Административно-территориальное деление. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая

Любой большой объект трудно изучать целиком - его необходимо разделить на части. (Конечно, изучив каждую часть отдельно, вы затем должны снова «сложить» их, чтобы увидеть объект в его единстве.) Так и географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы - проводят районирование.

Слово «районирование» в русском языке имеет два значения: во-первых, это процесс разделения территории на части и, во-вторых, результат этого процесса - сетка районов.

Как можно проводить районирование территории?

Вспомните, как вам приходилось делить на части территорию, знакомясь с природой и населением России. Например, изучая рельеф, вы узнали, что территория нашей страны делится на низменную западную и возвышенную восточную части, а при более подробном рассмотрении увидели и отдельные низменности, возвышенности, горы. Изучая климат, вы выделяли несколько климатических поясов, изучая почвы - различные почвенные зоны и т. д. Это были разделения территории по одному из компонентов природы. А выделение природных зон - это уже разделение по нескольким признакам одновременно.

В экономической географии также применяется разделение территории на части, однородные в каком-либо отношении, например на зоны с одинаковым набором выращиваемых сельскохозяйственных культур, со сходными занятиями населения и т. д. Но чаще экономические районы выделяются по связям, по тяготению территорий друг к другу.

Рис. 5. Такая разная Россия

В нашем учебнике будет использоваться и природное, и экономическое районирование. В то же время для того, чтобы показать взаимодействие природы, населения и хозяйства в пределах отдельной территории, мы будем использовать такое понятие, как географический район.

Географический район - исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

Нами будут изучаться такие географические районы, как Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, то есть европейская часть России, а также Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, то есть азиатская часть России.

Некоторые из географических районов могут включать часть природного района и несколько экономических районов. Например, Центральная

Россия - это центр Восточно-Европейской равнины, объединяющий Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические районы.

Уральский географический район включает часть Уральского природного района (Средний и Южный Урал) и совпадает с границами Уральского экономического района. А Восточная Сибирь, наоборот, объединяет два природных района - Среднюю Сибирь и пояс гор Южной Сибири.

Рис. 6. Природные районы России

Сравните два вида районирования нашей страны - природное и хозяйственное (экономическое). Границы экономических районов всегда совпадают с границами субъектов Федерации (любая область или республика включена только в один район!), а границы природных районов не совпадают. В то же время природные и экономические районы порой носят одинаковые названия, например Западная Сибирь.

Рис. 7. Географические и экономические районы России

  1. Сравните границы природных, экономических и географических районов. Определите, какие природные и экономические районы входят в состав каждого из географических районов.
  2. Как вы думаете, чем объяснить, что границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов не совпадают?
  3. Чем объяснить, что на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в азиатской части России?

Каковы особенности административно-территориального устройства России?

Один из видов районирования - административно-территориальное деление, то есть разделение территории страны на административные единицы: области, края, округа и т. д. Такое деление необходимо для любого современного государства, чтобы собирать налоги, поддерживать порядок, заботиться об образовании и здравоохранении, призывать в армию военнообязанных, да хотя бы просто доставлять почту.

В различные периоды своей истории наша страна разделялась на самые разные части. Это были княжества, воеводства, наместничества, губернии, области, края и т. д.

Современное административно-территориальное деление России - следствие государственного устройства нашей страны. Россия - федеративное государство, состоящее из 89 регионов - субъектов Федерации (рис. 8).

Рис. 8. Административно-территориальное деление России (2001 г.)

В 2000 г. по указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.

Выводы

Разные виды районирования территории страны проводятся с разными целями. Одна из задач - выделение специфических черт географического района, отличающих его от других (по географическому положению, особенностям природы и ресурсов, населения, существующим связям внутри района и с другими территориями). На этой основе создается целостный образ каждого района. Особый вид районирования - административно-территориальное деление, необходимое для существования любого государства, особенно столь огромного, как Россия.

Вопросы и задания

  1. Какие виды районирования рассматриваются в тексте? Какие задачи они решают?
  2. Составьте схему соподчинения административно-территориального деления своего района (от улицы до субъекта Федерации).
  3. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая. Какие признаки положены в его основу? Сравните его с административно-территориальным делением России.
  4. Пользуясь уже полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.

система территориальной организации государства, на основе которой образуются и функционируют органы государственной власти и управления. Предусматривает разделение государственной территории на области, районы, дистрикты, провинции, департаменты и т. д. В Российской Федерации административно-территориальные единицы - края, области и районы.

Основные черты административно-территориального деления

Система органов местного самоуправления и управления, как правило, строится в соответствии с административно-территориальным делением страны. Понятие административно-территориального деления Административно-территориальное деление – это деление государственной территории на определенные части с целью наиболее рационального управления государством. Административно-территориальное деление зависит от различных факторов. Как правило, в основе деления лежит удобство управления. К числу иных факторов, влияющих на образование административно-территориальных единиц, можно отнести: естественно-географические факторы (например, эти единицы образуются вокруг крупных городов); учитываются факторы демографического характера (то есть единицы образуются с примерно равным числом населения); учитывается национальный или этнический состав населения; особенности бытового уклада, религиозного характера. Весьма значительное влияние имеют факторы экономического характера и факторы политической жизни. Очень часто административные единицы существуют с незапамятных времен, т.е. они исторически сложились на территории бывших графств, княжеств, иных феодальных единиц, где граждане привыкли ощущать себя частью этой территории. Однако феодальные границы – это не есть что-то незыблемое. Они могут и перестраиваться, меняться в зависимости от потребностей современной жизни. Итак, как правило, в соответствии с административно-территориальным делением строится и система органов управления этими единицами, которые могут быть органами самоуправления и управления, поскольку каждая административная единица имеет какой-то орган власти или управления. Если такого органа нет, то это уже не административно-территориальная единица. Административно-территориальные единицы есть крупные и мелкие. Естественно, масштабам этих единиц соответствуют имеющиеся в них органы. В разных странах есть различные системы административно-территориального деления страны. Есть более развитые и менее развитые, простые и сложные. Это зависит от размера государства, от численности населения и площади этого государства. Называют двухзвенные системы административно-территориального деления, трехзвенные и т.д. Есть даже пятизвенные системы – такая система существует во Франции. Низшим звеном французского административно-территориального деления является коммуна. Коммуна – основа деления. Может быть, это не совсем то, чем когда-то в СССР был сельсовет, но это тоже первичное звено. Во Франции их насчитывается около 37 тысяч. Коммуна – это определенная численность населения, определенные границы, это первое звено государственной системы. Граждане коммуны избирают муниципальный совет – низший орган государственной власти и первичный орган самоуправления. Местный муниципальный совет выбирает мэра – это представитель исполнительной структуры. Далее идет кантон. Этот термин аналогичен швейцарскому термину "кантон", но это не одно и то же. В Швейцарии кантон – это субъект федерации (там 23 кантона), а кантон французский – этот объединение нескольких коммун. Кантон введен для удобства управления государственными делами. Своих органов самоуправления в этой структурной единице нет, кантон является избирательным округом. В кантоне имеется ряд должностных лиц, которых нецелесообразно иметь в каждой коммуне. Эта более крупная единица создается для того, чтобы в каждом кантоне для жителей нескольких коммун был свой нотариус, судья, участок жандармерии, призывной участок и т.д. Затем идет округ. В округе от 100 до 150 коммун. Во Франции свыше трехсот округов. Во главе округа стоит лицо не избираемое, а назначаемое правительством. Это должностное лицо – государственный чиновник – именуется субпрефектом. Округ – третье звено французской административно-территориальной системы. Четвертое звено называется департаментом. Департамент – это более крупная единица, включающая около 400 коммун или 35 кантонов. В департаменте имеется избираемый орган местного самоуправления, который называется Генеральный совет. Может быть логичнее было бы назвать его департаментским советом, но он называется генеральным советом. Принцип избрания этого совета достаточно прост: от каждого кантона избирается один генеральный советник. Таким образом, если в департамент входит 35 кантонов, то в генеральном совете 35 генеральных советников. Возглавляется генеральный совет префектом, который назначается правительством. Здесь достаточно своеобразное соединение принципов самоуправления и управления. Генеральные советники избираются не прямыми выборами, а многоступенчатыми, но все равно – это представители граждан. Самая крупная административно-территориальная единица во Франции называется регионом. (В некоторых пособиях употребляется французская транскрипция этого слова – режьон.) Регион имеет региональный совет. Регионы были образованы вместо провинций, которые много веков существовали во Франции; по традиции названия провинций стали названиями регионов. Они существуют и в настоящее время: Аквитания, Бургундия, Пикардия, Нормандия и т.д. В регионе есть префект региона – им является префект самого крупного департамента, административный центр которого является центром региона. Как мы видим, – достаточно сложная структура местных органов существует во Франции.

Административно-территориальное устройство

деление территории государства на части: области, провинции, губернии, департаменты и т. п. А.-т. у. любого государства обусловлено его классовой природой, задачами и функциями; цель его - в наиболее эффективной организации и функционировании всего государственного механизма, в особенности системы местных органов государственной власти (местного самоуправления).

В буржуазных странах А.-т. у. основывается преимущественно на соображениях административного «удобства» и фискально-полицейских интересах.

Советское А.-т. у. строится с учётом естественно-исторических и экономических условий (природные ресурсы, характер и уровень развития хозяйства, направление и развитие путей сообщения, количество и плотность населения и т. д.), национальных моментов (национальный состав населения, бытовые особенности), необходимости максимального приближения государственного аппарата к населению в целях предоставления трудящимся возможностей для участия в осуществлении государственной власти.

В СССР основными административно-территориальными единицами являются Область , Район , Город ,Село (станица, деревня, хутор, кишлак, аул), посёлок (рабочий, дачный, курортный); в РСФСР имеются, кроме того, края (См. Край ). Конституции союзных республик, имеющих областное (краевое) деление, содержат перечень областей (краев), входящих в их состав. Конституции союзных республик, не имеющих областного деления, содержат перечень городов республиканского подчинения и районов. Изменение областного (краевого) деления производится высшими органами государственной власти союзных республик в порядке, установленном для внесения изменений в конституции союзных республик. Изменения во внутриобластном (краевом) делении (упразднение районов, разукрупнение и образование новых районов и т. д.) в союзных республиках, имеющих областное деление, и изменения в районном делении республик, не имеющих областей, производятся Президиумом Верховного Совета союзной республики. Вопросы об образовании, упразднении, передаче в другой район сёл и посёлков решаются краевыми (областными) Советами депутатов трудящихся, а в союзных и автономных республиках, не имеющих областного деления, - Президиумом соответствующего Верховного Совета.

А.-т. у. других социалистических стран строится с учётом своих конкретных особенностей, регулируется конституциями, законами и указами по вопросам А.-т. у., законами о местных органах государственной власти.

Лит.: Барахатян В. А., Павловский Р. С., Создание и развитие советского административно-территориального устройства, «Уч. зап. Харьковского юридического института», 1957, т. 11, в. 1; Русинова С. И., Государственное устройство социалистических стран Европы, Л., 1966, гл. III, с. 90-112.

Н. П. Фарберов.

Существует ряд близких понятий - "административно-территориальное деление", "административно-территориальное устройство", "административно-территориаль­ная организация". Все ониозначают примерно одно и то же, описывая формаль­ную политико-административную структуру государства, или другими словами - его деление на формальные регионы.

Понятие «административно-территориальное деление» (АТД) имеет более выраженный политико-географический смысл. Под АТД обычно понимается соб­ственно политико-административная карта государства, представляющая собой со­вокупность административных единиц. АТД может пониматься и как процесс ("деление"), когда государство делят на такие единицы, и как результат этого про­цесса - сложившееся АТД. Процедура административно-территориального деле­ния аналогична процедуре районирования и представляет собой его частный слу­чай. Особенность АТД заключается в том, что районирование проводят государст­венные органы, исходя из поставленных управленческих задач, и что это райони­рование существует де-юре, в нормативных актах.

Родственные понятия «административно-территориальное устройство» (АТУ) и «административно-территориальная организация» (АТО) в современном дискурсе включают в себя институциональные аспекты. Они обычно подразумевают не только политико-административную карту, но и политические институты, всю систему отношений, связанных с созданием и переустройством АТД. АТУ (АТО) может, например, включать в себя региональные органы власти и общенациональ­ные властные структуры, занимающиеся административно-территориальным де­лением и даже региональной политикой вообще.

Главным структурным элементом АТД является административно-терри­ториальная единица ( ATE ) . Если понимать АТД как политико-административную карту, то она состоит из множества ATE. Административно-территориальная еди­ница является синонимом формального региона.

Система АТД является объемной. По вертикали она делится на иерархиче­ские уровни. Обычно АТД выстраивается по принципу матрешки, когда ATEболее высокого порядка делятся на ATE более низкого порядка. В результате возникает иерархия управленческих уровней, представленных в системе АТД. При этом на каждом таком уровне существует своя политико-административная структура, т.е. совокупность ATE данного порядка (первого, второго и т.д.).

Административно-территориальное устройство было характерно для всех государств во все времена, отличаясь лишь степенью сложности и разработанно­сти. Однако необходимо подчеркнуть, что регулярное АТД является феноменом современного национального государства. Под регулярностью мы подразумеваем такую ситуацию, когда территория государства почти без остатка, в официальном порядке делится на административно-территориальные единицы , в которых дей­ствует власть, обычно подчиненная общенациональной государственной власти, но во многих случаях обладающая самоуправлением. При регулярном АТД сущест­вуют четко определенные административные границы, и каждая ATE представляет собой целостное образование.

АТД - феномен вполне древний. Можно вспомнить пример Римской им­перии с ее делением на провинции. В то же время феодальная модель территори­ально-государственного строительства обычно нарушала регулярность АТД. Для этой модели в ее европейском варианте было характерно деление территории на центры (города) с определенным самоуправлением и периферии, находившиеся под властью феодалов-землевладельцев. Феодал являлся землевладельцем и регио­нальным лидером в одном лице, т.е. ATE могла одновременно представлять собой феодальное владение. При этом распространенная чересполосица феодальных вла­дений нарушала регулярность АТД.

Современное национальное государство, в отличие от средневекового фео­дального государства, обязательно использует регулярную систему АТД. Переход к современной модели территориально-государственного строительства происходил одновременно с формированием более или менее централизованной государствен­ной власти и организацией государственного управления (а также самоуправления) на местах. Для организации государственного управления на региональном уровне и формирования структур самоуправления обязательно требуется стройная и стро­гая система АТД.

б) Исторические модели АТД

2. Факторы, определяющие формирование АТД

Факторы административно-территориального деления

АТД любого государства является функцией его региональной структуры. Сама региональная структура, как ясно из первой главы, формируется в результате сложных эволюционных процессов и представляет собой несколько накладываю­щихся друг на друга структур различного происхождения.Региональную структуру государства можно представить как наложение этнокультурной, природно-географической и социально-экономической структур.

Исходя из этого, а также из существующей практики административно-тер­риториального деления, можно выделить следующие группы факторов, определя­ющих формирование его системы.

Любому государству присуще разделение на отдельные части всей его территории. Это необходимо для создания местного самоуправления, осуществления управленческой деятельности. Административная территориальная единица формирует структуру государства. Это формальные регионы, которые имеют политический и экономический смысл.

Совокупность таких единиц составляет административно-политическое деление страны. Причем процедуру деления можно рассматривать и как процесс создания определенной структуры, и как его конечный результат. При этом образуются различные административные единицы.

Общая характеристика

Часть государства, которая формирует политическую административную карту страны. В соответствии с таким разделением строится система местного самоуправления. Это частный случай районирования, которое проводят органы государственной власти.

Деление территории суверенного государства на отдельные регионы обусловлено политическими, природными, этническими и прочими факторами. Федеративные государства также имеют подобные единицы местного самоуправления, так как подобные страны являются унитарными. Их устройство является особым.

Подобные государства характеризуются федеративным устройством. Каждый их субъект имеет унитарное устройство, но они могут также являться отдельными федерациями. Административные единицы управляются органами местного самоуправления. Их права регулируются законодательством.

Особенности разделения стран

Деление территории страны на отдельные части имеет древнее происхождение. Это было присуще множеству государств в прошлом и настоящем. Отличие заключается только в сложности такого устройства.

В некоторых странах при их распаде границы областей могут формировать отдельные государства. В этом случае возможно возникновение множественных территориальных споров.

Особенности разделения в РФ

Административно-территориальные единицы России формируются под воздействием законодательной деятельности представительных органов. Существуют определенные принципы, по которым происходит подобный процесс. Законодательство регулирует полномочия органов местного самоуправления.

Взаимоотношения между государством и его регионами имеют несложную форму. Поэтому правительство может менять районирование без процедуры одобрения местными властями таких решений.

Принципы формирования регионов в РФ

Российские территориально-административные единицы формируются по нескольким принципам. К ним относятся территориальный, национальный и смешанный подход. В первом случае предполагается выделение территориальной единицы при наличии значительной площади и проживающего здесь большого количества людей. Этот принцип положен в основу формирования области, края, города.

По национальному принципу формируются субъекты РФ, в которых проживает определенная этническая группа населения. Если на конкретной небольшой территории проживает определенный народ, входящий в состав федерации, эту область также выделяют в отдельную единицу.

Смешанный принцип имеет черты национального и территориального разделения. Признаками субъекта является отсутствие государственного суверенитета, отсутствие возможности самостоятельно менять границы или выходить из состава государства. Население, живущее в таких районах, наделяется одинаковыми правами. Все проживающие являются гражданами РФ. Все субъекты имеют равные права.

Факторы разделения

Существует несколько основных факторов, по которым формируется каждая основная административно-территориальная единица. Это происходит под воздействием природно-географических, этнических, культурных, социальных и экономических особенностей развития. В связи с этим можно выделить несколько групп факторов. Они определяют формирование системы.

Этнокультурные факторы определяют территориальную структуру в многонациональных государствах. Такие области обладают четко выраженными на местности объектами. Чтобы избежать сепаратизма национальных меньшинств, правительство редко определяет границы области по этому принципу.

Исторические факторы сложились много веков назад. Сохранившись и по сей день, они могут формировать карту страны. Система расселения (демографический фактор) также может влиять на этот процесс. В некоторых случаях территориальные единицы формируются под воздействием природных (географических) факторов.

Важным сегодня является экономический фактор. Он определяет разделение территории по профилю производства, направления хозяйственной деятельности.

Типы территориальных единиц

Чтобы понять, как называется территориальная административная единица в РФ, необходимо рассмотреть существующие их виды. Они бывают первичными и базовыми. К первой категории субъектов относятся районные города, ПГТ, поселки. Ко второй категории субъектов относят районы, города республиканского или областного подчинения.

Районом называется составляющая часть края, автономного округа или области. Это многоотраслевая экономическая структура. В нее входят коммунально-бытовые, сельскохозяйственные, торгово-закупочные предприятия.

Городом называется важная для культурной, политической и хозяйственной деятельности страны единица. Они разделяются на виды в зависимости от ряда организационных факторов. Бывают города республиканского, краевого, областного, окружного, районного значения. Городские районы являются их частью, наименьшей структурной единицей.

Поселки также считаются отдельной частью территориальной системы. Они отличаются от городов меньшими размерами. Бывают дачные, курортные и рабочие поселки.

Формат подчинения

Административно-территориальные единицы страны могут отличаться различной степенью подчинения государственным властям. В зависимости от этого выделяют несколько форматов организации структурных элементов.

Автономный регион отличается повышенным политическим статусом. Их уровень самоуправления высок. Чаще всего подобные единицы выделяют по этнокультурному признаку.

Ко второму типу подчинения относятся регионы, в которых присутствует особый порядок управления. К таким структурным единицам могут относиться регионы с особой геополитической ситуацией. Чаще всего они живут в условиях жесткого контроля со стороны централизованной власти.

Третьей формой являются области с пониженным политическим статусом. Такие регионы могут не обладать совсем или только частью признаков субъектов. Они имеют небольшое количество жителей или малый размер.

Столичные округа характеризуются наличием крупного города, которые обладают некоторой автономией или особыми правами.

Экстерриториальные территории выделяют по этническому признаку. Также существуют заморские территории, которые образовались после распада колоний. Их принято называть владениями. Также существуют неконтролируемые регионы.

Название структурной единицы

Чтобы разобраться, какая административно-территориальная единица функционирует в регионе, следует рассмотреть особенности их топономики. Различают наименования и названия подобных структурных элементов государств. Под наименованием подразумевают синонимы формальных регионов. Они могут быть общими для многих стран или встречаться исключительно в одном государстве.

Условно для определения понятия территориальной административной единицы в любой стране можно использовать слово «провинция». Остальные формы считаются производными от нее.

В большинстве государств применяется одно наименование для структурных единиц. Однако для сложных федераций возможно применение более сложной организации. В этом случае именования могут формироваться в результате исторических факторов, размера территории и т. д.

Название же устанавливается для конкретной территории, обладающей уникальными характеристиками.

Уровень дробности

Входит в структуру из определенного количества элементов. Их число определяет уровень дробности государства. Оптимальные параметры этого понятия связаны с выбором адекватной управляемой структуры.

Показатель дробности зависит от числа жителей в стране, ее размерами и степени ее расчлененности в соответствии с различными признаками. Для каждого государства существует оптимальное число структурных единиц. Причем оно не зависит от размеров территории и количества жителей. Каждый структурный элемент должен иметь высокую управляемость.

Количество структурных единиц для среднестатистического государства составляет около 18 штук. Это исторически сложившийся оптимальный уровень. Однако это не означает, что любое государство должно формировать свою структуру в соответствии с этим значением.

Административный центр

Имеет такой элемент, как центр. Для полноценного управления значение имеет его месторасположение, а также его столичность. Последний принцип имеет несколько типов.

Доминирующий центр является в регионе самым крупным городом. Он имеет большое влияние на остальные структурные единицы. Доминирование определяется концентрацией в нем населения относительно всего региона, а также экономический потенциал.

Конкурентно-доминирующий центр представляет собой столицу, которая является одним из нескольких крупных городов в регионе. Функциональный центр может быть небольшим, но он выполняет административные функции.

Еще одной формой столичности считается исторический центр. Город может быть некрупным, но он выполняет административные функции уже множество веков.

Закрытые образования

В РФ может быть закрытой. К таким образованиям относятся структурные элементы, которые имеют органы самоуправления и промышленные предприятия по производству оружия массового поражения, переработке радиоактивных отходов и т. д.

Это тоже территориальная административная единица. Ее границы определяются в соответствии с действующим режимом безопасности, а также потребностями его развития.

Рассмотрев основные принципы выделения административно-территориальных единиц, можно глубже вникнуть в принципы государственного деления и подчинения регионов в РФ и других странах мира.

§ 3. Чем различаются районирование и административно-территориальное деление?

Территория каждой страны для эффективного управления имеет иерархически соподчиненную систему административно-территориального деления (АТД), при которой каждая единица более низкого ранга входит в состав территории более крупного ранга. Такая система позволяет правительству руководить всей страной через местные органы управления.

Задание 1. Чем отличается районирование от административно-территориального деления?

Административно-территориальное деление является утверждённым законом членением территории, системой пространственной организации государства, по форме схожей с районированием. Однако, в отличие от районирования, АТД представляет собой иерархически соподчинённую систему. Например, единицы первого порядка в США - 50 штатов и столичный федеральный округ Колумбия. Это равноправные субъекты федерации, каждый штат имеет свою конституцию, законодательную, исполнительную и судебную власти. Штаты делятся на округа, всего в США 3141 округ.

В России единицы первого порядка - области, республики, края, они делятся на районы, которые, в свою очередь, делятся на городские (сельские) органы местного самоуправления (округа, префектуры, муниципалитеты).

Франция делится на 26 регионов, в том числе 21 на Европейском континенте, 1 (Корсика) - на острове Корсика, 4 - на заморских территориях. Регионы не обладают юридической автономией, но могут устанавливать свои налоги и вести бюджет. Регионы делятся на 100 департаментов, которые, в свою очередь, подразделяются на 342 округа.

Существующее административно-территориальное деление отражает определенные этапы исторического развития.

Существует несколько вариантов проведения административных границ. Они могут проводиться по границам ареалов расселения этнических групп, по природным рубежам или геометрическим линиям. Федеративное государственное устройство в многонациональных государствах, как правило, основывается на этническом принципе. Например, в Индии этот принцип отражён даже в названиях штатов - Западная Бенгалия (проживают преимущественно бенгальцы), Тамилнад (тамилы) и т. д. В европейских странах современные административные границы наследуют старые границы периода феодальной раздробленности.

Как правило, рано или поздно наступает момент, когда сетка АТД начинает затруднять эффективное управление страной и возникает необходимость реформы АТД, т. е. пересмотра существующих границ. Зачастую основанием для пересмотра сетки АТД становится угроза территориальной целостности страны; в этом случае ареалы расселения этносов, стремящихся к обособлению, разделяются новыми административными границами. Таким образом, «бунтовщики» рассеиваются между разными единицами АТД.

Оптимальным числом административно-территориальных единиц в государстве считается интервал 10-50; более дробное деление вызывает проблемы, связанные с неэффективным управлением.

При подготовке к проведению реформы административно-территориального деления обязательно привлекаются географы. Составление новой сетки АТД требует соблюдения определённых правил, которые позволяют избежать лишних финансовых затрат на содержание управленческого аппарата или на устранение вероятной политической и социальной напряжённости.

Новые административно-территориальные единицы должны удовлетворять определённым требованиям:

  1. быть достаточно крупными, чтобы местные административные службы не поглощали слишком много бюджетных средств;
  2. иметь определённое внутреннее единство, чтобы отражать интересы своих жителей и участвовать в политической жизни страны;
  3. по возможности тесно следовать прежней сетке АТД для сохранения уже сложившихся общественных связей,
  4. должны создаваться с учётом развивающихся экономических центров.

Реформа государственного управления и административно-территориального деления России

В 2000 г. для целей эффективного государственного управления РФ была поделена на семь федеральных округов. Это Центральный (Москва), Северо-Западный (Санкт-Петербург), Южный (Ростов-на-Дону), Приволжский (Нижний Новгород), Уральский (Екатеринбург), Сибирский (Новосибирск), Дальневосточный (Хабаровск) федеральные округа. В 2010 г. был образован Северо-Кавказский федеральный округ (Пятигорск), выделенный из состава Южного федерального округа. В каждом из них находится аппарат полномочного представителя Президента РФ.

Рис. 234. Федеральные округа РФ, 2010 г.

При делении территории на административно-территориальные единицы (в отличие от социально-экономического районирования) границы имеют принципиальное значение и самостоятельную ценность. Их нарушение приводит к территориальным конфликтам и войнам. «Качество» административно-территориального деления тем выше, чем меньше социально-экономических различий существует между единицами АТД, в то время как районирование нацелено на выявление максимально различающихся между собой территориальных единиц (рис. 235).

Рис. 235. Административно-территориальное деление ФРГ: 16 земель - административно-территориальные единицы «первого порядка», 429 округов (313 сельских и 116 городских) - административно-территориальные единицы «второго порядка»

Основные идеи темы

  • Районирование - важнейший метод пространственного анализа в экономической географии, позволяющий выявить территориальные различия.
  • Два вида районирования - узловое и однородное - различаются принципами, последовательностью проведения и результатами.
  • Однородное районирование может проводиться «снизу» (выбор показателей - выделение - разграничение и осмысление районов) или «сверху» (наличие районов признаётся априори - выбор признаков, отражающих их дальнейшее деление).
  • Однородное районирование бывает однопризнаковым и многопризнаковым.
  • Узловое (или функциональное) районирование предполагает выделение районов в зависимости от интенсивности хозяйственных связей внутри них.
  • К важнейшим принципам районирования относится непрерывность, требование о распространении системы районов на объекты одинаковой природы, районирование должно служить конкретной цели, которая и определяет набор признаков районирования.
  • Границы между районами проводятся исследователями в зависимости от целей районирования.
  • Оптимальные границы между рыночными центрами устанавливаются при помощи гравитационной модели.
  • Административно-территориальное деление государства - процедура, по форме схожая с районированием, но отличающаяся от него по целям, роли границ и «качеству».
  • Реформа АТД периодически проводится в любом государстве и должна обеспечивать эффективное управление.

Повторение и обобщение знаний по теме

  1. Дайте определения понятий «район», «районирование».
  2. Какие этапы различают в процедуре районирования?
  3. Какие виды районирования вы знаете? В чём различия между «районированием сверху» и «районированием снизу»?
  4. Какие виды однородного районирования вы знаете, чем они различаются?
  5. В чём различия между однородным и узловым (функциональным) районированием?
  6. Какие принципы районирования вы знаете?
  7. Какова методика установления границы между узловыми районами?
  8. В чём различие между районированием и административно-территориальным делением?
  9. Каковы основные правила при проведении реформы АТД?
  10. Каковы особенности административно-территориального устройства в нашей стране?

Любой большой объект трудно изучать целиком - его необходимо разделить на части. (Конечно, изучив каждую часть отдельно, вы затем должны снова «сложить» их, чтобы увидеть объект в его единстве.) Так и географию России трудно понять «сразу и всю», поэтому огромное пространство нашей страны традиционно делят на районы - проводят районирование.

Слово «районирование» в русском языке имеет два значения: во-первых, это процесс разделения территории на части и, во-вторых, результат этого процесса - сетка районов.

Как можно проводить районирование территории?

Вспомните, как вам приходилось делить на части территорию, знакомясь с природой и населением России. Например, изучая рельеф, вы узнали, что территория нашей страны делится на низменную западную и возвышенную восточную части, а при более подробном рассмотрении увидели и отдельные низменности, возвышенности, горы. Изучая климат, вы выделяли несколько климатических поясов, изучая почвы - различные почвенные зоны и т. д. Это были разделения территории по одному из компонентов природы. А выделение природных зон - это уже разделение по нескольким признакам одновременно.

В экономической географии также применяется разделение территории на части, однородные в каком-либо отношении, например на зоны с одинаковым набором выращиваемых сельскохозяйственных культур, со сходными занятиями населения и т. д. Но чаще экономические районы выделяются по связям, по тяготению территорий друг к другу.

Рис. 5. Такая разная Россия

В нашем учебнике будет использоваться и природное, и экономическое районирование. В то же время для того, чтобы показать взаимодействие природы, населения и хозяйства в пределах отдельной территории, мы будем использовать такое понятие, как географический район.

Географический район - исторически сложившаяся территория, отличающаяся особенностями природы, населения и хозяйственной специализацией.

Нами будут изучаться такие географические районы, как Центральная Россия, Европейский Север, Северо-Запад, Европейский Юг (Северный Кавказ), Поволжье, Урал, то есть европейская часть России, а также Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток, то есть азиатская часть России.

Некоторые из географических районов могут включать часть природного района и несколько экономических районов. Например, Центральная

Россия - это центр Восточно-Европейской равнины, объединяющий Центральный, Волго-Вятский, Центрально-Черноземный экономические районы.

Уральский географический район включает часть Уральского природного района (Средний и Южный Урал) и совпадает с границами Уральского экономического района. А Восточная Сибирь, наоборот, объединяет два природных района - Среднюю Сибирь и пояс гор Южной Сибири.


Рис. 6. Природные районы России

Сравните два вида районирования нашей страны - природное и хозяйственное (экономическое). Границы экономических районов всегда совпадают с границами субъектов Федерации (любая область или республика включена только в один район!), а границы природных районов не совпадают. В то же время природные и экономические районы порой носят одинаковые названия, например Западная Сибирь.


Рис. 7. Географические и экономические районы России

  1. Сравните границы природных, экономических и географических районов. Определите, какие природные и экономические районы входят в состав каждого из географических районов.
  2. Как вы думаете, чем объяснить, что границы экономических районов обязательно совпадают с границами субъектов Федерации, а границы природных районов не совпадают?
  3. Чем объяснить, что на Восточно-Европейской равнине выделено больше экономических районов, чем в азиатской части России?

Каковы особенности административно-территориального устройства России?

Один из видов районирования - административно-территориальное деление, то есть разделение территории страны на административные единицы: области, края, округа и т. д. Такое деление необходимо для любого современного государства, чтобы собирать налоги, поддерживать порядок, заботиться об образовании и здравоохранении, призывать в армию военнообязанных, да хотя бы просто доставлять почту.

В различные периоды своей истории наша страна разделялась на самые разные части. Это были княжества, воеводства, наместничества, губернии, области, края и т. д.

Современное административно-территориальное деление России - следствие государственного устройства нашей страны. Россия - федеративное государство, состоящее из 89 регионов - субъектов Федерации (рис. 8).


Рис. 8. Административно-территориальное деление России (2001 г.)

В 2000 г. по указу Президента в целях укрепления эффективности федеральной государственной власти все субъекты Российской Федерации были объединены в семь федеральных округов: Северо-Западный, Центральный, Приволжский, Южный, Уральский, Сибирский и Дальневосточный. Границы федеральных округов не всегда совпадают с границами экономических районов. Федеральные округа возглавляют полномочные представители Президента, которые должны контролировать соблюдение российского законодательства, в том числе приведение местных законов (принятых в области, республике и др.) в соответствие с федеральными.

Выводы

Разные виды районирования территории страны проводятся с разными целями. Одна из задач - выделение специфических черт географического района, отличающих его от других (по географическому положению, особенностям природы и ресурсов, населения, существующим связям внутри района и с другими территориями). На этой основе создается целостный образ каждого района. Особый вид районирования - административно-территориальное деление, необходимое для существования любого государства, особенно столь огромного, как Россия.

Вопросы и задания

  1. Какие виды районирования рассматриваются в тексте? Какие задачи они решают?
  2. Составьте схему соподчинения административно-территориального деления своего района (от улицы до субъекта Федерации).
  3. Выясните, каково административно-территориальное деление других стран мира, например США, Германии, Франции, Индии, Китая. Какие признаки положены в его основу? Сравните его с административно-территориальным делением России.
  4. Пользуясь уже полученными знаниями о природе и населении России, подумайте, на какие районы вы бы сами разделили нашу страну по признакам, которые вам кажутся существенными.