Типы экономических систем открытый урок. Экономическая система

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Люди традиционно производят лишь те необходимые для выживания товары и услуги, которые в течение многих столетий производились их предками. Такая экономика приближена к натуральному хозяйству.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимают частные лица и фирмы по своему усмотрению. Государство (правительство) не дает им команд. Рынок заставляет производить только те товары, которые нужны людям, иначе их не удастся продать. Производитель очень рискует, так как нет никакой гарантии, что он сможет продать свой товар.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

1. Решение по вопросу принимает по своему усмотрению государство. Это решение не всегда совпадает с нуждами людей. Команды сверху (от правительства) поступают вниз (к предприятиям). Они должны выполнять государственный план, в котором обозначено, что производить. Государство гарантирует производителю продажу продукции. Из-за приблизительности планирования (планов) всегда бывает дефицит (нехватка) одних товаров и избыток других.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос из поколения в поколение решается одинаково, автоматически, по традиции. В странах с такой экономикой технический прогресс не развит. Уровень жизни неизменно низкий.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

2. Вопрос решается частными лицами и фирмами, которые выбирают самую передовую технологию производства, потому что все произведенные блага принадлежат не государству, а изготовителю, и чем их больше, тем он богаче. Конкуренция (соперничество) между фирмами, производящими однородную продукцию, заставляет искать наилучшие способы производства.

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается согласно обычаям. Издавна сложились свои правила торговли. Цены изменяются нечасто

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается государством. Все произведенные блага распределяются правительством на принципах равенства. Цены на товары назначаются государством и не пересматриваются в течение долгого времени.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

3. Вопрос решается частными производителями. Товар производят для тех, у кого есть деньги на их покупку, а если товаров не хватает, то их получат те, кто может больше заплатить. Существует неравенство, так как люди имеют разные доходы. Действуют свободные цены: они не устанавливаются государством, а зависят от спроса на товары, предлагаемые на продажу, и их количества. Нехватка товара вызывает повышение его цены, значит, купит его тот, у кого есть деньги.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

2. Вопрос решается государством. Главное для предприятий – выполнить государственный план. Из-за направленности производства на план, а не на прибыль предприятия мало заинтересованы в обновлении производственного оборудования, в улучшении технологии изготовления товаров. Вся продукция предприятий принадлежит государству.

Конспект урока по обществознанию

Тема: Типы экономических систем

8 класс.

Учитель истории и обществознания

МБОУ « СОШ с. Красноармейское

Калининского района Саратовской области

Никитина Е.В.

2015

Тема урока : Типы экономических систем.

Цель урока : раскрыть понятие «экономическая система», рассмотреть особенности основных экономических систем.

Основные понятия : экономическая система, командная экономика, рыночная экономика, традиционная экономика.

Оборудование : учебник, рабочие листы, таблица, ИКТ.

Тип урока : Изучение нового материала.

Ход урока:

    Организационный момент.

    План изучения новой темы.

    Экономическая система.

    Характеристика типов экономических систем.

    Главные вопросы экономики.

    Актуализация знаний.

    Что такое экономика? (Это все виды деятельности людей, направленной на создание благ, способных удовлетворить их потребности).

    Какова роль экономики в жизни общества? (Экономика призвана удовлетворять общественные потребности – главным образом, в пище, одежде, жилище, тепле и т.д.)

    Что такое потребности? (это нужда в чем-либо необходимом для поддержания жизнедеятельности и развития личности, группы людей и общества в целом)

    Вспомните классификацию потребностей:(физиологические, социальные, духовные)

    Безграничны ли потребности людей? (Да. По мере удовлетворения одних потребностей неизбежно возникают новые и люди совершают выбор в условиях ограниченности ресурсов.)

    Рассказ учителя об экономической системе. Для того чтобы экономика любой страны нормально работала, необходимо найти

способ координировать этот выбор миллионов людей. Разнообразие способов координации хозяйственной жизни и принятия решений по главным экономическим вопросам зависит от господствующей в обществе формы собственности(кто имеет доступ к экономическим ресурсам), методов принятия экономических решений об организации и распределении благ (стихийно или с помощью приказов, команд), а также методов привлечения людей к экономической деятельности (стимулы и мотивы участия в деятельности). Развитие общества показало возможность существования нескольких вариантов организации экономической жизни. Они получили название экономических систем.

Экономическая система – совокупность организационных способов согласования

экономической деятельности людей для решения вопросов: что, как и для кого производить? Экономисты выделяют следующие основные типы экономических систем: традиционную, командную, рыночную. Каждая из них ищет свои подходы к решению главных экономических вопросов и пути распределения ограниченных ресурсов. Ни одна из этих систем не существует в чистом виде, реальная экономика всегда смешанная. Дело в степени влияния той или иной экономической системы.(Рассмотрим таблицу)

Типы экономических систем

Традиционная

Командная

Рыночная

5.Самостоятельная работа :(Приложение 1.)Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу (задание 1 рабочего листа

Традиционная экономика

В командной экономике

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип –индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

    Задание для обучающихся. 1.Прослушайте стихотворение (используем м/м экран) и ответьте на вопрос: Какой тип экономической системы описан в стихотворении?

Песенка о ярмарке.

Будь ты шериф или ковбой,

Иль золотоискатель,-

Давай отправимся с тобой

На ярмарку приятель!..

Хоть и случается монет

Здесь быстрая утечка,

Но в мире не было и нет

Приятнее местечка.

Тут продается с молотка

Что только захотите-

К примеру, плавки Спартака

И лифчик Нефертити.

Тащи хоть сломанный комод,

Хоть дохлую гиену-

Всегда найдется идиот,

Который спросит цену.

Тут всяк товар необходим

И сбыть его нетрудно,

Тут продается даже дым

С костра Джордано Бруно.

Здесь вы отыщите легко-

Хоть сей продукт и дорог!

Не только птичье молоко,

Но даже птичий творог.

Ну, словом, кто ты там ни будь,

Пусть даже сам Создатель,-

Тебе не вредно заглянуть

На ярмарку, приятель!..

Леонид Филатов.

(Это характерно для рыночной экономики)

2.Проанализируйте ситуации и определите тип экономической системы

(используем экран)

а) В стране W основным богатством считается земля, которая находится в собственности общины. Процесс производства осуществляется в соответствиями с обычаями предков. Всё необходимое для жизни семьи производят в своих собственных хозяйствах. Товарно-денежные отношения не развиты.

(Традиционный тип экономической системы.)

б) В стране N все природные и экономические ресурсы находятся в собственности государства. Вопросы планирования и ценообразования решаются централизованно.

(Командная экономика)

    Закрепление темы. (Работа с заданиями 2-3 в рабочих листах.)

    Домашнее задание: Вопросы на карточках.

    Подведение итогов. Отметки после проверки рабочих листов . (Приложение2)

Приложение 1.

Изучить характеристики экономических систем, и занести в таблицу

( задание 1 рабочего листа ) основные признаки каждой системы.

Традиционная экономика – эта система опирается, прежде всего, на хозяйственный опыт, традиции народа. Именно опыт, традиции подсказывают, что лучше производить в данном месте – рожь или овес, ячмень или пшеницу. Профессиональные навыки передаются от родителей к детям. Сколько и для кого производить, также определяется традицией и обычаями. Новое с трудом проникает в традиционное общество, там господствует натуральное хозяйство. Производство удовлетворяет только внутренние нужды хозяйства. Хозяйство ведется замкнуто. Продукты сразу поступают к потребителю, минуя сферу обмена. Один человек выполняет все виды работ.

В командной экономике основные решения принимаются сверху. Вопрос о том, что и сколько производить, решает государство. Централизованно решается и проблема, как производить (сколько необходимо работников, где размещать производство и др.). От центральной власти зависит также ответ на вопрос: для кого производить? Для командной экономики характерно прямое управление из центра; полный контроль государства за производством и распределением продукции; управление с помощью административных методов.

В рыночной экономике ответы на вопросы, что, как и для кого производить, дают покупатели и продавцы совместно. Главный принцип – индивидуальный интерес, выгода: покупатели заинтересованы в том, чтобы купить подешевле, продавцы – продать подороже. Главная цель производителей – получить прибыль, т.е. разницу между стоимостью произведенного товара и ценой, по которой его продали. Потребители в свою очередь, ищут лучшие товары по наиболее низкой цене. Рынок разрешает противоречия, существующие между их интересами. На вопрос о том, как производить, отвечают производители и владельцы материальных ресурсов. Работники хотят получать более высокую заработную плату. Владельцы сырьевых ресурсов и капиталов хотят продавать свою продукцию по более высоким ценам. Производители стремятся получить высокие прибыли, а для этого необходимо снизить расходы на производство товаров. Тот, кто найдет наиболее эффективный способ производства, сможет продать свои товары дешевле, чем другие. Люди будут покупать именно их. Другие производители, чтобы сохранить свой бизнес, вынуждены перенимать методы удачливого бизнесмена. Так эффективные способы охватывают целые отрасли. Важнейшими признаками рыночной системы ученые признают: максимальную свободу хозяйственной деятельности, активный учет спроса и предложения, доминирование частной собственности при равноправии видов собственности, свободное ценообразование.

Приложение 2

    Используются ли в нашей жизни земледельческие традиции славян?

    Назовите страны, в которых в ХХ в. существовала командная экономика?

    Назовите основные принципы рыночной экономики.

    В какой системе быстрее происходят изменения, экономический рост?

Рабочий лист

Обществознание.

Тема урока: Экономические системы

Учитель: Морозов А.В.

Цель урока:

    уметь характеризовать типы экономических систем;

    формирование умений решать экономические задачи;

    отработка навыков выполнения заданий ЕГЭ

Тип урока: обобщение и систематизация знаний.

Оборудование: раздаточный материал.

Ход урока

    Организационный момент (постановка целей и задач на урок) – 3 мин.

    Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.

Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.

Также учащиеся пишут небольшую рецензию на тест своего одноклассника по форме:

    Наличие чёткой формулировки;

    Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.

    Тема урока – отработка заданий ЕГЭ.

    Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)

П - позиция.

О - объяснение (или обоснование).

П - пример.

С - следствие (или суждение).

- «Я считаю, что...»;

- «Потому что...»;

- «Я могу доказать это на примере...»;

-

    При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления. Например, «Инсерт» , что в дословном переводе означает: интерактивная система записи для эффективного чтения и размышления

Приём осуществляется в несколько этапов:

1 этап. Учащимся предлагается система маркировки текста с тем, чтобы подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

2 этап.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу (таблица 1 ):

4 этап. Последовательное обсуждение каждой графы таблицы. Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов

Предметная область использования приёма: учебные тексты с большим количеством фактов и сведений.

Он способствует развитию аналитического мышления, является средством отслеживания понимания материала. Очевидно, что этапы «Инсерта» соответствуют трём стадиям: вызов, осмысление, рефлексия.

А.Пороховский.

Задание С1- С4

(ПОПС формула)

Отработка заданий С8

« Дебаты».

у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

как форма урока;

как элемент урока.

Раздел учащихся на 2 группы:

Дебаты по ПОПС – формуле.

По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.

По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

пишут эссе:

(У. Черчилль).

Проверка домашнего задания (учащимся было дано задание составить не менее 10 открытых тестов по теме; «Экономика как наука?» - 10 мин.

Тесты учащиеся распечатываю, и на уроке происходит обмен тестами с целью их выполнения и дальнейшей проверки.

рецензию на тест своего одноклассника по форме:

    Соответствие (или не соответствие) вопросов теме;

    Наличие чёткой формулировки;

    Вопросы, по которым возникли затруднения, с указанием причин.

    Применение «ПОПС-формулы» (у учащихся есть памятки)

П - позиция.

О - объяснение (или обоснование).

П - пример.

С - следствие (или суждение).

Технологичность приёма заключается в следующем:

первое из предложений (позиция) должно начинаться со слов:

- «Я считаю, что...»;

второе предложение (объяснение, обоснование своей позиции) начинается со слов:

- «Потому что...»;

третье предложение (ориентированное на умение доказать правоту своей позиции на практике) начинается со слов:

- «Я могу доказать это на примере...»;

и, наконец, четвёртое предложение (следствие, суждение, выводы) начинается со слов:

- «Исходя из этого, я делаю вывод о том, что...».

Государство провело национализацию ряда отраслей тяжёлой и топливно-энергетической промышленности. Какие последствия вызовет данная политика государства? Сформулируйте два возможных последствия. Укажите любую одну возможную причину, которая повлекла частичную национализацию.

    При работе с текстом можно также использовать приёмы из технологии критического мышления.

подразделить заключённую в нём информацию следующим образом:

V «галочкой» помечается то, что им уже известно;

Знаком «минус» - то, что противоречит их представлению;

Знаком «плюс» - то, что является для них интересным и неожиданным;

? «вопросительный знак» ставится, если что-то неясно, возникло желание узнать больше.

2 этап. Читая текст, учащиеся помечают соответствующим значком на полях отдельные абзацы и предложения.

3 этап. Учащимся предлагается систематизировать информацию, поместив её в соответствии со своими пометками в следующую таблицу

Прочитайте текст и заполните к нему таблицу.

Государство в условиях рыночной экономики.

Всех агентов экономики объединяет рыночное пространство страны, где одинаковые для всех правила игры отслеживают и поддерживают особые государственные институты… Сам по себе рынок не в состоянии поддерживать конкуренцию. Поддержание и стимулирование конкуренции в экономической сфере – функция государства. Борясь с монополией, поддерживая конкуренцию, государство находится и в рамках рыночной модели, и вне ее, гарантируя стабильность рыночной системы в целом. Поддержка стабильности играет не меньшую роль, чем защита конкуренции. От выверенной, активной роли соответствующих государственных институтов зависят и благоприятный социальный климат в стране, и устойчивость финансовой системы, и… расширение производства общественных благ – особенно в сфере услуг, образования, науки, здравоохранения, культуры, - создание правового поля в предпринимательской сфере… Поэтому даже в теоретической рыночной модели государству принадлежит важнейшая роль - сохранение самой рыночной системы путем выражения общих, или общественных интересов. Ни один частный бизнес, каких бы гигантских размеров он ни достиг, по своей природе не может игнорировать свои собственные интересы и взваливать на себя интересы всего общества. Однако с подобными обязанностями государство может справиться только в случае, если оно является частью демократического общества. В таком обществе наряду с рыночным механизмом налажен демократический механизм контроля избирателей над государственным аппаратом, а судебная система обеспечивает правовую защиту всем гражданам в соответствии с законом.

А.Пороховский.

После заполнения таблицы и её обсуждения работа по вопросам текста. Задание С1- С4

1. Какие три экономические функции государства в рыночной экономике названы в тексте?

2 Автор перечисляет социально-экономические явления жизни общества, находящиеся в прямой зависимости от активной роли государства в их регулировании. Назовите любые три из них и одно проиллюстрируйте примером.

4 Высказываются разные точки зрения по вопросу взаимосвязи рыночной экономики и демократии. (ПОПС формула) Какую позицию занимает автор? Назовите приведенные им два аргумента и поясните любой из них с помощью примера.

Отработка заданий С8

« Дебаты». Для формирования умений части «С» на современных уроках истории желательно использовать технологию «Дебаты». Это не просто увлекательная игра, но и эффективное средство развития учащихся, формирования

у них качеств, способствующих результативной деятельности в условиях современного общества. «Дебаты» способствуют формированию критического мышления, навыков системного анализа, формированию собственной позиции, искусства аргументации, т.е. тех качеств, которые так необходимы каждому человеку в условиях становления рыночной экономики и демократического общества. Дебаты в учебном процессе выступают в следующих формах:

Раздел учащихся на 2 группы:

    Государственная экономика является одним из самых оптимальных вариантов ведения рациональной хозяйственной деятельности.

    Рыночная экономическая система отвечает рационально на все вопросы экономики.

Дебаты по ПОПС – формуле.

По 3 мин каждая группа представляет свою позицию, 2 минут взаимные вопросы и ответы. В ходе этих дебатов должны быть показаны сильные и слабые стороны экономических систем.

По итогам этих дебатов учащиеся составляют план:

Вам поручено подготовить развернутый ответ по теме «Основные типы экономических систем». Составьте план, в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

пишут эссе:

« Социализм – это равное распределение убожества, а капитализм это неравное распределение блаженства» (У. Черчилль).

    Ведущие понятия Оборудо-вание... 24 25 Человек в системе экономических отношений. Человек в системе экономических отношений. Потребители, производительность... Практическая работа по теме «Экономика» Повторительно-обобщающий урок по главе « ...
  1. Урока. Экономическая и политическая обстановка в стране после гражданской войны. Курс на новую экономическую политику

    Урок

    Составление опорного конспекта по теме . План урока . Экономическая и политическая обстановка в... задания. “Нэп – система экономических мероприятий, сменившая политику “военного... и обратные последствия получатся при налоговой системе … Беднота. – 1921. – 9 ...

  2. Тема урока Кол-во часов (9)

    Урок

    Тема урока Кол-во часов Тип урока Характеристика деятельности... Попытки проведения экономических реформ в конце 1960 - х годов. 1 Урок актуализации знаний... военно-политических блоков. Распад колониальной системы и образование независимых государств в...

экономика, 10, баз.ур.

Урок № 3-4

ТЕМА 2. Типы экономических систем

Урок №3. ТРАДИЦИОННАЯ И КОМАНДНАЯ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ . Урок № 4.

Д.З.: § 2, словарь, таблица

Ред. А.И. Колмаков


Цели урока

  • содействовать пониманию способов решения основных вопросов, вызванных ограниченностью ресурсов, в традиционной и командной экономических системах, рыночной и смешанной ;
  • формировать умениями получать и критически осмысливать экономическую информацию, анализировать, систематизировать полученные данные
  • развивать экономический образ мышления;
  • воспитывать ответственность за экономические решения

Универсальные учебные действия

  • Знать и понимать классификацию экономических систем;
  • Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для получения и оценки экономической информации

Понятия, термины

  • экономическая система;
  • традиционная экономическая система;
  • командная экономическая система;
  • рыночная, смешанная экономические системы;
  • планирование

Изучение нового материала

  • Понятие об экономических системах и основные критерии их разграничения. Традиционная экономическая система. Рыночная экономическая система и частная собственность как её основа. Конкуренция и её экономическая роль. Значение механизма цен как ориентира для продавцов и покупателей. Причины эффективности рыночного механизма и источники его слабости.
  • Командная система: её особенности, возможности и слабости. Причины возникновения смешанной экономической системы. Основные признаки смешанной экономики. Роль рыночных механизмов в смешанной экономической системе.

Понятие «Экономическая система»

Исторически возникшая или установленная, действующая в стране совокупность принципов, правил, законодательно закрепленных норм, определяющих форму и содержание основных экономических отношений, возникающих в процессе производства, распределения, обмена и потребления экономического продукта.


Функции экономической системы.

  • Человечеству постоянно приходится приводить в соответствие свои безграничные желания и ограниченные возможности (ресурсосберегающая) .
  • Чем сильнее развито разделение труда, тем больше зависимость между производителями и тем больше необходимость согласования их деятельности (регулятивная).
  • Такое согласование должна осуществлять экономическая система – определенный способ организации экономической жизни (организационная).

Экономические системы-

формы организации хозяйственной жизни общества, различающиеся по:

способу ведения хозяйства

способам распределения ограниченных ресурсов

формам собственности

способам регулирования экономики


Типы экономических систем

Командная система (социализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в собственности государства, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется по указаниям центральных органов управления и в соответствии с планом.

Традиционная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении племени, а ограниченные ресурсы распределяются в соответствии с длительно существующими традициями.

Рыночная система (капитализм) – способ организации экономической жизни, при котором капитал и земля находятся в частной собственности, а ограниченные ресурсы распределяются с помощью рынка.

Смешанная система – способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.


Главные вопросы экономики

Задачи хозяйственной жизнедеятельности

Что производить?

Как производить?

Для кого производить? (как эти товары и услуги будут распределяться.)

(какие товары и услуги, в каком количестве.)

(с использованием каких технологий и какими ресурсами.)

Главная задача экономики – выбор наилучшего решения среди альтернативных вариантов, при котором достигается максимальное удовлетворение потребностей.


Что производить?

  • традиционная: продукты сельского хозяйства, охоты, рыболовства, производится мало продуктов и услуг, а что производить определяется обычаями и традициями;

2) централизованная: определяется группами профессионалов: инженеров, экономистов, представителями промышленности – «плановиками»;

3) рыночная: определяют сами потребители, производители производят то, что может быть куплено.


Как производить?

  • традиционная: производят так и тем, как и чем производили предки;
  • централизованная: определяется планом;

3) рыночная: определяют сами производители.


Для кого производить?

1) традиционная: большинство людей существуют на грани выживания, добавочный продукт достаётся вождям или собственникам земли, оставшаяся часть распределяется согласно обычаям;

2) централизованная: «плановики», направляемые политическими лидерами, определяют, кто и сколько, будет получать товаров и услуг;

3) рыночная: потребители получают столько, сколько хотят, производители прибыль.


Смешанная экономическая система

  • Во многих странах существует экономика, в которой сочетаются черты рыночной и командной экономических систем, экономическая свобода производителей и регулирующая роль государства.

Смешанная экономика способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в частной собственности, а распределение ограниченных ресурсов осуществляется как рынками, так и при значительном участии государства.



Традиционная система

  • Самой древней из экономических систем является традиционная система, представляющая собой способ организации экономической жизни, при котором земля и капитал находятся в общем владении, а в основе решения вопросов "что, как и для кого" лежат традиции, передающиеся от поколения к поколению.

Недостатки:

  • Неспособность к развитию и совершенствованию, отсутствие технического прогресса.
  • Плохая приспособляемость к изменению внешних условий.
  • Ограниченность числа производимых благ.
  • технический прогресс и внедрение инноваций резко ограничены,
  • религиозные и культурные ценности первичны по сравнению с экономической деятельностью

Преимущества

1.Стабильность общества.

2.Высокое качество производимых благ.


Командно-административная система управления система управления национальным хозяйством, основывающаяся на внеэкономическом принуждении – директивном (приказном) руководстве из государственного центра всеми предприятиями и другими звеньями хозяйства. Это особый тип управления, при котором воздействие на работающих оказывается преимущественно с помощью директив, приказов, распоряжений и других внеэкономических методов.

Командная система означает:

  • непосредственное управление всеми предприятиями из единого центра - высших эшелонов административной власти, что сводит на нет самостоятельность и демократическое самоуправление предприятий;
  • государство полностью контролирует производство и распределение продукции, в результате чего исключаются свободные рыночные связи между отдельными предприятиями;
  • государственный аппарат руководит их деятельностью с помощью административно- распорядительных методов, что подрывает свободную предприимчивость работников и их материальную заинтересованность в результатах труда.

Преимущества:

  • Способность сконцентрировать ресурсы для достижения какой-либо цели.
  • Полная занятость.
  • Уверенность в завтрашнем дне.
  • Отсутствие инфляции.
  • Социальные гарантии и защищённость.

Недостатки:

1. Невозможность точно спланировать все потребности общества и распределить ресурсы для их удовлетворения, как следствие, перепроизводство одних благ и дефицит других.

2. Отсутствие достаточных стимулов к производству и техническому прогрессу, необходимость использования внеэкономических методов принуждения.

3. Негибкость, замедленная реакция на изменения внешних условий.

4. Глубокий застой.


  • Рынок - это вся совокупность форм и организаций сотрудничества людей друг с другом, предназначенных для того, чтобы свести вместе в коммерческих целях продавцов и покупателей и дать возможность первым продать, а вторым – купить товары.

Особенности:

  • Конкуренция – борьба между производителями за более выгодные условия производства, купли-продажи товаров на рынке.
  • Свободное ценообразование
  • Частная собственность

В рыночной экономике благосостояние каждого определяется тем, насколько успешно он может продать на рынке товар, которым владеет: свою рабочую силу, навыки, изделия рук своих, собственный земельный участок или умение организовывать коммерческие операции. Тот, кто предложит покупателям наилучший товар и на более выгодных условиях, оказывается победителем в конкурентной борьбе и открывает себе дорогу к росту благосостояния.

Рыночная система

Недостатки:

  • высокая дифференциация общества;
  • социальная незащищённость;
  • утрата социальных ценностей;
  • возможность сговора в ценах
  • возникновение внешних эффектов;
  • частые кризисы

Смешанная экономика

  • Смешанная экономика представляет собой такой способ организации хозяйственной жизни, при которой земля и капитал в основном находятся в частной собственности, однако собственником определенной части экономических ресурсов является государство. Распределение ресурсов осуществляется как при помощи рыночного механизма, так и при значительном участии государства.

1-й плюс смешанной экономики 2-й плюс: 3-й плюс: 1-й минус: 2-й минус:


Экономическая система

Примеры стран

Традиционная экономическая система

Индия

Рыночная система

Алжир, Бразилия, Ангола

Командная система

Куба, Северная Корея

Смешанная система

США, Япония, Франция, Германия, Великобритания

Определите место России в данной таблице. Аргументируйте свою версию.


? Для самоконтроля

1. Назовите основные виды экономических систем.

2.Выделите достоинства каждой из них. Аргументируйте примерами.

3. Определите недостатки каждой экономической системы. Подтвердите примерами свои заключения.


  • 1. В стране Лимонии частные фирмы могут производить товары и услуги любым законным способом. В этой стране:
  • а) рыночная экономика;
  • б) традиционная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) ничто из вышеперечисленного не

подходит.


  • 2.Когда экономические проблемы решают частично рынком, частично правительством, то экономика:
  • а) рыночная;
  • б) командная;
  • в) традиционная;
  • г) смешанная.

  • 3.В стране Апельсиния экономические блага производятся старым дедовским способом, профессия определяется при рождении. В этом государстве:
  • а) традиционная экономика;
  • б) рыночная экономика;
  • в) командная экономика;
  • г) смешанная экономика.

  • 4.Чем характеризуется рыночная экономика?
  • а) господством частной собственности;
  • б) минимальным вмешательством государства в экономику;
  • в) механизмом цен;
  • г) всё перечисленное верно.

  • 5.В деревне рабочий день длится с рассвета до заката. Как испокон века, хозяева выгоняют скот на пастбище. Эта экономическая система:
  • а)традиционная;
  • б) рыночная;
  • в) командная;
  • г) нет правильного ответа.

  • 6.Распоряжение главы государства гласило, что впредь до дальнейших указаний в стране прекращаются все виды банковских операций. Подобные методы относятся к системе:
  • а) традиционной;
  • б) рыночной;
  • в)командной;
  • г) смешанной

  • 7.Частная собственность, свободная система ценообразования и конкуренция является основой:
  • а) традиционной экономики;
  • б) рыночной экономики;
  • в) командной экономики;
  • г) любой экономической системы.


  • 9.Какая из названных характеристик не относится к рыночной экономике:
  • а)конкуренция;
  • б) частная собственность;
  • в) централизованное планирование;
  • г) свобода предпринимательского выбора.

10.Что характерно для командной экономики?

  • а) частная собственность;
  • б) большая роль традиций;
  • в) минимальное вмешательство государства в экономику;
  • г) прибыль не является существенным показателем производства.

11.Какой из перечисленных ниже элементов является наиболее важным для рыночной экономики?


12. Исторически ранний тип экономики – традиционная. Характерный для нее признак:

  • а)преобладание свободного рыночного хозяйства
  • б) регулирование производства товаров при помощи обычаев
  • в)конкуренция товаропроизводителей
  • г) централизованное государственное управление

13.Установите соответствие:

  • Признаки Типы экономик

А. экономическая 1.рыночная

свобода

производителей

Б.государство 2.традиционная

централизованно

распределяет блага

В.производство 3. плановая

регулируется

традициями


14.Что характеризует рыночную экономику?

  • 1) частная собственность на средства производства
  • 2) уравнительное распределение производимых продуктов
  • 3) государственное регулирование ценообразования
  • 4) централизованное планирование производства

рефлексия

Рефлексия

  • Что узнали?
  • Каким способом?
  • Чему научились?
  • Какие испытывали трудности?
  • Интересно ли было на уроке?

На данном уроке мы познакомимся с понятием «экономическая система» и выясним отличительные особенности каждого из основных типов экономических систем. Также мы рассмотрим их сильные и слабые стороны, поразмышляем о том, почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой.

Тема: Экономика

Урок: Экономическая система

На сегодняшнем уроке речь пойдёт о тех способах, при помощи которых экономика пытается решить насущные проблемы человека. Определение этих способов образует так называемую экономическую систему.

Способы хозяйственной жизнедеятельности человека зависят от трёх основных вещей. Первое - от того, кому принадлежит собственность, ресурсы, ведь это один из фундаментальных и важнейших вопросов. Тот, кому принадлежит ограниченный ресурс (а мы говорили о том, что ресурсы всегда ограничены), в значительной степени определяет характер экономики в целом. Но есть ещё две важные составляющие. Вторым важным фактором выступает тот метод, с помощью которого мы налаживаем взаимосвязи между различными элементами экономической деятельности. Третье - это тот способ, которым людей мотивируют к участию в экономической деятельности. Таких мотивов на самом деле не так уж много. Это материальный мотив, то есть мотив материальной заинтересованности, когда человек работает ради получения прибыли; энтузиазм, когда человек работает, удовлетворяя свой интерес, считая это необходимым; и организованное насилие, когда человека принуждают к работе. Все из вышеперечисленных способов мотивации человека к работе имели место быть и приводили к достаточно интересным результатам. Например, в период рабовладения были построены грандиозные сооружения, но всё это было сделано под влиянием принуждения.

Так или иначе, человечество научилось решать свои экономические проблемы, выстраивая определённые системы. Эти системы принято называть экономическими системами. Экономическая система - это совокупность организационных способов согласования экономической деятельности людей для решения основных вопросов: что, как и для кого производить. Как правило, современные экономисты выделяют три основных типа экономических систем: традиционная, командно-административная и рыночная. Однако стоит отметить, что в современном обществе очень сложно будет найти данный тип экономических отношений в чистом виде. Наши общества слишком связаны друг с другом, поэтому ни одна из экономических моделей не сохранилась в первозданном виде. Но для нас совершенно необходимо познакомиться с основными чертами каждой из этих моделей.

Рис. 2. Типы экономических систем ()

Итак, традиционная экономика. Уже само название данной экономической модели намекает на то, что она ориентируется на обычаи и традиции, изначально установившиеся в этом обществе. Как правило, экономика традиционного типа ориентируется на сельское хозяйство: производство зерновых, домашнее скотоводство. Сельское хозяйство в такой экономике зиждется на широком применении ручного труда, технологии либо совсем не развиты, либо развиты очень слабо. Кажется странным, что такой тип экономической модели существует до сих пор. Но он существует в некоторых государствах Африки, Южной Америки, у народов Полинезии, где человеческие общества организованы именно по этой экономической модели. В своём роде она совершенна. Дело в том, что традиционная экономика, как правило, отвечает тем природно-климатическим условиям, тем вызовам, с которыми сталкивается человек, обитающий в определённой среде. Современные технологии и средства производства в этой среде, возможно, и не нужны. Люди достигли совершенного производства, исходя из того, что у них есть. Они добывают необходимое количество пищи, умеют произвести на свет необходимое для них количество товаров, в данном смысле традиционная экономика представляет собой завершенный цикл. Менять в ней ничего не нужно, ведь потребности людей, которые живут по принципам данной экономики, весьма ограничены.

Понятно, что такая экономическая система возможна далеко не везде. Если вы живёте в умеренном климатическом поясе, где вызовы для человека постоянные, вам необходимо постоянно развиваться, совершенствоваться. Европейцы, живущие в умеренной зоне, постоянно придумывали что-то новое, решали те проблемы, которые перед ними возникали. Вот так постепенно сложилась иная форма экономического взаимодействия.

Её принято называть рыночной экономикой. В какой-то степени рынок - это стихия, вместе с тем у этой стихии есть очень чёткий порядок. Рыночная экономика - это специфическая модель, где экономическая жизнь основана на нескольких важных принципах, а именно:

1. Многообразие форм собственности;

2. Обязательное частное предпринимательство;

3. Свободное ценообразование.

Вообще рынок представляет собой очень тесную взаимосвязь между предпринимателями и покупателями. Только этот тандем определяет и цену товара, и необходимость производства этого товара. Определяется, сколько товара производить, какого качества, в каких точках земного шара он более необходим, а в каких - менее необходим.

В условиях рыночной экономики существуют только те товары и услуги, которые приносят прибыль по той простой причине, что человек, производящий эти товары и услуги, изначально тратит свои деньги. Рыночная экономика - это, прежде всего, экономика частного бизнеса. Безусловно, если человек вкладывает в производство товара свои средства и ресурсы, он хочет как компенсировать затраты этих ресурсов, так и получить прибыль. Для того чтобы это произошло, необходимо быть очень грамотным стратегом: понимать, какие потребности на данный момент существуют в обществе, и сможешь ли ты их грамотно удовлетворить. Для того чтобы достичь наилучших результатов, предприниматель постоянно стремится уменьшить свои издержки. Это возможно в том числе и с использованием новых технологий, которые позволяют удешевить производство. Значит, изобретение новых технологических процессов, изобретение новых машин позволяет предпринимателю увеличить свою прибыль. Это лежит в основе прогресса, именно в этом суть рыночной экономики. Мы улучшаем окружающий мир, получая прибыль для себя.

Однако и у рыночной экономики есть свои слабые стороны. Главная из них - проблема распределения средств, проблема распределения материальных ресурсов. К сожалению, рыночная экономика приводит к значительному внутреннему расслоению в обществе: у одних социальных групп скапливаются большие состояния, они имеют возможность приобретать больше товаров, потреблять большее количество благ, пользоваться более качественными услугами, чем другие. Но все мы так или иначе имеем чувство справедливости и хотим получать по заслугам, а рыночная экономика - очень жесткая модель, которая пренебрегает такими вещами как честь, справедливость, достоинство. Речь идёт только о прибыли.

Довольно давно люди стремились создать экономическую модель, которая отвечала бы интересам большинства, а в идеале - всех. Существовали различные варианты, как решить эту проблему. Наиболее примитивный способ - тот, который предлагал знаменитый литературный персонаж Шариков из «Собачьего сердца», а именно: взять всё и поделить. К сожалению, такой раздел благ и ресурсов между всеми невозможно произвести.

Постепенно родилась идея о создании общества, где бы главным регулятором экономики выступало государство. Такая экономическая модель получила название командно-административной . В такой экономической системе собственность принадлежит государству в большинстве своём. Государство принимает основные экономические решения, а, значит, оно распределяет ресурсы, отвечает за ценообразование. Получается, что можно создать условия, когда большинство населения будет иметь возможность приобретать необходимые товары и услуги. Но вместе с тем такая экономическая модель имеет и существенные недостатки. Главный из них - отсутствие массовой заинтересованности людей в производстве качественных товаров и услуг.

История нашего государства изобилует тому примерами. Значительный промежуток исторического времени наше государство входило в состав Советского Союза, и в этом государстве господствовала командно-административная система. Ведутся споры по поводу того, было ли это ошибкой или достижением, у обеих сторон есть убедительные доводы. В Советском Союзе была построена мощнейшая индустрия, он производил всю номенклатуру необходимых товаров, начиная от иголки и заканчивая космическими аппаратами; такого не могла позволить себе ни одна экономика мира. Однако ваши родители могут рассказать вам о том, что в Советском Союзе существовал жуткий дефицит товаров, зачастую в магазинах не было колбасы. Таковы реалии командно-административной системы.

Современный мир очень сложен, большинство экономик мира являются смешанными. Смешанная экономика - это экономика, в которой равномерно представлены как государственная, так и частная собственность. Иногда это логично пересекается и взаимодействует в том числе и с экономикой традиционного типа. В современной России есть элементы всех трёх основных типов экономических отношений.

Скорее всего, за экономиками смешанного типа и будет ближайшее будущее человечества. Конечно, мы не можем с уверенностью предсказывать продолжительный период будущей истории человечества, потому что человеческое общество слишком непредсказуемо и довольно быстро меняется. В том числе это касается и экономики. Но это уже проблема будущих поколений.

Как уже упоминалось, традиционные экономики по-прежнему существуют. Самое интересное, что некоторые из них весьма успешны и, самое главное, вполне лаконично вписались в экономические модели иного типа. В качестве примера рассмотрим экономику африканского племени масаи.

Масаи - охотники и скотоводы, они живут на традиционном уровне развития. Они носят национальную одежду, как правило, используют исключительно свои орудия труда, технологии изготовления которых перешли им по наследству, и по-прежнему ведут своё хозяйство на том уровне, который был достигнут очень давно. Но масаи научились продавать свой стиль жизни для современного общества. Сейчас толпы европейских туристов специально едут в Африку, чтобы посмотреть, как живут люди на традиционном уровне развития. При этом они платят большие деньги, в том числе и масаям. За вырученные деньги масаи приобретают те вещи, которые сами они произвести не в состоянии. Перед иностранцами же они устраивают различные обряды, ритуалы, танцы, чтобы подогреть интерес иностранных туристов. Подобный тип экономических отношений достаточно характерен для традиционных экономик, именно поэтому они и живут.

Давайте рассмотрим парадокс. Командно-административная система - это попытка человека создать справедливое общество. На практике же оказывается, что когда люди пытаются с помощью команд и распоряжений регулировать экономические отношения, возникает жуткий дефицит товаров, многие из них не отличаются высоким качеством. Проблема здесь в мотивации. Если человек не заинтересован в результате своего труда, а иных форм принуждения (насилие) в государстве нет, он работает из рук вон плохо.

К сожалению, история обществ с командно-административной системой всегда была очень похожей. Людям доставалось по необходимому количеству экономических благ, какие-то товары и услуги были доступны всем, но отвечать всем интересам общества, быть качественными эти товары не могли. Нынешняя ситуация в мире показывает, что даже там, где до сих пор сохранена командно-административная система, государства характеризуются экономической отсталостью. Это государства, где население по-настоящему не живёт в экономическом смысле. Оно лишь существует.

Список литературы

1. Кравченко А.И. Обществознание 8. - М.: Русское слово.

2. Никитин А.Ф. Обществознание 8. - М.: Дрофа.

3. Боголюбов Л.Н., Городецкая Н.И., Иванова Л.Ф. / Под ред. Боголюбова Л.Н., Ивановой Л.Ф. Обществознание 8. - М.: Просвещение.

2. Крымский агропромышленный колледж ().

Домашнее задание

1. Объясните, какими способами людей можно мотивировать к труду.

2. Почему в мире до сих пор сохранились общества с традиционной экономикой?

3. * Составьте сравнительную характеристику всех трёх основных типов экономических систем в виде таблицы. Критерии для сравнения выберите самостоятельно.