогах и сборах.
  • 81. Действие актов законодательства о налогах и сборах во времени
  • 82. Порядок исчисления сроков, установленных законодательством о налогах и сборах
  • 84. Тенденции развития налогового права в Российской Федерации. Самостоятельность налогового права как отрасли права.
  • 3. Налогообложение в Петровскую эпоху.

    В эпоху Петра I (1672-1725) увеличились военные расходы, связанные с ведением войн, переоснащением армии, созданием российского флота. Все это происходило за счет увеличения налогов. Появились такие налоги, как драгунский сбор, гербовый сбор, сбор на постройку судов; значительно увеличились размеры уже существовавших налогов. Однако такие меры не решили основной задачи - пополнения государственной казны, и в 1717 г. было принято решение заменить огромное количество видов налогов одним прямым налогом (подушевой податью). Следует отметить, что в отличие от многих нынешних реформ петровская налоговая реформа была тщательно спланирована и продумана, в частности была проведена перепись населения с отдельным учетом душ мужского пола среди крестьян и иных категорий, которые должны были платить налоги. Петр I реорганизовал также управление финансами с учреждением камер-коллегий и штабс-контор, которые осуществляли непосредственный контроль за сбором налогов. Введение подушевой подати кардинальным образом изменило структуру доходов, в которой этот налог занял главенствующее место и составил в первый год более 50% доходов российской казны. В это время косвенные налоги в общей структуре доходов равнялись четвертой части.

    Итак, во время правления Петра I сформировалась принципиально новая налоговая система, в которой центральное положение было отведено подушевой подати. В первые годы ее введения поступления в бюджет резко возросли, но в последующие годы подушевая подать практически стала тормозом в развитии экономики России и многие годы оказывала негативное влияние на экономическое и социальное развитие страны. При Петре I проводилась активная протекционалистская политика, согласно которой устанавливались большие таможенные пошлины на ввоз импортных товаров в целях защиты отечественных производителей.

    В царствование приемников Петра I кардинальных изменений в российской системе налогообложения не было, однако экономисты того времени уже осознали неэффективность подушевой подати как прямого налога без учета реальных доходов населения. Но подушевая подать продолжала существовать, хотя ее размер был уменьшен, в результате чего по сравнению с периодом правления Петра I доля прямых налогов снизилась почти на четверть. Был сделан акцент на увеличение косвенного налогообложения, вследствие этого доля косвенных налогов в доходах бюджета возросла до 31,8%.

    При Екатерине II (1729-1796) проводились мероприятия по расширению сферы налогообложения. Так, в сферу налоговых отношений попали купеческие капиталы. Вследствие значительного роста расходов, связанных с ведением войн и содержанием двора, произошло увеличение размера подушевой подати и некоторых других налогов. Причем многие вопросы налогообложения вплоть до XIX в. решались зачастую в зависимости от потребностей власти. Серьезная проработка налоговых проблем началась лишь во второй половине XIX в.

    Многие преобразования в области налогов относились к периоду правления Александра II (1818-1881). В частности, в это время были списаны все недоимки по налогам, при Министерстве финансов была создана специальная комиссия для пересмотра существующих податей и сборов, был усилен контроль за расходованием средств как в масштабах государства, так и в губерниях. С мещан вместо подушевой подати стали взимать налог с городской недвижимости (жилых домов, заводов, фабрик, складских помещений и др.). Важным шагом на пути налоговых реформ в царствование Александра II стала замена винных откупов питейными акцизами (1863), которые впоследствии приносили самые крупные доходы государству. Для обеспечения полноты сбора акцизов были образованы акцизные управления, которые контролировали сбор питейных акцизов. Был отменен налог на соль (1880), оказывавший негативное воздействие на уровень цен и уровень жизни малообеспеченного населения.

    Наиболее крупные и прогрессивные изменения в налоговой сфере произошли в период правления Александра III (1845-1894). Особенно весомые преобразования осуществлялись, когда Министерство финансов возглавляли Н. X. Бунге, И. А. Вышнеградский, С. Ю. Витте.

    Н. X. Бунге большое внимание уделял улучшению налоговой системы, прежде всего за счет справедливого распределения налогового бремени с учетом возможности налогоплательщиков уплачивать конкретные налоги. Именно по инициативе Бунге началась поэтапная отмена подушевой подати (1883). Стали вводится новые налоги, такие как налог с наследства и дарений, 5%-ный налог на денежные капиталы, были повышены ставки поземельного налога, налога на недвижимость в городах. Бунге считал, что все эти новшества в дальнейшем должны будут привести к введению подоходного налога. В 1885 г. были учреждены особые органы местного управления - податные инспекции. Главной задачей податных инспекторов стали наблюдение за правильностью распределения прямых налогов, изучение налоговых возможностей населения, контроль за ценами по важным товарным группам. При И. А. Вышнеградском крупные изменения в системе налогообложения не проводились, в основном осуществлялась налоговая политика Бунге и увеличивались размеры уже действовавших налогов.

    Существенные изменения в налоговой системе XIX в. произошли в бытность министром финансов С. Ю. Витте: проведена реформа торгово-промышленного налогообложения, предпринята попытка реализации принципа соразмерности налогообложения с учетом доходов населения. Например, был освобожден от налога безвозмездный переход сельской собственности к ближайшим родственникам, снижены ставки поземельного налога, установлен государственный квартирный сбор, повысились питейные акцизы, установлен табачный акциз.

    В конце XIX в. в России сформировалась вполне цивилизованная налоговая система, взимались прямые и косвенные налоги, в определенной мере учитывалась налогоспособность населения (отменена подушевая подать), работала система контроля за сбором налогов. В структуре налогов основную доходообразующую роль играли косвенные налоги, в частности в 1897 г. их доля превысила 85%. В этом заключалась особенность российской налоговой системы - до этого ни в одной европейской стране косвенные налоги не играли столь значительную роль. Причина состояла прежде всего в отмене подушевой подати, а также в том, что потери не были возмещены введением других прямых налогов, т.е. основная налоговая нагрузка падала на беднейшее население. Появились и новые акцизы, в частности нефтяной и спичечный. Введение новых налогов свидетельствовало о расширении сферы налогообложения. Увеличивались поступления от прямых налогов: промыслового налога, налога с городского недвижимого имущества, поземельного налога.

    Начало XX в. для России - период бурного развития капитализма: подъем промышленности, торговли; концентрация производства и капитала; строительная лихорадка; громадный приток иностранного капитала. Этому способствовали налоговые льготы. Доходы государственного бюджета стремительно увеличивались - только с 1907 по 1910 г. их прирост был таким же, как в 1891-1899 гг., и составил 4,1 млн руб. Сумма налогов на торговлю и промыслы также быстро росла не благодаря увеличению размера налогов, а именно за счет расширения сферы налогообложения (развития торговли). По-прежнему приоритет в общем объеме налоговых поступлений принадлежал косвенным налогам, среди которых выделялись акцизы и таможенные сборы. Среди прямых налогов лидирующее положение занимал промысловый налог.